Предмет и метод конституционного права

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,75 Кб
  • Опубликовано:
    2016-08-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Предмет и метод конституционного права

Введение

Уяснение вопроса о предмете отрасли права является предпосылкой правильного понимания тех общих сущностных качеств, которые свойственны ее нормам. Без учета родовой принадлежности правовых норм к определенной отрасли, к конкретному институту нельзя в полной мере раскрыть назначение и роль этих норм в правовом регулировании.

Конституционное право - одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах.

Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль.

Результат действия каждой правовой нормы должен оцениваться с учетом функционального назначения всей отрасли права.

Кроме того, без знания предмета той или иной отрасли права невозможна правоприменительная деятельность. Ведь всегда первым шагом в юридическом анализе конкретных ситуаций, подлежащих правовому разрешению, является четкое уяснение вопроса о том, нормы какой отрасли права подлежат применению. Без этого не может быть обеспечена правильная правовая оценка таких ситуаций.

Поэтому, приступая к изучению конституционного права, надо прежде всего понять, какие общественные отношения составляют его предмет. По сравнению с другими отраслями права эти отношения имеют существенные особенности.

1. Понятие конституционного права

Конституционное право - это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.

Один из важнейших постулатов современной цивилизации говорит о том, что государство, прежде всего, существует для человека, с той целью, чтобы сохранить его свободу, а также делать всё для его благополучия, так как в этом из этого и исходит будущее развитие государства.

Значение конституционного права заключается в том, что она имеет ведущий характер в системе права. Именно с конституционного права ведется становление всех отраслей системы национального права, в и в этом заключается его главная функция.

Ни в одном государстве страны, отрасль национального права не сможет сформироваться в полной мере в том случае, если она не будет опираться на конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.

Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр.

Другие же отрасли права воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области жизни. Так, предметом трудового права являются трудовые отношения, финансового права - финансовые отношения, гражданского права - имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Особенность предмета конституционного права состоит и в том, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, неодинаково.

В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения, т.е. те, которые предопределяют содержание всех остальных отношений в соответствующей сфере. Во всем объеме их регулирование осуществляется другими отраслями права.

Таким образом, предметом конституционного права являются те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни. Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию.

2.Предмет конституционного права

К определению предмета конституционного права, необходимо подходить особенно аккуратно, проявляя точность, так как в этой области (отрасли), ведется речь о возможных гарантиях свободы граждан, что в свою очередь должно проявляться в минимуме ограничений при существующей охране. То есть власть должна проявляться в минимуме ограничений, и при этом иметь только самый необходимый минимум полномочий, направляя при этом деятельность во благо и интересы людей.

Рассмотрим более подробно общественные отношения, которые являются предметом конституционного права.

В этих отношениях выражается прежде всего качественная характеристика государства: суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации, т.е. общие основы функционирования всей политической системы общества.

·Общество как единый организм, как целостная организация не может существовать без единых основ правового статуса членов общества, без его взаимосвязей с государством и гражданином. Отношения между людьми, которые составляют сущность каждого общества, касаются всех сторон его жизнедеятельности, очень многообразны по своему характеру, обстоятельствам, в силу которых они возникают, допустимой мере воздействия на них государства, права.

Естественно, все эти разнообразные отношения между людьми играют неодинаковую роль в формировании тех общезначимых социальных связей, на которых основывается единство общества и которые составляют его сущность как целостной системы.

Предметом конституционного права являются такие общественные отношения, которые определяют основы взаимоотношений человека с государством, т.е. главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина.

·Поскольку одной из основ конституционного строя России является федерализм, то объективно существует широкая сфера отношений между Федерацией и ее субъектами.

Урегулирование этих общественных отношений составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства, обоснованных реальными потребностями разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ей субъектами. Данные отношения тоже входят в предмет конституционного права. Нормы, регулирующие их, содержатся в гл. 3 Конституции России.

·Как отмечалось выше, целостность и единство общества обеспечиваются не только связывающими все социальные отношения общими принципами его устройства и организации, но и соответствующим механизмом управления социальными процессами, через который осуществляются функции, свойственные данному обществу как организованной структуре.

Таким механизмом являются система государственной власти и система местного самоуправления.

Нормы конституционного права закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления: виды органов государственной власти, правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, издаваемые ими акты, систему органов местного самоуправления.

Отношения, которые возникают между гражданами и государством, помимо конституционного права, регулируются также и иными отраслями права (административным, трудовым и др.). Однако конституционное право является «фундаментом» всего, заключает в семе основополагающие нормы, из которых затем и складываются основные права и возможности человека. В науке широко распространено понимание права как меры свободы, и как раз конституционное право в наибольшей степени отвечает этому пониманию.

Сложность регулирования отношений человека и государства заключается в том, что должны быть учтены не только понятия и показатели свободы человека, но и его обязанности перед государством и другими членами данного государства.

Ведь свобода не означает абсолютное допущение любых действий, так как это может приводить к печальным и неконтролируемым последствиям в силу злоупотребления обществом данными понятиями.

К тому же конституционное право не только дает права, но и провозглашает правовые гарантии, способствует учреждению такого государства, которое возьмет под свою ответственность все обязанности по устройству благополучия своего населения, что в сущности и формируется в устройство государственной власти.

Через права свободного человека впоследствии складываются все взаимоотношения в обществе и формы устройства жизни, весь общественный порядок: социальные отношения, экономическая система, формы власти и формы собственности, трудовое право и так далее.

И конечно, Конституция закрепляет некоторые общественные устои, такие как: равная защита всех форм собственности, многопартийность, независимость местного самоуправления и др.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. Отсутствует раздел об основах общественного строя, однако во многих статьях устанавливаются экономические и социальные функции государства, которые направлены к одной главной цели: содействие к сохранению прав и свободы граждан страны, то есть эти требования устанавливают пределы вмешательства государства в общественную жизнь и его обязанности по отношению к людям.

Таким образом, государство оставляет право за гражданами, быть абсолютно свободными в выборе своих идеалов при достижении благополучия и счастья.

Важным моментом является то, что становление государственной власти подразумевает не только учреждение органов государственной власти, но и определяет порядок взаимодействия между органами таким образом, чтобы при своем функционировании они образовывали единую систему, работающую как один организм, а также все органы власти должны находиться в таких отношениях с людьми и их интересами, чтобы содействовать раскрытию роли государства в обществе.

3.Метод конституционного права

Конституционное регулирование реализуется следующими методами:

Метод координации в конституционном праве предполагает следующее:

субъекты федерации осуществляют свои права за исключением предметов ведения федеральных органов;

субъекты разрешают территориальные проблемы;

субъекты участвуют в формировании федеральных органов.

·Директивный (императивный) метод - метод властеподчинения, не позволяющий субъектам права отклоняться от предписаний правовой нормы. Например, норма ст. 116 Конституции РФ гласит: «Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия».

В свою очередь, императивный метод подразделяется на следующие способы воздействия:

Дозволение (метод, отражающий равенство сторон): «Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации»; «Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения»

Запрещение (запрещение недозволенных действий): «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации».

Обязывание (метод властного связывания): «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ); «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

Отрасли права используют те или иные методы правового воздействия в различных сочетаниях в зависимости от того, какой характер общественных отношений берется во внимание.

Так, применительно к конституционному праву методы обязывания и запрещения в совокупности образуют метод субординации.

То есть, к примеру, в случае, когда законодатель возлагает на орган власти какой либо круг обязанностей и меры ответственности, необходимо также учитывать и пределы осуществления им этих действий. Это делается как раз для соблюдения требований свободы и безопасности граждан страны, их интересов.

Диспозитивный метод - предоставление субъектам возможности выбора в рамках закона. Например, в ч. 1 ст. 117 Конституции РФ установлено, что: «Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации».

Учредительный метод использует специфические способы и средства правового воздействия - общее установление и конституционное закрепление. Общее установление проявляется в наличии в системе конституционного права множества так называемых исходных отправных установлений, имеющих общерегулятивный характер и выражающихся в первичных нормах права.

Такие нормы содержатся в Конституции РФ, конституционных федеральных законах или в федеральных законах. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции и др. Конституционные установления имеют всеобщий, универсальный характер, обращены ко всем или ко многим видам субъектов, как правило, не порождают конкретных правоотношений, реализуясь в общих конституционных отношениях.

К примеру, ст. 10 Конституции РФ: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Общее установление выступает в форме конституционного закрепления.

Конституционное право, применяя названные методы регулирования, обеспечивает нормальное функционирование институтов государственной власти, гарантирует народовластие. Посредством различных методов регулирования гарантируются и основные права и свободы человека и гражданина.

Заключение

государственный конституционный право власть

Итак, можно сделать следующий вывод.

Наука конституционного права есть совокупность, система взглядов, принципов, идей, представлений, научных знаний о конституционном праве как отрасли права и регулируемых ее нормами общественных отношениях. Это наиболее общее понятие науки конституционного права и оно при замене некоторых терминов приемлемо для определения любой другой юридической науки.

Сказанное обусловлено тем, что наука конституционного права лишь часть учения о праве, она справедливо рассматривается как одна из отраслей правоведения (науки о праве) и на нее распространяются все признаки, характеризующие правоведение в целом.

Вместе с тем наука конституционного права является неотъемлемой частью государствоведения (науки о государстве).

Однако предмет государствоведения применительно к государственной организации общества значительно шире, нежели у науки конституционного права. Государствоведение изучает государство в целом, его возникновение, типы, закономерности развития, а наука конституционного права - с позиций правового регулирования тех или иных государственных институтов. Государство всегда выступает одной из сторон конституционно-правовых отношений.

В связи с этим многие категории, понятия, выводы, теоретические обобщения в науке конституционного права являются основополагающими для других отраслей правовых знаний.

Например, разработанные ею теоретические положения, принципы, категории имеют определяющее значение для административного, муниципального и других отраслей права. В этом и заключается ведущая роль конституционного права в национальных системах права всех современных государств.

Список используемой литературы

1Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ)

.Электронная библиотека, Е.И.КОЗЛОВА, О.Е.КУТАФИН, «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ», Учебник для ВУЗов, Издание 2-е, переработанное и дополненное, МОСКВА. ЮРИСТЪ. 2001 г., открытый ресурс: http://bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-4/index.htm

Похожие работы на - Предмет и метод конституционного права

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!