Равноправие субъектов Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,42 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Равноправие субъектов Российской Федерации

Новосибирский государственный технический университет

Юридический факультет

Кафедра государственно-правовых дисциплин







КУРСОВАЯ РАБОТА

По конституционному (государственному) праву России

Равноправие субъектов Российской Федерации


Выполнил студент 1-го курса:

Шульц Иван Сергеевич

группа ЮФ-25

Проверил: А.И. Киселёв





НОВОСИБИРСК - 2013

Оглавление

Введение

Глава I. Понятие и виды субъектов Российской Федерации в конституционно-правовом аспекте

1.1 Понятие субъекта РФ в конституционно-правовом аспекте

1.2 Виды субъектов РФ

Глава II. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации

2.1 Особенности конституционно-правового статуса республик

2.3 Конституционно-правовые основы равноправия субъектов Российской Федерации

Заключение

Список литературы

Введение

Конституция Российской Федерации 1993 года является правым базисом для выстраивания в нашей стране всей системы федеративных отношений. Основной закон содержит значительное количество положений, регулирующих федеративные и непосредственно связанные с ними отношения. По тому, каким актом закрепляются основы федеративного устройства, выделяются конституционные и договорные федерации. Россия является конституционной федерацией.

Российская Федерация - "сложносоставное государство", имеющее согласно Конституции в своем составе шесть разновидностей субъектов РФ. В правовой науке на сегодняшней день отсутствует единообразие понимания термина "статус субъекта РФ". Конституция провозглашает равноправие субъектов РФ, не раскрывая данного понятия. Нормы Конституции РФ, устанавливающие основу конституционного статуса субъектов РФ, по ряду причин являются неоднозначными и внутренне противоречивыми, что вызывает определенные сложности для федерального и региональных законодателей при их развитии в текущем законодательстве, а также для всех правоприменителей при их практической реализации. Данная проблема нуждается в глубоком рассмотрении, так как связана с вопросом обеспечения действия конституционных принципов российского федерализма. Выравнивание прав и обязанностей субъектов Российской Федерации составляет важное направление совершенствования государственного устройства России. Именно этим и обусловливается актуальность выбранной темы.

Цель данной работы - на основе исследования современного состояния конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации разработать рекомендации и предложения по восполнению пробелов в законодательстве, ликвидации противоречий.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

·исследовать понятие субъекта Российской Федерации;

·рассмотреть виды субъектов РФ;

·изучить конституционно-правовой статус субъектов в составе Российской Федерации;

·выявить особенности конституционно-правового статуса республик, автономных образований;

·исследовать конституционные основы равноправия субъектов Российской Федерации;

·выработать и обосновать предложения по совершенствованию федерального законодательства.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с государственным устройством Российской Федерации.

Предметом исследования выступают государственно-территориальное устройство Российской Федерации, конституционно-правовой статус субъектов РФ, принцип равноправия субъектов РФ.

Методологию исследования составили материалистическая диалектика, исторический и системный подходы, анализ и обобщение действующего законодательства Российской Федерации, научной и периодической литературы по проблеме, индукция и дедукция, иные методы познания.

Теоретической основой курсовой работы послужили труды С.А. Авакьяна, Л.Н. Анисимова, М.В. Баглая, А.А. Безуглова, Р.В. Енгибаряна и Э.В. Тадевосяна, Е.И. Козловой и О.Е. Кутафина, И.Н. Шумского, учебные пособия и научные статьи по выбранной теме.

Нормативную базу исследования составляет Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.), Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" <garantF1://84002.0>, Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", Федеральный закон от 03.12.2012 N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации, Постановление Конституционного суда РФ от 18 января 1996 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края", Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. N 12-П 2 "По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области", Договора Российской Федерации и Республики Татарстан от 15 февраля 1994 г. "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан", Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г. (введена в действие Законом <#"center">Глава I. Понятие и виды субъектов Российской Федерации в конституционно-правовом аспекте

1.1 Понятие субъекта РФ в конституционно-правовом аспекте

Российская Федерация - федеративное государство, сочетающее в себе субъекты, образованные по национальному, территориальному, национально-территориальному признаку.

Для современного российского конституционного права понятие "субъект Российской Федерации" новое, и большинство авторов оперирует им, не давая развернутого толкования. Также и законодатель в ст.65 Конституции Российской Федерации, перечисляя субъекты Федерации, не дает им определения; сущностные и формальные характеристики можно выявить лишь при анализе последующих статей, входящих в главу 3 "Федеративное устройство" Конституции РФ.

С.М. Попова считает, что субъект Российской Федерации в самом общем виде можно определить как государственное образование, непосредственно входящее в состав Российской Федерации в качестве составной части единого и целостного федеративного государства (при этом термин "государственное образование" используется как родовое понятие для обозначения различных конституционно-правовых форм субъектов Российской Федерации, а именно: национально-государственных образований (республик); государственно-территориальных образований (краев, областей); национально-территориальных государственных образований (автономных округов, автономной области). Фиксация названных форм в Конституции РФ в юридическом смысле предполагает, что субъекты РФ могут состоять в ней, облекая свою государственность в одну из таких форм).

Субъекты Российской Федерации:

·являются неотъемлемыми составными частями РФ и не обладают правом сецессии;

·равноправны во взаимоотношениях с федеральными органами власти;

·самостоятельно образуют органы государственной власти и обладают на своей территории всей полнотой государственной власти вне пределов ведения и полномочий РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения. Создавая свои органы власти, субъекты должны действовать в соответствии с принципами Конституции РФ и исходить из федеральной схемы отношений органов законодательной и исполнительной власти, как это закрепляет часть 1 статьи 77 Конституции РФ, постановил Конституционный Суд РФ в решении от 18 января 1996 г.

Например, Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" устанавливает, что срок полномочий законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ не может превышать пять лет, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации не может избираться более чем на два срока, депутаты обладают неприкосновенностью по вопросам, связанным с их депутатской деятельностью.

·статус любого субъекта может быть изменён исключительно по взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего субъекта;

·не обладают государственным суверенитетом, так как подчинены верховной власти Федерации, а их международные и внешнеэкономические связи осуществляются в той мере, в какой это установлено федеральным законом. Государственность субъектов РФ должна отвечать критериям демократического федеративного правового социального светского государства с республиканской формой правления, опираться на принцип единства системы государственной власти, осуществляться на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной власти.

·на все субъекты РФ распространяется принцип территориальной целостности;

·самостоятельно устанавливают деление своей территории, создают административно-территориальные единицы;

·обладают собственной разветвленной правовой системой, которая позволяет им регулировать вопросы их собственного ведения, а также вопросы совместного ведения с Федерацией, если они не урегулированы. Однако правовая система каждого из субъектов Федерации является частью федеральной системы и не может находиться в противоречии с ней;

·имеют собственную сферу предметов ведения. За пределами исключительной компетенции Федерации (ст.71 Конституции РФ) и в сфере совместной компетенции (ст.72 Конституции РФ), в той части, где не приняты федеральные законы, они вправе самостоятельно регулировать соответствующие отношения;

·участвуют в решении федеральных вопросов. Для этого они имеют равное количество представителей в Совете Федерации, право законодательной инициативы в Парламенте РФ;

·вправе участвовать в международных и внешнеэкономических связях, а также заключать внутрифедеративные договоры, в том числе с Федерацией. Субъекты не могут заключать между собой и с другими государствами договоры политического характера, образовывать внутренние федерации. Международные договоры РФ, затрагивающие вопросы, относящиеся к ведению субъекта, заключаются по согласованию с органами власти заинтересованного субъекта.

Субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией <garantF1://10003000.72> Российской Федерации, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты Российской Федерации с согласия Правительства Российской Федерации могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств. Субъекты РФ вправе заключать соответствующие соглашения, но процедуру соглашений определяют органы РФ (Министерство иностранных дел). МИД регистрирует эти соглашения. Они не являются международными договорами, федеральные органы не несут ответственности по ним (кроме соглашений с иностранными государствами, заключенными с разрешения Правительства РФ). Субъекты РФ могут по согласованию с МИД России иметь свои представительства за рубежом. Такие представительства не обладают статусом дипломатических представительств, информация об их деятельности должна представляться органам РФ. Соглашения субъекта с зарубежными субъектами федерации (административно-территориальными единицами) может быть оспорено органами РФ в суде.

·имеют свою собственность. В их собственности может находиться различное имущество, кроме относящегося к исключительному ведению Российской Федерации. Федеральное имущество может передаваться в собственность субъектов, их владение, пользование и распоряжение. Кроме того, доходы от федеральной собственности могут делиться между Федерацией и соответствующим субъектом (субъектами) в определенной пропорции, если эта собственность находится, в частности, на территории субъекта;

·имеют свою символику - герб и флаг, редко - гимн, имеют столицы (административные центры).

Из вышесказанного следует, что действующая Конституция РФ гарантировала всем субъектам Федерации действительную самостоятельность в предоставленных им сферах государственной и общественной жизни.

Таким образом, автор курсовой работы пришел к выводу, что субъект РФ - это государственное образование, входящее в состав Российской Федерации, обладающее на своей территории (по Конституции и/или договору, иному НПА) всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции Федерации, являющееся участником федеративных правоотношений.

1.2 Виды субъектов РФ

Видовой состав субъектов Федерации предопределяется частью 1 статьи 5 Конституции РФ. В юридическом смысле это означает, что членами Российской Федерации могут быть образования только установленной формы - республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Республики в составе РФ образованы по национальному признаку; края, области, города федерального значения - по территориальному; автономная область, автономный округ - по национально-территориальному признаку.

Часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации закрепляет конкретный численный, видовой и именной состав субъектов РФ. В данный момент их численность составляет 83 субъекта:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия;

равноправие субъект правовой статус

Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

Москва, Санкт-Петербург - города федерального значения;

Еврейская автономная область;

Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Названия субъектов Федерации даны в том варианте, который определен (или подтвержден) ими. Они отражают исторические и иные особенности местности, а названия республик, автономной области и автономных округов - имя титульных наций и народов. В Уставе Ханты-Мансийского автономного округа прямо закреплено, что данный округ является исконным местом проживания коренных малочисленных народов ханты, манси и ненцев.

Конституция РФ не исключает возможности расширения числа субъектов РФ за счёт интеграции в состав России иного государства (в таком случае данный субъект обретает статус республики, если международным договором не предусматривается предоставление новому субъекту статуса области или края); за счёт образования в её составе нового субъекта (путём объединения субъектов РФ, вычленения из субъектов РФ самостоятельных образований) .

Помимо перечисления в Конституции РФ видов и наименований субъектов, в Конституции РФ закрепляется также правовой статус субъектов РФ.

Таким образом, видами субъектов РФ являются:

·республика;

·край;

·область;

·город федерального значения;

·автономная область;

·автономный округ.

Исследовав понятие и виды субъектов Российской Федерации в конституционно-правовом аспекте, автор курсовой работы пришел к следующим выводам:

)субъект РФ - это государственное образование, входящее в состав Российской Федерации, обладающее на своей территории (по Конституции и/или договору, иному НПА) всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции Федерации, являющееся участником федеративных правоотношений;

2)виды субъектов Российской Федерации - республики (национальные государственные образования), края, области, города федерального значения (территориальные образования), автономная область, автономные округа (национально-территориальные образования).

Глава II. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации

2.1 Особенности конституционно-правового статуса республик

Понятие "статус" является одним из базовых в юридической науке, поскольку позволяет определить природу и место субъектов права в системе общественных отношений, их права и обязанности по отношению к другим субъектам. Статус в конституционном праве имеет несколько воплощений в зависимости от роли, которую он играет в обозначении и фиксировании состояния участников конституционно-правовых отношений и подходов к его характеристикам. Но в любом своем проявлении конституционно-правовой статус обладает качествами устойчивости, относительного постоянства, внутренней согласованности и системообразующей значимости.

Под конституционно-правовым статусом субъекта федеративного государства следует понимать совокупность его основных прав и обязанностей, связанных с осуществлением государственной власти на соответствующей территории, урегулированных конституционным законодательством Федерации и субъекта Федерации.

Республика в составе Российской Федерации - это демократическое унитарное правовое государство, являющееся субъектом РФ и строящее отношения с Россией на основе Конституции РФ, Федеративного договора и двусторонних договоров и соглашений.

Конституционный статус республики в составе Российской Федерации определяется Конституцией РФ и конституцией соответствующей республики.

В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов в настоящее время находится 21 республика.

Эти республики существенно отличаются друг от друга по размеру территории, численности населения и т.д. Например, территория Республики Бурятия составляет 351,3 тыс. кв.км, тогда как Республика Северная Осетия имеет территорию размером 8 тыс. кв.км. Население Республики Башкортостан более чем в 5 раз превышает население Кабардино-Балкарской Республики и в 16 раз - население Республики Тыва. Однако эти различия не оказывают влияния ни на место республик в составе Российской Федерации, ни на объем их полномочий. Таким образом, все эти республики имеют равный конституционно-правовой статус в составе РФ.

Республики в составе Российской Федерации имеют общие признаки с другими субъектами РФ. Вместе с тем, они, как субъекты Федерации, имеют ряд особенностей.

Согласно части 2 статьи 5 Конституции РФ республики в составе России являются государствами. Однако власть в этих государствах не является суверенной, республики самостоятельны только в рамках, установленных федеральной Конституцией. Республики не вправе нарушать государственную целостность России, единство системы государственной власти.

Также часть 2 статьи 5 Конституции РФ устанавливает, что республики имеют собственные конституции, а другие субъекты Федерации-уставы. Конституция Российской Федерации в отношении конституций республик не содержит требования о том, чтобы они принимались законодательным органом субъекта Федерации, как это предусматривает часть 2 статьи 66 Конституции РФ в отношении уставов других субъектов Федерации. Из сказанного следует вывод - конституция республики может быть принята на референдуме республики.

Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик эти языки употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации, т.е. русским языком. В республиках, в которых титульная нация составляет большинство населения, законодательно закреплено двуязычие. Многоязычие закреплено в многонациональном Дагестане: "Государственными языками Республики Дагестан являются русский язык и языки народов Дагестана. В Республике Дагестан гарантируется всем народам, проживающим на ее территории, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития". Двуязычие принято и в некоторых республиках, где титульная нация не составляет большинства. Так, часть 1 стать 8 Конституции Республики Татарстан гласит: "Государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки". Практически все республики признают и гарантируют права всех наций на пользование своим языком и на его развитие.

Республика в составе РФ имеет свое гражданство, что не присуще другим субъектам Федерации. Поэтому, в отличие от них, каждый гражданин республики имеет два гражданства: федеральное и республиканское. Например, в Конституции Республики Татарстан закреплено: "Республика Татарстан имеет свое гражданство. Гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории Республики Татарстан, является гражданином Республики Татарстан. Гражданин Республики Татарстан одновременно является гражданином Российской Федерации". Однако республики не учитывают, что гражданство в РФ относится к исключительному ведению Федерации. Так, в силу того, что это гражданство одновременно означает и гражданство Российской Федерации, правом принятия в гражданство обладает только Российская Федерация.

Исследовав конституционно - правовой статус республик, автор курсовой работы пришел к выводу, что в конституционно-правовом статусе республик имеется ряд особенностей: республики в составе России являются государствами, но власть в этих государствах не является суверенной, конституция республики может быть принята и на референдуме данного субъекта РФ, республики имеют право устанавливать свои государственные языки, республика в составе РФ имеет свое гражданство, однако гражданство в РФ относится к исключительному ведению Федерации, следственно и правом принятия в гражданство обладает только Российская Федерация. 2.2 Особенности конституционно-правового статуса автономных образований

Автономный округ и автономная область - национальные государственные образования в составе РФ, являющиеся политической формой, обеспечивающей малочисленным народам Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока возможность их сохранения и развития.

В Российскую Федерацию входят одна автономная область (Еврейская автономная область) и четыре автономных округа.

Прежде Еврейская автономная область входила в состав Хабаровского края. В настоящее время в соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1990 г. "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" она была выведена из состава края и включена в Российскую Федерацию непосредственно.

Согласно части 5 статьи 66 Конституции Российской Федерации статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Преобразование конституционно-правового статуса субъекта, например, края в республику, или объединение субъектов может привести к их переименованию. Однако изменение статуса субъекта Федерации возможно только в рамках части 1 статьи 5 Конституции РФ (республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ). Обладая "равностатусностью", Еврейская автономная область фактически не сможет изменить свой правовой статус, т.к. статус автономной области имеет только один субъект - Еврейская автономная область, и изменение ее статуса потребует внесения изменений в часть1 статьи 5 Конституции РФ, что влечет за собой принятие новой Конституции.

Морозова А.С. <#"center">2.3 Конституционно-правовые основы равноправия субъектов Российской Федерации

Равноправие субъектов Российской Федерации - один из конституционных принципов федеративного устройства РФ, означающий, что все субъекты РФ равны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Часть 1 стать 5 Конституции Российской Федерации провозглашает равноправие субъектов РФ. Подчеркивается, что субъекты равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. В соответствии с этим принципом Конституция РФ устанавливает единый для всех субъектов РФ перечень предметов исключительного ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (статьи 71-73 Конституции РФ). Также данный принцип проявляется в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации (по одному от законодательного (представительного) и от исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации) . Однако анализ конституционно-правового статуса субъектов РФ позволяет говорить о неравноправии субъектов Российской Федерации.

Так, статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики. Статус других субъектов Федерации - краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов наряду с Конституцией Российской Федерации определяется уставом соответствующего субъекта. Однако Конституция РФ в отношении конституций республик не содержит требования о том, чтобы они принимались законодательным органом субъекта Федерации, как это предусматривает часть 2 статьи 66 Конституции РФ в отношении уставов других субъектов Федерации. Из вышесказанного следует, что конституция республики (в отличие от уставов других субъектов РФ) может быть принята на референдуме республики.

Неравенство субъектов РФ прослеживается и при определении нормативных правовых актов субъектов Федерации как объектов контроля за соответствием Конституции РФ и федеральным законам. Так, согласно пункту "а" части 1 статьи 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и республик относится обеспечение соответствия Конституции РФ и федеральным законам конституций и законов республик, а в отношении других субъектов РФ объектами контроля являются не только уставы и законы, но и иные нормативные правовые акты данных субъектов Федерации. Необходимо отметить, что данные положения вступают в противоречие с пунктом "б" части 2 статьи 125 Конституции РФ, в которой не проводится различий между нормативными правовыми актами субъектов Федерации, которые подлежат конституционному контролю.

Особый статус республик подчеркивается и их правом устанавливать свои государственные языки. Это вполне объяснимо, поскольку республики образованы по национальному признаку. Автономные округа тоже образованы по национальному признаку, но данные субъекты права на свой государственный язык не имеют. Морозова А.С. <#"justify">В соответствии с частью 2 статьи 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Договоры и соглашения между органами государственной власти РФ и конкретных субъектов РФ влекут за собой дифференциацию статуса конкретных субъектов РФ и дальнейший отход от идеи их равноправия. Так, например, Республика Татарстан по Договору от 15 февраля 1994 года получила право устанавливать порядок прохождения альтернативной гражданской службы на территории Республики Татарстан гражданами, имеющими в соответствии с федеральным законом право на замену несения военной службы. Тем самым нарушается принцип равноправия граждан, одни из которых должны нести военную службу в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе", а другие - альтернативную гражданскую службу на основании республиканских правил.

Противоречит Конституции РФ право Татарстана осуществлять помилование лиц, осужденных судами Республики Татарстан, так как право помилования осуществляет только Президент Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 66 Конституции Российской Федерации статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Однако Еврейская автономная область фактически не сможет изменить свой правовой статус, т.к. статус автономной области имеет только один субъект - Еврейская автономная область, и изменение ее статуса потребует внесения изменений в часть1 статьи 5 Конституции РФ, что влечет за собой принятие новой Конституции. Данный феномен еще раз дает основание говорить о неравноправии субъектов РФ.

Конституционно-правовое положение автономных округов в известной мере противоречиво: с одной стороны, они являются самостоятельными и равноправными, с другой - они одновременно "входят" в состав другого субъекта Российской Федерации, из чего следует, что свои действия и планы автономные округа должны согласовывать с субъектом, в состав которого они входят. Данное положение нарушает принцип равноправия субъектов РФ.

Таким образом, проанализировав конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации, автор курсовой работы пришел к выводу, что субъекты Российской Федерации не являются равноправными:

.статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики, статус других субъектов Федерации - краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов наряду с Конституцией Российской Федерации определяется уставом соответствующего субъекта. Однако Конституция РФ в отношении конституций республик не содержит требования о том, чтобы они принимались законодательным органом субъекта Федерации, как это предусматривает часть 2 статьи 66 Конституции РФ в отношении уставов других субъектов Федерации. Из вышесказанного следует, что конституция республики, в отличие от уставов других субъектов РФ, может быть принята на референдуме республики;

2.согласно пункту "а" части 1 статьи 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и республик относится обеспечение соответствия Конституции РФ и федеральным законам конституций и законов республик, а в отношении других субъектов РФ объектами контроля являются не только уставы и законы, но и иные нормативные правовые акты данных субъектов Федерации;

.республики вправе устанавливать свои государственные языки, автономные округа тоже образованы по национальному признаку, но данные субъекты права на свой государственный язык не имеют. Следует отметить, что Конституция РФ использует именно формулировку "государственный язык субъекта РФ", а не "язык официального общения" или "национальный язык";

.республика в составе РФ имеет свое гражданство, что не присуще другим субъектам Федерации. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" не допускает гражданство субъектов РФ, однако статья 21 Конституции Республики Татарстан предусматривает гражданство Республики Татарстан;

.Республика Татарстан по Договору от 15 февраля 1994 года получила право устанавливать порядок прохождения альтернативной гражданской службы на территории Республики Татарстан гражданами, имеющими в соответствии с федеральным законом право на замену несения военной службы. Тем самым нарушается принцип равноправия граждан, одни из которых должны нести военную службу в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе", а другие - альтернативную гражданскую службу на основании республиканских правил;

.противоречит Конституции РФ право Татарстана осуществлять помилование лиц, осужденных судами Республики Татарстан, так как право помилования осуществляет только Президент Российской Федерации;

.Еврейская автономная область фактически не сможет изменить свой правовой статус, т.к. статус автономной области имеет только один субъект - Еврейская автономная область, и изменение ее статуса потребует внесения изменений в часть 1 статьи 5 Конституции РФ, что влечет за собой принятие новой Конституции;

.с одной стороны, автономные округа являются самостоятельными и равноправными, с другой - они одновременно "входят" в состав другого субъекта Российской Федерации, из чего вытекает, что свои действия и планы автономные округа обязаны согласовывать с субъектом, в состав которого они входят.

Заключение

Автор курсовой работы считает, что дальнейшее развитие федерализма в Российской Федерации невозможно без совершенствования конституционных норм, регулирующих вопросы конституционно-правового статуса субъектов РФ, необходимо устранить существующие противоречия и недоработки.

Список литературы

1.Конституция РФ

2.Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации.

.Постановление Конституционного суда РФ от 18 января 1996 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края".

.Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

.Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".

.Часть 2 статьи 1 Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, принятого Думой Ханты-Мансийского автономного округа 26 апреля 1995 г.

.Закон РСФСР от 15 декабря 1990 г. "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР".

.Баглай М.В. / Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов, - 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007.

.Безуглов А.А. Конституционное право России: в 3 т.: учебник для юрид. вузов / А.А. Безуглов, С.А. Солдатов. - М.: Профтехобразование, 2009. - Т.1.

.Богданова Н.А. Категория статуса в конституционном праве // "Вестник Московского университета". Серия II. Право. - 1998. № 3. - С.3.

.Васильева С.В. Конституционное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев. - М.: Эксмо, 2011. - С.260.

.Додонов В.Н., Румянцев О.Г. Юридический энциклопедический словарь. - М.: Инфра - М, 1997.

.Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред.В.И. Червонюка. - М.: Юрид. лит., 2002. - С.32.

.Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН Ю.А. Веденеев. - М.: Юриспруденция, - С.83.

.Морозова А.С. Особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс] // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. Выпуск №1 (18) март 2012г. - URL: #"justify">.Попова С.М. Журнал "Казанский федералист" /2004, номер 2 (10), весна. / Статус субъекта федерации: статус субъекта Российской Федерации: общее и особенное. [Электронный ресурс] // URL: #"justify">.Стрекозов В.Г. Конституционное право России: учебник для бакалавров. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - С.180.

Похожие работы на - Равноправие субъектов Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!