Анализ налогообложения предприятия ООО 'Старт'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    60,73 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ налогообложения предприятия ООО 'Старт'

Введение

В последние десятилетия Российская Федерация остро столкнулась с проблемой необходимости эффективного управления финансово-налоговой сферой. Особое значение необходимость эффективного совершенствования финансово-правового механизма обеспечения развития налоговой системы приобретает в условиях глобальной и региональной финансовой нестабильности.

Поскольку налоговые поступления формируют основную часть доходов федерального, региональных и местных бюджетов, они, тем самым, обеспечивают возможность воздействия на пропорции и темпы общественного развития через их расходную часть. Эго позволяет органам государственного управления осуществлять бюджетное субсидирование отраслей промышленности и отдельных хозяйствующих субъектов, реализовывать социальную политику, направлять государственные инвестиции в экономику, проводить взвешенную ценовую и кредитную политику, организовывать общественные работы. За счет бюджетных расходов государство финансирует социально значимые секторы экономики, создает новые высокотехнологичные производства, формирует промышленную инфраструктуру в экономически отсталых регионах, осуществляет прямые заказы на производство социально значимой и стратегической продукции. Следовательно, налогообложение выступает в качестве элемента организации и управления процессами общественного производства и играет существенную роль в обеспечении экономической безопасности государства.

Налоговые платежи составляют весомую долю в финансовых потоках организаций. Зачастую от грамотного, профессионального решения, принятого с учетом налоговых последствий, зависит судьба бизнеса, возможности его развития. Недоучет этой стороны финансовой деятельности организации, допущенные ошибки в расчетах по налогам с бюджетом оборачиваются тяжелыми финансовыми потерями. В настоящее время вести бизнес, не просчитав, сколько принесет прибыли та или иная сделка и сколько потребуется при этом заплатить налогов, практически невозможно. Проблемы налогообложения, учета и управления налогами по своей значимости сравнимы, пожалуй, только с проблемами, возникающими непосредственно в ходе осуществления производственной или любой другой предпринимательской деятельности. Значимость эта выражается в конкретных суммах, которые отдаются государству. Налоговые платежи, охватывая всю производственную и хозяйственную деятельность организаций, входя во все элементы, определяющие состав цены, влияют на эффективность производства, а также являются важнейшим фактором при принятии бизнес-решения.

Цель данной работы изучить налогообложение предприятий и его роль в хозяйственной деятельности предприятия.

Объект исследования ООО «Старт».

Задачи исследования:

рассмотреть теоретические основы налогообложения предприятий и его роль в хозяйственной деятельности;

изучить анализ налогообложения ООО «Старт»;

разработать предложения по оптимизации налогообложения ООО «Старт».

1. Теоретические основы налогообложения предприятий и его роль в хозяйственной деятельности

.1 Понятие и роль налогов и налогообложения

В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

В современной литературе о налогах приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях неизменно подчеркивается, что налог - платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.

Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками; с государством, государственными органами либо иными представителями государства каких-либо договоров.

К налогам также не относятся платежи обязательного характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а также различного рода компенсационные выплаты (например, выплаты по возмещению нанесенного ущерба).

В отдельных определениях налога указывается, что налоги - это платежи, взимаемые в установленном законом порядке. Это справедливо в том смысле, что в цивилизованном государстве обязанности по уплате налогов должны устанавливаться законом. Однако включение в определение слов «платежи, взимаемые в установленном законом порядке» сильно ограничивает значение термина «налог». В ряде современных государств налоги могут вводиться постановлениями высшей исполнительной власти. Иначе говоря, от того, что обязанность по внесению какого-либо платежа не была установлена законодательной властью, соответствующий платеж не теряет своего налогового характера.

В других определениях можно встретить указание на то, что налоги - это платежи, взимаемые с юридических и физических лиц. В данном случае вряд ли правомерно ограничивать само понятие «налог». Обязанность по уплате налогов может возлагаться не только на отдельных физических, лиц, но и на различного рода их объединения, не являющиеся юридическими лицами в соответствии с гражданским законодательством. Например, во Франции подоходный налог взимается с совокупного (объединенного для целей обложения) дохода всех членов семьи (домохозяйства). До ХХ в. налоги часто взимались не только с отдельных лиц, но и с таких объединений физических лиц, как общины и гильдии. Кроме того, существовали налоги, плательщиками которых выступали отдельные административно-территориальные единицы.

Часто отмечается, что налоги - денежные платежи (взимаются в денежной форме). Разумеется, в современных условиях большинство налоговых выплат осуществляется в денежной форме. Однако, с одной стороны, история содержит многочисленные примеры осуществления налоговых выплат в натуральной форме, а с другой стороны, многие современные налоговые системы в определенных случаях допускают уплату налогов путем предоставления государству товаров или услуг. Натуральная форма уплаты налогов наиболее характерна для отраслей добывающей промышленности. В России в конце 1990-х гг. стали использоваться соглашения о разделе продукции, в соответствии с которыми взимание ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов заменяется разделом произведенной продукции между государством и инвестором.

Налоги - один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов. Налог не перестает быть налогом только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.

В Российской Федерации в 1990-е гг. велись острые дискуссии, следует ли относить к налогам платежи в государственные социальные внебюджетные фонды. Если считать, что к налогам относятся только платежи, суммы по которым зачисляются в государственные бюджеты и бюджеты органов местного самоуправления, то платежи в государственные социальные внебюджетные фонды следует исключать из числа платежей налогового характера. Государство вправе самостоятельно устанавливать, куда будут зачисляться суммы тех или иных платежей. Аналогичные выплаты в США зачисляются в федеральный бюджет, а во Франции - во внебюджетные фонды. Природа этих платежей не изменяется в зависимости от адресности их зачисления. Аналогичная ситуация возникает с платежами в государственные целевые внебюджетные фонды (например, дорожные).

Возможна такая ситуация: законодательством установлена обязательность внесения каких-либо платежей, но при этом у плательщика существует право выбора определения адресности этих платежей. Такая ситуация возникает, например, при обязательном страховании определенных видов имущества, а также гражданской ответственности. Платежи по страхованию в этих случаях не относятся к налоговым, так как плательщик может заключить договор страхования на различных условиях и с различными страховыми компаниями. В тех же случаях, когда на плательщика возлагается обязанность перечислять средства в определенный законом фонд, соответствующие платежи приобретают характер налоговых.

Обязательными платежами, взимаемыми на основе государственного принуждения, являются также алименты (средства, которые в установленных законом случаях одни физические лица обязаны выплачивать на содержание других физических лиц). Эти платежи в число налоговых не включаются.

В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости - национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.

Налоговые доходы государства формируются га счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

Налогообложение - система изъятия имущества, основанная на властном подчинении. В системе налогообложения властный субъект изымает часть имущества у подчиненного ему объекта. Такое изъятие может иметь различные формы (дань, подать, и даже оброк). Изъятие имущества может сопровождаться насильственными действиями, но, как правило, осуществляется на основании консенсуса между властным и подчиненными субъектами, взамен на определенные преференции, получаемые подчиненным субъектом от властного. Применительно к государству, налогообложение является системой финансирования государственных органов за счет субъектов, признающих такое государство и принимающих его защиту.

В числе налоговых функций ученые называют:

фискальную,

распределительную,

контрольную,

стимулирующую,

регулирующую (макроэкономическую),

социальную.

Фискальная и регулирующая функции. По средствам фискальной функции системы налогообложения удовлетворяют общенациональные необходимые потребности. По средствам регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования - обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств.

Таким образом, обе налоговые функции позволяют трансформировать внутренний потенциал налогообложения из абстрактно воспринимаемой ее способности воздействовать на качественные и количественные параметры бизнеса в реальные результаты такого действия.

Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики.

Регулирующая (макроэкономическая) функция - это роль налогов и налоговой политики в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. В условиях России налоговая система проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного, углубления падения производства, формирования безработицы и неполной занятости рабочей силы.

Распределительная функция. Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

Социальная функция. Социальная функция налогов носит многоаспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. В условиях РФ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ. Многие социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение и т.д).

Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).

Социальная функция налоговой системы требует детального исследования, как с точки зрения ее усиления, так и с точки зрения устранения неоправданных льгот и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям или внутри федеральным отношениям.

Стимулирующая функция. Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастриваемая» функция. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.

Контрольная функция. Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.

В конкретном отношении контрольная функция налогов проявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.

Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено, эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.

.2 Основные виды налогов, уплачиваемые предприятиями

Налог на прибыль. С момента введения в действие главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) «Налог на прибыль организаций» все хозяйствующие субъекты, являющиеся плательщиками налога на прибыль, рассчитывают этот налог по правилам налогового учета.

Под прибылью в налоговом законодательстве понимается: полученные доходы минус осуществленные расходы. Понятие расхода установлено статьей 252 НК РФ:

«Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.»

Прочитайте внимательно положения данной статьи. Ведь, по сути это означает, что организация, при исчислении налога на прибыль, может учесть чуть ли не все осуществленные ею затраты. Главное требование законодательства, затраты должны быть обоснованными - экономически оправданными, направленными на получение дохода и документально подтвержденными. Считаете Вы, что нормальная производственная деятельность Вашей организации не может осуществляться без того или иного вида затрат, обоснуйте необходимость их осуществления, документально подтвердите и смело ставьте их в расходы. Вряд ли работники налогового органа будут оспаривать Ваше решение, в отношении осуществленных затрат, если организация будет подходить к этому вопросу именно с такой точки зрения. Даже если это и произойдет и придется обращаться в судебные инстанции, наверняка, судебный орган Вас поддержит, так как именно такая позиция заложена в законе.

Рассматривая порядок исчисления налога на прибыль, нельзя не остановиться на важнейшем аспекте - моменте признания выручки.

Налоговое законодательство вводит два метода учета доходов и расходов для целей налогообложения: метод начисления и кассовый метод. В зависимости от применяемого организацией метода зависит момент признания доходов и расходов при расчете налогооблагаемой прибыли.

Посмотрим, как трактует НК РФ оба эти понятия.

По общему правилу все налогоплательщики при исчислении налога на прибыль применяют при учете доходов и расходов метод начисления.

При этом методе доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).

Что касается внереализационных доходов, то при методе начисления даты их признания для налогообложения прибыли устанавливает пункт 4 статьи 271 НК РФ.

Порядок признания расходов, связанных с реализацией товаров включающий в себя материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы установлен статьей 272 НК РФ.

Прочие расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль того отчетного периода, в котором предприятие фактически понесло их, независимо от времени их оплаты. Значит, дата принятия большинства расходов для исчисления налога на прибыль - это день, когда они начислены. Исключение составляют расходы по обязательному и добровольному страхованию - их принимают для целей налогообложения прибыли в момент выплаты страховых взносов. Однако если условиями договора страхования предусмотрено перечисление взноса разовым платежом, то страховку распределяют равномерно в течение всего срока действия договора.

Глава 25 Налогового Кодекса не устанавливает жесткого регламентирования, какие именно расходы предприятий должны быть учтены в целях налогообложения прибыли. Следовательно, уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль могут любые расходы, которые экономически обоснованы и документально подтверждены (за исключением указанных в статье 270 НК РФ).

Порядок учета доходов и расходов при кассовом методе установлен статьей 273 НК РФ.

Кассовый метод связывает момент возникновения доходов и расходов с фактическим поступлением (выбытием) денежных средств и (или) иного имущества (имущественных прав).

Организации имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.

Принимая решение о применении кассового метода, налогоплательщику целесообразно оценить риски негативных последствий его применения. Указанные риски связаны с тем, что при превышении предельного размера выручки, налогоплательщику необходимо будет внести изменения в налоговый учет с начала года. При игнорировании этой обязанности, у налогоплательщика может возникнуть недоимка по налогу, что в свою очередь приведет к начислению пеней и штрафов.

Пример. (суммы указаны без учета НДС).

Допустим, выручка налогоплательщика от реализации товаров (работ, услуг) в 2012 году составила:

за I квартал - 1300 000 рублей;

за III квартал - 900 000 рублей;

за IV квартал - 900 000 рублей.

В среднем выручка за каждый квартал 2012 года составила 955 000 рублей ((1300 000 + 720 000 + 900 000 + 900 000)/4), то есть не превысила 1 млн. рублей. Это позволило налогоплательщику с 1 января 2013 года применять кассовый метод определения доходов и расходов.

Предположим, что выручка налогоплательщика от реализации товаров (работ, услуг) составила в 2013 году.

За I квартал -1080 000 рублей;

за II квартал - 900 000 рублей;

за III квартал - 1320 000 рублей;

за IV квартал -700 000 рублей.

Тогда по состоянию на 1 апреля 2013 года:+ III + IV (2012) + I (2013) = 720 000 + 900 000 + 900 000 + 1080 000 = 3600 000 - налогоплательщик может применять кассовый метод, так как средняя сумма выручки 3600 000/4=900 000 рублей;

по состоянию на 1 июля 2013 года:+ IV (2012) + I + II (2013) = 900 000 + 900 000 + 1080 000 + 900 000 = 3780 000 - налогоплательщик может применять кассовый метод, так как средняя сумма выручки 3780 000/4=945 000 рублей;

по состоянию на 1 октября 2011 года:(2012) + I + II + III (2013) = 900 000 + 1080 000 + 900 000 + 1320 000 = 4 200 000 рублей - налогоплательщик не вправе применять кассовый метод, так как средняя сумма выручки за четыре предыдущих квартала превысила предельный размер (4200 000/4=1050 000 рублей) и налогоплательщик обязан пересчитать доходы и расходы по методу начисления с 1 января 2013 года.

Налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость является, пожалуй, самым сложным налогом в существующей системе налогообложения Российской Федерации.

Порядок исчисления, уплаты и учета данного налога определен главой 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость».

Налоговая база по данному налогу при реализации определяется организацией в соответствии с пунктом 1 статьи 154 НК РФ:

«Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.»

То есть налоговая база по НДС в организации представляет собой стоимость реализованной продукции и товаров, по которым они реализуются покупателю (за минусом НДС).

Иначе говоря, организации формируют налоговую базу по НДС, исходя из стоимости продуктов, использованных при изготовлении собственной продукции, а также перепродаваемых товаров по ценам их приобретения с использованием торговой наценки. Естественно, при расчетах с покупателями эта цена увеличивается на сумму НДС.

Если реализация продукции потребителям осуществляется по розничным ценам, то соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других документах, выдаваемых покупателю, сумма налога не выделяется.

При расчете окончательной суммы налога, которую организация перечисляет в бюджет, из суммы начисленного налога вычитаются суммы НДС, уплаченного поставщикам, в соответствии с требованиями статьи 171 НК РФ.

Для отражения операций по налогу на добавленную стоимость в бухгалтерском учете используются счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС».

Все суммы, так называемого «входного» налога, предварительно собираются по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», то есть по дебету счета 19 указываются суммы НДС, отраженные в документах, полученных от поставщиков, в корреспонденции со счетами 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». При этом организация - налогоплательщик НДС, обязана организовать раздельный учет сумм налога на добавленную стоимость по оплаченным ценностям и ресурсам, подлежащим оплате.

Суммы НДС, подлежащие возмещению из бюджета, списывают с кредита счета 19 «Налог на добавленную стоимость» в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС» только после оплаты поставщикам за принятые к учету материальные ценности.

Налог на имущество. Объектом налогообложения является имущество предприятия в его стоимостном выражении, находящееся на балансе этого предприятия, представляющее собой совокупность основных фондов, нематериальных активов, производственных запасов и затрат.

Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия. За отчетный период она определяется путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода.

Расходы по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы включаются в расчет среднегодовой стоимости имущества по состоянию на 1 число месяца, следующего за истечением срока строительства (монтажа). Налоговая ставка - не выше 2,2%.

Налог на землю - местный налог, устанавливаемый НК и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Налог на землю зависит от кадастровой стоимости земли и от того в какой зоне находится предприятие (1/4 ежеквартально).

Налог на транспорт (при наличии транспортных средств) - региональный налог. Налоговая база, облагается по разным ставкам, в зависимости от вида транспорта соответственно: 5%, 20%, 25%, определяется отдельно на каждый вид транспорта.

Акциз - косвенный федеральный налог. С 01.01.01 взимается по гл. 22 НК. Плательщиками признаются организации, индивидуальные предприниматели, лица, определенные таможенным кодексом РФ, все эти категории, совершающие операции с подакцизными товарами и сырьем, подлежащие налогообложению по гл. 22 НК.

Подакцизными товарами признаются: спирт этиловый из всех видов сырья; спиртосодержащая продукция; алкогольная продукция (спирт, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вина), табачная продукция и т.д. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров [6].

.3 Налоговое планирование на предприятии

Эффективность современного бизнеса во многом определяется не только рентабельностью предприятия, но и объемом затрат на его ведение. Налоговое планирование позволяет заметно сократить объем расходов на содержание предприятия за счет продуманной программы оптимизации налогообложения. Далеко не безупречная налоговая система Российской Федерации создает массу проблем для успешного развития бизнеса, лишая его стабильности и перспектив роста. Тем временем, многие зарубежные компании, оказавшиеся в подобной ситуации, уже давно приняли на вооружение безопасный и эффективный метод снижения налоговых выплат - оптимизацию налогов. Налоговое планирование является важной и неотъемлемой частью системы финансового управления в организации. Это обусловлено тем, что с налогообложением связаны все сферы производственной, финансовой, хозяйственной деятельности предприятия на всем периоде его существования - с момента принятия решения о создании, в процессе функционирования и до полной ликвидации. Необходимо отметить также значительную часть налоговых платежей в общей сумме расходов предприятия. Таким образом, налоговое планирование - это целая система различных схем и методик, позволяющая выбрать оптимальное решение для конкретно взятого случая. В числе инструментов оптимизации налогообложения можно указать создание методологии бухгалтерского учета, разработку системы штрафов.

Следует отметить, что налоговое планирование изначально воспринималось как способ уклонения от уплаты налогов. Неверное понимание задачи оптимизации налогообложения и широкое применение так называемых «налоговых схем» создало массу проблем для некоторых предпринимателей. Оптимизация налогов - это ряд абсолютно законных мер, направленных на сокращение налоговых издержек. Опыт зарубежных компаний показал, что продуманное налоговое планирование способствует не только повышению уровня дохода компании, но и роста ее статуса в глазах государства, что немаловажно для дальнейшего развития. Необходимость планирования в налогообложении в целях минимизации и оптимизации налоговых платежей обусловлена также высоким уровнем коммерческих рисков и большой вероятностью банкротства предприятия при принятии решений, не адекватных складывающейся обстановке.

Налоговое планирование на предприятии подразделяется на стратегическое и тактическое. Стратегическое планирование должно осуществляться на этапе создания и регистрации предприятия и быть направленным на минимизацию налоговых обязательств в долгосрочной перспективе. Данный этап включает в себя выбор организационно-правовой формы хозяйствования, вида и профиля предпринимательской деятельности, место нахождения самого хозяйствующего субъекта, его обособленных подразделений и дочерних предприятий. Тактическое налоговое планирование представляет собой процесс организации расчета конкретных видов налогов на очередной финансовый год или среднесрочную перспективу с использованием всех предусмотренных законодательством возможностей для оптимизации их размера.

При налоговом планировании целесообразно использовать следующие методы: балансовый, метод экспертных оценок, метод ранжирования, метод корреляции, метод факторного анализа, метод планирования от достигнутого и другие. Одновременное использование нескольких методов налогового планирования позволяет достичь наилучшего результата.

В условиях постоянного изменения налогового законодательства наиболее точным и достоверным, на наш взгляд, является метод планирования от достигнутого, суть которого заключается в том, что за основу берутся налоговые платежи предприятия за базисный период, а затем происходит их корректировка с учетом тех изменений, которые произойдут в плановом периоде.

Одним из основных налогов, выплачиваемых предприятием, является налог на прибыль. Для сокращения налоговых выплат по налогу на прибыль предприятие может увеличить себестоимость продукции, используя следующие мероприятия, не противоречащие действующему налоговому законодательству.

. Использование метода ЛИФО (last-in-last-out) переводится как «последний в - первый из» для учета материально-производственных запасов, который позволяет учитывать в себестоимости продукции стоимость поздних по времени закупок, в результате цена на материалы повышается, что приводит к увеличению себестоимости и снижению налога на прибыль.

. Использование метода ускоренного начисления амортизации основных средств, благодаря которому происходит увеличение амортизационных отчислений, а, следовательно, и увеличение себестоимости, что в конечном итоге уменьшает налог на прибыль. Однако следует отметить, что амортизационные отчисления на протяжении всего срока амортизации, а также величина налога на прибыль в долгосрочной перспективе, не изменятся, но в первые годы улучшится денежный поток, а вместе с ним и прибыль от вложенных средств.

. Использование заемного капитала, поскольку часть процентов, выплачиваемых по кредитам с целью финансирования оборотных активов, сверх сумм, признаваемых расходами в целях налогообложения прибыли в соответствии со статьей 269 Налогового кодекса РФ, не облагается налогом на прибыль.

В настоящее время многие полагают, что если налоговое планирование позволяет достичь даже небольшого результата, то его нужно использовать. В то же время при всей важности налогового планирования нельзя забывать, что при очень жестком дефиците времени лучше пойти на некоторые утраты и получить определенный (иногда существенный) выигрыш в чем-то другом (например, в оборачиваемости средств, во времени для принятия решений). Таким образом, главной целью налогового планирования является не только минимизация налоговых платежей, но и повышение общей эффективности производства.

Налоговое планирование является последовательностью действий и избранием порядка бухучета, ориентированного на легитимное уменьшение тяжести налогообложения. Оно включает переоценивание основных средств, образование добавочных структур (правовых и организационных), мониторинг законодательных актов и дает возможность зримо уменьшить количество затрат на содержание компании через обоснованный план оптимизации обложения налогами.

Налоговое планирование представляет собой подбор различных версий совершения хозяйственно-финансовых операций и распределения активов с расчетом достигнуть самой меньшей степени возникающих при деятельности предприятия налогово-финансовых обязательств. Налоговое планирование подобного рода уместно в любом случае, поскольку оптимизация налогообложения легитимными способами целесообразна как для процветающего предприятия, так и для балансирующего на черте нерентабельности или даже краха. Компетентное налоговое планирование, дающее реальный подъем финансового положения, не станет ассоциироваться с противоправным уклонением от выплаты налогов. Отказ от такой процедуры, как налоговое планирование, в свою очередь, способен привести к усугублению финансовой ситуации предприятия, уменьшению размера его оборотных средств, утратам по совокупности (либо отдельным видам) налогов. Налоговое планирование, точнее его принципы, основаны на соблюдении налогового законодательства и используют абсолютно легальные способы облегчения налогового бремени. Самостоятельное и непрофессиональное вмешательство в налоговое планирование и нарушение отмеченных выше принципов чревато для предприятия множеством проблем.

Налоговое планирование в организации.

Данный вид планирования налогов также сопряжен с рядом требований, которые необходимо строго соблюдать: его целью является снижение до минимума налогообложения в рамках действующих законов по налогам, включающих и льготные статьи. Для обеспечения эффективности финансового руководства в условиях большого количества выплат во внебюджетные фонды и бюджет, необходимо введение в организациях планирования налогов. При верной подготовке планирование налогов позволяет избежать штрафных санкций, результативно управлять финансовыми потоками, создать схему обоюдовыгодных договоренностей с клиентами и поставщиками организации, предельно повысить ее прибыль, сократить обязательства по налогам, соблюсти законы в области налогообложения через безошибочность расчета налоговых отчислений.

При этом планирование налогов представляет собой целостную конструкцию разнообразных методов, дающую возможность найти наилучшее урегулирование проблемы для каждого определенного обстоятельства. В организации применяются следующие методы налогового планирования:

метод разграничения взаимоотношений - разъединение единых усложненных экономических взаимоотношений с субконтрагентами на серию простейших хозопераций с допустимостью роста расходов;

метод отсрочивания выплат по налогам - отсрочивание появления налогооблагаемого объекта в календарно-хронологическом цикле (перевод платежа в самом конце месячного периода);

метод непосредственного уменьшения налогооблагаемого объекта - уменьшение ценности через переоценивание основных фондов или осуществление инвентаризации;

метод выбора стратегии учета с наибольшим применением разрешенного потенциала для уменьшения величины выплат по налогам и др.

налоговый нагрузка базисный цепной

2. Методика расчета налоговых платежей предприятия

.1 Базисный и цепной темпы роста налоговых платежей предприятия

При изучении динамики используются различные показатели и методы анализа, как элементарные, более простые, так и более сложные, требующие соответственно применения более сложных разделов математики.

Простейшими показателями анализа, которые используются при решении ряда задач, в первую очередь при измерении скорости изменения уровня ряда динамики, являются абсолютный прирост, темпы роста и прироста, а также абсолютное значение (содержание) одного процента прироста. Расчет этих показателей основан на сравнении между собой уровней ряда динамики. При этом уровень, с которым производится сравнение, называется базисным, так как он является базой сравнения. Обычно за базу сравнения принимается либо предыдущий, либо какой-либо предшествующий уровень, например первый уровень ряда.

Если каждый уровень сравнивается с предыдущим, то полученные при этом показатели называются цепными, так как они представляют собой как бы звенья «цепи», связывающей между собой уровни ряда. Если же все уровни связываются с одним и тем же уровнем, выступающим как постоянная база сравнения, то полученные при этом показатели называются базисными.

Часто построение ряда динамики начинают с того уровня, который будет использован в качестве постоянной базы сравнения. Выбор этой базы должен быть обоснован историческими и социально-экономическими особенностями развития изучаемого явления. В качестве базисного целесообразно брать какой-либо характерный, типичный уровень, например конечный уровень предыдущего этапа развития (или средний его уровень, если на предыдущем этапе уровень то повышался, то понижался).

Темп роста (∆Yt) - статистический показатель, который отражает интенсивность изменения уровней ряда динамики и показывает, во сколько раз увеличился уровень по сравнению с базисным, а в случае уменьшения - какую часть базисного уровня составляет сравниваемый уровень. Измеряется отношением текущего уровня к предыдущему или базисному:

) ∆Yt = Yt - Y0

 - уровень сравниваемого период

Yt-1 - уровень предшествующего периода

Y0 - уровень базисного периода

) ∆Yt = Yt - Yt - 1

) Темп роста базисный

) Темп роста цепной

Как и другие относительные величины, темп роста может быть выражен не только в форме коэффициента (простого отношения уровней), но и в процентах. Как и абсолютные приросты, темпы роста для любых рядов динамики сами по себе являются интервальными показателями, т. е. характеризуют тот или иной промежуток (интервал) времени.

Между цепными и базисными темпами роста, выраженными в форме коэффициентов, существует определенная взаимосвязь: произведение последовательных цепных темпов роста равно базисному темпу роста за весь соответствующий период, например: y2/ y1* y3/ y2 = y3/ y1.

2.2 Методы определения и расчет налоговой нагрузки предприятия


Применяемые методики определения налоговой нагрузки <#"814033.files/image001.gif">

Рис 1. Организационная структура ООО «Старт»

Общество самостоятельно планирует, организует и осуществляет свою деятельность, основу планов составляют договоры, заключенные с потребителями товаров предприятия.

Для выполнения возложенных задач и деятельности ООО «Старт»:

составляет с посредническими организациями договора на поставку продукции,

разрабатывает и осуществляет мероприятия по совершенствованию организации оптовой и мелкооптовой торговли продукции,

определяет ассортиментную политику на основании маркетинговых исследований,

обеспечивает выполнение условий заключенных договоров на поставку товаров розничным торговым предприятиям,

осуществляет руководство финансово-хозяйственной деятельностью, обеспечивает сохранность собственности,

обеспечивает активное использование коммерческого расчета, прибыли, себестоимости и других экономических рычагов и стимулов, осуществляет мероприятия по максимальному использованию внутренних резервов,

осуществляет бухгалтерский учет и статистическую отчетность, проводит мероприятия, направленные на дальнейшее упрощение и совершенствование учета с широким внедрением новейших средств вычислительной техники,

проводит работу по подбору, воспитанию, подготовке и повышению квалификации руководящих работников и служащих, и правильному их использованию.

обеспечивает решение вопросов организации труда, режима труда и отдыха, на предприятии, социального развития коллектива.

Общество реализует свои товары по ценам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных действующими законодательными актами по регулируемым ценам. Особое внимание уделяется на изучение спроса потребителей. Применяется заказная форма работы, позволяющая осуществить комплексные оснащения инструментом, спецодеждой и оборудованием предприятия. Тщательно анализируется ассортиментный ряд продукции. Товары, пользующиеся незначительным спросом и низким качеством заменяются на более качественный и ходовой товар.

.2 Анализ налогообложения предприятия

На первом этапе выполнения аналитической части работы рассмотрим коэффициенты прироста имущества, выручки и от реализации и прибыли предприятия за период 2012-2013 гг., являющихся налогооблагаемой базой для основных налогов предприятия: налога на имущество, НДС и налога на прибыль. Данные отразим в таблице 1.


Проводя анализ полученных данных, можно отметить, что среднегодовая стоимость имущества за анализируемый период возросла и составила 20015 тыс.руб., коэффициент прироста составил 1,03, что можно интерпретировать как рост на 3 %.

Выручка от реализации продукции также имела тенденцию к росту и составила в 2013 г. 7 % от аналогичного показателя в 2012 г.

Прибыль, полученная предприятием в 2013 г., возросла в абсолютном выражении на 271 тыс.руб., что составляет 47 % от аналогичного показателя в предыдущем году, то есть можно высказать мнение о значительном росте налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Анализ налогового поля ООО «Старт»

Для того, чтобы проанализировать налоговое поле предприятия, составим таблицу 2, в которой отразим такие данные по налогам как:

нормативная база;

ставка;

сроки уплаты.

Отметим, что составляемое нами налоговое поле включает налоги, уплачиваемые предприятием ООО «Старт» в 2013 г.


Отметим, что налоговое поле предприятия не является постоянным. Ввиду постоянных изменений в части налогового законодательства могут происходить значительные изменения в части исчисления и уплаты налога.

Анализ налоговой нагрузки на предприятие

Одним из показателем эффективной работы предприятия, и в том числе оптимизации налогов, является размер налоговой нагрузки на предприятие.

Для определения уровня совокупной налоговой нагрузки нам необходимо рассчитать отношение суммы всех налогов, уплаченных предприятием, к общей сумме доходов, полученной предприятием.

Данные отразим в таблице 3.

При анализе данной таблицы следует учесть, что как правило, размер налоговой нагрузки на российские предприятия и организации( за исключением мелкого предпринимательства) значительно выше оптимального значения и составляет 35-40 %, в то время как оптимальный размер - не более 25 %. Поэтому важность расчета и анализа данного показателя для ООО «Старт» не вызывает сомнений.

Отметим, что такой показатель как общая величина доходов предприятия мы определяли как сумму выручки от реализации с учетом НДС и прочих налогов, а также прочих доходов, учтенных на бухгалтерском счете «Прибыли и убытки».

Анализируя представленные в таблице 3 данные, следует отметить что за анализируемый период уровень налоговой нагрузки на наше предприятие имел тенденцию к росту и составил в 2013 г. 26,2 %, что на 0,7 % больше аналогичного показателя в 2012 г.

Отметим также, что исчисленный показатель налоговой нагрузки превышает предельный уровень (25 %), то есть с можно сделать вывод, что предприятие нуждается в мерах по налоговой оптимизации и необходимые регулярные, своевременные мероприятия в части налогового планирования.

Данные таблицы 3 позволяют оценить влияние общей величины доходов предприятия и суммы налоговых платежей на уровень совокупной налоговой нагрузки. Так, учитывая, что темп роста доходов составил 108,3 %, а темп роста налоговых платежей - 113,5 %, можно сделать вывод о том, что причиной уменьшения налоговой нагрузки стал менее быстрый рост общих доходов предприятия в сравнении с резким ростом размера налоговых платежей.

В таблице 4 конкретизируем показатели налоговой нагрузки и проведем их анализ.


Анализируя данную таблицу, можно сделать вывод, что практически все показатели налоговой нагрузки имели тенденцию к росту, за исключением налоговой нагрузки на чистую прибыль(снижение на 0,7 тыс.руб.) и налоговой нагрузки на финансовый ресурсы (снижение на 0,5 %), а это достаточно важные и существенные показатели. Интерпретируя их, можно отметить, что рост налоговой нагрузки был менее значительным, чем рост чистой прибыли и финансовых ресурсов предприятия.

Что касается сравнительного анализа динамики показателей, то можно сделать вывод о том, что наиболее значительно возросла налоговая нагрузка на по отношению к реализации - рост на 2,5 %.

Далее перейдем к рассмотрению структуры налоговых платежей, уплачиваемых предприятием.

Для оценки структуры налоговых платежей рассмотрим таблицу 5.

Анализируя данные, представленные в таблице 5, можно сделать вывод о том, что на протяжении последних двух лет в ООО «Старт» наибольший удельный вес в структуре налоговых платежей приходился на НДС (более 39,1 % в 2013 г.).

Отметим, что сложившаяся в ООО «Старт» структура налоговых платежей является типичной для российских предприятий, высокий удельный вес налога на добавленную стоимость - не редкость.

.3 Предложения по оптимизации налогообложения ООО «Старт»

Для оптимизации налогообложения ООО «Старт» необходимо вести налоговое планирование.

Налоговое планирование заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений, за счет применения методов стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В условиях жестокой фискальной политики российского государства на фоне продолжающего экономического кризиса и сокращения материального производства налоговое планирование позволяет предприятию выжить.

Под налоговым планированием понимаются способы выбора "оптимального" сочетания построения правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства [10].

Любой подход к проблеме экономии и риска вынуждает применять комплекс специальных мер по маневрированию в "налоговых воротах" и адаптации к непостоянству законодательства и регламентирующих документов. Активная деятельность в этом направлении при справедливом ужесточении налогового контроля немыслима без понимания принципов налогового планирования вне зависимости от конкретно приводимых примеров.

Налоговое планирование можно определить, как выбор между различными вариантами методов осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. Очевидно, что в идеале такое планирование должно быть перспективным, поскольку многие решения, принимаемые в рамках проведения сделок особенно при проведении крупных инвестиционных программ, весьма дорогостоящи, и их "компенсация" может повлечь за собой крупные финансовые потери.

Поэтому налоговое планирование должно основываться не только на изучении текстов действующих налоговых законов и инструкций, но и на общей принципиальной позиции, занимаемой налоговыми органами по тем или иным вопросам, проектах налоговых законов, направлениях и содержании готовящихся налоговых реформ, а также на анализе направлений налоговой политики, проводимой правительством. Информацию по этим вопросам можно получить из материалов, публикуемых в прессе, отчетов о заседании Государственной Думы и местных органов управления, электронных правовых информационных систем и т.д.

Эффективность налогового планирования всегда следует соотносить с затратами на его проведение. Следует также соотносить цели налогового планирования со стратегическими (коммерческими) приоритетами организации.

Необходимость и объем налогового планирования напрямую связан с тяжестью налогового бремени в той или налоговой юрисдикции.

НБ=НН/ОРП*100%

НБ - налоговое бремя

НН - налоги начисленные за отчетный период

ОРП - объем реализованной продукции

Налоговое планирование является одной из главных составляющих частей процесса финансового планирования, основной задачей которой является предварительный расчет вариантов сумм прямых и косвенных налогов, налогов с оборота по результатам общей деятельности по отношению к конкретной сделке или проекту (группе сделок) в зависимости от различных правовых форм ее реализации.

Налоговая оптимизация - процесс, связанных с достижением определенных пропорций всех финансовых аспектов сделки или проекта.

Таблица 6. Уровни и необходимость налогового планирования

НБ/ВНП

Уровень налогового планирования

Необходимость НП

10-15%

четкое ведение бухгалтерского учета, внутреннего документооборота, использование прямых льгот уровень профессионального бухгалтера разовыми консультациями внешнего налогового консультанта

минимальна, разовые мероприятия

20-40%

налоговое планирование становится частью общей системы финансового управления и контроля, специальная подготовка (планирование) контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных контрактов требуется наличие специально подготовленного персонала, контроль и руководство со стороны финансового директора абонентское обслуживание в специализированной компании

необходимо, регулярные мероприятия

45-60%

важнейший элемент создания и стратегического планирования деятельности организации и ее текущей ежедневной деятельности по всем внешним и внутренним направлениям требуется наличие специально подготовленного персонала и организация тесного взаимодействия со всеми службами с организацией и контролем со стороны члена Совета Директоров постоянная работа с внешним налоговым консультантом и наличие налогового адвоката специальная программа развития, обязательных налоговый анализ и экспертиза любых организационных, юридических или финансовых мероприятий и инноваций налоговыми консультантами

более 60%

смена сферы деятельности и/или налоговой юрисдикции

без комментариев


Существует распространенное мнение, что оптимизация проводится только с целью максимального законного снижения налогов. В этом случае ее часто называют налоговой минимизацией.

Многие задают вопрос: если можно законным способом оптимизировать налоговые платежи, то почему бы не создать такую схему работы организации, при которой они будут минимальны?

Существует некая усредненная статическая модель деятельности организации, которая может быть рассчитана государственными органами на основании средних данных по региону для предприятий различных типов и сфер деятельности. Разработанные поведенческие модели с соответствующими экономическими параметрами, которые рассчитываются на основании обработки статистических данных, описывают работу предприятий и организаций.

В практике работы консультантов часто встречаются случаи, когда необходимо проведение работ по составлению сбалансированных налоговых отчислений, в первую очередь связанное с существующими негласными нормативами сумм платежей в бюджет по разным налогам, которые могут быть взаимно зачтены.

При резком изменении или значительном и постоянно несоответствии указанным параметрам Вы рискуете подвергнуться внеплановой пристрастной налоговой проверке контролирующих органов, которая может существенно затормозить текущую деятельность организации или сделать ее практически невозможной.

Как правило, эта неприятная процедура при отсутствии квалифицированного юриста или финансового адвоката может закончиться значительными потерями даже при корректном ведении бухгалтерского учета.

Кроме того, следует отдавать себе отчет, что при безоглядном применении налоговой минимизации нарушается баланс операций по другим сделкам, что вызывает пристальное и заслуженное внимание фискальных служб.

Налоговое планирование достаточно сложно поддается ясному и формализованному описанию из-за того, что налоговая схема работы каждой организации и финансовая схема каждой сделки во многом уникальна и практические советы даются так же, как и врачебное заключение, - только в конкретном случае после предварительной экспертизы.

Налоговое планирование на уровне предприятия - это выбор между разными вариантами осуществления финансово-хозяйственной деятельности и размещения активов с целью достижения максимально низкого уровня налоговых обязательств, которые при этом возникают.

Налоговое планирование при его правильной организации дает возможность предприятию:

придерживаться налогового законодательства путем правильности расчета налогов, сборов и других платежей налогового характера;

свести к минимуму налоговые обязательства;

максимально увеличить прибыль;

разработать структуру взаимовыгодных соглашений с поставщиками и заказчиками;

эффективно руководить денежными потоками;

избегать штрафных санкций [10].

Налоговое планирование целесообразное всегда: и когда предприятие процветает, и когда оно балансирует на гране рентабельности или, что худшее, на гране банкротства. При грамотном подходе улучшение финансового состояния предприятия не будет связано с налоговыми нарушениями.

Классификация видов налогового планирования

Налоговое планирование могут осуществлять как граждане - субъекты предпринимательской деятельности, так и юридические лица. В последнем случае особенности оптимизации налогообложения будут зависеть от того, к какой сфере деятельности принадлежит предприятие (так называемая отраслевая оптимизация имеет свои конкретные инструменты и методы, присущие конкретному виду деятельности, - производственное предприятие, торговое, посредническое, финансово-кредитное и т.п.), а также от размеров самого предприятия (маленькое, среднее, большое).

В зависимости от организационной структуры субъекта предпринимательства налоговое планирование бывает индивидуальное и корпоративное. Особенностью корпоративного налогового планирования является возможность использования гибкой структуры корпорации для перераспределения прибыли между соответствующими структурными единицами, которые входят в состав корпорации. Индивидуальное налоговое планирование реализуется субъектами предпринимательства, которые не имеют корпоративной структуры, и субъектами предпринимательства, которые осуществляют деятельность без создания юридического лица.

Представляется, что традиционную систему индикаторов необходимо дополнить (табл. 7).

Таблица 7. Система индикаторов предлагаемых для оценки оптимальности налоговой политики ООО «Старт»

Система индикаторов

Алгоритм расчета

Индикаторы налогоемкости

Налогоемкость реализованной продукции

Нр / РП

Налогоемкость затрат (издержек)

Нз / З

Налогоемкость прибыли

Нп / П

Налогоемкость совокупных доходов

Н / П

Локальные индикаторы эффективности налогообложения

Коэффициент совокупной эффективности налогообложения

Пч / Н

Коэффициент эффективности налогообложения доходов от обычных видов деятельности

Пч / До

Коэффициент эффективности налогообложения затрат (издержек)

Пч / Нз

Коэффициент эффективности налогообложения совокупных доходов

Пч / Н

Относительная экономия (перерасход) суммы налоговых платежей

Нф - (Нб * IДо)

Удельная эффективность оптимизации налоговой политики УЭнп

Эн / Зн

Обобщающий индикатор оценки эффективности налоговой политики - рентабельность собственного капитала

Rsc

В табл. 2.2 приняты следующие условные обозначения:

Нр - сумма косвенных налоговых платежей на выручку от реализации;

РП - выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг);

Нз - сумма налоговых платежей, относящихся на себестоимость или издержки;

З - себестоимость товарной продукции или издержки обращения;

Нп - сумма налоговых платежей, относящихся на прибыль или произведенных за счет прибыли;

П - прибыль до налогообложения (общая бухгалтерская прибыль);

Н - общая сумма налоговых платежей;

Пч - чистая прибыль;

До - доходы от обычных видов деятельности;

Нф - общая сумма налоговых платежей в отчетном периоде;

Нб - общая сумма налоговых платежей в базисном периоде;

IДо - темпы роста доходов от обычных видов деятельности;

Эн - экономия на налогах (сборах) в результате оптимизации налогообложения, руб.,

Зо - затраты на создание и поддержание схем оптимизации налогообложения, руб.

Rsc - рентабельность собственного капитала, определяемая по шестифакторной мультипликативной модели

Каждый из представленных в авторской модели индикаторов несет определенную смысловую нагрузку. Так, показатель относительной экономии (перерасхода) суммы налоговых платежей отражает вовлечение в оборот (высвобождение из оборота) абсолютно ликвидной части мобильных активов - денежных средств.

Как нам представляется, эффективность управленческих решений в области налоговой политики можно объективно оценить по рентабельности собственного капитала. Значение данного показателя, на наш взгляд, может быть вычислено путем перемножения ряда сомножителей по формуле:

Rsc = Пч / РП бр * РПбр / Нз * Нз / Нп * Нп / РП * РП / А * А / СК

А - средняя стоимость совокупных активов;

Ск- средняя стоимость собственного капитала.

Отношение сомножителей перечислено ниже.

Первый сомножитель (отношение чистой прибыли к брутто-выручке) отражает эффективность основной деятельности с учетом налоговых платежей, формирующих отпускную цену товара ( работы, услуги).

Второй сомножитель (отношение брутто-выручки к сумме налоговых платежей, относящихся на себестоимость или издержки) отражает оборачиваемость налогов, формирующих себестоимость продукции (товаров, услуг) или издержки обращения в сфере товарного обращения.

Третий сомножитель (отношение суммы налоговых платежей, формирующих себестоимость или издержки, к сумме налоговых платежей, осуществляемых за счет финансовых результатов).

Четвертый сомножитель (отношение суммы налоговых платежей, производимых за счет прибыли, к выручке-нетто) - индикатор эффективности налогообложения по уставной деятельности.

Пятый сомножитель (отношение нетто-выручки к средней стоимости активов) - показатель деловой активности (оборачиваемость активов).

Шестой сомножитель (отношение средней стоимости активов к средней стоимости собственного капитала) -мультипликатор капитала, отображающий долю собственного капитала (обратная величина).

Представляется, что целевая установка управления денежными активами - минимизация отрицательного потока (отток путем уменьшения объема или замедления скорости оборота) может быть трансформирована на налоговую политику ООО «Старт» с позиции ее оптимизации. Отсутствие оптимальной налоговой политики у предприятия приводит: к наличию несвоевременно уплаченных налоговых платежей, что сопровождается штрафными санкциями или, наоборот, к соответствующей их переплате, что приводит к уменьшению экономических выгод со стороны хозяйствующего субъекта.

Для количественной оценки величины упущенной экономической выгоды из-за переплаты налоговых платежей, предлагается ввести в практику налогового и финансового менеджмента предприятий индикатор «упущенная экономическая выгода по преждевременному оттоку денежных средств в виде налоговых платежей» YVnp, расчет которого производится по следующему алгоритму:

= PVnp - FVnp

Где YVnp - настоящая стоимость денежной суммы, переплаченной в виде налогов и сборов;- прогнозируемая будущая стоимость денежной суммы, переплаченной в виде налогов и сборов.

Прогнозирование будущей стоимости денежной суммы производится из расчета ставки рентабельности основной деятельности ООО «Старт» и фактического срока переплаты против закрепленного в нормативных актах.

Рост и максимизации уровня рентабельности собственного капитала - результат эффективности общей системы менеджмента ООО «Старт», в том числе и налогового. Для целей управления как суммой налогового изъятия, так и налоговой политикой ООО «Старт» в целом, предлагается ввести в научно-практический оборот индикатор «налоговый леверидж» (NL), расчет которого производится с использование следующего алгоритма:

= PC+ NP / PC

Где РС- чистая прибыль предприятия;- общая сумма налогов и сборов предприятия (величина налогового изъятия).

Уровень налогового левериджа представляет собой коэффициент, отображающий степень финансового риска, обусловленного величиной налогового изъятия, в том числе и из-за низкой степени оптимальности налоговой политики.

Заключение

Налоги - это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Они взимаются в порядке и размере, установленном законом.

Ни одно государство, как политическая организация общества, не может обойтись без налоговых доходов. Налоги, являясь общественной категорией, отражают конкретные историко-экономические условия жизни людей и государства.

Налогообложение - система изъятия имущества, основанная на властном подчинении. В системе налогообложения властный субъект изымает часть имущества у подчиненного ему объекта. Такое изъятие может иметь различные формы (дань, подать, и даже оброк). Изъятие имущества может сопровождаться насильственными действиями, но, как правило, осуществляется на основании консенсуса между властным и подчиненными субъектами, взамен на определенные преференции, получаемые подчиненным субъектом от властного. Применительно к государству, налогообложение является системой финансирования государственных органов за счет субъектов, признающих такое государство и принимающих его защиту.

Для оптимизации налогообложения ООО «Старт» необходимо вести налоговое планирование.

Налоговое планирование заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений, за счет применения методов стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В условиях жестокой фискальной политики российского государства на фоне продолжающего экономического кризиса и сокращения материального производства налоговое планирование позволяет предприятию выжить.

Список литературы

1.     Конституция Российской Федерации. (с изм. и доп.,) СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

2.      Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая : от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ [Электронный ресурс] : принят Гос. Думой 16.07.1998 : одобр. Советом Федерации 17 июля 1998 г. :: (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

.        Барулин С.В. Налогообложение и инструменты налоговой политики. [Текст] // Российский налоговый курьер. 2013. №12. - С. 71-81.

.        Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право. [Текст] : учебник - М.: ИНФРА-М, 2012. - С. 342-356.

.        Ветрова В.Л. Налоги. [Текст] : учебник - М.: ООО «Вершина», 2012. - С. 427-432.

.        Воробей Е. К. Налогообложение на основе выбора эффективной учетной политики предприятиями [Текст] // Вестник СГУТиКД. 2012. № 1 (11).

.        Гаврилова Н.А. Налоговое планирование. [Текст] // Российский налоговый курьер. 2013. №3. - С. 32-35.

.        Гордеева Е.С. Налогообложение в России. [Текст] / Сб. материалов Междунар. науч.-практ. конфер. «Торгово-экономические проблемы регионального бизнес-пространства». Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2013. - Т.2. - С. 52-56.

.        Ковалев В.В. Финансовый учет и анализ (концептуальные основы) [Текст] / В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2011.

.        Майданская А.Н. Налогообложение как инструмент финансового регулирования. [Текст] // Налоговый вестник. 2012. №4. - С. 42-46.

.        Налоговые системы зарубежных стран. [Текст] : учебник / Под ред. В.Г. Князева, Д.Г. Черника. М. : Закон и право, ЮНИТИ, 2012. - С. 557-568.

.        Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. [Текст] : учебник - М.: ИНФРА-М, 2012.

.        Шмелев Ю.Д. История налогообложения и общей теории налогов [Текст] / Ю.Д. Шмелев, Д.Г. Черник. - М. : ГУУ, 2011.

.        Филона Ф. Налоговая оптимизация. [Текст] // Российский бухгалтер. 2012. №11. - С. 32-36.

.        Черник Д.Г., Починок А.П., Основы налоговой системы: Учебник для вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

.        Справочная правовая система «Гарант» (Законодательство России; Налогообложение и бухучет), 1997 НПП «Гарант-сервис»

.        Практическая налоговая энциклопедия (под редакцией Брызгалина А.В.)

.        Перонко И.А. Налоговое администрирование. // Налоговый вестник. -2007. - №10. - С. 44-54.

.        Разгулин С.В. О порядке исполнения обязанности по уплате налогов // Налоговый вестник. - 2006. - №11. - С. 67-69.

.        Разгулин С.В. О порядке исполнения обязанности по уплате налогов // Налоговый вестник. - 2006. - №12. - 63с

.        Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. - М.: Статистика, 2005. - 365 с.

.        Павловой Л.П. Вопросы теории и практики исчисления и взимания на логов. - М.: Фин. акад. при Правительстве РФ, 2006. - 385 с.

Похожие работы на - Анализ налогообложения предприятия ООО 'Старт'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!