Государственный долг

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    60,69 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственный долг

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра налогов и налогообложения








КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Теория финансов

на тему: Государственный долг


Студентка Е.М.Шилович

ФФБД, 3-й курс, ДФР

Руководитель А.А.Стрельская






МИНСК 2011

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 42с., 28 источника, 6 прил.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, КАПИТАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ТЕКУЩИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ВНУТРЕННИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

Объект исследования - государственный долг Республики Беларусь.

Предмет исследования - сущность, структура, роль и значение государственного долга, пути и методы управления государственным долгом.

Цель работы - исследовать сущность государственного долга и проанализировать методы по его регулированию.

Методы исследования - сравнительного анализа, группировок, экспертных оценок, графический.

Исследования и разработки: изучены причины и социально-экономические последствия возникновения государственного долга, сложившиеся в мировой практике пути и методы совершенствования управлением государственным долгом, предложен анализ состояния внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь.

Элементы научной новизны: предложены возможные пути и методы совершенствования управления внутренним и внешним государственным долгом Республики Беларусь, которые позволят сократить долговое бремя страны.

Автор работы подтверждает, что приведённый в дипломной работе расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положение и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Введение

. Экономическое содержание государственного долга, его содержание, основные цели и задачи

.1 Экономическая сущность государственного долга

.2 Основные функции, принципы, виды государственного долга, его последствия

.3 Государственный долг в Республике Беларусь

. Анализ внутреннего и внешнего долга в Республике Беларусь

.1 Анализ динамики внутреннего долга в разрезе последних лет

.2 Анализ динамики внешнего долга в разрезе последних лет

. Управление государственным долгом и направления снижения государственного долга в Республике Беларусь

3.1 Зарубежный опыт управления государственным долгом

.2 Совершенствование управления государственным долгом в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Приложение А. Данные по внутреннему государственному долгу Республики Беларусь на 1 января 2009-2011 гг

Приложение Б. Валовой внешний долг Республики Беларусь

Приложение В. Тенденция увеличения валового внешнего долга Республики Беларусь

Приложение Г. Внешний государственный долг Республики Беларусь

Приложение Д. Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь

Приложение Е. Обслуживание и погашение внешнего государственного долга Республики Беларусь на 2011-2015 гг

ВВЕДЕНИЕ

Посредством государственных заимствований органы власти получают дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для финансирования общегосударственных потребностей. Государство становится полноправным участником рынка капиталов, его долговые обязательства погашаются за счет бюджетных средств (доходов), золотовалютных резервов страны, финансовых ресурсов, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований.

Государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга.

Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.

Цель в данной курсовой работе поставлена следующая: исследовать сущность государственного долга и проанализировать методы по его регулированию. Согласно данной цели были поставлены следующие задачи:

раскрыть экономическую сущность государственного долга, его цели и задачи;

- проанализировать состояние внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь;

исследовать пути совершенствования управления государственным долгом.

Работа состоит из трех частей. В первой части можно ознакомиться с теоретическими аспектами экономической сущности государственного долга и его видов. Во второй части представлена информация о состоянии внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь за последние годы. В третьей части изложены пути и методы совершенствования управления государственным долгом в целом и отдельно в Республике Беларусь.

При написании работы использовался такой нормативно-правовой документ как Бюджетный кодекс. Также использовались учебные пособия (Кобринский Г.Е., Фисенко М.К. «Финансы и финансовый рынок», Заяц Н.Е., Фисенко М.К. «Теория финансов»), периодическая литература («Банковский вестник», «Финансы и кредит», «Финансы, учет и анализ» и данные из интернет источников. В основу написания данной работы положены работы зарубежных и отечественных авторов.

1. Экономическое содержание государственного долга, его содержание, основные цели и задачи

.1 Экономическая сущность государственного долга

Попытка решения проблем государственного дефицита или других социально-экономических проблем путем заимствований порождает государственный долг. Он является одним из важнейших макроэкономических показателей, который отражает состояние и дальнейшие перспективы финансов государства.

Финансовые отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние денежного обращения, бюджетной и налоговой сферы, инвестиций, промышленности, занятости, потребления, банковского сектора и на многие другие элементы социально-экономической жизни общества. Кризисные явления в мировой экономике привели к росту государственных расходов на спасение банков и компаний, стимулирование программ поддержки экономики, что способствовало образованию дефицитов бюджетов, которые покрывались за счет притока внешних заимствований. Если ранее значительно росли долги банков и частных компаний, то в последние годы наблюдается рост государственных долгов, что дает основание говорить о кризисе суверенных долговых обязательств. Мировой финансовый кризис обострил проблему устойчивости государственного долга, так как превышение установленных индикаторов безопасности порождает негативные явления в экономике стран вплоть до дефолта страны, то есть невозможности государств оплачивать свои обязательства. Исследование макроэкономического регулирования накопленной задолженности государства является актуальным и приобретает особую значимость в современных условиях. Это обусловлено ростом стоимости заимствований, ужесточением требований к заемщикам на внешних рынках, увеличением количества стран - потенциальных заемщиков, снижением доверия инвесторов и кредиторов, дефицитом ликвидности на мировом рынке ссудного капитала [20, с.34-35].

Государственный долг - это долговые обязательства государства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, возникающие из государственных займов (заимствований), договоров и соглашений (в том числе международных) о предоставлении бюджетных кредитов и ссуд, пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет, принятых на себя государством гарантий (поручительств) по обстоятельствам третьих лиц, других обязательств, а также принятых на себя государством обязательств третьих лиц [24, с.229].

В более широком смысле, государственный долг - это сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права [9, с.286].

В развитых странах государственный долг определяют также как общий объем непогашенных государственных облигаций. Он связан с использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов с целью обеспечения экономического развития страны и решения назревших социальных проблем. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать долги. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают к все новым займам и кредитам; покрывая старые долги, они делают новые (см. рисунок 1)

Общая сумма государственного долга является своего рода показателем состояния финансов государства. Чем больше объем государственного долга, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом (поскольку долг выплачивается за счет бюджетных средств). Чем выше доля государственного долга в валовом внутреннем продукте, тем глубже финансовый кризис в стране.

Причинами возникновения государственного долга обычно являются: нехватка финансовых ресурсов национальной валюте из-за низкой эффективности народного хозяйства (низкой производительности труда, высокой себестоимости продукции, убыточной деятельности предприятий и т.п.); нехватка финансовых ресурсов в свободной конвертируемой валюте для расчетов с другими государствами и др.

В мировой практике страны прибегают к заимствованиям при дефиците государственного бюджета, при пассивном платежном балансе, недостаточном количестве ресурсов для проведения экономических реформ и соответствующих им преобразований, реализации инвестиционных проектов и государственных программ.

Государственный долг формируется под воздействием как объективных, так и субъективных факторов. К первым из них можно отнести неблагоприятный инвестиционный климат, трансформационный состав производства и сужения на этой основе налоговой базы, отрицательное сальдо торгового баланса, преобладание устаревшей технологической базы и др. Субъективные факторы связаны с ситуативными просчетами в тактике внедрения реформ и фактическим отсутствием стратегии относительно развития финансового рынка. С позиции долгосрочной исторической перспективы причинами возникновения государственного долга могли быть войны и спады. Во время войны перед государством стоит задача переориентировать значительную часть ресурсов экономики с производства гражданской продукции на нужды военного производства. Соответственно возрастут расходы правительства на вооружение и содержание военнослужащих

Существуют различные точки зрения по поводу воздействия государственного долга на экономику.

Согласно одной из них государственный долг является бременем, осложняющим функционирование экономики, так как долги правительства являются долгами налогоплательщиков и требуют расходов по их обслуживанию. Это подход обосновывается экономистами либеральной ориентации, полагающими экономическую активность государства и связанный с ней государственный долг нежелательными.

Считается, что рост государственных расходов приводит к сужению частных расходов. С этих позиций следует стремиться к сбалансированному бюджету при минимальной активности государства. В соответствии со вторым подходом государственный долг является долгом государства населению и по существу представляет собой задолженность налогоплательщиков самим себе, так как население одновременно является и держателем государственного долга, и в лице государства должником по нему. Исключение составляют зарубежные долги, по которым возврат основного долга и платежи процентов осуществляются за счет текущего ВВП, уменьшая его величину, остающуюся в стране. Сбалансированный бюджет в принципе не является обязательным. Более того, сохранение бездефицитного бюджета в течение длительного времени может стать причиной экономического спада, а в период экономического спада попытки ликвидировать связанный с ним дефицит бюджета путем увеличения налогообложения лишь усугубят ситуацию.

Существует также третий подход, провозглашающий гипотезу нейтральности государственного долга. Он возник в середине 1970-х гг. Согласно этому подходу влияние государства на экономику не зависит от того, осуществляется ли финансирование государственных расходов за счет налогов или за счет заимствований, увеличивающих государственный долг. При этом не проявляется ни эффект множителя, ни оживление хозяйственной деятельности за счет импульса от государственных расходов. По этим причинам уровень отечественных государственных и частных сбережений не меняется. Данная позиция находится среди критических отзывов как у неокейнсианцов, так и у неолибералов.

По мнению современных экономистов, многое зависит от конкретной финансово-экономической ситуации и соотношения различных социально-экономических и политических сил. В зависимости от масштаба долга, его динамики, характера его использования, размеров расходов на погашение и обслуживание, способов финансирования дефицита бюджета государственный долг может как содействовать, так и тормозить экономическое развитие, оказывать позитивное и негативное воздействие на потребление, сбережение, инвестиции, денежное обращение, валютный курс и другие важнейшие показатели [11, с. 35].

Таким образом, кризисные явления в мировой экономике привели к росту государственных расходов и обострению актуальности проблемы устойчивости государственного долга. Государственный долг - это сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Возникновение государственного долга в определенный период времени обусловлено финансовым состоянием той или иной страны. Государственный долг формируется под воздействием как объективных, так и субъективных факторов. Общая сумма государственного долга является своего рода показателем состояния финансов государства. В мировой практике существуют различные точки зрения по поводу положительного, отрицательного или нейтрального воздействия государственного долга на экономику.

1.2 Основные функции, принципы, виды государственного долга, его последствия

Государственный долг выполняет и ряд функций, среди которых принято выделять [13, c. 330]:

•        фискальную, т.е. создание финансовой базы, для выполнения государством соответствующих денежных обязательств и функций;

Государственный долг выступает в различных формах. В зависимости от рынка размещения займов государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний государственный долг - это долг правительства перед физическими и юридическими лицами, связанный с заимствованием внутри страны денежных средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета. Он представляет собой сумму накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета (излишков бюджета) [13, c. 330].

Внутренний долг порождается бюджетным дефицитом, так называемым долговым финансированием. Государственные займы выпускаются на различные сроки, поэтому государственный долг бывает краткосрочным (до одного года), среднесрочным (до пяти лет) и долгосрочным (свыше пяти лет). Долговые обязательства погашаются в установленные сроки, которые не могут превышать 30 лет [14, c.130]. Наиболее обременительными являются краткосрочные долги, ибо дата их погашения наступает очень быстро, а проценты по таким займам довольно высокие. Большинство экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования. Вместе с тем нельзя недооценивать негативные последствия внутреннего долга, ибо при определенных условиях он может стать серьезной проблемой для экономики страны. Рассмотрим некоторые из них. Рост внутреннего долга особенно опасен для страны с низким уровнем доходов, а, следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала. Другая опасность связана с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведет к сокращению частных инвестиций в экономику страны.

Образование внутреннего государственного долга вписывается в общую схему «доходы - расходы». Созданию долга и государственным расходам предшествует формирование денежных сбережений в секторе домашних хозяйств и бизнеса, которые на определенных условиях передаются государству во временное распоряжение. Не исключено, что в определенный период прирост государственного долга будет компенсировать недостаток совокупного спроса. А это будет способствовать поддержке приемлемых темпов экономического развития, стимулировать рост денежных доходов населения и хозяйствующих субъектов. Таким образом, ещё раз подчеркнем, что внутренний государственный долг есть долг правительства перед гражданами своей страны. В качестве основных компонентов внутреннего государственного долга обычно выделяют [13, c. 330]:

•        кредит, полученный правительством в центральном банке страны («монетизация дефицита»);

•        кредит, полученный правительством в коммерческих банках, за минусом размещенных депозитов (валютные резервы правительства и т. п.);

•        объем продаж государственных долговых обязательств, распространяемых среди юридических лиц;

•        облигации внутренних государственных займов (рублевых, валютных), распространяемых среди физических лиц;

•        казначейские векселя и обязательства, используемые для оплаты общегосударственных нужд (поставка в страну энергоносителей, погашение старых внешних долгов и т. п.);

•        просроченная задолженность коммерческим банкам со стороны государственных предприятий-банкротов, которую правительство, выполняя ранее выданные гарантии, переводит на себя;

•        вклады населения в государственном сберегательном банке (за минусом полноценного кредитного портфеля), использованные для кредитования государственных предприятий.

Следует отметить: государственный долг из-за плохого обслуживания может постоянно увеличиваться. Такая ситуация возникает тогда, когда невыплаченные проценты и текущее непогашение долей основного долга приходится вновь относить на государственный долг, увеличивая тем самым общую задолженность правительства.

Российские авторы научных трудов XVIII-XIX веков в области финансового права, исследуя в своих работах эволюцию отношений по поводу государственного долга, сформулировали некоторые общие правовые принципы государственного внутреннего долга, назвав среди них такие как возвратность, добровольность срочность и возмездность.

Принцип возвратности государственного долга означает возвращение выданной денежной суммы кредитору. Возврат долга может осуществляться двумя способами:

) вся сумма долга возвращается по истечении срока разовым платежом;

) возврат денежных средств производится частями, если это допускается договором государственного займа.

Принцип возвратности государственного долга был сформулирован в результате эволюции такого признака государственного долга, как невозможность отказа государства от исполнения принятых на себя обязательств, и наполнения его современным содержанием.

Добровольность отношений из государственного долга выражается в следующем:

) в форме государственного долга, который существует исключительно в виде соответствующих договоров и соглашений, заключаемых на основе взаимосогласованной воли сторон;

) в невозможности изменения условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения.

Принцип добровольности сформулирован отчасти с учетом такого признака государственного долга, как особый субъект на стороне должника - государство.

Задачи государства, его права по отношению к гражданину и ответственность перед гражданином явились предметом многочисленных научно-правовых исследований. Кульминацией таких исследований и их логическим выводом явился тезис о том, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" [13, с. 165].

Особая социальная роль государства, невозможность принуждения со стороны государства личности к действиям, влекущим ущемление его прав, в конечном итоге, сформулировали принцип добровольности государственного долга. Соблюдение принципа добровольности свидетельствует об уважении государством интересов иных публичных и частных субъектов и, таким образом, непринуждение к вступлению в правоотношения является обязательным условием функционирования государственного внутреннего долга.

Гарантией добровольности заемных отношений с участием государства служит принцип возмездности, означающий уплату вознаграждения за пользование ссудным капиталом.

Привлечение государством временно свободных денежных средств на условиях возмездности выражается не только в получении кредитором прямой выгоды в виде доходности государственных ценных бумаг, но и в предоставлении участникам фондового рынка дополнительной выгоды в виде льготного налогообложения доходов и операций по государственным ценным бумагам.

Принцип срочности означает привлечение заемных денежных средств на определенное время, по истечении которого сумма долга должна быть возвращена. Срок по договору государственного займа может быть определен действующим законодательством, кредитным или иным договором.

Принцип срочности отчасти эволюционировал из такого признака государственного долга, как невозможность отказа государства от исполнения принятых на себя обязательств. Раз обязательство должно быть исполнено, значит, эта обязанность должна быть обусловлена некими временными рамками. Срок играет в этой ситуации двоякую регулирующую роль. С одной стороны, поскольку государство с неизбежностью должно выполнить принятые на себя обязательства, то получатель денежных средств и финансовый рынок всегда готов принять и переварить полученные от государства деньги. С другой стороны, государство, будучи осведомленным о сроке исполнения своего обязательства, заранее планирует необходимые суммы в бюджете очередного финансового года.

Внешним государственным долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами.

Основными причинами появления внешнего долга являются:

) прямое заимствование средств у иностранных государств, частных компаний;

) продажа государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.

В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит. Для экономического анализа оценивают относительную величину внешнего долга.

По оценкам Всемирного банка и МБРР к числу государств, считающихся несущими тяжелое бремя внешних долгов, относятся те страны, у которых три показателя превышают расчетные уровни в среднем в течение трех лет. Этими показателями являются:

) Отношение общей суммы внешнего долга к валовому внутреннему продукту, если оно превышает 50%.

) Отношение общей суммы внешнего долга к годовому объему экспорта товаров и услуг, если оно превышает 27, 5%.

) Отношение годовых платежей по погашению и обслуживанию внешнего долга к экспорту товаров и услуг, если оно превышает 30%.

Кроме того, в макроэкономическом анализе используется сравнительная динамика таких показателей, как отношение ВВП к численности населения страны и отношение и долга к численности населения [12, с. 73].

Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем последствия внутреннего. При внешнем долге происходит утечка денег и капитала за рубеж, что снижает жизненный уровень населения данной страны. Кроме того, при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые невыгодны для страны-заемщика. Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых иностранных займов.

Последствия наращивания государственного долга могут обнаружиться в разных формах [13, c. 333].

. Прежде всего, обратим внимание на то, что государственный долг - это стремление страны жить за счет будущих поколений. Поэтому наращивание государственного долга способно обострить противоречия между поколениями.

. Задолженность перед внешним миром усиливает экономическую и политическую зависимость страны, снижает ее кредитный рейтинг (степень доверия в деловом мире).

. В среднесрочной перспективе государственный долг ограничивает уровень потребления населения страны. Особенно четко это ощущается по линии внешнего долга, погашение и обслуживание которого непосредственно связано с ограничением потребления и снижением уровня жизни населения.

. Обслуживание государственного долга и выплата процентов по нему есть не что иное, как перераспределение текущих государственных доходов в пользу владельцев долговых расписок правительства. Поэтому государственный долг выступает как фактор социальной дифференциации, провоцирует наращивание налогового бремени, стимулирует инфляцию спроса, способствует повышению нормы ссудного процента, что делает непривлекательными многие инвестиционные проекты.

. Обслуживание внешнего долга может подтолкнуть правительство к продаже иностранцам государственного имущества (активов), в первую очередь, например, в виде высокоэффективных и стабильно работающих государственных предприятий. Стремление реструктуризировать внешний долг (отодвинуть сроки платежа, обменять старые долги на новые и т. п.) может сопровождаться новыми и все более серьезными уступками иностранному капиталу.

Различают капитальный и текущий государственный долг.

) Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам.

) Текущий государственный долг составляют расходы по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Государственный долг можно также классифицировать как по типу кредиторов (долг международным организациям, банкам, органам управления других государств, зарубежным компаниям, физическим лицам и т.д.), так и по типу долгового обязательства (облигации, векселя, ссуды и др.) [22, с. 59-63].

Таким образом, к основным функциям государственного долга относятся фискальная и стабилизирующая. Государственный долг выступает в различных формах. В зависимости от рынка размещения займов государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний государственный долг - это долг правительства перед физическими и юридическими лицами, связанный с заимствованием внутри страны денежных средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета. Правовыми принципами государственного внутреннего долга являются возвратность, добровольность, срочность и возмездность. Внешним государственным долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами. Основными причинами появления внешнего долга являются прямое заимствование средств у иностранных государств, частных компаний и продажа государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам. Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем последствия внутреннего.

1.3 Государственный долг в Республике Беларусь

Государственный долг Республики Беларусь представляет собой общую совокупность (или сумму) внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь на определенный период времени.

Государственный долг Республики Беларусь имеет следующие формы долговых обязательств:

кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Республики Беларусь как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями и иными резидентами и нерезидентами Республики Беларусь;

государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь;

государственные гарантии, гарантии правительства Республики Беларусь, предъявленные к оплате;

соглашения и договоры, заключенные от имени Республики Беларусь, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Беларусь прошлых лет [12, с. 69].

Порядок образования, обслуживания и управления внутренним государственным долгом Республики Беларусь до 1 января 2009г. регулировался Законом Республики Беларусь от 27 мая 1993 г. № 2328-XII « О внутреннем государственном долге Республики Беларусь», а также Законом от 24 сентября 1996 г. № 615-XIII « О внесении изменений в закон Республики Беларусь « О внутреннем государственном долге Республики Беларусь»».

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим положение о государственном долге Республики Беларусь с 1 января 2009 г., является Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Этим документом определены понятие, состав государственного долга страны, порядок его обслуживания, сроки погашения.

В соответствии с Бюджетным кодексом, под внутренним государственным долгом понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Кабинета Министров Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории Республики Беларусь.

Гарантиями по внутреннему государственному долгу Республики Беларусь являются имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности [2].

Внутренний государственный долг в Республике Беларусь может выступать в виде:

) займов, выпускаемых в форме ценных бумаг для юридических лиц (облигации, номинированные в иностранной или национальной валюте) и физических лиц (облигации государственного сберегательного займа или государственного валютного выигрышного займа Республики Беларусь) от лица Совета Министров Республики Беларусь;

) кредитов Национального банка Республики Беларусь;

) других долговых обязательств, гарантированных Советом Министров Республики Беларусь.

Под управлением внутренним государственным долгом понимается определение условий выпуска, размещения, обращения и обслуживания государственных долговых обязательств.

Под обслуживанием внутреннего государственного долга понимается выплата процентов по государственным долговым обязательствам и их погашение путем выкупа либо иного изъятия из обращения. Обслуживание внутреннего государственного долга осуществляется за счет средств республиканского бюджета либо других активов, находящихся в республиканской собственности.

Операции по обслуживанию внутреннего государственного долга осуществляются Министерством финансов Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь и их органами на местах либо по поручению и под контролем Национального банка Республики Беларусь коммерческими банками [12, c. 70-71].

До 2008 г. основными документами, регулирующими сферу внешней задолженности, являлись Закон Республики Беларусь от 22 июня 1998 г. №170-З «О внешнем государственном долге Республики Беларусь», Указ Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 г. №252 «об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)». В связи с принятием Бюджетного кодекса Республики Беларусь названные документы были признаны утратившими законодательную силу с января 2009г.

В соответствии с данным документом Министерство финансов Республики Беларусь регулирует вопросы управления, обслуживания и погашения, ответственности, учета и контроля обязательств, возникающих в результате привлечения внешних заимствований, только от имени нашей страны Правительством по решению Президента Республики Беларусь, а также резидентами Республики Беларусь под гарантии Правительства.

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса внешний государственный долг Беларуси - это общая сумма основного долга республики по внешним государственным займам на определенный период времени. Он рассчитывается как сумма заимствований, которые сделало само государство, а также заимствований субъектов хозяйствования, по которым Министерство финансов отвечает за возврат таких займов [2].

Таким образом, совокупный внешний долг включает в себя государственный внешний долг и внешний долг субъектов хозяйствования [7, с. 8-10].

Министерство финансов Беларуси контролирует только госдолг, внешние займы банков - Национальный банк. Все внешние заимствования Беларуси как элемент макроэкономической стабильности отслеживает и контролирует Министерство экономики. Именно Министерство экономики разрабатывает критерии, пределы экономической безопасности, пути выхода из той или иной сложной ситуации (конечно, в такой работе принимают непосредственное участие Министерство финансов и Национальный банк).

Одной из важнейших составляющей валового внешнего долга является внешний государственный долг.

В настоящее время в соответствии с международной практикой в состав государственного внешнего долга включаются:

кредиты и займы государства или его уполномоченных органов, предполагающие прямую ответственность государства по их погашению;

рыночные ценные бумаги, выпущенные государством или его уполномоченными органами на международных рынках капитала;

гарантии и иные косвенные обязательства государства и его уполномоченных органов, предполагающие солидарную или субсидиарную ответственность по обязательствам третьих лиц.

Внешние государственные займы привлекаются и используются для:

) покрытия дефицита республиканского бюджета;

) пополнения валютных резервов Республики Беларусь;

) реализации инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики республики;

) решения острых социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий;

) импорта сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случае критического положения в обеспечении ими республики;

поддержки экономических реформ.

Средства, полученные от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств, формирующих внешний государственный долг, могут использоваться только для покрытия дефицита республиканского бюджета и (или) пополнения валютных резервов Республики Беларусь.

Республика Беларусь несет безусловные обязательства по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга. Исполнение указанных обязательств обеспечивается средствами республиканского бюджета и иным находящимся в собственности Республики Беларусь имуществом.

Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга предусматриваются в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год до тех пор, пока задолженность по внешним государственным займам не будет полностью погашена.

Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга являются первоочередными по отношению к другим расходам при исполнении республиканского бюджета.

Можно сделать вывод, что государственный долг Республики Беларусь представляет собой общую совокупность (или сумму) внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь на определенный период времени. Под внутренним государственным долгом понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Кабинета Министров Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории Республики Беларусь. Внешний государственный долг Беларуси - это общая сумма основного долга республики по внешним государственным займам на определенный период времени. Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим положение о государственном долге Республики Беларусь с 1 января 2009 г., является Бюджетный кодекс Республики Беларусь. Под управлением внутренним государственным долгом понимается определение условий выпуска, размещения, обращения и обслуживания государственных долговых обязательств. Операции по обслуживанию внутреннего государственного долга осуществляются Министерством финансов Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь и их органами на местах либо по поручению и под контролем Национального банка Республики Беларусь коммерческими банками. Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга являются первоочередными по отношению к другим расходам при исполнении республиканского бюджета.

2. Анализ внутреннего и внешнего долга в Республике Беларусь

.1 Анализ динамики внутреннего долга в разрезе последних лет

Внутренний государственный долг в Беларуси может выступать в виде:

займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь;

кредитов Национального банка Республики Беларусь;

других долговых обязательств, гарантированных Советом Министров Республики Беларусь.

Условия выпуска и обращения государственных долговых обязательств регулируются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

Право привлечения заёмных средств у юридических и физических лиц от лица Совета Министров Республики Беларусь принадлежит только Министерству финансов Республики Беларусь.

Долги местных органов власти не входят в состав внутреннего государственного долга Республики Беларусь, а порядок управления им и их обслуживания регулируются решениями местных Советов депутатов.

Советом Министров Республики Беларусь либо по его решению Министерством финансов Республики Беларусь ведётся реестр внутреннего государственного долга, а также реестр долгов местных органов власти.

Местные органы власти представляют указанным органам необходимые сведения для ведения реестра долгов местных органов власти.

Законом о бюджете страны на очередной год устанавливается определенный лимит (предельный его размер) прироста внутреннего государственного долга, в процентах к валовому внутреннему продукту.

Внутренний государственный долг Республики Беларусь на 01.01.2011 г. в сравнении с 01.01.2010 г. увеличился на 17,5% до уровня 9,27 трлн. белорусских рублей (5,7% от ВВП) [3].

Структура внутреннего долга на 01.01.2011 г.:

кредиты под гарантию Правительства составили 7,2 трлн. белорусских рублей или 77,7% всего внутреннего долга, рост на 33,1% по сравнению с 2010 г.

прямой долг Правительства составил 2,07 трлн. белорусских рублей или на 22,3% всего внутреннего долга, снижение на 16,5% по сравнению с 2010 г.

Структура внутреннего долга на 01.01.2010 г.:

кредиты под гарантию Правительства составили 6,25 трлн. белорусских рублей или 74,2% всего внутреннего долга, рост на 1,6% по сравнению с 2009 г.

прямой долг Правительства составил 2,17 трлн. белорусских рублей или 25,8% всего внутреннего долга.

Суммарный внутренний государственный долг Республики Беларусь за 2010 г. составил 8,42 трлн. белорусских рублей, тем самым увеличившись на 6,3% по сравнению с 2009 г., в котором составил 7,92 трлн. белорусских рублей (5,8 % от ВВП) [Приложение А].

Рост внутреннего долга не может привести к банкротству страны, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путём повышения налоговых и неналоговых платежей в бюджет, путём выпуска денег, рефинансирования. Однако существуют и негативные последствия роста внутреннего долга. Увеличение внутреннего долга особенно опасно для нашей страны, как страны с низким уровнем доходов, а следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство, поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала.

Другая опасность связана с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведёт к сокращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов.

Негативным последствием роста внутреннего долга является и увеличение суммы процентных выплат по нему.

Таким образом, Внутренний государственный долг в Беларуси может выступать в виде займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь; кредитов Национального банка Республики Беларусь; других долговых обязательств, гарантированных Советом Министров Республики Беларусь. Советом Министров Республики Беларусь либо по его решению Министерством финансов Республики Беларусь ведётся реестр внутреннего государственного долга, а также реестр долгов местных органов власти. За последние три года наблюдается явный рост внутреннего долга, причем темп роста данного долга также увеличивается, что влечет за собой негативные последствия, такие как сокращение основного капитала, сокращение частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов и др.

2.2 Анализ динамики внешнего долга в разрезе последних лет

Совокупный внешний долг страны на 1 июля 2011 года составил 33101,1 млн. долларов США (на краткосрочные долги приходилось 14818,6 млн. долларов США, на долгосрочные долги - 18818,6 млн. долларов США) и увеличился по сравнению с началом года на 4700 млн. долларов США (116,5%),и тем самым составив на 1 января 2011 года 28401,1 млн. долларов США (на краткосрочные долги приходилось 13700,8 млн. долларов США, на долгосрочные - 157000,3 млн. долларов США) - 52,2% ВВП [Приложение Б].

Рассматривая данные по валовому государственному долгу с января 2005г. по 2011г. можно отметить тенденцию значительного увеличения задолженности Республики Беларусь. Данный рост валового внешнего долга связан с ростом государственных расходов на спасение банков и компаний, стимулированием программ поддержки экономики и иных операций субъектов хозяйствования, что способствовало образованию дефицитов бюджетов, которые покрывались за счет притока внешних заимствований [Приложение В].

Все государственные займы, входящие в долговой портфель Республики Беларусь, являются долгосрочными. Долговой портфель характеризуется низким риском рефинансирования и невысокой стоимостью обслуживания. Средний срок до погашения по внешним государственным займам составляет 6 лет, а средняя процентная ставка - 3,69% годовых [7, с.9].

Размер внешнего государственного долга постоянно изменяется в результате ежегодных операций по получению новых займов (кредитов), изменения условий их предоставления, а также погашения ранее полученных средств, уплаты дохода (процентов) по долговым обязательствам.

В законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год устанавливаются лимит внешнего государственного долга и основные направления использования внешних государственных займов. В законе о государственном бюджете на 2011 год установлен лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь в размере 13 млрд. долларов США [15].

Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2011 года составил 9687,2 млн. долларов США (при установленном лимите на 2010 г. 11,0 млрд. долларов США), в том числе кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь) составляют 9486,2 млн. долларов США, а кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь составляют 201,0 млн. долларов США [6].

Задолженность государства неуклонно растёт. Так, как по данным Министерства финансов внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2010 составлял 7891,4 млн. долларов США, в том числе за счет кредитов, привлеченных Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь) составили 7778,8 млн. долларов США, а кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь составили 112,6 млн. долларов США.

На 1 января 2009 года внешний государственный долг составил 6191,2 млн. долларов США (при утвержденном Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2009 год» лимите в 8 млрд. долларов США).

Рост внешнего государственного долга обусловлен размещением 19 января 2011 г. второго выпуска суверенных евробондов Республики Беларусь на сумму $800 млн. долларов под 8,95% годовых с погашением в январе 2018 года. Таким образом, государственный долг на 1 февраля 2011 г. составил 10487,2 млн. долларов США [Приложение Г].

Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности [Приложение Д].

На займы международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР) приходится 39,2% внешнего долга страны, иных иностранных кредитов - 60,8%. Наибольшую долю в кредитном портфеле составляют займы МВФ (36,2%), России (32,3%), еврооблигации (10,6%), кредиты Китая (8%). Несвязанные кредитные ресурсы составляют 90,6%, связанные 9,4%.

Для Республики Беларусь характерен низкий уровень платежей по внешнему государственному долгу. Такие расходы к консолидированному бюджету в 2007 и 2008 гг. составили по 1%, в 2009 г. - 1,3%. В 2010 г. выплаты по внешнему государственному долгу составили 895,3 млн. долларов США, а в 2011 г. на обслуживание внешнего долга Министерство финансов планирует направить 862,0 млн. долларов США, в т.ч. на выплату процентов - 695,0 млн. долларов США и на погашение основного долга - 167,0 млн. долларов США (с учетом облигаций, выпущенных на европейском и российском фондовом рынке).

В 2012-2013 гг. ожидается увеличение выплат Республикой Беларусь по кредиту МВФ и начинается погашение раннее привлеченных российских государственных кредитов. По расчетам обслуживание и погашение внешнего государственного долга (с учетом размещенных еврооблигаций) в 2012 г. составит 1156,7 млн. долларов США, в 2013 г. - 2393,3 млн. долларов США, в 2014 г. - 2434,6 млн. долларов США, в 2015 г. - 2154,1 млн. долларов США. В этих суммах не учитываются возможные новые заимствования. Следовательно, на 2013-2014 гг. придется пик погашения внешнего государственного долга. Он может оказаться обременительным для страны, особенно если не удастся решить проблему дефицита внешней торговли [Приложение Е].

Планы правительства на 2011-2015 гг. предполагают среднегодовой прирост ВВП на уровне 10-11%, что эквивалентно 6-7 млрд. долларов США в год. Исходя из расходов, треть прироста уйдет на обслуживание внешнего долга, что, в свою очередь, сокращает возможности инвестирования в дальнейшее экономики [11, с.35].

Вывод: за последние годы можно отметить тенденцию значительного увеличения задолженности Республики Беларусь. Все государственные займы, входящие в долговой портфель Республики Беларусь, являются долгосрочными. Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2011 года составил 9687,2 млн. долларов США (при установленном лимите на 2010 г. 11,0 млрд. долларов США). Для Республики Беларусь характерен низкий уровень платежей по внешнему государственному долгу. Со стороны Республики Беларусь уже в 2012-2013 гг. ожидается увеличение выплат по кредиту МВФ и начинается погашение раннее привлеченных российских государственных кредитов.

3. Управление государственным долгом и направления снижения государственного долга в Республике Беларусь

.1 Зарубежный опыт управления государственным долгом

Существование государственного долга автоматически подразумевает наличие обязанности государства по его управлению.

Управление государственным долгом является одним из наиболее важных элементов государственной финансовой политики.

Управление государственным долгом - это разработка и реализация стратегии на привлечение необходимых объемов финансирования, достижение желаемых параметров долга по степени риска и стоимости обслуживания и других целей, в частности создание эффективного рынка внутреннего долга.

Цель управления государственным долгом - нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению. В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:

безусловности, т.е. обеспечения точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

единства учета в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных органами власти;

единства долговой политики со стороны центральных и местных органов власти;

согласованности, т.е. максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;

оптимальности, т.е. создание такой структуры государственных займов, при котором выполнение обязательств по ним было бы сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало бы наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

Понятие управления государственного долга может рассматриваться в широком и узком смыслах.

В широком смысле она предполагает формирование политики в отношении государственного долга, определение основных показателей и предельных значений государственной задолженности, основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели, приобретенных направлений использования привлеченных ресурсов и т.д. Политики в отношении государственного долга и его верхний предел устанавливаются законодательными органами власти, а оперативное управление осуществляется органами исполнительной власти.

Управление государственным долгом в узком смысле предусматривает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг. Еще более детальная трактовка рассматриваемого понятия предполагает регулирование состава и структуры совокупного государственного долга при его неизменной величине. В зарубежной экономической литературе она получила название «debt management». Объектами регулирования в данном случае являются структура кредитов (посредством выпуска нерыночных, предназначенных для определенных групп кредитов, займов) [23, с.232-233].

Эффективная политика управления государственным долгом включает в себя следующие направления:

) поддержание государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны;

) осуществление постоянного мониторинга динамики долговых выплат с тем, чтобы в графике погашения долга отсутствовали периоды пиковых нагрузок, а основные выплаты приходились бы на моменты ожидаемого роста экономики;

) создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с наименьшими затратами и минимальным риском для экономики страны;

) минимизация стоимости долга за счет удлинения срока заимствований и снижения доходности по долговым обязательствам;

) своевременное и полное выполнение обязательств с целью недопущения начисления штрафов за просрочки и обеспечения стране репутации первоклассного заемщика;

) обеспечение эффективного целевого использования привлеченных средств;

) создание единой системы управления долгом для координации мер по снижению уровня задолженности и обеспечения более эффективного контроля за привлечением и использованием средств;

) согласование политики по обслуживанию внешнего долга с финансовой и экономической политикой в целом;

) применение различных методов управления государственным долгом [13, 386-387].

В условиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, используются следующие методы управления: рефинансирования, реструктуризация, конверсия, аннулирование долгов, консолидация и секьюризация долга, отсрочка погашения займа, новация и унификация.

В современных условиях наиболее часто государства используем такой метод управления государственным долгом, как рефинансирование, что представляет собой процесс погашения существующих государственных займов за счет привлечения новых. Однако это делает страну зависимой от внешних кредиторов, которые впоследствии могут диктовать стране свои условия не только экономического, но и политического характера.

Примером служит нынешняя ситуации в Греции, которая получит очередной (уже по счету шестой) транш в размере 8 млрд евро от Еврогруппы (совет министров финансов еврозоны). Без этих денег Греция могла бы стать банкротом в ноябре текущего года. Наблюдатели отмечают, что, если бы решение о выделении нового транша не было принято, Греция не смогла бы расплатиться по своим долгам уже в следующем месяце: страна с госдолгом в 350 миллиардов евро находится на грани дефолта .

Опасность этого метода управления государственным долгом заключается в том, что он может вовлечь заемщика в бесконечную спираль наращивания долга до тех пор, пока кредиторы не откажутся предоставлять новые займы. Рефинансирование может дать краткосрочный экономический эффект, но малоэффективно в долгосрочном периоде.

Реструктуризация долга означает изменения в условиях долгового контракта, в соответствии с которым кредитор предоставляет должнику какую-либо уступку или преимущество. Например, кредитор может пролонгировать сроки выплаты долга, временно отсрочить выплату процентов по долгу, принять меньший платеж, чем обусловлено в договоре. Реструктуризация дает должнику время для изменения экономической ситуации. Однако объявление о реструктуризации долга может ограничить доступ к другим источникам финансирования, негативно влиять на поведение коммерческих банков и инвесторов, что выражается в снижении объемов прямых иностранных инвестиций, вывозе капиталов из страны, т.е. ведет к снижению оценки конкурентоспособности государства.

Как вариант реструктуризации долга можно рассматривать консолидацию долга, которая предполагает предоставление кредиторам возможности переноса срока погашения внешней задолженности на более отдаленный период в соответствии с согласованными с заемщиком условиями.

Отсрочка погашения займов проводится правительством в тех случаях, когда дальнейшее развитие операций по выпуску новых займов становится финансово-неэффективным в связи с тем, что большая часть поступлений от новых займов направляется на выплату процентов и погашение ранее выпущенных займов. Отсрочка погашения займов отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов. Во время консолидации займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход.

Ярким примером могут послужить действия Аргентины, которая предложила международным инвесторам реструктуризацию долга на сумму 95 млрд. долл. США. Иностранные инвесторы, вложившие средства в гарантированные займы, выпущенные Аргентиной в 2001г., смогли обменять эти ценные бумаги на новые облигации Аргентины сроком на 5 лет с уменьшением капитала на 2% и фиксированной доходностью 15.4% на первый год и плавающей ставкой в оставшиеся 4 года. Таким образом, долговые обязательства были отсрочены, что предотвратило очередной долговой кризис в Аргентине.

Возможна схема сокращения государственного долга через механизм секьюризации. В этом случае страна-должник эмитирует новые долговые обязательства в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются. В случае продажи полученные средства накапливаются на выкуп старых обязательств. Если новые ценные бумаги торгуются на рынке с меньшим дисконтом, такая операция приведет к сокращению общего объема задолженности.

Аннулирование долга означает полный или частичный отказ страны от платежей по всем займам включая проценты. Аннулирование государственного долга объявляется в нескольких случаях. Во-первых, в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. банкротства. Во-вторых, аннулирование задолженности может стать следствием прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущего правительства.

Одним из примеров аннулирования долга в мировой практике является следующий: ранее власти США, координирующие усилия по оказанию экономической помощи Ираку, призвали страны-кредиторы аннулировать иракский внешний долг. Общий внешний долг этой страны составил 140 млрд. долл. США, которые были заимствованы в период с 1980г. по 1988г. для ведения военных действий с Ираном. Саудовская Аравия списала 80 % долга Ираку, что составляет около 15 млрд. долл. США. Еще 52 страны согласились списать от 80 до 100% иракского внешнего долга.

Конверсия долга предполагает различные механизмы сокращения величины внешней задолженности и облегчения условий по обслуживанию внешнего долга. Это может быть обмен внешнего долга на собственность или на ценные бумаги государства-должника. Данный процесс возможно реализовать путем проведения тендеров по обмену пакетов акций приватизированных предприятий на долговые обязательства государства. Так, путем конверсии долг Украины за российский газ в 2000 г. был оформлен в ценные бумаги и облигации украинской корпорации «НАФТ-нефтегаз».

Данная схема является трудоемкой, но позволяет привлечь стратегических инвесторов. Обмен долговых обязательств может проводиться и путем создания инвестиционных фондов, в активы которых передаются принадлежащие государству пакеты акций приватизированных предприятий. Использование данного метода ограничивается количеством предприятий, которые подлежат приватизации. При конверсии долга в акции инвесторы желают получить лучшие национальные активы, что не всегда выгодно государству. Кроме того, ряд предприятий, представляющих интерес для инвесторов, могут являться стратегически важными объектами для государства [19, 39-41].

Новация - соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по данному кредиту другим обязательством. Этот метод чаще всего используется для управления внутренним государственным долгом. Так, в результате кризиса августа 1998 г. Минфину России в соответствии с распоряжением Правительства «О новации по государственным ценным бумагам» было поручено осуществить по согласованию с владельцами замену государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федерального займа с постоянным и переменным купонным доходом на новые государственные долговые обязательства. Проведение новации в тот период позволило сократить объем внутреннего государственного долга на 31,9 млрд руб.

Унификация - объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу, а главное - экономические расходы государства [12, с.72].

Государственный долг может погашаться и экспортными товарными поставками. Такая схема выгодна еще и тем, что происходят наращивание экспорта и развитие внутренних конкурентоспособных производств. В 2006г. Россия списала Алжиру значительную часть долга в обмен на закупку российских самолетов и многомиллиардные военные контракты.

В некоторых странах (Дания, Швеция, Новая Зеландия) применяется особый подход к управлению государственным долгом, который аналогичен практике управления портфелем ценных бумаг. Для этого строится теоретическая базовая модель портфеля долговых обязательств, затем оцениваются возможности страны при соответствующей ситуации на мировом рынке использовать те или иные долговые инструменты и определяются отклонения от базовой модели. Для проведения таких операций создается агентство по управлению долгам, деятельность которого контролируется министерством финансов. Такой подход в управлении государственным долгом является более продуктивным, чем составление и исполнение обычных программ внешних заимствований [19, с. 39-41].

Для повышения эффективности управления государственным долгом желательно иметь агентство по управлению государственным долгом. Так, в США действует Бюро государственного долга в рамках Федерального казначейства, в Италии - Экспертный совет по внешнему долгу, в Голландии - Агентство Министерства финансов, в Швеции - Национальное долговое управление в рамках казначейства. Их функции заключаются в следующем:

)        изменение структуры долга в пользу долгосрочных государственных обязательств;

)        формирование валютной структуры долга;

)        управление процентными выплатами;

)        управление кассовыми потоками и т.д.

3.2 Совершенствование управления государственным долгом в Республике Беларусь

Долговые проблемы европейских стран привели к нестабильности на мировом финансовом рынке, что может оказать негативное влияние на привлечение заимствований Республикой Беларусь.

Внутренний государственный долг Республики Беларусь на 01.01.2011 составил 9,27 трлн. белорусских рублей или 5,7% от ВВП, внешний государственный долг составил 10,5 млрд. долл. США. Данный показатель немного ниже порогового значения экономической безопасности (40%) и существенно меньше 50-го лимита, установленного соглашением о согласованной макроэкономической политике, заключенным в рамках ЕЭП [6].

Наличие государственного долга требует осуществления мер по управлению им.

Под управлением государственным долгом Республики Беларусь понимают деятельность государства по оптимизации его структуры и стоимости обслуживания.

В Республике Беларусь управление государственным долгом осуществляет по Правительства Республики Беларусь Министерство финансов страны.

В управлении государственным долгом применяется следующие методы:

рефинансирования;

новации;

унификация;

конверсии;

консолидации;

отсрочка погашения займа;

аннулирования государственного долга.

В Республике Беларусь могут также использоваться различные меры и механизмы, позволяющие повысить эффективность управления государственным долгом. К ним можно отнести:

) разработку стратегии управления государственным долгом. Она должна базироваться на согласовании динамики долга с темпами экономического роста и снижении затрат по его обслуживанию. Как правило, соблюдение этих условий позволяет при увеличении абсолютных масштабов заимствования сохранять примерно на одном уровне отношения государственного долга к ВВП, не допуская ситуации. При которой начинает проявляться негативное воздействие государственного долга на экономику.

) оптимизацию государственных заимствований. Данный подход предполагает:

балансирование поступления налоговых и неналоговых доходов и эмиссионной деятельности с увеличением государственного долга и расходов по его обслуживанию;

стабилизацию размеров государственного долга в увязке с инвестированием;

разработку и реализацию мер по ограничению и возможному уменьшению государственного долга;

обесценение государственного долга в силу инфляционных процессов.

) обмен внешнего долга на инвестиции. В случае договоренности с правительством какой-либо страны инвесторы этой страны получают возможность выкупить часть долга страны-должника. Приобретенные инвестором требования предъявляются уполномоченной структуре государства-должника (например, Минфину). Государство-должник оплачивает эти требования в национальной валюте. Полученные инвестором средства могут быть использованы только в стране-должника и только на реализацию инвестиционных проектов. Выгода страны-должника в том, что платеж в валюте заменяется платежом в рублях. А также привлекаются зарубежные инвестиции. Выгода инвестора в том, что уменьшается часть его первоначальных рисков. Проблема данного варианта - трудность найти проекты и условия их реализации, которые устраивали бы и инвесторов. И государств-заемщиков.

) формирование специальных стабилизационных фондов (фонды, формируемые за счет отчислений органов государственного управления в государствах, имеющих большой государственный долг, в целях обеспечения возможностей относительно безболезненных выплат в пиковые периоды и постепенного погашения задолженности. Их задача - ответственное и упорядоченное погашение государственного долга. Управление фондами может осуществляться самостоятельной структурой, независимой от Министерства финансов и центрального банка.

) расширение использования рыночных инструментов внешнего финансирования - долговых ценных бумаг, широко используемых в мировой практике. Их преимущество - принципиально иные объемы (от 100 млн. USD) и гибкое управление долгом (возможности дополнительных эмиссий и выкупа), более широкая база инвесторов (не только банки, но и инвестиционных фонды, крупные частные инвесторы), а главное, несколько меньшая стоимость привлечения.

) совершенствование структуры платежного баланса по текущим операциям: необходимо стремиться к достижению в Республике Беларусь такой структуры платежного баланса по текущим операциям, которая была бы совместима с устойчивым и эффективным распределением движения капитала.

) проведение более жесткой бюджетной политики: сокращение кредитования госпрограмм, использование гибкого обменного курса белорусского рубля, продолжение структурных реформ, придерживание сдержанной политики в отношении заработной платы [11, 37-38].

Таким образом, существование государственного долга автоматически подразумевает наличие обязанности государства по его управлению. Управление государственным долгом - это разработка и реализация стратегии на привлечение необходимых объемов финансирования, достижение желаемых параметров долга по степени риска и стоимости обслуживания и других целей, в частности создание эффективного рынка внутреннего долга. В основу управления государственным долгом положены определенные принципы и направления. В условиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, используются следующие методы управления: рефинансирования, реструктуризация, конверсия, аннулирование долгов, консолидация и секьюризация долга, отсрочка погашения займа, новация и унификация.

Современные условия развития экономики Республики Беларусь требуют разработки эффективной системы управления государственным долгом, которая бы учитывала не только положительный мировой опыт и инновации в этой области, но и особенности развития национальной экономики. Основными составляющими данной системы должны стать: разработка стратегии управления государственным долгом, оптимизация государственных заимствований, расширение использования рыночных инструментов внешнего финансирования - долговых ценных бумаг, совершенствование структуры платежного баланса по текущим операциям, проведение более жесткой бюджетной политики и другие меры.

государственный долг управление внешний

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе написания данной курсовой работы были изучены теоретические аспекты сущности государственного долга и его видов, проанализировано состояние внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь за последние годы, изучены пути и методы совершенствования управления государственным долгом в целом в экономике и в отдельности в Республике Беларусь.

1) Таким образом, государственный долг - это сумма задолженности (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Возникновение государственного долга в определенный период времени обусловлено финансовым состоянием той или иной страны. Если валюта государства не является конвертируемой <#"816919.files/image001.gif">

Рисунок А.1 - Данные по внутреннему государственному долгу Республики Беларусь на 1 января 2009-2011 гг.

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [5].

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Таблица Б.1 - Валовой внешний долг Республики Беларусь на 1 июля 2011 г. (млн. долл. США)

Показатели

На 1 января 2011 г.

На 1 апреля 2011 г.

На 1 июля 2011 г.

1 июля 2011 г. к 1 января 2011 г., %

Валовой внешний долг Республики Беларусь

28401, 1

31622, 3

33101, 1

116, 5

Краткосрочный  Долгосрочный

12700, 8

14147,3

14282,5

112,5


15700, 3

17475,0

18818,6

119,9

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [19].

Рисунок Б.1 - Валовой внешний долг Республики Беларусь на 2011г.

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [19].

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Тенденция увеличения валового внешнего долга Республики Беларусь

Таблица В.1 - Валовой внешний долг Республики Беларусь за 2005-2011 гг. (млн. долл. США)

Статьи

На 1 января 2005 г.

На 1 января 2006 г.

На 1 января 2007 г.

На 1 января 2008 г.

На 1 января 2009 г.

На 1 января 2010 г.

На 1 января 2011 г.

На 1июля 2011 г.

Валовой внешний долг Республики Беларусь

4935,4

5128,2

6844,1

12496,5

15154,1

22060,3

28401,1

33101,1

Краткосрочный  Долгосрочный

3849,4

3650,4

4778,2

7867,0

8275,6

9871,9

13700,8

14818,6


1095,0

1477,8

2065,9

4629,5

6878,5

12188,4

15700,3

18818,6

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [19].

Рисунок В.1 - Валовой внешний долг Республики Беларусь за 2005-2011 гг.

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [19].

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Внешний государственный долг Республики Беларусь

Таблица В.1 - Внешний государственный долг Республики Беларусь (млн. долл. США)

Внешний государственный долг Республики Беларусь (млн. долл. США)

01.01.2011

Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь).

7778, 8

9486,2

Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь

112,6

201,0

Всего

7891,4

9687,2

Примечание - Источник: [6].

Рисунок В.1 - Валовой внешний долг Республики Беларусь на 1 января 2009-2011 гг.

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [3, 27].

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь

Таблица Д.1 - Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь

Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь

Показатели кредитоспособности

Норматив МБРР

01.01.2009

01.01.2010

01.01.2011

Отношение ВГД к экспорту товаров и услуг, %

220%

10,0

31,8

32,5

Отношение ВГД к ВВП, %

50%

6,4

16,5

17,8

Отношение платежей по погашению и обслуживанию ВГД к экспорту товаров и услуг,%

25%

1,0

1,3

2,6

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [6, 7].

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Обслуживание и погашение внешнего государственного долга Республики Беларусь на 2011-2015 гг.

Рисунок Е.1 - Обслуживание и погашение внешнего государственного долга Республики Беларусь на 2011-2015 гг.

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [3, 5].

Похожие работы на - Государственный долг

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!