Культура Древней Индии
Культура
Древней Индии
Содержание
Введение
.
Древнейшая Индия
.1
Хараппская культура
.2
Ведическая культура
.3
Брахманизм
.4
Варны
2.
Магадхо-Маурийская эпоха
2.1
Джайнизм
2.2
Буддизм
.3
Архитектура
3.
Кушано-Гуптский период
.1
Кушаны
.2
Гупты
.3
Касты
3.4
Становление индуизма
3.5
"Трехликость" в индуистской иконографии: Брахма, Вишну, Шива
.6
Наука
.7
Письменность. Литература
Заключение
Литература
древний индия брахманизм
архитектурный
Введение
Культура Древней Индии (сер. IV тыс. до н.э. -
VI в. н.э.) - одна из оригинальных и величественных культур, существовавших на
нашей планете. По уровню развития производительных сил, использованию
металлических орудий труда, наличию развитого земледелия, скотоводства и
ремесла, а также письменности, художественной и духовной культуры Древняя Индия
не уступала первым из классовых обществ и цивилизаций, существовавших в долинах
Нила, Тигра и Евфрата.
1. Древнейшая Индия
.1 Хараппская культура
О заселении территории Индостана еще в глубокой
древности свидетельствуют многочисленные находки, характеризующие довольно
высокий для своего времени уровень материальной, художественной и духовной
культуры. Особенно ценными оказались археологические изыскания, проведенные
английскими учеными в двадцатых годах XX в. в долине р. Инд - в районах
Хараппы, давшей название всему культурному периоду (IV - середина II тыс. до н.
э.), Мохенджо-Даро и др. Здешние находки стали подлинно историко-культурным
откровением. Обнаруженные поселения городского типа, датируемые III-II тыс. до
н. э., обладают элементами яркой самобытной древнейшей цивилизации.
Устройство городского поселения поражает
совершенством планировки и уровнем цивилизованности: двухэтажные кирпичные дома
на прямых улицах спланированы строго перпендикулярно; углы домов закруглены на
перекрестках - видимо, для более удобного поворота повозок и людей; система
керамических труб под землей вдоль улиц для канализационного стока - самая
совершенная городская канализационная система Древнего Востока того времени; специальные
помещения для омовений в жилых домах и городская "баня" с бассейном и
подогревом воздуха.
Колесо
Многочисленные археологические находки
свидетельствуют о расцвете Хараппской культуры в сер. III - сер. II тыс. до н.
э., умении обрабатывать металлы, развивать земледелие, знании многочисленных
ремесел. Среди них каменные, медные, бронзовые орудия труда и оружие (ножи и
зернотерки, палицы и топоры, серпы и пильги пр.), ювелирные и другие изделия
(украшения, женские фигурки великой богини-матери, печатки-амулеты с
изображением животных и протоиндийскими надписями, таблицы со знаками-символами
в виде трилистника, свастики, колеса с шестью спицами и пр.). Обнаружены
игровые комплекты типа шахмат (четыре вида войск) и шашек; изделия гончарных
мастеров, уже тогда применявших специальную обработку в печах и искусное
орнаментирование.
В Хараппе и Мохенджо-Даро была известна
письменность, насчитывавшая около 400 пиктографов (рисуночное письмо) и
слоговых знаков. Найденная при раскопках линейка содержала десятичную систему
деления. История сохранила также художественные памятники эпохи: пещерные
рисунки, изображения охотничьих сцен и пр.
О религиозных воззрениях известно мало. Не
удалось обнаружить храмовых помещений. Но найденные многочисленные изображения
богини-матери, мужского божества - прототипа бога Шивы, связанного с культом
плодородия, почитание животных и растений, широкая практика омовения, различные
виды захоронений (могилы, урны) и др. позволяют воспринимать их как
значительную часть религиозного ритуала.
К протоиндийской культуре частично восходит ряд
идей и образов дравидской мифологии. В центре ее, при отсутствии пантеона и
развитых образов богов, лежит представление о противоречивой жизненной энергии,
способной либо обеспечить процветание, продолжение рода, либо приносить
бедствия и несчастья. Эта жизненная сила наиболее ярко проявилась как
сакральная (священная) сила предводителя племени-царя. Велика роль и
богини-созидательницы, богини-матери.
В первой половине II тыс. до н. э. наметился
постепенный упадок Хараппской культуры, которая к середине тысячелетия исчезла.
Ряд геологических исследований позволил среди причин уничтожения этой
цивилизации назвать природную катастрофу - гигантское землетрясение, последующий
разлив или изменение русла р. Инд. Выдвигаются и другие версии. Например,
собственные внутригосударственные социальные сдвиги или завоевание другими
племенами, стоявшими на более низком уровне развития. Но бесспорным остается
факт - культура Хараппы стала основой, базой дальнейшей культурной и
общественной эволюции.
.2 Ведическая культура
По одной из наиболее распространенных версий в
середине II тыс. до н. э. в Индию с севера вторглись и постепенно расселились в
восточном и южном направлениях племена ариев, говоривших на индоевропейских
языках. Будучи преимущественно скотоводами, они длительное время сохраняли
обряды, свойственные кочевникам. Но затем свою трудовую деятельность индо-арии
дополнили земледелием, применяя более тяжелый плуг с запряженными несколькими
парами быков. Наряду с посевом ячменя выращивались культуры, требующие
искусственного орошения (рис, кунжут, сахарный тростник и пр.), расширялись
хлопковые плантации.
Индоарии этого периода - преимущественно
сельские жители. Мощные городские центры отсутствовали. Их заменили укрепленные
пункты, в которых во время вражеских нашествий укрывалось население, загонялся
скот, хранилось имущество. Ремесло представляли плотники, ткачи, кузнецы,
гончары и др. Функции первых денег в меновой форме выполнял скот (коровы).
Определенные достижения в области
производственной деятельности по времени совпали с созданием величайших
памятников духовной культуры, произведений по вопросам религии, философии,
изучению окружающего мира. О религиозных верованиях периода разложения
первобытно-общинного строя и складывания в Индии государственности дают
представление Веды (букв. знание) - памятники древнеиндийской литературы конца
II- начала I тыс. до н. э. Эти произведения, написанные на санскрите, содержат
не только и не столько сведения о войнах, борьбе за власть, о тяжелом
созидательном труде, но они, по мнению ариев, наполнены божественным
откровением.
Значимость "священного знания" Вед,
остающихся и поныне основными священными книгами индуизма, столь велика, что
они представляют собой целый пласт культуры Древней Индии - ведическую
культуру. Основу ее составляют четыре сборника: Риг-Веда (книга гимнов),
Сама-Веда (сборник ритуалов и песнопений), Яджур-Веда (молитвенные формулы для
совершения жертвоприношений), Атхарва-Веда (сборник песнопений и заклинаний).
Наряду с религиозными аспектами Веды включали и басни, и сказки, порою с
элементами сатиры.
Вначале Веды были результатом устного творчества
и передавались из поколения в поколение. Затем жрецы обработали и записали их.
При этом каждая Веда стала иметь свои ритуальные комментарии - Брахманы.
Целесообразность этих дополнений вызывалась усложнением религиозного культа,
потребностью в пояснении ряда текстовых неясностей, наконец, необходимостью
адаптации к меняющимся общественным отношениям. Позднее ведическую литературу
дополнили и религиозно-философские комментарии - Упанишады и Араньяки,
посвященные различным вопросам ведической теологии. В частности, в Упанишады
вошли своеобразные наставления, написанные философами и составившие основу
всего духовного развития страны. Араньяки, в свою очередь, стали связующим
звеном между Брахманами и Упанишадами, соединив ритуальную и философскую
стороны религии. Таким образом, ведическую литературу составили веды (самхиты)
и толкования к ним (брахманы, упанишады, араньяки). На Ведах также основана
литература "священного предания", включавшая сутры (краткие
руководства по вопросам жертвенного ритуала, правила домашней жизни, основы
законодательного и обычного права) и служившая задачам религиозного обучения.
Знанию Вед, их изучению придавалось исключительно важное значение и
приравнивалось к незыблемым нравственным нормам: принесению жертв богам, помощи
страждущим, гостеприимству, кормлению животных и птиц.
Древнейшие стихотворные предания и легенды,
дополненные героическими стихами, философскими, религиозными, правовыми и
хозяйственными трактатами, переведенными на санскрит, представлены двумя
массовыми по размеру эпическими поэмами: Махабхарата ("Великая война
потомков Бхараты"), состоящей из 107 тыс. двустиший, и Рамаяна
("Сказание о подвигах Рамы"), содержащей 24 тыс. двустиший. Тексты
оформились во второй половине I тыс. до н. э. Обе поэмы часто рассматриваются
как священные книги, как руководство при решении спорных религиозных,
философских или моральных вопросов. Порою здесь фантастические сцены чередуются
с описанием образа жизни древних индийцев, их быта, духовных поисков и
терзаний. Герои этих произведений - Кришна и Рама даже включены в индусский
религиозный пантеон как аватары (воплощение) бога Вишну. Интересно, что
известная заповедь: "Не делай другому того, что было бы неприятно тебе
самому", встречающаяся в трудах Конфуция, Аристотеля, Канта и др., впервые
прозвучала в строках Махабхараты. Действительно, Веды, Махабхарата и Рамаяна
стали подлинными энциклопедиями индийской народной мудрости, поражающими своей
емкостью, образностью и отточенностью художественной формы.
Весьма ценно, что ведическая литература содержит
сведения из различных областей знаний того времени: земледелия (удобрения,
севообороты, шелководство, вредители растений и др.), медицины (перечень
болезней, их признаки, целебные травы и около 760 целебных снадобий, сведений
об анатомии, патологии, терапии и др), геометрии (соотношение сторон
прямоугольного треугольника), ремесел (устройство гидравлических машин и пр.),
военной техники (виды оружия, оборонительные сооружения), астрономии
(определение положения многих звезд) и т. д.
Исследователям Вед и ведической литературы не
удалось составить всеобъемлющую и полную картину ведических божеств,
разобраться в их системе и взаимосвязи. Ведические боги порою сочетают в себе
признаки и свойства божеств, повторяющиеся или дублирующиеся. Нет среди них
упорядоченности и иерархии (соподчинения). Значительное большинство из них
связано с природой. Другие олицетворяют определенные качества души. Ведическая
мифология называет 33 земных, атмосферных и небесных высших бога. В ряде
древних книг их - 333 или даже 3339. При этом верховным богом является тот, к
кому в данный момент направлено обращение. Наиболее популярен в Ведах бог
Индра, в имени которого олицетворяются сила, плодородие, мужское начало. Это
творец солнца, неба, зари, он дружелюбен к ариям, вдохновляет поэтов и певцов.
Сопровождают его божества дождя и ветра. Бог Варуна - судья и хранитель закона
- царит над миром, богами и людьми, посылая возмездие за грехи в виде болезней
и бедствий. Агни - бог огня, похищенный с неба одним из жрецов. Сома - бог
дождя и божественного напитка и др.
Веды довольно туманно повествуют о сотворении
мира. То ли он создан из некоей неразличимой пустоты, то ли его первоосновой
стал тысячеглазый, тысяченогий и тысячеголовый первочеловек Пуруша,
расчлененный богами. За порогом смерти, по мнению ариев, - царство бога мертвых
Ямы. В загробном мире человек встречается с тенями своих предков, получает
новое тело, наделенное здоровьем и красотой.
Среди обрядов древних индоариев, вероятно, еще
не возводивших храмов, главный ритуал был представлен жертвоприношением в
своеобразной форме веселого пира, устроенного для богов и сопровождавшегося их
усиленным кормлением в надежде получения благодарности в виде избавления от
болезни, удачи в делах, своевременного прихода дождя и пр.
Во второй половине I тыс. до н. э. была
завершена редакция Брахман - комментариев к Ведам для жрецов, а также Упанишад
(религиозных-философских трактатов) и в их составе араньяк (лесных книг). В
этих произведениях получил свое оформление брахманизм.
.3 Брахманизм
В начале I тыс. до н. э. оседлость для индоариев
стала повседневным образом жизни. Сложились многочисленные княжества, часто
враждовавшие между собой. С постепенным усложнением культа ведичеекой религии
усилились роль и авторитет жрецов-брахманов. Изменились состав и характер
пантеона богов. И хотя установки ведичеекой религии, ее боги и традиции не
претерпели резких перемен, многочисленные религиозные учения раннего
рабовладельческого общества в Индии в первые века до н. э. составили
религиозное течение - брахманизм, освещавший племенную раздробленность и
исключительность.
Согласно новой космогонической теории творец
вселенной Брахма рождается из золотого яйца, плавающего в огромном океане. Сила
его мысли разделяет яйцо на две части - небо и землю. В процессе последующего
созидания формируются стихии (вода, огонь, земля, воздух, эфир), боги, звезды,
время, рельеф и т. д. Создаются люди, мужское и женское начало,
противоположности (жар - холод, свет - тьма и пр.), животный и растительный
мир.
Переход к брахманизму еще не выявил единой
иерархии богов. В каждой местности почиталось свое высшее божество. Бог Шива, в
культе которого соединились различные по своему характеру религиозные
верования, считался воплощением разрушительных сил природы и символом
плодородия. Бог Вишну выступал в качестве бога - хранителя всего существующего.
Значительная роль отводилась анимистическим представлениям и культу предков.
Освещая общественное неравенство, брахманизм
объявлял страдания и бедствия людей несущественными, поскольку весь мир явлений
- лишь иллюзия. Единственно реальным остается существование мирового духа.
Важнейшим ключевым элементом брахманизма, сохранившимся в индийской религии и
философии, является сансара (санскр. блуждание, переход, перевоплощение души
или личности) - теория перерождения; по этому учению со смертью человека его
душа переселяется в новое существо (человека, животное, растение, Бога). Эта
цепь воплощений бесконечна и зависит от человеческой судьбы - кармы (санскр.
деяние, поступок).
Карма, хотя и предопределена свыше, может быть
скорректирована поступками человека. Его высокая духовность и добродетельность,
самодисциплина, отказ от ненависти, подавление зависти, изучение Вед, почитание
брахманов и т. д. могут привести в цепи перерождений к высокому положению в
обществе, а в будущем открывают перспективу к дальнейшему совершенствованию. В
свою очередь, недостойное поведение чревато тяжелыми последствиями: воплощение
пьяницы в моль, убийцы - в хищное животное, вора - в крысу и т. п.
.4 Варны
В процессе завершения разложения первобытного
строя и складывания первых рабовладельческих государств постепенно определилось
деление ранее равноценных свободных людей на группы, различающиеся между собой
общественным положением, правами и обязанностями, - варны (санскр. качество,
цвет). Захватив монополию на прежде выборные общественные должности,
родо-племенная знать составила две привилегированные варны-брахманов (жрецов) и
кшатриев (военная знать, цари, князья). Представители этих варн занимали высшие
посты в аппарате управления и войске. Наиболее многочисленную третью варну -
вайшиев - составляли свободные общинники, занимавшиеся сельским хозяйством,
ремеслом, торговлей. Низшая варна - шудр - состояла из "чужаков",
потомков покоренных племён, которые хотя и были свободными, но не обладали
правом на общинную собственность и были призваны служить представителям трех
первых варн.
Процесс формирования варн оказался довольно
длительным. В период Риг-Веды их еще не было, но с окончанием складывания
рабовладельческих государств деление всех свободных на четыре варны объявляется
результатом божественного промысла, извечно существовавшего, и освещается
религией.
Согласно легенде, брахманы-жрецы, призванные
говорить от имени бога, своим происхождением обязаны устам бога Брахмы,
наиболее почитаемого в это время. Варна кшатриев создана из рук бога, варна
вайшиев - из бедер, из ног Брахмы возникли шудры. Каждой варне соответствовал
цветовой символ:
для брахманов - белый, кшатриев - красный,
вайшиев - желтый и шудр - черный. Это деление общества на варны закреплялось
законодательно "Законом Ману" (по имени полулегендарного правителя
Индии V в. до н. э.), определившим права и обязанности представителей разных
варн.
2. Магадхо-Маурийская эпоха
К середине I тыс. до н. э. в долине р. Ганг
насчитывалось уже несколько десятков рабовладельческих государств, в том числе
16 довольно крупных. Ожесточенные войны между ними завершаются возвышением
государства Магадха, в котором Чандрагупта (Маурья) в 322 г. до н. э.
основывает династию Маурьев (IV- II вв. до н. э.), возглавившую первую в
индийской истории рабовладельческую державу (2-я пол. I тыс. до н. э.).
В VI в. до н. э. в брахманистской Индии
появились новые религиозные течения, призванные стать идеологической основой
для складывавшихся крупных рабовладельческих деспотий. Сохранив древнее учение
о перерождении (переселении) душ и воздаянии за поступки, эти теории отвергали
авторитет Вед, ритуалы жрецов и роскошь их образа жизни, открывали доступ в
свою общину мужчинам и женщинам всех варн.
.1 Джайнизм
Пророком одного из новых религиозных течений
этого периода считают Вардхамана, именуемого Джином Махавиром (599-528 до н.
э.), происходившего из семьи мелкого князя. Оставив дом и семью, он пустился в
странствия, ведя жизнь аскета. На тринадцатый год аскетической жизни он
становится Джайной (Джиной-победителем). Отсюда и название религии - джайнизм.
За тридцать лет своей строгой и достойной жизни он приобрел множество
последователей. Джайны создали свою церковную организацию, строили храмы и
монастыри. Сторонники Джайны принимали аскетизм как средство освобождения от
кармы и достижения нирваны (санскр. угасание, свобода от паутины желаний).
Наиболее ортодоксальные, ярые джайнисты проповедовали отказ от одежды и пищи в
конце жизненного пути.
Джайнизм отвергал брахманистский пантеон богов,
жречество и жертвоприношение, религиозное освещение системы варн. Признавая за
каждым право на спасение души через самоусовершенствование, джайнизм признавал
вечность души, а поэтому нирвана - это не угасание, а достижение вечного
блаженства. И не всякая, а лишь дурная жизнь - зло, а аскетизм - это подлинный
религиозный подвиг. Таким образом, джайнизм - первое движение, поставившее под
сомнение ведические ценности.
.2 Буддизм
Более успешную попытку преодоления в системе
брахманизма варно-кастового строя, где путь к спасению был открыт только для
брахманов-жрецов, осуществил буддизм, зародившийся также VI в. до н. э.
Буддизм - самая ранняя по времени появления
мировая религия, которой ныне следуют около 700 млн. человек. Расцвет этой
религии в Индии пришелся на V в. до н. э. - начало н. э. Основателем буддизма
считается реальное историческое лицо - Сиддхартха Гаутама (623-544 гг. до н. э.
по буддийской традиции, 563/560 - 483/480 гг. до н. э. - по оценке историков).
Происходил он, по преданию, из царского рода племени Шакьев (одно из имен Будды
- Шакьямуни - "отшельник из Шакьев"). С самого детства он поражал
своими способностями. Окруженный роскошью и великолепием, он проводил жизнь в
прекрасных дворцах, побеждал соперников на рыцарских турнирах. Жена-красавица и
любимый сын довершали счастливую и беспроблемную жизнь принца. Но однажды,
когда ему исполнилось 29 лет, впервые жизнь повернулась своей жестокой и
прозаической стороной, ранее ему неведомой. На одной из увеселительных прогулок
он увидел людей, далеко не столь счастливых: дряхлого старика, больного
проказой человека, монаха-отшельника и мертвеца. Потрясение оказалось столь
велико, что, оставив все - счастливую семью, роскошь и наслаждения, он
отправился в длительное семилетнее странствие. Предаваясь самому суровому
аскетизму, познав после долгих раздумий причину зла, впав в нирвану, он стал
Буддой (санскр. букв. просветленный, осененный истиной, пробужденный к новой
жизни) и проповедником учения, получившего название буддизма. Более сорока лет
проповедей создали много учеников и последователей учения Будды, среди которых
появились и первые в религиозной жизни женщины.
Подвергнув осуждению брахманизм за пристрастие к
богатой и обеспеченной жизни, преобладание внешних форм религиозной жизни, а
джайнизм - за жесткую аскезу, Будда высказался за средний путь. От
древнеиндийских племенных религий он унаследовал анимистическое представление
об одушевленности всего живого в природе; о карме как законе переселения душ,
по которому место человека в жизни определяется его грехами или добродетелями в
предыдущих существованиях.
Центральным в учении Будды считаются
"четыре благородных истины": жизнь есть страдание; причина страдания
- стремление к наслаждению; прекращение страдания приходит через уничтожение
желаний, путь к которому лежит через реализацию ряда условий и норм поведения,
предполагающих предотвращение и пресечение зла, способствующих возникновению и
поддержанию добра. В конце этого пути наступают полная свобода и озарение -
нирвана, своеобразная пассивная, с точки зрения христианской культуры, этика,
так как призывает к терпимости и бесстрастию, равнодушию ко всему как к
доброму, так и злому.
.3 Архитектура
Литературные источники и более поздние
изображения свидетельствуют о довольно высоком уровне архитектуры и
изобразительного искусства этого периода. Формы деревянных хижин - круглых в
плане, с полусферическими покрытиями, а позднее - овальных и прямоугольных в
плане, с двухскатной крышей, легли в основу храмовой архитектуры и других
построек. Среди культовых сооружений с широким применением камня наибольшего
распространения получили ступа, стамбаха - монолитный столб и пещерный храм.
В годы правления Ашоки было построено около 80
тысяч ступ. Ступа имела вид полусферы, возведенной на барабанах. Наверху
хранилась погребальная урна, над которой возвышался стержень с
"зонтами". Такова ступа в Сан-чи (III-II вв. до н. э.).
Ступа в Санчи
Стамбахи Ашоки весом 50 т и высотой 50 м были
увенчаны символами буддизма и содержали высеченные на стволе указы. Более
тридцати сохранившихся в различных частях Индии надписей Ашоки на скалах и
колоннах несут исторически важную информацию, наставления в духе буддийской
морали - о необходимости повиновения властям и слугам царя, родителям и
старшим.
Пещерные храмы, вначале небольшие и простые,
восходящие к архитектуре деревянного общинного дома собраний, постепенно
уступили место чайтья - продолговатым залам с двумя рядами колонн и ступой,
помещенной в закругленном конце зала напротив входа.
Поражал своим совершенством и изяществом дворец
царя Ашоки. Три зала, расположенных друг над другом, каменные и деревянные
колонны, обвитые золотыми виноградными лозами, подчеркивали монументальность
форм и роскошь отделки. Повторяя и развивая образцы народного деревянного
зодчества, на фасадах дворца чередовались балконы и арки. Статуи божеств и
людей отличались внушительностью и монументальностью застывших поз и
тяжеловесностью форм.
Показатель высокого уровня развития литературы в
Древней Индии - труды, посвященные вопросам теории литературы (особенно
поэзии), тщательно разработанных грамматик санскритского языка. Самая
прославленная из них "Грамматика" Панины составлена в ГУ-III вв. до
н. э.
Однако государство Маурьев оказалось
недолговечным и было раздроблено уже сыновьями Ашоки.
3. Кушано-Гуптский период
.1 Кушаны
В первые века н. э. Маурьев сменили цари
индоскифской династии Кушанов (I-III вв. н. э.). Политическое могущество
Кушанской импеоии было достигнуто в период правления Канишки (78-123 н. э.).
В I-III вв. н. э. получила распространение
гандхарская школа искусства, сложившаяся под воздействием художественных
традиций народов Северной Индии, Средней Азии, греко-римской культуры.
Своеобразие этой школы заключалось в антропоморфном изображении Будды в виде
идеализированного образа гармоничного и прекрасного человека. Большая
реалистичность достигалась в изображениях низших божеств и светских людей.
В долине Ганга сложилась матхурская
изобразительная школа. Здесь фигуры Будды хотя и передают земной образ
проповедника, но в них уже проявляются некоторые черты отрешенности.
Значительное место отведено светской скульптуре - фигурам кушанских правителей
и мирян - богатых донаторов.
.2 Гупты
После распада Кушанской державы в IV в. н. э.
произошло новое возвышение Магадхи, где воцарилась династия Гуптов. Согласно
индийским преданиям ее основал раджа Чандрагупта (320-330 н. э.). Держава
Гуптов, распространившаяся к V в. на большей части Северной Индии, стала
последним рабовладельческим государством в этой части страны. Наряду с трудом
рабов внутри общин, в царских поместьях, в хозяйствах рабовладельческой знати
начал использоваться труд крестьян-общинников, которым сдавались земельные
участки на условиях уплаты доли урожая.
В этот период достигла значительного развития
материальная культура. Совершенствуется земледелие: вводятся классификация
почв, севооборот, широко используются удобрения, осваиваются новые
сельскохозяйственные культуры (в частности, индиго), распространяются
шелководство, искусственное орошение и пр.
Заметных успехов добились ремесленники в
изготовлении оружия и украшений, тончайших тканей из шелка и хлопка. О высоком
искусстве металлургов свидетельствует, в частности, отлитая в начале V в. и
сохранившаяся до сих пор в Дели железная колонна высотой более 7,25 м и весом
около 6,5 т. Интересно, что за свою полуторатысячелетнюю историю она почти не
подверглась коррозии. Весьма впечатляет созданная в тот же период двухметровая
весом около тонны медная статуя Будды, воплощающая неземную силу и внутреннюю
сосредоточенность высшего существа.
Крупные успехи были достигнуты в строительстве
зданий из камня. Традиционными становятся пещерные храмы, для сооружения
которых использовались сложные расчеты. Создание таких храмов требовало
огромных затрат человеческого труда, большого искусства в монументальной и
художественной обработке камня, хотя ранние храмы периода Гуптов были невелики
по размеру, довольно изящны и гармоничны по форме. Так, в наземном храме в
Санчи (начало V в.) колонны портика несут капители с фигурами львов подобно
знаменитой львиной капители на колонне Ашоки. Дождливые сезоны на севере
потребовали оформления нового типа башнеобразного храма с высокими
перекрытиями. Официальная скульптура стала более условной, отвлеченной. Изображения
Будды выполнены в строгом соответствии с общеиндийским религиозным каноном.
Весьма сложны многофигурные композиции рельефов на темы брахманистского эпоса и
мифологии, содержавшие не только жанровые, но и пейзажные мотивы.
О богатстве и роскоши искусства Гуптов
свидетельствует изобилие скульптуры, резьба и росписи внутри пещер и на фасадах
храмов Аджанты. Монументальная живопись покрывала стены и потолки около трех
десятков пещер и , отражала богатство и широту жизненных впечатлений, в основе
которых лежали реалистические народные традиции и разнообразные сюжеты из жизни
Будды, великолепные узоры, изображения природы, придворные и бытовые сцены.
.3 Касты
В условиях упадка рабовладельческих отношении
важным элементом общественной структуры Индии становится кастовый строй,
окончательно сложившийся в период раннего Средневековья. Касты (португ. casta
от лат. castus - чистый, санскр. джати) - это замкнутые группы людей,
обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции,
наследственных занятий и профессий, отчужденные друг от друга, занимающие
установленное обычаем и законом место в производственной и общественной жизни.
В отличие от варн они обладали внутренней администрацией, их связывали
обязательства взаимопомощи, регламентация производственного процесса,
определенные правила общения с членами других каст, совместное отправление
религиозного культа и т. д. И если варны возникли в результате развития
общественного неравенства, и в их основе лежало различие в правах и
обязанностях по отношению к рабовладельческому государству, то касты -
результат разделения труда. В их основе - место в экономической жизни общества,
однако в условиях существования варн. К примеру, к варне вайшиев вначале были
отнесены касты, члены которых, с точки зрения оседлого земледельца, занимались
благородным занятием (земледелие, обслуживание государства и рабовладельческой
знати экономически независимым и классифицированным трудом): земледельцы и
скотоводы, купцы и зажиточные ремесленники, изготовлявшие предметы роскоши и
др. Менее привилегированные ремесленники (кузнецы, гончары, ткачи и др.) и
обслуживающие земледельческие касты (деревенские ремесленники, пастухи, сторожа
и пр.) вошли в варну шудр. Остальные - отверженные, пребывающие вне каст,
общение с которыми членам "чистых" каст запрещалось, представлены
поденщиками, метельщиками улиц, уборщиками нечистот, работниками кладбищ,
палачами, бывшими рабами.
.4 Становление индуизма
Не став господствующей религией в Индии, буддизм
при Кушанах получил наибольшее распространение там, где рабовладельческие
отношения были наиболее развитыми, - в долине Ганга, на северо-западе страны.
Буддийское духовенство, приспосабливая культ и вероучение к племенным и
общинным верованиям, оформляет в 1-11 вв. н. э. новую форму буддизма.
Теперь Будда из учителя (гуру), указавшего путь
к спасению и первым вошедшего в нирвану, окончательно превращается в божество.
Культ могущественного Будды требует огромных храмов. Создается учение об аде и
рае. Формируется культ святых, достигших ступени Будды, но временно не вошедших
в нирвану. Все большая роль отводится обрядовой стороне культа с элементами
магии. В этих целях значительно шире, чем раньше, используются произведения
изобразительного искусства.
Роскошно и пышно оформляются процессии и церемонии.
Жертвоприношения приносятся в вице цветов, воскуривания благовоний, кормления
божеств и пр.
Однако расцвет буддизма завершился кушанским
периодом. Буддизм, будучи приемлемым для различных слоев общества и разных
народов своей симпатией ко всему живущему и поисками нравственной основы жизни,
почитаемый многомиллионными жителями планеты, получив мощную поддержку
царствующих правителей, сформировав широко разветвленную сеть монастырей, все
же уже при Гуптах эволюционно, без политических потрясений и религиозных войн,
начал уступать место индуизму.
Причина этого видится в социальной основе
индобуддийской духовной традиции. Варновый строй (деление общества по
социальному происхождению) способствовал формированию профессиональных каст,
которых в современной Индии насчитывается более 2,5 тысяч (кузнецы и каменщики,
маляры и шоферы, гончары и плотники и пр.). Кастовый строй усилил отчужденность
между социальными группами, практикуя запрет на межкастовые отношения:
заключение браков вне своей касты, принятие пищи вместе с представителями
других каст и т.п. Теперь сельскохозяйственное производство, связанное якобы с
насилием (убой животных) и стоящее на низкой ступени социальной лестницы, стало
считаться малодостойным занятием, что оттолкнуло от буддизма огромный массив
индийской сельской общины.
Уже при Гуптах, в IV-V вв., когда даже сами цари
не придерживались буддизма, местные религии, впитавшие в себя многочисленные
элементы брахманизма и буддизма, в Новых условиях (в частности, становления
кастового строя, буддизмом не признаваемого и пр.) составили комплекс
религиозных верований, который обычно называют индуизмом. Объединяющим началом
индуизма, исповедуемого жителями Индии и поныне, служат: признание Вед, учение
о карме, сансаре и кастах (варнах).
.5 "Трехликость" в индуистской
иконографии: Брахма, Вишну, Шива
Особо почитается индусами триада богов:
Брахма (бог- творец, созидатель Вселенной),
Вишну (хранитель мирового порядка, способный к воплощению в земные смертные
существа) и Шива (воплощение космической энергии, иногда бог-разрушитель).
Цементируя религию культом Брахмы- Вишну- Шивы, создавая своеобразный синтез
абстрактного представления об абсолютном духе и местных богах крестьянских
общин, индуизм позволил людям приблизить этих богов к своим земным условиям,
наделить их конкретными качествами и способностями участвовать в земных
событиях.
Так, Вишну, способный к перевоплощению, -
активный помощник людям, сообщает им истину, оберегает от опасности и зла.
Весьма противоречив Шива - суровое и довольно жесткое существо,
бог-разрушитель. Три глаза, черепа вокруг шеи, змеи вдоль тела дополняют его
необычный облик. Выступая порою покровителем любовных утех и разгульной жизни,
он в то же время оказывает покровительство искусству и учености. Скульпторы в
изображение Шивы привносили олицетворение творческого начала вселенной,
физически совершенного человека, полного жизненных сил и энергии.
.6 Наука
Отличительная черта древнеиндийской культуры -
почитание знаний. Зародившись в глубокой древности, индийская наука развивалась
и совершенствовалась в последующие эпохи, в том числе в период Гуптов.
Развитие астрономии было вызвано нуждами
ирригационного земледелия. Древнеиндийские астрономы делили год на 12 месяцев
по 30 дней в каждом, каждые 5 лет добавлялся 13-й месяц. Год состоял из шести
сезонов по два месяца в каждом. Была известна разница между длиной дня и ночи в
различных широтах земного шара.
Выдвигалась идея о шарообразности Земли и ее
вращении вокруг своей оси. Довольно точно вычислялись положение и движение
небесных тел по отношению к небесному экватору и т. д.
В сокровищницу мировой науки весомый вклад
внесли древнеиндийские математики. Независимо от ученых других стран, ещё в
период Хараппской культуры (III тыс. до н. э.) ими была сформулирована
десятичная система счисления. Именно в Индии создана общепринятая ныне система
начертания чисел (позиционная система, в которой значение каждой цифры
определялось ее положением) и цифры (в том числе ноль). Эта система позже была
заимствована ближневосточными народами и в несколько измененном виде
использовалась в Европе под названием арабских цифр. Между тем, сами арабы
называли их индийскими цифрами. О том, что уже в V в. н. э. индийцы знакомы с
основами тригонометрии и алгебры, с извлечением квадратного и кубического
корней, обладали умением исчислять число "пи", знали об эмпирических
правилах суммирования арифметических рядов, геометрических прогрессиях, решали
неопределенные уравнения второй степени и др., повествуют трактаты выдающихся
древнеиндийских астрономов и математиков Арьяб-хаты и Варахамихиры (V-VI вв. н.
э.) и др.
Занятия химией и медициной носили
религиозно-практический характер. Древнеиндийским химикам была известна
термическая обработка металлов, кальцинирование и дестилляция, изготовление
кислот, красок, парфюмерии, лекарств, препаратов из ртути.
Содержательными работами по хирургии, терапии,
фармацевтике обогатили мировую медицину древнеиндийские врачи.
Хотя религиозные предрассудки трактовали болезни
как кару за греховность в жизни, выдающиеся древнеиндийские медики (Джавака,
V-IV вв. до н. э., Чарака, I в. н. э.) умели диагностировать и излечивать
различные болезни и славились далеко за пределами страны. При операциях
использовалось свыше двухсот различных инструментов, применялось обезболивание.
.7 Письменность. Литература
Довольно развита и совершенна была
древнеиндийская письменность, о чем свидетельствуют надписи Ашоки, относящиеся
к III в. до н. э. Труды Панины по созданию грамматики санскрита в условиях значительной
политической, экономической, этнической и культурной разобщенности страны
трудно переоценить. Именно санскрит во многом помогал общению и взаимопониманию
самых различных народностей и племен. А отход от разработанных норм
"Грамматики" Панини, со словарным запасом в две тысячи корней,
расценивался как вопиющее невежество. Исследования Панини позволили выявить
состав языка, все правила которого он свел к четырем тысячам стихотворных
формул, что впоследствии, в середине XIX в., способствовало развитию в Европе
сравнительного метода в языкознании.
Хотя письменная литература появилась в Индии уже
во второй половине I тыс. до н. э., расцвет санскритской литературы пришелся на
время Гуптов.
Именно в этот период на санскрите записаны в
своем окончательном виде знаменитые поэмы Махабхарата и Рамаяна, а также
трактаты по различным отраслям знаний. Многовековой народной мудростью
проникнуты сборники сказок, рассказов, басен.
Самостоятельно, независимо от других стран,
развивалась древнеиндийская драматургия. Постепенно индийская драма из
пантомимы с комментариями сказителя превратилась в театральное действо при
участии говорящих актеров. Наиболее выдающимся писателем был Калидаса (353-420
н. э.), известный как лирический поэт, создатель эпических поэм и драматург,
сохранивший в своем творчестве тесную связь с фольклором. Ему принадлежит
написанная на санскрите романтическая драма "Узнанная по кольцу
Шакунтала".
Весьма заметна по содержанию и объему
религиозно-философская литература, особенно в части описания жизненного пути
Будды, включающая джатаки - рассказы о событиях, происходивших с Буддой во
время его земных воплощений, предшествовавших возрождению его в вице принца
Сиддхартха Гаутамы.
Заключение
В сокровищнице мировой цивилизации достойное
место заняла материальная, художественная и духовная культура Древней Индии.
Сохранившиеся памятники культуры свидетельствуют о высоком уровне развития
литературы и архитектуры, скульптуры и ремесла, градостроительства и т. д.
Здесь глубоко почитались знания, мировой
известностью пользуются исследования и достижения древнеиндийских астрономов и
математиков, химиков и врачей и др.
В Древней Индии сформулированы десятичная
система счисления, создана общепринятая ныне система начертания чисел; здесь
заложены основы тригонометрии и алгебры, астрономии, медицины.
В Древней Индии созданы выдающиеся литературные
произведения - Веды, поэмы "Махабхарата" и "Рамаяна",
трактаты по различным отраслям знания.
Индия - страна высокого художественного и
архитектурного творчества, включающего совершенные по планировке и уровню
цивилизованности древние городские поселения, удивительные храмы, ступы,
выдающиеся статуи и скульптурные памятники.
В процессе культурной эволюции здесь родились
различные религиозные течения - брахманизм, джайнизм, индуизм и, наконец,
буддизм - самая ранняя по времени одна из трех мировых религий, у которой ныне
700 млн. последователей.
Глубоко своеобразным был общественный строй
Индии: социальное неравенство сформировало варны, а разделение людей по
профессиям - касты.
Индия по праву имеет славу одного из древнейших
центров мировой культуры.
Литература
1.
Гуревич П.С. Культурология. - М., 2003.
.
Кармин А.С. Культурология. - СПб., 2007.
.
Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. - СПб., 2006.
.
Культурология. Под ред. Солонина Ю.Н., Кагана М.С. - М., 2005.
.
Учебный курс по культурологии. Под ред. Драча Г.В. - Ростов-на-Дону, 2006.
.
Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М., 2008.