(ст. 23 ФЗ «О полиции»)
Сотрудники полиции имеет право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;
) для освобождения заложников;
) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.
. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 ст. 23 ФЗ «О полиции», признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.
Сотрудники полиции также имеют право применять огнестрельное оружие:
) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;
) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.
Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.
Международные стандарты по правам человека довольно высоки и плодотворно взаимодействуют с правами, провозглашенными в национальных конституциях и законах. Государства готовы принять данные международные стандарты и многие из них приняли на себя правовые обязательства следовать им. Государства менее охотно соглашаются подчиняться международным органам контроля за соответствием, данным стандартам что, в свою очередь, не может не сказаться на действенности международно-правовых норм.
Более сложный вопрос состоит в том, является ли международная программа по защите прав человека эффективной. Некоторые нарушения прав человека существуют в каждой стране, а вопиющие нарушения существуют в слишком большом числе государств. Везде существуют силы, которые ведут к нарушениям прав, а институты, которые «воспитывают» уважение к правам человека, слабы во многих странах. Чтобы компенсировать внутригосударственные недостатки требуется больше, чем международные инструменты и примитивные международные институты. Международное сообщество не должно отказываться или воздерживаться от поддержки международной программы по правам человека, даже если будут серьезные сомнения в ее эффективности.
Следует отметить, что уже в начале 80-х гг. указывалось о самостоятельном применении международно-правовых норм как регулятора определенных внутригосударственных отношений и о совместном применении в некоторых случаях международно-правовых и внутригосударственных правовых норм. Не вызывает сомнение, что норм первой группы в настоящее время гораздо больше.
2. Общегосударственные гарантии защиты прав и свобод человека
В настоящее время права человека как юридическая категория переживают новый этап в своем развитии. С одной стороны, идея прав человека оформилась как универсальная и интернациональная концепция, с другой, наблюдается повышение роли международных региональных и внутригосударственных стандартов.
Следует констатировать тот факт, что права человека перестали быть объектом только конституционного и декларативного регулирования. Они закреплены в различных нормативных актах, а также влияют на все отрасли права. Данное явление можно наблюдать не только в Российской Федерации, но и в других странах. На внутригосударственном и международном уровнях все больше правоотношений регулируется через закрепление и реализацию субъективных прав.
На особую значимость данного вопроса указывает также тот факт, что права человека выходят за рамки юридической категории, что позволило некоторым ученым назвать права человека одним из основных факторов устойчивого развития общества.
Гарантии прав и свобод человека и гражданина - условия, средства, меры, направленные на обеспечение их осуществления, на их охрану и защиту. Принцип гарантированности является одним из принципов правового статуса человека и гражданина. Конституцией РФ и федеральными законами закрепляются как общие гарантии реализации всех прав и свобод, так и конкретные гарантии отдельных прав и свобод, наиболее важные гарантии закрепляются в Конституции РФ. Государство в соответствии со статьями 2, 17, 19 Конституции РФ не только признаёт, но и гарантирует права и свободы человека и гражданина.
) Государственная защита прав и свобод. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина определяют содержание всех органов государственной власти и местного самоуправления. Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина в РФ, Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления и принимает меры по восстановлению нарушенных прав, о судебной защите.
) Право на самозащиту. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом (ст. 45 Конституции РФ). Право на самозащиту раскрывается, в частности, в гражданском законодательстве (ст. 14 ГК РФ «Самозащита гражданских прав»), в уголовном законодательстве (ст. 37 «Необходимая оборона», ст. 39 «Крайняя необходимость» УК РФ). Способы самозащиты прав должны быть соразмерны нарушению.
) Судебная защита прав и свобод. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита их прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
) Право на международную защиту. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (например, в Европейский суд по правам человека), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
) Квалифицированная юридическая помощь. Согласно ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Право на защиту является разновидностью права на квалифицированную юридическую помощь.
) Защита прав потерпевших. В соответствии со ст. 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причинённого ущерба.
) Право на возмещение вреда. Согласно ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Статья 1069 ГК РФ устанавливает ответственность государства за вред, причинённый государственными органами (а также органами местного самоуправления) и их должностными лицами, статья 1070 ГК РФ - ответственность государства за вред, причинённый органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, а также порядок возмещения такого вреда,
) Недопустимость произвольных ограничений прав и свобод человека и гражданина. Согласно ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Характер гарантий прав и свобод человека и гражданина имеют также недопустимость осуществления прав и свобод человека и гражданина в нарушение прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17), обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ч. 24), запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34), запрет произвольного лишения имущества (ч. 4 ст. 35), запрет должностным лицам скрывать факты и обстоятельства, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41), право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причинённого экологическим правонарушением (ст. 42), общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, на предприятиях (ч. 2 ст. 43), запрет устанавливать обратную силу законов, вводящих новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков (ст. 57), а также некоторые другие конституционные нормы.
огнестрельный правоохранительный право человек
1.Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел: Курс лекций / Под ред. Ю.В. Анохина, В.Н. Бутылина. - М.: ЦОКР МВД России, 2006. - 304 с.
2.Глущенко П.П., Кикоть В.Я. Теория и практика социально-правовой защиты конституционных прав, свобод и интересов граждан в Российской Федерации: Учебник. М.: ЦОКР МВД России, 2006.
3.Право прав человека и гуманитарные принципы: Карманный справочник для сотрудников ОВД / Под общ. ред. В.Я. Кикотя - Смоленск, 2003.
4.Игнатов В.П., Берекашвили Л.Ш. Обеспечение прав человека и законности в деятельности правоохранительных органов. Учебное пособие. - М. 2005.
5.Головисткова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права человека: учебник, М.: Эксмо, 2006, - 448 с.
.Горшкова С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. М., 2001.
.Саидов А.Х. Общепризнанные права человека. М., 2002.
.Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева, 2-е изд., доп., М., 2002.
.Гошуляк В.В. Исторический очерк развития прокуратуры как государственного органа, осуществляющего надзор за соблюдением прав и человека и гражданина // Право и политика. - 2003. - №7. - с. 32 - 34.
.Зеленская Е. Защита прав и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве // Закон и право. - 2003. - №11. - с. 37 - 41.
11.Энтин М.Л. Защита и обеспечение прав человека по праву Евросоюза: Курс лекций - М., МГИМО, 2003. - 126 с.
12.Европейская система защиты прав человека и её влияние на правовую систему Российской Федерации: Учебно-методическое пособие / МГИМО (У). - М., МГИМО (У) МИД России, 2007. - 192 с.
.Проблемы правового и социального статуса жертв преступности в России: Стенограмма заседания «круглого стола» в Государственной Думе РФ. - М., Государственная Дума РФ, 2007.
.Правовые основы участия органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в международном сотрудничестве: Сборник документов в 7-ми томах / Отп. в ОАО «Типография МВД». М., 2006.
.Проблемы правового и социального статуса жертв преступности в России: Стенограмма заседания «круглого стола» в Государственной Думе РФ. - М., Государственная Дума РФ, 2007.
.Защита прав человека в деятельности милиции, взаимоотношение милиции и населения: Материалы международного семинара и круглого стола. - М., 2007.