, а также другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации, уставами и иными правовыми актами муниципальных органов местного самоуправления.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют развитию местных финансов:
регулируют отношения между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, а также между федеральным бюджетом и местными бюджетами - в рамках федеральных целевых программ;
участвуют в решении вопросов местного значения путем выполнения федеральных целевых программ и региональных программ;
распределяют средства, выделяемые для финансирования федеральных целевых программ и региональных программ и иных мероприятий, между муниципальными образованиями, осуществляют контроль за эффективным и целевым использованием этих средств;
разрабатывают государственные минимальные социальные стандарты, устанавливают социальные нормы;
оказывают методическую помощь органам местного самоуправления в работе по формированию и исполнению местных бюджетов;
осуществляют контроль за соблюдением органами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации.
Тема данной работы является актуальной так как государство предоставляет органам местного самоуправления определенные финансовые гарантии, необходимые для обеспечения эффективной деятельности. В целом, содержанием финансовых гарантий органам местного самоуправления является процесс формирования доходов муниципальных образований, порядок их распределения и контроль за использованием. Важнейшей гарантией является гарантия финансовой самостоятельности, проистекающая из распределения власти и полномочий в государстве.
Гарантия финансовой самостоятельности в вопросах местных органов власти включает в себя наличие собственных источников доходов и независимое ведение бюджета под правовым контролем вышестоящих уровней власти.
В интересах государства на финансовую самостоятельность местных органов власти накладываются необходимые ограничения. Так, муниципальное образование должно следовать основным направлениям общегосударственной политики. Могут устанавливаться определенные ограничения на отдельные параметры местных бюджетов, например, максимальный объем заимствований. Также устанавливаются пределы полномочий местных властей взимать налоги. Однако ограничения финансовой самостоятельности муниципальных образований не должны препятствовать эффективному функционированию местной финансовой системы.
От того, насколько эффективно финансовое управление на уровне местного самоуправления, во многом зависит своевременность выплаты заработной платы, наличие электричества, воды и тепла в домах, т.е., фактически, все вопросы жизнеобеспечения населения, и в конечном итоге - социальная стабильность. Учитывая высокий уровень ответственности за управление общественными средствами при осуществлении финансовой политики важно руководствоваться методами научного управления финансами.
бюджет муниципальный контроль власть
1. Основы разработки местного бюджета, формирования муниципальных внебюджетных фондов
.1 Разработка проекта и исполнение местного бюджета
Разработка проекта и исполнение местного бюджета осуществляются соответствующей местной администрацией в соответствии с действующим законодательством, а в пределах расходов, предусмотренных на содержание представительных органов, - самостоятельно представительным органом МСУ.
Вмешательство иных органов и организаций в процесс разработки, утверждения и исполнения бюджета не допускается, если иное не предусмотрено законодательством (например, наличие бюджетного финансирования при реализации региональных программ).
Минимальный размер местного бюджета в части текущих расходов определяется исходя из сохранения обеспеченности расходов по местному бюджету в предыдущем финансовом году с учетом увеличения расходов, вызванного решениями вышестоящих органов власти и управления.
В случае непредоставления компенсации или гарантийных обязательств органами государственной власти и управления, органами МСУ вышестоящего территориального уровня представительный орган по представлению местной администрации может принять решение о неисполнении данного решения на соответствующей территории. О таком решении незамедлительно информируются соответствующие органы государственной власти и управления. Такое решение о неисполнении не может быть принято в отношении решений по ликвидации последствий стихийных бедствий и в иных случаях подобного рода в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Доходы местных бюджетов, полученные дополнительно в ходе исполнения бюджета, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате перевыполнения доходов или экономии в расходах, остаются в распоряжении соответствующих органов МСУ, изъятию не подлежат и используются по их усмотрению.
.2 Источники формирования муниципальных внебюджетных фондов
Муниципальные внебюджетные фонды формируются за счет следующих источников:
) добровольных взносов юридических и физических лиц; 2) доходов от аукционов, за исключением доходов от приватизации предприятий, реализации имущества (актива) действующих, ликвидируемых и ликвидированных предприятий муниципальной собственности, а также незавершенных строительных объектов; 3) штрафов за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный ущерб. Суммы этих штрафов и платежей используются по целевому назначению на проведение природоохранных, профилактических и оздоровительных мероприятий; 4) штрафов за порчу и утрату памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности, другие нарушения законодательства об охране этих объектов, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб. Суммы этих штрафов и платежей используются на проведение мероприятий по восстановлению и поддержанию в сохранности памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности; 5) иных доходов внебюджетных фондов в соответствии с законодательством РФ.
Муниципальный валютный фонд формируется за счет добровольных валютных взносов юридических и физических лиц и других поступлений. Не могут быть направлены в муниципальные внебюджетные фонды налоги и другие платежи, предусмотренные законодательными актами органов государственной власти и правовыми актами органов МСУ для зачисления в местный бюджет.
Средства внебюджетных фондов находятся на специальных счетах, открываемых органом МСУ и (или) органом управления внебюджетным фондом в банковских учреждениях, изъятию не подлежат и расходуются в соответствии с целевым назначением. Право распоряжения средствами внебюджетного фонда в соответствии с положением о данном фонде принадлежит органу МСУ или, если это предусмотрено положением, органу управления данного фонда. В орган управления внебюджетным фондом могут входить представители органов МСУ, заинтересованных предприятий, учреждений и организаций, иные заинтересованные лица.
К финансовым средствам бюджетного регулирования местных бюджетов законодательство РФ относит:
) часть федеральных и региональных налогов, передаваемых в местные бюджеты по нормативам, утверждаемым органами государственной власти субъектов РФ в порядке бюджетного регулирования на планируемый год;
) дотации и субвенции из бюджетов субъектов РФ, а по федеральным программам - из федерального бюджета;
) средства, выделяемые из бюджетов субъектов РФ для финансовой поддержки муниципальных МО местными бюджетами по взаимным расчетам за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
1.3 Контроль за бюджетной практикой муниципальных образований
Контроль за бюджетной практикой муниципальных образований со стороны государственных органов власти включает в себя контроль за принятием бюджета в законные сроки и соблюдением процедур, установленных законом, контроль за внесением в бюджет обязательных расходов и контроль за внесением в бюджет расходов по решению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
При отсутствии обязательного расхода в обнародованном бюджете, надзорный орган требует от местного совета внести этот расход в бюджет в течение одного месяца с даты представления. В противном случае, дело может быть передано на судебное рассмотрение.
В случае, если местный бюджет не утвержден до 1 января планируемого финансового года, расходование финансовых средств муниципального образования до утверждения местного бюджета производится по соответствующим статьям местного бюджета истекшего финансового года, ежемесячно в размере одной двенадцатой суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен.
Муниципальный бюджет должен быть утвержден не позднее 31 марта наступившего бюджетного года. Если бюджет не был утвержден до 31 марта в связи отсутствием у представительного органа необходимых сведений, то в этом случае бюджет должен быть принят в течение двух недель после получения сведений. В противном случае суд может принять решение о приостановлении действия полномочий представительного органа местного самоуправления в бюджетной сфере. Решение суда будет являться основанием для рассмотрения законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации вопроса о досрочном прекращении полномочий представительного органа местного самоуправления, одновременном назначении новых выборов, согласно закона субъекта Российской Федерации.
Если бюджет еще не принят и не опубликован к началу финансового года, то до утверждения бюджета муниципальное образование может осуществлять только те расходы, к которым его обязывает закон, или которые нельзя откладывать для дальнейшего решения необходимых задач. Можно продолжать начатые ранее строительные работы и постоянные закупки. Для покрытия расходов можно взимать налоги и сборы по прошлогодним ставкам, а также брать кредиты до одной двенадцатой прошлогоднего кредитного полномочия в месяц.
Контроль, ведущийся в ходе исполнения бюджета в отношении распорядителя кредитов со стороны представительного органа власти, осуществляется в форме ознакомления депутатов с деятельностью администрации, обычно в форме отчета главы администрации, в результате обсуждения которого могут быть внесены изменения в бюджет, а также в форме утверждения советом представительного органа власти операций, предусмотренных бюджетными оговорками в отношении займов, заключения крупных контрактов, продаж муниципального имущества и т.п. Контроль исполнения бюджета со стороны прокуратуры подчиняется принципу законности в отношении собственных расходов муниципального образования (контроль целесообразности решений в ходе исполнения бюджета в пределах собственных полномочий органов местного самоуправления не допускается). В отношении финансирования расходов органов местного самоуправления по исполнению делегированных государственных полномочий, орган государственного надзора обладает неограниченным правом контроля как законности расходов, так и целесообразности их. Контроль законности и целесообразности решений, принимаемых в ходе исполнения бюджета, в пределах собственных полномочий органов местного самоуправления осуществляет ревизионная служба муниципального образования.
Контроль, ведущийся в ходе исполнения бюджета в отношении бухгалтера, сводится к контролю его деятельности со стороны распорядителя кредитов. Данный контроль обычно осуществляется в форме еженедельного направления бухгалтером распорядителю кредитов отчета о свободных средствах в разрезе расходных статей бюджета и в форме ежемесячного баланса счетов.
После завершения бюджетного года распорядитель кредитов представляет административный расчет за истекший период представительному органу местного самоуправления и ревизионной службе муниципального образования. Административный расчет представляется в форме, аналогичной бюджету, показывающей для каждой статьи внутри каждой части бюджета бюджетные прогнозы и операции по приходу и расходу, осуществленные распорядителем кредитов. Расчет составляется на основе административной отчетности, ведущейся распорядителем кредитов, и позволяет обеспечить контроль за выходом платежных поручений и приходных ордеров в течение отчетного периода. К расчету прилагаются результаты актов проверок, ревизий. Отказ представительного органа власти одобрить административный расчет не ведет к автоматической необходимости отставки распорядителя кредитов, если иное не предусмотрено уставом муниципального образования.
2. Расчет показателей бюджета города Тишков
Таблица 1 Исходные данные доходов бюджета на текущий год
КодСтруктура доходовПланируемый контингент, тыс.руб.12310000Налоговые доходы Налоги на прибыль, прирост капитала1010010101-налог на прибыль35100010102-подоходный налог с физических лиц28000010200Налоги на товары и услуги -НДС1020139000010204-лицензионные сборы2100010300-налог на совокупный доход500010400Налоги на имущество -налог на имущество физических лиц104011200010402-налог на имущество предприятий16900010500Платежи за пользование природными ресурсами -плата за пользование водными объектами10505122010507-земельный налог4365014000Прочие налоги, сборы и пошлины -госпошлина140011421014005-местные налоги и сборы12119020000Неналоговые доходы Доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности201002110620200Доходы от продажи, находящегося в муниципальной собственности имущества210020600Административные платежи и сборы513020700Штрафные санкции, возмещение ущерба247020900Прочие неналоговые доходы8420Итого доходов Взаиморасчеты с областным бюджетом-Средства внебюджетных фондов-Всего доходов
Таблица 2 Исходные данные доходов бюджета на планируемый год
КодСтруктура доходовПланируемый контингент, тыс.руб.10000Налоговые доходы Налоги на прибыль, прирост капитала1010010101-налог на прибыль7020010102-подоходный налог с физических лиц5600010200Налоги на товары и услуги -НДС102017800010204-лицензионные сборы420010300-налог на совокупный доход100010400Налоги на имущество -налог на имущество физических лиц10401240010402-налог на имущество предприятий3380010500Платежи за пользование природными ресурсами -плата за пользование водными объектами1050524410507-земельный налог873014000Прочие налоги, сборы и пошлины -госпошлина14001284214005-местные налоги и сборы2423820000Неналоговые доходы Доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности201004221.220200Доходы от продажи, находящегося в муниципальной собственности имущества42020600Административные платежи и сборы102620700Штрафные санкции, возмещение ущерба49420900Прочие неналоговые доходы1684Итого доходов Взаиморасчеты с областным бюджетом-Средства внебюджетных фондов-Всего доходов
Таблица 3 Исходные данные для определения расходов бюджета, тыс.руб.
КодНаименование статейБюджет отчетного годаназнач.исполн.в том числебюджет текущ. расх.бюджет развитияРасходы0100Государственное управление 371043720037200-0500Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности555354125412-0700Промышленность, энергетика, строительство, топливная промышленность, архитектура и градостроительство376019061906-0802Расходы за счет земельного налога550061706170-1000Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика -автомобильный транспорт3850036410311405270120001130011300--прочие виды транспорта (горэлектротранспорт)26500251101984052701200Жилищно-коммунальное хозяйство -жилищное хозяйство245640211510211510-1026408740087400--коммунальное хозяйство142000123310123310-в том числе теплоснабжение800007100071000--прочие структуры коммунального хозяйства1000800800-1300Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий847720720-1400Образование2148992011451946356510-оплата труда678996800068000--продукты питания123081014010140-приобретение оборудования4234513111214010-капитальное строительство10000830058002500-прочие1500Культура и искусство897161156115--оплата труда132411401140-1600Средства массовой информации210100100-1700Здравоохранение -оплата труда1449661094161080561360242752513525135--медикаменты, продукты питания206821835018350--приобретение оборудования2700350021401360-капитальное строительство110001000050005000-прочие1702Физическая культура110001040010400-1800Социальная политика 530244985019850--оплата труда179417401740--детские компенсации470004620046200--адресная помощь----1803Молодежная политика423019101910-3000Прочие расходы (резервные фонды, не отнесенные к другим подразделам)6436051420501101310Итого расходовПревышение расходов над доходами
Таблица 4. Исходные данные для определения расходов бюджета на планируемый год. Коэф. (0,2).
КодНаименование статейБюджет отчетного годаназнач.исполн.в том числебюджет текущ. расх.бюджет развитияРасходы0100Государственное управление 4720,874407440-0500Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности1110,61082,41082,4-0700Промышленность, энергетика, строительство, топливная промышленность, архитектура и градостроительство752381,2381,2-0802Расходы за счет земельного налога110012341234-1000Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика -автомобильный транспорт7700728262281054240022602260--прочие виды транспорта (горэлектротранспорт)53005022396810541200Жилищно-коммунальное хозяйство -жилищное хозяйство491284230248302-205281748017480--коммунальное хозяйство284002466224662-в том числе теплоснабжение160001420014200--прочие структуры коммунального хозяйства200160160-1300Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий169,4144144-1400Образование42979,840229389271302-оплата труда13579,81360013600--продукты питания2461,620282028-приобретение оборудования846,81026,9224,2802-капитальное строительство200016601160500-прочие1500Культура и искусство1794,212231223--оплата труда264,8228228-1600Средства массовой информации422020-1700Здравоохранение -оплата труда28993,221883,221611,2272485550275027--медикаменты, продукты питания4136,436703670--приобретение оборудования540700428272-капитальное строительство2200200010001000-прочие1702Физическая культура220020802080-1800Социальная политика 10604,899709970--оплата труда358,8348348--детские компенсации940092409240--адресная помощь----1803Молодежная политика846382382-3000Прочие расходы (резервные фонды, не отнесенные к другим подразделам)128721028410022262Итого расходовПревышение расходов над доходами
3. Анализ показателей и разработка предложений
К налоговым доходам местного бюджета относятся: собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов сборов, определенные налоговым законодательством: земельный налог; налог на имущества физических лиц.
В бюджет района зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; единого сельскохозяйственного налога; государственной пошлины; за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы.
В бюджет муниципального района подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным органом государственной власти субъектов РФ, например налог на прибыль.
Показатели налоговых доходов Тишковского муниципального района за текущий период отражены в табл. 2. В 2013 году сумма налоговых доходов составила 1395481тыс.руб., в планируемом году сумма налоговых доходов составляет 281654тыс.руб.. Если смотреть в целом на показатели, то можно сказать, что наблюдается спад в поступлении налоговых доходов как в целом так и по видам основных налоговых доходов. Так налог на доходы физических лиц уменьшился от 280000 тыс. руб. до 56000 тыс.руб. Анализируя структуру налоговых доходов от общего объема поступлений (табл. 2) можно сказать, что доля налоговых платежей в общем объеме уменьшается на 0,2%. Причина в том, что основная масса в доходах района это финансовая помощь с вышестоящего бюджета .
Действующее законодательство предусматривает зачисление налога на доходы физических лиц по месту работы. В связи с этим местный бюджет недополучает значительные финансовые ресурсы для развития своей территории. При этом социальные, имущественные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц производятся по месту проживания налогоплательщика, т.е. возврат сумм налога производится из бюджета, в который он не поступал. Поэтому, необходимо в Налоговом кодексе предусмотреть норму, устанавливающую порядок уплаты налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщика, что позволит создать более благоприятные условия для проживания граждан и для развития социальной инфраструктуры муниципального образования.
Не маловажным доходным источником для бюджета является земельный налог, который с 2005 года полностью зачисляется в местный бюджет. С 2006 года введена новая система обложения земельным налогом. Налогооблагаемой базой является кадастровая стоимость земельных участков. Исчисление суммы налога производится по ставкам, установленным представительными органами местного самоуправления. Было бы целесообразно совершенствовать методику кадастровой оценки земельных участков, периодически пересматривать оценку стоимости земли, а также предоставить право органам местного самоуправления устанавливать ставки земельного налога и индексировать налогооблагаемую базу в пределах, устанавливаемых федеральным законодательством.
Таким образом, объем поступлений налоговых доходов в бюджет муниципального района напрямую зависит от стабильности установленных нормативных отчислений вышестоящими бюджетами органами, которые узаконены нормативными документами, а налогоплательщики как физические, так и юридические лица, соблюдая законодательство в полном объем производят налоговые платежи в местный бюджет.
Анализ показывает, что наблюдается спад неналоговых доходов на 0,2% . Основными источниками доходной части неналоговых платежей в 2013 году стали доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности, которые составили 21106 тыс.р. Неналоговые доходы, устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской федерации юридических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей.
В целях мобилизации неналоговых доходов в бюджет муниципального образования органу местного самоуправления следует постоянно проводить проверки по вопросам предоставления и использования земельных участков, правильности начисления и уплаты арендной платы за землю и муниципальное имущество, зачисления средств от аренды и продажи земельных участков и муниципального имущества; осуществления контроля за передачей в субаренду земельных участков и муниципального имущества. Местным органам власти следует осуществлять строгий налоговый и финансовый контроль за деятельностью муниципальных унитарных предприятий: регулярно оценивать эффективность работы муниципальных унитарных предприятий, а также по определению части прибыли, подлежащей перечислению в районный бюджет по итогам финансово-хозяйственной деятельности; регулярно проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности и своевременно принимать решения о целесообразности их дальнейшего функционирования.
Качественное управление муниципальной собственностью, постоянный контроль за эффективным ее использованием является серьезным резервом пополнения доходов бюджета муниципального образования.
Финансирование объектов жилищно-коммунального хозяйства (благоустройства населенных мест) имеет спад. Тем не менее по прогнозу ожидается рост и усложнение местного хозяйства, развитие жилищно-коммунального строительства в районе повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения, а также национальной экономики, а также с предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Таким образом, каждое звено решает определенные задачи по социально-экономическому развитию муниципального образования. Отсюда, при формировании расходов местного бюджета учитывается финансирование затрат по капитальным вложениям и иной деятельности, а также осуществление районных проектов
Заключение
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Местные бюджеты входят в структуру единой бюджетной системы Российской Федерации, составляя ее третий уровень (после федерального бюджета и бюджетов субъектов Федераций).
Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральном законе Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 06 октября 2003г. №131- ФЗ, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.
В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов Российской Федерации.
Формирование расходов местных бюджетов базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органам государственной власти.
Список используемой литературы
1. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред.. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М..: Юрайт, 2009.- 350 с
. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы, денежное обращение и кредит. - М.: ЮНИТИ, 2008.- 300 с.
. Федеральный закон от 06 октября 2003г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Система Гарант, 2013г.
. Российская газета