Анализ деятельности торговой сети 'Магнит'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,32 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ деятельности торговой сети 'Магнит'

Содержание

Введение

. Теоретические основы государственного регулирования деятельности торговых предприятий в РФ

.1 Торговое предприятие, как хозяйствующий субъект

.2 Роль государственного регулирования в деятельности торговых предприятий

.3 Методы государственного регулирования торговых предприятий

2. Анализ деятельности торговой сети «Магнит»

.1 Характеристика торгово-экономической деятельности ОАО «Магнит»

2.2 Особенности торговой деятельности ТС «Магнит»

. Совершенствование государственного регулирования торговой деятельности

.1 Совершенствование торговой деятельности ТС «Магнит»

.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования деятельности торговых предприятий

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена в первую очередь тем, что торговая отрасль в РФ на протяжении последних лет - одна из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики России, опережающая по темпам роста многие отрасли. В связи с этим торговля, как связующее звено между различными отраслями народного хозяйства и, в частности, как связующие звено между производителем и потребителем, не может оставаться вне государственного регулирования.

Актуальность выбранной темы связана также с решением существующих проблем государственного регулирования деятельности торговых предприятий в РФ на современном этапе. Эти проблемы связаны, во-первых, с высокой неравномерностью развития сектора торговли, что привело к сильной диспропорции в обеспеченности торговыми площадями современных форматов, уровнях цен между различными регионами. Хаотичная застройка муниципальных образований привела к таким проблемам, как ухудшение исторического облика городов и снижение транспортно-пропускной способности. Во-вторых, действующую нормативную правовую базу, регулирующую отношения в сфере торговли, характеризуют: недостаточная системность действующих нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере торговли; избыточность правового регулирования.

Цель исследования состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования деятельности торговых предприятий.

Для достижения намеченной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:

-       раскрыть понятие торговых предприятий, как хозяйствующих субъектов;

-       показать роль государственного регулирования в деятельности торговых предприятий;

-       охарактеризовать методы государственного регулирования торговли;

-       изучить особенности торговой деятельности ТС «Магнит»

-       разработать рекомендации по совершенствованию механизма регулирования торговой деятельности.

В основу работы положены системный подход к решению сложных проблем, методология программно-целевого и оптимального планирования, современные концепции менеджмента и маркетинга, интеграционный подход к управлению сложными экономическими системами.

Теоретические разработки основаны на анализе монографий, научных статей и диссертаций отечественных и зарубежных ученых по различным аспектам государственного регулирования деятельностью торговых предприятий в РФ.

Нормативной базой работы явилось законодательство РФ и его субъектов, указы и нормативные акты Президента и Правительства России, регулирующие вопросы развития торговли.

Объектом исследования является государственное регулирование торговой деятельности в РФ.

Предметом исследования в настоящей работе выступают инструменты и направления государственного регулирования торговой деятельности.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

1. Теоретические основы государственного регулирования деятельности торговых предприятий в РФ

.1 Торговое предприятие, как хозяйствующий субъект

В Федеральном законе от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [8] не даётся определения торгового предприятия, но приводится следующее понятие: «торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров».

Предприятие должно обладать правами юридического лица, иметь обособленное имущество, отвечать по своим обязательствам, в том числе и имуществом, быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс или смету. Отличительные особенности юридического лица: экономическая самостоятельность; организационное единство, оформленное и закрепленное в учредительных документах; имущественная обособленность и ответственность; собственное наименование и выступление в гражданско-правовом обороте от своего имени; наличие бухгалтерского баланса, расчетного и других счетов, печати. Сущность предприятия с хозяйственной точки зрения характеризуется его определенной самостоятельностью в выборе видов и объектов хозяйственной деятельности, направлений и объемов инвестирования прибыли, независимостью при заключении договоров и т. п.

Итак, если предприятие - основное звено национальной экономики, созданное для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли или решения специальных социально значимых задач, то торговое предприятие - первичное звено сферы торговли, ее самостоятельный субъект с правом юридического лица, созданный для закупки, хранения, реализации товаров и обслуживания населения.

Таким образом, под торговым предприятием в настоящее время понимается независимый хозяйствующий субъект, обладающий правовым статусом юридическою или физического лица, созданный в целях получения прибыли и осуществляющий деятельность за свой риск по закупке, хранению, реализации товаров, направленную на удовлетворение потребностей рынка.

Торговое предприятие обладает всеми основными признаками, характерными для предприятия вообще. Правовые нормы деятельности торговых предприятий заложены в ГК РФ (ст. 52) [2]. Тем не менее, как отмечает Б.И. Пугинский, деятельности торговых предприятий присущ ряд характерных особенностей [5, с. 162]:

) ассортимент реализуемых товаров в значительной степени зависит от характера спроса и особенностей обслуживаемого контингента, его профессионального, национального, возрастного состава, покупательной способности, условий труда и быта;

) предприятия организационно и торгово-технологически достаточно автономны и самостоятельны в процессе реализации товаров, и каждое имеет свои доходы и расходы, которые можно учесть и сопоставить;

) предприятия максимально приближены к потребителям и по размеру сравнительно невелики, что позволяет быстро реагировать на изменение рыночной ситуации;

) спрос на товары и услуги торговых предприятий с. учетом специфики деятельности подвержен значительным колебаниям по временам года, дням недели и даже часам суток;

) наряду с реализацией товаров торговые предприятия оказывают покупателям значительный объем услуг различного характера.

На потребительском рынке торговые предприятия, реализуя товары и услуги, решают следующие задачи:

) изучают и удовлетворяют спрос на товары и услуги и тем самым формируют личное потребление;

) оказывают влияние на состав товарного предложения;

) хранят товарные запасы, преобразуют промышленный ассортимент в торговый путем подсортировки, фасуют и пакуют часть товаров;

) в значительной мере влияют на устойчивость наличного денежного обращения;

) служат источником поступления налогов в бюджеты различных уровней и крупными получателями кредитов, т.е. влияют на формирование бюджетной и кредитной политики.

Большая часть торговых предприятий в России являются коммерческими и, следовательно, главная общая цель функционирования значительного количества торговых структур заключается в максимизации объемов получаемой прибыли. В секторе торговли работает около 42% малых предприятий Российской Федерации, на которых трудятся свыше 3 млн. человек. На торговлю приходится более 60% оборота малых предприятий Российской Федерации.

Одновременно торговые предприятия должны учитывать целый ряд присущих только им особенностей, вызванных спецификой торговли как вида деятельности. Торговля выполняет две главные общие функции: как форма товарного обмена осуществляет смену форм стоимости; как отрасль экономики доводит товары от производителя до потребителя. На практике обе эти функции связаны, выполняются одновременно и реализуются через торговые предприятия. Первая из названных функций торговли является непроизводительной, так как ее выполнение в торговых предприятиях связано с процессами непосредственной купли-продажи товаров и включает в себя выполнение кассовых, банковских, учетных и прочих подобных, не увеличивающих стоимость товара, операций. Вторая функция является производительной и представляет собой продолжение процессов производства в сфере обращения. Для ее выполнения торговые предприятия решают такие задачи как транспортировка, хранение товарных запасов, фасовка, подсортировка, т. е. проводят те операции, которые увеличивают стоимость товаров [7, С. 19-20].

Таким образом, можно сказать, что первой отличительной особенностью торговых предприятий является своеобразная двойственность выполняемых ими функций.

.2 Роль государственного регулирования в деятельности торговых предприятий

Государственное регулирование торговли выражается в создании экономических условий для ее развития, а также в законодательных нормах и предписаниях, контролирующих экономическую деятельность организаций торговли. Система регулирования торговли на государственном уровне призвана способствовать повышению эффективности торговли, создавать условия для активизации ее деятельности; на уровне предприятия - реализовывать оптимальную систему мер по повышению его экономической и социальной эффективности.

Основными принципами регулирования торговли в Российской Федерации являются:

-       обоснованность и объективность применения мер регулирования торговли в Российской Федерации, гармонизация механизмов регулирования с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами;

-       исключение неоправданного вмешательства государства в регулирование торговли;

-       защита рынка в Российской Федерации от некачественных и фальсифицированных товаров; контроль за качеством торгового обслуживания;

-       защита прав и законных интересов граждан, в том числе путем реализации мер социальной помощи малообеспеченным и другим льготным категориям населения;

-       обеспечение свободного перемещения товаров и услуг потребительского назначения на территории Российской Федерации.

Одним из основных документов, предусматривающих регулирование торговой деятельности, является Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2009 года «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», который вступил в силу 1 февраля 2010 года [10]. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности [10]. Субъектом государственного регулирования торговли выступает государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом - экономические, организационные и управленческие отношения в сфере торговли на уровне субъектов хозяйствования в виде торговых организаций.

Конкретными целями регулирования торговли являются [4, с. 308]:

становление рыночных отношений в сфере торговли;

формирование целостной системы торгового обслуживания для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда;

создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие торговли и, в конечном итоге,

обеспечение устойчивого экономического роста. На микроуровне, т.е. на уровне предприятий конкретными целями могут быть экономические, социальные и экологические.

Торговое законодательство основывается на применении гражданского права как совокупности норм и иных средств права, регулирующих товарное обращение. Отраслевая специализация торгового законодательства закреплена в Общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента РФ от 15.03.2000 г. № 511 [12] (с последующими изменениями). В этом классификаторе выделено законодательство о торговле.

Следующей общей функцией является децентрализованное управление объектами сферы торговли. Реализация этой функции направлена на проведение региональной политики по удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах, участие в инвестиционных проектах и программах социально-экономического развития регионов, государственного регулирования социально-экономического развития по территориальным субъектам хозяйствования, предупреждения банкротства.

Важное значение в условиях реализации социально ориентированной модели рыночной экономики имеет социальная функция государственного регулирования; объем перераспределения совокупного общественного продукта с учетом различных социальных групп должен быть достаточен для достижения цели государственного регулирования. Государство должно выступать гарантом социально незащищенных слоев населения (участников войны, инвалидов, многодетных семей и т.д.).

Немаловажной общей функцией является функция стратегического планирования. Обязательной функцией является организационная, обеспечивающая системность подходов в проведении реформ, целостность государственной экономической политики [43, с. 119].

Составляющими организационной функции являются также:

создание информационного обеспечения и безопасности государственного регулирования [3, с. 120]. В целом, эта функция улучшает эффективность регулирования торговли, охватывая весь комплекс вопросов по достижению поставленных целей.

Необходимой формой регулирования является программная. В качестве данной формы могут служить прогнозы социально-экономического развития регионов, Концепция развития торговли, программа приватизации, Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации и другие программы.

Важным аспектом государственного регулирования торговли является контроль за качеством торгового обслуживания, которое определяется или как минимальное время, затраченное на приобретение товаров, и комфорт обслуживания, или как целый комплекс торгового обслуживания от формирования потребностей на изделия до окончательной подготовки его потребителю.

Одной из важных форм регулирования является также денежно-кредитная. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики разрабатываются Банком России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» [16], содержат анализ текущего состояния и прогноз развития российской экономики на предстоящий год, а также основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики. Государственное регулирование осуществляется с помощью кредитов, посредством изменения учетных ставок Центральным банком.

Также немало важной формой государственного регулирования сферы торговли является - лицензирование торговой деятельности. Лицензирование - это способ защиты субъектов рынка от действий непрофессиональных участников, форма контроля государства за деятельностью субъекта. Основным нормативным документом, регулирующим сегодня вопросы лицензирования в России, выступает Федеральный закон от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [6]. Виды деятельности, на которые необходимо получить специальное разрешение, перечислены в статье 17 указанного Закона, из которой вытекает, что применительно к торговле специальное разрешение требуется на торговлю: вооружением и военной техникой; оружием и основными частями огнестрельного оружия; патронами к оружию. Следует иметь в виду, что помимо перечисленных видов торговли лицензированию подлежит и фармацевтическая деятельность, а также деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Также наряду с лицензированием применяется квотирование торговой деятельности, которое осуществляется при помощи введения квот - ограничений в стоимостном или физическом выражении, вводимых на импорт и экспорт определенных товаров на определенный период времени.

Таким образом, государство владеет действенными механизмами влияния и регулирования торговли, тем самым обеспечивая нормальное развитие рыночных отношений в государстве.

.3 Методы государственного регулирования торговых предприятий

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [8, ст. 4] устанавливает следующее:

«1. Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством:

) установления требований к ее организации и осуществлению;

) антимонопольного регулирования в этой области;

) информационного обеспечения в этой области;

) государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области.

Таким образом, методы государственного регулирования торговли делятся на прямые и косвенные.

К прямым методом относятся:

) методы административно-правового воздействия на субъекты: корректировка правил продажи услуг и товаров;

) квотирование, лицензирование;

) установление минимальных размеров уставных фондов торговых предприятий, организаций, а также отдельных организационно-правовых форм деятельности;

) управление федеральной собственностью;

) стратегическое планирование.

Государственное регулирование торговли, основывается на положениях высшего юридического акта государства - Конституции Российской Федерации [1]. Абсолютно все нормативно-правовые акты, которые имеют отношение к регулированию торговли, должны соответствовать конституционным принципам и началам.

Применительно к функционированию организаций торговли и торговых предприятий, законодательство Российской Федерации следует подразделять на общее (которое предусматривает государственное регулирование отдельных сторон экономики), а так же специальное (воздействие государства на торговую сферу). К законодательным актам сферы общего регулирования в первую очередь стоит отнести: Гражданский кодекс РФ [2], ставящий государственное регулирование рыночных отношений в жесткие правовые рамки.

Отраслевое торговое законодательство развивается под сильным влиянием гражданского права. Поскольку торговый оборот является частью имущественного, а торговая деятельность одним из видов предпринимательства, то практически все институты гражданского законодательства распространяются на торговлю.

Однако, Гражданский кодекс, будучи частноправовым нормативным актом, включает лишь те нормы предпринимательского права, которые имеют частноправовой характер. Публичноправовые нормы по организации торговой деятельности им не охватываются. К отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении, гражданское законодательство не применяется (п. 3 ст. 2 ГК РФ).

Специальное нормативно-правовое регулирование торговых отношений содержится в указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства РФ, и в актах федеральных ведомств и министерств, изданных для исполнения федеральных законов, в постановлениях, в инструкциях органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и в нормативно правовых актах. Законодательный уровень регулирования торговой деятельности представлен с помощью Законов Российской Федерации:

ФЗ РФ от 26 .07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [9];

Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.01.92 г. [22];

ФЗ РФ от 02.01.2000 г № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» [18] и др.

С помощью ФЗ РФ от 26 .07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяются правовые и организационные основы ограничения, предупреждения и пресечения монополистической деятельности, а также недобросовестной конкуренции, он направлен на обеспечение условий создания и эффективного функционирования рынков товара.

Закон федерального уровня «О рекламе» [10] регламентирует отношения, которые возникают во время осуществления процесса производства, распространения и размещения рекламы на рынках работ, товаров, услуг.

Важную роль в сфере торговой деятельности играют контрольно-регулирующие методы государственного регулирования. В целях усиления государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции, наведения порядка в торговле алкогольными напитками были изданы: Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [7] и постановление Правительства РФ от 8 февраля 2006 г. № 80 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам розничной продажи алкогольной продукции» [28].

В целях создания условий для развития торговой отрасли в период становления рыночной экономики и повышения уровня торгового обслуживания населения Правительством РФ принято постановление № 936 от 12.08.94 г. «О мерах по государственному регулированию торговли и улучшению торгового обслуживания населения» [13, с.77].

Контроль за обеспечением безопасности товаров осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). Им принято постановление от 02.09.9 7г. № 293 «О принятии и введении в действие правил по стандартизации» [3]. Документ определяет порядок выдачи предписаний и наложения штрафов Госстандартом России и его территориальными органами за нарушения обязательных требований государственных стандартов субъектами хозяйственной деятельности, предусмотренных Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [17], а также за нарушения требований к безопасности и правил обязательной сертификации товаров изготовителями (исполнителями, продавцами), органами по сертификации, испытательными лабораториями (центрами), предусмотренных Федеральным законом «О защите прав потребителей» [2].

Резюмируя материал первой главы исследования, были сделаны следующие основные выводы:

) для торгового предприятия, как хозяйствующего субъекта, характерны три признака:

а) экономический, означающий осуществление полного цикла торгово-хозяйственной деятельности, обособление имущества, полный хозяйственный расчет, наличие собственных основных и оборотных фондов;

б) организационный, предусматривающий, что предприятие является единым целым с внутренней структурой аппарата управления в соответствии с уставом;

в) правовой, характеризующий предприятие как юридическое лицо, которое имеет счет в банке, совершает коммерческие сделки от своего имени;

) к отличительным особенностям торговых предприятий следует отнести следующие:

двойственность выполняемых ими функций;

взаимное влияние торговых предприятий и на производственные предприятия, и на конечного потребителя;

торговые предприятия (за исключением предприятий внедомашнего питания) осуществляют только операции по купле-продаже товаров и услуг, не производя их;

значительное количество торговых предприятий в экономике и относительно небольшие размеры (по всем параметрам);

проявление тенденции увеличения численности занятых работников в торговых предприятиях;

) государство владеет действенными механизмами влияния и регулирования торговли, цели которого состоят в следующем:

в максимальном приближении деятельности торговли к ее миссии, с учетом интересов торговли;

в обеспечении высокого качества торгового обслуживания населения;

в обеспечении высокой экономической эффективности деятельности торговли,

в осуществлении реформирования торговли, перевода ее из централизованного состояния в рыночное, в соответствии с преобразованием общества и экономики;

в обеспечении защиты населения от некачественных и опасных для жизни и здоровья населения товаров;

в некотором выравнивании условий функционирования и возможностей организаций торговли, оказании помощи хозяйствующим субъектам, находящимся в неблагоприятных условиях, для придания им устойчивости;

в обеспечении согласованности, гармонизации интересов государства, регионов, различных социальных групп и частных лиц, покупателей, организаций торговли и т.д.

Методы государственного регулирования торговли заключаются в следующем: установлении требований к ее организации и осуществлению; антимонопольном регулировании в этой области; информационном обеспечении в этой области; государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в этой области.

2. Анализ деятельности торговой сети «Магнит»

.1 Характеристика торгово-экономической деятельности ОАО «Магнит»

Данная компания быстро развивается. Всё это происходит благодаря профессионализму сотрудников, активной маркетинговой стратегии, а также расширению ассортимента, что постоянно увеличивает долю на российском рынке в общем, а также на рынке города Курска и Курской области. Особое внимание компания уделяет программам продвижения товара, используя все необходимые для этого инструменты, к которым относятся: наружная реклама, газеты, журналы, PR-мероприятия. В своей деятельности «Магнит» ориентируется на интересы своих потребителей, сотрудников компании, партнеров, и, конечно же, общества.

Ценности сети магазинов «Магнит»:

) честность;

) откровенность;

) преданность делу компании;

) ориентация на развитие и рост персонала внутри компании;

) постоянное повышение профессионализма;

) совершенствование уровня сервиса для клиентов;

) предоставления исключительно качественной продукции. [13]

Торговая сеть «Магнит» была создана 12 ноября 2003 года. На тот момент она являлась закрытым акционерным обществом «Магнит», 10 января 2006 фирменное наименование было полностью изменено на открытое акционерное общество «Магнит». Общество в настоящее время представляет собой юридическое лицо, действующее на основании устава, а также законодательства Российской Федерации.

Извлечение прибыли является основной целью открытого акционерного общества.

ТС «Магнит» является:

лидером на рынке по количеству торговых объектов и территории их покрытия в России;

средняя проходимость в день составляет более 10 млн. человек.

Целевая аудитория:

большое количество клиентов ТС «Магнит» - это люди, возраст которых составляет 25-45 лет;

треть постоянных клиентов самостоятельно управляют автомобилем;

в практически половине семей, которые являются постоянными клиентами имеется автомобиль.

Открытое акционерное общество «Магнит» осуществляет деятельность по:

сдаче внаем недвижимого имущества;

оптовой торговле молочными продуктами;

оптовой торговле мясом, которая включает мясо птицы, мясными изделиями и консервами;

оптовой торговле безалкогольными напитками;

оптовой торговле пищевыми маслами и жирами;

оптовой торговле алкогольными напитками, не включая пиво;

оптовой торговле сахаром;

оптовой торговле пивом;

оптовой торговле кондитерскими изделиями;

оптовой торговле рыбой и морепродуктами;

оптовой торговле чаем, кофе, какао и пряностями;

оптовой торговле мучными кондитерскими изделиями;

оптовой торговле готовыми пищевыми продуктами;

оптовой торговле мукой и макаронными изделиями;

оптовой торговле солью;

оптовой торговле крупами;

оптовой торговле чистящими средствами;

оптовой торговле туалетным и хозяйственным мылом;

оптовой торговле косметическими и парфюмерными товарами, не включающими мыло;

прочей розничной торговле в неспециализированных магазинах;

розничной торговле в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, напитками, а также табачными изделиями;

осуществлению координации деятельности дочерних обществ;

осуществлению всех видов внешнеэкономической деятельности;

иным видам деятельности, которые не противоречат законодательству.

ТС «Магнит» является одной из ведущих розничных сетей, которые занимаются торговлей продуктами питания в России.

ТС «Магнит» работает для того, чтобы повысить благосостояние своих потребителей, с помощью предложения им качественных товаров по доступным ценам для повседневного спроса. Торговая сеть ориентирована на клиентов с различным уровнем доходов. Именно из-за этого сеть магазинов ведет деятельность в 4 форматах: гипермаркет, магазин «у дома», магазин косметики, а также «Магнит Семейный».

ТС «Магнит» - это лидер по количеству магазинов и по территории размещения данных продовольственных магазинов. На 31.12.2013г. насчитывалось 6884 магазина, из них: 126 гипермаркетов, 6046 магазинов в формате «магазин у дома», 692 магазина «Магнит Косметик», а также 20 магазинов «Магнит Семейный».

Магазины ТС «Магнит» имеются в 1605 населенных пунктах РФ. Магазины ТС «Магнит» открываются и в крупных городах, и в небольших.

С помощью мощной логистической системы возможна быстрая доставка товаров в магазины торговой сети. Для того, чтобы хранение продуктов, а также их поставка являлись качественными, в компании имеется дистрибьюторская сеть, которая включает в себя 18 распределительных центров. Собственный автопарк, насчитывающий около четырёх с половиной тысяч автомобилей, позволяет осуществлять своевременную доставку товара в магазины торговой сети.

ТС «Магнит» - это одна из ведущих розничных компаний по объему продаж в России. Выручка за 2013 год составила 448, 661. 13 миллионов рублей.

Кроме этого, ТС «Магнит» - это один из крупнейших работодателей в России. Сегодня численность сотрудников составляет более 180 тысяч человек. ТС «Магнит» несколько раз было присуждено звание «Лучший работодатель года».

ТС «Магнит» осуществляет розничную торговлю благодаря сети собственных магазинов. Компания стремиться достичь того, чтобы в её состав входили только грамотные, ответственные, а также доброжелательные сотрудники. Сеть магазинов «Магнит» не только работает с лучшими поставщиками и отдаёт предпочтение местным производителям, но также успешно занимается развитием собственного производства.

Стратегией развития является:

открывать каждый год примерно 50 гипермаркетов и не меньше 500 магазинов «у дома»;

расширить сеть, развивать её, в мало освоенных регионах, а также увеличить число торговых точек в Сибири и на Урале;

совершенствовать логистические процессы для наиболее эффективного управления транспортными потоками;

развивать собственный импорт, увеличить доли прямых поставок свежих фруктов и овощей;

развивать мультиформатную бизнес-модель для того, чтобы удовлетворять потребности клиентов с разным уровнем дохода.

Организационная структура управления состоит из установления вертикали власти. Кроме этого она подразумевает установление власти руководством фирмы над фирмой Организационная структура ТС «Магнит» является линейно-функциональной, в которой совет директоров осуществляет руководство над всеми сотрудниками торговой сети. На рисунке 6 представлена схема организационной структуры ТС «Магнит».

Рисунок 1 - Организационная структура ТС «Магнит»

Обязанности распределены следующим образом.

Генеральный директор осуществляет общее руководство деятельностью предприятия.

Работа продавцов состоит в следующем:

-       консультация клиентов по стоимости и различным характеристикам продукции предприятия;

-       ознакомление клиентов с ценами на товары;

-       демонстрация продукции;

-       упаковка;

-       прием у покупателей денег;

-       выдача покупок.

Бухгалтерия занимается:

-       составлением бухгалтерского баланса,

-       составлением бухгалтерской отчетности,

-       составлением налоговой отчетности,

-       начислением заработной платы и т.д.

ТС «Магнит» осуществляет розничную торговлю благодаря сети собственных магазинов. Компания стремиться достичь того, чтобы в её состав входили только грамотные, ответственные, а также доброжелательные сотрудники. Сеть магазинов «Магнит» не только работает с лучшими поставщиками и отдаёт предпочтение местным производителям, но также успешно занимается развитием собственного производства.

Для анализа макроокружения используется РЕST-анализ, а для анализа микроокружения - модель «Пять сил конкуренции» М.Портера.

Таблица 1 - РЕST-анализ ОАО «Магнит»

Политика Р

Экономика Е

Социум S

Технология T

Продолжается работа по согласованию Правительством Российской Федерации проектов региональных программ переселения Влияние в отрасли незначительное Конституция РФ, абз.2 п.1 ст.10 ГК РФ и ст.5-8 Закон о конкуренции (Настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции) Налоговое регулирование - Налоговая инспекция

ЦБ прогнозирует уровень инфляции в 2014 году 7-9%. Рост тарифов на коммунальные услуги Рост цен

Смещение семейных ценностей на «деньги». Снижение уровня жизни в связи с ростом безработицы; повышение мобильности населения, ориентация молодежи на частую смену работы. Снижение ответственности за качество выполняемых работ. В связи с финансовым кризисом на первом месте в структуре расходов семьи стоит питание.

Имеется патент на название ОАО «Магнит». Новые технологии изменяются быстро, а адаптация проходит медленно. Новые продукты магазин ОАО «Магнит» не изобретает, а вот обновление оборудования возможно. Технологические изменения не могут повлиять на продажу продуктов.

Факторы микроокружения

Содержание фактора

Влияние

Потребители

1.студенты от 18 до 25 лет с небольшим доходом 2.одинокие люди со средним доходом 3.семьи со средним и высоким заработком 4.пенсионеры с малым доходом

1.ассортимент продукции, скорость обслуживания, свежесть, цена; 2.ассортимент продукции, свежесть; 3.месторасположение, свежесть, ассортимент продукции, цена; 4.цена, свежесть, месторасположение.

Конкуренты

1.продуктовый магазин-кафе на соседней улице. Примыкает к заправке

1.Сильная сторона - находится в доме Слабая сторона - высокие цены, узкий ассортимент

Поставщики

1.Пекарня 2.Мясокомбинат

1.Рост цены на зерно и муку 2.Рост цены на мясо

Субституты

нет

нет

Появление на рынке новых конкурентов

нет

нет





Таким образом, можно наблюдать незначительную конкуренцию для ОАО «Магнит», его зависимость от потребителей и поставщиков.

Обобщающим методом стратегического исследования внешней и внутренней среды организации является SWОT-анализ (таблица 3).

Таблица 3 - SWОT-анализ ОАО «Магнит»


Возможности внешней среды 1.Большое количество потребителей; 2. Приятные в общении, доброжелательные сотрудники; 3. Благоприятный имидж организации среди населения посёлка.

Угроза внешней среды 1.Рост тарифов на коммунальные услуги, энергию и т.д.;

Сильные стороны организации 1. Удобное место расположение; 2. Класифицированный персонал; 3. Высокое качество товара; 4. Большой ассортимент 5. Отсутствие сильных конкурентов

4-1- постоянное пополнение ассортимента.

1-2-дать рекламу.

Слабые стороны организации 1.Ограниченая торговая площадь; 2.Нет дисконтных карт.

1-1-расширение торговой площади или переезд.

2-2-сделать дисконтные карты.





Стратегию организации составляет директор с учетом внешней и внутренней среды.

Стратегия продуктового ОАО «Магнит» во внешней среде: активный поиск потребителей, расширения ассортимента. Во внутренней среде это использование сильных сторон предприятия и устранение слабых сторон мешающих достижению поставленной цели, так же повышение эффективности организации.

Миссия ОАО «Магнит» с помощью квалифицированного персонала и качественных продуктов направлено на удовлетворения потребительского спроса и расширения ассортимента товара.

Принцип работы «Магнита» - обеспечить возможность для покупателя быстро и выгодно приобрести широкий спектр продовольственных товаров.

Магазин «Магнит» конкурентоспособен, так как реализуемые товары качественные цены приемлемые. В настоящее время магазин вступил в период активной конкуренции за рынки сбыта. Маркетинговую политику деятельности магазина на рынке можно определить как удержание и планомерное увеличение (за счет вытеснения конкурентов) доли занимаемой на рынке.

«Магнит» конкурентоспособен по следующим преимуществам:

Относительно низкий уровень цен по сравнению с другими крупными продовольственными магазинами города;

- Квалифицированный и доброжелательный персонал;

- Минимальные временные потери на поиск и покупку товаров;

- Дополнительные услуги;

- Современное оборудование, обеспечивающее высокое качество оказываемых услуг, а также соответствующее хранение и «фейсинг».

Хозяйственные связи между поставщиками и покупателями товаров понятие очень широкое, сюда входят экономические, административно-правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между покупателями и поставщиками в процессе поставок товаров. Рациональные хозяйственные связи способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставки продукции. С каждым из представителей поставщиков заключен договор поставки. В случае невыполнения своих обязательств поставщики выплачивают неустойку, так же предприятие может отказаться от услуг поставщика.

Большое внимание уделяется сотрудничеству с местными производителями и поставщиками, что позволяет оперативно решать вопросы обеспечения сетей магазинов свежими товарами местного производства. «Магнит» делает ставку на быстро оборачивающиеся товары повседневного спроса с раскрученными брэндами, немного товаров с ограниченным сроком хранения и самую популярную бытовую химию.

В ходе исследования также выяснилось, что в структуре покупателей супермаркетов «Магнит» по полу, по доходам и по расходам на Магнит питания можно выделить основной сегмент - это женщины со средним уровнем доходов, основные расходы которых приходятся на продовольственные товары.

Для основной массы покупателей приоритетными факторами покупки являются качество продуктов питания и их упаковка, на втором месте - цена и уже потом фирма-производитель.

И наконец, для определения количества товаров используется программа «Автозаказ»:

Автозаказ - решение для торговых сетей, дистрибьюторов и производственных компаний. Система позволяет существенно снизить издержки компаний в процессах планирования и распределения товаров за счет идеального баланса между минимизацией среднедневных остатков и обеспечением постоянного присутствия товара на полках.

Бухгалтерский учет в организации ведется автоматизированным методом.

Для ведения бухгалтерского и налогового учета используется программа «1С: Предприятие». Для ведения складского и товарного учета используется специализированная программа на платформе Мiсrosоft Access.

Следует также отметить, что в сети «Магнит» проводится коммерческая работа, состоящая из этапов:

-       изучение и прогнозирование покупательского спроса на реализуемые в магазине товары;

-       формирование оптимального ассортимента товаров в магазине;

-       рекламно-информационная деятельность

-       выбор наиболее эффективных методов розничной продажи товаров;

-       организация оказания торговых услуг покупателям.

.2 Особенности торговой деятельности ТС «Магнит»

Основные принципы размещения товара в сети «Магнит»:

Закрепление товара должно быть единообразным по сети и правильным, отвечающим принципам мерчендайзинга:

Начиная от входа - стеллажи с алкоголем, соками, водой;

Напротив алкоголя - чай, кофе;

Далее по центру в конце ТЗ - молочные и колбасные горки, овощи / фрукты, хлеб и т.п.;

По направлению к выходу - стеллажи с моющими срествами, стиральными порошками, зубной пастой, мылом, шампунем и т.п.

На воздушных стеллажах располагается лёгкий товар - приправы, пряности, пищевые концентраты, хлебобулочные изделия.

Товары повседневного спроса размещаются в конце ТЗ, а товары периодического спроса размещаются по пути покупателя к товарам повседневного спроса и по пути к кассам. Стеллажи с товаром, расположенные по периметру, образуют «главный торговый путь». Стеллажи, находящиеся вдоль ТЗ, между стеллажей «главного торгового пути», образуют «второстепенный торговый путь». По ходу второстепенного торгового пути размещены следующие товары периодического спроса: кондитерские изделия, макароны, крупы, консервы и т.п. Импульсивно, в основном, покупают товары располагающиеся в прикассовой зоне.

Характеристика операций с товарами до их продажи покупателям.

Приемка товаров по количеству и качеству в ОАО «Магнит» осуществляться в соответствии с правилами, установленными в инструкциях «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству». Установленные этими инструкциями нормы применяются во всех случаях, если в стандартах, технических условиях или других обязательных правилах не предусмотрен другой порядок приемки товаров. Лица, участвующие в приемке товаров, должны хорошо знать эти документы и уметь ими пользоваться.

По результатам окончания приемки товаров составляется акт.

После приемки товары доставляют в помещения для хранения. Процесс хранения товаров в магазине предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность количества и качества товаров в процессе их хранения должны обеспечить материально ответственные лица. Товары, поступившие от поставщика в таре-оборудовании и подлежащие хранению непродолжительное время, размещают в той же таре-оборудовании.

Пакетированные товары хранят на поддонах и подтоварниках, товары в промышленной таре - на стеллажах и подтоварниках.

Похожие работы на - Анализ деятельности торговой сети 'Магнит'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!