Разработка стратегии компании

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    534,53 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка стратегии компании

Образовательное учреждение профсоюзов ВПО

Академия труда и социальных отношений

Социально-экономический факультет

Кафедра экономики и менеджмента

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Стратегический менеджмент»

на тему:

«Разработка стратегии компании»

Работа выполнена студентом

-ей группы 3-го курса очного

отделения социально-экономического факультета

Васюто Сергеем Юрьевичем

Научный руководитель

к.э.н., доц. Анохина Марина Егоровна

Москва

2013

Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что современная внешняя среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде - основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев - это условие выживания и развития. Организации должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами организации генерируют изменения во внешней среде, выпуская новые, например, виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий.

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы, а внешняя среда - источник, питающий организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.

Динамизм и высокая степень неопределенности факторов внешней среды значительно осложняют процедуры разработки и принятия управленческих решений. Поэтому руководители как зарубежных, так и отечественных предприятий остро ощущают потребность в систематической, оперативной и всесторонней информации о состоянии и возможных изменениях, происходящих во внешней среде. Вместе с тем в реальной практике большинство российских предприятий не уделяет должного внимания факторам внешней среды, что в значительной мере обусловлено недостаточной разработанностью теоретических и методологических основ организации ее исследования с учетом национальной, региональной и отраслевой специфики. Необходимо отметить, что значительное количество разработок в области исследования внешней среды организации уделяет основное внимание изучению лишь отдельных ее факторов. В месте с тем, современная рыночная ситуация требует комплексного исследования внешней среды на основе интеграции разнообразных экономических, социально-политических, правовых и технологических аспектов.

Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение, наряду с внутренней средой, изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и задач, при их достижении, а также для более эффективного использования своего потенциала.

Объект исследования курсовой работы - ОАО «АВТОВАЗ».

Предметом являются проблемы, возникающие в процессе функционирования компании, связанные с внешней и внутренней средой организации и ее слабыми и сильными сторонами.

Цель курсовой работы - изучить структуру и содержание стратегического анализа внешней и внутренней среды организации.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

.        Раскрыть понятие и сущность стратегического анализа.

.        Описать методы стратегического анализа.

.        Рассмотреть различные методы проведения стратегического анализа на примере ОАО «АВТОВАЗ».

Информационной основой курсовой работы составляют материалы международных экономических организаций, статистические данные, обзоры автомобильной отрасли PWC и Ernst & Young, годовая отчетность ОАО «АВТОВАЗ», опубликованная на официальном сайте. Так же учебники Ансоффа, Виханского и Гольдштейн.

Глава 1. Стратегический анализ состояния компании

.1 Стратегический анализ

Зарубежный опыт теории и практики современного менеджмента свидетельствует, что переход от потокового внутрифирменного планирования к стратегическому в странах с рыночной экономикой вызван ускорением темпов научно-технического и социально экономического развития, усилением элементов неопределенности и непредсказуемости во внешних отношениях. Выработка и реализация фирменной стратегии, которая могла бы лучше соответствовать быстро изменяющимся внешним условиям, стала исключительно важной частью деятельности руководства большинства компаний.

Стратегический анализ - является основным элементом стратегического планирования <#"829018.files/image001.gif">

Рис.1 - Динамика продаж легковых и коммерческих автомобилей в РФ, 2007-2012 гг.

На протяжении ряда лет Россия становится все более заметным игроком на мировом рынке. Автомобильная промышленность - не исключение. Темпы роста продаж здесь довольно высокие, особенно в сравнении со стагнирующей ситуацией в Европе и Америке. Уровень автомобилизации населения РФ гораздо ниже среднеевропейского, при этом доходы населения увеличиваются, и сохраняется неудовлетворенный спрос.

Все это привлекает в Россию глобальных производителей автомобильной техники. Экспансия включена в плане всех крупнейших производителей автомобилей. За ними последуют и производители комплектующих товаров, которые также рассматривают вопрос о локализации производства в России.

В настоящее время автомобили, произведенные на территории Российской Федерации, принято подразделять на две группы, различающиеся как по своей сути (значению для экономики страны в целом), так и по темпам роста:

Отечественные автомобили. Основной тенденцией в области производства отечественных легковых автомобилей за последние несколько лет стало сокращение числа крупных заводов их выпускающих. Это число уменьшилось с семи в 1995 г. до трех (АвтоВАЗ, ГАЗ, УАЗ) в 2006 г. Причины этого у каждого из них были разные: банкротство (АЗЛК), отказ от выпуска отечественных автомобилей в пользу иномарок («Иж»). Такое сокращение числа игроков, а также уменьшение выпуска на самих заводах естественным образом сказалось на цифре общего выпуска.

Иномарки, собираемые на территории России. С автосборочными предприятиями на территории РФ наблюдается совершенно противоположная картина. Их число, напротив, увеличилось с одного в 1999 г. до 20 в 2013г. при постоянном росте выпуска на каждом из них. Это заводы концернов «Пежо/Ситроен», «Дженерал Моторс», «Ниссан», «Тойота» и «Фольксваген» китайских автопроизводителей.

Рис.2- Динамика продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ, по происхождению марок, 2007-2012гг.

Экономический кризис 2008 г. сильно ударил по автомобильному рынку России: его объем сократился в два раза -до 1347 тыс. ед. в 2009 г. Однако, восстановление рынка шло быстрыми темпами: в 2010 г. прирост составил 30,22%, а в 2011 г. - 37,69%. За 2012 г. продажи составили 1669 тыс. ед., показав прирост в 14%, по сравнению с 2011 годом.

Доля отечественных марок в структуре продаж легковых и легких коммерческих автомобилей за последние годы не была устойчивой: наибольшего значения за рассматриваемый период она достигала в 2007 г. - 38,67%. В 2008 г. доля отечественных марок снизилась до 30,81%, а в посткризисный период снова начала расти. Росту продаж автомобилей российских брендов во время экономического спада способствовала их невысокая стоимость и государственные программы поддержки. По мере выравнивания экономической ситуации и сворачивания стимулирующих программ доля отечественных марок в структуре продаж стала снижаться и на данный момент составляет 23,26% - наименьший показатель за пять лет.

Наибольшую долю рынка среди отечественных марок занимает Lada. За рассматриваемый период она существенно менялась: в 2007 г. доля марки составляла 28,13%, во время экономического кризиса этот показатель начал сокращаться. Тем не менее, продажи в период действия утилизационной программы были очень успешны для брэнда, и в результате в 2010 г. его доля достигла наивысшего за пять лет уровня - 29,09% продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в России.

После этого рыночная доля Lada начала стремительно сокращаться, составив 23,48% в 2011 г. и 18,29% в 2012 г. В 2012 году было продано 298 тыс. автомобилей марки Lada, снижение продаж составило 12,87%.

ОАО "АВТОВАЗ" в 2012г. снизило продажи автомобилей по сравнению с 2011 годом на 10% - до 334,630 тыс. единиц.

На экспорт АВТОВАЗ в 2012г. поставил поставил 36 тыс. 805 машин.

Доля автомобилей марки ГАЗ за рассматриваемый период также существенно сократилась - с 8,06% до 2,91%.

В отличие от марки Lada, здесь не наблюдалось краткосрочных периодов увеличения доли рынка, а только нисходящая тенденция. Хотя годовые приросты продаж в предыдущих периодах были существенны (30,5% - в 2010 г.,18,5% - в 2011 г.), в 2012 г. продажи марки снизились на 2%, всего было продано 47,4 тыс. автомобилей ГАЗ. Нужно отметить, что в 2007-2008 г. в структуре продаж автомобилей под маркой ГАЗ еще присутствовала «Волга». В 2009 г. начались продажи Volga Siber, который продавался до 2010 г. включительно. С 2011 г. под брэндом ГАЗ продается только коммерческая техника.

Доля рынка марки УАЗ изменялась довольно существенно в течение рассматриваемого периода. Наибольшая доля - 2,76% - отмечалась в 2010 г. Этот год вообще был успешным для российских марок. На данный момент доля рынка автомобилей УАЗ составляет 2%. В 2012 г. было продано 32,6 тыс. автомобилей этой марки. Рост, по отношению к 2011 году, составил 13%. (Рис. 3 и Рис.4)

Рисунок 3 - Динамика продаж легковых и легких коммерческих автомобилей LADA, ГАЗ, УАЗ, 2007-2012гг.

Рисунок 4 - Динамика доли продаж легковых и легких коммерческих автомобилей LADA, ГАЗ, УАЗ, 2007-2012гг.

Среди иностранных марок в течение 2007-2012 гг. лидером по продажам был Chevrolet.

В 2013 году эксперты ожидают умеренных темпов роста объема продаж. Тем не менее в долгосрочной перспективе Россия остается одним из наиболее привлекательных рынков, что объясняется низкой степенью обеспеченности населения автомобилями и солидным возрастом автопарка. Так, по итогам 2012 года в России на 1000 человек приходилось 260 автомобилей, что выше аналогичного показателя в 2011 году (250 машин), но значительно ниже показателей развитых стран (Рис. 5).

Рисунок 5 - Продажи легковых автомобилей в России, исторические и прогнозные данные

Кроме того, средний возраст автопарка в России в 2012 году составил 11,8 лет при среднем возрасте автомобилей отечественных марок - 14,8 лет. Возрастная структура автопарка указывает на растущую необходимость замены морально устаревших и технически изношенных транспортных средств. В то же время повышенный утилизационный сбор на подержанные иномарки будет способствовать смещению предпочтений потребителей в сторону новых автомобилей, произведенных в России.

В данной курсовой работе был рассмотрен ценовой сегмент 10000-15000$, так как автомобили LADA продаются в данном сегменте. В данном ценовом сегменте представлено множество различных автопроизводителей. Но большинство из них занимается производством автомобилей и для других ценовых категорий, поэтому были рассмотрены марки, производящие автомобили только в этом ценовом сегменте российский YAZ, китайские Chery и Lifan, корейская Daewoo.

Далее проанализируем привлекательность отрасли при помощи 5 сил конкуренции Майкла Портера.

При анализе отрасли используются следующие составляющие:

.        Сила конкуренции

.        Угроза вхождения новых конкурентов

.        Угрозы со стороны товаров заменителей

.        Сила покупателей

.        Сила поставщиков

Сила конкуренции в секторе. Продукция, реализуемая в данной отрасли, относится к товарам длительного потребления, продукция продается в больших количествах, на всей территории России. Выбирая автомобиль, потребитель обычно тратит много времени и сил на сравнение различных марок, моделей, стремясь совершить наиболее выгодную для себя покупку с точки зрения качества, цены, соответствия функциональных характеристик товара своим потребностям.

На рынке присутствует большое число компаний данной отрасли. При этом существует несколько крупнейших автопроизводителей, которые конкурируют между собой и большое количество средних и мелких компаний конкурирующих на локальных рынках или на определенных видах продукции.

Вывод: интенсивность конкуренции в отрасли можно описать, как высокую, в тоже время нельзя ожидать усиления конкуренции в 2013 году, так как прогнозируется дальнейшее повышение спроса, которое дает возможность конкурировать без снижения прибыли.

Угроза вхождения новых конкурентов. Риск входа потенциальных конкурентов создает опасность прибыльности компании. С другой стороны, если этот риск мал компания может повышать цену и увеличивать доходы. Конкурентная сила этого фактора сильно зависит от высоты барьеров входа.

Источники таких барьеров:

Лояльность к торговой марке покупателей (входящие компании должны перекрыть это значительными инвестициями). Торговые марки и бренды на этом рынке известны и легко узнаваемы. Для появления и раскрутки новых брендов необходимы большие капиталовложения.

Абсолютное преимущество по издержкам (более низкие издержки производства обеспечивают существующим компаниям существенные преимущества, которые трудно достичь новым компаниям). Технология производства автомобилей является достаточно сложной и дорогостоящей.

Экономия на масштабе. Она связана со снижением издержек при массовом производстве стандартизированной продукции, скидками при больших закупках сырья, материалов комплектующих, снижением удельных расходов на рекламу и т.д.

Барьеры входа. На рынке автомобилей действуют существенные барьеры входа. Качество, безопасность, экологичность автомобиля сертифицирована и жестко контролируется государством и международными организациями.

Борьба за каналы сбыта. При выходе на новый рынок компания должна определиться с маркетинговой стратегией, в том числе разработать план продвижения и стратегию диверсификации - ключевых отличий от конкурентов.

Вывод: на данный момент вероятность появления новых крупных игроков на рынке очень низкая.

Угрозы со стороны товаров-заменителей. Рынок автомобилей характеризуется низким уровнем конкуренции со стороны товаров заменителей. Субституты автомобиля - мотоциклы, велосипеды, услуги такси. Существование заменяющих продуктов составляет серьезную конкурентную угрозу, ограничивающую цены компании и ее прибыльность. Однако, если продукт компании имеет немного полных заменителей, то компании имеют возможность повысить цены и получить дополнительную прибыль, и их стратегии должны использовать этот факт.

Трудно представить продукт который бы мог заменить автомобиль. Как возможный заменитель личного автомобиля можно представить услуги такси.

Вывод: влияние товаров - заменителей в данной отрасли ничтожно.

Сила покупателей. Представляет собой возможность покупателей «торговаться». Она представляет угрозу давления на цены из-за потребностей в лучших качестве или сервисе. Рынок автомобилей характеризуется наличием множества производителей схожей продукции, предложение способно полностью удовлетворить растущий спрос, что формирует определенные условия работы. Основными покупателями являются частные лица с разным уровнем доходов.

Покупатели наиболее сильны в следующих ситуациях:

Когда покупатели могут выбирать между различными производителями по критерию минимума цен, что увеличивает ценовую конкуренцию в отрасли. Цена, имеет большое значение для покупателя, особенно в ценовом сегменте 10000-15000$, к которому относятся автомобили LADA. Низкий ценовой сегмент характеризуется высокой эластичностью спроса по цене, небольшому ассортименту.

Развитие информационных технологий так же оказывает влияние, которое приводит к тому, что покупатель имеет широкий доступ к информации о продукте и работе с клиентами.

В данной отрасли велико влияние социальной ответственности. Компании необходимо поддерживать благотворительные программы, вырабатывать социальную политику.

Вывод: влияние покупателей в данной отрасли велико, но наличие благоприятного имиджа, низкая себестоимость продукции и высокий уровень подготовки сотрудников снижает влияние покупателей на деятельность компании.

Сила поставщиков. Она заключается в их угрозе поднять цены, вынуждая снизить количество поставляемой продукции, а, следовательно, и прибыль. Наиболее мощным является давление со стороны поставщиков в следующем случае, когда поставляемый продукт имеет мало заменителей и он важен для компании. Обеспечение долгосрочных стабильных отношений благоприятно сказывается на работе компании, создает потенциал для снижения, льготных условий поставки.

Вывод: в данной отрасли, давление поставщиков можно определить как очень высокое.

Основные КФУ отрасли:

.        КФУ, основанные на научно-техническом превосходстве:

·        Опыт организации научных исследований;

·        Способность быстрого осуществления технологических и (или) организационных нововведений;

·        Наличие опыта работы с передовыми технологиями;

·        Возможность разработки новых товаров.

.        КФУ, связанные с организацией производства:

·        Низкие издержки производства;

·        Высокое качество производимых товаров;

·        Выгоды связанные с местоположение предприятия;

·        Наличие доступа к квалифицированной рабочей силе;

·        Отлаженное партнерство с хорошими поставщиками;

·        Высокая производительность труда.

.        КФУ, основанные на маркетинге:

·        Сильный бренд;

·        Качество и интенсивность рекламы продукции;

·        Получение лучшего рекламного времени на ТВ;

·        Спонсорская поддержка мероприятий (фестивали, концерты);

·        Привлекательный дизайн;

·        Наличие информативного и удобного сайта;

·        Ценовая политика.

.        КФУ, относящиеся к реализации продукции:

·        Доступная цена;

·        Развитая дилерская сеть;

·        Сервисное обслуживание;

·        Низкие расходы на реализацию;

·        Выверенная логистика;

·        Широкий ассортимент.

Таблица 1 - Ключевые факторы успеха отрасли легковых автомобилей

Группа

КФУ

Оценки значения фактора для отрасли



1

2

3

4

5

КФУ, относящиеся к технологии

Опыт организации научных исследований





+


Возможность инноваций в производственном процессе





+


Возможность разработки новых товаров




+



Наличие опыта с передовыми технологиями




+


КФУ, к производству

Низкие издержки производства



+


Качество продукции



+


Доступ к квалифицированной рабочей силе



+


Отлаженное партнерство с поставщиками



+

КФУ, относящиеся к реализации продукции

Доступная цена


+


Развитая дилерская сеть


+



Низкие расходы по реализации


+



Широкий ассортимент


+


КФУ, относящиеся к маркетингу

Известность бренда


+


Доля рынка


+



Маркетинговая активность


+



Информационная поддержка


+



Таким образом, ключевыми факторами успеха в отрасли являются:

.        Высокое качество производимых автомобилей

.        Доступная цена

.        Сильные бренды

.        Опыт организации научных исследований

.        Возможность инноваций в производственном процессе

Таблица 2- Бальный метод оценки конкурентов, баллы


Ранг

Вес

LADA

YAZ

Chery

Daewoo

Lifan

Доля



18,29%

1,92%

0,55%

2,29%

0,73%

Бренды

1

0,20

5

3

2

4

2

Цена

2

0,18

5

4

4

5

5

Присутствие в салонах

3

0,18

5

3

2

4

2

Реклама

4

0,14

4

2

2

3

1

Качество

5

0,12

3

3

2

4

2

Ассортимент

6

0,09

4

2

5

3

2

Производительность

7

0,05

5

3

4

4

3

Сильный отдел продаж

8

0,04

4

3

2

4

2


Таблица 3 - Бальный метод оценки конкурентов, взвешенная оценка


Ранг

Вес

LADA

YAZ

Chery

Daewoo

Lifan

Доля



18,29%

1,92%

0,55%

2,29%

0,73%

Бренды

1

0,20

1

0,60

0,40

0,80

0,40

Цена

2

0,18

0,90

0,72

0,72

0,90

0,90

Присутствие в салонах

3

0,18

0,90

0,54

0,36

0,72

0,36

Реклама

4

0,14

0,56

0,28

0,28

0,42

0,14

Качество

5

0,12

0,36

0,36

0,24

0,48

0,24

Ассортимент

6

0,09

0,36

0,18

0,45

0,27

0,18

Производительность

7

0,05

0,25

0,15

0,20

0,20

0,15

Сильный отдел продаж

8

0,04

0,16

0,12

0,08

0,16

0,8

Сумма


1

4,13

2,95

2,73

3,95

3,17


Таблица 4 - Бальный метод оценки конкурентов, сгруппированная взвешенная оценка


LADA

YAZ

Chery

Daewoo

Lifan

Доля

18,29%

1,92%

0,55%

2,29%

0,73%

Цена

0,90

0,72

0,72

0,90

0,90

Продукт (качество, бренд)

0,96

0,64

1,28

0,64

Ассортимент

0,36

0,18

0,45

0,27

0,18

Уровень работы персонала (отделы продаж, реклама, производительность)

1,87

1,09

0,92

1,5

1,45

Сумма

4,13

2,95

2,73

3,95

3,17



Рисунок 6 - Рынок автомобилей, соотношение цена и продукт

Рисунок 7 - Рынок автомобилей, соотношение цена и ассортимент

Рисунок 8 - Рынок автомобилей, соотношение цена и уровень персонала

Таблица 5 - метод профилей, сравнение LADA и YAZ


YAZ


-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

Бренды







*




Цена






*





Присутствие в салонах





*






Реклама






*





Качество







*




Ассортимент







*




Производительность






*





Сильный отдел продаж






*






Таблица 6- метод профилей, сравнение LADA и Chery


Chery


-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

Бренды







*




Цена






*





Присутствие в салонах




*







Реклама






*





Качество







*




Ассортимент






*





Производительность






*





Сильный отдел продаж







*





Таблица 7- метод профилей, сравнение LADA и Daewoo


Daewoo


-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

Бренды






*





Цена






*





Присутствие в салонах





*






Реклама





*






Качество






*





Ассортимент






*





Производительность






*





Сильный отдел продаж






*







Таблица 8- метод профилей, сравнение LADA и Lifan


Lifan


-5

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4

Бренды








*



Цена






*





Присутствие в салонах





*






Реклама





*






Качество






*





Ассортимент






*





Производительность






*





Сильный отдел продаж






*






PEST-анализ

Факторы

Возможности

Угрозы

Политические

Снижение таможенных пошлин

Уменьшение цены на зарубежное оборудование

Возможность введения утилизационного сбора для российских автопроизводителей

Государственная поддержка

Получение дополнительных инвестиций, протекционистская политика, получение госзаказов

При смене власти, возможна потеря наработанных старых связей


Продолжение PEST-анализа

Вхождение в ВТО

Выход на зарубежные рынки, создание стратегических альянсов с автопроизводителями с целью повышения эффективности сотрудничества на продвинутой стадии исследований и разработок

Появление большого количества доступных иномарок на российском рынке, возможно, станет негативным фактором влияния на позиции российских автопроизводителей

Отношения между деловыми кругами и правительством

Возможность привлечения дополнительных инвестиций

Правительство может начать влиять на стратегию компании и ее реализацию

Ужесточение экологического законодательства

Внедрение новых технологий, которые позволят снизить загрязнение окружающей среды

Может повлечь за собой закрытие производств не соответствующих стандартам и увеличить себестоимость за счет покупок иностранных комплектующих

Экономические

Рост уровня доходов населения

Повышение спроса на товары длительного пользования

Отток имеющихся и потенциальных покупателей

Усиление конкуренции

Более глубокая работа на наиболее успешных направлениях

Усиление конкурентной борьбы, повышение издержек

Мировой кризис

Получение более выгодных условий на покупку импортных комплектующих и оборудования

Снижение стоимости рубля и увеличение реальной стоимости контрактов

Развитие автокредитования

Повышение спроса

Покупать будут иностранных производителей с лучшим качеством сборки

Динамика ВВП

Стимулирование внутреннего производства чрезвычайно важно с учетом того, что опережающий рост импорта по сравнению с потреблением и экспортом является ключевым фактором замедления темпов роста ВВП.

Уменьшение объема прямых иностранных инвестиций

Социокультурные

Отсутствие на рынке специалистов нужной квалификации

Обучение персонала уже работающего в компании

Необходимость в поиске таких работников влекущая за собой рекрутинговые и транспортные затраты

Плохая демографическая ситуация в стране


Снижение спроса, нехватка рабочей силы

Изменение предпочтений потребителей

Стимулирование производите- лей к разработке большего количества предложений с использованием телематиче- ских технологий

Неспособность быстро реагировать на изменение вкусов может повлечь за собой потерю покупателей

Стиль жизни

Использование возможностей в связи с ожидаемым ростом в сегменте SUV, разработка предложений в экономсегменте с потребительскими свойствами, востребованными в конкретном регионе

Отсутствие широкого ассортимента отрицательно сказывается на доле рынка и объемах продаж

Социальная ответственность

Повышение имиджа, улучшение социальной среды в городе

Во время кризиса тяжело поддерживать и производство и социальную ответственность на высоком уровне

Технологические

Усиление технологических и технических возможностей конкурента

Толчок к развитию компании

Отставание от конкурентов в плане качества, внешнего вида продукции. Увеличение затрат на научные исследования, оборудования.

Обязательные ISO для автомобильной промышленности

Снижение затрат на утилизацию отходов, экономия в потреблении энергии и материалов, улучшение имиджа

Дорогостоящая замена оборудования

Развитие информационных технологий

Более легкий доступ к новым рынкам, развитие технологий продаж и маркетинговой стратегии с использованием социальных медиа и Интернета

Усиление конкуренции на разработанных рынках

Отсутствие в стране отечественного технологического оборудования нужного класса качества и производительности

Возможность создания собственного производства необходимого оборудования

Увеличение себестоимости за счет покупки оборудования за рубежом

Новые технологии

Расширение опыта в области сервиса и производства комплектующих для повыше ния конкурентоспособности и наиболее полного удовлетво- рения потребностей клиента

Быстрое устаревание технологий


Количественный PEST-анализ (профиль среды)

Факторы

Важность для отрасли, X

Влияние на организацию, Y

Направленность влияния, Z

Степень важности, S=X*Y*Z

Возможности

Снижение таможенных пошлин

1

1

+1

1

Государственная поддержка

3

3

+1

9

Вхождение в ВТО

2

1

+1

2

Отношения между деловыми кругами и правительством

2

2

+1

4

Ужесточение экологического законодательства

1

1

+1

1

Рост уровня доходов населения

2

2

+1

4

Усиление конкуренции

3

2

+1

6

Мировой кризис

2

1

+1

2

Развитие автокредитования

1

1

+1

1

Динамика ВВП

1

1

+1

1

Отсутствие на рынке специалистов нужной квалификации

1

1

+1

1

Плохая демографическая ситуация в стране

1

1

+1

1

Изменение предпочтений потребителей

3

2

+1

6

Стиль жизни

1

1

+1

1

Социальная ответственность

1

1

+1

1

Усиление технологических и технических возможностей конкурента

2

2

+1

4

Обязательные ISO для автомобильной промышленности

2

1

+1

2

Развитие информационных технологий

3

3

+1

9

Отсутствие в стране отечественного технологического оборудования нужного класса качества и производительности

1

1

+1

1

Новые технологии

3

3

+1

9

Угрозы

Снижение таможенных пошлин

3

2

-1

-6

Государственная поддержка

1

1

-1

-1

Вхождение в ВТО

3

3

-1

-9

Отношения между деловыми кругами и правительством

1

1

-1

-1

Ужесточение экологического законодательства

2

2

-1

-4

Рост уровня доходов населения

1

1

-1

-1

Усиление конкуренции

3

3

-1

-9

2

1

-1

-3

Развитие автокредитования

1

1

-1

-1

Динамика ВВП

2

1

-1

-2

Отсутствие на рынке специалистов нужной квалификации

3

2

-1

-6

Плохая демографическая ситуация в стране

2

1

-1

-2

Изменение предпочтений потребителей

3

3

-1

-9

Стиль жизни

2

2

-1

-4

Социальная ответственность

1

1

-1

-1

Усиление технологических и технических возможностей конкурента

3

3

-1

-9

Обязательные ISO для автомобильной промышленности

1

1

-1

-1

Развитие информационных технологий

2

2

-1

-4

Отсутствие в стране отечественного технологического оборудования нужного класса качества и производительности

2

1

-1

-2

Новые технологии

2

2

-1

-4


EFAS- резюме анализа внешних стратегических факторов

Внешние стратегические факторы

Вес

Оценка

Взвешенная оценка

Возможности

Государственная поддержка

0,09

5

0,45

Усиление конкуренции

0,07

3

0,21

Новые технологии

0,12

5

0,6

Изменение предпочтений потребителей

0,14

4

0,56

Развитие информационных технологий

0,08

2

0,16

Угрозы

Снижение таможенных пошлин

0,12

4

0,48

Вхождение в ВТО

0,16

5

0,80

Усиление конкуренции

0,06

4

0,24

Отсутствие на рынке специалистов нужной квалификации

0,04

3

0,12

Изменение предпочтений потребителей

0,08

5

0,40

Усиление технологических и технических возможностей конкурента

0,04

4

0,16

Итого

1


4,18


Вывод рассмотренная компания - ОАО «АВТОВАЗ» имеет степень реакции на факторы внешней среды на уровне выше среднего, так как взвешенная оценка равна 4,18.

Глава 3. Проектная часть

.1 SWOT-анализ в системе стратегического менеджмента

С использованием SWOT-анализа проводится оценка стратегической позиции корпоративной организации и определяются основные ее стратегические и тактические возможности.

.        Формируется матрица SWOT- анализа «Деловой экран» (табл.5 ).

Таблица 5

Матрица «Деловой экран» SWOT-анализа

Сильные стороны

Слабые стороны

Известная марка на рынке; Получения экономии от роста объема производства; Преимущества в области издержек; Инновационные способности и их реализации.

Отсутствие мероприятий по стимулированию сбыта; Уязвимость по отношению к конкурентному давлению; Отставание в области исследований и разработок; Низкий уровень системы менеджмента качества.

Угрозы

Возможности

Конкуренция иностранных производителей в ценовом сегменте 10000-15000$. Снижение пошлин на ввозимые автомобили и прекращение государственной поддержки. Возможность появления новых конкурентов и возрастающее конкурентное давление. Изменение потребностей и вкусов покупателей.

Развитие рынков сбыта и появление новых сегментов рынка; Поддержка государства; Возможность получения инвестиций; Усиление мирового кризиса за рубежом.


.        Рассматриваются все сочетания сильных и слабых сторон с его возможностями и угрозами. Результатом этого этапа становится корреляционная матрица SWOT-анализа (табл. 6).

Таблица 6

Корреляционная матрица SWOT-анализа


Сильные стороны

Слабые стороны

Итого


Известная марка на рынке

Получение экономии от масштаба

Преимущества в области издержек

Инновационные способности и их реализации

Отсутствие мероприятий по стимулированию сбыта

Уязвимость по отношению к конкурентному давлению

Отставание в области исследований и разработок

Низкий уровень системы менеджмента качества



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Угрозы

Конкуренция иностранных производителей в ценовом сегменте 10000-15000$

4

3

3

4

4

5

5

5

33


Снижение пошлин на ввозимые автомобили и прекращение государственной поддержки

3

2

2

3

1

5

1

1

18


Возможность появления новых конкурентов и возрастающее конкурентное давление

5

3

3

3

3

5

5

5

32


Изменение потребностей и вкусов покупателей.

3

1

1

4

4

4

5

4

26

Возможности

Развитие рынков сбыта и появление новых сегментов рынка

5

5

5

5

4

2

3

3

32


Поддержка государства

5

3

3

3

1

3

3

3

24


Возможность получения инвестиций

5

4

5

4

3

3

4

4

32


Усиление мирового кризиса за рубежом

3

4

5

4

1

3

2

2

24

Итого

33

25

25

30

21

30

28

27



.        Формируется матрица №3 «Проблемное поле предприятия» (табл. 3), в которой формулируются имеющиеся проблемы, связанные с тем или иным сочетанием сильных (слабых) сторон предприятия с угрозами (возможностями). Перечень проблем представлен в табл. Даная таблица в последующем шаге наполняется содержанием количественных оценок проблем и их рангов, по которым должна осуществляться сортировка проблем по убыванию из значимости для предприятия.

Таблица 7

Матрица SWOT-анализа «Проблемное поле предприятия»


Сильные стороны

Слабые стороны


Известная марка на рынке

Получение экономии от масштаба

Преимущества в области издержек

Инновационные способности и их реализации

Отсутствие мероприятий по стимулированию сбыта

Уязвимость по отношению к конкурентному давлению

Отставание в области исследований и разработок

Низкий уровень системы менеджмента качества


J1

J2

J3

J4

J5

J6

J7

J8

Угрозы

Конкуренция иностранных производителей в ценовом сегменте 10000-15000$

I1

4

5

6

5

13

3

2

6


Снижение пошлин на ввозимые автомобили и прекращение государственной поддержки

I2

3

13

7

2

12

1

8

5


Возможность появления новых конкурентов и возрастающее конкурентное давление

I3

1

1

2

9

4

6

5

3


Изменение потребностей и вкусов покупателей

I4

7

8

9

10

11

13

5

6

Возможности

Развитие рынков сбыта и появление новых сегментов рынка

I5

2

9

8

2

11

1

3

12


Поддержка государства

I6

1

13

10

9

11

3

5

6


Возможность получения инвестиций

I7

8

5

11

2

12

13

10

6


Усиление мирового кризиса за рубежом

I8

4

13

4

1

3

12

8



Таблица 8

Матрица ранжирования проблем предприятия по значимости

№ проблемы

Формулировка проблемы

Оценка проблемы

Ранг проблемы

1

2

3

4

1

Увеличение объема производства продукции

25

2

2

Освоение новой линейки продукции

22

3

3

Усиление политики государства по защите отечественного производителя

19

5

4

Использование новых форм стимулирования продаж

11

8

5

Проведение научных исследований в области модернизации продукции

27

1

6

Совершенствование системы менеджмента качества

25

2

7

Расширение круга потребителей

5

11

8

Вертикальная интеграция

8

10

9

Развитие дилерской сети

11

8

10

Внедрение информационных технологий в систему управления логистическими потоками

15

7

11

Содействие государства в сфере заключения договоров о поставках продукции в страны СНГ

18

6

12

Улучшение качества и увеличение интенсивности рекламной продукции

10

9

13

Гибкая ценовая политика

20

4

В соответствии с полученными количественными оценками отранжированные по убыванию значимости проблемы организации служат для разработки стратегий ее развития на ближайшую перспективу.

Каждая такая стратегия призвана разрешить ту или иную проблему, что в итоге приведет к повышению конкурентоспособности предприятия.

Паттерн-анализ

Разработка целей организации


-й уровень выбора пути решения проблемы характеризуется следующими экспертными и расчетными данными:

Критерии

W

Подцели 1-го уровня



Подъем имиджа

Модернизация технологии для выпуска новых изделий

Рост численности продаж

0,8

0,4

0,6

Рост численности покупателей

0,2

0,5

0,5



Эффект



0,42

0,58


Взвешенные оценки определяем по следующей формуле: Еk = еWkijеij,

 

Е1= 0,8∙0,4+0,5∙0,2=0,42;

Е2=0,8∙0,6+0,5∙0,2=0,58.

По 2-му уровню «Повышение качества - Выпуск новой модели машины» имеем следующие данные:

Критерии

W

Действия



Повышение качества

Выпуск новой модели машины

Рентабельность

0,3

0,4

0,6

Доход

0,7

0,6

0,4



Эффект



0,54

0,46


-й уровень «Разработка новых моделей на базе собственных платформ - Обновление производственных мощностей» можно рассматривать по критериям постоянных и переменных издержек:

Критерии

W

Действия



Разработка новых моделей

Обновление производственных мощностей

Постоянные издержки

0,7

0,5

0,5

Переменные издержки

0,3

0,6

0,4



Эффект



0,53

0,47


По расчетным показателям эффектов строим размеченное дерево целей (рис. 9).

Рисунок 9 - Размеченное дерево целей

Для оценки эффективности каждого из четырех возможных путей рассчитаем взвешенные оценки эффективности возможных действий по решению проблемы:

 

Е(1) = 0,42∙0,54= 0,23 е. э.

Е(2) = 0,46∙0,52=0,19 е. э.

Е(3) = 0,52∙0,53=0,27 е. э.

Е(4) = 0,47∙0,52 = 0,24 е. э.

Расчеты показали, что наиболее эффективен третий путь, т. е. фирме нужно осуществлять модернизацию технологии для выпуска новых изделий на основе разработки новых моделей на базе собственных платформ.

Заключение

В ходе данной курсовой были решены задачи:

Определена роль национальной автомобильной отрасли в экономике страны.

Выявлена стратегия развития ОАО «АВТОВАЗ»

Для реализации поставленных целей государство должно использовать следующие инструменты:

укрепление курса рубля, снижение инфляции, установление ставок по кредитам ниже уровня средней прибыли в отрасли;

снижение ввозных пошлин на импортное технологическое оборудование для автомобильной отрасли, не имеющее внутренних аналогов;

поддержка эффективных инвестиционных проектов по наиболее важным направлениям;

предоставление налоговых льгот российским предприятиям автомобильной отрасли для высвобождения собственных средств на НИОКР, модернизация производства и обновление модельного ряда продукции;

развитие инфраструктуры и повышение технического уровня комплектующих изделий;

проведение четкой государственной политики в области ценообразования на продукцию (работы, услуги) естественных монополий и отраслевых монополистов с целью предотвращения роста потребительских цен и потери конкурентоспособности отечественной продукции.

В свою очередь российским предприятиям автомобильной отрасли необходимо повышать конкурентоспособность выпускаемой продукции, совершенствуя как собственную научно-техническую базу для более активного проведения НИОКР, так и покупая лицензии на производство иностранных моделей автомобилей; увеличивать количество инвестиционных проектов, выполняемых в кооперации с мировыми автопроизводителями; повышать профессиональный уровень работающих на предприятиях отрасли.

В деятельности любого предприятия, как новообразованного, так и давно присутствующего на рынке, немаловажную роль играет стратегия действия. От правильно выбранной стратегии зависит не только сиюминутная разовая прибыль от сделки, но и перспектива существования предприятия на протяжении длительного времени.

Одним из важных этапов формирования стратегии предприятия является стратегический анализ отрасли, в которой предприятия существует, либо открывается; сегмента рынка, в котором будет, либо уже позиционируется продукция предприятия; анализ опыта конкурентов - их ошибок и успехов; а также, многих других факторов, которые в той или иной степени могут повлиять на работу и прибыльность предприятия.

Полноценный, грамотный и качественный стратегический анализ предприятия помогает менеджменту предприятия определить стратегические цели и ориентиры на разные периоды времени - от краткосрочных (до 1 года) до средне- и долгосрочных прогнозов и планов. Проводя регулярный анализ собственной деятельности и деятельности прямых конкурентов и других участников отрасли, сравнивая собственную продукцию и используемые технологии с аналогичными, применяемыми другими организациями, менеджмент может увидеть полноценную картину рынка, динамику изменения спроса и ценовых предпочтений, покупательной способности целевых групп. При этом, необходимость сравнительной оценки состояния своего предприятия по отношению к отрасли в целом и её отдельным участникам не должна возникать только в тот момент, когда менеджмент чувствует отставание и потребность в изменениях, но и даже тогда, когда предприятие признано безусловным лидером отрасли - в противном случае, есть опасность потерять лидерство, не заметив «опасных» для предприятия достижений и успехов конкурентов.

Результатом полноценного анализа предприятия должны стать такая внутренняя и организационная структура менеджмента, которая бы обеспечила предприятию чувствительность и стойкость по отношению к переменам во внешней среде: с тем, чтобы уметь не только своевременно обнаружить, но и верно истолковать, например, изменения спроса или появление той или иной прогрессивной технологии.

Качественный анализ деятельности предприятия - это не только ревизия уже достигнутого, но и прогноз, тонкий расчёт на будущее. Он должен учитывать такие немаловажные аспекты, как перспективы внедрения новых технологий, обновления производственного оборудования, увеличения его мощности, и т.п. Не меньшее значение играет и организация производства, распределение должностных и производственных функций и полномочий на предприятии, а также профессиональная подготовка персонала, его способность к обучению и повышению квалификации, умением оперативно принимать тактические решения. Таким образом, стратегический анализ призван формировать особую, стратегическую позицию предприятия, которая сможет обеспечить длительную жизнеспособность предприятия в изменяющихся условиях, и - в особенности - в условиях экономического спада. А менеджмент предприятия, готовый тратить время на постоянный анализ, обеспечивает, таким образом, постоянный потенциал прибыльности своего предприятия.

Похожие работы на - Разработка стратегии компании

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!