Современное состояние туризма в России
Министерство образования и науки РФ
Филиал Государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
экономический университет» в г.
Вологде
Кафедра общих гуманитарных и
социально-экономических дисциплин
Контрольная работа
по дисциплине: Правовое регулирование
деятельности по оказанию туристических и гостинично-ресторанных услуг
Вариант № 2 «Современное состояние
туризма в России»
Выполнил
Прокофьева Анна Анатольевна
Вологда, 2014
Содержание
Введение
. Развитие внутреннего и въездного туризма в России
. Анализ динамики въездного и выездного туризма в России
. Динамика внутреннего туристского потока в РФ
. Проекты для развития туристской индустрии
. Человеческие ресурсы в туризме
Заключение
Введение
Цель работы: оценить современное состояние туристической отрасли в
Российской Федерации, дать анализ основным развивающимся сферам деятельности в
туризме.
Туризм является одной из наиболее динамично развивающихся и
высокодоходных отраслей мировой экономики. Существование в Российской Федерации
существенных диспропорций в туристской сфере выявило необходимость исследования
состояния туризма на современном этапе. В данной работе проанализированы основные
проблемы и перспективы развития въездного и выездного туризма в России;
рассмотрена федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и
въездного туризма в Российской Федерации", которая является важным
инструментом правовой базы государственной поддержки туризма; дана
характеристика туристско-рекреационных особых экономических зон, а также
рассмотрены некоторые вопросы законодательного обеспечения развития внутреннего
и въездного туризма в Российской Федерации.
туризм экономика курортный санаторный
1. Развитие внутреннего и въездного туризма в России
На современном этапе развития общества повышается социально-экономическая
значимость туризма как одной из важных и динамично развивающихся сфер мирового
хозяйства. Развитие туризма имеет большое значение для государства в целом,
субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и общества. Развитие
сферы туризма, обладающей экономическим мультипликативным эффектом, имеет
важное значение в формировании валового внутреннего продукта и нацелено на повышение
качества жизни населения.
В связи с этим в Концепции долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечено, что туризм
является экономически выгодной и экологически безопасной отраслью национальной
экономики, существенным звеном инновационного развития страны.
Основные направления развития туризма в России определены в Стратегии его
развития в Российской Федерации на период до 2015 года и плане мероприятий по
её реализации. Положения Стратегии являются основой для общегосударственного
понимания места и роли туризма в экономике страны. Они направлены на реализацию
фундаментальных задач развития отрасли, являются для органов исполнительной
власти всех уровней ориентиром в выработке ключевых направлений государственной
поддержки туристской индустрии.
Россия располагает огромным потенциалом для развития внутреннего и
въездного туризма. Уникальные историко-культурные ценности и природные
достопримечательности позволяют развивать множество видов въездного и
внутреннего туризма: познавательный или экскурсионный, научный, фестивальный,
деловой, религиозный, сельский, спортивный, экстремальный, горнолыжный,
лечебно-оздоровительный, круизный, рыболовный и охотничий и др. Крупные
мероприятия, такие, как Всемирная универсиада в Казани 2013 года, зимние
Олимпийские и Параолимпийские игры в Сочи 2014 года, чемпионаты мира по хоккею
и по футболу в 2016 и 2018 годах, дадут дополнительный стимул развитию туризма
в нашей стране.
В международном рейтинге конкурентоспособности стран в туристском
секторе, опубликованном специалистами Всемирного экономического форума в 2011
году, Россия заняла лишь 59 место из 139 стран. При этом природные богатства
нашей страны находятся на 4-ом месте, а объекты всемирного культурного наследия
- на 13-ом. По оценке Всемирной туристической организации, Россия может
ежегодно принимать не менее 70 млн. российских и зарубежных туристов, но на
сегодняшний день данный потенциал не реализован. Он используется всего лишь на
30%.
Анализ современного состояния развития туризма в Российской Федерации
позволяет отметить следующее. С 90-х годов прошлого века в России активно
развивался в основном выездной туризм, возросший за период с 2000 по 2011 г. на
223%, в то же время въездной туризм уменьшился на 10%. Въездной и внутренний
туризм сдерживают многие факторы. Результаты опроса 115 компаний из 24 регионов
Российской Федерации по ситуации на рынке въездного туризма показали, что
большинство туроператоров на первое место ставят следующие причины, препятствующие
его развитию: рост цен на основные услуги, входящие в турпакет для иностранных
туристов; недостаточность рекламы за рубежом туристических возможностей России;
дефицит современных гостиниц туркласса в регионах, а также в Москве и
Санкт-Петербурге; высокая стоимость туристических виз в Россию, сложность
процедуры их оформления для иностранцев; неразвитость индустрии развлечений.
Российский союз туриндустрии считает, что наиболее актуальным на
сегодняшний день является решение проблемы транспорта. Для этого необходимо
расширить перечень назначенных перевозчиков по межправительственному
соглашению; развивать lowcost-перевозки; расширять географию дотирования
сезонных перевозок; отменить НДС на внутренние пассажирские перевозки;
проводить мониторинг ценообразования на авиатопливо и услуги наземного
обслуживания с точки зрения соблюдения антимонопольного законодательства.
Одним из основных препятствий для роста турпотока в Россию остается
визовая проблема. Для привлечения иностранных туристов необходимо упрощение
туристических формальностей: введение безвизового въезда на 72 часа в
крупнейшие туристические центры страны при наличии ваучера на гостиницу и
обратного авиа- или железнодорожного билета; введение на аналогичных условиях
безвизового въезда на крупнейшие событийные мероприятия, ежегодный перечень
которых должен утверждаться Правительством РФ; повсеместный перевод системы
миграционного учета иностранных граждан, проживающих в коллективных средствах
размещения, на основу электронного документооборота; введение с 1 января 2014
г. обязательных условий классификации гостиниц по единой системе, утвержденной
приказом Минспорттуризма РФ №35 от 25.01.2011.
. Анализ динамики въездного и выездного туризма в России
Рассмотрим сравнительную характеристику въездного и выездного туризма в
России за период 2000-2011 гг. на рисунке 1.
Анализ динамики туризма в России с 2000 по 2011 г. позволяет отметить
следующее. В России выездной туризм развивается большими темпами, чем въездной
(рис. 1). Так, в 2011 году выехало 14,495 млн. российских туристов, а посетило
Россию всего 2,335 (т.е. почти в 6,2 раз меньше). Выездной туристский поток
стабильно рос в период с 2000 по 2008 год, в 2009 году наблюдалось его
значительное снижение, которое объясняется мировым финансовым кризисом. Однако
уже в 2010 году темп роста составил 132%, что выше темпа роста в 2008 году на
11%. Динамика въездного туризма нестабильна, его показатели то растут, то
падают. В 2009 году из-за мирового кризиса численность посетивших нашу страну
иностранных туристов снизилась по сравнению с прошлыми годами. На протяжении
последних трёх лет наблюдалась положительная тенденция въездного туристского
потока, хотя темп роста невелик - всего 101% в 2010 г. и 109% в 2011г.
. Динамика внутреннего туристского потока в РФ
Рассмотрим данные по внутреннему туризму в России за период 2005-2009 гг.
(рис. 2).
. Проекты для развития туристской индустрии
Важнейшим этапом в развитии туристского сектора является принятие в 2011
году федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в
Российской Федерации (2011-2018 годы)», принципы которой основаны на
партнёрстве государства и частного сектора. Общий объем финансирования
программы составляет 332 млрд. рублей. Финансирование программы планируется
осуществлять за счет средств федерального бюджета в размере 96 млрд. рублей,
средств от бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
в размере 25 млрд. рублей и средств внебюджетных источников в размере 211 млрд.
рублей.
Программой установлено, что первый этап (2011-2014 годы) предусматривает
проведение работ по созданию первоочередных туристских объектов, которые станут
точками роста современных туристско-рекреационных и автотуристских кластеров в
нескольких субъектах Российской Федерации. Кроме того, планируется осуществить
частичную поддержку ряда перспективных проектов создания региональных
туристских кластеров за счет вовлечения бизнес-сообществ отдельных регионов в
процессы формирования государственно-частного партнерства.
Одним из путей решения проблем туризма является кластерный подход,
который предполагает организацию кластеров, сформированных на территориях из
предприятий, выполняющих разные функции, но объединенных одним технологическим
процессом. Его целью является конечный продукт, создаваемый усилиями всех
участников процесса: от науки и подготовки кадров до технологов, упаковщиков,
транспортников и дилерской сети. Таким образом, в сфере туризма данный подход
предполагает сосредоточение в рамках ограниченной территории предприятий и
организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей
туристского продукта, деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными
услугами.
В 2011 году начали осуществляться проекты в некоторых перспективных для
развития туризма областях, включающие создание туристско-рекреационных
кластеров. Предполагается, что реализация кластерного подхода будет
способствовать развитию инфраструктуры туризма, совершенствованию системы
подготовки кадров и проведению эффективной рекламной политики, а также приведёт
к активизации предприятий разных отраслей экономики для удовлетворения растущих
потребностей в качественных туристских услугах.
Ещё одним существенным шагом в развитии туристской индустрии послужило
создание туристско-рекреационных особых экономических зон. Они представляют
собой часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим
предпринимательской деятельности. В основе функционирования
туристско-рекреационных зон лежит механизм государственно-частного партнерства.
За счет средств бюджета Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных
образований в туристско-рекреационных зонах строятся все объекты инфраструктуры
для обеспечения их необходимыми мощностями. Частные инвесторы - резиденты за
свои средства строят туристические объекты. В особых экономических зонах
туристско-рекреационного типа привлекательны налоговые преференции,
административный режим, льготные условия по аренде и выкупу резидентами
земельных участков, входящих в территорию туристско-рекреационной зоны.
В России создано 14 особых экономических зон туристического типа. Семь
туристических зон располагается на территории Иркутской области, Алтайского
края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области,
Ставропольского края, Приморского края. Туристический кластер из 7 особых
экономических зон создан на основании постановления Правительства Российской
Федерации от 18 октября 2010 года на территории Зеленчукского района
Карачаево-Черкесии; Апшеронского района Краснодарского края; Майкопского района
Адыгеи; Черкесского, Чегемского, Эльбрусского районов Кабардино-Балкарии;
Алагирского и Ирафского районов Северной Осетии; Хунзахского района Дагестана;
а также Джейрахского и Сунженского районов Республики Ингушетия (постановление
№1195 Правительства РФ от 29 декабря 2011 года).
Туристско-рекреационные зоны имеют отличия от особых экономических зон
другого типа:
1) создаются на основании постановления Правительства РФ
сроком на 20 лет на одном или нескольких участках территории России,
находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом ОЭЗ
может находиться на территории нескольких муниципальных образований или
включать в себя полностью территорию какого-либо
административно-территориального образования;
2) в туристско-рекреационных зонах могут быть расположены объекты
инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах
собственности, включая частную;
) земельные участки могут относиться к землям особо охраняемых
территорий или лесного фонда, землям сельскохозяйственного назначения;
) возможность разработки и добычи специальных полезных ископаемых
(минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов) на
территории ТР ОЭЗ.
Для организаций, имеющих статус резидента туристско-рекреационной зоны,
установлены налоговые льготы: снятие 30% ограничений на перенос убытков на
последующие налоговые периоды; на региональном уровне возможно применение
пониженной ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет субъектов
РФ, на территории которых находятся ТР ОЭЗ; возможность в отношении собственных
основных средств к основной норме амортизации применять специальный
коэффициент; может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на
прибыль.
Для осуществления функций по управлению ОЭЗ в России создано Федеральное
агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ). Однако 5
октября 2009 года оно было упразднено указом Президента, а его функции переданы
Министерству экономического развития России. В настоящее время в обеспечении
деятельности ОЭЗ задействованы также ОАО «Особые экономические зоны» и
региональные органы власти (в зависимости от расположения особой экономической
зоны).
Основными законодательными актами федерального уровня, определяющими
порядок создания и развития ТР ОЭЗ в России, являются:
Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических
зонах в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 03.06.2006 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений в
федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 10.01.2006 г. № 16-ФЗ «Об особой экономической зоне
в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации». Правительством Российской Федерации разработано и
принято свыше пятидесяти нормативных актов, направленных на реализацию положений
Федерального закона № 116-ФЗ от 22.07.2005 года.
Туристско-рекреационные особые экономические зоны наиболее привлекательны
для вложения в сферу туристской индустрии, т.к. дают дополнительные гарантии
государства, льготы и преференции. Развитие ТРЗ оказывает существенное
качественное влияние на туризм в Российской Федерации благодаря созданию модели
комплексного функционирования туристских территорий при государственной
поддержке.
. Человеческие ресурсы в туризме
В настоящее время законодательное обеспечение системы профессионального
туристского образования основано на действующих в Российской Федерации законах:
Законе РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» и Федеральном законе от
22.08.1996 №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». За
последнее время много говорится о преемственных образовательных программах
различных уровней и направленности, введении федеральных государственных
образовательных стандартов и федеральных государственных требований, отражающих
реалии нынешней ситуации. В новом образовании должны воплотиться принципы
гуманизма и самоорганизации обучающихся. Это, как представляется, связано с
большим упором на общечеловеческие ценности, на культуру, на определенную
свободу выбора профиля образования. Другие два принципа связаны с
непрерывностью образовательного процесса и взглядом в будущее (так называемое
опережающее образование).
Специалист в сфере туризма должен знать, какое место его отрасль занимает
в экономике страны, быть в курсе тех сфер деятельности, без которых туризм не
может развиваться. Более того, не только знать, но и иметь практические навыки
работы.
В современных условиях крайне важная задача - обеспечить подготовку
современного высококвалифицированного работника. Его важнейшими качествами
должны стать профессиональная гибкость и мобильность, т. е. способность в
случае необходимости быстро переквалифицироваться.
Обязательные элементы квалификации - общее качественное образование,
широкая профессиональная подготовка и высокий культурно-технический и
технологический уровни, умение быстро обновлять и пополнять знания. Современный
работник в сфере туризма должен обладать способностью к экономическому
мышлению, к работе в творческих коллективах, иметь подготовку в области
маркетинга, а также четко представлять себе хозяйственные, социальные и
культурные аспекты введения новых технологий. Кроме того, ему необходимы
дисциплинированность, инициативность, чувство ответственности,
коммуникабельность, преданность и творческое отношение к делу - так называемые
экстрафункциональные (выходящие за рамки профессиональных качеств)
характеристики, которые объединяются понятием «социальная квалификация».
Видоизменяется и само понятие образованности. Его в большей степени
определяет не сумма конкретных знаний, а методологическая и технологическая
подготовка плюс компьютерная грамотность, определенный уровень информационной
культуры. Одновременно формируется и инновационное понятие - «третья
грамотность»: культура общения, эстетическое воспитание, широкая
интеллектуальная деятельность, что характеризует общую культуру человека и
существенно дополняет профессиональную квалификацию.
Важными также являются задачи обеспечения, с одной стороны, устойчивого
развития туризма с доступностью и сохранением культурных ценностей, защитой
окружающей среды, и, с другой стороны, развития научного и кадрового потенциала
сферы туризма в регионах и России в целом, разработки соответствующей
нормативно-правовой базы, обеспечивающей устойчивое взаимодействие
работодателей и учебных заведений начального, среднего и высшего
профессионального образования. Качество образования должно поддерживаться
тесным взаимодействием с наукой. В связи с разработкой Федеральной целевой
программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации
(2011-2016 годы)» возрастает актуальность научного осмысления и обоснования
процессов, происходящих в туристской сфере: начиная с развития туристских
дестинаций (направлений) и потребностей их кадрового обеспечения до
формирования современной модели профессионального туристского образования и ее
законодательного обеспечения.
Заключение
На рубеже тысячелетий туризм превратился в глубокое
социально-экономическое и политическое явление, в значительной мере влияющее на
мировое устройство и политику ряда государств и регионов мира.
В сфере туризма тесно переплетены интересы культуры и транспорта,
безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения,
гостиничного бизнеса и санаторно-курортного комплекса. Эта отрасль имеет
большое значение для государства в целом, субъектов Федерации, муниципальных
образований, а также отдельной личности в частности.
Россия пока не может похвастаться подобными результатами, но развитие
туристской отрасли в стране идет быстрыми темпами. Отечественная туристическая
индустрия начала качественно изменяться и приобретать черты динамичной,
эффективной и цивилизованной отрасли экономики. Изменилось отношение к туризму
со стороны региональных властей и Правительства. Все большее число россиян
предпочитают отдыхать в своем отечестве.
Несмотря на продолжающийся туристский бум в России, влияние туризма на
экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в
развитие данной отрасли и сдерживается в основном отсутствием реальных
инвестиций, низким уровнем частичного сервиса, недостаточным количеством
гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров. По самым оптимистическим
подсчетам в российской индустрии туризма занят лишь 1 работник из 300, что в 30
раз меньше аналогичного мирового показателя.
Неразвитость туристской инфраструктуры, невысокая качество сервиса,
высокий уровень преступности в стране привели к тому, что в настоящее время на
Россию приходится менее 1 % мирового туристского потока.
По прогнозам в ближайшие 10-15 лет туризм мог бы оказать значительное
позитивное влияние на экономику страны и ее крупных городов. Таким образом,
туризм, являясь выгодной отраслью экономики, может стать при соответствующих
условиях важнейшей статьей валового национального дохода России.
Список
литературы
1. Закон РФ от 05.02.2007г. № 12-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской
Федерации».
2. Отчет Всемирного Совета по туризму и путешествиям (WTTC) «Влияние туризма на рынок труда и
экономику в Российской Федерации», 2006г. - 72с.
. Биржаков М.Б., Никифиров В.И. Аналитическая записка.
Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации // Под ред. Биржаков М.Б.,
Никифирова В.И - СПб.: Невский фонд, 2004.-82с.
. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие.
- М.: Финансы и статистика, 2003.-304с.: ил.
. Здоров А.Б. Экономика туризма: Учебник. - М.: Финансы
и статистика, 2005. - 272 с.: ил.
6. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и
статистика, 2003. - 320 с.: ил.
7. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Управление индустрией
туризма России в современных условиях: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2007.-416с.