Компания
|
Капитализация, млрд. руб.
|
Запасы нефти, млрд. барр.
|
Добыча нефти, млн. тонн
|
Роснефть
|
94
|
22,8
|
122,5
|
Лукойл
|
58
|
17,3
|
95,9
|
ТНК
|
50
|
9,0
|
85,3
|
Сургутнефтегаз
|
37,5
|
9,0
|
60,7
|
Газпром
|
20,2
|
230,7
|
57,2
|
Татнефть
|
14,0
|
99,5
|
97,0
|
Башнефть
|
10,7
|
1911,6
|
13,1
|
Славнефть
|
0,4
|
26,7
|
13,5
|
В соответствии с Таблицей 2.2 можно судить о наибольших запасах у
Башнефти и Газпрома.
Вступление в ВТО обеспечить рост экспорта нефти в средне и долгосрочной
перспективах. В рамках участия в ВТО представлен на Рисунке 2.3 прогноз
экспорта нефти в перспективе до 2020 года.
Рис. 2.3. Экспорт топливно-энергетических ресурсов в
перспективе до 2020 года
Дальнейшее развитие российской экономики до сих пор находится в
зависимости от цен на нефть, которая влияет на курс рубля, наполняемость
бюджета страны, ВВП страны, величину Резервного фонда страны.
Представим прогнозы развития экономики России во взаимоувязкой ее с
уровнем цен на энергоносители.
Вариант 1. Среднегодовая стоимость барреля нефти кратковременно снизится
до 80 долларов США. Предполагается, что федеральный бюджет России выдержит
подобную нагрузку и не испытает серьезных проблем.
Вариант 2. Стоимость барреля нефти также, как в первом прогнозе, составит
80 долларов в 2014, 2015 и 2016 году, что обеспечит снижение уровня ВВП страны.
Вариант 3. Стоимость барреля нефти также, как в первом прогнозе, составит
60 долларов в 2014, 2015 и 2016 году, что обеспечит резкое уровня ВВП страны.
Указанный сценарий, все же, маловероятен.
Прогноз динамика экспорта нефти России определен на Рисунке 2.4.
Рис.2.4. Прогноз динамики экспорта нефти в рамках участия в ВТО в 2010 - 2013 гг., в
млрд. руб.
Структура экспорта нефти России в динамике до 2016 года представлена на
Рисунке 2.5, в соответствии с которым можно отметить увеличение доли стран СНГ
в импорте российской нефти к 2016 году.
Рис.2.5. Структура экспорта нефти в 2010 - 2013 гг., в млрд. руб.
Можно также заметить, что вступление в ВТО в целом позволит стимулировать
экспортно-импортные отношения. Также рассмотрим качестве примера особенности
положения отрасли легкой промышленности от вступления в ВТО.
Рис.2.6. Динамика иностранных инвестиций в отрасль легкой промышленности
России
Рисунок 2.6 свидетельствует о положительной динамике инвестиций в отрасль
легкой промышленности России. В 2011 году объем инвестиций составил 79,12 млрд.
руб., а к концу 2012 года наблюдалось получение инвестиций в размере 94,3 млрд.
руб. Отметим, что вступление в ВТО позволит повысить рост инвестиций в сектор
легкой промышленности России (Рисунок 2.7).
Рис.2.7. Динамика иностранных инвестиций в отрасль легкой промышленности
России в связи с вступлением в ВТО, в млрд. руб.
В соответствии с Рисунком 2.7 можем отметить, что в перспективе ожидается
положительная динамика иностранных инвестиций в отрасль легкой промышленности
России в связи с вступлением в ВТО (к 2012 году в объеме 120,95 млрд. руб.)
Рис.2.8. Риски присоединения России к ВТО
Также представим пример положения отрасли сельского хозяйства в рамках
участия России в ВТО.
Сельское хозяйство играет важную роль в экономике России, обеспечивая
3,7% ВВП и около 8% занятости населения. Растениеводство занимает чуть более
40% выпуска сельского хозяйства, остальное - животноводство. В растениеводстве
доминирует производство пшеницы, на его долю приходится до 60-65% в зависимости
от урожайности и рыночных цен. В животноводстве преобладает производство
свинины, говядины и мяса птицы. В денежном выражении на них приходится около 37%
36% и 20% соответственно. После вступления России в ВТО здесь начнет
действовать принятая в этой организации классификация мер поддержки по
«корзинам»:
. Меры «зеленой корзины» (Green Box Policies) осуществляются
посредством государственных программ, не предусматривают перераспределения
средств от потребителей и не влекут за собой ценовой поддержки производителей.
Эти меры направлены на совершенствование инфраструктуры, научные исследования,
образование, информационно-консультационное обслуживание, ветеринарные и
фитосанитарные мероприятия, распространение рыночной информации, содержание
стратегических продовольственных запасов, реализацию программ регионального
развития, страхование урожая, содействие структурной перестройке сельского
хозяйства и т. д.
. Меры «голубой корзины» (Blue Box Policies) связаны с прямыми
выплатами в рамках программ сокращения производства. По соглашению, эти выплаты
не должны подвергаться обязательной отмене, если они касаются фиксированных
площадей и урожаев, а в животноводстве - если они осуществляются на
фиксированном поголовье скота.
. «Желтая корзина» (Amber Box Policies) содержит мероприятия,
которые считаются стимулирующими производство и, следовательно, искажающими
торговлю. К ним относят регулирование рыночных цен, прямые платежи и субсидии,
льготы на транспортировку и списание долгов, приобретение ГСМ со скидками и т.
п. В соглашении нет точного определения, какие меры государственной поддержки
следует отнести к «желтой корзине», и в нее попадают любые меры, не помещенные
в другие «корзины».
До сих пор нет ясности в вопросе о том, как правительство намерено
использовать меры «зеленой» и «голубой корзин». Поскольку поддержка сельского
хозяйства государством в таких формах практически пока не осуществлялась, либо
была неэффективной. Потребуется время как на разработку программ, так и на
подготовку соответствующих специалистов.
Рис.2.9. Объем разрешенных субсидий сельскому хозяйству в РФ, в млрд.
долл. («желтая корзина»)
В соответствии с Рисунком 2.9 наблюдается снижение объема субсидирования
отрасли в рамках вступления в ВТО.
Рис.2.10. Объем поддержки с/х производителей на единицу посевной площади,
долл./га
На основе представленного Рисунка 2.10 можно судить о том, что объем
поддержки с/х производителей на единицу посевной площади в России как до
вступления в ВТО, так и после, значительно ниже, чем в развитых странах мира. В
современных условиях вступления в ВТО лишь крупные холдинги отрасли сельского
хозяйства могут быть высоко рентабельными (Рисунок 2.11).
Рис.2.11. Положение предприятий сельскохозяйственной отрасли в рамках
вступления в ВТО
Обязательства перед ВТО предусматривают:
снижение ставок импортных пошлин по широкому набору
сельскохозяйственной продукции. В частности, с 45% до 5% снизится пошлина на
импорт живых свиней; будут увеличены квоты, обнулены пошлины в пределах квоты и
снижены пошлин с 75% до 65% вне квоты по свинине; пошлины на молочные продукты
уменьшатся с 19,8% до 14,9%; на злаки - снизятся с 15,1% до 10%; на рыбу - с
10% до 3%;
рост цен на минеральные удобрения. На текущий момент многие
российские сельхозпроизводители покупают минеральные удобрения по ценам,
согласованным с Российской ассоциацией производителей удобрений. С 1 января
2013 года они будут вынуждены покупать их по мировым ценам, что приведет к
повышению цен на 35-40%;
отмену освобождения от НДС, применяемого к некоторым видам
отечественной сельскохозяйственной продукции;
обнуление экспортных сельскохозяйственных субсидий.
Суммируя все эти риски, можно спрогнозировать, что совокупные потери
сельхозпроизводства составят 3,3 трлн. Руб. или 35% недополученного роста к
концу 2014 года.
Рис.2.12. Потери сельского хозяйства (также пищевой промышленности) от
вступления в ВТО
Так, в целом можно отметить, что у России есть возможности для завоевания
более прочных конкурентных позиций за счет вступления в ВТО.
.2 Анализ
возможных экономических рисков взаимодействия России с ВТО
Внешнеэкономическое развитие России напрямую связано с
внешнеэкономическими угрозами и рисками, что значительно усиливает членство в
ВТО.
Внешние угрозы, на первый взгляд, отражая текущее состояние мировой
экономики, не подрывают основ ее развития. Для России это, прежде всего,
изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли, резкие колебания курса
рубля, превышение оттока капитала над его притоком (иностранные инвестиции);
большой внешний государственный долг и увеличение корпоративного долга,
чрезмерная импортная зависимость, перегрузка экспорта сырьевыми товарами.
Однако продолжительность их действия и расширение спектра взаимодействия угроз
ведут к отставанию России от зарубежных стран в темпах роста экономики,
конкурентоспособности и благосостояния граждан.
Проведенные в последние годы исследования внутренних и внешних угроз
показали, что наибольшую опасность для нового российского государства
представляют и внешние, и внутренние угрозы.
Выяснилось, что длительное сохранение внутренних угроз без проведения
эффективного экономического политики делает страну более уязвимой для внешних
угроз. Это связано, во-первых, с тем, что внутренние угрозы, ослабляя
экономическую и особенно финансовую силу государства, мешают поддерживать и
модернизировать армию с учетом структуры новых угроз.
В качестве вывода отметим, что вовлечение России во внешнеэкономические
связи увеличивает угрозу подрыва ее экономической безопасности, поэтому
необходимо постоянное отслеживание как внутренних, так и внешних угроз
экономики.
К наиболее существенным внешним угрозам экономической безопасности России
можно отнести:
1. Утечка умов за границу. К сожалению, именно
Россия является сейчас основным поставщиком высококвалифицированных специалистов
за рубеж. И речь в данном случае идет о потере того слоя населения, который
смог бы обеспечить России достойное место в мировом сообществе XXI века.
. Бегство капитала за рубеж. Понятие «бегство
капитала» означает нелегальный вывоз капитала за границу. Обнародованы данные
Банка России: за прошлый, 2012 год из страны утекло почти $95 млрд.
. Нарастание импортной зависимости по
продовольствию и потребительским товарам (по состоянию на 2014 год 80%
российского рынка лекарств и более 40% продовольственного рынка России
приходится на импорт).
Наиболее существенной проблемой в взаимодействия России и ВТО можно
назвать проблему необходимости обновления законодательной базы России (в стране
недостаточно уделено внимания отношениям в рамках сотрудничества с ВТО). Важна
также проблема недостаточно эффективно разработанной системы таможенного
контроля товаров, через таможенную границу.
Рис.2.13. Проблемы взаимодействия России и ВТО
В соответствии с Рисунком 2.13 можно отметить, что существенной проблемой
в организации работы таможенных органов на основе применения рамочных
стандартов ВТО можно назвать проблему недостаточно проработки таможенного
законодательства. Одной и существенных проблем деятельности таможенных органов
России на основе применения рамочных стандартов ВТО можно назвать недостаточно
эффективную систему разработки споров в рамках осуществления внешнеторговой
деятельности. Невыполнение обязательств по соглашению - наиболее часто
встречающая причина споров в международной деятельности.
Рис.2.14. Распределение стран, против которых были
поданы жалобы в ВТО
В соответствии с Рисунком 2.14 можно отметить рост жалоб на Китай в
2009-2013 гг. Рост жалоб на Россию также увеличился к 2014 году. В России для
снижения проблемного поля сотрудничества с ВТО необходима ориентация на
совершенствование Апелляционного органа.
Договорная основа в рамках организации внешнеторгового сотрудничества с
ВТО основана на достаточно мощном массиве нормативно-правовой документации ВТО
(например, действует Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и
ЕС 1994 года и многосторонний Договор к Энергетической хартии 1994 года,
которые максимально приближены к ГАТТ).
Участия в рамках участия в ВТО в настоящее время - одна из наиболее
дискриминируемых стран (действует порядка 100 дискриминационных торговых
ограничений), поэтому для снижения ущебра для экономики России необходимо
активное вовлечение России во внешнеторговую деятельность в рамках ВТО.
Глава 3
Совершенствование системы взаимодействия России и ВТО
В среднесрочной перспективе положительный результат от вступления в ВТО
следующие:
- выгода для России составит 7,3 % от объёма российского
потребления (или 3,4% ВВП).
В долгосрочной перспективе положительный результат от вступления в ВТО
определен тем, что благодаря улучшению инвестиционного климата, выгода может
вырасти до 24% от объёма потребления.
В рамках долгосрочной стратегии развития внешнеторговой политики России
необходимо обеспечить планомерный и результативный рост отношений со странами -
участницами ВТО. Основная задача экспортной стратегии при этом - повышение
экспортного потенциала России и ориентация на обеспечение внешнеэкономической
безопасности страны и достижение национальных интересов.
В период 2014-2016 гг. таможенно-тарифная политика будет осуществляться в
принципиально новых организационно-институциональных и экономических условиях.
Произойдет восстановление докризисных объемов внешнеторгового оборота, в более
совершенной форме будет функционировать наднациональный механизм принятия
решений во внешнеэкономической сфере.
Основные меры национальной экспортной политики, направленной на поддержку
экспортного потенциала производителей и стимулирование спроса на продукцию
экспортеров должны заключаться в следующем (рис. 3.1):
Содействие развитию лизингового рынка России, а также
стимулирование развития денежно-кредитной политики как в отношении кредитования
населения, так и для предпринимательских структур (позволит обеспечить в
перспективе рост отечественного авиастроения, железнодорожного сектора
экономики России, энергомашиностроения и проч.).
Ориентация на дальнейшее стимулирование притока инвестиций в
экономику страны посредством содействия сделок по слияниям и поглощениям.
В целом, ориентация на совершенствование таможенно-тарифного и
нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в России (особенно важна
ориентация на сотрудничество в рамках ВТО).
Рис.3.1. Основные меры национальной экспортной политики России, в том
числе, в аспекте участия в ВТО
Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации базируется на
положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации до 2020 года и преследует обеспечение внешнеэкономических интересов
России.
Для целей повышения конкурентных позиций России в рамках участия в ВТО в
2014 - 2016 гг. необходима ориентация на решение следующих задач, которые
определены на Рисунке 3.2.
Рис.3.2. Задачи в рамках совершенствования таможенно-тарифной политики
России в 2014 - 2016 гг. в рамках участия в ВТО
В соответствии с Рисунком 3.2 можно определить основные задачи:
ориентация таможенно-тарифной политики на применение рамочных
стандартов ВТО;
ориентация таможенно-тарифной политики на применение
инструментов таможенно-тарифного регулирования и защит отечественного рынка в
совокупности;
ориентация таможенно-тарифной политики на создание единой
системы освобождения отдельных категорий товаров и продукции от обложения
таможенными пошлинами;
необходимость реформирования нормативно-законодательной базы в
рамках участия в ВТО;
ориентация на обеспечение эффективной деятельности и работы
таможенных органов России;
обеспечение результативной таможенно-контрольной деятельности в
рамках выполнения таможенных операций во внешнеторговой деятельности со
странами - участницами ВТО;
ориентация на совершенствование таможенных операций и процедур в
рамках выполнения таможенных операций во внешнеторговой деятельности со странами
- участницами ВТО;
ориентация таможенно-тарифной политики на организацию
эффективной системы поддержки отечественных секторов экономики и др.
В данной работе, таким образом, были определены положительные и
отрицательные моменты вступления в ВТО России.
Заключение
В настоящее время важно обеспечить эффективное сотрудничество в рамках
ВТО. Участие в рамках ВТО представляет стране значимые преимущества:
Во-первых, появляется возможность расширить внешнеторговый оборот со
странами - участницами ВТО.
Во-вторых, у секторов экономики страны - участницы и отечественных
компаний появляется реальная возможность повысить свои конкурентные позиции и
расширить свои горизонты деятельности.
Отрасли, вступление в ВТО для которых окажется положительным: прежде
всего, это нефтяная и газовая отрасли.
Стимулирование экспортно-импортных отношений (внешнеэкономической
деятельности) является в современных условиях важным направлением торговой
политики многих развитых стран, в том числе и России, при этом, существенна
роль ВТО.
В качестве собственных рекомендаций можем предложить необходимость повышения
таможенного контроля экспортно-импортных операций в рамках взаимоотношений с
ВТО, совершенствование нормативно - законодательной базы в рамках осуществления
внешнеторговой деятельности в целом, дальнейшее содействие развитию
внешнеторговых связей в рамках вступления в ВТО.
Список
использованной литературы
внешнеторговый всемирный экономический
1. ВВП Германии в 2011-2012
годах вырос // Деньги.- 2012.- 22 мая
2. Гольцберг М.А, Международная торговля: финансовые
операции, страхование и другие услуги. Москва Бином, 2014. - 562 с.
3. Захаркин О. Экономика России в 2014-16 годах и цены
на нефть // Финанс.- 2013.- 20 октября История создания ВТО // Российский союз
промышленников и предпринимателей.- 2010.- 9 февраля
4.Макаров Д.А. Роль ВТО в интеграции в мировую экономику //
Российское предпринимательство.- 2011.- №11 (1-196)
.Перспективы развития нефтяной отрасли в среднесрочной
перспективе // Лукойл.- 2013.- июнь
6. Официальный сайт:
http://www.wto.ru/chto.asp?f=memb&t=7
7. Электронный ресурс: http://www.wto.ru/docume№ts.asp?f=ruse№sure&t=14
. Электронный ресурс:
http://www.wto.ru/docume№ts.asp?f=ruse№sure&t=14
. Электронный ресурс:
http://wto-inform.ru/upload/brochure/brochure_wto.pdf
. Электронный ресурс:
http://o2geto№.livejour№al.com/14515.html