Делопроизводство и корреспонденция
Выполнил студент 2 курса (3,6)
Игнатова Ю.В.
Проверил:
Н.А. Авдиенко Ст. преподаватель
Сыктывкар 2014
Содержание
1.Классификация управленческой документации
2. Претензионно-исковая документация
3. Грамотно составить приказ о приеме на работу
Список использованной литературы
1.Классификация управленческой документации
Все документы по отражаемым в них видам деятельности делятся на две большие группы. Первая - это документы по общим и административным вопросам, т.е. вопросам общего руководства предприятием (организацией) и его производственной деятельностью. Эти документы могут составлять работники всех подразделений предприятия. Вторая группа - документы по функциям управления. Такие документы составляют работники финансовых органов, бухгалтерии, отделов планирования, снабжения и сбыта, других функциональных подразделений.
Документы классифицируются по наименованиям: научные отчеты, чертежи, схемы, графики, технологические и другие карты, приказы, распоряжения, планы и отчеты, акты, протоколы, договоры, уставы, инструкции, справки, докладные, объяснительные записки, служебные письма, телеграммы, анкеты, стандарты, технические условия, платежные требования и поручения, доверенности, исковые заявления, авторские свидетельства и т. д. Оформление всех этих документов унифицировано, но по содержанию они могут быть совершенно разными[2, c.98].
По месту составления документы подразделяются на документы, используемые для решения внешних и внутренних вопросов. Внешняя документация в свою очередь делится на входящую и исходящую корреспонденцию. Внешние - это документы, поступающие из других предприятий, организаций, от частных лиц. Внутренние - это документы, составляемые работниками данного предприятия.
По содержанию документы классифицируют на простые и сложные. Простые - это документы, в которых рассматривается один вопрос, в сложных рассматривается несколько вопросов.
По степени гласности различают документы открытые (несекретные) и документы с ограниченным доступом. Документы с ограниченным доступом бывают разной степени секретности (совершенно секретные, секретные и др.), документы для служебного пользования (ДСП), с грифом «конфиденциально».
По юридической силе документы подразделяют на подлинные и подложные. Подлинные документы бывают действительные и недействительные. Недействительным документ становится в результате истечения срока действия или отмены его другим документом.
По срокам исполнения документы классифицируются на срочные и несрочные. Срочными являются документы со сроком исполнения, установленным законом и соответствующими правовыми актами, а также телеграммы и другие документы с грифом «срочно». Для несрочных срок исполнения не установлен.
По стадиям подготовки документы подразделяются на черновой документ и (оригинал подлинник).
С оригинала могут быть изготовлены копии, выписки из документа и дубликат.
Копия - идентичное, заверенное должностным лицом воспроизведение подлинника. Выписка из документа - заверенная часть текста подлинника. Дубликат - повторный экземпляр документа, имеющий юридическую силу с подлинника.
По происхождению документы классифицируют на служебные, подготовленные на предприятиях, в организациях, и личные письма граждан с изложением жалоб, предложений, просьб.
По срокам хранения документы делятся на документы постоянного и документы временного хранения. Документы временного хранения в свою очередь подразделяются на документы со сроком хранения до 10 лет и свыше 10 лет.
По степени обязательности документы бывают информационные, содержащие сведения и факты о производственной и иной деятельности организаций, и директивные - обязательные для исполнения, носящие характер юридической или технической нормы.
По степени унификации различают документы индивидуальные, типовые, трафаретные, примерные и унифицированные в виде анкеты и таблицы.
Индивидуальные документы по содержанию являются специфическими, носящими характер разового документа.
Типовыми являются документы, рассчитанные на изложение однородных процессов и явлений: типовой технологический процесс, типовые правила внутреннего распорядка и т. п.
Анкета - способ представления унифицированного текста, при котором постоянная информация располагается в левой части листа, строками друг под другом, в форме существительных в именительном падеже, а переменная вносится в документ в процессе его составления в правую часть листа. Таким образом, анкета является следующим уровнем формализации текста, где отсутствует фраза, а имеются лишь необходимые для читающего данные. Она рекомендуется для использования в тех случаях, когда характеризуется один объект по ряду параметров.
Таблица - постоянная информация, размещенная в заголовках граф и боковика (заголовки строк), а переменная (в цифровом или словесном выражении) - на пересечении соответствующих граф и строк.
Текст, представленный в виде таблицы, обладает большой информационной емкостью, позволяет строго классифицировать и кодировать информацию и легко суммировать аналогичные данные. В табличной форме оформляются штатное расписание, график отпусков и другие документы.
В хозяйственной деятельности организаций используются разнообразные документы, оформляющие взаимоотношения сторон, вступающих в деловое сотрудничество и коммерческо-хозяйственные связи. Это, в частности, договоры (поставки, выполнения работ или услуг, аренды и др.), контракты, трудовые соглашения и т. п. Каждый из названных документов имеет общепринятую форму.
По характеру содержания документы бывают первичные и вторичные. Первичный документ содержит исходную информацию, которая суммируется, обобщается во вторичных документах.
Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России, Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) Росархива, Департаментом информатизации Центрального Банка России, акционерным обществом "Финтех", Вычислительным центром (ВЦ) Госкомстата России, Всероссийским центром производительности (ВЦП) Минтруда России, Пенсионным фондом России, Объединением ИнформВЭС МВЭС России разработан Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД).
ОКУД является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и охватывает унифицированные системы документации и формы документов, разрешенных к применению в народном хозяйстве.
ОКУД предназначен для решения следующих задач [1]:
регистрации форм документов;
упорядочения информационных потоков в народном хозяйстве;
сокращения количества применяемых форм;
исключения из обращения неунифицированных форм документов;
обеспечения учета и систематизации унифицированных форм документов на основе их регистрации;
контроля за составом форм документов и исключения дублирования информации, применяемой в сфере управления;
рациональной организации контроля за применением унифицированных форм документов.
Объектами классификации в ОКУД являются общероссийские (межотраслевые, межведомственные) унифицированные формы документов, утверждаемые министерствами (ведомствами) Российской Федерации - разработчиками унифицированных систем документации (УСД).
В ОКУД приведены наименования и кодовые обозначения унифицированных форм документов, входящих в унифицированные системы документации.
Код унифицированной формы документа (код) состоит из семи цифровых десятичных знаков и контрольного числа (КЧ).
В ОКУД принята иерархическая классификация с тремя ступенями.
Каждая позиция классификатора состоит из двух блоков:
блока идентификации;
блока наименований объекта классификации.
Идентификация унифицированной формы проводится через классификацию.
Таблица 1
Структура кодового обозначения унифицированной формы документа по ОКУД [1]
ХХХХХХХХКласс формПодкласс формРегистрационный номерКонтрольное число
В кодовом обозначении унифицированной формы документа отражены следующие признаки классификации: первый и второй знаки (класс форм) - принадлежность унифицированной формы документа к соответствующей унифицированной системе документации; третий и четвертый знаки (подкласс форм) - общность содержания множества форм документов и направленность их использования; пятый, шестой и седьмой знаки - регистрационный номер унифицированной формы документа внутри подкласса; восьмой знак - контрольное число.
Для Унифицированной системы первичной учетной документации в документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья пятый знак (вид формы) - общность учетных операций; шестой и седьмой знаки - регистрационный номер унифицированной формы документа внутри вида.
. Претензионно-исковая документация
документация управленческий унифицированный
В договорно-претензионной работе, которую ведут организации, претензионная переписка имеет важное значение.
Проведение претензионной работы является максимально эффективным средством воздействия на контрагента с целью понудить его оплатить товар, оказать услуги, выполнит работы.
Претензионный порядок урегулирования спора представляет собой особую (письменную) примирительную процедуру, процедуру урегулирования спора самими спорящими сторонами, осуществляемую посредством предъявления претензии и направления ответа на нее.
Суть претензионного порядка урегулирования разногласий заключается в том, что ответчику заранее (то есть до его обращения в арбитражный суд за защитой нарушенных прав) предъявляются требования, касающиеся наличия у организации каких-либо претензий к нему. Претензионный порядок в определенной степени охраняет интересы самого ответчика, поскольку позволяет ему удовлетворить предъявленные требования в добровольном порядке и, следовательно, избежать дополнительных расходов в случае передачи спора на разрешение арбитражного суда [2, c.219].
Таким образом, прежде чем подать иск в суд, целесообразно направить виновной стороне претензию.
Что касается значимости претензионного порядка урегулирования спора, следует указать, что основная задача его применения состоит в том, чтобы побудить стороны самостоятельно урегулировать возникший конфликт или ликвидировать иную обнаружившуюся неопределенность (например, разногласия по техническим и финансовым вопросам). Его использование позволяет стороне, права которой полагаются нарушенными, довести до сведения другойстороны (предполагаемого нарушителя) свои требования, а нарушителю -добровольно удовлетворить обоснованные требования, не допуская «переноса» рассмотрения возникшего спора в суд. В практике наиболее распространенными являются следующие претензии [4, c.198]:
вытекающие из договора перевозки;
по расчетам за выполненные работы, оказанные услуги, аренду помещений (имущества);
связанные с нарушением договора строительного подряда, подряда на выполнение проектных работ (поставкаматериалов более низкого качества, нарушение оговоренного порядка расчетов, завышение объемов выполненных работ, нарушение технологии строительства, нарушение сроков производства строительных работ и их сдачи).
Претензионная работа состоит из трех основных частей:
) подготовка соответствующих материалов и предъявление организацией претензии к ее должнику (дебитору);
) рассмотрение поступающих претензий и принятие решений по ним;
) анализ предъявляемых и предъявленных претензий, обобщение полученных в результате этого анализа данных о соблюдении производственной, трудовой и финансовой дисциплины в организации.
Порядок претензионной работы следующий. Заинтересованная сторона направляет своему контрагенту письменное обращение (претензию), в котором излагает конкретные требования и дает их обоснование, а вторая сторона в 30-дневный срок (либо тот, который указан в договоре) обязана ответить на претензию (п. 2 ст. 452, п. 2 ст. 797 ГК). Неполучение ответа на претензию, либо получение ответа, не удовлетворяющего требования заявителя, дает ему право обратиться в арбитражный суд для разрешения спора по существу. Невыполнение даст суду основание оставить исковое заявление без рассмотрения.
Использование претензионного порядка допустимо и в иных случаях: любая из сторон договора вправе предъявить другой его стороне претензию даже в отсутствие установленного законом или соглашением сторон претензионного порядка.
Как правило, в претензии должно быть отражено:
. Адресат претензии;
. Наименование «Претензия», однако название не имеет существенного значения, можно назвать как угодно, например «Уведомление», либо вообще не называть, главное чтобы в документ по сути был претензией.
Немаловажно, что вместо названия «претензия» для оформления претензионных требований в принципе возможно использование и иных названий документа - закон не содержит запрета на такое отступление. В частности, действующее законодательство само допускает именование претензии как [2, c.221]:
требования (это, например, требование бенефициара к гаранту (п. 1 ст. 376 ГК РФ));
предложения (это, например, предложение об изменении или расторжении договора (п. 2 ст. 452 ГК РФ));
уведомления (это, например, уведомление о повреждении (порчи) багажа или груза при международных воздушных перевозках (п. 1 ст. 127 Воздушного кодекса РФ); уведомление о намерении приостановить оказание услуг связи (п. 3 ст. 44 Федерального закона «О связи»));
заявления (см., например, п. 4 ст. 124 Воздушного кодекса РФ);
извещения (см., например, извещение, направленное арендатором арендодателю, о недостатках сданного в аренду имущества (п. 1 ст. 612 ГК РФ)).
. В претензии указывается: дата ее подачи; полное наименование заявителя претензии, а для юридических лиц - данные свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица; местонахождение юридического лица, а для физических лиц - данные документа, удостоверяющего личность и адрес, по которому следует направлять ответ на претензию; банковские реквизиты заявителя;
. Обстоятельства, на которых основаны претензионные требования;
. Разногласия, возникшие вследствие того, что одна из сторон не выполнила условия договора: подробное описание обстоятельств, вызвавших предъявление претензии (полная или частичная утрата груза, недостача, просрочка в доставке, нарушение сроков, качества, количества товара, услуги, работы);
. Расчет убытка (расчет суммы требования, что в совокупности позволит стороне рассмотреть претензию по существу). (в зависимости от вида спора: товарные накладные и чеки, счета фактуры, акты приёмки, коммерческие акты и т.д.). Необходимо указание суммы претензии по каждому отдельному требованию, по каждой накладной, квитанции о приеме груза, учетной карточке выполнения заявки, ведомости подачи и уборки вагонов, накопительной карточке и иным документам;
. Предложения относительно вариантов урегулирования спора (предложение погасить задолженность в течение установленного срока);
. Срок для ответа на претензию;
. Перечисление документов приложения;
. Кроме того, в претензии указывается, что если не будет достигнуто взаимоприемлемое решение или пройдут разумные сроки для ответа на претензию, потерпевшая сторона будет вынуждена обратиться в суд для урегулирования разногласий.
Прежде всего, следует иметь в виду, что требования должны быть четко сформулированными и лаконичными. Действующее законодательство не содержит требования какой-либо единой формы претензии. Однако из ее содержания должны быть четко понятны суть и обоснованность претензионных требований.
Претензионный порядок считается соблюденным, если:
претензия заявлена в установленный срок;
претензия заявлена надлежащим заявителем, т.е. лицом, имеющим право на предъявление претензии;
претензия заявлена к надлежащему лицу, т.е. субъекту совершившему правонарушение, субъекту, который уполномочен ее рассматривать;
претензия содержит все необходимые сведения и расчет суммы требований, позволяющие рассмотреть ее по существу;
к претензии приложены документы, которые могут служить доказательством предъявленных требований клиента.
Соблюдение срока предъявления претензии - один из факторов, влияющих на общий вывод в отношении соблюдения претензионного порядка в целом. Вследствие этого нельзя недооценивать важность соблюдения условия о сроке предъявления претензии (вне зависимости от того, установлен он законом или договором). Значение этого условия объясняется тем, что «время, затраченное на урегулирование спора в претензионном порядке, входит обычно в установленный срок исковой давности и, следовательно, поглощает часть срока, предоставленного для защиты в арбитражном суде предпринимателем своих прав и законных интересов. Поэтому важно предъявлять претензию в кратчайшие сроки со дня выявления нарушения своих прав [2, c.223].
Для целей правильного исчисления срока предъявления претензии нужно руководствоваться следующим правилом: датой предъявления претензии считается дата штемпеля почты предъявителя претензии о принятии письма (либо телеграммы), дата сообщения по факсу или телетайпу или дата непосредственного вручения претензии стороне, которой она предъявляется.
Претензия предъявляется в письменной форме. С реквизитами, включая, собственно, само претензионное требование.
Адресатом претензии должно выступать лицо, которое предполагается непосредственным нарушителем субъективных гражданских прав предъявителя претензии. В том случае, если корреспонденция, содержащая претензионные требования, адресована иному лицу (например, материнскому обществу, управляющей компании и т.д.), она не может рассматриваться как претензия.
По общему правилу претензия предъявляется по месту нахождения адресата претензии (месту проживания, если это индивидуальный предприниматель).
Кто имеет право подписывать претензии от имени организации:
. Только руководитель организации, то лицо, которое имеет право подписывать договоры от имени организации.
. Во время отпуска (болезни) руководителя - лицо, которое согласно учредительным документам исполняет его обязанности и ему предоставлены соответствующие полномочия.
. Любое иное лицо, имеющие подобные полномочия согласно доверенности.
В случае, если стороны детально прописали претензионный порядок, указав, что подписывать претензии вправе только руководитель, то необходимо, чтобы он и подписывал, а не юрист или другое лицо (только в случае, если у него есть полномочия представителя согласно доверенности), даже если он потом поставит печать организации. Практика показывает, что противном случае - это расценивается как несоблюдение претензионного порядка. В ведомственных положениях о договорно-претензионной работе указано, что претензию подписывает только начальник управления (такая практика сложилось потому, что начальник является лицом, которое имеет право подписывать все договоры, поэтому и должен подписывать все претензии).
Очень важным является вопрос о том, как доказать в суде, что претензионный порядок был соблюдён. Надо доказывать отправку именно претензии, а не какого-либо иного документа. Обычно на суде достаточно извещения о направлении претензии (почтового уведомления) и, соответственно, пропуска срока, достаточного на ответ. Можно составить опись вложения - но она не обязательна и не требуется. Если отправить претензию ценным письмом, то Опись вложения в ценное письмо составляется обязательно в 2-х экземплярах. Один в конверт с календарным штемпелем и подписью оператора, другой (такой же экземпляр) отправителю. В этом случае ставиться печать на почте на втором экземпляре описи. В описи указывается наименование документа и наименование всех приложений, возможно указание номера документа, даты и т.п. Почта ставит свой штамп на описи, что предполагает, что она опись проверила и что опись соответствует содержимому письма.
Что касается ценных писем, то они, в отличии от заказных, получателю по адресу не носятся. Поэтому целесообразно посылать претензии с курьером, либо заказными письмами, поскольку их носят по адресу. В уведомлении после названия адресата лучше сделать пометку „претензия.
Как показывает практика некоторые юридические лица отправляют претензии по факсу. В этом случае, будет присутствовать отметка отправителя на Претензии и запись в журнале факсимильных сообщений Однако по гражданскому законодательству факсы не имеют юридической силы, соответственно по АПК РФ доказательством не являются.
К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования. Указанные документы представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Закон не дает ответа на вопрос: что считать надлежаще заверенной копией документа в данном случае. Юристы-практики толкуют указанное положение как требование нотариального удостоверения копий документов.
Порядок предъявления и рассмотрения исков в арбитражном суде регламентируется Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 24.07.2002 № 95 ФЗ.
Законодатель предъявляет определенные требования к оформлению исковых заявлений, которые следует неукоснительно соблюдать, чтобы ускорить рассмотрение спора по существу.
В исковом заявлении должны быть указаны:
) наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
) наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
) наименование ответчика, его место нахождения или место жительства;
) требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам - требования к каждому из них;
) обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;
) цена иска, если иск подлежит оценке;
) расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;
) сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;
) сведения о мерах, принятых арбитражным судом по обеспечению имущественных интересов до предъявления иска;
) перечень прилагаемых документов.
В заявлении могут быть указаны и иные сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела, могут содержаться ходатайства, в том числе ходатайства об истребовании доказательств от ответчика или других лиц.
Истец обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.
К исковому заявлению прилагаются:
) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;
) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;
) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
) копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления;
) копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска;
) документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;
В случае не соблюдения установленных требований к оформлению, содержанию и предъявлению искового заявления, арбитражный суд выносит определение об оставлении заявления без движения.
В определении арбитражный суд указывает основания для оставления искового заявления без движения и срок, в течение которого истец должен устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения.
Копия определения об оставлении искового заявления без движения направляется истцу не позднее следующего дня после дня его вынесения.
Арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что:
) дело неподсудно данному арбитражному суду;
) в одном исковом заявлении соединено несколько требований к одному или нескольким ответчикам, если эти требования не связаны между собой;
) до вынесения определения о принятии искового заявления к производству арбитражного суда от истца поступило ходатайство о возвращении заявления;
) не устранены обстоятельства, послужившие основаниями для оставления искового заявления без движения, в срок, установленный в определении суда.
Арбитражный суд также возвращает исковое заявление, если отклонено ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера.
О возвращении искового заявления арбитражный суд выносит определение.
В определении указываются основания для возвращения заявления, решается вопрос о возврате государственной пошлины из федерального бюджета.
Копия определения о возвращении искового заявления направляется истцу не позднее следующего дня после дня вынесения определения или после истечения срока, установленного судом для устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без движения, вместе с заявлением и прилагаемыми к нему документами.
Определение арбитражного суда о возвращении искового заявления может быть обжаловано.
В случае отмены определения исковое заявление считается поданным в день первоначального обращения в арбитражный суд.
Возвращение искового заявления не препятствует повторному обращению с таким же требованием в арбитражный суд в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его возвращения.
Получив определение арбитражного суда о подготовке дела к судебному разбирательству, лица, участвующие в деле, вправе направить суду отзыв на исковое заявление с приложением документов, которые подтверждают возражения относительно иска, а также документов, которые подтверждают направление копий отзыва и прилагаемых к нему документов истцу и другим лицам, участвующим в деле.
Отзыв направляется в арбитражный суд и лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении в срок, обеспечивающий возможность ознакомления с ним до начала судебного заседания.
В отзыве указываются:
) наименование истца, его место нахождения или место жительства;
) наименование ответчика, его место нахождения; если ответчиком является гражданин, его место жительства, дата и место рождения, место работы или дата и место государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
) возражения по существу заявленных требований со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а также на доказательства, обосновывающие возражения;
) перечень прилагаемых к отзыву документов.
В отзыве могут быть указаны номера телефонов, факсов, и т.д.
Отзыв подписывается ответчиком или его представителем.
3. Грамотно составить приказ о приеме на работу
Унифицированная форма N Т-1Утверждена постановлением ГоскомстатаРоссии от 05.01.2004 N 1КодФорма по ОКУД0301001Общество с ограниченной ответственностью "Серпантин" ООО "Серпантин"по ОКПО наименование организацииНомер документаДата составленияПРИКАЗ24-п22.02.2013(распоряжение)о приеме работника на работуДатаПринять на работус22.02.2013по-Табельный номерСергеева Антона Викторовича0003фамилия, имя, отчествовотдел продажструктурное подразделениеменеджер по продажамдолжность (специальность, профессия), разряд, класс (категория) квалификацииосновная работа, постоянно условия приема на работу, характер работыс тарифной ставкой (окладом)30000руб копцифраминадбавкой-руб копцифрамис испытанием на срок3 (три)месяца(ев)ОснованиТрудовой договор от"22"февраля2013г.N43-ТРуководитель организации директорПавловИ.В. Павловдолжностьличная подписьрасшифровка подписиС приказом (распоряжением) Сергеев"22"февраля2013г.работник ознакомленличная подпись
Список использованной литературы
1.Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (ОКУД) (утв. и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. N 299) (с изменениями и дополнениями) // СПС Гарант
2.Андреева, В.И. Делопроизводство: организация и ведение / В.И.Андреева - М.: КноРус, 2013. - 294 с.
.Делопроизводство: Организация и технологии документационного обеспечения управления: учебник / под ред. Т. В. Кузнецовой. - М. : МЦФЭР, 2007.
.Демин, Ю. М. Делопроизводство: Подготовка служебных документов : учеб. пособие / Ю. М. Демин. - М. : ЮНИТИ, 2007.
.Ермолаева, А. В. Документы субъектов Российской Федерации: учеб. пособие / А. В. Ермолаева. - М. : Юристъ, 2005.
.Корнийчук, Г. А. Краткий справочник кадрового работника: учеб. пособие / Г. А. Корнийчук. - СПб. : Питер, 2006.
.Соколова, Н. В. Делопроизводство. Документирование управленческой деятельности. Документационное обеспечение управления. Документационное обеспечение социально-культурного сервиса и туризма : метод. указ. по выполнению контрольной работы / Н. В. Соколова. - СПб. : СПбГАСЭ, 2005.
.Титова, Т.В.Документационный ресурс управления / Титова Т.В., Казакевич Т.А. // Сервис в России и за рубежом. - 2011. - № 4 (23). - С. 277-285.