Ранг
|
Страна
|
Внешний
долг (миллионов$ США
<#"665971.files/image003.gif"> <#"665971.files/image004.gif"> <#"665971.files/image005.gif"> <#"665971.files/image006.gif"> <#"665971.files/image007.gif"> <#"665971.files/image008.gif"> <#"665971.files/image009.gif"> <#"665971.files/image010.gif"> <#"665971.files/image011.gif"> <#"665971.files/image012.gif"> <#"665971.files/image013.gif"> <#"665971.files/image014.gif">
Объем государственного долга в
2011 году превысит показатель 2010 года на 28,7 %, в 2013 году - в 2,1 раза.
В 2011 - 2013 годах долговая
нагрузка на федеральный бюджет возрастет. В целях определения безопасных
уровней объемов и структуры государственного долга в мировой практике
используется ряд показателей, имеющих определенные пороговые значения.
Основные показатели,
характеризующие степень долговой устойчивости, использующиеся в международной
практике, применительно к Российской Федерации в 2009 - 2013 годах,
представлены в следующей таблице.
Таблица 3.
Показатели
|
2009г.
|
2010г.
|
2011г.
|
2012г.
|
2013г.
|
Государственный
долг в % к ВВП
|
8,3
|
11,8
|
13,6
|
16
|
18
|
Предельное
значение - 60 - 80 % к ВВП
|
|
|
|
|
|
Расходы
по обслуживанию госдолга в % к расходам бюджета
|
1,8
|
2,7
|
3,7
|
4,6
|
4,9
|
Предельное
значение - 20 - 30 % к расходам бюджета
|
|
|
|
|
|
Отношение
государственного внешнего долга к объему экспортной выручки в %
|
11
|
12,3
|
12,4
|
13,8
|
15,4
|
Предельное
значение - 220 %; умеренное - менее 220 %, но выше 132 %; небольшое - менее
132 %
|
|
|
|
|
|
Отношение
бюджетных ассигнований на обслуживание и погашение долга к доходам
федерального бюджета (ликвидность бюджета)
|
5,5
|
8,4
|
10
|
11,7
|
12,4
|
Предельное
значение - 10 %
|
|
|
|
|
|
Государственный
долг в % к доходам федерального бюджета
|
44,1
|
68,3
|
77,4
|
94,5
|
107,6
|
Предельное
значение 250 %
|
|
|
|
|
|
Приведенные данные
свидетельствует, что возросшие объемы заимствований в плановом периоде увеличат
нагрузку на федеральный бюджет, однако по числу большинства индикаторов,
рассчитанных в соответствии с международной методикой, бюджетная устойчивость
сохранится. Вместе с тем в связи с ростом бюджетных ассигнований федерального
бюджета на исполнение расходных обязательств по обслуживанию и погашению долга
в 2012 - 2013 годах может произойти превышение предельного значения (10 %)
показателя ликвидности федерального бюджета (отношение бюджетных ассигнований
на обслуживание и погашение долга к доходам федерального бюджета) в 2012
В 2013 году внутренний
государственный долг увеличится в 2,4 раза по сравнению с 2010 годом.
Динамика объема и
структуры внутреннего госдолга представлена в следующей таблице.
Таблица 4.
|
На
1 января 2012 года
|
На
1 января 2013 года
|
На
1 января 2014 года
|
2013
г. к 2010 г., %
|
|
проект
|
проект
|
проект
|
|
|
млрд.
рублей
|
структура,
%
|
млрд.
рублей
|
млрд.
рублей
|
структура,
%
|
|
Государственный
внутренний долг, всего
|
5148,4
|
100
|
6976,4
|
100
|
8826,3
|
100
|
236,8
|
в
том числе:
|
|
государственные
ценные бумаги (ОФЗ/ГСО)
|
4076,7
|
79,2
|
5621,1
|
80,6
|
7147,5
|
81,0
|
243,7
|
государственные
гарантии
|
1064,8
|
20,7
|
1355,3
|
19,4
|
1678,8
|
19,0
|
213,3
|
прочая
задолженность
|
6,9
|
0,1
|
0,0
|
0
|
0,0
|
0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наиболее значимый вклад в
увеличение государственного внутреннего долга вносят государственные ценные
бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации
(ОФЗ/ГСО). Доля ценных бумаг в общем объеме государственного внутреннего долга
Российской Федерации будет повышаться с 78,7 % на начало 2011 года до 81 % на
начало 2014 года.
Объем внутреннего долга,
выраженного в государственных ценных бумагах, согласно законопроекту, в 2011
году составит 4 076,7 млрд. рублей, или больше на 39%, чем в 2010 году. За 2011
-2013 годы указанный долг увеличится в 2,4 раза и к концу 2013 года составит 7
147,5 млрд. рублей, или 81 % объема внутреннего долга.
В соответствии с Основными
направлениями долговой политики Российской Федерации на 2011 -2013 годы помимо
эмиссии ОФЗ и ГСО предполагается осуществить выпуск еврооблигаций в рублях,
первое размещение их возможно в 2010 году. Предполагается, что выпуск таких
бумаг позволит привлечь новых инвесторов и содействовать укреплению позиции
рубля, как одной из расчетных валют.
На внутреннем рынке
государственных ценных бумаг преобладают инструменты со сроком погашения 3-5
лет, максимум 10 лет, выпуск более долгосрочных инструментов предполагает
необходимость выплат премий инвесторам за риск, что будет способствовать
удорожанию обслуживания таких бумаг [4, 33].
В 2011 - 2013 годах
предусматривается значительный рост государственного внутреннего долга по
государственным гарантиям Российской Федерации. Законопроектом (пункт 3 статьи
15) установлены верхние пределы государственного внутреннего долга Российской
Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации: на 1 января 2012
года - 1 064,8 млрд. рублей, на 1 января 2013 года -1 355,3 млрд. рублей, на 1
января 2014 года -1 678,8 млрд. рублей.
К концу 2013 года долг по
гарантиям составит 19 % объема государственного внутреннего долга Российской
Федерации, или 2,7 % ВВП.
Верхний предел государственного
внешнего долга Российской Федерации (далее - внешнего долга) по состоянию на 1
января 2012 года установлен законопроектом в размере 55,6 млрд. долларов США,
или 44,9 млрд. евро, или 3,4 % ВВП, что превышает на 2,6 млрд. долларов США,
или на 4,9%, показатель, утвержденный на 1 января 2011 года (53 млрд. долларов
США, или 41,7 млрд. евро).
Динамика объема и
структуры внешнего долга представлена в следующей таблице.
Таблица 5.
|
На
1 января 2011 года
|
На
1 января 2012 года
|
На
1 января 2013 года
|
На
1 января 2014 года
|
2013
г. к 2010 г. %
|
|
Закон
№ 308-ФЗ (с изм.)
|
проект
|
проект
|
проект
|
|
|
млрд.
долл. США
|
структура,
%
|
млрд.
долл. США
|
структура,
%
|
млрд.
долл. США
|
структура,
%
|
млрд.
долл. США
|
структура,
%
|
|
Государственный
внешний долг, всего
|
53,0
|
100
|
55,6
|
00
|
65,2
|
100
|
75,6
|
100
|
142,6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
кредиты
иностранных государств, кредиты МФО, иных субъектов международного права,
иностранных юридических лиц в иностранной валюте
|
7,3
|
13,8
|
6,1
|
11
|
5,5
|
8,4
|
4,8
|
6,3
|
65,7
|
государственные
ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в иностранной валюте
|
34,2
|
64,5
|
38,2
|
68,7
|
43,9
|
67,4
|
49,8
|
65,7
|
145,6
|
гарантии
Российской Федерации в иностранной валюте
|
11,5
|
21,7
|
11,3
|
20,3
|
15,8
|
24,2
|
21,1
|
28
|
183,5
|
Анализ динамики показывает, что
объем государственного внешнего долга в долларовом эквиваленте в 2011 году
увеличится по сравнению с 2010 годом на 2,6 млрд. долларов США, или на 4,9 %, в
2013 году - в 1,4 раза.
Объем государственного внешнего
долга в рублевом выражении увеличится с 3,5 % ВВП в 2010 году до 3,8 % ВВП в
2013 году, или на 0,3 процентных пункта.
Увеличение внешнего долга
обусловлено заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения
государственных ценных бумаг (еврооблигационных займов), а также увеличением
объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.
Доля задолженности по
государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в 2011
году сократится по сравнению с 2010 годом на 4,2 процентных пункта и составит
68,7 %, в конце 2013 года составит 65,7 %.
В 2011 - 2013 годах
предусматривается увеличение в 1,8 раза государственного внутреннего долга по
государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте, что
связано с увеличением объемов предоставления указанных государственных гарантий
и их исполнением в рамках программ государственных гарантий Российской
Федерации на 2011-2013 годы, в том числе в части оказания поддержки экспорта
российской промышленной продукции.
Законопроектом (пункт 4 статьи
16) установлены верхние пределы государственного внешнего долга Российской
Федерации по указанным гарантиям: на 1 января 2012 года -11,3 млрд. долларов
США, на 1 января 2013 года - 15,8 млрд. долларов США, на 1 января 2014 года -
21,1 млрд. долларов США.
Доля задолженности по гарантиям
Российской Федерации в иностранной валюте в общем объеме внешнего долга
увеличится с21,7%в2010 году до 28 % в 2013 году, или на 6,3 процентных пункта.
Предусматривается снижение в
2011 - 2013 годах доли задолженности по кредитам правительств иностранных
государств и МФО с 13,8 % до 6,3 %.
В течение 2011 - 2013 годов
Правительство Российской Федерации должно будет полностью рассчитаться с
задолженностью по межправительственным соглашениям с Германией (срок погашения
2013 год), Францией (срок погашения 2011 год) и Турцией (срок погашения 2012
год), также будет завершено погашение задолженности по ряду кредитов МФО.
В государственной долговой
книге Российской Федерации числится задолженность перед Румынией
(межправительственное соглашение от 29 декабря 1986 года, кредит на строительство
предприятия на территории бывшей УССР) и КНДР (межправительственное соглашение
от 29 декабря 1988 года), урегулирование и погашение которой в период 2011
-2013 годов, также как и в период 2010-2012 годов, не предусматривается.
Процентные ставки по кредитам составляют соответственно 3 % и 4 %.
.2 Анализ расходов
на обслуживание и покрытие внешнего и внутреннего государственного долга России
в 2011-2013 года
Система обслуживания
государственного долга представляет собой мощный инструмент перераспределения
доходов производственного сектора в пользу финансового сектора. Данный вывод
относится как к добровольной, так и к принудительной формам заимствования.
Экономическим итогом
функционирования рыночной системы государственного долга выступает общее существенное
сужение инвестиционных возможностей экономики.
Бюджетные ассигнования на
обслуживание государственного долга Российской Федерации (процентные расходы)
на 2011 год предусматриваются в сумме 389,9 млрд. рублей, что больше на 109,6
млрд. рублей, или на 39 %, чем в 2010 году, в 2013 году указанные расходы
превысят в 2,1 раза показатель 2010 года.
Динамика бюджетных ассигнований
на обслуживание государственного долга (процентных расходов) в абсолютных
размерах в 2009 - 2013 годах приведена в следующей таблице.
Таблица 6. (млрд. рублей)
Анализ расходов на обслуживание госдолга России в 2011-2013 гг.
|
2009г.
отчет
|
2010г.
Закон № 308-ФЗ (с изм.)
|
2011г.
проект
|
2012г.
проект
|
2013г.
проект
|
2013
г. К 2010 г., %
|
Бюджетные
ассигнования на обслуживание государственного долга РФ
|
176,2
|
280,3
|
389,9
|
518,4
|
600,7
|
214,3
|
в
том числе:
|
|
|
|
|
|
|
Бюджетные
ассигнования на обслуживание государственного внутреннего долга
|
90,2
|
196,0
|
298,6
|
416,8
|
487,1
|
248,5
|
Бюджетные
ассигнования на обслуживание государственного внешнего долга
|
86,0
|
84,3
|
101,6
|
113,6
|
134,8
|
Доля процентных расходов
относительно ВВП возрастает с 0,8 % в 2011 году до 0,97 % в 2013 году.
Доля бюджетных ассигнований по
обслуживанию государственного долга в общем объеме расходов федерального
бюджета в 2011 году вырастет по сравнению с 2010 годом на 1 процентный пункт и
составит 3,7 %, в 2013 году увеличится до 4,9 %.
Динамика бюджетных ассигнований
на обслуживание государственного долга Российской Федерации в 2009 - 2013 годах
(млрд. руб.)
Увеличение процентных расходов
обусловлено, прежде всего, увеличением планируемых для финансирования дефицита
федерального бюджета объемов государственных заимствований Российской Федерации
на внутреннем и внешнем рынках и соответствующим ростом абсолютного размера
государственного долга Российской Федерации, а также прогнозируемым укреплением
доллара США по отношению к национальной валюте и повышением прогнозируемых
значений плавающих процентных ставок по обслуживанию кредитов. [11,26-27]
Расчеты Счетной палаты,
проведенные на основании прогнозируемых Минфином России условий, в том числе по
объемам эмиссии и погашения государственных ценных бумаг, временной структуры
заимствований, уровню процентных ставок, подтверждают обоснованность
запланированных на 2011-2013 годы расходов на обслуживание государственного
долга Российской Федерации.
В связи с увеличением
государственных внутренних заимствований бюджетные ассигнования на обслуживание
внутреннего госдолга будут иметь тенденцию к значительному росту, в 2013 году
они превысят показатель 2010 года в 2,5 раза. Доля расходов на обслуживание
государственного внутреннего долга в общих процентных расходах увеличится с
69,93 % в 2011 году до 81,1 % 2013 году.
Основной объем бюджетных
ассигнований на обслуживание государственного внутреннего долга в 2011 - 2013
годах будет приходиться на ОФЗ - АД и ОФЗ - ПД: ОФЗ -АД в 2011 году - 43,5
млрд. рублей, в 2012 году - 40,4 млрд. рублей, в 2013 году -42,1 млрд. рублей;
ОФЗ - ПД в 2011 году - 213,5 млн. рублей, в 2012 году - 325,8 млрд. рублей, в
2013 году - 400,5 млрд. рублей. [2,129-135]
Такой рост процентных расходов
по обслуживанию государственного внутреннего долга обусловлен не только
увеличением объема государственного внутреннего долга в 2011-2013 годах, но и
ростом планируемой доходности по государственным ценным бумагам. Расчет
процентных расходов в 2011-2013 годах производился исходя из планируемой
доходности по краткосрочным бумагам 4,5 % - 5,5 %, среднесрочным -6 % - 8 %,
долгосрочным - 8 % - 8,5 %.
Процентные расходы по
обслуживанию новых объемов заимствований (выпуск еврооблигаций) составят в 2011
году 232,4 млн. долларов США, в 2012 году - 693,0 млн. долларов США и в 2013
году - 1 142,8 млн. долларов США. Ставки купонного дохода прогнозируются
соответственно 6,64 %, 6,52 % и 6,33 %. Уровень ставок определен исходя из
прогнозного уровня ставок купонного дохода по 10-летним казначейским облигациям
США с учетом CDS (кредитно-дефолтный своп) на риск Российской Федерации.
Процентные платежи по кредитам,
полученным Российской Федерацией от правительств иностранных государств и МФО,
будут увеличиваться в 2011 - 2013 годах и составят 5,6 млрд. рублей (185,2 млн.
долларов США), 6,7 млрд. рублей (218,9 млн. долларов США), в 2013 году - 6,8
млрд. рублей соответственно. Увеличение указанных процентных расходов связано
ростом в 2011 - 2013 годах плавающих процентных ставок по долларам США и евро
по кредитам, предоставленным правительствами иностранных государств и МФО: по
долларам США на 12,6 процентных пунктов; по евро на 7,6 процентного пункта против
уровня процентных ставок, действовавших на 1 сентября 2010 года.
Заключение
В широком смысле под государственным долгом
понимаются все непогашенные обязательства государства, в том числе процентные
платежи, перед частными лицами и институтами, как внутренними, так и внешними,
не входящими в государственный сектор, а также иностранными государствами. По
сути, государственная задолженность является результатом формирования
дополнительных ресурсов государства за счет займов, взятых у указанных кредиторов
с целью устранения противоречий между экономическими и социальными
потребностями общества.
Выделяют три группы аргументов в пользу
осуществления государственных заимствований: политические (выражение доверия
граждан), финансовые (погашение расходов бюджета) и экономические (влияние на
экономические структуры и конъюнктурные параметры).
В силу контрактной природы займа, успех его
выпуска достигается только при выполнении двух групп условий: экономических и
политических. Экономическим условием успешной эмиссии государственного займа
является существование и доступность частных сбережений, за счет которых заем
погашается. С политической точки зрения, основной составляющей успеха долговой
эмиссии является доверие со стороны населения.
Экономические последствия государственного долга
можно свести к следующим четырем моментам.
необходимость обслуживать внешний долг, что при
крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления
для населения данной страны;
долг приводит, в определенной мере, к вытеснению
частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики;
увеличение налогов для оплаты растущего
государственного долга выступает в качестве антистимула экономической
активности;
перераспределение дохода в пользу держателей
государственных облигаций.
В своей работе я показала основные теоретические
моменты государственного долга и постаралась отразить основные черты этих
проблем применительно к российским условиям.
В общем можно сказать, что положение нашей
страны сложно, но не безнадежно. Значительно улучшилась динамика поступления
доходов в бюджет, снижалась задолженность по выплатам заработной платы,
погашены задолженности по выплате пенсий. Достигнуты высокие объемы сальдо
торгового баланса, что позволяло поддерживать относительную стабильность на
валютном рынке и производить необходимые платежи по обслуживанию внешнего долга
даже при отсутствии внешних займов. Но все равно вопрос государственного долга
и бюджетного дефицита (хотя и в меньшей степени) остается открытым, он требует решения
и стабильного оживления экономики не на короткий период, а куда более
длительный.
Список использованных источников
1)
Бюджетного кодекса Российской федерации. Официальный текст с изменениями и
дополнениями на 1 ноября 2012 года. - М.: Эксмо, 2012.
)
Государственный и муниципальный долг: учеб.-метод. пособие / под ред. Л.И.
Ушвицкого. - М.: Финансы и статистика, 2007. -192
)
Агапова Т.А. Макроэкономика: учеб. Для вузов / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина;
под. ред. А.В. Сидоровича. - 4-е изд., перераб. доп. - М.: Дело и Сервис, 2008.
- 448с.
)
Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в
России//Мировая экономика и международные отношения. -2009.
)
Иванова М.А. Государственные заимствования на современном этапе // Финансы и
кредит. - 2008.- №14. - С. 28-30.
)Современный
экономический словарь/ Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б.Стародубцева. - 3-е
изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2010.- ISBN 5-16-000184-0
)Финансово-кредитный
энциклопедический словарь/Под ред. А.Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика,
2002.- ISBN 5-279-02306-x
)Экономический
словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2007. -
1152с. - ISBN5-89778-017-5
)Уроки
кризиса и принципы управления: монография / А. Вавилов.- 2-е изд., перераб. и доп.
- М.: ГОРОДЕЦИЗДАТ, 2003. - 400С.
)Гаврилова
Н. К вопросу о государственном долге // Экономист. - 2003.- №4. - С.45-48
)
Борисова И. Риски внешнего финансирования Российской экономики // Вопросы
экономики. - 2008. - №2.- С. 26-43.
)Кудрин
А. Государственный долг России. Перемена декораций // Рынок ценных бумаг. -
2007.-№3. - С. 22-30.
)Mинистерство
финансов Российской Федерации (www-.minfin.ru).
)Федеральная
служба государственной статистики
)Россия
в цифрах. 2012: Крат. стат. сб. Росстат. М., 2012;
)Селезнев
А. Совокупный государственный долг, его регулирование // Экономист. - 2008. - №
8. - С.13-26.
)Семенкова
Е.В., Алексанян В.М. Реструктуризация государственной задолженности // Финансы.
- 2008. - №5.
)Сенчагов
В.К., Архипов А.И. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник . - М.: ТК
Велби, Изд-во Просᴨȇкт. - 2007.
- 720 с.
)Финансы,
денежное обращение, кредит: Учебник / Под ред. М.В.Романовского,
О.В.Врублевской. - М.: Юрайт-Издат. - 2006. - 543 с.
Похожие работы на - Государственный долг: определение, причины, его обслуживание и покрытие
|