Основные понятия административного права

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Неопределено
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    49,96 kb
  • Опубликовано:
    2012-06-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные понятия административного права

Содержание

Задание 1. Ключевые термины и понятия.......……………………………………3

Задание 2. Конституция Российской Федерации, как основной закон государства…………………………………………………………………………34

Задание 3. Основные понятия административного права………………………39

Задание 4……………………………………………………………………………41

Список использованной литературы……………………………………………..45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1.

 

Государство – особая  организация публичной власти, которая не совпадает со всем населением, носит классовый, политический характер. Власть в государстве осуществляется специальным аппаратом, чиновниками, получающими денежное вознаграждение и стоящими над обществом.

 

Признаки государства:

1.   суверенитет – верховенство государственной власти внутри страны и независимость государства в международных отношениях;

2.   территория – пространство, ограниченное государственной границей и имеющее, как правило, административно-территориальное деление;

3.   население, обладающее гражданством (подданством);

4.   аппарат государственного принуждения (армия, полиция и т.п.);

5.   принятые властью и действующие на всей территории общеобязательные правила поведения (законы и т.п.);

6.   валюта государства;

7.   государственная символика (столица, герб, гимн, флаг и т.п.);

8.   налоги, необходимые для осуществления функции государства.

 

Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражается и конкретная его классовая и общечеловеческая сущность и социальное значение.

1.   по специфике объектов государственного воздействия выделяют: экономическую, социальную, идеологическую, экологическую функции, функцию обороны и др. ;

2.   по сферам деятельности государства – внутренние и внешние функции;

3.   по продолжительности действия – постоянные и переменные;

4.   по степени общности – основные и не основные функции.

 

Государственный механизм – это система государственных органов, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства.

Механизм всего государства состоит из:

1. служащих, профессионально занимающихся управлением и получающих за это денежное вознаграждение;

2. системы государственных органов, связанных между собой  отношениями соподчинения и правомочны совершать действия, составляющие монополию государства (органы представительной власти, органы исполнительной власти, контрольно-надзорные органы – прокуратура, пожарная инспекция и т. д.; суды, органы прямого принуждения и т.п.);

3. различного рода материальных средств (придатков) – средств связи, транспорта, жилых помещений  и т.д.

 

Форма государства – это совокупность существенных способов (сторон) организации, устройство и осуществление государственной власти. Форма государства зависит от его содержания и определяются ими.

 

Форма правления структурно отражает порядок организации высшей государственной власти, особенности её взаимодействия с населением.

 

Форма государственного устройства отражает территориальную организацию государственной власти с учётом внутреннего деления государства на части, взаимоотношений органов государства и его частей между собой.

По форме государственного устройства государства делятся на простые (унитарные) и сложные (федерация, конфедерация, империя).

Унитарные – единые централизованные государства, состоящие из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками суверенитета не обладают.

Сложные – государства, состоящие из государственных образований, пользующихся той или иной степенью автономности.

Федерация – добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных единиц в одно государство.

Конфедерация – временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

Империя – сложное государство с различной степенью зависимости его составных частей от верховной власти.

 

Политический режим – отражает систему приёмов и способов осуществления власти. Виды политических режимов – демократический и антидемократический. При демократическом режиме государственная власть выражает волю большинства населения с обязательным признанием и защитой прав меньшинства. Антидемократический режим – власть узкой правящей группировки или диктатора.

 

Правовое государство – форма организации государственной власти в гражданском обществе, при которой устанавливаются и гарантируются права и свободы человека, реализован на практике принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и  судебную, обеспечивается верховенство закона над иными правовыми актами и равенство граждан и власти перед законом. Это демократическое государство, где политическая власть ограничена правом, где создаются все условия для наиболее полного обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

 

Принципы правового государства:

1. господство права, что означает связанность государства правом основанным на воле общества,

2.  верховенство и прямое действие закона;

3. взаимная ответственность государства и личности;

4. разделение власти и государства на законодательную, исполнительную и судебную, их взаимное ограничение;

5. повышение роли суда, как арбитра возможных споров и конфликтов как гаранта законности принимаемых решений;

6. правовая защищённость всех субъектов социального общения от произвола должностных лиц;

7. соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права и др.

 

Субъективное право – мера возможного поведения в правоотношении. Понятие «субъективное» означает принадлежность права конкретному субъекту как участнику правоотношения.

 

Объективное право – право обусловленное объективными закономерностями общественного развития, оно существует независимо от воли и желания людей, принадлежит всему обществу.

 

Теории права:

Теории естественного права –происхождения государства и права, или теория естественного права, - одна из старейших и наиболее распространенных правовых доктрин, усматривающая главный источник правовых норм в самой природе (вещей, человека, общества), а не в воле законодателя (как считают представители позитивизма юридического); поэтому право и закон могут не только не совпадать, но в некоторых случаях даже противоречить друг другу. Варианты теории естественного права в разные периоды истории и у разных мыслителей приобретали неодинаковое содержание и идеологическую направленность. Отдельные положения естественно-правовой теории развивались еще в V- IV вв. до н.э. философами Древней Греции.

Историческая школа права –  направление в юридической науке XIX в., получившее наибольшее распространение в Германии. Представители И.ш.п. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и др.) выступали против идей естественного права. Важнейшим источником права объявляли обычай; кодификацию отвергали, а право изображали как результат постепенного развития "народного духа"; развитие права сравнивали с развитием языка.

 

Рационалистическая школа права –

 

Психологическая школа права – одно из направлений современной юриспруденции, возникшее на рубеже XIX- XX вв. Представителями Психологической школы права  являются Г. Тард (Франция), Л. Кнапп, А. Вир-линг, Э. Ленинг (Германия), Росс, Р. Вест, П.А. Сорокин и др. В соответствии с учением крупнейшего теоретика Психологической школы права  российско-польского социолога и правоведа Л. Петражицкого, основу права образуют не социально-экономические условия жизни общества, а некие явления психики человека или психологические факторы. Речь идет, прежде всего, о свойстве человека испытывать особую разновидность психических переживаний, которые формируют у него чувства должного как основу правового сознания.

 

Маркситско-ленинская школа права –  Основоположники - К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин. Возникла в середине ХIХ в., основное развитие получила в ХХ в. в советской теории права и теории права других социалистических стран. С точки зрения марксистско-ленинской теории, право есть возведенная в закон воля экономически господствующих классов. Содержание этой воли определяется материальными, т.е. экономическими, условиями жизни общества, а возведение ее в закон осуществляется государством путем установления или санкционирования определенных норм. В советской юридической науке и юридической науке других социалистических стран право обычно определялось как совокупность или система общеобязательных норм, которые устанавливаются или санкционируются государством, обеспечиваются им, выражают волю экономически господствующих классов или народа (в социалистическом обществе) и выступают в качестве регуляторов общественных отношений.

 

Социологическая школа права – одно из направлений науки права XX в. Сторонники Социологической школы права считают, что действующие правовые акты не всегда адекватны экономическим и социальным условиям. В этой связи они придают большое значение свободе судейского усмотрения, т.е. меньшей связанности суда с правовыми нормами для защиты интересов личности. Крупнейший представитель Социологической школы права - американский ученый Р. Паунд.

Нормативистская школа права – рассматривает юридическое упорядочение как таковое, не видя в нём даже момента возникновения государства, которое обезличивается и отныне воспринимается только как слово, выражающее внутреннее единство этого упорядочения. Основоположником этой теории является Кельзен, которые предложил сводить право к упрощённой системе иерархизированных норм, когда все нормы без исключения наделяются силой благодаря своему соответствию вышестоящей норме, вплоть до нормы основного закона (конституции). По Кельзену, необходимо придерживаться «чистой теории права», оставляя в стороне всякую политическую, философскую или моральную идеологию и «все элементы, восходящие к наукам о природе».

Право – это система общеобязательных нормативных предписаний, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, выражают баланс индивидуальных, классовых и общечеловеческих интересов и регулируют общественные отношения путём предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей.

 

Признаки права:

1. нормативность (право – система норм);

2. общеобязательность;

3.  определённость(ясность, чёткость);

4. формализованность (нормы права принимаются в соответствии с определённой процедурой и зафиксированы в официальных документах);

5. системность (целостная, структурированная система норм);

6. властный характер (устанавливается государством и обеспечивается его принудительной силой).

 

Функции права – это основные направления его воздействия на общественные отношения, в которых отражается сущность и социальное назначение права.

1. общесоциальные функции:

­ экономическая – регулирование экономических отношений;

­ политическая – регулирование политических отношений;

­ воспитательная;

­ коммутативная – поддерживает связи между объектами и субъектами государственного управления;

­ экологическая и др;

­ специально-юридические функции;

­ регулятивно-статистическая – воздействие на общественные отношения путём закрепления регулирующих их норм в соответствующих правовых институтах (право собственности, авторское право и тд.);

­ регулятивно-динамическая – непосредственное воздействие права на регулируемые им общественные отношения;

­ охранительная – охрана общественных отношений путём применения специальных охранительных норм;

­ оценочная – право выступает критерием правомерности или неправомерности поступков.

 

Право и мораль

Нормы права по смыслу могут совпадать с нормами морали, но могут прямо противоречить им. Чем сильнее такое совпадение, тем более естественным для общества становится понимание права и исполнение правовых норм. Можно сказать, что право и мораль взаимно дополняют и обеспечивают действие друг друга. Основными моральными принципами, нашедшими закрепление в праве, являются гуманизм, справедливость, добро.

Единство права и морали:

­ они социально однотипны, т.к. являются составными частями единой надстройки;

­ у них единая социально-политическая основа;

­ у них единая нормативная природа.

Различие права и морали:

­ происхождение (нормы морали возникли в доклассовом, а право в классовом обществе);

­ способы и источники установления (моральные нормы создаются стихийно и всем обществом, а право – в особом процессуальном порядке и непосредственно государством);

­ способы обеспечения (мораль опирается на силу общественного мнения, а право обеспечивается государством);

­ характер ответственности за их нарушение (за нарушение норм права следует юридическая ответственность, а за нарушение моральных норм – общественное воздействие);

­ форма выражения (нормы права закрепляются в юридических актах, а моральные нормы существуют лишь в сознании людей);

­ сферы действия (сфера действия морали гораздо шире).

 

Принципы права – это основополагающие идеи, начала, выражающие сущность и ценность права. Принципы выполняют роль ориентиров при формировании и осуществлении права.

Виды принципов права:

­ общие – исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие сущность и социальную природу права в целом. К ним относятся:

a. Принцип демократизма – выражается в предоставлении возможностей широким слоям населения принимать участие в обсуждении и принятии нормативных актов, влиять на действующие.

b.  Принцип гуманизма. Его суть – в закреплении правом отношений между обществом, государством и человеком, между людьми на основе человеколюбия, уважения личности создания всех условий для нормального существования и развития личности.

c. Принцип законности – все субъекты общественных отношений: государство, его органы, должностные лица, общественные организации и все граждане должны точно и неуклонно соблюдать и исполнять законы и подзаконные акты, которые в свою очередь, не противоречат друг другу, соответствуют Конституции и объективным закономерностям общественного развития.

d.  Принцип равноправия выражается в законодательном закреплении всех граждан, независимо от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного или иного положения. Они должны иметь равные общегражданские права и обязанности, в одинаковой степени отвечать перед законом.

e. Принцип социальной справедливости заключатся в том, что поступок человека оценивается в праве в соответствии с мерками и критериями, которые сложились в обществе и которые общество считает справедливыми.

­ Отраслевые – исходные положения, которые отражают специфику той или иной отрасли (принцип равенства супругов – в семейном праве, принцип разделения властей – в конституционном праве и т. д.);

­ Межотраслевые – исходные положения, которые подчёркивают общность и специфику нескольких смежных отраслей права (принцип личной ответственности – в уголовном и административном праве; принцип состоятельности – в процессуальных отраслях права и т. д.).

 

Правовая культура – обусловленное социальным, духовным, политическим и экономическим строем состояние правовой жизни общества, выражающееся в уровне развития правовой деятельности, системы правовых актов, правосознания и субъектов правоотношений (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека. Это уважительное и почтительное отношение к праву. Любое правовое государство стремиться к  повышению правовой культуры своих граждан. Правовая культура тесно связано с культурой общества в целом. Она служит средством укрепления законности и правопорядка.

Правовая культура зависит от уровня развития правового сознания населения, правовой деятельности (теоретической, образовательной и практической), системы правовых актов.

Виды правовой культуры:

­ индивидуальная – складывается из знания правовых норм (основная масса людей «черпает» правовые знания из окружающей среды или личного опыта) и уважительного отношения к праву;

­ групповая – правовая культура отдельных социальных групп. Она подвергается воздействию индивидуальной и общественной правовой культуры;

­ общественная – правовая культура общества, составная часть созданных им духовных ценностей.

 

Правосознание – совокупность идей, взглядов, чувств, традиций и переживаний, сложившихся в обществе и выражающих отношение людей к праву. Оно находит своё выражение в таких правовых понятиях, как правомерность, неправомерность, законность и др.

Структурные элементы правосознания:

­ правовая идеология – взгляды и представления людей о правовой жизни общества;

­ правовая психология – чувства, привычки, настроения, традиции, в которых выражается отношение отдельных лиц, различных социальных групп, профессиональных коллективов к праву и системе правовых институтов, функционирующих в обществе;

­ правовое воспитание – формирование правосознания у других лиц (дети, коллеги, подчинённые и т.д.).

Функции правосознания:

1. познавательная – посредством сознания индивид, группа, общество в целом приобретают знания об окружающей правовой действительности;

2. оценочная – связанная с формированием у людей внутреннего психологического отношения к отражаемой правовой действительности;

3. регулятивная – состоящая в том, что: при непосредственном участии правосознания создаются юридические нормы, позитивное право; каждый индивид определяет конкретный вариант своего поведения с учётом юридическим норм; с его помощью в случае отсутствия соответствующих норм индивид может сформировать своё поведение, урегулировать ситуацию на основе общего понимания им юридических норм, законодательства; правосознание позволяет совмещать  правовое регулирование с иными видами регуляторов общественных отношений.

 

Нормы права – установленное государством, обеспеченное его защитой, общеобязательное, формально определённое правило поведения, выступающее регулятором общественных отношений путём установления взаимных прав и обязанностей участников этих отношений.

 

Признаки норм права:

1. государственно-властный характер – норма права устанавливается (или санкционируется) государством.

2. общеобязательность – правило поведения, содержащееся в норме права распространяется на неопределённо большое количество адресатов.

3. представительно-обязывающий характер. Норма регулирует отношения, предоставляя права и возлагая обязанности на их участников.

4. формально-определённый характер.

5. реализация правовой нормы в необходимых случаях обеспечивается мерами государственного принуждения.

 

Структура нормы права – это внутреннее строение нормы, которое раскрывает её основные элементы и способы их заимствования.

Всякая норма права состоит из трёх частей:

Гипотеза – часть юридической нормы, указывающая на условия, жизненные обстоятельства, с которыми связано её действие.

Диспозиция – часть нормы, содержащая права и обязанности, указывающая как должен действовать человек попавший  в условия, указанные в гипотезе (содержит само правило поведения).

Санкция – часть нормы, определяющая вид и меру юридической ответственности за нарушение правил поведения содержащихся в её диспозиции.

Без гипотезы норма немыслима, без диспозиции – бессмысленна, без санкций – бессильна.

 

Виды норм права - по видам нормы права подразделяются на: управомочиваюшие - предоставляющие гражданам возможность соответствующим образом действовать; обязывающие - требующие должного поведения и запрещающие - которые устанавливают запреты на совершение определенных действий.

Способы изложения норм права - Законодатель использует следующие способы изложения норм права в нормативно-правовых актах:
1) прямой - когда все элементы юридической нормы воспроизводятся в статье непосредственно и  в очевидной взаимосвязи друг с другом;
2) отсылочный, когда в статье один из элементов юридической нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной статье этого же нормативно-правового акта;
3) бланкетный, когда статья указывает на элемент нормы права путем отсылки не к конкретной статье, конкретному законоположению (как это имеет место при отсылочном способе изложения), а как бы к другому порядку правового регулирования — правилам совершения какого-либо вида деятельности, правилам международного договора и т. п. В данном случае статья представляет собой нечто вроде «бланка», который заполняется другим законом, другим источником права.

 

Источники (формы) права – официально установленные формы выражения и закрепления правовых норм.

Виды источников норм права:

­ нормативно-правовые акты;

­ нормативные договоры;

­ правовые обычаи;

­ правовые (судебные) прецеденты.

это внешнее выражение нормативно правовых предписаний, связанное с их закреплением в определённых, официально признанных актах.

 

Нормативно-правовой акт – изданный в особом порядке официальный акт – документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права, принятый уполномоченным государственным органом, который содержит правила общего характера, обязательные для неопределённого круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные таким актом.  Широко используется во всех современных государствах.

 

Санкционированный обычай – исторически сложившееся и вошедшее в привычку в силу многократного и длительного использования правило поведения, санкционированное государством. Обычай – исторически первый источник права. Его роль в правовых системах разных стран и в разных отраслях различна. Имеет распространение в гражданском, семейном, земельном, уголовном праве (ношение холодного оружия как элемент национального костюма).

 

Судебный прецедент – такое решение государственного органа, которое принимается за образец при последующем рассмотрении аналогичных дел.

 

Нормативный договор – соглашение между равноправными субъектами по поводу совместной деятельности, представляющее их общий интерес и содержащее нормы права.

 

Индивидуально-правовые акты - (англ individual legal act) - в теории права разновидность правового акта, не содержащего норм права, представляющего собой одностороннее волевое властное действие государственного органа исполнительной власти или его должностного лица, обеспечивающее реализацию правовых норм в связи с конкретным делом, вызывающее возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, прав и обязанностей точно определенных субъектов права. Индивидуально-правовые акты  называют также ненормативными правовыми актами. Путем издания Индивидуально-правовые акты  нормы законов и подзаконных нормативных правовых актов применяются уполномоченными на то органами и лицами в форме конкретных предписаний. Поэтому Индивидуально-правовые акты являются актами применения права. Основная сфера применения Индивидуально-правовых актов - управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность. В форму Индивидуально-правовых актов облекаются, например, решения, принимаемые в отношении конкретных лиц о награждении, назначении на должность, назначении пенсии, выдаче ордера на квартиру и др.

Акт применения нормы права – это официальный акт-документ, содержащий индивидуально-властное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу (приговор суда, приказ о присвоении воинского звания и т.д.). всегда выступает итогом правоприменения.

 

Виды нормативно-правовых актов.

По субъектам правотворчества:

­   нормативные акты государственных органов;

­   нормативные акты иных социальных организаций;

­   совместные нормативные акты;

­   акты, принятые  в порядке референдума.

По срокам действия:

­   акты неопределённо-длительного времени действия;

­   временные акты.

По сфере действия:

­   общефедеральные акты;

­   нормативные акты субъектов федерации;

­   локальные акты.

По юридической силе:

­   законы;

­   подзаконные акты.

 

Закон – принятый в особом процессуальном порядке акт правотворчества высших представительных органов государственной власти, либо, непосредственно народа, обладающий высшей юридической силой, направленная на регулирование наиболее важных базовых общественных отношений.

 

Подзаконный нормативно-правовой акт – это акты, изданные на основе и во исполнение законов. К ним относятся:

1. акты высших представительных органов (Совета Федерации и Государственной Думы) – постановления, декларации, заявления и т. п.;

2. акты Президента РФ – указы и распоряжения;

3. акты Правительства РФ – постановления и распоряжения;

4. акты министерств и ведомств – приказы, инструкции;

5. акты органов представительной власти и управления субъектов РФ – законы, уставы, постановления, распоряжения, приказы, инструкции.

6. акты местных органов государственной власти, управления и самоуправления – решения, распоряжения, положения, регламенты;

7. акты государственных предприятий, учреждений и различного рода негосударственных объединений (акционерных обществ, товариществ и т.п., корпоративных организаций) – приказы, решения, уставы, нормативные договора и т. д.

 

Требования, предъявляемые к нормативно-правовым актам:

1. Законность. Под законностью понимается единая целенаправленность правотворчества органов государственной власти, которое должно осуществ­ляться в рамках действующего законодательства с целью принятия наиболее оптимальных, отвечающих интересам общества правовых норм.

2. Компетентность Нормативно-правовой акт должен составляться компетентными специалистами, хорошо осведомленными в вопросах, кото­рые призван регулировать разрабатываемый ими правовой акт.

3. Четкость и непротиворечивость изложения. Это требование озна­чает, что ни одно положение нормативно-правового акта не должно пони­маться двусмысленно. Суть нормативно-правового акта должна быть доступ­на каждому, чтобы исключить разночтение статей закона. Это требование трудновыполнимое. Как правило, суть нормативно-правовых актов поясняют подзаконные акты (инструкции, разъяснения и т. д.).

4. Своевременность принятия. Это одно из требований, позволяющее нормативно-правовым актам более эффективно регулировать процессы обще­ственного развития (например, согласно этому требованию, Закон о феде­ральном бюджете должен приниматься не позднее середины текущего года).

5. Оперативность доведения содержания до исполнителен. Это тре­бование означает, что необходимо устанавливать максимально короткие сро­ки между датой принятия нормативного акта и датой его обнародования (опубликования).

 

Действие нормативно-правовых актов во времени и в пространстве

Действие нормативно-правовых актов во времени. Правовые акты вступают в силу:

1. с момента опубликования;

2. с момента принятия;

3. по истечении определённого срока с момента опубликования;

4. по мере их получения адресатом;

5. со времени, указанного в данном акте или в специально принятом по этому поводу акте;

нормативные акты утрачивают юридическую силу в случаях:

1. истечение срока;

2. изменение обстоятельств, на которые был рассчитан акт;

3. прямая отмена;

4. фактическая отмена (когда принят новый акт, а старый формально не отменён).

Действие нормативно-правового акта в пространстве предполагает его действие в границах территории, на которую распространяются полномочия соответствующего правотворческого органа.

 

Сфера правового регулирования:

1. субъекты общественных отношений;

2. содержание общественных отношений (поведение людей);

3. объекты общественных отношений (предметы объективного мира, с которыми связано поведение людей);

4. социальные факты (различные события и жизненные обстоятельства).

 

Реализация норм права – представляет собой процесс воплощения правовых норм в правовом поведении субъектов.

 

Формы реализации – формами реализации являются соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм.

 

Правоотношения – возникающая на основе норм права и при наличии предусмотренных правом юридических фактов общественная связь (общественные отношения), участники которой выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей, обеспеченных государством. Если общественное отношение затрагивает существенные интересы государства и права, то оно становится правовым отношением. Объёмы свобод субъектов правоотношения являются субъективным правом, а ограничения – юридической обязанностью.

 

Содержание правоотношения – взятые вместе субъективное право и юридическая обязанность.

Субъективное право – это вид и мера возможного (дозволенного) поведения управомоченного лица.

Юридическая обязанность – это вид и мера должностного (требуемого) поведения правообязанного лица, предписанная ему в целях удовлетворения интересов управомоченного лица.

 

Субъекты правоотношений – это участники конкретных правовых отношений (люди и их объединения), имеющие предусмотренные законом права и обязанности.

Виды субъектов:

1. индивидуальные:

a) граждане РФ;

b)  иностранцы;

c)  лица без гражданства;

d)  лица с двойным гражданством.

2. коллективные:

a) государство в целом;

b)  государственные образования (республики в составе РФ, края, области, автономные области и округа);

c)  государственные органы и учреждения;

d)  негосударственные организации (общественные объединения, кооперативы, общественные организации, иностранные фирмы, совместные предприятия и т.д.);

e) церковь, конфессии.

 

Объекты правоотношений – это то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов, т.е. то, по поводу чего возникают правоотношения.

Объектами правоотношения выступают:

1. материальные блага (вещи, предметы, ценности), характерны для гражданских правоотношений;

2. нематериальные, личные блага (жизнь, честь, достоинство, свобода, безопасность, неприкосновенность человека), типичны для уголовных, гражданских и процессуальных правоотношений;

3. поведение субъектов и его результаты (действие или бездействие субъектов, услуги и т.п.), характерны для административных, хозяйственных правоотношений, отношений в сфере бытового обслуживания и т.д.;

4. продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, научные открытия, изобретения и т.д.);

5. ценные бумаги, официальные документы (акции, векселя, деньги, дипломы, аттестаты и т.п.), характерны для финансовых, хозяйственных, гражданских и иных правоотношений.

 

Предпосылки правоотношений. Правовые отношения возникают и функционируют лишь при наличии определённых условий или предпосылок. Их принято делить на общие или материальные и специальные или юридические.

Общие предпосылки – это те, которые необходимы для возникновения и существования любого общественного отношения, а именно:

1. наличие не менее двух субъектов, ибо человек не может состоять в каком-либо отношении с самим собой;

2. интересы и потребности людей, под влиянием которых они выступают в разнообразные правоотношения.

Под общими (материальными) предпосылками понимают совокупность экономических, социальных, культурных и иных факторов, обуславливающих необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений.

К юридическим предпосылкам относятся:

1. норма права;

2. праводееспособные субъекты;

3. юридический факт;

Только при наличии этих трёх предпосылок может возникнуть правовое отношение.

 

Правоспособность – это признаваемая государством способность лица иметь предусмотренные законом права и обязанности.

Различают правоспособность:

1. общую (принципиальная возможность иметь любые права и обязанности, предусмотренные законом, независящая от условий фактического обладания ими);

2. отраслевую (трудовая, брачная, избирательная и др.);

3. специальную (профессиональная, должностная, требующая специальных знаний, стажа работы, возраста).

 

Дееспособность – это способность лица своими действиями осуществлять, принадлежащие ему субъективные права и юридические обязанности.

Дееспособность бывает:

­   полная (наступает с совершеннолетием);

­   частичная (наступает с 14 лет);

­   ограниченная (лицо ограничивается в дееспособности по суду).

 

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

Фиксируются юридические факты в гипотезе правовой нормы. При наличии (или отсутствии) указанных фактов «срабатывает» диспозиция или санкция юридической нормы.

 

Система права – это внутреннее строение права, представляющее собой совокупность его норм, институтов и отраслей.

Характерные черты системы права:

1. объективность – система права складывается объективно, как отражение реально существующих общественных отношений.

2. единство и согласованность входящих в неё норм.

3. способность к дифференциации (делению) – следствие многообразия общественных отношений.

4. способность к развитию – результат постоянного развития общественных отношений.

 

Отрасль права – это относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из однородных правовых норм, регулирующих общественных отношений. Отрасли права подразделяются на подотрасли и институты права.

 

Предмет правового регулирования – это общественные отношения, являющиеся объектом воздействия права. Для этого эти отношения должны быть:

­   устойчивыми и характеризоваться повторяемостью событий и действий людей;

­   обладать способностью воспринимать правовые требования;

­   допускать возможность правового контроля за ним;

­   в их правовом урегулировании должна быть заинтересована определённая социальная общность (государство).

 

Метод правового регулирования – совокупность средств и приёмов, с помощью которого государство регулирует общественные отношения.

Он включает в себя:

a. общее взаимоположение субъектов (равноправное - подвластное);

b.  порядок возникновения прав и обязанностей (из закона, из договора, из акта применения права);

c. степень определённости предоставленных прав;

d.  пути обеспечения прав и обязанности субъектов (уголовное наказание, материальная ответственность и т.д.).

Основные методы правового регулирования:

1. императивный – основывается на использовании властных предписаний, которые устанавливают категоричный порядок установления конкретных прав и обязанностей субъектов (применяются в административном, уголовном праве и т.д.);

2. диспозитивный – предоставляет самим участником регулируемого правом общественного отношения возможность самостоятельно определять своё поведение в отношениях друг с другом в рамках закона (например, при составлении учредительного договора; применяется в гражданском праве).

Кроме этих методов правового регулирования используется также рекомендательный, поощрительный и метод гарантий.

 

Система права Российской Федерации - совокупность национальной системы права и международно-правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества и правовой практики в России. Во второй половине 1980-х — первой половине 1990-х годов в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике началось построение новой правовой системы. В годы перестройки через многочисленные поправки к Конституции РСФСР 1978 года было осуществлено признание политического плюрализма и многопартийности, принципа разделения властей, частной собственности и свободы предпринимательства. 12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, а 22 ноября 1991 года — Декларация прав и свобод человека и гражданина.

С распадом СССР в 1991 году было связано окончательное установление современного суверенного Российского государства. 12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята новая Конституция Российской Федерации.

 

Публичное право - совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес, в отличие от отраслей, призванных охранять частный интерес (частное право). К П.п. относятся: международное (публичное) право, конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное право и уголовно-процессуальное право и ряд др.

Частное право - это часть системы действующего права. Частное право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения между гражданами, коллективами людей (предприятиями, фирмами и пр.) Частноправовые отношения имеют набор определенных признаков. Во-первых, они складываются по воле самих участников, совершаемые ими двухсторонние действия (например, договоры купли-продажи) приобретают юридическую силу, если осуществляются добровольно. Во-вторых, частноправовые отношения основаны на юридическом равенстве участников — равноправии сторон. В-третьих, частноправовые отношения имеют горизонтальный характер, то есть непосредственно не связаны с органами государственной власти и подчинением им.

Международное право - наиболее общий термин, охватывающий всю совокупность правоотношений с участием иностранных элементов и нормативных актов, регулирующих эти отношения. В международном праве выделяются три основных направления: Международное публичное право, Международное частное право, Национальное право.

Правонарушение – это виновное, противоправное деяние лица, причиняющее вред обществу, государству или отдельным лицам.

 

Признаки правонарушений:

1. все правонарушения представляет собой деяния людей, а не воздействия сил природы или предметов, не действия животных. Термин «деяние» включает в себя как активные действия, так и юридически значимое бездействие;

2. правонарушение – это всегда общественно опасное деяние, покушающееся на сложившуюся систему общественных отношений (формы собственности, политические институты и т.д.);

3. противоправный характер деяния, что является юридическим выражением его общественной опасности. Правонарушение – это всегда деяние, нарушающее норму права;

4. правонарушение – это виновное деяние; при отсутствии вины противоправное деяние не считается правонарушением, хотя и противоречит существующему правопорядку;

5. каждое правонарушение наносит вред (материальный и моральный, восстановимый и невосстановимый и т.д.) общественным, государственным или личным интересам.

 

Виды правонарушений:

Проступки – в зависимости от сферы общественных отношений, в которой они совершаются, делятся на следующие виды:

1. административный проступок – правонарушение, посягающее на установленный общественный порядок, порядок управления, собственность, права и свободы граждан, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность (нарушение правил дорожного движения, безбилетный проезд и т.д.);

2. дисциплинарный проступок – нарушение правил внутреннего распорядка, служебной дисциплины, невыполнение служебных обязанностей и т.д.;

3. гражданско-правовой проступок  - правонарушение, совершённое в сфере имущественных отношений (неисполнение договорных обязательств, нанесение имущественного вреда, распространение сведений, порочащих честь и достоинство и т.д.);

4. процессуальный проступок – нарушение установленной законом процедуры осуществления правосудия (неявка свидетеля в суд).

Преступления отличаются максимальной степенью общественной опасности, причиняют наибольший вред личности, государству, обществу и влекут за собой применение  мер уголовного наказания.

 

Квалификация правонарушений - В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указывается статья настоящего Кодекса или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение. Административный орган при составлении протокола дает предварительную юридическую квалификацию, правильность которой подлежит проверке арбитражным судом.

В уголовном праве под квалификацией преступления понимается установление соответствия совершенного преступного деяния признакам того или иного состава преступления.

По аналогии можно считать, что квалификация административного правонарушения представляет собой процессуальную деятельность административного органа и суда по установлению соответствия объективной стороны совершенного правонарушения признакам конкретного состава административного правонарушения. Надлежащая квалификация административного правонарушения необходима для правильного определения меры административного наказания.

Квалификация - выполняет важную функцию - она позволяет «отграничить одно правонарушение от другого, дать юридическую оценку совершенному деянию, указав полностью соответствующую этому деянию правовую норму».

Состав правонарушения - система элементов, необходимых и достаточных для квалификации содеянного как правонарушения и, следовательно, для применения к правонарушителю мер юридической ответственности. В составе правонарушения все признаки последнего жестко сгруппированы и привязаны к элементам состава. Состав правонарушения включает в себя четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона правонарушения. Эти элементы необходимы в том смысле, что без наличия всех их в совокупности фактически совершенное деяние не может быть квалифицировано как правонарушение. Достаточны они потому, что нет необходимости устанавливать какие-либо дополнительные характеристики содеянного для привлечения лица к ответственности за совершенное правонарушение. Объект правонарушения - это те охраняемые законом общественные отношения, интересы и ценности, на которые посягает правонарушитель и которым причиняется вред. В правовых нормах всегда определен объект правонарушения - жизнь или здоровье человека, собственность, экономическая деятельность, безопасность государства и т.д. Таким образом, указывая ценности, на которые направлено противоправное посягательство, объект отражает общественную вредность правонарушения. Объективная сторона характеризует правонарушение как деяние, акт поведения. Ее образует само противоправное деяние, причиненные негативные последствия и причинная связь между деянием и его последствиями. Характеристика объективной стороны правонарушения определяется нормативными правовыми актами - действия или бездействие, способ, место, обстоятельства его совершения, тяжесть причиненного вреда. Составы правонарушений, а соответственно, и применяемые меры ответственности различаются в зависимости от наличия или отсутствия установленных законом элементов объективной стороны.

В некоторых составах, их принято называть материальными, необходимым признаком состава правонарушения являются вредные последствия, которые зафиксированы в правовой норме. Такие правонарушения должны считаться совершенными только при наступлении указанных в законе последствий. При этом также необходимо установить наличие причинной связи между деянием лица и наступившими последствиями. Напротив, в формальных правонарушениях последствия не входят в число обязательных признаков объективной стороны и, следовательно, для решения вопроса о квалификации деяния и об ответственности не имеют никакого значения.

Субъект правонарушения - дееспособное лицо, совершившее противоправные действия (бездействие). Как видим, данный элемент состава фиксирует такой признак правонарушения, как дееспособность лица, его совершившего.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной правонарушителя и, таким образом, соответствует признаку виновности. Вина как психическое отношение лица к совершенному деянию может иметь разные формы - умысел и неосторожность. Правонарушение признается совершенным умышленно, когда лицо, его совершившее, осознавало противоправность своего деяния, предвидело, а также желало или сознательно допускало наступление общественно вредных последствий либо относилось к ним безразлично. В зависимости от отношения субъекта правонарушения к возможным вредным последствиям своих действий (бездействия) умысел разделяют на прямой (желание их наступления) и косвенный (нежелание, но сознательное допущение или игнорирование их наступления) .

Состав правонарушения широко используется в юридической теории и практике. На его основе законодатель формулирует нормы права об ответственности за правонарушения. Через анализ того, как себя проявляет тот или иной элемент состава, правоведы разграничивают между собой различные правонарушения. Устанавливая соответствие всех фактических обстоятельств совершенного деяния элементам состава правонарушения, зафиксированным в норме права, правоприменитель квалифицирует правонарушение.

Правонарушения подразделяются на преступления и проступки.
Преступление - это противоправное деяние, представляющее такую форму поведения субъекта права, которое посягает на общественные отношения, охраняемые государством. Оно носит общественно опасный характер, ибо не считается с правом вообще.

 

Элементы состава правонарушений:

Объект правонарушения – то, на что направлено противоправное деяние.

Выделяют общий объект правонарушений – общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом; и непосредственный объект – конкретные права и интересы субъектов права, государственный строй, честь и достоинство и другие элементы, составляющие структуру нарушаемого отношения.

Объективная сторона правонарушения – это внешняя сторона противоправного деяния. Она включает в себя:

­   противоправное деяние (действие или бездействие);

­   вред, причинённый деянием;

­   причинная связь между деянием и наступившим вредом.

Субъект правонарушения – вменяемое, деликтоспособное, достигшее определённого возраста лицо, а также социальная организация.

Субъективная сторона правонарушения или вина. Вина – это психологическое отношение лица к совершенному правонарушению. Она выступает в форме умысла и неосторожности.

 

Юридическая ответственность – это обязанность субъекта претерпевать за совершённое правонарушение определённые лишения личного, имущественного или организационного характера, предусмотренного санкцией правовой нормы.

Юридическая ответственность является одним из видов социальной ответственности и  характеризуется следующими основными признаками:

1. имеет своим основанием правонарушение;

2. опирается на государственное принуждение;

3. сочетается с государственным осуждением поведения правонарушителя;

4. связана с причинением правонарушителю отрицательных последствий личного, материального или организационного характера;

5. осуществляется в процессуальной форме.

 

Признаки юридической ответственности:

1. устанавливается государством в санкциях правовых норм;

2. применяется специально уполномоченными государственными органами;

3. выражается в неблагоприятных последствиях личного, имущественного и организационного характера;

4. выступает формой реализации санкции правовой нормы в конкретном случае и применительно к конкретному лицу;

5. налагается в специально установленном законом процессуальном порядке;

6. применяется только за совершённое правонарушение.

 

Виды юридической ответственности:

Уголовная ответственность – наиболее суровый вид юридической ответственности. Наступает за преступления и выражается в непосредственном воздействии на личность, правонарушителя (лишения свободы, жизни). Возлагается специальным правоприменительным актом – приговором суда и отличается строго регламентированной процессуальной формой.

Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушения норм права в сфере имущественных и некоторых неимущественных отношений. Выражается в возмещении правонарушителем имущественного вреда и восстановлении нарушенного права. Осуществляется не только в судебном, но в арбитражном и административном порядке.

Административная ответственность наступает за административные правонарушения. Через институт административной ответственности реализуются нормы различных отраслей права (административного, трудового, хозяйственного, финансового и др.). Данный вид ответственности сопровождается в применении к нарушителю таких взысканий как предупреждение, штраф, конфискация временное лишение  специального права, исправительные работы, административный арест. Возлагается органами исполнительной власти, местного самоуправления, судами.

Дисциплинарная ответственность имеет своим основанием дисциплинарный проступок и выражается в замечании, выговоре, временном переводе на нижеоплачиваемую работу или на низшую должность, увольнении с работы и т.д. Осуществляется должностными лицами, обладающими дисциплинарной властью.

Материальная ответственность наступает за ущерб, причинённый предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей.

По органам, возлагающим ответственность, различают:

a. ответственность, возлагаемую органами государственной власти;

b.  ответственность, возлагаемую судебными органами;

c. ответственность, возлагаемую административными органами (органами государственного управления).

 

 

 

 

Задание 2.

Конституция Российской Федерации как основной закон государства

 

Конституция РФ – универсальный нормативный акт, принятый на общероссийском референдуме 12 декабря 1993г. содержит нормы наиболее общего характера, которые детализируются другими отраслями права. Устанавливая основы и принципы иных правовых отраслей, выступает в качестве основы российской правовой системы в целом, обладает верховенством и высшей юридической силой, её отличает особый, усложнённый порядок принятия и изменения.

Конституция Российской Федерации состоит из краткого введения (преамбулы), первого раздела, включающего 9 глав, разделённых на 137 статей, и второго раздела, содержащего заключительные и переходные положения в виде 9 пунктов.

В введении указывается, исходя из чего и во имя чего многонациональный народ России принял Конституцию своей страны, подчёркивается общность судьбы россиян, исторически сложившееся государственное единство, права и свободы человека, гражданский мир и согласие, принципы равноправия и самоопределения народов, стремление к благополучию и процветанию России, вхождение в мировое сообщество как фундаментальные предпосылки принятия Конституции.

Базисные положения Конституции сконцентрированы в её первой главе «Основы конституционного строя», состоящей из16-ти статей, - их содержание воплощает принципы, на которых основываются основные части, статьи документа. Согласно ст. 16 «никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации».

Важное, определяющее значение для граждан страны имеет вторая глава Конституции под названием «Права и свободы человека и гражданина».в ней содержится 48 статей – наибольшее количество., что призвано подчеркнуть направленность всего документа прежде всего на соблюдение интересов личности, обеспечение и охрану прав и свобод россиян.

Декламируемые права Конституцией можно разделить на гражданские, политические, экономические, социальные.

Гражданские права:

1. Право на жизнь.

2. Охрана достоинства личности.

3. Свобода и личная неприкосновенность.

4. Неприкосновенность частной жизни.

5. Неприкосновенность жилища.

6. Свободный выбор национальной принадлежности и языка.

7. Свобода передвижения и выбора места жительства.

8. Свобода совести и вероисповедания.

9. Свобода слова.

10. Право не свидетельствовать против себя и близких родственников.

11. Возможность осуществлять в полном объёме свои права, начиная с18 лет.

12. Право иметь двойное гражданство.

Политические права:

1. право создания общественных, политических объединений.

2. признание политического многообразия, многопартийности.

3. право приводить собрания, митинги, демонстрации, шествия.

4. право на участие в управлении.

5. право избирать и быть избранным.

6. свобода массовой информации.

Экономические права:

1. свободное использование своих способностей и имущества для не запрещённой законом экономической деятельности.

2. Право частной собственности на землю и имущество, наследование имущества.

3. Свобода труда, выбора деятельности и профессии.

4. Право на труд и на оплату труда не ниже установленного законом уровня.

5. Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая забастовки.

6. Право на жилище.

7. Право на возмещение государством нанесённого государственными органами  вреда.

Социальные права:

1. Право на отдых.

2. защита государства материнства и детства.

3. Социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей.

4. Охрана здоровья и медицинская помощь.

5. Право на образование.

6. право на благоприятную окружающую среду.

7. Свобода творчества и участие в творческой жизни.

8. Получение квалифицированной медицинской помощи.

9. Право обвиняемого не доказывать свою невиновность.

Область действия, механизмы реализации, нормы указанных основных и других конституционных прав человека и объединений граждан указаны либо в самой Конституции, либо в законодательных актах.

Наряду с правами Конституция России содержит и основные обязанности граждан:

1. Уплата законно установленных налогов и сборов.

2. Сохранение природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам.

3. Защита отечества, несение военной службы или заменяющей её альтернативной гражданской службы.

4. Недопущение нарушения прав и свобод других лиц.

5. забота трудоспособных детей о нетрудоспособных родителях.

Конституция устанавливает, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Конкретизирует это понятие глава 3 Конституции, которая имеет название «Федеративное устройство» (ст. 65-79). В данной главе приведён перечень субъектов Российской Федерации, установлены их статус и права, разделены предметы ведения, объекты управления, полномочия Федерации и её субъектов, регламентированы денежные отношения между федерацией и субъектами Федерации.

Значительное внимание в Конституции России уделено органам власти и управления страной. Так как Российская Федерация имеет президентскую форму правления и  Президент, который «является гарантом Конституции российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина» (ст. 80), наделён рядом самых высоких полномочий, в Конституции имеется специальная глава 4 – «Президент Российской Федерации», в которой устанавливаются функции Президента, определяется, кто может быть Президентом, порядок его избрания, вступление в должность, освобождение от должности.

Отдельные главы Конституции (главы 5-7) определяют цели, задачи, полномочия, состав, порядок формирования и роспуска, предмет деятельности, порядок принятия решений, способы взаимодействия высших органов законодательной, исполнительной, судебной власти в стране. Согласно Конституции представительным и законодательным органом Российской Федерации является парламент Российской Федерации – Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 94, 95). Конституция закрепляет права членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, в частности устанавливает их неприкосновенность в течение всего срока правомочий. В главе 5 Конституции, названной «Федеральное Собрание», установлен порядок принятия федеральных законов Российской Федерации.

В главе 6 Конституции «Правительство Российской Федерации» (ст. 110-117)  определены структура Правительства, осуществляющего исполнительную власть в стране, порядок рассмотрения и утверждения кандидатур Председателя Правительства и членов Правительства, функции Правительства, осуществляемые им меры и полномочия по управлению экономикой, финансами, бюджетом, обеспечение обороны, государственной безопасности, осуществление внешней политики, охране собственности, борьбе с преступностью.

Глава 7 Конституции «Судебная власть» содержит статьи (ст. 118-129), которые устанавливают порядок осуществления правосудия в России, принципы функционирования судебной системы. Конституция фиксирует независимость суда, несменяемость и неприкосновенность судей, открытость разбирательства дел в судах. Специальные статьи и посвящены положениям о Конституционном Суде  Российской Федерации (ст. 125), Верховном Суде (ст. 126), Высшем Арбитражном Суде (ст. 127), судьях (ст. 128), Прокуратуре (ст. 129).

Функции и полномочия местных органов управления, их права изложены в главе 8 Конституции «Местное самоуправление» (ст. 130-133). Конституция закрепляет демократические основы управления на муниципальном уровне путём предоставления населению права самостоятельно решать вопросы местного значения путём прямого волеизъявления или через выборные и другие органы местного самоуправления.

Порядок рассмотрения предложений о поправках и пересмотре положений Конституции изложен в главе 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» (ст. 134-137).

Завершает Конституцию второй раздел «Заключительные и переходные положения», определяющий порядок принятия и вступления в силу действующей Конституции, устанавливающий приоритет положений Конституции по отношению  к другим законам и правовым актам, а также предписывающий порядок перехода к вновь принятой Конституции и соответствующие ему действия органов высшей государственной власти.

 

Задание 3.

Основные понятия административного права

 

Административное право – отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (осуществления государственной управленческой деятельности). 

Система административного права – совокупность правовых норм административного права, объединённых в правовые институты.

Нормы административного права в зависимости от содержания регулируемых ими общественных отношений подразделяются на нормы:

1. регулирующие управленческие отношения общего характера, т.е. общие для всего управления;

2.  регулирующие управленческие отношения в той или иной сфере или отрасли управления;

3. регулирующие управленческие отношения в сфере административно-юрисдикционной деятельности

Принципы административного права:

­   демократизм нормотворчества и реализации права;

­   равенство всех перед законом;

­   взаимная ответственность государства и личности;

­   федерализм;

­   гуманизм;

­   законность.

Административные правоотношения – урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления.

Особенности административно-правовых отношений:

­   одной из сторон отношений всегда является орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделённое управленческими полномочиями государственно-властного характера;

­   субъектом выступает должностное лицо, государственный орган, а объектом – гражданин;

­   стороны отношений находятся в неравном положении (одна сторона может принимать решения, применять принуждения в отношении другой);

­   некоторые органы исполнительной власти обладают правом издания нормативных актов;

­   правоотношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон, причём согласие второй стороны необязательно;

­   любые споры, возникающие между участниками правоотношений, могут решаться в судебном порядке, однако рассматриваются в большинстве случаев в административном или в несудебном порядке. Большинство конфликтов, возникающих в сфере административно-правовых отношений, разрешаются путём непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исполнительной власти или должностного лица;

­   в случае нарушения, допущенного одной из сторон, она несёт ответственность перед государством в лице его органов исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

Задание 4.

№1 Акционерное общество «Родник» по решению общего собрания акционеров решило уменьшить уставный капитал путём уменьшения номинальной стоимости акции. Кредиторы общества об этом не были уведомлены. Общество с ограниченной ответственностью «Фауна» как кредитор предъявило иск в арбитражный суд с требованием, досрочного прекращения функционирования общества и возмещения убытков.

Вопросы: В каком порядке можно уменьшить уставный капитал общества? Какие права имеют кредиторы в этом случае? Какое решение должен принять арбитражный суд?

Уменьшение уставного капитала общества допускается после уведомления всех его кредиторов в порядке, определяемом законом об акционерных обществах. В этом случае кредиторы общества вправе потребовать досрочного прекращения и возмещения им убытков. Согласно ст. 101. Гражданского кодекса, акционерное общество, по решению общего собрания акционеров вправе уменьшить уставный капитал путём уменьшения номинальной стоимости акций либо покупки части акций в целях сокращения их общего количества. Решение арбитражного суда должно быть в пользу кредиторов - ООО «Фауна», т.к. решение акционеров АО «Родник» об уменьшении уставного капитала было принято без уведомления кредиторов.

 

№ 2. В котельной введён суммированный учет рабочего времени. Машинисты котельных установок (кочегары) обратились к администрации предприятия и в профсоюзный комитет с просьбой разрешить им работать сменами по 24 часа.

 Вопрос: Является ли такой режим работы нарушением КЗОТа?

 

Планировать работу при данном режиме необходимо с таким расчетом, чтобы продолжительность еженедельного непрерывного отдыха была не менее 42 ч (ст. 110 ТК РФ). В таких случаях часто встречается чередование «сутки через трое», «две смены через две» и т. п.

Продолжительность рабочего времени в течение смены определяется в зависимости от установленной нормы рабочего времени и вида рабочей недели (пятидневная или шестидневная рабочая неделя). При составлении графика работодатель учитывает мнение представительного органа работников. Каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности

Под установленной продолжительностью рабочего времени, в течение которого каждая группа работников обязана выполнять трудовые функции, понимается продолжительность ежедневной работы, определенной графиком сменности с соблюдением определенной Трудовым кодексом нормы рабочей недели (ст. 91 ТК РФ).

Действующее законодательство не содержит норм, запрещающих установление рабочей смены продолжительностью 24 часа для данной категории работников. При этом ст. 42 КЗоТ РФ установлена нормальная продолжительность рабочего времени, которая не может превышать 40 часов в неделю, а статьями 43, 44, 45 КЗоТ РФ для некоторых категорий работников предусматривается сокращенная продолжительность рабочего времени.

Легко заметить, что при данном графике работы в некоторых случаях на одну неделю могут выпасть две рабочие смены, в результате чего работник фактически отработает 48 часов, что повлечет нарушение ст. 42 КЗоТ РФ. Однако ст. 52 КЗоТ РФ предусматривает возможность установления на непрерывно действующих предприятиях, а также на некоторых видах работ, где не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, суммированного учета рабочего времени. То есть в данном случае в качестве учетного периода берется не неделя, а более продолжительный отрезок времени, например месяц. При этом продолжительность смен может быть более 12 часов и продолжительность работы в течение недели может быть больше, чем предусмотрено в ст. 42 КЗоТ РФ. Тем не менее, в целом за учетный период общая продолжительность работы в среднем за одну неделю не должна превышать установленного предела. Для точного определения нормы рабочего времени за учетный период в 1998 г. следует руководствоваться Разъяснениями о норме рабочего времени и порядке определения часовой тарифной ставки из установленной месячной тарифной ставки в 1998 г., утвержденными Постановлением Минтруда РФ от 10.10.97 N 53.

Введение данного графика работы требует соблюдения следующих условий:

1) в соответствии со ст. 52 КЗоТ РФ введение суммированного учета рабочего времени допускается только с согласия выборного профсоюзного органа предприятия (если таковой имеется);

2) также согласно ст. 25 КЗоТ РФ, на изменение режима работы требуется обязательное согласие самого работника. Администрация должна поставить его об этом в известность за два месяца до предстоящих изменений условий труда. При этом и уведомление работника, и его согласие должны быть оформлены в письменном виде и подписаны самим работником;

3) соответствующие изменения должны быть внесены во внутренний трудовой распорядок предприятия и в трудовой договор между администрацией и работником (если непосредственно в нем содержатся условия режима работы);

4) на основании ст. 48 КЗоТ РФ к работе в ночное время не допускаются беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет; работники моложе восемнадцати лет; инвалиды, если такая работа запрещена им медицинскими рекомендациями.

Следовательно, на данные категории работников не может быть распространен и график работы с продолжительностью смены в 24 часа.

Таким образом, при соблюдении вышеназванных условий установление графика работы «сутки через трое» не противоречит действующему трудовому законодательству и не должно вызывать нареканий со стороны контролирующих органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М. : Юрист, 1999. – 408 с. ISBN 5-7975-0056-6

2. Пустозёрова, В. М. Комментарии к Трудовому кодексу российской Федерации : учебник / В. М. Пустозёрова. – М. : ПРИОР. 2002, - 464 с. ISBN 5-7990-0757-3

3. Пиляева, В. В. Гражданское право в вопросах и ответах : учебное пособие / В. В. Пиляева. – М. : Велби, 2003. – 264 с. ISBN 5-98032-073-3

4. Арянина, С. А. Административное право (конспект лекций) : учебное пособие / С. А. Арянина. – М. : Приор-издат. 2004. – 112 с. ISBN  5-9512-0112-8

5. Конституция российской Федерации

Похожие работы на - Основные понятия административного права

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!