Финансовые показатели предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    163,86 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовые показатели предприятия

Введение

экономический доходность рентабельность прибыль

Прибыль и ее главная характеристика - рентабельность, известнейшие с давних времен категории, получили новое содержание в условиях современного экономического развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, рентабельность (доходность) обеспечивает интересы государства, собственников и персонала организации. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и работниками, которые заняты в сфере экономики современными методами эффективного управления формированием прибыли и рентабельности в процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности организации.

Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых или развитию уже действующих предприятий. Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства. Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.

Прибыль - многозначная экономическая категория. От глубины ее познания и рациональности использования зависит эффективность коммерческого расчета, ценообразования и других экономических рычагов хозяйствования. Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты. Прибыль служит финансовым результатом деятельности коммерческого предприятия, а также источником наращения собственного капитала. За счет прибыли организация имеет возможность расширять масштабы деятельности, осуществлять дополнительные капитальные вложения в производственную базу, разработку новых технологий производства, освоение новой конкурентоспособной продукции, а также пополнять оборотные активы.

Деятельность предприятия оценивают по динамике абсолютных и относительных финансовых результатов. Прибыль является абсолютным результатом деятельности предприятия, а рентабельность относительным. Показатели рентабельности характеризуют отношение прибыли к авансированному капиталу, источникам средств, общей величине текущих расходов. Рентабельность показывает, какая сумма прибыли получена предприятием на каждый рубль капитала, активов, доходов, расходов. Наиболее востребованными показателями рентабельности в оценке результативности деятельности предприятия являются экономическая рентабельность, рентабельность собственного капитала и рентабельность продаж. Экономическая рентабельность характеризует величину финансового результата организации, полученного на каждый рубль экономических ресурсов, которыми располагает предприятие. Положительная динамика экономической рентабельности характеризует повышение отдачи всего комплекса ресурсов организации. Финансовая рентабельность отражает уровень генерирования чистого финансового результата на каждый рубль капитала, принадлежащего собственникам компании, и отражает своеобразную процентную ренту, значение которой собственник может сопоставить с процентной ставкой доходности альтернативных направлений вложения капитала. Рентабельность продаж является важнейшим критерием эффективности обычной деятельности организации. Рентабельность продаж является отражением доли прибыли в стоимостном объеме реализации после покрытия совокупных операционных затрат, связанных с обычными видами деятельности организации. Рост рентабельности продаж свидетельствует о рыночной активности предприятия, умении осуществлять эффективную политику позиционирования, регулирования цен, относительной экономии затрат.

Категория рентабельности является предметом исследования многих ученых экономистов. Большой вклад в разработку теоретических и практических аспектов прибыли внесли такие ученые, как Аносов В.А., Баканов М.И., Шеремет А.Д., Балабанов И.Т., Бердникова Т.Б., Бланк И.А. и другие.

Цель данного исследования - повышение прибыльности и рентабельности работы предприятия. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

определить понятие и сущность рентабельности организации;

выявить факторы, влияющие на формирование рентабельность организации;

дать краткую характеристику экономических элементов деятельности изучаемого объекта исследования;

провести факторный анализ показателей оценки рентабельности;

Объект исследования -рентабельность организации.

Предмет исследования - методы увеличения рентабельности организации.

В процессе написания работы были изучены труды отечественных и зарубежных ученых экономистов (монографии, учебники, статьи из периодических изданий). В литературе изучаемая тема освещена достаточно широко и находится в центре экономических исследований, что доказывает ее актуальность в современных условиях хозяйствования.

 


1 Теоретические вопросы оценки уровня доходности и рентабельности организации


1.1Экономическое содержание, функции и виды прибыли


Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими из них являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия.

В соответствии с российским законодательством, прибылью признается доход, полученный организацией, уменьшенный на величину произведенных расходов[2;257].

Прибыль является одним из важнейших экономических показателей успешной деятельности любого хозяйствующего субъекта. Прибыль - конечный финансовый результат предпринимательской деятельности. В условиях рыночных отношений это превращенная форма прибавочной стоимости. По своей экономической природе прибыль выступает как часть стоимости (цены) прибавочного продукта, созданного для общества трудом работников материального производства. Источником образования прибавочного продукта является прибавочный труд [18;342].

Понятие прибыли может быть рассмотрено как на микроэкономическом уровне,

так и на макроэкономическом. На микроэкономическом уровне рассматривается вопрос формирования прибыли в рамках предприятия, а на макроэкономическом - выявляется роль прибыли в доходе страны. Прибыль можно рассматривать как экономическую категорию, выражающую определенные производственные экономические отношения, а с другой - как часть стоимости совокупного национального продукта (ВВП), стоимости и прибавочной стоимости.

Прибыль формируется в процессе кругооборота и оборота средств в макроэкономике и характеризует прирост реального богатства государства в денежном выражении. Она на практике проявляется в форме увеличенного богатства отдельных предпринимателей. Поэтому прибыль всех предприятий в совокупности должна равняться сумме прироста богатства государства. Аналогично прибыль можно рассматривать в мировом пространстве [28;152].

Если за прибыль признать богатство страны, увеличенное за счет богатства, созданного на отдельных предприятиях, то международные и отечественные нормативные акты неправильно определяют величину прибыли в организациях. Это обусловлено тем, что в составе прибыли хозяйствующих субъектов в настоящее время учитываются суммы, не увеличивающие богатства государства, хотя они и изменяют богатство собственников организаций. К ним относятся суммы безвозмездно получаемых средств, безвозмездная государственная помощь экономическим субъектам. Эти суммы в одной организации увеличивают богатство собственника, в другой - уменьшают его, а в целом по государству богатство остается без изменений.

Экономическая природа прибыли трактуется по-разному различными представителями экономической науки. Разногласия вызывает вопрос не определения прибыли, а ее происхождения. Современные взгляды на происхождение прибыли не представляют собой единой концепции.

Исторически сложились две укрупненные трактовки прибыли: прибыль как доход собственника специфического фактора - предпринимательского таланта - и прибыль как некая остаточная величина, остающаяся после вменения каждому фактору своего дохода. [16;184].

Объективные теории объясняют происхождение прибыли некими внешними причинами, так или иначе связанными с нарушениями конкурентного равновесия. Здесь выделяют следующие направления:

классическое, где прибыль является воплощением прибавочной стоимости,которая создается в процессе эксплуатации наемных работников

структурное объяснение прибыли (связанное с различными типамирыночных структур). Эта теория объясняет наличие и существование прибыли тем фактом, что существуют различные рыночные структуры на рынке несовершенной конкуренции.

конъюнктурное объяснение прибыли, то есть прибыль связывают с объективной ситуацией на рынке.

Субъективные теории прибыли  объясняют ее наличие тем фактором, что эта прибыль является своего рода платой предпринимателю за риск.

К. Маркс уделил прибыли много внимания, рассматривая ее как превращенную форму прибавочной стоимости, а последнюю - как результат присвоения неоплаченного труда наемных работников капиталистом. Прибыль образуется в виде доли неоплаченного труда рабочих при продаже товаров по их действительной стоимости [41;61].

Современная экономическая мысль рассматривает прибыль как доход от использования всех факторов производства, т.е. труда, земли и капитала. В одних случаях прибыль рассматривается как плата за услуги предпринимательской деятельности, в других - как плата за новаторство и талант в управлении фирмой, в третьих - как плата за риск и т.д.   За каждым фактором производства стоят конкретные люди и группы людей. За трудом - наемные рабочие, за капиталом - его владельцы, за землей - его собственники. И если мы признаем, что всякое экономическое благо есть результат взаимодействия факторов производства, то обязаны признать и то, что все группы населения, стоящие за этими факторами участвуют своим трудом в создании благ и новой стоимости. Разница лишь в том, что одни участвуют сегодняшним живым трудом, а другие прошлым, воплощенным в материальных элементах производства. Это их накопленный овеществленный труд. Он может быть результатом трудовых усилий целого ряда поколений. Всякое экономическое благо есть в конечном счете продукт труда всего общества. И эффект его усилий принимает форму доходов (прибыли) на всех уровнях хозяйственной деятельности [16;142].

Прибыль в рыночном хозяйстве является вознаграждением такого специфического фактора, как предпринимательство.капитала или земли, неосязаемо. Во-вторых, мы не можем трактовать прибыль как своеобразную равновесную цену, по аналогии с рынком труда, капитала и земли. Эта специфика предпринимательства как фактора производства проявляется через его функции. Функциями предпринимательства являются: соединение других ресурсов - труда, капитала, земли - для производства товаров или услуг; принятие основных решений, связанных с деятельностью фирмы; осуществление нововведений в производстве или в сбыте продукции; взятие на себя рисков, вытекающих из выполнения предпринимательских функций. Предприниматель в результате выполнения этих функций вправе претендовать на определенный доход - прибыль [20;289].

Разница между общими доходами фирмы и общими издержками производства называется прибылью, которая определяется путем вычета из общей суммы продаж всех видов затрат: амортизации, зарплаты, процентов по ссудам и т.п. В этом случае прибыль называют чистым доходом.Прибыль это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности [18;173].

Прибыль как экономическая категория отражает доход, созданный в процессе предпринимательской деятельности. На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с расходами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли [39;283].

Финансовые результаты- это заслуга организации. Прибыль при этом является результатом хорошей работы или внешних объективных и субъективных факторов, а убыток- результатом плохой работы или внешних отрицательных факторов [41;62].

Таким образом, можно встретить следующие понятия прибыли:

в экономической теории прибылью называется доход на капитал;

прибыль по разовой сделке - разница между продажной ценой реализуемых товаров и затратами на их производство;

прибыль за определенный период производственной деятельности - как разница в величине чистых активов на конец и на начало периода.

Реализация продукции является одним из показателей планирования, оценки хозяйственной деятельности промышленного предприятия и основным источником дохода и бюджета. Денежные средства, поступающие на расчетный счет предприятия за реализованную продукцию, называются выручкой от реализации. Из выручки от реализации продукции предприятия возмещаются производственные затраты на израсходованные материальные ценности, формируется амортизационный фонд в соответствии с нормами амортизационных отчислений. Оставшаяся часть - чистая продукция, или валовой доход. Если исключить из чистой прибыли заработную плату с учетом отчислений на социальное страхование, а также налог на добавленную стоимость и акцизы, то можно определить прибыль предприятия. Прибыль от реализации товарной продукции является основной формой накопления промышленного предприятия [17;258].

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношении выполняет определенные функции.

Во-первых, характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей.

Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на оказываемые услуги и заработная плата, уровень хозяйствования, компетентность руководства, конкурентоспособность оказываемых услуг, организация производства и труда, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализованной продукции и себестоимость, поэтому для выяснения конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализованной продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве [39;272].

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников. Прибыль позволяет не только получать личный доход участникам предпринимательской деятельности, связанный с выплатой дивидендов, но и создает возможности предприятия в производственной, сбытовой, научно-технической, внешнеэкономической и другой деятельности. За счет прибыли осуществляются мероприятия по социальному развитию предприятия, в том числе увеличению фонда оплаты труда его работников [19;343].

В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

Для более полной характеристики прибыли следует представить ее как результативный и как количественный показатели: результативный - она отражает эффективность использования имеющихся ресурсов, результаты деятельности организации; количественный- это разница между ценой и стоимостью товаров, между объемом продаж и себестоимостью [41;63].

Различают прибыль бухгалтерскую и экономическую[21;111].

Экономическая прибыль - это разница между выручкой и всеми издержками производства (внешними и внутренними).

В бухгалтерском смысле прибыль - это разница между общей выручкой и внешними издержками.

Чистая прибыль - прибыль, остающаяся у предприятия, исчисляется как разница между балансовой прибылью и величиной уплаченных в бюджет налогов из прибыли. Чистая прибыль предприятия распределяется ежеквартально нарастающим итогом с начала года в соответствии с финансовым планом на фонды потребления, фонды накопления и резервные фонды. Иногда часть средств, направляемых в фонды потребления, фонды накопления и в резервные фонды, перечисляется вышестоящим органам с целью создания централизованных фондов и резервов. Чистая прибыль является одним из важнейших экономических показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия. Количественно она представляет собой разность между суммой прибыли до налогообложения и суммой внесенных в бюджет налогов из прибыли, экономических санкций и других обязательных платежей предприятия, покрываемых за счет прибыли.

Оставшаяся после распределения часть чистой прибыли называется нераспределенной прибылью и служит, как правило, в качестве источника пополнения оборотных средств предприятия до принятия решения о ее распределении, в соответствии с законодательством и учредительными документами предприятие может создавать фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд и другие специальные фонды и резервы. Нормативы отчислений от прибыли в фонды специального назначения устанавливается самим предприятием по согласованию с учредителями. Отчисления от прибыли в специальные фонды производятся ежеквартально. На сумму произведенных отчислений от прибыли происходит перераспределение прибыли внутри предприятия: уменьшается сумма нераспределенной прибыли и увеличиваются образуемые из нее фонды и резервы.

Тем самым чистая прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет нее осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

Понятие «прибыль» имеет разные значения с точки зрения организации, потребителя и государства. Но во всех случаях оно означает получение выгоды. Если организация работает прибыльно, то это означает то, что покупатель, приобретая товары у продавца, удовлетворяет свои потребности, а государство за счет поступающих налогов от продажи финансирует социальные задачи и поддерживает убыточные объекты.

1.2 Доходность и рентабельность организации и факторы, на нее влияющие


Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса.

Получение прибыли играет большую роль в стимулировании развития производства [7, с.46]. Но в силу определенных обстоятельств или упущений в работе (невыполнение договорных обязательств, незнание нормативных документов, регулирующих финансовую деятельность предприятия) предприятие может понести убытки. Прибыль - это обобщающий показатель, наличие которого свидетельствует об эффективности производства, о благополучном финансовом состоянии.

Если прибыль выражается в абсолютном выражении, то рентабельность - это относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень эффективности (прибыльности) хозяйственно-финансовой деятельности предприятия относительно определенной базы. Он характеризует уровень отдачи затрат и степень использования материальных, трудовых и денежных средств в процессе производства и реализации продукции. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

Показатели рентабельности (доходности) предприятия позволяют дать оценку его финансовых результатов и в конечном счете эффективности. К этим показателям обычно относят уровень рентабельности, который выражается как отношение того или иного вида прибыли к какой-либо базе. Разные показатели отражают разные стороны деятельности предприятия [13, с.98]. Вполне естественно, что в целом эффективность работы предприятия может определяться лишь системой показателей рентабельности. Она, включает в себя пять групп показателей: рентабельность продукции, продаж, активов, собственного капитала и прочие показатели.

Первая группа показателей - это рентабельность продукции, которую можно выразить двумя способами. Рентабельность единицы продукции (Рпрод) определяется как отношение прибыли (П) к себестоимости (С):

Рпрод = П / С                                          (1)

Роль этого показателя состоит в том, что с его помощью дается оценка затрат предприятия на единицу выпускаемой продукции. Кроме того, с его помощью определяется фактическая рентабельность. В мировой практике этот показатель имеет название «затраты плюс» [8, с.102].

Второй способ расчета показателя уровня рентабельности продукции - это расчет с учетом доходности на вложенный капитал.

Рвк = (ВК х УДвк) / (Сед х ОРнат),                                    (2)

где:

Рвк - рентабельность на вложенный капитал;

ВК - вложенный в данное производство капитал;

УДвк - уровень доходности на вложенный капитал, предусмот-ренный инвестиционным проектом;

Сед - себестоимость единицы продукции;

ОРнат - объем реализации в натуральном выражении.

Вторая группа показателей рентабельности - это рентабельность продаж, которая рассчитывается по следующей формуле:

= Прп / В,                                                (3)

где: - рентабельность продаж (ReturnonSales);

Прп - прибыль от реализации;

В - выручка от реализации.

Рост этого показателя может отражать рост цен на продукцию при постоянных затратах или увеличение спроса и соответственно снижении затрат на единицу продукции. Уменьшение этого показателя отражает обратные тенденции. Кроме того, этот показатель показывает долю прибыли в выручке от реализации, следовательно, соотношение в ней прибыли и полной себестоимости реализуемой продукции. Именно с помощью этого показателя предприятие может принять решение по поводу выбора пути увеличения прибыли: или снижать себестоимость, или увеличивать объем производства.

Данный показатель, рассчитанный на основе чистой прибыли, называют коэффициентом чистой прибыли.

Третья группа показателей рентабельности - рентабельность активов (или инвестиций):

= П/Аср,                                                   (4)

где: - рентабельность активов;

П - прибыль предприятия (может использоваться прибыль от реализации, валовая или чистая);

Аср - средняя величина активов (имущества) предприятия за определенный период.

Этот показатель может встречаться под названием ROI - Returnoninvestment, т.е. рентабельность инвестиций. Он отражает эффективность вложенных в предприятия денежных средств. В зависимости от ситуации может использоваться тот или иной вид прибыли, но в большинстве случаев оценка ведется по прибыли до налогообложения, т.е. по валовой, и по прибыли после налогообложения, т.е. по чистой прибыли.

Рентабельность активов можно представить себе как произведение следующих двух показателей:

= ROS х Oакт = (П/В) х (B/A) = (П/Аcр),                           (5)

где:

Оакт - оборачиваемость активов.

Таким образом, на рентабельность активов прежде всего оказывают влияние две группы факторов, связанных с рентабельностью продаж и оборачиваемостью активов.

Обычно при анализе рентабельности активов проводится анализ оборотных активов, т.е. его оборотных средств, так как их влияние на этот показатель значительно зависит от состояния и организации оборотных средств. Расчет ведется по следующей формуле:

Роа = ЧП/АII,                                                    (6)

где:

Роа - рентабельность текущих активов;

ЧП - чистая прибыль предприятия;

АII - средняя величина второго раздела актива баланса предприятия - оборотные активы.

Предприятие может аналогичным путем рассчитывать рентабельность и внеоборотных активов (основных средств и нематериальных активов), т.е. первого раздела актива баланса.

Четвертая группа показателей рентабельности - рентабельность акционерного или собственного капитала. Этот показатель занимает особое место, так как отражает отдачу или доходность главного вида средств, используемых предпринимателем, - собственных средств.

= ЧП/ ПIII,                                                         (7)

где: ОЕ - рентабельность акционерного капитала (ReturnonEquity);

ПIII - средняя величина собственного капитала предприятия за определенный период.

Особенность этого показателя в том, что он, во-первых, показывает эффективность собственных средств, т.е. чистую прибыль, полученную на вложенный рубль, и, во-вторых, степень риска предприятия, отражающую рост ROE.

На основе ROE предприятие может прогнозировать темпы роста своей прибыли.

Прирост прибыли в планируемом периоде определяется на основе следующего расчета и отражает долю чистой прибыли, направляемой на развитие производства:

ДП = (ROE х Kрн)/100,                                    (8)

где:

Д П - прирост прибыли в планируемом году;

Крн - коэффициент средств, направляемых на развитие производства из чистой прибыли.

Во взаимосвязи с ROE может быть использована знаменитая формула Дюпона: = (ЧП/В) х (В/Аср) х (Аср/ПIII).

Данная формула значительно расширяет аналитические возможности предприятия, в результате чего оно имеет возможность определить:

динамику чистой прибыли в выручке от реализации продукции (рентабельность продаж);

эффективность использования активов на основе выручки от реализации и существующие тенденции (оборачиваемость активов);

структуру капитала предприятия на основе той доли, которую составляют в активах собственные средства;

влияние вышеперечисленных факторов на ROE[11, c. 69].

Вместе с расчетом ROE предприятиям следует рассчитывать рентабельность так называемого перманентного капитала и рентабельность заемного капитала.

Рентабельность перманентного капитала рассчитывается следующим образом:

Рик = ЧП / (ПIII + ПIV),                                    (9)

где:

ПIV - средняя величина долгосрочных кредитов и займов, полученных предприятием за определенный период, т.е. четвертый раздел пассива баланса.

Долгосрочный кредит практически используется для формирования внеоборотных активов, способствует высвобождению собственных средств. Тем самым он как бы косвенно увеличивает собственные средства предприятия. Поэтому показатель рентабельности перманентного капитала в более широком смысле отражает рентабельность собственных средств предприятия, или, другими словами, средств, вложенных в предприятие на длительный срок.

Аналогично определяется рентабельность заемных средств, как долгосрочных и краткосрочных в целом, так и отдельно краткосрочных пассивов.

1.3 Подходы и методы оценки рентабельности организации


Однако для оценки эффективности работы предприятия недостаточно использование показателя прибыли, поскольку ее наличие еще не означает, что организация финансово-устойчивая. Абсолютная ее сумма не позволяет судить о степени доходности организации. Многие организации, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объемы продаж, разные объемы расходов на реализацию. Поэтому для определения эффективности произведенных расходов необходимо использовать относительный показатель - уровень рентабельности, который характеризует, насколько организация осуществляет свою основную деятельность по реализации продукции [10, c. 86].

В связи с тем, что рентабельность является многогранной категорией, ее невозможно выразить одним показателем. Поэтому для оценки рентабельности работы организации существуют группы показателей рентабельности:

обобщающие;

объемов деятельности;

результат деятельности;

экономических ресурсов;

текущих затрат.

Для более точного рассмотрения рентабельности необходимо обращать внимание на слагаемые показатели рентабельности, которые даны в таб. 1.

В организациях, кроме традиционных показателей рентабельности, оценивается эффективность использования экономических ресурсов и затрат в целом по организации с помощью следующих показателей: совокупный объем деятельности, совокупный доход, совокупные экономические ресурсы, совокупные экономические затраты [14, c. 86].

Совокупный объем деятельности для организаций представляет собой объем реализованной продукции и услуг. В стоимостном выражении этот показатель представляет собой выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг.

Показатель совокупного дохода организации представляет собой сумму валовых доходов от реализации, прочих доходов и доходов от прочей реализации (прочих операционных доходов). Валовой доход от реализации определяется как стоимостное выражения реализованных торговых надбавок и торговых скидок в торговле, общественном питании. Этот показатель применяется при расчете рентабельности валового дохода от реализации [25, с. 9].

Таблица 1 - Слагаемые показателей финансовых результатов и источники информации

Слагаемые показатели рентабельности

Источники информации

1. Прибыль (убыток) за отчетный период

«Отчет о прибылях и убытках» (строка050+строка120+строка150)

2. Прибыль (убыток) от реализации

«Отчет о прибылях и убытках» (строка060-строка070+строка080-строка090+ +строка100-строка110)

3. Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов

«Отчет о прибылях и убытках» (строка060-строка070+строка080-строка090+ +строка100-строка110)

4. Прибыль (убыток) от прочих доходах и расходах

«Отчет о прибылях и убытках» (строка130-строка140)

5. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

«Отчет о прибылях и убытках» (строка160-строка170)

6. Выручка от реализации товаров, продукции работ, услуг

«Отчет о прибылях и убытках» (строка010)

7. прочие доходы

«Отчет о прибылях и убытках» (строка130)

8. Прочие операционные доходы

«Отчет о прибылях и убытках» (строка100)

9. прочих расходы

«Отчет о прибылях и убытках» (строка140)

10. Прочие операционные расходы

«Отчет о прибылях и убытках» (строка110)


Совокупные текущие затраты - это показатель, который следует использовать при расчете рентабельности совокупных затрат и затрат на реализацию продукции. Совокупные текущие затраты представляют собой сумму затрат организации на реализацию товаров и услуг, а также прочих затрат, затрат по прочей реализации (прочих операционных затрат). Затраты на реализацию товаров и услуг определяются как сумма затрат на реализацию продукции и расходов на реализацию торговли.

Таким образом, проблема рентабельности, методы её количественного измерения постоянно находится в центре внимания при разработке методических и инструктивных материалов. В этом плане заслуживает внимания предложение экономистов о введении классификации показателей рентабельности на абсолютные и относительные, в зависимости от способа их количественного выражения.

Абсолютные показатели рентабельности - это валовой и чистый доход. Однако, абсолютные размеры чистого дохода, прибыли и валового дохода не позволяют в полной мере сравнить экономические результаты производственной деятельности предприятий. Предприятие может получить прибыли на тысячу рублей и на миллион. В обоих случаях производство является рентабельным, а эффективность может быть разной, так как она зависит от размеров производства, структуры продукции, величины издержек производства и так далее. Поэтому для характеристики экономической эффективности производства используют также относительные показатели рентабельности, которые выражаются в виде отношения двух соизмеримых величин: валового, чистого дохода, прибыли, и показателей эффективности использования тех или иных производственных ресурсов или затрат. Относительные показатели рентабельности могут быть исчислены в денежном измерении или, чаще всего, в процентах. С их помощью рентабельность производства может быть выражена как по валовой, так и по реализованной (товарной) продукции.

На практике, в основном, используются относительные показатели рентабельности реализованной продукции, наказываемые нормой или уровнем рентабельности. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;

показатели, характеризующие рентабельность продаж;

показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами. Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

2. Оценка уровня доходности ЗАО "Ассорти"

2.1 Организационно-экономическая характеристика организации


Сеть продуктовых магазинов "Ассорти" является одной из самых широких в Сыктывкаре. За несколько лет плодотворной работы магазины "Ассорти" зарекомендовали себя только с лучшей стороны. Так с целью оценки качества и привлекательности некоторых товаров и торговых новинок в магазине регулярно проводятся дегустации и выставки продажи, о которых заранее сообщают покупателям.

Закрытое акционерное общество "Ассорти" является хозяйствующим субъектом, обладающим правами юридического лица по законодательству Российской Федерации, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, печать со своим наименованием, бланки. Данное предприятие объединяет и управляет магазинами, образуя торговую сеть. Основное направление товарооборота - продукты питания.

Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и его Уставом. Полное фирменное наименование предприятия - Закрытое акционерное общество "Ассорти".

В собственности ЗАО "Ассорти" находится имущество, учитываемое на самостоятельном балансе. Имущество общества образуется за счет личных средств учредителей (участников), вложенных в уставной капитал, из дополнительных взносов в имущество общества, доходов от производственно-хозяйственной деятельности, краткосрочных кредитов, а также иных поступлений.

Основной целью деятельности ЗАО «Ассорти» является получение максимальной прибыли. Для достижения поставленной цели предприятие намерено увеличить свою долю на рынке реализации продуктов питания в городе Сыктывкаре и в перспективе выйти на новые рынки в прилегающих районных центрах (селах Айкино, Корткерос, Выльгорт).

Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером, в подчинении которого находятся три бухгалтера материальной группы и кассир. Главный бухгалтер подчиняется генеральному директору.

Генеральный директор фирмы представляет ее интересы в отношениях с другими предприятиями, организациями и учреждениями, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в банках расчетные и иные счета, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников фирмы.

В настоящее время торговая сеть имеет около 15 постоянных поставщиков, находящихся в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Среди них можно выделить наиболее крупных: «Салрус», «Бизнес диалог», «Статус», «Продуктсервис», «Магистраль», «Мой мир», «Альянс трейдинг». Иногда продукты поступают по разовым договорам. С постоянными поставщиками налажены тесные доверительные взаимоотношения. Перебоев с поставками продуктов практически не бывает. Товар доставляется собственным автомобильным транспортом либо экспедиционными компаниями. Условия оплаты за товар различны. В основном - это месяц со дня получения товара.

Так как предприятие является предприятием розничной торговли, единственным потребителем продуктов питания является население. Торговая сеть предлагает продукты питания, ориентированные на все сегменты населения. Основную массу покупателей составляет молодежь и люди среднего возраста (около 70%). На основании этого проводится соответствующая ассортиментная политика, направленная в первую очередь на удовлетворение потребностей именно этой части населения.

ЗАО «Ассорти» специализируется на торговле продуктами питания; в последние годы получена лицензия на торговлю алкогольными напитками. Продукция предприятия имеет спрос в Сыктывкаре, Ухте, а также прочих городах республики Коми. Основные потребители - работающие граждане старше 35 лет среднего и ниже среднего уровня дохода.

Выручка от реализации ЗАО «Ассорти» в действующих ценах возросла в 2011 г на 61,78%, в 2013 году - на 19,6%, себестоимость увеличилась в 2011 г на 71,95%, в 2013 году - на 13,14% (Приложение А). Уровень рентабельности основной деятельности снизился в 2011 году на 3,87%, возрос в 2013 году с 4,25% до 10,2%.Вместе с ростом численности работающих, произошло повышение производительности труда на 25,91%, что является положительной характеристикой итогов 2011-2013 годов.Основные средства у нашего предприятия сократились, реализация товаров и услуг возросла, поэтому показатель фондоотдачи имеет положительную динамику.

Финансовое состояние предприятия - это обеспеченность или необеспеченность предприятия денежными средствами для обеспечения его хозяйственной деятельности.

Цель анализа финансового состояния предприятия заключается в изучении эффективности использования ресурсов руководителями, соответствующими службами предприятия, его учредителями, инвесторами, банками для оценки условий кредитования и определения степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступлений средств в бюджет и т. д.

Финансовая устойчивость - составная часть общей устойчивости предприятия, сбалансированность финансовых потоков, наличие средств, позволяющих организации поддерживать свою деятельность в течение определенного периода времени, в том числе обслуживая полученные кредиты и производя продукцию. Во многом определяет финансовую независимость организации.

Финансовая устойчивость является показателем платёжеспособности в длительном промежутке времени. В отличие от кредитоспособности является показателем, важным не внешним, а внутренним финансовым службам. Финансовая устойчивость и ее оценка - часть финансового анализа в организации. Для того чтобы анализировать финансовую устойчивость предприятия, используются определенные показатели.

Коэффициенты финансовой устойчивости характеризуют состояние и динамику финансовых ресурсов предприятий с точки зрения обеспечения ими производственного процесса и других сторон их деятельности. Коэффициент автономии показывает степень зависимости или независимости от заемных источников. Чем больше значение данного показателя, тем более предприятие финансово устойчиво. За анализируемый период предприятие не было финансово устойчиво.

Таблица 2 - Анализ финансовой устойчивости

Название показателя

Формула расчета

Норматив

Годы




2011

2012

2013

Коэффициент автономии

стр.490 / стр.300

> 0,5

0,41

0,39

0,37

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств

(стр.590 + стр.690) / стр.490

< 1

1,44

1,56

1,68

Коэффициент финансовой зависимости

(стр.590 + стр.690) / стр.300

0,25 - 1

0,59

0,61

0,63

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

(стр.490 - стр.190) / стр.290

≥ 0,5

-0,42

-0,54

-0,82

Коэффициент маневренности

(стр.490 - стр.290) / стр.490

0,2 - 0,5

-0,01

-0,01

0,08

Коэффициент финансовой устойчивости

(стр.490 + стр.590) / стр.300

чем больше, тем лучше

0,61

0,59

0,58


Дополнением к коэффициенту автономии является коэффициент соотношения заемного и собственного капитала. Он показывает величину заемных средств, приходящихся на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы предприятия. Из анализа таблицы видно, что у предприятия большой процент заемных средств.

Коэффициент финансовой зависимости находится на оптимальном уровне. В таблице 6 представлены расчеты коэффициентов финансовой устойчивости.

Коэффициент маневренности собственного капитала показывает, какая часть собственного капитала вложена в оборотные средства. Значения коэффициентов на предприятии указывают на отрицательный финансовый маневр в организации.

Коэффициент финансовой устойчивости показывает удельный вес источников финансирования, которые организация может использовать в своей деятельности длительное время. За период 2011-2013 гг. значения коэффициентов приблизительно равны 0,6, следовательно, финансовая устойчивость предприятия находится на среднем уровне.

Определение типа финансовой устойчивости

В ходе анализа деятельности предприятия используется такое понятие, как тип финансовой устойчивости. Он определяется на основании соотношения различных показателей оборотных средств, материально-производственных запасов и источников их формирования. В результате определяется финансовая стабильность компании и пути решения проблем.

Таблица 3 - Алгоритм расчета абсолютных показателей, характеризующих различные виды источников

Показатели

Алгоритм расчета

1. Наличие собственных оборотных средств (СОС)

Собственный капитал за минусом внеоборотных активов По балансу (с.490+с.640-с.190)

2. Наличие собственных и долгосрочных заемных источников (СОС + ДП)

Собственные оборотные и долгосрочные заемные средства за минусом внеоборотных активов По балансу (с.490+с.640+с.590-с.190)

3. Наличие собственных, долгосрочных и краткосрочных заемных источников (СОС + ДП + КП)

Собственные, долгосрочные и краткосрочные заемные источники за минусом внеоборотных активов По балансу (с.490+с.640+с.590+с.610-с.190)


Наиболее обобщающим абсолютным показателем финансовой устойчивости является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат, т. е. разницы между величиной источников средств и величиной запасов и затрат. При этом имеется в виду обеспеченность источниками собственных и заемных средств, за исключением кредиторской задолженности и прочих пассивов.

В зависимости от соотношения величин показателей материально-производственных запасов, собственных оборотных средств и иных источников формирования запасов можно с определенной степенью условности выделить следующие типы финансовой устойчивости:

­    абсолютная финансовая устойчивость;

­    нормальная финансовая устойчивость;

­    неустойчивое финансовое состояние;

­    кризисное финансовое состояние.

Для оценки финансовой устойчивости применяют методику расчета трехкомпонентного показателя типа финансовой ситуации.

Для характеристики источников формирования запасов и затрат используются показатели, которые отражают различные виды источников (таблица 7).

Трем показателям наличия источников формирования запасов и затрат соответствуют три показателя обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования:

. Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств (ФС), определяемый как разница между наличием собственных оборотных средств и величиной запасов и затрат:

ФС= СОС - З,                                           (5)

2. Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (ФД), определяемый как разница между наличием собственных и долгосрочных заемных источников и величиной запасов:

ФД= (СОС+ДП) - З,                                          (6)

. Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат (ФО), определяемый как разница между общей величиной основных источников и величиной запасов:

ФО= (СОС+ДП +с.610) - З,                              (7)

С помощью данных показателей можно определить трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации. Выделяют четыре типа финансовых ситуаций:

.        Абсолютная финансовая устойчивость отвечает следующим условиям:

ФС > 0; ФД > 0; ФО > 0.

Трехкомпонентный показатель равен: S=(1; 1; 1).

.        Нормальная финансовая устойчивость гарантирует платежеспособность предприятия:

ФС < 0; ФД > 0; ФО > 0.

Трехкомпонентный показатель равен: S=(0; 1; 1).

.        Неустойчивое финансовое состояние, сопряженное с нарушением платежеспособности предприятия. При данном типе финансовой ситуации сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств:

ФС < 0; ФД < 0; ФО > 0.

Трехкомпонентный показатель равен: S=(0; 0; 1).

.        Кризисное финансовое состояние, при котором предприятие полностью зависит от заемных источников финансирования. Собственного капитала, долго- и краткосрочных кредитов и займов не хватает для финансирования материально-производственных запасов. Пополнение запасов осуществляется за счет средств, образующихся в результате погашения кредиторской задолженности:

ФС < 0; ФД < 0; ФО < 0.

Трехкомпонентный показатель равен: S=(0; 0; 0).

Для определения типа финансовой устойчивости необходимо проанализировать динамику источников средств, необходимых для формирования запасов и затрат (таблица 4).

Таблица 4 - Анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости предприятия, тыс. руб.

Показатели

2011 год

2012 год

2013 год

1. Собственные оборотные средства (СОС)

-10469

-13826

-21613

2. Долгосрочные кредиты и займы (ДП)

12045

13194

15827

3. Собственные и долгосрочные заемные источники (СОС+ДП)

1576

-632

-5786

4. Краткосрочные кредиты и займы (стр.610)

21426

22327

25147

5. Общая величина основных источников средств (СОС+ДП+с.610)

23002

21695

19361

6. Запасы и затраты (З)

16240

17629

17904

7. Излишек или недостаток собственных оборотных средств (ФС)

-26709

-31455

-39517

8. Излишек или недостаток собственных и долгосрочных заемных источников (ФД)

-14664

-18261

-23690

9. Излишек или недостаток общей величины основных источников (ФО)

6762

4066

1457

10. Трехкомпонентный показатель типа финансовой устойчивости (S)

(0,0,1)

(0,0,1)

(0,0,1)


По данным таблицы 4 можно сказать, что предприятие за анализируемый период относится к третьему типу финансовой устойчивости - неустойчивое финансовое состояние. Такое состояние характеризуется покрытием (равенством или излишком) величины всех основных источников формирования запасов. Величина этих запасов при данном финансовом состоянии платежеспособности нарушается и ее восстановление возможно только путем привлечения временно свободных источников средств в оборот предприятия, кредитов банков и так далее.

Один из основных составляющих финансовой устойчивости предприятия - ликвидность и платежеспособность.

Платежеспособность предприятия определяется его возможностью и способностью своевременно и полностью выполнять платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций денежного характера. Платежеспособность влияет на формы и условия коммерческих сделок, в том числе на возможность получения кредита.

Ликвидность предприятия определяется наличием у него ликвидных средств,  к которым относятся наличные деньги, денежные средства на счетах в банках и легкореализуемые элементы оборотных ресурсов. Ликвидность отражает способность предприятия в любой момент совершать необходимые расходы.

Для оценки ликвидности организации в финансовом анализе рассчитываются коэффициенты ликвидности - показатели способности компании вовремя выполнять свои краткосрочные финансовые обязательства.

Таблица 5 - Анализ ликвидности

Название показателя

Формула расчета

Значения



2011 г.

2012 г.

2013 г.

Коэффициент текущей ликвидности

стр.290 / (стр.690 - стр.640)

1,07

0,98

0,82

Коэффициент критической ликвидности

(стр.290 - стр.210 - стр.220) / (стр.690 - стр.640)

0,37

0,31

0,26

Коэффициент абсолютной ликвидности

стр.260 / (стр.690 - стр.640)

0,16

0,12

0,10


Коэффициент текущей ликвидности показывает, какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все оборотные средства. Этот коэффициент более всего интересен для покупателей и держателей акции предприятия. Значение показателя текущей ликвидности на предприятии не соответствует нормативному значению (от 1 до 2). Это свидетельствует о том, что предприятие не способно покрывать в полном объеме свои текущие обязательства текущими активами.

Значения коэффициентов критической ликвидности за анализируемый период также < 1, в 2013 году данный коэффициент составляет 0,26, то есть лишь 26% краткосрочных обязательств организации может быть немедленно погашены за счет средств на различных счетах.

Коэффициент абсолютной ликвидности представляет собой отношение денежных средств, которыми располагает предприятие на счетах в банках и в кассе, к краткосрочным обязательствам. Данный коэффициент предприятия низок (0,1). Это свидетельствует о том, что предприятие может оплатить лишь 10% своих краткосрочных обязательств в ближайшее время за счет денежных средств и краткосрочных ценных бумаг.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков. Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются следующие условия:

А1 > П1; А2 > П2; А3 > П3; А4 < П4,

где А1 - абсолютно ликвидные активы (денежная наличность и краткосрочные финансовые вложения стр. 250 + стр. 260);

А2 - быстро реализуемые активы (дебиторская задолженность и прочие оборотные активы стр. 240 + стр. 270);

А3 - медленно реализуемые активы (запасы с НДС, без статей расходов будущих периодов и долгосрочные финансовые вложения стр. 210 + стр. 220);

А4 - трудно реализуемые активы (внеоборотные активы за вычетом долгосрочных финансовых вложений: стр. 190 + стр. 230);

П1 - наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность, прочие пассивы: стр. 620 + стр. 630);

П2 - краткосрочные обязательства (краткосрочные кредиты и займы, задолженность перед учредителями, резервы предстоящих расходов, прочие краткосрочные обязательства: стр. 610 + стр. 650 + стр. 660);

П3 - долгосрочные обязательства (долгосрочные кредиты и займы, прочие долгосрочные обязательства: стр. 590);

П4 - постоянные пассивы (собственный капитал и доходы будущих периодов: стр. 490 + стр. 640).

Для комплексной оценки ликвидности баланса рассчитывается общий показатель ликвидности (F л):


Значение данного коэффициента должно быть больше или равно 1.

В таблице 6приведен анализ общей ликвидности баланса.

Таблица 6 - Анализ ликвидности баланса

Показатели

Методика расчета

2011 год

2012 год

2013 год

Абсолютно ликвидные активы (А1)

стр. 250 + стр. 260

3693

3209

3281

Быстро реализуемые активы (А2)

стр. 240 + стр. 270

0

0

0

Медленно реализуемые активы (А3)

стр. 210 + стр. 220

16240

17629

17904

Трудно реализуемые активы (А4)

стр. 190 + стр. 230

39742

44177

55147

Наиболее срочные обязательства (П1)

стр. 620 + стр. 630

1769

4059

6918

Краткосрочные обязательства (П2)

стр. 610 + стр. 650 + стр. 660

21426

22327

25147

Долгосрочные обязательства (П3)

стр. 590

12045

13194

15827

Постоянные пассивы (П4)

стр. 490 + стр. 640

24435

25435

28440

Общий показатель ликвидности

(А1+0,5*А2+0,3*А3) / (П1+0,5*П2+0,3*П3)

0,53

0,44

0,36


Из расчетов видно, что за анализируемый период значение общего коэффициента ликвидности ниже оптимального уровня, следовательно, у предприятия низкая ликвидность.

Анализ деловой активности предприятия, или показатели оборачиваемости, позволяют оценить, насколько эффективно предприятие (или привлеченные) средства в процессе хозяйственной  использует свои деятельности.

Коэффициенты оборачиваемости - это группа показателей, которые характеризуют скорость финансового обращения относительно различных базовых параметров.

По данным агрегированного баланса ЗАО «Ассорти» необходимо определить абсолютные показатели деловой активности (таблица 14).

Из расчетов таблицы 7 видно, что в 2013 году произошло увеличение оборотов совершаемых всеми активами предприятия за год на 0,02 пункта, и продолжительность одного оборота снизилась на 7,71 дней.

В 2013 гг. предприятие получало с каждого вложенного рубля в основные средства 1,6 рублей выручки. При этом продолжительность одного оборота иммобильных активов в 2013 году увеличилась на 13,03 дней и составила 223,61 дней. Также наблюдается увеличение времени оборота всех мобильных активов. В 2013 году предприятие получает 3,07 рублей выручки с каждого вложенного рубля в оборотные активы. В 2012 году предприятие получало с каждого вложенного рубля в запасы 3,81 рублей выручки. В 2013 году этот показатель повысился до 4,5 рублей. Продолжительность одного оборота запасов уменьшилась на 14,57 дней и составила почти 80 дней.

Оборачиваемость дебиторской задолженности в 2013 году выше, чем в предыдущем периоде. Это свидетельствует о том, что часть дебиторов своевременно расплачивается по своим обязательствам.

Таблица 7 - Относительные показатели деловой активности

Показатель

2011 год

2012 год

2013 год

Изменение 2011 года к 2012 году

Коэффициент оборачиваемости активов

1,11

1,03

1,06

0,02

Продолжительность одного оборота активов, дни

324,76

348,71

341,00

-7,71

Коэффициент оборачиваемости внеоборотных активов

1,90

1,71

1,61

-0,10

Продолжительность одного оборота внеоборотных активов, дни

189,95

210,58

223,61

13,03

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

2,67

2,61

3,07

0,46

Продолжительность одного оборота оборотных активов, дни

134,81

138,13

117,40

-20,74

Коэффициент оборачиваемости запасов

4,07

3,81

4,50

0,69

Продолжительность одного оборота запасов, дни

88,38

94,55

79,98

-14,57

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

13,67

13,65

15,82

2,17

Продолжительность одного оборота дебиторской задолженности, дни

26,33

26,37

22,76

-3,61

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

2,71

2,64

2,83

0,19

Продолжительность одного оборота собственного капитала, дни

132,98

136,42

127,05

-9,37

Коэффициент оборачиваемости краткосрочных кредитов и займов

2,85

2,54

2,51

-0,03

Продолжительность одного оборота краткосрочных кредитов и займов, дни

126,23

141,52

143,25

1,72

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

37,39

16,54

11,65

-4,89

Продолжительность одного оборота кредиторской задолженности, дни

9,63

21,77

30,91

9,13


В 2013 году произошло увеличение оборачиваемости собственного капитала, что означает увеличение эффективности его использования, и продолжительность одного оборота собственного капитала снизилась на 9,37 дней.

В 2013 году отмечается незначительное сокращение срока оборачиваемости краткосрочных кредитов и займов на 0,03 дней. В 2013 году предприятие покрывает свою краткосрочную кредиторскую задолженность за 11,65 дней.

Таким образом, на основании анализа финансового состояния ЗАО «Ассорти» можно сделать следующие выводы:

. Анализ финансовой устойчивости показал, что финансовое состояние организации в настоящее время не является устойчивым, так как часть показателей финансовой устойчивости не соответствуют нормативным значениям (в частности коэффициент автономии).

. Анализ ликвидности показал, что за анализируемый период значение общего коэффициента ликвидности ниже оптимального уровня, следовательно, у предприятия низкая ликвидность.

Можно заключить, что в настоящее время существует необходимость в реализации мероприятий, направленных на совершенствование управления финансовым состоянием предприятия:

-       автоматизация управления дебиторской задолженностью;

-       увеличение реализации наиболее рентабельной продукции;

-       формирование графика поставки продукции.

2.2 Анализ прибыльности ЗАО «Ассорти»


Рентабельность по затратам относительно чистой прибыли отражает устойчивую динамику к снижению (рис. 2)

Столь низкий уровень рентабельности по чистой прибыли обусловлен значительными коммерческими и управленческими затратами организации.

Для определения причин изменений в доходности предприятия следует проанализировать влияние различных показателей прибыли на рентабельность ЗАО «Ассорти» за анализируемый период. Для этого рассчитаем рентабельность оборота по показателям валовой прибыли, прибыли до налогообложения и чистой прибыли. Результаты представим графически (рис. 3).

Рис. 2. Динамика рентабельности затрат

Рис. 3. Динамика показателей рентабельности оборота за 2011-2013 гг.

Соотношение чистой прибыли и выручки от продаж, то есть показатель рентабельности продаж по чистой прибыли, отражает ту часть поступлений, которая остается в распоряжении ЗАО «Ассорти» с каждого рубля реализованной продукции. Значение показателя в анализируемом периоде составило 0,1%, что отражает необходимость расширять заимствования средств для финансирования оборотного капитала ЗАО «Ассорти».

Значительный разрыв в рентабельности по валовой прибыли и по прибыли до налогообложения свидетельствует о том, что ЗАО «Ассорти» в 2011 году большую часть прибыли получал за счет прочих доходов, а доходность текущей деятельности значительно снизилась.

Рис. 4. Динамика рентабельности активов в 2011-2013 гг.

Снижение значения рентабельности активов по чистой прибыли за анализируемый период с 0,4% до 0,2% свидетельствует о весьма низкой эффективности использования имущества. Уровень рентабельности активов по чистой прибыли в размере 0,2% на конец анализируемого периода обеспечивается низкой оборачиваемостью активов, составившей на конец периода 1,94 оборота за год, присравнительно низкой (0,2%) доходности всех операций (по чистой прибыли).

В целом, динамика оборачиваемости активов, которая показывает, с какой скоростью совершается полный цикл производства и обращения, а также отражает уровень деловой активности ЗАО «Ассорти», отрицательна.

Отрицательное влияние падения оборачиваемости активов заключается не только в том, что уменьшается показатель рентабельности активов, но и в том, что Предприятию требуется изыскать дополнительные финансовые ресурсы для содержания активов, которые не приносят должной отдачи.

Необходимо проверить, является ли отрицательная динамика временной, то есть обусловлены ли она расходами ЗАО «Ассорти», которые предполагают значительное повышение прибыльности продаж в будущем. Данный коэффициент рассматривают в сочетании с такими показателями, как объем продаж и чистая прибыль в расчете на одного работника, объем продаж в расчете на единицу площади и т.п. Для этого необходимо дополнительно проанализировать калькуляцию затрат ЗАО «Ассорти».

Для факторного анализа рентабельности применим двухфакторную модель Дюпона:

,

где:

Роб - рентабельность оборота,

ОА - оборачиваемость активов,

Таблица 8 - Данные для факторного анализа рентабельности ЗАО «Ассорти» по модели Дюпона


Теперь методом цепных подстановок определим уровень факторов, повлиявших на изменение величины рентабельности активов.

Ра2011 = 0,12% * 2,16 = 0,3%

Усл.1: Ра = 0,12%*2,16 = 0,3%

Влияние изменения доходности продаж: DРа = 0,3 - 0,3 = 0

Усл.2: Ра = 0,12%*1,94 = 0,2%

Влияние изменения оборачиваемости активов: DРа = 0,2 - 0,3 = - 0,1%

Таким образом, снижение уровня рентабельности активов на 0,1% обусловлено замедлением оборачиваемости активов.

 

2.3 Пути повышения уровня доходности организации


Рост и развитие ЗАО «Ассорти» связаны с разработкой и реализацией стратегии и тактики повышения доходности предприятия, путем эффективного управления формирования и распределения его доходов. Что представляет собой сложный процесс, основанный на глубоком знании конъюнктуры рынка, возможностей предприятия, условий и факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия, умении предвидеть реальные пути получения высоких результатов деятельности.

РентабельностьЗАО «Ассорти»рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие деловой активности предприятия, как результат его деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них.

В современных условиях функционирования ЗАО «Ассорти»появились новые возможности повышения его доходности, открытые в ходе рыночных преобразований, помимо традиционных (рост выручки, снижение издержек обращения и т.п.). Среди них основными являются:

-             формирование ассортимента товаров и услуг с учетом их доходности;

-             новая философия взаимоотношений с контрагентами;

-             использование возможностей рисковой деятельности;

-             инновационная политика;

-             выгодное размещение денежных ресурсов и другие.

ЗАО «Ассорти» при формировании ассортимента реализуемых товаров следует обеспечить его достаточную широту и глубину, так как чем более разнообразным будет ассортимент, тем полнее будет удовлетворен спрос населения, то есть покупатель заинтересован в возможности широкого выбора товаров. И в то же время необходимо обеспечить выгодность каждой коммерческой сделки: целесообразно обеспечить взвешенный подход при выборе поставщиков, определении оптимальной партии и цены закупки товаров, установлении обоснованной коммерческой маржи, расходовании средств на осуществлении коммерческой деятельности.

Диверсификация ассортимента путем включения в ассортиментный перечень взаимозаменяемых товаров позволит повысить комплектность покупок, а значит, увеличит выручкуЗАО «Ассорти»

В частности, новых клиентов можно привлечь более продуманной, чем у других предприятий, рекламой и пропагандой, высокой репутацией и специализацией ЗАО «Ассорти», дополнительными услугами, более низкими ценами (при том же качестве продукции), легкостью приобретения (отсутствие очередей, широкий выбор товаров), предложением покупателям товаров с учетом их покупательских привычек.

Увеличение объемов реализуемой продукции в результате снижения цен и стоимости услуг возможно при реальном снижении стоимости предназначенной к реализации продукции, ускорении оборачиваемости запасов, повышении управляемости запасами и закупками, ликвидации неходовых товаров.

Для увеличения рентабельностиЗАО «Ассорти»необходимо постоянно заботиться о сохранении имеющихся денежных ресурсов и их приумножении. Поскольку рыночные отношения предполагают, что деньги должны делать деньги, у владельцев временно свободных денежных средств возникает проблема, как рационально распорядиться ими с целью обеспечения соответствующего их прироста. Особенно это актуально для ситуации с высоким уровнем инфляции. Временно свободные средства можно разместить на депозитах, найти возможность взаимодействия с финансовыми компаниями, конвертировать в твердую валюту, покупать банковские векселя, ценные бумаги.

Для повышения рентабельностиЗАО «Ассорти»следует осуществлять следующие меры (при выполнении общего правила - прибыль должна быть обеспечена при любых затратах):

-       разрабатывать и проводить в жизнь новые идеи по привлечению покупателей в ЗАО «Ассорти»: проводить выставки-продажи; организовывать консультации специалистов; продлевать часы работы в предвыходные и предпраздничные дни;

-       повышать квалификацию работников, что будет сопровождаться ростом производительности их труда; построить эффективную систему материального стимулирования персонала; постоянно повышать культуру обслуживания, обеспечивать полноту ассортимента товаров и услуг;

-       широко использовать средства рекламы и информации, для повышения информированности покупателей о предлагаемой продукции для способствования формированию новых направлений спроса и экономии времени на приобретение продукции, проводить выставки-демонстрации, выставки-продажи;

-       постоянно анализировать состояние дел у конкурентов, выявлять его сильные и слабые стороны, использовать опыт;

-       снижение уровня издержек обращения (то есть их размера в цене каждой единицы продукции) может быть обеспечена за счет роста объема продажи, реализации внутренних резервов их экономии и других направлений хозяйственной деятельности.

Для ЗАО «Ассорти» одним из основных показателей доходности является рентабельность выручки, исчисляемая как отношение прибыли от продажи товаров к выручке. Взаимосвязи и пропорции между основными экономическими показателями, характеризующими хозяйственно - финансовую деятельность ЗАО «Ассорти», приведены во второй главе.

 


Заключение


Показатели рентабельности (доходности) предприятия позволяют дать оценку его финансовых результатов и в конечном счете эффективности. К этим показателям обычно относят уровень рентабельности, который выражается как отношение того или иного вида прибыли к какой-либо базе. Разные показатели отражают разные стороны деятельности предприятия. Вполне естественно, что в целом эффективность работы предприятия может определяться лишь системой показателей рентабельности. Она, включает в себя пять групп показателей: рентабельность продукции, продаж, активов, собственного капитала и прочие показатели.

Сеть продуктовых магазинов "Ассорти" является одной из самых широких в Сыктывкаре. За несколько лет плодотворной работы магазины "Ассорти" зарекомендовали себя только с лучшей стороны. Так с целью оценки качества и привлекательности некоторых товаров и торговых новинок в магазине регулярно проводятся дегустации и выставки продажи, о которых заранее сообщают покупателям.

Закрытое акционерное общество "Ассорти" является хозяйствующим субъектом, обладающим правами юридического лица по законодательству Российской Федерации, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, печать со своим наименованием, бланки. Данное предприятие объединяет и управляет магазинами, образуя торговую сеть. Основное направление товарооборота - продукты питания. Выручка от реализации ЗАО «Ассорти» в действующих ценах возросла в 2011 г на 61,78%, в 2013 году - на 19,6%, себестоимость увеличилась в 2011 г на 71,95%, в 2013 году - на 13,14%. Уровень рентабельности основной деятельности снизился в 2011 году на 3,87%, возрос в 2013 году с 4,25% до 10,2%. Вместе с ростом численности работающих, произошло повышение производительности труда на 25,91%, что является положительной характеристикой итогов 2011-2013 годов. Основные средства у нашего предприятия сократились, реализация товаров и услуг возросла, поэтому показатель фондоотдачи имеет положительную динамику.

Соотношение чистой прибыли и выручки от продаж, то есть показатель рентабельности продаж по чистой прибыли, отражает ту часть поступлений, которая остается в распоряжении ЗАО «Ассорти» с каждого рубля реализованной продукции. Значение показателя в анализируемом периоде составило 0,1%, что отражает необходимость расширять заимствования средств для финансирования оборотного капитала ЗАО «Ассорти».Значительный разрыв в рентабельности по валовой прибыли и по прибыли до налогообложения свидетельствует о том, что ЗАО «Ассорти» в 2012 году большую часть прибыли получал за счет прочих доходов, а доходность текущей деятельности значительно снизилась.

Снижение значения рентабельности активов по чистой прибыли за анализируемый период с 0,4% до 0,2% свидетельствует о весьма низкой эффективности использования имущества. Уровень рентабельности активов по чистой прибыли в размере 0,2% на конец анализируемого периода обеспечивается низкой оборачиваемостью активов, составившей на конец периода 1,94 оборота за год, при сравнительно низкой (0,2%) доходности всех операций (по чистой прибыли).В современных условиях функционирования ЗАО «Ассорти» появились новые возможности повышения его доходности, открытые в ходе рыночных преобразований, помимо традиционных (рост выручки, снижение издержек обращения и т.п.). Среди них основными являются:

•        формирование ассортимента товаров и услуг с учетом их доходности;

•        новая философия взаимоотношений с контрагентами;

•        использование возможностей рисковой деятельности;

•        инновационная политика;

•        выгодное размещение денежных ресурсов и другие.

Список использованных источников


1.   Аносов В.А. О резервах роста рентабельности на современном этапе // Финансы. Учет. Аудит.2012. №9

2.   Артеменко В.Г., Беллендир М.В. «финансовый анализ». - М., 2011 - 325 с.

3.      Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа.- М.: финансы и статистика, 2012 г. - 430с.

.        Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента.. - М.: Финансы и Статистика, 2010 - 306 с.

.        Барногльц С.Б., Экономический анализ хозяйственной деятельности на современном этапе развития, М.:2010 - 305с.

.        Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: пер. с англ. - М.: финансы и статистика, 2011 г.

.        Бочаров В.В.. Комплексный финансовый анализ.- СПб.:Питер,2010.-432с.:ил.-(Серия «Академия финансов»).

.        Бука Л.Н. Совершенствование анализа рентабельности продукции // Бухгалтерский учет и анализ. 2011. №12.

9.      Глухов А.В. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения // Маркетинг. 2013. №2.

10. Грищенко, Ю. И. Анализ финансовой отчетности / Ю. И. Грищенко // Справочник экономиста. - 2009. - № 2. - С. 26-35.

11. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской отчетности. - М.: издательство «Дис», 2009 - 336с.

12.    Ендовицкий Д.А.. Формирование и анализ показателей прибыли организации. //Экономический анализ. №11-2011. - с. 14-26

.        Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М. издательство «Дис»,2009 - 304с.

.        Жминько А.Е. Сущность и экономическое содержание прибыли. //Экономический анализ. № 7-2012. - с.60-64

.        Журавлев В.В.,Савруков Н.Т. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия // Деловая информация. 2012. №3.

16. Заболотская, Н. В. Оценка экономического потенциала предприятия [Текст] / Н. В. Заболотская, Т. В. Козлова // Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - № 5. - С. 42-47.

17. Климова, Н. В. Бухгалтерский финансовый и управленческий учет в анализе формирования и использования экономической прибыли / Н. В. Климова // Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - № 1. - С. 2-8.

.     Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: финансы и статистика, 2009 г.- 381с.

19.    Ковалев В.В., Волков О.Н.. Анализ хозяйственной деятельности предприятия-М.:ПБОЮЛ Гриженко Е.М.,2010.-424с.

.        Коваленко Е.М. Оценка рентабельности продаж и факторов, влияющих на его уровень // Экономика. Финансы. Управление. 2011. №2.

.        Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятий. Методы оценки. - М.: издательство «Дис», 2010 - 323с.

.        Маркарян Н.А. Герасименко Г.П. Финансовый анализ. - М.: «Приор», 2011 - 425с.

.        Методика экономического анализа деятельности промышленного предприятия / Под. Ред. Бужинского А.И., Шеремета А.Д.- М.:Финансы и статистика, 2010 - 124с.

.        Морозова Т.В. Методы оценки имущества предприятий //Бух.Учет. -2012-№3 - с50.

25. Омельченко, И. Н. Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / И. Н. Омельченко, А. Б. Саврасов, В. М. Хромых // Экономика и производство. - 2009. - № 2. - С. 39-44.

.     Палий В.Ф. Новая бухгалтерская отчетность. Содержание. Методика анализа-М.: библиотека журнала “Контроллинг”, 2011.

27.    Пузанкевич О. Анализ финансового состояния предприятия: Основные подходы // Финансы. Учет. Аудит. 2013. №8.

.        Рафикова Н.Т., Бакирова Р.Р. О предпосылках индексного анализа прибыли и окупаемости затрат //Экономический анализ. № 14-2009. - с.15-20

.        Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс. - 2-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 2013. 303с.

.        Самохвалова Ю.Н. Бухгалтерский учет и отражение в отчетности финансовых результатов. // Бухгалтерская отчетность организации. № 1-2009. - с.7-20

31.    Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб.пособие. - М.: Финансы и статистика, 2011. 304с.

.        Сурин О. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. // Аудит и налогообложение. 2013. №1.

33. Тарасова, М. А. Многокритериальная оптимизация и повышение эффективности работы лесопромышленного комплекса [Текст] / М. А. Тарасова // Лесной журнал. - 2011. - № 6. - С. 62-69.

.     Толпегина О.А. Показатели прибыли: экономическая сущность и содержание //Экономический анализ. № 20-2012. - с.10-15

35.    Трохина С.Д., Ильина В.А. Управление финансовым состоянием предприятия. //Финансовый менеджмент. №1 2010 - с15-18.

.        Шеремет А.Д., Ненашев Е.Д. Методика финансового анализа М:ИНФРА - М,2010.- 292с.

.        Яцюк Н.А., Халевинская Е.Д. Оценка финансовых результатов деятельности предприятия // Аудит и финансовый анализ. 2013. №1.

Похожие работы на - Финансовые показатели предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!