Правовые основы государственной службы в органах внутренних дел

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    43,21 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовые основы государственной службы в органах внутренних дел

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)

кафедра административного и финансового права





ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ)

РАБОТА

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ


Работу выполнил М.Э. Грициненко






Краснодар 2014

Содержание

Введение

Служба в органах внутренних дел в системе государственной службы Российской Федерации

.1 История развития государственной службы в органах внутренних дел

.2 Государственная служба в органах внутренних дел как вид правоохранительной службы

.3 Задачи, функции и принципы государственной службы в органах внутренних дел

. Административно-правовые основы прохождения государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации

.1 Общая характеристика основных элементов прохождения государственной службы в органах внутренних дел

.2 Порядок прохождения аттестации сотрудниками органов внутренних дел

.3 Производство по делам о поощрениях в отношении сотрудников органов внутренних дел

.4 Дисциплинарное производство

.5 Социально-правовая защита сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации

Основные направления совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего государственную службу в органах внутренних дел

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность темы исследования. Актуальность темы выпускной квалификационной работы «Правовые основы государственной службы в органах внутренних дел» заключается в том, что именно комплексный анализ рассматриваемой темы позволяет получить объективное представление о государственной службе в органах внутренних дел, определить проблемные вопросы в ёё правовом регулировании и самое главное - своевременно разработать практические рекомендации, касающиеся повышения эффективности деятельности правоохранительных органов, совершенствования законодательства и правоприменительной практики.

Нельзя не констатировать, что действующее законодательство, регулирующее правовые основы государственной службы в органах внутренних дел, требует дальнейшего развития и конкретизации, так как именно от того, насколько эффективна деятельность правоохранительных органов и, прежде всего, органов внутренних дел, зависит состояние правопорядка и законности в государстве.

Поэтому научное осмысление проблемы, касающейся правовых основ государственной службы в органах внутренних дел, приобретает особую актуальность. Так, согласно статистическим данным ГИЦ МВД России в период с 2002 по 2014 гг. наметилась тенденция уменьшения количества преступлений, создающим угрозу жизни, здоровью, достоинству, правам и свободам граждан, собственности, законным интересам общества и государства, которые совершаются в именно в общественных местах. Данный факт свидетельствует в том числе о положительных тенденциях развития института государственной службы в органах внутренних дел.

Тем не менее, нельзя не отметить, что сложившаяся обстановка требует от государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений координировать свои усилия в борьбе с преступностью. Вышеуказанные обстоятельства предопределили выбор темы данной выпускной квалификационной работы.

Цель исследования. Целью настоящего исследования является комплексный анализ теоретических и практических проблем института государственной службы в органах внутренних дел, разработка направлений для их дальнейшего изучения, а также поиск наиболее оптимальных способов совершенствования, посвященного вопросам повышения эффективности государственной службы в органах внутренних дел.

Задачи исследования. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи исследования:

рассмотреть службу в органах внутренних дел в системе государственной службы Российской Федерации;

провести анализ истории развития государственной службы в органах внутренних дел;

исследовать государственную службу в органах внутренних дел как вид правоохранительной службы;

определить задачи, функции и принципы государственной службы в органах внутренних дел;

рассмотреть административно-правовые основы прохождения государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации;

дать общую характеристику основных элементов прохождения государственной службы в органах внутренних дел;

изучить порядок прохождения аттестации сотрудниками органов внутренних дел;

рассмотреть производство по делам о поощрениях в отношении сотрудников органов внутренних дел;

исследовать дисциплинарное производство;

исследовать механизм социально-правовой защиты сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации;

определить основные направления совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего государственную службу в органах внутренних дел.

Объект исследования. Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при прохождении государственной службы в органах внутренних дел.

Предмет исследования. Предметом настоящего исследования являются правовые нормы, регулирующие государственную службу в органах внутренних дел, а также доктрина и правоприменительная практика.

Степень разработанности темы. Проблеме посвящен целый ряд исследований, в том числе таких учёных как С.А. Авакьян, В.В. Альхименко, Г.В. Барабашев, Е.М. Ковешников, А.Н. Кокотов, A.M. Кононов, А.П. Коренев, М.А. Краснов, O.E. Кутафин, P.C. Мулукаев и др. Однако, следует отметить, что многие вопросы регулирования института государственной службы в органах внутренних дел не были надлежащим образом исследованы и носят дискуссионный характер.

Проблемы правового регулирования института государственной службы в органах внутренних дел являются предметом научных дискуссий на страницах периодической печати, обсуждаются на научно-практических конференциях. В то же время комплексные исследования, предметом которых являлась государственная служба в органах внутренних дел, в отечественной цивилистике практически отсутствуют.

Теоретическая основа исследования. Теоретической базой данного дипломного исследования являются научные труды представителей отечественной цивилистики: Г.В. Атаманчук, И.Н. Барциц, Д.Н. Бахрах, Д.С. Велиева, A.B. Гусев, А.П. Коренев, Е.Г. Крылова, Е.В. Масленникова и др.

Нормативная и эмпирическая база исследования. Выводы и предложения, содержащиеся в работе, основаны на исследовании и оценке Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных актов, регламентирующих государственную службу в органах внутренних дел. Эмпирической базой исследования послужили материалы судебной практики, а также материалы конкретных судебных дел.

Научная новизна исследования. Научная новизна исследования определяется самой постановкой проблемы и проявляется в комплексном подходе к исследованию института государственной службы в органах внутренних дел, проведенному на основании действующего законодательства. В работе определена правовая природа государственной службы в органах внутренних дел; разработаны предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики; выявлена зависимость состояния правопорядка от уровня развития правоохранительной деятельности; сформулирована авторская позиция по исследуемой тематике.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Положения выпускной квалификационной работы вносят определенный вклад в дальнейшее развитие института государственной службы в органах внутренних дел и могут быть использованы при совершенствовании действующего российского законодательства и разработке мероприятий, связанных с модернизацией правоохранительных органов в свете проводимых реформ.

Сформулированные в выпускной квалификационной работе выводы и предложения, могут быть использованы для разработки новых и совершенствования действующих норм, регулирующих институт государственной службы в органах внутренних дел.

Методологическая основа. Методологическую основу составили общенаучные (историко-логический, системно-аналитический, диалектический, социологический), а также специальные методы (исторический, формально-юридический, структурно-функциональный, индуктивный и дедуктивный).

Структура работы. Структура предопределена содержанием темы, обусловлена целью, задачами и логикой проведенного исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованных источников.

1. Служба в органах внутренних дел в системе государственной службы Российской Федерации

.1История развития государственной службы в органах внутренних дел

Истоки государственной службы в органах внутренних дел относятся к XVII-XVIII вв. В России расследованиями преступлений в XVII-XVIII вв. ведал Сыскной приказ. Нередко его сыщики, нещадно преследуя мелких преступников, за мзду отпускали крупных лиходеев. Так, жители Москвы несколько лет терпели несчастья от Ивана Осипова, известного как Ванька-Каин. Конец его деяниям положил генерал-полицмейстер А.Д. Татищев, напрямую обратившийся к императрице Елизавете Петровне.

Главными местными полицейскими органами были наместники <#"justify">Происходящие в Российской Федерации процессы изменений социального, экономического, политического, правового и иного характера затронули институты государственной власти. В условиях административной реформы правовое регулирование государственной службы является одним из приоритетных направлений правовой политики, государственного строительства, связи государственного аппарата с населением, повышения престижа и авторитета государственных служащих.

На государственную службу возлагается реализация основных направлений деятельности государства: поддержание внутренней и внешней безопасности страны, развитие экономики, организация работы различных государственных институтов, ответственных за благополучие общества и государства в целом. В силу этого необходимо признать, что государственный служащий и государственный аппарат с их реальной деятельностью определяют тактику и стратегию, возможности и перспективы развития государства.

Общество напрямую заинтересовано в прочном и надежном институте государственной службы, поскольку благодаря нему разрешаются сложные проблемы его взаимодействия с государством.

Государственная служба является одним из важнейших условий успешного выполнения государством своих функций. Государство сильно, прежде всего, своей четкой организационной и высокоэффективной государственной службой, но на данном этапе развития Российского общества и государства можно сказать, что функционирование государственной службы не достаточно. Именно поэтому вопрос государственной службы в нашей стране наиболее актуален.

Правоохранительная служба в органах внутренних дел представляет собой один из видов деятельности государства по формированию профессионального кадрового ядра с целью выполнения задач государства по реализации функции охраны прав и свобод граждан и обеспечению законности и правопорядка. Она обеспечивает общественно-полезную деятельность, которую следует рассматривать как интеллектуальную и направленную на объективную реализацию прав, свобод и законных интересов как человека, так и общества и государства в целом. При этом ей присущи черты общего и специального свойства.

К числу общих свойств следует отнести те, которые присущи всей государственной службе в Российской Федерации, а именно: федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты; равный доступ граждан к государственной службе; единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы; открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих; профессионализм и компетентность государственных служащих; защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их непосредственную профессиональную служебную деятельность и т.д.

В свою очередь, свойства специального характера носят ярко выраженную отраслевую направленность, которая проявляется через профессиональную деятельность государственных служащих.

Правоохранительная служба в органах внутренних дел характеризуется множеством различных отношений.

Прежде всего, это отношения между сотрудниками органов внутренних дел и государственными органами исполнительной власти, а также государственными органами других ветвей власти; между сотрудниками органов внутренних дел и сотрудниками других правоохранительных органов; между сотрудниками органов внутренних дел и различными общественными организациями; между сотрудниками органов внутренних дел и органами местного самоуправления; между сотрудниками органов внутренних дел и гражданами.

Правоохранительная служба в органах внутренних дел - это служба публичного характера, т.е. служба в органах исполнительной власти, носящая публичный характер.

Правоохранительную службу в органах внутренних дел нельзя рассматривать как нечто самостоятельное, абсолютно автономное от государственной службы Российской Федерации.

Так, во Франции, государственная служба представляет собой эталон бюрократической развитой централизованной системы и, одновременно с тем, обеспечивающей эффективной управление страной.

Не менее богатыми традициями организации государственной службы отличается Германия. В частности, это, прежде всего ориентация государственных служащих на «клиентные» отношения с гражданами, наличие должной штабной культуры, соблюдение принципов морали и нравственности, а также система децентрализованного управления ею.

Рыночные стимулы функционирования государственной службы Англии сходны с возможностями менеджера в бизнесе. Вместе с тем, превращение британской административной системы из иерархической в более сложную по структуре и полурыночную по принципам функционирования, не позволило реализовать единую тарифную сетку, что нанесло ущерб авторитету государства как идеального работодателя.

Становление и развитие государственной службы США в последние десятилетия связано с тенденцией реализации принципа демократии и собственно открытости для общества.

В настоящее время гражданину предоставлено право ознакомиться с широким кругом государственных документов, в том числе - касающихся его самого.

Опыт организации государственной службы в целом свидетельствует, что правительственная машина обладает большой инерцией и сопротивляемостью резким переменам, что не всегда негативно, так как резкие перемены в деятельности государственного аппарата могут повлечь коллизию в его работе.

Так, ранее существовавший в зарубежных странах подход по определению эффективности службы по принципам: сколько средств задействовано на реализацию программы, сколько привлечено исполнителей, сколько перепрофилировано кадров по новым специальностям - не обеспечивал конечного результата.

Проведенная в нашей стране административная реформа привела к созданию нового законодательства о государственной службе. Существенно изменилось в последнее время и законодательство о службе в органах внутренних дел.

Таким образом, если государственную службу Российской Федерации рассматривать в качестве родового объекта, то служба в органах внутренних дел будет выступать по отношению к нему как видовой объект.

Специфика этого вида государственной службы проявляется, прежде всего, в том, что профессиональная деятельность сотрудников организуется и осуществляется на основе единоначалия и дисциплины.

Таким образом, государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации, будучи самостоятельным правовым явлением, одновременно является частью многообразного объёмного правового явления каковым и является государственная служба Российской Федерации.

.3 Задачи, функции и принципы государственной службы в органах внутренних дел

Задачи государственной службы в органах внутренних дел очень многообразны. В конечном итоге они как составляющая часть общих задач государственной службы Российской Федерации связаны с реализациями задач государственных органов.

В целом Министерство внутренних дел Российской Федерации представляет сложную систему органов, которые осуществляют свою деятельность через различные формы.

К основным формам относят: организационно-массовую работу, нормотворческую деятельность, правоприменительную (регулятивную и правоохранительную) деятельность, материально-технические операции.

В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

розыск лиц;

- производство <consultantplus://offline/ref=941DEE942E9A28A40021448DA0702E8E1AECCE3960CCED51F20C34907C61A54771A1BB613A2EA9D9v1BER> по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

обеспечение правопорядка в общественных местах;

обеспечение безопасности <consultantplus://offline/ref=941DEE942E9A28A40021448DA0702E8E1AEFC13C64C9ED51F20C34907Cv6B1R> дорожного движения;

контроль за соблюдением законодательства <consultantplus://offline/ref=941DEE942E9A28A40021448DA0702E8E1AECC53563C8ED51F20C34907Cv6B1R> Российской Федерации в области оборота оружия;

контроль за соблюдением законодательства <consultantplus://offline/ref=941DEE942E9A28A40021448DA0702E8E1AECC53A66CDED51F20C34907Cv6B1R> Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

государственная защита <consultantplus://offline/ref=941DEE942E9A28A40021448DA0702E8E1AECC43C67CCED51F20C34907Cv6B1R> потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Другой федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» к задачам оперативно-розыскной деятельности, в том числе и для органов внутренних дел, относит: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших преступления; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Исходя из задач, которые поставлены перед органами внутренних дел Российской Федерации не только указанными, но и многими другими Законами, можно выделить основные и вспомогательные задачи государственной службы в органах внутренних дел.

К первым (основным) можно отнести те, которые вытекают из общих поставленных задач перед МВД России:

осуществление деятельности, связанной не только с применением мер государственного воздействия, но и не требующей таковых, с целью обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности через государственно-служебные отношения сотрудников, проявляющиеся по всем направлениям реализации полномочий органов внутренних дел в сфере государственного управления;

создание условий для совершенствования работы с кадрами органов внутренних дел, их профессиональной подготовки;

обеспечение государственной охраны (защиты) сотрудников;

создание обновленной нормативной правовой основы для эффективной деятельности сотрудников органов внутренних дел как государственных служащих;

обеспечение различного рода условий для проявления принципов как основы организации государственной службы в деятельности органов внутренних дел и их сотрудников;

обеспечение нормальной деятельности органов внутренних дел и выполнение сотрудниками профессиональных, должностных обязанностей по обеспечению исполнения полномочий этих органов;

искоренение условий для проявления бюрократизма, нарушений законности среди сотрудников;

создание прочных механизмов, сопровождающих не только отбор, но и профессиональный рост каждого сотрудника.

Ко вторым (вспомогательным) можно отнести задачи, которые непосредственно вытекают из функциональной деятельности конкретных органов и подразделений МВД России, наделенных определенными полномочиями. В частности:

определение базовых практических органов внутренних дел с целью проведения экспериментов по отработке методик, оценок, различных технологий кадровой в органах внутренних дел;

разработка механизма по практической реализации положений Кодекса чести сотрудника органов внутренних дел;

разработка критериев, механизмов анализа и оценки влияния государственной службы на состояние и деятельность органов внутренних дел и др.

Принципы государственной службы в органах внутренних дел - это основополагающие начала, определяющие назначение службы в органах внутренних дел.

1. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

. Законность. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

. Беспристрастность. Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

. Открытость и публичность. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

. Общественное доверие и поддержка граждан. Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.

6. Взаимодействие и сотрудничество. Полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует <consultantplus://offline/ref=A1BE5B867B055ACA2050D0A1DA59FC029C1179C7CDF358FAA93EE83B0D3B919DBDC921BC704715WDVER> с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

Полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем. Полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы <consultantplus://offline/ref=A1BE5B867B055ACA2050D0A1DA59FC0294127EC4CBFA05F0A167E4390A34CE8ABA802DBD704714D4WBV9R>, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.

Таким образом, подводя итоги первой главы выпускной квалификационной работы, следует отметить, что особенности современного этапа социально-экономического и политического развития нашей страны диктует необходимость глубокого теоретического исследования проблем правового регулирования государственной службы в органах внутренних дел.

2. Административно-правовые основы прохождения государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации

.1 Общая характеристика основных элементов прохождения государственной службы в органах внутренних дел

В соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Прохождение государственной службы в органах внутренних дел осуществляется на различных должностях. «Каждая должность имеет свой определенный статус, который в конечном итоге формирует основные обязательные требования к кандидату по ее замещению.

Например, Д.Н. Бахрах определяет должность как «комплексное правовое образование, состоящее из норм административного, трудового и других отраслей права».

Ю.А. Дмитриев отмечает, что должность по организационному положению является начальным элементом структуры органа внутренних дел, но в общем плане это многогранное явление.

Учреждение должности связано с необходимостью обоснования ее возникновения. Подготавливается проект общего ее статуса, где должны быть рассмотрены вопросы социального, организационного и правового обеспечения.

Замещение как характеризующий этап означает, что конкретное лицо принимается на должность при помощи определенного организационно-правового способа.

Период функционирования - это центральный момент, ради чего она была учреждена. Лицо, занимающее определенную должность, наделяется рядом полномочий. С этого момента происходит практическая реализация целей, задач, функций органов и подразделений МВД России.

Последний характеризующий этап - это ликвидация должности, которая означает прекращение действия не только статуса должности, но и статуса сотрудника органа внутренних дел. Ликвидация оформляется определенным актом.

Государственный служащий России, как и всякий субъект права - это гражданин Российской Федерации, который имеет права, свободы и обязанности человека и гражданина, установленные Конституцией Российской Федерации и рядом других нормативных правовых актов [24, С. 18].

Сотрудник органов внутренних дел выполняет обязанности и пользуется правами в пределах своей компетентности по занимаемой должности в соответствии с действующим законодательством, принимаемой Присягой и заключенным индивидуальным контрактом.

Центральное место в статусе служащего органов внутренних дел занимают его обязанности и права.

служебные - возведены в ранг нормативных предписаний и устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, актами МВД России.

Именно они характеризуют правовой статус служащего органов внутренних дел как представителя федеральной исполнительной власти;

должностные - определяются должностными инструкциями и положениями. К ним можно отнести такие обязанности, как, при заключении индивидуального контракта соблюдать его условия; соблюдать присягу, внутренний порядок и служебную дисциплину; в случае служебной необходимости выполнять обязанности, непредусмотренные контрактом (на срок от одного месяца в течении календарного года с выплатой должностного оклада не ниже, чем по занимаемой должности) .

Права служащего органов внутренних дел сопровождают его государственно-служебную деятельность, создают условия его защищенности, как в правовой, так и в социальной сферах.

Можно сказать, что служебные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать служащему надлежащие условия для выполнения обязанностей.

В.Б. Гайдов предлагает права также разделить на две группы:

права, способствующие непосредственному выполнению служебных обязанностей (право на обеспечение надлежащих условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей; ознакомление с документами, регламентирующими деятельность сотрудника; право на отдых; право на оплату труда; должностной рост, в том числе переподготовку, повышение квалификации, стажировку; членство в профессиональном союзе (ассоциации) и др.);

права, сопровождающие государственно-служебную деятельность служащего органов внутренних дел, например, право на форменную одежду установленного образца; постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств (после прохождения соответствующей подготовки); предоставление всех видов довольствия; погребение.

Кроме прав и обязанностей, государственный служащий, поступая на государственную службу, добровольно принимает и ряд установленных законодательством ограничений и запретов, которые имеют своей целью обеспечить высокий моральный облик государственного служащего и свободу его действий в пределах должностных полномочий. Такие ограничения и запреты должны препятствовать злоупотреблениям, проявлениям коррупции.

В. Б. Гайдов выделяет четыре основных аспекта ограничений:

несовместимость государственно-служебной деятельности с другими видами оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

недопустимость получения вознаграждения от третьих лиц за исполнение должностных обязанностей;

строгое соблюдение государственно-должностной дисциплины;

политическая нейтральность.

Следует отметить, что в законодательстве к таким ограничениям относятся также: признание сотрудника недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; осуждение к наказанию, исключающее возможность исполнения должностных обязанностей, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости; наличие заболевания, препятствующего поступлению на службу или ее прохождению, подтвержденное заключением медицинского учреждения; выхода из гражданства или наличия гражданства другого государства, если не предусмотрено международным договором Российской Федерации; предоставление подложных документов или заведомо ложных сведений.

Таким образом, за исполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником обязанностей, определенных его статусным положением, на его возлагается ответственность, которая присуща любой его деятельности, возникающей при исполнении служебных полномочий.

.2 Порядок прохождения аттестации сотрудниками органов внутренних дел

Аттестация (от фр. <#"justify">госслужба аттестация дисциплинарный

Заключение

Таким образом, в результате проведённого дипломного исследования были получены следующие выводы:

.Правоохранительная служба - это вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Правоохранительная служба в органах внутренних дел - это служба публичного характера, т.е. служба в органах исполнительной власти, носящая публичный характер.

Правоохранительную службу в органах внутренних дел нельзя рассматривать как нечто самостоятельное, абсолютно автономное от государственной службы Российской Федерации.

Принципы государственной службы в органах внутренних дел - это основополагающие начала, определяющие назначение службы в органах внутренних дел.

Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина;

Законность;

Беспристрастность;

Открытость и публичность;

Взаимодействие и сотрудничество;

Общественное доверие и поддержка граждан;

Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем;

. В науке административного права выделяют основные и вспомогательные задачи государственной службы в органах внутренних дел.

К первым (основным) можно отнести те, которые вытекают из общих поставленных задач перед МВД России:

осуществление деятельности, связанной не только с применением мер государственного воздействия, но и не требующей таковых, с целью обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности через государственно-служебные отношения сотрудников, проявляющиеся по всем направлениям реализации полномочий органов внутренних дел в сфере государственного управления;

создание условий для совершенствования работы с кадрами органов внутренних дел, их профессиональной подготовки;

обеспечение государственной охраны (защиты) сотрудников;

создание обновленной нормативной правовой основы для эффективной деятельности сотрудников органов внутренних дел как государственных служащих;

обеспечение различного рода условий для проявления принципов как основы организации государственной службы в деятельности органов внутренних дел и их сотрудников;

обеспечение нормальной деятельности органов внутренних дел и выполнение сотрудниками профессиональных, должностных обязанностей по обеспечению исполнения полномочий этих органов;

искоренение условий для проявления бюрократизма, нарушений законности среди сотрудников;

создание прочных механизмов, сопровождающих не только отбор, но и профессиональный рост каждого сотрудника.

Ко вторым (вспомогательным) можно отнести задачи, которые непосредственно вытекают из функциональной деятельности конкретных органов и подразделений МВД России, наделенных определенными полномочиями. В частности:

определение базовых практических органов внутренних дел с целью проведения экспериментов по отработке методик, оценок, различных технологий кадровой в органах внутренних дел;

разработка механизма по практической реализации положений Кодекса чести сотрудника органов внутренних дел;

разработка критериев, механизмов анализа и оценки влияния государственной службы на состояние и деятельность органов внутренних дел и др.

. Прохождение государственной службы в органах внутренних дел осуществляется на различных должностях. Учреждение должности связано с необходимостью обоснования ее возникновения.

Сотрудник органов внутренних дел выполняет обязанности и пользуется правами в пределах своей компетентности по занимаемой должности в соответствии с действующим законодательством, принимаемой Присягой и заключенным индивидуальным контрактом.

Центральное место в статусе служащего органов внутренних дел занимают его обязанности и права.

Служебные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать служащему надлежащие условия для выполнения обязанностей.

За исполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником обязанностей, определенных его статусным положением, на его возлагается ответственность.

Аттестация сотрудника органов внутренних дел - это проверка квалификации сотрудника, его уровня знаний, а также соответствия сотрудника занимаемой должности и требованиям, установленным законом и должностными инструкциями.

Применяются в отношении сотрудников внутренних дел меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания.

Дисциплинарное производство в отношении сотрудников внутренних дел - это урегулированная административно-правовыми нормами деятельность уполномоченных субъектов, направленная на привлечение лиц (сотрудников внутренних дел), виновных в совершении дисциплинарных проступков к дисциплинарной ответственности.

Меры поощрения подлежат учету, сведения о них заносятся в материалы личного дела сотрудника. Наградные листы с отметками о вручении сотруднику государственных или ведомственных наград приобщаются к материалам его личного дела.

Социальная защита в системе МВД России, в отличие от общей социальной защиты носит адресный характер, а так же позволяет учитывать ряд особенностей служебной деятельности сотрудников. В этой связи социальная работа в органах внутренних дел должна быть весьма принципиальным, а некоторых случаях и приоритетным направлением деятельности МВД России.

. Происходящие в Российской Федерации процессы изменений социального, экономического, политического, правового и иного характера затронули институты государственной власти. В условиях административной реформы правовое регулирование государственной службы в органах внутренних дел является одним из приоритетных направлений правовой политики, государственного строительства, связи государственного аппарата с населением, повышения престижа и авторитета государственных служащих.

На государственную службу в органах внутренних дел возлагается реализация основных направлений деятельности государства: поддержание внутренней и внешней безопасности страны, развитие экономики, организация работы различных государственных институтов, ответственных за благополучие общества и государства в целом. В силу этого необходимо признать, что государственный служащий и государственный аппарат с их реальной деятельностью определяют тактику и стратегию, возможности и перспективы развития государства.

. По нашему мнению, для достижения основных направлений совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего государственную службу в органах внутренних дел необходимо решить следующие основные задачи:

выработать наиболее эффективные подходы реализации государственной правовой политики в сфере внутренних дел;

разработать механизм определения потребностей системы МВД России в правовом регулировании;

определить направления дальнейшего совершенствования правового регулирования сферы внутренних дел;

устранить пробелы в правовом регулировании важнейших направлений деятельности системы МВД России, а также несовершенные и неэффективные юридические конструкции;

завершить работу по разработке базовых нормативных правовых актов по основным направлениям деятельности органов внутренних дел и внутренних войск;

внедрить положительные формы сотрудничества с правоохранительными органами иностранных государств по различным направлениям оперативно-служебной деятельности;

закончить создание системы правовой оценки законности подготавливаемых и издаваемых в системе МВД России правовых актов, заключаемых гражданско-правовых договоров, а также совершения соответствующими должностными лицами системы Министерства юридически значимых действий;

осуществить комплекс мер, способствующих предупреждению подачи исковых заявлений к подразделениям системы МВД России в судах;

повысить качественный уровень договорно-правовой работы, в том числе посредством унификации и типизации наиболее распространенных видов договоров, заключаемых подразделениями системы МВД России;

внедрить современные информационные и телекоммуникационные технологии в систему правового информирования;

создать автоматизированные системы сбора, накопления, обработки и выдачи правовой информации на уровне низового звена, создать локальные региональные автоматизированные информационно-поисковые системы правового назначения;

организовать систему профессиональной подготовки сотрудников правовых подразделений системы МВД России в образовательных учреждениях;

Основным результатом должно стать качественное улучшение правового обеспечения системы МВД России, включающее:

построение целостной, структурированной, взаимосогласованной системы нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел и внутренних войск;

обеспечение соответствия нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы МВД России, основным общемировым и европейским стандартам;

систематизацию и кодификацию ведомственного нормативного материала, регламентирующего деятельность органов внутренних дел и внутренних войск;

достижение качественно нового, более высокого уровня правового обеспечения организации и деятельности органов внутренних дел и внутренних войск;

заметное повышение уровня правовых знаний сотрудников и военнослужащих, нормотворческой культуры руководящего состава.

Таким образом, по нашему мнению, реализация указанных мероприятий в целом позволит поднять на качественно новый, отвечающий современным потребностям уровень правового обеспечения организации и деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, ожидаемый обществом.

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

1Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон РФ от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ (в ред. от 07.05.2013) // Собрание законодательства РФ. № 51. 1997. Ст. 51.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ (в редакции от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч.1). Ст. 4921.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (в ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. 2002. №1. Ст. 1.

О пожарной безопасности: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ (в ред. от 12.03.2014) // Собрание законодательства РФ. 1994. №35. Ст. 3649.

Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ (в ред. от 21.12.2013) // Российская газета. 1995.18 августа.

Об оружии: Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ (в ред. от 02.04.2014) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.

О внутренних войсках Министерства внутренних дел: Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. №27-ФЗ (в ред. от 08.04.2013) // Российская газета. 1997. 12 февраля.

О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ (в ред. от 25.11.2013) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.

О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в ред. от 03.02.2014) // Российская газета. 2011. 8 февраля.

О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ: Указ Президента РФ от 5 июня 2003 г. №613 // Собрание законодательства РФ. 2003. № 23. Ст. 2197.

О некоторых вопросах применения мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий в органах внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 06.05.2013 г. №241 // Официальный сайт МВД России /

Иные официальные материалы

14Некоторые вопросы судебной практики Верховного Суда РФ по уголовным делам: Постановление ВС РФ от 12.03.2014 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2014. №3.

15Некоторые вопросы судебной практики Верховного Суда РФ по гражданским делам: Постановление ВС РФ от 22.04.2014 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2014. №9.

Обзор кассационной практики ВС РФ по уголовным делам за май 2014 года // СПС Консультант Плюс. 2014.

Определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда от 25.05.2012 // СПС Консультант Плюс. 2014.

Монографии, учебники, учебные пособия, комментарии к кодексам

18Алёхин Э.В. Государственное и муниципальное управление: учебник. М.: АСТ, 2014.

19Афоризмы / Сост. Т.Г. Ничипорович. М.: Эксмо, 2009.

Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник. М.: Юристъ, 2014.

Безденежных В.М. Социалистический общественный порядок: сущность, структура и социальное назначение. М. 1983.

Бородин С.С., Громыко С.С. Административное право: учебник. М.: Юристъ, 2013.

Василенко И.А. Государственное и муниципальное право: учебник. М.: Волтерс Клувер, 2013.

Васильев В.И. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: АСТ, 2013.

Губанов A.B. Полиция запада: основы деятельности по охране правопорядка. М.: Кнорус, 2012.

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М. 2012.

Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право: учебник. Р н/Д: Феникс, 2012.

Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. М. 2011.

За эффективное местное самоуправление // Материалы немецкого союза городов по политике в области местного самоуправления. Серия А. Вып. 9. Кельн. 2011.

Зеркин Д.П., Игнатов В.И. Основы теории государственного управления. Р н/Д: Феникс. 2011.

Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление. Учебник. - М.: Волтерс Клувер. 2011.

Кононов А.М. Муниципальное право России. М.: Волтерс Клувер. 2011.

Кутафин O.E., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М. 2010.

Манохин В.М. Российское административное право. М.: Кнорус, 2009.

34.1Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. М.: Кнорус, 2009.

Селимов А.А.Организация охраны общественного порядка. М. 1984.

36Серегин A.B. К вопросу о понятии общественного порядка в советском общенародном государстве // Труды ВШ МООП РСФСР. 1963. Вып. 8.

Сутаев В.П. Исполнительная власть в Российской Федерации (проблемы развития). Монография. М.: Волтерс Клувер, 2010.

Умуров Т. Понятие общественного порядка и вопросы его укрепления. М.: АСТ, 2009.

Философский словарь. 4-е изд. М.: Волтерс Клувер, 2009.

Научные статьи

40Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юристъ, 2009.

41Безрядин Д.Н. Оптимизация организационной структуры органов внутренних дел Российской Федерации // Теория и практика управления органами внутренних дел в условиях реформирования системы МВД России: Сборник статей. М. 2003.

Веремеенко И.И. Сущность и понятие общественного порядка // Советское государство и право. 1982. №3.

Горожанин В.А. Проблемы правового статуса местного самоуправления в Российской Федерации // Студент и научно-технический прогресс. - Новосибирск. 1997.

Загородников Н.И. Общественный порядок и пути его укрепления // Советское государство и право. 1971. №10.

Майдыков А.Ф. О некоторых направлениях совершенствования деятельности органов внутренних дел в борьбе с преступностью (управленческий аспект). // Совершенствование управления органами внутренних дел: Сборник статей. М.: Академия управления МВД России, 1999.

Мышкин В. Лангепас - город безопасный // Законность. 1998. №2.

Фадеев В.И. Проблемы реализации конституционной модели местного самоуправления // Конституционно-правовая реформа в Российской Федерации: Сб. статей. М.: Юристъ, 2009.

Авторефераты диссертаций

48Жипский К.Н. Правовые и организационные основы взаимодействия органов внутренних дел с внутренними войсками в охране общественного порядка: дис. … канд. юрид. наук. СПб. 1995.

49Студеникин В.Е. Правоохранительная деятельность органов внутренних дел как объект организации: автореферат дис. … канд. юрид. наук. М. 2010.

Хижняков Н.Г. Милиция в системе исполнительной власти Российской Федерации (теоретические и организационно-правовые аспекты): автореф. дис. … канд. юрид. наук. М. 1998.

Хижняков Н.Г. Милиция в системе исполнительной власти Российской Федерации (теоретические и организационно-правовые аспекты): автореф. дис. … канд. юрид. наук. М. 1998.

Похожие работы на - Правовые основы государственной службы в органах внутренних дел

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!