Анализ возможных последствий прихода иностранных страховых компаний на российский рынок после вступления России в ВТО

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,06 Мб
  • Опубликовано:
    2013-09-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ возможных последствий прихода иностранных страховых компаний на российский рынок после вступления России в ВТО

Содержание

Введение

. Анализ возможных последствий прихода иностранных страховых компаний на российский рынок после вступления России в ВТО

. Влияние налоговой системы РФ на развитие страхового бизнеса

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Практическая часть

Введение

Страхование - это экономическая категория, система экономических отношений, которые включают совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба, обусловленного различными непредвиденными неблагоприятными явлениями (рисками).

Проблема последствий для страхового бизнеса после вступления России в ВТО особенно актуальна на современном этапе. В странах с развитой рыночной экономикой страхование является системой, обеспечивающей эффективную защиту социально-экономических интересов физических, юридических лиц, государства от неблагоприятных событий путем возмещения причиненного ущерба, а также источником инвестиционных ресурсов, обеспечивающим развитие экономики.

Изначально проблема входа иностранных страховщиков на российский страховой рынок беспокоила общественность. В связи с чем государство на протяжении многих лет предпринимало протекционистские действия, направленные на защиту и укрепление национальной страховой системы. Это касалось введения запрета на работу по отдельным видам страхования (в т.ч. обязательным), ограничения участия иностранцев в совокупном капитале отечественных страховщиков и т.д. В то же время сегодня на российском рынке работают филиалы и представительства крупных зарубежных страховых компаний, которые имеют дочерние предприятия и участвуют в капитале национальных страховщиков.

Основной проблемой прихода филиалов иностранных компаний является вопрос защиты потребителя страховых услуг.

В настоящее время в России происходят позитивные процессы изменения нормативной базы, касающейся налогообложения страховых операций. Постепенно налогообложение страховых взносов и выплат начинает соответствовать международным стандартам. Налогообложение страховщиков и их потенциальных клиентов является фактором, стимулирующим развитие страхового рынка.

Для дальнейшего развития страхования в России требуются меры стимулирующего характера со стороны государства. В системе инструментов стимулирования особое место занимают меры, связанные с налогообложением страховых операций. За последние годы в этом плане в России сделано немало, что прослеживается по ряду последовательно принятых решений.

1. Анализ возможных последствий прихода иностранных страховых компаний на российский рынок после вступления России в ВТО

Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 г. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрении на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО. Начиная с 2000 г., переговоры стали носить полномасштабный характер. ВТО осуществляет контроль за широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

Страховой рынок - это особая социально-экономическая среда, определенная сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируется предложение и спрос на нее.

На данный момент положение российских страховых компаний таково, что реально конкурировать с иностранными страховщиками, при устранении ограничений в их деятельности, сможет только первая десятка компаний, большинство из которых - крупные московские страховщики. Пострадают от иностранной конкуренции прежде всего мелкие и средние компании.

Анализируя влияние вступления России в ВТО на развитие отечественного страхового рынка, необходимо отметить, что вступление в ВТО скажется на сегменте страховых посредников (в первую очередь брокеров). Приходу иностранцев в этот сегмент будет способствовать отсутствие достаточного количества сильных национальных игроков, а также минимальные барьеры входа на рынок.

Приход филиалов компаний-нерезидентов будет способствовать развитию конкуренции, внедрению новых технологий, снижению стоимости страхования для рисков, ранее в значительной мере перестраховывающихся за рубежом. Неконкурентные страховые компании, а также компании, занимающиеся фронтированием рисков за рубеж, со временем будут вынуждены покинуть рынок. Государство при этом может как выиграть (в результате развития российского страхового рынка и если в конкурентной борьбе победят национальные страховщики), так и проиграть (если резервы и прибыль будет уходить за рубеж, а страхование стратегически важных отраслей полностью перейдет под контроль иностранцев).

В прогнозе, представленном «Эксперт РА», к 2021 году свои филиалы на российском страховом рынке откроют лишь 10-20 иностранных страховых компаний. Во-первых, большинство активных мировых игроков уже и так присутствуют в России (за исключением некоторых японских и американских компаний). Во-вторых, условия открытия филиалов будут достаточно жесткими (значительный опыт работы, совокупные активы не менее $5 млрд). Такие требования потенциально смогут выполнить не более 150 страховых компаний в мире, в основном страховщики жизни.

Одновременно свои филиалы за рубежом смогут открыть лишь 3-5 российских страховщиков. Причины - значительные барьеры входа на рынок (в Европе - необходимость выполнять требования Solvency II, в развивающихся странах - низкий уровень либерализации страховых рынков, даже несмотря на членство в ВТО). Необходимость ведения учета в соответствии с законодательством принимающей страны будет означать высокие расходы, окупить которые возможно лишь при значительных объемах бизнеса. Поэтому российские страховщики скорее будут переоформлять дочерние компании за границей в филиалы, чем выходить на «пустое поле».

Российский страховой рынок будет открыт для работы филиалов иностранных страховщиков, а квота иностранного участия в УК страховых компаний уже сейчас должна быть увеличена с 25 до 50%.

Условия вхождения Росси в ВТО (по страховому рынку):

Допуск в Россию «прямых» филиалов через 9 лет при условии соблюдения требований лицензирования и финансовой устойчивости .

Общая квота иностранного участия в секторе должна быть повышена с 25 до 50%. При этом увеличение УК страховых компаний РФ, получающих иностранные инвестиции, финансируемые за счет прибыли, полученной в РФ, или прибыли, возвращенной в РФ из-за рубежа, будет считаться внутренними инвестициями.

Федеральные финансовые органы по своему усмотрению могут принимать определенные временные действия, затрагивающие иностранные инвестиции в страховой сектор, если доля иностранных инвестиций превышает 50 процентов.

Деятельность филиалов иностранных страховых компаний, будет регулироваться ФСФР и подчиняться российскому законодательству.

Случаи нарушения филиалом российского законодательства или неисполнения обязательств перед российскими потребителями услуг будут рассматриваться российскими судами.

Источник: «Эксперт РА» по данным ФСФР

Для того чтобы открыть филиал в России, иностранная страховая компания должна выполнять следующие условия:

·        Иметь опыт оказания страховых услуг (восемь лет в сфере страхования жизни и пять лет в сфере иной, чем страхование жизни).

·        Иметь опыт управления прямыми филиалами на зарубежных рынках (не менее пяти лет).

·        Располагать совокупными активами в размере не менее $5 млрд в конце календарного года, предшествующего дате подачи заявления на открытие филиала в России (160,25 млрд. рублей).

·        Российским законодательством могут быть установлены квалификационные требования к руководителям и сотрудникам филиалов иностранцев.

·        Филиалы должны будут иметь соответствующую капитализацию (аналог уставного капитала) и гарантийный депозит. Размер требований может быть установлен Россией на любом уровне.

Последствия либерализации российского страхового рынка: FAQ

«Эксперт РА» выделяет следующие наиболее актуальные для страхового рынка вопросы, связанные со вступлением России в ВТО:

Вопрос №1. Следует ли ожидать массового прихода иностранных страховщиков на российский страховой рынок?

Ответ: нет. На российском страховом рынке и так уже присутствует большинство активных мировых страховщиков. Из топ-10 страховщиков по величине подписанной страховой премии-нетто в России работают 5 компаний, из топ-25 - 9 компаний. Наиболее сильно у нас представлены европейские страховщики. С либерализацией отечественного страхового рынка свои филиалы в России откроют несколько американских и японских компаний.

Однако массового прихода иностранцев ожидать не следует, так как условия открытия филиалов будут достаточно жесткими (значительный опыт работы на страховом рынке и управления филиалами, совокупные активы не менее $5 млрд). Такие требования смогут выполнить лишь порядка 150 страховых компаний в мире, в основном страховщиков жизни.

Кроме того через 9 лет российский страховой рынок откроется также и для филиалов иностранных страховых посредников. Приходу иностранцев в этот сегмент будет способствовать два фактора. Во-первых, на этом рынке у нас пока не появилось достаточного количества сильных национальных игроков. Во-вторых, барьеры входа на этот рынок оцениваются как минимальные.

Таблица 1

Присутствие в России компаний из топ-25 страховщиков по величине подписанной страховой премии-нетто

Источник: A.M.Best, «Эксперт РА»

 

Вопрос №2. Следует ли ожидать массового выхода российских страховщиков на иностранные страховые рынки?

Ответ: нет. Наличие собственных филиалов за рубежом, безусловно, может стать конкурентным преимуществом для российской страховой компании. Тем не менее, массового выхода российских страховщиков на иностранные страховые рынки ожидать не следует. Свои филиалы за рубежом смогут открыть лишь 3-5 российских страховщиков. Причины могут быть разные:

Для развитых рынков, в первую очередь рынков стран ЕС, - основным ограничением станет необходимость выполнения требований Solvency II, предполагающих помимо наличия капитала крайне высокий уровень организации управленческого учета. Кроме того, чтобы хоть как-то конкурировать с иностранными страховщиками на развитых страховых рынках, российские компании должны будут существенно повысить собственную эффективность и клиентоориентированность.

Для рынков развивающихся стран основную роль будут играть институциональные ограничения. Во-первых, целый ряд стран СНГ не является членами ВТО (Белоруссия, Казахстан, Азербайджан, Таджикистан, Узбекистан). Во-вторых, обязательства по либерализации рынков финансовых услуг берут на себя не все члены ВТО, многие из них предпочитают брать такие обязательства лишь частично. При этом все чаще практикуются двусторонние договоренности по открытию финансовых рынков . Формальное открытие рынков сопровождается зачастую жесткими ограничениями на вход. Наиболее распространенные ограничения - ограничение по форме присутствия (филиалы, совместные предприятия, дочерние компании), по уровню надежности (требования к капиталу, тестирование финансового состояния), по суммарной доле в УК, по размещению страховых резервов. Требованию по капиталу в настоящий момент удовлетворяют порядка 10 российских страховщиков.

Таблица 2

Примеры либерализации страховых рынков развивающихся стран

Источник: «Эксперт РА» по данным PricewaterhouseCoopers, сайта АСН

Плюс филиалов заключается в том, что головная компания должна будет отвечать по их обязательствам в полном размере (размере собственного УК), а по обязательствам дочерней компании - лишь в размере УК дочки. Минус филиалов заключается в проблеме их регулирования, так как они находятся в подчинении надзорного органа страны, где расположена их материнская компания (вероятность проблем достаточно велика, если материнская компания расположена в офшоре). Именно поэтому так необходимо отдельное лицензирование и контроль финансовой устойчивости для филиалов.

Вопрос №3. Как будет меняться доля иностранцев в совокупном УК российских страховщиков?

Ответ: все зависит от готовности российских страховщиков к либерализации рынка (их конкурентоспособности по сравнению с мировыми страховыми компаниями), а также от готовности законодательства, выравнивающего положение филиалов и отдельных компаний.

Всего существует несколько сценариев развития российского страхового рынка:

·        Сценарий 1. Формирование сильного страхового рынка до прихода филиалов иностранных компаний и внешняя экспансия национальных страховщиков (компаний с российскими собственниками). В случае если национальные страховщики смогут повысить свою конкурентоспособность, то доля иностранцев (филиалов и дочерних компаний) в совокупных взносах после либерализации рынка стабилизируется на уровне 50% (по итогам 2010 год значение этого показателя было равно 43%).

·        Сценарий 2. Постепенное выдавливание национальных страховщиков с рынка, не сумевших повысить собственную конкурентоспособность. В настоящий момент российские страховые компании проигрывают мировым страховщикам по целому ряду параметров - надежности, уровню капитализации, эффективности ведения бизнеса, технологичности, клиентоориентированности. Сценарий №2 предполагает постепенный рост рыночной доли компаний с иностранным участием и филиалов компаний-нерезидентов.

·        Сценарий 3. Переход страхового рынка под контроль иностранных структур. Этот сценарий маловероятен, так как за годы работы на российском страховом рынке сформировался целый ряд сильных национальных игроков. Сценарий возможен, если на законодательном уровне будут созданы существенные преференции филиалам иностранных компаний, в том числе, если будет разрешена работа филиалов компаний, зарегистрированных в оффшорных зонах или государствах, имеющих преимущества в сфере налогообложения. В этом случае рыночная доля иностранцев может достигнуть 80%.

Источники: ФССН, ФСФР, прогноз «Эксперта РА»

Вопрос №4. Кто проиграет и кто выиграет от вступления России в ВТО?

Ответ: выиграют страхователи. Приход филиалов компаний-нерезидентов будет способствовать развитию конкуренции, внедрению новых технологий (в том числе появлению новых страховых продуктов), снижению стоимости страхования для рисков, ранее в значительной мере перестраховывающихся за рубежом.

Государство при этом может как выиграть (в результате развития российского страхового рынка и если в конкурентной борьбе победят национальные страховщики), так и проиграть (если резервы и прибыль будет уходить за рубеж, а страхование стратегически важных отраслей полностью перейдет под контроль иностранцам).

Негативным следствием вступления России в ВТО станет увеличение системных рисков на российском страховом рынке. Рост проникновения иностранного капитала на отечественный страховой рынок будет делать его более подверженным глобальным кризисам. Так, кризис 2008-2009 годов на рынках стран ЦВЕ показал, что в случае финансовых затруднений материнские компании предпочитают выводить капитал из своих филиалов и дочерних компаний, работающих на развивающихся рынках.

Итак, отечественный рынок страхования защищен от влияний извне благодаря его плотности и концентрированности. Так, из 572 действующих компаний 70 процентов всех страховых сборов ОСАГО приходится всего на 20 крупнейших игроков, а 93 процента - на top-100. При этом из действующего количества компаний 276 суммарно собирают всего один процент страховых взносов. Вот им-то и станет туго после прихода иностранных монстров: "малыши" вынуждены будут или сливаться с крупными отечественными фирмами, или уходить с рынка.

Российским страховщикам на адаптацию к новым условиям бизнеса отведено девять лет. После переходного периода иностранные компании смогут размещать в нашей стране уже собственные филиалы, а не довольствоваться наличием дочерних обществ. Сейчас доля зарубежного юридического лица в уставных капиталах российских компаний не может превышать 49 процентов, и одним из последствий вступления в ВТО станет отмена данного ограничения.

Вхождение в ВТО имеет не только плюсы, но и минусы, причем распределены они неравномерно.

Последствия открытия национального рынка для прямой конкуренции со стороны иностранных страховщиков

Положительные стороны

Отрицательные стороны

· повышение капитализации и емкости национальной страховой отрасли за счет средств иностранных инвесторов;  · привлечение иностранных инвестиций в развитие страховой инфраструктуры;  · использование передовых страховых технологий и ноу-хау;  · расширение структуры и повышение качества страховых услуг;  · снижение издержек на предоставление страховых услуг;  · активизация конкуренции на внутреннем страховом рынке и интенсификация деятельности национальных операторов.

· снижение капитализации отрасли за счет "переключения" большей части финансовых потоков страховой отрасли на зарубежное перестрахование;  · увод на международные финансовые рынки значительной доли внутренних инвестиционных ресурсов, аккумулированных через страхование (страхование жизни и пенсионное страхование);  · потеря национального контроля над страховыми резервами и инвестиционными средствами;  · сильное влияние иностранного капитала на национальные органы страхового надзора;  · ограничение возможности государства по использованию механизмов страхования в социальной политике (пенсионное страхование, медицинское страхование и т.п.);  · ценовой демпинг, которому неокрепший национальный рынок не может противостоять;  · повышенная подверженность колебаниям мирового финансового рынка, а также международным финансовым спекуляциям;  · сокращение занятости в страховой сфере, прежде всего - высококвалифицированного и управленческого персонала, что вызвано концентрацией большинства технологических функций в зарубежных офисах иностранных страховщиков.


Таким образом, вне зависимости от сценария развития наибольшую рыночную долю иностранные страховщики получат на только формирующемся рынке страхования жизни. Уже сейчас дочки иностранных компаний (MetLife Alico, Альянс РОСНО Жизнь, Сожекап страхование жизни, СИВ Лайф, Дженерали ППФ Страхование жизни) занимают ведущие позиции по взносам по страхованию жизни.

2. Влияние налоговой системы РФ на развитие страхового бизнеса

Страховой рынок является стратегически важным звеном финансовой системы любого государства. По своему составу и структуре этот рынок достаточно неоднороден. Его объем, динамика, отраслевая, региональная и институциональная структуры во многом зависят от степени его развития, и в частности - от степени развития отдельных его сегментов. Действующая система налогообложения субъектов страхового рынка оказывает существенное влияние на его отдельные сегменты. Преобладание фискальной направленности российской налоговой системы зачастую препятствует развитию стратегически важных для экономики нашей страны сегментов страхового рынка.

Под сегментом страхового рынка следует понимать его составную часть, объединяющую группу производителей (страховщиков) и потребителей (страхователей) на основе купли-продажи страхового продукта, предлагаемого в этом сегменте страхового рынка. Страховой рынок России с учетом действующего страхового законодательства по существующим различиям в объектах страховой защиты (содержания страхования) может быть классифицирован на два больших сегмента: личное страхование (страхование жизни) и имущественное страхование (страхование иное, чем страхование жизни или рисковые виды страхования). Кроме того, следует выделять из состава имущественного страхования в качестве самостоятельного сегмента страхование ответственности. Это обусловлено спецификой содержания страхового продукта, предлагаемого в данном сегменте, и особенностями условий его потребления.

Современный страховой рынок функционирует в достаточно непростых условиях. С целью стимулирования развития российского страхового рынка государству необходимо посредством регулятивных мер обеспечить поддержку страховой отрасли в целом и отдельных видов страхования - в частности. Приоритетным направлением является развитие тех сегментов страхового рынка, которые имеют социальную и экономическую направленность. Среди них следует выделить:

страхование жизни, резервы которого являются важнейшим источником долгосрочных инвестиций в экономику;

медицинское страхование, включая добровольное медицинское страхование, обеспечивающее не только прозрачность использования средств, но и более высокое качество медицинских услуг, чем при обязательном медицинском страховании;

страхование различных видов ответственности для обеспечения полноценной социальной защищенности российских граждан.

При исследовании проблем налогообложения и налогового регулирования сегментов страхового рынка необходимо использовать институциональньй подход к классификации данных сегментов. Это обусловлено тем, что каждый сегмент страхового рынка в институциональном аспекте имеет достаточно сложную структуру. В зависимости от видов договоров страхования, сострахования и перестрахования, заключаемых в каждом отдельном сегменте страхового рынка, состав его субъектов может существенно различаться. Кроме того, учитывая специфику не только самой страховой деятельности, но и ее особенности в отдельных сегментах страхового рынка, подобный подход обеспечит дифференциацию при реализации мер налогового регулирования соответствующих сегментов страхового рынка и соответственно - налогообложении деятельности субъектов, функционирующих в данном сегменте.

На практике оценка необходимости налогового регулирования страхового рынка и выбор конкретных инструментов такого регулирования осложняются определенными проблемами. Одной из них является отсутствие системного подхода к оценке влияния налогообложения на страховой рынок в целом и отдельные его сегменты, а также на деятельность отдельных субъектов страхового рынка. В подавляющем большинстве исследований проблемы налогообложения страхового рынка рассматриваются с позиции страховщиков в части налогообложения их прибыли. Другие же аспекты налогообложения деятельности страховщиков, а также проблемы налогообложения других субъектов страхового рынка (страхователей и страховых посредников) исследованы недостаточно.

В России все юридические и физические лица освобождены от уплаты НДС на суммы страхового возмещения. Согласно Методическими рекомендациями по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ (с изменениями от 22 мая 2001 г .), в базу для налогообложения страхователя не включаются:

суммы страхового возмещения, полученные страхователем при наступлении страхового случая, предусмотренного договором страхования, за исключением страхового возмещения при страховании предпринимательского риска (риска несвоевременной оплаты товаров (работ, услуг), несвоевременной отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг);

средства, полученные страхователем из резерва предупредительных мероприятий, на основе договора, заключенного между страховщиком и страхователем, если их получение не связано с расчетами по оплате товаров, работ, услуг.

Начиная с 2000 года операции по страхованию и перестрахованию, связанные с получением страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств, облагаются НДС по ставке 20%. Следует отметить , что данный порядок действует только в отношении страхуемых договорных обязательств, которые предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.

Отношения государства и физического лица по вопросам подоходного налога регулируют Глава 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса РФ и рекомендации по ее применению. При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные физическими лицами в виде страховых выплат в следующих случаях:

выплаты страхователям, застрахованным лицам, выгодо приобретателям или иным третьим лицам ( в случае страхования ответственности ) по обязательному страхованию, осуществляемому в порядке, установленном действующим

законодательством;

выплаты страхователям или застрахованным лицам по договорам добровольного долгосрочного (на срок не менее 5 лет) страхования жизни;

возмещение страхователям или застрахованным лицам вреда жизни, здоровью и медицинских расходов ( за исключением оплаты санаторно - курортных путевок) по договорам личного страхования;

выплаты по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным со страховщиками на любой срок, если такие выплаты осуществляются при наступлении пенсионных оснований 8 соответствии с законодательством РФ. При этом основаниями для пенсионного обеспечения являются достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи кормильца - его смерть; для отдельных категорий трудящихся - длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.

При заключении договора добровольного страхования жизни на срок менее 5 лет сумма страховой выплаты при определении налоговой базы не учитывается, если она не превышает суммы, внесенных страхователем взносов, увеличенной на сумму, рассчитанную с учетом ставки рефинансирования Банка России. В противном случае разница между указанными суммами подлежит налогообложению по ставке 35%.

При некоторых условиях суммы, полученные физическими лицами от страховой компании, все же подлежат налогообложению. Это происходит в тех случаях, когда досрочно расторгается договор добровольного долгосрочного страхования жизни или договор по негосударственному пенсионному обеспечению. Причем для договора страхования учитывается, через какой период он был расторгнут. Если с момента его заключения прошло более пяти лет, то возвращаемая сумма налогом не облагается. Если же расторжение договора произошло до истечения этого срока, то взимается 13% от суммы .

Для пенсионного договора сроки еще более жесткие. На возвращаемые суммы уплата подоходного налога предусмотрена вплоть до наступления пенсионных оснований, другими словами - в любом случае.

Эти ограничения вполне разумны. Если их не предусмотреть, то страхование жизни и пенсионное страхование напрямую можно было бы использовать для ухода от налогообложения при выплате заработной платы предприятиями. либерализация страховой рынок иностранный

Форс-мажорные обстоятельства, когда расторжение договора происходит по не зависимым от сторон обстоятельствам непреодолимой силы, то есть чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами, предусмотрены законодательно .

Отношения государства и юридических лиц по уплате налога на прибыль регулируются Главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ. Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибыль определяется как разница между полученным налогоплательщиком доходом и величиной произведенных расходов. К доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (в некоторых случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, убытки), осуществленные налогоплательщиком.

В не облагаемые налогом расходы включаются взносы на добровольное страхование, а именно:

Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества, включающие страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по следующим видам добровольного страхования имущества:

добровольное страхование средств транспорта (водного, воздушного, наземного, трубопроводного), в том числе арендованного, расходы на содержание которого включаются в расходы, связанные с производством и реализацией;

добровольное страхование грузов;

добровольное страхование основных средств производственного назначения (в том числе арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (в том числе арендованных);

добровольное страхование рисков, связанных с выполнением строительно - монтажных работ;

добровольное страхование товарно - материальных запасов;

добровольное страхование урожая сельскохозяйственных культур и животных;

добровольное страхование иного имущества, используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода; добровольное страхование ответственности за причинение вреда , если такое страхование предусмотрено законодательством Российской Федерации либо является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общепринятыми международными требованиями.

Расходы по обязательным видам страхования (установленные законодательством Российской Федерации), включающиеся в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями международных конвенций. В случае, если данные тарифы не утверждены, расходы по обязательному страхованию включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат.

Страховые взносы работодателей по договорам обязательного страхования, а также страховые взносы работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами).

В случаях добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) указанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам:

долгосрочного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет и в течение этих пяти лет не предусматривают страховых выплат, в том числе ввиде рент и (или) аннуитетов (за исключением страховой выплаты, предусмотренной в случае наступления смерти застрахованного лица), в пользу застрахованного лица;

пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения. При этом договоры пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий (пожизненно) только при достижении застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и дающих право на установление государственной пенсии;

добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года и предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников;

добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Совокупные страховые взносы работодателей, выплачиваемые по договорам долгосрочного страхования жизни работников, а также по договорам государственного и негосударственного пенсионного обеспечения работников, облагаются налогом, не превышающим 12% от суммы расходов на оплату труда.

Однако в некоторых случаях страховые взносы работодателей по договорам долгосрочного страхования жизни работников, а также по договорам государственного и негосударственного пенсионного обеспечения все-таки подлежат налогообложению, например, с момента внесения существенных изменений в договоры, сокращения срока их действия или досрочного расторжения. Исключение составляют случаи досрочного расторжения договора в связи с форс-мажорными обстоятельствами.

Взносы по договорам добровольного личного страхования, которые предусматривают оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 3% от суммы расходов на оплату труда.

Взносы по договорам добровольного личного страхования, которые заключаются исключительно на случай наступления смерти застрахованного работника или утраты застрахованным работником трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей, включаются в состав расходов в размере, не превышающем десяти тысяч рублей в год на одного застрахованного работника.

Заключение

Страхование - это способ возмещения убытков, которые потерпело физическое или юридическое лицо. Возмещение убытков производится из средств страхового фонда, который находится в ведении страховой организации (страховщика).

Таким образом, когда Россия полноправно вступит в ВТО, ничего страшного для страховщиков не произойдет, так как в целом приход зарубежных компаний в Россию положительно отразился бы на рынке страхования. В условиях конкуренции местного и международного опыта, а также крупного капитала и знания страхователя российским страховщикам придется больше внимания уделять передовым технологиям продаж и обслуживания клиентов, разработке страховых продуктов, активному привлечению инвестиций. Для этого будет необходима реорганизация бизнеса в целом, внедрение международных стандартов финансовой отчетности. От российского страхового рынка потребуется увеличение капитализации компаний путем вытеснения или поглощения мелких страховщиков.

Приход филиалов компаний-нерезидентов будет способствовать развитию конкуренции, внедрению новых технологий, снижению стоимости страхования для рисков, ранее в значительной мере перестраховывающихся за рубежом. Неконкурентоспособные страховые компании, а также компании, занимающиеся фронтированием рисков за рубеж, со временем будут вынуждены покинуть рынок. Государство при этом может, как выиграть (в результате развития российского страхового рынка и если в конкурентной борьбе победят национальные страховщики), так и проиграть (если резервы и прибыль будет уходить за рубеж, а страхование стратегически важных отраслей полностью перейдет под контроль иностранцев).

В целом же российский страховой рынок (особенно рынок страхования физических лиц) все еще находится в начальной стадии развития. И потому в среднесрочной перспективе на этом рынке найдется место и большим, и средним, и малым узкоспециализированным страховым компаниям - даже после более активного прихода в Россию иностранцев.

Российские страховщики не склонны паниковать и бояться конкуренции с иностранными компаниями. По словам представителей государства, власти сейчас не настроены идти навстречу международным страховым группам. России выгодно оставить существующие ограничения, так как они станут основой для торга на переговорах по вступлению в ВТО.

Совершенствование налогообложения страховых операций. Оно должно сопровождаться созданием специальной системы гарантий страхователям и застрахованным лицам в получении страховых выплат. Льготный режим налогообложения страховых операций, дополненный специальной системой гарантий страховых выплат, должен стать мощным стимулом для формирования у физических и юридических лиц заинтересованности в заключении договоров страхования по наиболее значимым страховым рискам, что, в свою очередь, позволит значительно увеличить объем страховых операций на российском страховом рынке.

Рост объема страховых операций позволит страховщикам аккумулировать значительные финансовые средства, которые послужат дополнительным источником инвестирования финансовых ресурсов в экономику России.

Список литературы

1.   Федеральный закон от 29.11.2007г. № 287 ФЗ (с изм. и доп. от 22.04.2010г.) «Об организации страхового дела в РФ».

2.   Балабанов, И.Т.; Балабанов, А.И. Страхование; СПб: Питер, 2012. - 256 c.

3.      Страхование: учебник;под ред. доктора экономич. наук, профессора И.П. Хоминич, Рекомендовано УМО ву; Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова.-М.: Магистр; ИНФРА-М, 2011. - 624 с

.        Страхование: Учебник, ГОУ ВПО.-М.: Дашков и К, 2011. - 504 с.

.        Страхование, ФГУ.-М.: Академия, 2009. - 64 с.

.        Управление страховым бизнесом: Учебное пособие для вузов по спец. "Менеджмент организации", УМО по образовованию.-М.: Магистр, 2009. - 317.

.        Рейтман, Л.И. Страховое дело: Учебник; М.: Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 2012. - 524 c.

9.   Страхование сегодня. URL:#"648126.files/image005.gif">

Источник: «Эксперт РА», ФСФР

Приложение 2

Индексы российского страхового рынка

1.  Индекс концентрации.

Индекс концентрации отражает изменение относительной рыночной доли крупнейших российских страховщиков.

Индекс рассчитывается как доля топ-10 страховщиков по взносам в совокупных рыночных взносах (без учета ОМС), включая входящее перестрахование. Значения индекса имеют определенную сезонность, так как ряд компаний в начале года заключают крупные договоры страхования, технически получая при этом б0льшую долю на рынке.


2.  Индекс резервов

Индекс резервов отражает изменение величины страховых обязательств крупнейших российских страховщиков.

Индекс рассчитывается как отношение текущей величины страховых резервов топ-10 лидеров рынка по взносам к базовому уровню (по данным на 31 декабря 2010 года). Для правильной интерпретации динамики индекса необходимо также учитывать изменения уровня концентрации отрасли.


3.  Индекс капитала

Индекс отражает изменение уровня капитализации крупнейших российских страховщиков.

Индекс капитала рассчитывается как отношение текущего размера собственных средств десятки лидеров рынка по взносам к базовому уровню (по данным на 31 декабря 2010 года). Для правильной интерпретации динамики индекса необходимо также учитывать изменения уровня концентрации отрасли.


Индексы рассчитываются ежеквартально на основе отчетности страховых компаний и данных ФСФР. При этом учитываются данные только по отдельным юридическим лицам, а не страховым группам. Список крупнейших страховых компаний по объему собранных страховых взносов не фиксируется, а обновляется каждый квартал.

Более детальная информация по расчетам индексов страхового рынка с данными по компаниям, включенным в расчет, приведена на сайте #"648126.files/image009.gif">

Расшифровка рейтинговой шкалы

Класс А++. Исключительно высокий уровень надежности.

В краткосрочной перспективе компания с исключительно высокой вероятностью обеспечит своевременное выполнение всех финансовых обязательств как текущих, так и возникающих в ходе деятельности. В среднесрочной перспективе существует высокая вероятность исполнения обязательств даже в условиях существенных неблагоприятных изменений макроэкономических и рыночных показателей.

Класс А+. Очень высокий уровень надежности.

В краткосрочной перспективе компания с высокой вероятностью обеспечит своевременное выполнение всех финансовых обязательств как текущих, так и возникающих в ходе деятельности. В среднесрочной перспективе вероятность исполнения обязательств является высокой в условиях стабильности макроэкономических и рыночных показателей.

Класс А. Высокий уровень надежности.

В краткосрочной перспективе компания с высокой вероятностью обеспечит своевременное выполнение всех финансовых обязательств, как текущих, так и возникающих в ходе деятельности. В среднесрочной перспективе вероятность исполнения обязательств, требующих существенных выплат, зависит от стабильности макроэкономических и рыночных показателей.

Класс В++. Приемлемый уровень надежности.

В краткосрочной перспективе компания с высокой вероятностью обеспечит своевременное выполнение всех текущих финансовых обязательств, а также незначительных и средних по величине новых обязательств, возникающих в ходе деятельности. Существует небольшая вероятность финансовых затруднений в случае возникновения обязательств, требующих значительных выплат. В среднесрочной перспективе вероятность исполнения обязательств зависит от стабильности макроэкономических и рыночных показателей.

Класс В+. Достаточный уровень надежности.

В краткосрочной перспективе компания с высокой вероятностью обеспечит своевременное выполнение всех текущих финансовых обязательств, а также незначительных и средних по величине новых обязательств, возникающих в ходе страховой деятельности. Вероятность финансовых затруднений в случае возникновения обязательств, требующих значительных выплат, оценивается как умеренно высокая. В среднесрочной перспективе вероятность исполнения обязательств в значительной мере зависит от стабильности макроэкономических и рыночных показателей.

Класс В. Удовлетворительный уровень надежности.

В краткосрочной перспективе компания с высокой вероятностью обеспечит своевременное выполнение практически всех текущих финансовых обязательств. Вероятность невыполнения компанией возникающих в ходе деятельности финансовых обязательств находится на высоком уровне. В среднесрочной перспективе вероятность исполнения обязательств в значительной мере зависит от стабильности макроэкономических и рыночных показателей.

Класс С++. Низкий уровень надежности.

Компания обеспечивает своевременное выполнение текущих финансовых обязательств, однако, в краткосрочной перспективе высока вероятность невыполнения компанией возникающих в ходе ее деятельности финансовых обязательств в такой степени, что это должно привести к отзыву или приостановке лицензии.

Класс С+. Очень низкий уровень надежности.

Компания обеспечивает своевременное выполнение текущих финансовых обязательств, однако, в краткосрочной перспективе крайне высока вероятность невыполнения компанией возникающих в ходе ее деятельности финансовых обязательств в такой степени, что это должно привести к отзыву или приостановке лицензии.

Класс С. Неудовлетворительный уровень надежности.

Компания не обеспечивает своевременное выполнение части текущих финансовых обязательств в такой степени, что это должно привести к отзыву или приостановке лицензии.

Класс D. Банкротствою Компания находится в стадии процедуры банкротства.

Класс Е. Отзыв лицензии или ликвидация. Компания находится в стадии процедуры ликвидации, либо у компании отозвана лицензия.

Рейтинги надежности и качества услуг страховых медицинских организаций

Практическая часть

Задача: Предприятие заключило договор страхования от несчастного случая в пользу 100 работников, на сумму 500 тыс. руб. В период действия договора восемь работников получили травмы: пять - сотрясение головного мозга, трое - ожоги глаз. По таблице размеров страхового обеспечения размер обеспечения за сотрясение головного мозга составляет 15%, за травмы глаз - 5%. Определить общую сумму страхового обеспечения.

Решение: Определим размер страховой суммы, приходящейся на одного работника: 500000:100=5000 руб.

исчислим размер страхового обеспечения за сотрясение головного мозга на одного человека: 5000*15= 750 руб.

исчислим размер страхового обеспечения за травмы глаз на одного человека: 5000*5= 250 руб.

исчислим размер страхового обеспечения за сотрясение головного мозга на пятерых человек: 750*5=3750 руб.

исчислим размер страхового обеспечения за травмы глаз на троих человек: 250*3=750 руб.

общую сумму страхового обеспечения: 750+3750=4500 руб.

Ответ: общая сумма страхового обеспечения составила 4500 рублей.

Похожие работы на - Анализ возможных последствий прихода иностранных страховых компаний на российский рынок после вступления России в ВТО

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!