признается физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред.
От одноименной уголовно-правовой категории данное определение отличается по:
юридическому факту, его порождающему (административное правонарушение, а не преступление);
характеру причиненного вреда (в уголовном праве спектр причиняемого преступлением вреда шире, включает и иные виды вреда);
нормативному закреплению (в уголовном праве - это УПК РФ, для административного права - КоАП).
Общие признаки, характеризующие понятие "потерпевший":
потерпевшим признают как физическое, так и юридическое лицо;
причинение вреда (при этом вид вреда зависит от лица, которому причинен вред);
вред причинен правонарушением.
В производстве по делу об административном правонарушении о признании потерпевшим не принимается специального решения в виде отдельного постановления или определения. Статус гражданина или юридического лица в качестве потерпевшего записывается в протоколе об административном правонарушении либо в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и указанным лицам разъясняются их права и обязанности.
Потерпевший вправе:
ознакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении;
давать объяснения;
представлять доказательства;
заявлять ходатайства и отводы;
пользоваться юридической помощью представителя;
обжаловать постановление по данному делу;
пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ [2].
В отличие от свидетеля потерпевший заинтересован в исходе дела особенно тогда, когда он считает, что ему причинен материальный вред. Интересы потерпевшего и органов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, могут совпадать. Однако при оценке показаний потерпевшего следует иметь в виду возможность несовпадения интересов потерпевшего и органов административной юрисдикции. Потерпевший, обратившийся к компетентным субъектам за защитой своих интересов, может быть не заинтересован в раскрытии истины по делу и своими показаниями препятствовать установлению фактических обстоятельств. Да и сами органы, осуществляющие производство по делам об административных правонарушениях, могут пренебречь интересами потерпевшего.
Законные представители физического лица - это родители, усыновители, опекуны, попечители несовершеннолетних нарушителей или потерпевших, а также лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права по делам об административных правонарушениях.
При рассмотрении дел о правонарушении, совершенном лицом в возрасте до 18 лет, присутствие законного представителя может быть признано обязательным.
Законные представители юридического лица осуществляют защиту его прав и законных интересов, если в отношении его ведется производство или оно является потерпевшим. В таком качестве выступают руководитель юридического лица, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом и учредительными документами органом юридического лица.
Полномочия законного представителя подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство, может участвовать защитник, а для оказания такой же помощи потерпевшему - представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве допускаются адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией, а полномочия представителя - официальной доверенностью.
Защитник и представитель допускаются к участию в производстве с момента составления протокола об административном правонарушении, а защитник также с момента административного задержания физического лица.
Для оказания юридической помощи потерпевшему в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать представитель.
В качестве представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
Представитель допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении.
Представитель, допущенный к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе ознакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с законом.
В качестве представителя в административном процессе не допускаются лица:
являющиеся сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела;
ранее выступавшие в качестве иных участников производства по данному делу.
Свидетель - это лицо, которому известны обстоятельства, касающиеся рассматриваемого дела в суде. Свидетель играет огромную роль в расследовании дела и его исходе. Поэтому, давать свидетельские показания входят в обязанность гражданина РФ. За уклонение от показаний или за дачу ложных гражданин привлекается к ответственности в соответствии с законами Российской Федерации. Но не все могут давать свидетельские показания. Например, судья и присяжный заседатель не могут давать свидетельские показания, так как участвуют в самом судебном разбирательстве. Также, не имеют право давать показания адвокат, так как это заинтересованное лицо обвиняемого. Не подлежат допросу священнослужители и члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы (если они не дают согласие на дачу свидетельских показаний).
В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.
Свидетель по делу об административном правонарушении вправе:
не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (под -- близкими родственниками понимаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки);
давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;
пользоваться бесплатной помощью переводчика;
делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол;
получить денежную компенсацию в связи с явкой суда и тратой личного времени [3].
При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством, свидетель несет административную ответственность. Однако несовершеннолетние свидетели в возрасте до 16 лет такой ответственности не несут.
В случаях, предусмотренных КоАП РФ, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.
Присутствие понятых обязательно в случаях, предусмотренных главой 27 КоАП. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.
Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол.
В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля.
В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.
Специалист обязан:
явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;
удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.
Специалист вправе:
знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием;
с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;
делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий. Заявления и замечания подлежат занесению в протокол.
За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей специалист несет административную ответственность.
В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.
Эксперт обязан:
явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.
Эксперт имеет право отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения.
Эксперт вправе:
знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;
с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;
указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.
За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей эксперт несет административную ответственность.
К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве эксперта не допускаются лица в случае, если они состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу, а равно если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно, заинтересованными в исходе данного дела.
Переводчик - лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода.
Участники производства вправе знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, делать заявления и замечания, приносить жалобы на постановление по делу.
В производстве по делам об административных правонарушениях вправе участвовать прокурор. Он в пределах своих полномочий вправе: возбуждать производство по делу об административном правонарушении; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия [4].
потерпевший юридический административный правонарушение
2. Понятие, принципы и особенности государственной гражданской службы
Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в кадровом составе и другие случае)[5].
Правовые акты, регулирующие государственную гражданскую службу:
1.Конституция <javascript:void(0)> - граждане имеют право участия в управлении государством.
.Федеральный Закон «О системе государственной службы».
.Федеральный Закон «О государственной гражданской службе» - основной акт.
.Иные федеральные законы, например: Федеральный Закон «О противодействии коррупции» устанавливает ряд дополнительных обязанностей.
.Федеральные Законы, регулирующие особенности прохождения государственной службы в отдельных государственных органах, например Федеральный Закон от 27.07.2010 «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе МИД».
.Указы Президента РФ. Если будет регулировать Правительственными актами - вторжение исполнительной власти в др.органы власти. Вопросы решаются над системой разделения властей, т.е. президентом. При этом обсуждаются вопросы, и в Федеральный Закон «О государственной гражданской службе» упоминается орган по управлению государственной службой - выражена позиция законодателя, что когда-нибудь такой орган появится. Но МинЮст сам не знает, что это будет за орган, и какое место он займет в системе органов РФ. Это не может быть орган исполнительной власти. Да и вообще его существование сомнительно. Или совещательный орган при президенте. В общем, спорный вопрос.
.Постановления Правительства, регламентирующие отдельные особенности или отдельные аспекты гос.-служебных отношений в ФОИВ.
.Акты ФОИВ, причем как центральных, так и территориальных. Основной вид актов - должностные регламенты гос.гражд.служащих, которые составляют основной массив. Утверждаются руководителем органа.
.Конституции (уставы) субъектов - формально.
.Законы субъекта «Об особенностях ГГС в субъекте РФ».
.Акты Высших должностных лиц.
.Акты государственных органов.
Анализ ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» свидетельствует о том, что основная масса регулятивных полномочий закреплена как за Российской Федерацией, так и за субъектами Российской Федерации. Однако в этом Законе недостаточно четко прослеживаются основания отнесения тех или иных вопросов государственной службы к полномочиям Российской Федерации и к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Разграничение полномочий по вопросам гражданской службы между уровнями власти должно основываться на решении следующих задач [6]:
) построение целостной системы государственной гражданской службы, основанной на единых принципах регулирования вопросов прохождения службы, установления ограничений на гражданской службе, оплаты служебной деятельности, предоставления государственных социальных гарантий, независимо от уровня и вида гражданской службы;
) ликвидация противоречий в законодательстве о государственной службе путем создания комплексной нормативной правовой основы регулирования гражданской службы на базе федеральных законов прямого действия;
) обеспечение стабильности гражданской службы;
) обеспечение государством реализации гражданами конституционного права на равный доступ к государственной гражданской службе.
Государственная гражданская служба основывается на основополагающих принципах организации и деятельности государственного аппарата, однако ей присущи и специальные принципы.
Все федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ обязаны проводить в жизнь принципы:
.приоритет прав и свобод человека и гражданина
.единство правовых и организационных основ государственной гражданской службы РФ и ее субъектов
.равный доступ граждан к госслужбе, владеющих госязыком РФ, равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами госслужащих
.профессионализм и компетентность
.стабильность гражданской службы
.доступность информации о государственной гражданской службе
.защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
Государственные гражданские служащие обязаны руководствоваться ими в своей работе.
Все принципы органически взаимосвязаны и отражают сущность, содержание формы осуществления государственной гражданской службы. Закрепление единых принципов является важной идейно-теоретической основой, соединяющей виды государственной гражданской службы в стройную и юридически связанную во всех своих звеньях целостную систему государственной гражданской службы РФ.
В принципах государственной гражданской службы закрепляются требования общества, других субъектов управления государственной гражданской службой к государственной гражданской службе и государственным гражданским служащим.
Важен принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов. Как было уже выше сказано, государственная гражданская служба субъектов РФ регулируется, помимо федерального законодательства, законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Лишь опираясь на федеральное законодательство субъекты Федерации, могут и должны иметь свое законодательство о государственной службе. А в случаях, когда возникают коллизии в законодательстве о государственной службе, следует руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами.
Принцип федерализма обеспечивает единство системы государственной гражданской службы и соблюдения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.
Этот принцип выражается в то, что федеральная служба находится в ведении РФ, а государственная гражданская служба субъектов РФ находится в их совместном ведении. В рамках разграничения этих предметов ведения объем полномочий РФ должен быть достаточным для организации государственной гражданской службы как единого организационно-правового института государственной власти. Реализация этого принципа объективно требует единого правового регулирования основ организации государственной гражданской службы и основ правового положения государственных гражданских служащих РФ.
Принцип приоритета прав человека и гражданина это еще и конституционный принцип. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Отсюда и обязанности государственных гражданских служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина придается ранг основного принципа государственной гражданской службы. В конечном счете, этот принцип определяет социальный смысл и содержание служебной деятельности государственных гражданских служащих. С учетом этого при отборе кандидатов на государственные гражданские должности особое внимание должно уделяться их способности и готовности учитывать в своей работе интересы граждан. Важно, чтобы государственный гражданский служащий не только на словах, но и на деле защищал права и свободы человека и гражданина.
Принцип равного доступа к государственной гражданской службе тоже является конституционным и означает равный доступ граждан к государственной гражданской службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, и т.п.
Принцип профессионализма и компетентности обязывает государственных гражданских служащих:
- быть постоянно готовыми к осуществлению должностных правомочий;
- хорошо знать предмет собственной государственно-служебной деятельности;
- знать свои права и обязанности, активно, в полной мере и качественно осуществлять функции и полномочия, предусмотренные законодательством должностными положениями и инструкциями;
- владеть правилами и процедурами деятельности в органах государственной власти;
- иметь общую и профессиональную подготовку;
- знать юридические и нравственно-этические нормы в сфере служебной деятельности.
Осуществление этого принципа обеспечивается множеством законодательных и иных нормативных правовых актов. Положение государственных гражданских служащих в значительной степени зависит от них самих, поэтому они должны стремиться к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной деятельности.
Можно выделить еще принцип защиты государственных гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
Государственная гражданская служба включает в себя федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу в субъектах РФ.
Федеральная государственная гражданской служба представляет собой профессиональную деятельность лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в аппаратах федеральных органах государственной власти и иных федеральных государственных органов, образующих в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, для обеспечения выполнения государственных задач и функций этих органов либо деятельности лиц, замещающих государственные гражданские должности РФ, предусмотренные Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, и финансируемые из федерального бюджета. Она осуществляется в федеральных государственных органах, функционирующих а пределах ведения и полномочий РФ и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов [7].
Выделяются специальные виды государственной гражданской службы, под которыми понимается профессиональная деятельность по обеспечению полномочий отдельных государственных органов, выполняющих в государственном аппарате специальные задачи и наделенных специальной компетенцией, которая предопределяет особенности правового статуса и фактической деятельности государственных гражданских служащих.
Специальная государственная гражданская служба включает в себя различные подвиды, которые объективно необходимы государству и созданы им для реализации особых целей и функций. Имеются в виду государственные органы, связанные с обороной страны, поддержанием общественного порядка, обеспечением прав и свобод человека, соблюдением определенных правил поведения и деятельности и т.д. Соответственно к специальным видам государственной гражданской службы относятся военная служба, служба в органах внутренних дел, налоговая, таможенная, дипломатическая, правозащитная, служба в контрольно-надзорных государственных органах, в финансово-кредитных государственных органах, в аппаратах избирательных комиссий и др. Можно отметить, что наряду с общими признаками специальных видов службы каждый подвид имеет свои специфические признаки. Например, военная служба имеет существенные отличия такие, как специфика организационной структуры, вооруженность личного состава, непрерывность несения службы, принятия воинской присяги и др.
3. Задача
Военнослужащий, старший лейтенант Сергеев, был задержан на улице нарядом патрульно-постовой службы полиции за то, что находился в нетрезвом состоянии, нецензурно выражался, приставал к гражданам. Судья назначил на Сергеева за данное правонарушение административное наказание в виде штрафа, а его начальник по службе объявил ему о неполном служебном соответствии. Какие нарушения законы Вы усматриваете в этой ситуации? Обоснуйте свою точку зрения, сделав ссылку на нормы права.
Ответ. Военнослужащий Сергеев нарушил статью 20.1 КоАпа «Мелкое хулиганство», но в соответствие со статьей 2.5 КоАПа за нарушение статьи 20.1 КоАПа военнослужащие несут дисциплинарную ответственность, следовательно, наказание в виде штрафа ему не может быть назначено.
Список литературы
. Административное право РФ : учеб. для вузов / отв. ред. Л. Л. Попов. - 3-е изд. - М. : Юрайт, 2011. - 447 с. Макарейко, Н. В.
. Административное право России : электрон. учеб. / [К. С. Бельский [и др.]; под ред. Н. Ю. Хаманевой. - М. : Проспект: КноРус, 2009. - 1 с.
. Кодекс об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 // ИПС «КонсультантПлюс».
. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // ИПС «КонсультантПлюс».
. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // ИПС «КонсультантПлюс».
. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // ИПС «КонсультантПлюс».