Методы и инструментарий государственного регулирования экономики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    123,04 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методы и инструментарий государственного регулирования экономики














Курсовая работа по дисциплине «Макроэкономика»

На тему «Методы и инструментарий государственного регулирования экономики»

Содержание

Введение

. Необходимость государственного вмешательства

.1 Исторические аспекты проблемы

.2 За и против государственного регулирования сегодня

.3 Вмешательство государства как «необходимое зло»

. Методы макроэкономической политики

.1 Цели и методы государственного регулирования экономической сферы

.2 Государственное регулирование в России

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложения

Введение

Система свободного рыночного механизма хоть и обеспечивает эффективный экономический подъем и рост производства, но может оказаться бессильной в решении ряда серьезных проблем экономической жизни страны. В рыночной экономике постоянно появляются тенденции к монополизации рынка. Для борьбы с этими явлениями и необходимо как раз государственное вмешательство.

Тема данной курсовой работы: «Методы и инструментарий государственного регулирования экономики».

Рыночная экономика постоянно продуцирует различные внешние факторы, которые могут привести к значительному увеличению общественных затрат. В ликвидации последствий проявления этих факторов и заключается ключевая роль государственного вмешательства и регулирования. Поскольку свободный рыночный механизм не в состоянии обеспечивать население социальными благами, которые суть неделимы, не конкурируют и не исключают снабжения потребителей производственными товарами. Только государство способно обеспечить предложение социальных общественных благ и решить так называемую проблему «безбилетника».

Практическая значимость данной проблемы обусловлена тем, что рыночное распределение факторных доходов пропорционально их производительности порождает существенное объективное дифференцирование доходов и не решает, а даже усугубляет проблему бедности. Бороться с этой проблемой и есть обязанность государства; и происходить это должно опираясь на конкретные представления о социальной функции полезности. При решении проблемы бедности, официально устанавливается государством уровень черты бедности, разрабатывая и реализуя программы помощи беднейшим слоям населения. В прошедшем веке в подавляющем большинстве стран на государство были возложены функция социальной защиты и гарантий для населения.

Рынок и производство развиваются циклами. При этом периодически создается разрыв ВНП, а эффективное распределение ресурсов при этом снижается. Для сглаживания последствий циклических колебаний, государством и проводится макроэкономическая политика.

Борьба с подобными рыночными болезнями и составляет особую функцию государства. Инфляция, рецессия падение производства и деловой активности являются теми недугами, которые служат угрозой политической, социальной и экономической стабильности в стране. В условиях централизованной экономики государство может в определенных пределах ускорить экономический рост, снизить безработицу и сдерживать инфляцию с помощью его административных рычагов. Однако в случае свободного рынка исполнительная и законодательная власть не в состоянии приказывать производственным предприятиям производить больше товаров, не сокращать штат работников и не поднимать цены на свою продукцию. Получить ответ на вопрос, - каким же образом государство может осуществлять свою регулирующую функцию, а также, в каких приделах, и будет являться целью данной курсовой работы.

Задачи данной работы:

раскрыть цели, функции, методы и инструментарий государственного регулирования экономики;

провести анализ научной литературы по вопросам исследования методологии и инструментов государственного регулирования экономики;

рассмотреть объекты рыночного и государственного регулирования;

охарактеризовать государственное регулирование экономики на примере России.

1. Необходимость государственного вмешательства

.1 Исторические аспекты проблемы

Возможно, наиболее приметной тенденцией возникшей в прошлом веке стало существенное усиление роли в экономике. Здесь прослеживается связь с идеологическими и политическими аспектами. Именно они поспособствовали революционным изменениям в осознании функций государства. Это, в свою очередь послужило толчком тому, что активизировалось деятельность властных структур во второй половине двадцатого века. Еще со времен Адама Смита различные классические школы политической экономики отстаивали концепцию максимального невмешательства государства в национальную экономику.

Было принято, что государственной роли отводились лишь функции по организации общественных работ, оборона и внутренний правопорядок. Согласно взглядам адептов классической политэкономии, государство обязано только обеспечивать право собственности и гарантировать экономические свободы граждан и хозяйствующих субъектов. Преобладание подобного консервативного подхода к государственной экономической политике наблюдалось на протяжении в большей части мировых государств. По данным статистики госрасходы в общем национальном продукте обычно были не более 10%.

Одним из важнейших этапов в эволюции научных исследований государственной роли стали появившиеся в начале прошлого века теорий экономического благосостояния. Известными экономическими теоретиками А. Пигу и В. Парето были определены основные категории и понятия современной теории благосостояния; они пытались определить, что же такое общественные блага, и какое соотношение между этими благами и личными благами участников рынка. Взгляды этих двух экономистов на категорию общественного блага сильно различались, поэтому и зародились тогда два главных направления в теории благосостояния.

Пигу стал продолжателем классического направления при изучении вопросов роли государства в экономике, начатого еще Смитом, Миллем и Маршаллом. Он уделил много внимания разработке количественного показателя благосостояния, который он обозначил как национальный дивиденд. Он сформулировал некоторые условия для максимального увеличения этого показателя. Проблема благосостояния рассматривались им с точки зрения утилитаристской философии. Он соглашался, что могут существовать единый и общий критерии благосостояния, а именно некая сопоставимость индивидуальных полезностей. Он осознавал всю важность более справедливого распределения благ в обществе, однако считал данную проблему как не имеющую отношения к области экономической науки. На первый план он ставил проблему максимизации показателя благосостояния, а лишь второстепенную роль отводил проблеме справедливости при распределении богатства.

Примерно в то же самое время Парето занимался выяснением, в каких условиях рыночная экономика сможет обеспечить наибольшее благосостояния и пытался охарактеризовать подобное состояние. Парето выдвигал такой критерий благосостояния, при котором исключается определение некоего общего показателя благосостояния общества. Этот критерий показывал, что общественное благосостояние будет увеличиваться, если какая-то часть населения будет выигрывать (по их собственной оценке) и никто при этом не проигрывает. Обратный эффект будет достигаться, если одни будут проигрывать и никто не будет выигрывать. Смешанная ситуация не может поддаваться какой-то оценке. Наилучшим вариантом будет являться ситуация, в которой не будет возможности улучшить положение ни одного индивида, не ухудшая при этом положение кого-то другого индивида. Получаются различные оптимальные точки, несравнимые с помощью такого критерия, а также с позиций принципа эффективного распределения ресурсов.

В контексте вопроса о государственном регулировании, что же может означать этот критерий? Необходимо отметить здесь теоремы благосостояния, которые были пытались доказать такие экономисты как М. Алле, К. Эрроу, и другие. Эти теоремы сыграли очень важную роль в определении оптимального, с точки зрения Парето показателя благосостояния. Данные теоремы устанавливают как бы некоторую эквивалентность между оптимумом Парето и конкурентным равновесием, при этом они разделяют окончательно проблемы справедливости и эффективности. Их выводы указывали на то, что государство может влиять на положение равновесия, но только из любых других, только не экономических соображений. Экономисты, изучающие проблему общественного благосостояния, видели основную свою задачу в поиске необходимых решений и способов влияния на поведение экономических субъектов. Для достижения необходимого Парето-оптимального состояния экономики учитывались также различные социальные и политические моменты.

Несколько позднее, теоретиками другого направления - рыночного социализма - был дан иной оригинальный подход. Такие экономисты как О. Ланге и А. Лернер в своих трудах предложили такую рыночную модель, где социальные предпочтения населения вполне согласуются с эффективностью. Социализм в их экономике выражался в следующем: во-первых, производственные материальные ресурсы (в том числе и земля) принадлежат государству, что и дает фундаментальную возможность для перераспределения доходов; во-вторых, цены высчитывает Плановый комитет, основываясь на сочетании законов спроса и предложения, учитывая здесь же и социальные приоритеты. Во всех остальных сторонах все работает по рыночным принципам, где потребители формируют спрос на продукцию и являются трудовым ресурсом согласно принципу максимизации полезности; ну а фирмы, соответственно принципу максимизации прибыли. Естественно менеджмент их предприятий составляют госслужащие.

В прошлом веке в марксистских и социалистических учениях и теориях функционал государства в отношении перераспределения доходов, хотя классическая теория вообще исключает подобную функцию у государства.

Влияние социалистического блока во главе с Советским Союзом, заставило страны с рыночной экономикой к формированию экономик смешанного типа, в которой одной из центральных функций является активное вмешательство государства в экономическую сферу. С течением времени функция перераспределять доходы сокращая доходы богатых и увеличивая доходы бедных стало первостепенной задачей и узаконенной прерогативой государственных функций. Налоговая система, предполагающая повышенные ставки налогообложения высоких доходов и различные социальные дотации для более бедных слоев населения, в двадцатом веке становятся обычной практикой. Рост расходов государства на образование, здравоохранение и социальную поддержку бедных также объяснялось теперь необходимостью осуществления распределительной функции государства.

Дальнейшее распространение кейнсианских учений поспособствовало развитию государственных функций, обеспечивающих стабильность национальной экономики, достигаемой при помощи мер по предупреждению и нейтрализации последствий циклических колебаний отражающихся на доходах хозяйствующих субъектов и населения. Именно вынужденным характером для подобных функций и оправдывались всевозможные программы общественных работ, выплата пособий безработным, а главное значительное расширение госсектора и существенное изменения налоговой системы стран. Многие отстаивали точку зрения, указывающую на то, что страны с достаточно большим госсектором уже не так чувствительны к циклическим конъюнктурным колебаниям, чем страны с низким участием государства в производственной сфере.

Дополнительные подтверждения полезности государственного участия в экономической жизни были обоснованы, появившимися после Великой Отечественной Войны различными концепциями общественных благ и внешних эффектов (экстерналий). Утверждения основателей и последователей концепции общественных благ Масгрейва и Самуэльсона касаемо необходимости обеспечения достаточного количества общественных товаров и благ, является вполне справедливым, поскольку рыночная экономика не способна на это, т.к. производители не заинтересованы в производстве подобных товаров и услуг.

Концепция внешних эффектов руководствуется тем, что производство и потребление может иметь различные внешние, хорошие и плохие эффекты, которые не влияют при этом на цены этой продукции, использовала эту уязвимость для доказывания неэффективности свободного рыночного механизма. В сложившейся ситуации государство обязано принять некоторые меры по увеличению издержек производства и потребления товаров с плохими внешними эффектами и, соответственно по уменьшению подобных издержек для продукции с позитивными внешними эффектами. Подобные концептуальные положения использовалась правительствами в качестве аргумента в защиту увеличения роли государства в здравоохранительной сфере, образовании и науке, транспорте, социальной помощи и других. В ряде развивающихся стран вместе с этими концепциями использовались и другие различные аргументы касаемо увеличения доли участия государства. Высказывались даже мнения о том, что государственный производственный сектор обладает большими возможностями в управленческой сфере, которые отсутствуют в секторе частного производства. Здесь речь идет в основном о крупных промышленных инвестиционных проектах, которые оказываются не под силу частному капиталу. Для некоторых видов деятельности и крупных проектов требуются компетенции таких масштабов, которые частный сектор не в состоянии обеспечить.

Середина прошлого века стала “золотым временем” государственного вмешательства, для которого было особенно характерно восприятие роли государства в экономике, которое было основано лишь на политических целях господствующих властей или даже зачастую на очень наивных предположениях. Однако впоследствии стало очевидно, что многие романтические и идеалистические предположения являются очень далекими от реальной жизни.

Положения, подвергаемые в последнее время наибольшей критике, можно отметить следующие утверждения:

правительство в полной мере могут обеспечить реализацию своей
экономической политики через свой административный аппарат;

отдельные приоритеты государственной экономической политики тесно взаимосвязаны не только в пространстве, но и во времени;

структура госсектора экономики имеет монолитный характер, все нити управления сходятся в едином центре, а процесс принятия важнейших решений является рациональным и прозрачным;

мотивом действий государства является повышение общественного благосостояния, т.е. государственные власти вовсе не стремятся к личной выгоде и получению доходов;

все решения, принимаемые государственными властями, имеют обратимый характер.

Решения, принимаемые государственными управленцами часто не взаимосвязаны в пространстве и во времени; эти решения принимаются часто под воздействием личной заинтересованности управленцев или под давлением лобби; на самом деле государственный сектор не есть монолитное и централизованное образование - он распадается на множество центров принятия решений, которые зачастую расходятся с общим интересом; в среде госслужащих достаточно много некомпетентных руководителей, которые с трудом вообще представляют, что такое экономика и экономическая эффективность.

Во второй половине прошлого века во многих развивающихся экономиках стала преобладать концепция, якобы государство гораздо лучше, способно решать, нежели рынок, какие товары и услуги являются “необходимыми” и “основными” для населения, а какие не являются. Подобные взгляды отразились на экономической политике некоторых государств. Так, например, для производителей общественных нужных товаров может предоставляться льготный налоговый режим, более доступный кредитный и инвестиционных климат, а также различные антидемпинговые меры для поддержки против дешевого импорта.

В конце прошлого века несколько изменились подходы к данной проблеме, и получили распространение и развитие, различные новейшие направления в экономической науке, к которым относятся следующие направления: новой институциональной экономики Уильямсона и Норта; конституциональной экономики Ванберга; теории контрактов Стиглица и Макнила; а также такого направления, как Экономика и Право и другие. Поскольку концепции этих экономических школ не были специально посвящены изучению роли государственного вмешательства в экономику, но проблемы, которые они пытались решать, непосредственно были связаны с данной проблемой или открывали новые исследовательские подходы к ее анализу и решению (Приложение А).

Наличие недостаточно специфицированных прав собственности и транзакционных издержек является основной причиной необходимого вмешательства государства в экономику и соответственно указание на то, в чем должно заключаться это вмешательство. Введение данных понятий связано с зарождением новой институциональной экономики, отразившейся в трудах Р. Коуза, хотя его и относят более к неоинституционализму. Введение данных понятий оказали большое влияние на развитие экономической науки, а особенно тех ее направлений, которые занимаются вопросами функций и роли государства в экономике.

1.2 За и против государственного регулирования сегодня

На сегодняшний день мнение о том, что государство способно решить многие экономические проблемы, уже не так популярно, как это было в двадцатом веке. Получается, что широкое государственное участие в экономических процессах вовсе не улучшило зачастую распределение ресурсов, не всегда стимулировало экономический рост, и иногда не позволяло справедливо перераспределять доходы и не смогло стабилизировать деловую конъюнктуру. Результаты вмешательства государства в экономику во время ее интенсивного роста во многих странах оказались довольно разочаровывающими. Распределение экономических факторов все еще оставалось неэффективным, доходы населения были несправедливо неравными, высокий рост цен, безработица и структурные кризисные диспропорции в экономике. Даже те страны, где госрегулирование национальной экономики было минимальным (таких как Австралия, Новая Зеландия, Канада), добились более хороших показателей, нежели страны, чья экономическая политика была направлена на усиление роли государства в экономической жизни общества.

Сейчас уже наконец-то начали понимать, что увеличение функционала государства в экономике влечет за собой плохое исполнение его фундаментальных и специфических функций этого государства. Все это следствие того, что весьма ограниченные ресурсы, которыми оно располагает, требует распределения на более и более широкую сферу. Это в свою очередь приводит к недофинансированию отдельных отраслей и приоритетных направлений развития и зачастую резкому снижению качества общественного продукта. При этом, государственное участие становится все более неэффективной. Это сказывается на всей рыночной экономике, на ее нормальном функционировании и развитии. Наибольшую опасность представляет то, что правительство все хуже и хуже справляется с функцией оказания помощи слабо защищенным слоям населения, производителям «нужных» товаров и услуг, а также с функцией возмещения провалов свободного рынка.

Расширение распределения ресурсов и государственных инициатив по многим направлениям ухудшает обеспечение граждан необходимыми медицинскими услугами (например, в области вакцинации и профилактики заболеваний). Не редки случаи, где из-за этого страдает правопорядок, что оказывает негативное влияние на многие сферы жизни общества. В таких странах растет правовое неравенство граждан и не работают законы; страна вязнет в коррупции; проблема преступности выходит на передний план; плохо функционирует судебная система и прочее. Если правительство начинает уделять слишком много внимания очень затратному высшему образованию, то может упасть качество начального образования. Может значительно снизиться даже возможность его получения населением страны.

Сегодня во всем цивилизованном мире растет понимание того, что все-таки необходимо сокращать масштабы вмешательства государства в экономику и стараться больше опираться на механизмы свободного рынка. Растет также понимание того, что государству не нужно конкурировать с рынком, а только стараться восполнять его провалы и стараться поспособствовать улучшению функционирования свободной рыночной экономики. Именно такая экономическая политика и проводится во многих странах, где предпринимаются следующие шаги: ограничения регулирования кредитных операций и регламентирование процентных ставок; приватизация государственных предприятий; сокращение контроля над ценами; введение количественных ограничений внешнеторговых операций и снижение пошлин и налогов. Другими словами используют меры, направленные на либерализацию рыночной экономики и снижения масштабов государственного регулирования. Подобные тенденции действуют далеко не во всех странах, поскольку сказывается влияние пролоббированных интересов нуждающихся в таком вмешательстве, а также дурное наследие минувших лет, стремятся как можно дольше сохранить старые методы экономической политики. Но время должно рано или поздно, все расставить по местам и сделать переоценку ценностей.

Тем не менее, государство в лице компетентных органов должно осуществлять свои экономические функции, а именно:

обеспечивать общественные и государственные потребности, развитие приоритетных направлений в экономике и социальной сфере;

защищать экологию и регулировать использование природных ресурсов;

реализовывать права и свободу частного бизнеса и конкуренцию, проводить антимонопольное регулирование;

формировать госбюджет;

обеспечивать национальную безопасность и обороноспособность;

обеспечивать приемлемый уровень занятости;

обеспечить правопорядок в различных сферах экономики.

Все эти охраняемые интересы общества не ограничиваются данным списком. Существуют и такие публичные интересы, как необходимость обеспечения качества и безопасности товаров, работ, услуг; необходимость эффективного управления государственной собственностью и многие другие (Приложение Б).

В нашей стране к наиболее приоритетным, областям госрегулирования большинство российских экономистов относят:

регулирование тарифов и цен некоторых важных товаров;

валютные ограничения согласно Закону о валютном регулировании и валютном контроле;

государственные контракты и закупки;

антимонопольное законодательство с признанием ряда естественных монополий и монопольное регулирование с сохранением государственных монополий на отдельные виды деятельности;

защиту прав потребителей;

патентное законодательство;

государственная поддержка развитию частного предпринимательства.

Государственное регулирование экономики направлено на те сферы хозяйственной жизни общества, где чревато появлением разных проблем. Незамедлительное решение подобных проблем нужно для нормального функционирования национальной экономики и сохранения социальной стабильности в стране.

Можно выделить три основных области государственного экономического вмешательства: совокупное производство (вся совокупность предприятий, создающих все многообразие благ); совокупные потребности (вся сумма потребностей всего населения); совокупный общественный продукт (общая сумма благ, произведенных в стране за определенный период).


Эти сферы прямо или обратно взаимосвязаны между собой. Прямая взаимосвязь характеризуется тем, что общественное производство участвует в создании валового национального продукта, который служит для удовлетворения государственных и общественных потребностей. Обратная взаимосвязь характеризуется тем, что существующие общественные потребности оказывают влияние на структуру всего совокупного продукта, и это дает возможность производить разные структурные преобразования в производстве.

Все действия государства должны быть нацелены на сохранение баланса производства благ, совокупного общественного продукта и потребностей населения. Если игнорировать эти требования, то может возникнуть дисбаланс в национальной экономик. Существует закон пропорционального развития экономики. Нарушение этого закона приведет к структурным кризисам перепроизводства, безработице, усилению инфляции, замедлению экономического роста и другим негативным последствиям.

Если же говорить о рыночной экономике, то она является системой, способной к саморегулированию отношений производителей и потребителей. Этот рыночный механизм интегрирует все формы деятельности в одну систему.

Принцип пропорционального развития национальной экономики в условиях свободного рынка, выступает как закон равенства совокупного предложения и спроса. Между этими показателями имеются определенные сквозные взаимосвязи. Макроэкономический совокупный спрос это то количество денег, которое субъекты экономической деятельности страны могут потратить для удовлетворения своих потребностей. На величину спроса могут повлиять следующие показатели: уровень цен, налоги, госзаказы, склонность к потреблению и накоплению, доступность потребительского кредита и прочие.

Совокупное предложение это вся масса товаров и услуг, которые предлагаются производителями и торговцами по определенной цене. На величину предложения могут влиять такие показатели, как уровень цен, издержки на производство, объемы производства, торговые выгоды и прочее. Совокупные спрос и предложение и являются в данном случае основными объектами регулирования.


Закон равенства макроэкономического спроса и предложения при условии свободной конкуренции зародился еще в Англии два столетия назад.

Адам Смит выдвинул три гипотезы. Во-первых государство не должно вмешиваться в экономику, где производители стараясь удовлетворить спрос и заинтересован в росте совокупных потребностей общества. Во-вторых - «невидимая рука», которая характеризуется тем, что фирмы действуют на благо народа и выпускают товары и услуги, необходимые обществу. Получается, что производители в погоне за выгодой, неосознанно удовлетворяют потребности общества и поддерживают равновесие. В-третьих, механизм рыночного саморегулирования представляет собой прямые и обратные экономические связи между спросом и предложением. Прямая взаимосвязь характеризуется тем, что предложение товаров и услуг определяет спрос, что производители сами решают что, сколько и для кого производить. Обратная взаимосвязь характеризуется рыночными ценами, постоянно информирующими о состоянии спроса и предложения на те, или иные товары или услуги. Благодаря этой обратной связи производитель корректирует свое предложение, согласно тому, что выгодно на сегодняшний день.

Такой известный теоретик, как Ж.Б. Сей, ранее уже пытался решить проблему равного обеспечения объемов спроса и предложения в масштабах страны. Им и был сформулирован экономический рыночный закон, в котором обмен товаров сам устанавливает равновесие предложения и спроса. Представители неоклассического направления сделали попытку помочь развить этот закон. Они выдвинули предположение, что население пытаясь сберечь свои накопленные деньги, обращают их в инвестиции. А поскольку инвестиции непосредственно связаны со ставкой банковского процента, то со снижением ставки будут иметь склонность к росту, и станут производственным капиталовложением. Получается, что уровень процентной ставки, будет регулировать объемы денежных инвестиций в стране. Отсюда возникает вопрос относительно того, каким образом должен распределяться совокупный доход среди населения страны. На основании данного вопроса, появились две точки зрения.

Согласно одной из точек зрения, закон рынка устанавливает равновесие предложения и спроса. Распределение совокупного дохода государства должно основываться на равенстве и справедливом распределении благ. Сторонники либеральной рыночной экономики высказали вторую точку зрения, которая является полностью противоположной первой. Рыночная экономика не совместима с моральным нормами, поэтому всегда является носителем неравенства в обществе. Для второй точки зрения, справедлива тенденция к неравенству в распределении общего дохода между гражданами. В связи с этим появляется социальная дифференциация общества, и огромная часть населения опускается ниже официально признанной черты бедности.

1.3 Вмешательство государства как «необходимое зло»

Существует целый ряд причин и факторов, обосновывающих необходимость государственного вмешательства в экономику, а именно:

. Наличие провалов и сбоев в рыночном механизме функционирования национальной экономики, к которым относятся:

долгосрочное равновесие при неполной занятости, опираясь на которое Кейнс сделал вывод о необходимости государственных мер по обеспечению занятости:

количественный рост во многих сферах промышленности и строительства связан с безвозвратным расходованием невоспроизводимых ресурсов и растущей нагрузкой на окружающую среду и рано или поздно потребует перестройки экономики с ориентацией на качество, т.е. нужны будут специальные государственные программы

необходимость воздействия на монополистские тенденции, к которым склонен конкурентный рынок

неспособность и нежелание свободного рынка к решению социальных проблем населения

обеспечение рациональных территориальных пропорций размещения производства, капиталовложений, дохода и занятости

после любого нарушения равновесия в процессе приспособления могут устанавливаться такие соотношения между ценами и количеством производимых товаров и услуг, что возникает порочный круг, т.е. воспроизводство кризиса, его усугубление кумулятивными процессами

экономический рост неразрывно связан с изменениями в отраслевой структуре, которому хоть и способствует рыночный механизм, но все это может затянуться и надолго нарушить равновесие, способствовать появлению кумулятивных эффектов, больших проблем с платежным балансом и безработице без эффективной государственной политики  

. Необходимое производство общественных товаров и услуг одна из важнейших причин вмешательства государства в экономику. Есть такие блага, которые очень необходимы для граждан и должны быть бесплатны для пользования. К таким продуктам относятся внешняя и внутренняя безопасность, работа различных государственных служб и органов, образование для населения, строительство, ремонт и эксплуатация дорого, мостов и прочее. Однако эти блага не имеют ничего общего с природными свободно доступными благами. В условиях абсолютного рынка они бы стоили денег, но в реальности эти общественные блага должно производить государство для своего населения.

. Одной из причин, обусловливающих необходимость государственного регулирования экономики, является неспособность рыночного хозяйства в определенных ситуациях решать задачи развития экономики и ее составляющих: инфраструктуры, реконструкции некоторых отраслей промышленности, обеспечения народного хозяйства дешевыми электроэнергией и сырьем, финансирования и организации в общегосударственных масштабах научно-исследовательских, экспериментальных и опытно-конструкторских работ. Существует также необходимость выравнивания внешних эффектов. Решения отдельных хозяйственных субъектов, как правило, учитывают лишь непосредственно касающиеся их (внутренние) выгоды и затраты. Рациональные народнохозяйственные решения должны приниматься исходя из учета общей пользы и общих затрат для всего народного хозяйства. Решение подобных задач должен брать на себя госсектор национальной экономики.

Подавляющая доля госсектора экономики это инфраструктурные объекты, которые зачастую экономически нерентабельны. Другую долю составляют госпредприятия в добывающих отраслях, космических технологиях и энергетике, где требуются порой огромные денежные вложения, а оборачиваемость капитала очень низкая. Отсюда и сравнительно низкая рентабельность госпредприятий по сравнению с частным производством. Вообще наличие абсолютно-идеального рынка такого сектора, который в своей деятельности руководствуется немного иными принципами, дает возможность использовать госсектор экономики для решения общегосударственных хозяйственных задач, а также и для стимулирования повышения рентабельности частного сектора в производстве общественных благ. Именно в силу этого госсектор является основным производителем дешевых товаров и услуг, будь то транспортные, услуги связи, энергетики снижая тем самым издержки частного сектора экономики. Доля госсектора в экономике страны может изменяться как в результате создания новых экономических субъектов и объектов, так и при изменении форм собственности: приватизации или национализации.

В итоге можно сделать вывод, что государственный сектор необходим и служит дополнением частного хозяйства там и том объеме, где и когда мотивация для частных производителей является недостаточной. В результате чего, госсектор является просто необходимым для повышения эффективности всей национальной экономики и является важнейшим инструментом перераспределения создаваемого национального богатства.

2. Методы макроэкономической политики

.1 Цели и методы государственного регулирования экономической сферы

Государственное регулирование экономики отнюдь не означает его всестороннего вмешательства в экономическую сферу жизни общества. Скорее это представляет собой контроль и некоторое упорядочение, которые направлены на конкретные цели и затрагивающие наиболее важные области макроэкономики. Цели макроэкономического регулирования можно свести к таким основным направлениям, как обеспечение экономического роста, экономической стабильности и социальной справедливости.

Экономический рост - это прогресс национальной экономики, который находит свое выражение в повышении общего уровня благосостояния общества и его развития. Это означает, что под экономическим ростом следует понимать как рост товарного производства, так и рост производительности труда, так и улучшение структуры предложения и спроса, повышение уровня жизни населения.

Под экономической стабильностью понимается снижение уровня безработицы до нормального уровня, преодоление и таргетирование уровня инфляции, ценовая стабильность, обеспечение нормального платежного и торгового баланса, поддержание нормального соотношения между совокупным спросом и предложением, сбалансированность бюджета.

Само понятие экономической справедливости тесно связано с нравственными оценками и критериями. Общественное богатство должно распределяться более или менее справедливо, поэтому целевыми функциями государства являются также и обеспечение честной конкуренции, и достаточно справедливое распределение доходов в обществе.

Естественно имеются определенные связующие принципы, которые составляют единую комплексную систему, где каждое направление подразделяется на множество составляющих направлений. Само государственное регулирование, охватывая все эти направления, решает главную важнейшую проблему - поступательное развитие национальной экономики и благосостояния общества. С целью повышения конкурентоспособности нашего производства необходимо сконцентрироваться на следующих принципиально важных, для России направлениях поддержки производителей, которые либо вовсе не реализуются, либо реализуются не так, как надо.

Государство в лице правительства и центрального банка (далее ЦБ) может воздействовать на национальную экономику тремя основными способами. Во-первых, непосредственно прямым вмешательством, устанавливая ассортименты товаров, уровни цен, ограничивая доходы граждан. Во-вторых, посредством фискальной политики. В-третьих, проводя мягкую или жесткую денежно-кредитную политику. История учит тому, что при использовании политики прямого вмешательства государства, в долгосрочной перспективе ни одна из стран не добилась хороших результатов. Современные государства для макроэкономического регулирования своих экономик проводят нужную им сбалансированную денежно-кредитную и фискальную политику.

К основным инструментам денежно-кредитной политики относятся:

изменение обязательной нормы резервов;

изменение учетной ставки;

операции на открытом рынке (выкуп и продажа облигаций).

Говоря о денежно-кредитном регулировании, то линию правительства в этой сфере проводит ЦБ, который располагает набором инструментов денежно-кредитной политики. С помощью этого инструментария ЦБ способен воздействовать, как правило, либо на ставку процента, либо на денежную массу или предложение денег. Данные инструменты ЦБ может использовать как по отдельности, так и одновременно оба. Очень часто применяют сразу два инструмента или даже вместе с дополнительными нестандартными мерами, для большего усиления соответствующих эффектов, т.е. проводя комплексную денежно-кредитную политику. Весь инструментарий ЦБ классифицируется по объектам воздействия (денежный спрос и предложение), по характеру параметров (количественные и качественные), по форме воздействия (прямые и косвенные), по срокам воздействия (краткосрочные и долгосрочные).

Целью мягкой денежно-кредитной политики или кредитной экспансии является увеличение деловой активности, снижение безработицы и подъема производства, а жесткая денежно-кредитная политика или кредитная рестрикция - направлена на предотвращение "перегрева" экономики во времена экономического бума либо же для борьбы с высокой инфляцией.

В зависимости от времени воздействия, меры денежно-кредитной политики могут быть долгосрочными и краткосрочными. Долгосрочные меры призваны добиться экономической стабильности и роста в проблемных экономиках в течении нескольких лет или десятилетий. Краткосрочные меры служат для достижения промежуточных целей денежно-кредитной политики количественные смягчения, преодоление кризиса в стране.

Качественный или количественный характер инструментов денежно-кредитной политики обусловлен параметрами влияния. Например, стоимость кредита - качественный параметр, кредитные возможности коммерческих банков - количественный.

Форма инструментов денежно-кредитной политики может быть либо административной прямой, либо рыночной косвенной. Прямые меры имеют форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от ЦБ и направленных на ограничение сферы деятельности кредитных учреждений. Рыночные меры - это меры воздействия ЦБ на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и кредитном рынке.

Все усилия правительства, проводящего денежно-кредитную политику должны были направлены на то, чтобы изменения в денежном предложении соответствовали основным целям экономического развития: повышению деловой активности, снижению безработицы и поддержанию платежного и торгового баланса.

Центральный банк задачу обеспечения стабильного поступательного развития экономики при одновременном ее насыщении нужным количеством денег решает либо путем воздействия непосредственно на сферу кредита, т.е. на условия для коммерческих банков; либо путем изменения денежной массы посредством проведения операций на открытом рынке.

Первый вариант (наиболее важный) предусматривает изменение учетной ставки процента (дисконтная политика), то есть ставки процента за кредит, который Центральный банк страны предоставляет всем прочим коммерческим банкам. ЦБ в данном случае дает кредиты лишь тем коммерческим банкам, которые наиболее финансово устойчивы и надежны, но подверглись временным трудностям. Процентная ставка устанавливается ЦБ страны, которая растет при слишком большом росте цен для сдерживания инфляции. Это достигается тем, что кредит становится дорогим и обременительным для большей части банков, а следовательно и для бизнеса. При этом займы банки будут стараться использовать с максимальной отдачей, инвестируя в высокодоходные и рентабельные отрасли. Это также сдерживает денежное предложение и снижает цены. Тем не менее, повышение процентной ставки при общем удорожании кредита может привести, не только к нежеланию бизнеса развиваться, но и к сильному замедлению инвестиционных процессов. В качестве буфера в данном случае можно использовать льготное налогообложение. Помимо использования процентных ставок, ЦБ регулирует также и нормы обязательных банковских резервов, т.е. устанавливает норму, в соответствии с которой все коммерческие банки должны держать часть своих активов на специальных счетах в ЦБ. При высокой инфляции, когда нужно снижать денежную массу, ЦБ повышает норму обязательных резервов. При этом, даже небольшое изменение нормы обязательных резервов может сильно повлиять на объемы банковских кредитов и вкладов. Поэтому это достаточно мощный инструмент регулирования, но очень жесткий, так как затрагивает основы всей банковской системы и применяется очень редко и осторожно.

Второй вариант - это операции на открытом рынке, т.е. выкуп или продажа облигаций государственного займа на рынке ценных бумаг.

Правительство через ЦБ для латания бюджетных дыр, использует продажу населению долговых обязательств в виде государственных облигаций, которые оно также продает ЦБ, который вместе с населением становится кредитором правительства и государства. ЦБ может также использовать операции на открытом рынке для сдерживания инфляции, продавая облигации и сокращая тем самым денежную массу в обращении. Он может продавать облигации населению по более высокой или низкой цене, чем сам купил их у государства. Полученные с этой спекуляции доход направляются в резервные и стабилизационные фонды. В случае же несения убытка в результате финансовых операций, ему, тем не менее, удастся извлечь часть денег из обращения. Это оказывает значительное воздействие на инфляцию и приводит к ее постепенному снижению.

Для увеличения денежной массы, ЦБ наоборот, начинает выкуп облигаций у населения, фирм и банков. Это называется количественным смягчением, и проводится с целью накачки экономики деньгами для улучшения условий кредитования. Владелец долгового обязательства продает ее ЦБ, поскольку тот обычно предлагает больший процент, а также предоставляется возможность пораньше вернуть свои деньги и под больший процент.

Это и есть главные инструменты денежно-кредитного регулирования, используемые Центробанками для управления денежной массой при проведении их монетарной политики. Учетная ставка и обязательные резервы запускают механизмы косвенного воздействия, где Центробанк влияет на настроения банковской системы и на условия кредитования. Операциями на открытом рынке Центробанк воздействует на состояние денежной массы непосредственно. Это наиболее эффективный инструмент регулирования денежного предложения в национальной экономике.

Банковская система представляет собой ядро кредитной системы, куда кроме банков входят любые другие организации, обладающие по закону правом коммерческой деятельности. В монетарной политике следует различать кратковременные и долгосрочные последствия для национальной экономики. В результате, увеличивается процентная ставка, что ведет к сокращению инвестиционного спроса и капиталовложений, сокращение же инвестиций повлечет за собой уменьшение ВНП. В ряде случаев ЦБ может временно превратиться в казну правительства, а если в казне нет денег, правительство прикажет их печатать, то есть осуществлять эмиссию денежных знаков. В случае спада производства и нарастания безработицы Центральный банк страны обязан реагировать на это.

В экономике рыночного типа существует и всегда воспроизводится противоречие между желающими сберегать и желающими инвестировать. Денежно-кредитная политика оказывает самое непосредственное влияние на такие важнейшие макроэкономические показатели, как ВНП, занятость и уровень цен. Для стимулирования производства он с помощью рассмотренных регуляторов увеличивает денежное предложение. Если в кратковременном периоде ЦБ, проводя политику расширения денежного предложения, стимулирует рост ВНП, то в долгосрочный период эффект вливания денег в национальную экономику снижается. Если ЦБ будет подчинен исполнительной власти, то правительство, испытывая бюджетный дефицит, в приказном порядке станет навязывать ЦБ свои долговые обязательства и полученные деньги направлять на покрытие дефицита. Итогом может стать не рост реального объема производства, а увеличение цен и инфляция. Кредитно-денежная и, прежде всего, банковская система и есть тот механизм, который разрешает это противоречие. На данном этапе монетарная политика достигла своей цели: спад производства приостанавливается, безработица уменьшается, доход общества возрастает. Но рост доходов в обществе приводит к увеличению спроса на деньги.

Оказавшись придатком центральных финансовых органов, Центральный банк не только не сможет осуществлять разумную денежную политику и проводить антиинфляционные мероприятия, а, напротив, сам становится источником инфляции. Получается, кто способен мобилизовать временно свободные денежные средства, превратить их в кредиты, а затем в капиталовложения. При осуществлении финансовой поддержки правительства, ЦБ обязан постоянно помнить, что его главная задача состоит в обязанности вести твердую антиинфляционную долгосрочную политику и не допускать накачивания в экономику излишней денежной массы. Рост же инвестиций приводит к росту ВНП. Ставка процента при этом снижается. Таким образом, цель кредитной системы состоит в том, чтобы ни один рубль не выпадал из рыночного оборота; деньги должны всегда «работать». Учреждения этой системы осуществляют аккумуляцию сбережений, готовят их к кредитованию и осуществляют его, то есть превращают сбережения в капитальные вложения. ЦБ должен иметь дело только с коммерческими банками и правительством и не заниматься кредитованием предпринимателей. Это ведет к росту инвестиционного спроса, спроса на деньги для капиталовложений.

Чтобы успешно решать задачу позитивного экономического развития, Центральный банк должен быть независимым от исполнительной власти и подчиняться только закону. Кредитно-денежное регулирование признано сегодня приоритетным методом регулирования национальной экономики. Меры такого регулирования осуществляются весьма гибко и оперативно, чего нельзя сказать о мерах фискальной политики, требующих длительных согласований между законодательными и исполнительными органами, что значительно снижает их эффективность. Большинство из известнейших экспертов в области экономики сходятся во мнении, что использование денежно-кредитной политики, позволяет наиболее успешно бороться с высокой безработицей, инфляцией и преодолевать экономические спады и рецессию.

2.2 Государственное регулирование в России

государственный регулирование экономический

Российской рыночной экономике уже более двух десятилетий, но на протяжении всего времени и сейчас продолжается обсуждение необходимости роли государства и степени такой необходимости в нашей экономике. Необходимо заметить, что на сегодняшний день цена этой проблемы с учетом требований инновационного развития России значительно возросла. Поэтому в дискуссию о роли государства включились даже все высшие должностные лица России и известнейшие экономисты. Мнения по этим вопросам зачастую сильно расходятся, что создает немалые трудности в работе по усовершенствованию законодательства в сфере экономики и бизнеса. Так, например, премьер Дмитрий Медведев, уже неоднократно заявлял об этом. Одним из пяти основных принципов, которых государство обязано придерживаться, принимая важные экономические решения, должен стать принцип прозрачности и только необходимого минимума вмешательства государства в экономику. По словам экс главы Минфина Кудрина одной из десяти задач поставленных перед его министерством, являлось сокращение «избыточного присутствия государства в экономике», «уменьшение роли государства в экономике», «ведущая роль должна быть отдана частным инвесторам» и так далее.

Концепция, направленная на снижение государственного участия в экономике также четко обозначена в программе «Стратегия 2020. Новая модель экономического роста - новая социальная политика». Там говорится о том, что наиболее приоритетные направления развития отечественного промышленного производства должны определяться самими производителями в реализуемых ими инвестиционных проектах. Вместе с тем, Президентом России Путиным еще в его предвыборных обращениях, была обозначена необходимость государственного участия в качестве крупнейшего заказчика и организатора при реализации экономических решений.

Нельзя не согласиться с В. Геращенко и Н. Кретовым, которые в своих статьях говорят, что России нужна именно новая индустриализация, ведь модернизация и инновационные прорывы реальны лишь в действующем народнохозяйственном механизме. Первоочередной задачей здесь является создание эффективного механизма государственного управления процессами, состоящими, главным образом, из механизма государственного финансирования индустриализации и механизма среднесрочного и долгосрочного планирования.

Получается, что в различных выступлениях и программах нашими ведущими политиками и экономистами было сформулировано два центральных тезиса: один из них гласит, что вмешательство государства в экономическую жизнь следует уменьшить, и оно должно быть минимальным, второй заявляет, что промышленную политику должно определять не государство, а сами предприниматели.

Однако здесь все слишком однозначно и требует, возможно, более гибкого подхода. Когда речь заходит о роли государства в экономике и его отношениях с российским бизнесом, многие экономисты говорят о том, что не следует оперировать понятиями " увеличить или уменьшить " вмешательство государства.

Касается это всей экономики или выборочно отдельных ее отраслей? Связано ли это с экономической ситуацией в стране или безотносительно к ней? Постоянно либо на какой-то срок? Уменьшить или увеличить в сравнении с чем? Возникла некоторая неопределенность, не позволяющая создать необходимую стимулирующую законодательную базу практически невозможно.

Министерство экономического развития недавно опубликовало макроэкономическую статистику за первый квартал 2014 г. О каком либо оптимизме там говорить не приходится. Деловая активность в российской экономике по-прежнему снижается, продолжается снижение инвестиционной активности, и хотя после Олимпиады в Сочи показатели розничной торговли и были обнадеживающими, тем не менее, в экономике России продолжают иметь место различные негативные процессы. Украинский вопрос, низкий мировой спрос, недавнее падение фондового рынка, валютный рынок, усиление оттока капитала требует каких-то действий и принятия мер.

Наверное, в сложившейся ситуации говорить о необходимости уменьшения роли государства в экономике просто нельзя. Звучат заявления в высших властных структурах, что государство готово реагировать на экономическую ситуацию в интересах населения и бизнеса. Не совсем также понятно, при нашем всеобщем уважении к нашим бизнесменам, почему они должны определять промышленную политику. Поскольку выбор приоритетных направлений связан с вливанием колоссальных инвестиций, которые есть у государства, но отсутствуют у бизнеса. Кроме этого наш бизнес будет вкладывать в первую очередь туда, где отдача будет максимально быстрой, прибыльной и при возможно малом риске. Он таков по своей природе и его нельзя переделать.

Цели же государства отличны от целей бизнеса. Государство вынуждено инвестировать в те производства и отрасли, которые дадут нам возможность реализовать нужную нам инновационную промышленную политику. Бизнес привлекается как незаменимый партнер и участник и естественно всячески стимулируется. Лучшим примером является Инновационный центр Сколково. В основе же формирования промышленной политики лежит долгосрочное планирование и прогнозирование. Экономическая роль государства заключается в создании для бизнеса и его развития необходимые условия, устранить существующие избыточные процедуры для бизнеса. Само же участие государства следует в определенной степени дифференцировать применительно к малому, среднему и крупному бизнесу. Необходимо также законодательно определить и обозначить и само понятие "государственное регулирование", тем более имеется для этого необходимая теоретическая база. Положительным результатом такой выработки будет, в частности, то, что многие виды деятельности вообще будут исключать государственное регулирование.

В настоящее время помимо наших экспертов, говорят о необходимости усиления экономической роли государства западные экономисты и политики. В связи с этим российский академик РАН В. Полтерович отметил, что "Запад решительно отказывается от концепции невмешательства государства в экономику и настойчиво ищет новые формы взаимоотношения государства, бизнеса и науки". Получается, что хваленые западные рыночники, которые все еще метят к нам в учителя, также отрицают невмешательство государства в экономику.

При определении роли государства в экономике существенными являются две проблемы: государство и собственность, государство и управление. До сих пор мы все еще не видим взвешенной продуманной политики. Тем не менее государство должно активно участвовать в экономических процессах страны, поскольку иначе невозможно будет обеспечить социальную направленность национальной экономик. Вмешательство государства в экономику - это объективная необходимость развития экономики страны. Макроэкономическое регулирование должно быть продуманным и четким, обсужденным с бизнесом, не ограничивающим конкуренцию. Оно должно только стимулировать и способствовать совершенствованию и развитию конкуренции в нашей стране, создав совершенно новую законодательную базу, способствующую инновационной направленности российского бизнеса.

Заключение

Проблема относительно границ, возможностей и целей государственного экономического регулирования - является важнейшей как в экономической теории, так и в реальной хозяйственной жизни. Научная литература уже многие годы ведет очень активное обсуждение разных концепций, а именно: минимализм, дирижизм, централизм, которые определяют различную степень участия государства в экономике. Множество социально-экономических теорий, таких как кейнсианство, монетаризм и даже марксизм - являются теоретической базой при обосновании степени и характера государственного вмешательства в экономику. Может ли при этом уйти экономика из государства, если государство уйдет из экономики? В последние годы концепция “минималистского” государства, с максимально ограниченными правами (включая права собственности) и, как следствие минимальное количество его обязанностей, начала звучать уже в операциональном ключе. Об этом уже говорил и президент России.

Многие влиятельные экономисты улавливают связь уменьшения участия государства с глобализацией мировой экономики с одной стороны; происходящая регионализация с другой стороны, и транснационализации производственных предприятий и секторов с третьей. Однако существует много точек зрения не согласных с данными воззрениями, обосновывая это тем, что сейчас во многих развитых странах уже сильно возрастает роль государства. На сегодняшний день можно, пожалуй, уже говорить о формировании некоторого баланса противостояния концепций глобализации и государственности.

Государственное макроэкономическое регулирование еще вовсе не означает его всестороннего вмешательства в экономическую сферу жизни общества. Скорее это представляет собой контроль и некоторое упорядочение, которые направлены на конкретные цели и затрагивающие наиболее важные области национальной экономики. Цели макроэкономического регулирования можно свести к таким основным направлениям, как обеспечение экономического роста, экономической стабильности и социальной справедливости.

Для России при решении вопроса о масштабах государственного регулирования необходимо занимать максимально прагматичную позицию. К примеру, необходимо обозначить основные принципы, позволяющие выработать взвешенный и эффективный подход к использованию доступных для государства инструментов макроэкономического регулирования исходя в первую очередь из целей и задач российской экономической политики. В сложившейся ситуации важнейшей ее задачей на ближайшую перспективу должно стать не столько поддержка бизнеса методами денежно-кредитной или валютной политики, а создание хороших условий для проведения институциональных и структурных реформ, а также осуществления активной промышленной политики.

Первое, чего необходимо обеспечить, так это не допустить дестабилизацию в экономике, политике и социальной сфере. Минфин совместно с Центробанком должны предотвращать резкие волнения на финансовых и валютных рынках, дав населению, участникам рынка и инвесторам уверенность в завтрашнем дне.

Второй важный момент, это помощь экономике в периоды спадов деловой активности и производства, когда различные отрицательные факторы становятся серьезной угрозой. Это необходимо для безотлагательного проведения структурных и институциональных реформ. Для этого нужно обеспечить стабильность и рост любой ценой.

Третье, чего нужно добиться будет следующее. Поскольку регулирование экономической сферы призвано смягчать негативные последствия структурных реформ и тем самым создавать приемлемую атмосферу для их проведения, то макроэкономическая политика должна являться не самодовлеющим элементом экономической политики государства, а лишь ее придатком, составной частью комплексной стратегии государства, направленной на модернизацию экономики как важнейшую общественную сверхзадачу.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Валовой внутренний продукт

макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства

2

Валовой национальный продукт

отражает совокупную стоимость благ, созданных только её резидентами, вне зависимости от их географического положения

3

Валютная политика

регулирование обменного курса рубля, т.е. цен иностранных валют, выраженных валютных курсов

4

Внешний долг государства

обязательства, возникающие в иностранной валюте по кредитам от международных и иностранных банков, инвестиционных фондов; предполагает выплату процентов и платежей погашения.

5

Глобализация

рост взаимозависимости экономики всех стран мира, в основе которого - углубление интернационализации производства и капитала. В результате глобализации выравниваются условия хозяйствования, снижаются цены. снимаются барьеры при реализации товаров и услуг, ценных бумаг, в деятельности финансовых и фондовых рынков разных стран

6

Государственное регулирование

система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государством с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям

7

Государственный долг

долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права

8

Денежная масса

это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве, которым располагают частные лица, институциональные собственники и государство

9

Кейнсианство

буржуазная теория государственно-монополистического регулирования капиталистической экономики. cформировавшееся под влиянием резкого обострения противоречий капиталистического воспроизводства в эпоху общего кризиса капитализма с возникновением государственно-монополистического капитализма

10

Монетаризм

макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Современный монетаризм возник в 1950-е годы как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения.

11

Монетарная политика

это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

12

Сбалансированность бюджета

соответствие объема предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита

13

Ставка рефинансирования (учетная ставка)

плата за кредит, который предоставляет Центральный банк коммерческим банкам


Список использованных источников

1.      Авакумова, О.Г. Макроэкономика [Текст] : курс лекций / О.Г. Авакумова. - М. : Приор, 2010.

.        Видяпин, В.И. Экономическая теория [Текст] : учебник / Под общ. ред. В.И. Видяпина - М. : ИНФРА-М, 2006.

.        Думная, Н.Н. Макроэкономика. Теория и российская практика [Текст] / Н.Н. Думная. - М. : КноРус, 2011.

.        Итуэлл, Дж. Экономическая теория [Текст] : Пер. с англ. / Под. ред. Дж. Итуэлла,М. Милгейта, П. Ньюмена - М. : ИНФРА-М, 2009.

.        Макроэкономика [Текст] / Э. Абель, Б. Бернанке. - СПб. : Питер, 2010.

.        Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода [Текст] / Е.А. Туманова, Н.Л. Шагас. - М. : Инфра, 2010.

.        Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика [Текст] : учебник / Под ред. А.В. Сидоровича. - М. : Дело и сервис (ДиС), 2010.

.        Сажина, М.А. Экономическая теория [Текст] : учебник / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. - 2-е изд., доп. - М. : Норма, 2009.

.        Сидорович, А.В. Курс экономической теории : Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики [Текст] : учеб. пособие/ Под общ. ред. А В. Сидоровича. - М. : Дело и сервис, 2007.

.        Современная макроэкономика [Текст] / И.Р. Бугаян, И.П. Маличенко, Ю.А. Корчагин. - М. : Феникс, 2010.

.        Эбзеев, Б.С. Государственное регулирование макроэкономики: взаимная ответственность и конституционные обязанности / Б.С. Эбзеев. - М. : Норма, 2007.-88 с.

Приложения

Приложение А

Основные современные экономические школы

1

Кейнсианство 30-е годы XX в и до наших дней

1.Кейнс считал, что рыночная система изначально не равновесна, поэтому нуждается в жестком государственном регулировании. 2. Идея Кейнса состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) = «накачка спроса» -воздействовать на расширение производства и предложение товаров и услуг. 3. Государство осуществляет увеличение денежной массы, снижение ставок процента; недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования

2

Институционализм 70-е гг XXв

Джон Гелбрейт, 1. «Общество изобилия» 2.«Экономическая теория и цели общества»  Людвиг Эрхард Благосостояние для всех

1.Они считали, что нельзя анализировать поведение хозяйствующего субъекта, не учитывая окружающей среды. 2. Они предлагали комплексное изучение хозяйственной системы в динамике, в процессе эволюции. 3.Институционалисты выступают за более обстоятельное решение социальных проблем. Вопрос о социальных гарантиях занятости может стать важнее вопроса об уровне заработной платы

3

Монетаристы (монетаризм) 50-е гг XX и до наших дней (Название дано Карлом Бруннером американский экономист)

 Милтон Фридмен 1. «Роль монетарной (денежной) политики»  2. «Деньги и экономическое развитие»

1.Экономическая теория регулирования экономики с помощью денежно-кредитных инструментов (эмиссия, процентная ставка банка) Количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики 2. Монетаристское правило: денежное предложение должно расширяться с такой же скоростью, как и темп роста реального ВВП, постоянно увеличивающееся денежное предложение будет поддерживать расширяющийся спрос, не вызывая при этом роста инфляции 3. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию. 4.Если имеют место диспропорции в экономике, то к этому приводит государственное вмешательство


Приложение Б

Основные направления макроэкономической политики

Похожие работы на - Методы и инструментарий государственного регулирования экономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!