Первые последствия вступления России в ВТО

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1005,16 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Первые последствия вступления России в ВТО

Введение

внешнеторговый всемирный россия

В современных условиях социально-экономического и политического развития России экспортно-импортные операции активно и динамично развиваются, поэтому государственная поддержка внешнеэкономической деятельности страны необходима, также необходима активизация участия в международных организациях (в рамках работы интересен опыт ВТО).

Актуальность изучения темы также определяется тем, что в сложившихся условиях хозяйствования, обусловленных началом посткризисного подъема, перед экономической наукой и практикой предстало много сложных и принципиально новых вопросов, требующих своего осмысления и решения, в частности, в аспекте организации внешнеторговой деятельности.

Цель курсовой работы - исследовать особенности позитивных и негативных особенностей вступления Российской Федерации к ВТО.

К основным задачам работы следует отнести:

         Изучение истории создания ВТО;

         рассмотреть зарубежный опыт взаимодействия стран с ВТО;

         Проанализировать влияния присоединения России к ВТО на внешнеторговую деятельность;

         определить проблемы участия России в ВТО;

         выявить основы совершенствования.

Практическая значимость изучения данной темы заключается в том, что полученные в ходе написания результаты, выводы позволяют сделать общий вывод о сложившейся ситуации во внешнеэкономической деятельности России, выявить наиболее перспективные и наиболее проблемные сферы, определить наиболее оптимальные пути решения сложившихся проблем.

Объект в работе - внешнеторговая деятельность России, предмет - анализ возможных позитивных и негативных последствий для России в условиях участия в ВТО.

 Степень разработанности темы. Острая дискуссия вокруг вступления России в ВТО стала основой для большого числа исследований, затрагивающих, прежде всего, экономические и юридические аспекты данного вопроса. Политические же проблемы, сопутствовавшие переговорному процессу, поднимались в литературе очень редко. При этом существующие работы, затрагивавшие политические аспекты этой проблемы, либо со временем частично теряли свою актуальность, либо затрагивали лишь узкие сферы переговорного процесса и его составляющих.

 Научная новизна исследования. Дан комплексный анализ всех политических составляющих вступления России в ВТО, что позволяет говорить о результатах следующего характера:

изучены основные политические особенности переговорного процесса и системы организации;

обозначены потенциальные последствия вступления в ВТО.

 Структура курсовой работы определена целью, задачами и логикой исследования, состоит из введения, трех глав и заключения, а также списка использованной литературы.

 

Глава 1. Характеристика и роль ВТО в современной мировой экономике


1.1 История создания и современные основы функционирования ВТО


Впервые переговоры о создании ВТО начались в 1987 году. Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году как преемница Генерального соглашения о тарифах и торговле.

По состоянию на начало 2013 года ВТО насчитывает 153 страны-участницы. Среди стран-наблюдателей по состоянию на современный момент (конец 2013 года) можно выделить Афганистан, Андорру, Багамы, Российскую Федерацию, Иран, Ирак, Казахстан, Сербию, Судан, Таджикистан, Узбекистан и ряд других. Организационная структура ВТО определена на Рисунке 1.2.

 

Рис.1.1. Организационная структура ВТО

В соответствии с Рисунком 1.1 организационная структура ВТО представлена следующими составляющими:

.        Министерская Конференция.

.        Генеральный совет:

         Совет по торговле товарами.

         Совет по торговле услугами.

         Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

1.2 Зарубежный опыт сотрудничества стран мира с ВТО


Рассмотрим особенности функционирования указанных государств в мировой экономике, в частности, в аспекте сотрудничества с ВТО.

Экономика США - одна из крупнейших в мире. Сегодняшний уровень экономики США является результатом длительного развития и достигнут благодаря действию многих факторов. На развитие экономик стран мира, в частности США, существенное влияние оказал мировой финансово-экономический кризис. Рассмотрим далее основные составляющие экономического развития США в современных условиях.

Таблица 1.1 Экономика США в динамике за 2008-2013 годы


2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

ВВП, млрд. долл.

13,05

12,1

14,3

14,8

15,6

16,3

Уровень безработицы, в %

4,8

5,3

5,7

5,2

5,3

5,0

Инфляция, в %

4,5

4,2

3,8

4,0

3,7

3,2


США с 1995 года являются членом ВТО. США играет важную роль в развитии мировой торговли и ее регулирования. Всемирная торговая организация призвана регулировать торговые отношения США. Она играет важную роль в разрешении споров и конфликтов между странами-участницами ВТО.

Создание ВТО еще больше размягчило американский протекционизм. Интеграция США в мировую экономику, участие страны в глобальных многосторонних торговых переговорах, достигнутые с рядом торговых партнеров договоренности о либерализации торговли на двустороннем уровне, новые региональные торговые и преференциальные соглашения ослабили влияние протекционистски настроенных групп, но не ликвидировали его. Либеральные тенденции доминируют в США, но в то же время позиции сторонников жесткой защиты внутреннего рынка традиционно прочны.

Япония является одной из наиболее развитых стран современности. В настоящее время Японии развиты высокие технологии (электроника и робототехника), транспортное машиностроение, включая автомобилестроение и судостроение, станкостроение.

Экономика Японии в динамике за 2008-2013 годы представлена в Таблице 1.2.

Таблица 1.2 Экономика Японии в динамике за 2008-2013 годы

2008 г.2009 г.2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.







ВВП, млрд. долл.

5,2

4,8

5,6

6,3

6,7

7,7

2,3

2,6

2,2

1,8

1,7

1,5

Инфляция, в %

4,0

4,2

40

3,7

3,7

3,0


Япония является участницей ВТО с 1 января 1995 г. По своему экономическому развитию страна Япония в 2013 уступает только США.

Рассмотрим также опыт Германии. Германию можно назвать промышленным лидером ЕС.

Таблица 1.3 Экономика Германии в динамике за 2008-2013 годы


2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Уровень безработицы, в %

4,6

4,6

5,8

9,3

9,5

10,3

Инфляция, в %

2,5

4,2

-0,1

0,8

1,6

1,3

Промышленное производство млрд. долл.

1,5

1,7

-8,9

-0,3

1,0

1,0

Важно отметить, что Германия, также, как и рассмотренные нами выше США и Япония, является участницей ВТО с 1 января 1995 года. Интересно определить практику вступления Китая в ВТО.

Таблица 1.4 Отношения зарубежных стран и ВТО

Страна/основы участия в ВТО

США

Япония

Германия

Китай

Дата вступления

1995 год

1995 год

1995 год

2001 год

Основы участия и преимущества

Для каждой из указанных стран участие в ВТО представило возможность расширения деятельности на мировых рынках товаров, услуг. Особо можно выделить Китай. Китайская экономика выигрывает от расширения диапазона услуг - в области финансов, страхования, распределения после его вступления в ВТО. Конкуренция в этой сфере, в свою очередь, стимулирует развитие отечественного сектора услуг в Китае, в результате чего компании и потребители получат еще более широкий диапазон выбора.


В целом, в качестве вывода можно отметить, что участие ВТО позволило рассмотренным нами развитым странам обеспечить динамичный и планомерный рост их экономик и предопределить лидирующие позиции на рынке. России на основе изученного опыта стран целесообразно активизировать сотрудничество с ВТО. В качестве примера анализа особенностей функционирования развивающейся страны можно привести Армению. Экономика Армении в динамике за 2008-2013 годы представлена в Таблице 1.5.

Таблица 1.5 Экономика Армении в динамике за 2008-2013 годы


2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

ВВП, млрд. долл.

0,6

0,61

0,68

0,65

0,7

Уровень безработицы, в %

9,4

12,3

11,6

11,0

10,7

10,5

Инфляция, в %

11,0

13,2

12,3

11,7

11,0

10,2


Заключительные пленарные неформальные встречи переговорной группы по присоединению Армении ко Всемирной торговой организации с представителями стран - членов ВТО состоялись в Женеве в 2002 году.

Армения - член ВТО с 2003г. Переговоры о вступлении Армении в ВТО начались в 1996 г. и продолжались более шести лет. Переговорный процесс был облегчен тем обстоятельством, что с самого начала рыночных реформ в стране проводился либеральный экономический курс.

В Таблице 1.6 будут представлены позитивные и негативные последствия вступления стран мира в ВТО.

Таблица 1.6 Положительные и отрицательные аспекты участия стран в ВТО

Позитивные последствия присоединения к ВТО

Негативные последствия присоединения к ВТО

Исключение дискриминации во всем комплексе внешнеторговой деятельности со странами - участницами ВТО

Подавление хозяйственной деятельности предприятий

Защита интересов отечественных экспортеров от применения дискриминационных налогов, акцизов, пошлин, сборов

Свертывание и ликвидация производств ввиду усиления экспансии иностранных производителей

Ряд отраслей экономики страны может значительно выиграть от участия в ВТО

Само существование отдельных отраслей отечественной экономики может оказаться под угрозой


В общем, участие в ВТО для страны, скорее, положительно, поскольку страна имеет возможность расширить горизонты своей деятельности, обеспечить рост экспорта и обеспечить гораздо большую тесноту связей.

Посте того, как определили современные реалии организации ВТО, в частности в аспекте роли международной организации, положительных и отрицательных сторон, представим далее анализ международных соглашений в рамках ВТО, а также особенности функционирования Российской Федерации в рамках ВТО.

 

Глава 2. Позитивные и негативные последствия вступления России в ВТО


2.1    Отраслевые проблемы взаимоотношений России и ВТО


На организацию внешнеторговой деятельности России существенное влияние оказывают международные организации, в частности, ВТО.

Процесс вступления России в ВТО был одним из самых долгих за всю историю существования ВТО (начался в 1994 году).

Рис.2.1. Число принятых нормативно-правовых актов России в рамках отношений в ВТО

В процессе присоединения к ВТО Россия заключила 57 договоров о доступе на рынки товаров.

Присоединение к ВТО усилит зависимость нашей страны от других стран. Да, это так. Но и другие государства станут зависимыми от России. Это тоже факт. Отсюда заинтересованность Запада в сохранении политической и экономической стабильности в России, где размещены капиталы иностранных компаний и заключены долгосрочные взаимовыгодные контракты, а на подходе другие выгодные проекты. Но Россия вступила в ВТО не только для того, чтобы привлечь иностранный капитал и получить доступ на рынки стран-участниц ВТО, но и для того, чтобы создать, наконец, внятную правовую среду для бизнеса в России и в ВТО.

Целесообразность присоединения России к ВТО изначально определялась тщательно выверенным балансом выгод и потерь, которые получит Россия от членства в этой организации в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах. Другого мотива вхождения России в эту международную организацию нет и быть не могло. Никакая страна не подаст прошения о принятии ее в какую-либо международную экономическую организацию, если от этого нет экономической выгоды. Страна, вступившая в ВТО, должна чем-то пожертвовать и что-то получить взамен. Такова логика рынка. Иными словами, в таком большом деле без издержек не обойтись. Но они не будут столь драматичными, как это представляется некоторыми аналитиками.

Присоединение России к ВТО обусловливается различными мотивами, но главный из них стремление повысить конкурентоспособность и эффективность экономики.

Организацию сотрудничества России и ВТО представим в аспекте таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

Средний тариф после вступления и переходного периода составили 7,8% по сравнению с 10% в 2011 году. Динамика снижения пошлин после вступления в ВТО определена на Рисунке 2.2.

Рис.2.2. Динамика снижения пошлин после вступления в ВТО

Таблица 2.1 Последствия вступления в ВТО для отраслей России

в %

Отрасль

Изменение выпуска

Строительная отрасль

-0,15

Отрасль оптовой и розничной торговли

0,46

Грузовой транспорт

-0,03

Ж/д транспорт

0,24

Трубопроводный транспорт

-0,31

Морской транспорт

-2,37

Воздушный транспорт

-2,41

Отрасль связи

-0,74

Отрасль финансов и страхования

-0,04

Наука

-0,25

Административное управление, искусство, культура

0,03

Сфера ЖКХ

-0,32

Сельское хозяйство

Энергетический сектор

+1,6


Определим плюсы и минусы вступления РФ в ВТО. Важно отметить, что плюсы и минусы вступления России в ВТО целесообразно рассматривать в аспекте отраслей экономики России.

Противниками членства России в ВТО являются производящие отрасли, определяющие реальный сектор экономики. К таким отраслям, прежде всего, относятся:

-        машиностроительный комплекс;

-        авиастроительный комплекс;

         судостроительный комплекс;

         сельхозмашиностроение;

         черная металлургия и др.

Определим далее отрасли, вступление в ВТО для которых окажется положительным: прежде всего, это нефтяная и газовая отрасли. Так, вступление в ВТО для нефтяной отрасли позволит привлечь дополнительные иностранные инвестиции в освоение шельфа.

Представим основные показатели российских нефтедобывающих компаний в 2013 году.

Таблица 2.2 Основные показатели российских нефтедобывающих компаний в 2013 году

Компания

Капитализация, млрд. руб.

Запасы нефти, млрд. барр.

Добыча нефти, млн. тонн

Роснефть

94

22,8

122,5

Лукойл

58

17,3

95,9

ТНК

50

9,0

85,3

Сургутнефтегаз

37,5

9,0

60,7

Газпром

20,2

230,7

57,2

Татнефть

14,0

99,5

97,0

Башнефть

10,7

1911,6

13,1

Славнефть

0,4

26,7

13,5


В соответствии с Таблицей 2.2 можно судить о наибольших запасах у Башнефти и Газпрома.

Вступление в ВТО обеспечить рост экспорта нефти в средне и долгосрочной перспективах. В рамках участия в ВТО представлен на Рисунке 2.3 прогноз экспорта нефти в перспективе до 2020 года.

Рис. 2.3. Экспорт топливно-энергетических ресурсов в перспективе до 2020 года

Дальнейшее развитие российской экономики до сих пор находится в зависимости от цен на нефть, которая влияет на курс рубля, наполняемость бюджета страны, ВВП страны, величину Резервного фонда страны.

Представим прогнозы развития экономики России во взаимоувязкой ее с уровнем цен на энергоносители.

Вариант 1. Среднегодовая стоимость барреля нефти кратковременно снизится до 80 долларов США. Предполагается, что федеральный бюджет России выдержит подобную нагрузку и не испытает серьезных проблем.

Вариант 2. Стоимость барреля нефти также, как в первом прогнозе, составит 80 долларов в 2014, 2015 и 2016 году, что обеспечит снижение уровня ВВП страны.

Вариант 3. Стоимость барреля нефти также, как в первом прогнозе, составит 60 долларов в 2014, 2015 и 2016 году, что обеспечит резкое уровня ВВП страны. Указанный сценарий, все же, маловероятен.

Прогноз динамика экспорта нефти России определен на Рисунке 2.4.

Рис.2.4. Прогноз динамики экспорта нефти в рамках участия в ВТО в 2010 - 2013 гг., в млрд. руб.

Структура экспорта нефти России в динамике до 2016 года представлена на Рисунке 2.5, в соответствии с которым можно отметить увеличение доли стран СНГ в импорте российской нефти к 2016 году.

Рис.2.5. Структура экспорта нефти в 2010 - 2013 гг., в млрд. руб.

Можно также заметить, что вступление в ВТО в целом позволит стимулировать экспортно-импортные отношения. Также рассмотрим качестве примера особенности положения отрасли легкой промышленности от вступления в ВТО.

Рис.2.6. Динамика иностранных инвестиций в отрасль легкой промышленности России

Рисунок 2.6 свидетельствует о положительной динамике инвестиций в отрасль легкой промышленности России. В 2011 году объем инвестиций составил 79,12 млрд. руб., а к концу 2012 года наблюдалось получение инвестиций в размере 94,3 млрд. руб. Отметим, что вступление в ВТО позволит повысить рост инвестиций в сектор легкой промышленности России (Рисунок 2.7).

Рис.2.7. Динамика иностранных инвестиций в отрасль легкой промышленности России в связи с вступлением в ВТО, в млрд. руб.

В соответствии с Рисунком 2.7 можем отметить, что в перспективе ожидается положительная динамика иностранных инвестиций в отрасль легкой промышленности России в связи с вступлением в ВТО (к 2012 году в объеме 120,95 млрд. руб.)


Рис.2.8. Риски присоединения России к ВТО

Также представим пример положения отрасли сельского хозяйства в рамках участия России в ВТО.

Сельское хозяйство играет важную роль в экономике России, обеспечивая 3,7% ВВП и около 8% занятости населения. Растениеводство занимает чуть более 40% выпуска сельского хозяйства, остальное - животноводство. В растениеводстве доминирует производство пшеницы, на его долю приходится до 60-65% в зависимости от урожайности и рыночных цен. В животноводстве преобладает производство свинины, говядины и мяса птицы. В денежном выражении на них приходится около 37% 36% и 20% соответственно. После вступления России в ВТО здесь начнет действовать принятая в этой организации классификация мер поддержки по «корзинам»:

.        Меры «зеленой корзины» (Green Box Policies) осуществляются посредством государственных программ, не предусматривают перераспределения средств от потребителей и не влекут за собой ценовой поддержки производителей. Эти меры направлены на совершенствование инфраструктуры, научные исследования, образование, информационно-консультационное обслуживание, ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, распространение рыночной информации, содержание стратегических продовольственных запасов, реализацию программ регионального развития, страхование урожая, содействие структурной перестройке сельского хозяйства и т. д.

.        Меры «голубой корзины» (Blue Box Policies) связаны с прямыми выплатами в рамках программ сокращения производства. По соглашению, эти выплаты не должны подвергаться обязательной отмене, если они касаются фиксированных площадей и урожаев, а в животноводстве - если они осуществляются на фиксированном поголовье скота.

.        «Желтая корзина» (Amber Box Policies) содержит мероприятия, которые считаются стимулирующими производство и, следовательно, искажающими торговлю. К ним относят регулирование рыночных цен, прямые платежи и субсидии, льготы на транспортировку и списание долгов, приобретение ГСМ со скидками и т. п. В соглашении нет точного определения, какие меры государственной поддержки следует отнести к «желтой корзине», и в нее попадают любые меры, не помещенные в другие «корзины».

До сих пор нет ясности в вопросе о том, как правительство намерено использовать меры «зеленой» и «голубой корзин». Поскольку поддержка сельского хозяйства государством в таких формах практически пока не осуществлялась, либо была неэффективной. Потребуется время как на разработку программ, так и на подготовку соответствующих специалистов.

Рис.2.9. Объем разрешенных субсидий сельскому хозяйству в РФ, в млрд. долл. («желтая корзина»)

В соответствии с Рисунком 2.9 наблюдается снижение объема субсидирования отрасли в рамках вступления в ВТО.

Рис.2.10. Объем поддержки с/х производителей на единицу посевной площади, долл./га

На основе представленного Рисунка 2.10 можно судить о том, что объем поддержки с/х производителей на единицу посевной площади в России как до вступления в ВТО, так и после, значительно ниже, чем в развитых странах мира. В современных условиях вступления в ВТО лишь крупные холдинги отрасли сельского хозяйства могут быть высоко рентабельными (Рисунок 2.11).

Рис.2.11. Положение предприятий сельскохозяйственной отрасли в рамках вступления в ВТО

Обязательства перед ВТО предусматривают:

         снижение ставок импортных пошлин по широкому набору сельскохозяйственной продукции. В частности, с 45% до 5% снизится пошлина на импорт живых свиней; будут увеличены квоты, обнулены пошлины в пределах квоты и снижены пошлин с 75% до 65% вне квоты по свинине; пошлины на молочные продукты уменьшатся с 19,8% до 14,9%; на злаки - снизятся с 15,1% до 10%; на рыбу - с 10% до 3%;

         рост цен на минеральные удобрения. На текущий момент многие российские сельхозпроизводители покупают минеральные удобрения по ценам, согласованным с Российской ассоциацией производителей удобрений. С 1 января 2013 года они будут вынуждены покупать их по мировым ценам, что приведет к повышению цен на 35-40%;

         отмену освобождения от НДС, применяемого к некоторым видам отечественной сельскохозяйственной продукции;

         обнуление экспортных сельскохозяйственных субсидий.

Суммируя все эти риски, можно спрогнозировать, что совокупные потери сельхозпроизводства составят 3,3 трлн. Руб. или 35% недополученного роста к концу 2014 года.

Рис.2.12. Потери сельского хозяйства (также пищевой промышленности) от вступления в ВТО

Так, в целом можно отметить, что у России есть возможности для завоевания более прочных конкурентных позиций за счет вступления в ВТО.

 

.2 Анализ возможных экономических рисков взаимодействия России с ВТО


Внешнеэкономическое развитие России напрямую связано с внешнеэкономическими угрозами и рисками, что значительно усиливает членство в ВТО.

Внешние угрозы, на первый взгляд, отражая текущее состояние мировой экономики, не подрывают основ ее развития. Для России это, прежде всего, изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли, резкие колебания курса рубля, превышение оттока капитала над его притоком (иностранные инвестиции); большой внешний государственный долг и увеличение корпоративного долга, чрезмерная импортная зависимость, перегрузка экспорта сырьевыми товарами. Однако продолжительность их действия и расширение спектра взаимодействия угроз ведут к отставанию России от зарубежных стран в темпах роста экономики, конкурентоспособности и благосостояния граждан.

Проведенные в последние годы исследования внутренних и внешних угроз показали, что наибольшую опасность для нового российского государства представляют и внешние, и внутренние угрозы.

Выяснилось, что длительное сохранение внутренних угроз без проведения эффективного экономического политики делает страну более уязвимой для внешних угроз. Это связано, во-первых, с тем, что внутренние угрозы, ослабляя экономическую и особенно финансовую силу государства, мешают поддерживать и модернизировать армию с учетом структуры новых угроз.

В качестве вывода отметим, что вовлечение России во внешнеэкономические связи увеличивает угрозу подрыва ее экономической безопасности, поэтому необходимо постоянное отслеживание как внутренних, так и внешних угроз экономики.

К наиболее существенным внешним угрозам экономической безопасности России можно отнести:

1.      Утечка умов за границу. К сожалению, именно Россия является сейчас основным поставщиком высококвалифицированных специалистов за рубеж. И речь в данном случае идет о потере того слоя населения, который смог бы обеспечить России достойное место в мировом сообществе XXI века.

.        Бегство капитала за рубеж. Понятие «бегство капитала» означает нелегальный вывоз капитала за границу. Обнародованы данные Банка России: за прошлый, 2012 год из страны утекло почти $95 млрд.

.        Нарастание импортной зависимости по продовольствию и потребительским товарам (по состоянию на 2014 год 80% российского рынка лекарств и более 40% продовольственного рынка России приходится на импорт).

Наиболее существенной проблемой в взаимодействия России и ВТО можно назвать проблему необходимости обновления законодательной базы России (в стране недостаточно уделено внимания отношениям в рамках сотрудничества с ВТО). Важна также проблема недостаточно эффективно разработанной системы таможенного контроля товаров, через таможенную границу.









Рис.2.13. Проблемы взаимодействия России и ВТО

В соответствии с Рисунком 2.13 можно отметить, что существенной проблемой в организации работы таможенных органов на основе применения рамочных стандартов ВТО можно назвать проблему недостаточно проработки таможенного законодательства. Одной и существенных проблем деятельности таможенных органов России на основе применения рамочных стандартов ВТО можно назвать недостаточно эффективную систему разработки споров в рамках осуществления внешнеторговой деятельности. Невыполнение обязательств по соглашению - наиболее часто встречающая причина споров в международной деятельности.

Рис.2.14. Распределение стран, против которых были поданы жалобы в ВТО

В соответствии с Рисунком 2.14 можно отметить рост жалоб на Китай в 2009-2013 гг. Рост жалоб на Россию также увеличился к 2014 году. В России для снижения проблемного поля сотрудничества с ВТО необходима ориентация на совершенствование Апелляционного органа.

Договорная основа в рамках организации внешнеторгового сотрудничества с ВТО основана на достаточно мощном массиве нормативно-правовой документации ВТО (например, действует Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС 1994 года и многосторонний Договор к Энергетической хартии 1994 года, которые максимально приближены к ГАТТ).

Участия в рамках участия в ВТО в настоящее время - одна из наиболее дискриминируемых стран (действует порядка 100 дискриминационных торговых ограничений), поэтому для снижения ущебра для экономики России необходимо активное вовлечение России во внешнеторговую деятельность в рамках ВТО.

 

Глава 3 Совершенствование системы взаимодействия России и ВТО


В среднесрочной перспективе положительный результат от вступления в ВТО следующие:

-        выгода для России составит 7,3 % от объёма российского потребления (или 3,4% ВВП).

В долгосрочной перспективе положительный результат от вступления в ВТО определен тем, что благодаря улучшению инвестиционного климата, выгода может вырасти до 24% от объёма потребления.

В рамках долгосрочной стратегии развития внешнеторговой политики России необходимо обеспечить планомерный и результативный рост отношений со странами - участницами ВТО. Основная задача экспортной стратегии при этом - повышение экспортного потенциала России и ориентация на обеспечение внешнеэкономической безопасности страны и достижение национальных интересов.

В период 2014-2016 гг. таможенно-тарифная политика будет осуществляться в принципиально новых организационно-институциональных и экономических условиях. Произойдет восстановление докризисных объемов внешнеторгового оборота, в более совершенной форме будет функционировать наднациональный механизм принятия решений во внешнеэкономической сфере.

Основные меры национальной экспортной политики, направленной на поддержку экспортного потенциала производителей и стимулирование спроса на продукцию экспортеров должны заключаться в следующем (рис. 3.1):

         Содействие развитию лизингового рынка России, а также стимулирование развития денежно-кредитной политики как в отношении кредитования населения, так и для предпринимательских структур (позволит обеспечить в перспективе рост отечественного авиастроения, железнодорожного сектора экономики России, энергомашиностроения и проч.).

         Ориентация на дальнейшее стимулирование притока инвестиций в экономику страны посредством содействия сделок по слияниям и поглощениям.

         В целом, ориентация на совершенствование таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в России (особенно важна ориентация на сотрудничество в рамках ВТО).

Рис.3.1. Основные меры национальной экспортной политики России, в том числе, в аспекте участия в ВТО

Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации базируется на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и преследует обеспечение внешнеэкономических интересов России.

Для целей повышения конкурентных позиций России в рамках участия в ВТО в 2014 - 2016 гг. необходима ориентация на решение следующих задач, которые определены на Рисунке 3.2.

Рис.3.2. Задачи в рамках совершенствования таможенно-тарифной политики России в 2014 - 2016 гг. в рамках участия в ВТО

В соответствии с Рисунком 3.2 можно определить основные задачи:

         ориентация таможенно-тарифной политики на применение рамочных стандартов ВТО;

         ориентация таможенно-тарифной политики на применение инструментов таможенно-тарифного регулирования и защит отечественного рынка в совокупности;

         ориентация таможенно-тарифной политики на создание единой системы освобождения отдельных категорий товаров и продукции от обложения таможенными пошлинами;

         необходимость реформирования нормативно-законодательной базы в рамках участия в ВТО;

         ориентация на обеспечение эффективной деятельности и работы таможенных органов России;

         обеспечение результативной таможенно-контрольной деятельности в рамках выполнения таможенных операций во внешнеторговой деятельности со странами - участницами ВТО;

         ориентация на совершенствование таможенных операций и процедур в рамках выполнения таможенных операций во внешнеторговой деятельности со странами - участницами ВТО;

         ориентация таможенно-тарифной политики на организацию эффективной системы поддержки отечественных секторов экономики и др.

В данной работе, таким образом, были определены положительные и отрицательные моменты вступления в ВТО России.

 

Заключение


В настоящее время важно обеспечить эффективное сотрудничество в рамках ВТО. Участие в рамках ВТО представляет стране значимые преимущества:

Во-первых, появляется возможность расширить внешнеторговый оборот со странами - участницами ВТО.

Во-вторых, у секторов экономики страны - участницы и отечественных компаний появляется реальная возможность повысить свои конкурентные позиции и расширить свои горизонты деятельности.

Отрасли, вступление в ВТО для которых окажется положительным: прежде всего, это нефтяная и газовая отрасли.

Стимулирование экспортно-импортных отношений (внешнеэкономической деятельности) является в современных условиях важным направлением торговой политики многих развитых стран, в том числе и России, при этом, существенна роль ВТО.

В качестве собственных рекомендаций можем предложить необходимость повышения таможенного контроля экспортно-импортных операций в рамках взаимоотношений с ВТО, совершенствование нормативно - законодательной базы в рамках осуществления внешнеторговой деятельности в целом, дальнейшее содействие развитию внешнеторговых связей в рамках вступления в ВТО.

 

Список использованной литературы

внешнеторговый всемирный экономический

1.         ВВП Германии в 2011-2012 годах вырос // Деньги.- 2012.- 22 мая

2.      Гольцберг М.А, Международная торговля: финансовые операции, страхование и другие услуги. Москва Бином, 2014. - 562 с.

3.       Захаркин О. Экономика России в 2014-16 годах и цены на нефть // Финанс.- 2013.- 20 октября История создания ВТО // Российский союз промышленников и предпринимателей.- 2010.- 9 февраля

4.Макаров Д.А. Роль ВТО в интеграции в мировую экономику // Российское предпринимательство.- 2011.- №11 (1-196)

.Перспективы развития нефтяной отрасли в среднесрочной перспективе // Лукойл.- 2013.- июнь

6.       Официальный сайт: http://www.wto.ru/chto.asp?f=memb&t=7

7.      Электронный ресурс: http://www.wto.ru/docume№ts.asp?f=ruse№sure&t=14

.        Электронный ресурс: http://www.wto.ru/docume№ts.asp?f=ruse№sure&t=14

.        Электронный ресурс: http://wto-inform.ru/upload/brochure/brochure_wto.pdf

.        Электронный ресурс: http://o2geto№.livejour№al.com/14515.html

Похожие работы на - Первые последствия вступления России в ВТО

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!