Крупнейшие совместные проекты экономического сотрудничества России и Китая

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    40,94 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Крупнейшие совместные проекты экономического сотрудничества России и Китая

Содержание

Введение

1. Россия и Китай: теоретический анализ современного состояния экономик, взаимные интересы

.1. Анализ современного состояния экономики России

1.2. Анализ современного состояния экономики Китая

. Развитие российско-китайского сотрудничества в сфере бизнеса

.1 Крупнейшие совместные проекты экономического сотрудничества

.2 Перспективы экономического сотрудничества

Заключение

Библиографический список

экономика россия китай экспорт

Введение

В последнее время торгово-экономические отношения между Россией и Китаем являются одной из самых обсуждаемых тем. В связи с изменением международной обстановки и успешным визитом в Россию нового председателя КНР Си Цзиньпина 22 марта 2013 года, между двумя крупными державами наблюдается новый виток сотрудничества, который западные страны воспринимают неоднозначно. Однако многие китайские и российские эксперты сходятся во мнении, что китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество ведется на прочной основе политического взаимодоверия и общего стремления к взаимной выгоде, и что оно отвечает интересам в развитии обеих стран.

Таким образом, актуальность курсовой работы обусловлена необходимостью исследования наиболее значимых аспектов экономических отношений между Россией и Китаем. Нужно отметить, что развитие сотрудничества между данными странами жизненно необходимо как для экономики этих стран, в целом, так и для их отдельных регионов. Отношения Россия - Китай затрагивают практически все сферы деятельности, включая не только традиционные прямые торговые и производственные связи, но и крупные инвестиционные проекты, проекты развития регионального и приграничного торгово-экономического сотрудничества, программы в области культуры, науки, образования. Актуальным так же является то, что союз между странами Россией и Китаем набирает обороты и выходят на более высокий уровень. Но политологи и экономисты всего мира называют эти отношения неоднозначными. Проведенный анализ курсовой работы поможет понять перспективу развития союза, выгодные интересы сторон в торгово-экономических сферах.

Цель работы - изучить и проанализировать современное состояние экономик России и Китая, крупнейшие совместные проекты экономического сотрудничества, также выяснить перспективы экономического сотрудничества двух стран.

Курсовая работа состоит из введения, четырех разделов, заключения и биографического списка.

1. Россия и Китай: теоретический анализ современного состояния экономик, взаимные интересы

1.1 Анализ современного состояния экономики России

Экономика России вступила в 2013 год на фоне двух противоречивых тенденций. С одной стороны, интенсивный рост потребления на внутреннем рынке страны, который формировал почти 50% российского ВВП в 2013 г., продолжал стимулировать экономический рост. С другой, продолжающаяся рецессия в странах Еврозоны, а также возобновившееся сокращение экономик США и Японии, выступали в роли тормозящего фактора поскольку цены на нефть начали снижаться из-за снижающегося спроса, и экспорт товаров России в эти регионы также продолжал сокращаться. Глава Минэкономразвития России Андрей Белоусов сообщил об ускорении роста ВВП во II квартале, однако отметил, что темпы роста ниже, чем были в 2005-2008 годах, хотя и выше чем в Евросоюзе. Поэтому в макроэкономическом плане 2013 год стал знаменателен тем, что по паритету покупательской способности объём экономики России опередил ВВП Германии, выйдя таким образом на 5-е место в мире по итогам 2012 года и поднявшись за пять лет на три позиции вверх. [30]

В условиях активного вовлечения экономики страны в структуру мирового хозяйства и в связи с присоединением в ВТО важнейшим трендом развития отечественных предприятий становится ориентация на внешние рынки сбыта продукции, использование открывающихся широких возможностей в сфере формирования и использования их экспортного потенциала. Развитие в России экспортного потенциала важно и актуально для экономического развития страны. Значение экспорта в качестве элемента поддержания и развития национального производства, фактора валютных поступлений с целью обеспечения импортных потребностей экономики достаточно высока. В экономической политике Российской Федерации уделяется существенное значение развитию экспорта, повышению в его объеме удельного веса обработанных товаров и повышению конкурентоспособности российских товаров и услуг на мировых рынках.

По данным таможенной статистики российский экспорт в 2012 г. в стоимостном выражении по сравнению с 2011 г. увеличился на 1,7%. При этом суммарный экспорт составил 525,4 млрд долл. Увеличение стоимостных объемов экспорта в 2012 г. по сравнению с 2011 г. обусловлено ростом средних контрактных цен на 1,6%, преимущественно в торговле со странами СНГ на 8,6% и ростом физических объемов вывоза в страны дальнего зарубежья на 1,8%. [30]

Основными торговыми партнерами России в экспорте являлись: Нидерланды - 14,6% (2011 г. - 12,1%), Китай - 6,8% (6,7%), Германия - 6,8% (6,6%), Италия - 6,8% (6,2%), Украина - 5,9% (5,2%), Турция - 5,2% (4,8%), Белоруссия - 4,8% (4,7%), Польша - 3,8% (4,9%), Япония - 3,0% (2,8%). [30]

В общем объеме реализации промышленной продукции России экспортные поставки в последние годы занимали более трети. При этом для многих топливно-сырьевых производств и отраслей первичного передела продукции экспортная квота значительно превышала средний показатель.

Таблица 1 Доля экспорта в производстве важнейших товаров (в %)

2011 г.2012 г.нефть сырая46,646,4нефтепродукты50,257,1газ природный27,227,4уголь каменный43,047,1фанера клееная51,752,2бумага газетная68,771,3прокат плоский из углеродистой стали27,225,9автомобили легковые3,95,7автомобили грузовые6,78,9

Экспортная квота в 2012 г. по сравнению с 2011 г. повысилась по нефтепродуктам, газу природному, углю каменному, фанере клееной, бумаге газетной, автомобилям легковым, автомобилям грузовым. Снизилась по нефти, лесоматериалам необработанным.

В целом, на три основные группы сырья и материалов (минеральные продукты, металлы и драгкамни, лесобумажные изделия) в 2011 г. приходилось 84,4% всего российского экспорта по сравнению с 84,7% в 2012 г. Позиции продукции с высокой долей добавленной стоимости (машины, оборудование и транспортные средства, химические товары, изделия легкой промышленности, другие товары) ухудшили свои позиции против ситуации 2011 г. Сейчас на них приходится 12,4% всего объема экспорта, тогда как в 2011 г. они обеспечивали 12,7% всех российских поставок. [1]

Состав основных экспортных позиций в последние годы практически не изменился и включает важнейшие энергоносители, базовые металлы, круглый лес и пиломатериалы.

В 2012 г. по сравнению с 2011 г. в общем объеме экспорта наиболее значительно повысился удельный вес нефтепродуктов, угля каменного, газа сжиженного, удобрений калийных, пшеницы и меслина; снизился - нефти, газа природного, никеля необработанного, проката плоского.

Таблица 2 Основные экспортные товары России в 2012 г., доля которых составляет не менее 0,5% ( в процентах )

Наименование товаровВ % к итогуИзменение доли по сравнению с 2011 г.нефть34.5-0,7нефтепродукты19,7+1,1газ природный12,0-0,4уголь каменный2,5+0,3Полуфабрикаты из железа или нелегированной стали1,50,0алюминий необработанный1,2-0,1прокат плоский0,9-0,2никель необработанный0,7-0,2пиломатериалы0,6-0,1удобрения смешанные0,80,0удобрения азотные0,70,0удобрений калийные0,7+0,2каучук синтетический0,5+0,1пшеница и меслин0,9+0,2руды и концентраты железные0,5-0,1газ сжиженный0,7+0,2справочно: машины, оборудование и транспортные средства5,00,0

Увеличение стоимостных объемов экспорта в 2012 г. по сравнению с 2011 г. наблюдалось по многим товарным группам российского вывоза. В группе продовольственных товаров и сельхозсырья экспорт увеличился на 25%. Увеличение стоимостного объема этой группы товаров было вызвано преимущественно за счет роста экспорта зерновых культур.

Важнейшей статьей российского экспорта в последние годы традиционно оставались топливно-энергетические товары. В 2012 г. в условиях проявления кризисных явлений и снижения цен на нефть, особенно с пиковых значений I и II кварталов 2012 г. темпы роста стоимостных объемов экспорта продукции топливно-энергетического комплекса замедлились. Так, в 2012 г. стоимостной объем вывоза этой группы товаров по сравнению с 2011 г. увеличился на 2,1%. [11]

В металлургическом комплексе стоимостной объем экспорта продукции в 2012 г. по сравнению с 2011 г. снизился на 6,6%. Увеличение объемов экспорта в рассматриваемый период происходило за счет снижения экспортных цен.

В лесном и целлюлозно-бумажном комплексе в 2012 г. по сравнению с 2011 г. снизился стоимостной объем поставок древесины и целлюлозно-бумажной продукции на 10,1%.

В химическом и нефтехимическом комплексе стоимостной объем экспорта основных товаров в 2012 г. по сравнению с январем-декабрем 2011 г. снизился на 2,0%, а его доля в общем объеме вывоза снизилась с 6,3% на 6,1%.

В машиностроительном комплексе было поставлено на внешний рынок машин, оборудования и транспортных средств на 26539,0 млн долларов, что было на 1,9% больше уровня предыдущего года.

По данным таможенной статистики российский импорт в 2012 г. составил 314,1 млрд долл., и в стоимостном выражении увеличился на 2,7% против уровня 2011 г. Под влиянием роста внутреннего спроса, прежде всего, на инвестиционные и промежуточные товары, увеличение объемов импорта происходило за счет роста физических объемов поставок.

Основными торговыми партнерами России в 2012 г. в импорте являлись Китай - 16,6%, Германия - 12,2%, Украина - 5,7%, Япония - 5,0%, Белоруссия - 3,6%, Франция - 4,4%, США - 4,9%, Италия - 4,3%, Республика Корея - 3,5%, Соединенное Королевство - 2,6%. На долю этих стран в 2012 г. приходилось 62,8% всего российского импорта, в 2011 г. - 61,6%. [11]

Таблица 3 Импорт основных потребительских товаров

2011 г. 2012 г.млн. долл.%млн.долл.%автомобили легковые20040,86,620216,56,5медикаменты10963,13,710758,83,4одежда7203,32,47963,32,5мясо свежемороженое5284,11,75455,71,7мебель2973,11,03246,51,0алкогольные и безалкогольные напитки2764,50,93092,61,0обувь кожаная2279,90,72081,90,7рыба свежемороженая1891,30,61952,60,6цитрусовые1577,80,51499,30,5мясо птицы749,60,2839,60,3чай626,70,2630,40,2сахар-сырец1711,00,6298,70,1сигареты103,60,086,50,0сахар белый206,30,142,10,0масло подсолнечное125,90,022,50,0При этом импорт химической продукции уменьшился на 8,9% и составил $3,7 млрд, машиностроительной продукции - на 10,8% до 11,37 млрд, продовольственных товаров и сырья для их производства - на 4,9% до 2,68 млрд, а импорт текстильных изделий и обуви увеличился на 9,9% до 1,85 млрд. В группе продовольственных товаров и сырья для их производства сократился импорт зерновых культур на 42,6%, овощей - на 40,2%, сахара - на 31,3%, фруктов - на 26,9%, масла растительного - на 11,7%, мяса и субпродуктов - на 4,1%, молочных продуктов - на 1,9%. Тогда как стоимостной объем ввоза рыбы в августе текущего года увеличился на 16,9%, табака - на 16,8%, алкогольной и безалкогольной продукции - на 8,7%. Импорт товаров химической промышленности снизился за счет сокращения закупок фармацевтической продукции на 20,3%, парфюмерно-косметических товаров - на 4,7%, полимеров и каучука - на 3,8%, мыла и синтетических моющих средств - на 3,2%. При этом ввоз продуктов органической и неорганической химии практически не изменился. Среди текстильных изделий и обуви увеличился ввоз обуви на 23,1%, трикотажного полотна - на 18,5%, текстильных материалов - на 11,2%, текстильной одежды - на 10,7%, химических нитей - на 4,2%, химических волокон - на 1,5%. При этом ввоз хлопка снизился на 6,3%, трикотажной одежды - на 3,2%, а поставки готовых текстильных изделий остались на уровне июля 2013 года. В импорте машиностроительной продукции сократился ввоз летательных аппаратов в 4 раза, железнодорожных локомотивов - на 27,7%, механического оборудования - на 11,5%, средств наземного транспорта - на 6,5%, инструментов и аппаратов оптических - на 7,1%. Одновременно с этим возросли закупки судов и плавучих средств на 23,8%, а электрооборудования - на 0,6%. В августе 2013 года относительно августа 2012 года импорт из стран дальнего зарубежья уменьшился на 5,8%. В августе 2013 года по сравнению с августом 2012 года сократились закупки продукции машиностроения на 10,9 процента, химической продукции - на 3,9%, при этом ввоз текстильных изделий и обуви увеличился на 2,8%, продовольственных товаров - на 1,8%. В импорте продовольственных товаров увеличились закупки молочных продуктов на 33,5%, алкогольной и безалкогольной продукции - на 30,5%, рыбы - на 24,5%, табака - на 22,9%, растительного масла - на 21,8%, овощей - на 13%, сахара - на 1,2%. При этом ввоз зерновых культур сократился на 35% мяса и субпродуктов - на 16,8%, фруктов - на 11,6%. Среди товаров химической промышленности уменьшился импорт фармацевтической продукции на 13,4%, мыла и синтетических моющих средств - на 3,4%, полимеров и каучука - на 2,6%, парфюмерно-косметических товаров - на 0,6%. При этом стоимостной объем закупок продуктов органической и неорганической химии увеличился на 3,6%. В группе текстильных изделий и обуви увеличились закупки трикотажного полотна на 20,4%, текстильных материалов - на 20%, обуви - на 8,4%, текстильной одежды - на 4,2%, трикотажной одежды - на 4,1%. При этом стоимостной объем закупок химических волокон в августе 2013 года по сравнению с соответствующим месяцем прошлого года уменьшился на 29,6%, готовых текстильных изделий - на 17%, химических нитей - на 9,3%, хлопка - на 9,1%.

В связи с более высоким ростом экспортных цен по сравнению с ценами по импортным закупкам условия торговли в отчетном периоде были благоприятными для России.

2013 год имеет все основания стать началом нового периода для российской экономики. Многие аналитики высказывают мнение, что ее зависимость от продажи углеводородов должна сократиться, а ключевым фактором роста станут инвестиции.

Развитие современной мировой экономики невозможно без международной миграции капитала. Для дальнейшей модернизации российской экономики необходим приток инвестиций, в том числе иностранных, привлечение которых окажет позитивное влияние на деятельность российских и иностранных компаний, будет способствовать применению новейших технологий, использованию современных систем управления, повышению эффективности производства и улучшению качества выпускаемой продукции, повышению квалификации рабочей силы.

За период с 2002 г. по 2012 г. объем иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику, возрос в 7,8 раз и к началу 2013 г. составил, по данным Росстата, 154570 млн долларов США. [1]

Отраслевая структура, поступивших в нашу страну инвестиций, подтверждает заинтересованность иностранных инвесторов во вложении средств в быстро окупаемые и сырьевые сферы деятельности. В 2012 г. наиболее привлекательными для иностранных инвесторов являются предприятия обрабатывающих производств, в основном по производству кокса и нефтепродуктов, на долю которых приходилось 31,8% от общего объема поступающих иностранных инвестиций; организации финансового сектора (28,1%); торговая сфера (16,4%) и предприятия по добыче полезных ископаемых (11,7%). [1]

Не стоит забывать о том, что российская экономика испытывает влияние со стороны США, Китая и Европы. Ситуация в еврозоне особенно волнует экономистов. По их прогнозам, еврозону ждут все проявления классической рецессии: высокая безработица, низкие темпы производства и замедленный рост ВВП. Что же касается России, то этот сценарий возможен только при падении цен на нефть почти вдвое. Главная задача, которую выделяет аналитик, состоит в том, чтобы постепенно сократить отток капитала из страны. Помочь исправить ситуацию могут новые проекты. Ведь зачастую отток капитала эксперты связывают с тем, что внутри страны нет достаточного количества емких инвестиционных проектов, которые бы заставили работать средства, уходящие сегодня за рубеж. Промышленный рост России практически на нуле, признал премьер-министр страны Дмитрий Медведев. По прогнозам, в 2013 г. рыночная стоимость производимых во всех отраслях экономики товаров и услуг в лучшем случае вырастет лишь на 2%. За прошедшие девять месяцев прирост стоимости внутреннего валового продукта (ВВП) составил 1,5%, тогда как в прошлом году за аналогичный период достиг уровня 4%. Впрочем, подобный показатель отечественной экономики не в последнюю очередь связан с ее интеграцией в глобальные процессы, к которым страна давно стремилась, заявил Медведев в рамках выступления на заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям. [30]

Глава правительства также отметил, что в последнее время прогнозы по росту ВВП страны снижаются. Минэкономразвития предполагает уровень в 1,8%, а Международный валютный фонд недавно понизил прогноз по показателю до 1,5%. При этом оценки роста мировой экономики в текущем году также снижаются. МВФ понизил и ожидаемый мировой уровень ВВП с 3,1% до 2,9%, а Всемирный банк - с 2,4% до 2,2%. Комментируя данные показатели, а также интеграцию российской экономики с мировой, Медведев отметил: "Мы давно к этому стремились, теперь это получилось, учитывая встроенность нашей экономики в мировую систему, но в этом есть не только плюсы, но и очевидные издержки. Поэтому замедление экономического роста в нашей стране выглядит более или менее естественным, что, конечно, нас не радует".

Чтобы получить прогнозируемые ранее 1,8%, стоимость ВВП должна была вырасти на 2,6% за четвертый квартал 2013-го. Всемирный банк также ожидал притока инвестиций в отечественную промышленность в конце этого года. Однако, учитывая, что оживления в экономике не произошло, официальные прогнозы по ожиданиям роста ВВП были понижены.

Впрочем, связывать низкий рост экономики России с бюджетным и долговым кризисом в США Клепач отказался. "Наша пауза не определяется американским бюджетом", - заявил он, признав, что, в целом, факт согласования американским Конгрессом проекта бюджета на будущий год и отсутствие угрозы технического дефолта окажет положительное влияние на мировую экономику.

Консультативный совет по иностранным инвестициям, в рамках заседания которого Медведев оценил ситуацию с ВВП, является постоянно действующим органом при правительстве РФ. Ежегодное заседание Совета в этот раз посвящено техническому регулированию и устранению административных барьеров для инвестирования. Совет займется совершенствованием таможенного законодательства, обсуждением развития банковского сектора и финансовых рынков, торговли и потребительского сектора России, а также инновационным развитием.

В своем выступлении Дмитрий Медведев сообщил и о новшествах, с помощью которых планируется привлечь инвесторов в регионы. Для этого в ближайшее время будет введен региональный стандарт по развитию конкуренции, который сделает ситуацию на рынках более прозрачной. "Надеюсь, это повысит инвестиционную привлекательность регионов и позволит регионам принимать активное участие в выборах проектов", - сказал он.

Прежняя экономическая модель развития России, основанная на сырьевых ресурсах, себя исчерпала. России нужно найти новую экономическую модель, чтобы обеспечить высокие темпы экономического роста. Финансовых резервов России на черный день не хватит.

Российская экономика меньше других развивающихся рынков пострадала от мирового кризиса, однако риски для нее остаются. Однако риски создаются по-прежнему недиверсифицированной структурой экономики, где на долю экспорта энергоносителей приходятся около 65% всего товарного экспорта.

Объема Резервного фонда может не хватить на черный день, если правительство продолжит придерживаться бюджетного правила - ограничения расходов исходя из средней цены на нефть за пятилетний период с отчислением всех дополнительных доходов в Фонд национального благосостояния.

На России бюджетный кризис в США, в случае, если президент Барак Обама не договорится с республиканцами, скажется достаточно мягко. В какой-то степени Россия более изолирована и, может быть, защищена, плюс есть определенные запасы, резервы, гибкий обменный курс. Они помогут России смягчить любые эффекты, которые могут возникнуть в США.

1.2 Современное состояние экономики Китая

Начиная с 2013г., экономический рост Китая проявляет тенденцию к постоянному снижению. Темпы роста ВВП Китая в первом квартале этого года составили 7,7%, что на 0,2 процентных пункта ниже по сравнению с четвертым кварталом прошлого года; а во втором квартале эти темпы сократились до 7,5%, что опять на 0,2 процентных пункта ниже, чем в первом квартале текущего года. После двух, последовавших один за другим, кварталов спада, в перспективе ожидается стабилизация экономического роста в Китае. Темпы экономического роста в нынешнем году начали замедляться, основной причиной этого стало ослабление темпов прироста потребления и экспорта.

После возникновения международного финансового кризиса, мировая политическая и экономическая ситуация претерпела глубокие изменения, условия социально-экономического развития Китая также сильно изменились.

Мировой финансовый кризис нанес сильный удар по экономике развитых стран, вследствие чего заметно снизился уровень международной торговли. В 2003-2007 гг. среднегодовые темпы роста мирового экспорта товаров составили 16,6%, а в 2008-2012 гг. - 3,2%; в соответствии с этим темпы роста экспорта Китая снизились с 29,2% до 9,4%, что в значительной мере ослабило воздействие внешнего спроса на темпы экономического роста.

По словам пресс-секретаря и главы отдела комплексной статистики Главного таможенного управления КНР Чжэн Юэшэна, в первом квартале этого года объем импортно-экспортной торговли Китая составил 975,25 млрд долларов США, темпы роста по сравнению с тем же периодом прошлого года составили 13,5%. Во втором квартале этого года объем импортно-экспортной торговли достиг 1 трлн 022,44 млрд долларо США, темпы роста по сравнению с тем же периодом прошлого года снизились до 4,3%. В частности, в мае темпы роста внешней торговли составили всего 0,3%, в июне аналогичный показатель упал до -2%. [20]

Что касается ситуации внутри страны, городское и сельское развитие носит экстенсивный, несогласованный и неравномерный характер. Людские ресурсы и промышленные предприятия, как важные экономические факторы, сосредоточены в городах первого и второго уровней, а эти города в свою очередь испытывают серьезный дефицит несущей способности.

В последние годы для городов первого и второго уровней пробки становятся все более серьезной проблемой, свидетельствующей, что эти города уже не в состоянии поддерживать быстрый рост приобретения семьями автомобилей. Все больше городов начали проводить политику ограничения на покупку автомобиля, вследствие чего был сдержан быстрый рост автомобильного рынка. В 2002-2010 гг. среднегодовой прирост продажи автомобилей в Китае составил 24%, а в 2011-2012 гг. этот показатель снизился до 3,4%.

Что касается недвижимости, то в связи с тем, что спрос на жилье сосредоточен в городах первого и второго уровней, в этих городах возникла проблема с выделением земли под жилищное строительство. Ограниченность предоставляемой земли непосредственно сказывается на росте обеспечения граждан жильем, в целях стабилизации цен на квартиры, акцент политики был сделан на управление спросом на жилье, это, в конечном итоге, неизбежно приедет к снижению уровня рынка недвижимости. На этом фоне уже закончился период быстрого расширения рынка недвижимости.

Снижение активности рынка автомобилей и жилья повлияло не только на автомобильную и строительную промышленность, но и на развитие многих других отраслей, таких, как сырье для химической отрасли тяжелой промышленности, производство оборудования, энергетику, транспорт и перевозки, что в результате привело к общему снижению роста внутреннего спроса. Одновременно, постоянно увеличивалась оплата труда, цена на землю, водные и минеральные ресурсы, платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, что значительно повышало себестоимость продукции предприятия, и тем самым уменьшало их прибыль. Это также ослабляло способность внутреннего экономического роста, снижало потенциальные возможности роста экономики.

Китайские перерабатывающие предприятия, ориентированные на внешнюю торговлю, составляют главную силу китайского экспорта. Однако в течение длительного времени они находятся в нижней части "кривой улыбки", и выпускают трудоемкую продукцию с низкой добавленной стоимостью.

Недостаток заказов - вот главная проблема, которая в настоящее время встает перед китайскими предприятиями, ориентированными на экспорт.

В целях стабилизации роли китайской продукции на международном рынке необходимо ускорить реструктуризацию экспортной продукции, осуществить переход от экспорта продукции низкого уровня к экспорту высокотехнологической продукции, что также является единственным способом сохранения средних и малых отечественных предприятий, ориентированных на экспорт. [5]

Большая часть экспорта Китая приходится на продукцию машино- и приборостроения. На втором месте продукция легкой промышленности. Если анализировать экспорт по товарным позициям внутри каждой из отраслей, то в вывозе текстильных товаров преобладает одежда, в продукции металлургии основная доля приходится на чугун, сталь и продукцию из них. В категории транспортных средств большое значение имеет экспорт автомобилей и запчастей к ним. Для китайского машиностроения в целом характерна высокая динамика развития. Это касается производства как некоторых видов машин для тяжелой промышленности, так и бытовой техники и электроники.

Спад на традиционных рынках стал главной причиной, которая привела к значительному падению экспорта Китая в июне. Среди торговых партнеров Китая , свыше 50% экспорта страны приходится на такие традиционные рынки как Европа, США и Япония. К сожалению, в этом году экономический рост вышеупомянутых стран по-прежнему оставляет желать лучшего. На фоне ослабления внешнего спроса, в июне этого года экспорт Китая в США по сравнению с тем же периодом прошлого года снизился до -5,02% (в мае аналогичный показатель составлял -1,6%). К тому же, сохранятся ситуация с отрицательным ростом экспорта в ЕС и Японию.

Во-первых, Китай обладает достаточными денежными средствами. Баланс средств на депозитно-сберегательных счетах городского и сельского населения увеличился с 8,69 трлн юаней в 2002г. до 34,74 трлн юаней в конце 2011г., что почти в 4 раза больше показателя 10-летней давности. Одновременно с этим, на конец июня 2012г. баланс запасов иностранной валюты в Китае составил 3,24 трлн долларов США. С точки зрения суммарного количества денежных средств, накопленных Китаем капиталов более чем достаточно для поддержания темпов собственного развития.

Во-вторых, крупный внутренний рынок Китая предоставляет благоприятные условия для дальнейшего развития национальной промышленности и обеспечивает важный фундамент для будущего развития отечественных предприятий.

В-третьих, с точки зрения краткосрочного стимулирования роста экономики, местные власти играют очень большую роль, которую ни в коем случае нельзя недооценивать. В экономике иностранных государств главное место занимают центральное правительство и предприятия. А в Китае между центральным правительством и предприятиями существует промежуточное звено в лице местных властей. К тому же, по сути, работа местных властей Китая давно напоминает деятельность крупной корпорации: местные правительства отличаются довольно большой экономической мощью и стремятся к получению дополнительных доходов за счет инвестирования. Поэтому высвобождение "энергии" местных властей может сыграть на руку Центральному правительству Китая и внести весомый вклад в дело содействия темпам роста национальной экономики. За подобный рост Китаю, разумеется, придется заплатить высокую цену: безрассудные инвестиции, обострение ситуации с избыточной производственной мощностью и т.д. однако на этом непростом этапе развития данный способ можно признать вполне прагматичным и рациональным. [26]

В Китае большое внимание уделяется развитию новых отраслей промышленности, таких как: автомобилестроение, текстильная промышленность, производство оборудования, судостроение, электронная информация, цветная металлургия, легкая промышленность, нефтехимическая промышленность, логистика. Данные отрасли имеют следующие специфики: во-первых, в основном, они относятся к категории ведущих отраслей народного хозяйства и ведущих стимуляторов для увеличения объемов ВВП. Во-вторых, они характеризуются высокой трудоемкостью и могут трудоустроить многих работников. В-третьих, по ним наносит большой удар мировой финансовый кризис, так как экспорт играет важную роль в данных отраслях. В-четвертых, в последние годы производительность в данных отраслях стремительно повышается, что приводит к избытку предложения.

В Китае по итогам октября объем промышленного производства вырос на 10,3%. В октябре объем производства на крупных предприятиях Китая вырос в годовом выражении на 10,3%. Согласно опубликованным в субботу данным Государственного статистического управления КНР, этот показатель по сравнению с сентябрем увеличился на 0,1%. В Китае показатель промышленного производства является важным экономическим индикатором, на основе которого правительство вносит коррективы в экономическую политику страны. К крупным предприятиям в КНР относятся компании с годовым доходом не менее 3,2 млн долларов. Ранее сообщалось, что за девять месяцев текущего года прибыль крупных промышленных предприятий Китая составила 4,05 трлн юаней /664 млн долл/, что на 13,5% больше показателя аналогичного периода 2012 года. [9]

По итогам 10 месяцев текущего года объем розничных продаж в Китае составил 19,03 трлн юаней /3,1 трлн долларов/, что на 13% больше аналогичного показателя прошлого года. Как сообщается, за 10 месяцев темпы роста потребления на селе превысили аналогичный показатель китайских городов. За указанный период жители сельской местности увеличили объем потребления на 14,5% - до 2,59 трлн юаней /425 млрд долларов/. Городские жители увеличили объем потребления до 16,44 трлн юаней /2,7 трлн долларов/, что на 12,7% больше аналогичного периода прошлого года. [9]

"Несмотря на непростую экономическую ситуацию в мировой экономике, в Китае розничные продажи продолжают расти. Во многом это обусловлено действиями китайского правительства, направленными на стабилизацию макроэкономической ситуации в стране", - заявил ранее эксперт Исследовательского института министерства коммерции КНР Чжан Пин. С учетом текущей динамики потребления китайский эксперт прогнозирует дальнейшее увеличение показателя. "В оставшиеся месяцы объем розничных продаж будет расти, так как под конец года немало продавцов традиционно предлагают покупателям праздничные скидки", - сообщил Чжан Пин. В 2012 году объем розничных продаж Китая по сравнению с 2011 годом вырос на 14,3% - до 20,7 трлн юаней /3,3 трлн долларов/. [7]

9 сентября 2013 г. Министерство коммерции КНР, Государственное статистическое управление КНР и Государственное управление валютного контроля КНР опубликовали статистический отчет о прямых зарубежных инвестициях китайских организаций за 2012 г. Несмотря на уменьшение общего объема потока прямых инвестиций в мире в 2012 г. прямые зарубежные инвестиции китайских организаций увеличились на 17,6% и поставили новый рекорд - 87,8 млрд. долларов США. В результате КНР впервые вошла в тройку крупнейших доноров прямых инвестиций в мире. Общий объем накопленных прямых зарубежных инвестиций китайских организаций в 2012 г. впервые превысил 500 млрд. долларов США. По состоянию на конец 2012 г. общий объем накопленных прямых зарубежных инвестиций составит 531,94 млрд. долларов США, что позволило Китаю занять 13-е место в мировом рейтинге. По этому показателю КНР пока значительно отстает от крупнейших развитых стран: общий объем накопленных прямых инвестиций за рубежом КНР составляет лишь 10,2% от показателей США, 29,4% - Великобритании, 34,4% - Германии, 35,5% - Франции, 50,4% - Японии. Реципиентами прямых инвестиций китайских организаций в 2012 г. стали 179 государств и территорий. Общая численность китайских предприятий-инвесторов составила 16 тыс., общее количество зарубежных предприятий-реципиентов инвестиции - почти 22 тыс. Крупнейшим реципиентом китайских инвестиций по-прежнему остается Гонконг. На второе место впервые вышли США (рост по сравнению с предыдущим годом на 123,5%). Резко снизился поток денежных средств из КНР на Британские Виргинские острова и Каймановы острова - на 72,5% по сравнению с предыдущим годом. Крупнейшими отраслями, в которые направлялись прямые зарубежные инвестиции в 2012 г., стали финансовое дело, добыча полезных ископаемых, оптовая и розничная торговля, производство, транспорт и логистика, строительство, деловые услуги. На данные отрасли приходится более 92,4% всех зарубежных инвестиций китайских организаций. Увеличилось количество проектов по слиянию и поглощению с участием китайских инвесторов. В 2012 г. китайские инвесторы участвовали в 457 сделках, направленных на поглощение или слияние с иностранными предприятиями. Общая сумма сделок составила 43,4 млрд. долларов США. Кроме того, в статистическом отчете указывается положительный эффект от китайских инвестиций на экономику страны-реципиента. По данным за 2012 г. общий объем налоговых платежей, полученных от зарубежных инвестиционных проектов китайских организаций странами-реципиентами инвестиций, составил 22,16 млрд. долларов США, а общее количество созданных рабочих мест - около 1,493 млн. Около половины рабочих мест в зарубежных инвестиционных проектах китайских организаций занимают иностранные работники. [20]

Китаю в октябре 2013 г. удалось привлечь $8,42 млрд. прямых иностранных инвестиций в свою экономику. В годовом исчислении значение показателя увеличилось на 1,24%, об этом свидетельствуют данные, предоставленные Министерством торговли Китая. Однако в сравнении с данными, полученными месяцем ранее, показатель упал, так в сентябре объем иностранных вложений достигал $8,84 млрд. За период январь-октябрь прямые иностранные инвестиции выросли на 5,77% по сравнению с данными аналогичного периода прошлого года и достигли отметки $97,03 млрд. Нефинансовые прямые иностранные инвестиции за десять месяцев текущего года продемонстрировали повышение на 20% в годовом исчислении, поднявшись к отметке $69,5 млрд. [9]

Согласно мнению главного экономиста Bank of Communications Лянь Пин, потенциальный рост китайской экономики обеспечивается внутренним спросом, то есть в будущем инвестиции и потребление совместно смогут стимулировать повышение экономики.

За третий квартал текущего года рост ВВП достиг 7,8% в годовом выражении, что может существенно повысить вероятность получения темпа роста в 7,5% ,в общем, по всему году. Однако некоторые эксперты полагают, что на данный момент динамики роста все таки недостаточно для обеспечения развития огромнейшей экономики с населением, превышающем 1,3 млрд. человек. [9]

Инфляция в Китае в октябре выросла до максимума за 8 месяцев на фоне роста цен на продукты питания. Такая динамика увеличивает опасения участников рынка по поводу возможного ужесточения политики Банка Китая. Рост потребительских цен составил 3,2%, что, впрочем, оказалось ниже прогноза аналитиков в 3,3% и ниже официального прогноза на 2013 г., который составляет 3,5%. Однако параллельно выходила статистика по промышленному производству и объему инвестиций в основные средства. Оба показателя показали неплохой рост на 10,3% и 20,1% соответственно, что сигнализирует о стабилизации экономики. Все это порождает спекуляции по поводу ужесточения монетарной политике в стране. Первопричиной для этого послужили действия ЦБ, который в четверг не стал через операции на открытом рынке вливать в финансовую систему дополнительную ликвидность. Стоит отметить, что далеко не все эксперты ожидают скорого ужесточения монетарной политики со стороны Народного банка Китая. Представители регулятора не раз заявляли, что будут придерживаться тонкой настройки монетарной политики исходя из экономических условий. К тому же данные по индексу цен производителей показали снижение на 1,5%, что также не дает повода Банку Китая пересматривать свою политику.

Вице-президент Академии макроэкономических исследований Национальной комиссии развития и реформ ( NDRC ) Ван Йиминг заявил, что в 2014 г. экономический рост, скорее всего, превысит 7,5%, при этом отметил, что в ближайшие годы рост ВВП на 7-8% станет для Китая нормальным явлением.

В целом же эксперты сходятся во мнении, что реформы, принятые на третьем пленуме заседания ЦК КПК, будут способствовать непрерывному и относительно быстрому рост экономики Поднебесной до 2020 г. или даже до 2030 г.

Закрытый пленум ЦК Компартии Китая планирует самые радикальные за последние 30 лет социально-экономические реформы. Темпы роста экономики, которые два десятилетия измерялись двузначными цифрами, постоянно снижаются, китайцы стареют, а региональные диспропорции растут - перемены назрели. Большинству китайцев разрешат иметь больше одного ребенка. До 1979 года китайцы следовали заветам Мао, который призывал их рожать детей в неограниченном количестве. Но после смерти "великого кормчего" стало очевидно, что кормить китайцев, число которых выросло с 550 до 900 млн, в общем, нечем. Именно тогда была введена жесткая политика "одна семья - один ребенок". За всплеск рождаемости Китай, впрочем, успел сказать Мао спасибо, когда в результате структурных реформ экономика начала бурно расти и получила мощную подпитку в лице молодых людей, рожденных под зажигательные речи вождя. Но вот теперь страна столкнулась со стремительно стареющим населением и нехваткой женщин. Стремясь обеспечить себе поддержку в старости, многие семьи делали ставку на мальчика, а от девочек часто избавлялись еще до рождения. Послабления при планировании семьи вводились постепенно: сначала для сельских районов, потом второго ребенка разрешили заводить и городским семьям - в случае, если оба родителя сами были единственными детьми в своих семьях. Теперь о втором ребенке горожане могут думать, даже если единственным ребенком в семье был только один из супругов. По оценкам демографов, к нынешним 15 млн новорожденных в год прибавятся еще 1-2 млн. Это не так много и устраивает товарищей из ЦК, которые совершенно не стремятся к беби-буму и очередному демографическому перекосу, на этот раз в другую сторону.

Местные власти получат больше денег и полномочий. Сегодня региональные правительства в Китае ответственны за 80% расходов на своей территории, получая при этом лишь 40% от общей суммы собираемых в Китае налогов. Теперь провинциям дадут больше денег и предоставят больше инструментов для заимствования. В частности, они получат право выпускать муниципальные облигации, а на вырученные средства смогут отстраивать у себя необходимую инфраструктуру. Кроме финансовых средств местные власти получат и новые полномочия. Так, например, низовые судебные и другие органы станут более самостоятельны при решении вопросов, связанных с трудовой и общественной безопасностью, а также с морским пространством и островными территориями.

Внимание на запад. Угрожающие диспропорции между бурно развивающимся востоком страны и отсталым сельским "диким западом" китайские власти собираются компенсировать реформой системы хукоу - прописки по-китайски. Сейчас от прописки напрямую зависит государственный социальный пакет каждого гражданина. Шанхайская, к примеру, считается лучше пекинской, а с сельской пропиской значительно сложнее найти работу, получить страховку, жениться, завести детей и тем более отправить их в городскую школу. Отменять разделение на городскую и сельскую прописки власти не планируют, однако крестьянам станет значительно проще прописаться в малых и средних городах страны. Одновременно вводятся минимальные стандарты социального обслуживания, которое будет гарантировано даже жителям сельской местности.

2. Развитие российско-китайского сотрудничества в сфере бизнеса

2.1 Крупнейшие совместные проекты экономического сотрудничества

Всекитайская инженерно-строительная компания (ВИСК) занимает 80-е место в списке 500 ведущих крупнейших компаний мира 2013 г., дочерняя компания этой корпорации - ООО "Китайстрой" работает в России уже 20 лет. После распада СССР ВИСК создала представительство в России и начала осваивать местный рынок. По мере постепенного улучшения коммерческой и инвестиционной среды, особенно в начале 21-го века, Россия вступила в новый период инновации и развития. Но строительная отрасль в стране пока еще не очень развита, отсутствует зрелая рабочая сила, ощущается дефицит комплектующих строительных материалов. Для строительных предприятий других стран, включая ВИСК, этот рынок имеет большую привлекательность. Поэтому ВИСК создала в России дочернюю компанию - ООО "Китайстрой", которая включилась в конкурентную борьбу на российском строительном рынке.

Россия имеет свою специфику, что проявляется в первую очередь в законодательстве, режиме ввоза трудовых ресурсов, финансово-налоговой политике и других областях; с другой стороны, глобальный финансовый кризис, произошедший в 2008 г., оказал на строительный рынок Росии сильное влияние, из-за чего возникла безработица среди строительных рабочих и началось замораживание строящихся объектов.

В этой ситуации компания "Китайстрой", исходя из своих возможностей, взяла подряд на постройку высококачественных объектов, в том числе самого высокого здания в Европе - башни "Федерация" в Москве и здания многофункционального торгового центра "Стокманн Невский центр" в Санкт-Петербурге. Более того, компания принимала участие в декоративно-отделочных работах поти всех китайских предприятий и учреждений в России, включая филиал Китайского банка в России, Китайский культурный центр в Москве, филиал китайского строительного банка в России и др.

ВИСК постоянно уделяет внимание российскому рынку, в освоение которого вложила немало людских и материальных средств. В дальнейшем "Китайстрой" намерены укреплять строительство корпоративной команды компании, реализовать научное управление, усиливать локализацию. Одновременно с наращиванием преимуществ, имеющихся в настоящее время подряд на соответствующих объектах китайских предприятий в России, в полной мере используя инвестиционную и финансовую политику России, привлекать заказы на строительство местных крупных общественных и частных объектов, добиться стабильного развития "Китайстроя" в Росии и соседних странах и регионах, чтобы творения рук китайских строителей повсеместно поднималась в России, а компания стала одним из ведущих предприятий на российском строительном рынке. [14]

Президент, Председатель Правления ОАО "НК "Роснефть" Игорь Сечин и Президент Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) Чжоу Цзипин подписали долгосрочные соглашения по поставке в Китай 46 млн. т. Нефти. Соглашение было подписано в присутствии Президента Российской Федерации Владимира Путина и Первого Вице-премьера Госсовета Китайской народной республики Чжана Гаоли в рамках Петербургского международного экономического форума. Подписание данных соглашений стало еще одной вехой на пути развития отношений в области энергоресурсов и экономики между двумя компаниями и странами в целом. Общая стоимость контракта - 270 млрд долл. США, контракт рассчитан на 25 лет.

Комментируя заключение соглашений, Игорь Сечин особо подчеркнул долгосрочность и масштабность сделок, а также заявил, что они окажут существенное влияние на укрепление долгосрочных отношений между двумя компаниями, позволят привлечь дополнительное финансирование в проекты компании в области разведки и добычи, будут способствовать развитию проектирования и строительства необходимой логистической инфраструктуры, поспособствуют планомерному распределения нефтяных ресурсов "Роснефти" в долгосрочной перспективе и обеспечат Компании гарантированный сбыт нефти по рыночным ценам. Глава "Роснефти" обратил особое внимание на инновационный характер заключенных соглашений и отсутствие в них каких-либо долговых обременений.

В свою очередь, Чжоу Цзипин отметил значимость контракта с "Роснефтью" с точки зрения обеспечения диверсификации поставок нефти и энергетической безопасности Китая в целом, обозначил возможности, которые данное соглашение предоставляет в плане загрузки перерабатывающих мощностей компании CNPC и дальнейшего развития ее маркетинговых программ, а также подчеркнул важность сделки для расширения сотрудничества с "Роснефтью" по другим направлениям.

Данные соглашения были подписаны в рамках Межправительственного соглашения между Россией и Китаем, заключенного в марте 2013 г.

Помимо поставок сырой нефти, "Роснефть" и CNPC осуществляют совместные проекты по строительству НПЗ в Тяньцзине и развитию сотрудничества в области нефтедобычи. [25]

Седьмого сентября, во время саммита АТЭС, генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев сообщил, что Российскл-Китайский инвестиционный фонд (РКИФ), созданный РФПИ и Китайской инвестиционной компанией с ограниченной ответственностью, достиг договоренности о вхождении в акционерный капитал дальневосточной компании Russia Forest Products (RFP) - второй по величине лесозаготовительной компании России. Данная сделка идеальо соответствует миссии Российско-китайского инвестиционного фонда: обеспечение высокой доходности, а также продвижение двустороннего экономического сотрудничества между Россией и Китаем. В результате этой сделки РКИФ может инвестировать в RFP более 200 млн долларов и стать крупнейшим акционером компании. Данная инвестиция позволит создать новые рабочие места на российском Дальнем Востоке и внедрить современные технологии в российское лесоводство. Это также служит сигналом того, что в сфере освоения Дальнего Востока Китай и Россию ждут новые шансы сотрудничества.

Российские банки предлагают перевести клиентов на китайский пластик. Банковское сообщество обратилось в правительство с предложением рассмотреть в качестве альтернативы американским платежным системам Visa и MasterCard китайскую China UnionPay. С такой инициативой члены Национального совета финансового рынка обратились к первому зампреду правительства Игорю Шувалову. Предполагается, что российские банки должны до апреля 2015 года начать массовую эмиссию карт китайской платежной системы. По словам Емелина, China UnionPay уже имеет представительство в России, что должно облегчить реализацию предложения.

"3+1": китайские города и Приамурье вместе занялись туризмом. В административном центре провинции Хэйлунцзян создана китайско-российская трансграничная региональная ассоциация туризма "3+1". Она охватывает три города в провинции - Харбин, Ичунь и Хэйхэ и один регион в России - Амурскую область. Трансграничная региональная ассоциация туризма "3+1" одновременно является международной и региональной организацией туристического сотрудничества. Это первое в провинции подобное объединение, сообщает сайт "Партнёры". Основа деятельности - совместное предложение туристических маршрутов и расширение туристического рынка. Создание организации позволит использовать единую платформу для маркетинга регионального туризма Хэйлунцзян и Дальнего Востока России.

"Триумф" для Китая. Президент России Владимир Путин дал согласие на продажу зенитных ракетных комплексов С-400 "Триумф" Китаю, активно интересующемуся возможностью их приобретения с 2011 года. Получить новые комплексы Пекин сможет не раньше 2016 года, поскольку в первую очередь должны быть удовлетворены потребности Министерства обороны России. Помимо покупки самих зенитных систем китайская сторона настаивает на получении полных сведений о тактико-технических характеристиках С-400. Между тем, перед подписанием твердого контракта Москве и Пекину необходимо будет согласовать условия продажи комплексов, чтобы постараться избежать копирования "Триумфов" Китаем. О том, что продажа комплексов С-400 Китаю получило одобрение российских властей газете "Коммерсантъ" рассказал источник, близкий к Кремлю. При этом директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин подтвердил, что переговоры о поставке комплексов действительно ведутся, однако подробности раскрывать не стал. Источники газеты также отметили, что решение о продаже С-400 Китаю было принято в начале 2014 года и никоим образом не связано с разногласиями с США и Евросоюзом относительно вхождения полуострова Крым в состав России (на голосовании Генассамблеи ООН по законности крымского референдума Китай воздержался). В настоящее время Москва и Пекин ведут переговоры относительно количества и стоимости зенитных ракетных комплексов. В частности, речь идет о продаже от двух до четырех дивизионов С-400, в состав каждого из которых входят восемь пусковых установок с ракетами-перехватчиками. В 2012 году, когда впервые было официально объявлено о возможности заключения контракта с Китаем, сообщалось о том, что китайское министерство обороны планирует приобрести только один дивизион С-400. Вероятно, на увеличении объема покупки зенитных комплексов настояла Москва, опасающаяся копирования техники Китаем. Помимо самих систем, Пекин запросил и подробную информацию о характеристиках "Триумфа". Похожая ситуация наблюдалась во время переговоров между Москвой и Пекином относительно продажи новых истребителей Су-35С. Изначально китайская сторона объявила о намерении приобрести 48 боевых самолетов, которых было бы достаточно для комплектации двух-трех полноценных эскадрилий. Позднее Китай решил ограничиться лишь приобретением четырех истребителей. В Москве посчитали продажу столь малого количества Су-35С экономически невыгодной и переговоры на некоторое время прервались. В настоящее время они проводятся в замедленном режиме, причем Россия настояла на расширении возможного контракта до 24 истребителей. В марте прошлого года вице-премьер России Дмитрий Рогозин объявил, что если контракт с Китаем по Су-35С и будет подписан, он будет поставочным, а не лицензионным. Это означает, что Воздушные силы Народно-освободительной армии Китая получат уже полностью собранные истребители без права их производства на своей территории. Предположительно контракт на поставку Су-35С будет подписан в течение 2014 года, его стоимость составит не менее 1,5 миллиарда долларов, а поставки самолетов начнутся после 2015 года. Параллельно Китаю могут быть проданы и турбореактивные двухконтурные двигатели с форсажными камерами АЛ-41Ф1С.

При проведении переговоров о поставке С-400 Китаю, славящемуся копированием различных образцов вооружений и военной техники иностранной разработки, Москва наверняка пойдет по тому же пути, что с истребителями Су-35С. То есть фактически, если контракт и будет подписан, он будет поставочным. При этом понятно, что при желании Китай все равно скопирует российский "Фаворит", но тут у Москвы уже появится юридический повод для недовольства, который возможно будет использовать в дальнейшем военно-техническом сотрудничестве с Пекином. Правда, как это будет, пока не ясно.

Три года назад Михаил Дмитриев, тогда еще занимавший пост директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, рассказал, что в 2008 году с Китаем было подписано специальное соглашение по линии Министерства юстиции, которое, впрочем, не разрешило вопроса с нелицензионным копированием советской и российской техники. "В послевоенное время (конец 1940-х годов ─ примечание "Ленты.ру") и потом, во времена СССР, мы поставляли в Китай целые линии по производству тех или иных изделий. Тогда не требовалось подписания каких-то бумаг, у нас на сей счет и документов-то никаких нет. И претензий серьезных теперь предъявить не можем", ─ объяснил Дмитриев.

Кроме того, еще одна тонкость китайского копирования заключается в том, что Китай, копируя российскую продукцию военного назначения, вносит в нее собственные изменения. "Эти изделия уже не наши, а сделаны с серьезным участием китайской военной промышленности. Китайцы считают их своими. Здесь очень трудно договариваться", ─ отметил Дмитриев, добавив, что в последние несколько лет военно-техническое сотрудничество с Китаем пошло на спад из-за быстрого развития промышленности этой страны, которая уже в состоянии самостоятельно обеспечивать многие свои потребности. Многие, но не все, что наглядно показывают, например, данные о межремонтном ресурсе китайских авиационных двигателей.

Как бы то ни было, России следует с большой осторожностью относится к продаже вооружений и военной техники Китаю, поскольку эта страна начинает играть все более значительную роль на мировом рынке, предлагая покупателям более дешевые копии российского оружия и собственные разработки. Еще в 2012 году стало известно, что российский оборонно-промышленный комплекс намерен разработать экспортную версию зенитной системы С-400, а поставки иностранным заказчикам "Триумфов" могут начаться только после этого. Хотя экспортная версия будет проще "родной", а в ней будут использоваться иностранные комплектующие, появления конкурента в нише зенитных ракетных комплексов большой дальности лучше не допускать, потому что в конечном счете это скажется на военном экспорте России.

Возвращаясь же к теме возможной продажи комплексов С-400 Китаю, надо отметить, что указанный срок наиболее вероятного начала поставки систем (2016-2017 год) является оптимистичным. Скорее всего, даже если контракт с Пекином будет подписан в ближайшее время, реальная поставка "Триумфов" покупателю начнется после 2020 года. Дело в том, что по госпрограмме вооружений России российское Министерство обороны должно получить 56 дивизионов С-400. При этом производитель ─ концерн ПВО "Алмаз-Антей" ─ пока не справляется с большими объемами производства и поставки комплексов российским военным.

Для исправления сложившейся ситуации в России уже ведется строительство трех заводов, благодаря которым "Алмаз-Антей" рассчитывает значительно увеличить темпы выпуска готовой продукции. Но даже и после завершения строительства производственных площадок, комплексы в Китай будут поставляться не сразу. Помимо производства С-400 для нужд Вооруженных сил России "Алмаз-Антей" будет выпускать "Триумфы" для Белоруссии и Казахстана. Эти комплексы планируется передать белорусским и казахстанским военным в рамках программы формирования единой зоны противовоздушной обороны СНГ, причем поставка будет осуществляться, вероятно, по сниженной цене ─ Белоруссия и Казахстан являются членами Организации Договора о коллективной безопасности.

В каком виде будет подписан контракт с Китаем на поставку комплексов С-400, сказать пока трудно, однако вероятность заключения самого этого соглашения крайне высока. Москва и Пекин ведут военно-техническое сотрудничество еще со времен СССР и прекращать его, похоже, не намерены. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), за пять лет с 2009-го по 2013 год доля российской продукции военного назначения в общем объеме китайского оборонного импорта составила 64 процента.

Еще одним крупным российско-китайским проектом может стать продажа 100 самолетов Sukhoi Superjet. В конце марта ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" подписало меморандум с пулом китайских инвесторов - Henan Oberoi Aircraft Company, Shanghai Yuan Fei Aviation Technology Сompany, а также China Tianli Aviation Technology Co. Согласно меморандуму, ГСС и компания Henan Oberoi построят предприятие для сборки SSJ100 в городе Чжэнчжоу провинции Хэнань.

По условиям соглашения стоимость сделки может составить около $3,45 млрд. Конечная цена будет зависеть от размера скидки, которую предоставит ГСС. Стороны планируют наладить сборочное производство после того, как китайские авиакомпании закупят определенное количество самолетов российской сборки, однако пока твердых контрактов на поставку самолетов и организацию производства нет.

Китайские СМИ уже окрестили данное партнерство "стратегическим" и "взаимовыгодным". Так, официальная газета ЦК КПК "Жэньминь жибао" отмечает, что "заказ 100 лайнеров SSJ-100 и главная линия монтажа обязательно повлияют на авиаструктуру КНР". Таким образом "давление со стороны зарубежных самолетов на китайское авиастроительство может превратиться и в импульс и так только поможет гражданской авиации Китая". В настоящее время в Тяньцзине производится сборка лайнеров Airbus, в Шанхае расположена база по производству китайских самолетов C919. В случае если сотрудничество с ГСС будет признано успешным, Чжэнчжоу станет третьим городом, где будут собираться лайнеры вместимостью до 100 человек. Сейчас ближнемагистральный Sukhoi Superjet 100 является чуть ли не единственным отечественным проектом гражданского самолета, дошедшим до стадии коммерческой эксплуатации. При этом некоторые детали лайнера, включая двигатели, разрабатывались и закупались у иностранных производителей авиатехники. В итоге доля импортных комплектующих в сборке составила более 53%.

.2 Перспективы экономического сотрудничества

Российско-китайские отношения в последние годы развиваются очень динамично и охватывают все области практического сотрудничества и контакты на всех уровнях и по различным каналам. Китай уделяет повышенное внимание российскому направлению своей внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, подчеркивает высокий уровень и особый характер российско-китайских отношений. Лидеры двух стран дают высокие оценки текущему состоянию и общему ходу развития российско-китайских отношений. Существенно вырос товарооборот, активизировалось практическое сотрудничество во многих областях, в т.ч в реализации крупных совместных проектов, совершенствуется договорно-правовая база по всему спектру двустороннего взаимодействия. Уделяется особое внимание повышению доверия и укреплению взаимопонимания между простыми гражданами, что, помимо гуманитарной составляющей, заодно стимулирует увеличение числа коммерческих сделок и взаимных инвестиций, т.е. дает реальный экономический результат. [22]

Российско-китайские отношения не носят конъюнктурного характера, они не зависят от ситуации в мире или регионе и от действий какой-либо третьей страны. Российско-китайское стратегическое партнерство, основанное на политическом доверии, позволяет нам более эффективно отстаивать общие интересы на международной арене, координировать действия в рамках СБ ООН, различных международных организаций и форумов, противостоять распространению международного терроризма, прилагать действенные усилия по поддержанию мира, стабильности и безопасности на региональном и глобальном уровнях.

Высокий уровень отношений, географическое соседство, сходные процессы модернизации экономик Китая и России, исторически широкие связи во многих отраслях создают весьма благоприятные условия для качественного расширения экономических связей. Динамическое развитие двусторонней торговли в последние годы также показывает, что существуют значительные объективные потребности наращивания экономического взаимодействия. Товарооборот с 2005 г. увеличился в 3 раза. В прошлом году его объем приблизился к 90 млрд. долл. США. Значимость России и Китая друг для друга как торговых партнеров повышается. Китай удерживает 1-е место в списке наших внешнеторговых партнеров. Наша страна занимает 9-е место в списке основных торговых парнеров КНР. [27]

Важное качество практического взаимодействия -взаимовыгодность. Россияне покупают все больше китайских товаров, наша страна поставляет в Китай ряд видов ключевой для китайской экономики продукции. И речь идет не только о энергоносителях, как иногда принято думать, хотя и они стратегически важны для экономической безопасности. Россия, обладая передовыми технологиями в ряде важнейших отраслей, способствует модернизации китайской экономики. Например, благодаря российско-китайскому сотрудничеству в области мирного атома китайская атомно-энергетическая отрасль смогла значительно повысить уровень применяемых технологий. Первая очередь Тяньваньской АЭС с реакторами российского дизайна призвана самой безопасной из действующих в КНР. Экспериментальный реактор на быстрых нейтронах, спроектированный и построенный вблизи Пекина при помощи российских специалисто, позволил Китаю наряду с Россией и Японией войти в тройку государств мира, где действуют подобные реакторы 4-го поколения. В Китае при нашем содействии построены современные газоцентрифужные заводы по обогащению урана, которые вырабатывают высококачественное топливо для АЭС. А ведь есть еще проекты в авиастроении, мирном космосе и других сферах.

Инвестиционное сотрудничество между нашими странами пока развито слабо. Китайские инвестиции в Россию сейчас составляют порядка 0,5% от общего объема инвестиций КНР за рубежом. В последнее время наметились положительные тенденции. В прошлом году китайские инвестиции в Россию увеличились почти на 116% до 654 млн. долл. США, а всего с 2004 по 2012 гг. объем реализованных китайских прямых инвестиций в нашу страну составил 4,4 млрд. долл. США. [28]

В России постоянно совершенствуется инвестиционное законодательство, создана сеть специальных экономических зон, в которых организованы благоприятные условия для деятельности иностранных предпринимателей, в том числе, в сфере налоговых льгот и инфраструктуры. Ряд китайских компаний создают производства в СЭЗ в Калужской и Липецкой области.

В 2012 г. создан Российско-китайский инвестиционный фонд, образованный Российским фондом прямых инвестиций и Китайской инвестиционной корпорацией для активизации инвестиционного сотрудничества.

В нашей стране установят курс на ускорение развития регионов Сибири и Дальнего Востока, и в этом плане открывается много новых возможностей для китайских инвесторов. Перспективным является расширение кооперации в сфере сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, прежде всего, за счет создания на российской территории перерабатывающих производств. Имеются проекты по развитию туристической инфраструктуры, объектов торгово-развлекательной индустрии.

Большие надежды возлагаются на реализацию утвержденной главами государств Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китая, рассчитанной на 2009-2018 годы.

марта 2013 г. Китай и Россия опубликовали Совместную декларацию, в которой подчеркивалось, что стороны должны добиваться сбалансированного развития экономического сотрудничества - причем, сбалансированного как с количественной, так и с качественной точки зрения, активизировать процесс диверсификации торговой структуры, к 2015 г. увеличить объем двусторонней торговли до 100 млрд долл. США, а к 2020 г. - до 200 млрд. долл. США. [18]

Энергетическое сотрудничество выступает важной сферой углубления двустороннего прагматичного сотрудничества. Китайско-российское взаимодействие в сфере энергетики носит всеобъемлющий характер и распространяется не только на торговлю нефтью и природным газом, но и охватывает такие направления, как ядерная энергетика, уголь, электричество и новые виды энергоносителей. Главная цель продвижения энергетического сотрудничества - это реализация двусторонней выгоды и совместного выигрыша.

Во время посещения России Председателем КНР Си Цзиньпином, главы двух стран достигли единства мнений по вопросам упрочнения китайско-российского всевекторного стратегического сотрудничества и подписали Совместную декларацию Китайской Народной Республики и Российской Федерации о взаимовыгодном взаимодействии и углублении всесторонних партнерских отношений стратегического сотрудничества. Эта декларация стала "дорожной картой" развития российско-китайских отношений на следующий период. Она утвердила направления дальнейшего развития двусторонних отношений и основные сферы сотрудничества. Декларация является также предвестником грядущих изменений и новых приоритетных направлений в дальнейшем взаимодействии.

Во-первых, китайско-российские отношения вышли на новый этап развития. Руководители двух стран отметили, что отношения между Китаем и Россией достигли беспрецедентно высокого уровня. В настоящее время обе страны переживают ключевой период национального возрождения, и двусторонние отношения вступили в новый этап, на котором Китай и Россия предоставляют друг другу важные возможности развития и являются друг для друга главными приоритетными партнерами сотрудничества.

Во-вторых, в процессе развития китайско-российских отношений равертывание прагматичного сотрудничества станет главной стратегической задачей. Си Цзиньпин и В.Путин пришли к единогласному решению: необходимо сделать так, чтобы преимущества тесных политических связей, характеризующихся высочайшим урвнем, превратились в реальные результаты в каждой из сфер прагматичного сотрудничества. Стороны ратифицировали и дали старт "Плану реализации "Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между КНР и РФ" на 2013-2016 гг.", чтобы повысить комплексную мощь каждого из государств и конкурентоспособность на международной арене.

Новый коллектив китайских руководителей понимает, что достижение великого возрождения китайской нации является главной мечтой китайского народа на протяжении последних десятелетий. Одновременно с этим, Россия также ускоряет свои шаги на пути к созданию сильного процветающего государства. Российские руководите выдвинули цель: к 2020 г. достичь или хотя бы приблизиться к уровню развитых стран по показателю среднего ВВП на душу населения.

В основе "китайской и российской мечты" лежит стремление к великому возрождению нации и процветанию государства. И Китай, и Россия рассматривают в качестве своей первостепенной задачи экономическое строительство, для этого им необходима благоприятная внешняя обстановка. Поэтому именно поддержание благоприятной внешней обстановки и стало главным направлением китайско-российского сотрудничества.

В-третьих, стороны приложат усилия к тому, чтобы достичь в китайско-российском экономическом сотрудничестве баланса количества и качества. Широко распространенное мнение о том, что ситуация в области китайско-российских политических связей намного лучше обстановки двустороннего экономического сотрудничества, не совсем верно. В последние 10 лет торгово-экономические отношения демонстрируют темпы развития, исчисляющиеся двузначными показателями, правда, за исключением периода, когда негативное влияние международного финансового кризиса оказалось слишком сильно. [13]

Как видно из статистических данных, двусторонний торговый оборот между Китаем и Россией за последние 20 лет вырос в 14 раз. В 2012 г. этот показатель достиг рекордной отметки - 88,2 млрд долл США. [30]

Торгово-экономический обмен выступает важным звеном китайско-российских связей. Он заложил материальную основу для продолжительного и стабильного развития отношений между странам. Прежде количественный рост показателей торгово-экономического сотрудничества между Китаем и Россией, в основном, осуществлялся за счет обычной традиционной торговли. В сферах торговли услугами, взаимного инвестирования и в научно-технических областях по-прежнему существует огромный потенциал, который сторонам еще предстоит раскрыть.

В-четвертых, молодежный обмен станет новым приоритетным направлением гуманитарного сотрудничества. Как подчеркнули руководители Китая и России в Совместной декларации, страны должны эффективно претворить в жизнь план действий в области гуманитарного сотрудничества и успешно провести все мероприятия в рамках Года китайского туризма в России. Кроме того, представляется чрезвычайно важным расширить обмен между китайской и российской молодежью, создав соответствующие механизмы на долгосрочной основе, и провести в 2014-2015 гг. годы дружественного обмена между молодежью двух стран. По словам Чэнь Юйжуна, молодежь - это будущее двусторонних отношений. Чтобы обеспечить долгосрочное стабильное развитие отношений между двумя странами, необходимо начинать именно с молодежи. Ведомства культуры и просвещения Китая и России должны создать площадку для проведения молодежного обмена и поощрять такой обмен во всех формах и проявлениях, включая организацию студенческих диалогов, молодежных лагерей и т.д.

Китай и Россия, независимо от политических систем, находятся в процессе трансформации от плановой экономики к рыночной, от высшей степени централизованной политической системы к более демократической. Общий исторический этап и задачи заложили основу для политического сотрудничества между двумя странами. Политические отношения между Китаем и Россией, базирующиеся на фундаменте достижения единства мнений в вопросах о тенденциях будущего поступательного движения, будут сохранять благоприятную перспективу развития.

-й Всекитайский съезд КПК четко определил цели экономического развития - к 2020 г. следует удвоить ВВП и среднедушевые доходы городского и сельского населения по сравнению с 2010 г., к тому времени в Китае должно быть полностью построено среднезажиточное общество. Это чрезвычайно трудная задача, однако она предполагает широкое пространство для экономического сотрудничества между КНР и РФ. Эти задачи во многом схожи с теми, которые поставил перед РФ президент Путин, ведь российская экономика к тому времени тоже должна вырасти вдвое, т.е. к 2020 г. среднедушевой ВВП России должен достичь 35 тыс. долл. США, при этом Россия по уровню экономического развития должна выйти на пятое место в мире. Как образно выразился В.Путин, это шанс поймать "китайский ветер" в "паруса" российской экономики и стимулировать ее дальнейшее развитие.

Кроме того, на 18-м съезде шла речь о форсировании трасформации модели экономического развития. Китайская экономика будет переориентирована с высокозатратной, с точки зрения энергопотребления, модели на энергосберегающую, с экспорта на внутреннее потребление, с трудоемких производств на техноемкие. Фэн Юйцзюнь считает, что "экономическая трансформация в Китае, несомненно, создаст благоприятные условия для дальнейшего развития китайско-российского экономического сотрудничества.

Будущее экономическое развитие Китая в значительной степени зависит от научно-технической инновации, а в этой области Россия по-прежнему остается достаточно авторитетной страной с большим научно-техническим потенциалом. Фэн Юйцзюнь отметил, что в области научно-технических инноваций перед Китаем и Россией открывается большое пространство для сотрудничества.

Обе страны уже подписали серию договоров в сфере совместного создания дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета. Профессор Лузянин подчеркнул, что в последнее время Китай и Россия укрепляют сотрудничество в сфере проекта "большого самолета", реализация которого имеет знаковое значение, потому что это символизирует успешную переориентировку Китая с "покупки оружия у России" на "совместную разработку высокотехнологичных изделий".

Что касается энергетики, то на саммите АТЭС-2012 во Владивостоке президент Путин и премьер Медведев четко заявили о необходимости наращивания экспорта российских энергетических ресурсов в Азиатско-Тихоокеанский регион, в том числе нефти, природного газа и т.п. Сейчас Китай и Россия ведут переговоры по проекту поставки природного газа в Китай. Фэн Юйцзюнь уверен, что вслед за дальнейшим урегулированием энергетической структуры Китая, особенно ростом спроса на экологически чистую энергию и переориентировкой российской энергетической политики на Восток, китайско-российское энергетическое сотрудничество получит долгосрочное развитие.

Для улучшения китайско-российского торгово-экономического сотрудничества нужно:

.Усиливать взаимное сотрудничество в области инвестиций - содействовать проведению китайско-российских инвестиционных форумов, совершенствовать положения законодательства об инвестициях, устранять административные барьеры в процессе инвестирования, прибегать к более гибким методам при продвижении крупных инвестиционных проектов.

.Углублять сотрудничество в научно-технической и инновационной областях - реализовать ряд важных научно-технических проектов по таким направлениям, как строительство тяжелой вертолетной техники, обогащение урана, применение реакторов на быстрых нейтронах; наметить будущее сотрудничество в сфере нанотехнологий, биоинженерии, новых источников энергии и новых материалов

. Расширять экономическое сотрудничество в приграничных регионах - ускорить трансграничный обмен и строительство базовых объектов таможенной инфраструктуры, упорядочить процесс прохождения грузов через границу, совместно бороться с "серой растаможкой", создавать благоприятную среду для двустороннего сотрудничества. [28]

Заключение

В заключении можно сделать вывод, что Китай и Россия являются крупными соседними странами, их планы государственного развития характеризуются наличием множества общих черт и совпадений. Китайско-российские отношения являются самыми главными двусторонними отношениями в мире и самыми лучшими отношениями между державами. Отношения между Китаем и Россией, характеризующиеся высоким уровнем и прочностью, отвечают интересам обеих стран, служат важным обеспечением мира и стабильности на планете, а также охраняют баланс международных стратегических сил.

Можно выделить несколько основных преимуществ китайско-российского торгово-экономического партнёрства: Во-первых, это продолжительные и результативные политические отношения, и налаженный механизм партнёрства. Во время периодических встреч представителей власти было создано 11 подкомиссий по главным отраслям обеих стран и для улучшения китайско-российского сотрудничества. Кроме того, было подписано множество договоров и создано огромное количество нормативно правовых актов, которые, безусловно, только закрепляли взаимовыгодное сотрудничество России и Китая. Также обе страны предоставляют бесплатные консультации по различным направлениям, например, вложение инвестиций, управление торговлей, разрешение торговых споров. Консультации позволяют разъяснить предпринимателям возможность выгодного и эффективного сотрудничества со сторонами. Во-вторых, есть взаимодополняемость в индустриальных отраслях. Россия имеет огромные преимущества по энергетике, тяжелой промышленности и высоких технологий. Китай достиг значительных результатов в отрасли машиностроения, изготовления текстиля, бытовой техники и телекоммуникаций. И, благодаря, плотному взаимоотношению страны дополняют друг друга, что способствует достижению высоких конкурентных позиций на международных и межрегиональных рынках. В-третьих, у России и Китая большая ёмкость рынка, такая особенность позволяет увеличить оборот товаров, природных ресурсов, технологий и денежных средств. В-четвёртых, главным преимуществом китайско-российского партнерства является созданная эффективная законодательная база стран. Исторически сложилось множество благоприятных факторов, которые помогли полноценно развиваться китайско-российскому экономическому партнёрству. Экономические отношения России и Китая имеют многоярусную структуру. На верхнем ярусе можно пронаблюдать крупные контракты, которые были подписаны для строительства технически сложных проектов и длительной оптовой поставки важных товаров. На среднем ярусе наблюдается пассивная роль российских предпринимателей. На нижнем ярусе, как правило, осуществляется приграничная торговля.

Основными сферами сотрудничества двух государств является энергетика, транспорт, сельское и лесное хозяйство. Эти сферы имеют не только личный коммерческий интерес, но и стратегический план длительного сотрудничества России и Китая. Данные сферы требуют постоянных комплексных нововведений, в частности совместных. На сегодняшний день важным вопросом китайско-российского сотрудничества является протяжение трубопроводных поставок газа и нефти. Сейчас принято множество выгодных нормативных актов по этому поводу, что, безусловно, вызвало резкий рост иностранных инвестиций. Кроме сотрудничества в энергетической области, Россия и Китай активно развивают агро-производственный комплекс. Сейчас подписана программа строительства жилья в сельскохозяйственной местности, развитие инфраструктуры на небольших административно-территориальных единицах, производства стройматериалов и усиление туристического бизнеса.

Библиографический список

.Бабич С.Г., Статистическое изучение иностранных инвестиций в условиях модернизации российской экономики: региональный аспект//Инвестиционная деятельность-2013, №6

.Бэй Та, Новая политическая панорама//Китай-2013, №7(93)

.Ван Цзыцянь, Большая торговля//Китай-2012, №7(81)

.Ван Фан, Шансы Китая на освоение Дальнего Востока//Китай-2012, №10(84)

.Ван Лэ, Прогноз экономического развития Китая на 2013г.//Китай-2013, №1(87)

.Ван Цю, Перспективы китайско-российской торговли в рамках ВТО//Китай-2012, №1(75)

.Гун Шанбао, Судьбу китайской экономики определяет малый и средний бизнес//Китай-2012, №4(78)

.Изотов Д.А., Внешнеторговое сотрудничество России со странами Восточной Азии//Российский внешнеэкономический вестник-2011, №4

.Карпов М., Динамика ВВП, индустриализация и рыночная экономика в Китае//Китай-2012, №10(84)

.Кириллов А., Путин: первый государственный в Китай//Китай-2012, №7

.Кобрина И.А., Внешняя торговля России в 2012г.//Российский внешнеэкономический вестник-2013, №5

.Лебедев А.А., Экспортный потенциал отрасли по разработке и сбыту информационно-коммуникационных технологий//Российский внешнеэкономический вестник-2013, №6

.Ли Айминь, Широкие перспективы китайско-российской торговли//Китай-2012, №9

.Ли Бо, Пусть китайские строители строят дома в России//Китай-2013, №9

.Ма Гуанъюань, "Жесткой посадки" Китая не предвидится//Китай-2013, №8

.Мэй Синьюй, Трудности и шансы во внешней торговле Китая//Китай-2012, №1

.Ся Бинь, Реструктуризация китайской экономики в 2013г.//Китай-2012, №12

.Фу Минсинь, Отношения между Россией и Китаем вышли на новый уровень развития//Китай-2013, №7

.Фу Минсинь, Новые высоты китайско-российских отношений//Китай-2012, №4

.Хуан Хуэйчжу, Внешняя торговля Китая/Китай-2012, №4

.Ха Цзимин, Где же пространство для дальнейшего роста китайской экономики?//Китай-2013, №2

.Цзунь Хэ, Внешнеторговая ситуация будет усугубляться//Китай-2013, №8

.Чжу Тао Тао, Опыт Китая в ВТО: уроки для России//Китай-2012, №10

.Чун Яту, Китайский частные предприятия на международном рынке//Китай-2012, №12

.Чун Яту, Визит Чжан Гаоли в Россию//Китай-2013, №7

.Шао Нин, Пять конкурентных преимуществ экономического развития Китая//Китай-2012, №11

.Шу Кэ, Небывалый уровень сотрудничества//Китай-2012, №7

.Юэ Ляньго, Новый "двигатель" развития российско-китайских отношений//Китай-2013, №4

.Ян Цзеги, Новые перспективы взаимоотношений Китая со странами Евразии//Китай-2013, №1

30.Федеральная служба государственной статистики// http://www.gks.ru/

Похожие работы на - Крупнейшие совместные проекты экономического сотрудничества России и Китая

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!