Финансирование инновационной деятельности в сфере малого бизнеса в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    133,32 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансирование инновационной деятельности в сфере малого бизнеса в Российской Федерации

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Теоретические основы финансирования инновационной деятельности в сфере малого бизнеса

.1 Значение и сущность инновационной деятельности в малом бизнесе

.2 Финансирование малого бизнеса в условиях инновационного развития экономики

.3 Источники финансирования инновационной деятельности малого бизнеса

. Анализ основных направлений развития финансирования инновационной деятельности в сфере малого бизнеса

.1 Оценка состояния финансирования инновационной деятельности в малом бизнесе в Российской Федерации

.2 Особенности финансирования инновационной деятельности в сфере малого бизнеса в Республики Башкортостан

.3 Проблемы и перспективы развития финансирования инновационной деятельности в сфере малого бизнеса

Заключение

Список использованных источников и литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляющая субъектами рыночной экономики при определенных критериях, установленных законами, государственными органами или представительными организациями. При этом предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей.

Малый бизнес является важнейшим субъектом инновационной деятельности. Он может внести существенный вклад в развитие производства в технически передовых областях и направлениях. Малый бизнес служит основным источником нововведений, генератором новых идей, создает предпосылки к инновационному развитию экономики в целом, и в значительной мере инновационная деятельность проявляется в сфере малого бизнеса в специфических формах (венчурах, технопарках, бизнес - инкубаторах и других), которые призваны вносить существенный вклад в обеспечение экономического роста страны.

Малые предприятия должны открывать новые сегменты рынка, осваивать и внедрять новые продукты и технологии, быть главными поставщиками продукции, тем самым, повышая наукоемкость и конкурентоспособность производства и способствуя формированию нового технологического уклада.

В настоящее время активизируется процесс развития малого бизнеса, где инновационная деятельность является наиболее активным, инициирующим началом, то есть объективной необходимостью развития всех хозяйственных субъектов. Предприятия малого бизнеса обладают способностью реагировать на запросы потребителей быстро и эффективно.

Исходя из вышесказанного, актуальность избранной темы очевидна: осуществление малыми предприятиями инновационной деятельности возможно только на основе развитой системы финансирования, которая ориентирована на привлечение нескольких источников, предполагающих своевременное и эффективное внедрение инноваций, и обеспечивает получение прибыли от инновационной деятельности.

Степень разработанности. С учетом потребностей инновационной направленности экономического развития в последние годы обозначился растущий интерес к более эффективной реализации инновационных процессов и менеджменту в данной области. Значительный вклад в изучении финансирования инновационной деятельности в сфере малого бизнеса оказали Л. Фостер., Д.А. Ендовицкий Д.А., Л.П. Гончаренко, В.И. Архангельский, Ю.В. Яковец, О.М. Хотяшева, Н.Л. Маренков, Р.А. Фатхутдинов, А.В. Сурин, А.В. Барышева. Несмотря на то, что отечественными учеными были достигнуты существенные результаты в вопросах повышения эффективности финансирования инновационной деятельности в сфере малого бизнеса, решением противоречия между интересами малого бизнеса и представителей государства, ответственных за его развитие, а также вопросы, связанные с созданием специальных условий для развития инновационной функции малого бизнеса, требуют дальнейшего глубокого осмысления.

Целью работы является исследование особенностей финансирования инновационной деятельности в сфере малого бизнеса в Российской Федерации.

В соответствии с целью курсовой работы должны быть решены следующие задачи:

определить сущность инновационной деятельности в сфере малого бизнеса;

исследовать финансирование инноваций в малом бизнесе в условиях развития экономики;

определить источники финансирования инновации в малом бизнесе;

рассмотреть финансирование инновационной деятельности в малом бизнесе в Российской Федерации и в Республике Башкортостан;

сделать выводы и определить перспективы развития финансирования инновационной деятельности в сфере малого бизнеса.

Предметом исследования в курсовой работе выступает совокупность экономических отношений, связанных с финансированием инновационной деятельности в сфере малого бизнеса.

Объектом исследования являются малый бизнес в Российской Федерации.

Методология и методы исследования. Методологической и теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, внесших существенный вклад в изучение финансирования инновационной деятельности в сфере малого бизнеса. Для решения поставленных в работе задач в качестве инструментария применялись такие общенаучные методы познания и специальные методы, которые характерны для экономических исследований, как сравнительный, экономико-статистических группировок данных, табличный метод, графический метод.

Информационная база исследования. Правовую основу исследования составил от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В качестве базы данных использовались данные   сайта Министерства промышленности Республики Башкортостан, Федеральной службы государственной статистики. В работе использовались брошюры, статьи в сборниках и периодической печати по вопросам, рассматриваемым в работе.

Теоретическая значимость работы состоит в развитии методологических инструментариев для изучения финансирования инновационной деятельности в малом бизнесе.

Практическая значимость исследования работы заключается в выводах и предложениях, которые помогут малому бизнесу улучшить финансирование инновационной деятельности.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

1.1 Значение и сущность инновационной деятельности в малом бизнесе

инновация малый бизнес предпринимательство

В настоящее время о необходимости внедрения принципов инновационной экономики заявлено на самом высоком правительственном уровне. Один из важных факторов, которые способствуют успешному становлению инновационной экономики, является малое предпринимательство, способное сделать механизм запуска перспективных технологий гибким и экономичным.

Малое предпринимательство вносит большой вклад в формирование материальной основы благосостояния и социальной стабильности всех индустриально развитых стран мира. Экономическая и технологическая гибкость субъектов малого предпринимательства обуславливает высокий инновационный потенциал данного инструмента экономической политики в реализации новых идей, позволяющий реагировать на требования рынка. Суть современной концепции механизма коммерциализации технологий заключается в том, что передача технологий из науки в промышленность может быть эффективной лишь при активном сотрудничестве всех субъектов инновационной деятельности и полной реализации разработчиком и изобретателем права интеллектуальной собственности.

Ключевые характеристики одной из наиболее эффективных форм реализации прав интеллектуальной собственности, именно коммерческой инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства, можно классифицировать по следующим признакам:

степень мотивации к инновационной деятельности: высокая гибкость, мобильность и адаптивность (поскольку во главе субъекта предпринимательской деятельности - юридического лица - часто стоит автор нововведения или инноватор - предприниматель, осуществляющий деятельность без образования юридического лица);

оперативное реагирование на изменение спроса, сформированного потребностям общества; ориентация на конечный результат (коммерческий фактор: извлечение прибыли);

численность и качество персонала: немногочисленный персонал (до 100 человек включительно);

налаженность коммуникаций и взаимозаменяемость сотрудников;

обеспечение занятости населения посредством создания дополнительных рабочих мест (обеспечение самозанятости в случае с инноватором - предпринимателем);

готовность идти на предпринимательский риск с учетом особенностей наукоемкого коммерческого товара;

уровень креативности предпринимательской деятельности: повышенная творческая инициативность; способность к быстрым переменам, самостоятельность в принятии решений; узкая специализация творческого поиска; введение новшеств, разработка новых изделий, процессов и услуг с высокой скоростью и максимальной эффективностью.

С учетом приведенных выше характеристик можно сделать вывод о том, что малый бизнес служит одним из основных источников нововведений и, безусловно, создает предпосылки для развития инновационной экономики. Наиболее эффективными формами организации малых предприятий могут быть:

деловой центр (бизнес - инкубатор), содействующий развитию совместного предпринимательства посредством оказания помощи малым предприятиям в управлении и обеспечении набором необходимых услуг в юридической, бухгалтерской, экономической и других сферах деятельности;

- центр трансфера технологий - внедренческая фирма, специализирующаяся на внедрении, патентовании и лицензировании, продвижении на рынок научно - технических новшеств и объектов инновационной деятельности, доведении изобретений до коммерческого использования и продаже лицензий.

Инновационная деятельность малых предприятий создает реальную базу для структурной перестройки всей экономики на наукоемкой основе.

Роль малого предпринимательства в формировании российской инновационной экономики определяется степенью его участия в создании научных знаний и разработок, посредничестве при передаче знаний и информации, производстве и доведении до потребителя инновации товаров. Оценить реальный вклад малого предпринимательства в процесс формирования инновационной экономики на основе имеющихся статистических данных довольно сложно, поскольку отсутствия информация о таком важном аспекте деятельности субъектов малого предпринимательства, как реализация инновационных товаров.

Пик бурного развития малых предприятий в сфере научных исследований разработок был зафиксирован в начале 1990-х гг. Малые предприятия в рассматриваемый период создавались преимущественно для реализации инновационного потенциала, который был сформирован на государственных предприятиях, в конструкторских бюро и научно-исследовательских институты и советский период, в целях коммерциализации многолетних научных и инженерных разработок. Однако уже с 1996 г. стали наблюдаться неблагоприятные тенденции:

- деиндустриализация на уровне малого бизнеса: доля промышленных малых предприятий неуклонно снижается;

- опережающие темпы роста числа малых торговых предприятий;

- доля малых предприятий в сфере науки и научного обслуживания рассматриваемый период снижается.

Анализируя результаты деятельности инновационных малых предприятий за последнее десятилетие, можно отметить тенденцию к увеличению объема произведенной ими продукции в текущих ценах, хотя удельный вес этой продукции остается невысоким; высокий удельный вес прибыльных инновационных малых предприятий - 73,9 % за анализируемый период (на 5,3 п.п. выше, чем в среднем по всем предприятиям малого бизнеса); уровень среднего показателя рентабельности (4,1 %) выше, чем в среднем по малым предприятиям - 1,8 %. Доля прибыльных предприятий лишь незначительно уступает этому показателю деятельности крупных и средних предприятий науки и научного обслуживания, что свидетельствует о том, что инновационные малые предприятия по отдельным направлениям могут составить конкуренцию крупным научным институтам, занимающим лидирующие позиции в производстве научных продуктов. При благоприятных условиях субъекты малого бизнеса могут стать потенциальным источником инновационного развития и выступить в качестве инноваторов в таких областях, как реинжиниринг продуктов и услуг для удовлетворения новых потребностей рынка, использование новых организационных поя подходов для повышения производительности, разработки маркетинговых инноваций. Малые промышленные предприятия при соответствующей финансовой поддержке имеют возможность в короткие сроки наладить производство новых идей на современной технологической основе.

Таким образом, роль сектора малого предпринимательства в развитии инновационной экономики заключается в том, что, во-первых, он способствует совершенствованию производства и управления, а во-вторых, формирует спрос на новые разработки, тем самым, обеспечивая непрерывность прогресса.

.2 Финансирование малого бизнеса в условиях инновационного развития экономики

В современных условиях переход к инновационному развитию экономики и ее модернизация являются одним из ключевых факторов активизации экономического роста.

Внедрение основанных на достижениях научно-технического прогресса новых, передовых технологий, форм организации труда и управления особенно актуально в сфере малого бизнеса, поскольку именно малые предприятия выступают в качестве связующего звена между наукой и производством.

Роль сектора малого предпринимательства в инновациях многогранна: он обеспечивает инновационные процессы в экономике, способствуя совершенствованию организации управления производством. Одновременно малый бизнес, будучи непосредственно вовлеченным в производство наукоемкой продукции, порождает спрос на новые разработки, обеспечивая непрерывный научно-технический прогресс.

Вместе с тем осуществление активной инновационной деятельности в сфере малого бизнеса сдерживается рядом объективных и субъективных факторов.

Основные факторы, сдерживающие внедрение инноваций: отсутствие закона, регулирующего инновационную деятельность малых предприятий; недостаточная финансовая поддержка со стороны государства; высокая стоимость нововведений; низкий платежеспособный спрос на новые продукты; высокий экономический риск и длительные сроки окупаемости нововведений; низкая востребованность малого инновационного бизнеса; отсутствие действенных финансовых механизмов и налоговых стимулов инновационной деятельности; трудности с получением банковских кредитов; сложности с получением помещений и их высокая арендная ставка; недостаточное количество квалифицированных кадров.

Бюджетное регулирование малого предпринимательства в инновационной сфере в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов должна основываться на взаимосвязи осуществляющих ее федеральных и региональных органов и выработке ими единой политики, адаптируемой в каждом конкретном случае к специфическим региональным условиям.

Малый бизнес может эффективно функционировать только в условиях хорошо налаженной инфраструктуры поддержки, включающей в себя информационные, консультационные, обучающие и другие структуры. Соответственно, государственная поддержка должна быть направлена именно в сферу малого бизнеса, поскольку малые предприятия располагают значительным инновационным потенциалом и имеют реальные возможности для наращивания нетрадиционного объема экспорта. Поскольку выживание малого бизнеса определяется его способностью чутко реагировать на нововведения, то могут появиться и сильные стимулы к инновациям. Достижение обеспечения интересов малого предпринимательства в инновационной сфере может быть реализовано в рамках решения на федеральном уровне также такой задачи, как совершенствование налоговой политики государственной поддержки в инновационной сфере. В условиях продолжающейся инфляции (несмотря на замедление темпов ее роста) налоговое время, испытываемое всеми предприятиями, особенно сильно в посткризисный период отразилось на предприятиях с длительным производственным циклом, в том числе на наукоемком производстве. На малых предприятиях материальные и временные затраты на НИОКР составляют весьма значительную долю в цикле охватывают разработку, внедрение, производство и доведение готовой продукции до потребления.

Для стимулирования инновационной активности субъектов малого бизнеса важная роль принадлежит одному из инструментов государственного регулирования налогам. Для расширения объемов налогового регулирования инвестиционной и инновационной активности субъектов малого бизнеса необходимо реализовать комплекс мер по совершенствованию налогового законодательства, в частности:

сократить количество налоговых льгот и вычетов, не имеющих социальной направленности и не связанных с научной и деятельностью, привлечь к уплате налогов организации, работающие денежными оборотами;

осуществить освобождение от налогообложения прибыль, инвестируемую в развитие реального производства, его модернизацию и в инновационную деятельность и зачисляемую на инвестиционные счета;

осуществить высвобождение от НДС безвозмездно передаваемые неликвидные и не участвующие в производственной деятельности основные фонды и товарно - материальные ценности в целях стимулирования вывода из состава имущества организаций неиспользуемых мощностей;

с учетом опыта индустриальных стран целесообразно осуществить устранение налогообложения сверхнормативных затрат на подготовку кадров для малых предприятий, и в первую очередь на подготовку менеджеров инновационной направленности;

осуществить освобождение от налогообложения дохода и прибыли малых инновационных предприятий экспортирующих не менее 50 % товаров, изготовленных с использованием российской интеллектуальной собственности;

осуществить освобождение от налогообложения дохода и прибыли малых инновационных предприятий при условии выпуска ими импортозамещающей продукции и при реализации ее внутри РФ;

осуществить принятие к учету в составе расходов индивидуального предпринимателя, уменьшающих налоговую базу по налогу на доходы физических лиц, затрат на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположены строения, используемые для осуществления инновационной деятельности.

В этой связи в современных условиях государство должно целенаправленно стимулировать инновационную активность в экономике за счет введения разнообразных льгот и особых условий хозяйствования.

На современном этапе практически во всех развитых индустриально странах существует система Государственного стимулирования инновационной деятельности малых предприятий. Так, во Франции действует временное освобождение от уплаты налога на прибыль или частичное его снижение («налоговые каникулы»), которое распространяется на вновь созданные мелкие и средние фирмы (в том числе научно- исследовательские) со снижением (на первые 5 лет их деятельности) на 50 % уплачиваемого ими подоходного налога.

В Великобритании для стартующих инновационных компаний налог на прибыль снижен с 20 до 1 %. Потолок необлагаемых налогом инвестиций таких компаний поднят на 50 % (до 150 тыс. фунтов стерлингов). Снижен налог на прирост капитала от долгосрочных инвестиций в стартующие инновационные компании, и снят налог при реинвестировании в такие компании. Действующие налоговые льготы для малого и среднего бизнеса позволяют снижать налогооблагаемый доход на 20 % в случае, если превышен предыдущий максимальный уровень расходов на НИОКР, либо уменьшить налоговые выплаты на 6 % от величины расходов на исследования и разработки.

Расходы, которые предприятия несут при платежах исследовательским учреждениям в связи с научно - технологическим развитием, также могут вычитаться из налогооблагаемой прибыли.

Система финансирования инвестиций в малое предпринимательство в инновационной сфере должна включать установление аналогичных льгот на капитал, вложенный в малые инновационные предприятия, делающих выгодным для крупного и среднего бизнеса сотрудничество с малым бизнесом.

Существующие в государственной политике по отношению к малому предпринимательству в инновационной сфере противоречия можно разрешить, осуществив дифференцированный подход к малым предприятиям различных типов.

Таким образом, исходя из результатов исследования тенденций и проблем развития малого предпринимательства, следует, что в условиях инновационного развития и провозглашенного курса модернизации экономики необходимо расширение объемов и масштабов государственного регулирования малого бизнеса за счет реализации комплекса мер организационно-экономического и правового характера.

.3 Источники финансирования инновационной деятельности малого бизнес

Финансирование инновационной деятельности малых предприятий имеет ряд особенностей:

во-первых, высокий риск деятельности, обусловленный возможным характером инновационной деятельности и низкой компетентностью менеджмента;

во-вторых, сложностью оценки финансового положения малого инновационного предприятия, а также сложностью залогового обеспечения кредита, небольшого размера стартового капитала, ограниченностью ресурсов, преимущественного использования арендного имущества;

в-третьих, постоянно возрастающие финансовые потребности на специфических этапах производства продукции.

Важным источником финансирования инновационной деятельности малого бизнеса служит венчурный капитал - долгосрочный рисковый капитал в разных организационных формах. Известна такая его форма, как инвестиции в акции новых и быстрорастущих компаний в целях получения высокой прибыли после регистрации акций этих компаний на фондовой бирже <#"584049.files/image001.gif">

Рисунок 1 - Финансирование инновационной деятельности в сфере малого бизнеса

2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

.1 Оценка состояния финансирования инновационной деятельности в малом бизнесе в Российской Федерации

В Российской Федерации в финансировании инновационной деятельности малого бизнеса участвуют Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности», ОАО «Российский банк развития», ОАО «РВК», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере, ЗАО « ММВБ», Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России», Российская Ассоциация Венчурного Инвестирования, Сбербанк.

Предприятия малого бизнеса являются главными источниками инновационной активности. Предпринимательство и инновационное развитие также зачастую подразумевают сильную встряску для бизнеса - предприятия стартуют, добиваются успеха или терпят неудачу в непрекращающейся борьбе за разрешение рыночных и технологических неопределенностей, способствуя при этом созданию лучшего экономического ландшафта. Из-за указанных неопределенностей и неравномерного распределения информации о рынках и технологиях по всему экономическому пространству государственные финансовые институты испытывают трудности в поддержке отдельных инновационных предприятий в рамках своего понимания рисков и доходности и способности управлять ими. По этой причине инновационные предприятия зависят от частных лиц или специальных посредников для получения финансовой поддержки в период их нахождения в самой неопределенной фазе своего развития.

Такими посредниками могут служить венчурные компании.

Цель венчурного финансирования заключается в получении сверхвысокого дохода от вложения денежных средств, который инвестор получает в виде возврата через иное количество лет путем продажи возросших в цене акций или доли успешно развивающейся компании партнерам по бизнесу на открытом рынке либо крупной компании, работающей в той же области, что и развивающаяся фирма.

Таблица 1 - Объем капитала под управлением, аккумулированного в фондах, действующих на российском рынке прямого и венчурного инвестирования

Год

Объем капитала, млрд. долл.

Прирост, %

2006

6,28


2007

10,26

 63

2008

14,33

39

2009

15,2

 6


Объем вновь привлеченных средств в абсолютном выражении составил порядка 1,31 млрд. долл., что примерно в 3 раза меньше, чем в предыдущем периоде (4,27 млрд. долл. в 2008 г.). Характерно, что многие компании, ранее заявлявшие о запланированном сборе вторых (и следующих) фондов в 2009 г. скорректировали свои планы, перенеся фандрейзинг на 2010-2011 г.г. Это вполне объяснимо, так как осуществление выходов из ранее проинвести- рованных компаний в период 2008-2009 г.г. при участии Российской венчурной компании.

Мировой опыт показывает, что наиболее эффективными формами организации венчурного финансирования бизнеса являются:

прямое инвестирование, которое приводит как к максимизации риска, так и к объемам прибыли при удачном исходе;

- совместное инвестирование крупного инновационного проекта, при котором минимизируется риск за счет разделения его на несколько составляющих, но вместе с тем уменьшается и индивидуальная норма прибыли;

- участие в независимых венчурных фондах, позволяющее рассредоточить финансовый риск, не требующее от инвесторов значительных вложений и специфичных для данного рода деятельности навыков управления, так как венчурные фонды создаются и управляются профессионалами рисковых капиталовложений.

Ресурсы в независимые венчурные фонды могут поступать не только от крупных корпораций, но и из пенсионных фондов, страховых компаний, государственных и негосударственных фондов поддержки развития малого предпринимательства и других организаций.

Механизм венчурного финансирования инноваций в российском бизнесе имеет определенную специфику: в условиях неразвитости российского фондового рынка трудно найти рисковый капитал, но, тем не менее, российский венчурный капитал в Российской Федерации за последние годы значительно вырос.

Как показано на рисунке 2, по итогам 2010 г. был показан более чем двукратный рост по сравнению с результатами 2009 г., как по числу новых портфельных компаний, так и объему инвестиций. За 2010 г. объем инвестиций составил около 2,7 млрд. руб., что составляет 45 % от объема инвестиций и почти вдвое превышает объем инвестиций, сделанных в 2009 г.- 1,4 млрд. руб.

Рисунок 2 - Инвестиции в малые предприятия в 2007- 2010 г.г. в Российской Федерации, %

В отраслевом разрезе фонды с участием капитала РВК инвестировали в 2010 г. преимущественно в биофармацевтику, промышленное производство и информационные технологии (рис.2).

В 2010 г. ОАО «РВК» было подключено к системе из 22-х региональных венчурных фондов инвестиций в малые предприятия в научно - технической сфере, созданных в 2006-2010 г.г. Управляющим компаниям оказывается экспертная поддержка, по результатам которой инвестиционными комитетами фондов были одобрены 18 проектов (из 37 представленных) на общую сумму более 0,7 млрд. руб. ОАО «РВК» уже занимается продвижением портфельных компании этих фондов на рынке. В 2011 г. ожидается заметное увеличение объема венчурных инвестиций, произведенных региональными фондами при экспертной и иной поддержке ОАО «РВК».

Рисунок 3 - Структура инвестиций фондов РВК в различные сектора экономики в 2010 г., млн. руб.

Наблюдается активное участие ОАО «Российский банк развития» в решении задач модернизации экономики и содействия ее переходу на инновационный путь развития. В 2010 г. Российский банк развития разработал и приступил к реализации Программы «Финансирование для инновации и модернизации», нацеленной на организацию финансовой поддержки инновационных и модернизационных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства посредством предоставления целевых кредитов банкам - партнерам. В рамках Программы предлагаются более льготные условия финансирования (долгосрочные кредиты по низким процентным ставкам - от 10% годовых) субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих разработку и внедрение инноваций или реализующих проекты по модернизации производства на основе самых современных технологий. На начало апреля 2011 г. в рамках данной программы были подписаны кредитные договоры с 28 банками на общую сумму 7,5 млрд. руб.

Объем инвестиций в основной капитал на МП в 1 полугодии 2010 г. в целом по РФ составил 95 534,4 млн. рублей, что на 15,3% ниже показателя за аналогичный период прошлого года.

Таблица 2 - Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях в Российской Федерации в январе - июне 2010 г.


Объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в январе - июне 2010 г.


Млн. руб.

На душу населения, руб.

В % к январю - июню 2009 г.

Российская Федерация

95 534,4

673,2

84,7


Сбербанк совместно с «Опорой России» реализует целую программу мер, которые направлены на развитие финансирования малых предприятий. Российский банк развития предоставляет малому предпринимательству достаточно привлекательные стоимостные условия. По данным на 1 апреля 2011 г. в рамках договорах, заключенных после 1 ноября 2010 г., средневзвешенная ставка для малого и среднего предпринимательства составила 12,7 % годовых.

Сравнительные данные о финансировании государством расходов на НИОКР в РФ и в ведущих индустриально странах представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 - Уровень бюджетных расходов на НИОКР в 2010 г., млрд. долл.

В программе поддержки малого предпринимательства Российской Федерации планируется обеспечить «запуск» новых направлений: содействовать развитию малого бизнеса на территории Северо - Кавказского федерального округа и в моногородах, а также развивать малый бизнес в сфере энергоаудита и энергосервиса.

Таблица 3 - Сравнительные данные об инвестициях в основной капитал на малых предприятиях по федеральным округам РФ в 2010 г.

Федеральный округ

Объем инвестиций в основной капитал


Сумма, млн. руб.

На душу населения, руб.

В % к 2009 г.

Российская Федерация

258 431,2

1 821,0

94,0

Центральный

61 573,7

1 821,0

94,7

Северо-Западный

24 772,8

1 658,0

170,0

Южный

46 616,2

1 843,6

83,8

Северо - кавказский

4 523,1

3 309,3

92,3

Приволжский

57 501,0

488,7

93,0

Уральский

12 251,0

1 909,7

64,3

Сибирский

43 422,0

997,7

91,9

Дальневосточный

5 769,8

2 322,1

117,1


Известно, что Россия располагает мощным интеллектуальным потенциалом, поэтому развитие малых предприятий в сфере исследований и разработок открывает широчайшие возможности для ученых и инженеров многочисленных НИИ.

Правительством Российской Федерации на период до 2015 года разработаны стратегические планы по введению инноваций в различные сегменты экономики. Необходимо не просто вводить уже имеющиеся инновации, но и стимулировать активную разработку новых решений. Исследования, проведенные Общероссийской общественной организацией поддержки малого и среднего бизнеса « Опора России» совместно с Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства в регионах России, показывают, что региональные власти не уделяют должного внимания развитию малого бизнеса, что является одной из основных причин его отставания в России по сравнению с развитыми странами.

В настоящее время в РФ насчитывается 335 моногородов. Правительство РФ обязало моногорода создавать для их развития комплексные инвестиционные планы, на основе которых государство будет формировать инвестиционную поддержку предприятий. Однако на начало 2011 г. указанные планы смогли составить только 200 городов, при этом только в 37 из них в настоящее время идет их реализация. Это означает, что регионы и муниципалитеты не в полной мере используют предоставленные законодательством право по привлечению инвестиций, направляемых на поддержку инновационной деятельности малого бизнеса.

Поддержка малого предпринимательства в инновационной сфере на федеральном уровне предполагает определение государственных приоритетов его развития и формирование необходимого для инвестирования фонда финансовых ресурсов за счет средств федерального бюджета. Учет реальных потребностей регионов требует, чтобы федеральная политика основывалась не на территориальной принадлежности малого предпринимательства, а на целевом подходе. Средства инвестирования на поддержку развития малого предпринимательства необходимо выделять на федеральном уровне по целевому принципу, исходя из того, насколько конкретная региональная программа или региональный проект поддержки малого бизнеса отвечают общегосударственным задачам (в частности, задачам формирования конкурентной среды, создания дополнительных рабочих мест, конверсии, повышения научно- технического уровня и модернизации производства, поддержки определенных категорий населения и улучшения экологической обстановки).

Региональная политика поддержки малого предпринимательства в инновационной сфере должна включать два блока:

программы и мероприятия, имеющие значение для развития данного конкретного региона, реализуемые непосредственно на региональном уровне за счет местных ресурсов;

программы и мероприятия, имеющие межрегиональное значение и отвечающие задачам общегосударственной программы формирования системы поддержки малого предпринимательства;

Взаимосвязь федеральных и региональных органов поддержки малого предпринимательства, выработка ими единой политики должны находить конкретное выражение в сбалансированности различных источников финансирования программ развития малого предпринимательства.

Реализация экономических интересов субъектов малого бизнеса в сфере потребления инновационных товаров связана с инвестициями в технологические, организационные, маркетинговые инновации. В целом удельный вес затрат малых предприятий на инновации невысок (таблица 4).

Невысокое значение затрат малых предприятий на инновации обусловлено в первую очередь ограниченными размерами капитала, отсутствием механизмов, стимулирующих предприятия инвестировать в инновации.

Таблица 4 - Затраты на технологические инновации по источникам финансирования в Российской Федерации


2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Затраты на технологические инновации - всего в том числе, млн. руб.

125678,2

188492,2

207499,2

276262,3

358861,1

Коэффициент роста

-

1,49

1,10

1,33

1,29

Темп роста, %

-

149

110

133

130

Темп прироста, %

-

+49

+10

+33

+30

Затраты на душу населения, руб./чел.

875,81

131,99

1459,21

1945,51

2528,97

Собственные средства организации, млн. руб.

98920,0

145638,7

165216,1

199830,2

265611,3

Коэффициент роста

-

1,47

1,13

1,20

1,32

Темп роста, %

-

147

113

120

132

Темп прироста, %

-

+47

+13

+20

+32

Затраты на душу населения, руб./чел.

689,34

1019,88

1161,86

1407,25

1871,82

Средства федерального бюджета, млн.руб.

5489,0

5504,0

7888,5

7717,0

11860,5

Коэффициент роста

-

1,00

1,43

0,97

1,54

Темп роста, %

-

100

143

97

154

Темп прироста, %

-

0

+43

-3

+54

Затраты на душу населения, руб./чел.

38,25

38,54

55,47

54,35

83,58

Средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, млн. руб.

887,6

2118,9

744,9

789,2

378,3

Коэффициент роста

-

2,39

0,35

1,06

0,48

Темп роста, %

-

239

35

106

48

Темп прироста, %

-

+39

-65

+6

-52

Затраты на душу населения, руб./чел.

6,19

14,89

5,24

5,56

2,67

Средства внебюджетных фондов, млн. руб.

137,8

208,6

212,9

372,0

22,1

Коэффициент роста

-

1,51

1,02

1,74

0,05

Темп роста, %

-

151

102

174

5,94

Темп прироста, %

-

+51

+2

+74

-94

Затраты на душу населения, руб./чел.

0,96

1,46

1,49

2,62

0,16

Иностранные инвестиции, млн. руб.

 1908,1

1097,4

628,2

221,3

Коэффициент роста

-

0,57

0,57

0,35

56,68

Темп роста, %

-

57

57

35

5668

Темп прироста, %

-

+43

+43

-65

+5568

Затраты на душу населения, руб./чел.

13,29

7,68

4,42

1,56

88,39

Прочие средства, млн. руб.

18335,7

33924,6

32808,6

67332,6

68445,9

Коэффициент роста

-

1,85

0,97

2,05

1,02

Темп роста. %

-

185

97

205

102

Темп прироста, %

-

+85

-3

+105

+2

Затраты на душу населения, руб./чел.

127,77

237,57

230,72

474,17

482,35

Нами были рассчитаны такие показатели, как коэффициент роста, темп роста и темп прироста по таким формулам:

       (1)

где yi - сравниваемый период;

yi-1- базисный период.

   (2)

 (3)

Рассмотрим динамику изменения финансирования инновационной деятельности в сфере малого бизнеса в Российской Федерации: финансирование собственными средствами в 2006 г. увеличивается на 47 %, по сравнению с 2005 г., в 2007 г. - на 13 %, в 2008 г.- на 20 %, в 2009 г. - на 32 %; финансирование средствами федерального бюджета в 2006 г. увеличивается на 0,2 %, в 2007 г. - на 43 %, в 2008 г. - снижается на 3 %, в 2009 г. - увеличивается на 54%; финансирование средствами бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в 2006 г. увеличивается на 39 %, в 2007 г. - снижается на 65%, в 2008 г. - увеличивается на 6 %, в 2009 г. - снижается на 52 %; финансирование средствами внебюджетных фондов в 2006 г. - увеличивается на 51 %, в 2007 г. - на 2 %, в 2008 г. - на 74 %, в 2009 г. - снижается на 94 %; финансирование иностранными инвестициями в 2006 г. - увеличивается на 43 %, в 2007 г. - на 43 %, в 2008 г. - на 65 %, в 2009 г. - 5568%; финансирование прочими средствами в 2006 г. - увеличивается на 85 %, в 2007 г. на снижается на 3 %, в 2008 г. - увеличивается на 105 %, в 2009 г. увеличивается на 2 %.

Также рассчитаем средний коэффициент роста и темп роста по формулам:

 (4)

 (5)


Таким образом, малый бизнес в Российской Федерации является главным источником инновационной активности. Финансирование инновационной деятельности растет. В 2005 г. затраты составляли 125678,2 млн. руб., а в 2009 г. - 358861,1 млн. руб.

2.2 Особенности финансирования инновационной деятельности в сфере малого бизнеса в Республике Башкортостан

Финансирование инноваций за счет заемных средств - один из наиболее эффективных, но, в то же время, один из наиболее рискованных инструментов повышения доходности бизнеса.

Мобилизация заемных средств может быть осуществлена гораздо более быстрыми темпами, чем размещение на рынке новых акций или поиск соучредителей, лишь при достаточной кредитоспособности предприятия, а также при коммерческой перспективности проектов инноваций, для реализации которых испрашивается кредит.

Рынок инновационной продукции в Республике Башкортостан значительно активизировался. Положительные тенденции развития инновационной деятельности в Республике Башкортостан характеризуются дальнейшим увеличением количества инновационно - активных предприятий и их доли в общем количестве предприятий с сохранением адекватной отраслевой структуры и ростом ряда других показателей.

Однако влияние кредитных механизмов на развитие инноваций существенно дифференцировано в зависимости от размеров субъектов инновационной деятельности.

Так, по сравнению с крупными предприятиями, осуществляющими деятельность на территории республики, основная доля затрат на технологические инновации которых - 96,6% - осуществляется за счет собственных средств, у малых предприятий эта доля равна 40%. В современных условиях финансового кризиса это соотношение изменяется еще больше. Основными причинами данного процесса выступает не наличие свободных оборотных средств у хозяйствующих субъектов, а трудности с привлечением средств из внешних источников.

Смена концепции научно-технической и инвестиционной политики выразилась в отказе от централизованного бюджетного финансирования технического перевооружения производства и переносе центра тяжести в принятии решений к собственникам капитала. Однако ограниченность средств и слабое стратегическое планирование не позволяет товаропроизводителям уделять должное внимание производственным инвестициям и нововведениям, цикл которых выходит за границы краткосрочных интересов.

Для изучения данной тенденции Министерством промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан проведен опрос кредитных организаций, филиалов, представительств, кредитных офисов Республики Башкортостан с целью выявления объема кредитного рынка и изучение наличия специализированных кредитных программ.

В целом, кризисные явления в экономике существенно отразились на объемах кредитования. На цели развития инновационной деятельности представлено в 2009 г. кредитов на общую сумму 5 307,6 млн. руб. что на 20% ниже аналогичного периода прошлого года. Кредиты предоставлены 82 инновационно - активным предприятиям республики.

В Республике Башкортостан в финансировании инновационной деятельности принимают участие Башкирское отделение Сберегательного банка РФ, Уфимский филиал АКБ ЗАО «Абсолют Банк», ОАО «СОЦИНВЕСТБАНК», ОАО «ИнвестКапиталБанк», ФКБ "Петрокоммерц". Ключевым игроком на рынке выступает Башкирское отделение Сберегательного банка РФ, предоставившее в 2009 г. подавляющий объем кредитов на цели инноваций.

Вместе с тем, рынок требуемых внешних ресурсов в данной сфере в Республике Башкортостан значительно больше, и по разным оценкам, на порядок превышает существующий его объем.

Однако, несмотря на то, что среди основных факторов, препятствующих инновационной деятельности, опросы выявляют недостаток соответствующих финансовых ресурсов, ключевой причиной данной тенденции является не отсутствие предложения, а недостаток оформленного должным образом спроса.

Именно поэтому в ряде банков действуют программы проектного финансирования, имеется ряд государственных программ субсидирования расходов на уплату процентов по кредитам.

Кризисные явления в экономике способствовали существенному удорожанию заемных средств. Так, средняя процентная ставка по кредитам на цели инноваций в 2009 г. составила 19,3 % против 15,1 % в 2008 г. Поддержка и развитие предпринимательства в Республике Башкортостан отнесены к числу приоритетных задач государственной политики. На Всероссийском форуме «Малый и средний бизнес - основа социально-экономического развития России в XXI веке» Республика Башкортостан была признана лучшим регионом Приволжского федерального округа по созданию наиболее благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства.

В республике насчитывается более 10 тысяч субъектов малого предпринимательства (без учета микропредприятий).

Предпринимательство рассматривается как один из факторов ускорения роста экономики и социальной стабильности общества.

Одним из приоритетных направлений развития малого предпринимательства Республики Башкортостан является организация его в производственной и инновационной сферах, а именно развитие инновационного потенциала экономики, содействие объединению в различных формах научных организаций и наукоемких производственных малых предприятий, оказание прямой и косвенной поддержки инновационной деятельности и прикладным научным исследованиям на малых предприятиях республики.

Главной задачей, от решения которой зависит развитие инновационных процессов и, соответственно, востребованность технологических новшеств является создание инновационной среды в производственной сфере, в том числе и на малых предприятиях.

Малые предприятия должны иметь возможность накапливать средства для инноваций.

Уже сегодня удельный вес инноваций в малом бизнесе выше, чем на крупных и средних предприятиях, и составляет 7,8 % инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции против 6,2 % на крупных и средних предприятиях.

Затраты на технологические инновации осуществляемые малыми предприятиями составляют всего 1,35% от объема общих затрат на технологические инновации осуществленных инновационно - активных предприятий республики.

Основная доля приходится на исследования и разработки новых продуктов - 31,5 млн. руб. (39,1%) и приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями - 31,9 млн. руб. (39,6%) (рисунок 5).

Рисунок 5 - Структура затрат на малых предприятий на технологические инновации по видам экономической деятельности.

Основным источником затрат малых предприятий на технологические инновации являются кредиты и займы - 59% (47,6 млн. руб.) и собственные средства - 40% (32 млн. руб.) (рис. 6).

Рисунок 6 - Структура затрат малых предприятий на технологические инновации по источникам финансирования по источникам финансирования.

В республике функционирует Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно- технической сфере, который свои активы в сумме 200 млн. рублей передал в доверительное управление управляющей компании ЗАО «Управляющая компания «Сбережения и инвестиции» с целью включения его в состав закрытого паевого инвестиционного фонда особо рисковых инвестиций « Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно- технической сфере Республики Башкортостан» с привлечением такой же суммы от частных инвесторов.

Таблица 5 - Затраты на технологические инновации по источникам финансирования в Республике Башкортостан


2000 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Затраты на технологические инновации - всего, млн.руб. в том числе

613,3

5917,4

8179,5

11674,8

6950,1

Коэффициент роста

-

9,65

1,38

1,43

0,59

Темп роста, %

-

965

138

143

59

Темп прироста, %

-

+865

+38

+43

-41

Затраты на душу населения, руб./чел.

148,87

1460,73

2018,27

2877,49

1709,32

Собственные средства организации, млн. руб.

552,8

5718,8

4807,5

7860,0

3928,3

Коэффициент роста

-

10,34

0,84

1,63

0,49

Темп роста, %

-

1034

84

163

49

Темп прироста, %

-

+934

-16

+63

-51

Затраты на душу населения, руб./чел.

134,18

1411,70

1186,24

1937,25

966,14

Средства федерального бюджета, млн. руб.

-

-

26,9

31,0

1445,1

Коэффициент роста

-

-

-

1,15

46,62

Темп роста, %

-

-

-

115

4662

Темп прироста, %

-

-

-

+15

+4562

Затраты на душу населения, руб./чел.

-

-

6,64

7,64

355,41

Средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, млн. руб.

10,2

0,3

19,0

8,0

394,2

Коэффициент роста

-

0

63,33

0,42

49,28

Темп роста, %

-

0

6333

42

4928

Темп прироста, %

-

0

+6233

-58

+4828

Затраты на душу населения, руб./чел.

2,48

0,07

4,69

1,97

96,95

Средства внебюджетных фондов, млн. руб.

-

-

4,2

2,2

17,8

Коэффициент роста

-

-

-

0,52

8,09

Темп роста, %

-

-

-

52

809

Темп прироста, %

-

-

-

-48

+709

Затраты на душу населения, руб./чел.

-

-

-

0,54

4,38

Иностранные инвестиции, млн. руб.

-

-

-

872,5

938,7

Коэффициент роста

-

-

-

-

1,07

Темп роста, %

-

-

-

-

107

Темп прироста, %

-

-

-

-

+7

Затраты на душу населения, руб./чел.

-

-

-

215,04

230,87

Прочие средства, млн. руб.

19,1

198,3

3321,9

2901,1

226,0

Коэффициент роста

-

10,38

16,75

0,87

0,07

Темп роста, %

-

1038

1675

87

7

Темп прироста, %

-

+938

+1575

-13

-93

Затраты на душу населения, руб./чел.

4,64

48,95

819,67

715,84

55,58


Рассмотрим динамику изменения финансирования инновационной деятельности в сфере малого бизнеса в Республике Башкортостан: финансирование собственными средствами в 2007 г. увеличивается на 934 %, в 2008 г. уменьшается на 16 %, в 2009 г. увеличивается на 63 %, а в 2010 г. происходит снижение на 51 %; финансирование средствами федерального бюджета в 2009 г. увеличивается на 15 %, в 2010 г. на 4562 %; финансирование средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в 2008 г. происходит увеличение на 6233 % в 2009 г. снижается на 58 %, а в 2010 г. увеличивается на 4828%; финансирование средствами внебюджетных фондов в 2008 г. снижается на 48 %, в 2010 г. увеличивается на 709 %; финансирование иностранными инвестициями в 2010 г. увеличивается на 7 %; финансирование прочими средствами в 2007 г. увеличивается на 938 %, в 2008 г. на 1575, в 2009 г. снижается на 13 %. А в 2010 году происходит снижение на 93 %.

Рассчитаем средний коэффициент роста и темп роста:


Сравним финансирование инновационной деятельности в Российской Федерации и в Республике Башкортостан за 2009 г.:

. По собственным средствам в Республике Башкортостан на 3,49 % превышает, чем в Российской Федерации.

. По средствам федерального бюджета меньше на 90,86 % .

. По средствам бюджета субъектов и местных бюджетов меньше на 26,22 %.

. По средствам внебюджетных фондов на 237,5 %.

. По иностранным инвестициям превышает на 143,28 %.

. По прочим средствам превышает на 48 %.

Таким образом, удельный вес инновации в малом бизнесе выше, чем на крупных и средних предприятиях. Наблюдается рост финансирования инновационной деятельности в сфере малого бизнеса до 2009г, а в 2010 г. происходит снижение.

.3 Проблемы и перспективы развития финансирования инновационной деятельности в сфере малого бизнеса

Основными проблемами развития финансирования инновационной деятельности в сфере малого бизнеса являются:

отсутствие оформленного спроса на кредитные ресурсы со стороны инновационно - активных предприятий;

- концентрация инноваций на крупных предприятиях, получивших негативную кредитную историю в период конверсии;

- недостаточно эффективное управление, не позволяющее выделять инновационные проекты в рамках деятельности предприятия в отдельные бизнес - единицы;

- невысокий уровень консолидации кредитных организаций для преодоления распыленности средств и представления синдицированных кредитов для снижения рисков;

невыгодные условия кредитования инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства.

Перспективы развития финансирования инновационной деятельности в малом бизнесе:

совершенствование методики оценки эффективности инвестиционных проектов с учетом следующих факторов: особенности инновационного продукта; способность рынка поглотить потенциальный инновационный продукт;

- формирование кредитной кооперации, деятельность федеральных, региональных и некоммерческих организаций, поддерживающих инновации, Республиканскую целевую инновационную программу в Республике Башкортостан на 2008-2010 гг. и ряд смежных республиканских программ, деятельность девелоперских, инвестиционных компаний, деятельность по созданию венчурных фондов и компаний, кэптивных фондов.

- реализация государственной программы дифференцированной поддержки малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере с выделением целевых кредитных ресурсов, установлением льготных условий налогообложения;

- концентрация на банковских счетах и целевое использование амортизационных отчислений с эффективной системой санкций за нарушение режима их использования;

- разработка программы государственных гарантий инвестиций в основной капитал, особенно в наукоемкие отрасли;

- государственные гарантии целевых инвестиционных вкладов населения в банках или инвестиционных фондах для модернизации приоритетных производственных и инновационных предприятий;

- введение дифференцированного налогообложения финансовых инвестиций (льготное - для прямых, и повышенное - для портфельных);

- совершенствование механизма льготного налогообложения прибыли, включая сопоставление фактически полученных в ходе реализации инвестиционных программ и проектов результатов с ранее предусмотренными;

- развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности (отсутствие технопарков, инновационных бизнес - инкубаторов, сети консалтинговых и инжиниринговых фирм, инновационно - технологических центров и т.д.);

- разработка и реализация комплексных инновационных программ для создания республиканской инновационной системы (покрытие исполнения мероприятий программ предусматривается за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования), программ кластерного развития;

- стимулирование и поддержка организуемых выставок, ярмарок, салонов с целью реализации разработок, обмена опытом, поиска партнеров по бизнесу;

- стимулирование кооперирования малых предприятий между собой и с крупными предприятиями;

- государственная поддержка экспорто-ориентированного малого предпринимательства.

Среди государственных инструментов поддержки субъектов малого предпринимательства в инновационной сфере наиболее актуальны:

1. Финансирование проведения работ по подготовке инвестиционных площадок для организации новых производств субъектами малого предпринимательства (оформление документации, инженерно- коммуникационное обеспечение, проведение аукционов и пр.);

2. Субсидирование затрат субъектов инновационного малого предпринимательства:

а) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в рамках реализации инновационных проектов;

б)      оплата технологического присоединения к инженерным сетям;

в)      оплата оформления прав на интеллектуальную собственность и изготовления опытной партии инновационной продукции, товаров и услуг;

4. Организация и проведение конкурсов среди субъектов малого предпринимательства на лучшую разработку в области энергосбережения среди начинающих предпринимателей и др.

К направлениям деятельности по развитию венчурного финансирования инновационной деятельности малых предприятий, по нашему мнению, можно отнести:

-       усовершенствование нормативно-правовой базы венчурного финансирования как на федеральном, так и на региональном уровнях;

-  активное финансовое участие государства в образовании и поддержке венчурных фондов на принципах возвратного, долевого финансирования. Целесообразным будет создание минимум одного венчурного фонда в каждом регионе Российской Федерации;

-       конкретизация форм, методов и механизмов венчурного инвестирования, в рамках созданных государственно-частных венчурных фондов;

-     обеспечение прозрачности деятельности венчурных фондов, их требований к подаваемым на рассмотрение проектам, обеспечение гласной процедуры выбора проектов-победителей;

-     разработка и оптимизация налоговой системы для венчурного капитала, мер по льготному налогообложению или освобождению от обязательных платежей в случае инновационного инвестирования средств;

-  популяризация венчурного финансирования в среде малого бизнеса.

Кроме того, законодательство Республики Башкортостан для субъектов малого предпринимательства предусматривает следующие виды финансовой поддержки (рисунок 7).

Виды финансовой поддержки


1 Субсидирование ранее понесенных затрат

2 Субсидирование на ранней стадии становления бизнеса

3 Предоставление поручительств за счет гарантийного фонда

4 Предоставление основных средств на условиях лизинга

5 Гранты (субсидии) на приобретение оборудования

 6 Микрофинансирование

7 Предоставление субсидии для поддержки мероприятий муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Башкортостан

8 Финансирование проектов субъектов малого предпринимательства через НКО «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республике Башкортостан»

Рисунок 7- Финансовая поддержка инновационной деятельности малого бизнеса в Республике Башкортостан

Во второй главе мы рассмотрели особенности финансирования в Российской Федерации и в Республике Башкортостан. Подробно рассмотрели венчурное финансирование инновационной деятельности в сфере малого бизнеса. В Российской Федерации в финансировании инновационной деятельности малого бизнеса участвуют Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности», ОАО «Российский банк развития», ОАО «РВК», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере, ЗАО « ММВБ», Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России», Российская Ассоциация Венчурного Инвестирования, Сбербанк. В кредитовании инновации в Республике Башкортостан участвовали такие банки, как Башкирское отделение Сберегательного банка РФ, Уфимский филиал АКБ ЗАО «Абсолют Банк», ОАО «СОЦИНВЕСТБАНК», ОАО «ИнвестКапиталБанк», ФКБ «Петрокоммерц». Ключевым игроком на рынке выступает Башкирское отделение Сберегательного банка РФ, предоставившее в 2009 году подавляющий объем кредитов на цели инноваций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

. Малый бизнес играют важную роль в инновационном развитии экономики страны.

2. В Российской Федерации в финансировании инновационной деятельности малого бизнеса участвуют Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности», ОАО «Российский банк развития», ОАО «РВК», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере, ЗАО « ММВБ», Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России», Российская Ассоциация Венчурного Инвестирования, Сбербанк.

3. В кредитовании инновации в Республике Башкортостан участвовали такие банки, как Башкирское отделение Сберегательного банка РФ, Уфимский филиал АКБ ЗАО «Абсолют Банк», ОАО «СОЦИНВЕСТБАНК», ОАО «ИнвестКапиталБанк», ФКБ "Петрокоммерц". Ключевым игроком на рынке выступает Башкирское отделение Сберегательного банка РФ, предоставившее в 2009 году подавляющий объем кредитов на цели инноваций. В Республике Башкортостан наибольшую долю занимают кредиты и займы, а затем собственные средства и венчурные фонды.

. Малый бизнес в Российской Федерации является главным источником инновационной активности. Финансирование инновационной деятельности растет. В 2005 г. затраты составляли 125678,2 млн. руб., а в 2009 г. - 358861,1 млн. руб.

. В Республике Башкортостан удельный вес инновации в малом бизнесе выше, чем на крупных и средних предприятиях. Наблюдается рост финансирования инновационной деятельности в сфере малого бизнеса до 2009г, а в 2010 г. происходит снижение.

Исходя из полученных выводов, можно сформулировать следующие предложения:

- усовершенствовать структуру кредитования для малого бизнеса (упрощение доступа малым предприятиям к кредитным ресурсам, сократить сроки для рассмотрения заявок на получение кредита, создание действенной системы финансирования под гарантии правительства или за счет средств государственных фондов);

- улучшить инфраструктуру поддержки инновационной деятельности (повышение степени доступности информации об инфраструктуре, а также повышение прозрачности ее деятельности);

создание специализированных фондов, предоставляющих финансовые ресурсы на возвратной и безвозвратной основе;

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 6.12.2011 г.) // Консультант плюс [Электронный ресурс]. - Электрон.дан. - [М., 2012].

.        Аблязов, В.И. Технологии и механизмы организации инновационной деятельности. Обзор и проблемно-ориентированные решения: Учебник / В.И.Аблязов.- СПб: Изд-во Политехн.ун-та, 2009.- 587 с.

.        Аньшин, В.М., Дагаев, А.А. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учебник / В.М. Аньшин, А.А. Дагаев.- М.: Дело, 2007.- 584 с.

.        Гаврилова, Н.М. Проблемы формирования финансовых институтов инновационной экономики в современной России: Учебник / Н.М. Гаврилова. - М: Экономический факультет МГУ: ТЕИС, 2010. - 187 с.

.        Гончаренко, Л.П. Инновационная политика: Учебник / Л.П. Гончаренко. - М.: КНОРУС, 2009. - 352 с.

.        Шумпетер, Й.А. Теория экономического развития: Учебник / Й.А. Шумпетер.-М.: Изд-во электронных книг ООО «Директмедиа Паблишинг», 2008.- 485 с.

.        Алиев, Б.Х., Мусаева, Х.М., Иманшапиева, М.М. Малый бизнес в условиях инновационного развития экономики Российской Федерации / Б.Х. Алиев, Х.М. Мусаева, М.М. Иманшапиева // Финансы и кредит.- 2011. - № 37 (469). - С. 20-27.

.        Ерошкин, А.М. Формирование эффективных механизмов финансирования инновационного роста Российской экономики / А.М. Ерошкин // Экономический анализ. - 2011.- № 20 (2270). - С. 12-28.

.        Кадесникова, О. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в инновационной экономике России / О.Кадесникова // Экономика и управление.- 2011.- №5.- С.85-89.

.        Козина, Е.В., Савинова, О.В. Формирование стратегии развития инвестиционного потенциала региона / Е.В.Козина, О.В.Савинова // Региональная экономика: теория и практика.- 2010.- №30 - С.163-165.

.        Майоров, А.А. Финансирование инновационного процесса в малом бизнесе / А.А.Майоров // Экономические науки.- 2011.- №4 (77) .- С.226-231.

.        Мальцева, А.А., Фролов, С.Н., Бобков, Е.А. Концептуальные основы организации инфраструктурной поддержки малого наукоемкого бизнеса / А.А. Мальцева, С.Н.Фролов, Е.А.Бобков // Экономический анализ.- 2011.- №12 (219).- С.8-15.

.        Матвеев, О.А. Проблемы перехода к инновационному типу экономического развития / О.А.Матвеев // Экономист.- 2009.- №8.- С. 92-96.

.        Михайлов, А. Оценка социально - экономической политики региона в части развития инновационной стратегии (на примере Республики Башкортостан) / А. Михайлов // Экономика и управление. - 2011. - №5. С. 49-54.

.        Муричев, А. Инновации в экономике и финансах / А.Муричев // Банковское дело.- 2010. - №1.- С. 16-18.

.        Муртазин, А.С. Генератор обновления / А.С.Муртазин // Креативная экономика. - 2011. - №2.- С. 68-72.

.        Рассказова, Н.В. Институциональные проблемы инновационного развития и малое предпринимательство/ Н.В.Рассказова // Креативная экономика. - 2011. - №2. - С. 19-24.

.        Рассказова, Н.В. Мало…инноваций / Н.В.Рассказова // Креативная экономика. - 2011. - №1. - С. 75-80.

.        Суворинов, А.В. О развитии инновационной деятельности в регионах России / А.В. Суворинов // Инновации. - 2006. - №2 (89). - С. 52-54.

.        Супян, В.Б. Наука и образование в США: Главные приоритеты в «экономике знаний» / В.Б. Супян // США, Канада: экономика - политика - культура. - 2009. - № 8. - С. 20 - 25.

.        Ткачук, С.Н. Малый бизнес - важный резерв развития моногорода / С.Н. Ткачук // Региональная экономика.- 2010.- № 8. - С.20-24.

.        Тупчиенко, В.А. Развитие малого инновационного предпринимательства в регионах Российской Федерации / В.А.Тупчиенко // Экономический анализ. -2011. - №12 (219). - С. 2-7.

.        Филобокова, Л.Ю. Оценка эффективности развития малого предпринимательства в условиях трансформации к инновационно -воспроизводственномутипу развития / Л.Ю.Филобкова // Финансы и кредит.-2011. - № 20(227). - С. 2-11.

24.     Инновационная деятельность [Электронный ресурс] // MINPROMRB.RU: Информационный портал 2010 г. - Электрон. данные. URL: http: // www.minpromrb.ru (дата обращения: 11.04.2012).− Загл. с экрана.

.        Наука и инновации в промышленности [Электронный ресурс] // GKS.RU: Информационный портал 2010 г. - Электрон. данные. URL: http: // www.gks.ru (дата обращения: 12.04.12). − Загл. с экрана.

Похожие работы на - Финансирование инновационной деятельности в сфере малого бизнеса в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!