Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента




Введение


Человечество уже тысячелетия ищет наиболее совершенные формы государственной организации общества. Эти формы меняются с развитием самого общества. Форма правления, устройства государства, политический режим - это те конкретные сферы, где этот поиск идет наиболее интенсивно. Термин «политический режим» появляется в научном обороте в 60-е гг. XX века. Категория «политический режим», по мнению некоторых ученых, в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим.

Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране. Режим - управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса. Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию: по тому, в чьих руках власть; по тому, как эта власть используется. «Правильные» формы государства: монархия (власть одного человека), аристократия (власть в руках немногих «лучших»), полития (власть большинства из средних в имущественном отношении людей). «Неправильные» формы государства, т.е. при которых стоящие у власти люди действуют в собственных интересах, не заботясь о благе общества. К «неправильным» формам относятся: тирания (власть в руках тирана), олигархия (у власти имущее меньшинство) и демократия (контроль общества (большинства) над властью)). [2]

Демократия понималась как форма государства, в котором власть принадлежит всем или большинству свободных граждан, подчиняющихся закону. Такое представление о демократии сохранялось вплоть до конца 1868 года, а со времен

Великой французской революции понятие демократии стало применяться не к формам, а к принципам политического устройства государства. Выделяют два основных демократических принципа: свобода и равенство. Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова, так и в широком понимании, уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни.

В этой характеристике формы государства отражаются внеправовые или правовые способы осуществления власти, методы использования «материальных» придатков государства: тюрем, иных карательных учреждений, диктаторские или демократические приемы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участия в народа, политических партий, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т. д.

Теория государства в зависимости от тех или иных критериев выделяет виды политических режимов, которые применялись в многовековой истории государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между авторитарным и демократическим, крайними полюсами на всей шкале политических методов власти.

Авторитарный режим может существовать в разных формах. Но при любой форме авторитаризма государственная власть реально не формируется и не контролируется народом.

Разновидностью авторитарного режима является тоталитарный режим. [3]


1. Виды политических режимов


Политический режим - это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей. Понятие политического режима раскрывает динамический, функциональный характер политической системы. Качественными характеристиками политического режима являются: объём прав и свобод граждан, методы осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между государством и обществом, наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений, способы формирования политических решений, способы формирования политических институтов, методы переработки политических решений.

Термин «политический режим» появляется в научном обороте в 60-е гг. XX века. Категория «политический режим», по мнению некоторых ученых, в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Так, В.Н. Хропанюк разделяет понятия политического режима и государственного режима: «Формы государственного режима представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим ? понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы)». [1]

Типология политических режимов:

а) демократический политический режим;

б) либеральный политический режим;

в) авторитарный политический режим;

г) тоталитарный политический режим.

Существуют различные классификации и типологизации политических режимов.

Наиболее частым является подразделение режимов на диктатуры и демократии. Термин «диктатура» (лат.- неограниченная власть) даёт содержательную характеристику режимов, в которых власть одного лица или небольшой группы практически не ограничена. Большинство современных политологов подразделяет диктатуры на тоталитаризм и авторитаризм. Демократические режимы (греч.demos - народ и cratos - власть) возникли несколько позже диктатур, хотя и существовали уже в Древней Греции. Современная демократия отличается от античной.

Её главными признаками являются:

.наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих выборов;

2.признание политических прав и свобод граждан в таком объёме, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающим политику правительства, но и париям и организациям оппозиционным;

.построение государственного аппарата по принципу «разделения властей», причём единственным законодательным органом считается парламент;

.политический плюрализм;

5.публичность власти. [4]

При рассмотрении политической системы какого-либо государства или общества не следует ограничиваться лишь официально провозглашенными и действующими в нём институтами и правовыми нормами, конституционными актами, то есть. тем, что «заявляет» о себе само государство.

Существуют часто весьма значительные различия и противоречия между парадным фасадом государства и реальными процессами, происходящими за этим фасадом. Для характеристики этих процессов применяется понятие «политический режим» -система реальных методов властвования в данном государстве. «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционного и социологического порядка, способствующая формированию политической власти данной страны на определённый период». Между ним и декларируемым государственным строем, как уже отмечалось, часто наблюдается несоответствие или даже прямая противоположность что особенно характерно для диктаторских и прежде всего тоталитарных государств. [5]

Именно политический режим определяет политическую атмосферу общества, в отличие от сравнительно устойчивых правовых норм, он подвижен и способен эволюционировать в различных направлениях.

Изучая конкретные многообразные формы политических режимов, существовавших в прошлом и настоящем, нужно, исходя из современных гуманистических требований к политической науке, руководствуясь принципом, что, человек, индивидуум- «мера всех вещей», основа общества и общественного благосостояния, рассматривать каждый режим именно по отношению к конкретной личности, её важнейшим правам и свободам. Основные параметры политического режима могут быть представлены следующим образом:

1.Степень развития «гражданского общества»;

2.Роль негосударственных политических организаций в политической жизни;

.Роль в государстве и обществе силовых структур

.Реальная роль закона и функции правоохранительных органов, а также практика толкования и применения ими Конституции и других актов;

5.Степень разделения властей и характер отношений между ними;

6.Степень централизации власти;

Механизм формирования представительных учреждений и их функционирование.[6]

В соответствии с этими критериями выделяются два резко отличающихся между собой типа политических режимов: демократический и диктаторский. Демократия - один из самых употребительных и многозначных терминов политической науки. Она выходит далеко за рамки первоначального смысла этого слова в переводе с греческого оно означает «власть народа» - от «demos» - народ и «hratein» власть, то есть формы организации государства, при которой властью обладает большинство граждан, имеющих равные права, в отличие от монархии власть одного или аристократии власти меньшинства.

Зародился этот строй в Древней Греции, его особенности видный государственный деятель Афин Перикл охарактеризовал так: «Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве граждан, а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши представляют равноправие для всех». Далеко не всегда соблюдалось и формальное равноправие - преимущество получали зажиточные слои, аристократия они же удерживали реальные рычаги управления.[5]

Демократия, другими словами - прежде всего такая система властвования, в которой все слои общества имеют формальные права участия в выборах и управлении и формально равны перед законом. Говоря об афинской городской демократии равно как и о других демократиях Древнего мира и Средневековья, нужно иметь в виду их специфический характер, они тяготели к коллективистской модели организации и управления в отличие от позднейших либеральных и плюралистических концепций что ярко выражалось в ущемлении прав меньшинства, отсутствии гарантии для их полноценной защиты и выражения, навязывании воли общего, целого, т.е. коллектива, по отношению к отдельно взятой личности, индивидууму.

Существенным недостатком такой демократии было и полное исключение из неё целых социальных групп, например, рабов в рабовладельческих демократиях. В целом, демократии коллективистского типа были эпизодическим элементом политической системы в рабовладельческом и феодальном обществах вплоть до нового времени - эпохи буржуазных революций. [6]

Будучи исторически самой ранней формой народовластия, они отличались преобладанием прямых форм волеизъявления народные собрания в Древней Греции и Риме, веча в феодальных республиках древней Руси и т.д. над представительными учреждениями, причем последние имели тенденцию превращаться в чисто олигархические институты сенат в Древнем Мире, руководящие учреждения итальянских городских республик.

В настоящее время эта форма демократии уходит в прошлое, она характерна лишь для наиболее примитивных обществ, только вступающих на путь подлинного народовластия. Попытки возродить её в форме "социалистической демократии", в практической деятельности коммунистических режимов приводили и приводят лишь к маскировке реальных тоталитарных порядков.

По настоящему значимым и преобладающим демократический строй становится только в эпоху капитализма, с возникновением адекватного ему экономического базиса-свободного предпринимательства, основанного на индивидуальной свободе человека и частной инициативы, с крушением старых сословных и иерархических перегородок попытки вывести демократию из других источников, например, социалистических общественных отношений, применявшиеся в марксистской теории, успеха не имели, о чём будет сказано ниже. [5]

Для этого строя была характерна уже иная модель демократии, основанная на либеральных ценностях уважение к личности, её правам и собственности, предпочтение ей частному перед общим государством и его институтами, максимальная независимость индивида от государства; здесь же феномен самоуправляющегося «гражданского общества», неизвестный добуржуазным формациям. Являясь шагом вперед по сравнению с первичной коллективистской демократией, либеральная концепция в чистом виде не лишена ряда недостатков и слабых мест: ориентируясь на сильных в экономическом и социальном смысле индивидов предпринимателей, она оставляет без должного внимания интересы и потребности других социальных слоев прежде всего наёмных работников, государство ограничивается ролью «ночного сторожа», защищающего лишь самые общие интересы, что на практике ведёт к усиление общественного неравенства и недовольства.

Могут быть допущены и существенные отклонения от равноправия в принятии решений так, в ряде стран в XIX веке существовал имущественный ценз, прямо ограничивавший права неимущих на участие в выборах и представительных учреждениях, да и после его формальной отмены проблема не потеряла остроту. Всё это в комплексе приводило либерально-капиталистическую модель демократии к ряду серьёзных кризисов на протяжении её истории, выход из которых в разных странах и обществах пытались искать либо на пути возвращения к добуржуазным по сути, жестким методам государственного регулирования общественной и экономической жизни что выразилось в деятельности тоталитарных и авторитарных режимах, которыми был столь богат XX век, либо на пути совершенствования действующее общественной системы, поиска консенсуса и баланса интересов различно: социальных групп и слоев, имеющих зачастую противоположные стремления. [7]

Так появилась третья плюралистическая концепция демократии, вобравшая в себя как либеральные индивидуалистические, так и коллективистские ценности прежде всего идею социального равенства и социальной защиты населения от издержек рынка и доказавшая к концу XX века свою перспективность и превосходство над другими концепциями. В настоящее время мир переживает волну перехода от диктатур к демократиям в глобальном масштабе, при этом основным ориентиром выступает именно плюралистическая система, сложившаяся в наиболее передовых странах Европы, Америки и Азии. Но этот процесс долог и труден, ибо слишком различны политические и социальные условия в разных странах, он не может быть совершен одним прыжком и требует нескольких фаз, длительной эволюции. Плюралистические режимы тоже не идеальны, не все слои отчётливо осознают свои интересы, процесс согласования сложен и часто приводит к крену в ту или иную сторону либо частных, либо общегосударственных интересов, но реальной альтернативы им пока не просматривается. Об этом свидетельствует поучительный опыт тоталитарных режимов нашего столетия. [5]

Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. По видимому, плюралистическая модель демократии станет основной и преобладающей в будущем, что не исключает возникновения и иных форм политической организации. Таким образом, конкретные исторические формы демократии усложнились и далеко не ограничиваются теперь рамками формального «народовластия», как это было вначале.

Подводя итоги исторической миссии демократии, можно вспомнить справедливое, хотя ироничное, высказывание у Черчиля: демократия - худшая форма управления, за исключением всех остальных. Проверить достоинство и недостатки демократии можно в сравнены с её антиподом - диктатурой, тираническими режимами.

По классическому определению В.И. Ленина, диктатура - это господство одной части общества над другой и его осуществление при помощи насилия. Это положение в полной мере подтвердилось и в отношении так называемой «революционной диктатуры пролетариата», созданной самими большевиками-ленинцами.

Она рассматривалась ими как власть, основанная на насилии победившего пролетариата по отношению к низвергнутым эксплуататорским: классам, не связанным никакими законами, и в этом смысле как неизбежная ступень перед подлинной властью трудящихся, но их выводы не выдержали испытания временем, диктатура остается диктатурой во всех её проявлениях и сама по себе привести к свободе и демократии не может.

В оценке её исторической роли, предполагаемой полезности и оправданности, нужно исходить из такого критерия, как объем власти диктатора и степень централизации. В этом смысле диктатура неоднородна, её можно разделить на группы: авторитарные и тоталитарные режимы.

Тоталитаризм отличается предельной концентрацией власти и полным огосударствлением всех сфер жизни экономика, культура, наука, государственная идеология, общественные движения, является логически абсолютной завершением идеи власти и воплощением всех принципов диктатуры.

Авторитаризм более умерен, он запрещает и преследует только политическую оппозицию, но сохраняет автономию личности и общества во внеполитической сфере, как правило, не вмешивается в частную жизнь, что особенно важно для полноценной хозяйственной и культурной деятельности.

Диктатура в её авторитарном варианте была самым распространенным типом политического режима в мире вплоть до новейшего времени, несмотря на естественные издержки, она сыграла определённую роль в модернизации ряда стран, в подготовке их перехода к демократическому устройству, хотя переоценивать этот факт не следует. [7]

Ряд признаков тоталитаризма можно встретить в древневосточных и средневековых деспотиях отсутствие гарантированной частной собственности, полная зависимость граждан от воли правителя и другие характерные черты «азиатского способа производства» Но подлинным феноменом тоталитаризм стал в XX веке, когда человечество, казалось бы, освободилось от темного наследия прошлого, его антигуманистических уравнительных идей. Тоталитарные идеи и их воплощение стали едва ли не к главной причиной всех бед и трагедий этого века, они как бы поставили под вопрос однозначность поступательного исторического прогресса.

1.С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу. Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу. [8]

Именно конкретная правовая система в содержании своих правоустановительных и правоприменительных актов, в организации политической и судебной власти, закрепленной роли армии и других характеристиках позволяет достаточно точно определять вид политического режима, прогнозировать его динамику.

Вывод о неразрывной связи политического режима и его правовой формы, подкрепленной историческим анализом и теоретическим рассуждениями в рамках современного социального знания, имеет научное и практическое значение. По виду политического режима подчас обозначают и само государство, его природу, поскольку политический режим воплощает самые основные характеристики государственного властвования.

Среди многообразных классификаций политических систем выделяются типологии Р. Даля и Ж. Блонделя. Р.Даль использует два основных критерия, с помощью которых он строит свои идеальные типы политических систем. Первый критерий имеет отношение к допустимой оппозиции или политической конкуренции. Второй - касается участия населения в процессе публичного соперничества за власть.

В соответствии с предложенными критериями и их измерением выделяются четыре типа политических систем.

В типологии Ж. Блонделя основанием разделения режимов на группы служит отношение трёх переменных: политическая конкуренция, структур элиты и политическое участие населения.

Политическая конкуренция - оценивается с точки зрения того, является ли она открытой или закрытой. Структура элиты - показывает, есть ли в структуре элит субгруппы и каков уровень их автономии.

В этом смысле различаются монолитные и дифференцированные элиты. Политическое участие - характеризуется степенью включения населения в политическую жизнь. [5]

В качестве примеров политических систем соответствующих типов можно назвать современные и исторические системы. К традиционным системам могут быть отнесены монархии в странах третьего мира.

Авторитарно-бюрократические системы могут быть представлены военными режимами стран Латинской Америки периода 70-80гг. (Чили, Аргентина, Уругвай). Сегодня система конкурирующей олигархии существует в тех странах, где население фактически не оказывает влияние на результаты борьбы за власть между различными группами элит.

К эгалитарно - авторитарным системам в настоящее время можно отнести Китай, Северную Корею, Кубу. Что касается авторитарно-неэгалитарных систем, то они существовали в странах, где были установлены фашистские режимы (Германия, Испания, Италия).

Наконец, либеральные демократии существуют в современных европейских странах - Великобритании, Швеции, Франции и т.д., в США и Канаде, Австралии, Японии, Новой Зеландии.

Таким образом, изучение методов и способов, с помощью которых государство управляет проживающими на его территории людьми, то есть политического режима, становится также объективно необходимым для постижения формы (устройства) государства. Теория государства в зависимости от тех или иных критериев выделяет виды политических режимов, которые применялись в многовековой истории государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между авторитарным и демократическим, крайними полюсами на всей шкале политических методов власти.[11]

При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов. Первая демократия в мире в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в которых участвовало 5-6 тысяч человек. Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы[8]

Сущность президентского правления. Это отнюдь не означает, что президент- диктатор. Президент не имеет законодательных полномочий. Вся законодательная власть принадлежит высшему законодательному органу США - конгрессу (палате представителей и сенату). При исполнении своих полномочий президент США в определенной ограничен властью конгресса. Конгресс решает вопросы бюджета, имеет право отменить любые назначения президента США (право вето) и, наконец, конгресс вправе начать процесс «импичмента», т.е. досрочного отстранения президента от власти (за измену, за нарушение Конституции и другие преступления).

Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций:

.Формирует и поддерживает его;

.Издает законы, принимаемые правительством к исполнению;

.Утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства;

4.Осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. [11]

В современном мире есть 3 главных типа парламентских режимов.

.Первый может быть описан как однопартийное большинство в парламенте, т.е. Когда одна политическая партия постоянно настолько сильна, чтобы образовать правительство. Иногда такое правление называют вестминистерской моделью, имея ввиду британский парламент, в котором взятой партии достаточно 50 % голосов, чтобы образовать правительство на весь срок выборов.

2.Второй тип - это парламентская коалиционная система, когда кабинет министров формируется на основе коалиции (соглашения) различных партий, из которых ни одна не имеет абсолютного большинства в парламенте. [12]

3.Третий тип парламентского консенсуальным. Он был предложен одним из современных политологов лайбхартом. Он предложил концепцию консенсуального парламентского режима для того, чтобы обозначить режимы, существующие за счет регионального или этнического большинства. Допустим, в бельгии, где фламандцы составляют менее 15 % бельгийского населения и где при парламентском или президентском правлении франко-говорящее население превратилось бы в людей второго сорта, была изобретена система заранее спланированных компромиссов, то есть. Та ситуация, при которой защищены права обеих лингвистических групп.

Для разрешения каких-либо спорных вопросов обе стороны создают комиссию из равного количества представителей этих этнических групп и пытаются найти компромисс. [10]

Современная демократия - это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.

Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. Промежуточный, переходный, характер авторитарного режима определяет размытость», нечеткость многих его свойств. В нем соединяются черты и тоталитаризма, и демократизма. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. [11]

По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

Авторитарной политической системе присущи следующие черты:

.Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).

.Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению опора (реальная или потенциальная) на силу.

Термин «авторитаризм» (лат. auctoritas - власть, влияние) применяется в политической науке для обозначения режима, характеризующегося монополией на власть какой-то одной партии, группировки, лица или института.

Существенными чертами авторитаризма являются:

.Монополия на власть одной группы, партии или коалиции, которая ни перед кем не подотчётна;

.Полный или частичный запрет на деятельность оппозиции;

.Сильно централизованная монистическая структура власти;

.Сохранение ограниченного плюрализма, наличие дифференцированных отношений между обществом и государством;

.Наследование и кооптация правящей элиты;

.Отсутствие возможности ненасильственной смены власти;

.Использование силовых структур для удержания власти.

Основные причины широкого распространения авторитаризма можно классифицировать на социально-экономические и социокультурные. К социально-экономическим причинам относятся: экономическая неразвитость, незрелость гражданского общества, сохранение традиционного типа социальных отношений и значительная конфликтность общества.

К социокультурным причинам относятся: большое влияние религии на общество и особенности политической культуры в странах незападной цивилизации. [7]

По характеру и степени плюрализма, который проявляется в партийной системе, авторитаризм подразделяется на реально однопартийный, однопартийный «полуконкурентного» типа и псевдопартийный.

Специфика однопартийного режима «полуконкурентного» типа заключается в том, что избирательная система и электоральный процесс построены таким образом. Что на выборах президента или депутатов в парламент реальными шансами на победу обладают лишь кандидаты, одобренные руководством доминантной партии.

Исходя из структуры правящего блока, и целей проводимой политики различают военные, олигархические, популистские, и бюрократические режимы.

Установление военных диктатур, как правило, сопровождается отменой прежней конституции, роспуском парламента, полным запретом любых оппозиционных сил, концентрацией законодательной власти в руках военного совета. Как правило, военные режимы оказываются не в состоянии обеспечить экономическую эффективность. Им не удаётся мобилизовать массы на решение социальных проблем, обеспечить себе поддержку, решить проблемы, связанные с институционализацией власти (страны Африки, Востока, Латинской Америки).

Олигархические режимы основываются на гегемонии блока бюрократии и компрадорской буржуазии (Камерун, Тунис, Филиппины 1972-1985). Следствием нестабильности олигархических режимов являются перевороты или гражданские войны. [5]

Популистские режимы отличаются вождизмом одного лица, горячо одобряемого и любимого народом. Такой режим рано или поздно оборачивается высокой инфляцией и глубоким кризисом экономики (Варгас в Бразилии, Насер в Египте).

При бюрократическом режиме главную роль при принятии важных решений играет высшее государственное чиновничество. Процедуры избрания главы исполнительской власти практически не существует. Поэтому бюрократия вынуждена опираться на армию, а также на сеть создаваемых ею корпораций, которые в обход партий и профсоюзов связывают государство и общество.

Разновидностью бюрократического режима является бюрократический авторитаризм (пиночетовский режим в Чили). [4]

Главная его особенность является то, что государственная власть не имеет тоталитарного характера и не достигает полного контроля над всеми сферами политической, культурной и экономической жизни.

Единая государственная обязательная для всех идеология заменяется идеологическими конструкциями типа теории национального интереса, идеями патриотизма и т.п. Управление осуществляется менее жесткими, чем при тоталитарном режиме, средствами, отсутствует массовый террор. Неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах.

Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других прав личности, кроме политических. Слабые стороны авторитаризма: полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов.

Достоинства авторитарного режима: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников. [15]

Авторитарные политические режимы появляются на авансцене истории, в частности, тогда, когда власти намерены приступить к коренным реформам общественного строя и осуществить «революцию сверху» (например, переход в Испании от фашистского строя к демократическому в последний период правления каудильо Франке, начатая в СССР в 1985 г. перестройка происходили в условиях авторитарных режимов).

Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции.

При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику.

Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.

Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

Исходя из вышеизложенного, авторитаризм- политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне политических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. [16].

Слабые стороны авторитаризма: полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов. Достоинства авторитарного режима: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников. Авторитарные режимы очень разнообразны.

Это монархии, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. Монархии - уже исчезающая категория авторитарных режимов. Не все монархии авторитарны. В Европе (Великобритания, Норвегия, Дания, Бельгия, Люксембург, Испания) монархии в принципе являются парламентскими демократиями. Но когда говорят о монархизме, как о подтипе авторитарных государств, то имеют ввиду монархии в наименее развитых странах, где монархи являются действительными правителями (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия).

Военное правление: военные берут власть и правят страной. Политическая деятельность либо вообще запрещена, либо ограничена. В современных условиях пост социалистических стран «чистый» авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти. [17]


2. Тоталитарный режим. Тоталитарное государство


Недемократические режимы делятся на два типа: тоталитарный авторитарный. Тоталитаризм. Понятие тоталитаризма происходит от латинских слов «totalitas»- цельность, полнота и «totalis» - весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи. Тоталитарными являются режимы, при которых:

.Есть массовая партия (с жесткой, полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям - вождям, руководству в целом), эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;

.Партия организована не демократическим способом - она строится вокруг лидера. Власть идет вниз - от лидера, а не вверх - от масс. Доминирует роль идеологии. [3]

Тоталитарный режим - это идеологический режим, где всегда есть своя «Библия». Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию. Он в течение суток может изменить свое решение, как это случилось летом 1939 года, когда советские люди неожиданно узнали, что нацистская Германия больше не является врагом социализма. Наоборот, её система объявлялась лучшей, чем ложные демократии буржуазного Запада. Эта неожиданная интерпретация поддерживалась в течение двух лет до вероломного нападения нацистской Германии на СССР. [10]

Тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д. при тоталитаризме существует террористический полицейский контроль.

Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека. Все вышеперечисленные характеристики профессор из Хайденберга Карл Фридрих ( совместный труд К.Фридриха и его молодого польского коллеги Збигнева Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия»,1956 г.) называет «синдромом». Наличие одной или нескольких из этих характеристик еще недостаточно для того, чтобы система стала тоталитарной.

Например, существуют режимы, где полиция осуществляет террор, однако они не тоталитарны, вспомним Чили: в начале правления президента Пиночета 15 тысяч человек погибло в концлагерях. Но Чили не тоталитарное государство, потому что там отсутствовали другие «синдромы» тоталитаризма: не было массовой партии, не было «священной» идеологии, экономика оставалась свободной и рыночной. Правительство лишь частично контролировало образование и средства массовой информации. В определении Фридриха есть одно слабое место. Фридрих и Бжезинский утверждали, что тоталитарный режим не меняется, его лишь можно уничтожить извне. Они уверяли, что все тоталитарные государства погибают, как погиб нацистский режим в Германии. В последствие жизнь показала, что этот аспект ошибочен.

В 1956 году два американских политолога - К.Фридрих и З.Бжезинский сформулировали основные признаки тоталитарного режима: [13]

.Официальная идеология, полностью отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества. Во всех тоталитарных режимах все стороны жизни общества - мораль, экономическая эффективность, социальные отношения, политические нормы и т.д. - подчинены идеологии.

.Монополия на власть единой массовой партии. Строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером. Партия практически «поглощает» государство, выполняя его функции.

.Система террористического контроля, который осуществляется не только за «врагами народа», но и за всем обществом.

.Всеобъемлющий контроль над вооружёнными силами.

.Партийный контроль над средствами массовой информации. Жесткая цензура любой информации, контроль за всеми средствами массовой коммуникации - прессой, радио, кино, литературой и др.

.Централизованный контроль экономики и система бюрократического управления экономической деятельностью.

Истоки тоталитаризма - это «реакция» общества на кризисы периода индустриализации. Крушение старых традиций, коренное изменение устоев общества в условиях отставания в процессе формирования новой социальной национальной идентичности порождают стремление к сильной централизованной власти, устанавливающей жесткий порядок и гарантирующей быстрое решение самых острых и неотложных социальных проблем. [5]

Принято выделять две разновидности тоталитаризма - «левый» и «правый».

«Левый» тоталитаризм возник в коммунистических странах - в Советском Союзе, в странах Восточной Европы, Азии, на Кубе. «Правый» тоталитаризм сформировался в фашистской Италии и германии.

«Левый» тоталитаризм основывался на идеологии марксизма - ленинизма, которая утверждала:

.Возможность построения коммунистического общества, в котором будут полностью удовлетворяться потребности всех индивидов;

.Необходимость отмены частной собственности и создания плановой, регулируемой экономики;

.Ведущую роль пролетариата;

.Необходимость диктатуры пролетариата при переходе к новому обществу;

.Возможность построения коммунизма в каждой стране.

«Правый» тоталитаризм, в лице германского фашизма, основывался на идеологии национал-социализма.

Главные положения национал-социалистической идеологии сводились к следующему:

.Воссоздание германского рейха;

.Борьба за чистоту немецкой расы;

.Истребление всех инородных элементов (прежде всего евреев);

.Антикоммунизм;

.Ограничение капитализма.

Тоталитарные режимы способны меняться, эволюционировать. Это так называемый пост тоталитаризм. Пост тоталитарный режим - это система, когда тоталитаризм теряет часть своих элементов и как бы размывается и ослабляется. [1]

Итак, тоталитарный режим следует подразделять на чисто тоталитарный и пост тоталитарный. В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социализм. Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. [11]

Фашизм - право-экстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение народной души, обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 30-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.

Третья разновидность тоталитаризма - национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Цель: мировое господство арийской расы и социальное предпочтение - германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь - против собственных граждан (классового врага), то в национал- социализме - вовне, против других народов. [14]

И все же тоталитаризм - исторически обреченный строй. Это общество самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.

Как правило, военные режимы оказываются не в состоянии обеспечить экономическую эффективность. Им не удаётся мобилизовать массы на решение социальных проблем, обеспечить себе поддержку, решить проблемы, связанные с институционализацией власти (страны Африки, Востока, Латинской Америки).

Олигархические режимы основываются на гегемонии блока бюрократии и компрадорской буржуазии (Камерун, Тунис, Филиппины 1972-1985). Следствием нестабильности олигархических режимов являются перевороты или гражданские войны. [5]

Популистские режимы отличаются вождизмом одного лица, горячо одобряемого и любимого народом. Такой режим рано или поздно оборачивается высокой инфляцией и глубоким кризисом экономики (Варгас в Бразилии, Насер в Египте).

При бюрократическом режиме главную роль при принятии важных решений играет высшее государственное чиновничество. Процедуры избрания главы исполнительской власти практически не существует. Поэтому бюрократия вынуждена опираться на армию, а также на сеть создаваемых ею корпораций, которые в обход партий и профсоюзов связывают государство и общество.

Разновидностью бюрократического режима является бюрократический авторитаризм (пиночетовский режим в Чили). [4]

Главная его особенность является то, что государственная власть не имеет тоталитарного характера и не достигает полного контроля над всеми сферами политической, культурной и экономической жизни.

Единая государственная обязательная для всех идеология заменяется идеологическими конструкциями типа теории национального интереса, идеями патриотизма и т.п. Управление осуществляется менее жесткими, чем при тоталитарном режиме, средствами, отсутствует массовый террор. Неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах.

Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других прав личности, кроме политических. Слабые стороны авторитаризма: полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов.

Достоинства авторитарного режима: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников. [15]

Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции.

При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику.

Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.

Слабые стороны авторитаризма: полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов. [17]


2.1Структура и принципы тоталитаризма


Отметив некоторые главные особенности политической системы тоталитаризма, приступим к рассмотрению ее структуры и основных принципов, на базе которых строятся как ее отдельные элементы, так и сама политическая система в целом.

Прежде всего, выясним, какую основную задачу выполняет политическая система тоталитаризма. Если при конституционной демократии задача политической системы состоит в том, чтобы примирять и совмещать интересы различных общественных групп и разрешать конфликты между ними цивилизованными и демократическими методами, то при тоталитаризме политическая система имеет своей целью воспроизведение, укрепление и расширение власти правящей политической бюрократии (политократии). Если при либеральной демократии в идеале политическая система служит обществу, то при тоталитаризме общество служит политической системе. [3]

Политическая система тоталитаризма включает в себя саму политическую бюрократию и набор инструментов (аппарат пропаганды, секретную полицию и т.д.), с помощью которых она удерживает власть.

Важнейшим из этих инструментов является тоталитарная партия, а основной чертой политической системы тоталитаризма - партийный и соответствующий ему идеологический монизм.

По мере уничтожения других партий, слияния партийного аппарата с государственным и подавления автономной внутрипартийной жизни тоталитарная партия становится стержнем государственной структуры и аппаратом управления в руках политократии. В результате слияния партийных и государственных структур возникает феномен, который можно назвать "партия- государство".

В тоталитарной системе партия является каналом вертикальной мобильности, поскольку ей принадлежит эксклюзивное право распределения должностей. Только ее члены могут занимать руководящие посты в государственном, хозяйственном, военном, дипломатическом и других аппаратах.

Поэтому лишь принадлежность к партии создает возможность служебного продвижения.

Тоталитарная партия ("внешняя партия", используя удачный термин Дж. Оруэла) является, таким образом, резервуаром, из которого политократия черпает партийную, административную, хозяйственную, профсоюзную, культурно- идеологическую, военную и прочую бюрократию.

Кроме того, " внешняя партия " нужна для того, чтобы втягивать в свои ряды всех активных членов общества, желающих сделать карьеру; если бы их не абсорбировала партия, то такие активные индивиды представляли бы собой потенциальную угрозу для тоталитаризма.

"Править огромной, сведенной к ничтожеству человеческой массой... невозможно, не внося классового разделения в эту массу. Извлекая непрерывно все активные и даровитые элементы народа для создания новой аристократии, режим обеспечивает себе добровольную и крепкую основу".

Принципиально важно то, что после установления однопартийной диктатуры партия расслаивается на "внутреннюю партию" (привилегированный аппарат) и "внешнюю партию " (рядовые члены), если использовать терминологию Дж. Оруэла. [9]

Таким образом, класс политократиии развивается из партии, его основу в большевистской партии составило ядро из ленинских "профессиональных революционеров", в нацистской - партийный аппарат НСДАП. Привилегии и материальные преимущества члена правящего класса прямо зависят от его положения на иерархической лестнице.

Этот правящий класс политократии (который в нацистской Германии именовался "корпусом политических руководителей", а в СССР - "номенклатурой ") базирует свое существование не на собственности, а на власти.

Если в проанализированных Марксом классовых обществах доход члена эксплуататорского класса зависел от размера его собственности, то при тоталитаризме - от степени участия его во власти, от объема власти, которой он располагает.

Именно с существованием класса политической бюрократии связано в первую очередь такое характерное для политической системы тоталитаризма явление как культ вождя партии.

Тоталитарному лидеру приписывается сверхъестественные свойства: непогрешимость, всезнание, всемогущество, способность думать за всех и т.д.

Главная причина этого явления - необходимость для политократии иметь над собой неприкосновенность суперарбитра, разрешающего конфликты внутри правящей бюрократии и гарантирующего ее власть и привилегии.

Аналогичное мнение высказывал и М. Джилас : "Сегодня я мог бы сказать: обожествление, или, как теперь говорится, "культ личности " Сталина, создавал не только он сам, если не в большей степени - сталинское окружение и бюрократия, которым такой вождь был необходим ".

Гитлер же сам открыто заявил, выступая перед СА: "Всем, чего вы достигли, вы обязаны мне. Всем, чего я достиг, я обязан только вам". [7]

М. Вебер, глубоко исследовавший проблемы харизматического лидерства отмечал, что если руководство со стороны данной личности не приносит никаких благ для ее приверженцев, то налицо все предпосылки для падения ее харизматического авторитета.

Второй причиной возникновения харизмы у диктатора является претензия тоталитарной партии на обладание абсолютной истиной и на абсолютную непогрешимость.

Эта "самосакрализация" партии находит воплощение в мессианском культе ее вождя, приписывании этих качеств тоталитарному лидеру.

Третья причина деификации диктатора - жажда подчинения властелину атомизированной массы, масса хочет подчиняться авторитету, которого она превращает в "живого бога" (психологический механизм этого явления был рассмотрен З.Фрейдом в работе "Пси-хология масс и анализ человеческого "я").

Существенно, что и после смерти харизматического лидера культ автоматически переносится на любого человека - пусть даже совершенно посредственного, - занимающего его кресло.

Здесь имеет место явление, которое Вебер назвал "формализацией и деперсонификацией" харизмы, то есть перенесение сверхъестественных способностей и исключительного авторитета на преемника харизматического лидера. Согласно Веберу, присущая первому лидеру харизма "формализуется ", т.е. закрепляется за определенной должностью и передается занимающему эту должность независимо от его индивидуальных качеств.

Подобный процесс можно было наблюдать только при коммунистических режимах вследствие их более длительного существования (по сравнению с фашизмом и нацизмом). [4]

Культ каждого нового руководителя партии проистекает из того, что и после смерти харизматического лидера продолжают автоматически действовать факторы, создавшие эту харизму. Поэтому правильнее было бы говорить не о культе личности тоталитарного вождя. ибо сама личность решающей роли не играет, а о культе кресла, т.е. культе поста, должности руководителя партии.

"Зачем только называть практику обожествления так расплывчато- культом личности ?- писал А.Антонов-Овсеенко. -Культ власти, культ кресла первого секретаря,-это ближе к истине".


.2Структура тоталитарного государства


Принципы руководства партией Ленин перенес на управление государством. "Целью Ленина, -писал Н.А. Бердяев,- которую он преследовал с необычайной последовательностью, было создание сильной партии, представляющей хорошо организованное и железно-дисциплинированное меньшинство, опирающееся на цельное революционно-марксистское миросозерцание. Партия должна иметь доктрину,. в которой ничего нельзя изменить, и она должна готовить диктатуру над всей полнотой жизни. Самая организация партии, крайне централизованная, была уже диктатурой в малых размерах,

Каждый член партии был подчинен этой диктатуре центра. Большевистская партия, которую в течение многих лет создавал Ленин. должна была дать образец грядущей организации всей России. И Россия действительно была организована по образцу организации большевистской Партии. Вся Россия, весь русский народ оказался подчиненным не только диктатуре коммунистической партии. ее центральному органу. но и доктрине коммунистического диктатора в своей мысли и своей совести. Ленин отрицал свободу внутри партии и это отрицание свободы было перенесено на всю Россию.

Это и есть диктатура миросозерцания, которую готовил Ленин. Таким образом, тоталитарная партия еще до захвата власти эмбрионально несет в себе политическую систему тоталитаризма, а внутрипартийный режим предвосхищает будущий политический режим, Тоталитарная партия является зародышем государства, своеобразной "почкой", которая развертывается в новое государство. [4]

Все сохранившиеся при тоталитарном режиме организации (молодежные, профессиональные, спортивные и т.д.) являются на практике ответвлениями партии - монополистки, с помощью которых она держит под контролем мышление и поведение беспартийных.

Тоталитарное общество Т. Ригой удачно охарактеризовал как общество одной организации. В таком обществе нет независимых организаций.

Существующие же организации и ассоциации являются только инструментами партийной бюрократии, " приводными ремнями" от партии к массам.

Все эти организации и союзы (в которые при "чистом", классическом тоталитаризме принудительно объединяется почти все население страны) служат собственно звеньями единой огромной организации, управляемой партийным аппаратом.

Таким образом, тоталитарное общество, с одной стороны, является бесструктурным, поскольку распылены все референтные группы, разрушены горизонтальные связи между людьми, народ превращен в аморфную массу, атомизированных индивидов, с другой стороны, общество является одновременно и сверх структуризированным, ибо все или почти все индивиды входят в какую-либо официозную общественную организацию. Возникает жесткая вертикальная иерархическая структура. но составляющие ее организации служат лишь для контроля над людьми, они не выражают их интересов и не защищают своих членов. [6]

Партийные монизм (диктатура одной партии) неизбежно дополняется идеологическим монизмом (господством одной официальной идеологии, которая должна признаваться всеми и которая пронизывает все сферы человеческой жизни). Тоталитарная идеология имеет мало общего с какими-либо взглядами или убеждениями, прежде всего она является инструментов манипуляции массами и укрепления власти над ними политократии. Идеология при тоталитарном режиме может быть скорее определена (духе Маркса и К. Манхейма) как "ложное сознание", которое отражает материальные интересы правящего класса политической бюрократии и мисифицирует реальные отношения в тоталитарном обществе, стремится завуалировать истинный характер данного общества.

Сама же правящая элита стоит над своей доктриной и ею не связана. Как отмечал один из сподвижников Гитлера, позднее разочаровавшийся в нацизме и эмигрировавший в США, Г. Раушнинг, "доктрина существует для массы". Она инструмент господства над массами. Элита сама стоит выше доктрины. Она использует ее наиболее целесообразным путем для осуществления своих стремлений. Тоталитарные лидеры знают (или интуитивно догадываются), что любое массовое движение нуждается в мифе, миф необходим для господства над массами? В одной из своих речей Муссолини следующим образом выразил отношение тоталитарного лидера и тоталитарной элиты к пропагандируемой ими идеологии (мифологии): "Мы создали миф, миф - это вера, благородный энтузиазм. он не должен быть реальностью, он - импульс и надежда, вера и мужество". [10]

"Возглавляющий движение вождь знает, - писал К. Манхейм,- что все политические и исторические идеи - не более чем мифы. Сам он свободен от их воздействия, но он ценит их поскольку они стимулируют энтузиазм, приводят в движение чувства, иррациональные пласты в человеке и одни только ведут к политическим действиям".

Реальные же действия партийных бюрократов диктуются, как правило, не официальной идеологией, а желанием консолидировать и расширить свою власть.

Таким образом, в тоталитарном обществе присутствует как бы две идеологии. Одна система ценностей существует для политической бюрократии, другая - для остального населения. [6]


.3Идеология в тоталитарном государстве


При тоталитарном режиме идеология выполняет несколько функций.

.Первая и основная функция тоталитарной идеологии - легитимация данного режима? Идеология должна постоянно обосновывать право на власть партии и вождя. Превозносить героическое прошлое партии и рисовать радужные перспективы "Золотого века", к созиданию которого прикладывают все усилия партия и вождь.

Пропагандируются и те законы (исторические и биологические).в силу которых победа данного режима якобы была неизбежной.

Краеугольным камнем тоталитарной идеологии является утверждение, что данный социальный порядок сформирован в результате действия исторической и природной необходимости. В случае коммунизма пропагандируются неизбежность победы пролетариата над буржуазией в классовой борьбе и неизбежность наступления социалистического общества.

В случае нацизма постулируется, что решающей движущей силой истории является "борьба народов и рас друг против друга ". В этой борьбе происходит "естественный отбор лучших народов и рас".

В межрасовой борьбе за власть победа "избранной расы над низшими, неполноценными" расами неизбежна, Тоталитарный режим возник, таким образом. В силу исторической (коммунизм) или биологический (нацизм) необходимости. И он воплощает в жизнь волю истории или природы. уничтожая "эксплуататорские классы" или "низшие расы" во имя наступления телеологически предопределенного совершенного общества

.Другой функцией тоталитарной идеологии является мобилизация масс для выполнения поставленных режимом задач. Тоталитарный режим стремится удерживать массы в состоянии перманентной социальной мобилизации, ибо как только напряжение в обществе спадет, может возникнуть вопрос о политической свободе. Поэтому тоталитаризма должен постоянно поддерживать и направлять активность масс (путем поиска новых врагов, подготовки к войне, организации различных кампаний, зачастую кампаний по осуществлению каких-либо грандиозных экономических планов). Мобилизация масс осуществляется, конечно, сверху, путем принуждения и идеологического манипулирования.

.Третью функцию тоталитарной идеологии можно, вслед за Л. Шапиро, назвать функцией "морального обезболивания". Чтобы превратить человека, воспитанного в духе христианской морали в послушное орудие тоталитаризма для осуществления его преступных планов, требуется дать ему новый набор моральных принципов.новые заповеди (а первой заповедью тоталитаризма, согласно Х. Арендт, является заповедь "ты должен убивать").

Квазирелигиозная тоталитарная идеология, ориентированная на преобразование не только действительности, но и человеческой природы, и даст новые моральные принципы и ценности, усвоив которые, гражданин тоталитарного государства без угрызений совести совершит любое преступление, требуемое от него властями.

Отсюда следует, что тоталитарная идеология нейтрализует моральное отвращение, вызываемое или действиями власти, или поступками самого вовлеченного в них человека. Идеология убеждает в оправданности любых жестоких мер, предпринимаемых против врагов.

Таким образом, при тоталитаризме формальное отделение церкви от государства маскирует слияние государства с церковью другого типа, квазицерковью - тоталитарной партией. Эта партия вооружена своей тоталитарной, квазирелигиозной идеологией, сфокусированной на представлениях о совершенном конечном состоянии человечества, достигаемом путем радикальной перестройки существующего мира, то есть. содержащей хилиастические черты.

Сталин заявил: " Марксизм - религия класса, его символ веры".Гитлер также считал, что "ту роль, которую для веры играют догматы церкви, - для новой политической партии должны играть партийные принципы", а программа НСДАП является "политическим символом веры".Тоталитарная идеология" была превращена в некое подобие государственной религии с особыми догматами. священными книгами, святыми, апостолами, со своими богочеловеками (в лице вождей, фюреров, дуче и т.д.), литургией " [18]

Тоталитарная идеология оправдывает свои притязания на универсальность тем, что она является истиной в последней инстанции. В то же время очевидно, что провозглашение единственной абсолютной истины в политике уничтожает многообразие взглядов и точек зрения, свободу выбора. Провозглашение в сфере политики абсолютной истины, в конечном итоге, ведет к отрицанию свободы и демократии. Еще протототалитарный якобинский лидер Сен-Жюст заявлял: "При режиме основанном на абсолютной истине партии и фракции - преступный анахронизм ". Именно поэтому тоталитарная идеология является абсолютно нетерпимой ко всем другим идейным течениям и точкам зрения, и эта нетерпимость пронизывает всю политическую систему. "Подлинное миросозерцание,- писал Гитлер в "Майн кампф",- всегда будет нетерпимо и не удовольствуется ролью "партии среди других партий"; оно претендует на исключительное и безусловное признание и требует, чтобы вся общественная жизнь была построена исключительно согласно его указаниям. Цельное миросозерцание не мирится поэтому с людьми, продолжающими защищать старый порядок вещей".

Для пропаганды тоталитарной идеологии используются всевозможные каналы: пресса, радио, кинематограф; целям пропаганды подчиняются литература и искусство. Индоктринация осуществляется в системе образования (можно сказать, что тоталитарный режим постепенно стирает различия между обучением и пропагандой), в официозных общественных организациях прежде всего детских и молодежных. Тотальный характер этой пропаганды обеспечивается благодаря монопольному контролю партии-государства над всеми средствами массовой информации и, унифицированными общественными организациями и системой просвещения. Пропагандистская деятельность направляется и координируется единым ведомством [19]


.4 Террор как инструмент тоталитаризма


Режим, основанный на монополии, монопартии и моноидеологии для ликвидации политических противников нуждается и в системе террора.

Секретная политическая полиция, как и другие институты тоталитарной системы, возникает из этой логики власти (почти точно так же в физиологии, по словам И.М. Сеченова, "функция рождает орган").

Созданная партией секретная полиция может ликвидировать как отдельных политических оппонентов, так и целые социальные или национальные группы, которые тоталитарный режим стремится - в соответствии со своей идеологией - уничтожить.

Затем, как это четко продемонстрировал сталинизм, секретная полиция может быть использована лидером партии для искоренения внутрипартийных оппозиционных группировок и любых конкурентов правящей партии. Расправа с врагами режима может вестись как через внесудебные репрессивные органы так и через суды, полностью подчиненные партии и политической полиции. Для изоляции политических противников используется система концентрационных лагерей. Физический террор против оппозиции характерен для начальных стадий тоталитарного правления. Когда все оппозиционные группировки в обществе и партии разгромлены, а все референтные группы распылены, брутальный физический террор- как показывает пример постсталинского СССР- может ослабеть и отойти на второй план, уступив место преимущественно психологическому террору. "Когда официальная оценка общественной жизни, тоталитарная культура и homo totalitaricus как ее носитель становятся господствующими элементами социальной системы, физический террор в качестве инструмента политического контроля может отойти на второй план или даже вовсе потерять свою значимость".

Особенность тоталитарного режима и террора заключается в том, что при тоталитаризме террор - физический и психологический - становится обычным инструментом управления обществом наряду с иными инструментами, находящимися в распоряжении политократии. [20]


2.5 Выборы в тоталитарном государстве


Политическая система тоталитаризма имеет еще несколько характерных черт, которые нуждаются в краткой характеристике. Прежде всего, специфической является легитимация тоталитарного режима.

Тоталитаризм опирается на массовое признание легитимности существующего строя (массовая легитимация). Формально, при тоталитарном режиме существуют и парламент, и выборы в него, но эти "выборы" являются безальтернативными, и поэтому, носят характер фарса.

Кандидатов заранее подбирает аппарат правящей тоталитарной партии, и в избирательный бюллетень вносится только одна фамилия. Исход подобных "выборов" предписан заранее и лишен малейшего элемента непредсказуемости, В таких выборах принимает участие 99 % избирателей, и правящая партия всегда получает около 99 % голосов.

Результаты выборов должны показывать "нерушимое единство" партии и масс. Отказ участвовать в них или голосовать за единственного кандидата рассматривается как враждебный по отношению к режиму акт. [8]

Такие выборы, сведенные к чистой формальности, нужны тоталитаристам для того, чтобы показать, что при тоталитаризме, как и при подлинной демократии, государственная власть исходит от народа, массы поддерживают правящую партию, оппозиции не существует - значит нет необходимости в оппозиционных партиях. Это нужно как для воздействия на общественное мнение демократических стран, так и для пропаганды внутри страны.

Кроме того, участие в массовой легитимации, в одобрении режима и проводимых им акций делает каждого человека в определенном смысле соучастником совершаемых режимом преступлений, и вина как бы перекладывается на всех. Тоталитарный режим, естественно, заинтересован в том, чтобы переложить ответственность за проводимую политику с партийной верхушки на всех граждан государства, а навязываемое таким образом всеобщее соучастие в преступлениях является психологической основой тотальной лояльности властям.

Массовая легитимация имеет, помимо участия в "выборах", и другие, менее важные формы: участие масс в митингах, плебисцитах, манифестациях, торжественных собраниях, "всенародных обсуждениях" (под партийно-политическим контролем) каких-либо спущенных сверху документов и т.д.[21]

Заключение


В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой народных восстаний. В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослабло.

Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления.

Тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, ограничению собственного эгоизма, уважению закона и прав человека, демократия действительно создает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества [17]

Современные политологи выделяют два наиболее общих политических режима: демократический и антидемократический. Среди демократических самыми распространенными в мире являются парламентский и президентский режим. Антидемократические, в свою очередь, подразделяются на авторитарный и тоталитарный. Политический режим как способ функционирования той или другой политической системы определяется как социальными факторами соответствующего государства, так и нравственными, моральными и мировоззренческими устоями общества.

В абсолютно чистом виде политические режимы, как правило, редкость. Поэтому при их характеристике используются двойные понятия: либерально-демократический, демократически-авторитарный и т.п. Через политические режимы правящие субъекты оказывают непосредственное воздействие на народ в целом и каждого человека в отдельности. Демократия, как свидетельствует исторический опыт цивилизаций, дает более широкий выход энергии и социальному творчеству личности, чем другие типы политических режимов. Она выступает мощным средством преодоления различных видов диктатуры и деспотических правлений. [7]

Обстановка в мировом сообществе конца XX века свидетельствует, что антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир эволюционирует в сторону цивилизованной демократии. В этой связи возникает надежда, что следующее столетие станет окончательной ее победой. Следовательно, и типология политических режимов уйдет в прошлое. [19] <#"justify">Список использованных источников


1.Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. профессора В. Г. Стрекозова. - М.: Интерстиль, 2000

2.Политологический словарь. М., 1991

3.Вятр Е. Лекции по политологии Т- 1. Типология политических режимов.1991

4.Шилобод М.И., Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф. Политика и право. М., «Дрофа», 1996

.Теория государства и права п.р. В.Н. Марченко. М., 2006

6.Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник - М.: «ПРОСПЕКТ», 2000

7.Дутбаев К.Х. теория права и государства 2000Астана

.Среди многообразных классификаций политических систем выделяются типологии Р. Даля и Ж. Блонделя.

9.Т.В. Шмачкова. Из основ политологии Запада. Полис, 1991,

10.Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

11.Стародубский Б.А. Политические режимы европейских стран. Свердловск.,1989.

12.Зеркин Д.П. Основы политологии. Курс лекций. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996.

.Белов Г.А. Политология: Учебное пособие. М., 2006.

.Василик М.А. Политология: учебник для вузов. М., 2006

.Основы политологии. Под ред. В.П. Пугачева. М. 1992