Тоталитарное государство

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,67 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Тоталитарное государство

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Понятие и характеристика тоталитарного государства

Глава II. Виды тоталитарных государств

§ 1. Фашистское тоталитарное государство

§ 2. Коммунистическое тоталитарное государство

§ 3. Современное тоталитарное государство

Глава III. Критика тоталитаризма

Заключение

Список источников и литературы

ВВЕДЕНИЕ

По своему происхождению человек как биологический вид - общественное существо. Люди всегда жили сообществами, которые соответствовали их глубинным социальным инстинктам взаимопомощи, родами, племенами, общинами и их объединениями. Труд, быт и иная деятельность человека на протяжении тысячелетий определялись традициями и обычным правом, функциональные различия между членами общества носили временный характер и не сопровождались социальными привилегиями. Военные задачи и потребность в координации хозяйственных усилий общин способствовали постепенной концентрации и закреплению властных функций в руках верхушки вождей и жрецов. Так сложилась постоянная власть, из которой 5-6 тысяч лет назад выросло государство - могущественная машина для обеспечения экономического и политического господства над угнетенными массами.

Государство стало не просто орудием экономически доминирующего класса; оно приобрело собственные интересы и цели. Выделившись из общества как внешняя, подавляющая и регулирующая сила, оно присвоило себе, в первую очередь, монополию на принятие общих решений и на применение насилия.

В ходе исторического развития совершенствовались и механизмы государственного воздействия, а полномочия властных аппаратов неуклонно росли. В феодальной Европе сохранялась автономия общин, союзов, цехов, ассоциаций, братств и т. д., государства мало вмешивались в их внутреннюю жизнь.

Но по мере становления буржуазных отношений традиционные общественные институты оказались под двойным давлением - со стороны абсолютистской власти и со стороны растущего капитализма, поддерживаемого, поощряемого, а иногда даже насаждаемого государством. В результате социальные связи, основанные на нормах солидарности и взаимопомощи, подверглись размыванию и разрушению. В XX веке государство во многих странах приобрело новое качество - полностью подчинять граждан своей воле и регулировать их поведение в соответствии со своими интересами. Такой режим взаимодействия государства с обществом получил название тоталитаризм.

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА

Исторически понятие «тоталитарное государство» появилось вначале 1920-х для характеристики режима Муссолини. Тоталитарному государству были свойственны неограниченные законом полномочия власти, ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии в отношении инакомыслящих, милитаризация общественной жизни.

В научный язык понятие тоталитаризма впервые ввели в 1923 году итальянские либералы Джованни Амендола и Пиерро Гобетти для обозначения установленной в Италии фашистской диктатуры с целью подчеркнуть отличие итальянского фашизма от прежних типов диктатур. Тоталитаризм происходит от латинских слов «totalitas» - цельность, полнота и «totalis» - весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

Тоталитарный режим является, как правило, порождением первой половины 20 века, это фашистские государства, социалистические государства периодов «культа личности». Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможные не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов. Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны (1914-1918), политическое значение ему впервые придали руководители и идеологи фашистского движения в Италии. После Второй мировой войны предметом дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной Европы.

Это свидетельствует о том, что тоталитарные режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными извне.

Тоталитарный режим чаще возникает в кризисных ситуациях - послевоенных, в ходе гражданской войны, когда надо жесткими мерами восстанавливать хозяйство, наводить порядок, устранять в обществе распри, обеспечивать стабильность. Социальные группы, нуждающиеся в защите, поддержке и заботе государства, выступают его социальной базой.

Выделяют следующие признаки, отличающие все тоталитарные государственные режимы от демократии:

·всеобщая государственная идеология

Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, «вождем народа».

·одна массовая партия, возглавляемая лидером

В тоталитарном государстве допускается только одна правящая партия, а все другие, даже ранее существовавшие партии, разгоняются, запрещаются или уничтожаются. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Таким образом, правящая партия захватывает бразды государственного управления. Центром тоталитарной системы является вождь (фюрер). Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигается харизматическая личность.

·особо организованная система насилия, террора как специфического средства контроля в обществе

Тоталитарный режим широко и постоянно применяет террор по отношению к населению. Физическое насилие выступает как главное условие для укрепления и осуществления власти. При тоталитаризме устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества. В политической жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах и свободах. А если формально политические права и свободы закрепляются в законе, то отсутствует механизм их реализации, а также реальные возможности для пользования ими. Контроль пронизывает и сферу личной жизни людей. При тоталитаризме существует террористический полицейский контроль.

Милитаризация - также одна из основных характеристик тоталитарного режима. Идея о военной опасности, об осажденной крепости становится необходимой для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить внешнеполитические проблемы военным путем. Агрессия при тоталитарном режиме может питаться идеей мирового господства, мировой революции. Военно-промышленный комплекс, армия - основные опоры тоталитарного режима.

В государстве используется и полицейский сыск, поощряется и широко используется доносительство. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования тоталитарного режима. Аппарат тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха.

Конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применение пыток.

·жестко централизованный контроль над экономикой и монополия государства на средства массовой информации

Жесткий централизованный контроль над экономикой - важнейшая черта тоталитарного режима. Возможность распоряжаться производительными силами общества создает необходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которой тотальный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы (например, введение принудительной трудовой повинности большевиками в России). В экономической жизни происходит процесс огосударствления в тех или иных формах собственности. Тоталитарному государству не выгоден экономически и соответственно политически свободный человек.

С помощью средств массовой информации в тоталитарном государстве обеспечиваются политическая мобилизация и практически стопроцентная поддержка правящего режима. При тоталитаризме содержание всех материалов средств массовой информации определяет политико-идеологическая элита. Посредством СМИ в сознание людей систематически внедряются взгляды и ценности, которые политическое руководство данной страны в конкретный момент считает желательными.

·монополия государства на все средства вооружения

В государстве с тоталитарным режимом происходит усиление власти исполнительных органов, возникает всевластие должностных лиц, назначение которых согласуется с высшими органами правящей партии или производится по их указанию. Особенно выделяется на фоне разросшихся исполнительных органов «силовая структура» (армия, полиция, органы безопасности, прокуратура), т.е. карательные органы, контролируемые правящей партией.

Историческое развитие в XX в. породило два политических движения, в наибольшей степени проявивших предрасположенность к тоталитаризму - фашизм и коммунизм.

тоталитарный фашизм коммунистический

ГЛАВА II. ВИДЫ ТОТАЛИТАРНЫХ ГОСУДАРСТВ

§ 1. ФАШИСТСКОЕ ТОТАЛИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО

Потрясшее XX век социальное явление, названное фашизмом, до сих пор вызывает широкие дискуссии в научном мире, и в особенности у историков и политологов.

«Фашизм (от итальянского fascio - фаши - пучок, связка, объединение) - это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы, отрицание демократии, установление культа вождя; применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия; оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем». Уже в определении четко проявляются некоторые черты политической концепции фашизма. С довоенного периода для обозначения фашистского режима в Италии стал употребляться термин «тоталитаризм». «В 1952 году в США была проведена конференция, где был сделан вывод, что тоталитарным можно назвать закрытое общество, в котором все - от воспитания детей до выпуска продукции - контролируется из единого государственного центра». Однако понятия «тоталитаризм» и «фашизм» не тождественны. «Фашизм есть правая форма тоталитарного режима, которая характеризуется национальным ценностным критерием организации общества».

Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры, в которой особую роль играют государство и идеология. Термин «тоталитарный» ввел в политический лексикон лидер итальянских фашистов Б. Муссолини. Цели фашистского движения, по его мнению, состояли в создании сильного государства, использовании исключительно силовых принципов осуществления власти и подчинения всех общественных сил иерархическому принципу.

Теоретик итальянского фашизма Дж. Джентиле раскрывал содержание «тотального государства» следующим образом: «Для фашизма все заключено в государстве. Ничто человеческое или духовное не существует само по себе, в еще меньшей степени это обладает какой-либо ценностью вне государства. В этом смысле фашизм тоталитарен, и фашистское государство как объединение и унификация всех ценностей дает толкование жизни всего народа, способствует расцвету и придает ему силы. Вне государства не должны существовать ни индивиды, ни группы (политические партии, общества, синдикаты и классы)».

Практически всё в политической доктрине фашизма основано на идее сильного государства. Государство - это тот центр, вокруг которого вращаются все и вся.

Уже в первой партийной программе итальянских фашистов (1921) особое место было отведено государству. «Партия рассматривает государство не как простую сумму индивидов, живущих в определенное время и на определенной территории, а как организм, содержащий в себе бесконечные ряды прошлых, живущих и будущих поколений, для которых отдельные индивиды представляются лишь переходящими моментами. Из этой концепции партия выводит категорический императив: индивиды и классы должны подчинять свои интересы высшим интересам национального организма».

К первому признаку тоталитарного фашистского государства следует отнести абсолютную концентрацию власти, реализуемую через механизмы государства и представляющую этатизм, возведенный в высшую степень. Такая концентрация власти с точки зрения формы правления непременно представляет собой автократию, для которой характерны: а) соединение законодательной и исполнительной власти в одном лице при фактическом отсутствии независимой судебной власти; б) принцип «вождизма» (причем вождь харизматического типа).

В фашистской Германии фюрер смог заместить ушедшего императора Вильгельма II в душах немецких граждан, что придавало устойчивость гитлеровскому режиму, в Италии Б. Муссолини этого сделать не сумел. Причиной тому было, надо полагать, существование в Италии всеми признанного монарха, хотя и не игравшего большой роли в итальянском обществе. Кроме того, справедливо будет указать на роль католической церкви и её центра - Ватикана. В католической Испании Ф. Франко через фалангу пытался возвыситься в общественном сознании испанцев до уровня свергнутого короля; однако это ему удавалось плохо. Поэтому каудильо вновь и вновь обращался к королю, пытаясь фактически восстановить монархию в приемлемой для Франко форме.

В сущности, тоталитаризм и монархия - взаимозаменяющие системы, для которых «вождизм» не является чем-то, пришедшим извне. Он возникает из низкого уровня развития демократического сознания и потребности людей в вожде как символе нации, особенно в период национальной нестабильности. В качестве примера «вождизма» можно привести принцип «фюрерства» в фашистской Германии. Фюрер стоит во главе государства и выражает его волю: сила государства исходит от фюрера. Верховный фюрер наделяет всех других фюреров определенными полномочиями в строго иерархическом порядке. Каждый из фюреров безоговорочно подчиняется своему непосредственному начальнику, но при этом, по сути, имеет неограниченную власть над своими подчиненными. Авторитет вождя, таким образом, покоится не на осознанном доверии, а связь вождя с массами носит скорее мистический, личностный характер и «…выдвигается идея о мессианской роли вождя, отмеченного печатью избранности. Фюрера покрывает ореол полной непогрешимости…». «Фюрер нации стоит выше критики любого немца на вечные времена… Никто не имеет права задаваться вопросом: прав ли фюрер, верно ли то, что он говорит. Ибо, повторяю еще раз, то, что он говорит, всегда верно», - это слова Лея, лидера профсоюзов в фашистской Германии. Реализацию данных идеологических позиций легко подтверждает один известный факт: в апреле 1942 года Рейхстаг объявил Гитлера над законом и «провозгласил его неограниченным владыкой над жизнью миллионов немцев».

Второй признак - однопартийная политическая система, не допускающая никаких иных политических организаций. «Государство - это партия. Партия - это вождь плюс элита. … правление государством должно осуществляться через элиту для народа». Такая политическая система тесно связана с двумя моментами. Во-первых, идеальной основой однопартийной политической системы обязательно становится единая, господствующая, не допускающая плюрализма, идеология, исходящая от правящей партии и не терпящая никакой оппозиции или критики. Основным методом такой идеологии является массовая пропаганда, базирующаяся на социальной, расовой, националистической или религиозной демагогии. При этом, используя монополию на информацию, идеологический аппарат через пропаганду формирует мифы, которые внедряются в общественное сознание и становятся второй реальностью для людей. «Фашистам не нужна была доктрина, рациональная и научная. Им нужна была идея, имеющая черты страсти, зовущая к действию». «Мы создали миф. Миф - это вера, благородный энтузиазм. Он не должен быть реальностью. Он - импульс и надежда, вера и мужество» - сказал Муссолини. В соответствии с этим выстраиваются и функции идеологии: легитимизировать режим, мобилизовать массы и морально обезболить их, превратив в слепое орудие государства.

Нужно отметить, что тоталитарный режим - детище XX века, он невозможен без достаточно высокого технического развития средств массовой коммуникации, транспорта. Вплоть до XX века политическая деятельность была, как правило, уделом интеллигенции, грамотных, слоев общества, умеющих читать и писать, обращаться через прессу к себе подобным. Научно-технический прогресс XX века значительно расширил возможности коммуникации, повысил социальную мобильность населения. Особая роль здесь принадлежит радио, повсеместное распространение которого позволило приобщить к политике широкие слои неграмотного населения, что весьма расширило массовую базу политической борьбы. Отличительной чертой тоталитарного режима является то, что он не ограничивается лишь захватом внешних рычагов власти - государственного управления и аппарата насилия. Режиму тоталитарного государства необходимо взять под контроль также и души своих граждан. И здесь важное значение имеет особая роль пропаганды в системе принуждения. Именно пропаганда в рамках общественно-политического движения дает тоталитаризму средства господства над мыслями и чувствами людей, позволяет привить человеку тоталитарное сознание.

Во-вторых, однопартийная политическая система сопровождается фактическим отсутствием демократических институтов, в результате чего происходит тотальное отчуждение индивида от политической власти. Возможное существование некоторых общественно-политических организаций не меняет сути, поскольку деятельность этих организаций подконтрольна правящей партии и полностью регламентируется государственными органами. Примером могут быть созданные фашистами профсоюзы, основной задачей которых было внедрение мифов в массовое сознание и контроль над ним.

Выделяется ещё одна важная черта фашистской однопартийности: сама партия политических функций не носит. Основные её задачи - это организационно-технические, пропагандистские или даже полицейские.

Особо стоит сказать о роли церкви. Являясь более древним институтом, чем политические партии, обладая значительным весом в обществе и сильными традициями, церковь, стоящая между личностью и государством, стала тем «камнем преткновения», который не позволял полностью «тотализировать» индивида. Попытка тоталитарного режима устранить или, по крайней мере, снизить влияние этого института гражданского общества не везде приводила к успеху. В тех странах, где церковь сохранила свои позиции (Италия, Испания), отрицательные последствия тоталитаризма не были столь глубоки, как там, где она была подавлена (Германия).

Третьим признаком тоталитарного фашистского режима является наличие общественно-политического движения, составляющего массовую социальную базу режима.

Общественно-политическое движение (ОПД) формируется в рамках демократического общества, поскольку любая реакционная структура немедленно подавила бы его как оппозиционное. В характере тоталитарного режима фактор ОПД занимает определяющее место по нескольким причинам. Во-первых, именно через ОПД как социальную базу режима происходит формирование в общественном сознании широких масс населения «тоталитарной идеи». Во-вторых, через ОПД достигается полный контроль тоталитарного фашистского государства над всеми проявлениями общественной жизни, что и обеспечивает осуществление тоталитарного господства власти. При фашистском режиме организации (молодежные, профессиональные, спортивные) являются на практике ответвлениями партии-монополистки, с помощью которых она держит под контролем мышление и поведение граждан. В-третьих, ОПД позволяет осуществить не просто тоталитарный контроль над массами, но сформировать именно позитивное отношение масс к тоталитарному режиму.

Наличие общественно-политического движения - массовой социальной базы - создаёт видимость какого-то подобия «народовластия», демократии, отсюда и определенная устойчивость тоталитарных структур в сравнении с авторитарными. В Германии фашистский режим ограничивался 1933-1945 годами, а нацистское движение 1919-1945-ми. В Испании фашистский режим охватывает период от падения республики приблизительно до начала 1950-х годов, после чего он стал эволюционировать в сторону авторитарного. Фалангистское тоталитарное движение существовало с 1933 и примерно по 1958 год, затем постепенно стало терять тоталитарный характер.

Четвертым признаком тоталитарного фашистского режима является организованный государством террор, основанный на постоянном и тотальном насилии. Государство непрерывно терроризирует народ, порождая неуверенность и страх. Пропаганда является важнейшей частью государственного насилия над населением, только насилием не физическим, а умственным, духовным. В конечном счёте, такое давление со стороны государства ликвидирует не только всякую оппозицию, но и любую попытку инакомыслия.

Очень точно описывает состояние индивида в атмосфере террора, исходящего от государства, Ж. Желев: «Систематически совершенствуемый, деспотически осуществляемый государственный террор парализует волю отдельного человека, ослабляет и подтачивает всякую общность. Он въедается в души, как изнурительная болезнь, и - это его последний секрет - вскоре всеобщая трусость становится ему помощником и прибежищем, потому что если каждый чувствует себя подозреваемым, он начинает подозревать другого, а боязливые из-за страха еще и торопливо опережают приказы и запреты своего тирана».

Пятым признаком тоталитарного фашистского режима является экономическая автаркия при жесткой регламентации экономики и существенной доле внеэкономических форм принуждения. Появление тоталитарных тенденций в общественном развитии обусловлёно выходом ряда государств из патриархального состояния и включением их в новую систему стран с развитой экономикой. При этом развивающиеся государства вступают в конфликт с уже развитыми, занимая подчиненное положение, подобное положению полуколоний. Отсюда стремление к экономической автаркии в попытке создания собственной экономической базы как залога независимости.

С точки зрения внутреннего развития тоталитарному фашистскому режиму также требуется жестко регламентированная, замкнутая на государство экономическая структура. Более того, стоящей у руководства группировке нужна такая экономическая структура, которая бы не просто замыкалась на государство, но в значительной степени зависела бы от воли лидеров режима. Процесс формирования такой структуры был обращен в первую очередь к негосударственным секторам экономики и проходил в основном двумя путями.

Первый путь - это террор и вытеснение тех элементов промышленного и финансового капитала, которые отказывались от сотрудничества с режимом либо сотрудничали с ним, по мнению лидеров режима, недостаточно эффективно. Экспроприированные предприятия переходили в собственность государства или передавались лояльным режиму элементам (пример - экспроприация собственности евреев в гитлеровской Германии).

Однако в основном формирование экономической структуры тоталитарного государства шло по второму пути - мирного сотрудничества. Особенно это касается периода становления тоталитарного режима. Причиной тому была взаимная заинтересованность как тоталитарных режимов в монополиях, так и монополистов в режиме твёрдой власти. «Железная рука», наводящая порядок в стране, была для монополий, несомненно, предпочтительнее сложного механизма демократического государства. Кроме того, не терпящая никакой оппозиционной организации тоталитарная политическая структура, которая практически свела на нет роль профсоюзов, позволяла эксплуатировать труд самыми изощренными способами, широко используя внеэкономические формы эксплуатации, характерные для докапиталистических формаций (принуждение силой, широкое использование подневольного труда и т. п.). Жесткая централизация и террор со стороны режима в отношении всяких демократических тенденций позволяли тесно связанным с режимом монополиям извлекать максимальные прибыли при минимальных издержках. В свою очередь, монополии благодаря активной, прежде всего финансовой, помощи создавали для руководства тоталитарного движения экономическую базу. Позже, утвердив репрессивный режим, стоящая у власти группировка не просто участвовала в прибылях монополий, но выдвигала претензий, на все большую их долю. Так или иначе, на начальном этапе тоталитарного господства союз режима с крупным капиталом базировался на взаимной заинтересованности.

Шестой признак тоталитарного фашистского режима - антикапитализм. Если первые пять признаков являются формальными, то антикапитализм формально может и не проявляться, но внутренне присущ тоталитаризму. На самом деле полное отрицание капитализма имеется лишь в левых тоталитарных формах. Что же касается правой формы, то здесь этот признак проявляется как направление, политическая тенденция, но он непременно присутствует. Так, национал-социалистам в Германии антикапиталистические лозунги помогли прийти к власти. Хотя на практике существовало сотрудничество между нацизмом и капиталом.

По сути, тоталитаризм представляет собой реакцию страха за «национальную независимость». И в стремлении к «защите нации» тоталитарный режим направляет все свои усилия на централизацию, подчинение и контроль всех сфер жизни общества, чтобы не допустить никаких проявлений, направленных «против нации», а фактически против режима, поскольку тоталитарный режим всегда ассоциирует себя с нацией. А в таком процессе, конечно же, нет места ни конкуренции, ни экономической зависимости. Отсюда и происходит антикапитализм.

Идеальным государством теоретики фашизма считали государство всеобъемлющее, включающее в себя все сферы человеческой деятельности. А идеальной политической системой - ту, которая в состоянии полностью контролировать не только все действия своих граждан, но и их мысли, идеалы, стремления.

Можно долго рассуждать о перспективах развития подобных режимов. Была возможность демократизации итальянского фашизма: «В ноябре 1943 года Муссолини распорядился опубликовать Веронскую хартию, в которой провозглашалось «освобождение» фашизма от прежних политических пут и возврат к «революционным истокам». Хартия обещала демократическое избрание главы государства, демократический контроль за деятельностью правительства, социализацию предприятий и др.». Возможно, в такой форме фашизм был бы более жизнеспособен. Известно лишь, что эта хартия стала исходным моментом для послевоенного развития неофашизма, который в Италии имел много приверженцев.

Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию (приходя к власти, она становится государственно-монопольной организацией) и непререкаемый авторитет «вождя», «фюрера». Тотальный, в т. ч. идеологический, массовый террор, шовинизм, переходящий в геноцид и ксенофобию по отношению к «чужим» национальным и социальным группам, к враждебным ему ценностям цивилизации - непременный элемент идеологии и политики. Фашистские режимы и движения фашистского типа широко используют демагогию, популизм, лозунги социализма, имперской державности. Фашизм находит опору преимущественно в социально обездоленных группах в условиях общенациональных кризисов и катаклизмов модернизации.

§ 2. Коммунистическое ТОТАЛИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО

Первым коммунистическим тоталитарным государством в мире был Советский Союз. В результате победы во второй мировой войне он распространил своё политическое и экономическое влияние на страны Восточной Европы и Азии. Возник так называемый социалистический лагерь, названный на Западе «вторым миром». СССР был наиболее крупным и развитым из всех коммунистических государств того времени и поэтому он стал для них чем-то вроде эталона. Режим, который ныне называется тоталитарным, сложился в Советском Союзе в результате социально-политических сдвигов 1930-х годов.

) управляющая страной элита была сформирована в период ослабления общества военными катаклизмами (примеры: гражданская война, как это было в России и Китае, оккупация, в период которой проявили себя будущие руководители Югославии, Вьетнама и других стран). Получив власть, она начинает уничтожать механизмы контроля со стороны общества над ней и, разрушая традиционные социальные структуры, резко расширяет свою власть над обществом;

) сверхцентрализм, необходимый правящей верхушке для господства, приводит к образованию элиты внутри её самой, появляется культ личности, формируются различные группы в самой партии (фракции). Борьба за власть время от времени принимает кровавый характер;

) все сферы общества подчиняются руководству партии, а большинство несогласных с этим подчинением структур уничтожается (примером могут послужить гонения на церковь, проводившиеся фактически на протяжении всей истории советской власти в России);

) рост промышленного производства стимулируется применением внеэкономических форм принуждения к труду;

) создание крупных форм государственного хозяйства, ориентированных на военно-промышленный комплекс;

) государством осуществляются «культурные революции», целью которых является духовное преобразование общества, создание социалистической культуры, борьба с неграмотностью, уничтожается или подавляется «враждебная буржуазная культура», господствует искусство агитационного характера.

Установившаяся общественная структура по ряду параметров соответствовала другим тоталитарным режимам, таким как гитлеровский режим в Германии. Но всё-таки полностью отождествлять их нельзя. В основе идеологии этих двух форм тоталитаризма лежали разные принципы. Сталинизм как форма коммунистического движения исходил из классового господства, а нацизм - из расового. Тотальная целостность общества в СССР достигалась путём сплочения всех против «классового врага», потенциально угрожавшего режиму. Это подразумевало под собой более радикальную, чем в фашистских системах, трансформацию общества на базе трудящихся классов, и направленность режима на внутренние, а не внешние цели (по крайней мере, до конца 30-х годов). Сталинская политика предполагала национальную консолидацию, она не сопровождалась расовыми чистками (преследования по национальному признаку проявились лишь в 40-е гг.). Диктатура в СССР была вынуждена прикрываться высокими идеалами, унаследованными от социалистической мысли. Конституция 1936 года провозглашала демократические избирательные права, которых не было даже в некоторых развитых западных государствах, гарантировалось даже право создания общественных организаций. Но на практике всё выходило иначе.

СССР 30-х гг. проходил такой же, как и Германия, этап в развитии индустриального государственно-монополистического общества, но со своими весьма существенными особенностями.

Развенчание культа личности Сталина отнюдь не положило конец тоталитарной системе. Но при Хрущёве произошло всё-таки некое ослабление. А в период «застоя» тоталитарная система стала постепенно загнивать. В обществе стал складываться слой новой, не знающей репрессий интеллигенции, которая была способна воспринять альтернативные идеи. Стало развиваться, несмотря на запреты, правозащитное движение. Оно стимулировалось инертностью механизмов власти. Геронтократия, усиление коррупции, бюрократизма сочетались с быстрым развитием теневой экономики.

Постепенно перестройка тоталитарной системы вылилась в ее демонтаж. Расширение прав трудовых коллективов, разделение партийных и государственных органов (освобождение КПСС от функций непосредственного управления производством), создание не контролируемой партией экономики (кооперативы), допущение идейного, а затем и политического плюрализма, расширение прав союзных и автономных республик - всё это шаг за шагом разрушало советский тоталитаризм. Сильнейший удар ему нанесли идеи нового политического мышления, разрушившие образ «внешнего врага».

§ 3. СОВРЕМЕННОЕ ТОТАЛИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО

Тоталитаризм по различным причинам сдал свои позиции в течение XX века. Но в современном мире ещё остаётся одна страна с тоталитарным, коммунистическим, режимом - КНДР.

Коммунистическое движение в Корее было очень слабо и, вдобавок, почти не имело связей с СССР. Компартия Кореи, созданная в 1925 г., ещё в 1928 г. была распущена специальным решением Исполкома Коминтерна. Немногочисленные разрозненные коммунистические группы существовали в глубоком подполье в тридцатые годы, но почти все они действовали в южной части страны. Влияние коммунистов в Северной Корее было незначительным, подавляющему большинству народа местные коммунистические лидеры были абсолютно неизвестны. Куда большим авторитетом пользовались правые националисты, но и они не представляли собой серьезной сплоченной политической силы. В силу этого советским властям пришлось создавать себе искусственную опору. Они не могли ограничиваться поддержкой местных коммунистических групп, но были вынуждены активно формировать эти группы сами. Москвой принято решение о всяческой поддержке молодого и энергичного капитана Советской Армии Ким Ир Сена как будущего лидера Северной Кореи.

Одной из характерных черт северокорейского общества является всеобъемлющий государственный контроль, который касается всех сторон жизни корейца. По-видимому, не будет особым преувеличением сказать, что Северная Корея - наиболее контролируемое общество современного мира.

На первых порах структура северокорейского репрессивно-полицейского аппарата складывалась под сильным советским влиянием, при прямом участии выходцев из СССР и направленных Москвой советников, которые работали в аппарате корейского МВД вплоть до конца 1950-х годов. По-настоящему специфические методы административно-полицейского контроля над населением, характерные именно для КНДР, появились только в конце 1950-х гг., когда период безоговорочного следования в фарватере советской политики остался позади, и во многом были связаны с влиянием политической культуры маоистского Китая.

В ходе кампании, официально начатой Постоянным комитетом ЦК ТПК 30 мая 1957 г. по «превращению борьбы с контрреволюционными элементами во всенародное, всепартийное движение» всё население Северной Кореи было впервые разделено на 3 группы: «враждебные силы», «нейтральные силы» и «дружественные силы». Это трехчленное деление сохраняется и поныне. К «враждебным силам» были отнесены:

) семьи перебежчиков на Юг;

) бывшие помещики, предприниматели, торговцы и служители культа, а также их семьи;

) не вернувшиеся на Север пленные и члены их семей;

) бывшие сотрудники японской колониальной администрации и их семьи;

) семьи лиц, отбывающих тюремное заключение, а также сами бывшие заключенные;

) «фракционеры» (то есть те члены партии, что выступали против действий Ким Ир Сена), и их семьи.

К «дружественным силам» были отнесены:

) семьи погибших революционеров;

) семьи погибших военнослужащих;

) кадровые работники и их семьи.

Остальное население попало, естественно, в разряд «нейтральных сил».

Так была заложена основа жесткого, по сути - сословного деления населения на неравноправные и наследственные категории, которое стало характерной чертой политической организации северокорейского общества. От принадлежности к какой либо группе зависит поступление на работу или учёбу, а, значит, и уровень жизни, возможность жить в Пхеньяне и других престижных городах, тяжесть приговора в случае суда, и многое другое. Например, у представителей «враждебного слоя» обычно нет никаких шансов ни поступить в столичный вуз, ни жить в Пхеньяне и Кэсоне. Представители наиболее дискриминируемых группировок, как правило, могут найти себе супруга только среди товарищей по несчастью.

Имеет смысл сказать несколько слов о корейских местах лишения свободы, без которых эффективный контроль режима над населением был бы немыслим. Все корейские тюрьмы и лагеря можно разделить на две группы: лагеря, в которые направляются политически неблагонадежные элементы и политические преступники; и «обычные» лагеря и тюрьмы, в которых содержатся лица, осужденные судом за уголовные преступления. Из известной на настоящий момент информации создается впечатление, что «сегрегация» между уголовными и политическими преступниками соблюдается в КНДР достаточно строго.

Северная Корея - одна из немногих стран на земле, которая продолжает широко применять публичные казни. До 70-х годов публичные расстрелы, проводившиеся при большом стечении народа, были обычным зрелищем на стадионах Пхеньяна, но в настоящее время подобные шоу проводятся только в провинции. Осужденного привязывают к врытому в землю в центре спортивной арены столбу и на глазах собравшейся публики, зачитав приговор, расстреливают. Среди зрителей в обязательном порядке должны присутствовать сослуживцы осужденного. Иногда в воспитательных целях на казнь водят и студентов вузов, а то и старшеклассников.

Уместно будет сказать и о самих репрессивных органах. Формирование северокорейского репрессивного аппарата началось вскоре после Освобождения страны. Уже в составе созданного осенью 1945 г. Административного комитета 5 (северокорейских) провинций существовало Народное бюро безопасности, руководителем которого стал старый соратник Ким Ир Сена по партизанской борьбе в Маньчжурии Чхве Ен Гон. После провозглашения КНДР политическим сыском занималось Министерство внутренних дел, в котором с 1948 г. существовал «отдел специальной информации», который в июле 1949 г. получил название «отдел политической охраны».

Одной из важнейших задач, которую преследует система административно-полицейского контроля в Корее, является обеспечение «герметичности» корейского общества, организация жёсткого контроля над информацией. В Корее запрещена продажа приёмников со свободной настройкой: все продающиеся (точнее - выдающиеся по ордерам и талонам, а также в качестве «подарков Великого Вождя») приёмники имеют фиксированную настройку на волну пхеньянского радио, причем представители власти систематически проводят внезапные рейды на дома владельцев приёмников с целью их проверки. Даже в том случае, если кореец покупает приемник в валютном магазине или привозит его из-за границы, он обязан немедленно сдать его в Управление общественной безопасности для переделки, после которой с помощью приёмника можно слушать только идейно проверенное пхеньянское вещание. Наличие у кого-либо непеределанного приёмника уже само по себе считается преступлением. Другим средством информационного контроля над населением является чрезвычайно развитая система спецхранов в библиотеках. В отделы специального хранения попадает вся иностранная литература и все корейские издания более чем 10- или 15-летней давности, за исключением чисто технических, так что северокорейцы лишены возможности проследить за колебаниями линии властей по старым изданиям.

В результате многодесятилетней деятельности северокорейских властей в стране удалось создать стройную систему тотального контроля - построить общество, в котором все стороны жизни индивида если и не управляются властями, то, по крайней мере, им известны и отчасти контролируются. Насколько эффективна эта система? Северокорейское государство существует уже более полувека, за которые в мире произошли немалые изменения. Уже само это обстоятельство показывает, что эффективность северокорейской системы политического контроля (равно как и тесно связанной с ней системы идеологической обработки населения) достаточна велика. Сколько бы лет ни отпустила еще история северокорейскому государству, оно всегда будет привлекать внимание историков и социологов именно как образец тотально контролируемого общества, просуществовавшего в течение достаточно долгого времени.

ГЛАВА III. КРИТИКА ТОТАЛИТАРИЗМА

Тоталитаризм - явление весьма неоднозначное и противоречивое. Такие личности как И.В. Сталин, А. Гитлер, Б. Муссолини, Мао Дзедун внесли существенный вклад в становление тоталитарных режимов в своих странах. Эти люди, которых одни любят, а другие ненавидят, своими политическими и экономическими действиями и распоряжениями уничтожили тысячи, даже миллионы людей ради «великой идеи».

Основной причиной успеха первых тоталитарных движений и партий в начале XX века является их массовость. Правящие буржуазные или аристократические круги считали массы аполитичными, «тёмными», бесполезными в политике. И для этого было достаточно оснований. Сам термин «массы» применим только там, где мы имеем дело с людьми, которых в силу либо просто их количества, либо равнодушия, либо сочетания обоих факторов нельзя объединить ни в какую организацию, основанную на общем интересе, - в политические партии или органы местного самоуправления, или различные профессиональные организации и тред-юнионы. Для подъема нацистского движения в Германии и коммунистических движений в Европе после 1930 г. показательно, что партии набирали своих членов из массы явно безразличных людей, от которых отказывались все другие партии как от слишком вялых или слишком глупых и потому недостойных их внимания. В результате большинство движений состояло из людей, которые до того никогда не появлялись на политической сцене.

Вследствие политической неопытности рядовых партийцев эти партии зачастую были объединениями вокруг одного человека - вождя, который благодаря искусной демагогии, популизму, получал от преданного народа всю полноту власти. Харизматичный лидер, поддерживаемый массами, начинает ограничивать свободы граждан с требования тотальной, неограниченной, безусловной и неизменной преданности даже ещё до захвата им власти. А получив её, начинает расправляться с политическими противниками, ссылаясь на их контрреволюционность, пособничество врагам, социальную опасность.

Примером могут послужить сталинские репрессии 1930х годов. Начиная с 1934 года, в советском Уголовном кодексе фигурировали статьи, дававшие министерству внутренних дел право арестовывать «социально опасных» и «контрреволюционеров», приговаривая их к долгим срокам пребывания в концлагере, причем не подлежащий обжалованию приговор мог быть вынесен и в отсутствие обвиняемого, и в отсутствие защитника. Эта репрессивность на основе закона - не главный аспект террора как явления.

Вторым, еще более устрашающим аспектом террора были административные суды. Юридический документ 1937 года в случае контрреволюционной деятельности предусматривает вынесение обвинительного приговора по сокращенной судебной процедуре: все должно быть завершено в несколько дней, без предоставления подсудимому каких бы то ни было возможностей защиты и права на обжалование приговора. Однако даже такое законодательство еще не могло неизбежно привести к сталинскому террору.

Третий вид террора, отличный от двух первых,- депортация целых народов. Во избежание обвинений в пристрастности Р. Арон приводит несколько строк из доклада Хрущёва о феномене перемещения народов: «...Уже в конце 1943 года, когда на фронтах Великой Отечественной войны определился прочный перелом в ходе войны в пользу Советского Союза, было принято и осуществлено решение о выселении с занимаемой территории всех карачаевцев. В этот же период, в конце декабря 1943 года, точно такая же участь постигла все население Калмыцкой автономной республики. В марте 1944 года выселены были со своих родных мест все чеченцы и ингуши, а Чечено-Ингушская автономная республика ликвидирована. В апреле 1944 года с территории Кабардино-Балкарской автономной республики выселены были в отдаленные места все балкарцы, а сама республика переименована в Кабардинскую автономную республику. Украинцы избежали этой участи потому, что их слишком много и некуда было выслать. А то он бы и их выселил».

В отличие от коммунистических репрессий, в основном всё-таки направленных против врага классового, фашистский террор выбрал своей жертвой исключительно различные национальности, объявленные на государственном уровне неполноценными, враждебными по отношению к государствообразующей нации. Хорошим примером может послужить холокост, в ходе которого были уничтожены миллионы евреев на всей занятой фашистами территории. Но евреи не были единственными жертвами: представителей славянских и многих других народов фашисты уничтожили куда больше.

Сосредоточение власти в руках одной партии неизбежно порождает сращивание её с государственным аппаратом. Такое произошло в Советском Союзе, где бюрократия была подчинена КПСС.

Ещё одной отрицательной чертой тоталитарных режимов является милитаризация промышленности и общества и агрессивная внешняя политика. Например, Германия смогла за короткий срок создать сильнейшую в Европе армию, захватить почти весь этот континент, она вместе с союзниками несколько лет противостояла антифашистской коалиции, обладавшей большими ресурсами, и была сломлена лишь после полнейшего военного поражения. И ускоренная индустриализация СССР была необходима для обеспечения военного паритета с «буржуазным миром».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При тоталитаризме наблюдается стремление одного властного центра, представленного вождем, поставить все или почти все стороны жизни общества под свой контроль во имя достижения общей цели, окрашенной в мессианские тона. Вождь-идол и масса идолопоклонников - вот две опоры тоталитарного государства, поддерживающие, обусловливающие друг друга и просто не способные друг без друга существовать.

При этом всё индивидуальное подчиняется всеобщему. Это также относится и к самому господствующему классу: его представители тоже отождествляются едиными с тоталитарным государством, становятся олицетворением всеобщих стандартов и ценностей.

Как показала история, система власти, построенная на главенстве единой идеологии и соответствующей ей структуре политических институтов и норм, не способна гибко приспосабливаться к динамике сложносоставных обществ. Это внутренне закрытая система, которая движется по законам самоизоляции.

Поэтому в современном мире тоталитаризм не может обеспечить политические предпосылки ни развития рыночных отношений, ни органичного сочетания форм собственности, ни поддержку предпринимательства и экономической инициативы граждан. Это политически неконкурентная система власти.

В условиях современного мира её внутренние источники разложения связаны, прежде всего, с распадом экономических и социальных основ самовыживания. Тоталитарный режим не нуждается в повышении общественного положения наиболее инициативных и перспективных слоёв общества, так как действует только мобилизационными методами. Складывающаяся в этих обществах крайняя напряженность статусного соперничества, ненадежность повседневного существования личности, отсутствие безопасности перед лицом репрессивного аппарата ослабляют поддержку данного режима, у которого отсутствует способность к поиску оптимальных ответов на вызовы времени.

Страх и террор не могут вечно преследовать людей. Малейшее ослабление репрессий активизирует в обществе оппозиционные настроения, равнодушие к официальной идеологии, кризис лояльности. Сохраняя некую преданность господствующей идеологии, люди начинают жить по двойным стандартам. Оппозиционность воплощается в появлении диссидентов, чьи идеи постепенно распространяются и подрывают идеологический монополизм правящей партии.

Главным источником разрушения и невозможности воспроизводства тоталитарных порядков в XXI веке является отсутствие ресурсов для поддержания информационного режима моноидеологического господства. Существуют и чисто технические предпосылки нежизнеспособности тоталитарных систем. Качественное изменение информационных технологий не может не вовлечь в новые порядки даже те страны, которые пытаются искусственно изолировать свое информационное пространство от проникновения «чуждых» идей. А разрушение системы единомыслия и есть основная предпосылка крушения тоталитаризма.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бессонов Б.Н. Фашизм: идеология, политика М.: «Высшая школа», 1985. 280 с.
  2. Галкин А. Германский фашизм М.: «Наука», 1967. 370 с.
  3. Желев Ж. Фашизм (перевод с болгарского) М., 1991. 336 с.
  4. Лопухов Б.Р. История фашистского режима в Италии М., 1977. 290 с.
  5. Мазуров И. Фашизм как форма тоталитаризма // Общественные науки и современность 1993. №5. С. 39-52.
  6. Пленков О.Ю. Феномен фашизма: некоторые аспекты интерпретации // Обществознание в школе. 1999. №1. С. 10-16.
  7. Работяжев Н.В. Политическая система тоталитаризма: структура и характерные особенности // Вестник МГУ. Сер. 12: Политические науки. 1998. №1. С. 3-23.
  8. Устрялов Н.В. Итальянский фашизм М.: «Вузовская книга», 1999. 192 с.
  9. А. Ланьков Северная Корея: вчера и сегодня. Изд.: «Восточная литература», 1995, перераб. и доп. 2000.
  10. Х. Арендт Истоки тоталитаризма, 1951, русский перевод - М.,1995
  11. Р. Арон Демократия и тоталитаризм (перевод с фр. Семёнов Г.И.) М.,1993
  12. Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. М., 2000.
  13. Теория государства и права: Курс лекций / Под редакцией Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е издание, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. - 768 с.
  14. Общая теория права и государства: Учебник / Под редакцией В.В. Лазарева - 2-е издание, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1996 - 427 с.
  15. История отечественного государства и права. Ч. 2: Учебник / Под ред. О.И. Чистякова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006.

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!