Финансовый анализ в системе финансового менеджмента
ФИНАНСОВЫЙ
АНАЛИЗ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
финансовый
показатель анализ хозяйствующий субъект
1. Цель и задачи
финансового анализа
Финансовый анализ - это метод научного исследования, применяемый для обработки
информации о финансовой деятельности хозяйствующего субъекта (организации). Цель
финансового анализа - оценка финансовых параметров деятельности
организации. Результаты финансового анализа дают необходимую информацию о
состоянии объекта анализа и служат основой для принятия соответствующих
управленческих решений.
Задачами финансового анализа являются:
определение текущего финансового состояния организации;
выявление
и оценка изменений финансового состояния в пространственно-временном разрезе;
выявление и оценка основных факторов, вызывающих изменения
финансового состояния;
построение
прогноза изменения финансового состояния организации в будущем.
Предметом финансового анализа являются отношения между
отдельными подразделениями организации в сфере управления финансами, а также
финансовые отношения организации с внешними контрагентами.
Объектом финансового анализа является финансово-хозяйственная
деятельность организации, в частности, процессы, связанные с изменением:
ресурсной базы организации (собственного и заемного
капитала);
активов организации (оборотных и внеоборотных);
денежных потоков организации и др.
2. Информационное
обеспечение финансового анализа
Информационное обеспечение финансового анализа деятельности организации
представляет собой систему сбора и обработки внешней и внутренней информации.
Качество проведения финансового анализа напрямую зависит от
репрезентативности используемой информации.
Внешняя информация предназначена для обеспечения руководства необходимыми
сведениями о состоянии среды, в которой оно действует. Сбор внешней информации
предполагает накопление различных данных о ситуации на рынке (о конкурентах,
клиентах и т.д.).
Источники внешней информации:
издания, публикации, сообщения официальных органов власти;
отчеты
информационно-аналитических агентств и консалтинговых компаний;
средства массовой информации и рекламы (газеты и журналы,
телевидение и радио);
публикуемые годовые отчеты клиентов, партнеров и
контрагентов;
личные контакты с клиентурой, партнерами и контрагентами.
Внутренняя информация предназначена для анализа и оценки
финансового состояния организации при принятии различного рода управленческих,
инвестиционных, организационных, административных и иных решений.
Источники внутренней информации:
финансовая (бухгалтерская) отчетность;
статистическая
отчетность;
налоговая отчетность;
оценочные
расчеты по проводимым операциям;
результаты внутренних исследований;
акты
ревизий и проверок;
справки, подготовленные соответствующими службами по
заданию руководства организации.
Финансовая
отчетность представляет собой систему сбора информации об имущественном и
финансовом состоянии организации и о результатах ее хозяйственной деятельности.
Финансовая отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о
прибылях и убытках, приложений к ним, пояснительной записки, а также
аудиторского заключения, подтверждающего достоверность финансовой отчетности,
если организация в соответствии с законодательством подлежит обязательному
аудиту.
В соответствии с действующим законодательством финансовая отчетность
является открытым источником информации, ее состав и формы представления
унифицированы.
Каждая форма отчетности содержит определенную информацию, которая
позволяет решать конкретные задачи финансового анализа. Бухгалтерский баланс -
дает представление об общей характеристике финансового состояния организации,
отчет о прибылях и убытках дает представление о финансовых результатах
организации, отчет о движении денежных средств - характеризует денежные потоки
организации, ее платежеспособность.
Особое значение имеют приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о
прибылях и убытках. В них отражаются сведения (на начало и конец отчетного
периода):
о
нематериальных активах, об основных средствах, о видах финансовых вложений, о
дебиторской и кредиторской задолженности, об уставном, резервном и добавочном
капитале, о составе акционерного капитала организации (полностью оплаченных,
неоплаченных, оплаченных частично), о номинальной стоимости акций, находящихся
в собственности организации и др.;
о составе резервов предстоящих расходов и оценочных
резервов;
об объемах реализованной продукции, товаров (работ,
услуг), по видам деятельности и географическим рынкам сбыта;
о
составе издержек производства и обращения, прочих внереализационных доходах и
расходах;
о выданных организацией обязательствах и полученных
платежах.
В настоящее время организация имеет право самостоятельно определять
степень детализации и агрегирования статей форм отчетности в зависимости от их
существенности и количества граф.
Достоверность финансовой (бухгалтерской) информации обеспечивается
системами внутреннего контроля и аудиторскими проверками.
Качество финансовой (бухгалтерской) информации в значительной мере
зависит от полноты пояснений, которые даются к формам отчетности.
Финансовая отчетность должна давать достоверное и полное представление о
финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и
изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается
бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил и стандартов ведения
финансового (бухгалтерского) учета.
При формировании финансовой отчетности должно быть исключено
одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей финансовой
отчетности перед другими за счет специального предвзятого отбора исходной
информации с целью достижения предопределенных результатов или последствий.
3. Виды финансового
анализа
В экономической теории финансовый анализ
подразделяется на два основных блока: макроэкономический и микроэкономический.
Такое разделение обусловлено сложившимся в современной экономической науке
выделением макро- и микроэкономики.
Микроэкономический финансовый анализ предназначен для оценки состояния и
эффективности использования экономического и финансового потенциала
организации, ее инвестиционной привлекательности, а также обоснования
управленческих решений.
Макроэкономический финансовый анализ предназначен для оценки состояния и
эффективности функционирования экономики в целом (региональной, национальной,
международной), конъюнктуры различных сегментов рынка.
В зависимости от того, в каких целях проводится анализ
его можно классифицировать следующим образом.
В зависимости от пользователей информации выделяют: внешний и внутренний
анализ.
Внешний анализ проводится в целях сравнения результатов деятельности
организации с другими организациями по данным бухгалтерской отчетности
организации-контрагента. Результатом данного анализа является определение
рыночной стоимости и инвестиционной привлекательности организации для
потенциальных контактов.
Внутренний анализ проводится в целях изучения деятельности только
анализируемого хозяйствующего субъекта. При этом используется разработанная в
организации система нормативов экономической деятельности, а также оперативные
данные, часто составляющие коммерческую тайну организации. Результатом данного
анализа является определение возможностей организации по оптимальному
привлечению и использованию средств для обеспечения максимума прибыли и
минимизации затрат, а также снижению финансовых рисков. Особенностью этого вида
анализа является использование в качестве источников информации внутренней
финансовой отчетности, данных бухгалтерского учета, нормативной и плановой
информации.
Сравнительная характеристика внешнего и внутреннего
финансового анализа
Признаки
|
Особенности
|
|
Внутренний финансовый анализ
|
Внешний финансовый анализ
|
Предмет анализа
|
Отношения между отдельными подразделениями организации в
сфере управления финансами
|
Отношения организации с внешними контрагентами
|
Объекты анализа
|
Имущественный и финансовый потенциал, финансовые
результаты, денежные потоки, качество менеджмента
|
Имущественный и финансовый потенциал, финансовые
результаты, денежные потоки, качество менеджмента
|
Субъекты анализа
|
Финансовые менеджеры, аналитики, внутренние аудиторы,
котроллеры, консультанты, руководство
|
Партнеры, клиенты, контрагенты, органы финансового контроля
и надзора, собственники, внешние аудиторы
|
Решения органов управления
|
Международные и национальные стандарты
|
Объем используемой информации
|
Вся совокупность информации о деятельности организации и
факторах внешней среды
|
В рамках финансовой отчетности
|
Качество получаемой в результате анализа информации
|
Носит в значительной мере субъективный характер
|
Носит более объективный характер, поскольку анализ
основывается на утвержденной надзорными органами информации
|
Способы отражения информации
|
Любые
|
На основе общепринятых принципов и стандартов учета
|
Виды анализа в зависимости от временного горизонта
|
Текущий (ретроспективный), оперативный, перспективный
анализ
|
Текущий (ретроспективный) и перспективный анализ
|
Регулярность проведения
|
Регламентируется внутренними корпоративными потребностями
|
Может регламентироваться нормативными актами
|
По временному горизонту выделяют: текущий (ретроспективный)
анализ, оперативный анализ, перспективный (прогнозный) анализ.
Текущий анализ - это анализ результатов текущей финансово-хозяйственной
деятельности по отчетным периодам. Его проводят в основном на базе данных
бухгалтерского учета и отчетности организации. Текущий анализ позволяет оценить
работу организации за прошедшие периоды времени нарастающим итогом. Его главная
задача - оценка результатов деятельности организации и комплексное выявление
неиспользованных резервов. Особенность текущего анализа состоит в том, что
фактические результаты деятельности сравниваются с запланированными
показателями и данными предшествующих аналитических периодов. Текущий анализ -
наиболее полный анализ хозяйственной деятельности, вбирающий в себя результаты
оперативного анализа и являющийся основой для проведения перспективного
анализа.
Оперативный анализ - это анализ, направленный на решение задач, которые стоят
перед оперативным управлением организацией и представляет собой в значительной
степени инструмент управленческого учета. Оперативный анализ проводится с целью
оперативного реагирования на неблагоприятные для организации изменения внутренней
и внешней среды. Главной задачей оперативного анализа является постоянный
мониторинг и оперативная оценка различных параметров функционирования
организации, выявление недостатков и причин их возникновения. Оперативный
анализ в отличие от текущего во времени приближен к моменту совершения
хозяйственных операций, т.е. может осуществляться в режиме реального времени.
Перспективный анализ - это анализ будущих результатов финансово-хозяйственной
деятельности организации. Важнейшими задачами проведения перспективного анализа
являются подготовка необходимой аналитической информации для обоснования
перспективных и текущих планов развития организации, оценка реальности
выполнения намечаемых планов.
В зависимости от глубины аналитического исследования выделяют:
экспресс-анализ - проводится для общей и оперативной оценки финансового
состояния и эффективности деятельности организации;
углубленный анализ - проводится для фундаментальной оценки финансового
состояния и эффективности деятельности организации.
По признаку регулярности выделяют:
периодический - проводится регулярно в соответствующие периоды времени
(годовой, квартальный, месячный, ежедневный, сменный и др.);
разовый - проводится единовременного по обстоятельствам различного характера.
Пример «периодического» анализа. Процедура экспресс-анализа,
используемая, к примеру, в мониторинге финансового состояния организации, -
отбор небольшого количества существенных сравнительно несложных в исчислении
показателей и постоянное отслеживание их динамики.
Пример «разового» анализа. Процедура экспресс-анализа, используемая, к примеру
банками, в мониторинге кредитоспособности заемщика - физического лица и оценки
возникающих рисков - отбор наиболее существенных показателей и расчет на основе
специальной программы интегрального эффекта, возникающего от их суммарного
воздействия. Количество показателей при этом может быть и относительно велико.
Основная задача экспресс-анализа состоит в оперативности получения результата.
По полноте изучения деятельности организации:
полный анализ - всестороннее изучение финансово-хозяйственной деятельности
организации;
тематический анализ - изучение отдельных направлений финансово-хозяйственной
деятельности, представляющих наибольший интерес в данный момент времени.
4. Содержание финансового
анализа
Основные направления финансового анализа:
. Анализ имущественного потенциала:
общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности
организации (вертикальный и горизонтальный анализ баланса, построение
аналитического баланса);
анализ
структуры и динамики активов;
анализ структуры и динамики пассивов.
2. Анализ финансового потенциала:
анализ ликвидности и платежеспособности организации;
анализ финансовой устойчивости.
3. Анализ финансовых результатов:
анализ структуры и динамики доходов и расходов
организации;
анализ уровня и динамики финансовых результатов;
анализ показателей деловой активности;
анализ показателей рентабельности.
4. Анализ движения денежных средств.
. Комплексная оценка деятельности организации.
. Анализ вероятности банкротства.
Результаты анализа оформляются в виде аналитической записки, которая, как
правило, включает следующие основные разделы:
Общая характеристика организации и экономической среды, в которой она
функционирует. Финансовые показатели, коэффициенты и иные аналитические
сведения. Качественная и количественная характеристика ключевых факторов,
оказывающих наибольшее влияние на финансовое состояние организации. Выводы по результатам
анализа и прогноз изменения финансового состояния.
5. Методическое
обеспечение финансового анализа
Метод анализа - это способ изучения, измерения и обобщения влияния
различных факторов на изменение результатов деятельности организации с целью их
улучшения.
Методика анализа - совокупность правил, приемов
целесообразного проведения аналитической работы.
При проведении аналитических расчетов финансового характера, используется
обширная совокупность методов и приемов, заимствованных из различных наук и
систематизированных в рамках финансового анализа.
Приведем одну из классификаций методов финансового анализа.
. Классические методы математического анализа:
методы элементарной математики;
дифференциальное и интегральное исчисление;
вариационное исчисление.
2.
Традиционные методы анализа:
метод сравнения;
горизонтальный анализ;
вертикальный анализ;
коэффициентный анализ;
трендовый анализ.
3. Специальные методы анализа:
операционный (маржинальный) анализ;
АВС - анализ.
4. Методы экономической статистики:
метод средних величин;
метод группировки;
индексный метод;
графический метод.
5.
Методы детерминированного факторного анализа:
метод цепной подстановки;
метод абсолютных разниц;
метод относительных разниц;
метод пропорционального деления;
метод долевого участия;
метод логарифмирования;
индексный метод;
интегральный метод.
6. Методы математической статистики и эконометрики (стохастического
факторного анализа):
корреляционный анализ;
регрессионный анализ;
дисперсионный анализ;
многомерный факторный анализ;
кластерный анализ;
компонентный анализ;
спектральный анализ;
методы
обработки пространственно-временных совокупностей.
7.
Методы рейтинговой оценки:
метод суммирования значений всех показателей;
метод суммы мест;
метод суммы баллов;
метод расстояний;
таксонометрический метод.
Классические методы математического анализа применяются как в рамках других
методов, например, методов математической статистики и математического
программирования, так и отдельно, например, факторный анализ изменения
экономических показателей может быть осуществлен при помощи дифференцирования и
других разработанных на базе дифференцирования методов.
Методы экономической статистики используются для обобщения
совокупности признаков изучаемых процессов и явлений, изучения их структуры и
взаимосвязей, анализа количественных характеристик и динамики изменения
показателей.
Методы детерминированного факторного анализа используются для исследования
влияния факторов на результативный показатель в случае его прямой
функциональной зависимости от данных факторных признаков. Задача
детерминированного факторного анализа заключается в определении и количественной
оценке влияния каждого фактора на результативный показатель.
Методы математической статистики и эконометрики применяются в тех случаях, когда
изменение анализируемых показателей представляет собой случайный процесс.
Наибольшее распространение из математико-статистических методов в финансовом
анализе получили методы множественного и парного корреляционного анализа,
регрессионный анализ. Данные методы играют важную роль в прогнозировании
поведения экономических показателей. Если связь между анализируемыми
характеристиками не детерминированная, а стохастическая, то
математико-статистические методы - практически единственный инструмент
исследования.
Методы рейтинговой оценки используются для исследования
совокупности показателей, которые дают многостороннюю оценку деятельности
организации. Для получения обобщающей комплексной оценки осуществляют сведение
этих показателей в единый интегральный показатель, на основании которого и
определяется рейтинг.
Процесс проведения анализа можно представить следующим образом:
1. Предварительный этап:
Определение цели и задач анализа, определение объектов,
составление плана аналитической работы.
Сбор
и подготовка информации необходимой для анализа, проверка ее достоверности,
точности, и т.д.
Отбор, структурирование и группировка данных.
Разработка системы показателей, наиболее полно
характеризующих объект анализа, определение нормативных значений показателей.
2. Аналитический этап:
Анализ структуры и динамики изменения показателей.
Сравнение
фактических результатов деятельности с запланированными показателями, данными
прошлых аналитических периодов, с показателями деятельности других организаций,
со среднеотраслевыми показателями и т.д.
Изучение степени влияния факторов на результаты
деятельности организации.
Определение
резервов повышения эффективности деятельности организации.
3. Заключительный этап:
Общая оценка результатов деятельности организации.
Оценка качества работы менеджмента.
Разработка рекомендаций.
Литература
Бахрамов, Ю.М. Финансовый менеджмент: Учебник для бакалавров.
- 2-е изд. - СПб : Питер, 2011. - 495 с. (учебник для вузов. Стандарт третьего
поколения, допущено УМО по образованию в области производственного менеджмента
в качестве учебника для студентов экономических специальностей вузов).
Белолипецкий В.Г. Финансовый менеджмент. Учебное пособие / В.
Г. Белолипецкий. - М. : Кнорус, 2008. - 448 с. (рекомендовано УМО по
классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для
студентов вузов, обучающихся по направлению 080100 "Экономика").
Гаврилова А.Н., Сысоева Е.Ф., Барабанова А.И. Финансовый
менеджмент. Учебное пособие. М.: Кнорус, 2006.
Дранко О.И. Финансовый менеджмент: технологии управления
финансами предприятия. Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 351
с.