Наличие презумпции невиновности.
В 1871 г. в Англии узакониваются профсоюзы как представители рабочих в суде и перед предпринимателями. Забастовки принудили власть принять прогрессивное законодательство о труде. Таким образом, начало свое развитие социальное законодательство. Продолжительность максимального рабочего дня было ограничена до 10 часов. Принимаются нормы, предусматривающие социальное обеспечение по болезни и старости.
2. ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА
2.1 Происхождение права
Право в силу своей значимости принадлежит к числу наиболее важных и сложных общественных явлений. Постепенно в общественной жизни появилось новое общие для всех правила и вскоре эти явление стали доминирующими. На самых ранних ступенях эти правила общежития представляли однородную массу. Они соответствовали характеру урегулированности общественных отношений данного общества. В общем виде основными причинами обособленности общества являются численный рост населения; нарушение социальной однородности людей; увеличение числа правил, создаваемых для сплоченности общества; усложнение общественных связей; прогресс общественного развития.
Во многих культурах праву приписывали божественное происхождение. Людям было трудно примириться с мыслью о том, что такое могучее средство поддерживания общественных связей, каким стало право, могло быть делом рук простых смертных. Право не только занимает особое место в общественной жизни, но и относится к наиболее сложным общественным явлениям.
По мере развития государства и права, а также усложнения отношений у людей меняется отношение к сущности права. Появляются новые различные правовые теории, идеи, меняется представление о праве. Право приобрело статус системы регуляции общественных отношений с целью установления соответствующего режима правопорядка.
При исследовании сущности права ученые отмечают следующие его черты: естественно-исторический характер происхождения права; его предназначение быть масштабом поведения свободных и равных субъектов; нормативность, общеобязательность и взаимозависимость содержащихся в нем прав и обязанностей; наличие гарантий реализации правовых предписаний со стороны государства; ведущая роль государства в формировании правовых предписаний; взаимосвязь и взаимозависимость между государством и правом.
История происхождения права у разных народов свидетельствует о наличии одинаковых подходов к вопросам урегулирования общественных отношений. В первую очередь, правом охраняется личная неприкосновенность носителей установившейся власти. За покушение на жизнь и здоровье лиц, стоящих у власти или ближе к власти право угрожает самыми суровыми наказаниями.
Уголовное право составляет главное содержание юридических памятников. Причем чем сборник древнее, тем больше места в нем отведено уголовному содержанию. По степени значимости за уголовным правом следуют нормы, определяющие, что должно вносить население в пользу власти - это дань, налоги. Далее следуют нормы процессуальные. Определение порядка судопроизводства составляет важное содержание древних юридических памятников. И только затем уже следуют нормы гражданского права, которые в последующем стали занимать доминирующее положение в системе права большинства государств.
В науке по вопросу о соотношении государства и права различают следующие две противоположные основные теоретические позиции:
. Этатически-тоталитарная концепция,основанная на утверждении, что государство выше и важнее права. Оно создает право и использует его в качестве инструмента, позволяющего реализовывать свою политику. Право рассматривалось как некий обязательный, но имеющий вспомогательное значение придаток государства. Теоретической предпосылкой такого правопонимания являлось формально-догматическое отношение к понятию права.
. Либеральная концепция, в отличие от этатически-тоталитарной концепции основывается на естественно-правовой теории, согласно которойправо ставит выше и важнее государства по различным критериям - моменту возникновения, роли в обществе.
До настоящего времени специалисты (ученые, практики) не пришли к единой трактовке понятия «право». Современные исследователи сходятся во мнении о том, что при развернутом определении права необходимо учитывать: естественно-исторический характер его происхождения; его способность быть масштабом поведения свободных и равных субъектов; обладать такими свойствами, как нормативность, общеобязательность, взаимосвязь заключенных в нем прав и обязанностей; наличие реальных гарантий по возможности реализаций положений права не только со стороны государства, но и со стороны общества. Для более глубокого понимания сущности и особенности права, его роли в жизни общества необходимо рассмотреть общую характеристику теорий права.
Юридический позитивизм как одно из важных течений в правовой науке возник в первой половине XIX века. Его прародителем считается английский правовед Джон Остин. Впоследствии его основные положения были разработаны в трудах К. Бергбома (Германия), Кабанту (Франция), АдемараЭсмена (Франция) и других исследователей.
Именно Джон Остин дал развернутое обоснование формуле: право - это повеление суверена. В зависимости от обстоятельств сувереном может быть не только отдельно взятое лицо с набором властно-государственных полномочий, но и учреждение, которое в силу своего положения действительно, а не формально является сувереном для подвластных ему лиц. Субъектом суверенных властных отношений рассматривался и бог (божеское право). Устанавливаемые санкции одновременно имели юридический и политический характер.
Приказ суверена, снабженный соответствующей санкцией, рассматривался как норма позитивного закона. По мнению Джона Остина, право в широком смысле включало в себя: богооткровенное право, позитивное право и позитивную мораль.
В наибольшей степени позиция этого ученого на сущность права заключалась в следующей формуле: «закон есть закон». В XX веке теоретические взгляды Джона Остина были широко использованы в практике государственного строительства стран с антидемократическими политическими режимами.
Другой представитель юридического позитивизма немецкий юрист К. Бергбом. Он считал, что наука должна изучать, а не оценивать или требовать. Она должна иметь дело только с реальными предметами и исследовать их методом опыта. Соответственно и теория права должна заниматься только объективно существующим правом, основывающимся на правотворческих фактах, т.е. законодательной деятельности государства.
Аналогичные идеи высказывали и французские юристы-позитивисты. Например, французский юрист Кабанту считал, что «частное и публичное право входят в позитивное законодательство и только благодаря этому приобретают качество права». Естественное право (право народов) он называл социальной философией (отражает частные интересы), политической философией (определяет систему публичных институтов) и дипломатической философией (устанавливает порядок и характер международных отношений).
Поскольку единственным источником права являются суверенная власть и государственная воля, значит, закон должен занимать верховенствующее положение. В таком подходе фактически принижается, если не отрицается, роль права (такую же позицию занимают и представители легизма). Поэтому при вынесении решений судьи должны руководствоваться только законом.
Австрийский философ права Г. Кельзен (1881 - 1973 гг.) являлсяпредставителем нормативистской теории (позитивистский нормативизм).
Ядром нормативистского подхода к пониманию права является мысль, согласно которой законодатель всегда прав. «Закон суров, но он Закон». Поэтому данный подход называют формально-юридическим.
Нормативисты и легисты отождествляют право с законом и трактуют его принудительный характер как сущность права. Закон ими понимается как одна из форм права, которое представляет собой совокупность законов. При этом право рассматривается лишь как официально-властное орудие, как средство для осуществления социального управления. Наиболее точно такой подход выражен в трактовке права, сформулированного В.И. Лениным: «Право - это возведенная в закон воля господствующего класса».
Прагматический позитивизмрассматривается как разновидность современного юридического позитивизма в праве (американская и скандинавская школы «реального права»). В отличие от прежней «юриспруденции понятий», получившей такое название за присущий ей формализм и догматизм (Р. Иеринг), современную реальную школу в правоведении называют «юриспруденцией выработки и принятия решений». Ее представители призывают к радикальному пересмотру сложившихся представлений о праве. Прежде всего, это относится к конвенциональным суждениям (юридическим фикциям).
Социологическая теория возникла в XVIII веке в рамках школы «свободного права». Согласно ей, суды трактуют законы и заниматься правотворчеством. Иными словами, суды и администраторы сами устанавливают право. Суть данного реалистического подхода сводится к тому, что в определенной степени проявляется недоверие к закону и законности.
Данный подход выражает стремление преодолеть, в том числе посредством судебных прецедентов и суда присяжных, формализм и чрезмерную консервативность нормативного подхода.
Л.И. Петражицкий является представителем психологической теории, которая рассматривают право как психологическое явление, коренящееся в человеческом сознании. Сущность права ими определялась через психику человека. Нельзя издавать законы без учета социальной психологии индивида. В этом случае сложно определить степень правового характера закона, так как его восприятие через психику индивида носит соответственно индивидуальный и иррациональный характер.
Психологический подход представляет собой попытку государственно-правового «оформления» преобладающих суждений, но особенно чувств и переживаний.
В соответствии с философским подходом к праву считается, что не заведомо несовершенное законодательство, а Право как выражение извечной природной справедливости является первичным, естественным и непреходящим выразителем и защитником справедливости. Основа права - интересы безопасности человека, а конкретно - его права на жизнь, собственность и свободу.
Идеи, высказанные Гоббсом, Спинозой, Руссо и другими выдающимися философами, помогли человечеству по-новому взглянуть на сущность человека, на мироустройство и на многие важнейшие вопросы общества - демократию, социальную справедливость, свободу и права человека. Со временем эти идеи материализуются в практику государственного развития в различных сферах общественной жизни.
Кант и Гегель являлись сторонниками теория естественного права. Согласно естественно-правовому подходу (юснатурализм) право по своей природе, смыслу, сущности и понятию является естественным и принадлежит человеку от рождения.
Естественное право - это право, переданное человечеству извне и имеющее приоритетное значение по отношению к человеческим установлениям. Оно является первичным по отношению к нормам позитивного права.
В содержательную характеристику естественного права наряду с объективными свойствами права включаются и различные моральные характеристики. В результате такого смешения естественное право представляет собой симбиоз различных социальных норм, образующих ценностно-содержательный и нравственно-правовой комплекс. Совокупность подобных свойств и содержательных характеристик естественного права в обобщенном виде трактуется как выражение всеобщей и абсолютной справедливости права вообще. Нормы позитивного права и сама практическая деятельность государства должны соответствовать основным положениям естественного права.
Идеи и основные положения естественного права в определенной степени отражены в конституционном и текущем законодательстве большинства современных государств. Например, в Конституции РФ (п. 2 ст. 17) отмечается, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».
Интегративная теория. Ее представители рассматривают право как совокупность признаваемых в данном обществе правил, направленных на обеспечение социальной справедливости, защиту нормативами равенства, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношениях друг к другу.
Классовая (марксистская) теория. Марксистская теория основывается на историко-материалистическом учении об общественном развитии, а также на классовую трактовку государства и права. Основные положения этой концепции изложены в произведениях Ф. Энгельса, К. Маркса, В.И. Ленина и (в меньшей степени) Г.В. Плеханова.
Право и возникающие на его основе правовые отношения отражают характер экономических связей между людьми. Марксистская концепция права выделяет его классово-волевой характер. В обобщенном виде право они определяли как возведенную в закон волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего (господствующего) класса.
Подобная трактовка сущности права в той или иной степени наиболее ярко проявилась в период существования СССР на всех этапах социалистического строительства следующим образом:
лишение на конституционном уровне части населения избирательного права;
деление населения на классы;
отказ от института частной собственности;
плановый характер экономики страны;
однопартийная политическая система общества;
идеологизация всех сфер общественной жизни, в том числе и в экономических процессах;
формальный характер участия населения в вопросах управления делами государства через избирательную систему;
возможность карьерного роста только через членство в рядах коммунистической партии Советского Союза (КПСС) и др.
При либертарно-юридическом подходе выделяют следующие основные характеристики (принципы), которые воспринимаются и марксистской теорией: формальное равенство; всеобщность; свобода; справедливость; общеобязательность.
Каждый из перечисленных принципов, наряду с самостоятельным и обособленным значением, предназначен дополнять и придавать новые оттенки другим. Взятые в единстве, они позволяют в более полной степени отразить сущность права в целом.
2.2 Источники права
В течение всей истории существования государства и права в мире сложилось множество представлений о том, что такое «источник права».
Термин «источники права» впервые применил римский историк Тит Ливий в двенадцати таблицах. Двенадцать таблиц - знаменитое собрание римских законов 451 - 50 до Рождества Христова, первый писаный источник римского права.
Тит Ливий назвал законы двенадцати таблиц источником всего публичного и частного права. Следует обратить внимание на то, что под источниками права нередко понимаются те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость издания либо изменения и дополнения тех или иных нормативных правовых актов, а также правовой системы в целом.
Говоря об источниках права, следует различать естественное и позитивное право.
. Естественное право, т.е. правила поведения, вытекающие из свободной воли как естественного состояния человека и призванные служить мерилом и руководством для положительного законодательства, образцом его усовершенствования.
. Позитивное право, т.е. правила поведения, определяемые государством и облекаемые в определенную форму.
В юридической литературе оценочное понятие «источник права» традиционно принято рассматривать в двух аспектах: в широком - как причины и закономерности правообразования и генезиса права; в узком - как способ закрепления и существования норм права.
Второй способ рассматривает лишь юридический аспект термина «источники права», в связи с чем, авторами часто используется выражения «источники (формы) права». При этом, для достижения большей четкости некоторые авторы предлагают обозначить термином «источники права»источники права в материальном смысле, а юридические источники права (источники права в формальном смысле) назвать источниками правовых норм.
Специфика проводимой государством политики в той или иной сферах проявляется в особенностях источников, при помощи которых формируется национальная система права. В зависимости от способа закрепления и территории, на которой должны действовать нормы права, выделяют следующие виды его источников:
Обычно выделяют следующие виды правовых обычаев: прогрессивные, консервативные, реакционные (например, принципы талиона). Государство санкционирует лишь те обычаи, которые не противоречат проводимой им политике, а также сложившимся нравственным основам образа жизни.
Как источники права правовые обычаи характеризуются следующими особенностями:
носят локальный характер;
тесно взаимодействуют с другими социальными нормами и, в частности, с религиозными;
их основные сущностные черты нередко отражаются в пословицах, афоризмах и поговорках;
их применение обеспечивается санкцией государства;
отличаются консервативным характером, придавая обязательный характер общественным отношениям, сложившимся в результате длительной общественной практики.
Исторически первые источники права состояли из обычаев, систематизированных в определенном порядке.
Законник Хаммурапи назван по имени царя Вавилона (18 век до н. э.). Законник состоит из 282 статей. Из них полностью сохранилось 247. Он представлял собой базальтовый столб, покрытый клинописью, который находился в публичном месте.
Авторы Законника стремились группировать статьи по их содержанию, но строгого различия между правом уголовным, гражданским или процессуальным они еще не проводили.
Главными источниками Законника были судебные решения самого Хаммурапи и высших судов вообще. Смертная казнь упоминается в 30 случаях. Была она, как правило, мучительной: сожжение, утопление, насажение на кол и др.
Судья не мог изменить уже вынесенное решение. В противном случае его самого ждало суровое наказание. Высшей судебной инстанцией был сам царь.
Законы Ману (I век до н.э.). Написаны в форме двустиший (2685 статей). Авторы - жрецы одной из древнеиндийских брахманских школ.
Непременным условием всякого договора была его публичность.
Главными средствами установления судебной истины были свидетельские показания и разного рода испытания. Клятва человека приравнивалась к свидетельским показаниям.
В современных условиях обычай как основной источник права утратил свое значение. Однако в международном гражданском и других отраслях права обычай продолжает иметь место. Например, статья 5 ГК РФ в качестве источника гражданского права предусматривает обычаи делового оборота.
Судебный прецедент - источник права, в наибольшей мере раскрывающий своеобразие англосаксонской правовой системы, возникший в Англии и распространившийся в десятках стран мира.
Правовой прецедент - это решение по конкретному делу, которому государство придает силу общеобязательного в последующих спорах.
Исследователи отмечают, что, говоря о соотношении прецедента и закона, необходимо учитывать по меньшей мере три фактора:
утрату прецедентом со второй половины XIX века своего верховенства в правовой системе;
неоднозначность взаимоотношений закона и прецедента, ибо приоритетом обладает закон по отношению к прецеденту, поскольку последний может быть отменен нормой закона, и судебный прецедент по отношению к закону, что вытекает из обязанностей суда толковать акты парламента, при этом лишь нормы законодательства, получившие судебное истолкование, считаются частью общего права;
надгосударственный характер общего права, действующего в большой группе англоязычных стран.
С середины XX в. прецедент как источник права стал применяться в романо-германской правовой семье, а затем и в семье социалистического права (применительно к арбитражной практике).
Следует отметить, что прецедентное право существует в Российской Федерации. С учетом особенностей действия судебного прецедента во времени учеными выделяются три варианта его применения:
новый прецедент применяется только к правоотношениям, возникшим после его принятия (перспективное действие прецедента);
новый прецедент может применяться не только к правоотношениям, возникшим после его принятия, но и к фактам дел, находящихся в производстве ранее (настоящее перспективное действие прецедента);
новый прецедент может применяться не только к правоотношениям, возникшим после, но и до его принятия (ретроспективное действие). В этом случае наблюдается обратная сила прецедента.
Отмечая особенности доктрины судебного прецедента и самого судебного прецедента как явления в системе романо-германского права, профессор М.Н. Марченко предложил обратить внимание на следующие их специфические черты и особенности.
. Многозначность самого явления в системе романо-германского права, именуемого прецедентом, и соответственно его "континентальной" доктрины и понятия. На уровне отдельных национальных правовых систем он воспринимается по разному.
. Их вторичный по сравнению с рядом других источников этой правовой системы характер.
. Его двойственное положение среди источников права, которое выражается следующим образом. В ряде европейских стран (Финляндия, Швеция и другие) он воспринимается не только как фактический источник права, но и как показатель существующей у них тенденции усиления роли решений высших судебных инстанций. Следует отметить, что по-прежнему остается дискуссионным вопрос о признании прецедента в качестве источника права в романо-германской правовой семье.
. Его «дифференцированный» и «избирательный» характер применительно к различным отраслям права. Например, во Франции как источник права он в основном рассматривается в административном праве. В Италии - в гражданском праве. В правовой системе Швеции - в большей степени в сфере действия коммерческого права и в меньшей степени - в области конституционного и уголовного права. В отличие от Швеции в правовой системе Германии прецеденту принадлежит особая роль в системе конституционного права.
. Разнородность их правовой основы в различных европейских странах и дифференцированность подхода к признанию за судебным прецедентом конкретной юридической силы. Ни в одной из континентальных стран этой правовой системы нет специального закона или подзаконного нормативного акта, официально определявшего статус прецедента как источника права или устанавливающего его юридический вес и силу.
С середины XX столетия международное право стало выполнять роль интегратора в процессе формирования национальных правовых систем. По своей природе являясь преимущественно договорным, оно уделяет большое внимание процедуре заключения и выполнения международных договоров.
Как объективный фактор и источник формирования национальных правовых систем международное право следует рассматривать в качестве особой правовой системы, основу которой составляют императивные нормы, представляющие собой его основные принципы. Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.
Отражение норм международного права во внутригосударственных правовых системах осуществляется следующими способами:
отсылкой - учет в законодательных актах общих положений или отдельных норм международного права;
рецепцией - восприятие нормы международного права без изменения его содержания;
трансформацией - преобразование норм международного права посредством принятия по этому же вопросу специального нормативного правового акта.
Международное право формируется посредством источников двух видов: основных - резолюции Совета Безопасности ООН, международные договоры, конвенции, протоколы и обычаи; вспомогательных - общепризнанные принципы права, судебные решения и доктрины.
В отношении национальных правовых систем международное право выполняет следующие основные функции:
координирующую - посредством установления общеприемлемых стандартов поведения субъектов международного права;
регулирующую - посредством восприятия государствами устанавливаемых императивов правового поведения;
охранительную - посредством возможности обращения государств за защитой нарушенных прав и законных интересов в соответствующие международные структуры;
обеспечительную - посредством применения мировым сообществом комплекса мер (политических, экономических, правовых, военных и т.д.) по отношению к государству, позволяющему осуществлять действия в отклонение от общепринятых принципов.
Нормативный правовой акт представляет собой изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
А.В. Малько подразделяет правовые акты в зависимости от их природы на следующие виды: нормативные; правоприменительные; интерпретационные, полученные в результате официального толкования; акты договорного права.
Сегодня под верховенством закона в большинстве стран понимают прежде всего верховенство конституции. Конституцию определяют как центр, ядро правовой системы, источник государства и т.д. Неодинаковая юридическая сила иных законов порождает проблему их соподчиненности. Она дополняется проблемой соотношения закона и подзаконных актов, а в федеративных государствах - соотношения нормативных актов федерации и ее субъектов. Закон может определяться как по материальным, так и по формальным критериям.
Нормативный договор - это соглашение двух или более сторон, устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы в пределах их компетенции. Такие договоры бывают внутригосударственными и международными. Они могут содержаться в нормах права, принимаемых международными организациями различного вида: универсальных (ООН), региональных (Совет Европы), специализированных (МАГАТЭ, ВОЗ, ВТО).
Для нормативных договоров, как особых видов договоров, характерны следующие основные черты:
предназначены регулировать наиболее устойчивые и типичные виды общественных отношений;
заключаются в публичных интересах для достижения общественно полезных целей;
охватывая широкий круг общественных отношений, они носят комплексный характер и могут выступать в качестве самостоятельных источников права;
распространяют свое действие на формально неопределенный круг лиц;
рассчитаны на неоднократное применение;
как правило, не имеют фиксированного срока действия (если речь идет о временной передаче полномочий, то нормативный договор носит устанавливаемый в определенных рамках временный характер);
содержащиеся в них требования обязательны для исполнения;
продолжают свое общее действие независимо от возникновения или прекращения предусмотренных ими конкретных правоотношений;
содержат правила поведения, юридически значимые не только для непосредственных участников договорных отношений (внутреннее юридическое воздействие), но и для иных лиц (внешнее юридическое воздействие);
при возникновении спорных ситуаций, связанных с их исполнением, предусматривается специальная процедура разрешения юридического конфликта, связанная с определением уполномоченных субъектов (Конституционный Суд РФ, подобные суды в субъектах Российской Федерации - конституционные или уставные).
Федеративные государства, как правило, строятся на основе договора между федеральной властью и субъектами федерации. Они регулируют предметы ведения сторон и их полномочия.
Под доктриной как источником права понимается наука (теория, концепция или идея), которые во всех без исключения случаях используются в правотворческом и правореализующем процессе. В романо-германской правовой семье доктрина имеет первостепенное значение, так как в течение длительного времени она была основным источником права, которое было выработано в университетах в период XVIII - XIX вв. В литературе отмечается, что относительно недавно с победой идей демократии и кодификации доктрина уступила свое первенство закону.
право международный естественный общественный
3. СИСТЕМА ПРАВА
3.1 Система права и ее структурные элементы
Понятием «система» в любой отрасли познания определяется некая реально существующая структурированная целостная совокупность элементов, соединенных между собой внутренними связями. Именно эти связи способны наделять внутренней организованностью все элементы какой-либо системы, превращая ее в дифференцированную целостность. Не является исключением в этом смысле и такое социальное образование, как право (для которого системность является одним из главных признаков), а также другие правовые явления - система права, система законодательства, правовая система и т.д. Метод системного исследования правовых явлений плодотворно используется в юридической литературе, на его основе Д. Керимовым было сформулировано понятие «система в праве». По его мнению, система в праве - это объективное соединение (объединение) по содержательным признакам неких правовых частей в структурно упорядоченное целостное единство, которое владеет относительной самостоятельностью, стойкостью и автономностью функционирования.
Внутреннее строение права выражается в единстве и согласованности действующих в стране правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные структурные элементы (правовая норма - институт права - подотрасль права - отрасль права).
Отрасль права - эта систематизированная совокупность основных норм, образующих самостоятельную часть системы права, которые регулируют качественно своеобразный вид общественных отношений своим специфическим методом. Критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.
Основным критерием деления права на отрасли является предмет правового регулирования Он представляет собой качественно определенный вид общественных отношений, на который направлено воздействие данной отрасли права (например, сфера управленческих отношений в административном праве).
Метод правового регулирования - это дополнительный критерий, который представляет собой сочетание юридических средств и приемов, осуществляющих воздействие права на поведение людей, общественные отношения. Для урегулирования общественных отношений используются главным образом два метода: диспозитивный и императивный. Используя эти два критерия, право подразделяется на следующие отрасли: государственное, административное, уголовное, гражданское, уголовно-процессуальное и другие. Отрасль права может включать в себя подотрасли.
Отрасль права делится на взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права. Правовой институт - это отдельный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих разновидность некоего вида общественных отношений. Правовая норма является первичной клеткой системы права, которая регулирует типичные общественные отношения некой разновидности.
Выделяются следующие виды правовых институтов:
а) внутриотраслевые - состоят из норм одной отрасли права;
б) межотраслевые - состоят из норм двух и более отраслей (институты: опеки и попечительства; собственности);
в) простой институт;
г) сложный институт, или комплексный (институт поставки - включает в себя институты штрафа, неустойки, ответственности);
д) регулятивные;
е) охранительные;
ж) учредительные.
В современных условиях в теории права принято выделять два основных института - это частное и публичное право.
Идея разделения права на публичное и частное в зависимости от того, чьи интересы каждое из них отражает, имела место еще в римском праве, и пройдя через века и во многом определила юридическую доктрину и практику законодательства многих государств. Это в немалой степени связано с рецепцией рядом государств мира основных институтов римского права.
Необходимость деления позитивного права на частное и публичное признавали многие представители научной мысли различных эпох: французский философ Ш.Л. Монтескье; английский философ Т. Гоббс; немецкий мыслитель Г. Гегель и др. Разделяли эту точку зрения и российские правоведы Н.М. Коркунов, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, Г.Ф. Шершеневич и другие.
Следует отметить, что по своей сути право всегда носит официальный характер и содержит в своих предписаниях государственно-волевой императив по регулируемым видам общественных отношений. Поэтому в широком понимании оно имеет публичный характер. Исходя из этого в юриспруденции под публичностью понимается властно-правовой характер, проявляемый государством в процессе достижения определенных целей. С учетом такого подхода понятие публичного права можно сформулировать следующим образом.
Публичное право - это часть национальной системы права, нормы которой регламентируют сферы общественных отношений, которые предназначены защищать интересы государства и общества.
Реализация положений публичного права осуществляется в процессе государственно-властной деятельности. Предметом публичного права является сфера публичных интересов. Для публично-правовых отношений характерно неравноправие сторон. Это определяется тем, что государство непосредственно или через свои структуры выступает в качестве носителя властных (публичных) полномочий, применяемых с целью обеспечения интересов всего общества или отдельных его социальных слоев.
Однако это не означает игнорирование нормами публичного права интересов отдельных индивидов. В первом случае речь идет об обеспечении: общих интересов государства и общества; определении функций и полномочий органов государственной власти; возложении обязанностей на граждан по отношению к государству и др. В то же время нормы публичного права в обязательном порядке (универсальное качество права) содержат правовые предписания, предоставляющие субъектам возможность требовать от государства и его структур право (гарантию) на реализацию провозглашаемых прав и свобод.
Частное право - это часть национальной системы права, нормы которой предназначены конкретизировать субъективные права индивидов (физических и юридических лиц), возникающие на основе правоотношений общего характера. Это находит свое отражение в его принципах - независимость и автономия личности, законодательное признание защиты права частной собственности, свобода договора.
Частное право предназначено регулировать те сферы общественных отношений, в которых непосредственное влияние государства носит ограниченный характер, позволяющий субъектам права самореализоваться исходя из предоставляемых возможностей: право на объединение; предпринимательская деятельность; семейные отношения и т.д.
В отличие от публичного права частное право содержит горизонтальные правоотношения, основанные на юридическом равенстве субъектов. В нем воля государства выражается в виде юридических дозволений, а не в императивных предписаниях и запретах. Частное право специалистами рассматривается как необходимая предпосылка (своего рода фильтр) для ограничения и установления пределов вмешательства государства в сферу непосредственных интересов индивидуальных или коллективных субъектов права.
Разделение системы права на частное и публичное право выходит за отраслевые рамки. Это более крупные, чем отрасль, структурные образования. Общим для публичного и частного права является то, что каждое из них объединяет совокупность однородных посвоим признакам отраслей права: частное - гражданское, семейное, трудовое право; публичное - все остальные отрасли права. Разумеется, это не исключает, а, напротив, предполагает проникновение частных начал в сферу действия правовых отношений, охватываемых публичным правом. Например, появилась категория административных договоров. Вместе с тем публичные начала проникают в отрасли частноправового блока, в том числе устанавливаются пределы и границы проявления частной инициативы и ответственности в случае их нарушения.
Как и при делении системы права на отрасли, группировка отраслей права в публичный и частный блок происходит в соответствии с предметом и методом правового регулирования. Однако роль этих критериев в каждом из названных случаев не совпадает. При классификации отраслей права предмет регулирования выступает, во-первых, во всей полноте всех элементов. В их число входит круг общественных отношений (объект) как главный системообразующий фактор (субъект, юридические факты и др.). Во-вторых, применительно к отраслям права предмет регулирования представляет собой основной критерий классификации, а метод правового регулирования - дополнительный.
Точных, признаваемых всеми критериев разграничения частного и публичного права пока не существует. Профессор Старилов Ю.Н., оговариваясь, что ни одна из существующих теорий не реализована на практике, все-таки привлекает внимание к следующим трем из них:
. Теория интересов - определяет интересы (частные или публичные), обеспечиваемые образуемыми правоотношениями.
. Теория субординации (соподчинения) - в зависимости от проявляющихся интересов определяет характер взаимосвязей между субъектами возникающих правоотношений.
. Теория относительности и допустимости правовых норм - являясь формальной по своей сути, исходит из того, что публично-правовые нормы могут создавать правоотношения между точно установленными субъектами права, а число адресатов частноправового регулирования носит неограниченный характер.
Система права - сложное, многоуровневое понятие. В то же время его понимание и определение усложняется прежде всего тем, что за несколько лет плодотворного труда многих ученых-правоведов это понятие приобрело большое количество дополнений, разъяснений, уточнений, а также сложных правовых конструкций. С одной стороны, плюрализм мыслей имеет большое значение в современном демократическом обществе, с другой стороны, обилие мнений привело к сокрытию самой сущности изучаемого понятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе были рассмотрены понятие, признаки, функции и другие структурные элементы права. Резюмируя, приходим к следующему выводу.
В юридической науке выработано множество определений понятия права, которые различаются в зависимости от понимания сущности права. Обобщенно, право представляет собой систему юридических норм, которая в наиболее полном и общем виде выражает в этих нормах государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер, пронизана едиными закономерностями и принципами, обусловленными экономической, политической и духовной структурой общества.
Для понимания сущности и ценностной характеристики права,важное значение имеет вопрос о его признаках, которые проявляются в следующем:
право есть система нормативного регулирования, основанная на учете интересов различных слоев общества, их согласии и компромиссах;
право есть мера, масштаб свободы и поведения человека;
право обеспечивается государственной властью;
нормативность есть исходное и основополагающее свойство права;
право есть реально действующая система нормативной регуляции;
право не тождественно закону.
Важнейшие свойства (признаки) права, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений следующие: нормативность, интеллектуально-волевой характер права, общеобязательность, гарантированность, формальная определенность, системность
В настоящее время существует много подходов к пониманию права, особое значение среди них занимает деление права на три структурных элемента - на естественное, позитивное и субъективное право, которые представляют системное единство. Причем, отсутствие хотя бы одного из перечисленных элементов деформирует право; оно утрачивает свойства эффективного регулятора общественных отношений и поведения людей.
К общеправовым принципам права относят:
) справедливость;
) юридическое равенство всех субъектов права перед законом и судом;
) гуманизм;
) демократизм;
) единство прав и обязанностей;
) сочетание убеждения и принуждения и т.п.
Функции права представляют собой определенные направления и стороны воздействия права на общественные отношения, в которых выражается сущность и социальное назначение права.Взгляды авторов на выделение функций права также неоднозначны.
По разным подходам функции права подразделяются на: регулятивно-статическую, регулятивно-динамическую, охранительную (карательная, компенсационная), оценочную, функции правового регулирования, (охранительную, регулятивную) и воспитательную; согласно другому подходу:социально-политические (экономическая, политическая, социальная, идеологическая функции) и специально-юридические (статическая регулятивная, динамическая регулятивная, охранительная).
Типология права соответствует типологии государства, и классифицируются по разным критериям. Например, согласно формационному подходу выделяютрабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое право.
Существует большое количество подходов к пониманию категории права в зависимости от типов правопонимания, что в целом отражает концепцию идеологического плюрализма, но не обеспечивает единства подходов к пониманию основополагающей категории и структурных элементов системы права.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: [принята 12 декабря 1993 г.] // Российская газета. - 1993. - 25 декабря; Российская газета. - 2009. - 21 января.
.Российская Федерация. Указ. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Текст]: президент РФ [от 12 мая 2009 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 20. - Ст. 2444.
.Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия [Текст]: некоторые тенденции мирового правового развития - надежда и драма современной эпохи [Текст] / С.С. Алексеев. - М.: Статут, 2000. - 368 с.
.Бахрах Д.Н. Административное право [Текст]: Учебник для вузов / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - М.: Норма, 2004. -463 с.
.Беляева О.М. Понятие и сущность толкования права [Текст] / О.М. Беляева // Российская юстиция. - 2012. - № 10. - С. 35 - 37.
.Воронин М.В. Принципы права и системность права [Текст] / М.В. Воронин // Юридический мир. - 2012. - № 11. - С. 63 - 66.
.Илалутдинов А.И. Понятие и сущность структуры нормы права [Текст] / А.И. Илалутдинов // Российский юридический журнал. - 2013. - № 5. - С. 74 - 80.
.Кузнецова М.В. Понятие и сущность источников права [Текст] / М.В. Кузнецова // История государства и права. - 2014. - № 12. - С. 15 - 18.
.Малько А.В. Категория «правовая жизнь» [Текст]: проблемы становления / А.В. Малько // Государство и право. - 2001. - № 5. - С. 11 - 12.
.Марченко М.Н. Основы права [Текст]: учебник / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. - М., 2008. - 388 с.
.Марченко М.Н. Особенности судебного прецедента в системе романо-германского права [Текст] / М.Н. Марченко // Государство и право. - 2006. - № 8. - С. 22 - 28.
.Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права [Текст]: курс лекций / Н.И. Матузов, А.В. Малько. - М., 2009. - 357 с.
.Мухаев Р.Т. Теория государства и права [Текст]: Учебник для вузов / Р.Т. Мухаев. - М.: ПРИОР, 2009. - 457 с.
.Ожегов С.И. Толковый словарь [Текст] / С.И. Ожегов. - М., 2007. - 867 с.
.Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях[Текст]: Учебное пособие /Т.Н. Радько. М., 2011. - 176 с.
.Рушайло В.Б. Административно-правовые режимы [Текст] / В.Б. Рушайло. - М., 2004. - 434 с.
.Тихомиров Ю.А. Международно-правовые акты [Текст]: природа и способы влияния / Ю.А. Тихомиров // Журнал российского права. - 2002. - № 1. - С. 32 - 34.
.Хорошильцев А.И. Понятие права в контексте теории отражения [Текст] / А.И. Хорошильцев // История государства и права. - 2014. - № 15. - С. 21 - 25.
.Чечельницкий И.В. Принцип справедливости в праве [Текст] / И.В. Чечельницкий // История государства и права. - 2014. - № 6. - С. 57 - 63.
.Шаганенко В.П. Система права: понятие, сущность и значение [Текст] / В.П. Шаганенко // Юридическое образование и наука. - 2013. - № 4. - С. 36 - 40.