Государственный долг: опыт развитых стран, проблемы для России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    115,08 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственный долг: опыт развитых стран, проблемы для России

ВВЕДЕНИЕ

Моя курсовая работа посвящена проблеме, связанной с государственным долгом.

При проведении экономических преобразований, почти все государства мира используют различные источники финансирования. Если рационально и "с умом" использовать займы, кредиты и помощь, то можно способствовать увеличению темпов развития экономики, а так же найти наиболее приемлемые пути выхода из сложившихся проблемных ситуаций.

Но на практике мы можем встретить и иное: отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию финансовых ресурсов ведет к образованию задолженности, становящейся серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

Какой-либо общей научно-теоретической базы, оптимальной для всех стран, по поставленному вопросу не образовалось.

Государственный долг является неотъемлемой частью многих финансовых систем государств мира. А от эффективности политики в этой области зависят международный имидж государства, отношения политиков, инвесторов, потенциальных партнеров по совместным крупным международным бизнес-проектам, международных финансовых организаций, а также международный суверенный рейтинг.

Поэтому, как будущего экономиста, меня заинтересовал вопрос о задолженности государств. В настоящее время он приобрел глобальный характер. А экономические события последних лет сделали проблему государственного долга одной из первостепенных. Более того, с уверенностью можно утверждать, что данный вопрос будет оставаться на вершине основных и в ближайшей перспективе.

Огромная практическая значимость, недостаточное всестороннее исследование проблемы обусловили выбор и актуальность моей курсовой работы.

В своей работе я рассматриваю теоретические аспекты государственного долга, а так же опыт государств, так как широкое использование мировой практики управления государственным долгом позволило бы нашему государству, которое не является исключением списка стран, столкнувшихся с задолженностью, с меньшими издержками решить собственные долговые проблемы.

Таким образом, целью курсовой работы является исследование сущности государственного долга и его влияния на экономику государства, а так же определение методов оптимизации внешней и внутренней задолженности Российской Федерации.

Для достижения цели, поставлены следующие задачи:

- раскрытие экономической сущности госдолга;

исследование зарубежной практики управления государственным долгом и России;

анализ современного состояния долга России;

Для написания данной работы использовались следующие методы: исторический, аналитический, статистический, монографический.

Глава I. Теоретический аспект государственного долга

1.1    Сущность и структура государственного долга

Перед тем, как мы перейдём к понятию государственный долг, выясним, что представляет собой бюджет. Понятие "бюджет" имеет два толкования. С одной стороны - это совокупность финансовых ресурсов, средств, которыми обладает любой экономический субъект, такой как государство, предприятие или семья. С другой стороны, это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, который характеризует соответствие их поступлений и расходований за определенный период, чаще всего за год. Таким образом, бюджет определяет и содержимое "кошелька", наличие в нем денег или их отсутствие, и динамику его наполнения и опустошения, пути прихода и расхода денежных средств, соотношение между доходами и расходами.

Теоретически доходы и расходы органов государственной власти могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого не наблюдается. Таким образом имеет место профицит, либо дефицит.

В тех случаях, когда доходы, которые имеются у бюджета недостаточны для осуществления расходов, говорят о бюджетном дефиците.

Появление дефицита нередко является показателем неблагополучного состояния государственных финансов, но и не обязательно указывает о наличии чрезвычайного положения в экономике страны.

В мировой практике объём бюджетного дефицита не более 3% от ВВП признаётся безопасным уровнем.

В ситуации, когда бюджет на очередной год принимается с дефицитом, утверждаются источники финансирования дефицита бюджета (см. Приложение 1)

Сумма непогашенных обязательств, образовавшихся в результате финансирования дефицита бюджета образует государственный долг.

Государственный долг представляет собой сумму прямых договорных обязательств перед экономическими единицами других секторов экономики. Он определяется как сумма всех положительных сальдо, т.е. профицитов, государственных финансов и их отрицательных сальдо, т.е. дефицитов, на конец какого-либо периода. Долг органов государственного управления - один из важных элементов в структуре активов и пассивов экономики.

Так как данный долг представляет собой сумму непогашенных обязательств, оценка государственного долга производится по номинальной стоимости в национальной валюте и отражает сумму, которая подлежит выплате при наступлении сроков. Задолженность в иностранной валюте пересчитывается в национальную. В то же время, если в государстве имеет место слабая валюта, то общая величина долга определяется так же в иностранной валюте. При этом долги различным странам-кредиторам пересчитываются из их национальной валюты в одну из сильных валют, к примеру, такую как доллары США, по рыночному курсу на дату переоценки.

Данные о государственном долге охватывают признанные прямые обязательства органов управления перед другими секторами экономики или странами мира, которые обслуживаются путём выплаты процентов и/или погашения основной суммы задолженности. В госдолге не показываются пассивные долги, т.е. долги, по которым основные платежи и выплаты процентов были приостановлены с согласия кредитора или по причине одностороннего отказа должника. Соответствующие суммы при возобновлении обслуживания пассивных долгов вновь указываются как активные. Долг, по которому не было заявлено об отказе от его уплаты, но платежи были временно приостановлены или просрочены, сохраняется в объёме государственного долга.

Для оценки, анализа, а так же выявления влияния на развитие экономики и управления долгом органы государственной власти нуждаются в систематизированной информации о государственных долговых обязательствах. Эта информация должна давать характеристику о различных сторонах долга, таких как типы долговых обязательств, размещенных государственными органами и обращающихся на финансовом рынке, хронологический порядок их обслуживания, распределение долговых обязательств среди владельцев, относящихся к различным подсекторам экономики, влияние этого распределения на структуру активов последних. Систематизация задолженности осуществляется на основе специальных классификаций, при помощи которых многочисленные и разнообразные элементы долга объединяются в однородные категории. Основными классификациями являются классификации по типам кредиторов и типу долгового обязательства (см. Приложение 2). Помимо этого, производится распределение долга в соответствии с хронологическим порядком его обслуживания и по странам-кредиторам.

Основной при анализе государственного долга является разбивка его на внутренний и внешний.

Внешний государственный долг является составляющей государственного долга. Существование такого долга в мировой практике не является чем-то необычном. Это вполне нормальное явление. Внешний долг определяется как задолженность гражданам и организациям других стран. Он является наиболее тяжелым, так как по нему государство связано рядом целевых обязательств, с одной стороны, а с другой, для его покрытия приходится рассчитываться ценными товарами и платить большие проценты. В некоторых развивающихся странах поступления от внешнеэкономической деятельности намного ниже ежегодного обязательства выплат по займам.

Ещё одной составляющей государственного долга является внутренний долг. В этом случае кредиторами являются: граждане государства, банковские структуры, кредитные и финансовые учреждения. Погашение внутреннего долга происходит за счет налогоплательщиков.

В результате роста этой части долга уменьшается престиж страны на международной арене. А население страны относится со скептицизмом к политике правительства.

Однако же, любое государство в выборе форм долговых обязательств устремляется к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это не только подрывает авторитет, понижает экономическую самостоятельность страны, но и ослабляет его суверенитет.

1.2    Причины возникновения и последствия, связанные с государственным долгом

Государственный долг является неминуемым порождением дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, с ростом предельных издержек, необъяснимой эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного сектора, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, лишений, хищений и т.д.

При образовании дефицита государственного бюджета появляются проблемы его покрытии, которые необходимо решить с наименьшими потерями для экономики. Существует несколько способов:

. уменьшение расходов государственного бюджета. Такой способ не всегда осуществим, поскольку уменьшение дотаций может усилить спад в экономике, а урезание социальных программ вызывает социальную напряженность и ведет к снижению совокупного спроса, что уменьшает стимулы производства.

. Увеличение налогов. Данный путь ведет к уменьшению инвестиций и потребления, снижет вероятность роста ВВП.

. покрытие дефицита госбюджета внутренними и внешними займами. Это происходит при обращении государства за кредитом к национальным банкам или при получении кредита от иностранных государств; выпуска облигаций.

. Выплата государственного долга за счет увеличения предложения денег на основе их эмиссии. Данный путь погашения бюджетного дефицита - самый опасный, поскольку порождает лавинообразное течение инфляции. Такой способ государства используют, если невозможно решить проблему при помощи иных источников.

Из-за того, что рыночная ставка процента растёт, то обслуживание госдолга ведёт к вытеснению частного капитала; рост налогов для оплаты долга снижает экономическую активность - происходит перераспределение дохода в сторону владельцев государственных облигаций.

Соотношение долг/ВВП даёт характеристику всей тягости долга, величина которого зависит от размера реальной ставки процента, темпов роста реального ВВП и величины первичного дефицита.

Взаимная связь дефицита бюджета и госдолга отражается как в выпуске займов для его покрытия, так и в нарастании долговых последствий позже. Увеличивается государственный долг и необходимость выплаты его с процентами. Со временем текущие займы превращаются в последующие налоги.

Существует 3 точки зрения в отношении того, какое влияние оказывает госдолг на экономику государства:

1.      Госдолг - это бремя, которое осложняет функционирование экономики. Ведь долги государственных органов являются долгами налогоплательщиков и требуют не малых расходов по их погашению. Такой подход к рассмотрению вопроса обосновывается экономистами-либералами, которые считают, что экономическая активность и госдолг с ней связанный нежелательны. Полагается, что при росте государственных расходов происходит сужение частных расходов. И поэтому необходимо добиваться сбалансирования бюджета при минимальном вмешательстве государства.

В самом деле, госдолг оказывает определённое негативное воздействие. И этому есть свои причины. Так как, из-за увеличения госдолга, вместо того, чтобы соответствующие средства были вложены в акции, они вкладываются в ценные государственные бумаги. Это приводит к сокращению инвестиций в физический капитал. Таким образом, величины акционерного капитала и объёма производства оказываются ниже потенциальных. Следующая причина заключается в том, что поиски источников для выплаты крупных процентов приводят к увеличению налогов. А это в свою очередь снижает хозяйственную активность, то есть является особым "антистимулом" для работы и предпринимательской деятельности. Дефицит большого объёма и не малой протяжённостью ведёт к бесполезной спирали, в которой дефицит увеличивает госдолг, а его рост увеличивает расходы по обслуживанию долга и, затем, влёчёт к ещё большему росту увеличения дефицита и государственного долга.

2.      Суть второй точки зрения заключается в том, что госдолг - это долг государства населению, а так же - задолженность налогоплательщиков самим себе. Это объясняется тем, что население является и держателем госдолга, и, одновременно, в лице государства должником по нему (исключение - внешние долги, погашение которого происходит за счёт текущего ВВП, снижая величину, которая остаётся внутри страны). В принципе, бюджет, имеющий баланс между доходами и расходами, не является необходимым. Более того, бездефицитный бюджет в течение какого-либо периода времени может быть основанием для экономического спада. А во время спада, предпринимаемые попытки по устранению дефицита бюджета с помощью повышения налогов лишь ухудшат положение.

В соответствии этой позиции, госдолг и экономическая деятельность государства с помощью мер, не осуществимые частным капиталом, дополняют частное предпринимательство. Тем самым, создаются условия и инфраструктура, которые благоприятствуют деятельности частных предпринимателей, а так же экономическому развитию. Позитивное воздействие государственных затрат оценивается наиболее значительным в тех условиях, когда имеется недоиспользованность максимально возможного выпуска продукции. Государственные затраты повышают общий спрос, подталкивают к активизации частных сбережений, и тем самым побуждают экономический рост.

3.      Имеет место и третий подход, который провозглашает гипотезу нейтральности государственного долга. Появился он в 1970-х гг. Согласно нему воздействие государства на экономику не зависит от того, каким образом происходит финансирование государственных расходов (будь то увеличение налогов, либо заимствования). Естественно, эту позицию не одобряют как неокейнсианцы, так и неолибералы.

Очевидно, всё зависит от конкретной ситуации в стране и соотношения социально-политических и экономических сил. В зависимости от многих аспектов долг, он может как положительно, так и отрицательно воздействовать на экономическую ситуацию государства.

Дополнительные заимствованные средства могут стать эффективным приёмом регулирования экономики при проведении обдуманной государственной экономической политики. Это позволит с легкостью погасить займы и обеспечить экономическую выгодность этих заимствований.

Напротив, если займы расходуются непродуктивно (на нужды потребления, закупки иностранных товаров, погашение ранее полученных кредитов и процентов по ним и т.д.), то государственный долг оказывает негативное влияние на экономику страны.

Внешние источники финансирования дефицита бюджета ведут к росту процентных выплат и сумм основного долга, которые необходимо погасить. При превышении допустимых значений займа большая часть ВВП и бюджетных средств "утекают" за пределы страны. Недостаточность денежных средств побуждает прибегнуть к новым займам. Получается, что бюджет оказывается в неком порочном круге, а обращение за новыми займами связано с наращиванием экономического и политического давления из вне. Ситуация, в которой размер госдолга перекрывает возможности его обслуживания и погашения, чревата подрывом безопасности государства, потерей его суверенитета и, в конце концов, может привести к финансовому банкротству. Такие условия позволяют крупному международному капиталу, который поддерживается своими правительствами, динамично создавать товарные и денежные потоки. При этом в своих интересах, перераспределять финансовые ресурсы, организовывать развитие и структурную перестройку экономики. Они активно оказывают влияние на процессы различного рода, которые сопровождаются переводом прибыли и дивидендов иностранных инвесторов, процентов по кредитам, ослаблением и девальвацией национальной валюты и обесценением национального богатства.

Если брать во внимание опыт многих стран, то можно заметить, что существование дефицита бюджета и госдолга в конкретных пределах не ведёт к отрицательному влиянию. Изменение же дефицита в некоторых случаях даже может помочь избежать тяготы, связанные со спадом в экономике. Так какую же величину государственного долга можно считать оптимальной? По условиям Маастрихтских соглашений для вхождения в систему единой европейской валюты необходимо, чтобы госдолг в процентах к ВВП не превышал 60%. При этом увеличение абсолютной суммы госдолга протекает одновременно с ростом размеров ВВП и даже может его опережать. Но не смотря на это, предостережения сторонников первого подхода не теряют своих оснований и обязаны приниматься во внимание.

1.3    Государственный долг России: динамика, размеры, тенденции

В конце XX века (80-90-е гг.) образовался государственный долг России. Его интенсивный рост проходил в условиях застоя производства и торговли, а так же экономического спада 90-х годов. Государственный долг отрицательно сказывался на производстве, распределении и потреблении ВВП. Рост госдолга и увеличение расходов по его обслуживанию вели к дополнительным ограничениям всего воспроизводственного процесса. Крупные размеры займов отрицательно влияли на производство, инвестиции, занятость населения, усугубляли положение формирования доходного сектора бюджета путём уменьшения налоговой базы и сокращения сбора налогов, побуждали развитие неплатежей и применение в обращении всякого происхождения суррогатов денег. Получаемые заимствования использовались бессмысленно и не благоприятствовали развитию производства.

Покрупневший госдолг и расходы на его обслуживание побудили становление проблемы долга, как одной из основных для России. Огромная для российской экономики задолженность государства заставляет органы государственного управления осуществлять дополнительные расходы из вновь созданного ВВП, для того чтобы выплатить проценты и погасить основную часть долга путём высокого уровня налогообложения, рефинансировать долг за счёт новых займов и сократить расходы бюджета. Только процентные платежи федерального бюджета в 2004 г. составили 205 млрд. руб., или 7.6% от общего объема расходов. В 1999-2000 гг. объем госдолга не изменялся. В 2001-2004 гг. доходы превысили расходы, т.е. ситуация с бюджетом улучшилась. Возникла реальная возможность сократить объём государственного долга. Отношение госдолга России к ВВП немного ниже, наблюдаемого отношения в других странах. Но вся проблема заключается в том, что основная часть госдолга - это внешние займы. В таких условиях предпринимались меры для погашения внешнего долга и замещения внешнего долга на внутренний. По данным ЦБ, произошло сокращение с 127,6 млрд. долл. на 1 января 2001 г. до 97,9 млрд. долл. на 1 января 2004 г. внешнего долга перед иностранными кредиторами.

Замена внешних займов на внутренние в опасных ситуациях допускает уклоняться от недозволительных экономических, бывает и политических требований зарубежных кредиторов и проводить более независимую и надёжную финансовую политику. Понижаются валютные риски, а так же в стране остаются суммы погашений и процентные платежи, которые работают на общенациональную экономику, а не "убегают за границу". При выгодных условиях возможно немного уменьшить суммы по обслуживанию долга, которые причитаются исходя из принятого графика платежей. Что касается экономии на платежах по основной сумме долга, следует учитывать два обстоятельства. При более длительных сроках платежей основной долг выплачивается в постепенно обесценивающейся из-за инфляции иностранной валюте. Внешний долг удешевляется. При досрочном погашении выплаты производятся в более дорогой валюте.

Долг государства перед гражданами по сбережениям, утраченным в процессе экономических реформ, по самым консервативным оценкам составляет, по заявлению бывшего главы Центробанка РФ В. Геращенко, около 4 трлн. руб. Сбережения граждан России, обесценившиеся в ходе реформ, были обеспечены не золотовалютными запасами, а всей государственной собственностью, которая при приватизации стала частной собственностью. Проведенная государством приватизация не освобождает его от ответственности перед гражданами, что в принципе признается выплатой мизерных компенсаций. Нужно восстановить утерянные гражданами средства в качестве внутреннего долга и расплатиться с вкладчиками Сбербанка так же как, государство рассчитывается по внешнему долгу. Каждой тысяче рублей дореформенного долга сегодня, по оценке В. Геращенко, соответствует 35 тыс. руб.

Долг перед вкладчиками по обесцененным сбережениям в Сбербанке был признан Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации. По данным, приведенным заместителем министра финансов Б. Златкис, этот долг составляет 10 трлн. руб., или три годовых федеральных бюджета. С учетом внутреннего (10 млрд. долл.) и внешнего (120 млрд. долл.) долгов принимаемых при формировании федерального бюджета, общая величина государственного долга по отношению к ВВП составляет не 40, а 140%.

Глава II. Особенности государственного долга в России и опыт в других странах

2.1 Современное состояние государственного долга России

В настоящее время наше государство сдержанно применяет инструменты государственной долговой политики в сравнении с другими странами: отношение государственного долга в России к ВВП почти 12 %, тогда как во многих странах этот показатель достигает 50-200 % (табл. 1). Превышение государственным долгом уровня в 85 % к ВВП, по оценкам международных экспертов, является препятствием для экономического роста.

Табл. 1. Отношение государственного долга к ВВП в ряде стран в 2013 г.

Отношение государственного долга к ВВП в странах G20

Великобритания

91%

Франция

90%

США

Германия

82%

Япония

212%

Россия

12%


"Невысокий уровень государственного долга в Российской Федерации позволяет проводить политику постепенного увеличения объема государственных займов, не боясь за сохранность долговой устойчивости Российской Федерации", - так говорится в "Основных направлениях бюджетной политики на 2012 год и плановый период последующих годов".

В ближайшие годы долговая политика, согласно Минфина России, будет направлена на:

·        поддержание баланса федерального бюджета при сохранении высокой долговой устойчивости;

·        преобразование рынка государственных ценных бумаг;

·        обеспечение высокого уровня рейтингов кредитов в Российской Федерации;

·        обеспечение оптимального доступа к источникам заемного капитала.

Относительно высокий уровень мировых цен на энергоносители (93-97 дол./баррель), исходя из которых планировалась долговая политика на 2013-2014 года, по мнению регуляторов, способен обеспечить достаточно высокий уровень доходов федерального бюджета в ближайшие годы. В целом в ближайшие годы прогнозируется стабильный суммарный объем Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, что может означать ориентацию на снижение их роли при повышении значения долговой политики России, т. е. сохранение разнонаправленных трендов государственного долга и фондов (рис.1).

Рисунок 1. Прогноз на 2013-2014 годы по ценам на нефть "Юралс" (дол./баррель)

 

Государственная долговая политика будет предполагать:

·        привлечение ресурсов на рынках капитала;

·        поддержание высокого уровня кредитных рейтингов страны;

·        совершение мониторинга внешних заимствований корпоративного сектора.

В 2000-е годы проводилась политика замещения внешнего долга внутренним, и в 2013-2014 годах предполагается дальнейшее повышение роли внутреннего государственного долга в качестве источника погашения бюджетного дефицита (рис. 2). В связи с этим совершенствование национального долгового рынка, его модернизация в соответствии с потребностями "новой экономики", внедрение финансовых инноваций должны стать важнейшим приоритетом государственной долговой политики.

Рисунок 2. Прогноз на 2012-2014 года по дефициту государственного бюджета, внешнему государственному и внутреннему государственному долгу России (% к ВВП).

 

Ключевыми задачами можно назвать:

·        совершенствование инфраструктуры рынка государственных ценных бумаг;

·        повышение его ликвидности;

·        расширение инвесторской базы.

Также прогнозируются достаточно высокие показатели долговой устойчивости России в 2012-2014 годах, что мы видим из таблицы 2.

 

Табл. 2.

Показатели долговой устойчивости России (%)


2013

2014

Доля расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в общем объеме расходов федерального бюджета

4,0

4,5

Отношение расходов на обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета

10,4

11,8

Отношение государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета

87,7

94,5

Отношение государственного внешнего долга Российской Федерации к годовому объему экспорта товаров и услуг

12,5

13,2

Отношение расходов на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации к годовому объему экспорта товаров и услуг

0,6

0,7


По сравнению с ведущими странами российский рынок ценных бумаг недостаточно развит. За последнее десятилетие количество используемых инструментов снизилось (рис. 3), и на сегодняшний день российский внутренний государственный долг формируют пять видов государственных облигаций.

Рисунок 3. Структура внутреннего государственного долга России, выраженного в ценных бумагах, по состоянию на 01.01.2013 года

В настоящее время сохраняется тенденция к снижению государственного долга России по кредитам международных банков развития (рис. 4).

Рисунок 4. Государственный долг России по кредитам международных банков развития (млрд. дол.)

При этом нельзя игнорировать возможность как менее, так и более благоприятных сценариев развития, т. е. достижения показателей, существенно отличающихся от российских официальных прогнозов. К примеру, отношение государственного долга к ВВП в России до 2016 года может оставаться на уровне 11%, что заметно ниже официального российского ориентира 14-16 % .

В краткосрочном и среднесрочном аспекте доля внутреннего долга в совокупном объеме государственного долга, по официальным прогнозам, может продолжать расти при соответствующем снижении доли внешнего долга, что соответствует прежним ориентирам по замещению внешних заимствований внутренним.

Как отмечал министр финансов России А. Силуанов, планируется "поступать как в 2011 году, т. е. если… доходы, которые поступят в бюджет сверх плана, позволят нам меньше заимствовать, значит, мы будем сокращать объем заимствований" (по плану государство должно в текущем году занять в чистом виде на внутреннем рынке российской Федерации около 1 трлн. руб.).

Для более эффективного воздействия на структуру задолженности в документах Минфина России подчеркивается необходимость перехода к активному управлению государственным долгом. Ещё в 2011 году Минфин России подготовил документы, касающиеся ОАО "Российское финансовое агентство" (РФА). Планируется, что РФА будет осуществлять заимствования от имени России на внешнем и внутреннем рынках путем размещения государственных бумаг и проводить с ними операции на вторичном рынке (табл.3).

Таблица 3. Функции Российского финансового агентства

РФА

Взаимодействие с инвестором



Похожие работы на - Государственный долг: опыт развитых стран, проблемы для России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!