Система органов государственной власти Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,72 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система органов государственной власти Российской Федерации















Система органов государственной власти Российской Федерации

План

президент власть судебный правительство

1. Особенности федеративного устройства России

. Реализация принципа разделения властей в России. Организация государственной власти в Российской Федерации

. Президент Российской Федерации

. Федеральное Собрание Российской Федерации

. Правительство Российской Федерации

. Полномочия органов государственной власти в сфере охраны здоровья. Министерство здравоохранения Российской Федерации

. Судебная система Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

Библиографический список

1. Особенности федеративного устройства России

Россия является федеративным государством, которое состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

Федеративное устройство России базируется на следующих основных принципах: государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов РФ.

Государственная целостность РФ обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории; единством экономического пространства, которое не допускает установление на территории отдельных субъектов РФ таможенных границ, пошлин, сборов, каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; верховенством Конституции РФ и федеральных законов на территории всех субъектов РФ; единым гражданством РФ.

Единство системы государственной власти. Этот принцип заключается в наличии системы органов государственной власти и должностных лиц как Российской Федерации, так и ее субъектов, составляющих в совокупности государственную власть.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Конституция РФ закрепляет предметы ведения и полномочия за Российской Федерацией и субъектами РФ. Предмет ведения - это сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено к компетенции федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов РФ. Полномочия - это права и обязанности государственных органов в осуществлении властных действий.

В Конституции РФ разграничены предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В частности, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится: координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение (ст. 72 Конституции РФ).

Согласно ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Равноправие и самоопределение народов РФ. Все народы в РФ пользуются равными правами. Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и других областях. Статус любого субъекта Российской Федерации может быть изменен лишь по взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего субъекта. Согласно ст. 5 Конституции РФ республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

. Реализация принципа разделения властей в России. Организация государственной власти в Российской Федерации

Согласно ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Принцип разделения властей предполагает полную самостоятельность и независимость всех трех ветвей власти, что достигается юридическим закреплением их полномочий.

Важным принципом организации государственной власти является система сдержек и противовесов. При этом все три ветви власти уравновешены взаимными полномочиями, с помощью которых каждая из ветвей власти может ограничивать другие.

Принципом организации государственной власти является также федерализм, предполагающий наличие двух уровней органов государственной власти: федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации.

Организация государственной власти в России основана на системном подходе. Система государственных органов - это совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих государственных органов, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом.

П.П. Глущенко (2012) подчеркивает, что орган государственной власти является составной частью системы государственных органов, создается в строго определенном порядке, наделен властными полномочиями, действует в присущих ему организационно-правовых формах в целях осуществления задач и функций государства.

Следовательно, государственные органы характеризуются наличием властных государственных полномочий и имеют определенную структуру. Государственный орган - это структурно-обособленное звено, относительно самостоятельная часть государственного аппарата.

Государственный орган осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области; обладает властными полномочиями, чем и отличается от государственных учреждений и предприятий; имеет определенную компетенцию, т.е. закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей; характеризуется определенной структурой; имеет территориальные пределы деятельности; образуется в порядке, определенном законами.

Основным признаком государственного органа является наличие у него права издавать нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы; применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения, чтобы обеспечить выполнение требований этих актов; осуществлять надзор за их реализацией.

В соответствии со ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

. Президент Российской Федерации

Президент Российской Федерации является главой государства. Президент РФ является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент РФ в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент РФ как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент РФ избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд (ст. 81 Конституции РФ).

Порядок выборов Президента РФ определяется Федеральным законом от 31 декабря 1999 г. №228-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации".

Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

В соответствии со ст. 93 Конституции РФ Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

. Федеральное Собрание Российской Федерации

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом и состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Согласно ст. 97 Конституции РФ депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.

В соответствии со ст. 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента РФ;

е) отрешение Президента РФ от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава её аудиторов.

Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ.

Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

Согласно ст. 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава её аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией РФ.

Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

Государственной Думой принимаются федеральные законы.

По вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, принимаются федеральные конституционные законы.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством, не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

. Правительство Российской Федерации

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Оно состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Согласно ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115 Конституции РФ).

Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия.

. Полномочия органов государственной власти в сфере охраны здоровья. Министерство здравоохранения Российской Федерации

Правовые основы управления здравоохранением устанавливаются в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон РФ №323-ФЗ), федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативно-правовыми актами федеральных министерств и ведомств, органов власти и управления субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Правовое регулирование общественных отношений в области охраны здоровья граждан призвано обеспечить надлежащее управление системой здравоохранения.

В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовой статус государственных органов состоит из трех блоков: целевой, структурно-организационный блок и полномочия.

Цель - обеспечение охраны здоровья граждан.

Структурно-организационный блок состоит из следующих элементов: нормативное регулирование порядка образования, легализации, реорганизации, ликвидации субъектов здравоохранительных отношений; их подчиненности; права на организационное самоопределение; процедуры деятельности.

Полномочия состоят из двух элементов. Первый элемент включает права и обязанности связанные с осуществлением власти. Второй элемент - подведомственность - правовое закрепление круга объектов, предметов, дел на которые распространяются властные полномочия.

Вопрос о полномочиях указанных органов в сфере охраны здоровья целесообразно рассматривать с позиции системного подхода, представляя данные полномочия в качестве элементов целостной системы взаимосвязанных и взаимообусловленных функций.

По содержанию следует различать три группы функций:

функция ориентирования системы (нормативное регулирование, планирование и прогнозирование, методическое руководство);

функция обеспечения системы (материально-технического обеспечения и финансирования, организационно-структурного обеспечения, кадровая, информационная);

функция оперативного управления системой (непосредственного регулирования деятельностью, учета, контроля и надзора, оценки).

Принимая во внимание указанные выше группы функций, полномочия федеральных органов государственной власти (ФОГВ) в сфере охраны здоровья и федерального органа исполнительной власти (ФОИВ), осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения, указанные в ст. 14 Федерального закона РФ №323-ФЗ, можно представить следующим образом:

.Функция ориентирования системы.

Функция нормативного регулирования.

ФОГВ

проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья (п. 1 ч. 1 ст. 14);

защита прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья (п. 2 ч. 1 ст. 14);

установление порядка осуществления медицинской деятельности на принципах государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья (п. 10 ч. 1 ст. 14);

международное сотрудничество Российской Федерации в сфере охраны здоровья, включая заключение международных договоров Российской Федерации (п. 17 ч. 1 ст. 14).

ФОИВ

проведение единой государственной политики в сфере здравоохранения, разработка и реализация программ формирования здорового образа жизни и других программ в сфере охраны здоровья, реализация мер по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, оказанию медицинской помощи, санитарно-гигиеническому просвещению (п. 1 ч. 2 ст. 14);

утверждение порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации (п. 4 ч. 2 ст. 14);

утверждение типовых положений об отдельных видах медицинских организаций, включенных в номенклатуру медицинских организаций (п. 6 ч. 2 ст. 14);

установление порядка организации и проведения медицинских экспертиз (п. 8 ч. 2 ст. 14);

утверждение порядка организации и проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинских изделий (п. 9 ч. 2 ст. 14);

утверждение порядка организации направления граждан Российской Федерации на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет средств федерального бюджета (п. 13 ч. 2 ст. 14);

утверждение порядка проведения медицинских осмотров (п. 14 ч. 2 ст. 14);

утверждение перечня профессиональных заболеваний (п. 15 ч. 2 ст. 14);

утверждение порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, медицинских изделий, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядка оформления этих бланков, их учета и хранения (п. 16 ч. 2 ст. 14);

Функция планирования и прогнозирования.

ФОИВ

установление требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения (п. 2 ч. 2 ст. 14);

Функция методического руководства.

ФОГВ

обеспечение разработки и реализации программ научных исследований в сфере охраны здоровья, их координация (п. 16 ч. 1 ст. 14);

. Функция обеспечения системы.

Функция материально-технического обеспечения и финансирования.

ФОГВ

управление федеральной государственной собственностью, используемой в сфере охраны здоровья (п. 3 ч. 1 ст. 14);

Функция организационно-структурного обеспечения.

ФОГВ

организация оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи федеральными медицинскими организациями (п. 11 ч. 1 ст. 14);

организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи (п. 12 ч. 1 ст. 14);

организация медико-биологического и медицинского обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации (п. 13 ч. 1 ст. 14);

Кадровая функция.

ФОИВ

утверждение соответствующей номенклатуры в сфере охраны здоровья (медицинских организаций, коечного фонда по профилям медицинской помощи, медицинских услуг, должностей медицинских работников и фармацевтических работников, специальностей специалистов, имеющих медицинское и фармацевтическое образование) - (п. 5 ч. 2 ст. 14);

установление общих требований к структуре и штатному расписанию медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения (п. 7 ч. 2 ст. 14);

утверждение порядка аттестации специалистов, имеющих высшее и среднее медицинское и (или) фармацевтическое образование для присвоения им квалификационной категории (п. 12 ч. 2 ст. 14);

Информационная функция.

ФОГВ

реализация мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах (п. 6 ч. 1 ст. 14);

ФОИВ

утверждение порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья, унифицированных форм медицинской документации, в том числе в электронном виде (п. 11 ч. 2 ст. 14);

утверждение правил и методик в области статистического учета и отчетности, стандартов информационного обмена в сфере охраны здоровья, применяемых медицинскими организациями и фармацевтическими организациями (п. 10 ч. 2 ст. 14);

. Функция оперативного управления системой.

Функция непосредственного регулирования деятельностью.

ФОГВ

лицензирование отдельных видов деятельности в сфере охраны здоровья, за исключением тех видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 14);

ФОИВ

координация деятельности в сфере охраны здоровья федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения (п. 3 ч. 2 ст. 14);

организация медицинской эвакуации граждан федеральными государственными учреждениями (п. 17 ч. 2 ст. 14).

Функция учета, контроля и надзора.

ФОГВ

организация системы санитарной охраны территории Российской Федерации (п. 4 ч. 1 ст. 14);

организация, обеспечение и осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (п. 5 ч. 1 ст. 14);

организация и осуществление контроля в сфере охраны здоровья, в том числе за соблюдением требований технических регламентов в сфере охраны здоровья (п. 8 ч. 1 ст. 14);

организация и осуществление контроля за достоверностью первичных статистических данных, предоставляемых медицинскими организациями (п. 14 ч. 1 ст. 14);

мониторинг безопасности медицинских изделий, регистрация побочных действий, нежелательных реакций при применении медицинских изделий, фактов и обстоятельств, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей при обращении зарегистрированных медицинских изделий (п. 15 ч. 1 ст. 14).

Функция оценки является интегрирующей функцией всех государственных органов, поскольку она проявляется в постоянной анализе всей работы, отдельных работников и в оценке выполнения конкретных заданий.

Передача осуществления полномочий Российской Федерации в сфере охраны здоровья органам государственной власти субъектов Российской Федерации производится на основании ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ №323-ФЗ, в которой определено: "Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий:

) лицензирование следующих видов деятельности:

а) медицинская деятельность медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук);

б) фармацевтическая деятельность (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук);

в) деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (в части деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I, II и III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук);

) организация обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации".

В ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ №323-ФЗ установлено: "К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся:

) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья;

) разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения;

) разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

) формирование структуры исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих установленные настоящей статьей полномочия в сфере охраны здоровья, и установление порядка их организации и деятельности;

) организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации;

) создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан;

) организация безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи в соответствии с пунктами 5 и 12 настоящей части;

) организация осуществления мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации;

) организация осуществления мероприятий по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

) организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона;

) координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации;

) реализация мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;

) информирование населения субъекта Российской Федерации, в том числе через средства массовой информации, о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на территории субъекта Российской Федерации, осуществляемое на основе ежегодных статистических данных, а также информирование об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий;

) установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами;

) обеспечение разработки и реализация региональных программ научных исследований в сфере охраны здоровья, их координация;

) установление случаев и порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи медицинскими работниками медицинских организаций вне таких медицинских организаций, а также в иных медицинских организациях".

Важным органом в сфере управления здравоохранением является Министерство здравоохранения РФ. Согласно п. 3 Указа Президента РФ от 21 мая 2012 г. №636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ Президента РФ №636) Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации преобразовано в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Далее в п. 3 Указ Президента РФ №636 определено: "Передать Министерству здравоохранения Российской Федерации функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств, обеспечения их качества и безопасности, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, а также по управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, оказанию государственных услуг, включая оказание высокотехнологичной медицинской помощи, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз.

Передать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (кроме вопросов оплаты труда), социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы.

Возложить координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования - на Министерство здравоохранения Российской Федерации".

В п. 6 Указа Президента РФ №636 установлено, что в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации находятся Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и Федеральное медико-биологическое агентство, в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации - Федеральная служба по труду и занятости.

. Судебная система Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

В соответствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства

Согласно ст. 123 Конституции РФ разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Одним из высших федеральных органов судебной власти является Конституционный суд РФ.

Согласно ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ.

Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции РФ.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

Конституционный Суд РФ по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления".

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ согласно ст. 128 Конституции РФ устанавливаются федеральным конституционным законом.

В настоящее время в Российской Федерации действует Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Следующим важным элементом в судебной системе РФ является Верховный Суд РФ. Согласно ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд РФ возглавляет систему судебных органов, осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов общей юрисдикции. Судебный надзор осуществляется Верховным Судом РФ, прежде всего, путем проверки законности и обоснованности разрешения нижестоящими судами конкретных дел и исправления допущенных ими ошибок. Верховный Суд РФ проводит изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, дает на этой основе разъяснения по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел.

Являясь высшим судебным органом, Верховный Суд РФ в пределах своих полномочий рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Основные полномочия Пленума Верховного Суда РФ - давать судам разъяснения по вопросам применения законодательства при рассмотрении ими различных дел. Разъяснения даются в виде Постановления Пленума Верховного Суда РФ. Президиум Верховного Суда РФ в пределах своих полномочий рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики, анализа судебной статистики. Президиум также рассматривает дела по протестам на решения, приговоры и определения судебных коллегий Верховного Суда РФ, тем самым, осуществляя судебный надзор за деятельностью Верховного Суда РФ при осуществлении им правосудия.

В качестве суда первой инстанции действуют исключительно коллегии Верховного Суда РФ. Кроме того, судебные коллегии рассматривают дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Верховный Суд РФ вправе изъять любое из нижестоящего суда и принять его к своему производству. Судебные коллегии Верховного Суда РФ рассматривают:

б) в качестве суда кассационной (второй) инстанции - дела по жалобам и протестам на решения, приговоры и определения, вынесенные нижестоящими судами и не вступившими в законную силу;

в) в порядке надзора - дела по протестам на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения, вынесенные всеми судами.

Судебные коллегии Верховного Суда РФ рассматривают вопросы о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам определений по гражданским делам и о возобновлении уголовных дел.

Акты Верховного Суда РФ окончательны и дальнейшему обжалованию (опротестованы) в кассационном порядке не подлежат.

В ст. 1 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. №1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" указано:

"1. Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

. К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

) Верховный Суд Российской Федерации;

) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее - районные суды);

) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

. К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи".

Следующим важным элементом судебной системы РФ является Высший Арбитражный Суд РФ.

Согласно ст. 127 Конституции РФ Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Согласно ст. 23 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" Высший Арбитражный Суд РФ:

является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами;

является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Российской Федерации;

осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов;

рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Библиографический список

1.Конституция Российской Федерации // Справочная правовая система "Гарант". URL: #"justify">2.Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. №1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" // Там же.

3.Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // Там же.

4.Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" // Там же.

5.Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. №1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" // Там же.

.Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Там же.

.Федеральный закон от 10 января 2003 г. №19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" // Там же.

.Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. №188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" // Там же.

.Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. №636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" // Там же.

.Глущенко П.П. Конституционное право России: Учебное пособие. 2-е изд. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2012. - 320 с.

.Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник / Бахрах Д.Н. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2011. - 624 с.

.Правоведение: учебник / А.В. Малько и др.; под ред. А.В. Малько. 5-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2010. - 400 с.

.Сергеев Ю.Д. Медицинское право: учебный комплекс: в 3 т. - М: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 784 с.

Похожие работы на - Система органов государственной власти Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!