Система организации делового туризма в Москве

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    434,57 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система организации делового туризма в Москве

Содержание

Введение

Современное состояние и проблемы развития делового туризма в России

.1 Теоретические основы организации делового туризма

.2 Анализ состояния и проблемы развития делового туризма в России

. Анализ системы организации делового туризма в Москве

.1 Анализ современного состояния делового туризма в Москве

2.2 Анализ состояния инфраструктуры делового туризма в Москве

2.3 Анализ привлекательности Москвы для въездного и внутреннего делового туризма

. Разработка перспективного проекта внедрения типового туристского продукта с целью формирования консолидированного предложения

.1 Разработка дифференцированного типового туристского продукта

.2 Расчет стоимости типового туристского продукта

.3 Внедрение типового туристского продукта на рынок делового туризма

Заключение

Список использованной литературы и источников

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

На данный момент туриндустрия является одной из самых перспективнейших и динамично развивающихся в мире, согласно данным Всемирной Туристской Организации (ЮНВТО) доля туризма в мировом ВВП составляет около 4%.

Россия обладает огромным потенциалом, как для развития внутреннего, так и международного туризма. В России есть все необходимое для развития индустрии туризма - богатое историческое и культурное наследие, огромная территория, а так же нетронутая в отдельных регионах дикая природа. Разнообразие ландшафтов позволяет развивать множество видов туризма. Кроме природных и историко-культурных предпосылок развитию въездного туризма способствуют и другие факторы. Это высокая покупная способность иностранных валют, обеспечение свободы перемещения на большей части территории страны, включая такие перспективные в туристском отношении районы, как Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова, Урал, Север России, а также Нижний Новгород и Самару, города, закрытые ранее для иностранных туристов.

Центрами деловой активности в России стали такие города как: Москва, Санкт - Петербург, Мурманск, Архангельск, Тольятти, Тюмень, Сочи, Екатеринбург, Иркутск, Новосибирск, Владивосток, Ростов - на - Дону и другие.

Каждый год растет объем международных контактов, связывающих Россию с зарубежными странами. Россия становиться все более привлекательна для инвестирования, что в свою очередь ведет к увеличению числа деловых поездок и бизнес туристов. В России сейчас проводится множество крупных международных выставок, посвященных различным отраслям экономики и сферам производства, научных конференций и ярмарок для самого широкого круга посетителей. Они собирают массу специалистов различного профиля из-за рубежа и России. В то же время в России появляется все больше филиалов и представительств иностранных торговых фирм, авиакомпаний, банков, компаний средств связи, к которым приезжают новые сотрудники или партнеры из других городов.

Способствует привлечению бизнес туристов и появление свободных экономических зон в России с их особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей.

Благодаря развитию туризма, активно развиваются сопутствующие туризму отрасли, что немаловажно для экономики каждого города России в отдельности, а так же для России в целом. Например, приоритетом развития гостиничного бизнеса в России считается строительство комфортабельных, удобно расположенных конгресс отелей, оснащенных всем необходимым для бизнес туристов, а так же строительство отелей разных уровней комфортабельности, соответствующих мировым стандартам.

В связи со всем вышеперечисленным на рынке появляются все новые агентства делового туризма, предлагающие свои услуги бизнес туристам. Одна из наиболее привлекательных особенностей делового туризма для агентств занятых в помощи в организации деловых поездок бизнес туристам это то, что бизнес туристы оставляют в стране и готовы тратить на организацию своих деловых поездок гораздо больше денег, чем среднестатистические туристы. С нарастающими темпами развития делового туризма в России появилась необходимость разработки новых видов туристского продукта (пакетов туристских услуг), и т.д., отвечающих стандартам бизнес туристов других стран. При разработке туристского продукта для бизнес туристов необходимо использовать весе потенциальные возможности, которые способны заинтересовать бизнес туриста. Также в условиях сложившегося экономического кризиса и общей ситуации на рынке, стоит учитывать, возможность снижения покупательской способности некоторых бизнес туристов, и создавать новые предложения по туристским продуктам, адекватные потребностям бизнес туристов на данный момент.

Так как даже низкобюджетные бизнес туристы на данный момент, являющиеся нашими клиентами, завтра могут стать высокобюджетными и наоборот.

Несмотря на множество проблем сдерживающих рост делового туризма и туризма в России, в целом, туристский поток постоянно увеличивается, а по прогнозам в скором времени он увеличатся еще больше.

Актуальность. Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы объясняется необходимостью развития различных направлений делового туризма в городе Москве и в России в целом. Одним из важнейших критериев для привлечение большего потока туристов наряду с другими является грамотно составленный туристский туристский продукт а также его цена, особенно это характерно для нынешних условий пониженного спроса. Последнему многие агентства не уделяют должного внимания в погоне за сверх прибылью, что рано или поздно сказывается на их финансовом благополучие.

Чтобы эффективно развивать деловой туризм, агентствам делового туризма необходимо, выявить наиболее перспективные в целом и для себя в частности, направления в деловом туризме для их дальнейшего развития. Но не забывать и о менее прибыльных стремясь вывести их на должный уровень. Выявить свой потенциал. Далее сегментировать потребительский рынок и определить возможность каждого сегмента.

А в свою очередь выявив направления, оценив свои возможности и проведя сегментацию, создавать новые турпакеты, которые будут экономически привлекательны для бизнес туристов и качество, которых будет отвечать их требованиям. Предлагаемые турпакеты должны быть привлекательны и для туристов, и для агентств делового туризма в плане прибыли. Важно найти «золотую середину», приемлемую для всех сторон.

Объектом является система организации делового туризма в Москве.

Предметом исследования являются перспективные направления развития делового туризма в Москве.

Целью дипломного проекта является - разработка и создание перспективного предложения по развитию делового туризма в Москве.

В соответствии с поставленной целью в данной работе будут решаться следующие задачи:

). Определить состояние и перспективные направления развития делового туризма в мире, России, а так же в г. Москве в частности.

). Исследовать специфику организации делового туризма в Москве.

). Разработать перспективный проект типового туристского продукта с целью формирования консолидированного предложения

Методологической базой для данного дипломного проекта послужили работы: Волошина Н.И., Виханского О.С., Зорина И.В., Квартальнова В.А., Козыревой Т.В., Морозова М.А. и многих других авторов.

1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА В РОССИИ

1.1 Теоретические основы организации делового туризма

Об индустрии MICE в России стали говорить и спорить громко и много. Она постепенно превращается в факт нашей профессиональной и повседневной жизни, своеобразное и исключительно модное явление. Мы все чаще замечаем, что сам термин «MICE» перестает быть загадочным и непостижимым, каким он был совсем недавно.

Деловой туризм по роду и функциональным особенностям вполне и справедливо относится к категории туристских мероприятий. Но в русском словосочетании «деловой туризм» изначально заложено противоречие, ведь туризм - это, прежде всего, отдых. Он может быть и вполне «бездумным», и до предела содержательным, в частности научным, познавательным, духовным, экологическим.

Однако туризм в сознании противоположен делу. Более того, это сочетание в какой-то степени затеняет суть работы с нашими корпоративными клиентами, многие из которых не воспринимают термин «деловой туризм» именно из-за вышеупомянутого противоречия. В английском языке, чтобы оттенить эту противоположность делу нашли выход, предпочитая говорить business travel, а не business tourism. Поэтому стоит и нам рекомендовать использовать англоязычную кальку «бизнес трэвел» (business travel) вместо «деловой туризм», тем более что оба английских слова (business и travel) очень хорошо известны в туристической среде.

В России специалисты вместо термина «деловой-туризм» часто используют английскую аббревиатуру MICE (Meetings, Incentives, Conferences , Exibitions - «деловые встречи, интенсив-туризм, конференции, выставки»). Этот специальный термин и англоязычная аббревиатура (акроним) широко применяются в международной практике делового туризма для обозначения 4-х ключевых английских слов, характеризующих составляющие делового туризма. Аббревиатура включает первые буквы следующих слов: M - Meetings (встречи), I - Incentives (инсентив), С - Conferences (конференции), E - Exhibitions (выставки), обязательно во множественном числе. Понятие самой индустрии MICE складывается из 4-х составляющих индустрии делового туризма. Причем, если быть совсем точными, термин MICE в основном используется корпоративными покупателями (corporate buyers). Определенная часть продавцов услуг (suppliers) предпочитают употреблять еще один общий родственный и более академический термин - встречи (Meetings), отсюда индустрия встреч (Meeting Industry). Поэтому, когда говорят об индустрии поездок со служебными целями наравне можно использовать три термина: деловой туризм или business travel, индустрия MICE и индустрия встреч.

Деловой туризм играет важнейшую роль в развитии национальной экономики любой страны, активно содействует ее интеграции в мировой рынок. Деловой туризм очень многогранен. Он включает индивидуальные и групповые, деловые поездки руководителей и сотрудников, участие в мероприятиях, организуемых промышленными и торговыми корпорациями, участие в съездах, конференциях, семинарах, устраиваемых политическими, экономическими, научными, культурными, религиозными и другими организациями, посещение торгово-промышленных выставок и ярмарок и участия в их работе, поощрительные поездки для сотрудников и клиентов (инсентив-туры). Но также обычно насыщенная деловая часть сочетается с обширной экскурсионной страноведческой программой.

Деловой туризм дает возможность знакомства с новыми технологиями, встречи с инвесторами, партнерами, поставщиками и потребителями товаров или услуг фирмы. Деловые поездки обеспечивают свежие идеи для развития бизнеса. Деловой туризм связан с развитием внешнеэкономических связей, стремлением использовать передовой опыт других стран и народов в создании духовных и материальных ценностей, что способствует расширению международных контактов среди представителей научных кругов разных держав. Деловой туризм оказывает положительное воздействие на те страны, где он осуществляется. В основном это воздействие аналогично тому, которое оказывают другие виды туризма, однако есть и отличия.

Во-первых, деловой туризм стоит дорого и, следовательно, является доходным. Большую часть деловых путешественников составляют менеджеры высшего и среднего звена компаний, поэтому продавцы дорогих, высококлассных услуг имеют наибольшую выгоду. Доходы от этого вида туризма поступают в бюджет государства через налоги. Если большие мероприятия, например конференции, выставки и другие, сопровождаются культурно-развлекательной программой, то выигрывают также рестораны, местные туристические достопримечательности, транспорт, сувенирные магазины и др;

Во-вторых, многие деловые путешествия совершаются в не самый загруженный для туристского центра период, поэтому в нём постоянно рассчитывают на бизнес-гостей независимо от сезонности;

В-третьих, путешественники, совершающие деловые поездки, меньше других туристов связаны с окружающей средой. Большую часть времени они проводят на заседаниях, обсуждениях различных вопросов, поэтому у них остается мало времени на посещение пляжей, зон отдыха, лыжных трасс и др. Деловые гости не занимают много места в местном транспорте и не создают лишних очередей в магазинах или на почте;

В-четвертых, гости, посещающие туристский центр для участия в конференциях или выставках, а также совершающие инсентив-путешествия, являются хорошими послами для этого центра и продвигают его совершенно бескорыстно. Часто это очень известные люди, чье мнение может существенно повлиять на формирование имиджа туристского центра у них на родине. Этим объясняется заинтересованность местных властей в привлечении как можно большего количества деловых гостей в свой город или район. Осуществляя такие мероприятия, местные власти надеются на то, что их деловые гости расскажут об их городе, районе и стране своим родственникам, друзьям и коллегам по работе, а также на то, что они приедут еще раз уже в качестве отдыхающих или откроют здесь филиал своего бизнеса.

Деловой турист - это отправляющийся по делам бизнесмен или руководитель высшего или среднего звена. Всемирная туристская организация давно уже подсчитала: такие люди тратят в поездках в три-четыре раза больше, чем обычные граждане на отдыхе ($1200 вместо $300).Понятно, что во всем мире на них идет настоящая охота, и наша страна - не исключение. Сегмент рынка делового туризма имеет очень весомое значение. Шестьдесят процентов мирового туризма приходится на деловой туризм. От 55% до 60% мест в отелях по всему миру заполняется как раз за счет деловых поездок. Этот динамичный рынок обеспечивает ежегодно 610 млн. деловых поездок и почти $430 млрд. финансового оборота. В структуре мирового бизнес-туризма превалируют индивидуальные деловые поездки (70,8%). Примерно в равных долях - поездки на конференции и семинары (12,6%) и посещение выставок (10,9%). Конгрессные туры и инсентив-туризм занимают приблизительно по 3%. В мировом туристическом потоке доля бизнес-туристов составляет примерно 25-30%. В России же, по мнению экспертов, картина несколько иная: у нас очень популярны поездки на выставки, а доля «чистого» инсентива практически равна нулю. По итогам статистики за 9 месяцев 2006 года число россиян, выехавших за рубеж, составило 22,304 миллион человек. Об этом свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат). По сравнению с 2005 годом эта цифра увеличилась на 1,3%. Прошлогодний рост за соответствующий период составлял 16,5%. Это позволяет говорить о наметившейся стагнации выездного туристского потока.

В соответствии с целями индустрии делового туризма бизнес - встречи представляют собой организованные мероприятия, которые объединяют людей для обсуждения различных вопросов и могут принимать разнообразные формы, иметь разные названия. Например, конгресс - это формальная встреча делегатов, обычно принадлежащих определенной сфере человеческой деятельности или вовлеченных в специальное исследование в определенной области, для обсуждения разных вопросов. Конференция подразумевает формальный обмен мнениями на встрече или собрание для обсуждения общих для всех участников вопросов. Саммит - та же конференция с участием высоких должностных лиц, вплоть до руководителей государств. Съезд - встреча людей, имеющих общие цели, в частности, собрание делегатов политических партий с целью формирования политики и выборов в руководящие органы. Симпозиум - мероприятие, сопровождающееся беседами в непринужденной обстановке, или формальная встреча, когда специалисты делают короткие сообщения на определенную тему или несколько тем, связанных друг с другом. Семинар - лекция, сопровождающаяся обменом мнений участников.

Бизнес - встречи отличаются большим разнообразием. Они могут иметь как коммерческие, так и некоммерческие задачи, могут быть немногочисленными (от нескольких человек до нескольких десятков участников) и многочисленными (сотни участников); могут быть короткими (в течение нескольких часов) и продолжительными (несколько недель). Однако основной характеристикой встречи, по которой ее можно считать частью рынка делового туризма, является то, что она употребляет услуги индустрии туризма и проводится вне помещения организации, осуществляющей встречу. Например, собрание нескольких менеджеров компании, обсуждающих стратегию по заработной плате в своих подразделениях в течение полдня, считается частью рынка делового туризма, если оно проводится в конференц-зале, зарезервированном в местной гостинице и особенно если оно сопровождается деловым обедом. Если же собрание проходит в конференц-зале организации, где работают эти менеджеры, то оно не может считаться частью индустрии туризма, поскольку не пользуется услугами индустрии туризма.

На рынке могут использоваться различные средства проведения встреч и конференций, от крупных конгресс-центров, специально построенных для этого, до концертных залов, театров, учебных заведений, церквей, музеев, теплоходов, тематических парков. Однако наибольшая часть различного масштаба все-таки проводится в отелях, способных комфортно разместить делегатов.

Многие крупные предприятия, которые проводят более 20 мероприятий в год, таких как конференции, собрания акционеров, годовые раунды, собрания, посвященные вопросам продажи, сессии по подготовке кадров и другие, имеют собственных корпоративных организаторов, которые выбирают и резервируют помещения в местах, предназначенных для проведения таких мероприятий, а также являются ответственными за качественное выполнение мероприятия.

Для выбора мест корпоративные организаторы привлекают сторонних помощников, т. е. различные агентства, имеющие опыт работы в этой сфере и собственную базу данных (иногда через эти агентства осуществляется 70% резервирования). Одним из важных критериев выбора места проведения встреч является его расположение (конгресс-центры должны находиться не дальше от города или аэропорта чем в часе езды). Вторым по значению критерием можно считать возможности предоставления разных услуг досуга

Компании и ассоциации, проводящие менее десяти встреч в году, обычно обращаются к консалтинговым компаниям, специализирующимся на организации мероприятий. Некоторые из таких крупных компаний проводят более 150 мероприятий в год. Помимо выбора места проведения мероприятия, консалтинговые компании оказывают поддержку организаторам в планировании мероприятия, координации различных вопросов, таких как определение необходимого количества инструкторов, обеспечение транспортными средствами для перевозки оборудования, контроль над процессом оплаты и др. В то же время от сотрудников этих компаний требуется достаточный профессионализм для решения незапланированных вопросов в непредвиденных обстоятельствах, например, задержка рейса в аэропорту или ухудшение погодных условий. Консалтинговые компании, работающие на международной арене, объединяются в профессиональные организации, например, в Международную ассоциацию профессиональных организаторов конгрессов (IAPCO).

Основными органами, осуществляющими продвижение центров индустрии встреч, являются бюро по организации собраний и департамент бизнес-путешествий местных и национальных туристских организаций. Они публикуют материалы, распространяя их среди организаторов встреч, помогают гостиницам и конференц-центрам при подготовке встреч, а также координируют все действия по подготовке и проведению этих встреч.

Одной из ведущих международных организаций по продвижению крупных региональных конгрессных центров является Европейская федерация по проведению конференций городов (European Federation of Conference Towns-EFCT), которая базируется в Брюсселе и объединяет 70 членов из 22 стран Западной и Восточной Европы.

Конгрессный туризм является специализированным сегментом рынка туристских услуг, включающим в себя поездки на организованные мероприятия (конгрессы, конференции, совещания и т.п.), имеющие своей целью обсуждение различных вопросов среди определенных групп людей.

При этом обязательным условием отнесения конференции или иного мероприятия к рынку конгрессного туризма является проведение вне помещения организации, выступающей инициатором конференции.

Конгрессный туризм является наиболее динамичным сегментом рынка деловых путешествий. Под конгрессным туризмом понимают деятельность, связанную с организацией конгрессов, выставок, ярмарок, конференций и прочих мероприятий. По статистике ЮНВТО, доля конгрессного туризма в общем объеме деловых поездок составляет 10-12 %. В мире растет интерес к форумам, конференциям, симпозиумам, совещаниям, семинарам, а также выставкам и ярмаркам. Цели участия в подобных мероприятиях различны. Ученые, бизнесмены, врачи, деятели культуры, туризма и других отраслей (строительство, легкая промышленность, сельское хозяйство и т. д.) охотно принимают участие в подобных мероприятиях, чтобы получить свежую информацию, увидеться с коллегами, обменяться с ними мнениями и опытом, провести переговоры, отвлечься от привычной обстановки и приобщиться к предлагаемой культурной программе.

Конгрессный туризм представляет собой разновидность выставочного туризма. Выделять конгрессный туризм в небольшой подраздел приходится потому, что организация конгрессных мероприятий, имеющая много общего с организацией выставочной деятельности, предъявляет несколько иные требования к инфраструктуре и организаторам. Конгрессные мероприятия мельче по масштабу, чем выставочные, но имеют более квалифицированный и требовательный состав участников. По доходности конгрессные мероприятия уступают выставкам, поскольку рассчитаны на меньшее количество участников. Однако в отличие от выставок конгрессы, особенно международные, ориентируются на эксклюзивное обслуживание, тем самым обеспечивая загрузку лучших гостиниц города. Конгресс- и конвент отели, способные одновременно принять до 2 тыс. и более участников, стали привычным явлением в Америке, Китае, Сингапуре. В Европе средние цифры по этому виду деятельности - 300 человек на одно мероприятие, что скромнее, чем средние показатели в США и Азии (где зафиксированы абсолютные рекорды - 5 тыс. участников и более). Именно на средние цифры ориентируются организаторы конгрессов в Европе при выборе помещений для их проведения. Сектор спроса конгрессного туризма делится следующим образом: в 55 % случаев инициаторами конгрессов выступают компании и предприятия, в 45 % случаев - ассоциации, федерации и общественные организации. По отраслям экономики и промышленности основные заказчики это фармацевтическая и автомобильная промышленность, финансовые, страховые, компьютерные структуры. Средняя продолжительность конгрессов составляет 2 дня, что с учетом дороги и культурной программы увеличивает пребывание туристов в стране или городе до 4- 5 дней. Статистика свидетельствует, что в последние годы организаторы конгрессного туризма сталкиваются с сокращением числа участников при одновременном увеличении средней продолжительности пребывания.

Существует два вида конференций: корпоративные и некорпоративные.

Принципиальными отличиями одного вида конференции от другого являются их социальное и экономическое значение, сложность организации и порядок проведения, численность участников (делегатов). Сегментация рынка конгрессного туризма может быть проведена по целям созыва, характеру работы, количеству участников и их качественному составу, уровню компетенции созываемых совещаний, периодичности созыва. Тем не менее, на мой взгляд, основным критерием, по которому возможно провести сегментацию рынка конгрессного туризма, является природа инициатора созыва того или иного совещания. Именно природа инициатора определяет вид организуемой конференции, а также перечень необходимых услуг.

Может быть выделено два сегмента: корпоративный рынок конференций и некорпоративный рынок конференций - сфера деятельности правительственных структур и отраслевых ассоциаций. (Приложение 1)

Некорпоративный рынок конференций может быть подразделен на три категории:

-       Конференции научного характера

-             Конференции торгово-экономического характера

-             Конференции членов ассоциаций, объединяющих людей по различным «интересам», например, спортивным, клубным и т.п.

Конгрессный туризм имеет одну отличительную особенность - у него должен быть крупный корпоративный заказчик: правительство, отдельные министерства, крупные корпорации и холдинги. Мероприятия, организуемые на правительственном уровне или при поддержке правительственных кругов, способны во много раз увеличить свою привлекательность, а значит, и коэффициент загрузки средств размещения. Поэтому многие организаторы конгрессов пытаются заручиться поддержкой правительственных кругов для привлечения различного рода международных встреч на свою территорию.

Несмотря на продолжающийся рост популярности азиатско тихоокеанского направления, основной объем рынка конгрессного туризма приходится на Европу (80 %), где сосредоточены лучшие профессиональные кадры, имеется богатая традиция проведения этих мероприятий. Если в 30 е гг. XX в. ежегодно проводилось 200 международных конференций, то в 90 е гг. число конгрессов превысило 8 тыс. в год. Основная их часть (около 80 %) приходится на страны Западной Европы и Северной Америки. Первые три позиции по числу международных симпозиумов и совещаний прочно удерживают США, Франция и Великобритания. Германия, занимающая 4 е место, известна своими выставками и ярмарками. Их популярность объясняется благоприятной конъюнктурой во многих отраслях промышленности этой страны, повышенным спросом на инвестиционные товары и развитой инфраструктурой. Так, ежегодно в Дюссельдорфе, считающемся одним из центров мировой моды, проходят выставки ярмарки одежды. Сюда съезжаются кутюрье из разных стран. Германия проводила итоговую Всемирную выставку второго тысячелетия "Экспо 2000", которая открылась 1 июня 2000 г. в Ганновере - известном конгрессном и выставочном центре. На ней было представлено 189 стран, которые разместились в 53 павильонах на площади 170 га . "Экспо 2000" не являлось выставкой в традиционном понимании. По мнению ее устроителей, это был огромный театр под открытым небом. Основную часть площади заняла экспозиция на тему "Человечество - природа - технология". Благодаря фантазии ее участников, посетители смогли совершить путешествие в пространстве и во времени, погрузиться в виртуальные миры. Дни проведения выставки были насыщены культурными и спортивными мероприятиями.

Крупнейшими центрами конгрессно - выставочной деятельности в Европе и Америке являются Амстердам, Барселона, Брюссель, Вашингтон, Вена, Женева, Копенгаген, Лондон, Мадрид, а также Париж и Страсбург. Кроме того, ежегодно государственные и деловые лица съезжаются в Давос (Швейцария), где проходят форумы по актуальным вопросам развития мирового хозяйства. Названные города имеют соответствующую материально техническую базу и располагают широкими возможностями для организации досуга иностранных гостей.

Конгрессы и конференции проходят в конгресс центрах, отелях, театрах и концертных залах, университетах и других учебных заведениях. В 1980 е гг., когда наметилась тенденция сближения конгрессной и выставочной деятельности, возникла и получила распространение американская модель центра съездов. Она представляет собой специально возводимые здания, состоящие из больших залов, которые могут быть использованы под выставки и одновременно для приема участников конференций.

В последние годы международные мероприятия все чаще стали проводить в зданиях, имеющих историческое значение: в замках и нетрадиционных сооружениях. Пользуются популярностью мероприятия, проводимые на бортах судов. Часто симпозиумы и конференции проходят в теплое время на берегу морей и озер. Участники таких мероприятий могут не только работать, но и в свободное время отдыхать на пляже, купаться и загорать. Помимо организации и проведения конференций и семинаров, конгресс туризм включает прием делегаций, рабочих групп, профессиональных и прочих посетителей, а также предоставление широкого спектра дополнительных услуг по питанию, размещению, организации культурной программы. В этом ключе необходимо подходить к отбору средств размещения для организации конгрессов и конференций. Первое и основное требование, предъявляемое организаторами к гостинице, - емкость номерного фонда, т. е. вместимость, достаточная для того, чтобы все собравшиеся на конгресс представители проживали в одном отеле. Это простое на первый взгляд условие становится непреодолимым препятствием для многих отелей. Иногда группа участников конгресса может составлять тысячу и более человек. Учитывая другие брони, а также тот факт, что деловые гости предпочитают одноместное размещение, можно сказать, что список гостиниц, соответствующих поставленным требованиям, становится предельно мал.

Выставочный туризм. Выставки и торговые ярмарки обычно проводятся для презентации продуктов и услуг приглашенным представителям для стимулирования продажи или информирования гостей. В этом случае выставка представляет собой форму рекламы, где продукт можно изучать визуально, на ощупь, а в некоторых случаях и попробовать. Как средство рекламы выставки играют важную роль в маркетинге продуктов и услуг и стимулируют торговлю как внутри страны, так и за рубежом. В качестве сектора делового туризма организация и проведение выставок генерируют денежные средства для местной экономики за счет местных и иностранных гостей.

Вместе с тем выставки считаются частью индустрии делового туризма, так как они стимулируют путешествия двух различных категорий людей:

). Обслуживающих выставку, путешествующих с целью рекламы и продажи своей продукции;

). Гостей выставок, которые посещают их с разными познавательными целями, например, для ознакомления с последними достижениями в разных областях экономики или осуществления покупок и заключения договоров.
По разным оценкам, торговые выставки имеют для их участников различные последствия:

). В рамках выставок проводятся целевые встречи, четко нацеленные на определенные сегменты рынка и сопровождающиеся продвижением продуктов и услуг.

). Большая часть гостей выставок наделена полномочиями осуществлять покупки.

). Выставки собирают большое количество лидеров в области продаж и трансформируют многие устаревшие нормы продаж.

Для гостей выставок важно то, что им предоставляются возможности непосредственных контактов с персоналом компании и сравнения разных продуктов, а также они получают необходимую информацию от непосредственного осмотра продуктов и осуществления проб.

Выставки повышают спрос на разные секторы индустрии туризма, а именно на средства размещения, рестораны, агентства путешествий. Иностранные гости выставок и ярмарок считаются самыми расточительными бизнес-туристами, а вышеперечисленные средства индустрии туризма, естественно, выигрывают от таких клиентов. Например, местный бизнес Великобритании от проведения выставок в 2008 г. получил 1320 млрд фунтов стерлингов дохода.

В последнее время выставки и ярмарки все чаще сопровождаются конференциями и семинарами в целях повышения интереса к предмету мероприятия, а также для получения новой дополнительной информации, знаний от выставки. А некоторые торговые и технологические ярмарки предоставляют программу рабочих групп, разные демонстрационные курсы и форумы.

С другой стороны, многие конференции сопровождаются соответствующими выставками, которые повышают визуальное и практическое восприятие, а также обеспечивают дополнительные доходы организаторам конференций. По оценкам специалистов, около 20% выставок проводятся одновременно с соответствующими конференциями и наоборот. Удобство такого сочетания заключается в том, что участники конференций и выставок могут принимать в них участие, не покидая конгресс-центры или выставочные комплексы

Организаторами выставок могут быть частные предприниматели, торговые или другие профессиональные организации и др. Так как организация и проведение выставок являются рискованным мероприятием, организаторы должны проводить исследования возможностей и ожидаемого эффекта.

В обязанности организаторов входит также разработка маркетингового плана для выставки. Вначале организатор должен выпустить брошюру с исчерпывающей информацией о продаваемых выставочных площадях (о видах стендов, статистике соответствующей индустрии или рынка и ее потенциальной динамике, а также о ценах) и распространить ее среди потенциальных участников. Затем копии брошюр отправляют в соответствующие издания и сопровождают их пресс-релизом, определяющим цели выставки и ее потенциальные возможности. Организатор также должен распространять периодические новости о выставке, освещать ее достижения и стремиться привлечь к участию в выставке как можно больше желающих.

При принятии решения об участии в выставке компании должны внимательно изучить условия контракта, отправленного организатором, а также предлагаемую программу выставки и ее проведения. Для решения этих вопросов назначают исполнительного координатора, в чьи обязанности входит планирование и составление бюджета для участия в выставке, определение персонала для работы на стенде и стратегии продвижения своей продукции. Для успешного участия в выставке от компании требуется объединить усилия департаментов маркетинга и финансов, отдела кадров, а также выполнить следующие работы по продвижению:

1) Определить участвующих в выставке существующих и потенциальных клиентов с помощью непосредственной переписки;

2) Дать рекламу в соответствующих изданиях;

) Организовать определенные мероприятия для привлечения гостей к своему стенду, например, презентации с вручением разных призов и др.

В последние годы все чаще выставки проводят участники индустрии встреч, где под одной крышей собираются как организаторы разных мероприятий, так и потенциальные участники. В роли участников выставки выступают организаторы конгрессов, гостиничные и транспортные компании, а в роли rocтей - корпоративные организаторы компаний, организаторы профессиональных мероприятий, агентства по поиску средств проведения встреч и др.

Наряду с поездками на конгрессы и выставки деловой туризм включает инсентив туры. Понятие "incentive" (англ.) трактуется как побудительный, поощряющий. Под данным видом туризма подразумевают поездки, которыми коммерческие фирмы награждают своих сотрудников за высокие показатели в работе или мотивируют их к более производительному труду в будущем, а также проведение выездных семинаров, совещаний, конференций. Выделяют два вида инсентив туров: индивидуальные туры; выездные семинары, конференции, дилерские школы.

Первый инсентив тур был проведен в 1910 г. в США компанией National Cash Register Company of Danton. Агенты и дилеры компании были награждены бесплатной поездкой в Нью-Йорк за отличные результаты в работе. Начало регулярного использования поездок в виде поощрения было положено в 60 е гг. ХХ в. благодаря началу полетов гражданских реактивных самолетов.

Инсентив туризм преследует несколько целей:

)        презентация и продвижение нового продукта или услуги;

)        повышение производительности и качества;

)        создание дилерской и агентской сети;

)        формирование лояльной и сплоченной команды.

В зависимости от целей выделяют три вида инсентив-программ:

1) поощрительные программы;

) мотивационные программы;

) построение команды (team building).

Инсентив программа - лучшее средство для поощрения сотрудников, служащих, руководителей высшего звена, клиентов или дилеров, эффект от которого будет длиться долгое время. Отличительной особенностью инсентив программ является то, что они разрабатываются исключительно индивидуально под конкретного заказчика. Эти туры предполагают высококлассное размещение и обслуживание на маршруте.

Доля инсентива в секторе делового туризма составляет только 8 %, а в общем потоке посещающих, например, Испанию и Францию, "премированные" туристы занимают не более 5- 7%. Объем инсентива в доходе этих стран существенно выше. Это объясняется более высокой ценой поощрительных программ по сравнению с ценой обычных туров. Например, ежегодный оборот от инсентив туризма в Швейцарии превышает 460 млн долларов США, хотя инсентивом в этой стране активно занимаются не более 20 туроператоров и около 230 агентств.

Общий годовой оборот европейского инсентив туризма составляет 4,5 млрд долларов США. Начало использования поездок в виде поощрения за успехи в работе было положено в 60 е гг. XX в. в США. В отличие от других видов туризма, которые, не успев оформиться, становились достоянием сразу многих стран в разных регионах мира, инсентив довольно долго "не покидал" Новый Свет. Лишь в 1970- 1980 е гг., с расширением потока премированных туристов из Америки на старый континент, он охватил Европу, а затем был заимствован и Азией. Именно в это время в Европе и Азии стали специально возводить пятизвездочные отели.

В инсентив туризме около 80 % поездок приходится на Европу, 10 % - на США, 6 % - на страны Юго Восточной Азии, 4 % - на другие направления. Рейтинг инсентив направлений у европейских туристов возглавляют Франция, Испания, Швейцария, Австрия, Кипр, США, а также острова Карибского бассейна.

Вознаграждение поездкой получает все большее распространение в Европе. Практика показывает, что инсентив туры являются лучшим стимулятором к труду по сравнению с любым потребительским товаром. В Великобритании на них приходится 2/5 общей суммы расходов фирм на вознаграждение своих сотрудников, во Франции и Германии - почти половина. Стоимость инсентив туров варьируется от 500 до 1500 долларов США на человека и даже выше, а продолжительность - от трех до семи дней. Маршруты поощрительных поездок пролегают преимущественно по территории европейских стран: Франции, Испании, Швейцарии, Австрии, Кипра, а также США и островам Карибского бассейна.

По данным Европейской ассоциации по инсентив туризму, среди основных стран - поставщиков поощряемых туристов по прежнему лидируют США (около 60 %), Великобритания (20 %) и Германия (11 %). В последние годы выросло число инсентив посетителей из Японии. Что касается российских инсентив групп, то их в Европе единицы.

Доминирующим сегментом на рынке инсентив туризма остаются групповые поездки, несмотря на снижение их доли с начала 1980 х гг. Число туристов в инсентив группе может колебаться от нескольких до 100 человек и более. В половине групп численный состав не превышает 10 человек. Инсентив группы комплектуются из работников исполнительного звена компаний, сотрудников среднего и высшего руководящих уровней, а также рядовых потребителей, например постоянных покупателей. Состав инсентив групп включает руководящий персонал (31 %), менеджеров по продажам (20 %), потребителей (26 %), агентов и дистрибьютеров (14 %).

С расширением рынка инсентив туризма появились фирмы, специализирующиеся на организации поощрительных поездок. Они оказывают квалифицированную помощь в разработке специальных программ стимулирования трудового коллектива. По договору с администрацией компании туристская фирма планирует и организует инсентив туры. Действенность этой системы поощрения не в последнюю очередь зависит от того, насколько удачно выбран маршрут путешествия. Поездка должна быть привлекательной для работников и соответствовать их возрасту, состоянию здоровья, религиозным убеждениям и личным интересам. Поэтому турфирма часто предваряет свою работу наблюдением за потенциальными клиентами. Наиболее известными туристскими фирмами, организующими поощрительные поездки, в США являются "Е.Ф. МакДоналд Трэвел Компани", "Мариц Трэвел Компани" и "Топ Вэлью Интерпрайзис".

В простейшем случае инсентив тур - это обычный тур с проживанием в четырех- или пятизвездочном отеле и насыщенной экскурсионной программой. Такие стандартные программы, как ни странно, больше всего заказывают американские туристы. Существует и другая разновидность инсентива, когда программа поездки строится в соответствии с какой то главной идеей. Инсентив операторы предлагают на выбор, как правило, 20- 30 программ по каждой стране. Это может быть турнир по гольфу для инсентив группы в загородном клубе, прогулка на воздушном шаре, пикник на альпийской вершине, круиз с музыкально танцевальными вечерами, питейный или гастрономический тур.

Рост числа инсентив туров послужил толчком к расширению тематики конгрессно выставочной деятельности и проведению специализированных форумов по поощрительному туризму. Этот рост повлек за собой организацию университетских курсов подготовки кадров для данного сегмента туристского бизнеса, способствовал образованию многочисленных ассоциаций, обществ и т. д. Одним из них является Общество должностных лиц в сфере поощрительного туризма (SIТЕ), которое находится в Нью Йорке. В нем состоит 650 членов. В настоящее время SIТЕ насчитывает 18 комитетов, управляет университетом инсентив туризма, проводит региональные встречи, семинары, торговые выставки.

Эксперты отмечают, что инсентив туризм ждет большое будущее. В XXI в. он станет главной формой поощрения работников в ведущих отраслях мирового хозяйства.

1.2 Анализ состояния и проблемы развития делового туризма в России

Рынок делового туризма в России в качестве бизнеса существует недавно - речь идет только о последнем десятилетии, и сейчас находится в стадии становления. Емкость российского рынка деловых поездок в 2006г. оценивалась в 860 млн. долларов США: 80% из них пока приходится на бронирование авиабилетов и гостиничных мест и лишь 20% - на дополнительные услуги. 75-80% рынка делового туризма приходится на Москву и Санкт-Петербург. Соответственно, участники данного сегмента рынка - и турфирмы, и их клиенты, сосредоточены в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Из общего числа посетителей Москвы из дальнего зарубежья более половины (51%) всех иностранных гостей указывает деловую цель в качестве основной причины поездки.

Шестьдесят процентов мирового труизма приходится на индустрию встреч. От 55% до 60% мест в отелях по всему миру заполняется за счет деловых поездок.

Однако ICCA (International Congss and Convention Association - Международная Ассоциация конгрессов и съездов), по итогам 2006 года поставила Россию по количеству проводимых конгрессов только на 42-е место.

Среди городов мира Москве досталось 88-е место, а Петербургу - 87-е.

Нельзя сказать, что данная ситуация соответствует действительности, и это связано с тем, что ICCA включает в свой рейтинг далеко не все мероприятия, а только проводимые международными организациями и при этом по принципу ротации между разными странами. При таком подходе отсекается 95%, если не больше, российского рынка.

Корректная статистика индустрии встреч остается общемировой проблемой. Собственные подсчеты делает UNWTO, свои цифры у WTTC (World Travel and Tourism Council), считает рейтинги и MPI - Meeting Professionals International, а это очень солидные крупные организации. В результате отсутствует реальная статистика, отражающая ситуацию в отрасли. Статистика должна быть пропитана национальной идеей. То есть, мы сами должны выработать критерии и механизм статистики индустрии встреч, а затем предложить наши результаты международным организациям.

Рассмотрим специфику российского рынка конгрессных услуг.

До недавнего времени российского корпоративного клиента отличало отсутствие знаний о возможностях получения услуг в области индустрии встреч. Сейчас уровень знаний корпоративных клиентов заметно вырос. Фактически многие из них подошли к конгрессному туризму через эволюцию от корпоративных вечеринок в офисах или ресторанах. Потому-то мы сегодня наблюдаем и своеобразный «микс» компаний, работающих на рынке индустрии встреч.

Субъектами российского рынка индустрии встреч являются:

1)  турфирмы, создавшие специальные корпоративные отделы;

2)      турфирмы, занимающиеся инсентив-туризмом (поощрительными поездками, заказываемыми компаниями);

)        компании, занимающиеся организацией праздников и др. мероприятий;

)        аналоги конгресс-бюро (потому что в западном понимании конгресс-бюро в России почти нет);

)        гостиницы.

Для последних развитие рынка делового туризма приобретает особое значение, поскольку организация делового обслуживания обеспечивает загрузку конференц-залов, ресторанов, бизнес-центров, а также «оптовую» загрузку номерного фонда за счет заезда гостей на мероприятие.

Индустрия деловых встреч приносит крупным городам, по крайней мере, в четыре раза больше средств, чем от организации каких-либо других массовых мероприятий.

По экспертным оценкам, ежегодный объема рынка «делового туризма» в России составляет $1.5 млрд. Однако данная цифра достаточно приблизительна в силу отсутствия данных по конкретным составляющим индустрии встреч в России.

С одной стороны, конгресс-туризм не имеет сезонного характера. Но, с другой стороны, российские компании в последнее время тяготеют к проведению корпоративных мероприятий в период высокого сезона, хотя это и обходится им дороже. В результате в России наблюдается следующий расклад по сезонам: январь-март - 14%, апрель-июнь - 44%, июль-сентябрь - 30%, октябрь-декабрь - 12%.

Одной из основных проблем формирования рынка конгрессного обслуживания эксперты считают нехватку квалифицированных кадров.

Другой проблемой является налаживание отношение компаний с «ветвями власти» для совместного решения острых вопросов, поскольку индустрия встреч очень сильно зависит от общей деловой и городской инфраструктуры, в т.ч. от таких моментов, как состояние дорог и пробки.

Очень большое значение имеет налаживание статистики и маркетинговых исследований. Сдерживает развитие индустрии международных встреч в России практически бессистемная маркетинговая деятельность и усложненная процедура получения виз.

Одна из наиболее востребованных дополнительных услуг - проживание. Многие компании предпочитают проводить различные семинары и тренинги непосредственно в отелях, стараясь не только разместить участников из разных регионов в одном месте, но и избежать временных накладок, связанных с перемещением по городу. Организация дополнительных обедов, ужинов и банкетов - также необходимая часть проведения многих конгресс-мероприятий. Некоторые заказчики делают также запросы на развлекательные услуги - боулинг, дискотеку и пр. Большинство гостиниц имеют возможности организовывать экскурсии, трансферы, предоставлять гидов и пр.

Развитие сектора конгрессных услуг в отельном бизнесе оценивается большинством гостиниц более чем оптимистично. Но, несмотря на бурное развитие инфраструктуры - реконструкцию и создание новых современных бизнес-центров в отелях, рынок ощущает нехватку конференц-залов и специализированных конгресс-центров. По данным независимых экспертов, активный рост спроса на аренду залов в Москве будет продолжаться.

Организация на базе предприятий гостиничного бизнеса различных конференций, симпозиумов и тренингов для персонала становится обычной практикой.

При наличии у отеля подходящих помещений и оборудования обслуживание корпоративных бизнес-туристов может принести ему до 40-50% доходов.

До недавнего времени гостиницы обеспечивали только проживание и питание участников мероприятий, предоставляя специально созданным конгресс-центрам заниматься помещениями для заседаний и необходимым техническим оборудованием. Однако одним из наиболее частых пожеланий участников конгрессов является возможность проведения заседаний и деловых встреч поблизости от места их проживания. Предоставляя весь комплекс услуг, необходимых для проведения мероприятия, владельцы отелей могут, таким образом, существенно увеличить свои доходы.

По подсчетам специалистов по деловым путешествиям Всемирной туристской организации (ЮНВТО), в структуре расходов на проведение мероприятий около двух третей составляет плата за аренду зала заседаний и оборудования, размещение и питание участников. Отели начали с того, что стали предоставлять весь этот комплекс услуг организаторам небольших корпоративных мероприятий, количество участников которых значительно ниже, чем при проведении конференций и съездов, особенно международных. 29% корпоративных мероприятий, по данным исследования рынка международных мероприятий, опубликованного в мае 2006 г. в специализированном журнале Meetings & Conventions, насчитывают менее 50 участников, 26% - от 50 до 100 участников, 24% - от 100 до 250 участников. Следует учесть, что 80% всех подобных мероприятий в прошлом году было проведено на базе различных мировых отелей.

Бюджет 28% корпоративных мероприятий, по данным того же исследования, варьируется в пределах $150000 - 500000. Это самая распространенная сумма, а потратить более $1 млн могут себе позволить только 10% организаторов корпоративных мероприятий. Бюджеты конгрессов и симпозиумов, проводимых международными ассоциациями, распределяются примерно таким же образом. Подавляющее большинство устроителей любых международных мероприятий выбирают для своих целей комфортабельные отели уровня четырех, чуть реже - пяти звезд. Среди критериев, наиболее важных при выборе отеля, устроители обычно называют его местоположение, цены, качество питания, безопасность, высокий уровень технического обеспечения и наличие залов заседаний.

Около двух третей крупных международных мероприятий сейчас проводится именно в отелях, располагающих собственными деловыми зонами и залами для проведения заседаний и переговоров. Большинство отдельных конгресс-центров как в России, так и по всему миру были построены в середине прошлого века в основном по заказу и на средства государственных и муниципальных властей и служили скорее для поддержания политических амбиций своих владельцев. К таким монстрам относятся, например, Кремлевский дворец съездов, высотный Дворец науки и культуры в Варшаве, Дворец республики в Берлине. В таких центрах есть и залы, вмещающие тысячи человек, и небольшие помещения для секционных заседаний, и огромные фойе. Эти объекты имеют большие преимущества при проведении мероприятий, в которых одновременно участвуют тысячи человек, а также съездов, сопровождаемых крупными выставками. Однако конъюнктура рынка делового туризма сейчас такова, что огромные площади требуются организаторам довольно редко, а во всех остальных случаях устроители предпочитают получать все услуги под одной крышей.

Конгресс-отели распространены не только в мировых столицах и городах с высокой деловой активностью, но и в курортных зонах, где бизнес-услуги позволяют загрузить средства размещения в низкий сезон. В столицах конгресс-отели обычно относятся к категории “четыре звезды”, а на курортах, где участники корпоративных мероприятий помимо работы еще расслабляются и отдыхают - к классу “пять звезд” и “де люкс”. Новейшие бизнес-отели представляют собой целый конгломерат, включающий в себя собственно конгресс-центр, отель, рестораны и бары, спортивно-оздоровительный и торгово-развлекательный комплексы, а иногда даже казино и кинотеатры-мультиплексы.

Подумать о том, какие дополнительные услуги будет оказывать его отель и можно ли его будет позиционировать в конгрессном сегменте, инвестору необходимо еще на стадии утверждения архитектурного проекта объекта. Например, отсутствие в проекте помещений для оказания оздоровительных услуг или растянутость коммуникаций, обеспечивающих работу ресторана, не позволит гостинице претендовать на получении “пяти звезд” по российской классификации, а именно средства размещения класса люкс пользуются повышенным спросом среди путешествующих бизнесменов, расходы которых оплачивает компания. Гостиница, естественно, не сможет претендовать на звание конгресс-отеля, если в ней не будет достаточного количества конференц-залов и переговорных комнат, рассчитанных на разное количество участников. А устранить недостатки, не выявленные на стадии проектирования, в дальнейшем очень сложно, если не невозможно.

В Москве предоставление качественных услуг для делового туризма развивается в последнее время очень активно. Недаром в программах развития гостинично-туристского комплекса столицы гостинично-офисные или торгово-офисные комплексы и отели часто представлены совместно. Такой симбиоз вполне устраивает и владельцев средств размещения, и потребителей услуг, особенно если объекты располагаются в отдаленных районах или пригородах Москвы.

Примером удачного позиционирования гостиницы в сегменте конгресс-туризма может служить “Ирис конгресс-отель”. Этот объект, называвшийся сначала “Пульман-Ирис” и “Ирис-Софитель”, не мог похвастаться хорошей загрузкой из-за довольно неудачного расположения - на Коровинском шоссе, довольно далеко от центра. Только после того как “Ирис” был взят под управление группой компаний “ЮМАКО” и перепозиционирован в конгрессный сегмент рынка, дела у него пошли на лад.

Отелей, занимающихся только этим сектором рынка, в столице очень мало. Собственно, кроме “Ириса” к этой категории можно отнести только Президент-отель. Но организацией различных мероприятий так или иначе занимаются практически все московские гостиницы уровня 4-5 звезд. Благодаря зарубежным гостиничным сетям, задающим тон на нашем рынке, был задан высокий стандарт качества в оказании дополнительных услуг. Клиент знает, что никаких сюрпризов не будет и ему не придется самостоятельно заботиться о разных мелочах. Главное для участника мероприятия - это комплексность услуг, чтобы можно было провести весь свой бизнес-день, не выходя из гостиницы. Оказание дополнительных услуг обычно влияет и на доходы по основному виду деятельности отеля.

Принимать у себя участников различных конгрессов, выставок и симпозиумов для московских и питерских отелей сейчас гораздо выгоднее, чем работать с индивидуальными путешественниками или групповыми заявками от туроператоров. Настолько выгоднее, что гостиницы порой занимают выжидательную позицию и не подтверждают заявки на бронирование крупных турфирм в сроки, оговоренные в контрактах. Особенно часто это случается накануне значимых мероприятий, вызывающих высокий спрос на услуги размещения. Некоторые отели сознательно отсекают групповой туризм, выставляя для групп цены выше, чем для корпоративных клиентов, или предлагая размещение совсем без скидок. Правда, специалисты подчеркивают, что далеко не каждый отель может жить только с доходов от бизнес-туризма. Если гостиница камерная, основная ее прибыль будет идти от продажи номеров. Средний отель может получить от дополнительных услуг примерно 10-20% дохода. У специализируемых гостиниц этот показатель может составлять до 40-50% прибыли.

По словам Бориса Аверьянова, заместителя руководителя Комитета внешнеэкономических связей правительства Москвы, деловые цели остаются основной причиной поездок клиентов столичных отелей. Именно благодаря им московские гостиницы в прошлом году заработали более $600 млн и довели среднюю заполняемость до уровня 70%. Правда, концентрация на деловом сегменте спроса на гостиничные номера приводит к плавному сокращению средней продолжительности пребывания в столичных средствах размещения. По итогам прошлого года эта цифра составила 3,2 ночи - на 14,5% меньше, чем в 2008 г. Аверьянов считает такую тенденцию не слишком хорошей и видит два пути для ее исправления.

Первый - это работа с большими группами туристов. Правда, он отмечает, что далеко не каждая гостиница готова к этому, поскольку большие объемы спроса означают и повышение амортизационных расходов на оборудование и содержание номеров. Кроме того, групповые туры предполагают высокие скидки за размещение, чем еще больше сокращают доходную часть. Второй путь расширения времени пребывания клиентов в гостиницах - активизация различных корпоративных мероприятий, особенно выставок, проходящих, как правило, в течение трех и более дней. В дни проведения крупных выставок наполняемость московских средств размещения доходит до 90-100%. Расширение этого сегмента спроса никак не зависит от самих гостиниц.

Деловой туризм также имеет свою сезонность. Спад деловой активности наступает летом и в Новый год. В эти периоды отели могут получать дополнительные доходы от других своих ресурсов. Например, от ресторанов, в которые ходят посетители “с улицы”. Приток посетителей извне, не проживающих в отеле, считается основным критерием успешности гостиницы. Кроме того, неплохой приработок дает организация новогодних, рождественских и прочих праздничных программ. За новогоднюю ночь и последующий день средний по размерам отель может заработать до $0,5 млн. Кроме того, такие программы работают на имидж гостиницы, привлечение к ней повторных клиентов.

Рынок подмосковных отелей и пансионатов сейчас растет на 15-20% в год в денежном выражении и еще далек от насыщения. Инвестиции в строительство таких объектов считаются сейчас одними из самых эффективных. Хотя спрос на услуги загородных средств размещения превышает предложение, их владельцы стараются оказывать максимум дополнительных услуг для привлечения клиентов. Спортивный парк “Волен”, например, четко ориентирован на любителей активного отдыха, “Трактир “Алеша” делает акцент на ресторан, “Атлас Парк-отель” специализируется на корпоративном отдыхе. Вне зависимости от ориентации пансионата его инфраструктура, включающая в себя рестораны, бассейны, оздоровительные комплексы, объекты для спортивного отдыха и т. д., должна быть достаточно развитой. Это очень важно, поскольку на дополнительные услуги гость обычно тратит сумму, равную стоимости проживания.

В проведении различных фестивалей, конгрессов и прочих мероприятий заинтересованы не только столичные отели, но и средства размещения, расположенные в курортных местах. Например, сочинский гостиничный комплекс “Жемчужина” в межсезонье активно предлагает услуги корпоративным клиентам и благодаря удачному расположению в самом центре Сочи и непосредственной близости от моря пользуется стабильным спросом. В начале июня здесь ежегодно собираются участники международного фестиваля “Кинотавр”, в “Жемчужине” также проводятся “КВН”, фестиваль пива, большое количество выставок, конференций и симпозиумов. Комплекс рассчитан почти на 1800 мест, в нем есть номера любой категории, а также киноконцертный зал, бизнес-центр, шесть ресторанов и 14 баров.

Собираются различные форумы и в сочинском комплексе “Дагомыс”. А местная гостиница “Москва”, после реконструкции выделившая специальные помещения для оказания бизнес-услуг, сумела существенно увеличить свою загрузку. Сочинским средствам размещения серьезно помогает администрация города и края, которая принимают активные меры к тому, чтобы жизнь на курорте не замирала в межсезонье. Местные власти идут по пути Лазурного берега Франции, отели загружаются в любое время благодаря разнообразным выставкам, которые правительство начало организовывать здесь несколько десятилетий назад. Если Сочи превратится со временем в такой же регион, то российский курорт сможет быть востребованным и на международном рынке.

Ориентация на бизнес-туристов характерна сейчас и для гостиниц областных центров Центрального российского региона. Их основные клиенты - деловые люди, командированные из других городов - и в первую очередь из Москвы, которая дает до 60% заполняемости региональных отелей. Поездки, вызывающие потребность в средствах размещения, внутри одной и той же области или района составляют не более 10-15%, а зарубежные гости здесь вообще редкость. Для командировочных же большую роль играет наличие в гостинице таких услуг, как возможность пользоваться услугами бизнес-центра или арендовать комнаты для проведения переговоров, наличие розеток для подключения компьютера и Интернета в номерах. Российские и иностранные инвесторы, выбирающие сейчас регионы для реализации гостиничных проектов, в качестве критериев отбора рассматривают не только динамику турпотоков, но и деловой потенциал каждой конкретной области.

В ходе написания первой главы можно сделать следующие выводы:

) Путешествия с деловыми целями включают: бизнес - встречи, конгрессный туризм, торговые выставки и ярмарки, а также инсентив-путешествия (поощрительные), которые признаны наиболее эффективными средствами для ведения бизнеса, выхода на новые рынки, а также для обмена мнениями и новыми идеями между коллегами и клиентами.

Деловой турист - это отправляющийся по делам бизнесмен или руководитель высшего или среднего звена. В структуре мирового бизнес-туризма превалируют индивидуальные деловые поездки (70,8%). Примерно в равных долях - поездки на конференции и семинары (12,6%) и посещение выставок (10,9%). Конгрессные туры и инсентив-туризм занимают приблизительно по 3%

2) В настоящий момент существует множество проблем с привлечением инвесторов, не желающих рисковать своими деньгами из-за отсутствия гарантий, помощи в решении земельных вопросах и т.д.

) Современное состояние делового туризма характеризуется несостоятельностью нормативно-правовой базы, отсутствием департамента по развитию делового туризма. В то же время намечены изменения не только для делового туризма, но и для туризма в Москвы в целом.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА В МОСКВЕ

2.1 Анализ современного состояния делового туризма в Москве

По прогнозу Всемирной туристской организации, к 2020 году Россия может войти в первую десятку стран мира, выделенных по принципу наиболее популярных направлений мирового туризма, и Москва как столица способна сыграть роль крупнейшего центра туризма общероссийского масштаба.    Привлекательность Москвы как объекта делового туризма определяется следующими основными факторами:

Москва является крупнейшим культурным центром страны. В городе располагаются более 60 музеев и выставочных залов, более 100 театров и концертных залов, свыше 100 кинотеатров, два цирка и пр.

Столица обладает развитой базой для делового туризма и проведения международных конгрессов, симпозиумов, ярмарок и т.п., что дает ей возможность развивать наиболее перспективные виды делового туризма.

Развитая спортивная инфраструктура города позволяет проводить крупнейшие всероссийские и международные спортивные соревнования.

Географическое положение Москвы позволяет рассматривать город как отправную точку туристских маршрутов по историческим и культурным центрам Подмосковья и городам Золотого Кольца России.

В последние годы Москва укрепляла свои позиции одного из крупнейших в мире международных деловых центров. Рост числа деловых и служебных визитов в город в 2010 г. составил 319% к уровню 2000 г., причем если в среднем по России в 2010 г. доля деловых визитов насчитывала 17,4%, то в столице этот показатель был в 2,4 раза выше (42,5% общего въездного потока иностранцев).

Развитие делового туризма в Москве имеет большое значение для столицы, поскольку туристическая индустрия является стабильным источником пополнения городского бюджета (до 7% в год) и генерирует создание новых рабочих мест и строительство новых туристско-гостиничных комплексов и, как следствие, способом повышения благосостояния и уровня жизни москвичей.

Именно поэтому одной из наиболее важных стратегических задач Правительства Москвы является превращение столицы из крупнейшего индустриального центра России в мегаполис общеевропейского масштаба с высокоразвитой инфраструктурой туризма.

Для выполнения определяющих задач Программы по формированию положительного имиджа Москвы как международного туристского центра, развитию въездного и внутреннего туризма, а также созданию условий для роста числа иностранных туристов, посещающих столицу, Правительство Москвы, используя свое постоянное членство во Всемирной туристической организации (UNWTO), регулярно участвует в проводимых ЮНВТО форумах по наиболее актуальным вопросам развития туризма в мире.

Повышение туристической привлекательности города способствовало в последние годы развитию въездного туризма, особенно иностранных туристов, однако мировой финансовый кризис внес существенные изменения в динамику въездного туризма в Москву. Так, по данным Комитета по туризму города Москвы, в 2008 г. году в столицу прибыли 3898.0 тыс. иностранных туристов. Количество туристов снизилось по сравнению с 2007 г. на 2.8%.

В первой половине 2009 г. мировой финансово-экономический кризис продолжил негативное влияние на рост въездного потока иностранных туристов в Москву. По данным Пограничной службы ФСБ РФ через аэропорты Московской воздушной зоны поток зарубежных гостей в столицу в первом полугодии 2009 г. снизился на 18,6% (1 млн. 579 тыс. чел.) по сравнению с тем же периодом 2008 г (1 млн. 941 тыс. чел.).

Однако, уже во втором квартале 2009 г. было отмечено некоторое замедление темпов сокращения количества посещений Москвы зарубежными гостями по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Так, если в первом квартале 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. поток иностранных туристов в столицу снизился на 19.8%, то во втором квартале по сравнению с тем же периодом предыдущего года только на 17.7%.

Динамика же общей численности иностранных граждан прибывавших в столицу за последние 7 лет представлена на рис. 1

Рис. 1. Динамика общей численности иностранных граждан прибывших в Москву через международные аэропорты московской воздушной зоны

По данным за 2008 г. общее количество иностранных гостей, прибывших из дальнего зарубежья и гостей, прибывших из стран СНГ и Балтии, примерно равны и составляют 1,8 млн. человек и 2,0 млн. человек соответственно. При этом, следует отметить, что среди иностранных граждан, посещавших российскую столицу в 2004-2008 гг., отмечался значительный рост общей численности гостей из стран СНГ и Балтии. Так, за рассматриваемый период темпы роста количества туристов из стран СНГ составили 300%, а из стран дальнего зарубежья 220%.

По целям визита общий поток иностранных гостей, посетивших столицу воздушным транспортом, распределяется на три основные группы.

Наибольший сегмент (42,5%) составляют гости, приехавшие из-за рубежа с деловым визитом (в служебных целях). Эта категория иностранных гостей столицы в 2008 г. превысила 1,6 млн. человек.

Общее количество туристических и частных визитов иностранцами формирует два не сильно отличающихся по величине сегмента. Так, в 2008 году с туристскими целями в Москву въехало 943,8 тыс. иностранцев, что почти в 4 раза больше, чем в 2000 году. При этом увеличился и удельный вес иностранцев, прибывающих в Россию с туристскими целями, среди всех прибывших иностранцев: так, если в 2000 году их доля составляла только 17,2%, то в 2008 г. последняя достигла 24,2%. С частными целями поездок в Москву, например, таким как на учебу, лечение и т.д., в 2008 г. столицу посетило 1151, тыс. чел.

Общая численность иностранцев, прибывавших в Москву в служебных целях, увеличилась в 2008 году по сравнению с предшествующим периодом на 6,1%, ее доля в 2007 году возросла до 42,5%.

В 2010 году по сравнению с предыдущим годом практически не изменилось число иностранцев, прибывших в Москву с частными целями: их доля в общей численности иностранцев составила 29,8%, что в абсолютном выражении равно 1.161 тыс. человек.

Наихудшую динамику среди показателей количества гостей, прибывших в Москву, по целям поездки продемонстрировала категория «обслуживающий персонал транспортных средств и прочее», сократившись на 66,2% до величины 136,4 тыс. человек. Отрицательная динамика данного показателя связана с резким уменьшением количества пассажирских и грузовых перевозок вследствие мирового экономического кризиса, а так же вводом новых схем оптимизации управления транспортными потоками крупными логистическими и транспортными компаниями с целью сокращения издержек.

В последние годы наблюдались значительные различия в структуре въездных потоков в Москву у граждан стран СНГ и дальнего зарубежья.

У гостей из стран дальнего зарубежья основные доли формировали лица, въехавшие в город с целями туризма и бизнеса.

Так, в период 2004-2008 гг. жители стран дальнего зарубежья прибывали в Москву в основном по делам службы или в качестве туристов. За указанный период доля гостей, прибывших в столицу с деловыми или туристскими целями, в общем объеме гостей была стабильно выше 80%, а за 2008 г. составила 83,8%.

Среди приезжих из стран СНГ и Балтии традиционно доминировали частные поездки, но наблюдалась явная тенденция к снижению их доли - с 2004 г. по 2008 г. доля частных поездок упала на 16,9 процентных пункта (62,2%, 56,2%, 51,3%, 48,1%, 45,6% соответственно).

Ниже на рисунках 2, 3 представлена сегментация общего числа иностранных граждан, приехавших в Москву из стран дальнего зарубежья и стран СНГ и Балтии в 2009 г., в зависимости от основной цели визита, в %

Рис. 2 Сегментация общего числа иностранных граждан, приехавших в Москву из стран дальнего зарубежья в 2009 году, в зависимости от основной цели визита в %

Рис. 3 Сегментация общего числа иностранных граждан, приехавших в Москву из стран СНГ и Балтии в 2009 году, в зависимости от основной цели визита в %

По данным за первое полугодие 2009 г. по сравнению с первым полугодием 2008 г. наибольшее увеличение визитов из стран дальнего зарубежья продемонстрировал Израиль - 11%. Напротив, резкое падение показателей въездного потока по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. отмечено у Великобритании -45% и Турции -35%.

Небольшое снижение у Испании и Нидерландов - 6,4% и 9% соответственно. Остальные страны: Германия -12%, США -18% и Италия - снижение на 12%.

Среди стран ближнего зарубежья по количеству посещений Москвы по сравнению с первым полугодием 2008 г. у граждан Белоруссии - увеличение на 11,5%.

2.2 Анализ состояния инфраструктуры делового туризма в Москве

Развитие делового туризма в Москве имеет большое значение для столицы, поскольку туристическая индустрия является стабильным источником пополнения городского бюджета (до 7% в год) и генерирует создание новых рабочих мест и строительство новых туристско-гостиничных комплексов и, как следствие, способом повышения благосостояния и уровня жизни москвичей.

Москва является привлекательным городом для бизнесменов всего мира. Немаловажную роль в это, приносит развитая транспортная сеть города Москвы. Аэропорты Москвы - крупнейшие транспортные узлы не только в масштабах страны. По объему перевозок и предоставляемым услугам предприятия соответствуют принятым в этих отраслях мировым стандартам. Воспользовавшись услугами российских авиаперевозчиков, можно попасть в большинство точек Российской Федерации. Учитывая значительные расстояния России, это самый быстрый и удобный транспорт для путешествия по стране.

Московские аэропорты имеют налаженный транспортный коридор почти со всеми столицами мира. Рейсы в Москву предлагают и ведущие международные авиакомпании, такие как British Airways, Lufthansa, SAS, Finnair и другие. Большинство иностранных туристов пользуется именно авиационным транспортом, чтобы добраться до Москвы. Всего в столице России 4 основных аэропорта, все они находятся в непосредственной близости от города. Это Внуково <#"561586.files/image004.gif">

Приложение 2

Типовой проект конференц-зала

1.     Интерактивная доска (изображения и действия на ней могут дублироваться на большом экране)

2.      Фронтальные громкоговорители

.        Экран на раме или с электроприводом

.        Инфракрасные излучатели системы синхроперевода

.        Плазменные мониторы для президиума

.        Рековая стойка с оборудованием

.        Мультимедиа проектор

.        Главный микшерский пульт

.        Сенсорный экран системы управления комплексом

.        Пульт переводчика

.        Радиомикрофоны

.        Микрофонный пульт делегата

.        Микрофонный пульт председателя

.        Микрофоны докладчика

.        Документ-камера для демонстрации на большом экране бумажных документов

.        Интерфейсы для подключения компьютера докладчика

.        Усилители мощности.

Похожие работы на - Система организации делового туризма в Москве

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!