Социальные аспекты профессионального развития кадров государственной гражданской службы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,98 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальные аспекты профессионального развития кадров государственной гражданской службы















Социальные аспекты профессионального развития кадров государственной гражданской службы

План работы

Введение

Глава 1. Государственная гражданская служба - основные понятия и регулирование

.1 Законодательная основа государственной службы

Глава 2. Формирование кадрового состава государственных служащих

.1 Проблемы профессиональной подготовки

.2 Ограничения, налагаемые госслужбой и контроль за их исполнением

.3 Дисциплинарная ответственность госслужащих

Заключение

Список литературы

Введение

государственная гражданская служба

Система кадровой политики должна учитывать множество различных факторов, имеющих место в обществе. К таким факторам можно отнести динамизм взаимоотношений между разными уровнями управления, меняющуюся структуру и ресурсные ограничения экономики, интересы общества и др.

Будущее российской экономики и государственности зависит от того, какие управленческие кадры будут сформированы в государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации. Необходимо, чтобы это были профессионально подготовленные и морально зрелые граждане Российской Федерации.

Актуальность темы исследования определяется повышением роли профессионального развития кадрового потенциала органов государственной власти в процессе реформирования государственной службы Российской Федерации, выявлением социальных факторов, влияющих на профессиональное развитие кадров.

Теоретическую основу при написании работы составили нормативно-правовые акты российского законодательства. Для раскрытия социальных аспектов профессионального развития государственных служащих использовались основополагающие научные труды, в которых интерпретируются современные концепции и перспективные направления управления применительно к государственной гражданской службе.

В работе определены функции и принципы госслужбы, основополагающие правовые акты, регулирующие деятельность государственных служащих, перечислены их основные права и обязанности.

Во второй главе рассмотрены наиболее важные и, одновременно, наиболее дискутируемые вопросы профессиональной подготовки, а также профессиональных ограничений и мер ответственности государственных служащих.

Глава 1. Государственная гражданская служба - основные понятия и регулирование

Среди задач, которые предполагается решить в процессе проводимой в стране административной реформы, особое место занимает реформирование государственной службы. Цель реформирования - кардинальное повышение эффективности государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, создания целостной системы государственной службы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей.

Достижение поставленной цели обеспечивается целым комплексом организационных, финансовых, правовых мер. В их числе немалую роль играет правовое регулирование общественных отношений, связанных с прохождением государственной службы. Совершенствование законодательства, регламентирующего служебные отношения государственных гражданских служащих, напрямую связано с выполнением задачи кардинального повышения эффективности государственной службы. Законодательство о государственной службе направлено на создание стимулов к добросовестному и инициативному выполнению служебных обязанностей, введение необходимых ограничений и запретов, установление адекватного затраченным усилиям вознаграждения за труд. Эти факторы, в свою очередь, непосредственно влияют на результаты профессиональной деятельности государственных гражданских служащих и, следовательно, на осуществление соответствующим государственным органом возложенных на него функций.

Правовое регулирование института государственной службы в России стремительно развивается. Об этом убедительно свидетельствует новое российское законодательство о системе государственной службы (ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации») и государственной гражданской службе (ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Однако не всякое изменение законодательства повышает его правовое качество и улучшает саму деятельность по осуществлению функций государственного управления; не происходит автоматического улучшения и корпуса государственных служащих. К сожалению, одни лишь законы не изменяют нравственный облик российского государственного служащего и его профессиональные качества. Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию РФ 16 мая 2003 г. отметил: «Наша бюрократия и сегодня обладает огромными полномочиями. Но находящееся в ее руках количество полномочий по-прежнему не соответствует качеству власти. Должен подчеркнуть, что такая власть в значительной степени имеет своим источником не что иное, как избыточные функции госорганов. При этом, несмотря на огромное число чиновников, в стране тяжелейший кадровый голод. Голод на всех уровнях и во всех структурах власти, голод на современных управленцев, эффективных людей». Говоря о проблемах в системе государственной службы, следует добавить, что положительные сдвиги в этой области весьма незначительны, если о них вообще можно говорить. Приведенную выше цитату из послания президента для наглядности и в подтверждение сказанного можно подкрепить еще одной, но уже из послания 2004г. : «Повторю, наша действительность не может нас удовлетворить. Ведь освободив крупнейшие средства массовой информации от олигархической цензуры, мы не защитили их от нездорового рвения отдельных начальников. Направляя правоохранительные органы на справедливую борьбу с преступлениями, в том числе налоговыми, то и дело обнаруживаем грубые нарушения прав предпринимателей. А порой и просто откровенный рэкет со стороны государственных структур. Многим чиновникам кажется, что так будет всегда. И что подобные издержки - это и есть результат. Должен их огорчить. В наши планы не входит передача страны в распоряжение неэффективной коррумпированной бюрократии. Мы исходим из того, что иметь в стране развитые демократические процедуры не просто необходимо, но и экономически выгодно. Быть с обществом в ответственном диалоге - политически целесообразно. И поэтому современный российский чиновник обязан учиться разговаривать с обществом не на командном жаргоне, а на современном языке сотрудничества. … Это - наша базовая позиция, и мы будем ей строго следовать». Цитаты обширны, но весьма показательны.

Для того, чтобы показать реальные перспективы совершенствования системы государственной службы, необходимо говорить, прежде всего, о том, что кадры ее должны быть социально ориентированными.

.1 Законодательная основа государственной службы

Законодательную основу относительно интересующей нас темы составляют законы, указанные выше. Кроме этого следует назвать Указ Президента от 12.08.2002. (в редакции от 20.03.2007.) № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», а также Закон Санкт-Петербурга от 01.07.2005. № 399-39 (в редакции от 15.02.2007.) «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга».

Российское законодательство трактует государственную гражданскую службу как «вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи)».

Принципами гражданской службы закон определяет:

) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

) стабильность гражданской службы;

) доступность информации о гражданской службе;

) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Подробно перечисляется и законодательная база, на которой строится деятельность гражданской службы, включающая в себя: Конституцию Российской Федерации, уже перечисленные федеральные законы, другие федеральные законы, в том числе федеральные законы, регулирующие особенности прохождения гражданской службы, Указы Президента, Постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты государственных органов.

Провозглашая гарантии защищенности государственного служащего, законодатель налагает на него и весьма обширные обязанности, среди которых в рамках данной работы следует отметить то, что гражданский служащий обязан:

) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;

) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

) сообщать о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Не менее подробно в статье 17 перечисляет законодатель и запреты, связанные с гражданской службой, в том числе то, что гражданскому служащему запрещается:

) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

) осуществлять предпринимательскую деятельность;

) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации;

) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;

) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Согласно законодательству кадровая работа включает в себя:

) формирование кадрового состава для замещения должностей гражданской службы;

) подготовку предложений о реализации положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе и внесение указанных предложений представителю нанимателя;

) организацию подготовки проектов актов государственного органа, связанных с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением, заключением служебного контракта, назначением на должность гражданской службы, освобождением от замещаемой должности гражданской службы, увольнением гражданского служащего с гражданской службы и выходом его на пенсию за выслугу лет, и оформление соответствующих решений государственного органа;

) ведение трудовых книжек гражданских служащих;

) ведение личных дел гражданских служащих;

) ведение реестра гражданских служащих в государственном органе;

) обеспечение деятельности комиссии по урегулированию конфликтов интересов;

) организацию и обеспечение проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение гражданских служащих в кадровый резерв;

) организацию и обеспечение проведения аттестации гражданских служащих;

) организацию и обеспечение проведения квалификационных экзаменов гражданских служащих;

) организацию заключения договоров с гражданами на время их обучения в образовательном учреждении профессионального образования с последующим прохождением гражданской службы;

) организацию профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих;

) формирование кадрового резерва, организацию работы с кадровым резервом и его эффективное использование;

) обеспечение должностного роста гражданских служащих;

) организацию проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на гражданскую службу, а также оформление допуска установленной формы к сведениям, составляющим государственную тайну;

) организацию проведения служебных проверок;

) организацию проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдения гражданскими служащими ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

) консультирование гражданских служащих по правовым и иным вопросам гражданской службы.

Размышляя о путях развития и совершенствования этого законодательства, хочется согласится с позицией некоторых авторов, что государственная служба как публично-правовой институт должна представлять собой целостную систему, основанную на служении государству в целом, а не отдельному государственному органу. Отношения на государственной службе - это отношения долга, обязанности, верности. Государственно-служебные отношения в реальной жизни выступают исключительно как государственные и административные правоотношения, отношения службы и подчинения государственных служащих исключительно государству.

Глава 2. Формирование кадрового состава государственных служащих

Приоритетными направлениями формирования кадрового состава гражданской службы являются:

) профессиональная подготовка гражданских служащих, их переподготовка, повышение квалификации и стажировка в соответствии с программами профессионального развития гражданских служащих;

) содействие должностному росту гражданских служащих на конкурсной основе;

) ротация гражданских служащих;

) формирование кадрового резерва на конкурсной основе и его эффективное использование;

) оценка результатов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих посредством проведения аттестации или квалификационного экзамена;

) применение современных кадровых технологий при поступлении на гражданскую службу и ее прохождении.

Таким образом, лица, занимающие государственные должности, имеют двойной отраслевой статус. С одной стороны, поступая на государственную службу, они выступают как обычные граждане, вступившие в трудовое правоотношение (выполняют определенную трудовую функцию за вознаграждение). С другой стороны, они действуют как агенты публичной власти и в силу этого принимают решения, имеющие властный характер. Отсюда вытекают и повышенные требования как к профессиональным, так и морально-нравственным качествам государственного служащего.

Говоря о государственном гражданском служащем, необходимо отметить, что он является субъектом права, а также является реальным участником различных правоотношений. Правоотношения, в которых участвуют государственные гражданские служащие, достаточно разнообразны, но, как показывает практика государственного управления, наиболее часто госслужащие участвуют в административных правоотношениях.

Главным критерием выделения госслужащих, как лиц, имеющих отношение к институту государственной службы, является выполнение ими работы, связанной с осуществлением государственной власти, а подобного рода деятельностью заняты только лица, занимающие должности в государственных органах.

К числу признаков государственного служащего относят следующие:

) государственный служащий - это физическое лицо, гражданин Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющий государственным языком и имеющий профессиональное образование;

) государственный служащий должен отвечать требованиям законодательства о государственной службе;

) государственный служащий занимает оплачиваемую государственную должность государственной службы в установленном законом порядке;

) государственному служащему присваивается в установленном законом порядке квалификационный разряд (чин, ранг и т.д.);

) государственный служащий выполняет государственные функции, полномочия государственных органов, решает государственные задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере;

) государственный служащий совершает во многих случаях действия, которые вызывают определенные юридические последствия;

) деятельность государственных служащих носит, как правило, непроизводственный характер;

) государственный служащий принимает присягу на верность государству.

Из всего вышеперечисленного хорошо видно, какие высокие требования предъявляются к профессиональной подготовке госслужащих, т. е. она должна в себя включать не только большое количество специальных знаний, но и много сопутствующих дисциплин.

.1 Проблемы профессиональной подготовки

Итак, государственной гражданская служба РФ, которая направлена на обеспечение исполнения полномочий государства, его составных частей, государственных органов и высших должностных лиц требует определенных знаний, навыков и умений, приобретенных в процессе образовательной и практической деятельности, т. е. высокого уровня профессионализма гражданских служащих.

Система профессионального образования и подготовки кадров для государственной гражданской службы должна представлять собой совокупность основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, а также наличия специализированных (базовых) учебных учреждений высшего и среднего профессионального образования и органов управления образованием в данной сфере.

Создание механизма профессионального обучения кадров для гражданской службы, элементами которого могут быть: открытые конкурсные отборы специализированных (базовых) учебных учреждений, соответствующих определенным критериям, реализующих образовательные программы в данной сфере; система государственного заказа на подготовку кадров для гражданской службы; система управления профессиональным образованием гражданских служащих; средства и формы взаимодействия государственных органов и учебных учреждений при подготовке кадров и др. является чрезвычайно важным моментом., и это подчеркивают специалисты в этой области.

Система подготовки должна предусматривать реализацию многоуровневой подготовки кадров работников госслужбы. При этом необходимо оптимальное соотношение различных групп (по уровню квалификации) работников.

Подготовка должна предусматривать расширение и углубление гуманитарной подготовки с учетом традиций отечественной науки и практики. Фундаментальная гуманитарная подготовка необходима ныне специалистам любой отрасли знания, в частности по той причине, что она позволяет формировать способности видеть социальные (общественные) результаты своей профессиональной деятельности, повышать общую культуру личности. Гуманитарная подготовка в области госслужбы особенно важна, ибо она является имманентной (проистекающей из его природы) составляющей подготовки кадров по причине содержания их деятельности.

Актуальнейшей проблемой современной кадровой подготовки остается совершенствование учебного процесса, в том числе путем его гуманитаризации, имеющей важнейшее значение для подготовки специалистов в любой сфере, в том числе и госслужбы

Гуманитаризацию образования можно интерпретировать как реорганизацию системы образования с тем чтобы значительное место занимали развитие гуманитарного мышления, гуманитарная подготовка.

В современных условиях специалист любой отрасли знания немыслим без фундаментальной гуманитарной подготовки. Доказательством тому служит вся мировая практика. Знания философии, истории, социологии экономики, психологии и других наук способствуют более успешному решению конкретных профессиональных задач.

Гуманитарное образование включает приобретение знаний из области гуманитарных наук, углубление познаний о роли науки техники в жизни общества, формирование способностей видеть общественные (социальные) результаты своей профессиональной деятельности, повышение общей культуры личности.

Конкретное содержание гуманитарной подготовки обусловливается требованиями, которые общество предъявляет общекультурной подготовке специалистов, содержанием социальных и профессиональных функций, которые эти специалисты будут выполнять по месту работы, характером результатов их будущей профессиональной деятельности.

.2 Ограничения, налагаемые госслужбой и контроль за их исполнением

Административно-правовой статус государственного гражданского служащего в самом общем виде можно определить как систему предоставленных гражданским служащим прав и возложенных на них обязанностей, а также систему поощрений, запретов, ограничений и мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на служащего обязанностей, а также соблюдения запретов и ограничений, связанных с гражданской службой.

Пожалуй, наиболее важным и наиболее часто упоминаемым моментом в деятельности госслужащих является коррупция и способы противодействия ей.

Перечисленные в главе 1 права и обязанности госслужащих четко оговаривают определенные ограничения в их деятельности. В частности, в органах управления коммерческих организаций (без доли участия государства) могут участвовать государственные гражданские служащие, в случае если эта деятельность осуществляется ими на безвозмездной основе. Однако в случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом. Таким образом, для участия гражданских служащих в органах управления коммерческих организаций на безвозмездной основе законом запретов не установлено.Однако следует учитывать, что в случае участия государственных служащих в органах управления коммерческих организаций возможно возникновение конфликта интересов. При этом конфликт интересов - это ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или иных родственников, также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

В ст. 11 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» установлен запрет для членов Правительства Российской Федерации заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы.

Рассмотренные проблемы участия госслужащих в деятельности коммерческих структур часто становятся предметом исследования специалистов.

.3 Дисциплинарная ответственность госслужащих

Дисциплинарная ответственность - одна из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя.

В отличие от других видов юридической ответственности дисциплинарная направлена на обеспечение дисциплины в основном в рамках служебного подчинения. Меры дисциплинарной ответственности применяются не «надведомственными» органами (судом, арбитражем, инспекциями т.д.), а органами (должностными лицами) организаций, учреждений, предприятий, где работает нарушитель дисциплины, либо вышестоящим органом (должностным лицом).

Закон устанавливает специальную дисциплинарную ответственность государственных служащих. Специальная дисциплинарная ответственность отличается от общей по кругу лиц, подпадающих под действие соответствующих норм, по мерам дисциплинарного взыскания, кругу лиц и органов, наделенных дисциплинарной властью, по установленному порядку обжалования взысканий. Большинством этих особенностей характеризуется и привлечение к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих.

В соответствии со статьей 57 Закона о гражданской службе основанием для привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности является совершение им дисциплинарного проступка. Дисциплинарным проступком в сфере государственно-служебных правоотношений в силу той же статьи признается неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей.

В целом дисциплинарное законодательство не содержит исчерпывающего перечня дисциплинарных проступков. В этом проявляется одна из особенностей дисциплинарной ответственности. В то же время в действующем законодательстве можно встретить примеры отдельных деяний, признаваемых дисциплинарными проступками для некоторых категорий работников, например, разглашение государственной тайны.

Объектом посягательства любого проступка в системе государственной гражданской службы являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении того или иного вида государственной деятельности. Посягательства на данные общественные отношения выступают в виде нарушений государственной дисциплины или отдельных ее видов. В качестве объекта, на который непосредственно посягает тот или иной дисциплинарный проступок, выступают конкретные правомочия (их неосуществление или превышение) или обязанности (их неисполнение или ненадлежащее исполнение).

Дисциплинарные проступки квалифицируются как умышленные (совершенные с прямым и косвенным умыслом) и неосторожные (явившиеся результатом самонадеянности или небрежности). Умышленным является такое поведение гражданского служащего, когда он сознает противоправный характер своего поведения, предвидит его вредные последствия и желает или сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично. Неосторожность имеет место, если лицо не предвидит вредных последствий своего поведения, однако могло и должно было предвидеть их наступление.

В отличие от дисциплинарных проступков перечень дисциплинарных взысканий полностью устанавливается законодательством и не подлежит расширительному толкованию. Законодательство о государственной службе предусматривает возможность наложения на государственных гражданских служащих дисциплинарных взысканий, не установленных Трудовым кодексом Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 57 Закона о гражданской службе представитель нанимателя имеет право применить к гражданским служащим следующие дисциплинарные взыскания:

·- замечание;

·- выговор;

·- предупреждение о неполном должностном соответствии;

·- освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

·- увольнение с гражданской службы.

Заключение

Анализ основных проблем, затронутых в работе позволяет сделать следующие выводы.

Проблема профессионального развития кадров государственной гражданской службы заключена в противоречиях между потребностями общества и государства в высокоэффективной, профессиональной государственной гражданской службе и ее реальным состоянием, характеризующимся низким уровнем профессионализма, тормозящим развитие экономического комплекс, отсутствием должной корпоративной культуры, внеправовым подходом к подбору, оценке и расстановке государственных служащих на различных уровнях управления.

В качестве социальных барьеров на пути профессионального развития кадров управления представлены: отрицательное влияние состояния социально-экономической среды на развитие кадрового потенциала государственной службы; несовершенство законодательной базы; ограниченность ресурсного обеспечения; неразработанность технологий стратегического планирования механизмов социальной поддержки профессионального развития государственных служащих; слабая связь программ профессионального обучения управленческих кадров с социальной практикой.


Список литературы

1.ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации»

2.ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Указ Президента от 12.08.2002. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»

.Закон Санкт-Петербурга от 01.07.2005. № 399-39 «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга».

.Государственная дисциплина и ответственность / Под. ред. Л. И. Антоновой, Б. И. Кожонина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.

.Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. - М.: Юристъ, 2001.

.Еремеева Е. Участие государственных служащих в органах управления коммерческих организаций. // Юрист. 2006, № 4.

.Лаптева О. И. Гуманизация и гуманитаризация образования: Итоги обсуждения. // Вестник Московского университета. Серия 12. Социально-политические исследования. - 1991. №2. - с.76-80.

.Обучение государственных служащих: современное состояние и перспективы / Под общ. ред. В.И. Матирко. М.: 2002. - с. 46. / http://www.spbpravo.ru

.Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование. - Воронеж, 1996.

.Старилов Ю.Н. Служебное право. М.: Юристъ, 1996. с. 2 - 58.

.Чиканова Л. А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной службе.// Журнал Российского права. 2005.№ 4.

Похожие работы на - Социальные аспекты профессионального развития кадров государственной гражданской службы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!