Совершенствование маркетинговых исследований на предприятии ОАО 'Красный пищевик'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    53,42 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Совершенствование маркетинговых исследований на предприятии ОАО 'Красный пищевик'

Оглавление

Введение

1. Обязательная часть

1.1 История становления и развития предприятия, его отрослевая пренадлежность, форма собственности, тип производства, его специализация

.2 Основные технологические процессы, применяемые на предприятии

.3 Организационная структура предприятия и структура службы маркетинга

.4 Функции и роль маркетинговой службы предприятия

.5 Основные экономические и маркетинговые показатели, характеризующие эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия

2. Индивидуальное задание

.1 Выбор предприятия и способов представления слайдов-презентаций

.2 Выполнение слайдов-презентаций предприятия

Заключение

Список используемых источников

Введение

Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов - это государственное предприятие, находящееся в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь.

РУП "БЗТДиА" специализируется на выпуске деталей, узлов и агрегатов на трактора для РУП "МТЗ" и РУП "ММЗ", а также запасных частей для тракторов "Беларус" различных модификаций. В 2007 году освоено производство трактора "Беларус-320". Завод выпускает товары народного потребления - в основном садово-огородный инвентарь.

Целью производственной практики является углубление и закрепление теоретических знаний, полученных при изучении специальных дисциплин и приобретение практических навыков работы по маркетингу.

Задачи:

1. Ознакомиться с производственно-хозяйственной деятельностью предприятия в современных условиях

2.      Получение представления о характере и особенностях работы по избранной специальности

.        Ознакомиться с производственной и организационной структурой предприятия

.        Ознакомиться с технологическими процессами изготовления продукции

.        Собрать на предприятии фактический материал для составления отчета.

Основным источником практического материала, используемого при написании работы, являются отчётные данные, методические разработки по вопросам организации и функционирования службы маркетинга на предприятии.

В отчёте содержатся сведения, собранные на РУП "БЗТДиА" с комментариями и выводами о деятельности предприятия за 2010-2013 гг. Данные дают представления о результатах маркетинговой деятельности завода в указанный период.

1. Обязательная часть

.1      История становления и развития предприятия, его отрослевая пренадлежность, форма собственности, тип производства, его специализация

Завод основан в 1945 году как межрайонная мастерская капитального ремонта тракторных и автомобильных двигателей и некоторых сельхозмашин. На базе мастерской с июля 1958 года начал функционировать Бобруйский ремонтный завод, а в конце 1959 года - Бобруйский завод тракторных деталей, который был переориентирован на выпуск новой продукции - запасных частей, деталей и узлов к тракторам и автомобилям. С 1965 года предприятие передано в ведение Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. В 1970 году оно переименовано в Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов "Бобруйсктрактородеталь".

На основании приказа Министра тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР № 410 от 30 октября 1974 года Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов вошел в состав производственного объединения "Минский тракторный завод".

Республиканское унитарное предприятие "Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов" является коммерческой организацией государственной формы собственности и находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь. Утвержденная аббревиатура - РУП "БЗТДиА"., расположенное в г. Бобруйск по адресу ул. Бахарова 225.

РУП "БЗТДиА" специализируется на выпуске деталей, узлов и агрегатов на трактора для РУП "МТЗ" и РУП "ММЗ", запасных частей для тракторов "Беларус" для свободной реализации. В 2007 году освоено производство трактора "Беларус-320". В 2008 году РУП "БЗТДиА" производил трактор "Беларус-320" и коммунальные машины на базе этого трактора. Начато производство нового трактора "Беларус - 422.1" с начала 2009. С 2010 года освоено производство трактора "Беларус-622". Это универсальные колесные тракторы с колесной формулой 4К4, предназначенные для выполнения различных работ в сельском хозяйстве, промышленности, строительстве и коммунальных хозяйствах.

В 1981 году в соответствии с народнохозяйственным планом дальнейшего развития сельскохозяйственного и тракторного машиностроения на заводе развернулась общесоюзная стройка по возведению новых промышленных корпусов, расширению и обустройству его территории. За семилетний период производственные площади завода увеличились на 60 тысяч квадратных метров, введены в эксплуатацию основных фонды на сумму эквивалентную 38,5 млн. долларов США. Значительно улучшилась культура производства и социальная сфера.

Согласно приказу Министра промышленности Республики Беларусь от 18 мая 2001г. № 254 "О приведении Устава Бобруйского завода тракторных деталей и агрегатов в соответствие с действующим законодательством" РУП "БЗТДиА" является правопреемником всех прав и обязанностей Бобруйского завода тракторных деталей и агрегатов, ранее зарегистрированного Могилевским областным исполнительным комитетом решением от 21 ноября 1996 года. № 13 в Реестре общереспубликанской регистрации за № 587.

Предприятие имеет статус юридического лица, самостоятельный баланс, гербовую и другие печати, расчетный и специальные счета в банках.

Производственный процесс изготовления деталей осуществляется на различном автоматическом оборудовании. Для обеспечения технологической цепочки изготовления деталей и узлов на РУП "БЗТДиА" организовано ряд производств.

. Механообрабатывающее производство размещено в трех цехах, где действует более 900 технологических процессов, охватывающих более 2 900 операций.

Производство построено в основном по принципу предметно-замкнутого поузлового технологического цикла. Детали, имеющие общие конструкторско-технологические подобия, но входящие в разные узлы (агрегаты) трактора (валы, втулки) изготавливают в различных цехах и корпусе завода. При этом сохранен достаточно высокий уровень типизации технологических процессов.

В цехах производство максимально сосредоточено в поточных и поточно-механизированных линиях, состоящих из автоматических линий (линия "Хойслер" на производство дисковых колес и линия дисков сцепления), специальных и агрегатных станков, механизированного межоперационного транспорта. Большая часть металлорежущего оборудования в цехах работает по автоматическому и полуавтоматическому циклу.

Механообрабатывающее производство во всех цехах имеет крупносерийный тип производства. Создаются гибкие поточные линии из станков ЧПУ в МСЦ-3.

. Холодноштамповочное производство размещено в двух подразделениях завода: МСЦ-1 и МСЦ-3.

В МСЦ-3 выполняется штамповка деталей сидения, каркасов сальников, а также дисков сцепления и дисков колес. Холодноштамповочное производство насчитывает в МСЦ -3 72 единицы легких и средних прессов усилием от 40 до 500 т.с. Узкое место при производстве штампованных деталей представляет участок тяжелых прессов усилием от 630 до 1 000 т.с., при вводе в эксплуатацию пресса усилием 1 000 т.с. в МСЦ-3 средний коэффициент загрузки этих прессов составит Кз = 0,9 при двухсменном режиме работы.

. Термическое производство размещено в термических отделениях цехов МСЦ -1, МСЦ -2, МСЦ -3 и служит для повышения прочностных характеристик деталей и узлов тракторов, повышении их износов стойкости и долговечности. На заводе действует 18 установок ТВЧ, 33 единицы оборудования для объемной обработки деталей, линия химико-термической обработки "Пекат", Территориально термическое производство размещается в различных цехах по функциональной принадлежности.

.Сварочное производство является одним из основных технологических переделов, в значительной степени определяющих качество, конкурентоспособность, надежность и долговечность выпускаемой продукции. Конструкция сварных узлов обуславливает применяемые виды сварки изготовления; полуавтоматическая, автоматическая (в защитной атмосфере углекислого газа, под флюсом), точечная контактная, рельефная контактная, пайка трубопроводов на установке ТВЧ. На заводе имеется 11 сварочных роботов, дополнительно требуется еще 6 сварочных автоматов.

Около 90 % рабочих мест оснащено универсальным сварочным оборудованием, что позволяет более оперативно переходить на изготовление новых сварных узлов.

. Сборочное производство технологически построено по принципу узловой сборки. Узловая сборка не выделена в самостоятельное производство, поэтому механосборочные цехи кроме механической обработки деталей осуществляют сборку, испытания узлов и деталей, обрабатываемых в этих цехах, комплектующих из других цехов и покупных изделий.

В механосборочном цехе № 1 осуществляется сборка передних и задних колес серийных тракторов, переднего моста трактора "Беларус-320".

В механическом цехе № 2 осуществляется сборка промежуточной опоры, раздаточной коробки, сидений.

В механосборочном цехе № 3 изготавливаются все разновидности дисков сцепления и гидроусилителя рулевого управления. В МСЦ №3 создан участок сборки тракторов "Беларус-320" и его модификаций мощностью 5 000 тракторов в год.

. Производство защитных покрытий.

Окрасочные работы выполняются на окрасочной линии, расположенной в МСЦ-1.

Производство гальванопокрытий выполняется в поточно-механизированных линиях. Основные виды покрытий: оцинкование, фосфатирование, оксидирование. Линии гальванопокрытий размещены в МСЦ-1. Необходимо строительство дополнительно линии оцинкования в барабанах и линии оксидирования.

. Инструментальное производство.

В настоящее время инструментальный цех не в полной мере обеспечивает текущую потребность предприятия в качественном инструменте и технологической оснастке. Для обеспечения роста объемов производства промышленной продукции требуется не только увеличить производство режущего инструмента, рабочей и контрольной оснастки, но и обеспечить его новый качественный уровень.

. Производство теплоэнергии.

РУП "БЗТДиА" имеет собственную котельную. Основным топливом для котельной является природный газ и резервным - мазут. Котельная обеспечивает технологические процессы предприятия и оказывает услуги по обеспечению паром других субъектов хозяйствования.

На РУП "БЗТДиА" применяются следующие виды технологических процессов: механическая обработка; штамповка; сборка; термообработка; сварка; окраска; гальваника.

Основные производственные фонды составляют:

   по металлорежущему оборудованию 1457 физ. ед.;

-        по прессовому оборудованию 180 физ. ед.;

         по очистному оборудованию 38 физ. ед.;

         по термическому оборудованию 33 физ. ед.;

         по деревообрабатывающему оборудованию 15 физ. ед.;

         по ПТО 290 физ. ед.;

         по прочему (включая гальваническое) оборудованию 117 физ. ед.

Износ технологического оборудования и ПТО на 01.01.2010 г. по РУП "БЗТД и А" составляет 76,1 %.

В 2014 году с целью модернизации действующего производства планируется приобрести следующее технологическое оборудование:

токарный полуавтомат;

токарный полуавтомат с ЧПУ;

токарный станок;

токарный - револьверный;

кругло-шлифовальный;

зубодолбежный;

вертикально-протяжной;

токарно-копировальный;

вертикально - сверлильный.

В прогнозируемом периоде планируется также приобрести высокоскоростные обрабатывающие центра, вертикально - фрезерный станок, пресс чеканочный усилием 1 600 т.с., установку для лазерной резки металла, листогиб с ЧПУ.

Основная продукция, выпускаемая РУП "Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов" :

Промежуточная опора - составляющий узел карданного привода на тракторе "Беларус". Промежуточная опора служит для передачи крутящего момента на передний ведущий мост и служит предохранительной муфтой;

Раздаточная коробка - составляющий узел карданного привода на тракторе "Беларус"

Раздаточная коробка предназначена для передачи крутящего момента от коробки передач к карданному приводу переднего моста и обеспечения различных режимов переднего моста;

Диски ведомые и диски сцепления устанавливаются на трактор "Беларус" в муфту сцепления, которая предназначена для передачи крутящего момента от дизеля к трансмиссии, отсоединения дизеля от силовой передачи, а также плавного и безударного их соединения;

Мост передний - передний ведущий мост. Он устанавливается на трактор "Беларус 320". Мост передний предназначен для передачи крутящего момента от коробки передач на передние колеса.

Полурама устанавливается на трактор "Беларус 320" и служит для соединения переднего моста с трансмиссией;

Рукава высокого давления устанавливаются на трактор "Беларус" и являются составляющими гидросистемы трактора передающей рабочую жидкость под высоким давлением на рабочие части и служат для устойчивой работы гидросистемы трактора;

Запорное устройство предназначено для предотвращения вытекания масла из маслопроводов и рукавов высокого давления при их разъединении, а также для предохранения соединяемых рукавов высокого давления от скручивания;

Подвеска - узел для сиденья, которое устанавливается в трактор "Беларус 52" (по спецзаказу) и поставляется как на внутренний так и на внешний рынок;

Сиденье устанавливается на трактор "Беларус" предназначенных для внутреннего рынка;

Сиденье (с механизмом реверса) устанавливается на специальные трактора (экскаваторы, погрузчики и так далее);

Механизм реверса 2522-6807000 для установки сидений энергонасыщенных тракторов;

Дисковые колеса DW14*38, 12*24, 15*38, 5,5OF*20 устанавливаются на трактора "Беларус" предназначенные для РБ и СНГ.

Дисковые колеса W9*20, W12*20, W16*34 предназначены для тракторов поступающих на внешний рынок;

Корпус коробки переключения передач трактора МТЗ-320;

Гидроусилитель рулевого управления устанавливается на трактор "Беларус" и предназначен для управления поворотов направляющих колес и уменьшения усилия на рулевом колесе при повороте трактора. Предназначен для улучшения проходимости трактора;

Цапфа 70-3001085 - цапфа поворотная. Левая и правая устанавливается в неведущий передний мост тракторов "Беларус" серии МТЗ 80, МТХ 82;

Вал 70-3504055 - вал привода тормоза стояночного тормоза для всех модификаций тракторов "Беларус" МТЗ 80, МТЗ 82;

Вал 70-4604034 - вал привода насоса гидросистемы для модификаций тракторов "Беларус" МТЗ 80, МТЗ 82.

Унифицированный задний ВОМ 2022-4202010/03/07/08 для установки на трактора "Беларус" 1523, 2022, 2102, 1222

Крышки заднего ВОМ 85-4202020/01/02, 80-4202020А/01/02, 1221-4202020А/01/02, 1221-4202020/01/02 для установки на серийные трактора. Предназначены для привода рабочих органов агрегатируемых с тракторами передвижных или стационарных машин.

Рулевые колонки 80-3401015, 80-3401010, 85-3401010, 822-3401010, 80В-3401010, 2522В-3401010, 320-3401010 служат передающим звеном для изменения направления колес трактора под воздействием гидравлической системой через насос дозатор от рулевого колеса.

В апреле 2007 года РУП "Минский тракторный завод" передал РУП "Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов" производство трактора "Беларус-320".

Трактор "Беларус-320" выпускался Минским тракторным заводом с 1996 года, он был создан как замена маломощным тракторам Владимирского тракторного завода (Т-25), которые не удовлетворяли существующим экологическим нормам, запросам потребителя относительно технических требований, дизайну.

Тракторы "Беларус- 320" со всеми ведущими колесами предназначены для выполнения широкого спектра сельскохозяйственных работ, коммунальном хозяйстве, строительстве и промышленности.

В связи с чем, завод в мае 2007 года освоил на базе трактора производство коммунальных машин:

Машина уборочная "Беларус- 320 МК" предназначена для очистки улиц, площадей, дорог и тротуаров от снега и мусора, для планировки насыпного грунта и засыпки им траншей. Состоит из базового трактора Беларус 320 и плужно-щеточного оборудования.

Погрузчик фронтальный "Беларус - 320 ПО4"; предназначен для выполнения земляных, погрузочно-разгрузочных работ, для транспортировки различных грузов и материалов на не большие расстояния.

Машина уборочно-погрузочная "Беларус - 320 МУП" предназначена для выполнения уборочных и погрузочно-транспортных работ, земляных работ на грунтах, работ по планировке площадок, засыпке ям и траншей.

В августе 2008 года на РУП "БЗТДиА" начато производство трактора "Беларус-422", в январе 2009 года приступит к производству тракторов "Беларус-622" и "Беларус-322", которые благодаря своим техническим характеристикам, соответствию высоким требованиям экологических стандартов, великолепному дизайну завоюют свою долю на мировом рынке.

Номенклатурный план производства деталей и узлов на 2010 год сформирован согласно проекту заявок по кооперации с РУП "Минский тракторный завод", УП "Минский моторный завод", РУП "Гомельский завод", "Гидропривод" и прогнозируемых продаж запасных частей, тракторов "Беларус-320", "Беларус-422.1", "Беларус-622" товаров народного потребления.

В 2014 году планируется выпустить товарной продукции в действующих ценах на 303 404 млн.руб., в сопоставимых - 291 762 млн.руб., из них запасных частей - 62 087 млн.руб., продукции поставляемой по кооперированным поставкам -159 800 млн.руб., тракторов - 87 051 млн.руб., потребительских товаров - 826 млн.руб., прочих видов продукции - 2 100 млн.руб.

Освоение новых видов продукции РУП "БЗТДиА" в 2014 году.

Выпуск тракторов моделей "Беларус-322/422/622" и их модификаций в период 2009-20010 годах планируется довести до 2 500 штук.

На протяжении планируемого периода будет проводиться постоянный поиск нового навесного и прицепного оборудования, агрегатируемого с тракторами 322, 422, 622 производство которых запланировано на РУП "БЗТДиА" в ближайшей перспективе.

В 2009г. началась реализация техники с дополнительным экскаваторным и подъемным оборудованием.

Малогабаритные трактора БЕЛАРУС предназначены для выполнения следующих видов работ:

основной и предпосевной обработки почвы,

посева зерновых культур,

посадки и уборки картофеля,

выполнения работ по заготовке кормов,

уборки зерновых и технических культур,

пропашных работ в междурядьях 450, 600 и 700 мм,

внесение удобрений, химзащита растений,

уход за растениями в теплицах, работа на фермах.

транспортировки всевозможных грузов в агрегате с навесными, полунавесными, прицепными машинами и орудиями.

Область применения таких тракторов далеко не ограничена сельским хозяйством. Он находит широкое применение практически во всех отраслях народного хозяйства: промышленности, строительстве, лесозаготовках, особенно в коммунальном хозяйстве, там, где применение более мощной крупногабаритной техники невозможно или нецелесообразно.

В связи с чем, завод в мае 2007 года освоил производство на базе трактора коммунальных машин:

- машина коммунальная "Беларус -320МК", которая предназначена для очистки улиц, площадей, дорог и тротуаров от свежевыпавшего снега и мусора.

- погрузчик фронтальный "Беларус-320П04", который предназначен для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и работ по перевозке сыпучих грузов на небольшие расстояния, работ по планировке площадок, засыпке траншей насыпным грунтом;

- машина уборочно-погрузочная "Беларус-320МУП", оснащенная передним фронтальным погрузчиком и щеткой.

Таблица 1 - Структура выпускаемой продукции по годам, %

Наименование

2011 год

2012 год

Трактора

15,5

27,9

Запасные части

24,6

19,9

Кооперированные поставки

58,7

51,2

Товары народного потребления

0,3

0,3

Прочая продукция

0,9

0,7


По данным приведенным в таблице 1 видно, что объем производства тракторов вырос на 12,4 %, что приведет к общему росту объему выручки от реализации тракторов. Однако, наблюдается спад по выпуску запасных частей, а также кооперированных поставок. Сопоставляя уровни добавочной стоимости на тракторы и на запасные части, можно сделать вывод, что даже при незначительном падении реализации запасных частей, в т.ч. и по кооперированным поставкам, уровень дохода предприятия окажется выше.

Предприятием используется технология лазерной маркировки продукции. Для повышения эффективности борьбы с контрафактной продукцией в 2007 году заводом был закуплен лазерный маркер, который наносит на запасные части логотип завода и номер маркируемой позиции.

С начала 2007г. проведена работа по поставке на завод упаковки из гофрокартона для отгрузки запасных частей. В настоящее время в тару из гофрокартона пакуются диски сцепления, ведущие и ведомые, раздаточная коробка, опора, сидения.

В 2014 году планируется сконструировать и поставить на завод упаковку на валы, цапфу, крышки ВОМ, координировать поставки на завод ранее разработанной тары.

На РУП "БЗТДиА" разработана и внедрена, постоянно совершенствуется система менеджмента качества. Сертификат соответствия № ВY/11205.01.0020164 от 20 апреля 2007 года удостоверяет, что система менеджмента качества производства деталей и узлов мобильной техники соответствует требованиям СТБ ИСО 9001-2001.

Для повышения качества и конкурентоспособности продукции отдел управления качеством производит внутренние аудиты качества продукции, процессов и системы с целью выявления несоответствий требованиям КД, ТД, ТНПА, документов СМК и разработкой корректирующих действий. Для их устранения и избежания повторения, разработать план проведения внутренних аудитов на 2014 год. Также на РУП "БЗТДиА" внедрены статистические методы контроля на рабочих местах, такие, как карты предельных размеров (с дальнейшим переходом на Х-R карты), контрольные листки. На РУП "БЗТДиА" разработана "Программа мероприятий по улучшению качества, повышению технического уровня выпускаемой продукции на 2014 год".

С целью улучшения качества выпускаемой продукции, сокращения потерь от брака службой технического контроля проводится анализ потерь от брака, анализ рекламаций. С целью предотвращения дефектности согласно графиков, утвержденных помощником директора по качеству - начальником УКП проводятся плановые и внеплановые обмеры выпускаемой продукции с составлением карт обмеров и передачей их в производственные подразделения для устранения дефектов в процессе наладки, что приводит к снижению дефектности в производстве и снижению потерь от брака.

Контроль качества продукции осуществляется на всех стадиях производства, начиная с входного контроля сырья, материалов и комплектующих изделий, контроля испытаний в процессе производства и заканчивая контролем за консервацией, упаковкой и отправкой продукции потребителями с последующим анализом работы узлов и деталей в гарантийный период у потребителя.

Для совершенствования метрологического обеспечения производства, качественной и бесперебойной работы отдела на заводе приобретена координатная измерительная машина, что позволяет с высокой точностью производить измерения со своевременной корректировкой дефектных мест с последующим оперативным устранением, что приводит к снижению потерь от брака.

На предприятии разработана Политика в области качества. Для реализации задач Политики высшее руководство предприятия ежегодно определяет основные целевые показатели предприятия, пути достижения поставленных целей и основные принципы работы в области качества.

На РУП "БЗТДиА" используется товарный знак "Беларус" по лицензионному договору на товарный знак №903/217-02-2007-16 от 21.06.2011г. срок действия до 31.12.2012г.

1.2 Основные технологические процессы, применяемые на предприятии

В 2011 году на предприятии было создано бюро сервисного и гарантийного обслуживания, которому поставлена задача совместно с конструкторским отделом анализировать технические недочеты и недоделки производимой и реализуемой техники.

Таблица 2 - Планируемый объем реализации тракторов в разрезе по моделям

Модель

2014

в т.ч. трактора

в т.ч. тр/к

Беларус-320.4/ тракторокомплект

1400

550

850

Беларус-320МК/320МУ

400

400

 0

Беларус-320МУП/320МПУ

200

200

 0

Беларус-ПО4/320МП

200

200

 0

Беларус-321/ тракторокомплект

100

50

50

Беларус-422/тракторокомплект и модификации

 100

50

50

Беларус-622/тракторокомплект и модификации

100

50

50

Итого:

2500

1500

1000


По данным таблицы видно, что планируется значительное увеличение объемов реализации тракторов серии 300 и серии 600. Это объясняется, прежде всего, возрастающим спросом на эти виды тракторов, их преимуществами по отношению к иностранным аналогам, соотношения цена/качество, их функциональными возможностями, а также практичным и современным дизайном. Кроме того, планируется продолжить расширение ассортимента за счет выпуска новой продукции, усовершенствовать ценовую политику, снижать издержки производства, и т. д. Планируется продолжить участие в государственных программах по закупке техники на внутреннем и внешнем рынке.

На 2014г. ОРТ был поставлен реализовать 1500 тракторов и 1000 тракторокомплектов, т.е. всего 2500.

Таблица 3 - План совместных и сборочных предприятий

Совместное/ Сборочное предприятие

План 2010, шт.

СП АлтайБелТрактор, РФ,Рубцовск

100

СП РосБелТрактор, РФ, С-Пб

100

СП Беларус-Инмаш, РФ, г.Стерлитамак

100

Комбайнмашстрой, РФ, г.Тула

150

АРЗ Плавский, РФ, г.Плавск

100

ТД МТЗ-Елаз, РФ, г.Елабуга

100

Смолспецтех, РФ, г.Смоленск

50

ТД МТЗ-Беларус-Украина

150

Джейрана, Литва

75

Беларус-Трактор-Словакия

75

Всего:

1000


На внешнем рынке

-        Участие в международных выставках самостоятельно, через своих представителей, совместно с РУП МТЗ.

-        Организация и демонстрация техники завода через представительства Торгово-промышленной палаты и Посольства РБ в РФ и странах СНГ

         Почтовая и электронная рассылка листовок по странам СНГ

         Укрепление связей завода с Дилерами.

         Дальнейшее развитие товаропроводящей сети завода.

В настоящее время завод реализует производимую технику через товаропроводящие сети РУП МТЗ, к 2014г планируется заключить дилерские договора со всеми существующими дилерами. Но для выполнения этого мероприятия недостаточно телефонных переговоров, необходимо посетить эти организации, проработать вопрос их финансовой независимости, устойчивости и порядочности. (не читать - Великобритания, Ирландия, Финляндия и др. по странам 3-го мира- Алжир, Замбия, Марокко, Тунис и т.д.)

-        Стимулирование дилеров за проведение рекламных мероприятий.

-        Грамотное формирование цены и политики ценообразования.

На внутреннем рынке, как отмечалось выше неохваченных осталось 37 районов (8 Брестской обл., 12 Витебской, 9 Гомельской, 7 Гродненской, 1 Минской), в связи с чем, в первую очередь, и будет сделан упор на них. А так же будет продолжаться работа в остальных регионах.

Конструкторско-технологические работы по созданию новой продукции и технологических процессов для внедрения на РУП "БЗТДиА" проводятся соответствующими службами РУП "МТЗ". На 2014 год планируется выпуск новой продукции в размере 33% от общего выпуска товарной продукции.

В 2011 году в рамках Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 20010-2014 гг. предприятие закончило реализацию проекта "Производство тракторов "Беларус-320",

В 2012 году в рамках Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2010-2014 гг и Государственной программы импортозамещения продолжит работу по реализации проекта "Организация производства раскатных и профилированных дисковых колес", который прошел в установленном порядке комплексную государственную экспертизу (заключение Минэкономики от 14.04.2008 г. №23-02-09/2436) и задание на закупку согласовано с Президентом РБ. Настоящий проект предусматривает создание производства раскатных и профилированных дисковых колес мощностью не менее 1000 тыс. штук в год для комплектации конвейеров МАЗ, МТЗ, а также других предприятий автосельхозмашиностроения республики. Создаваемое производство предусматривается укомплектовать современным высокотехнологическим оборудованием, основанным на новых технических и технологических решениях.

В 2014 году предприятие планирует к реализации бизнес-план инвестиционного проекта "Технология и комплект высокоскоростного обрабатывающего оборудования для обработки деталей". В рамках реализации данного инвестиционного проекта планируется закупка нового высокотехнологичного оборудования с ЧПУ немецкого производителя Boehringer взамен изношенного и энергоемкого старого оборудования, расширяющего технологические возможности предприятия, для производства деталей, поставляемых на головной конвейер МТЗ. Данное мероприятие предусмотрено в рамках программ технического перевооружения и энергосбережения на предприятии.

Для решения поставленных задач РУП "БЗТДиА" в 2014 г. планируется инвестировать в техническое развитие 44 440 млн. рублей. Источником финансирования технического развития будут собственные и заемные средства.

Для принятия предприятием оптимальных решений по объемам выпуска продукции необходимо учитывать информацию об уровне издержек. Наряду с повышением качества продукции, уменьшение затрат на производство во многом определяет конкурентоспособность предприятия, устойчивость его финансового состояния, платежеспособность и кредитоспособность.

Себестоимость продукции служит исходной базой для формирования цен, а также оказывает непосредственное влияние на величину прибыли и уровень рентабельности.

В последние годы наблюдается тенденция роста затрат на производство и реализацию продукции. К увеличению себестоимости приводит удорожание стоимости сырья, материалов, топлива, энергии, оборудования, повышение тарифов на транспортные услуги, рост расходов на рекламу. Увеличивается сумма амортизационных отчислений, в том числе из-за переоценок основных фондов и введения индексации. Повышаются расходы на заработную плату и отчисления на социальное страхование.

Для оценки эффективности функционирования предприятия в целом и его отдельных структурных подразделений обратимся к SNW-анализу

При SNW-анализе оценивается состояние внутренней среды предприятия по ряду позиций. Каждая позиция получает одну из трех оценок:

- Сильная (Strength);

-        Нейтральная (Neutral);

         Слабая (Weakness).

Таблица 4 - SNW-анализ

№/п

Значимые параметры в деятельности предприятия

Ранг

S

N

W

1.

Обучение персонала



 Х


2.

Условия труда

2



 Х

3.

Мотивация и стимулирование персонала



 Х


4.

Текучесть кадров


Х



5.

Квалификация персонала



 Х


6.

Оценка качества работы персонала



 Х


7.

Социальный пакет

7



 Х

8.

Организация планирования

5



 Х

9.

Уровень технической оснащенности



Х


10.

Информационное обеспечение

4



 Х

11.

Качество выпускаемой продукции



Х


12.

Организация маркетинга на предприятии



Х


13.

Производственные площади

6



 Х

14.

Организационная структура предприятия



Х


15.

Состояние охраны труда

3



 Х

16.

Дилерская сеть



Х


17.

Объемы производства


Х



18.

Ассортимент выпускаемой продукции


Х



19.

Численность персонала



Х


20.

Заработанная плата



Х


21.

Имидж (деловая репутация) предприятия


Х



22.

Психологический климат в коллективе


Х



23.

Финансовая устойчивость предприятия

8



 Х

24.

Территориальное расположение


Х



25.

Ценовая политика



Х


26.

Объемы продаж



Х


27.

Сроки выполнения заказов



Х


28.

Зависимость от поставщиков

1



 Х

29.

Ориентация на потребителя



Х


30.



Х



Главная задача SNW-анализа - это выявление "актива" (S) и "пассива" (W) предприятия. А задача разрабатываемой стратегии развития - использование актива для нейтрализации и устранения пассива. В нашем примере к "пассиву" (слабым позициям) предприятия относятся (по ранжиру, сделанному менеджерами предприятия):

1.     Зависимость от поставщиков;

2.      Условия труда;

.        Состояние охраны труда;

.        Слабое информационное обеспечение;

.        Низкая организация планирования;

.        Производственные площади;

.        Социальный пакет;

.        Финансовая устойчивость предприятия.

1.3 Организационная структура предприятия и структура службы маркетинга

Республиканское унитарное предприятие "Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов" является коммерческим предприятием и находится в введении Министерства промышленности Республики Беларусь, входит в состав производственного объединения "Минский тракторный завод".

Органом управления унитарного предприятия является директор, который назначается на должность путем заключения контракта с Нанимателем в лице генерального директора ПО "Минский тракторный завод".

Руководитель унитарного предприятия действует на принципах единоначалия.

Директор в соответствии с Уставом предприятия действует от имени предприятия, представляет его интересы во всех белорусских и иностранных предприятиях, учреждениях, организациях, распоряжается имуществом и средствами завода в пределах прав, установленных собственником или уполномоченным им органом, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в банках счета, утверждает штаты исполнительного аппарата управления предприятия, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия.

Действующая организационная структура управления представляет собой систему структурных подразделений, каждое из которых имеет свои четко определенные задачи и конкретные функции. В качестве формирования организационной структуры принята совокупность конечных целей, на достижение которых, направлена деятельность предприятия.

Главный инженер завода осуществляет руководство технической службой завода, предусматривающее:

обеспечение создания и внедрения новой техники и технологии ее производства;

обеспечение модернизации выпускаемых изделий, поддержание их высокого технического уровня и качества, и на этой основе повышение эффективности производства;

организацию работ по внедрению и выполнению энергосберегающих программ;

контроль над соблюдением конструкторской и технологической дисциплины, правил и норм охраны труда, промышленной и пожарной безопасности и охраны окружающей среды.

Заместитель директора по коммерческим вопросам руководит коммерческой службой завода и осуществляет:

своевременное, равномерное и комплектное обеспечение потребности предприятия в материалах, полуфабрикатах и комплектующих изделиях, получаемых по кооперации;

организацию рациональной работы сбытовой службы предприятия;

организацию бесперебойного транспортного обслуживания подразделений предприятия для обеспечения ритмичной работы по выполнению плана поставки при наименьших затратах.

Производственной службой завода управляет заместитель директора по производству, которым обеспечивается:

руководство работой предприятия по изготовлению выпускаемой продукции высокого качества в установленные планом сроки и с учетом необходимых требований по ее объему и себестоимости;

внедрение в производство методов и системы планирования и организации производства.

Заместитель директора по кадрам, социальному развитию и идеологической работе организует:

работу по подбору, расстановке и использованию рабочих кадров и специалистов; создание кадрового резерва, системы учета кадров, проведение анализа текучести кадров;

организацию обучения и повышения квалификации работников предприятия;

проведение идейно - воспитательной, пропагандистской и агитационно - массовой работы на заводе;

делопроизводство на заводе;

работу объектов культурно- бытового назначения (общежития, детского сада, физкультурно-оздоровительного комплекса, стоматологического кабинета).

Экономической службой завода руководит заместитель директора по экономическим вопросам, который руководит экономическим планированием, ценообразованием, бухгалтерским учетом, организацией труда и комплексным анализом на предприятии с целью достижения рациональной хозяйственной деятельности, ускорения темпов роста производительности труда, повышения рентабельности производства и финансовой устойчивости завода.

Начальник службы качества осуществляет:

контроль качества поступающих на завод комплектующих изделий, сырья, материалов, полуфабрикатов;

координацию работ по обеспечению функционирования и совершенствованию системы менеджмента качества;

контроль состояния системы менеджмента качества, действующей на предприятии;

предотвращение выпуска заводом продукции, не соответствующей требованиям стандартов и технических условий, утвержденным образцам (эталонам), конструкторской и технологической документации, условиям поставки и договоров, или некомплектной продукции, а также укрепление производственной дисциплины и повышение ответственности всех звеньев производства за качество выпускаемой продукции;

объективную оценку качества выпускаемой продукции.

Программой мероприятий и первоочередных задач по стабилизации работы завода предусматривается дальнейшее совершенствование организации и механизации управления завода и внутризаводских подразделений, с учетом требований рыночной экономики, которая включает:

усиление нормативного метода планирования, учета затрат на производство;

внедрение и совершенствование системы материальной заинтересованности и ответственности внутризаводских подразделений за выполнение заданий;

совершенствование системы бухгалтерского учета.

Мотивация труда работников предприятия осуществляется по двум направлениям: материальное и моральное стимулирование. Основными материальными стимулами являются оплата труда, выплата премий и вознаграждений за достигнутые результаты труда.

Для оплаты труда рабочих на предприятии применяются сдельно - премиальная и повременно - премиальная системы оплаты труда.

Оплата труда служащих завода производится по установленным окладам.

Заработная плата руководящего персонала зависит от средней заработной платы по предприятию.

Система мотивации труда справедлива по отношению к работникам и является хорошо управляемой. Вознаграждение базируется на результатах индивидуального труда и эффективности работы предприятия.

Обучение и перемещение работников осуществляется в соответствии с результатами их труда, квалификации, способностями и потребностями завода.

Наиболее важными принципами мотивации труда являются следующие:

создание атмосферы взаимного доверия, убедительность принимаемых решений и обратная связь;

сохранение занятости;

защита здоровья, обеспечение нормальных условий труда;

равные возможности для занятости, повышение в должности и оплаты труда в зависимости от достигнутых результатов.

На предприятии проводится работа по повышению тарифной ставки 1 разряда, в зависимости от темпов роста объема производства.

Рассматривая роль и место маркетинговой службы на предприятии, необходимо отразить ее организационную структуру в виде схемы:

Рисунок 1 - Организационная структура управления маркетинга и сбыта

1.4 Функции и роль маркетинговой службы предприятия

Кратко должностную инструкцию специалиста по маркетингу можно представить следующим образом:

Общие положения

На должность специалиста по маркетингу назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование, без предъявления требований к стажу работы, или высшее профессиональное образование и дополнительную подготовку по маркетингу, без предъявления требований к стажу работы.

Назначение на должность специалиста по маркетингу и освобождение от нее производится приказом директора предприятия по представлению начальника отдела маркетинга.

Специалист по маркетингу должен знать:

.1 Законодательные акты, нормативные и методические материалы

по маркетингу.

.2 Рыночные методы хозяйствования, закономерности и особенности развития экономики.

.3 Конъюнктуру внутреннего и внешнего рынка.

.4 Методы проведения маркетинговых исследований.

.5 Основы менеджмента.

.6 Направления предпринимательской деятельности, организационно-правовой статус предприятия, перспективы его развития.

.7 Опыт аналогичных отечественных и зарубежных фирм.

.8 Этику делового общения.

.9 Технологию производства выпускаемой продукции, выполняемых работ (услуг).

.10 Методы расчета прибыли, эффективности, рентабельности и издержек производства.

.11 Ценообразование и ценовую политику.

.12 Организацию торгово-сбытовой деятельности, производства,

труда и управления.

.13 Методы изучения внутреннего и внешнего рынка, его потенциала и тенденции развития.

.14 Формы учетных документов и порядок составления отчетности.

.15 Технические средства сбора и обработки информации, связи и коммуникаций.

.16 Компьютерные технологии и операционные системы.

.17 Организацию рекламного дела.

.18 Гражданское, трудовое и хозяйственное право.

.19 Правила и нормы охраны труда.

Специалист по маркетингу подчиняется непосредственно начальнику управления маркетинга.

На время отсутствия специалиста по маркетингу (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.. Должностные обязанности

Специалист по маркетингу:

. Осуществляет разработку мер по производству продукции (товара) и оказанию услуг, которые находят наибольший спрос и рынок сбыта.

. Содействует сбалансированному развитию производства и сферы услуг, готовит предложения по выбору и изменению направлений развития товарного ассортимента, производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, участвует в разработке маркетинговой политики, определении цен, создает условия для планомерной реализации товара и расширения оказываемых услуг, удовлетворения спроса покупателей (клиентов) на товары и услуги.

. Изучает рынок аналогичных товаров и услуг (анализ спроса и потребления, их мотиваций и колебаний, деятельности конкурентов) и тенденций его развития.

. Прогнозирует объем продажи и формирует потребительский спрос на товары и услуги, выявляет наиболее эффективные рынки сбыта, а также требования к качественным характеристикам товара (способ его производства, срок службы, правила пользования, упаковку) или оказываемой услуги.

. Исследует факторы, влияющие на сбыт товара и имеющие значение для успешной реализации оказываемых услуг, типы спроса (устойчивый, ажиотажный, кратковременный и др.), причины его повышения и снижения, дифференциацию покупательской способности населения.

. Совершенствует информационное обеспечение проводимых исследований рынка.

. Разрабатывает программы по формированию спроса и стимулированию сбыта, рекомендации по выбору рынка в соответствии с имеющимися ресурсами.

. Определяет меры, подготавливает предложения и разрабатывает рекомендации по повышению качества и улучшению потребительских свойств товаров и услуг, перспективы освоения новой продукции и рынков сбыта, с учетом социально-демографических особенностей различных групп населения, состояния и динамики их доходов, традиций и вкусов, а также необходимые для этого затраты всех видов ресурсов, включая сырье, материалы, энергию, кадры.

. Анализирует конкурентную среду с учетом изменений в налоговой, ценовой и таможенной политике государства, объем оборота, прибыль от продажи, конкурентоспособность, скорость реализации, факторы, влияющие на сбыт.

. Ведет контроль за сбытом, проводит сопоставление запланированных данных с полученными результатами по объему, выручке, времени сбыта (оказании услуг) и территории их распространения, выявляет отклонения и изменения конъюнктуры рынка.

. Обеспечивает рост эффективности предпринимательской деятельности, прибыли и доходов, повышение конкурентоспособности товаров и услуг.

. Принимает участие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации управленческих кадров с учетом требований рыночной экономики.

. Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.. Права

Специалист по маркетингу имеет право:

. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.

. Сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности предприятия (его структурных подразделений) и вносить предложения по их устранению.

. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководства).

. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.. Ответственность

Специалист по маркетингу несет ответственность:

. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных

действующим трудовым и гражданским законодательством Республики Беларусь. Очевидно, что должностная инструкция

Снижение объемов продаж продукции конечному потребителю по всему миру в связи с мировым финансовым кризисом привело к снижению объемов реализации продукции РУП "БЗТДиА".

В связи с тем, что объемы реализации уменьшились, основной задачей специалистов управления стал поиск новых клиентов. Клиентская база предприятия в 2011 году значительно расширилась по сравнению с 2012 годом. Так на рынок РФ, экспорт продукции завода на который составляет около 65% от общего объема, реализация продукции в 2012 году осуществлялась в адрес 51 организаций, а за аналогичный период 2011 года - в адрес 20 организаций.

Уменьшение количества дилеров завода, которые обеспечивали предприятие обязательными суммами ежемесячных платежей. В-первую очередь, это связано с тем, что в нынешних тяжелых финансовых условиях клиенты завода не хотят покупать продукцию на склад. Продукция завода носит сезонный характер и если в периоды высокого спроса они легко могут выполнить обязательные объемы ежемесячных платежей, то во времена спада они не готовы создавать запасы на складах, пусть и временные. Одной из основных сложностей при реализации новой производимой техники (трактор Беларус-322, 422, 622) является преодоление недоверия к ней как к новинке. Стратегия сбыта РУП "БЗТДиА" направлена на постепенное завоевание рынка, основанное на дифференцированном позиционировании производимой техники и формировании в сознании потребителя образа доступной, надежной и не сложной в эксплуатации и обслуживании техники.

Основными направлениями реализации данной стратегии являются: Важной составляющей здесь является обеспечить клиентов квалифицированной помощью при возникновении проблем с данной техникой.

Тактическое планирование происходит в следующих направлениях:

.        В 2011г. на предприятии было создано бюро сервисного и гарантийного обслуживания, которому поставлена задача совместно с конструкторским отделом анализировать технические недочеты и недоделки производимой и реализуемой техники и внести в КД изменения.

.        Планируется на заводе сформировать 100% гарантийный комплект запасных частей и обеспечить им СЦ, ТД, Дилеров. В рамках этого направления планируется освоить производство всех запчастей к тракторам Беларус-320, 322, 422, 622 на РУП "БЗТДиА".

3.      Расширение спектра производимой техники - и производство их как машин: трактор с установленным экскаватором и передним бульдозером, трактор с установленной фрезой для резки асфальта, трактор с подъемником, трактор с установленными складскими вилами, трактор с насосом откачки воды, а так же самое главное - машину позволяющую всасывать мусор с дорожного покрытия и газонов с увлажнением и проводить выгрузку мусора из бункера в мусорный бак. А так же по аналогии с чешским погрузчиком произвести доработки оборудования, которое завод в настоящее время закупает у белорусских производителей: сделать быстросъемным, установить электронное управление пультом. Так же продумать вопрос установки отвала на крепление погрузчика.

4.      Проведение переговоров с предприятиями АПК РБ с предложением работы с РУП "БЗТДиА" на условиях предварительной оплаты и рассрочки платежа;

.        Рассылка предложений о совместной работе и номенклатуры выпускаемой продукции, информирование клиентов о расширении номенклатуры выпускаемой продукции;

.        Выезд специалистов управления с руководством завода в обл- и райагросервисы с целью увеличения объемов реализации продукции завода в их адрес и своевременного погашения данными организациями дебиторской задолженности;

.        Изучение рынка потребителей продукции РУП "БЗТДиА" в РБ, изучение информации на сайте, размещаемой на сайте icetrade.by, с целью поиска предложений о закупке запчастей к тракторам МТЗ в Беларуси.

Одной из основных сложностей при реализации новой производимой техники (тракторов "Беларус-322", "Беларус-422", "Беларус-622") является преодоление недоверия к ней как к новинке. Стратегия сбыта РУП "БЗТДиА" направлена на постепенное завоевание рынка, основанное на дифференцированном позиционировании производимой техники и формировании в сознании потребителя образа доступной, надежной и не сложной в эксплуатации и обслуживании техники.

Основными направлениями реализации данной стратегии является обеспеченность клиентов квалифицированной помощью при возникновении проблем с данной техникой.

1.5 Основные экономические и маркетинговые показатели, характеризующие эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия

Планируемый экспорт в объеме выручки составит 24,8%. Продукция экспортируется в Российскую Федерацию, Украину, Молдову, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Литву, Латвию, Эстонию, Болгарию, Венгрию, Польшу, Германию, Сербию, Грецию, Нидерланды, Пакистан, Египет, Вьетнам.

Планируется продвижение продукции на новые рынки, в том числе рынки Ближнего Востока, Африки, стран Западной и Восточной Европы, активизировать работу по поиску покупателей на рынках Кыргызстана, Туркменистана, Армении.

Рентабельность реализованной продукции в 2012 году составит 10,6%.

Стратегия развития РУП "БЗТДиА" направлена на повышение эффективности производства, упрочение финансового положения за счет наращивания объемов производства и реализации, освоения новых видов узлов и деталей, внедрения прогрессивных энергосберегающих технологий.

При реализации бизнес-плана на 2014 год планируется достижение следующих показателей социально-экономического развития:

темп роста товарной продукции - 119,3%

темп роста потребительских товаров - 105,0%

темп роста экспорта - 116,5%

темп роста импорта - 114,0%

сальдо ВТО - 16 219 тыс. долл. США

рентабельность реализованной продукции -10,6%

показатель по энергосбережению - минус 11,0%

В Программе основными направлениями являются:

         внедрение нового высокотехнологичного оборудования, позволяющего экономить электроэнергию и непрерывно вести контроль за ее расходом;

         выполнение мероприятий, связанных с экономией топлива, теплоэнергии и заменой использования теплоты пара на теплоту сгорания газа;

         внедрение дополнительных собственных энергогенерирующих мощностей. Это соответствует Директиве № 3

При условии участия в стимулировании развития промышленного производства на условиях, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 23.01.2009 г. № 48, РУП "БЗТДиА" планирует дополнительно перечислить в республиканский бюджет и фонд социальной защиты населения 342,0 млн.руб. Общая сумма налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды в 2012 году с учетом дополнительно начисленных в размере 18 401 млн.руб. В распоряжении предприятия останутся дополнительные средства в виде сумм превышения налогов в размере 291 млн.руб., которые будут использованы на финансирование мероприятий, предусмотренных бизнес- планом.

Выпуск тракторов в 2012 году составил 970 штук, в 2014 году планируется выпустить 2 500 штук.

Завод также выпускает товары народного потребления - в основном садово-огородный инвентарь.

В структуре выпускаемой продукции в 2014 году кооперированные поставки составят 51,2%, запасные части -19,9%, трактора- 27,9%, потребительские товары-0,3%, прочая продукция-0,7%.

В 2014 году объем производства продукции в фактических ценах составит 303 404 млн.руб., в сопоставимых ценах 291 762 млн.руб, соотношение между произведенной и отгруженной продукцией 95,0%.

Соотношение между запасами готовой продукции на конец отчетного периода и среднемесячным объемом производства в фактических ценах в 2014 году составит 70,0%.

В планируемом периоде поступление выручки от реализации продукции составит 345 880 млн.руб., прибыль от реализации продукции 28 582 млн.руб., чистая прибыль 17 303 млн.руб.

Планируется снижение кредиторской задолженности в 2014 году до 18 600 млн.руб. (в 2012 году- 19 300 млн.руб.), что обусловлено расширением хозяйственного оборота, при этом просроченная кредиторская задолженность будет иметь тенденцию к снижению: с 1 760 млн.руб. в 2012 году до 1 650 млн.руб. в 2014 году.

В 2014 году планируется инвестировать в техническое развитие предприятия 44 440 млн. руб. путем реализации инвестиционного проекта "Создание производства раскатных и профилированных дисковых колес" и закупки высокопроизводительного обрабатывающего оборудования.

Использование производственных мощностей и оборудования на предприятии характеризуется коэффициентом использования среднегодовой мощности.

На 1.01.2013 г. он составил 69,3 %. В 2014 году использование среднегодовой мощности планируется на 72%.

Темп роста товарной продукции в 2011 году составил 125,4%, в 2012 году - 119,3%.

В 2014г. планируется реализовать на внутреннем рынке не менее 750 ед. техники.

Таблица 5 - Планируемый объем продаж в разрезе по регионам

Регион поставки

Кол-во техники, шт

Брестская обл.

120

Витебская обл.

120

Гомельская обл.

120

Гродненская обл.

120

Минская обл., г.Минск

200

Могилевская обл.

70

Итого РБ

750


На 2014г. запланированы выставки в Болгарии, Молдове, Эстонии, Казахстане, Украине, Литве, Латвии, Румынии, Хорватии, странах Средней Азии и различных округах РФ.

Прогнозируется, что в 2014 году рынок тракторов данной мощностной группы будет развиваться в связи со "старением" парка техники.

План мероприятий, подлежащих контролю на 2014 год:

. Повышение технического уровня производства за счет переоснащения и модернизации, создания новых производств, освоения производства новой продукции в соответствии с Программой инновационной деятельности Министерства промышленности Республики Беларусь;

. Внедрение в практику управления статистических методов управления качеством при анализе качества и конкурентоспособности продукции и процессов, анализе и управлении процессами производства;

. Создание локальной сети, проведение работ по подключению к сети ИНТЕРНЕТ и обучение специалистов основам ее использования с целью улучшения информационного обеспечения;

. Актуализация программ многоуровнего обучения кадров по вопросам управления качества;

. Разработка мероприятий по улучшению качества электрооборудования и гидросистемы на выпускаемые трактора;

. Внедрение в производство закалку ТВЧ под сателлиты на корпусе дифференциала 320-2403011 с целью увеличения надежности и срока службы дифференциала;

. Разработка мероприятий по введению в технологический процесс сборки тракторов приборов активного контроля;

. Проведение анализа отказов тракторов и машин "Белорус" с учетом увеличения срока гарантийного обслуживания до 2-х лет;

. Для повышения надежности заднего ВОМ внедрить подшипник SKF K20х26х17 взамен подшипника 3КК20х36х34Е;

. Для исключения течей по манжетам промежуточной опоры 72-2209010-А внедрить в производство манжеты 75х100х10 фирмы "Freudenberg Samira RG" Германия;

. Разработка мероприятий по обеспечению участка сборки тракторов средствами измерения и контроля технических характеристик и параметров выпускаемых тракторов согласно ТУ РБ.

. Внедрение прибора экспресс контроля чистоты рабочих жидкостей в г/системах, оптиметра горизонтального, установки для проверки мер длины концевых УКМ-100.

На предприятии ежегодно разрабатывается комплекс мероприятий по качеству, направленный на снижение несоответствий, претензий, рекламаций по продукции, совершенствование технологических процессов, совершенствования методов измерения.

С целью улучшения качества выпускаемой продукции, сокращения потерь от брака ЛИКами ОТК проводятся плановые и внеплановые обмеры выпускаемой продукции с составлением карт обмеров. По выявленным несоответствиям разрабатываются корректирующие мероприятия.

В отделе управления качества создана Группа инспекционного контроля, основными задачами которой является проведение инспекционных проверок тракторов, подлежащих отгрузке, и периодических испытаний тракторов "Беларус-320" и его модификаций в условиях РУП "БЗТДиА", а также в ИЦ Трактор. Работа группы инспекционного контроля позволяет выявить несоответствия в конструкции машин ещё в период её обкатки и испытаний, что в свою очередь снижает количество отказов от покупателей.

Благодаря новейшим средствам контроля при проверке изготавливаемой продукции на РУП "БЗТДиА" планируется снизить на 5% потери от брака.

РУП "БЗТДиА" провел сертификацию выпускаемых тракторов. Получено пять сертификатов по РБ и пять сертификатов по РФ. В связи с предстоящим выпуском тракторов "Беларус 322/422/622" и их модификаций, запланировано получение сертификатов соответствия на перечисленные машины. собственность предприятие маркетинг презентация

Отдел управления качеством осуществляет проверку внутренней документации СМК на соответствие требованиям МС ИСО 9001:2001, разработку внутренних ТНПА.

В настоящее время на РУП "БЗТДиА" имеются мощности на выпуск 66 тыс. тракторов по ПО "МТЗ" в год. Созданные производственные мощности определяются производительностью поточных линий, гибких участков малых серий, при работе в 2-х сменном режиме, а, учитывая необходимость изготовления на них однотипных деталей тракторов других моделей, требуют развития. Основную часть на заводе составляет оборудование возрастом от 10 до 20 лет -31,0% и свыше 20 лет -60,0%.

Износ технологического оборудования составляет - 83,4 %.

Для наращивания мощностей на РУП "БЗТДиА" под выпуск в 2014 году 2 500 тракторов и машин "Беларус-300/322/422/622" необходимо приобретение дополнительного технологического оборудования.

Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов выпускает более 500 наименований деталей и узлов, применяемых в тракторостроении, а также трактора "Беларус-320", "Беларус-422.1" и их модификаций. В 2014 году планируется освоить производство трактора "Беларус-622".

Номенклатурный план производства деталей и узлов на 2014 год сформирован согласно проекту заявок по кооперации с РУП "Минский тракторный завод", УП "Минский моторный завод", РУП "Гомельский завод", "Гидропривод" и прогнозируемых объем продаж запасных частей, тракторов "Беларус-320", "Беларус-422.1", товаров народного потребления.

В 2014 году планируется выпустить товарной продукции в действующих ценах на 303 404 млн.руб., в сопоставимых - 291 762 млн.руб., из них запасных частей - 62 087 млн.руб., продукции поставляемой по кооперированным поставкам -159 800 млн.руб., тракторов - 87 051 млн.руб., потребительских товаров - 826 млн.руб., прочих видов продукции - 2 100 млн.руб.

Темп роста товарной продукции в 2012 году составил 125,4%, в 2013 году - 119,3%.

Что же касается основных экономических показателей по сбыту продукции, то в 2013 году была реализована в такие страны, как Испания, Таджикистан, Италия, Грузия, Хорватия, в которые в 2012 году экспорт не осуществлялся. Экспорт продукции предприятия за 2013г. составил 14,2 млн. долларов США.

Таблица 6 - Экспорт продукции предприятия за 2008-2009 гг.

Название страны 

Объем экспорта тыс. дол. США 2013 г.

Объем экспорта тыс. дол. США

Темп роста экспорта 2013 к 2012



2012 г.

%

Россия

9308

16462,8

56,5

Украина

1074,1

3570,8

30,1

Молдова

101,6

181,9

55,9

Венгрия

686,1

1031,5

66,5

Польша

306,2

654,2

46,8

Литва

380,8

1328,7

28,7

Латвия

107,3

267,1

40,2

Эстония

53

233,5

22,7

Германия

197

236,8

83,2

Испания

20,4

0


Вьетнам

56,2

85,9

65,4

США

21,5



Пакистан

252,4

584,2

43,2

Египет

257,3

303,5

84,8

Казахстан

560,8

1144,2

49

Болгария

72,7

304

23,9

Азербайджан

162,6

116,6

139,5

Узбекистан

208,4

275,2

75,7

Сербия

30,1

93,7

32,1

Таджикистан

35,5

0


Белиз

128,4

124,3

103,3

Словакия

2,8

44,2

6,3

Чехия

65,1

34,4

189,2

Армения

70,3

0


Канада

2,3

0


Италия

9

0


Грузия

8,5

0


Хорватия

3,4

0


ИТОГО:

14181,8

27228,9

52,1


Основным инструментом для увеличения объемов продаж и привлечения клиентов на завод в жесткой конкурентной борьбе является снижение цен, в частности на контрафактные запасные части к тракторам МТЗ и введение гибкой системы скидок для РБ, РФ, Стран Ближнего и Дальнего Зарубежья. Данные меры приняты для того, чтобы заинтересовать клиентов в приобретении больших объемов продукции по более низким ценам, а не работать только "под конкретные заявки". Таким образом, клиенты покупают не разовыми партиями там, где дешевле, а становятся постоянными покупателями продукции завода, заключают долгосрочные контракты на поставку продукции.

Таблица 7 - Отгрузка тракторов Серии 300 по годам

Модель

006

007

2012 (Освоение пр-ва)

Прогноз 2014

Беларус-320, модификации

423

782

345

1070


Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что спад по отгрузке тракторов наблюдается в 2012 году при освоении производства тракторов. Это, объясняется объективными причинами, когда предприятие начинает производство новой продукции, в частности поиск альтернативных поставщиков сырья, материалов, полуфабрикатов, снижением себестоимости продукции, изучение спроса на модификации тракторов 300 серии, формированием договорных отношений, связей.

График 1 показывает уверенный рост отгрузки тракторов Беларус-320 и модификаций. Снижение отгрузки техники в 2012г. с 782 шт. до 385 не является объективным фактором, т.к. происходил процесс передачи производства трактора с РУП МТЗ на РУП БЗТДиА, формирования договорных связей, заключение договоров и т.п.

В августе 2008 г на РУП БЗТДиА начался выпуск трактор Беларус-422, в январе 2009 - Беларус-622 и 322, которые благодаря своим техническим характеристикам, соответствию высоким требованиям экологических стандартов, современному дизайну завоюют свою долю на мировом рынке

График 1 - Отгрузка тракторов Беларус-320


Себестоимость продукции служит исходной базой для формирования цен, а также оказывает непосредственное влияние на величину прибыли и уровень рентабельности.

В последние годы наблюдается тенденция роста затрат на производство и реализацию продукции. К увеличению себестоимости приводит удорожание стоимости сырья, материалов, топлива, энергии, оборудования, повышение тарифов на транспортные услуги, рост расходов на рекламу. Увеличивается сумма амортизационных отчислений, в том числе из-за переоценок основных фондов и введения индексации. Повышаются расходы на заработную плату и отчисления на социальное страхование.

В 2012 году себестоимость товарного выпуска составила 241 935 млн.руб., в 2013 году прогнозируется 274 822млн.руб., в том числе материальных затрат 208 135 млн.руб., фонда оплаты труда 40 542 млн.руб., отчислений на социальное страхование 14 732 млн.руб., амортизационных отчислений 6 200 млн.руб., прочих расходов 5 213 млн.руб.

Амортизационные отчисления возрастут с 5 300 млн.руб. до 6 200 млн.руб.

Снижение материалоемкости продукции в 2012 году - 3,0%, в 2013 году на 1,5%.

В 2009 году планируется получить выручки от реализации продукции 345 880 млн. руб. Себестоимость реализованной продукции планируется на уровне 274 822 млн. руб., прибыль от реализации 28 582 млн. руб. Размер балансовой прибыли в 2008 году составит 24 032 млн. руб. После уплаты налогов из прибыли (налог на недвижимость, налог на прибыль, прочих платежей в бюджет) планируется получить чистой прибыли 17 303 млн. руб..

В 2014 году планируется увеличить отток денежных средств на 233 680 млн.руб.

Темп роста экспорта продукции в 2014 году планируется увеличить к уровню 2013 года на 16,5% и объем экспорта составит 45 289 тыс.долл., в том числе в дальнее зарубежье- 8 408 тыс.долл., в страны СНГ - 36 881тыс.долл.

Увеличение объемов экспорта продукции будет достигнуто в основном за счет выпуска и реализации тракторов. Реализуемые (реализованные) предприятием инвестиционные проекты, источники их финансирования:

. Республиканским унитарным предприятием "Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов" реализуется инвестиционный проект по созданию новых производств на действующих предприятиях общий объем финансирования которого на 2012-2013 годы составляет 5 000 млн. руб. (соответственно на 2012 год - 3 520 млн.руб., на 2013 год - 1 480 млн.руб.) собственных средств предприятия.

Данный проект состоит из II -х этапов:этап - реконструкция участка МСЦ -3 по строительству цеха по производству трактора "Беларус-320" и его модификаций. Закончена в 2012году.этап - создание участка окрашивания трансмиссии и других деталей на подвесках на участке сборки тракторов в МСЦ -3. По результатам проведения открытого конкурса на закупку оборудования для участка окрашивания трансмиссии и других деталей трактора был заключен контракт с "Ideal-Trade Service" Словацкая Республика, г.Кошице на сумму 1 млн.154 тыс.Евро.

. Разработан бизнес - план инвестиционного проекта "Организация производства раскатных и профилированных дисковых колес производительностью не менее 1 000 000 штук в год", который в установленном порядке прошел государственную комплексную экспертизу.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 25.08.2006г. № 529 установлен регламент проведения государственной закупки по процедуре открытого конкурса, предусматривающий согласование задания на закупку с рядом министерств и ведомств.

Таким образом, предприятием разработано и согласовано с ПО "МТЗ" и РУП "МАЗ" задание на закупку технологического оборудования, по которому получено положительное заключение научно-технической экспертизы Национальной Академии Наук. Данное задание согласовано с Комиссией по повышению конкурентоспособности экономики.


.1 Выбор предприятия и способов представления слайдов предприятия

1.      Создание слайд-презентации конкретного предприятия на компьютере при помощи программы Microsoft Power Point.

.        Презентация включает в себя 10 слайдов, в которых отражены вопросы:

история становления и развития предприятия, его отраслевая принадлежность, форма собственности, тип производства, специализация;

технологические процессы, применяемые в производстве;

организационная структура предприятия и структура службы маркетинга;

функции и роль маркетинговой службы предприятия;

основные экономические и маркетинговые показатели, характеризующие эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

. При создании слайд-презентации использован макет.

. Слайды содержат:

название предприятия;

структурные схемы предприятия и отдельных подразделений;

диаграммы экономических показателей;

маркированные списки;

анимационные эффекты.

2.2    Выполнение слайдов-презентаций предприятия

Слайды-презентации распечатываются в отдельные файлы.

Заключение

Высокое качество продукции на протяжении всех лет существования РУП "БЗТДиА" являлось главным направлением в производстве продукции. На сегодняшний день эта тема особенно актуальна в связи с появлением на всех рынках реализации продукции завода аналогичной, удовлетворительного качества, выпускаемой, в-первую очередь, в Китае, Украине, РФ по более низким ценам. Одной из основных сложностей при реализации новой производимой техники (тракторов "Беларус-322", "Беларус-422", "Беларус-622") является преодоление недоверия к ней как к новинке. Стратегия сбыта РУП "БЗТДиА" направлена на постепенное завоевание рынка, основанное на дифференцированном позиционировании производимой техники и формировании в сознании потребителя образа доступной, надежной и не сложной в эксплуатации и обслуживании техники.

Основными направлениями реализации данной стратегии является обеспеченность клиентов квалифицированной помощью при возникновении проблем с данной техникой. В настоящее время завод имеет долгосрочные внешнеэкономические отношения более чем с двумястами поставщиками, которые обеспечивают ему поставку свыше 1 000 наименований продукции.

На заводе разработан комплекс мероприятий по совершенствованию системы материально-технического снабжения, предусматривающий ритмичное обеспечение производства сырьем, материалами и комплектующими изделиями, усиление входного контроля и ответственности за их качество, обеспечение надлежащего учета и сохранности товарно-материальных ценностей. Успешную деятельность по реализации запчастей и малогабаритных тракторов, а, следовательно, и выпуска конкурентоспособной продукции, необходимо создать достойные условия труда для работников основного производства, что само собой способствует нивелированию брака по вине работника (по субъективным факторам), которое в свою очередь увеличит в разы конкурентоспособность продукции. Усовершенствование информационных технологий, в области программного обеспечения (Внедрение программы 1С восьмой версии) в частности в управлении маркетинга и сбыта будет способствовать более оперативной обработке заявок, ускорению в оформлении необходимых отгрузочных документов, ведения отчетной документации.

Однако имеют место и неудачи в деятельности предприятия. В 2014 году предприятие не сможет выйти на заданный уровень затрат на 1 рубль товарной продукции из-за роста с 1.07.2010 года тарифов на электроэнергию на 12% и переходом предприятия к единому ценообразованию на всех рынках сбыта продукции. Прогнозируется невыполнение в 2014 году показателя роста объема импорта, при соблюдении положительного внешнеторгового сальдо. Невыполнение показателя по импорту продукции обусловлено ростом объема производства промышленной продукции на 134,1% и осуществлением прямых поставок металлопроката с ОАО "Северсталь".

Список используемых источников

1.     Андреева, О. Д. Технология бизнеса: маркетинг / О. Д. Андреева. - М: Дело, 2009. - 345с.

.       Акулич, И.Л. Основы маркетинга: рыночно - ориентированное мышление /И. Л. Акулич - Мн. 2010. - 463 с.

3.      Белявский, И.К. Маркетинговые исследования: информация, прогноз: учеб. пособие / И. К. Белявский. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 320 с.

4.     Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / - М.: Кнорус, 2009. - 672с

.       Барроу, П. Бизнес-план, который работает: пер. с англ./ вступ. ст. сэра Ричарда Брэнсона / П. Барроу. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. - 288с

6.   Голубков, Е.П. Маркетинг и его роль в экономике / Е. П. Голубков // Маркетинг. - 2010. - №3.- С.75-76.

7.     Дурович, А. П. Маркетинг в предпринимательской деятельности: учебное пасобие для вузов / А. П. Дурович - Мн., 2009. - 464 с.

.       Жаланов, Ж. Маркетинг: проблемы и решения / Ж. Жаланов, З. Юлдашев. - Ташк.: Мехнат, 2011. - 126с.

9.      Жизнин, С.З. Азбука маркетинга. / С. З. Жизнин - М.: Новости, 2010. - 65с.

.        Зиссер, Ю. А. Маркетинг on-line: Как превратить сайт компании в эффективный инструмент продаж / Ю. А. Зиссер. - Минск: Изд-во Гревцова, 2010. - 304 с.

.        Завьялов, П.С. Формула успеха: маркетинг / П. С. Завьялов, В. Е. Демидов. - М., 2011. - 415 с.

.        Коптелов, Г. "БЗТДиА" - марка престижная./ Коптелов Г. // Белорусская торговая газета -2009. - №47(121). - С. 21

13. Данные предприятия "БЗТДиА"

Похожие работы на - Совершенствование маркетинговых исследований на предприятии ОАО 'Красный пищевик'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!