Государственный долг: определение, причины, его обслуживание и покрытие

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    965,28 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственный долг: определение, причины, его обслуживание и покрытие

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный университет технологии и управления им. К.М. Разумовского

Филиал в г. Ростове-на-Дону

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО МАКРОЭКОНОМИКЕ

на тему: «Государственный долг: определение, причины, его обслуживание и покрытие»








г. Ростов-на-Дону 2013 г.

Содержание

Введение

Глава I. Сущность и механизмы формирования государственного долга

.1      Основные причины государственного долга

1.2    Управление государственным долгом в современной рыночной экономике

Глава II. Понятия, формы и виды государственного долга

.1      Внутренний государственный долг

.2      Внешний государственный долг

Глава III. Управление государственным долгом России на современном этапе

.1      Анализ внешнего и внутреннего долга России в 2011-2013 годах

.2      Анализ расходов на обслуживание и покрытие внешнего и внутреннего долга России в 2011-2013 годах

Заключение

Список источников

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.

Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства. Вместе с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании государством заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг - это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства.

Целью этой работы является выявление места государственного долга в системе экономических отношений, рассмотрение его функций и определение проблем бюджетного дефицита и государственного долга, и практическое проявление их в российской экономике в настоящее время.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

-       раскрыть понятие, причины и последствия государственного долга;

-       рассмотреть виды государственного долга;

-       исследовать законодательную базу государственного долга;

-       проанализировать динамику и структуру государственного долга РФ, оценить его перспективы;

-       проанализировать методы управление государственным долгом;

-       предложить пути повышения эффективности управления государственным долгом.

Объектом исследования выступают отношения, возникающие по поводу управления государственным долгом. Предметом исследования являются внешний и внутренний долг РФ.

При написании этой работы использовался анализ агрегированных макроэкономических показателей, применялись методы системного и сравнительного анализа, статистической обработки данных, схематической интерпретации рассматриваемых явлений и процессов.

I. Сущность и механизмы формирования государственного долга

.1 Основные причины государственного долга

Причины возникновения государственного долга могут быть различными. Как уже отмечалось выше, для финансирования государственных нужд государство получает финансовые ресурсы в виде налогов и обязательных платежей. Однако в условиях дестабилизации финансового состояния народного хозяйства происходит снижение поступлений в государственный бюджет из названных источников. Возможна и иная ситуация, когда при стабильных поступлениях в казну увеличиваются расходы государства. При этом увеличение государственных расходов может происходить за счет роста обыкновенных расходов и при появлении непредвиденных, чрезвычайных расходов. Потребность в заемных средствах обусловлена различными причинами. Например, дефицит финансовых ресурсов в бюджете может возникнуть в результате чрезвычайных обстоятельств (войн и локальных конфликтов, террористических актов и техногенных катастроф, крупных стихийных бедствий и т.д.), когда резервных фондов недостаточно и правительству приходится прибегать к дополнительным заимствованиям. Государственный долг может быть следствием экономической политики государства. При этом его задача в такой ситуации состоит в том, чтобы использовать бюджетный дефицит для управления экономической ситуацией в стране. Практически все страны мира прибегают к внешним источникам финансирования. Основными причинами устойчивого бюджетного дефицита и увеличения государственного долга являются: а) увеличение государственных расходов в военное время или в периоды других социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения; б) циклические спады и «встроенные стабилизаторы» экономики; в) сокращение налогов в целях стимулирования экономики (без соответствующей корректировки госрасходов). г) усиление влияния политического бизнес-цикла в последние годы, связанное с проведением «популярной" макроэкономической политики госрасходов и снижения налогов перед очередными выборами; д) повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате:

· увеличения государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (преимущественно в тех странах, где возрастает доля пожилого населения);

· увеличения государственных расходов на образование и создание новых рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого населения). В случае превышения расходов над доходами возникает необходимость изыскивать способы покрытия этой разницы, поскольку нехватка денежных средств у государства вовсе не означает, что некоторые статьи государственных расходов вообще окажутся лишенными финансирования. Таким образом, нормальное состояние государства должно быть таково, чтобы обыкновенные потребности покрывались обыкновенными доходами (налоги, сборы, пошлины), потребности же, выходящие за рамки обыкновенных, должны быть удовлетворены посредством государственных займов (государственного кредита). Так как обращение к кредиту в современных государствах представляет явление повсеместное и постоянное, то оно может быть признано явлением нормальным в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства.

1.2 Управление государственным долгом в современной рыночной экономике

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

В процессе управления государственным долгом органами государственной власти должны решаться следующие основные задачи:

· поддержание объема государственного долга на экономически безопасном уровне;

· недопущение резкого колебания котировок заемных обязательств;

· минимизация стоимости долга для государства;

· обеспечение своевременного исполнения и обслуживания обязательств в полном объеме.

Экономически безопасным считается такой объем долга, при котором Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование в состоянии обеспечить исполнение как долговых обязательств, так и всех остальных принятых на себя бюджетных обязательств.

Основным подходом в решении этой задачи является такое планирование долговых обязательств, которое предполагает обслуживание и погашение долга исключительно за счет доходов бюджета. Полнота исполнения долговых обязательств предполагает погашение их в полном объеме и своевременно. В Бюджетном кодексе заложены отдельные фундаментальные принципы управления долгом. Законы о федеральном бюджете устанавливают предельные размеры дефицита бюджета, внутренних и внешних заимствований на каждый год. Дефицит бюджета субъектов РФ, а также объемы государственных и муниципальных заимствований имеют ограничения, заложенные в Бюджетном кодексе и законах о бюджетах на текущий год.

В настоящее время существует ряд проблем, связанных с управлением государственным долгом. Во-первых, законодательная база по вопросам управления государственным долгом имеет следующие недостатки:

· неполная разработка целей государственных заимствований;

· недостатки в разграничении компетенций, полномочий, ответственности и порядка взаимодействия органов государственной власти;

· неурегулированность вопросов координации и разграничения полномочий Правительства Российской Федерации и Банка России в проведении текущей долговой политики.

Во-вторых, несмотря на повышение уровня суверенного кредитного рейтинга России и улучшение условий привлечения государственных заимствований, основной проблемой в области государственного долга остается отсутствие устойчивого рефинансирования за счет внутренних и внешних заимствовании в необходимых объемах и на благоприятных условиях. При этом способность осуществлять внешние займы ограничивается не только сравнительно низким кредитным рейтингом Российской Федерации, но и риском сокращения доступа на рынки заимствований по причинам, не зависящим от Российской Федерации, а также сохраняющейся относительной структурной слабостью экономики Российской Федерации, ее высокой зависимостью от колебаний мировых цен на энергоносители. Возможности гарантированного привлечения государственных займов для целей рефинансирования долга ограничены также и стоимостными условиями этих заимствований. По расчетам Министерства финансов, Российская Федерация будет в состоянии привлекать в ближайшие годы на внешних рынках не более 5-6 млрд долл., а на внутреннем рынке - не более 7-8 млрд долл. ежегодно без существенного ухудшения условий заимствований.

В будущем необходимо упростить механизм выхода розничных инвесторов на рынок государственного долга, прежде всего за счет создания системы прямого инвестирования в государственные ценные бумаги через, национальную систему сбережений. Подобная система прямых заимствований, когда между заемщиком (государством) и кредитором отсутствуют промежуточные звенья, как свидетельствует международный опыт, может представлять значительный интерес для населения и, кроме того, создаст конкурентную среду на рынке вкладов населения.

Вопрос регулирования действий нерезидентов на рынке государственных ценных бумаг заслуживает особого внимания. Увеличение вложений иностранных участников в ГКО-ОФЗ, а также резкое снижение интереса к репатриации собственных средств через валютные аукционы свидетельствуют о готовности нерезидентов расширить присутствие на рынке государственных облигаций. В условиях высоких цен на нефть и связанного с этим притока в страну иностранной валюты преждевременно полностью либерализовать внутренний рынок государственных ценных бумаг с целью открытия доступа на него иностранных инвесторов, так как пока это может нарушить стабильность российской финансовой системы.

Ключевым фактором долговой политики государства являются государственное регулирование и мониторинг субнациональных заимствований. Как уже отмечалось, действующее в настоящее время бюджетное и специальное законодательство устанавливает ограничения на величину дефицита, предельный размер долга и расходов на обслуживание долга. В настоящее время практически все субъекты Российской Федерации выдерживают жесткие нормативы, предусмотренные бюджетным законодательством. Вместе с тем продолжает существовать риск чрезмерных и безответственных заимствований. Политика в области субнациональных заимствований должна строиться на основе поддержки со стороны федеральных властей внутренних заимствований субъектов Российской Федерации, имеющих достойную кредитную историю и выполняющих необходимые нормативы. [3,373-380].

II. Понятия, формы и виды государственного долга

государственный долг экономика покрытие

Государственный долг Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ может существовать в форме: 1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; 2) государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; 3) договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; 4) государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени Российской Федерации; 5) договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий; 6) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет. [5,29]

Государственный долг - результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних.

Государственный долг в странах мира, % ВВП








.1 Внутренний государственный долг

Внутренний государственный долг - финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.

В Российской Федерации включает в себя долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.

Он может иметь форму кредитов, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Виды государственных долговых инструментов:

Долговые обязательства различаются по срокам на: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет).

Основные государственные долговые обязательства, обеспеченные Правительством РФ, включают: 1) государственные краткосрочные облигации ГКО; 2) государственные долгосрочные облигации; 3) облигации государственного сберегательного займа; 4) облигации внутреннего государственного валютного займа; 5) казначейские векселя и обязательства: золотые сертификаты Министерства финансов РФ. Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» обесцененные после 1991 года вклады граждан признаны внутренним долгом государства. [9,13]

По данным Министерства финансов РФ долг составлял:

на 1 мая 2007 года - 1108,9 млрд руб.;

на 1 июля 2012 года - 3795,5 млрд руб.;

на 1 января 2013 года - 4064,3 млрд руб.

2.2 Внешний государственный долг

Внешний государственный долг - суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам.

Карта стран по внешнему долгу









Может взиматься: правительством страны и субъектами федерации (руководством областей и городов); кредитно-финансовыми организациями (банками, фондами и т.п.); напрямую крупными предприятиями страны; у кредитно-финансовых организаций других стран.

Таблица 1. Список стран по внешнему долгу

Ранг

Страна

Внешний долг (миллионов$ США <#"665971.files/image003.gif"> <#"665971.files/image004.gif"> <#"665971.files/image005.gif"> <#"665971.files/image006.gif"> <#"665971.files/image007.gif"> <#"665971.files/image008.gif"> <#"665971.files/image009.gif"> <#"665971.files/image010.gif"> <#"665971.files/image011.gif"> <#"665971.files/image012.gif"> <#"665971.files/image013.gif"> <#"665971.files/image014.gif">













Объем государственного долга в 2011 году превысит показатель 2010 года на 28,7 %, в 2013 году - в 2,1 раза.

В 2011 - 2013 годах долговая нагрузка на федеральный бюджет возрастет. В целях определения безопасных уровней объемов и структуры государственного долга в мировой практике используется ряд показателей, имеющих определенные пороговые значения.

Основные показатели, характеризующие степень долговой устойчивости, использующиеся в международной практике, применительно к Российской Федерации в 2009 - 2013 годах, представлены в следующей таблице.

Таблица 3.

Показатели

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

Государственный долг в % к ВВП

8,3

11,8

13,6

16

18

Предельное значение - 60 - 80 % к ВВП






Расходы по обслуживанию госдолга в % к расходам бюджета

1,8

2,7

3,7

4,6

4,9

Предельное значение - 20 - 30 % к расходам бюджета






Отношение государственного внешнего долга к объему экспортной выручки в %

11

12,3

12,4

13,8

15,4

Предельное значение - 220 %; умеренное - менее 220 %, но выше 132 %; небольшое - менее 132 %






Отношение бюджетных ассигнований на обслуживание и погашение долга к доходам федерального бюджета (ликвидность бюджета)

5,5

8,4

10

11,7

12,4

Предельное значение - 10 %






Государственный долг в % к доходам федерального бюджета

44,1

68,3

77,4

94,5

107,6

Предельное значение 250 %







Приведенные данные свидетельствует, что возросшие объемы заимствований в плановом периоде увеличат нагрузку на федеральный бюджет, однако по числу большинства индикаторов, рассчитанных в соответствии с международной методикой, бюджетная устойчивость сохранится. Вместе с тем в связи с ростом бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение расходных обязательств по обслуживанию и погашению долга в 2012 - 2013 годах может произойти превышение предельного значения (10 %) показателя ликвидности федерального бюджета (отношение бюджетных ассигнований на обслуживание и погашение долга к доходам федерального бюджета) в 2012

В 2013 году внутренний государственный долг увеличится в 2,4 раза по сравнению с 2010 годом.

Динамика объема и структуры внутреннего госдолга представлена в следующей таблице.

Таблица 4.


На 1 января 2012 года

На 1 января 2013 года

На 1 января 2014 года

2013 г. к 2010 г., %


проект

проект

проект



млрд. рублей

структура, %

млрд. рублей

млрд. рублей

структура, %


Государственный внутренний долг, всего

5148,4

100

6976,4

100

8826,3

100

236,8

в том числе:

 

государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО)

4076,7

79,2

5621,1

80,6

7147,5

81,0

243,7

государственные гарантии

1064,8

20,7

1355,3

19,4

1678,8

19,0

213,3

прочая задолженность

6,9

0,1

0,0

0

0,0

0



Наиболее значимый вклад в увеличение государственного внутреннего долга вносят государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации (ОФЗ/ГСО). Доля ценных бумаг в общем объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации будет повышаться с 78,7 % на начало 2011 года до 81 % на начало 2014 года.

Объем внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, согласно законопроекту, в 2011 году составит 4 076,7 млрд. рублей, или больше на 39%, чем в 2010 году. За 2011 -2013 годы указанный долг увеличится в 2,4 раза и к концу 2013 года составит 7 147,5 млрд. рублей, или 81 % объема внутреннего долга.

В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2011 -2013 годы помимо эмиссии ОФЗ и ГСО предполагается осуществить выпуск еврооблигаций в рублях, первое размещение их возможно в 2010 году. Предполагается, что выпуск таких бумаг позволит привлечь новых инвесторов и содействовать укреплению позиции рубля, как одной из расчетных валют.

На внутреннем рынке государственных ценных бумаг преобладают инструменты со сроком погашения 3-5 лет, максимум 10 лет, выпуск более долгосрочных инструментов предполагает необходимость выплат премий инвесторам за риск, что будет способствовать удорожанию обслуживания таких бумаг [4, 33].

В 2011 - 2013 годах предусматривается значительный рост государственного внутреннего долга по государственным гарантиям Российской Федерации. Законопроектом (пункт 3 статьи 15) установлены верхние пределы государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации: на 1 января 2012 года - 1 064,8 млрд. рублей, на 1 января 2013 года -1 355,3 млрд. рублей, на 1 января 2014 года -1 678,8 млрд. рублей.

К концу 2013 года долг по гарантиям составит 19 % объема государственного внутреннего долга Российской Федерации, или 2,7 % ВВП.

Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации (далее - внешнего долга) по состоянию на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 55,6 млрд. долларов США, или 44,9 млрд. евро, или 3,4 % ВВП, что превышает на 2,6 млрд. долларов США, или на 4,9%, показатель, утвержденный на 1 января 2011 года (53 млрд. долларов США, или 41,7 млрд. евро).

Динамика объема и структуры внешнего долга представлена в следующей таблице.

Таблица 5.


На 1 января 2011 года

На 1 января 2012 года

На 1 января 2013 года

На 1 января 2014 года

2013 г. к 2010 г. %


Закон № 308-ФЗ (с изм.)

проект

проект

проект



млрд. долл. США

структура, %

млрд. долл. США

структура, %

млрд. долл. США

структура, %

млрд. долл. США

структура, %


Государственный внешний долг, всего

53,0

100

55,6

00

65,2

100

75,6

100

142,6










кредиты иностранных государств, кредиты МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте

7,3

13,8

6,1

11

5,5

8,4

4,8

6,3

65,7

государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в иностранной валюте

34,2

64,5

38,2

68,7

43,9

67,4

49,8

65,7

145,6

гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

11,5

21,7

11,3

20,3

15,8

24,2

21,1

28

183,5



Анализ динамики показывает, что объем государственного внешнего долга в долларовом эквиваленте в 2011 году увеличится по сравнению с 2010 годом на 2,6 млрд. долларов США, или на 4,9 %, в 2013 году - в 1,4 раза.

Объем государственного внешнего долга в рублевом выражении увеличится с 3,5 % ВВП в 2010 году до 3,8 % ВВП в 2013 году, или на 0,3 процентных пункта.

Увеличение внешнего долга обусловлено заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных ценных бумаг (еврооблигационных займов), а также увеличением объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.

Доля задолженности по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в 2011 году сократится по сравнению с 2010 годом на 4,2 процентных пункта и составит 68,7 %, в конце 2013 года составит 65,7 %.

В 2011 - 2013 годах предусматривается увеличение в 1,8 раза государственного внутреннего долга по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте, что связано с увеличением объемов предоставления указанных государственных гарантий и их исполнением в рамках программ государственных гарантий Российской Федерации на 2011-2013 годы, в том числе в части оказания поддержки экспорта российской промышленной продукции.

Законопроектом (пункт 4 статьи 16) установлены верхние пределы государственного внешнего долга Российской Федерации по указанным гарантиям: на 1 января 2012 года -11,3 млрд. долларов США, на 1 января 2013 года - 15,8 млрд. долларов США, на 1 января 2014 года - 21,1 млрд. долларов США.

Доля задолженности по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте в общем объеме внешнего долга увеличится с21,7%в2010 году до 28 % в 2013 году, или на 6,3 процентных пункта.

Предусматривается снижение в 2011 - 2013 годах доли задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО с 13,8 % до 6,3 %.

В течение 2011 - 2013 годов Правительство Российской Федерации должно будет полностью рассчитаться с задолженностью по межправительственным соглашениям с Германией (срок погашения 2013 год), Францией (срок погашения 2011 год) и Турцией (срок погашения 2012 год), также будет завершено погашение задолженности по ряду кредитов МФО.

В государственной долговой книге Российской Федерации числится задолженность перед Румынией (межправительственное соглашение от 29 декабря 1986 года, кредит на строительство предприятия на территории бывшей УССР) и КНДР (межправительственное соглашение от 29 декабря 1988 года), урегулирование и погашение которой в период 2011 -2013 годов, также как и в период 2010-2012 годов, не предусматривается. Процентные ставки по кредитам составляют соответственно 3 % и 4 %.

.2 Анализ расходов на обслуживание и покрытие внешнего и внутреннего государственного долга России в 2011-2013 года

Система обслуживания государственного долга представляет собой мощный инструмент перераспределения доходов производственного сектора в пользу финансового сектора. Данный вывод относится как к добровольной, так и к принудительной формам заимствования.

Экономическим итогом функционирования рыночной системы государственного долга выступает общее существенное сужение инвестиционных возможностей экономики.

Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга Российской Федерации (процентные расходы) на 2011 год предусматриваются в сумме 389,9 млрд. рублей, что больше на 109,6 млрд. рублей, или на 39 %, чем в 2010 году, в 2013 году указанные расходы превысят в 2,1 раза показатель 2010 года.

Динамика бюджетных ассигнований на обслуживание государственного долга (процентных расходов) в абсолютных размерах в 2009 - 2013 годах приведена в следующей таблице.

Таблица 6. (млрд. рублей) Анализ расходов на обслуживание госдолга России в 2011-2013 гг.


2009г. отчет

2010г. Закон № 308-ФЗ (с изм.)

2011г. проект

2012г. проект

2013г. проект

2013 г. К 2010 г., %

Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга РФ

176,2

280,3

389,9

518,4

600,7

214,3

в том числе:







Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного внутреннего долга

90,2

196,0

298,6

416,8

487,1

248,5

Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного внешнего долга

86,0

84,3

101,6

113,6

134,8



Доля процентных расходов относительно ВВП возрастает с 0,8 % в 2011 году до 0,97 % в 2013 году.

Доля бюджетных ассигнований по обслуживанию государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета в 2011 году вырастет по сравнению с 2010 годом на 1 процентный пункт и составит 3,7 %, в 2013 году увеличится до 4,9 %.

Динамика бюджетных ассигнований на обслуживание государственного долга Российской Федерации в 2009 - 2013 годах (млрд. руб.)

Увеличение процентных расходов обусловлено, прежде всего, увеличением планируемых для финансирования дефицита федерального бюджета объемов государственных заимствований Российской Федерации на внутреннем и внешнем рынках и соответствующим ростом абсолютного размера государственного долга Российской Федерации, а также прогнозируемым укреплением доллара США по отношению к национальной валюте и повышением прогнозируемых значений плавающих процентных ставок по обслуживанию кредитов. [11,26-27]

Расчеты Счетной палаты, проведенные на основании прогнозируемых Минфином России условий, в том числе по объемам эмиссии и погашения государственных ценных бумаг, временной структуры заимствований, уровню процентных ставок, подтверждают обоснованность запланированных на 2011-2013 годы расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации.

В связи с увеличением государственных внутренних заимствований бюджетные ассигнования на обслуживание внутреннего госдолга будут иметь тенденцию к значительному росту, в 2013 году они превысят показатель 2010 года в 2,5 раза. Доля расходов на обслуживание государственного внутреннего долга в общих процентных расходах увеличится с 69,93 % в 2011 году до 81,1 % 2013 году.

Основной объем бюджетных ассигнований на обслуживание государственного внутреннего долга в 2011 - 2013 годах будет приходиться на ОФЗ - АД и ОФЗ - ПД: ОФЗ -АД в 2011 году - 43,5 млрд. рублей, в 2012 году - 40,4 млрд. рублей, в 2013 году -42,1 млрд. рублей; ОФЗ - ПД в 2011 году - 213,5 млн. рублей, в 2012 году - 325,8 млрд. рублей, в 2013 году - 400,5 млрд. рублей. [2,129-135]

Такой рост процентных расходов по обслуживанию государственного внутреннего долга обусловлен не только увеличением объема государственного внутреннего долга в 2011-2013 годах, но и ростом планируемой доходности по государственным ценным бумагам. Расчет процентных расходов в 2011-2013 годах производился исходя из планируемой доходности по краткосрочным бумагам 4,5 % - 5,5 %, среднесрочным -6 % - 8 %, долгосрочным - 8 % - 8,5 %.

Процентные расходы по обслуживанию новых объемов заимствований (выпуск еврооблигаций) составят в 2011 году 232,4 млн. долларов США, в 2012 году - 693,0 млн. долларов США и в 2013 году - 1 142,8 млн. долларов США. Ставки купонного дохода прогнозируются соответственно 6,64 %, 6,52 % и 6,33 %. Уровень ставок определен исходя из прогнозного уровня ставок купонного дохода по 10-летним казначейским облигациям США с учетом CDS (кредитно-дефолтный своп) на риск Российской Федерации.

Процентные платежи по кредитам, полученным Российской Федерацией от правительств иностранных государств и МФО, будут увеличиваться в 2011 - 2013 годах и составят 5,6 млрд. рублей (185,2 млн. долларов США), 6,7 млрд. рублей (218,9 млн. долларов США), в 2013 году - 6,8 млрд. рублей соответственно. Увеличение указанных процентных расходов связано ростом в 2011 - 2013 годах плавающих процентных ставок по долларам США и евро по кредитам, предоставленным правительствами иностранных государств и МФО: по долларам США на 12,6 процентных пунктов; по евро на 7,6 процентного пункта против уровня процентных ставок, действовавших на 1 сентября 2010 года.

Заключение

В широком смысле под государственным долгом понимаются все непогашенные обязательства государства, в том числе процентные платежи, перед частными лицами и институтами, как внутренними, так и внешними, не входящими в государственный сектор, а также иностранными государствами. По сути, государственная задолженность является результатом формирования дополнительных ресурсов государства за счет займов, взятых у указанных кредиторов с целью устранения противоречий между экономическими и социальными потребностями общества.

Выделяют три группы аргументов в пользу осуществления государственных заимствований: политические (выражение доверия граждан), финансовые (погашение расходов бюджета) и экономические (влияние на экономические структуры и конъюнктурные параметры).

В силу контрактной природы займа, успех его выпуска достигается только при выполнении двух групп условий: экономических и политических. Экономическим условием успешной эмиссии государственного займа является существование и доступность частных сбережений, за счет которых заем погашается. С политической точки зрения, основной составляющей успеха долговой эмиссии является доверие со стороны населения.

Экономические последствия государственного долга можно свести к следующим четырем моментам.

необходимость обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;

долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики;

увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности;

перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

В своей работе я показала основные теоретические моменты государственного долга и постаралась отразить основные черты этих проблем применительно к российским условиям.

В общем можно сказать, что положение нашей страны сложно, но не безнадежно. Значительно улучшилась динамика поступления доходов в бюджет, снижалась задолженность по выплатам заработной платы, погашены задолженности по выплате пенсий. Достигнуты высокие объемы сальдо торгового баланса, что позволяло поддерживать относительную стабильность на валютном рынке и производить необходимые платежи по обслуживанию внешнего долга даже при отсутствии внешних займов. Но все равно вопрос государственного долга и бюджетного дефицита (хотя и в меньшей степени) остается открытым, он требует решения и стабильного оживления экономики не на короткий период, а куда более длительный.

Список использованных источников

1) Бюджетного кодекса Российской федерации. Официальный текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2012 года. - М.: Эксмо, 2012.

) Государственный и муниципальный долг: учеб.-метод. пособие / под ред. Л.И. Ушвицкого. - М.: Финансы и статистика, 2007. -192

) Агапова Т.А. Макроэкономика: учеб. Для вузов / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина; под. ред. А.В. Сидоровича. - 4-е изд., перераб. доп. - М.: Дело и Сервис, 2008. - 448с.

) Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России//Мировая экономика и международные отношения. -2009.

) Иванова М.А. Государственные заимствования на современном этапе // Финансы и кредит. - 2008.- №14. - С. 28-30.

)Современный экономический словарь/ Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б.Стародубцева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2010.- ISBN 5-16-000184-0

)Финансово-кредитный энциклопедический словарь/Под ред. А.Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2002.- ISBN 5-279-02306-x

)Экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2007. - 1152с. - ISBN5-89778-017-5

)Уроки кризиса и принципы управления: монография / А. Вавилов.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГОРОДЕЦИЗДАТ, 2003. - 400С.

)Гаврилова Н. К вопросу о государственном долге // Экономист. - 2003.- №4. - С.45-48

) Борисова И. Риски внешнего финансирования Российской экономики // Вопросы экономики. - 2008. - №2.- С. 26-43.

)Кудрин А. Государственный долг России. Перемена декораций // Рынок ценных бумаг. - 2007.-№3. - С. 22-30.

)Mинистерство финансов Российской Федерации (www-.minfin.ru).

)Федеральная служба государственной статистики

)Россия в цифрах. 2012: Крат. стат. сб. Росстат. М., 2012;

)Селезнев А. Совокупный государственный долг, его регулирование // Экономист. - 2008. - № 8. - С.13-26.

)Семенкова Е.В., Алексанян В.М. Реструктуризация государственной задолженности // Финансы. - 2008. - №5.

)Сенчагов В.К., Архипов А.И. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник . - М.: ТК Велби, Изд-во Просᴨȇкт. - 2007. - 720 с.

)Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. - М.: Юрайт-Издат. - 2006. - 543 с.

Похожие работы на - Государственный долг: определение, причины, его обслуживание и покрытие

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!