соответствии с этим договором Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация формируют таможенный союз. Формирование таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории. Согласно ст. 1 Договора под единой таможенной территорией понимается территория, состоящая из таможенных территорий Сторон.
В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза единую таможенную территорию Таможенного союза «…составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств-членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией» (ст. 2).
Таможенный <garantf1://12071455.0/> кодекс Таможенного союза не дает сущностного определения единой таможенной территории Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, а лишь перечисляет ее составные. Во-первых, составной частью Единой таможенной территории Таможенного союза являются территории государств - членов Таможенного союза - Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Во-вторых, составной частью Единой таможенной территории Таможенного союза являются объекты, находящиеся за пределами территорий перечисленных государств, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией (искусственные острова, установки, сооружения и т.п.) в соответствии с национальным законодательством (в Российской Федерации это, например, Федеральный закон <garantf1://10008686.0/> от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральный закон <garantf1://79872.0/> от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации») и нормами международного права.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» и ст. 5 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» Российская Федерация в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений.
Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности.
Пределы таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза. Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного регулирования в рамках Таможенного союза. Она обозначает территорию, на которую распространяется действие нормативных правовых актов, принимаемых на наднациональном уровне.
Пространственными пределами актов законодательства и иных нормативных правовых актов о таможенном деле государства - члена Таможенного союза являются государственные границы данного субъекта Таможенного союза. Так, в соответствии со статьей 7 <garantf1://12080625.701/> Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела действуют на всей территории Российской Федерации, а также на территориях, находящихся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
В соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза таможенной границей могут являться пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств - членов Таможенного союза. Так, в соответствии с Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г., товары, ввезенные на территорию свободной экономической зоны (СЭЗ), на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, и помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории таможенного союза для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования. Пределы портовой и логистической СЭЗ являются таможенной границей Таможенного союза (п. 3-4 ст. 9 <garantf1://12077099.903/>).
Общий анализ литературы, норм таможенного законодательства, прямо, либо косвенно затрагивающих вопросы правовой характеристики таможенной территории, позволяет сформулировать следующее краткое определение: под таможенной территорией государства понимается территория, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство данного государства.
. Показатели экономического потенциала
экономический таможенный кодекс
Термин «потенциал» происходит от латинского и означает силу, мощь, возможность, способность, существующую в скрытом виде и способную проявиться при определенных условиях.
Потенциал, по мнению Л.М. Марченковой, - это средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и способные быть использованными, или приведенными в действие для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи (Марченкова, 2008).
Под экономическим потенциалом понимается совокупная способность экономики страны осуществлять производственно-экономическую деятельность, производить товары и услуги, удовлетворять общественные потребности и запросы населения, обеспечивать развитие производства и потребления.
Экономический потенциал характеризует состояние и возможности хозяйства страны и ее регионов обеспечивать ее социальное, экономическое, научно-техническое и культурное развитие.
Степень использования потенциала - это уровень фактически сложившегося применения потенциальных возможностей страны или региона.
Сложность оценки экономического потенциала состоит в том, что он не имеет четких количественных критериев и инструментов измерения, изменяется в пространстве и времени.
О величине экономического потенциала приближенно можно судить по величинам объемных показателей (валового внутреннего продукта, валового национального дохода, национального богатства) и относительных показателей.
Валовой внутренний продукт (ВВП) - центральный показатель системы национальных счетов, который характеризует стоимость конечных товаров и услуг (в ценах конечного покупателя), произведенных резидентами данной страны за тот или иной период времени (Иванов и др., 2007). При этом «конечные товары и услуги» означают, что в состав ВВП входят товары, которые использованы на конечное потребление, накопление и экспорт, и не входят промежуточные товары и услуги, израсходованные в процессе производства в виде сырья, материалов, топлива, энергии и т.п., а «валовой» означает, что при исчислении ВВП из его стоимости не исключается потребление основного капитала.
Другой важный показатель - национальный доход, который может быть исчислен на валовой (ВНД) или чистой (ЧНД) основе (т.е. до или после вычета потребления основного капитала).
Содержание понятия «национальный доход» следует рассматривать как сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны (оплата труда, прибыль, смешанный доход, доходы от собственности, налоги на производство и импорт) (Иванов и др., 2007).
Не менее важным показателем экономического потенциала является «национальное богатство», представляющее собой совокупную стоимость всех экономических активов (нефинансовых и финансовых) в рыночных ценах, находящихся на ту или иную дату в собственности резидентов данной страны, за вычетом их финансовых обязательств как резидентам, так и нерезидентам; это определение предполагает исчисление национального богатства по институциональным секторам экономики.
Национальное богатство может быть также определено как совокупная стоимость нефинансовых активов в рыночных ценах, находящихся на ту или иную дату в собственности резидентов данной страны, плюс сальдо их финансовых требований к нерезидентам.
В объем экономических активов включаются нефинансовые произведенные активы (основные фонды, запасы материальных оборотных средств, ценности), непроизведенные активы, в том числе природные ресурсы (земля, минеральные и энергетические запасы, культивируемые биологические и водные ресурсы); контракты, соглашения аренды, лицензии и т.п., а также финансовые активы (монетарное золото, валюта, акции, займы и пр.).
Важнейшую часть национального богатства России составляют основные фонды. К основным фондам относятся здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, рабочий и продуктивный скот и другие виды основных фондов.
При диагностике экономического потенциала стран и регионов оценивается эффективность по следующим видам ресурсов: оборудование и производственные мощности; сырье, материалы; трудовые ресурсы; финансы; земля; вода; полезные ископаемые; инфраструктура.
Оценка уровня экономического и социального развития является относительным показателем и измеряется при помощи различных статистических показателей по отношению к среднему уровню по стране, группе стран, группе регионов, а также при сравнении конкретных показателей регионов друг с другом.
Итак, экономический потенциал представляет собой обобщающую экономическую категорию, характеризующую состояние экономики любой страны, производительные силы общества.
. Экономический потенциал как совокупность частных потенциалов
Экономический потенциал каждого региона состоит из ряда самостоятельных системных категорий, которые взаимодействуя между собой дают эффект от их деятельности в развитии страны. К таким категориям необходимо отнести природно-ресурсный потенциал, трудовой, производственный, научно-технический и инновационный, инвестиционный потенциал.
Природно-ресурсный потенциал
Величина природно-ресурсного потенциала представляет собой сумму потенциалов отдельных видов ресурсов.
Природные ресурсы - объекты, процессы и условия природы, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.
Природные ресурсы классифицируются:
по происхождению и природным свойствам: минеральные (полезные ископаемые), земельные, водные и биологические, климатические (солнечное тепло, осадки), ресурсы природных процессов (внутреннее тепло земли, энергия ветра);
по признаку исчерпаемости: исчерпаемые, в том числе возобновляемые (земельные, водные, биологические) и невозобновляемые (минеральные) ресурсы - полезные ископаемые, и неисчерпаемые (солнечная энергия, энергия текучих вод и пр.);
по способу использования: ресурсы материального производства (промышленность, сельское хозяйство и т. д.) и ресурсы непроизводственной сферы (в том числе рекреационные).
Природные ресурсы России отличаются значительной величиной и разнообразием (по некоторым данным природные богатства России оцениваются в 3,8 раза выше, чем в США и в 4,5 раза выше, чем в Китае), недостаточной изученностью, неравномерностью размещения по территории страны с наибольшей концентрацией в слабообжитых районах с неблагоприятными природными условиями, истощением запасов в хорошо освоенных районах.
В целом, потенциальные запасы, разнообразие природных ресурсов в России и характер их размещения обеспечивают нашей стране возможность широкого развития всех без исключения отраслей экономики и комплексное развитие хозяйства каждого экономического района.
Трудовой потенциал
Экономический рост в стране и регионах зависит от трудового потенциала и эффективности его использования.
Под трудовым потенциалом понимают общую численность экономически активного населения страны, обладающего необходимыми физическими, психическими и профессиональными параметрами, обеспечивающими возможность его участия в трудовой деятельности.
Синонимом трудового потенциала в количественном аспекте является термин «экономически активное население».
Экономически активное население (рабочая сила) - лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период считаются занятыми или безработными. Численность экономически активного населения включает данные о занятых в экономике и безработных, полученные по итогам обследования населения по проблемам занятости. Измерение экономической активности населения осуществляется для лиц в возрасте 15-72 года.
К занятым в экономике относятся лица, которые в рассматриваемый период выполняли оплачиваемую работу по найму, а также приносящую доход работу не по найму как с привлечением, так и без привлечения наемных работников. В численность занятых включаются лица, которые временно отсутствовали на работе, лица, которые работали в качестве помогающих на семейном предприятии, а также лица, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для продажи или обмена.
В среднегодовую численность занятых включаются и работающие иностранные граждане, как постоянно проживающие, так и временно находящиеся на территории Российской Федерации.
К безработным (в соответствии со стандартами Международной Организации Труда - МОТ) относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям:
) не имели работы (доходного занятия);
) занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службы занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации организации или работодателю, использовали личные связи или предпринимали шаги к организации собственного дела (поиск земли, зданий, машин и оборудования, сырья, финансовых ресурсов, обращение за разрешениями, лицензиями и т.п.);
) были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели.
Обучающиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.
По данным обследования населения по проблемам занятости, в I квартале 2012 г. численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) составила в России 74,8 млн. человек. Уровень экономической активности населения в возрасте 15-72 лет (отношение численности экономически активного населения к общей численности населения данной возрастной группы) составил 67,4%.
Из общей численности экономически активного населения 69,9 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,9 млн. человек - как безработные. По сравнению с I кварталом 2011 г. численность занятого населения увеличилась на 0,5 млн. человек, или на 0,7%, численность безработных сократилась на 0,7 млн. человек, или на 13,3%. В настоящее время уровень безработицы в России ниже, чем во Франции, США, Италии, Соединенном Королевстве (Великобритания), Швеции и выше, чем в Германии, Японии, Австрии.
Производственный потенциал
Решающую роль для экономического роста страны и регионов имеют производственный потенциал и его размещение.
Производственный потенциал - это средства производства, образующие производственные фонды (основные и оборотные), составную часть национального богатства и всего экономического потенциала страны.
Под производственным потенциалом понимается реальный объем продукции, который возможно произвести при полном использовании имеющихся ресурсов. Производственный потенциал - это имеющиеся возможности производить необходимые материальные ценности. Основные фонды, прежде всего их активная часть - машины, оборудование и т. д. - ведущее звено материально-технической базы, характеризуют производственный потенциал народного хозяйства. Производственные основные фонды составляют 2/3 всех основных фондов и около половины национального богатства страны. С основными производственными фондами связано понятие производственной мощности, как способности предприятия к максимальному выпуску продукции. Территориальное распределение производственного потенциала основных фондов заводов, фабрик, сельскохозяйственных предприятий, транспорта является результатом и условием регионального развития производительных сил.
Хозяйство России располагает огромным производственным потенциалом.
Научно-технический и инновационный потенциал
Состояние производственного и в целом всего экономического потенциала страны в сильной степени зависит от научно-технического потенциала и его развития. Под научно-техническим потенциалом понимается способность, возможность страны осуществить качественные изменения в производстве техники и в технологических процессах, способность к разработке и внедрению в производство новых технических и технологических решений.
Как и производственный потенциал, научный потенциал сконцентрирован в европейских районах России. Здесь размещены свыше 4/5 научных кадров, в том числе более половины в северо-западных и центральных районах. Наличие крупной научной базы в регионе это серьезная предпосылка размещения в нем новых и развития действующих предприятий соответствующих отраслей, а также высших и средне специальных учреждений. Региональная структура научных учреждений разного профиля имеет свою специфику. Для институтов, специализирующихся на исследованиях теоретического профиля, важным условием размещения является наличие крупных вузов. А для институтов занимающихся прикладными разработками, ведущим условием является близость к ведущим предприятиям отрасли и органам управления ими. Поэтому научно-исследовательские учреждения, занятые фундаментальными разработками, концентрируются в крупных экономических и культурных центрах (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск).
Наиболее близким к понятию научно-технического потенциала можно считать понятие инновационного потенциала, представляющего собой имеющиеся в обществе возможности, связанные с содержанием и использованием новшеств во всех сферах деятельности, что позволяет осуществлять социальное, экономическое, технологическое и техническое развитие национальной экономики (Марченкова, 2008).
Инновационный потенциал включает в себя: научные, проектные и конструкторские разработки; мощности экспериментальных услуг связанные с подготовкой нового производства; средства технологического контроля.
Инвестиционный потенциал
Материальной основой обеспечения динамики социально-экономического развития является инвестиционный потенциал, количественные и качественные характеристики которого отражают упорядоченную совокупность инвестиционных ресурсов, включающих материально-технические, финансовые и нематериальные активы (обладание правами собственности на объекты промышленности, добычу полезных ископаемых, аккумулирование информации в сфере социально-экономических, рыночных отношений, накопленный опыт и др.).
Роль инвестиционного потенциала России особенно значительна в процессе преодоления отставания технического уровня отраслей, ориентированных на внутренний рынок, коренной реконструкции устаревших производственных мощностей, модернизации на качественно новой технической основе действующих производственных мощностей, реструктуризации научно-технического комплекса страны в плане создания новых промышленных образцов и развития опытных производств и т.п., использовании сравнительных конкурентных преимуществ российской промышленности и последовательном преодолении ее слабостей.
Важное значение имеет социальный аспект развития инвестиционного потенциала. Это, прежде всего, содействие в обеспечении занятости и доходов населения, развитие и увеличение количества объектов социальной инфраструктуры, поддержка отраслей и производств, имеющих жизненно важное значение (медицинская промышленность, здравоохранение, производство средств защиты и профилактики населения и т.п.), реформирование социального сектора экономики, проведение прогрессивной технической политики в области капитального строительства и реконструкции жилья и т. д.
В I полугодии 2012 г. в экономику России вложено 4299,8 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. По сравнению с соответствующим периодом предыдущего года объем инвестиций увеличился на 11,6%. Значительный объем инвестиций в основной капитал направлен на развитие следующих видов экономической деятельности: транспорта и связи (25,3%); добычи полезных ископаемых (22,3%); обрабатывающих производств (17,8%); производство и распределение электроэнергии, газа и воды (11,0%); операций с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг (6,9%).
Россия обладает мощным экономическим потенциалом и его эффективная реализация может способствовать экономическому росту и устойчивому развитию национальной экономики.
Литература
1. Таможенное право; Норма, 2013. - 560 c.
. Таможенное право; Юнити-Дана, 2011. - 464 c.
. Таможенное право; Юнити-Дана, Закон и порядок, 2011. - 224 c.
. Таможенное право; АСТ, Сова, ВКТ, 2011. - 160 c.
. Таможенное право. Учебник; Юрист, 2012. - 576 c.
. Таможенное право. Шпаргалка; Окей-книга, 2011. - 32 c.
. Таможенное право. Шпаргалки; АСТ, Сова, ВКТ, 2011. - 64 c.
. Андриашин Х. А., Свинухов В. Г. Таможенное право; Юстицинформ, 2011. - 264 c.
. Бекяшев К. А., Моисеев Е. Г. Таможенное право; Проспект, 2012. - 328 c.
. Брюховец, Н.А.; Чахоян, Л.П. Английский язык: менеджмент, маркетинг, таможенное дело; СПб: Профессия, 2012. - 288 c.
. Буваева Н. Э., Зубач А. В. Международное таможенное право; Юрайт, 2013. - 376 c.
. Гарднер Э. С. Дело о наивной девушке. Дело о длинноногих манекенщицах (комплект из 2 книг); Отечество, 2012. - 368 c.
. Зильберштейн А. А. Таможенное право. Шпаргалка; РГ-Пресс, 2011. - 80 c.
. Коник Н. В., Невешкина Е. В. Таможенное дело; Омега-Л, 2011. - 208 c.
. Косаренко Н. Н. Таможенное право; КноРус, 2013. - 320 c.