Направления и способы государственного регулирования сферы городского хозяйства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,17 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Направления и способы государственного регулирования сферы городского хозяйства

ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт Управления и Экономики»

Кафедра экономики, финансов и бухгалтерского учета











Курсовая работа

по дисциплине: «Экономика отрасли»

на тему: «Направления и способы государственного регулирования сферы городского хозяйства»

Выполнил:

студент группы Э-209

Ермакова Л.Г.

Проверил:

Данилкин В.В.


Челябинск

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Государственное регулирование сферы городского хозяйства

.1Понятие и сущность государственного регулирования

.2Сфера городского хозяйства

ГЛАВА 2. Направления и способы государственного регулирования сферы городского хозяйства на примере города Москвы

.1 Функции и инструментарий государственного регулирования городского хозяйства

.2 Методы государственного регулирования

Заключение

Список литературы

Приложение № 1

ВВЕДЕНИЕ

Огромная роль государства и способность его регулировать некоторые экономические процессы зависят от связи экономики и политики, от разработки экономической политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. Поэтому возникновение и существование государства является общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Более того, экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы.

И все же регулирующие функции государства здесь приобретают исключительное значение, так как рыночный механизм не в состоянии разрешить всех проблем экономического роста. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией и т.д. Появляется строгая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм принятия регулируемых решений.

В теории и практике необходимость государственного регулирования экономики сейчас мало кем оспаривается. Современное управление экономикой основано на концепции активного участия в нем государства не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.

Цель работы - раскрыть процессы регулирования, применяемые в конкретных областях и сферах городского хозяйства; определить роль государственного регулирования в сфере городского хозяйства на примере города Москвы.

ГЛАВА 1. Государственное регулирование сферы городского хозяйства

1.1Понятие и сущность государственного регулирования

Регулирование (нем. regulirung - приведение в порядок) - воздействия на объект управления, посредством которых достигается состояние устойчивости этого объекта в случае возникновения отклонения от заданных параметров.[3]

Существует множество понятий регулирования. Так в словаре Российской социологической энциклопедии под редакцией Г.В. Осипова понятие трактуется как форма целенаправленного, управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в управляемом объекте и развитие его посредством введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей). Посредством регулирования создаются возможности и ограничения деятельности, которые должны вызвать в управляемом объекте мотивацию и целеполагание, желаемые с точки зрения субъекта управления. Использование методов регулирования предполагает высокую степень самостоятельности управляемых объектов, развитые самоуправление и самоорганизацию в них. В энциклопедии социологии регулирование - это совокупность предписаний, исходящих от органа власти или управления и имеющих целью внести известный порядок в ту или иную сферу жизни. Таким образом, можно выявить понятие государственного регулирования.

Государственное регулирование - комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Государство отвечает за:

·Фискальную политику (бюджет, налоги);

·Монетарную политику (денежные средства, регулирование кредитного рынка);

·Регулирование внешней торговли;

·Регулирование распределения доходов.

Механизмы государственного регулирования рыночной экономики:

·Бюджетно-налоговая (фискальная) политика- деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения.

·Денежно-кредитная( монетарная ) политика- контроль над денежной массой в экономике. Её цель - поддержка стабильного развития экономики.

Методы регулирования разделяются на:

1.Прямые: контроль над монополиями, экология, разработка стандартов, их поддержание (знаки качества, государственные стандарты);

2.Косвенные: денежная политика, контроль за доходами, социальная политика;

3.Внешнеэкономическое регулирование.

Формы регулирования:

·Государственные целевые программы (социальные);

·Прогнозирование;

·Моделирование ситуаций.

Регулирование государства распространяется и на технические аспекты деятельности. Это так называемое «техническое регулирование». Это регулирование имеет общие «централизованные механизмы», которые характерны и для экономического регулирования: нормирование, сертификация и надзор, лицензирование, аккредитация, делегирование, регистрация, санкции и апелляции.

Причины государственного регулирования: [10]

) Наличие в стране общественных благ (образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и др.);

) Наличие частного и общественного характера производства;

) Возникновение отрицательных эффектов внутри рынка (бедность, преступность, экологические проблемы);

) Научно-технический прогресс;

) Тенденция к монополизации;

) Наличие международной конкуренции.

Государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Оно берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, для ограничения монополизированного производства. Государство должно создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. Не стоит забывать и о внешней политике, регулировании платежного баланса и валютных курсов.

В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макро- и микроэкономических процессов.

В условиях рынка государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.

Рассмотрим цели государственного регулирования.[6]

В государственном регулировании экономики можно выделить следующие цели: генеральные и конкретные. Среди генеральных целей приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильности, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности, адаптации рыночного механизма к различным ситуациям.[8]

Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, но всегда исходят из необходимости увязки общественных и частных интересов.

К объектам регулирования следует отнести наднациональный уровень межгосударственных союзов национальной экономики, отдельных секторов и регионов, где возникают проблемы, неразрешимые посредством рыночных регуляторов.

Субъектами государственного регулирования выступают центральные (федеральные), региональные, муниципальные или коммунальные органы управления.

Государственное регулирование включает в себя целый арсенал средств воздействия на экономическую конъюнктуру, в котором можно выделить несколько основополагающих направлений.

Финансовое регулирование

Финансовое регулирование в широком смысле слова включает в себя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику. Объектом его приложения является бюджет, государственный долг, налоговая и банковская системы, рынок, кредитные отношения.

Финансовое регулирование - это регулирование государственного бюджета, его дефицита или профицита, а также государственного долга. В частности различного рода манипуляции, например, с дефицитом государственного бюджета могут приводить к расстройству или упорядочению государственных финансов, усилению или ослаблению инфляции, активизации или свертыванию инвестиционной и хозяйственной деятельности. Осуществляя инфляционное финансирование (закупок, заказов инвестиций), государство тем самым осуществляет денежную или кредитную интервенцию, которая ведет к росту цен, обесцениванию валюты, снижению реальных доходов населения, но одновременно, если она проводится в разумных пределах, стимулирует деловую активность, рост инвестиций, развитие народного хозяйства.[9]

Антиинфляционная стратегия

Устранения бюджетного дефицита возможно достичь двояким путем: увеличивая доходы и уменьшая расходы. В долгосрочном плане предпочтение отдается, об предсказуемость динамики цен сокращению расходной части бюджета.

Одна из важнейших задач антиинфляционной стратегии состоит в противодействии и гашении адекватными методами инфляционных ожиданий. Важнейшим условием успеха в данной области может быть всемерное укрепление рыночной системы, способной вызвать естественное снижение цен или хотя бы замедление их роста.

Другое направление усилий правительства и центрально банка связано с постепенным искоренением неуправляемой инфляции, что вселит уверенность в предсказуемость динамики цен, ситуации на денежном рынке.

Неотъемлемой частью антиинфляционной стратегии является долгосрочная денежная политика, которая связана с введением жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы.

Антиинфляционная тактика

При краткосрочном регулировании денежного рынка в рамках обеспечения на нем долгосрочного равновесия необходимо избежать двух крайностей. Одна из них связана с деформацией механизма рыночной системы. Речь идет об обуздании административного рвения к решительным действиям, тогда последствия оцениваемых и принимаемых решений могут иметь далеко идущие отрицательные последствия для экономической стабильности и роста.[9]

Другая крайность связана с опасностью попадания в ликвидную ловушку, когда максимальное воздействие оказывают адаптивные инфляционные ожидания. Поэтому тактика краткосрочного денежного регулирования должна соотноситься и осуществляться в пределах долгосрочной денежной стратегии. Формулируя принцип отбора инструментария краткосрочной антиинфляционной политики, необходимо исходить из осуществления таких мер, которые либо вели к наращиванию предложения без увеличения спроса, либо вызывали сокращение спроса без расширения предложения. Следовательно, речь должна идти о таких мероприятиях, которые, с одной стороны, содействовали бы наращиванию товарной массы, с другой - способствовали сжатию денежной массы.

Методы краткосрочной антиинфляционной политики также должны быть направлены на снятие инфляционного напряжения.

Определенный вклад в борьбу с инфляцией может внести и приватизация государственной собственности. Она обеспечивает увеличение государственных доходов и ослабление напряжения в расходной части бюджета, способствует решению проблемы дефицита.

Использование такого радикального мероприятия, как денежная реформа конфискационного типа, крайне нежелательна, ибо она вызовет недовольство населения.

Банковская система в регулировании денежного обращения

Особое место в регулировании денежного обращения занимает банковская система, которая располагает собственным набором инструментов: операции с ценными бумагами, учетная ставка, банковские резервы, административные мероприятия.

Важнейшим инструментом стабилизационной денежной политики являются операции на открытом рынке ценных бумаг. Речь идет об открытости для всех субъектов денежного рынка. Кроме того, объектом сделок, как правило, являются краткосрочные долговые обязательства государства или краткосрочные заемные обязательства - облигации. С возникающей необходимостью сжатия кредитной массы центральный банк принимает решение о продаже определенного количества государственных облигаций.

Приобретая облигации, владельцы рассчитываются за них посредством выписки чеков на соответствующие коммерческие банки или другие финансово-кредитные учреждения. Центральный банк тут же предъявляет полученные чеки к оплате банком, которые тем самым утрачивают часть своих резервов - депозитов в центральном банке. Сокращение резервов скажется на сокращении денежной массы. При необходимости увеличения денежной массы в обращении центральный банк должен вместо продажи облигаций приступить к их скупке. В этом случае происходит увеличение депозитов коммерческих банков, т. е. рост кредитных денег, что может привести к снижению процентных ставок и расширению инвестиционного процесса.[9]

Наиболее сильнодействующим антиинфляционным средством является увеличение нормы банковских резервов. Учитывая серьезность данного мероприятия, центральный банк обязан обратиться в законодательный орган за разрешением на повышение нормы банковских резервов, т.е. предоставить право повысить резервные требования сверх установленных пределов.

Регулирование ценообразования

Регулирование ценообразования сопряжено со значительным государственным сектором в национальной экономике, наличием несовершенных рыночных структур, особенно монополистического и олигополистического характера, господством государственной монополии на денежном рынке, необходимостью контроля за экспортными и импортными ценами в рамках проведения внешнеэкономической политики.

Государственный сектор в механизме ценообразования.

В совокупности государственный сектор и экономическая политика государства образуют тот мощный государственный механизм, который «врывается» в сферу действия рыночных сил и упорядочивает их, оказывая как непосредственное, так и косвенное воздействие на процесс формирования рыночных цен.

Одновременно государство выступает в лице самого крупного и закупщика продуктов, и заказчика на осуществление различного рода работ для общественно-государственных нужд. Оно в значительной части определяет уровень цен на закупаемую продукцию и выполняемые виды работ. Государство также устанавливает прямой контроль над ценами на товары, имеющие жизненно важное значение для населения.[9]

Регулирование экспортных и импортных цен

Немаловажное значение в механизме ценообразования имеет государственное регулирование внешнеэкономических связей. В частности, государство путем изменения отношения национальной валюты к иностранным добивается относительного удорожания или удешевления отечественной и зарубежной продукции, а следовательно, сжатия или расширения экспортных и производственных возможностей для отечественных товаропроизводителей.

Наконец, государство в интересах поддержания более или менее конкурентной среды и недопущения диктата производителей на рынке руководствуется антимонопольным законодательством в борьбе с несправедливыми ценами.

Регулирование накопления капитала и его инвестирования

Государственное регулирование в сфере накопления капитала и инвестиционной деятельности направлено на обеспечение необходимой нормы накопления капитала, целевого использования фондов накопления, на проведение политики ускоренной амортизации, привлечение иностранного капитала и создание предпосылок для привлекательности сбережений.

Государство как инвестор

Активизируя или сдерживая инвестиционную политику путем непосредственного наращивания или сокращения государственных капиталовложений, государство оказывает воздействие на общую экономическую конъюнктуру в стране, развитие национальной экономики. Активизация инвестиционной деятельности в государственном секторе провоцирует спрос на инвестиционные товары и рабочую силу не только в государственном секторе, но и в частном, во всех отраслях народного хозяйства. Государственные инвестиции следует рассматривать в качестве первоначального импульса для активизации хозяйственной деятельности в стране.

Стимулирование инвестиционной деятельности и привлечение иностранного капитала.

Государство обладает значительным набором финансово-экономических инструментов для активизации или сдерживания хозяйственной, прежде всего инвестиционной, деятельности не государственного сектора народного хозяйства. С этой целью оно создает режимы наибольшего благоприятствования для вложения капиталов, снижает налоги на прибыль, направляемую на финансирование капиталовложений, выступает финансовым и юридическим гарантом крупных капиталовложений, выкупает земельные участки, проводит другие стимулирующие мероприятия.[13]

Одновременно государство постоянно оказывает поддержку сельскохозяйственным экономическим агентам путем закупок урожая, льготного кредитования, субсидирования, поддержания паритета цен на их продукцию и продукцию промышленности, используемую в сельскохозяйственном производстве. Значительной государственной поддержкой пользуется и малый бизнес в форме разнообразных льгот и поощрений, особенно на первоначальной стадии функционирования, а также при выходе на внешние рынки. Все это увеличивает возможности накопления капитала.

Регулирование трудовых отношений

Сфера трудовых отношений, несомненно, является самой главной в экономической системе. Она определяет жизнедеятельность общества, возможности самовыражения и самореализации личности. В связи с этим роль государства в этой сфере отношений оправданно и неимоверно велика.

Регулирование трудовых отношений направлено на обеспечение условий для нормального воспроизводства рабочей силы, ее подготовки в соответствии с уровнем технико-экономического развития страны, снятие социальной напряженности в обществе и содействие заключению генеральных соглашений между работниками (профсоюзами) и работодателями (союзами промышленников и предпринимателей). Регулирующая роль государства в сфере трудовых отношений определяется и тем, что оно выступает гарантом прав людей труда в области его оплаты, безопасности и защитником от произвола работодателей.

Создавая биржи труда, государство стремится к улучшению общей и структурной сбалансированности спроса и предложения нa рынке труда путем обеспечения необходимой информацией как людей, ищущих работу, так и работодателей. Регулируя трудовые отношения найма, государство одновременно все больше стимулирует так называемый свободный труд (индивидуальный, семейный, коллективный), развитие мелкого бизнеса, что существенно сокращает уровень и масштаб напряженности в трудовых отношениях и облегчает участь государства как органа, регулирующего взаимодействие труда и капитала.

Особое и монопольное положение занимает государство в регулировании международной миграции трудовых ресурсов. Речь идет притоках как невысококвалифицированной рабочей силы для выполнения различного вида работ, от которых отказывается местное население, так и высококвалифицированных специалистов, не требующих ни средств, ни времени для их подготовки в стране, в которую они иммигрировали.

Социальное регулирование

Рассматривая проблемы развития народного хозяйства, нельзя не заметить тесную переплетенность экономических и социальных отношений. Будучи главной производительной силой общества и носителем всех без исключения общественных отношений, человек становится ядром социально-экономической системы, сориентированной на его воспроизводство в физиологическом и физическом, образовательном и культурном, социальном и экономических аспектах.

Таким образом, регулирование в социальной сфере сводится к обеспечению в стране относительной социальной справедливости и равенства, повышению благосостояния народа при одновременном поддержании необходимого уровня в дифференциации доходов как средства поддержания предпринимательской и трудовой активности.

Регулирование доходов

Исходя из приоритета анализа экономики, необходимо прежде всего остановиться на регулировании доходов непосредственных участников хозяйственной деятельности. Дело в том, что внутренние механизмы рыночной саморегуляции и распределения доходов не могут быть признаны социально удовлетворительными. Требуется государственное вмешательство с целью корректировки системы распределения и перераспределения доходов в обществе. При этом необходимо сознавать, что регулирование доходов, отношения найма, занятости относятся не только к сфере хозяйственной деятельности, но и к характеристике социального состояния общества.[16]

Государство, исходя из стоящих перед ним задач, проводит соответствующую политику доходов, которая содействовала бы социально-экономической и политической стабильности, успешному росту национальной экономики.

Регулирование развития социальной сферы

Если говорить о чисто социальной сфере, то она включает в себя прежде всего воспроизводство человеческого фактора, которое охватывает систему общего и профессионального образования, духовно-культурного просвещения, подготовки и переподготовки кадров с ориентацией на появляющиеся тенденции структурных сдвигов в национальной экономике, обеспечения занятости и создания условий для воспроизводства новой генерации работников будущего общества.

Развитие социальной сферы требует колоссальных финансовых ресурсов, самостоятельных объектов деятельности, инфраструктуры, кадров и их качественного воспроизводства. Здесь мало интереса для частного предпринимательства, хотя его участие и не исключается. Основное бремя по поддержанию и развитию социальной сферы ложится на государственный бюджет внебюджетные фонды.

Антициклическое регулирование

Особое место в государственном регулировании экономики занимает антициклическое регулирование, которое затрагивает многие из вышеуказанных аспектов регулирования. Суть антициклического регулирования заключается в принятии своевременных мер самого различного характера, чтобы не допустить «перегрева» экономики и избежать резкого и глубокого падения общественного производства, а то и тяжелого кризиса, и продолжительной депрессии.

1.2Сфера городского хозяйства

Городское хозяйство - комплекс расположенных на территории города (либо другого населенного пункта) предприятий, организаций, учреждений, обслуживающих материальные, культурные и бытовые потребности населения, проживающего в городе (населенном пункте). Кроме того, городским хозяйством называют отрасль экономики страны, выполняющую упомянутые функции. Городское хозяйство является основой экономики города, обеспечивая, прежде всего, социально-экономическую и экологическую стабильность населенного пункта. Оно включает в свой состав жилищно-коммунальное хозяйство города и предприятия бытового обслуживания населения, строительную промышленность, предприятия по производству местных строительных материалов, систему учреждений и предприятий городской торговли, общественного питания, здравоохранения, просвещения и т.п.[4]

Наиболее часто выделяются следующие особенности городского хозяйства, выделяющие его среди других отраслей:

местный характер деятельности: естественные условия расположения влияют на состав, размер, финансовые результаты предприятий городского хозяйства, обуславливают монопольный характер деятельности многих коммунальных предприятий;

комплексный характер развития: развитие отдельных областей городского хозяйства происходит зависимо и в определенном соотношении с другими областями городского хозяйства;

неравномерность потребления продукции коммунальных предприятий: связана с неравномерностью потребления, как правило, объясняющуюся суточными колебаниями (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение и т.д.). Встречаются отрасли, подверженные сезонным колебаниям потребления (например, теплоснабжение в части отопления, отчасти городской электрический транспорт);

разнообразие видов деятельности: производство товарной и коммунальной продукции, предоставление коммунальных и бытовых услуг, выполнение работ по эксплуатации, ремонту и строительству;

однородность продукции отдельных предприятий: например, для водоснабжения, водоотведения, городского транспорта;

наличие постоянного контингента потребителей;

специфическая связь процессов производства и потребления.

Количество предприятий городского хозяйства и масштабы их деятельности находятся в зависимости от численности населения города и характера его расселения, при этом важнейшая роль принадлежит самой крупной отрасли городского хозяйства - жилищно-коммунальному хозяйству. [7]

Город как система состоит из пяти основных подсистем:

− градообразующей, включающей промышленность, транспорт, науку и научное обслуживание, строительство;

− градообслуживающей, к которой относятся отрасли сферы нематериального производства, то есть торговля, общественное питание, бытовое обслуживание населения, ЖКХ, образование, здравоохранение, культура и т.д.

− управленческой, включающей комплекс управленческих структур, расположенных в городе;

− пространственной, включающей природные ресурсы, жилые, производственные, торговые, санитарно-защитные и другие функциональные зоны.

Выделяются три уровня городского хозяйства, первый из которых объединяет отрасли, прекращение функционирования любой из которых означает возникновение в городе чрезвычайной ситуации. Это электро-, тепло-, газоснабжение, водопровод и канализация, городской пассажирский транспорт, неотложная медицинская помощь, санитарно-эпидемиологические службы. [15]

Критерием выделения следующих двух уровней выступает временной фактор. Речь идет о продукции, товарах и услугах, потребности в которых удовлетворяются с высокой периодичностью, например, ежедневно. Ко второму уровню относятся снабжение города хлебом, а также обеспечение радио, телевидением, продукцией периодической печати. Сюда же относится функционирование предприятий торговли продовольственными товарами, уборка мусора, услуги связи, система школьного образования.

Третий уровень жизнеобеспечения, это товары и услуги, которыми большинство населения пользуется по мере необходимости. Это бытовое обслуживание населения, мелкий аварийный ремонт жилья, общепит.

Городское хозяйство состоит из различных хозяйствующих субъектов, деятельность которых определяет и координирует соответствующий орган МСУ. Исходя из этого можно выделить три элемента в структуре муниципального хозяйства:

органы МСУ, осуществляющие нормативное и экономическое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов на территории МО;

предприятия, учреждения и организации, находящиеся в муниципальной собственности. Органы МСУ определяют условия и порядок их деятельности; регулируют цены и тарифы на их продукцию, утверждают их уставы, назначают и увольняют их руководителей;

предприятия, учреждения и организации, не находящиеся в муниципальной собственности. Взаимоотношения с органами МСУ этих хозяйствующих субъектов регламентируются ст.32,33 Закона «Об общих принципах». Эти статьи определяют договорный характер взаимоотношений, дают право органам МСУ координировать деятельность этих субъектов в комплексном социально-экономическом развитии территории МО, устанавливать в определенных случаях ограничения на их деятельность.

Городское хозяйство представляет собой территориальный межотраслевой комплекс и основной объект регионального управления, ключевое звено городской экономики. В его составе насчитывается более 30 отраслей и видов деятельности. На его долю приходится ¾ основных фондов городского хозяйства. До сих пор оно существует в основном на дотации из бюджетов разного уровня. Затраты ЖКХ достигают 70% расходной части местных бюджетов, однако этих средств хронически не хватает. В результате растет степень изношенности основных фондов во многих регионах - более 60%. 1/3 инженерных коммуникаций в России имеет 100% износ.

В решении проблем городского хозяйства необходима реструктуризация, которая основана на создании в нем конкурентной среды при одновременном повышении эффективности государственного и муниципального регулирования. Создание конкурентной среды позволяет сосредоточить усилия на рационализации и снижении издержек производителей услуг, поскольку рост их стоимости в значительной степени связан с монополией предоставляющих услуги организаций.

Для создания конкурентной среды в городском хозяйстве необходима установка счетчиков воды и тепла, ликвидация монополии муниципальных предприятий на предоставление услуг, переход от финансирования организаций по сметам и штатным расписаниям к оплате реально оказанных услуг с учетом их качества.

Суть реформы заключается в отказе администрации от управления объектами городского хозяйства при сохранении значительной части имущества в государственной собственности. Основные принципы реформирования базируются на создании конкурентной среды в пяти сферах городского хозяйства: жилищно-коммунальной, энергетики и инженерного обеспечения, городского транспорта, благоустройства и дорожного хозяйства, обращения с отходами на базе замены государственного управления госрегулированием. Вместо прямого субсидирования отраслей и непосредственного управления городская администрация должна оплачивать услуги, производимые компаниями разных форм собственности. В тех случаях, когда услуги оказываются непосредственно населению, горожане должны платить за них сами. Бюджетные субсидии поступают на лицевые счета граждан. Передав права распоряжения бюджетными средствами от предприятий городского хозяйства самим гражданам - субъектам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании средств, город откажется от практики централизованного решения локальных задач по содержанию жилищного фонда, предоставлению транспортных услуг и т. д.

Конкурентная среда обеспечивает повышение эффективности функционирования городского хозяйства, современное качество услуг, общее снижение расходов на содержание городского имущества. Дополнительные финансовые ресурсы привлекаются для модернизации этого имущества.

Организационные предпосылки реструктуризации городского хозяйства включают, во-первых, создание детальной нормативно-правовой базы для развития конкуренции, во-вторых, разделение функций заказчика, инвестора, управляющих компаний, подрядчиков и контролеров качества услуг, и, в-третьих, преобразование ГУП и МУП в АО. Это предполагает комплексный подход к реформированию основных отраслей городского хозяйства с применением единых принципов, взаимной увязкой осуществляемых мероприятий и координацией действий отраслевых и территориальных исполнительных органов государственной и муниципальной власти, перестройкой системы финансирования. Оптимизация расходования финансовых и материальных средств осуществляется на базе внедрения новых, энерго - и ресурсосберегающих технологий, привлечения населения к участию в управлении объектами жилищного фонда.

Отделение функций собственника жилищного фонда от хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда позволит, во-первых, перейти на полную оплату стоимости услуг населением без увеличения в составе такого платежа (в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг) доли собственных расходов граждан; во-вторых, потребители смогут непосредственно влиять на объем и качество услуг на основе конкурсного отбора управляющих компаний и подрядных организаций, предлагающих более качественные услуги по наименьшей цене; в-третьих, стимулировать энергоресурсосбережение как со стороны предприятий (для снижения производственных издержек), так и со стороны потребителей (для уменьшения стоимости потребляемых услуг).

Финансовое оздоровление предприятий городского хозяйства предполагает решение следующих основных проблем:

) определение источников инвестиций и формирования эффективного механизма целевого финансирования коренной реконструкции всей системы городского хозяйства, увеличение объема жилищного строительства в соответствии с целями национального проекта;

) переход к самофинансированию (бездотационности) городского хозяйства на основе развития конкуренции, договорных (контрактных) отношений, оплаты реально предоставленных и необходимых услуг с учетом их качества;

) установление обоснованных цен на услуги городского хозяйства при эффективном контроле, прежде всего тарифов естественных монополий, со стороны заказчиков и конечных потребителей;

) формирование системы адресной финансовой помощи лицам с ограниченной трудоспособностью для оплаты услуг ЖКХ на основе законодательно установленных стандартов.[5]

Федеральная программа «Жилище» предусматривала финансирование за счет государственных капиталовложений, в первую очередь, из региональных и муниципальных бюджетов. Эта схема имела два принципиальных недостатка: низкая доля инвестиций на реформирование и модернизацию и чрезмерная доля государственных капиталовложений при низкой доле софинансирования инвестиционных проектов на базе государственно-частного партнерства. Это сделало финансовую программу нереальной. Инвестиционный механизм оставался административным.[1]

Теоретической основой формирования конкурентной среды в городском хозяйстве является современная эволюционная теория, которая рассматривает конкуренцию как соперничество независимых и обладающих неявным знанием конкретных условий хозяйствования экономических объектов за освоение нововведений, позволяющих увеличить свою долю на рынке. При переходе к постиндустриальной информационной экономике содержание и формы конкуренции существенно изменяются, развивается аутсорсинг, стратегические альянсы и другие формы совместной инновационной деятельности конкурирующих компаний, в том числе на глобальном уровне. При этом существенно изменяется антитрестовское законодательство, оно не ограничивает консолидацию капитала, если она способствует инновационному развитию и не приводит к формированию монопольных цен.

В городах России особое значение имеют следующие меры: защита от враждебных поглощений, имеющих целью захват и перепродажу недвижимости; организация эффективного сотрудничества крупного, среднего и малого бизнеса; развитие особых экономических зон, технопарков и венчурных инвестиций в городское хозяйство, юридически значимых договоров социального партнерства между организациями работодателей, городской администрацией, профсоюзами и другими представителями гражданского общества (регионального социума); преобразование государственных и муниципальных предприятий и организаций в акционерные общества и автономные учреждения.

Классификация рынков в городском хозяйстве позволила выявить особенности регулирования рынков недвижимости, ее обслуживания, частных и общественных здравоохранительных, образовательных, культурных, социальных и институциональных услуг. Исследованы особенности и проблемы развития рынков жилой, офисной, торговой недвижимости, охраны памятников истории и культуры.

На основе обобщения зарубежного и российского опыта управления городским хозяйством сформулированы принципы формирования конкурентного организационно-экономического механизма управления городским хозяйством в условиях коммунальной и муниципальной реформы, предложены показатели оценки ее эффективности. Анализ особенностей функционирования основных субъектов на рынке городского хозяйства, к которым относятся товарищества и другие объединения собственников жилья, собственники и арендаторы другой недвижимости, управляющие компании, государственные, муниципальные и частные предприятия, автономные учреждения, индивидуальные предприниматели, позволяет уточнить критерии и показатели их конкурентоспособности и конкурентные преимущества.

Перевод отношений между предприятиями и получателями их услуг на договорную основу, отделение функций собственника жилищного фонда от деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда в муниципальном секторе, совершенствование системы и принципов регулирования тарифов на услуги локальных монополистов - все эти факторы способствуют переходу на полную оплату стоимости услуг без увеличения (в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг) доли собственных расходов граждан, за исключением семей с высокими доходами, не имеющих права на получение жилищной субсидии. Для этого необходим конкурсный отбор управляющих компаний и подрядных организаций, предлагающих более качественные услуги по наименьшей цене.

На федеральном уровне необходимо установить порядок ценообразования на энергоносители и тарифов на услуги, включая период действия тарифа, условия, при которых он может быть пересмотрен досрочно, гарантии открытости процесса тарифного регулирования, привлечение к нему представителей потребителей. Следует также законодательно ввести требования к энергетическому паспорту зданий, договорным отношениям и концессиям, лимитам предельной стоимости услуг ЖКХ в расчете на 1 кв. м при социальной норме площади жилья.[5]

Конкуренция поставщиков услуг требует надежного измерения их объема, структуры расходов на оплату различных видов услуг в расчете на одну семью в крупных, средних и малых городах различных макрорегионов России.

Организационная, технологическая и финансовая реструктуризация городского хозяйства на соответствующей правовой базе создает условия и делает необходимой реструктуризацию предприятий локальных естественных монополий, городского транспорта, комплекса благоустройства и санитарной очистки города, включая предприятия по сбору, транспортировке, утилизации и переработке твердых бытовых отходов.

Особое внимание необходимо уделить выявлению взаимосвязи между развитием конкуренции и динамикой цен на городские земельные участки, жилье и другую недвижимость. Анализ мирового опыта регулирования этих цен позволил представить систему мер по достижению баланса спроса и предложения на недвижимость в российских городах, развитию девелопмента земельных участков и другой недвижимости.

Создание конкурентной среды в городском транспорте имеет целью достижение инвестиционной привлекательности сферы перевозок, привлечение частного капитала и обеспечение рентабельности транспортных предприятий. Повышение качества транспортного обслуживания и снижение издержек требует создания эффективной логистико-ориентированной системы управления перевозками и дорожным движением, приобретения современных транспортных средств, инвентаризации маршрутов и оптимизации маршрутной сети, развития интермодальных и международных перевозок.

При этом городской транспортный комплекс, включающий пассажирский и грузовой автомобильный, электрический (наземный и подземный), речной транспорт, дорожное хозяйство, транспортно-логистическую инфраструктуру, принадлежащие городу порты, аэропорты, вокзалы и терминалы, представляет собой не только общие условия функционирования городской экономики, но и самостоятельную отрасль, производящую добавленную стоимость.

Уточнение структуры комплексов городского благоустройства, включающих санитарную очистку и утилизацию отходов, создание и уход за зелеными насаждениями, и благоустройство мест общего пользования, включая дворы, придомовые территории и улицы, позволяет представить концепцию формирования конкурентной среды и повышения эффективности регионального регулирования этого комплекса на основе системного подхода и стратегического планирования.

Особое внимание следует уделять проблемам комплексной организации городского благоустройства и передаче соответствующих прав и ответственности муниципальным службам.

В условиях, когда местные органы власти были составной частью государственного управления и экономика всей страны управлялась административными методами, в методах управления системой отраслей городского хозяйства не было необходимости. В настоящее время новое гражданское законодательство приравнивает муниципальные образования к субъектам рыночных отношений. Такое положение предъявляет к органам местного самоуправления достаточно высокие требования по управлению хозяйственной деятельностью, развитием города в целом.

В сфере оказания услуг по содержанию и ремонту жилья технологических ограничений не существует, как в случае с предприятиями-монополистами.

Эффективность хозяйственной деятельности городских предприятий - одна из важнейших характеристик системы отраслей городского хозяйства, которая рассматривает всю систему с точки зрения соотношения затрат и результатов ее функционирования. В зависимости от того, какие затраты и особенно - какие результаты ставятся во главу угла, можно говорить об экономической, социально - экономической, социальной, экологической эффективности. Однако границы между всеми этими понятиями расплывчаты и сами эти понятия тесно взаимосвязаны.

Анализ и формирование организационной структуры управления муниципальным предприятием, значение и задачи организационного проектирования, научно обоснованное формирование организационных структур управления - актуальная задача современного этапа адаптации предприятий городского хозяйства к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода. Без развития методов проектирования структур управления затруднено дальнейшее совершенствование управления и повышение эффективности производства, так как: Во-первых; в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления;

Во-вторых, в сфере управления техническими системами, комплексный подход к совершенствованию организационного механизма ранее во многом был подменён работой по внедрению и использованию автоматизированных систем управления.

В-третьих, создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и интуицию, но и на научные методы организационного проектирования;

В-четвёртых, проектирование сложнейшего механизма - механизма управления - должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирования организационных систем.

Целью совершенствования организационных структур муниципальных предприятий являются оптимизация издержек, обеспечение высокого уровня управляемости и гибкости, повышение качества услуг, повышения ответственности структурных подразделений предприятия за результаты деятельности. Кроме организационных изменений, значительно влияет на результаты хозяйственной деятельности организационно-правовая форма, в которой находится предприятие. Например, в данный момент, существующая в Российском законодательстве организационно-правовая форма унитарного предприятия является плохо контролируемой и практически неуправляемой. Более приемлемы иные формы организации, например общества с участием муниципального образования. Также целью организационных совершенствований являются: модернизация производства, введение прогрессивных технологий, повышение ответственности предприятий, совершенствование системы формирования тарифов.

Еще одним фактором, определяющим хозяйственную деятельность муниципальных предприятий, является невмешательство муниципалитета на те рынки, где с успехом работают частные предприятия. Как правило, предприятия, принадлежащие органам власти, оказываются в более привелигерованном положении, поскольку их учредители имеют соответственно возможности влиять на экономическую ситуацию и условия деятельности этих предприятий. К тому же частное предприятие почти всегда осуществляет предпринимательскую деятельность лучше и дешевле, нежели государственное или муниципальное предприятие. Перенос некоторых видов деятельности из ведения городских властей в рыночную конкурентную экономику продолжается и, как показывает опыт, дает положительный эффект при условии контроля за ней. С одной стороны муниципалитет отрешается от предпринимательских задач и сосредотачивает свое внимание на непосредственных своих функциях и на традиционно своих отраслях экономики. С другой стороны, растут качество предоставляемых услуг и внимание к потребностям рядового потребителя.

В настоящее время существуют два различных направления, по которым может идти реформирование предприятий городского хозяйства. Согласно первому, основное внимание уделяется экономии бюджетных средств, повышению эффективности их использования путем постепенного перекладывания затрат на финансирование предприятий городского хозяйства на плечи потребителей. Это происходит путем повышения тарифов на услуги предприятий городского хозяйства. Однако у этого направления есть серьезные недостатки: в результате простого повышения тарифов до уровня окупаемости, у этих предприятий не возникнет стимула повышать качество предоставляемых услуг, атакже со стороны населения будет резкое недовольство политикой, проводимой местными властями, а также ухудшение социальной ситуации в целом. Согласно второму направлению, основные усилия должны быть направлены на активизацию экономических путей решения существующих проблем. Нужна демонополизация рынков услуг предприятий городского хозяйства, создание конкуренции между предприятиями различных форм собственности, что повлечет сбережение ресурсов и также постепенное повышение тарифов, которое также является частью реформ.

Повышение тарифов на услуги предприятий городского хозяйства - неотъемлемая часть каждого из направлений реформирования, но целью проведения реформ является повышение качества обслуживания населения города с переводом предприятий городского хозяйства на принципы работы в условиях рыночной экономики. До нынешнего момента, повышение тарифов предприятиями городского хозяйства было оторвано по времени от каких либо качественных результатов этого повышения. Либо оно вовсе не имело своим следствием ни снижения бюджетных расходов, ни повышения качества работ и услуг в данной сфере, ни, тем более не стимулировало снижение производственных издержек в данной сфере.

В частности, система управления городскими предприятиями такова, что заказчик не имеет возможности полноценно спрашивать с подрядчика за качество производимых услуг и работ вследствие слабо развитых правовых и договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, не разделены функции Заказчика и Подрядчика, управление и хозяйствование, по сути, находится в одних руках. Формирование городского заказа идет очень неэффективно, не во всех сферах городского хозяйства присутствуют предприятия различных форм собственности, альтернативных государственной. Городские заказы автоматически переходят к фирмам, которые работали на этом поприще до внедрения системы городских заказов, вследствие неразвитости методов и средств привлечения негосударственного сектора в жилищную систему, ущербности проведенных конкурсов. Система оплаты за жилищно-коммунальные услуги несовершенна, экономически не обоснованна. Качество предоставляемых предприятиями городского хозяйства услуг, зачастую не соответствует ни каким минимальным стандартам качества.

Коммунальные службы продолжают занимать монопольное положение на рынке услуг. Особенно это касается тепло-, водо-, электро- и газоснабжения. На оплату услуг данного вида приходится 70% платежей населения. Поэтому необходим тщательный ценовой контроль органов власти по поводу регулирования и утверждения тарифов предприятий естественных монополий.

Социально-экономическое состояние российских регионов определяется как объективными, так и субъективными факторами и, в первую очередь, кадрами местных администраций и методами регионального управления. В сложных условиях выхода из кризиса преимущество имеют, прежде всего, те регионы, в которых используются адекватные методы и инструменты управления их развитием. Происходящие изменения, связанные с необратимостью экономических реформ и движением к здоровой конкуренции во всех организациях, заставляют уделять значительное внимание долгосрочным аспектам кадровой политики на предприятиях городского хозяйства, базирующейся на научно обоснованном планировании.

Существовавшая на протяжении десятилетий система информационной поддержки организационно-экономического управление предприятиями городского хозяйства выявила огромное несоответствие её возможностей потребностям и задачам проводимой в России жилищно-коммунальной реформы.

ГЛАВА 2. Направления и способы государственного регулирования сферы городского хозяйства на примере города Москвы

государственный регулирование городской муниципальный

2.1 Функции и инструментарий государственного регулирования городского хозяйства

Городское хозяйство Москвы, формировавшееся на протяжении ее многовековой истории, в настоящее время представляет собой огромный комплекс производственных, административных и жилых зданий, систем жизнеобеспечения, транспортных развязок, инженерных коммуникаций, больших площадей зеленых насаждений. На поддержание и развитие городского хозяйства расходуется основная часть московского бюджета.

Городское хозяйство Москвы - разветвленный и сложный механизм, включающий в себя транспорт, связь, жилищно-коммунальное хозяйство, уборку улиц, озеленение и благоустройство. Всеми проблемами эксплуатации и развития хозяйства Москвы ведает Комплекс городского хозяйства, в который входят несколько профильных департаментов и управлений. Руководителем Комплекса городского хозяйства Москвы является первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюков Петр Павлович. Комплекс городского хозяйства занимается обеспечением координации деятельности органов исполнительной власти города в решении задач городского хозяйства; развитии систем и охраны окружающей среды. При этом Комплекс ведает вопросами обеспечения Москвы нефтепродуктами и развитием услуг для автомобилистов. Кроме того, в числе функций комплекса - взаимодействие с правоохранительными органами, а также повышение безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности.

Комплекс отвечает также за формирование, размещение и финансирование городского заказа по оказанию услуг в области городского хозяйства, развитие инженерной инфраструктуры, а также заключение органами исполнительной власти и организациями соответствующих контрактов и договоров. В круг задач входит инвестиционная политика и финансирование из городских источников деятельности систем жизнеобеспечения города, объектов жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, строительство транспортного кольца, головных инженерных сооружений, развитие улично-дорожной сети, реконструкция подведомственных организаций, контроль за укреплением их материально- технической базы.

Для решения многочисленных задач, стоящих перед государством в сфере экономики, в распоряжении государства имеется широкий набор инструментов.

Основные инструменты государственного регулирования:

Фискальная политика:

Важный инструмент для достижения стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неразумное применение этого инструмента превращает фискальную политику в фактор, дестабилизирующий экономику;

Денежная политика:

Денежно-кредитная политика состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государство через центральный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанавливаемые центральным банком. Предоставлять льготные займы, выпускать облигации и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменять денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции;

Политика регулирования доходов:

Как инструмент борьбы с инфляцией используют политику регулирования доходов («замораживание» цен и зарплаты);

Социальная политика:

Социальное регулирование со стороны государства направлено на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни, достойных человека;

Государственное регулирование ценообразования:

Государственные мероприятия по регулированию цен бывают трех типов: законодательного, административного и судебного. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право. Мероприятия по регулированию цен осуществляют министерства экономики, финансов и центральный банк.[11]

Внешнеэкономическое регулирование.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Отдельным самостоятельным инструментом государственного регулирования экономики является государственный сектор в экономике. Основные экономические средства - это:

Регуляция учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая Центробанком);

Установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;

Операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

Используя эти инструменты, государство пытается изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.

В настоящее время в Москве насчитывается около 40 тыс. жилых домов и строений. Согласно Генеральному плану развития города, к 2011 году площадь его жилищного фонда должна увеличиться до 229,3 млн. кв. м. При этом, обеспеченность жилищным фондом составит 21,6 кв. м. общей площади на одного жителя.

Строительство жилья подразумевает и появление необходимых социальных объектов, поэтому уже много лет, одновременно со строительством жилья, возводятся поликлиники, школы, детские сады и другие объекты городской инфраструктуры.

В рамках проводящейся реформы электроэнергетической отрасли России, а так же в целях повышения эффективности топливно-энергетического комплекса города Москвы, было образовано открытое акционерное общество "Московская объединенная энергетическая компания" (ОАО "МОЭК") с долей участия города 100%. Эта организация обеспечивает распределение и подачу тепла и горячей воды населению, коммерческим и промышленным потребителям. Она также занимается производством, транспортировкой и сбытом тепловой энергии и эксплуатацией тепловых сетей.[14]

Производством электроэнергии для нужд Москвы занимается ОАО "Мосэнерго". Стоимость электроэнергии для жителей не субсидируется городом, однако промышленные потребители платят по более высокому тарифу, чем физические лица. ОАО "Мосэнерго" также реализует и тепловую энергию, производимую ее электростанциями.

Строительство и эксплуатацию систем водоснабжения и канализации осуществляет московское государственное унитарное предприятие "Мосводоканал". В состав канализационной системы города входят 4 станции аэрации общей производительностью 6,3 млн. кубометров в сутки.

В ведении города находится сбор и утилизация бытовых и промышленных отходов. В городе имеется три мусороперерабатывающих завода. Кроме того, производится захоронение отходов на специально отведенных территориях (полигонах). Для сбора и вывоза бытового мусора используются около 1000 мусороуборочных машин.

Параллельно с государственной системой гарантированной медицинской помощи развиваются негосударственные формы медицинского обеспечения (добровольное медицинское страхование и платные услуги в системе медицинской предпринимательской деятельности).

Всего в Москве насчитывается 255 больниц, 1602 поликлиники, 93 диспансера, 19 родильных домов и 21 Дом ребенка. Имеется разветвленная сеть аптек.

Городские власти отвечают за эксплуатацию и содержание всех дорог в пределах Москвы, несут расходы по финансированию замены дорожного покрытия и реконструкции дорог. Город также эксплуатирует системы общественного транспорта и связи, субсидирует расходы по управлению транспортной системой. Городским общественным транспортом ежедневно перевозится свыше 20 млн. пассажиров.

Москва - один из крупнейших мировых мегаполисов, занимающий площадь 1,1 тыс. кв. км. Общая протяженность магистралей, улиц и проездов в городе составляет более 4,5 тыс. км. В городе функционируют 22 радиальные магистрали и 2 кольцевые дороги - Садовое Кольцо (15 км) и Московская кольцевая автодорога (109 км).

К 2013 году планируется ввод в эксплуатацию четвертого транспортного кольца, протяженностью около 60 км.

Основной частью городской транспортной системы является Московский метрополитен, который представляет собой разветвленную сеть путей, протяженностью 292,9 км, насчитывающую 177 станции.

Инвентарный парк вагонов составляет 4510 единиц. Метрополитен находится в городской собственности. Ежедневно метрополитен перевозит около 9 млн. человек.

В Москве работает легкое метро, которое является первым сооружением такого типа в России. На данный момент, легкое метро представляет собой отдельную линию, соединённую с метрополитеном.

Город располагает разветвленной сетью наземного транспорта (автобусы, троллейбусы и трамваи). Всего в городе насчитывается 715 автобусных, троллейбусных и трамвайных маршрутов, а протяженность наземной сети городской системы общественного транспорта (сумма длин маршрутов) составляет 7539 км. Инвентарный парк транспортных средств составляет 7969 единиц. Предприятия наземного пассажирского транспорта находятся в собственности города.

Благодаря системе каналов Москва является портом пяти морей. От Северного речного вокзала отправляются как круизные суда дальних линий, соединяющих Москву с Санкт-Петербургом, Астраханью, Ростовом-на-Дону и другими городами Поволжья и юга России, так и суда пригородных линий. Южный и Западный речные порты больше обслуживают грузовые перевозки. В период навигации на Москве-реке работают маршруты речного трамвая.

Деятельность правоохранительных органов и служб спасения на территории города осуществляется соответственно Главным управлением внутренних дел (ГУВД) и Штабом по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

ГУВД отвечает за соблюдение общественного порядка, обеспечение личной безопасности граждан и охрану собственности в Москве. Организация и порядок его деятельности определяются федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними законами и нормативными правовыми актами города. Расходы, связанные с деятельностью столичного ГУВД, частично финансируются за счет городского бюджета, частично - из федеральных источников.

Городская администрация несет ответственность за организацию и функционирование служб муниципальной полиции. На территории Москвы расположены около 190 отделов внутренних дел (ОВД) и отделений полиции, которые объединены в 10 окружных (по территориальному принципу).

В ведении Управления пожарной охраны города находятся более 70 пожарных депо, охватывающих всю территорию города. Для оперативной работы Управление имеет 800 специальных автомашин.[12]

2.2 Методы государственного регулирования

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику. Среди методов государственного регулирования едва ли встретишь совершенно непригодные или абсолютно неэффективные. Нужны все, и вопрос лишь в том чтобы для каждого определить экономические зоны и ситуации, те ниши, где его применение целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.[16]

Организациями Комплекса городского хозяйства Москвы было создано Региональное отраслевое объединение работодателей Союз коммунальных предприятий г. Москвы и подписано Городское отраслевое соглашение по организациям жилищно-коммунального хозяйства Москвы на 2009-2011 годы между Правительством Москвы в лице Первого заместителя Мэра в Правительстве Москвы - Руководителя Комплекса городского хозяйства Москвы Бирюкова П.П., работниками отрасли в лице Председателя общественной организации «Профсоюз муниципальных работников Москвы» Чалого С.П., и работодателями, в лице Председателя Совета директоров (Президента) Регионального отраслевого объединения работодателей Союз коммунальных предприятий г. Москвы Храменкова С.В.

Настоящее Городское отраслевое соглашение по организациям жилищно-коммунального хозяйства Москвы (далее - Соглашение) заключено в соответствии с законодательством Российской Федерации города Москвы и направлено на регулирование социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в жилищной и коммунальной сферах, повышение эффективности работы организаций жилищно-коммунального хозяйства города Москвы (далее - ЖКХ), а также на реализацию трудовых прав и законных интересов работников отрасли.[2]

Целью Соглашения являются содействие позитивным преобразованиям и проведению социально ориентированной политики реформирования ЖКХ, привлечению и закреплению квалифицированных кадров, установлению и реализации социально-трудовых гарантий работникам, развитию социального партнерства, инициативы и соревнования в трудовых коллективах отрасли.

Соглашение заключено между Правительством Москвы, работниками и работодателями жилищно-коммунальной отрасли Москвы в лице их полномочных представителей (далее - Стороны):

от работников: Общественная организация «Профсоюз муниципальных работников Москвы» (далее - Профсоюз), в лице его председателя Чалого С.П.;

от работодателей: Региональное отраслевое объединение работодателей «Союз коммунальных предприятий г.Москвы» (далее - Работодатели), в лице его Президента Храменкова С.В.

от Правительства Москвы: руководитель Комплекса городского хозяйства Москвы, первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы (далее - Правительство) Бирюков П.П.

Настоящее Соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений между работниками и работодателями организаций всех форм собственности жилищно-коммунальной отрасли, общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также определяющий права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства.[2]

Действие Соглашения распространяется на работодателей организаций, основные виды деятельности которых определены [приложение №1], и работников, состоящих с ними в трудовых отношениях, от имени и в интересах которых оно заключено, а также на работодателей и работников, присоединившихся к Соглашению после его заключения в порядке, установленном настоящим Соглашением.

Соглашение является обязательным к применению при заключении коллективных договоров (соглашений) и индивидуальных трудовых договоров для предприятий, на которые оно распространяется. При этом Стороны признают необходимым заключение коллективных договоров в организациях всех форм собственности и обязуются оказывать организациям, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие. Коллективные договоры в организациях не могут включать в себя условия, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями, предусмотренными настоящим Соглашением. Настоящее Соглашение не ограничивает права организаций в расширении социальных гарантий работникам за счет собственных средств.

Стороны, подписавшие Соглашение, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Московским трехсторонним соглашением, Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации.[2]

Социальные партнеры вносят предложения в органы законодательной и исполнительной власти города Москвы о принятии законов и иных правовых актов, регулирующих социально-трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения и учитывающие особенности труда и быта работников жилищно-коммунального хозяйства. В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, приоритет отдается наиболее благоприятным условиям соглашений для работников.

В области развития организаций жилищно-коммунального хозяйства Москвы, обеспечения занятости работников стороны обязуются:

Взаимодействовать в создании благоприятных условий для дальнейшей реализации мероприятий по реформированию ЖКХ и оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений.

Вносить согласованные предложения по совершенствованию законодательной базы в жилищно-коммунальной сфере, затрагивающие социально-трудовые интересы работников и работодателей, в том числе по совершенствованию системы формирования, размещения и исполнения на конкурсной основе городского государственного заказа на поставку товаров, производство работ и оказание услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Проводить согласованную политику в области акционирования и приватизации организаций ЖКХ.

Сотрудничать в решении вопросов занятости работников на основе сохранения кадрового потенциала и экономически целесообразных рабочих мест.

Проводить согласованную политику в области регулирования трудовой миграции.

Осуществлять контроль по соблюдению законодательства, регулирующего трудовые отношения на предприятиях при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации.

Принимать участие в работе государственно-общественного координационного совета Комплекса городского хозяйства Москвы по подготовке квалифицированных кадров.

Взаимодействовать в выполнении:

Отраслевой программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров организаций жилищно-коммунального хозяйства;

Отраслевой программы по профессиональной ориентации учащейся молодежи.

Содействовать развитию учебной деятельности некоммерческого образовательного учреждения «Городской учебно-информационный центр подготовки и повышения квалификации персонала, условий и охраны труда работников предприятий жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы» (ГУИЦ ДЖКХиБ) в целях обучения и переподготовки работников отрасли.

В целях повышения престижа массовых профессий, применяемых в городском хозяйстве, принимать участие в организации конкурса «Московские мастера».

Сотрудничать в подготовке и проведении отраслевых конкурсов и выставок по жилищно-коммунальному хозяйству.

Правительство:

Взаимодействовать на постоянной основе с Профсоюзом и Работодателями, привлекать их к участию в разработке нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые интересы трудящихся. Принимать вышеуказанные проекты с учетом мнения Профсоюза.

Обеспечивать своевременность оплаты работ, выполняемых по городскому государственному заказу.

Привлекать Профсоюз и Работодателей к работе комиссий по аттестации руководящих работников жилищно-коммунального хозяйства.

Осуществлять совместно с социальными партнерами информационное сопровождение и поддержку продвижения реформы жилищно-коммунального хозяйства.

Работодатели:

Не допускать необоснованного сокращения рабочих мест и массового увольнения работников.

Предусматривать в коллективных договорах порядок и условия финансирования мероприятий, направленных на повышение квалификации и рост профессионального мастерства кадров, переподготовку увольняемых работников до наступления срока расторжения трудового договора, предоставление им льгот и компенсаций, дополнительных к установленным законодательством.

Предоставлять высвобождаемым работникам предприятий и организаций, в порядке и на условиях определенных в коллективных договорах, возможность переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора с сохранением средней заработной платы на весь срок обучения.

Обеспечивать сохранение за работником среднего месячного заработка на весь период обучения при направлении его на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с отрывом от производства.

Использовать возможности ГУИЦ ДЖКХиБ в целях обучения и переподготовки работников организации.

Не допускать использование труда граждан, состоящих в трудовых отношениях с частными агентствами занятости.

Извещать выборные органы профсоюзных организаций о предстоящей реорганизации и предоставлять им информацию о решении по реорганизации, принятом собранием акционеров или органом государственной или муниципальной власти, в течение 20 дней со дня принятия соответствующего решения, но не менее чем за 2 месяца до начала реорганизации.

При сокращении штата предприятия:

принимать меры по недопущению увольнения без трудоустройства работников предпенсионного возраста (за 2 года до достижения пенсионного возраста), одиноких матерей (отцов), женщин, имеющих детей до 8 лет, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, а также родителей, имеющих 3-х и более детей;

членов Профсоюза при прочих равных условиях сокращать в последнюю очередь.

В случае расторжения трудового договора с работником, подлежащим увольнению по сокращению численности или штата, выплачивать ему все виды вознаграждений, положенных работникам организации и носящих квартальный, полугодовой, годовой и иной характер, в размерах пропорционально отработанному времени, а также производить следующие компенсационные выплаты на основе компенсационных соглашений в порядке и на условиях, определяемых в коллективных договорах непосредственно в организациях:

а) увольняемых работникам - не менее 3-кратного среднего месячного заработка;
б) работникам предпенсионного возраста, но не более чем за два года до наступления установленного законодательством срока выхода на пенсию, - выплата ежемесячного пособия в размере двукратной минимальной тарифной ставки, но не ниже прожиточного минимума в городе Москве до достижения пенсионного возраста или момента трудоустройства;
в) работникам пенсионного возраста - в размере не менее 3-кратного среднего месячного заработка;

г) увольняемым работникам, имеющим двух и более иждивенцев, - в размере не менее 5-кратного среднего месячного заработка;

д) увольняемым работникам, в семье которых нет других кормильцев, в размере не менее 5-кратного среднего месячного заработка.

В случае возникновения у работника права на получение нескольких выплат, предусмотренных настоящим пунктом, производится только одна выплата по выбору работника.[2]

Контроль за выполнением Соглашения осуществляется отраслевой трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. После подписания Соглашения руководитель Комплекса городского хозяйства Москвы предлагает работодателям и работникам организаций, по тем или иным причинам не участвовавшим в заключении Городского отраслевого соглашения, но в организациях которых не менее 50 процентов работников принадлежит к отрасли жилищно-коммунального хозяйства, присоединиться к данному Соглашению. Если работодатели или соответствующие представители работников в течение 30 календарных дней с момента получения предложения не заявили о своем несогласии присоединиться к нему, Соглашение считается распространенным на данных работодателей и работников с момента получения предложения. В случае реорганизации одной из сторон Соглашения ее обязательства переходят к правопреемнику и сохраняются до заключения нового Соглашения или внесения изменений и дополнений в настоящее Соглашение. В период действия настоящего Соглашения все споры и разногласия между сторонами социального партнерства в отрасли разрешаются путем переговоров и консультаций, а при недостижении согласия - в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Заключение

Устойчивое функционирование городов и городских поселений предусматривает наличие двух крупных сфер деятельности: градообразующей, ориентированной на развитие данной территории, и градообслуживающей, нацеленной на обеспечение жизненно важных потребностей этой территории в ресурсах, товарах и услугах.

Организациями Комплекса городского хозяйства Москвы было создано Региональное отраслевое объединение работодателей Союз коммунальных предприятий г. Москвы и подписано Городское отраслевое соглашение по организациям жилищно-коммунального хозяйства Москвы на 2009-2011 годы между Правительством Москвы в лице Первого заместителя Мэра в Правительстве Москвы.

Недавно Государственная Дума приняла в третьем чтении поправки к Жилищному кодексу (ЖК), все они касаются создания и функционирования ТСЖ (Товарищества собственников жилья). Действует Закон города Москвы «О городской целевой программе по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008-2014 годы». Настоящий Закон определяет комплекс мероприятий, направленных на реализацию в городе Москве положений Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", обеспечивающих безопасность и комфортные условия проживания жителей города Москвы в многоквартирных домах независимо от срока их эксплуатации, а также улучшение технического состояния жилищного фонда города Москвы.

июня 2011 г. начнется капитальный ремонт в 114 столичных школах. На эти цели выделено 3,5 млрд руб.

Столичные власти в 2011 г. выделят 13 млрд руб. на капитальный ремонт объектов социальной сферы, сообщил на заседании правительства столицы в среду мэр города.

Также в Москве идут работы по замене асфальтобетонного покрытия. На совещании по оперативным вопросам с докладом о ходе работ по замене асфальтового покрытия и ремонту дорог выступил руководитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы А.Цыбин. Он сообщил, что на данный момент ведется работа по первому траншу, который составляет 12 млн кв. м. Из них уже приведено в порядок 3 млн 400 тыс. кв. м. По словам А.Цыбина, работа идет по графику, процент выполнения составляет 30%. В настоящее время работают все заказчики.

Городское хозяйство до сих пор остается наиболее отсталой отраслью городской экономики, которая сдерживает реализацию национальных проектов по обеспечению доступности комфортного жилья, развитию здравоохранения и образования и нуждается в коренной реструктуризации на основе создания конкурентной среды.

Необходимо периодически проводить реформы в сфере городского хозяйства, важнейшими направлениями которых являются: создание конкурентной среды для предприятий, предоставляющих услуги ЖКХ, контроль над установлением тарифов предприятиями - монополистами, обеспечение социальной защиты населению.

Современные рыночные отношения промышленно развитых стран, учитывая высокий технический уровень производства, объективно требуют опоры на государственные методы регулирования. И очевидно, что роль государства в управлении экономикой по всем мире с каждым годом будет повышаться.

Список литературы

1.О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 годы: Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001г. №675. // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №39. - Ст. 3770.

.Городское отраслевое соглашение по организациям жилищно-коммунального хозяйства Москвы на 2009-2011 годы.

.Андреанов В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике // Экономист. - 1996.

.А.С. Булатов. Экономика: Учебник по курсу «Экономическая теория» - М.: БЕК, 2000.

.Гурницкий В.В. О службе заказчика, способах заработать и цивилизации. //

Жилищное и коммунальное хозяйство, 2000. №2. С. 38 - 41.

.ЕфимоваЕ.Г. Потапова И.С., Заславская М.Д. Экономическая теория: Учебное пособие. Ч. II 2-е изд., испр. и доп. - М.: МГИУ, 2005.

.Ильницкая Н. «Крутится, вертится, хочет упасть…» Или в очередной раз о реформе жилищно-коммунального хозяйства. // Вечерний Ставрополь, 2003. №20.С. 3.

.Коробко В.И. Экономика городского хозяйства: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 160 с.

.Пелих А.С., Джуха В.М., Курицын А.В. Экономика отрасли. Серия «Высшее образования».- Ростов н/Д: «Феникс», 2004 - 448 с.

.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">Приложение № 1

Перечень организаций, осуществляющих деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве города Москвы

организации коммунального водоснабжения и водоотведения;

организации коммунального электроснабжения;

организации коммунального теплоснабжения;

организации по эксплуатации газового хозяйства;

подрядные и другие организации, оказывающие услуги в сфере жилищного хозяйства;

многоотраслевые организации жилищно-коммунального хозяйства;

управляющие организации;

организации лифтового хозяйства;

организации по озеленению городов;

организации по ремонту и эксплуатации дорожно-мостового хозяйства;

ремонтно-строительные организации, осуществляющие капитальный ремонт жилищного фонда;

специализированные комбинаты радиационной безопасности «Радон»;

мусороперерабатывающие и мусоросжигательные заводы;

мусороперегрузочные станции, полигоны захоронения ТБО;

организации по механизированной уборке и санитарной очистке территорий города;

прочие организации жизнеобеспечения населения.

Похожие работы на - Направления и способы государственного регулирования сферы городского хозяйства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!