Учетная деятельность предприятия

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    85,27 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учетная деятельность предприятия

1. Документирование хозяйственной операции

внебюджетный платеж кредиторский задолженность

Документом в бухгалтерии называют письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции со всеми вытекающими отсюда последствиями - правовыми и материальными.

Бухгалтерский документ - это любой носитель информации, с помощью которого в данной организации на любом участке производства регистрируются хозяйственные операции.

Бухгалтерскими документами регистрируются все хозяйственные операции и в той последовательности, в которой они совершаются на производстве. Именно так обеспечивается сплошной и непрерывный учет всех объектов учета предприятия. Эти бухгалтерские записи используются для текущего контроля и оперативного руководства хозяйственной деятельностью организации, контроля за сохранностью собственности (документы подтверждают материальную ответственность работников за доверенные им ценности). Кроме того, эти бухгалтерские документы служат для контроля правильности и законности хозяйственных операций при ревизиях.

Форма документа определяется совокупностью показателей, а число показателей зависит от содержания хозяйственной операции. Выделяют реквизиты основные, т.е. обязательные для каждого бухгалтерского документа. Они придают документу доказательную силу.

К основным реквизитам относят наименование документа и наименование организации, от имени которой составлен документ; дату составления документа; содержание операции, которую документ отражает; измерители в натуральном и денежном выражении; наименование должностей работников, которые отвечают за конкретную хозяйственную операцию, и их личные подписи. Перечень лиц, имеющих право производить хозяйственные операции с оформлением первичных учетных документов, согласовывается с главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.

Первичные документы составляются в момент совершения хозяйственной операции, либо, если такой возможности нет, сразу же по окончании операции. Ответственность за своевременное и правильное оформление документов, за достоверность данных, содержащихся в них, несут лица, оформившие и подписавшие эти документы.

На предприятии должен быть график документооборота, в котором нормируется своевременное и достоверное создание первичных документов, а также передача их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете.

Формы учетных бухгалтерских документов разрабатываются централизованно. У нас в стране унифицированы все формы кассовых документов, банковские документы и др. Унифицированные формы первичных документов должны применяться без каких-либо изменений.

Важное значение имеет также стандартизация документов (стандартные размеры бланков).

Документы составляют на бланках установленной формы, заполнять надо реквизиты. Если какие-то реквизиты не заполняются, то место, отведенное для них, перечеркивают.

Документы заполняют чернилами, шариковой ручкой, на пишущих и счетных машинах, принтерах. Документы должны быть оформлены аккуратно, текст и цифры написаны четко, разборчиво, денежную сумму указывают цифрами и прописью.

Ошибки в бухгалтерских записях нельзя исправлять с помощью подчисток. Неправильная запись зачеркивается одной чертой так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, затем сверху дописывается правильная информация. При этом исправление специально оговаривается. Текст оговорки таков: «Написанному во исправление ошибки (новый текст или сумма) верить.» Затем следует подпись лица, производившего исправление, и указывается дата исправления.

В денежных документах (например, приходных и расходных кассовых ордерах) исправления не допускаются.

Документы, поступившие в бухгалтерию, обязательно проверяют: по форме, устанавливают необходимое количество заполненных реквизитов, наличие подписей, четкость заполнения документа. Затем проводится арифметическая проверка: определяют правильность подсчетов. Далее проверяют документ по существу: проверяют законность хозяйственной операции.

После этих проверок документы подвергают бухгалтерской обработке, под которой понимают их расценку, группировку и разметку.

Расценка (таксировка) документов - это денежная оценка указанных в документе материальных ценностей. Группировка документов - это подбор однородных документов, чтобы делать записи общими итогами. Разметка (контировка) - это определение и запись корреспондирующих счетов по каждой хозяйственной операции.

После разметки данные о хозяйственных операциях записывают в синтетических и аналитических счетах, а сами документы сдают в архив. Этот процесс прохождения документов от момента выписки до сдачи на хранение называют документооборотом.

Все бухгалтерские документы подлежат обязательному хранению, срок которого устанавливается Главным архивным управлением. В соответствии с существующими в настоящее время правилами большинство первичных документов и вспомогательные учетные регистры (счета, ведомости, журналы) хранятся 3 года, отчеты и Главная книга - 5 лет, лицевые счета работников предприятия - 75 лет.

Во время хранения изъятие первичных документов у организации разрешается только органам дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судам и налоговым инспекциям в соответствии с действующим законодательством. Изъятие оформляется протоколом, копия которого вручается под расписку руководителю организации или главному бухгалтеру. Главный бухгалтер (другое должностное лицо) с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, может снять копии с изымаемых документов с указанием основания и даты.

Если первичные документы пропали, руководитель организации назначает комиссию по расследованию причин пропажи. Результаты работы комиссии оформляют актом с утверждением руководителем предприятия.

В Российской Федерации все первичные документы, учетные документы и отчетность должны составляться на русском языке. (На совместных предприятиях по требованию иностранного вкладчика можно составлять и на иностранном языке, но при этом обязателен подстрочный перевод.)

2. Понятие кредиторской задолженности. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Учет расчетов с бюджетом и по внебюджетным платежам


Все субъекты хозяйствования, организации и физические лица - субъекты предпринимательской деятельности, целью деятельности которых является получения прибыли, связанные с продажей собственной продукции, выполнением работ (оказанием услуг), а следовательно осуществляют в определенном порядке расчеты с потребителями ценностей, работ, услуг, то есть с покупателями и заказчиками.

Посреднические (торговые) и другие предприятия одновременно являются покупателями и продавцами одних и тех же товаров. Расчеты - денежные взаимоотношения, возникающие между предприятиями по операциям товарного и нетоварного характера. Различают расчеты наличные и безналичные.

Взаимоотношения и соответственно расчетные операции с поставщиками и подрядчиками начинаются с поиска и выбора их предприятием. Расчеты с поставщиками и подрядчиками - это взаимные расчеты предприятий за товарно-материальные ценности, выполненные работы, предоставленные услуги. Именно от бесперебойности и планомерности организации данных расчетов решающей степени зависит состояние всех расчетов предприятия, его финансовое состояние и платежеспособность.

Поставщик - юридическое или физическое лицо, осуществляющее поставку товарно - материальных ценностей (сырья, материалов, топлива, строительных материалов, запасных частей, товаров), оказание услуг (подача электроэнергии, газа, воды, пара т. п.), выполнение работ.

Поставщики и подрядчики - это предприятия, которые отгружают продукцию (выполняют работы, предоставляют услуги) покупателям, т.е. по отношению к поставщикам предприятия-потребители всегда выступают покупателями их товарно - материальных ценностей, различных услуг, включая получение электроэнергии, газа, воды, автоуслуг, услуг связи, услуг по переработке материальных ценностей и т.д.

Расчетные взаимоотношения между поставщиками (подрядчиками) и покупателями возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятий и этим отношениям, как правило предшествует заключение договоров (контрактов) купли-продажи товарно - материальных ценностей, договоров подряда на выполнение различных работ, оказание услуг и тому подобное. Это наиболее распространенная и важная основа возникновения обязательств, основная форма реализации товарно-денежных отношений в рыночной экономике.

Договоры, соглашения, контракты - основные документы, предусматривающие права и обязанности сторон. Они являются основаниями возникновения обязательств. Последние также могут возникать в результате уставных требований или желания предприятия поддерживать свою деловую репутацию (если, например, предприятие решило исправить недостатки своей продукции, обнаруженные после истечения гарантийного срока).

В случае невыполнения должником своих обязанностей к нему могут быть применены определенные санкции путем подачи кредитором иска в суд или хозяйственный суд.

При этом право кредитора имеет исковую защиту в пределах определенного законодательством срока (3 года).

С целью повышения надежности поставок при выборе поставщика или подрядчика нужно учитывать ряд условий, среди которых: ценовая конкурентоспособность (включая расходы на хранение, транспортировку и страхование), условия платежа, гарантийные сроки, ремонт и послепродажное обслуживание, соответствие продукции поставщика стандартам качества, возможность закупок непосредственно у производителей или оптовиков, географическое расположение, основные виды деятельности и финансовое состояние; производственная мощность и объемы выпуска продукции за последние годы.

Для правильной организации бухгалтерского учета обязательств важно определения момента возникновения обязательства, поскольку юридические и экономические аспекты этого вопроса не совпадают.

Следует отметить, что расчетные взаимоотношения между поставщиками и подрядчиками нередко происходят на основании товарообменных договоров, т.е. между контрагентами происходит товарный обмен - хозяйственная операция, предусматривает проведение расчетов за товары (работы, услуги) в любой форме, другой, чем денежная, включая любые виды зачета и погашения взаимной задолженности, в результате которых не предусматривается зачисление средств на счета продавца для компенсации стоимости таких товаров (работ, услуг).

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками должен обеспечить:

Своевременную проверку расчетов с поставщиками и подрядчиками;

Предупреждение прострочите кредиторской задолженности.

Порядок и формы расчетов между поставщиком и покупателем определяются хозяйственных договорах. Это наиболее распространенная и важная основа возникновения обязательств, основная форма реализации товарно-денежных отношений в рыночной экономике.

Ответственность за своевременную и качественную подготовку необходимых материалов и оформление договорных отношений, а также учет, регистрацию, хранение договоров рекомендуется возлагать на службу, ответственную за подготовку и оформление договорных отношений в соответствии с возложенными на нее функций (материально-технического обеспечения, сбыта, коммерческую, маркетинга, менеджмента, технического контроля, рекламы, капитального строительства, финансов, транспорта, другие службы соответствии с их функциями в порядке, определенном на предприятии).

Договор считается оформленным после согласования со всеми ответственными лицами. Если со временем стороны желают изменить определенные начальные условия договора, должно быть подписано дополнительное соглашение.

О реальности заключения договора поставки свидетельствует наличие таких документов: журнал учета поступивших грузов (М-1) акт о приемке материалов (М-7); акт о выявленных дефектах оборудования (М-17); накладные на отпуск ТМЦ; приходный ордер (М-4), товарно-транспортная накладная (1-ТН), налоговая накладная; платежные и расчетные документы.

Порядок прохождения документации, связанной с заключением договоров на предприятии, должен быть установлен приказом или положением, в зависимости от количества договоров.

Нарушение договорных обязательств влечет за собой значительные экономические последствия для обоих участников договора.

Таким образом, расчеты с поставщиками и подрядчиками могут осуществляться покупателями (заказчиками) путем зачета взаимной задолженности в случае, когда покупатель (заказчик), в свою очередь, выступает поставщиком (подрядчиком) товаров (работ, услуг) своему поставщику (подрядчику).

Кроме зачета взаимной задолженности, предприятия могут выполнить обязательства перед своими поставщиками и подрядчиками путем перевода долга на другие предприятия с согласия поставщика (подрядчика).

Поставщик (подрядчик), если ему это выгодно, может в расчетах с заказчиком пользоваться правом уступки требования, и тогда заказчик будет вести расчеты с новым кредитором. Такая передача прав по обязательству новом кредитору сопровождается заключением письменного договора между прежним и новым кредитором. Для подтверждения права передачи уступки требования согласие должник не обязательно, поскольку для него не существенно, кому выполнять обязанность, лежащую на нем, однако он должен быть уведомлен об этом, что требование передано новому кредитору.

Покупатели и заказчики в соответствии с договором купли-продажи и других договоров могут осуществлять расчеты путем предварительной оплаты продукции, приобретаемой работ, выполняемых услуг. Авансовые платежи широко распространены в практике расчетов: предприятий связи - за услуги связи, строительных организаций - за выполнение строительных работ, проектно-изыскательских организаций - за изготовление проектно-технической документации, научно-исследовательских и конструкторских организаций - за научно-исследовательские работы.

Рис. 1. Формы расчетов между поставщиками (подрядчиками) и покупателями

Рис. 2 Формы безналичных расчетов

Покупатели продукции, товаров (работ, услуг) обязаны выполнять договорные условия проведения расчетов по соответствующим договорных суммах и в установленные сроки, однако могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, которые препятствуют своевременному выполнению обязательства или выполнения их вообще. Такими обстоятельствами могут быть: временная или стойкая финансовая неплатежеспособность; банкротстве; форс - мажорные обстоятельства.

То есть, при осуществлении операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками, как правило в бухгалтерском учете возникает дебиторская задолженность в случае осуществления предоплаты или кредиторская при последующей оплаты или иного погашения обязательств.

Итак, в результате расчетных взаимоотношений между предприятиями возникают обязательства, т.е. долги или другие обязательства предприятия.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками, как правило ведутся в безналичной форме, порядок проведения вышеуказанных расчетов урегулирован действующим законодательством.

При осуществлении расчетов наличностью предприятия, получая наличный платеж, обязаны подать своим клиентам расчетные документы (налоговую накладную, счет-фактуру, товарный чек, акт выполненных работ, оказанных услуг и т.д.), которые являются подтверждением осуществления клиентом расходов наличности. Поэтому, любая операция расчетов, независимого от их формы и длительности имеет конечную цель получения прибыли, и предприятие, действуя в рамках действующего законодательства и соблюдая собственных интересов, выбирает для себя таких партнеров и формы расчетов с ними, которые принесут ей максимальную прибыль.

К поставщикам и подрядчикам относятся предприятия и организации, поставляющие сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.).

Поступление материальных ценностей от поставщиков, выполнение работ и оказание услуг подрядчиками производятся на основании заключенных организацией договоров. В договорах содержатся вид поставляемых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг, условия поставки, сроки отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, порядок расчетов (условия платежей).

Если же поставщики или подрядчики - иностранные фирмы, то организации должны рассчитываться с ними в соответствии с международными правилами, которые были обобщены Международной торговой палатой в Унифицированные правила по инкассо (в ред. 1978 г., публикация МТП №322) и в Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (в ред. 1983 г., публикация МТП №400).

В настоящее время организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги.

Все сделки с поставщиками и подрядчиками можно разделить на две группы в зависимости от предмета и сущности договоров. Предмет договоров первой группы - приобретение любых товаров и имущественных прав. Формы договоров: купли-продажи, поставки, энергоснабжения, мены. Во вторую группу входят расчеты с подрядчиками. Основные формы договоров: подряда, возмездного оказания услуг, на выполнение НИОКР.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ и оказания услуг либо одновременно с ними с соглашения организации или по ее поручению.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется на одноименном пассивном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», на котором, кроме расчетов за полученные ценности, работы, услуги отражаются расчеты за неотфактурованные поставки (при отсутствии расчетных документов от поставщиков и подрядчиков), за излишки, выявленные при приемке, услуги по перевозкам, услуги связи и др.

Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому предъявленному счету, а расчеты в порядке плановых платежей - по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по поставщикам:

по не оплаченным в срок расчетным документам;

по неотфактурованным поставкам; авансам выданным;

по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;

по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

по просроченным оплатой векселям;

по полученному коммерческому кредиту и др.

В случае поступления ценностей без расчетных документов необходимо проверить, не числятся ли они как оплаченные, но находящиеся в пути, или же, не числилась ли стоимость поступивших ценностей как дебиторская задолженность.

В данном случае в учете фиксируется дебиторская задолженность, явившаяся следствием невыполнения своих обязательств одной из сторон - участников договора. Такие неисполненные обязательства могут предъявляться:

поставщикам, транспортным и другим организациям по выставленным им счетам (при акцепте их покупателями и заказчиками) - в связи с невыполнением отдельных условий по договору, а также возникновением недостач груза в пути, возмещением в связи с этим штрафов, пеней, неустоек или выявлением арифметических ошибок в счетах;

поставщикам или организациям, перерабатывающим материалы заказчика, - за выявленные отклонения по качеству против нормативов, ГОСТ или технических условий;

поставщикам и подрядчикам - за простои и допущенный брак. Размер этих потерь принимается к учету в суммах, признанных виновной стороной или присужденных арбитражным судом;

банкам - по суммам, ошибочно списанным по счетам организации.

Размер начисленных по долговому обязательству процентов согласно ст. 269 НК РФ не должен существенно (более чем на 20% в ту или иную сторону) отклоняться от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же отчетном периоде на сопоставимых условиях. Если же долговые обязательства, выданные в том же отчетном периоде на сопоставимых условиях, отсутствуют, то предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной на 10% (если обязательство - в рублях) и увеличенной на 15% (если обязательство - в валюте).

Основным документом по расчетным взаимоотношениям с поставщиками и подрядчиками является счет-фактура установленной формы, которую выписывает поставщик или подрядчик. В счете-фактуре заполняются следующие реквизиты: наименование поставщика, его адрес, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), грузополучатель, грузоотправитель, покупатель, его адрес, ИНН.

В счет-фактуре указывают сведения о поставленных товарах или дают описание выполненных работ, оказанных услуг по их видам, приводят единицу измерения, количество (объем), цену; стоимость за все количество товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога на добавленную стоимость. В документе обязательно указывают налоговые ставки и суммы налога на добавленную стоимость.

В условиях применения журнально-ордерной формы учета расчеты с поставщиками отражаются в журнале-ордере №6. В нем ведутся записи по каждому поставщику и подрядчику с подробной расшифровкой в хронологической последовательности. В конце месяца в журнале №6 выводят итоги: по дебету отражают суммы, оплаченные поставщикам; по кредиту - суммы, причитающиеся к оплате поставщикам; данные в журнале-ордере №6 сверяют с оборотами корреспондирующих счетов, отраженными в других журналах-ордерах, после чего итоги за месяц по кредиту счета 60 из журнала-ордера переносят в Главную книгу.

К счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» могут быть открыты субсчета, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Субсчета к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Субсчет

Предназначение

60-01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по акцептованным и другим расчетным документам»

предназначен для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками за приобретаемые ценности, работы, услуги. Он кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету поступивших товарно-материальных ценностей, принятых работ, потребленных услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей или счетов учета соответствующих затрат.

60-02 «Расчеты по неотфактурованным поставкам»

Излишки материальных ценностей по сравнению с указанными в счете, а также поступление материальных ценностей при отсутствии расчетных документов отражаются в учете как неотфактурованные поставки по кредиту субсчета 60-02 «Расчеты по неотфактурованным поставкам» в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов учета товарно-материальных ценностей по ценам, предусмотренным в договорах. После получения расчетных документов ранее отраженная задолженность сторнируется.

60-03 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по авансам выданным»;

учитываются расчеты с поставщиками и подрядчиками по выданным им авансам под поставку материальных ценностей либо под выполнение работ, услуг.

60-04 «Расчеты по векселям, выданным поставщикам и подрядчикам»

отражаются суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией простыми векселями или акцептованными к оплате векселями-траттами (переводными).

60-05 «Расчеты с дочерними обществами»

На субсчетах 60-05 «Расчеты с дочерними обществами» и 60-06 «Расчеты с зависимыми обществами» организацией отражается информация о расчетах с поставщиками и подрядчиками, являющимися по отношению к организации дочерними или зависимыми обществами

60-06 «Расчеты с зависимыми обществами»


60-08 «Расчеты по векселям, выданным прочим контрагентам»

отражаются суммы задолженности прочим контрагентам, обеспеченные выданными организацией простыми векселями или акцептованными к оплате векселями-траттами (переводными).


Налог на добавленную стоимость по товарно-материальным ценностям, работам, услугам отражается по кредиту субсчета 60-01 и дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Погашение задолженности перед поставщиками записывается по дебету счета 60 и кредиту счетов учета денежных средств (51, 52, 55) или кредитов банка (66, 67). При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.

За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту субсчета 60-01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по акцептованным и другим расчетным документам» производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п.

При обнаружении недостачи или других несоответствий, указанных в счете после его оплаты, кредитуется субсчет 60-01 и дебетуется счет 10 «Материалы» (15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей») на стоимость поступивших ценностей или другие счета на стоимость принятых работ и потребленных услуг, а на сумму непризнанной части счета дебетуется субсчет 76-09 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами по претензиям» в корреспонденции с кредитом субсчета 60-01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по акцептованным и другим расчетным документам».

Дебетуется субсчет 60-01 на суммы исполнения обязательств (оплату счетов) в корреспонденции со счетами учета денежных средств и др.

Суммы выданных авансов отражаются по дебету субсчета 60-03 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по авансам выданным» в корреспонденции со счетами учета денежных средств и другими счетами. Зачет ранее выданных авансов и погашение задолженности поставщика или подрядчика отражается по кредиту субсчета 60-03 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по авансам выданным» в корреспонденции с субсчетом 60-01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по акцептованным и другим расчетным документам».

Выдача векселя или акцепт тратты в счет погашения задолженности поставщикам и подрядчикам за товары, работы, услуги отражается по дебету субсчета 60-01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по акцептованным или другим расчетным документам» (или других субсчетов счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками») в корреспонденции с кредитом субсчета 60-04 «Расчеты по векселям, выданным поставщикам и подрядчикам». Получение товаров, работ, услуг от поставщиков и подрядчиков отражается по дебету счетов 10 «Материалы», 41 «Товары» и других счетов в корреспонденции с субсчетом 60-01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по акцептованным или другим расчетным документам» (или другими субсчетами счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»).

Замена денежного обязательства векселем (в соответствии с дополнительным соглашением с поставщиком) отражается по кредиту субсчета 60-04 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по векселям выданным» в корреспонденции с субсчетом 60-01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по акцептованным и другим расчетным документам».

Оплата векселя отражается по дебету субсчета 60-04 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по векселям выданным» с кредитом счетов учета денежных средств.

Суммы кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовый результат организации. В бухгалтерском учете эта операция отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту субсчета 91-01 «Прочие доходы».

Если расчеты с поставщиками и подрядчиками ведутся в иностранной валюте, на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» могут возникать курсовые разницы, связанные с изменением курса рубля по отношению к иностранной валюте. При отражении курсовых разниц производится запись по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту субсчета 91-01 «Прочие доходы» - на сумму положительных курсовых разниц или по дебету субсчета 91-02 «Прочие расходы» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на сумму отрицательных курсовых разниц.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» обособленно.

Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по:

покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам;

авансам полученным;

векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;

векселям, дисконтированным (учтенным) в банках;

векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

Аналитический учет по каждому покупателю ведется в ведомости №38. В конце месяца данные по счету 62 переносятся в журнал-ордер №11, а из него - в Главную книгу.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется на одноименном пассивном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», на котором, кроме расчетов за полученные ценности, работы, услуги отражаются расчеты за неотфактурованные поставки (при отсутствии расчетных документов от поставщиков и подрядчиков), за излишки, выявленные при приемке, услуги по перевозкам, услуги связи и др.

Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, проводятся по счету 60 независимо от времени оплаты.

Если до поступления расчетного или исполнительного документа в банк задолженность была учтена на другом кредиторском счете, то сумма по поступившему счету или исполнительному документу записывается в кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и в дебет того счета, на котором эта задолженность была учтена.

На счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется учет расчетов:

по расчетным документам, которые акцептованы и подлежат оплате;

по расчетам, осуществляемым в порядке плановых платежей;

по расчетным документам, по которым не поступили счета-фактуры (неотфактурованные поставки);

по излишкам товарно-материальных ценностей, выявленным при их приемке.

По кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции со счетами учета производственных запасов (10, 15, 16), товаров (41, 45), затрат на производство (20 - 29) отражается задолженность организации поставщикам и подрядчикам:

за фактически поступившие товарно-материальные ценности, принятые работы и оказанные услуги;

за услуги по доставке товарно-материальных ценностей;

за услуги по переработке материалов организации сторонними организациями.

Рис. 3 Схематическое изображении корреспонденции счетов

Предприятие в процессе хозяйственной деятельности выступает не только в качестве покупателя товарно-материальных ценностей, но и в качестве продавца производимой продукции или оказываемых услуг. В этом случае возникают расчеты с покупателями (заказчиками). Возможны два основных варианта расчетов:

оплата за реально выполненные работы и поставленные товары;

авансовые платежи (предоплата) за предстоящие поставки и еще невыполненные работы.

Соответственно, оправдательными документами для первого вида платежей являются счета, товарные накладные, акты выполненных работ либо оказанных услуг, акты о приемке выполненных работ и др. Оправдательными документами для выплаты авансов служат договора.

При продаже товаров покупателю выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).

Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. Кроме того, счет-фактура составляется поставщиком также по фактам поступления любых денежных средств, связанных с расчетами по оплате товаров, выполненных работ, оказанных услуг, а также денежных средств, поступивших в качестве предоплаты. Данный счет-фактура регистрируется в книге продаж, но не предъявляется покупателям для регистрации в книге покупок.

Счета-фактуры, составленные по фактам полученной предоплаты, являются основанием для начисления налога на добавленную стоимость.

Для отражения информации о расчетах с покупателями и заказчикам используется активный счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

К счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» могут быть открыты следующие субсчета: «Расчеты в порядке инкассо»; «Расчеты плановыми платежами»; «Векселя полученные»; «Расчеты по авансам полученным». Их характеристика представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Характеристика субсчетов к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Предназначение

Субсчет 62.1 «Расчеты в порядке инкассо»

отражают расчеты по сданным в кредитную организацию документам за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы и оказанные услуги. При этом поставщики и подрядчики чаще всего оформляют платежные требования, которые передаются в обслуживающий банк. Последний обязан востребовать платеж с покупателя или заказчика. Технология расчета зависит от условий, предусмотренных в договоре: без акцепта (согласия) плательщика либо с предварительным его акцептом.

Субсчет 62.2 «Расчеты плановыми платежами»

предназначен для учета при наличии длительных и постоянных договорных связей между партнерами, когда платеж по отдельному документу не означает завершения сделки. Произведение расчетов по каждой поставке в таком случае порождает большое количество документов. Поэтому расчеты производятся ежедневно или в другой отрезок времени исходя из планового объема поставок с обязательной корректировкой в конце месяца по фактически выполненным обязательствам. Данный субсчет применяется при расчетах за хлебобулочные и молочные изделия и т.п.

Субсчет 62-3 «Векселя полученные»

учитывается задолженность покупателей, обеспеченная выданными векселями.

Субсчет 62.4 «Расчеты по авансам полученным»

необходим в тех случаях, когда поставщик (подрядчик) зачисляет на банковские счета денежные суммы, поступившие в порядке предварительной оплаты предстоящей отгрузки (отпуска) товарно-материальных ценностей или выполнения капитальных работ.

Учет расчетов с покупателями, должен обеспечить контроль возникновения дебиторской задолженности в процессе реализации, сроков и фактов погашения, а также реальной оценки дебиторской задолженности и времени поступления финансовых средств в организацию. Кроме того, учет расчетов с покупателями является составной частью учета реализации и непосредственно влияет на уровень налогообложения.

Все расчеты с покупателями и заказчиками организации строят на основании заключенных договоров-контрактов, в которых указаны сроки, условия поставки продукции, порядок оплаты и т.п. Документами при расчетных взаимоотношениях с покупателями и заготовительными организациями являются специальные приемные квитанции. В приемных квитанциях отражают, какая продукция принята, ее количество (в натуральной и зачетной массе), дата, причитающаяся оплата и т.п. Эта квитанция является основанием для записей в учетные регистры по счету 62.

На суммы реализованной продукции организация предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику, дебетуя при этом счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредитуя счет 90 «Продажи». При погашении покупателями и заказчиками своей задолженности они списывают ее с кредита счета 62 в дебет счетов денежных средств.

Основная корреспонденция счетов, используемая при учете расчетов с поставщиками товаров и услуг представлена в таблице 3.

Таблица 3 - Основная корреспонденция счетов по учету расчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей и услуг

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов


Дебет

Кредит

1. Произведена предоплата поставщику за товар

60-2

51, 55, 52, 66

2. На основании счета-фактуры поставщика оприходован товар, полученный от поставщика: - на стоимость оприходованного товара за вычетом НДС - на сумму НДС, указанную в счете-фактуре

  41 19

  60-1

Если товар приобретен через подотчетное лицо: - на стоимость оприходованного товара за вычетом НДС - на сумму НДС, указанную в счете-фактуре

 41 19

 71

3. Произведен зачет ранее выданного аванса

60-1

60-2

4. Погашена задолженность перед поставщиком

60-1

50, 51, 52, 55, 60-3, 66

5. Произведен зачет НДС, по приобретенным ценностям

68

19

6. Возврат средств, при отмене поставки, по которой произведена предоплата

51, 55, 52, 66

60-2

7. Закуплены товары у населения через подотчетных лиц

41

71

8. Оприходованы по счету-фактуре основные средства и нематериальные активы: - на стоимость оприходованных основных средств и нематериальных активов за вычетом НДС - на сумму НДС, указанную в счете-фактуре

   08 19

   60-1

9. Оприходованы материалы на основании счета-фактуры поставщиков: - на стоимость оприходованного товара за вычетом НДС - на сумму НДС, указанную в счете-фактуре

  10 19

  60-1

10. На основании выставленных счетов-фактур отражена стоимость потребленных услуг (свет, вода, отопление и т.п.): - на стоимость потребленных услуг за вычетом НДС - на сумму НДС, указанную в счете-фактуре

  44 19

  60-1


При продаже амортизируемого имущества, то есть основных средств и нематериальных активов, а также другого имущества, стоимость имущества по ценам продажи списывают в дебет счета 62 с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы». Поступление платежей за проданное имущество отражают по дебету счетов по учету денежных средств (50, 51, 52, 55) и кредиту счета 62.

Поступление дебиторской задолженности признается в учете как формирование прочих доходов.

Действующее законодательство предусматривает погашение дебиторской задолженности путем уступки права требования первоначальным кредитором новому кредитору. Данный порядок регулируется п. 1 ст. 382 ГК РФ.

Не допускается переход прав кредитора к другому лицу по регрессным требованиям. В подобной ситуации имеется в виду, что к поставщику, выполнившему свои обязательства и уступившему право требования на удовлетворение этих обязательств новому кредитору, последний не вправе предъявить данное требование первоначальному кредитору.

Сумма обязательств согласно уступке требования к новому кредитору может быть ниже или выше суммы первоначальной дебиторской задолженности. Это зависит не только от финансовой устойчивости первоначального кредитора, но и от сложившейся ситуации на соответствующем сегменте его предпринимательской деятельности.

Дебиторскую задолженность можно разделить на истребованную, т.е. признанную не удовлетворенной должником, несмотря на принятые меры по ее возврату кредитором, и неистребованную. В последнем случае считается, что кредитор не предпринял необходимых действий, подтвержденных документально, по ее возврату, включая попытку возврата через суд. Не исключено, что такие действия могут быть результатом умысла одной из сторон. Согласно ст. 169 ГК РФ в подобной ситуации имущество, полученное по сделке, должно быть возвращено другой стороне. Полученное же этой стороной имущество либо причитавшееся ей в возмещение исполненного подлежит взысканию в доход федерального бюджета, т.е. налогооблагаемая база по налогу на прибыль уменьшению не подлежит.

Неистребованная дебиторская задолженность списывается кредитором на убытки только по истечении трех лет со дня фактического получения организацией-должником товаров (работ, услуг). Если в дальнейшем сумма дебиторской задолженности поступит, то ее оприходование относится на прочие результаты.

Признание дебиторской задолженности нереальной к погашению в силу неплатежеспособности должника и отнесение ее на убытки организации по истечении срока исковой давности (три года) не дает основания прекратить текущий контроль за ней. Она принимается к учету с момента отнесения на убытки на забалансовый счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» и продолжает числиться в течение пяти лет для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

 


Список использованной литературы


1.      Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 30.11.2014) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014)

.        Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 03.12.2014)

.        Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 №307-ФЗ (ред. от 11.07.2014).

.        Федеральный закон «Об бухгалтерском учете» от 21.11.11 №402-ФЗ (ред. От 28.11.2014).

.        Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 18 октября 2007 г., 22, 23 июля 2008 г., 02 августа, 27 ноября 2009 г., 05 июля 2013 г., 01 июля и 06 декабря 2014 г.)

6.      План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению от 31.10.2000 г. №94н (в ред. от 07.05.2003 г.), утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]: справ. правовая система Консультант Плюс.

7.      Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №32н (в ред. приказа Минфина РФ от 08.11.2013 №144н) [Электронный ресурс]: справ. правовая система Консультант Плюс.

8.      Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №33н (в ред. приказа Минфина РФ от 08.11.2013 №144н) [Электронный ресурс]: справ. правовая система Консультант Плюс.

9.      Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008. Утверждено приказом Минфина РФ от 6 сентября 2008 г. №106н (в ред. 27.04.2014 г.)

.        Приказ Минфина РФ «Об утверждении Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» утвержденное приказом Минфина РФ №34н от 29 июля 1998 г. (с изменениями от 24.12.2013 г. Приказ Минфина России №186н).

11.    Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 №43н (в ред. Приказа Минфина от 18.09.2006 г. №115н) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации ПБУ 4/99» [Электронный ресурс]: справ. правовая система Консультант Плюс.

.        Бычкова С.М., Бадмаева Д.Г., Бухгалтерский финансовый учет. М.: Эксмо, 2012. - 528 с.

.        Вахрушина М.А., Бухгалтерский управленческий учет. 6-е изд., испр. - М.: Омега-Л, 2011. - 570 с.

.        Егорова Л.И., Бухгалтерский (управленческий) учет. М.: ЕАОИ, 2011. - 111 с.

.        Ендовицкий Д.А., Рахматулина Р.Р., Бухгалтерский и налоговый учет на малом предприятии. М.: Кнорус, 2012. - 256 с.

.        Ерофеева В.А., Тимофеева О.В., Бухгалтерский учет. Конспект лекций., М.: Юрайт-Издат, 2012. - 192 с.

.        Каморджанова Н.А., Карташова И.В., Бухгалтерский учет. 6-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - 320 с

.        Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет., 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2014. - 504 с.

.        Кондраков Н.П., Бухгалтерский учет., М.: Инфра-М, 2012. - 592 с.

.        Крюков А.В. Бухгалтерский учет с нуля., М.: Эксмо, 2013. - 368 с.

.        Кувшинов М.С., Бухгалтерский учет. Экспресс-курс., М.: Кнорус, 2013. - 296 с.

.        Лишиленко А.В., Бухгалтерский учет. 3-е изд., перераб. и доп. - Киев: 2014. - 736 с.

.        Мощенко Н.П., Международные стандарты учета и финансовой отчетности, М.: Финансы и статистика, 2012. - 272 с.

.        Пошерстник Н.В. Учебно-практическое пособие. Бухгалтерский учет., СПб.: Питер, 2012. - 416 с.

Похожие работы на - Учетная деятельность предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!