в это время фермеры могли получить так называемый бюджетный кредит всего под 8% годовых. В результате для этого периода характерно массовое создание фермерских хозяйств. Однако комплексного обустройства и надлежащего развития фермерских хозяйств не произошло - через коррупционные схемы значительная часть льготного кредита «оседала» в криминальных структурах.
С 1993 г. с отменой прямого льготного кредитования фермерских хозяйств настало различий в условиях предоставления кредитов фермерам и крупным сельскохозяйственным предприятиям, уменьшились размеры кредитных ресурсов, предоставляемых для крестьянского сектора из федерального бюджета.
По данным Всероссийского АККОР, в 1991 г. через фонд «Российский фермер» государство выделило в среднем на одно хозяйство 30 тыс. руб., а в 1992 г. в пересчете на цены 1991 г. не более 4,5 тыс. руб. В 1993 г. кредитов на одно хозяйство в ценах 1991 г. было выделено еще меньше - всего по 1тыс. руб., или в 30 раз меньше, чем в 1991 г. Учетная банковская ставка за это время поднялась до невероятного уровня (210%), а всевозможные налоги на результаты хозяйственной деятельности возросли до 80%. Сумма налогов и обязательных платежей постоянно росла. Так, в 1992 г. она составила 209,2 тыс. руб., в 1993 г. - 288,9, в 1994 г. - 1218,8, в 1995 г. - 1697,4 тыс. руб., или 33% выручки за сельскохозяйственную продукцию [8]. Между тем по принятому правительством постановлению начинающие фермеры на пять лет освобождались от всех возможных налогов.
С отменой практически всех основных экономических льгот, главной из которых было льготное кредитование, фермерские хозяйства были поставлены на грань выживания. Многие фермеры, взявшие кредиты, потеряли возможность их возвратить. В среднем по всем фермерским хозяйствам выплаты по кредитам стали составлять 98,9% валовой выручки от реализации произведенной продукции (в 1992 г. - 23,7%). В результате, если в 1992 г. практически все фермерские хозяйства получили прибыль (в среднем на хозяйство приходилось 419 тыс. руб.), то в 1993 г. прибыльными стали 43% хозяйств (46 тыс. руб.), а в 1994 г. только 7,5% хозяйств работали с прибылью, при этом убыток на одно хозяйство составил 4,6 млн. руб.) [9]. В создавшихся условиях многие фермеры стали продавать технику (и это при оснащенности фермерских хозяйств техникой на 33,7% относительно минимально необходимого уровня). Большинство фермерских хозяйств избежало разорения только благодаря списанию и пролонгированию государством их долгов по кредитам.
Тем не менее в условиях нестабильной социально-экономической обстановки в стране в 1990-е годы, большого числа безработных, пропаганда крестьянского (фермерского) хозяйства на всех уровнях создавала почву для увеличения количества крестьянских хозяйств.
Производство продукции в КФХ имеет отличительные особенности, связанные с определением основных направлений его деятельности. К ним относятся:
соблюдение зональной специализации, т. е. выбор производства наиболее урожайной продукции в данных почвенно-климатических условиях;
ориентация на потребительский рынок, т. е. перепрофилирование деятельности, отвечающее возможным изменениям спроса;
максимальная оптимизация всех видов деятельности;
определение прогрессивной технологии производства продукции, адаптированной к зональным почвенно-климатическим условиям;
налаживание и укрепление производственных связей с поставщиками средств и предметов труда и т. д.
Производство продукции - только часть технологического процесса, другая ее часть - хранение и переработка. Это наиболее уязвимый участок в работе фермера. В настоящее время потери различных видов продукции при уборке, переработке, а также транспортировке составляют 25-30%. Главный путь сокращения этих потерь - создание необходимой инфраструктуры.
Из-за отсутствия условий для хранения продукции фермеры не могут реализовывать продукцию по выгодным для них ценам. Монополисты-перекупщики в том или ином регионе диктуют фермерам свои цены, которые кратно ниже конечных розничных цен, оплачиваемых потребителем в магазине и даже на рынке.
Одним из основных условий эффективной организации производства КФХ является своевременное снабжение их сельскохозяйственными машинами, оборудованием, инвентарем, а также минеральными и органическими удобрениями, ГСМ, запасными частями, семенами, племенным скотом и т.д.
В первые годы КФХ обходились за счет брошенной и списанной техники. В дальнейшем этот источник пополнения техники в хозяйствах иссяк, и возникла потребность в новой, более высокопроизводительной и экономичной. Однако требующихся малоразмерных машин небольшой и средней мощности (мотоблоков, дойных агрегатов для малых крестьянских ферм и др.) для животноводства и кормопроизводства не хватает. В значительной степени это связано с «ножницами» цен на средства производства и сельскохозяйственную продукцию, возникшими после 1992 г., и с которыми государственная система не может справиться. Это в свою очередь определяет низкую производительность труда в большинстве фермерских хозяйствах и высокую трудоемкость их продукции.
Помимо недостаточного материально-технического снабжения, фермер испытывает сложности с техническим обслуживанием и ремонтом средств, механизацией и электрификацией, наладочными работами на объектах животноводства, в агрохимическом обслуживании, обслуживании мелиорированных земель и ирригационного оборудования, зоотехническом и ветеринарном обслуживании.
Если в США на одного фермера приходится 40 чел. обслуживающего персонала, то в России эти показатели значительно ниже.
В настоящее время недооценивается роль современного крестьянства: оно призвано не только выполнять функцию производителя сельскохозяйственной продукции, но и сохранять традиционный уклад жизни на селе, осваивать, обустраивать имеющееся территориальное пространство.
Сложная социально-экономическая обстановка в моногородах, отсутствие достойного заработка, значительное количество безработных в трудоспособном возрасте являются факторами, которые могут способствовать переселению городского населения в сельскую местность и пополнению трудовых ресурсов за счет ранее в ней проживавших. Однако этому препятствуют крайне низкий уровень и качество жизни сельского населения, постоянно увеличивающийся разрыв по уровню доходов между городом и селом. В 2008 г. среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве составляла 8062 руб., или 46,6% средней заработной платы в отраслях экономики, т.е. занимала последнее место среди видов экономической деятельности. В 2010 г. заработная плата в сельском, лесном и охотничьем хозяйстве составляла 10572,6 руб., или 56,7% общероссийского уровня.
Обеспеченность местами в детских садах в 2008 г уменьшилась по сравнению с 2007 г. и составила 487 мест на 1000 детей в возрасте 1-6 лет. Сеть общеобразовательных учреждений сократилась на 1,7 тыс. ед. (4,7%), в 2009 г. - на 2,1 тыс. ед. (6,1%). Уменьшилось количество амбулаторно-поликлинических учреждений на 9,4 тыс. посещений в смену, число станций скорой помощи на 80 ед.
Обеспеченность сельского населения больничными койками на 10000 населения-38% и амбулаториями - 36% городского уровня. Остро стоит проблема обеспечения жителей питьевой водой. Остаются не телефонизированными 39% объектов социальной сферы села. Около трети сельских поселений не имеют подъездных дорог с твердым покрытием. Более того, ввод местных автомобильных дорог с твердым покрытием, в сельском хозяйстве сократился за последние 8 лет в 2,1 раза - с 5954 км в 2000 г. до 2776 км 2008 г.
Ввод жилья в 2003-2008 гг. (65,1 млн. кв. м) был почти в 1,5 раза ниже, чем в последнее предреформенное пятилетие (1986-1990 гг.), когда на селе было построено 96,2 млн. м2 жилья. По результатам социологических обследований, 58% сельских жителей, в том числе 74% молодежи до 30 лет, нуждаются в улучшении жилищных условий. Основная часть сельского жилищного фонда остается без коммунальных удобств: централизованным водоснабжением обеспечено 45,2 тыс. сельских поселений или 31,8%, канализацией - 6,4 тыс., или 4,5%. В сельской местности газифицировано 75% площади жилых домов, но только 2/5 их газифицировано природным газом. Обострилась проблема электроснабжения сельских поселений.
Качественного перелома в улучшении социального развития села не произошло. Таким образом, продолжается убыль сельского населения.
Как свидетельствует мировая практика, без поддержки государства сельское хозяйство обречено на диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию к ценам на промышленную продукцию сельскохозяйственного назначения и энергоносители. Это объективный закон экономики современного мира, обусловленный особой организацией сельскохозяйственного производства в условиях рыночной экономики. На рынке сельскохозяйственной продукции десятки и сотни тысяч мелких производителей, конкурируя между собой, действуют несогласованно. Большому числу производителей принять согласованное решение значительно сложнее по сравнению с небольшим числом предприятий, которые действуют в каждой отрасли промышленности, тем более по сравнению с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
Для защиты интересов сельскохозяйственных производителей во всем мире действует система государственных дотаций сельскому хозяйству, позволяющая компенсировать низкий уровень цен на сельскохозяйственную продукцию, которая практически во всем мире продается ниже себестоимости производства. Посредством возврата части стоимости продукции через систему дотаций государство помогает сократить разрыв в ценовой конкуренции между производителями сельскохозяйственной и производителями промышленной продукции сельскохозяйственного назначения.
Государственное субсидирование в развитых странах, осуществляемое для производства чистой экологической продукции, нацелено не столько на увеличение производства, сколько на благосостояние фермеров.
Необходимость государственной поддержки аграрной экономики уже учли страны СНГ. В Казахстане на эти цели выделяется 18% из бюджета, в Беларуси - 20, в Азербайджане - 25%. По данным Минфина России, в расходах федерального бюджета сельское хозяйство составляет в динамике последних лет не более 2%.
Поддержка сельского хозяйства является одним из приоритетных направлений экономической политики развитых стран. Так, поддержка производителей в расчете на 1 га сельхозугодий в 2005-2007 гг. составляла: в ЕС - 843 долл., Японии -9529, Норвегии - 2882, Швейцарии - 3155, США - 155, в России - 9 долл. Доля государственных субсидий в доходах фермеров экономически развитых стран в среднем равна в США - 30%, Швеции - 59, Канаде - 41, Японии - 68, Австрии - 52, Норвегии - 77, Швейцарии - 80, Финляндии - 67%.
Таким образом, было бы целесообразно перенять положительный опыт по защите интересов сельскохозяйственных производителей, принятию действенных мер в части устойчивого развития сельских территорий.
1.3 Порядок создания и регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства
Создание крестьянского хозяйства - это организационная деятельность человека, в результате которой он становится главой крестьянского хозяйства. Юридическое оформление эта деятельность находит в государственной регистрации крестьянского хозяйства [10].
Особый порядок создания крестьянского хозяйства связан с осуществлением гражданином права на бесплатное предоставление ему земельного участка для ведения крестьянского хозяйства. В этом случае можно говорить о стадиях или этапах создания крестьянского хозяйства (принятие решения о предоставлении участка районной администрацией, отвод участка в натуре и выдача свидетельства на право собственности на землю, либо государственная регистрация договора аренды, государственная регистрация). Однако если гражданин не намерен бесплатно получить земельный участок, а уже имеет его по каким-либо основаниям (например, получил земельный участок при прекращении крестьянского хозяйства и разделе его имущества в соответствии со ст. 258 ГК) - предоставления земельного участка не требуется и процедура создания крестьянского хозяйства включает только одну стадию - государственную регистрацию.
Государственная регистрация крестьянского хозяйства осуществляется в соответствии со ст. 9 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», статьями 23 и 51 ГК и Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г.
В соответствии со ст. 9 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское хозяйство регистрируется районной администрацией после выдачи государственного акта на право пожизненно наследуемого владения, собственности на земельный участок или подписания договора на аренду земельного участка [12].
Если для ведения КФХ предоставления земельного участка не требуется (лицо уже имеет земельный участок), то регистрация крестьянского хозяйства осуществляется без документов, предусмотренных в ст. 9 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», при наличие других документов, удостоверяющих право на земельный участок.
В соответствии с п. 3 ст. 23 и ст. 51 ГК отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности не допускается. Неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя влечет уголовную ответственность в соответствии со ст. 169 УК.
Порядок регистрации граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, определяется Положением от 8 июля 1994 г., в соответствии с которым для регистрации предприниматель представляет: заявление, составленное по установленной форме; документ об уплате регистрационного сбора. Регистрация осуществляется в день поступления документов.
Указанное Положение предусматривает, что органы, осуществляющие регистрацию, не вправе требовать при регистрации предпринимателя иных документов, кроме заявления и документа об уплате регистрационного сбора. Однако само понятие крестьянского хозяйства предполагает наличие земельного участка, в связи, с чем Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и предусматривает в качестве условия регистрации наличие документов, удостоверяющих права на земельный участок [13]. В любом случае лицо и без представления указанных документов может зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и заниматься предпринимательской деятельностью в сфере сельского хозяйства, используя принадлежащий ему земельный участок. Но не ясно, можно ли такую форму предпринимательской деятельности считать крестьянским хозяйством.
Зарегистрироваться в качестве предпринимателя, в том числе и зарегистрировать крестьянское хозяйство может любое лицо, независимо от наличия опыта работы в сельском хозяйстве и др. обстоятельств, которые учитываются не при регистрации, а при предоставлении земельного участка для создания крестьянского хозяйства. Тут нельзя смешивать гражданское право лиц заниматься предпринимательской деятельностью с земельными правоотношениями по поводу предоставления участков для ведения крестьянского хозяйства. В противном случае, может оказаться, что лицо, имеющее в собственности земельный участок сельскохозяйственного назначения, например, бывший член распавшегося крестьянского хозяйства, не вправе заниматься сельскохозяйственным производством на принадлежащей ему земле и, вместе с тем, нет правовых оснований для изъятия у него земли. Во всяком случае, этот вопрос должен быть урегулирован в законе, т.к. старый закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» не знал иных способов приобретения вещных прав на землю кроме государственного распределения.
.4 Порядок предоставления земельного участка для создания крестьянского (фермерского) хозяйства
Статья 4 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве от 22 ноября 1990 года предусмотрела, что «право на создание КФХ и на получение земельного участка для этих целей имеет каждый дееспособный гражданин РСФСР, достигший 18-летнего возраста, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию либо прошедший специальную подготовку».
Таким образом, закон предусматривает специальные требования к лицам, которым предоставляются земельные участки для ведения крестьянского хозяйства. Эти требования конкретизируются, а иногда и дополняются в законодательстве субъектов федерации.
Федеральным законодательством предусматриваются привилегии для некоторых групп при решении вопроса о предоставлении участка для ведения крестьянского хозяйства.
К привилегированной группе законодательство относит военнослужащих. В соответствии со ст. 17 Закона РФ от 22 января 1993 г. «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, имеющим определенный срок службы, бесплатно предоставляются земельные участки в размере, установленном законодательством федерации и ее субъектов, но не менее 0,3 га. При этом не требуется образовательного ценза и стажа работы в сельском хозяйстве. Следует отметить, что участок размером 0,3 га слишком мал для ведения товарного хозяйства.
Процедура предоставления земельного участка начинается с подачи заявления гражданином, имеющего право на предоставление участка для ведения КФХ. На основании этого заявления районная администрация принимает решение по предоставлению участка, либо об отказе. Заявление подается в уполномоченный орган местного самоуправления. Законодательством субъектов федерации может быть установлен и другой порядок подачи заявления. Например, в Московской области работники сельскохозяйственных организаций, которым предоставляется земля из фондов этих организаций, адресуют заявление руководителю организации, тот издает приказ о предоставлении участка из фонда организации. Затем заявление вместе с приказом и другими документами направляется в местную организацию. К заявлению прилагаются экономические обоснования, анкета и другие документы, предусмотренные законодательством субъекта федерации. Отказ руководителя издать приказ может быть обжалован в органы местного самоуправления или в суд. На основании заявления районная администрация принимает решение в срок не более двух месяцев, после чего начинается землеустроительный процесс, отводится участок в натуре и главе крестьянского хозяйства выдается документ, удостоверяющий право на землю [14].
Порядок предоставления земельных участков различается в отношении разных категорий лиц, в зависимости от того, предоставляется земля из фонда перераспределения или из фондов сельскохозяйственных организаций. Из фондов сельскохозяйственных организаций предоставляется земля лицам, которые в ходе реорганизации колхозов, совхозов и иных сельскохозяйственных организаций, получили земельные паи (доли). Закон РСФСР «О земельной реформе» от 23 ноября 1990 г. (действие его прекращено Указом Президента от 24 декабря 1993 г.) передал земли сельскохозяйственных предприятий в коллективно-долевую собственность работников, после чего на основании Постановления Правительства от 29 декабря 1991 г. была проведена реорганизация, в ходе которой работники указанных организаций получили права на землю (земельные доли). Размер таких долей определялся путем деления общей площади сельскохозяйственных угодий организации на число лиц, имеющих право на земельную долю. Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. предусмотрел, что собственник земельной доли без согласия других участников долевой собственности вправе: передать земельную долю по наследству; использовать земельную долю для ведения КФХ. В этом случае районная администрация отводит землю в соответствии с указанной долей из фондов сельскохозяйственной организации, после чего регистрируются права на недвижимость, и выдается свидетельство о праве собственности на земельный участок.
Лицам, не имеющим права на земельную долю, земельные участки в соответствии с установленными нормативами, предоставляет районная администрация из фонда перераспределения и земель запаса. Предельные нормы бесплатного предоставления земельных участков для ведения КФХ устанавливаются районной администрацией. Следует отметить, что на сегодняшний день фонды перераспределения практически исчерпаны, что усложняет получение земельных участков лицами, не имеющими земельных паев (долей).
В целом законодательство, регулирующее предоставление земель для ведения крестьянского хозяйства, очень сложное, противоречивое и несовершенное.
1.5.Земельные права и обязанности граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство
Среди имущества крестьянского хозяйства особое положение занимают земельные права [15]. Наличие земельного участка, либо на праве собственности, либо по договору аренды является обязательным условием регистрации крестьянского хозяйства и экономической основой его деятельности.
Земельный участок может иметь неоднородный правовой режим. В соответствии со ст. 3 Закона РСФСР о крестьянском (фермерском) хозяйстве земельный участок может состоять из приусадебного и производственного земельных участков. Кроме того, земельный участок фермерского хозяйства может включать предоставленный в собственность хозяйству при его создании земельный участок, землю, приобретенную на иных основаниях. В фермерском хозяйстве может использоваться и земля, принадлежащая кому-либо из его членов, например, гражданин вступает в состав крестьянского хозяйства, будучи собственником земли, при этом он не обязан передавать свою землю в собственность хозяйства, хотя фактически эта земля может использоваться для ведения хозяйства.
Существует точка зрения, что все права на землю принадлежат главе хозяйства, но эта точка зрения спорна. В соответствие со ст. 5 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве (кстати, утратившей силу в связи Указом Президента от 24 декабря 1993 года) «на основании заявления гражданина, изъявившего желание вести крестьянское хозяйство, земельный участок передается ему в собственность». При предоставлении земли для ведения крестьянского хозяйства свидетельство о праве собственности выдается на имя главы хозяйства. В то же время, при определении размера участка, предоставляемого, для ведения крестьянского хозяйства учитывались доли др. членов хозяйства. Статья 257 ГК предусматривает, что предоставленный земельный участок, находится в совместной собственности членов крестьянского хозяйства. Толкование ст. 5 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве в том смысле, что переданная ему земля является его индивидуальной собственностью, а не общей собственностью участников хозяйства, грубо нарушало права других членов хозяйства даже до вступления в силу ГК. При этом необходимо подчеркнуть, что закон в целом был очень безграмотным в юридическом отношении, например, в вопросе о природе хозяйства как юридического лица. Статью 5 можно с учетом слабой юридической техники законодателя, который не смог ясно выразить свою волю, толковать в том смысле, что земельный участок передавался главе хозяйства в совместную собственность членов хозяйства. Такое толкование совсем не противоречит букве старого закона и вытекает из понятия крестьянского хозяйства, данного в п. 1 ст. 1 этого закона и п. 4 ст. 1, в соответствии с которым «глава КФХ представляет его интересы в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами и государственными органами». Если, предложенное толкование не вполне благозвучно в смысле современной юридической лексики, оно вполне соответствует юридической технике старого закона. Таким образом, толковать ныне не действующую ст. 5 нужно исходя из понимания права собственности юридического лица, существовавшего у законодателя в момент разработки закона, а не из современных правовых доктрин (например, законодатель не рассматривал земельный участок в качестве имущества). Сам по себе факт выдачи свидетельства о праве собственности главе хозяйства не означает, что это имущество не находится в совместной собственности членов хозяйства. Для совместной собственности характерно, что право собственности может быть юридически оформлено в отношении любого из сособственников. Такое положение сложилось, например, в семейном праве. То, что один из супругов оформляет на свое имя право собственности на какое-либо имущество, например, на жилой дом или автомобиль, не исключает это имущество из общей совместной собственности супругов. Более того, поскольку большинство крестьянских хозяйств имеют семейный характер, то приобретенный в браке главой хозяйства земельный участок автоматически становился бы совместной собственностью супругов (если исходить из того толкования, что участок передавался ему в индивидуальную собственность). Специфика совместной собственности крестьянского хозяйства в том, что в отличие от общей совместной семейной собственности, в круг собственников входят не только супруги, но и другие члены хозяйства.
Законодательством предусмотрено предоставление земельного участка для ведения КФХ единым массивом, однако, с согласия главы хозяйства ему может быть наряду с производственным предоставлен приусадебный участок, чаще всего это тот приусадебный участок, которым он пользовался, будучи работником колхоза или совхоза. Такое положение в целом обоснованно, ввиду того, что производственный участок может находится далеко от места жительства. Однако с другой стороны это не стимулирует крестьянина строить жилой дом на производственном участке, что было бы предпочтительно в целях рационального ведения хозяйства.
Основу земель крестьянского хозяйства составляют земли сельскохозяйственного назначения. Крестьянскому хозяйству могут быть выделены земли лесного фонда, а в соответствии с Указом Президента РФ от 27 декабря 1992 г. «О неотложных мерах по ускорению земельной реформы» крестьянскому хозяйству могут быть выделены земли в лесах первой категории, не включенных в состав природоохранного рекреационного и историко-культурного назначения. В соответствии с этим указом крестьяне вправе заниматься не только сельским, но и лесным хозяйством.
Поскольку предоставление земель не означает исключение их из лесного фонда - на эти земли распространяется режим лесного фонда.
С юридической точки зрения земельный участок может принадлежать крестьянину на праве собственности или быть в пользовании на основании договора аренды. В качестве арендодателя может выступать как администрация района, так и любой другой собственник земли. В любом случае права на землю подлежат государственной регистрации и приобретаются в соответствии с ГК (который относит земельный участок к недвижимому имуществу) в момент государственной регистрации. На практике получило распространение земель в собственность, а не в аренду. Право собственности наиболее полное право на имущество.
В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. «граждане и юридические лица - собственники земельных участков имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями». На принципах свободного распоряжения землей основаны и земельные законы некоторых субъектов федерации. Поскольку земельное законодательство относится к совместному ведению, а на федеральном уровне отношения не урегулированы - такие законы соответствуют Конституции.
Однако в Государственной Думе свободный оборот земли большинством депутатов рассматривается в качестве неразумного и несправедливого. Принятие Земельного кодекса, запрещающего свободный оборот земли, сдерживается только правом президентского вето. Следует отметить, что если такой Земельный кодекс будет принят и вступит в силу, то лица, успевшие приобрести права на землю в свободном обороте, например, на основании указанных выше законов субъектов федерации, не утратят своего права на приобретенную землю. Запрет на куплю-продажу земли обосновывается самыми разными обстоятельствами (землю захватят иностранцы, крестьяне пропьют землю, которые скупят латифундисты, крупные сельскохозяйственные предприятия). На мой взгляд, крестьянин, готовый пропить свою землю не может рассматриваться в качестве эффективного земельного собственника. Крупные капиталистические хозяйства, напротив, способствуют эффективному использованию земли. В ряде стран сельскохозяйственные корпорации более чем успешно конкурируют с мелкими хозяйствами, разоряя последние (напр., на Юге, Юго-востоке США). Важно отметить и то, что фактически латифундии практически образовались в результате передачи крестьянами земельных долей в капиталы хозяйственных обществ и товариществ, директора которых ведут хозяйство самым хищническим образом. Положение их далеко не так стабильно, как у капиталистов, приобретших землю в собственность. Теоретически они могут быть лишены полномочий общим собранием. Фактически власть их велика и бесконтрольна. При этом отсутствует какой-либо интерес по эффективному ведению хозяйства. Думаю, что крестьянину выгоднее продать свою землю по реальной рыночной цене (которая неизбежно возрастет в случае нормальной правовой регламентации сделок с землей), а после на условиях найма работать в капиталистическом предприятии достаточно богатым, чтобы купить землю, чем работать в нищем акционерном обществе, директор которого ни копейки не вложил в дело, а напротив, пытается из воздуха создать себе состояние, рассматривая должность главы хозяйства в качестве ступеньки в бюрократической карьере.
Во всяком случае, следует учитывать то обстоятельство, что переход права собственности на землю нив коей мере не означает изменения ее целевого назначения и земельно-правового режима.
1.6 Особенности межхозяйственного землеустройства крестьянских (фермерских) хозяйств
Землеустроительные работы состоят из следующих этапов:
подготовительные работы;
составление проекта;
оформление, согласование и утверждение проектной документации;
изготовление и выдача проектных материалов;
отвод земель в натуре (перенесение проекта на местность);
изготовление и выдача документов на право собственности, владения или пользования землей.
При организации КФХ объектами проектирования могут быть:
единичное КФХ, организуемое на территории колхоза, совхоза, другого сельскохозяйственного предприятия или за счет фонда перераспределения земель;
группа КФХ, организуемых на территории одного или нескольких смежных колхозов, совхозов, других хозяйств;
группа смежных КФХ, организуемых на территории фонда перераспределения земель;
группа КФХ, организуемых на территории одного или нескольких смежных сельскохозяйственных предприятий, и примыкающих к ним массивах фонда перераспределения земель.
Порядок и состав подготовительных работ следующий:
. По объектам проектирования собирают:
планово-картографические материалы;
материалы государственного земельного кадастра;
материалы обследований: почвенных, геоботанических, агрономических и др.;
схемы и проекты землеустройства, планировки поселений, установления черты сельских населенных пунктов и др.;
сведения об урожайности культур и продуктивности животных в лучших хозяйствах за 3-5 лет;
проектные проработки по размещению несельскохозяйственных объектов (строительству зданий, автомобильных дорог, гидротехнических сооружений, добыче полезных ископаемых);
информацию о размещении особо охраняемых территорий, водоохранных зон и их границ;
материалы о наличии нераспределенного фонда земель, в том числе предназначенного для размещения КФХ.
. Территорию, отводимую под КФХ обследуют на местности:
устанавливают наличие, состояние и возможности использования животноводческих построек, складов, мастерских, гаражей и т.д.;
определяют местоположение земельных участков, намечаемых для размещения КФХ, устанавливают и уточняют границы существующих КФХ, расположение охраняемых территорий;
выявляют земельные участки подверженные эрозионным процессам, наличие противоэрозионных сооружений и полезащитных лесных насаждений, сельскохозугодья, нуждающиеся в улучшении;
обследуют мелиоративные сооружения, дороги, источники водоснабжения и их состояние;
определяют экологическое положение земель (близость к промышленным предприятиям, автомагистралям и др.);
выявляют ареалы (зоны) наиболее целесообразной специализации КФХ с учетом местоположения и качества земель;
выбирают площади для размещения усадеб КФХ.
. На плановый материал наносят все изменения, уточняют экспликацию земель.
. Выявляют землеустроительные предложения и пожелания.
. Изготавливают план, откорректированный в соответствии с фактическим состоянием земель (1:10 000 или 1:25 000).
. Уточняют пожелания граждан подавших заявление на предоставление земель о местоположении, площади участков, составе, специализации КФХ, формировании объединений, кооперативов КФХ, создании совместных объектов инфраструктуры, образовании малых предприятий т.д.
. Вырабатывают схему предварительного размещения землевладений и землепользовании КФХ. Схему предварительного размещения КФХ согласовывают с заинтересованными лицами.
. В период подготовительных работ необходимо подготовить типовые модели КФХ с определенной специализацией для данной зоны.
Приведем типовые модели крестьянских (фермерских) хозяйств для зоны Среднего Поволжья [18].
Размеры хозяйств рассчитаны, исходя из следующих условий: КФХ имеет не менее 2,5 среднегодового работника; не менее двух человек могут работать круглый год (по 2320 ч); работники имеют общеобразовательную и сельскохозяйственную подготовку; возможен наем рабочей силы в напряженные периоды и в иных случаях; качество земель - среднее в данном районе; имеется возможность орошения на пахотных землях (зона рискованного земледелия).
Рекомендуются следующие минимальные размеры крестьянских хозяйств, при которых они могут быть рентабельными:
молочного направления: 30 дойных коров, определенная часть молодняка в возрасте 112 дней передается на откорм в другие хозяйства, площадь сельхозугодий 90 га, из них пашни - 80 га, в том числе орошаемой 10 га;
по откорму бычков: постановочных мест 80, сельхозугодий 102 га, из них пашни - 90 га, в том числе орошаемой - 40 га;
по производству поросят: 60 свиноматок, сельхозугодий 50 га, из них пашни - 45 га, в том числе орошаемой - 22,5 га;
овощеводческое: пашни орошаемой 12-16 га, 9 голов крупного рогатого скота;
растениеводческое (без орошения) по производству зерна, крупяных, масличных культур: площадь сельскохозяйственных угодий 160 га (пашня), 300 голов свиней или 80 бычков на откорме;
пчеловодческое: 200 пчелосемей, до 10 га пашни.
При определении типа хозяйства следует исходить из интересов данного района, наличия и удаленности рынков сбыта.
Исполнитель работ (проектная организация) разрабатывает задание на проектирование, согласовывает его с заинтересованными сторонами. Титульный лист задания подписывает председатель районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству, утверждает глава администрации района.
Задание включает основание для проектирования, дату, наименование заказчика и проектировщика, формулировку задачи, например, составить проект образования землевладения крестьянских (фермерских) хозяйств за счет земель специального фонда, определить его местоположение, разработать технико-экономическое обоснование; наименование хозяйства, число его членов, возможное направление специализации.
В задании указывают:
площади хозяйства на уровне предельных норм с учетом специализации и нагрузки на одного члена хозяйства;
экономические показатели деятельности крестьянского хозяйства с учетом специализации, качества земель, урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных, достигнутые передовыми хозяйствами (указывают расчетные показатели);
форму собственности на землю, выделяемую сверх предельной нормы передачи земли бесплатно в собственность граждан, в частную собственность, за плату, владение (бесплатно), долгосрочную аренду;
характер расселения КФХ - хуторское, групповое, поселковое и др.;
мероприятия по обустройству хозяйства - объемы мелиорации, строительства дорог, ЛЭП, водообеспечения;
создание объединений по производству и переработке сельхозпродукции, кооперативные связи и т. д.;
обязательные природоохранные мероприятия;
сроки выполнения работ [19].
В графической части задания - масштаб, перечень обязательных чертежей; в текстовой - пояснительная записка, экспликация земель; указывают число экземпляров проекта.
Задание подписывают ответственные представители заказчика и проектной организации.
Составление проекта. Проект составляют на одно или на группу хозяйств.
Проект предварительного размещения КФХ, составленный на этапе подготовительных работ, служит основой для проектирования. Он оформляется на проектном плане с элементами проекта внутрихозяйственного землеустройства последних лет, нанесенными границами охранных территорий. На плане показывают: границы землевладений и землепользовании; участки освоения и улучшения угодий; производственные и хозяйственные объекты, обслуживающие крестьянские хозяйства; автомобильные дороги, источники водоснабжения, а также предварительные проектные решения по размещению участков и усадеб крестьянских (фермерских) хозяйств, новых дорог, водных источников и других объектов инфраструктуры [20].
При составлении проекта решают следующие задачи:
. Площади землевладений и землепользовании определяют на основании типовых (или рассчитанных) моделей крестьянских хозяйств с учетом зоны расположения, продуктивности угодий, наличия работников, специализации. Учитывают также площадь бесплатных земельных паев.
Типовые модели уточняют применительно к качеству земель, числу работников и другим условиям хозяйства.
.