Организация работы ресторана 'Круглый Стол'
Введение
Развитие индустрии питания происходит под влиянием процессов глобализации, что отражается на динамике развития данного сектора. Причиной высоких темпов роста в этом секторе бизнеса явилась возросшая покупательная способность россиян: все больше людей предпочитают питаться вне дома, посещать предприятия питания.
Прослеживается повышение требовательности со стороны клиентов к услугам индустрии питания, что приводит к необходимости уделять больше внимания повышению качества работы данного сектора бизнеса. В этой связи особое значение приобретает персонал и повышение качества управления предприятием.
Основная цель преддипломной практики - закрепление, углубление и систематизация теоретических знаний, приобретение умений и навыков в условиях конкретного предприятия, проверка профессиональной готовности к самостоятельной трудовой деятельности.
Основные задачи практики:
ознакомиться с работой основных производственных и вспомогательных цехов, складского хозяйства;
проработать на производстве в качестве дублера шеф-повара, метрдотеля;
ознакомиться с системой контроля качества на предприятии, проработать в лаборатории;
проработать в плановом отделе и бухгалтерии предприятия;
изучить охрану труда и окружающей среды, противопожарной техники и техники безопасности.
Преддипломная практика проходила на базе ресторана при гостинице класса люкс «.
. Общее ознакомление с предприятием
Предприятие работает с 5.00 до 0.00 часов. С 6.30 до 10.30 часов осуществляется обслуживание постояльцев отеля в виде завтрака по типу «шведский стол». С 12.00 до 0.00 часов зал работает как ресторан класса люкс. Для работников установлены девяти- и двенадцатичасовые смены с учетом часа на обед и отдых. Для питания работников оборудована столовая на 28 посадочных мест. Столовая закрытого типа предоставляет свои услуги с 11.30 до 15.00 часов, обед и ужин дается работникам бесплатно. В остальное время работники могут приходить в столовую со своими продуктами.
Услуга питания ресторана представляет собой услуги по изготовлению, реализации и организации потребления широкого ассортимента блюд и изделий сложного изготовления всех основных групп из различных видов сырья, покупных товаров.
Услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий включают: изготовление кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам потребителей, в том числе в сложном исполнении и с дополнительным оформлением на предприятиях общественного питания.
Услуги по организации потребления продукции и обслуживания включают: организацию и обслуживание торжеств, семейных обедов и ритуальных мероприятий; организацию питания и обслуживание участников конференции, семинаров, совещаний, культурно - массовых мероприятий в зонах отдыха и т.д.; доставку кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам потребителей, в том числе в банкетном исполнении; доставку кулинарной продукции, кондитерских изделий и обслуживание потребителей на рабочих местах и на дому; бронирование мест в зале предприятия общественного питания; организацию рационального комплексного питания.
Услуги по организации досуга включают: организацию музыкального обслуживания; организацию проведения концертов, программ варьете и видеопрограмм.
Перечень предоставляемых услуг в ресторане предоставлен приложении 1. Копии документов, подтверждающих факт сертификации услуг предоставлены в приложении 2, генеральный план предприятия - в приложении 3.
Всего в предприятии 240 посадочных мест: 160 в большом зале, 70 в малом зале и до 10 в Vip-зале. Большой и малый залы предназначены для обслуживания посетителей ресторана и банкетов. Vip-зал необходимо бронировать заранее, там проводятся частные встречи различного характера.
В отеле есть конференц-зал, который тоже обслуживается кухней ресторана. При желании арендатора, предприятие организует ланчи и кофе брейк в лобби-баре или малом зале. Лобби-бар находится в холле отеля, имеет отдельное меню, блюда изготавливаются поварами ресторана.
Таблица 1.1 - Ассортиментный перечень блюд ресторана «Круглый Стол»
Наименование групп блюдАссортиментный перечень121. Общие холодные закуски6- рыбные2- мясные1-овощные2- фруктовые12. Порционные холодные закуски23. Салаты124. Супы6- прозрачные2- заправочные3- суп-крем15. Паста56. Горячие блюда16- из рыбы8- из птицы и мяса87. Блюда на гриль углях78. Гарниры89. Соусы810. Десерты1411. Фреши7
Ассортимент блюд в ресторане «Круглый Стол» широкий.
августа 2011 года ресторану присвоена категория класса Люкс, главными условиями получения данной категории являются широкий выбор услуг и ассортимент оригинальных фирменных блюд, высокие стандарты обслуживания, изысканный интерьер и высокий уровень комфортности.
Ресторан в 2013 голу получил сертификат ГОСТ ISO 9001 (сертификат выдан органом по сертификации систем менеджмента качества ООО «Поволжский сертификационный учебно-методический центр» № РОСС RU.0001.13ИК79, регистрационный номер № РОСС RU.ИК79.К00306, дата регистрации 14.08.2013, срок действия до 14.08.2016)
Ресторан - лучший классический ресторан по версии народной ресторанной премии «Золотая вилка - 2014», здесь респектабельная обстановка и потрясающая кухня.
Ресторан получил федеральный сертификат, который подтверждает, что в результате ранжирования полного перечня субъектов хозяйственной деятельности РФ, согласно данным официальным статистики, предприятие было удостоено почетного звания Лидер России 2015.
Предприятие официально зарегистрировано. По итогам аттестации получило разрешение на осуществление своей деятельности. Предприятие зарекомендовало себя на рынке услуг с хорошей стороны. Руководство ресторана заключило много договоров с организациями, помогающими этому заведению процветать и твердо стоять на ногах, давая своим потребителям полную уверенность в приобретении услуг.
Таким образом, можно сказать, что ресторан «Круглый стол» является одним из лучших ресторанов города, где качество блюд соизмеримо с качеством обслуживания.
. Изучение работы основных производственных и вспомогательных цехов, складского хозяйства
При организации и продовольственном снабжении ресторана соблюдаются следующие требования:
обеспечивается широкий ассортимент товаров в достаточном количестве в течение года;
обеспечивается своевременный завоз товаров;
подбирается оптимальный выбор поставщиков и контролируется своевременность заключение договоров.
Продукты получают соответственно заказанному количеству и качеству. Приемка товара по количеству и качеству осуществляется согласно транспортным и сопроводительным документам (техническому паспорту, сертификату, счету-фактуре, спецификации, описи, упаковочным ярлыкам) поставщика. При отсутствии данных документов или некоторых из них составляется акт о фактических количестве и качестве продукции с указанием недостающих документов. Не подлежат приемке и реализации товары, не имеющие сертификата соответствия или его заверенной печатью копии; с истекшим сроком годности, хранения (реализации). Договор о поставки представлен в приложение 4.
На предприятии поставка продуктов организована следующим образом: скоропортящиеся продукты доставляются ежедневно, молочные продукты - раз в три дня, мясо птицы и рыбы 2-3 раза в неделю, крупы и специи -1 раз в неделю. Одним из основных поставщиков является мелкооптовая компания «METRO cash & carry» принадлежащая к международной торговой компании «METRO GROUP». Она поставляет большинство скоропортящихся товаров, редкие сорта мяса, поросят молочных, специи, приправы и крупы. Молочные продукты поставляются ООО УК «Просто молоко». В таблице 2.1 представлена информация о поставках: маршрутах, способах доставки и оплаты.
Таблица 2.1 - Маршруты, способы доставки и оплаты продуктов
ПродуктыПоставщикиФормыМаршру-тыСпособы доставкиСпособы оплатыФрукты, овощи, бакалея, приправы, сахар,масло, консервированная продукция, рыбаMETRO cash & carryТранзитныйМаятни-ковыйЦентрализо-ванныйБезналич-ныйМясоОООТранзитныйКольце-войЦентрализо-ванныйБезналич-ныйПтица, яйцаОООТранзитныйКольце-войЦентрализо-ванныйБезналич-ныйМолочная продукцияОООТранзитныйКольце-войЦентрализо-ванныйБезналич-ныйМукаОАОТранзитныйМаятни-ковыйЦентрализо-ванныйБезналич-ный
В таблице 2.2 представлена ритмичность поставок.
Таблица 2.2 - Ритмичность поставок
ПоставщикиПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСубботаВоскресеньеMETRO cash & carry7-8, 16-177-8, 16-177-8, 16-177-8, 16-177-8, 16-177-8, 16-177-8, 16-17ООО10-11--10-11--10-11ООО»10-11--10-11--10-11ООО9-10--9-10--9-10ОАО----15-16--
Количество поставок зависит от нужд цехов. Ежедневно старшие повара каждого цеха формируют заказы, которые передаются отделу снабжения. Отдел снабжения собирает один общий заказ и уведомляют поставщиков о количестве необходимого сырья. Оплата проводится безналичным способом на основании накладных. Специалисты отдела снабжения осуществляют приемку товара соответственно заказанному количеству и качеству, его внешний осмотр и передачу на хранение в складские помещения.
Повара самостоятельно распределяют сырье между цехами. Накладная на отпуск товара со склада в цеха представлена в приложении 5. В каждом цехе имеются специально отведенные места для хранения сырья. Корнеплоды поступают в цеха только в очищенном виде. Таким образом, отпуск продуктов и товаров из кладовой осуществляется на основании требований и накладных.
Трижды в день повара проверяют температуру в каждой из холодильных и морозильных камер. Это позволяет контролировать нужный температурный режим, а также выявлять неполадки в работе холодильного оборудования. Большую часть места в холодильных и морозильных камерах занимают полуфабрикаты. Перед помещением полуфабрикатов в холодильное оборудование на нем проставляют время его приготовления и количество в кг.
На предприятии выбраны оптимальные способы доставки и хранения сырья. Скоропортящееся и особо скоропортящееся сырье не хранится более суток. Максимальный товарный запас для не скоропортящегося сырья - 5 суток. Таким образом, готовая продукция изготавливается из максимально свежих продуктов, чем улучшает свое качество и поддерживает статус предприятия.
Технологический процесс товародвижения в ресторане «Круглый Стол» представлен в приложении 6. Ведомость внутреннего перемещения товаров представлена в приложении 7. Периодически проводится ревизия сырья в складских помещениях и производственных цехах. Ведомость учета остатков продуктов и товаров на складе представлена в приложении 8. Акт списания товара при несоответствии качества товара ГОСТу представлен в приложении 9.
Для эффективной и ритмичной работы предприятия предлагаю организовать завоз товаров из различных источников.
При работе в цехах используют следующий перечень нормативной документации:
ГОСТ Р 50763-2007. Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия.;
ГОСТ Р 53996-2010. Услуги общественного питания. Порядок разработки фирменных и новых блюд и изделий на предприятиях общественного питания;
СанПиН 2.3.2.1324-03. Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов.
Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания;
Сборник рецептур на торты, пирожные, кексы, рулеты, печенье, пряники, коврижки и сдобные булочные изделия;
Сборник технологических нормативов по производству мучных кондитерских и булочных изделий;
Технические условия;
Технологические инструкции;
Технологические карты.
Организация производства и оперативное планирование овощного цеха
Овощной цех предназначен для первичной обработки и хранения плодовоовощной продукции. В данном цеху работают кухонные работники. Они производят очистку корнеплодов. Помимо очистки корнеплодов кухонные работники занимаются уборкой цехов. Они переходят из цеха в цех и следят за их чистотой. График работы кухонных работников представлен в приложении 10.
Таблица 2.3 - Характеристика технологического оборудования овощного цеха
Наименование оборудованияКол-во, штМаркаНазначениеХарактеристикаОбще время использования,123456Ванна моечная1ВМО 2/430Промывание сырьяГабариты 960х530х870 мм5Стеллаж1СТКН-950/400 (500)Хранение тарыДлина - 1000 мм24Холодильная камера1Polair KXH-11,02Хранение сырьяОбъем - 11,02 м324Держатель магнитный1Regent 93-BL-JHХранение ножей-24Бак для сбора отходов1JW-CR120E greyСбор отходовОбъем - 120,1 л 12
Так как корнеплоды поступают в соответствии с дневной потребностью предприятия, очистка сырья осуществляется сразу после поступлении. Очищенное сырье хранится в пластмассовой таре в соответствии с условиями хранения данного вида сырья. Распределение по производственным цехам осуществляется поварами. Они спускаются в овощной цех и самостоятельно забирают необходимое количество сырья по мере необходимости. В случае нехватки того или иного корнеплода, формируется заказ к предприятию-поставщику, и они поступают с вечерним заказом. Плодовоовощная продукция поступает дважды в день.
В этом цехе нет необходимости осуществлять оперативное планирование, так как его функционирование полностью зависит от объема производства доготовочных цехов.
Организация производства и оперативное планирование мясного цеха
Мясной цех делает заготовки для горячего цеха, производственной кухни и пекарни. Производственная программа цеха зависит от работы доготовочных цехов и формируется ежедневно. В цехе работают два повара 3 разряда по 12 часов в день, учитывая час на перерыв, сменяя друг друга графиком 2/2. Цех работает с 11.30 до 23.30 часов ежедневно. График работы поваров мясного цеха представлен в приложении 10.
Таблица 2.4 - Характеристика технологического оборудования мясного цеха
Наименование оборудованияКоли-чество, штМаркаНазначениеХарактеристикаОбще время использования, чСтолы производствен-ные5GRINOX СППРабочая поверхностьГабариты 1200х600х870 мм12Морозильный шкаф1Abat ШХн-0,7Хранение сырьяОбъем - 700 л24Холодильный шкаф1Abat ШХ-0,7Хранение сырьяОбъем - 700 л24Мясорубка электрическая1МИМ-80 / 80-01Изготовление фаршаПроизводитель-ность - 120 кг/ч1,5Весы напольные1CAS DL-150Взвешивание сырья и полу-фабрикатовПредел взвешивания - 150 кг3Бак1JW-CR120E greyСбор отходовОбъем - 120,1 л12Держатель магнитный2Regent 93-BL-JHХранение ножей-24Ванна моечная1ВМО 3/430Разморозка, промывание сырьяЕмкость 1500х530х870 мм5Ножеточильный аппарат1Mado ORKANЗаточка ножейМощность: 0,18 кВт0,8
В цехе свободно могут работать до трех поваров. Поэтому считаю планировку цеха нерациональной - остается много неиспользуемого пространства. Больше половины производственных столов временами используется для хранения охлажденной мясной продукции подлежащей немедленной обработке (к примеру, в связи с банкетом), и разморозке. Поэтому их количество вполне оправдано.
Холодильное оборудование всегда заполнено не менее чем на 60%. Для различного вида сырья - мясо птиц, рыб, свинины и говядины, установлен отдельный холодильный аппарат согласно требованиям СанПиН. Подбор холодильного оборудования рационален. Трижды в день повар мясного цеха снимает показания температуры с холодильного и морозильного оборудования.
Организация производства и оперативное планирование холодного цеха
В цехе работают шесть поваров графиком 3/3. Цех работает ежедневно с 11.30 до 0.00 часов. График выхода на работу поваров холодного цеха представлен в приложении 10. На время банкетов и выездных обслуживаний график работы поваров может изменяться в зависимости от времени проведения. График работы поваров также может измениться, если кто-либо из работников уходит на больничный или в отпуск.
Таблица 2.5 - Характеристика технологического оборудования холодного цеха
Наименование оборудованияКоли-чество, штМаркаНазначениеХарактеристикаОбще время использо-вания, ч123456Столы производственные охлаждаемые2Polair TM3-GРабочая поверхность, хранение полуфабрикатовГабаритные размеры, мм: 1200х600х87024Столы производствен-ные2GRINOX СППРабочая поверхностьГабаритные размеры, мм: 1200х600х87012Морозильный шкаф1Rightway GN650BTХранение сырьяОбъем - 120,1 л 12Холодильная камера1Polair КХН-11,75Хранение сырьяОбъем - 650 л24Соковыжи-малка электрическая1Foodline CJ-5AИзготовление соковОбъем -11,75 м324Весы настольные электрические2CAS SW-5(С)Взвешивание полуфабрикатов, порциониро-ваниеПредел взвешивания - 5 кг5Слайсер1CAS Italiana Macchi GF-220 MНарезание продуктов тонкими ломтикамиГабаритные размеры, мм: ¬ 380x240x5104Плита индукционная настольная1UNIEL UN-3,5KCПриготовление сиропаПредел взвешивания - 5 кг5Держатель магнитный1Regent 93-BL-JHХранение мелких стальных приборовДиаметр ножа, мм: 220. Тол-щина нарезки, мм: ¬ 0-153,5Полка настенная2ПН-411/604Хранение специй-24Микроволно-вая печь1Bartscher 610.835Изготовление сырных корзин, тарталетокМощность: ¬ 3,5 кВт Размеры: 340х430х130 мм2Ванна моечная1ВМО 2/430Промывание сырьяЕмкость 960х530х870 мм6Рукомойник1РН 440/440Дезинфекция рукГабариты, мм:: 440x440x1503Бак1JW-CR120E greyСбор отходовОбъем - 120,1 л12
В холодном цехе нет чёткого распределения обязанностей. Однако, повар третьего разряда в основном занимается приготовлением заготовок, сборкой и оформлением салатов, в то время как повара четвертого разряда занимаются приготовлением сложных закусок, салатов, тарелок с ассорти. Если заказов много, то все повара работают наравне. Заказы поступают через специальный чековый аппарат, который показывает количество блюд и время, к которому они должны быть готовы. Аппаратурно- технологическая схема приготовления салата представлена в приложении 12.
Максимальное количество заказов приходится на обеденные часы: с 12.00 до 14.00 часов. Особой популярностью пользуется комплексный бизнес-ланч.
Производственная программа цеха не составляется, так как количество заказов невозможно определить заранее. Поэтому, старший повар цеха производит анализ оборачиваемости мест за неделю и заказывает схожее количество продуктов. Заготовки салатов делаются в расчете от 3 до 6 порций, в зависимости от спроса на то или иное блюдо. Запасы заготовок пополняются по мере расходования.
В целом, цех спланирован рационально, пересечения движения поваров минимальны, не допускается пересечение грязной и чистой посуды. В конце рабочего дня все поверхности обрабатываются раствором Ника-2, согласно требованиям о гигиене помещений предприятий питания.
Организация производства и оперативное планирование горячего цеха
Горячий цех предназначен для приготовления горячих закусок, первых и вторых блюд. Он расположен на первом этаже предприятия и является самым большим из цехов. Цех функционирует с 5.00 до 0.00, обслуживает гостей ресторана, постояльцев отеля, обеспечивает служебное питание. План горячего цеха представлен в приложении 11.
Меню чередуется через день, включает в себя равное количество наименований. Повара работают графиком 5/2 с плавающими выходными днями. Всего в горячем цехе работает 13 поваров. Длительность смены - 8,5 часов, учитывая получасовой перерыв на обед. В смену могут работать до пяти поваров. График выхода на работу поваров горячего цеха представлен в приложении 10.
Количество постояльцев на завтрак известно уже с вечера, поэтому оперативное планирование необходимо совершать ежедневно. В среднем, кухня шведского стола обслуживает от 120 до 200 человек в день.
Один из поваров занимается приготовлением производственной кухни - организацией питания для персонала. Основную часть времени он проводит в столовой для персонала, осуществляя раздачу блюд и обслуживание работников ресторана и отеля. На приготовление обедов отведено время с 8.00 до 10.30 часов. Обед начинается в 11.30 и заканчивается в 15.00 часов. После повар производит упаковку ужинов в ланч-боксы по предварительным заказам работников. Аппаратурно- технологическая схема приготовления блюда «Мясные конвертики» представлена в приложении 12.
Оперативное планирование производственной кухни осуществляет старший повар кухни «шведского стола». Он же составляет меню с учетом сезонных овощей и фруктов, не допуская однообразия меню. В приложении имеется пример дневного меню столовой 13.
Таблица 2.6 - Характеристика технологического оборудования горячего цеха
Наименование оборудованияКоли-чество, штМаркаНазначениеХарактеристикаОбще время использо-вания, ч123456Столы производствен-ные7GRINОX СППРабочая поверхность, хранение сырьяГабариты 1200х600х870 мм18Морозильный шкаф1Abat ШХн-0,7Хранение сырьяОбъем - 700 л24Холодильный шкаф2Abat ШХ-0,7Хранение сырьяОбъем - 700 л24Холодильный ларь1DS-450Хранение сырьяОбъем - 450 л24Соковыжималка электрическая1Foodline CJ-5A Изготовление соковГабаритные размеры, мм: ¬ 380x240x5102,5Блендер1FIMAR FRI300Измельчение, приготовление соусовПотребляемая мощность: 1000 ¬ Ватт2,5Весы настольные электрические3CAS SW-5(С) Взвешивание сырья и полу-фабрикатов, порциониро-ваниеПредел взвешивания - 5 кг 5Слайсер1CAS Italiana Macchi GF-220 MНарезание продуктов тонкими ломтикамиТол-щина нарезки ¬ 0-15 мм4Универсальная овощерезательная машина1Robot Coupe CL-50Приготовление полуфабрикатов из очищенных корнеплодовПроизводительность: ¬ до 250 кг/ч2,5Плиты электрические4Тради-ция-2008 ЭПЧ-9-4-12Приготовление горячих блюдГабариты:860 (1050)х900х870 Потребляемая мощность: 12 кВт18Держатель магнитный2Regent 93-BL-JHХранение мелких стальных приборовДлина - 93 см.24Пароварка1АП-1Приготовление горячих блюдГабаритные размеры, мм: 1000х770х12402,5Держатель магнитный2Regent 93-BL-JHХранение мелких стальных приборовДлина - 93 см.24Пароварка1АП-1Приготовление горячих блюдГабаритные размеры, мм: 1000х770х12402,5Мангал на углях1Vesta 25Приготовление блюд на угляхРазмеры решетки: 545 х 480 мм ¬ (ш/г). Часовая производительность: в среднем 60 кг. Потребление угля 10 - 12 кг. Время розжига: 30 мин. Тем-пература в печи: 250 - 500 С.12Полка настенная2ПН-411/604Хранение специйГабариты, мм: 600х400х300;24Стеллаж стальной1СТКН-950/400 (500)Хранение грязной тарыДлина - 0,950 м24Стойка2СОформление и отпуск блюд19Пароконвек-томат1Rational SCC whitefficiency 202Приготовление горячих блюд.Габаритные размеры: 890х864х1764 мм Количество устанавливае-мых противней: 2016Ванна моечная2ВМО 1/430Промывание и очистка сырьяГабариты 530х530х870 мм8Рукомойник1РН 440/440Дезинфекция рукГабариты, мм:: 440x440x1504Бак1JW-CR120E greyСбор отходовОбъем - 120,1 л 19
Использовано почти все пространство цеха. Рабочие места распложены островным и пристенным способом. Одновременно в цехе без помех могут работать 4 повара. Холодильное оборудование расположено вдали от теплового. Стойка делит зал на две зоны: производственную и раздачу. Горячий цех оснащен мощной приточно-вытяжной системой, расположенной над плитами электрическими. Схема вентиляции представлена в приложении.
В целом, цех спланирован рационально, но один из холодильных ларей стоит на проходе и стесняет передвижение поваров из цеха в складские помещения и наоборот. Расстояние между плитами электрическими, расположенными островным способом и столами производственными, расположенными пристенно не позволяет свободно перемещаться при работе одновременно на двух поверхностях.
Организация производства и оперативное планирование пекарни
Пекарня расположена на цокольном этаже предприятия и предназначена для приготовления хлеба собственного производства, мучных кулинарных кондитерских изделий из различных видов теста с начинками или без. Цех работает ежедневно с 7.00 до 19.00. График выхода на работу поваров пекарни представлен в приложении 10.
Таблица 2.7 - Характеристика технологического оборудования пекарни
Наименование оборудованияКол-во, штМаркаНазначениеХарактеристикаОбще время использования123456Столы производственные4GRINOX СППРабочая поверхность,Длина - 0,9 м 11Шкаф жарочно-пекарский1ЭШП-02Приготовление мучных блюдГабаритные размеры шкафа, мм: 960х1190х1760 Потребляемая мощность, кВт: 9. Диапазон регулирования температур, С: 100-30012Холодильный шкаф1Abat ШХ-0,7Хранение сырьяОбъем - 700 л24Тестомес2EKSI TR7NЗамес тестаМаксимальная загрузка дежи: 7 кг8Весы настольные электрические1CAS SW-5(С)Взвешивание сырья и полу-фабрикатов, порциониро-ваниеПредел взвешивания - 5 кг 4Миксер ручной1Robot Coupe Mini MP-190 CombiПриготовление кремов отделочныхМощность: 250 ¬ Вт 5Бак пластмассовый2БХранение муки, сахараОбъем - 100 л24Бак для сбора мусора1JW-CR120E greyСбор отходовОбъем - 120,1 л12Полка настенная1ПН-411/604Хранение специйГабариты, мм: 600х400х30024
Производственная программа цеха зависит от заказов шведского стола, потребности в хлебе ресторана и заказов производственной кухни. Все мучные кондитерские изделия и хлеб изготавливаются за день до их реализации. Остатки продукции реализуются через производственную кухню. Накладная на отпуск готовых изделий из пекарни в кафе «Смак» представлена в приложении 15.
Цех спланирован очень грамотно. Идеально спроектирован для одновременной работы двух поваров.
Организация производства и оперативное планирование кондитерского цеха
Кондитерский цех расположен на первом этаже здания. Предназначен для приготовления десертов и сладких блюд для посетителей ресторана. Осуществляет приготовление шоколадных изделий и тортов под заказ.
Цех работает ежедневно с 11.30 до 0.00. Всего за цехом закреплено четыре повара-кондитера. График выхода на работу поваров кондитерского цеха представлен в приложении 10.
Таблица 2.8 - Характеристика технологического оборудования кондитерского цеха
Наименование оборудованияКоли-чество, штМаркаНазначениеХарактеристикаОбще время использования, ч123456Столы производствен-ные4GRINOX СППРабочая поверхностьГабариты 1200х600х870 мм11Шкаф пекарский1ЭШП-02Приготовление бисквитовПотребляемая мощность, кВт: 99Стеллаж стальной5СТКН-950/400 (500)Хранение полуфабри-катов, специй, отделочных материаловДлина - 0,950 м24Холодильный шкаф2Abat ШХ-0,7Хранение сырьяОбъем - 700 л24Машина взбивальная1МВ-25Замес теста, приготовление кремов отделочныхОбъем емкости/вмести-мость, л: 25; Производитель-ность, кг/час: 506Весы настольные электрические2CAS SW-5(С)Взвешивание сырья и полу-фабрикатов, порциониро-ваниеПредел взвешивания - 5 кг3,5Бак для сбора мусора1JW-CR120E greyСбор отходовОбъем - 120,1 л12Полка настенная3ПН-411/604Хранение специйГабариты: 600х400х300 мм24
Цех разделен на три зоны при помощи стен-перегородок: зона горячего оборудования (здесь происходит приготовление бисквитов, изделий из шоколада, мастики, карамели и прочего); отделочная зона; зона хранения заготовок и полуфабрикатов. Таким образом, холодильное оборудование отгорожено от теплового и не происходит порча оборудования.
Хранение полуфабрикатов в отдельной зоне защищает их от излишней влаги и других вредных воздействий. В этой же зоне могут быть оставлены на хранение готовые кондитерские изделия, не подлежащие хранению в холодильных машинах.
Производственная программа кондитерского цеха, как и других производственных цехов ресторана не может быть составлена точно, в случае, если не предстоит банкет или выездное обслуживание
Организация работы помещений вспомогательной группы
К помещениям вспомогательной группы относятся помещения, созданные для нужд сотрудников отеля и ресторана. К тому же, к вспомогательным помещениям могут быть отнесены службы по обслуживанию производственных цехов.
Из санитарно-бытовых помещений оборудованы: гардеробные, умывальные, уборные, душевые, помещения для стирки и ремонта специальной одежды и обуви, устройства для обогревания или охлаждения работающих, кладовые для чистой и грязной одежды.
Пункт медицинской помощи расположен в здании отеля. Добраться до него можно при помощи служебного лифта. Однако каждый цех оснащен аптечкой с учетом возможных травм (порезов, ожогов).
Помещения технического обслуживания включают в себя помещения для устройств инженерного оборудования зданий: водопроводного и теплового вводов, приточных, вытяжных и вентиляционных камер и кондиционеров, помещения охраны предприятий, проходные, пожарные депо, газоспасательные станции. Они расположены как в здании ресторана, так и в здании отеля «Татарстан». Работают эти помещения круглосуточно, так как на предприятии есть жилые номера.
Организация работы помещений торговой группы
К помещениям торговой группы относятся помещения, предназначенные для обслуживания посетителей. Как уже говорилось, на предприятии три торговых зала.
Все помещения торговой группы выдержаны в едином стиле. Стиль ресторана представлен в приложении 16. Схема взаимосвязи торговых помещений и резмещение мебели в залах представлена в приложении 17.
Для анализа почасовой оборачиваемости мест было проведено наблюдение за количеством посетителей 28.04.2015 с 12.00 до 0.00. Данные приведены в таблице 2.9.
Таблица 2.9 - Загрузка торгового зала по часам работы
№ п/пЧасы работы предприятияОборачиваемость одного места за часСредний процент загрузки, %Количество посетителей112-130,72022213-140,72022314-150,72022415-160,72022516-170,61010617-180,5108718-190,5108819-200,52016920-210,520161021-220,41061122-230,41061223-00,4106-Итого--164
Помимо торговых залов ресторана, повара готовят кофе-брейки для конференций, переговоров и других официальных мероприятий, проводимых в конференц-зале гостиницы.
Как и положено ресторану класса «Люкс», ресторан имеет хорошо развитую торговую группу помещений и предлагает выездные услуги по желанию гостей. График работы работников торгового зала представлен в приложении 10. Копия требований к производственному персоналу представлена в приложении 18.
. Работа на производстве в качестве дублера шеф-повара, метрдотеля
Шеф-поваром в ресторане является П.П.П. Он выполняет следующие должностные обязанности: проводит работу по совершенствованию организации производственного процесса, внедрению прогрессивной технологии, эффективному использованию техники, повышению профессионального мастерства работников; составляет заявки на необходимые продовольственные товары, полуфабрикаты и сырье; составляет меню и обеспечивает разнообразие ассортимента блюд; осуществляет постоянный контроль технологии приготовления пищи, качества используемого сырья, сроков и условий хранения и использования сырья и полуфабрикатов; контролирует соблюдение работниками правил и норм охраны труда, санитарных требований и правил личной гигиены. Ежедневный план работы шеф-повара предоставлен в приложении 19.
Шеф-повар должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и местных органов управления, касающиеся вопросов работы предприятия общественного питания; организацию и технологию производства; ассортимент и требования к качеству блюд и кулинарных изделий; основы рационального и диетического питания; порядок составления меню; правила учета и нормы выдачи продуктов; нормы расхода сырья и полуфабрикатов; калькуляцию блюд и кулинарных изделий и цены на них; стандарты и технические условия на продукты, сырье и полуфабрикаты; правила и сроки хранения продуктов, сырья и полуфабрикатов; виды технологического оборудования, принцип работы, технические характеристики и условия его эксплуатации; организацию оплаты и стимулирования труда; основы организации труда; законодательство о труде Российской Федерации; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Меню составляет шеф-повар. Меню достаточно разнообразно по видам сырья (рыбные, продукты моря, мясные, из птицы, дичи, овощные, крупяные, яичница, молочные, мучные) и способам кулинарной обработки (отварные, припущенные, жареные, тушеные, запеченные.
При составлении меню ресторана учитывались следующие факторы:
примерный ассортимент блюд, напитков и изделий;
наличие сырья и продуктов на складе;
сезонность продуктов;
наличие стандартов приготовления блюд (сборников рецептур, технико-технологических карт на новые и фирменные блюда);
особенности контингента, обслуживаемого (возрастные, национальные, профессиональные, религиозные);
время обслуживания (завтрак, обед, ужин)
формы обслуживания, рекомендуемые для данного контингента потребителей;
трудоемкость блюд, кулинарных и кондитерских изделий;
специализация кухни отношению к конкурентам;
предполагаемый уровень прибыли.
К основным видам меню относятся: банкетное меню, бизнес-ланч, шведский-стол, татарская кухня, постное меню, детское питание и бортпитание. Копия меню предоставлена в приложении 20. Копия меню на специальное обслуживание - в приложении 21.
Блюда, внесенные в меню, имеются наличии в течение всего времени работы зала. На первой странице меню приводится специальное предложение блюд от шеф-повара или блюд данного дня, затем перечень фирменных блюд. Ассортимент блюд представлен в следующем порядке: холодные блюда и закуски, горячие закуски, супы и вторые блюда, сладкие блюда, горячие и холодные напитки, мучные кулинарные и кондитерские изделия.
Основное меню составлено грамотно и содержит следующую информацию: выход блюда (г), ее наименование и краткое описание и цену. Ассортимент блюд удовлетворяет требования, количество соответствует нормативным требованиям. Однако, считаю, что выход порции холодных закусок больше, чем требуется.
Считаю, что ассортимент блюд на детское меню не большой. Предлагаю дополнить детское меню десертами, фруктовыми салатами и коктейлями.
Составлена расчетная ведомость расходов сырья по меню. Количество блюд взято из фактической реализации на производстве. Копия расчетной ведомости расходов сырья представлена в приложении 22.
Особенности бизнес-ланча
По будням с 12:00 до 16:00 ресторан приглашает посетителей на бизнес-ланчи. Есть возможность самим комплектовать свой обед из новых блюд. Стоимость бизнес-ланча с супом - 435 руб, без супа - 370 руб. Копия меню бизнес-ланча предоставлена в приложении 23.
Таблица 3.2 - Ассортиментный перечень блюд бизнес-ланча ресторана
Наименование групп блюдАссортиментный перечень1. Салаты8- овощные3- из мяса птицы1- из говядины2- из рыбы1- из морепродуктов12. Супы8- прозрачные супы2- заправочные супы4- суп-пюре13. Вторые горячие блюда8- из птицы2-из говядины4-из рыбы24. Десерты4
Ассортимент салатов, супов и вторых горячих блюд достаточно разнообразен. Предлагаю добавить в ассортиментный перечень бизнес-ланча выпечку, а именно «Элеш с курицей», «Сочни с творогом» и «Круассаны со сгущенкой».
Ежедневный план-задание поваров
.Подготовительно-заключительное время (подготовка кухонной посуды и инвентаря, получение продуктов в начале рабочего дня, уборка рабочего места в конце дня и т.п.)
. Оперативное время (на выполнение заданной работы):
основное - на осуществление технологического процесса;
вспомогательное - выгрузка сырья, открывание коробок, взвешивание и др.;
. Время обслуживания рабочего места (в течение дня);
.Время непроизводительной работы (связано с работой, не являющейся необходимой для технологического процесса - разгрузка продуктов)
. Время перерывов (зависящих и не зависящих от работника).
В плане-задании повара указывается: наименование блюд; количество блюд; график выпуска партии (количество блюд каждого вида, которое должно быть выпущено к определенному времени с учетом реализации блюд на раздаче).
Задание по приготовлению блюд является дневным планом работы поваров. На основании полученного производственного задания шеф-повар осуществляет контроль за ходом его выполнения. В конце рабочего дня повара отчитываются перед шеф-поваром о количестве готовых блюд согласно заданию и фактической реализации блюд. Отчет за смену повара овощного цеха представлен в приложении 24.
Повара имеют профессиональное образование и большой опыт. Работают честно, порции делают строго по нормативу.
Повара на рабочем месте обеспечены технологическими картами на каждое блюдо, где указаны: наименование блюда; вариант рецептуры, краткое описание технологического процесса приготовления блюда; норма вложения сырой массы нетто на одну порцию; расчет на определенное количество порций; требования к качеству блюда; коэффициент трудоемкости. Технологические карты на гарниры составляются отдельно.
На 2 блюда из меню составлены технико-технологические карты, которые представлены в приложении 25.
В конце рабочего дня шеф-повар отчитывается перед бухгалтерией. В бухгалтерию он сдает: меню, накладные, товарный отчет, кассовый чек и квитанции к приходному ордену, акт о реализации.
В ресторане инвентаризация проходит раз в месяц. Остатки полуфабрикатов и готовых изделий пересчитывают по нормам рецептур, которые были предусмотрены при составлении калькуляций на полуфабрикаты или готовые изделия. Для проведения инвентаризации назначается комиссия. В состав комиссии входит: бухгалтер, шеф-повар и старший повар. Перед началом инвентаризации материально ответственное лицо дает расписку о том, что весь товар оприходован. В ходе инвентаризации составляется инвентаризационная опись. В нее вносят фактические остатки товаров и тары на складе. После снятия остатков, ее подписывает материально ответственное лицо и члены комиссии. Если обнаружена недостача в пределах нормы естественной убыли, то ее списывают на виновных лиц. Копии инвентаризационой описи представлены в приложении 26.
Должностные обязанности метрдотеля, официантов и барменов
Метрдотель ресторана проверяет подготовку зала ресторана к работе: распределяет официантов по позициям, встречает и размещает гостей в зале, по окончании рабочего дня следит за уборкой зала, сдачей официантами в кассу авансовых сумм или выручки за день, сдачей в сервизную посуды, приборов, белья, записывает в журнал поручения, которые необходимо выполнить следующей смене.
Требования, предъявляемые к бармену ресторана
Бармен обязан приходить на работу в строго установленное графиком время. Знать наличие напитков в баре и содержание винной карты, а так же блюд в меню, их цены, классификацию, порядок подачи блюд и основы технологии их приготовления, а так же сочетаемость с иными видами пищевой продукции. Работать так, чтобы затрачивать как можно меньше усилий для поддержания порядка за рабочим местом. Работать быстро, правильно организовывая свой труд, не допуская суеты. Быть наблюдательным, держать в поле зрения всю барную стойку и зал, замечать каждую мелочь, предугадывать события. Проявлять отзывчивость, готовность помочь гостю, без специальной просьбы. Помнить заказ во всех деталях, стараться запомнить привычки и вкусы постоянных посетителей ресторана. Уметь слушать и поддержать разговор, соблюдая дистанцию. Соблюдать правила обслуживания потребителей и правила поведения в кафе, быть вежливым предупредительным, внимательным. Знать свой бар, расположение бутылок, оборудования, посуды. Содержать в чистоте рабочее место - барную стойку, оборудование бара, посуду. Соблюдать условия хранения портящихся продуктов. В случае порчи перечисленных выше продуктов, стоимость испорченного продукта в денежном эквиваленте вычитается из зарплаты бармена, по вине которого произошла порча. Не допускать использование столовой посуды, приборов и столового белья с какими-либо дефектами. Вовремя предупреждать (официанта, метрдотеля) об отсутствии какого-либо вида продукции или посуды в баре. Проявлять аккуратность - иметь опрятный внешний вид. Находиться на рабочем месте в форменной одежде, которая должна быть чистой, а обувь начищенной, соблюдать правила личной гигиены. Заранее предупреждать руководство о возможной задержке или не выходе на работу.
Официант обязан приходить на работу в строго установленное графиком время, выполнять указания метрдотеля о порядке обслуживания посетителей кафе; соблюдать правила обслуживания и правила поведения в кафе, быть вежливым, предупредительным, внимательным; знать наличие блюд, напитков в меню и их цены, порядок подачи блюд и основы технологии их приготовления; рекомендовать посетителям фирменные блюда и напитки; находиться на работе в форменной одежде, которая всегда должна быть чистой и выглаженной, обувь вычищенной; соблюдать правила личной гигиены; тщательно подготавливать столы к приему посетителей и свое рабочее место, постоянно поддерживать порядок на столах в течение рабочей смены; своевременно и правильно сервировать столы, а также убирать использованную посуду и приборы, соблюдая определенные технические приёмы; пользоваться при обслуживании только чистыми,, хорошо проглаженными салфетками и скатертями; содержать в чистоте подсобные столы и серванты; доброжелательно встречать приглашенных администратором зала посетителей, приветствовать их помогать разместиться за столом, предлагать меню, точно и быстро исполнять заказ с соблюдением правил техники обслуживания; не допускать пользование столовой посудой, приборами и столовым бельем с какими-либо дефектами; знать порядок и технику обслуживания приемов и банкетов; своевременно информировать метрдотеля или директора ресторана обо всех замечаниях и пожеланиях потребителей.
Процесс обслуживания официантами и барменами в ресторане ведется организовано. Обслуживающий персонал имеет профессиональное образование, хороший опыт работы с посетителями. Копия договора о коллективной материальной ответственности работников представлена в приложении 27.
В процесс подготовки зала к обслуживанию входят: уборка помещения, расстановка столов, накрывание их скатертями, получение посуды и приборов, сервировка столов и личная подготовка официанта к работе. Ежедневная уборка торгового зала включает проветривание помещения, влажную уборку полов, мебели, подоконников. Для уборки ковров используют пылесосы. После расстановки мебели бригадир официантов под расписку получает в сервизной и бельевой необходимую для сервировки посуду, приборы и столовое белье в соответствии с количеством столов. Тарелки переносят, покрывая их ручником, из сервизной в зал и ставят на серванты и подсобные столы стопками от 10 до 12 штук, а фужеры, бокалы и рюмки - на подносах, застеленных салфеткой. Иногда для доставки большого количества посуды используют официантские тележки. Перед сервировкой столов официанты пересматривают полученную посуду, приборы и стекло на качество мойки, дефекты. Планировки большого и малого залов представлены в приложении 28.
В ресторане форма обслуживания складывается из следующих элементов:
встреча и размещение гостей;
прием заказа;
выполнение заказа;
подача заказных блюд;
расчет по окончании обслуживания.
Копия реестра счетов официантов представлена в приложении 29.
Особенности проведения банкетов
Заказ на обслуживание банкетов принимает метрдотель ресторана вместе шеф-поваром. При оформлении заказа с заказчиком согласовываются дата обслуживания торжества, количество участников, вид обслуживания, повод для устройства банкета, место проведения, время начала и окончания обслуживания, примерное меню и предварительная стоимость заказа.
При приеме заказа обсуждаются приёмы расстановки столов, размещения гостей, оформления зала. Уточняется также, будет ли подан гостям аперитив, нужны ли цветы для украшения стола, музыка во время банкета, место для танцев. Заказчика знакомят с правилами работы предприятия, порядком обслуживания, а также с порядком возмещения возможных убытков по вине заказчика и гостей.
После согласования меню заказчик вносит 50% стоимости заказа, кассир выписывает приходный кассовый ордер и квитанцию к нему, которая вручается заказчику. Заказ регистрируется в специальной Книге учета заказов.
Особенностью организации банкета заключается в том, что холодные закуски, вино - водочные изделия, воды и фрукты на банкетный стол ставят официанты до прихода гостей. После приема холодных закусок делается перерыв на 20 - 30 минут. В это время официанты убирают освободившиеся блюда, тарелки, приборы и пустые бутылки и заменяют их чистой посудой и приборами для подачи горячих блюд. Получив на раздаче блюда, официанты направляются с ними к входу в банкетный зал, где собираются по порядку номеров, присвоенных секторам стола, которые они обслуживают. По знаку метрдотеля официанты входят в зал, направляются к своим секторам и становятся лицом к столу в 2-3 шагах позади от гостей, с которых они должны начать обслуживание. Блюда держат в левой руке на уровне локтя. По знаку старшего официанта (обслуживающего почетных гостей в центре стола) они приступают к подаче блюд, соблюдая очередность обслуживания. Во время произнесения тостов обслуживание прекращается. Все закуски, блюда подаются гостю с левой стороны. Водку и воду наливают с правой стороны правой рукой. Подача блюд может производиться и с правой стороны, если кушанье было заранее разложено или разлито в посуду индивидуального пользования. На каждом блюде имеются приборы для раскладки. После подают небольшие чашки с водой и кусочком лимона для ополаскивания пальцев и салфетки. Перед подачей десерта каждый официант убирает со стола ненужную посуду, приборы, закуски, хлеб, специи. На столе оставляют вазы с фруктами, воду и фужеры. После того как гости съедят, официанты убирают со столов и сервируют столы для подачи кофе и чая. По окончанию банкета официанты все вместе убирают со столов посуду, расставляют столы и убирают зал.
Меню банкет-чая по случаю женского дня на 12 человек представлено в приложении 30. При обслуживании банкет-чая на 4-5 посетителей приходится 1 официант, в данном случается мероприятие будут обслуживать 2 официанта. В центре зал поставлен стол круглой формы. Застелены банкетной белой скатертью, заглаженная середина проходит по оси стола. Общая длина стола определяется из пасчета 0,6-0,8 м на каждого гостя. На банкет-чай поставлен стол размером 7 м. У стены размещен подсобный стол для официантов. Расчетное количество приборов и посуды и схема расстановки столов на банкет-чай представлены в приложении 31.
При заказе банкета в ресторане выдается бонусная карта и предоставляются подарки.
. Ознакомление с системой контроля качества на предприятии
Внешний контроль в ресторане осуществляется со стороны местной администрации, санэпиднадзора, торговой инспекции. Внутренний контроль осуществляет директор, шеф-повар, повара-бригадиры. Оценки по качеству пищи заносят в бракеражный журнал. При обнаружении нарушений составляется акт проверки в 2х экземплярах, один экземпляр остается на предприятии. Копия бракеражного журнала представлена в приложении 32.
Бракеражная комиссия руководствуется Положением о бракераже пищи в ПОП, нормативно-технической документацией - сборниками рецептур, технологическими картами, требованиями к качеству п\ф, готовых блюд, ТУ, прейскурантами. Бракеражная комиссия проводит органолептическую оценку качества пищи, определяет фактическую массу штучных изделий и п\ф. Бракеражу подлежат все партии приготовленных блюд до начала отпуска на раздачу.
Для проведения бракеража в распоряжении комиссии имеются весы, ножи, поварская игла, черпаки, термометр, кипяток, столовые приборы, тарелка, стакан с холодной водой или чаем, блокнот и карандаш.
При оценке качества блюда соблюдается следующая последовательность - сначала пробуют блюда, имеющие слабовыраженный вкус и запах, затем более острые; сладкие блюда дегустируют в последнюю очередь. Блюда оцениваются по пяти показателям - внешний вид, вкус, цвет, запах, консистенция. Оценка происходит по пятибалльной системе, средняя оценка выводится как среднее арифметическое с точностью до одного знака после запятой.
Бракераж начинают с определения массы готовых изделий и отдельных порций первых, вторых, сладких блюд и напитков. Штучные изделия взвешиваются одновременно по 10 шт. и определяют среднюю массу одной штуки, готовые блюда отбирают из числа подготовленных к раздаче, взвешивая их раздельно в количестве 3 порций, и рассчитывают среднюю массу блюда. Основное изделие, входящее в состав блюда, взвешивают в количестве 10 порций. Масса одной порции может отклоняться от нормы в пределах 3%, общая масса 10 порций должна соответствовать норме. Допустимые нормы отклонения массы мяса, рыбы и птицы, отпускаемых с первыми блюдами - 10%. Результаты проверки заносят в бракеражный журнал.
Контроль качества продукции устанавливается на всех стадиях производственного процесса, начиная с контроля качества используемых сырья и материалов и заканчивая определением соответствия выпущенного продукта техническим характеристикам и параметрам не только в ходе его испытании, но и эксплуатации. В таблице 4.1 представлена информация об этапах контроля качества выпускаемой продукции.
Таблица 4.1 - Контроль качества выпускаемой продукции
Этапы контроляОтветствен-ное лицо или группа лиц (должность)Точки контроляНормативно-техническая документацияОперативные действия при невыполнении контролируемых качественных показателей12345ВходнойШеф-поварПриемка продуктов по количеству, путем пересчета тарных мест, взвешивания. Если товар поступил в исправной таре, кроме проверки веса брутто предприятие имеет право потребовать вскрытия тары и проверки веса неттоТоварно-транспортная накладная, сертификаты качества и соответствияПри обнаружении недостачи составляется односторонний акт о выявленной недостаче, этот товар хранится отдельно, обеспечивается его сохранность и вызывается поставщик по скоропортящимся товарам немедленно после обнаружения недостачи, по остальным не позднее 24 ч.Операци-онныйШеф-поварПравильность технологического процесса, соблюдение рецептур, качество поступающего сырья, готовой продукции и полуфабрикатовТехнологичес- кие карты, технико-технологичес-кие карты, сборники рецептур, стандартыПодбор сырья с определенными технологическими свойствами, совершенствование и модернизация технологический операций и режимов с учетом свойств исходного сырья, сортировка готовой продукции по градациям качестваВыходнойШеф-поварПодача блюд и изделий, вложение сырья, температура подачи, соблюдение технологического процессаТехнико-технологичес-кие карты, стандартыЗамена блюда, взыскание с повара, приготовившего данное блюдо
Внутренний контроль проводится как положено, по правилам. В основном все проверенные изделия соответствуют норме. Если выявлены дефекты, недочеты, партию изделий не допускают к реализации. Акт о проведении мероприятий по контролю представлен в приложении 33.
Схемы технохимического и бактериологического контроля главных блюд представлены в приложении 34. Выбранная схема контроля работает эффективно. Благодаря этим схемам можно отследить и узнать причины дефекта или же порчи изделия на каждой стадии производства.
. Ознакомление с видами и принципами планирования производственно - хозяйственной деятельности предприятия
Анализ проводится по следующим основным показателям:
товарооборот;
валовой доход;
издержки производства и обращения;
прибыль и рентабельность;
основные фонды;
оборотные фонды;
трудовые ресурсы и фонд заработной платы.
Таблица 5.1 - Расчет розничного товарооборота
№ п/пВиды товарооборотаИтогоЗа месяц, тыс. руб.За год, тыс.руб.% к итогу1Оборот продукции собственного производства1332,95915995,51532Оборот покупных товаров1203,4814441,76473Всего розничный товарооборот2536,439100
Таблица 5.2 - Штатное расписание ресторана
№ п/ пНаименование должностейЧисленностьОклад, руб. (ставка)Сумма, руб123451Административно-управленческий персоналДиректор15000050000Глав. бухалтер12000020000Калькулятор11500015000Зав .складом11700017000Шеф-повар14000040000Итого51420002Работники производстваПовар 4 разряда815000120000Повара 3 разряда61300078000Повара 5 разряда1417000238000Мойщики кухонной кк посуды посуды41000040000Грузчик11000010000Итого334860003Работники торгового залаУборщицы2900018000Мойщики столовой посуды41000040000Кассир11500015000Итого7730004Прочие работникиВодитель11100011000Итого111000Всего46712000
Таблица 5.3 - Плановая смета расходов на оплату труда ресторана
№ п/пПоказателиСумма, тыс. руб.% к итогу1Фонд заработной платы по ставкам и окладам712712Премии за основные результаты хоз. деятельности 30% кфонду заработной платы по ставкам и окладам)130213Надбавки, доплаты и другие выплаты, предусмотренные ТК 5% фонду заработной платы по ставкам и окладам)18,544Оплата труда работников несписочного состава 5% ))фондзаработной платы по ставкам и окладам)18,54Итого фонд оплаты труда за месяц:879 100Итого фонд оплаты труда за год:10548100
Таблица 5.4 - Издержки производства и обращения в месяц
№Вид расходовСумма, тыс. руб.% к товарообороту1Транспортные расходы, % к товарообороту177,672Расходы на оплату труда (таблица 6.6)51820,43Расходы по социальному страхованию и обеспечению (30% к п.2)155,44,54Расходы на отопление, освещение и воду для общехозяйственных нужд (см. ниже)12,370,355Расходы на ремонт и обслуживание основных средств, 1,5% к товарообороту38,041,56Износ санитарной и спецодежды, столового белья, посуды, приборов, др. малоценных и быстроизнашивающихся предметов, 3% к товарообороту76,0937Расходы на воду и электроэнергию для производственных нужд (см. ниже)23,0240,668Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров, 0,4% к товарообороту10,150,49Расходы на рекламу,0,5 % к товарообороту12,680,510Затраты по оплате процентов за пользование займом (п.6.4)37,751,4911Потери товаров и технологические отходы, 0,1% к товарообороту2,530,112Расходы на тару,0,1 % к товарообороту2,530,113Прочие расходы20,290,814Арендная плата1003,94Итого издержек1186,45444,74Товарооборот2536,439100Таблица 5.5 - Расчет электроэнергии для производственных нужд
№ п/пНаименование статей расходаГодовой расход электроэнергии кВт*ч1.Расход электроэнергии на технологические цели25802,12Осветительные приборы2469,133Вентиляция10421,38Суммарная мощность электроустановок38692,61
Сэ/энергии =34579,74·4,1 руб.=158,639тыс.руб. в год; 13,21 тыс. руб - за месяц.
Таблица 5.6 - Расчет расходов воды
Характер водопотребленияЕд.измеренияКоличествоНорма расхода воды на ед. м³Расход воды, м³Расход воды в мес,м ³Сумма ,руб.ХолГорХолГорХолГорХолГорПроизводственные нуждыПриготовление пищиблюдо12530,010,00212,532,506375,975,1862554959СтокиИтого за производственные нужды375,975,1862554959Хозяйственно-бытовые нужды персоналаПитьевые и санитарно-гигиенические нуждыРаботник340,0080,0030,2720,1028,163,06135,8201,9СтокиСанитарно-гигиенические нужды посетителейУмывальникиточка30,20,080,60,24187,2299,5475Смывные бочки унитазовбачок40,215-0,86-25,8-429,3-СтокиИтого на хозяйственные нужды51,9610,26864,6676,9
Тариф воды за 1 м3 горячей воды составляет 65,97 руб., а за 1м3 холодной воды 16,64 рублей.
Расход воды за месяц на хозяйственные нужды: 864,6+676,9=1,5415 тыс. руб. Расход воды за месяц за производственные нужды: 6255+4959 = 11,214 тыс.руб.
Потребность в инвестиционных ресурсах и отчет о движении средств
№ п/пНаименованиеКол-воСумма, тыс. руб.12341Здание160002Оборудование10013003Нематериальные активы1500Итого:7800
Определяем сумму на потребности в оборотных фондах
Таблица 5.8 - Среднемесячная потребность в оборотных фондах
№ п/пНаименованиеСумма, тыс. руб.1Сырье1869,96
Итого общая сумма вложений : 7800/12+1869,96=2519,96 тыс. руб.(за месяц);
+1869,96·12=30239,52 тыс. руб. (за год).
Для того чтобы определить эффективность предлагаемого проекта, необходимо рассчитать срок окупаемости. Все, ранее рассчитанные, показатели сводятся в таблицу 5.9.
Таблица 5.9 - Основные экономические показатели предприятия
№ п\пНаименование показателяЕдиница измере-нияЗначение показа-1Розничный товарообороттыс. руб.3471,4192Удельный вес продукции собственного производства%483Численность работников-всего в том числе: работников производствачел464Средняя выработка: работники предприятия работники производстватыс.руб. /чел.5Валовой доход, сумма % к товарооборотутыс.руб. %3471,419 1006Издержки производства и обращения, сумма % к товарооборотутыс.руб. %861,145 587Фонд оплаты труда, сумма % к товарооборотутыс.руб. %518 14,98Средняя заработная плата (относительно всех работников)тыс. руб.10,889Плановая чистая прибыль, сумма % к товарооборотутыс.руб. %1349,985 44,7410Срок окупаемости инвестицийМес.22
Срок окупаемости капитальных вложений рассчитывается по формуле:
Т=К/П,
где К - сумма капитальных вложений проектируемого предприятия (30239,52 тыс. руб);
П - годовая плановая чистая прибыль (1349,985*12=16199,82 тыс.руб).
Т=30239,52/16199,82 = 1,86 лет = 22 мес.
Для предприятий торговли и общественного питания нормативный показатель составляет 20-50 месяцев. Следовательно, инвестирование данного проекта являлось целесообразным. Акт проверки финансовой, хозяйственной, предпринимательской, торговой деятельности представлен в приложении 35. Калькуляционная карта представлена в приложении, авансовый отчет- в приложении 36, акт реализации- в приложении 37.
. Организация охраны труда и окружающей среды, противопожарной техники и техники безопасности
Гигиенические требования к условиям труда на рабочем месте
При поступлении на работу сотрудники проходят обязательный инструктаж относительно эксплуатации производственного оборудования, выполнения санитарных норм и правил поведения непосредственно во время трудового процесса. Инструкция по охране труда представлена в приложении 39.
Параметры микроклимата в рабочей зоне соответствуют оптимальным или допустимым макроклиматическим условиям. К ним относят температуру, влажность воздуха, скорость его движения.
В производственных и вспомогательных помещениях освещение, отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха обеспечивают оптимальные параметры воздушной среды, способствующие сохранению здоровья человека и повышению его трудоспособности.
Температура воздуха в производственных помещениях в зависимости от тяжести работ в холодный и переходный периоды года составляет от 14 до 21 °С, в теплый период - от 17 до 25 °С. Относительная влажность - в пределах 60-40%. Оптимальная скорость движения воздуха 0,1- 0,2 м/с.
Таблица 6.1 - Нормы показателей, характеризующие микроклимат в производственных помещениях
Производственные помещенияТеплое времяХолодное времяТемпера-тура, ºСВлажность, %Скорость движения воздуха, м/сТемпера-тура ºСВлажност, %Скорость движения воздуха, м/сТорговый зал20-2260-400,2 19-2160-400,2 Горячий цех19-2117-19Холодный цех20-2219-21Овощной цех19-2117-19Мясной цехМоечная кухонной посуды19-2117-19Моечная столовой посуды20-2219-21Административные помещения0,122-24 0,1
Для контроля температуры используются термометры, для измерения относительной влажности - психрометры.
Для улучшения условий работы и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, предприятие проводит следующие мероприятия:
обеспечивает работников специальной одеждой;
проводит аттестацию рабочих мест по условиям труда, дает оценку уровней профессиональных рисков;
обучает инструктажу, проверяет знания работников по охране труда;
проводит в установленном порядке обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.
В целях увеличения работоспособности поваров ресторана «Круглый Стол», предлагаю создать комнату отдыха.
Освещение производственных помещений
Рациональное освещение производственных участков является одним из важнейших факторов в борьбе с травматизмом и профессиональными заболеваниями. В производственных помещениях применены естественное, искусственное и совмещенное освещение. Нормируются показатели равномерной яркости в поле зрения, отсутствие резких теней и блескости, постоянство освещенности по времени и правильность направления светового потока. Освещенность на рабочих местах и в производственных помещениях контролируется не реже одного раза в год. Нормы и показатели освещенности в производственных помещениях представлены в таблице 6.1.
Таблица 6.1 - Нормы и показатели освещенности
Производственные помещенияОсвещенность, лкКЕО, %Горячий цех2003Холодный цехМясной цехОвощной цехКондитерский цех3003Моечная кухонной посуды2002Моечная столовой посудыПомещение для персонала150-Административные помещения2002
Электробезопасность
Светильники надежно подвешены к потолку и имеют светорассеивающую арматуру. Светильники размещены подальше от плит, технического оборудования, разделочных стол. В производственных помещениях и в складах используются светильни во влагозащитном исполнении. Коммутационные коробки закрыты крышками. Постоянно проверяются корпуса и крышки электровыключателей и электророзеток на наличие сколов и трещин, а также оголенных контактов и проводов. Токоведущие части оборудований изолированы и ограждены. Во избежание удара электротоком, при неисправности заземления корпуса, около оборудований застелены диэлектрические коврики.
Меры пожарной безопасности
Ресторан «Круглый стол» обеспечен необходимыми средствами пожаротушения, связями и сигнализацией, знаками безопасности, системами оповещения людей на случай пожара. Акт проверки органом пожарного надзора ресторана представлен в приложении 40.
Противопожарная подготовка работников состоит из противопожарного инструктажа (первичного и вторичного). В инструкциях отражены следующие вопросы: порядок содержания помещений, территории, в том числе путей эвакуации; условия и нормы хранения товаров в цехах, отделах, секциях, складах, кладовых и других помещениях; специальные противопожарные мероприятия для отдельных помещений, несоблюдение которых может вызвать пожар или возгорание; порядок применения средств пожаротушения и вызова пожарной помощи при обнаружении пожара; порядок сбора, хранения и удаления отходов, содержания и хранения спецодежды; обязанности и действия рабочих при пожаре.
Плиты держат в чистоте, на них не ставят посторонние предметы, лишние прихватки, ветошь, рабочие перчатки и фартуки занимают отдельное место, а подсолнечное масло и приправы хранятся на стеллажах. Возле плиты, пароконвектомата находятся инструкции по эксплуатации оборудования.
Охрана окружающей среды
Водоснабжение предприятия осуществляется путем присоединения к централизованной системе водопровода. Источники водоснабжения отвечают требованиям соответствующих санитарных правил. Производственное оборудование и моечные ванны присоединены к канализационной сети с воздушным разрывом не менее 20 мм от верха приемной воронки. Все приемники стоков внутренней канализации имеют гидравлические затворы (сифоны).
Пищевые отходы собираются в специальные промаркированные бачки с крышками. Бачки после удаления отходов промывают дезинфицирующими средствами, ополаскиваются горячей водой 40-50 °С и просушиваются. Отходы вывозят ежедневно. Мусоросборники освобождаются при заполнении не более 2/3 их объема. Местом сбора пищевых отходов являются мусорные контейнеры, размещенные во дворе предприятия. Для сбора мусора и пищевых отходов на территории предусмотрены раздельные контейнеры с крышками, установленные на площадках с твердым покрытием. Площадка мусоросборников располагается на расстоянии не менее 25 м от жилых домов.
Предоставленные мероприятия по охране труда и противопожарной безопасности в ресторане являются эффективными. Предлагаю нарисовать в коридорах стрелки, указывающие направление к запасному выходу в случае пожара.
7. Работа в качестве руководителя предприятия
Должностные обязанности директора ресторана
оформляет документы, необходимые для осуществления деятельности по оказанию услуг общественного питания;
обеспечивает предоставление клиентам необходимой и достоверной информации об оказываемых услугах, обеспечивающей возможность их правильного выбора;
обеспечивает наличие на каждую партию продовольственных товаров, в т.ч. сырья, используемого для приготовления продукции общественного питания, документа, содержащего сведения об изготовителе и качестве продукта (сертификата соответствия, гигиенического заключения, пр.);
осуществляет организацию, планирование и координацию деятельности ресторана;
обеспечивает высокий уровень эффективности производства, внедрение новой техники и технологии, прогрессивных форм обслуживания и организации труда;
осуществляет контроль над рациональным использованием материальных, финансовых и трудовых ресурсов, оценку результатов производственной деятельности и качества обслуживания клиентов;
ведет переговоры и заключает договоры поставки продовольственных товаров, полуфабрикатов и сырья, обеспечивает их своевременное получение, контролирует сроки, ассортимент, количество и качество их поступления и реализации;
предоставляет сведения, связанные с оказанием услуг общественного питания контролирующим органам;
устанавливает служебные обязанности для подчиненных ему работников и принимает меры по обеспечению их исполнения;
принимает решения о назначении, перемещении и освобождении от занимаемых должностей работников ресторана; применяет меры поощрения отличившихся работников, налагает взыскания на нарушителей производственной и трудовой дисциплины;
контролирует соблюдение работниками правил и норм охраны труда и техники безопасности, санитарных требований и правил личной гигиены, производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка;
Директор ресторана вправе:
участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей;
уносить на рассмотрение учредителя предприятия (владельца) предложения по улучшению деятельности ресторана и повышению качества оказываемых услуг;
подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции;
требовать от учредителя предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
Обеспечивает заключение договоров с учреждениями профессионального образования, курсами повышения квалификации.
При работе директор используется следующие виды информации: каталоги различных фирм, прайс-листы, рекламные листовки, экономический и бухгалтерский вид информации.
Все принятые решения директора оформляются приказами. Обязательные реквизиты приказа и распоряжения директора ресторана «Круглый Стол» приведены в приложении 41. На совещании директор оглашает приказ и назначает ответственного для его исполнения, после его выполнения сотрудник должен отчитаться перед директором о проделанной работе.
Порядок приема и увольнения работников
Прием на работу производится на основании заключенного между работодателем и работником трудового договора. Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится в кадровой службе предприятия.
При приеме на работу поступающий предъявляет кадровой службе перечень необходимых документов. Прием на работу осуществляется с прохождением испытательного срока в зависимости от должности.
Увольнение работника производится по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ, с соблюдением установленных сроков заблаговременного письменного предупреждения о предстоящем увольнении и выплатой установленных компенсаций.
Оформление увольнения работника производится путем издания приказа об увольнении за подписью руководителя предприятия. В последний день работы кадровая служба выдает работнику трудовую книжку. По письменному заявлению работника работодатель также выдает ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.
В целях повышения квалификации, для работников ресторана постоянно проводят мастер-классы. Например, 29-30 марта шеф-повар ресторана посетил мастер-класс «Шеф-повар в духе времени. Используем простые продукты и умные технологии» от шеф-повара Мирко Дзаго в г. Екатеринбург.
Я бы предложила такой прием повышения квалификации, как совместное организация работы старших поваров с молодыми специалистами.
Перед руководством предприятия ставится задача по организации контроля за снабжением по объему и ассортименту в соответствии с заключенными договорами, соблюдение норматива и структуры товарных запасов, а также по нахождению путей снижения товарных потерь при хранении, транспортировке и отпуске, предупреждение возникновения недостач, растрат, хищений и г.д. В обеспечении сохранности товарно-материальных ценностей на предприятии решающее значение имеет четкая организация материальной ответственности по каждому материально-отвественному лицу. Только в этом случае достигается практическая реализация принципа персональной ответственности каждого лица, а эта ответственность вытекает из договора о материальной ответственности. При нарушении этого принципа администрация предприятия не может предъявить обоснованный иск виновным.
Стороны договора поставки сырья - поставщик и покупатель (юридические лица). Предмет данного соглашения - пищевые продукты. Число поставляемых продуктов питания определяют в бланке договора. Договора поставки сырья содержат в себе, помимо стандартных пунктов договора поставки, информацию о сроке годности продукции.
Сырье непосредственно поступает на производство и приемка сырья происходит с участием производственного персонала. Приемка сырья осуществляется по накладной по количеству и качеству с обязательным наличием сертификата и удостоверения качества на отдельные группы товаров. Документы подшиваются в отчет и сдаются в бухгалтерию строго на следующий день. После подписания документов кладовщик и присутствующие несут полную материальную ответственность за полученный товар
Важное значение имеет взаимодополняемость отдельных изделий: рост потребления одного товара приводит к росту спроса на другой, например, при увеличении спроса на выпечку и кондитерские изделия возрастает спрос на горячие напитки.
Спрос на продукцию и услуги носит сезонный характер, что обусловлено как сезонным производством многих продуктов питания (овощей, фруктов), так и различными потребностями в питании: зимой растет спрос на высококалорийные блюда, горячие напитки; летом - на овощи, фрукты, прохладительные напитки, мороженое.
Спрос напрямую зависит от условий, созданных в предприятии для комфортного времяпровождения (уровень и быстрота обслуживания, уютная обстановка, санитарное состояние, наличие музыкального сопровождения).
Таблица 2 - Факторы спроса на продукцию и услуги ресторана
Классификационный признакВиды факторовХарактеристика факторовПримеры12341. По природе возникновенияЭкономи-ческиеОпределяемые уровнем развития экономикиЗаработная плата и денежные доходы; уровень цен; соотношение между этими показателями, влияющее на покупательную способность; распределение населения на группы с различным уровнем денежных среднедушевых доходовСоциально- демографии-ческиеСвязанные с численностью и составом населенияЧисленность населения; уровень урбанизации; распределение по возрастным группам и половому составу, социальному положению, роду занятий; состав семьи и число работающих, пенсионеров, учащихся, детейПсихологи-ческиеОбусловленные особенностями психологии поведения потребителей и индивидуального потребленияВкусы, привычки, предпочтения, стиль жизни, мода, потребность проводить досуг (праздничные и выходные дни)Историко-националь-ныеВытекающие из исторических и национальных привычек питанияТрадиции в организации питания и в предпочитаемых блюдах, определяющие типизацию и специализацию сети (чайные, блинные, пельменные, шашлычные), а также частоту пользования услугамиПриродно-климати-ческиеОбусловленные географическим месторасположением региона или города и временем годаСеверные территории; юг, лето, зима и т.д.Организа-ционно-технологи-ческиеСвязанные с уровнем развития общественного питания и характером деятельности предприятийКоличество предприятий, их типологическая структура, число мест, производственная мощность и пропускная способность предприятий, размещение на территории города, формы и методы обслуживания, уровень сервиса (качество и ассортимент блюд, культура обслуживания, комфортность торговых залов и т.д.), конкурентное окружение, рекламаФизиологи-ческиеОбусловленные потребностями в питании и его особенностямиПотребность в завтраке, обеде, ужине и возможность ее удовлетворения (работа, учеба, командировки, отпуск и т.д.), интенсивность труда, состояние здоровья, возраст2. По масштабамОбщиеДействуют на уровне страныИндекс инфляции, политика государства в области налогообложения, заработной платы, инвестированияРегиональ-ныеДействуют на уровне регионаСостояние экономики региона, влияющее на индикаторы жизни; численность и уровень урбанизации населения; традиции в питанииМестныеДействуют на уровне города, районаСоциально-экономический и исторический статус города, уровень развития производства и жизни населения, степень развития общественного питания (сети), численность и состав населения3. По объекту влиянияКоличествен-ныеВлияющие на объем спросаЧисленность населения, его возрастной состав, распределение по социальному и экономическому положению, размер заработной платы и среднедушевых доходов, уровень и динамика цен, число предприятий и число мест в нихКачествен-ныеВлияющие на структуру спроса (по типам предприятий, видам блюд, комплексу услуг)Привычки, вкусы, мода, традиции, время года4. По возможности измеренияИзмеримыеПоддающиеся выявлению количественного влияния на объем спроса и его структуруЧисленность населения, его возрастной состав, заработная плата и денежные доходы, уровень ценНеизмери-мыеОпределить количественное влияние на объем спроса затруднительно или невозможноПотребительские предпочтения, привычки, традиции, вкусы5. По направлению воздействияСтимулиру-ющиеОбусловливающие рост объемов спросаРост доходов и заработной платы, численности населения, числа предприятий; изменения в стиле жизни семьиСдерживаю-щиеПриводящие к замедлению или снижению объемов спросаРост цен, снижение реальных доходов, низкое качество услуг предприятий, снижение численности населения
Основной доход ресторана - это проведение банкетов и выездных обслуживаний. Услуга - выездное ресторанное обслуживание (кейтеринг) - дает большое преимущество - возможность провести мероприятие в любом выбранном гостем месте. Ресторан предлагает банкетно-кейтеринговые услуги.
Выездной банкет, фуршет или кофе-брейк можно провести в банкетном зале, в концертном зале, в спортивном комплексе, в выставочном центре, на теплоходе, за городом на открытой площадке, на природе.
Рекламная деятельность ресторана очень развита. В интернете имеется официальный сайт ресторана, где предоставлена полная информация о ресторане, меню, специальных предложениях, банкетах.
Учитывая спрос потребителей, уровень продаж блюд, предлагаю новое меню для ресторана. Меню предоставлено в приложении 42. Калькуляционная карта представлена в приложении 43.
Заключение
В процессе прохождения практики в ресторане проведено ознакомление с практической деятельностью предприятия. При работе воспользовались полученными теоретическими знаниями по специальности и применила их на практике. По окончании практики были получены навыки по составлению нормативно-технологической документации, получен опыт непосредственного общения с клиентами, приобретён опыт и навыки управления персоналом.
Работники ресторан имеют профессиональное образование, большой опыт работы. Повара на рабочем месте обеспечены технологическими картами на каждое блюдо. В конце каждого дня повара и шеф-повар предоставляют отчет по проделанной работе. Имеется несколько видов меню. Ассортимент блюд в меню разнообразный.
Исходя из практики, я сделала вывод, что основным направлением работы ресторана является создание комфортных условий и поддержание гостеприимной обстановки в помещении, повышение качественного обслуживания посетителей и выполнение поставленных целей при максимальном достижении, а также привлечение большего количества посетителей, путем введения различных новинок.
Ресторан является рентабельным предприятием с достаточно высокой прибылью и большим экономическим потенциалом. За время своего существования ресторан сумел создать себе неплохой имидж, привлечь большое количество посетителей, многие из которых стали постоянными клиентами.
Список использованных источников и литературы
1. Закон РФ от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации.
2. Закон РФ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
. Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1. О защите прав потребителей.
. Закон РФ от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ. О качестве и безопасности пищевых продуктов.
. Закон РФ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ. О техническом регулировании.
. Закон РФ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности.
. Закон РФ от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ. О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
. ГОСТ Р 50763-2007. Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия.
. ГОСТ Р 31986-2012. Услуги общественного питания. Метод органолептической оценки качества продукции. - Введ. 2015- 01-01. М.: Стандартинформ,
. ГОСТ Р 53995-2010. Услуги общественного питания. Общие требования к методам и формам обслуживания на предприятиях общественного питания. - Введ. 2012- 01-01. М.: Стандартинформ,
. ГОСТ Р 53996-2010. Услуги общественного питания. Порядок разработки фирменных и новых блюд и изделий на предприятиях общественного питания. - Введ. 2012- 01-01. М.: Стандартинформ,
. СанПиН 2.3.2.1324-03. Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов.
. СП 1.1.2193-07. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий с изменениями и
дополнениями.
. СанПиН 2.2.4.548-96. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений.
. СП 2.3.6.2202-07. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья.
. Каталог оборудования. - М.: Фирма «Звезды общепита», 2008.-86 с.
. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания. Ч. 1. - М.: Хлебпродинформ, 1996. - 680 с.
. Сборник рецептур на торты, пирожные, кексы, рулеты, печенье, пряники, коврижки и сдобные булочные изделия. Ч. 3. - М.: Хлебпродинформ, 2000. - 640 с.
. Сборник технологических нормативов по производству мучных кондитерских и булочных изделий. - М.: Минторг РФ, 1999. - 276 с.
. Трудовой кодекс РФ.
. Елхина, В.Д. Оборудование предприятий общественного питания: Учеб. для студ. вузов / В.Д. Елхина, М.И. Ботов. - М.: Академия, 2010. - Ч.1 : Механическое оборудование. - 416 с.
. Емельянова, Т.В., Кравченко В.П. Экономика общественного питания: учебное пособие / Т.В. Емельянова.Мн.: Высшая школа, 2008. - 383 с.
. Поздняков, В.Я. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: Учеб. для студ.вузов / Под ред.проф. В.Я. Позднякова. - М. : ИНФРА-М, 2009 . - 624с.
. Смирнова, И.Р. Организация производства на предприятиях общественного питания: Учебник для студ. вузов / И.Р. Смирнова, А.Д. Ефимов, Л.А. Толстова, Л.В. Козловская. -СПб. : Троицкий мост, 2011. - 232с.
. Шленская, Т.В. Проектирование предприятий общественного питания: Учеб. пособие для студ. Вузов / Т.В. Шленская, Г.В. Шабурова, А.А. Курочкин, Е.В. Петросова. -СПб. : Троицкий мост, 2011. - 288 с.