Принципы финансовой деятельности государства
МОСКОВСКИЙ
ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
(МФПУ)
Юридический
факультет
Контрольная
работа
по
предмету: Финансовое право
на
тему: Принципы финансовой деятельности государства
ВВЕДЕНИЕ
Финансовая деятельность реализуется государством
как монетарная, фискальная, так и деятельность в рамках отдельных проектов, и
осуществляется в пределах предоставленной компетенции всеми органами
государственной власти и местного самоуправления.
Тема контрольной работы актуальна на сегодняшний
день, так как финансовая деятельность государства - это реализация финансовой
политики государства, которая является составной частью механизма социального
управления и представляет собой разновидность государственной и юридической
деятельности, носящей публичный характер.
Цель контрольной работы: изучить принципы
финансовой деятельности государства.
Для достижения цели необходимо решить следующие
задачи:
рассмотреть понятие финансовой деятельности
государства;
охарактеризовать принципы финансовой
деятельности государства;
проанализировать органы государственной власти,
осуществляющие финансовую деятельность;
сделать соответствующие выводы.
Источниками для написания контрольной работы
стали нормативно-правовые акты Российской Федерации, такие как Конституция
Российской Федерации, Бюджетный и Налоговый Кодексы и др.; а также учебные
пособия и труды таких авторов, как Бурцев В.В., Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д.,
Евстигнеев Е., Викторова Н., Мальцев В.А., Парыгина В.А., Тедеев А.А., Химичева
Н.И., Покачалова Е.В. и других.
Структурно работа состоит из введения, трех
параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Понятие и общая характеристика финансовой
деятельности государства
Финансовая деятельность государства - это
деятельность государства по образованию, перераспределению и использованию
централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих
бесперебойное функционирование государства на каждом данном этапе общественного
развития.
Финансовая деятельность государства, в отличие
от деятельности в других областях и сферах, имеет свои организационно-правовые
особенности.
Во-первых, она имеет межотраслевой характер,
поскольку аккумуляция, распределение и использование финансовых ресурсов
затрагивает все отрасли и сферы государственного управления.
Кроме того, в процессе финансовой деятельности
государство контролирует работу государственных органов, а также предприятий,
организаций, учреждений по реализации их задач независимо от отраслевой
принадлежности.
Во-вторых, осуществление, государством финансовых
функций протекает в виде деятельности как представительных, так и
исполнительных органов власти (государственного управления). Например,
распределение бюджетных средств по основным направлениям жизнедеятельности
Российской Федерации или ее субъектов производится представительными органами,
а распределение финансовых ресурсов внутри отраслей экономики-в порядке
государственного управления органами исполнительной власти.
В-третьих, сфера финансовой деятельности
относится к ведению федеральных органов, органов субъектов Федерации, а также
органов местного самоуправления. Кроме того, имеется область совместного
ведения Федерации и ее субъектов.
Чтобы правильно проводить работу по аккумуляции
доходов и осуществлению расходов из фондов денежных средств, в государстве до
начала планируемого финансового года должны быть выявлены все возможные
источники доходов и правильно установлены направления расходования средств.
Должна проводиться большая работа по корреляции доходов и расходов государства
из разных источников и по разным направлениям.
Так, исполняя бюджет текущего года, финансовые
органы государства уже начинают планировать бюджетные доходы и расходы на
следующий год. Расходы и доходы государства в течение года могут быть
осуществлены только в пределах программных, плановых ассигнований. Доходы
должны поступать в фонды денежных средств в строго определенные, заранее
установленные соответствующим финансовым планом сроки, от определенных
плательщиков, в определенном объеме.
Таким образом, финансовая деятельность
государства это обязательно плановая деятельность, основанная на финансовом
плане.
Осуществляя финансовую деятельность, государство
занимается постоянными поправками и согласованиями, корреляцией при
формировании фондов денежных средств как по доходам, так и по расходам,
учитывая, что конечной целью финансового планирования является соответствие
доходов расходам и, как идеальный результат, - получение по каждому фонду
баланса доходов и расходов денежных средств.
Все фонды денежных средств в государстве
подразделяются на централизованные и децентрализованные, которые взаимно
увязаны и взаимно обусловлены.
Финансы государства, как писал A.M. Бирман, это
система сообщающихся сосудов. Недобор или переизбыток средств в каком-либо
звене финансовой системы приводит к тому, что начинает лихорадить систему в
целом.
Так, в современных условиях становления рынка
при существующем большом бюджетном дефиците (недостатке доходов в бюджетной
системе) сокращается бюджетное финансирование, растут неплатежи, увеличивается
инфляция, падает курс рубля и т.д. Это отрицательно сказывается на жизни
общества. Совершенствование финансовой системы в целом поможет выходу из
кризиса.
К централизованным фондам денежных средств или
централизованным финансам относятся денежные средства, поступающие в
распоряжение государства как властвующего субъекта. К ним относятся прежде
всего все средства, аккумулируемые в бюджетной системе государства,
государственные внебюджетные фонды, государственное страхование - имущественное
и личное, кредит (государственный и банковский).
К децентрализованным фондам денежных средств
относятся финансы предприятий и организаций всех форм собственности, образуемые
как за счет собственных ресурсов, так и за счет бюджетных ассигнований, а также
отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды.
В связи с переходом к рыночной экономике очень
важно понять роль государства в регулировании, аккумуляции, перераспределении и
использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
В отношении централизованных фондов государство
выступает полноправным хозяином и может принудительно обеспечивать свои доходы
через систему налогов, пошлин, сборов, эмиссии денег и т.д.
В отношении децентрализованных фондов
государственное регулирование выражается по-иному.
Если финансы предприятий федеральной и
муниципальной форм собственности могут рассматриваться в целом как
децентрализованные фонды государства, то финансы частных предпринимателей
должны анализироваться и подвергаться государственному воздействию совсем с других
позиций.
Однако во взаимоотношении этих фондов с
государственными централизованными и децентрализованными фондами денежных
средств осуществляются прямые и обратные связи по управлению производством,
экономикой и социальными процессами в целом. Рассматривая внутриотраслевые
фонды денежных средств, следует учитывать не только их связи с бюджетом, но и
их связи между собой.
Если учитывать, что финансы связаны с денежной
системой, порождением которой они в свою очередь являются, то связь между всеми
финансами государства, как централизованными, так и децентрализованными,
становится еще более ясной.
Любая финансовая деятельность в государстве
связана с аккумуляцией доходов и проведением необходимых расходов. Расходы
могут превышать реально имеющиеся доходы, получаемые в целом в государственном
хозяйстве, и тогда государство начинает изыскивать дополнительные источники
доходов для покрытия необходимых расходов, для чего используется банковский или
государственный кредит, выпуск в обращение ценных бумаг, и в целом
централизованные фонды, в частности бюджетная система, планируются с бюджетным
дефицитом.
Таким образом, именно финансовая деятельность
отражает в абстрактной форме все процессы, происходящие в государстве, не
только в области экономики и социальных процессов, но и, что не менее важно, в
области политики, этики, демографии, экологии и т.д. Любое мероприятие в
государстве невозможно провести без перераспределения финансовых ресурсов, т.е.
без финансовой деятельности государства, которая осуществляется в правовой
форме.
Характеристика принципов финансовой деятельности
государства
Финансовая деятельность государства и органов
местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. на
основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные
особенности и целенаправленность.
Основное содержание этих принципов определяется
Конституцией РФ, вытекает как из общих положений об основах организации и
функционирования российского государства, так и специально относящихся к его
финансовой деятельности, и конкретизируется в нормах финансового права.
В силу своего содержания (направленность на
регулирование отношений в области финансовой деятельности государства и
муниципальных образований) и закрепления в нормах финансового права они, в
сущности, являются принципами финансового права. Среди них можно выделить
следующие:
Рассмотрим общеправовые принципы:
Принцип законности. Этот принцип предполагает
использование финансово-правовых институтов в целях государственного
регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества. В конечном
итоге реализация этого принципа отражается на частных интересах личности. Особо
важное значение его действие приобретает в кризисных экономических условиях.
Принцип гласности. Основы его установлены
нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что
непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность.
Любые нормативные акты, затрагивающие права,
свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не
опубликованы официально для всеобщего сведения. Принцип гласности получил
закрепление и в специальном, финансовом законодательстве.
Бюджетный кодекс Российской Федерации
устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации,
организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое
положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного
процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения
судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного
законодательства Российской Федерации , о публикации отчетов об исполнении
бюджета.
Принцип гласности закрепляет принятый 31 июля
1998 г. Бюджетный кодекс РФ. Налоговый кодекс соответственно этому принципу
предусматривает вступление актов законодательства о налогах в силу не ранее чем
по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.
Принцип плановости выражается в том, что
деятельность государства и муниципальных образований по формированию,
распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе
финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными
планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.
О некоторых формах финансового планирования
говорится в Конституции РФ. К ним относятся разработка и утверждение бюджетов
разных уровней, внебюджетных фондов.
Принцип федерализма, согласно которому в
финансовой деятельности должны сочетаться общефедеративные интересы с
интересами субъектов Федерации, обеспечиваться при посредстве ее необходимыми
финансовыми ресурсами для выполнения функций, имеющих общее значение для
Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность субъектов
Федерации (в рамках Конституции РФ).
Федеральные государственные органы и
государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции
финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ
разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами.
Так, в ведении Российской Федерации находятся:
установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное и кредитное
регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные
экономические службы, включая федеральные банки, федеральный бюджет,
федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.
К совместному ведению Российской Федерации и ее
субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в
Российской Федерации . Вне этих пределов субъекты Российской Федерации обладают
в области финансов всей полнотой государственной власти.
Совершенствование реализации принципа федерализма
в финансовых отношениях относится к числу первостепенных задач российского
государства.
Рассмотрим некоторые специально-правовые
принципы более подробно:
Единство финансовой политики и денежной системы.
Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ
федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих
принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный
бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов, а также перечень налогов,
взимаемых в стране, устанавливаются федеральным законодательством. В нем же
закреплено единство бюджетной системы, единый порядок финансирования бюджетных
расходов и т.д.
Единство финансовой политики является
необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического
пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств.
Единство финансовой политики требует единой
денежной системы в стране. Согласно Конституции РФ денежной единицей в РФ
является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным
банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской
Федерации не допускаются.
Равноправие субъектов Федерации в области
финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из
субъектов Федерации в равной мере распространяется федеральное финансовое
законодательство.
Вне пределов ведения Российской Федерации и
совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное
правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую
деятельность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.
Самостоятельность финансовой деятельности
органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ. Эти органы
руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего
субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет,
образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги
и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством
субъекта Федерации.
Социальная направленность финансовой
деятельности в РФ вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей
Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена
на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие
человека.
Согласно этой политике предусмотрена охрана
труда и здоровья людей, установление гарантированного минимума оплаты труда,
обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства,
инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление
государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Для реализации всех этих мер государству
требуется сосредоточение необходимых финансовых ресурсов и распределение их на
соответствующие цели, т.е. финансовая деятельность определенной
целенаправленности.
Распределение функций в области финансовой
деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и
исполнительной властей. Конституция РФ, исходя из этого принципа, определяет
полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти.
Аналогично распределение функций на других
уровнях органов законодательной (представительной) и исполнительной властей.
Участие граждан РФ в финансовой деятельности
государства и органов местного самоуправления вытекает из положения Конституции
РФ о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства как
непосредственно, так и через своих представителей. Это конституционное
положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как составной части
управления делами государства.
Рассмотренные принципы находят отражение и
закрепление в законодательных и иных правовых актах, регулирующих разные
стороны финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления,
свое применение в подотраслях финансового права.
Органы государственной власти, осуществляющие
финансовую деятельность
финансовая деятельность
государственный
Финансовая деятельность государства - особый вид
деятельности по осуществлению государственной власти и государственного
управления финансами, которая в целом регулируется нормами государственного и
административного права.
Эта деятельность направлена на равномерное
собирание средств для казны, а также на справедливое распределение этих средств
между РФ, МО, между отраслями экономической и социально-культурной сферы.
Органы государственной власти, осуществляющие
финансовую деятельность, можно разделить на Органы общей компетенции и Органы
специальной компетенции.
). Органы общей компетенции:
Представительный орган - установление и контроль
за исполнением всех финансовых планов, финансовый контроль.
Исполнительный орган - разработка и
предоставление в законодательные органы: проектов исполнения бюджета;
финансовых планов государства, подготовка отчёта об исполнении финансовых
планов.
Верховный суд - проверка финансовых нарушений.
). Органы специальной компетенции - созданные
для осуществления того или иного вида деятельности: - Министерство финансов -
федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой
финансовой, (бюджетной) налоговой и валютной политики в РФ и координирует в
этой сфере иные органы исполнительной власти.
Органы общей компетенции - это организации, на
которые возложены функции защиты прав граждан в целом, а не только как
потребителей. Это полиция, прокуратура, суд. Защита прав потребителей для таких
органов - лишь одно из направлений деятельности.
Так, органы внутренних дел (полиция) принимают
оперативные меры при грубом нарушении прав потребителей (составляют протоколы о
нарушениях прав потребителей, проводят проверки по жалобам и заявлениям граждан
и т.п.). Если вас обвесили или обчистили, обманули, вы вполне можете обращаться
в полицию.
Задача прокуратуры - надзор за законностью во
всех сферах жизни общества. Прокуратура защищает интересы потребителей в том
случае, если потребитель в силу возраста или состояния здоровья не может
защитить свои права самостоятельно либо если нарушение выходит за рамки
гражданского законодательства и следует привлечь нарушителей к уголовной
ответственности (недавно в Уголовном кодексе РФ появилась статья,
предусматривающая ответственность за обман потребителей).
Суд выполняет особую роль в охране прав граждан.
Задача суда - объективно разобраться в конфликте по специальной процедуре и,
при необходимости, принудить нарушителя удовлетворить законные требования
потребителя. Очень часто именно суд является радикальным средством при
разрешении конфликта между потребителем и продавцом.
Органы специальной компетенции в сфере защиты
прав потребителей - это государственные органы, основной задачей которых
является контроль за соблюдением интересов потребителей. Они же принимают меры
в случаях нарушения прав потребителей.
Специальные органы по защите прав потребителей
подразделяются на федеральные и местные, т.е. на действующие на территории всей
страны и защищающие всех российских потребителей и работающие на одном местном
уровне - области, города, района. Местные органы не подчиняются федеральным и
действуют абсолютно самостоятельно.
Заключение
Выполнив контрольную работу, мы можем сделать
следующие выводы:
. Финансовая деятельность государства - это
деятельность государства по образованию, перераспределению и использованию
централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих
бесперебойное функционирование государства на каждом данном этапе общественного
развития. Она имеет межотраслевой характер, поскольку аккумуляция,
распределение и использование финансовых ресурсов затрагивает все отрасли и
сферы государственного управления.
. Осуществляя финансовую деятельность,
государство занимается постоянными поправками и согласованиями, корреляцией при
формировании фондов денежных средств как по доходам, так и по расходам,
учитывая, что конечной целью финансового планирования является соответствие
доходов расходам и, как идеальный результат, - получение по каждому фонду
баланса доходов и расходов денежных средств.
. Именно финансовая деятельность отражает в
абстрактной форме все процессы, происходящие в государстве, не только в области
экономики и социальных процессов, но и, что не менее важно, в области политики,
этики, демографии, экологии и т.д.
. Финансовая деятельность государства и органов
местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. на
основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные
особенности и целенаправленность.
. Основное содержание этих принципов
определяется Конституцией РФ, вытекает как из общих положений об основах
организации и функционирования российского государства, так и специально
относящихся к его финансовой деятельности, и конкретизируется в нормах финансового
права.
. Принципы финансовой деятельности государства
делятся на обще правовые, такие как - законность, гласность, плановость,
федерализм, нигилизм; и специально-правовые - единство финансовой политики и
денежной системы; финансовой самостоятельности территориальных образований,
достоверность, полнота, гласность, финансовое планирование, соблюдение
финансовой дисциплины, адресность.
. Принцип федерализма проявляется в установлении
Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации в области финансов: в ведении Российской Федерации
находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия,
федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к
совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской
Федерации.
. Принцип законности выражается в том, что весь
процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально
регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается
возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.
. Принцип гласности при осуществлении финансовой
деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе
и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных
финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов
проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.
. Принцип плановости означает, что вся
финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы
финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения,
исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.
Таковы основные выводы по контрольной работе.
Список использованной литературы
Бурцев
В.В. Система государственного контроля. -М.: Финансы, 2010. - 82с.
Бюджетный
кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм.
от 03.02.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // СПС Консультант
плюс. Режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148998
Грачева
Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право. -М.: Экзамен, 2012. - 286с.
Евстигнеев
Е., Викторова Н. Финансовое право. - СПб.: Питер, 2011 . - 212с.
Жуков
Е.Ф., Малинкович М.В. Финансовое право в схемах и таблицах. -М.: Эксперт, 2012.
- 90с.
Игнатьева
С.В., Вашкович Н.Ю. Финансовое право. - СПб.: ГУАП, 2009. - 259с.
Конституция
Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом
поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 05.02.14 N
2-ФКЗ) // СПС Консультант плюс. Режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAWn=2875
Мальцев
В.А. Финансовое право:. -М.: Учебник, 2008. - 340с.
Налоговое
право России. / под ред. Ю.А. Крохина.-М.: Норма, 2009. -720с.
Налоговый
кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред.
от 28.12.2013) // СПС Консультант плюс. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148796
Парыгина
В.А., Тедеев А.А. Налоговое право России в схемах и таблицах с комментариями:
Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2011. - 240с.
Финансовое
право Российской Федерации. / под ред. М.В. Карасева -М.: Юристъ, 2009. -574с.
Финансовое
право. / под ред. М.М.Рассолова.-М.: Юнити, 2010.- 312с.
Финансовое
право: Учебник / под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Тостопятенко. -М.: Вентанаграф,
2013. -236с.
Финансовое
право: Учебник / под ред. Н.И. Химичева. - М.: Экзамен, 2013. -750 с.
Финансовое
право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. -М.: Центр, 2006. -532с.
Финансовое
право: Учебник для вузов / под ред. Эриашвили Н.Д. -М.: Экзамен, 2010. - 353с.
Химичева
Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право: Учебно-методический комплекс. - М.:
Норма, 2008. - 464 с.