Финансовая деятельность государства

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,24 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовая деятельность государства














Контрольная работа

Финансовая деятельность государства

Введение

Финансовую деятельность государства можно определить следующим образом: это деятельность государства, выступающего в целом или в лице уполномоченных на то органов, по созданию денежной инфраструктуры страны и по обеспечению ее надлежащего функционирования, а также по формированию, распределению и организации использования государственных денежных фондов государство, осуществляя финансовую деятельность, выступает одновременно в двух качествах: и как субъект политической системы, и как собственник денежных средств, сосредоточенных в определенных фондах, поэтому говоря о том, что государственные финансы в своем материальном выражении представляют собой совокупность денежных средств, имеющих государственную форму собственности, следует учитывать, что финансовая деятельность государства не ограничивается рамками государственной собственности, а выходит за ее пределы. Это связано с тем, что государство как таковое (т. е. рассматриваемое как система определенных денег не создает (деятельность государственного аппарата в экономическом смысле не является производственной). Деньги оно черпает в сфере материального производства, что во многих случаях носит характер принудительного (хотя и правомерного) их обращения из негосударственной собственности в государственную (посредством, например, налогов). С другой стороны, государство может предоставлять деньги как государственным, так и не государственным субъектам. В последнем случае происходит отчуждение государственной собственности в негосударственную.

В итоге финансовая деятельность государства имеет своим объектом деньги различных видов собственности, и оно, осуществляя такую деятельность, действует не только как собственник, но и как властвующий по отношению к чужой собственности субъект в силу принадлежащих ему прерогатив публичной власти. Однако, в конечном счете, финансовая деятельность государства всегда связана с государственной собственностью. В результате этой деятельности деньги либо переходят из негосударственной собственности в государственную, либо перераспределяются внутри государственной собственности, либо выходят из нее в негосударственную. Сама государственная собственность в зависимости от государственного устройства и принятого в данной стране законодательства также может быть представлена несколькими видами: общегосударственная собственность и собственность местных административно-территориальных единиц, республиканская и коммунальная (муниципальная) и т. п. Все это накладывает отпечаток на характер финансовой деятельности государства, разграничивает зоны ее осуществления между различными звеньями государственного аппарата, влияет на полномочия различных субъектов этой деятельности, а также на правовой режим денежных фондов, входящих в состав финансовой системы государства.

Таким образом, финансовая деятельность государства не сводится к реализации им в качестве собственника своих полномочий распоряжения, владения и пользования денежными средствами, находящимися к его собственности.

1. Понятие и методы финансовой деятельности государства

По своему материальному содержанию финансовая деятельность государства представляет собой процессы добывания денег и их расходования путем распределения. Эта деятельность осуществляется определенными методами.

Под методами финансовой деятельности понимаются конкретные приемы и способы, посредством которых государство осуществляет формирование, распределение и организацию использования денежных фондов, входящих в состав финансовой системы этого государства.

Рассмотрим методы финансовой деятельности применительно к ее отдельным направлениям.

А. Методы формирования денежных фондов

Рассматривая эти методы, еще раз напомним, что в процессе самой деятельности государства стоимости не создается. Поэтому оно вынуждено добывать деньги где-то на стороне.

Что касается самих методов, то они следующие.

. Принудительное и безвозвратное изъятие денежных средств у их владельцев.

Типичным примером данного метода являются налоги.

Посредством налогов государство отбирает часть денег у их владельцев и обращает эти деньги в свою собственность. Причем отбирает, ничего не давая взамен (т. е. здесь отсутствует эквивалентность, присущая товарно-денежным отношениям, опосредованным договором купли-продажи) и не обещая когда-либо их вернуть (т. е. не берет их взаймы, порождая кредитные отношения). Таким образом, изъятие денег происходит в принудительном, хотя и в правомерном порядке. При этом движение денег от плательщика к государству не сопровождается встречным движением товара или какого-либо иного эквивалента от государства к плательщику, т. е. сами деньги уходят от плательщика безвозвратно и безвозмездно.

К этому же методу относится и установление других обязательных платежей, в том числе отчислений от прибыли, с помощью которого государство может строить свои финансовые отношения, являющиеся доходными для его денежных фондов, с государственными хозяйствующими субъектами. В последнем случае государство действует в качестве собственника как самих хозяйствующих субъектов, так и их денежных средств. Правовой особенностью данных платежей (чем они атличаются от налогов) является то, что при их взимании форма собственности на деньги не меняется - они остаются в государственной собственности, меняется лишь их владелец (деньги переходят о государственного предприятия государству в целом). В отличие от этого при налогах собственник денежных средств всегда меняется - они переходят из негосударственной собственности, к которой принадлежит плательщик, в государственную. В ходе экономических реформ от такого деления платежей отказались, и в настоящее время государство строит свои финансовые отношения с плательщиками на единой основе - налоговой - независимо от формы собственности плательщика. С точки зрения права собственности такой доход представляется необоснованным, так как при нем право государственной собственности теряет свой смысл и государство строит свои отношения со своей собственностью, как будто она вовсе его собственностью не является.

2. Принудительно-возвратное изъятие денежных средств.

В современной практике это сравнительно редкий метод финансовой деятельности государства и обозначен он главным образом для обеспечения завершенности теоретической конструкции методов данной деятельности. По своей сущности данный метод представляет собой принудительный заем - государство отбирает деньги, но с обязательством их последующего возврата. Такие займы применялись в некоторых странах (например, во Франции) в годы войны (он назывался «военный заем»). Своеобразной формой использования данного метода является установление государством порядка, в соответствии с которым предприятия и организации обязаны хранить свои деньги в государственных банках, где они используются в качестве источника их ссудного фонда (в конечном счете - ссудного фонда самого государства). То же самое можно сказать и по поводу установления порядка, когда частные банки должны хранить средства своего резервного фонда в центральном (национальном) банке, а частные страховые компании - размещать средства своих страховых резервов в государственных ценных бумагах.

3. Добровольно-безвозвратное привлечение денежных средств.

Данный метод в общем объеме государственных доходов занимает ничтожное место, поскольку реализуется в виде пожертвования, дарения денег или валютных ценностей, осуществления иной благотворительной деятельности гражданами и юридическими лицами в пользу государства. Тем не менее он реально существует, что дает право (по крайней мере с точки зрения теоретической завершенности конструкции) на включение в общую систему методов финансовой деятельности государства.

Этот метод обычно получает распространение на волне патриотизма и гражданской активности населения - например, в годы войны. Либо при серьезных стихийных бедствиях, несчастных случаях, повлекших большое количество пострадавших, когда люди демонстрируют высокий уровень отзывчивости и сострадательности, в результате чего в государственные денежные фонды поступает значительное количество Данный метод также широко используется всякого рода благотворительными, общественными и религиозными организациями. Однако такого рода сборы и пожертвования нельзя рассматривать в качестве метода финансовой деятельности государства, поскольку деньги не обращаются в его собственность, а фонды указанных организаций не являются государственными денежными фондами.

4. Добровольно-возвратное привлечение денежных средств.

В основе этого метода лежит договор займа, но займа добровольного. Этот метод широко применяется во всех цивилизованных странах в виде всякого рода государственных займов (выигрышных, процентных, целевых, вещевых и т. п.), оформляемых самими различными государственными ценными бумагами, фиксирующими долговое обязательство государства. Хранение денег в государственных банках или в государственных сберегательных кассах также является реализацией данного метода. К нему же относится привлечение денежных средств на основе международного кредита. Возникающие при этом отношения по своей экономической природе носят кредитный характер.

5. Привлечение денежных средств на основе реализации государственных услуг.

Наиболее типичной в этом случае является государственная пошлина, которую здесь можно рассматривать в качестве платы за оказанную государством в лице того или иного органа (суда, нотариальной конторы, милиции и т. д.) услуги юридического характера.

К данному методу относится и установление всякого рода государственных сборов (лицензионный сбор, дающий право предпринимателю на осуществление того или иного вида деятельности, различные регистрационные сборы, гербовый сбор и т. п.). Отметим, что при установлении такого рода сборов всегда существует опасность коммерциализации деятельности государства (независимо от того, в каком качестве оно выступает: в целом, в лице органа государственной власти или государственного учреждения). Это происходит тогда, когда государство, пользуясь своим монопольным положением, заведомо завышает размеры данных сборов (или вообще искусственно вводит их) в целях получения дополнительного дохода.

Данные отношения напоминают отношения купли-продажи: граждане и юридические лица покупают государственные услуги - государство их продает. Однако сходство здесь чисто внешнее, поскольку реализуемые государством услуги и предоставляемые права не являются товаром и не имеют стоимостный оценки. В принципе, назначение данных сборов - это возмещение расходов того или много государственного учреждения, связанных с оказанием государственной услуги.

Следует также отметить, что вообще-то платой общества государству за оказываемые им обществу услуги выступают налоги, в размер которых заложена стоимость содержания государственного аппарата и его деятельности. Поэтому существование некоторых сборов с теоретических позиций ничем не обосновано и является следствием фискального произвола государства.

6. Обращение в доход государства денежных средств, полученных от реализации и использования государственного имущества.

. Эмиссия (выпуск в обращение дополнительных денежных знаков).

В принципе эмиссия должна быть чисто технической операцией, связанной либо с заменой денежных знаков, пришедших в техническую негодность (например, бумажная купюра наименьшего достоинства выдерживает эксплуатацию в течение лишь одного года), либо с наращиванием денежной массы, находящей в обращении, ввиду увеличения объема товарооборота и ростом спроса на денежные знаки [1, с. 281].

Обычно применяются следующие методы распределения денежных фондов.

I. Финансирование, т. е. безвозвратное предоставление денежных средств.

Если деньги выделяются из бюджета, то это финансирование будет называться бюджетным. При выделении денег из ведомственных фондов, например фондов министерства, финансирование приобретает характер ведомственного. При наличии в составе финансовой системы внебюджетных фондов, может иметь место финансирование из внебюджетных целевых фондов.

Финансирование подразделяется на виды, определяемые в зависимости от того, из какого фонда предоставлены деньги, кому они предоставлены и условий этого предоставления.

Если деньги выделяются кому-либо в целях восполнения недостатка собственных средств, то такое выделение принято именовать дотацией. Выделение денежных средств из бюджета нижестоящему бюджету, носящее целевой характер (т. е. деньги выдаются для осуществления определенных целевых расходов), именуется субвенцией. Выделение денежных средств из государственного денежного фонда (обычно бюджета) юридическим или физическим лицам, носящее целевой характер, именуется субсидиями.

. Установление порядка и нормативов распределения прибыли государственных предприятий.

Порядок распределения прибыли государственных предприятий и иных государственных хозяйствующих субъектов, осуществляющих коммерческую деятельность, в разных странах может устанавливаться по разному.

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан, имеющем силу закона, от 19 июня 1995 г. «О государственном предприятии» доля прибыли, подлежащая отчислению государству как собственнику предприятия фиксируется в ежегодно устанавливаемом уполномоченным органом по согласованию с Министерством финансов нормативе распределения прибыли и перечисляется в доход соответствующего бюджета.

Устанавливая нормативы распределения прибыли, государство предопределяет характер ее использования, задавая деньгам направления их движения (какая часть прибыли останется предприятию, какая пойдет государству и т. д.). финансовый денежный фонд эмиссия

3.Установление финансовых нормативов и лимитов выделения денежных средств.

Через финансовые нормативы и лимиты государство устанавливает высшие и низшие пределы выделения и расходования денежных средств на тот или иной объект государственного финансирования (норматив финансирования среднего образования в расчете на одного учащегося, размер денежных средств, выделяемых на содержание заключенного в местах лишения свободы, размер денежного довольствия военнослужащих срочной службы, тарифы должностных окладов государственных служащих и т. п.).

4. Планирование использования денежных фондов.

Каждый государственный денежный фонд формируется и распределяется в соответствии со своим финансовым планом. Например, показатели республиканского бюджета утверждаются законом.

Посредством финансового планирования обеспечивается не только собирание денежных средств в тот или иной фонд, но и осуществляется его распределение, что придает государственным расходам целевой характер и дает возможность контролировать процессы расходования денег.

5 Осуществление контроля за использованием денежных фондов.

Контроль - это средство обеспечения соблюдения финансовой дисциплины. Через финансовый контроль осуществляется проверка соблюдения финансового законодательства, финансовых планов, нормативов, лимитов и других финансовых установлений государства, что в конечном счет способствует правильному использованию государственных денежных средств [2, с. 146].

2. Формы финансовой деятельности государства

Финансовая деятельность осуществляется в определенных правовых формах. К ним относятся:

1. издание юридических актов, носящих нормативный характер. Этими актами государство устанавливает общие правила поведения участников финансовых отношений, определяет их права и обязанности. Совокупность данных актов образует финансовое законодательство страны;

. издание индивидуальных финансово-правовых актов, посредством которых государство (как правило, в лице своего уполномоченного органа) регулирует поведение субъектов конкретного финансового отношения. Например, взимание некоторых налогов производится на основании налогового извещения налогового органа, направленного конкретному налогоплательщику. В этом извещении содержится предписание произвести уплату налога в определенном размере и в определенные сроки. Данное налоговое извещение содержит все признаки индивидуального правового акта, т. е. регулирует конкретное финансовое отношение, адресовано определенному лицу, рассчитано на однократное применение, порождая в то же время определенные обязанности у лица, кому оно адресовано, и обладая признаками обязательности и принудительности исполнения, что свойственно любым правовым актам;

. совершение двухсторонних финансово-правовых актов, в том числе заключение финансовых договоров;

. реализация государством в лице его управомоченного органа своих прав и обязанностей в качестве субъекта конкретного субъекта финансового правоотношения (например, принудительное взимание налоговым органом суммы налоговой задолженности).

Юридические акты, принимаемые государством и его органами, в процессе осуществления финансовой деятельности, принято именовать финансово-правовыми актами.

Таким образом, финансово-правовые акты - это юридические акты, принятые государственными органами в пределах своей компетенции по вопросам финансовой деятельности государства и выступающие ее правовой формой.

По своим юридическим свойствам финансово-правовые акты принято подразделять на нормативные и индивидуальные.

Нормативный финансово-правовой акт содержит в се_бе норму права, т. е. общее правило поведения. Нормативные акты регулируют однородную группу финансовых отношений, адресованы неопределенному числу лиц, рассчитаны, как правило, на длительное время.

Индивидуальный финансово-правовой акт рассчитан на определенный случай, адресован конкретным лицам, имеет разовое применение. Индивидуальные финансово-правовые акты выступают средством конкретизации и реализации нормативных правовых актов.

По месту, занимаемому в иерархии правовых актов, финансово-правовые акты подразделяются на законодательные акты (законы) и подзаконные акты. К первым относятся акты, принятые высшим представительным органом государства, осуществляющим законодательные функции (в Казахстане - законы Парламента), ко вторым - все остальные, которые принимаются на основе и во исполнение законов (указы Президента Республики Казахстан, постановления Правительства, акты Министерства финансов, Министерства государственных доходов и т. д.) [3, с. 188].

В числе финансово-правовых актов важное место занимают акты, связанные с планированием финансов. Обычно их называют финансово-плановыми актами. От всех других финансово-правовых актов они отличаются не только своим содержанием (устанавливают параметры формирования и распределения государственных денежных фондов, а проще говоря - их доходы и расходы), но и юридическими свойствами, так как с трудом укладываются в традиционные схемы деления актов на нормативные и индивидуальные, поскольку содержат признаки и тех, и других.

Государство заинтересовано в точном и неуклонном исполнении правовых актов, издаваемых им по вопросам финансов, в соблюдении прав субъектов финансовых отношений, в своевременной и полной реализации ими своих финансовых обязательств.

Основными способами обеспечения законности в процессе осуществления финансовой деятельности государства являются:

Конституционный надзор. В соответствии с Конституцией Республики Казахстан Конституционный Совет рассматривает до подписания Президентом принятые Парламентом законы (включая, естественно, и по финансовым вопросам) на предмет их соответствия Конституции Республики Казахстан.

Прокурорский надзор. Прокуратура осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов, включая законы по финансовым вопросам. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от других государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону.

Судебное рассмотрение дел, вытекающих из финансовых правоотношений. Суды полномочны рассматривать иски, связанные с защитой прав и законных интересов участников финансовых правоотношений, чем обеспечивается законность в сфере финансовой деятельности государства. Кроме того, суды рассматривают дела об уголовной ответственности лиц, нарушающих финансовое законодательство в такой степени, в какой это образует состав уголовного преступления.

Осуществление финансового контроля. Уполномоченные на то государственные органы осуществляют контроль за законным, правильным и рациональным использованием государственных денежных средств, привлекая в необходимых случаях виновных к установленной законом ответственности и добиваясь устранения выявленных фактов нарушения финансовой дисциплины.

Привлечение виновных к ответственности. Лица, нарушившие финансовое законодательство, привлекаются в установленном порядке к уголовной, административной, материальной и дисциплинарной ответственности.

Устранение нарушений законности путем одностороннего властвования государственным органом, являющимся участником финансового правоотношения. Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность от имени государства или от своего имени, но в интересах и по поручению государства, и являющиеся участниками соответствующих финансовых от ношений, обладают, как правило, значительными властными полномочия ми, которыми могут в одностороннем порядке воспользоваться в целях обеспечения законности и защиты интересов государства. Например, органы налоговой службы обычно имеют право в бесспорном порядке взыскивать с юридических лиц сумму налогов, не внесенную ими в установленный срок.

Обжалование незаконных действий. Таким методом добиваются соблюдения законности и защиты своих прав субъекты, противостоящие в финансовом правоотношении государству и его органам: граждане, предприятия, организации и т. п. Существует два порядка обжалования: а) судебный; б) административный. Предметом обжалования могут быть: а) правовые акты государственных органов, принятые в нарушение законов; б) неправомерные действия финансовых органов и должностных лиц. Например, постановления и решения органов налоговой службы всех уровней и их должностных лиц могут быть обжалованы и отменены в судебном порядке. Постановления и решения нижестоящих органов налоговой службы и их должностных лиц при их обжаловании также могут рассматриваться и отменяться выше стоящими органами налоговой службы, что означает административный порядок рассмотрения жалоб [4, с. 248].


Валютное регулирование - это установление государством порядка проведения валютных операций.

Валютное регулирование является важным направлением финансовой деятельности государства.

В настоящее время в Казахстане основным правовым актом, посвященным валютным вопросам, является Закон от 24 декабря 1996 г. «О валютном регулировании».

Задачами валютного регулирования является:

1. защита национальной валюты от негативного воздействия иностранных валют. В этом смысле валютное регулирование выступает средством обеспечения нормального функционирования национальной денежной системы;

. сохранение национальных валютных ценностей, предупреждение их от разбазаривания и оттока за рубеж;

. создание условий для добывания и накопления государством валютных ценностей, формирование на этой основе соответствующих денежных и материальных фондов.

Посредством валютного регулирования государства обеспечивает использование национальной валюты для проведения внешнеэкономических сделок, выстраивает соотношение своей валюты с валютами иностранных государств, стремясь при этом обеспечить стабильность и более выигрышное положение национальной валюты, определяет порядок обмена валюты, устанавливает пределы использования иностранных валют на внутреннем рынке, регулирует процессы ввоза и вывоза капитала.

Объемы и методы валютного регулирования во многом зависят от того, к какому режиму относится национальная валюта: конвертируемому, частично конвертируемому и неконвертируемому.

При неконвертируемости национальной валюты имеет место валютная монополия государства, т. е. все валютные операции проводятся только уполномоченными государственными органами.

Однако надо иметь в виду, что те или иные валютные ограничения практикуют практически все страны мира, даже те, которые имеют конвертируемые валюты и допускают значительную экономическую свободу хозяйствующих субъектов. Обычно валютные ограничения могут предусматривать:

установление порядка, в соответствии с которым валютные операции производятся через государственные банки либо те частные банки, которые имеют специальное разрешение на это (уполномоченные или так называемые «девизные банки»);

вывоз за границу валютных ценностей, переводы и платежи за границу, вывоз капитала, репатриация (возврат на родину) прибыли, полученной нерезидентами, осуществляется только с разрешения уполномоченного государственного органа;

запрет или ограничение по сумме вывоза за границу национальных денежных знаков и выписанных в национальной валюте ценных бумаг либо осуществление такого вывоза только с разрешения уполномоченного государственного органа;

запрет или ограничение по сумме экспорта товаров, приобретаемых как на национальную, так и иностранную валюту;

установление обязательной сдачи (продажи) государству иностранной валюты, полученной от экспорта товаров или иным способом (в обмен на национальную валюту, как правило, по официальному курсу или по курсу, установленному центральным государственным банком);

установление для нерезидентов особого порядка ведения счетов в местных банках. При этом различаются следующие счета:

а) «свободные счета», на которые зачисляется выручка от реализации иностранной валюты и товаров, разрешенных к ввозу. С этих счетов возможны переводы за границу, включая репатриацию ввезенного капитала и полученной прибыли, без особых разрешений;

б) «внутренние счета», используемые только для внутренних платежей и расчетов;

в) «блокированные счета», денежные средства с которых могут быть использованы с разрешения уполномоченного органа;

введение принудительного курса своей валюты по отношению к иностранным, в том числе в виде так называемых «валютных коридоров». По этому курсу должна продаваться иностранная валюты на всех торговых площадках, в том числе в банках и обменных пунктах.

Эти меры могут применяться в самых различных сочетаниях, некоторые могут не вводиться вовсе. [5, с. 136]

Могут быть предусмотрены и иные валютные ограничения. В частности, законодательством Республики Казахстан предусмотрено, что в целях выполнения международных обязательств и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций Президент Республики Казахстан вправе принять решение по ограничению и приостановлению любых валютных операций. А Нацбанк вправе установить ограничения на валюту платежа экспортных операций резидентов и режим обязательной продажи экспортной валютной выручки.

Объектом валютного регулирования являются валютные ценности и операции с ними (валютные операции).

К валютным ценностям относят: а) иностранную валюту; б) ценные бумаги в иностранной валюте; в) драгоценные металлы; г) природные драгоценные камни.

Под иностранной валютой в качестве объекта валютного регулирования понимаются: а) находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством денежные знаки иностранных государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки; б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Под ценными бумагами в иностранной валюте понимаются:

а) платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и другие);

б) фондовые ценности (акции, облигации);

в) другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте (казначейские векселя, казначейские боны, депозитные сертификаты и т. п.).

Драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, осмий, родий, рутений) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий. По законодательству Республики Казахстан из числа драгоценных металлов к валютным ценностям относится лишь аффинированное золото в слитках.

Природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг; за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий. По законодательству Республики Казахстан природные драгоценные камни к числу валютных ценностей не относятся [6, с. 138].

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что проделанная работа позволяет сказать о целях финансовой политики, её основных направлениях и особенностях в Казахстана в условиях кризиса. Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности.

Изучив теорию и структуру финансовой политики можно прийти к выводу, что в современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно обеспечить своевременное решение законодательных проблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями.

Формируя финансовый механизм, государство стремиться обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач. При этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его отдельных элементов с личными и коллективными интересами, что является залогом эффективности финансового механизма.

Коренные изменения внесены в механизм государственных финансов. Формирование доходов государственного бюджета переведено на налоговую основу; принципиально изменилась структура расходов бюджета и система бюджетного финансирования. Широкое распространение получила система внебюджетных фондов.

Финансовая политика - понятие многоплановое. В целом ее сфера определяется параметрами участия государства в управлении экономикой и социальной сферой, исходя из господствующих на отдельных исторических этапов развития общества теоретических концепций. Также финансовая политика зависит от развитости финансовой системы и меры самостоятельности отдельных ее звеньев.

Реализацию финансовой политики обеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов и их распределения для выполнения государством своих функций и программ. Важнейшим местом среди этих мероприятий принадлежит правовой регламентации форм и норм финансовых отношений.

Кроме того, внутри нее различают достаточно самостоятельные направления, как антимонопольную, бюджетную, валютную, кредитную, налоговую, страховую и таможенную политику. При этом все они между собой взаимосвязаны: одна влияет на другую. И, поэтому, должны разрабатываться и осуществляться в тесной и непрерывной взаимосвязи между собой.

Список использованных источников

Худяков А.И. Финансовое право. - Алматы: Баспа. 2001. - 272 с.

Горбунова О.Н. Финансовое право. - СПб. 2003. - 341 с.

Ровинский Е.А. Финансовое право. - М.: Юрист. 2004. - 463 с.

Ермакова Т.С. Финансовые правоотношения. - М. 2007. - 483с.

Иловайский С.И. Финансовое право. - М.: Юридическая литература. 1988.- 362 с.

Химичева Н.И. Финансовое право. - М.: Проспект. 2006. -354 с.

Похожие работы на - Финансовая деятельность государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!