2
перенести все виды государственного контроля с российско-белорусской границы на внешние границы Республики Беларусь и Российской Федерации. Предусмотреть переходный период, в течение которого в местах таможенного оформления на территории Республики Беларуси и Российской Федерации будет осуществляться мониторинг таможенного оформления при временном сохранении отдельных форм таможенного контроля на российско-белорусской границе.
В части администрирования экспорта:
государства - члены таможенного союза сохраняют возможность самостоятельного определения ставок вывозных таможенных пошлин;
суммы вывозных таможенных пошлин зачисляются в бюджет государства-члена таможенного союза, в котором произведены товар;
государства - члены таможенного союза сохраняют возможность самостоятельно определять и применять меры нетарифного регулирования экспорта отдельных видов товаров (продукция военного и двойного назначения, товары сырьевой группы);
возможность проведения самостоятельной политики в указанных областях регулирования экспорта обеспечивается исполнением взаимных обязательств в рамках договорно-правовой базы таможенного союза.
К 1 июля 2011 года:
перенести согласованные виды государственного контроля с российско-казахстанской границы на внешние границы Республики Казахстан и Российской Федерации. Предусмотреть переходный период, в течение которого в местах таможенного оформления на территории Республики Казахстан будут осуществляться мониторинг таможенного оформления при временном сохранении отдельных форм таможенного контроля на российско-казахстанской границе;
завершить переговоры с третьими странами по унификации торговых режимов на основании достигнутых ранее договоренностей сторон.
С 1 июля 2011 года отменить таможенное оформление в отношении товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, перемещаемых в пределах таможенных территорий Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Таким образом, Таможенный союз был сформирован из предварительного, первого и второго этапов.
1.2 Договорно-правовая база Таможенного союза
Формирование Таможенного союза:
Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (Минск, 6 января 1995 г.)
Соглашение о Таможенном союзе (Москва, 20 января 1995 г.)
Договор о присоединении Киргизской Республики к Соглашениям о Таможенном союзе (Москва, 29 марта 1996 г.)
Протокол о присоединении Республики Узбекистан к Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. (Санкт-Петербург, 25 января 2006 г.)
Международные договоры, действующие в рамках ЕврАзЭС:
Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (Минск, 6 января 1995 г.)
Соглашение о Таможенном союзе (Москва, 20 января 1995 г.)
Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (Москва, 26 февраля 1999 г.)
Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (Астана, 10 октября 2000 г.)
Протокол о механизме применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговле государств-участников Таможенного союза (Москва, 17 февраля 2000 г.)
Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер Евразийского экономического сообщества (Москва, 25 января 2008 г.)
Протокол о внесении изменений в Соглашение об основах гармонизации технических регламентов государств - членов Евразийского экономического сообщества (Москва, 12 декабря 2008 г.)
Международные договоры, направленные на завершение формирования договорно-правовой базы Таможенного союза:
Договор о Комиссии таможенного союза (Душанбе, 6 октября 2007 г.)
Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза (Душанбе, 6 октября 2007 г.)
Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним (Душанбе, 6 октября 2007 г.)
Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании (Москва, 25 января 2008 г.)
Соглашение о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран (Москва, 25 января 2008 г.)
Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров (Москва, 25 января 2008 г.)
Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (Москва, 25 января 2008 г.)
Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (Москва, 25 января 2008 г.)
Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза (Москва, 25 января 2008 г.)
Соглашение о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами таможенного союза (Москва, 25 января 2008 г.)
Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и/или импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе (Москва, 25 января 2008 г.)
Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот (Москва, 12 декабря 2008 г.)
Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа (Москва, 12 декабря 2008 г.)
Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза (Москва, 12 декабря 2008 г.)
Соглашение о порядке исчисления и уплаты таможенных платежей в государствах - участниках таможенного союза (Москва, 12 декабря 2008 г.)
Соглашение о порядке декларирования товаров (Москва, 12 декабря 2008 г.)
Соглашение о порядке таможенного оформления и таможенного контроля в государствах - участниках таможенного союза (Москва, 12 декабря 2008 г.)
Соглашение о видах таможенных процедур и таможенных режимов (Москва, 12 декабря 2008 г.)
Протокол об обеспечении единообразного применения правил определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза (Москва, 12 декабря 2008 г.)
Соглашение о Порядке декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза (Москва, 12 декабря 2008 г.)
Соглашение о Порядке осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза (Москва, 12 декабря 2008 г.)
Протокол об обмене информацией, необходимой для определения и контроля таможенной стоимости товаров, между таможенными органами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (Москва, 12 декабря 2008 г.)
Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (Москва, 12 декабря 2008 г.)
Соглашение о Секретариате Комиссии таможенного союза (Москва, 12 декабря 2008 г.)
Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран (Москва, 9 июня 2009 г.)
Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами (Москва, 9 июня 2009 г.)
Протокол о статусе Центра таможенной статистики (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.)
Договор о Таможенном кодексе таможенного союза (Минск, 27 ноября 2009 г.)
Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.)
Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению оценке (подтверждению) соответствия (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.)
Соглашение таможенного союза по санитарным мерам (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.)
Соглашение таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.)
Соглашение таможенного союза о карантине растений (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.)
Протокол о внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 г. (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.)
Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.)
Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.)
Протокол о порядке передачи данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.)
Таким образом, в договорно-правовую базу Таможенного союза входят такие документы, как:
Документы, формирующие Таможенный союз;
Международные договоры, действующие в рамках ЕврАзЭС;
Международные договоры, направленные на завершение формирования договорно-правовой базы Таможенного союза.
таможенный союз экономический правовой
Глава 2. Перспективы развития Таможенного союза
.1 Достоинства и недостатки Таможенного союза
Как известно, таможенный союз - это соглашение государств об упразднении таможенных пошлин и границ между ними и введении единого таможенного тарифа в отношении других государств. В качестве цели таможенного союза инициаторами такого объединения России, Белоруссии и Казахстана заявлен существенный рост экономики стран-участниц. Предполагается, что за счет увеличения рынка и установления общих правил ведения бизнеса страны-участницы получат дополнительный прирост ВВП на 1-2% в год, а к 2015 г. Россия за счет интеграционного фактора получит дополнительно 16,8% от современного уровня ВВП, Беларусь - 16,1%, Казахстан - 14,7% и вместе они заработают более 400 млрд. дол.
Единое таможенное пространство трех государств с совокупным населением 170 млн. чел. представляется делом крайне выгодным, особенно для России, где сосредоточена значительная часть производителей товаров и услуг. За счет ликвидации пошлин этим производителям будет значительно легче конкурировать с производителями других стран (в первую очередь Китая и Европейского союза) на рынках Казахстана и Белоруссии.
Казахстан, крайне заинтересованный в эффективном функционировании и развитии таможенного союза, еще до подписания документов по нему предлагал России согласовать вопросы, связанные с транспортировкой нефти и газа, а так же с железнодорожными тарифами. Транспортировка своих энергоресурсов на западные рынки по оптимальным тарифам - одна из ключевых задач для этого государства. Кроме того, с созданием таможенного союза потребители Казахстана получат более качественные энергоносители. Будут, наконец, решены проблемы искусственной диспропорции цен на бензин, а так же дефицита топлива.
Белоруссия возлагает на таможенный союз свои надежды. В его рамках Россия может пойти на создание более комфортных условий для поставки белорусской продукции на российский рынок и продажи своих энергоносителей.
Участие в таможенном союзе поможет Белоруссии привлечь инвесторов для создания производства по сборке легковых автомобилей. Рынок страны с населением в 10 млн. чел. вряд ли привлечет инвестора. Иное дело - авторынок в 170 млн. чел. Ситуация может еще улучшиться, если Россия предоставит Белоруссии некоторые льготы в части формирования пошлин на легковые автомобили. Но не размер пошлин на импорт автомобилей может стать камнем преткновения в таможенном союзе, а вопрос поставки из России более дешевых газа и нефти.
У России так же есть определенный интерес к таможенному союзу. Снятие таможенных барьеров позволит в разы увеличить объемы торговли энергоносителями или урановым сырьем и защитить наших производителей от экспансии третьих стран.
Итак, позитивных ожиданий от функционирования и развития таможенного союза не мало. После длительного обсуждения стороны достигли одной из ключевых договоренностей - о распределении доходов от взимания импортных пошлин между бюджетами стран-участниц: Россия будет получать 87,97 % собираемых платежей, Белоруссия - 4,7 %, Казахстан - 7,33 %.
Однако потери российского бизнеса, федерального бюджета, внешне экономической деятельности и теневой сферы, прежде всего «околотаможенной», будут весьма существенными. Причем, не все потенциальные убытки видны сейчас, некоторые станут осознаваться лишь через несколько лет.
Если предположить, что основной транзитный маршрут пройдет через Казахстан, помимо российских транспортных компаний, не только они, но и федеральный бюджет России неизбежно понесет убытки.
Известно, что значительная часть доходов российской казны складывается из таможенных пошлин и сборов, которые в основном формируются за счет корректировки таможенной стоимости товаров. От этой стоимости зависит объем платежей, взимаемых с той или иной партии товаров, поскольку пошлины обычно рассчитываются в процентном выражении от цены ввозимого груза: меньше указанная в декларации цена - меньше надо платить.
В 2009 г. процедуре корректировки таможенной стоимости подверглось примерно 98 % ввезенных в Россию грузов. Из 3,5 трлн руб., собранных таможней за год, около 63 % пришлось на экспортные таможенные отчисления, которые за счет корректировок таможенной стоимости в силу природы вывозимых товаров поднять сложно. Импорт составил 37%, или 1,3 трлн. руб., при этом доля ввозной пошлины в структуре сборов таможни составила 13,3%, то есть 467,2 млрд. руб. Сумма же, полученная благодаря корректировке таможенной стоимости, составила 27,75 млрд. руб. Цифры не слишком велики, но российские таможенники могут лишиться важного рычага в деле выполнения планов по перечислениям в бюджет. Вопрос в том, будут ли белорусские и казахстанские таможенники столь же старательно выжимать из участников внешнеэкономической деятельности максимально возможный объем платежей, если подавляющая их часть все равно отправится в Россию.
По оценке Министерства экономического развития РФ, транзит через территорию Казахстана и Белоруссии дешевле, чем через Россию, на 30%. Весь рынок транспортно-логистических услуг составляет сейчас в России 48,5 млрд. дол. Даже если таможенный союз уведет хотя бы десятую часть потока, потери окажутся серьезными.
Но важно то, что таможенный союз дает принципиально новые возможности. Прежде всего, мы можем воссоединить утраченный потенциал предприятий с высокой добавленной стоимостью и воссоздать старые индустриальные цепочки. Это означает сохранение критически важных технологических рубежей. Второе позитивное обстоятельство заключается в том, что мы получаем возможность реализовывать очень крупные транзитные проекты.
Таким образом, главной движущей силой интеграции видится осознание правящими элитами того факта, что стратегические выгоды от создания таможенного союза для всех его участников значительно выше текущих экономических потерь. Во многом перспективы интеграции будут зависеть от эффективности механизма согласования национальных интересов, институционально оформленного в виде Комиссии Таможенного союза.
.2 Возможности расширения Таможенного союза
Со временем к Таможенному союзу могут присоединиться другие члены ЕврАзЭС, в частности, Таджикистан.
июля 2010 года президент Сирии Башар Асад выразил интерес Сирии о вступлении Сирии в Таможенный союз.
В октябре 2011 года ранее начатые переговоры о присоединении Сирии к Таможенному союзу были продолжены, был разработан проект договора о создании зоны свободной торговли.
Новая Зеландия и Вьетнам планируют заключить соглашение о свободной торговле с Таможенным Союзом.
октября 2011 года Молдова начала изучение вопроса о присоединении к Таможенному союзу. За присоединение высказалась крупнейшая партия парламента - партия коммунистов во главе с экс-президентом Молдавии Владимиром Ворониным, а также внепарламентская Социал-демократическая партия. Европейский союз незамедлительно отреагировал на данные события, сказав, что в случае вступления в ТС, льготный режим торговли с ЕС у Молдовы отберут.
декабря 2011 года президент Узбекистана Ислам Каримов заявил о том, что Узбекистан не будет присоединяться к Таможенному союзу и другим межгосударственным объединениям, поскольку «не исключается, что они выйдут за рамки экономических интересов и приобретут политическую окраску и содержание».
2.3 Таможенный союз и ВТО
Создание Таможенного союза и достаточно быстрое его оформление поначалу вызвало негативную реакцию ВТО, также высказывались опасения по поводу того, что правила ТС не смогут соответствовать правилам ВТО, а, следовательно, переговоры единый Таможенный союз вынужден будет начинать заново. Однако страны западной Европы и США быстро осознали угрозу невступления России в ВТО и согласились пойти на множество уступок в рамках переговоров. Так, России удалось отстоять свои интересы, отклонив претензии Финляндии по пошлинам на лес и изделия из дерева, а также требования стран Европы относительно пошлин на автомобили и комплектующие.
За Россией остались права достаточно медленного снижения пошлин и относительно крупных субсидий во множество секторов экономики в течение 5-7 лет.
Беларусь и Казахстан ведут переговоры о вступлении в ВТО самостоятельно. По словам главы российской делегации Максима Медведкова «Казахстан вскоре после вступления России в ВТО, также станет членом этой организации».
В то же время переговоры Белоруссии идут очень медленно и могут завершиться достаточно нескоро.
В октябре 2011 года комиссия ТС привела все нормы Таможенного союза в полное соответствие с нормами ВТО. Кроме того, было решено, что в случае вступления в ВТО, нормы этой организации будут иметь большую силу, чем нормы ТС.
Заключение
Конечно, создание ТС - это сложный процесс, затрагивающий многие аспекты в жизнедеятельности государств-участников. Но этот путь необходимо пройти для укрепления наших экономик. Таможенный союз улучшит инвестиционный климат всех трех стран, потому что рынок сбыта каждой из них значительно вырос, ускорился процесс перемещения товаров. Такая динамика станет привлекательной для создания совместных предприятий, привлечения инвестиций, будет стимулировать экономическую активность.
К тому же, Таможенный союз является ступенью, подготовительным этапом к созданию к 1 января 2012 года интеграционного объединения более высокого уровня - Единого экономического пространства, со свободным перемещением товаров, капитала, рабочей силы, согласованной экономической, денежно-кредитной, валютной политикой и т.д. В современном мире ни одно государство не может создать эффективно функционирующую экономику без широкого развития внешнеэкономических связей, использования передовых научно-технических достижений и технологий. Поэтому создание ТС согласуется с общемировой тенденцией развития и расширения интеграционных процессов.
Сотрудничество в рамках Таможенного союза благоприятно скажется как на расширении регионального рынка, так и на продвижении экспортной продукции трех государств. Все это позволяет нашему Союзу претендовать на роль одного из ведущих мировых интеграционных объединений.
Нельзя не отметить, что параллельно с процессом формирования Таможенного союза идет подготовка вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО). Руководителями стран Таможенного союза принято решение о вступлении в эту международную организацию на скоординированных условиях. Это обстоятельство позволит усилить положительные моменты от вступления в ВТО. Комплексные и системные меры, принимаемые по формированию Таможенного союза, Единого экономического пространства, придают уверенности в том, что механизм функционирования Таможенного союза будет отвечать задачам, поставленным руководителями государств во благо населения наших стран.
Итоги Таможенного союза:
Сформировалась общая таможенная территория и заработала единая система таможенного регулирования со свободным перемещением товаров внутри таможенного союза;
Товар, ввезенный, предположим на территорию Республики Казахстан, приобретает статус товара таможенного союза, может свободно, без уплаты таможенных платежей и таможенного оформления быть ввезен на территорию России;
Цены на товары стали более конкурентоспособны, за счет экономии на таможенных платежах, расходах на таможенного брокера, сертификации товаров;
Товарооборот между странами - участницами ТС вырос более чем на 30 %;
Произошли положительные изменения для участников ВЭД в таможенном законодательстве: изменились сроки декларирования товаров (с 15 дней, до 4 мес.), - появилась возможность электронного декларирования товаров, частично отменены меры нетарифного регулирования;
Сократились сроки отгрузки товаров, за счет экономии времени, которые раньше уходило на сбор всех документов, таможенное оформление, на прохождение и досмотр автомобилей на таможенных постах (порой оно доходило на отдельных границах до 50 % времени доставки);
Список использованной литературы:
Нормативно-правовые акты:
1. «Таможенный кодекс Таможенного союза» (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. №17) (ред. от 16.04.2010) // Собрание Законодательства РФ. - 2010. - №50. - ст.6615
. Договор «о Комиссии таможенного союза» от 6 октября 2007 г. // Собрание законодательства РФ - № 12.- 21.03.2011. - с. 1553
. Договор «о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве» от 26 февраля 1999 г. // Собрание законодательства РФ - №42. - 15.10.2001. - с. 3983
. Протокол «о порядке вступления в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу таможенного союза» от 19 ноября 2010 г N58// Информационно-правовой портал «Консультант плюс». (Электронный ресурс). URL: #"justify">Статьи из периодических и сериальных изданий:
1. А.Е. Лихачев Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана: история, современный этап и перспективы развития // Российский внешнеэкономический вестник. - №6. - 2010. - с. 4-24
. Нормы ВТО станут приоритетными по отношению к Таможенному союзу // Независимая газета. - 12.10.2011
. ЕС: Москва и Брюссель сняли последние разногласия по ВТО // Ведомости. - 21.10.2011.
. Мария Жебит «Таможенный союз может пополниться двумя странами» // Российская газета - №5139 (60). - 24 марта 2010. - с. 41-43
Интернет-ресурс:
1. Договорно-правовая база Таможенного союза // Информационно-правовой портал «Гарант». - 2011. - 4.09. (Электронный ресурс). URL: #"justify">. Евгения Холод Плюсы и минусы Таможенного Союза // Полит Надзор. - 2011 (Электронный ресурс). URL: http://www.politnadzor.ru/news/plyus-minus-tamozhennyj-soyuz.html (дата обращения: 16.04.2012)