Методика обучения двигательным действиям
Методика обучения двигательным действиям
1. Основы формирования двигательных умений и навыков
Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать различный характер.
Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человека. Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: минимума основных знаний о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности.
Для двигательного умения характерно постоянное совершенствование способа выполнения действия при осмысленном подходе в процессе управления движениями. Это и составляет сущность двигательного умения.
Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависят от:
) двигательной одаренности (врожденные способности) и двигательного опыта обучающегося;
) возраста обучающегося (дети осваивают движения быстрее, чем взрослые);
) координационной сложности двигательного действия (чем сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения);
) профессионального мастерства преподавателя;
) уровня мотивации, сознательности, активности обучающегося и др.
Таким образом, развитию человека способствует не само по себе овладение двигательными умениями и навыками, а присвоение умения самостоятельно осваивать двигательные умения и навыки как способ изменения собственной телесности посредством усвоения двигательных умений и навыков.
Процесс по формированию двигательных навыков имеет свои психологические особенности.
1. Целостность действия. Двигательный навык всегда состоит из ряда элементов двигательного действия. Не сумма этих элементов определяет навык, а целостный характер действия.
2. Совершенство. В выполнении всех элементов целостного двигательного действия требуется высокая степень совершенства: точность движений, устойчивость и гибкость навыка.
3. Автоматизм. Двигательные навыки следует довести до автоматизма, не исключая при этом функцию сознания.
4. Осознанность. Двигательные действия спортсмена всегда должны быть осознанными.
Процесс образования навыков и использование их в деятельности - сознательный процесс.
В зависимости от задач и условий выполнения действия те или иные заученные движения могут выполняться автоматически (неосознанно) или не автоматически (сознательно), с различной степенью ясности. Вместе с тем все действие в целом всегда выполняется осознанно, поскольку спортсмен понимает цель, задачи, средства и результаты своей деятельности.
Овладение двигательным действием осуществляется в следующей методической последовательности.
1. Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации. Мотивация - совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведение.
Преподаватель, приступая к обучению своих учеников, должен побудить их к сознательному, осмысленному отношению к предстоящему овладению новыми двигательными действиями. Обучение без особого желания приводит к разнообразным ошибкам в технике упражнения.
2. Формирование знаний о сущности двигательного действия. Знания формируются на основе наблюдения за выполнением действия и прослушивания сопровождающего показ комментария, цель которого - выделить в этом действии те элементы, от которых зависит успех его выполнения.
3. Создание полноценного представления об изучаемом движении.
Первые попытки выполнения обычно сопровождаются лишними движениями, замедленным и скованным выполнением. При первоначальных попытках очень важно своевременно использовать методы и приемы обучения, помогающие ориентироваться в управлении движениями. Выполнять действия следует в стандартных условиях, так как любые изменения могут ухудшать качество исполнения.
При завершении попытки выполнить действие следуют анализ и оценка его выполнения, постановка задач по совершенствованию действия при следующей попытке. Для практического освоения техники двигательного действия нужны неоднократные повторения движений, устранение допущенных ошибок, с тем чтобы качественнее и быстрее осваивать движения.
Двигательное действие, сформированное путем многократного повторения и доведенное до автоматизма, переходит в двигательный навык.
При формировании двигательного навыка в центральной нервной системе последовательно сменяются три фазы протекания нервных процессов.
Первая фаза, когда происходит объединение отдельных элементов движения в целостное действие. При первых попытках выполнить новое двигательное действие в коре головного мозга возбуждаются одновременно нервные центры, обеспечивающие выполнение данного движения, и соседние центры, не участвующие в работе. В этой ситуации мышцы-антагонисты препятствуют свободному выполнению движения.
Вторая фаза характеризуется концентрацией возбуждения, улучшением координации, устранением излишних движений. После неоднократных повторений нервные процессы в коре головного мозга постепенно локализуются в тех центрах, которые непосредственно обеспечивают выполняемое движение, а соседние центры как бы «выключаются». Здесь уже можно говорить о сформированном двигательном умении.
Третья фаза характеризуется стабилизацией, высокой степенью координации и автоматизации движений. Фактически здесь в полной мере проявляются все признаки двигательного навыка.
Формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости, закон «плато» (задержки), закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка и др.
. Закон изменения скорости в развитии навыка. Навык формируется не только постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста в отдельные моменты его становления. Неравномерность имеет две разновидности:
а) в начале обучения происходит сравнительно быстрое овладение действием, а затем качественный прирост навыка замедляется. Подобная неравномерность характерна для обучения сравнительно легких действий, когда ученик быстро схватывает основу действия и долго осваивает его детали;
б) в начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем он резко возрастает. Подобная неравномерность характерна для обучения относительно сложным действиям, когда внешне незаметные качественные накопления только с течением времени могут проявить себя в виде повышения уровня владения действием.
. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка. Длительность задержки в развитии навыка может быть самой разнообразной. Она обусловлена двумя причинами:
а) внутренней, которая характеризуется протеканием незаметных приспособительных изменений в организме;
б) внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недостаточным уровнем развития физических качеств.
. Закон угасания навыка. Он проявляется, когда длительное время не повторяется действие. Угасание навыка происходит постепенно. Вначале навык не претерпевает качественных изменений, но ученик начинает испытывать неуверенность в своих силах, что иногда приводит к срывам в исполнении действия. Затем теряется способность к точной дифференцировке движений, нарушаются сложные координационные отношения между движениями, и, в конечном счете, ученик теряет способность выполнять некоторые сложные действия. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.
. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка. Совершенствование двигательного действия практически продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания.
. Закон переноса двигательного навыка. В физическом воспитании и спорте проявляется положительный и отрицательный перенос навыков.
Положительный перенос - это такое взаимодействие навыков, когда ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления нового навыка.
Отрицательный перенос - это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка.
Закономерности переноса двигательных навыков следует строго учитывать при определении последовательности (очередности) освоения техники разнообразных движений, особенно в таких видах, как легкая атлетика, гимнастика, акробатика и др.
двигательный упражнение навык обучение
2. Методы формирования двигательных умений и навыков
Метод - разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога, целенаправленное применение которой позволяет организовать теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование личности.
В соответствии с задачами и условиями обучения каждый метод реализуется с помощью методических приемов. Например, метод показа осуществляется разными приемами: показом упражнения в профиль или анфас, показом в определенном темпе и т.д.
Методика - специальная система методов, методических приемов обучения и форм организации занятий, направленная на решение педагогической задачи.
В зависимости от способа освоения структуры двигательного действия в процессе разучивания методы подразделяются на:
метод разучивания упражнения по частям (расчленено - конструктивный);
метод разучивания упражнения в целом (целостно - конструктивный);
метод сопряженного воздействия.
Метод расчленено - конструктивный предусматривает разучивание отельных частей движения с последующим их соединением (например, гимнастические комбинации). Этот метод применяется в следующих случаях:
при обучении координационно-сложным двигательным действиям, когда нет возможности изучить его целостно;
если упражнение состоит из большого числа элементов, органически мало связанных между собой;
если упражнение производится так быстро, что при целостном выполнении нельзя изучить и усовершенствовать его отдельные части;
когда целостное выполнение действия может быть опасным, если предварительно не изучить его элементы;
когда необходимо обеспечить быстрый успех в обучении с тем, чтобы поддержать интерес к учебной деятельности, сформировать уверенность в своих силах.
Преимущества данного метода:
. Облегчает процесс усвоения действия. К цели ученик подходит постепенно, накапливая соответствующие умения. Оттачивается каждая деталь действия.
. Занятие становится более конкретным. Успехи в чем-либо доставляют ученикам радость.
. От многообразия подводящих упражнений занятия становятся интереснее.
. Применение этого метода содействует быстрому восстановлению утраченных навыков
. Метод незаменим при разучивании сложно координированных упражнений.
Недостаток метода заключается в том, что не всегда разученные элементы по частям удается соединить.
Метод целостно-конструктивного упражнения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной структуре без расчленения на части. Целостный метод позволяет разучить структурно несложные движения (например, бег, метания, ловля предмета) и применяется на любом этапе обучения. Целостным методом, возможно, осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники. Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах возможно закрепление ошибок. Следовательно, при освоении упражнений со сложной структурой его применение нежелательно.
В основе методов, направленных на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей лежит определенный порядок сочетания и регулирования параметров нагрузки: интенсивность, продолжительность, количество повторений, интервалов и характера отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) нагрузками. Остановимся на характеристике некоторых из них.
Равномерный метод характеризуется тем, что при его выполнении занимающийся выполняет физическое упражнение непрерывно с относительно постоянной интенсивностью, стремясь, к примеру, сохранить неизменной скорость передвижения, темп работы, амплитуду движений.
Различаю два варианта этого метода:
. Метод кратковременной равномерной тренировки.
Первый вариант характеризуется выполнением работы небольшой интенсивности на протяжении длительного времени.
Во втором варианте работа носит более интенсивный характер. Он применяется для воспитания и совершенствования чувства темпа, а также для развития аэробно-анаэробного компонента выносливости.
Преимущества равномерного метода заключаются, прежде всего, в том, что он дает возможность выполнить значительный объем работы, способствует стабилизации двигательного навыка, улучшению центрального и периферического кровообращения в мышцах, совершенствованию координации работы внутренних органов и мышц. Продолжительные нагрузки содействуют у занимающихся воспитанию волевых качеств: настойчивости, упорства и др.
Недостатками равномерного метода являются быстрая адаптация к нему организма, в связи, с чем снижается тренировочный эффект, непрерывная длительность работы с постоянной интенсивностью приводит к тому, что со временем вырабатывается некоторый привычный стандартный темп движений.
Переменный метод характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного выполнения упражнения путем направленного изменения скорости передвижения, темпа, ритма и т.д. Примером его может служить изменение скорости бега на протяжении дистанции, темпа игры и технических приемов в спортивных играх.
Преимущества метода заключаются в том, что он устраняет монотонность в работе.
Недостатком переменного метода является то, что нагрузка в данном методе планируется приблизительно, как правило «по самочувствию».
Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения через интервалы отдыха, в течение которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности.
Преимущества повторного метода состоят, прежде всего, в возможности точной дозировки нагрузки, а также его направленности на совершенствование экономичного расходования энергозапасов мышц и устойчивости мышц к недостатку кислорода.
Недостатком повторного метода является то, что при нем обнаруживается сильное воздействие на эндокринную и нервную системы.
Интервальный метод характеризуется многократным повторением упражнений через определенные (различные) интервалы отдыха. Преимущество метода заключается в том, что он позволяет достаточно точно дозировать величину нагрузки. Его применение «экономит время» при проведении занятий, так как обеспечивает высокую плотность нагрузки, быстрее, чем посредством какого-либо другого метода, повысить уровень выносливости.
Недостатком метода является монотонное чередование нагрузки и отдыха, что отрицательно сказывается на психическом состоянии занимающихся. Ввиду быстрого роста выносливости за короткий срок наступает адаптация к этому методу, снижается его эффективность.
Круговой метод - это организационно-методическая форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально проработанного комплекса физических упражнений для развития и совершенствования силы, быстроты, выносливости и в особенности их комплексных форм - силовой выносливости, скоростной выносливости и скоростной силы. Этот метод представляет собой последовательное выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы по типу непрерывной или интервальной тренировки.
Игровой метод. Основу этого метода составляет определенным образом упорядоченная двигательная деятельность в соответствии с образным или условным сюжетом. Признаки игрового метода: соперничество и эмоциональность в игровых действиях, вариативность игровых ситуаций, отсутствие строгой регламентации нагрузки и отдыха, проявление разнообразных двигательных навыков и качеств (бег, прыжки, метания).
Отрицательная сторона этого метода - ограниченная возможность дозирования нагрузки и формирования нового двигательного навыка.
Соревновательный метод - это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Соревновательный метод применяется для развития физических, волевых и нравственных качеств, совершенствования технико-тактических умений и навыков.
Знакомство с многообразием методов выполнения физических упражнений позволяет сделать вывод о том, что ни один из них, применяемый в отдельности, никогда не сможет оказаться как единственно полноценный и самый эффективный. Каждый метод, хотя и обладает своими ярко выраженными особенностями, которые не позволяют заменить его другими методами, в то же время оправдывает себя только в тесной связи с ними.
Заключение
Анализирую данную тему, мы можем сделать вывод, что успех в обучении каким-либо двигательным действиям, упражнениям зависит от:
во-первых, от уровня физических качеств учеников, и если он недостаточен для освоения запрограммированных двигательных действий, спланировать необходимый период предварительной физической подготовки.
во-вторых, быстрота овладения новым двигательным действием зависит от быстроты формирования его ориентировочной основы. Чем богаче двигательный опыт, тем вероятнее наличие в нем представлений, необходимых при освоении нового действия, тем быстрее может сформироваться ориентировочная основа нового действия и соответствующий двигательный навык. Если же двигательный опыт обучаемого недостаточен, а изучаемое упражнение сложное, опасное или есть другие причины, то преподаватель должен предложить такие подводящие упражнения, которые, будучи доступны обучаемому, позволят сформировать необходимые двигательные представления. Такая предварительная подготовка должна быть спланирована заранее на основе анализа двигательного опыта обучаемого по отношению к особенностям структуры двигательного действия, намеченного к изучению.
в-третьих, от психической готовности. Ее основой является мотивация учебной деятельности. Обучение будет успешным только в том случае, когда достижение цели обучения станет доминирующим мотивом учения. Необходимая структура мотивации должна быть сформирована при активном содействии педагога. Главное условие формирования мотивации - включение обучаемого в соответствующую деятельность. Ответственность за качество продукта деятельности порождает потребность в овладении ее навыками. Эта потребность, конкретизированная знанием о приемах, орудиях деятельности, превращается в мотив учения. Учитель ставит перед обучаемым определенные задачи, связывая решение этих задач не только с потребностями самого обучаемого, но и того коллектива, членом которого он является. Результаты учения полезны не только самому обучаемому, они приносят пользу коллективу, в который он входит, что является сильным стимулирующим фактором обучения.
Кроме того, в процессе обучения встает проблема перестройки двигательного навыка. Навыки, сформированные в результате обучения, в дальнейшем претерпевают различного рода изменения, характер которых зависит в первую очередь от достигнутой степени закрепленности, прочности навыков, а также от того, насколько регулярно они используются в действии, становятся или не становятся предметом дальнейшего совершенствования, и от других факторов и условий. Нефункционирующие навыки рано или поздно начинают регрессировать, условно-рефлекторные связи и функциональные структуры, возникшие при их формировании, без подкрепления постепенно как бы угасают, разрушаются, хотя прочно сформированный навык и без подкрепления может сохраняться довольно длительное время (по некоторым наблюдениям, годы). Многие постоянно используемые двигательные навыки (например, беговые), не связанные с возрастающими проявлениями двигательных способностей, стабилизируются практически в том же виде, в каком приобретены в результате обучения. Ряд же навыков по необходимости подвергается существенным преобразованиям, вплоть до радикальной перестройки.
Список литературы
1. Под ред. Ашмарина Б. А / Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие /. - М., 1979. - 360 с.
2. Коваленко В.А. Физическая культура. М., 2000.
. Курмашин Ю.Ф /Теория и методика физической культуры - Москва: Советский спорт, 2003.
. Лях В.И. Идеи Н.А. Бернштейна и их развитие в науке и практике / Лях В.И. // Теория и практика физ. культуры. - 1991.
. Лях В.И., Мейксон Г.Б. Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных качеств: базовая часть содержания программного материала в I-XI классах // Физкультура в школе. - 1994. №4.
. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (Общие основы теории и методики физического воспитания: теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.
. Шаулин В.Н. Обучение двигательным действиям с позиций гуманизации: Методика обучения // Физкультура в школе. - 1994. №3.