Анализ проекта минэкономразвития 'Стратегия социально-экономического развития города Москвы до 2025 года'
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
. РЕГИОН КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
. СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ МОСКВЫ
.1 Сценарий «Статус кво» (Инерционный сценарий)
.2 Сценарий «Москва - мировой город» (активный сценарий)
.3 Обоснование выбора базового сценария развития Москвы и его основные качественные преимущества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Радикальные изменения экономических отношений в России, осуществляемые в ходе проводимых реформ, вызывают необходимость столь же масштабных перемен на всех уровнях управления экономикой, в том числе на региональном уровне. Это объясняется тем, что именно от состояния экономики и социальной сферы регионов зависит благополучие и прогресс страны в целом.
В настоящее время еще многие российские регионы относятся к разряду депрессивных, наблюдается опасная тенденция углубления разрыва в степени социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. В этих условиях необходимо сосредоточение усилий на выработке и реализации эффективной модели социально-экономических преобразований. Такая модель должна содержать совокупность экономических, социальных, правовых, экологических и прочих стимулов, которые должны быть направлены на обеспечение и защиту интересов всего населения, а эти интересы, в свою очередь, необходимо увязать на решение главной задачи - создание единого рыночного экономического и социально ориентированного пространства, в условиях рыночной экономики.
Методологическая база реализации этих сложных и многоаспектных задач в полной мере еще не разработана, в регионах существуют различные условия и трудности как объективного, так и субъективного характера.
В числе проблем, требующих скорейшего решения, относятся такие, как обеспечение системного подхода к управлению социально-экономическими процессами в регионе, упорядочение государственного регулирования регионального развития, обоснование направлений реструктуризации регионального хозяйства и ряд других, с учетом специфики регионов.
Все эти обстоятельства убедительно свидетельствуют о том, что совершенствование системы управления социально-экономическими процессами, происходящими в регионах, является необходимой и актуальной задачей.
Основной целью данной работы является анализ социально-экономической ситуации города Москвы и рассмотрение проекта Минэкономразвития 2012 года «Стратегия социально-экономического развития Москвы на период до 2025 года».
Поставленная цель исследования определила постановку и реализацию следующего комплекса задач:
·рассмотреть регион как объект управления;
·провести анализ социально-экономического развития Московского региона;
·выявить основные проблемы социально-экономического развития Московского региона;
·изучить предложения из проекта Минэкономразвития 2012 года «Стратегия социально-экономического развития Москвы до 2025 года».
Объектом исследования являются Московский регион, включающий Москву и Московская область.
Предмет исследования - разработанная Минэкономразвития России по заданию Президента РФ Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2025 г.
В качестве основного инструмента исследования использовался проект Минэкономразвития 2012 года «Стратегия социально-экономического развития Москвы на период до 2025 года».
1. РЕГИОН КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
При исследовании территориальных связей регион можно рассматривать, по крайней мере, с двух сторон: во-первых, как часть единого народно-хозяйственного комплекса страны; во-вторых, как самостоятельное целостное образование, имеющее свои целевые установки развития, свой ресурсный потенциал, свои способы соединения производственных ресурсов - факторов производства. Каждая из этих сторон имеет свои особенности, что накладывает отпечаток на процесс управления ходом регионального развития.
При исследовании региона как части единого народно-хозяйственного комплекса страны встают проблемы определения его места в системе разделения труда в территориальном разрезе, исследования воспроизводственных циклов и определения на этой основе территориальных связей и пропорций в народном хозяйстве страны.
Структура региона как целостного образования может рассматриваться, как уже отмечалось, с различных точек зрения: экономической, социальной, духовной, природно-ресурсной, институциональной и т.д.
Многоаспектность структурной организации является качественным свойством региона. Даже если мы концентрируем внимание только на экономике, необходимо учитывать ее связи с другими региональными подсистемами. Схема функционирования региона должна включать как минимум три взаимосвязанных блока:
экономиканаселениеприродная среда
Кроме того, следует учесть наличие государственных структур, воздействующих на происходящие процессы, а также внешний сектор (для региона это - не только зарубежная экономика, но и экономика соседнего региона).
Воспроизводственные циклы в экономике региона - части региональной системы, отражающие тот или иной аспект общественного воспроизводства.
К региональным воспроизводственным циклам относятся:
·воспроизводство трудовых ресурсов;
·кредитно-денежных ресурсов;
·инвестиционного процесса;
·природных ресурсов;
·производственных и социально-бытовых услуг;
·услуг рыночной инфраструктуры, информационных услуг.
Воспроизводственные циклы составляют единую систему и находятся в постоянном взаимодействии. Они представляют собой основу социально-экономического развития региона, обеспечивая условия для взаимодействия всех субъектов региональной экономики.
Для каждого уровня региональной экономики характерна своя совокупность воспроизводственных циклов, которые замыкаются в границах территориальных образований различных рангов.
В свою очередь, каждый из воспроизводственных циклов можно рассматривать как относительно самостоятельную подсистему со своими специфическими особенностями воспроизводства.
Рассмотрим наиболее характерные для регионов страны воспроизводственные циклы.
)Воспроизводство трудовых ресурсов региона - процесс восста-новления и развития наиболее активной части населения - трудовых ресурсов региона. Воспроизводство трудовых ресурсов осуществляется под воздействием демографических, природно-климатических, социально-экономических, экологических, научно-технических и других факторов.
Изучение процессов воспроизводства трудовых ресурсов предполагает количественную оценку состояния и динамики трудовых ресурсов, анализ их половозрастной, квалификационной, отраслевой структуры.
)Воспроизводство кредитно-денежных ресурсов представляет собой относительно обособленную сферу отношений по поводу формирования, купли, продажи и размещения свободных кредитно-денежных средств, регулирования потоков этих средств в соответствии с изменением спроса и предложения.
Основными источниками формирования кредитно-денежных ресурсов в регионе являются федеральный и местные бюджеты, предприятия и организации различных форм собственности, финансово-кредитные учреждения, население, а также иностранный капитал.
)Инвестиционный цикл воспроизводства в регионе отражает процесс наращивания основной части производственного потенциала - капитала.
С макроэкономических позиций он представляет собой процесс трансформации сбережений в накопление и капиталовложения. На микроэкономическом уровне это взаимодействие проектно-изыскательских работ, подрядных работ, объема и структуры инвестиций.
Этот цикл обеспечивает аккумуляцию и перераспределение свободных денежных средств, направляемых на финансирование инвестиций. Воспроизводственный инвестиционный цикл тесно связан с воспроизводством основного капитала и финансово-кредитных ресурсов. Формирование характера инвестиционного процесса во многом зависит от соотношения спроса на финансово-кредитные ресурсы и их предложения, нового экономического механизма регулирования инвестиционной деятельности, создания рыночных структур, способствующих проведению региональной инвестиционной политики.
)Воспроизводство производственных услуг. Оказанием производст-венных услуг заняты отрасли производственной инфраструктуры, к которым относятся транспорт всех видов, связь и коммуникационное обслуживание, организации, занимающиеся продвижением товаров и услуг от производителя до потребителя.
Особенностью сферы оказания производственных услуг является их немобильность, т.е. совпадение места и времени их производства и потребления, поэтому правомерно выделение этих услуг в особый воспроизводственный цикл, функционирующий в рамках региональной экономики.
)Воспроизводство природных ресурсов. Этот блок включает в себя вовлечение в хозяйственный оборот и использование всего набора природных ресурсов: земельных угодий, лесов, воды, воздуха, недр.
В отношении недр вовлечение в хозяйственный оборот означает разведку запасов полезных ископаемых, подготовку их к использованию, добычу, а также операции, связанные с восстановлением нарушенных природных связей.
Представим характеристику взаимосвязей и пропорций регионального воспроизводства по отдельным его фазам:
·производство;
·распределение;
·обмен;
·потребление продукции и ресурсов.
) Фаза производства продукции выполняет главную роль в региональном воспроизводственном процессе. Она определяет формы и характер финансово-денежных, трудовых и информационных связей по распределению, обмену и потреблению ВРГТ.
Процесс производства товаров и услуг является основой как национальной, так и региональной экономики, он определяет главные параметры регионального воспроизводственного процесса в целом. Объективное отражение и последующее моделирование процесса производства продукции в регионе предполагает предварительный анализ факторов, определяющих динамику производства в отдельных отраслях экономики региона, а также выбор вида региональной производственной функции.
Производственная функция региона представляет собой формализованное представление связей результатов и факторов общественного производства в регионе.
Важная роль в развитии регионального производства сейчас отводится малому бизнесу. Малые предприятия в ряде производств достаточно эффективны. В случае ограниченности инвестиционных ресурсов при создании малых предприятий следует отдавать предпочтение менее капиталоемким производствам, учитывая при этом наличие местного сырья, наличие и емкость местного рынка, а также уровень транспортоемкости производства.
) Процесс распределения в регионе означает определение пропорций распределения произведенной в регионе добавленной стоимости на различные нужды, а также движение финансовых и материально-вещественных потоков, возникающих между субъектами региональной экономической системы, потоки ВРП по каналам распределения, а также процесс трансформации факторных доходов в элементы конечного спроса.
Следует выделить два взаимосвязанных аспекта региональных распределительных отношений: распределение чистой продукции, созданной в регионе; распределение ресурсов национального дохода страны, направленных в регион.
В условиях рыночной экономики нужен новый механизм распределения валовой продукции региона, который предусматривал бы усиление экономической мотивации предприятий и организаций в формировании и эффективном распределении производимой в регионе продукции.
) Процесс обмена в регионе означает обмен продукцией и ресурсами как внутри региона, так и с другими регионами страны, а также с заграницей.
Здесь следует выделить две относительно самостоятельные подсистемы: сферу обращения потребительских товаров и сферу обращения средств производства.
Сфера обращения потребительских товаров неоднородна и должна рассматриваться с учетом особенностей различных товарных групп. В качестве таковых необходимо выделять: товары повседневного спроса (в основном это продовольственные товары), товары среднего срока службы и, наконец, технически сложные товары длительного пользования.
Ресурсы сферы обращения формируются как за счет внутрирегионального производства (т.е. предприятий и организаций всех форм собственности региона), так и за счет межрайонных поставок.
Развитие сферы обращения потребительских товаров происходит, с одной стороны, под влиянием платежеспособного спроса населения, а с другой - под влиянием возможностей местного производства, характера развития рыночной и производственной инфраструктуры, существенно в новых условиях, влияющих на издержки обращения. Поэтому вопросы производства, распределения, обмена и потребления следует рассматривать в органическом единстве и взаимосвязи.
Объектами сферы обращения средств производства выступают производители орудий и предметов труда и многочисленные потребители абсолютно всех отраслей хозяйства. Специфика сферы обращения средств производства связана с характером производственно-технологических и товарных форм взаимодействия субъектов рыночных отношений. Главной особенностью обращения средств производства является то, что они не навсегда покидают процесс производства: они выходят из него в качестве готового продукта (или услуги) и снова входят в новый процесс производства в качестве одного из его вещественных элементов.
Поскольку ни один регион не может обеспечить свои потребности в средствах производства только за счет внутреннего производства, сферу обращения средств производства следует рассматривать как более открытую систему, чем сфера обращения предметов потребления. Ресурсы этой сферы формируются преимущественно за счет активных межрегиональных и межстрановых связей.
В отличие от товарного обращения сфера услуг более жестко привязана к территории, так как основная их масса непосредственно производится в районах потребления, что сводит к минимуму возможные межрайонные связи.
) Сфера потребления региона имеет свои особенности, так как в каждом регионе, в каждой области наряду с общими факторами, влияющими на формирование потребностей населения всех районов страны, действуют факторы регионального характера, связанные с природно-климатическими, национальными, этнографическими факторами.
К народно-хозяйственным факторам, определяющим характер сферы потребления, относятся:
·уровень развития производства,
·характер распределения и перераспределения ВРП,
·уровень реальных доходов надушу населения,
·объем сбережений и инвестиций,
·размер товарной массы в обращении, уровень жизни населения страны.
Характер и степень влияния каждого из этих факторов зависят от экономической политики, проводимой государственными органами власти.
К региональным факторам, определяющим характер сферы потребления, относятся:
·отраслевая структура производства,
·размещение населения по территории региона,
·доходная и половозрастная структура населения,
·уровень денежных доходов на душу населения,
·культурный и общеобразовательный уровень населения,
·региональные различия в ценах на товары и услуги,
·природно-климатические условия региона,
·национальные условия региона,
·исторические и этнографические традиции потребления.
Региональное экономическое пространство представляет собой относительно замкнутую территориальную систему, имеющую однородную совокупность экономических отношений, складывающихся на основе единых правил их регулирования и развивающихся на территории, не имеющей внутренних экономических границ для перемещения рабочей силы, капитала, товаров и услуг.
Предприятия и домашние хозяйства в своей деятельности должны руководствоваться только законами и общими правилами рыночных отношений в масштабах всей страны.
К основным принципам формирования рационального экономического пространства помимо общих принципов социальной политики, направленной на установление гарантированных минимальных уровней заработной платы, пенсий, пособий и других выплат, индексаций доходов населения, можно отнести:
·наличие единой финансовой политики с существенным перемещением прав в пользу местных органов управления;
·единообразие рыночной инфраструктуры, наличие развитых транспортных и информационных коммуникаций, а также единой системы статистики и стандартизации;
·централизованное регулирование развития регионального экономического пространства посредством осуществления целевых инвестиций, предоставления дотаций, субсидий и трансфертов, в частности, по оказанию помощи районам бедствия, депрессивным районам.
Изучив сущность и содержание региона как объекта управления, рассмотрим особенности системного подхода к управлению социально-экономическим развитием региона. Этому посвящен следующий раздел данной работы.
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
экономический социальный стратегия
В 2014 году экономика России оказалась под влиянием негативной внешнеэкомической конъюнктуры. Произошло значительное снижение мировых цен на нефть, наблюдался значительный отток капитала, вызванный введением западными странами экономических и финансовых санкций в отношении России.
Произошло практически двукратное снижение стоимости нефти на мировом рынке энергоносителей, что повлекло за собой девальвацию российского рубля по отношению к доллару США. Резкое снижение курса рубля и ограничение доступа к внешнему финансированию, вызванное введением санкций, спровоцировало ускорение инфляции. (Цена на нефть за 2014 год упала со 106,8 до 63,0 $ США за баррель. Девальвация национальной валюты по отношению к $ США в 2014 году составила 72,3%, к евро - 51,7%.)
Экономика города Москвы столкнулась с новыми вызовами, которые потребовали ответных мер экономической политики. В 2014 году власти города уделяли особое внимание следующим задачам: сдерживанию инфляции, повышению уровня жизни населения, поддержке занятости и мерам по стимулированию экономической активности.
Цена на нефть за 2014 год упала со 106,8 до 63,0 $ США за баррель. Девальвация национальной валюты по отношению к $ США в 2014 году составила 72,3%, к евро - 51,7%. Инфляция в Москве по итогам 2014 года составила 111,7% (декабрь 2014 года к декабрю 2013 года).
Инфляция в Москве по итогам 2014 года находилась на среднероссийском уровне за счет реализации городскими властями необходимых мер по сдерживанию роста цен на товары и услуги.
На уровень инфляции влияет не только рост цен на товары и услуги, но и доля средств, затраченных населением на их покупку. Структура потребительских расходов москвичей отличается от среднероссийской меньшей долей затрат на продукты питания и большей долей расходов на оплату услуг.
В 2014 году на уровень инфляции, как в Москве, так и в России (111,7% и 111,4% соответственно) наибольшее влияние оказал рост цен на продовольственные товары. Вместе с тем рост цен на большинство продуктов питания в Москве был ниже, чем в России, вследствие активных действий властей города (заключение прямых договоров на поставки с другими регионами России и странами, развитие агропродовольственных кластеров вместо морально устаревших овощных баз, стимулирование процессов импортозамещения в пищевой промышленности). Прирост инфляции за счет роста цен на услуги в Москве был выше, чем в среднем по России. Это является следствием роста цен на услуги с высокой долей в расходах населения, на которые власти города не имеют непосредственного влияния (зарубежный туризм, авиационные перевозки, обучение вождению автомобиля, страхование транспортных средств). В то же время власти города смогли сдержать рост цен по многим социально значимым услугам, таким как ЖКХ (вклад в прирост инфляции в 2 раза ниже среднероссийского уровня), проезд на городском общественном транспорте, бытовые услуги и др. Сдерживанию инфляции способствовала взвешенная тарифная политика городских властей.
Высокий уровень инфляции сокращает реальные денежные доходы населения. Особенно подвержены риску социально уязвимые группы граждан. Заработная плата и социальные выплаты составляли в 2014 году почти 2/3 объема совокупных доходов москвичей и продолжали расти.
В 2014 году средняя заработная плата работников в Москве выросла на 10,7% по сравнению с 2013 годом и составила 61,2 тыс. рублей, превысив среднероссийский уровень почти в 2 раза. Темп роста реальной заработной платы составил 102,6%. Наиболее высокий средний уровень оплаты труда наемных работников наблюдался в сфере услуг - 62,8 тыс. рублей. Самые высокие заработные платы в сфере услуг были у работников финансового сектора - более 126,3 тыс. рублей. Оплата труда столичных врачей и учителей в 2014 году осталась одной из самых высоких в стране и составила соответственно 73,9 тыс. рублей и 70,2 тыс. рублей.
Мерами социальной поддержки охвачено около половины населения города Москвы. Основными направлениями поддержки социально незащищенных групп населения в Москве являются:
поддержка семей с детьми;
поддержка малоимущих;
профилактика социального сиротства;
поддержка многодетных и малообеспеченных семей;
поддержка старшего поколения, ветеранов и инвалидов.
Неработающим пенсионерам, зарегистрированным по месту жительства в городе Москве, в 2014 году гарантирован минимальный доход в размере городского социального стандарта - 12 тыс. рублей в месяц. Доплаты к пенсиям получают более 2,06 млн. Средний доход неработающего пенсионера - получателя доплаты к пенсии - в 2014 году составил 20 607 рублей в месяц и по сравнению с 2013 годом увеличился на 5,0%.
Емкость и ликвидность московского рынка труда помогли перераспределить высвобождающиеся трудовые ресурсы и способствовали сохранению высокого уровня занятости.
В сложной экономической ситуации перед городскими властями стояла задача по сдерживанию роста безработицы. По итогам 2014 года численность безработных граждан, состоящих на регистрационном учете в службе занятости, увеличилась всего на 3,3 тыс. человек и составила 28,6 тыс. человек, причем наибольший прирост наблюдался в последнем квартале. Зарегистрированная безработица оставалась на стабильно низком уровне (0,4%) и была значительно ниже среднероссийского показателя (1,2%). Уровень безработицы, рассчитанный по методологии Международной организации труда, также оставался одним из самых низких по стране - 1,5% (в среднем по России - 5,2%) и за год сократился на 0,2 п.п. Количество открытых вакансий на рынке труда в течение года стабильно превышало количество безработных по методологии МОТ (139,3 и 104,5 тыс. человек соответственно). Напряженность на рынке труда в 2014 году сократилась с 0,7 до 0,6 единицы.
Обеспечению стабильности на рынке труда способствовало сохранение высокой предпринимательской активности в городе Москве в 2014 году.
В 2014 году предпринимательская активность в Москве сохранялась на высоком уровне.
В 2014 году Москва заняла первое место в России по приросту вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Впервые за последние три года количество вновь зарегистрированных ИП превысило количество ликвидированных ИП.
Для стимулирования экономической активности Правительство Москвы использует широкий спектр финансовых и нефинансовых механизмов поддержки бизнеса.
Введение патентной системы налогообложения явилось одним из основных факторов роста активности индивидуальных предпринимателей в Москве.
Важную роль в улучшении предпринимательского климата играют налоговые льготы, которые установлены для различных категорий налогоплательщиков, способствуя снижению издержек ведения бизнеса.
Предоставление налоговых льгот предприятиям малого и среднего бизнеса в инновационной сфере способствовало привлечению дополнительных инвестиций в городскую экономику. Объем инвестиций таких компаний в 2014 году вырос на 44%. В настоящее время резидентами технопарков являются более 500 высокотехнологичных компаний, в которых создано 6 тыс. рабочих мест.
В качестве меры поддержки малого и среднего бизнеса Правительство Москвы зафиксировало величину минимальных арендных платежей за помещения, находящиеся в собственности города. На конец 2014 года было заключено более 15 тыс. договоров аренды городской недвижимости, 55% из которых - это договоры с малым и средним бизнесом, заключенные по минимальной арендной ставке (3,5 тыс. рублей за 1 кв. м в год).
Поддержка бизнеса способствует сохранению притока инвестиций, направляемых в развитие города.
В Москве сохраняется высокая активность в строительстве, как жилья, так и объектов коммерческой недвижимости. В 2014 году введено в эксплуатацию 3,33 млн. кв. м жилой площади, что на 6,5% превышает объем прошлого года. Введено в эксплуатацию торгово-деловых объектов на 3,0 млн. кв. м, что на 45,9% больше по сравнению с 2013 годом.
Происходит рост объемов инвестиций в необходимые городу объекты транспортной и социальной инфраструктуры, а также в развитие комфортной городской среды. При этом активно используются разные формы и инструменты привлечения частных инвестиций, в частности, механизмы государственно-частного партнерства (концессии, контракты жизненного цикла и т.п.).
Устойчивый и сбалансированный бюджет Москвы - основной инструмент реализации мер, направленных на инфраструктурное развитие города и поддержку бизнеса. В 2014 году налоговые и неналоговые доходы бюджета города Москвы увеличились на 5,2% по сравнению с предыдущим годом.
Налоговые доходы увеличились на 4,5%. Поступления по налогу на прибыль в 2014 году незначительно сократились (-0,1%) по сравнению с предыдущим годом.
Бюджет Москвы, сохраняя социальную направленность, остается бюджетом развития. Расходы бюджета города Москвы в 2014 году увеличились на 5,8% по сравнению с предыдущим годом (90,5% от годовых бюджетных назначений). В целях улучшения качества жизни москвичей реализуются 15 государственных программ города Москвы. Расходы, формируемые в рамках государственных программ, составили 95% расходов бюджета Москвы.
Доля социальных расходов составила 57,3%, позволив получить социальную поддержку каждому третьему москвичу.
Бюджет развития составил более 36% программных средств бюджета, из которых 70% - в рамках Адресной инвестиционной программы и 30% - мероприятий развития. Высокий уровень инвестиционных расходов обусловлен необходимостью развития транспортной, социальной и инженерной инфраструктур в целях повышения качества жизни москвичей.
Все виды расходов в рамках государственных программ делятся на 5 групп:
Власти города проводили взвешенную долговую политику, последовательно сокращая объем государственного долга. За 2014 год государственный долг города Москвы сократился на 9,8% - с 179,2 до 161,7 млрд. рублей. Отношение государственного долга к собственным доходам составило 10,7%, что делает Москву одним из лидеров среди регионов России по данному показателю (по другим субъектам Российской Федерации, без учета города Москвы, - 44,2%). За последние 5 лет (2010-2014 гг.) объем государственного долга города Москвы снизился на 46%.
В 2014 году продолжена реализация комплекса мероприятий, направленных на создание условий для развития и модернизации системы образования в городе Москве.
Основной задачей в сфере образования в рамках реализации мероприятий развития государственных программ является укрепление материально-технической базы образовательных учреждений.
Совершенствование системы здравоохранения и реорганизация системы оказания первичной медико-санитарной помощи привели к улучшению демографических показателей.
Реализация мероприятий программ сферы социальной поддержки жителей города Москвы в 2014 году позволила сохранить стабильный уровень социальной поддержки москвичей. Жителям Москвы в полном объеме предоставлены установленные законодательством государственные льготы и гарантии, значительно повышено качество социального обслуживания граждан пожилого возраста, ветеранов, инвалидов, семей с детьми. Мерами социальной поддержки охвачено около половины населения города Москвы.
В 2014 году численность населения Москвы с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила 9,6% от общей численности населения.
Доминирующим видом социальной поддержки москвичей являются социальные пособия и выплаты, составляющие 47,5% в общем объеме средств городского бюджета, выделенных в 2014 году из бюджета города. Всего социальные выплаты получают 39 категорий жителей Москвы. Основными направлениями поддержки социально незащищенных групп населения в Москве являются:
Правительством Москвы уделяется большое внимание социальной защите инвалидов, формированию безбарьерной среды в городе. Приоритетными направлениями являются обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, оказание реабилитационных услуг и трудоустройство инвалидов.
В 2014 году проведен капитальный ремонт 78 объектов (зданий) социальной защиты.
За 2014 год в рамках текущего ремонта и благоустройства отремонтировано 217 объектов (зданий) социальной защиты.
Объем финансирования на реализацию государственной программы развития транспортной системы в 2014 году увеличился на 9,6% по сравнению с 2013 годом.
Объем перевозок пассажиров городским пассажирским транспортом увеличился на 1,3%.
В 2014 году по отношению к уровню 2013 года наблюдался рост объемов перевозки пассажиров, полностью оплачивающих свой проезд. Увеличена интенсивность движения во внепиковое время. В результате количество проследовавших поездов увеличилось на 4,3%.
Была продолжена работа по развитию и совершенствованию системы городского пассажирского транспорта. Велась работа по созданию интеллектуальной транспортной системы для организации и упорядочения дорожного движения.
Годовой объем пассажирских перевозок на наземном городском пассажирском транспорте составил 2,2 млрд. пассажиров в год, что на 4,8% выше, чем в 2013 году (2,1 млрд. пассажиров). Количество пассажиров, пользующихся городским пригородным железнодорожным транспортом, в 2014 году увеличилось до 680,0 млн. человек с 670,0 млн. человек в 2013 году. Количество пассажиров, пользующихся внутренним водным транспортом, увеличилось с 1,2 млн. человек в 2013 году до 1,5 млн. человек в 2014 году.
Развитие улично-дорожной сети (УДС). В 2014 году введено 78,7 км дорог, 20 пешеходных переходов (п/п), 22 искусственных сооружения (в 2013 году - 73,9 км, 35 п/п; в 2012 году - 60,5 км, 23 п/п; в 2011 году - 56,8 км, 49 п/п). Плотность улично-дорожной сети в конце 2014 года составила 2,34 км/кв. км. Увеличилась протяженность выделенных полос для общественного транспорта - в 2014 году она составила 215,3 км, что на 8,1% больше, чем в 2013 году - 199,2 км.
Средняя скорость транспортных средств на вылетных магистралях в утренние и вечерние часы пик в 2014 году увеличилась до 26,5 км/ч (в 2013 году - 21 км/ч). В 2014 году закуплено 3779 единиц дорожно-коммунальной техники (2013 год - 1713 единиц, 2012 год - 1647 единиц). В 2014 году обустроено 3 пешеходные и 9 видовых зон.
Высокий уровень автомобилизации осложняет транспортную ситуацию в городе Москве.
Транспортно-пересадочные узлы. В 2014 году продолжилась работа по реализации проекта по созданию сети транспортно-пересадочных узлов, которые реализуются в плоскостном варианте, в том числе проводились подготовительные работы по началу строительства ТПУ в капитальном исполнении. В качестве конечного результата организации сети ТПУ планируется создать максимальное удобство для пассажиров, сократив время пересадки до 8-10 минут.
Введены в эксплуатацию 2 вертолетные площадки, за счет чего сократилось время прибытия спасательных команд с 30 минут в 2013 году до 26 минут в 2014 году.
Сегодняшняя мобильность населения и рост деловой активности требуют от властей Москвы активных действий по ремонту объектов улично-дорожной сети. Отремонтированные дороги - залог безопасности граждан!
Отдельное внимание при проведении ремонта объектов дорожного хозяйства уделяется капитальному ремонту инженерно-транспортных сооружений. Это более тысячи различных объектов: путепроводы, мосты, эстакады, тоннели, пешеходные переходы и т. д. Эта инфраструктура направлена на обеспечение удобства передвижения как на общественном транспорте, так и на частном. В то же время обычные пешеходы тоже являются пользователями этих объектов.
Объем финансирования на реализацию государственной программы «Жилище» в 2014 году увеличился на 10,6% по сравнению с 2013 годом.
Повышение комфортности проживания в городе Москве происходит за счет строительства новых жилых домов и поддержания в нормативном состоянии имеющегося жилищного фонда, благоустройства дворовых территорий.
В 2014 году введено в эксплуатацию 3,33 млн. кв. м жилой площади, в том числе за счет средств Адресной инвестиционной программы города Москвы на территории города построено 366,1 тыс. кв. м.
Жители города Москвы, признанные в соответствии с федеральным и городским законодательством нуждающимися в улучшении жилищных условий и состоящие на жилищном учете, обеспечиваются жильем за счет средств бюджета города Москвы, доли города по инвестиционным контрактам в натуральном выражении, площади за выбытием.
В 2014 году количество граждан, стоящих в очереди на получение жилья, сократилось на 8,9 тыс. семей и составляет менее 3% населения. Из сносимых пятиэтажных и аварийных жилых домов переселено более 9 тыс. семей, 600 квартир предоставлено детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Улучшение жилищных условий москвичей, принятых на учет по улучшению жилищных условий, осуществляется путем предоставления им социальных выплат на строительство или приобретение жилых помещений.
Всего в 2014 году в целях улучшения жилищных условий москвичей предоставлено мер социальной поддержки в объеме более 5,146 млрд. рублей, в том числе: на строительство или приобретение жилья за счет средств субсидий - 5,064 млрд. рублей, компенсация гражданам, состоящим на жилищном учете за наем (поднаем), и расходы, связанные с изъятием жилья, - 0,082 млрд. рублей.
Были проведены работы по благоустройство дворовых территорий:
За 2014 год было капитально отремонтировано около 3,2 тыс. многоквартирных домов (МКД).
Объем финансирования на реализацию государственной программы по развитию индустрии отдыха и туризма в 2014 году увеличился на 1,6% по сравнению с 2013 годом. В 2014 году посещаемость парков культуры и отдыха составила 35,7 млн. человек, что на 12% больше, чем в 2013 году. Во всех парках культуры и отдыха продолжены масштабные работы на основе внедрения единого московского городского стандарта благоустройства. В результате в 2014 году культурно-массовые мероприятия в парках культуры и отдыха города Москвы посетили около 19 млн. человек.
Туризм. Одним из приоритетных