Правовые аспекты охраны окружающей природной среды
Экологическая политика и принципы ее осуществления лежат в основе формирования, развития и совершенствования системы природоохранного законодательства.
Природоохранным законодательством называется совокупность юридических норм, принятых государством и направленных на охрану и сбережение природных ценностей, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, обеспечение, формирование и улучшение качества окружающей среды в интересах настоящих и будущих поколений.
По своей структуре природоохранное законодательство состоит из головного (основного) закона и отраслевых законодательных актов. Основной природоохранный закон носит комплексный характер, т.е. он по своему содержанию охватывает не один или группу, а всю совокупность объектов либо всю окружающую природную среду в целом. Характерной чертой этого закона является соединение природоохранного интереса с хозяйственной деятельностью, влияющей на природную среду, экологизацию промышленной деятельности, подчинение требованиям охраны здоровья.
Отраслевое природоохранное законодательство имеет четырехзвенную структуру, подразделяясь на законы, правительственные постановления, нормативные акты министерств и ведомств, акты местных органов власти. Отраслевой принцип правового регулирования охраны природной среды господствует в законодательстве Российской Федерации. Основные природоохранные законы РФ посвящены использованию и охране отдельных объектов природы.
Главной особенностью природоохранного законодательства на современном этапе является возрастание его активной роли в регулировании хозяйственных отношений, во внедрении экологических правил в нормативные акты, регламентирующие планирование, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию предприятий, оборудования и иных объектов, оказывающих прямое и косвенное воздействие на окружающую среду.
Под объектами охраны подразумеваются природные блага, ценности природы, ее достопримечательности и памятники, природные ресурсы, окружающая человека среда. Такими природными объектами являются: земля, недра, вода, воздух, растительный и животный мир. Кроме того, в законах отмечаются ландшафты (типичные и редкие ландшафты, пейзажи, характерные пейзажи), памятники природы, достопримечательные места и объекты природы, заповедники, заказники, курорты, зоны отдыха, зеленые насаждения населенных пунктов.
Классифицирующим признаком, по которому определяется отнесение тех или иных объектов материального мира к охраняемым объектам природы, является экологическая взаимосвязь с окружающей природной средой, в силу чего природное вещество, изъятое человеком из природы, перестает быть объектом охраняемой природы и переходит в разряд товарных ценностей.
Помимо отдельных природных объектов природоохранное законодательство предусматривает понятие "природные ресурсы". Закон об охране природы Российской Федерации подчеркивает, что совокупность природных ресурсов составляет природное богатство (Ст. 14 Закона).
Природные ресурсы подразделяются на два вида - экологические и экономические. В первом случае они охватывают всю природу как источник жизни. Во втором они трактуются в более узком смысле - как источники материального производства общества, объекты потребления природы со стороны общества, служащие естественным сырьем, материалом для хозяйственной деятельности человека. Ограниченность экономических ресурсов природы, их невосполнимость (полезные ископаемые) или относительно длинное по времени их воспроизводство (леса) вызывает необходимость организации их рационального использования.
Цели охраны окружающей природной среды законодательством подразделяются на общие и специальные. Общие цели состоят в обеспечении благоприятного качества окружающей среды, экологического равновесия, здоровья людей и благосостояния человека, сохранении красот природы, продуктивной и многообразной окружающей естественной среды для людей.
Специальные цели указывают на конкретные задачи, вытекающие из общей цели, применительно к отдельным видам природоохранительной деятельности предприятий, охране отдельных природных объектов и комплексов. В частности, специальные цели раскрываются в Основах законодательства РФ о земле, водах, недрах и лесах.
В законе об охране природы раскрываются и способы решения экологических задач. Они заключаются в проведении мероприятий по предупреждению, предотвращению и устранению загрязнения окружающей природной среды, иных вредных воздействий хозяйственной деятельности, в организации разумного, научно обоснованного, рационального и планового использования ресурсов природы, восстановлении и воспроизводстве природных богатств, формировании благоприятной для человека окружающей среды, воспитании экологического сознания в обществе, рационального отношения к природной среде как среде жизни человека и материальной основы развития общества.
Охрана окружающей природной среды обеспечивается различными способами - биологическими, химическими, физическими, механическими, санитарно-гигиеническими и т.д. Правовая охрана окружающей среды - один из способов природоохранной деятельности, в которой проявляется экологическая функция государства.
Она состоит в издании и применении законов, постановлений, иных нормативных актов, направленных на охрану окружающей природной среды.
Правовой способ охраны окружающей среды включает:
объекты природы, подлежащие охране; закрепительные, ограничительные, разрешительные меры охраны;
контроль за их соблюдением и выполнением;
меры ответственности и возмещения вреда.
На основе эколого-хозяйственных норм разрабатываются технические нормы и стандарты, в которых реализуются природоохранные императивы. По указанным нормам и стандартам ведется планирование, проектирование, строительство и эксплуатация производственных и иных объектов.
Эти группы норм раскрывают одну сторону правового механизма окружающей природной среды, другой его стороной является система гарантий. В нее входят: экономические гарантии (планирование, материальное стимулирование), организационные (управление, контроль), юридические (ответственность), идеологические (воспитание).
Для оценки результатов и выбора решения важное значение имеет система правовых приоритетов. В законодательстве закрепляются отраслевые приоритеты (земель сельхозназначения, питьевой воды и т.п.) и общие приоритеты, которыми являются здоровье человека, благополучие человека.
Весь этот комплекс норм образует правовую отрасль - экологическое право.
Предметом экологического права являются экологические отношения между предприятиями и природой. Эти отношения подразделяются на два вида: ресурсовые (земельные, водные, лесные) - отношения по использованию природной среды и природоохранные - по ее охране.
Эти два вида отношений существуют в единстве своих взаимосвязей. Но это единство противоречиво. Использование природной среды вызывает необходимость ее охраны. Охрана для выполнения своих задач ограничивает использование требованием соблюдения законов развития природы, т.е. рационализирует его.
Единство и взаимосвязь ресурсовых и природоохранных отношений лежат в основе правового регулирования экологических отношений.
Такое регулирование имеет три этапа. На первом этапе (ресурсовом) главное внимание уделялось организации использования природных ресурсов для удовлетворения потребностей народного хозяйства. Правовое регулирование строилось на базе земельного права. Постепенно в рамках земельного права стала возрастать доля норм, регулирующих водные, горные и лесные отношения. В Российской Федерации этот нормативный процесс привел к формированию природоресурсового права, интегрирующего земельное, горное (недра), водное, лесное отрасли права.
На втором этапе (природоохранном) основная задача правового регулирования экологических отношений проявилась в охране окружающей среды. Многообразие форм охраны природной среды (консервация, рациональное использование, оздоровление) способствовало обособлению этой системы правового регулирования в самостоятельную правовую отрасль.
На третьем этапе (экологическом) возникает необходимость более тесного единения этих двух относительно самостоятельных систем на общей экологической основе. Побудительным фактором выступает хозяйственная деятельность.
Такая проблема возникла в связи с решением вопросов природопользования крупных регионов и природных комплексов. Для этого потребовалось комплексное решение хозяйственных проблем с приоритетом экологических (а не экономических) законов.
Таким образом, развитие форм взаимодействия общества и природы на современном этапе закономерно привело к возникновению экологического права как системы норм, регулирующих ресурсовые и природоохранные отношения в процессе хозяйственного использования окружающей природной среды.
Указанная система опирается на действующее природоохранное и ресурсовое законодательство, а также эколого-правовые акты хозяйственного, административного, трудового и других отраслей права. Ее принципы закреплены в законе об охране природы.
1.3 Возмещение вреда природной среде
В принципе любая хозяйственная деятельность, связанная с вмешательством в природную среду, нарушает сложившиеся в ней экологические связи и зависимости, причиняет ей вред, который может выражаться в загрязнении путем выброса вредных отходов производства, применении химических средств защиты растений в сельском хозяйстве, порче, повреждении, ухудшении качества отдельных компонентов природы, разрушении экологических связей и экологического баланса при строительстве промышленных объектов и тому подобных результатов преобразовательной деятельности человека.
По своим последствиям вред, причиненный природной среде, может быть экономическим и экологическим.
Экономический вред проявляется в форме потерь имущества, предполагаемых доходов. Он причиняется природопользователю.
Экологический вред выражается в потерях в природной среде вследствие ее загрязнения, истощения, разрушения Его особенности заключаются в двух признаках: отдаленности факта причинения вреда от его проявления в реальной действительности; невосполнимости и необратимости вреда, когда он причиняется невоспроизводимым объектам природы, здоровью человека, его жизни, генетической программе живого.
Экономический вред возмещается по правилам имущественной ответственности: предоставление равноценной вещи или путем натуральной либо денежной компенсации.
Натуральная и денежная компенсации применяются и при возмещении экологического вреда. Однако натуральная компенсация здесь возможна в строго ограниченных случаях, когда возможно восстановить потери в природной среде и ее ресурсах. Денежная компенсация выражается в затратах на восстановление, оздоровление, улучшение природной среды, ибо не все из них поддаются денежной оценке, а предполагаемый ущерб из-за отдаленности своего проявления не имеет в ряде случаев реального объема.
Экономический и экологический вред взаимосвязаны. Так, экономический вред влечет за собой вред экологический, и наоборот, ухудшение экологической обстановки дает потери в экономике.
Другое важное обстоятельство, которое влияет на способы возмещения вреда природной среде, состоит в делении этого вреда на правомерный и противоправный. Правомерный вред разрешается законом в силу неизбежности хозяйственной деятельности. Неправомерный или противоправный вред возникает в результате нарушения природоохранного законодательства в хозяйственной деятельности.
Объективной границей между ними служат установленные законодательством пределы хозяйственного воздействия на природную среду, исключающие наступление вредных последствий. К числу таких объективных критериев для разграничения относятся государственные стандарты качества окружающей природной среды, иные условия, определяющие возможность и допустимость нормального экологического риска.
Правомерный вред носит плановый характер. Он исходит из реальных возможностей восстановления потерь в природной среде. Поэтому причинение такого вреда в процессе производственно-хозяйственной деятельности и его возмещение предусматриваются в государственных плановых заданиях. Обязанность министерств и ведомств, предприятий и организаций по возмещению правомерного вреда вытекает из их хозяйственной деятельности по факту причинения вреда и носит название экономической ответственности.
Неправомерный вред является составной частью экологического правонарушения. Он возмещается при наличии вины причинителя вреда в порядке юридической, а точнее, гражданско-правовой ответственности.
Эти два вида ответственности выполняют следующие функции - репарационные (компенсация причиненного вреда), репрессивные (наказание за вред путем взыскания стоимости причиненного вреда или возложение обязанности по ликвидации его последствий в натуре); воспитательные (влияние на правовое и экологическое воспитание природопользователя и предупреждение возникновения вреда).
Если юридические меры ответственности связываются, как правило, с нарушением установленных правовых предписаний в области охраны окружающей среды, то экономические меры обычно наступают по факту причинения вреда природной среде.
Экономические меры выполняют три функции. Первостепенное значение имеет их стимулирующая функция, позволяющая материально заинтересовать предприятия, загрязняющие природную среду, в проведении комплекса природоохранных мероприятий по обеспечению экологической безопасности. Другая функция - компенсационная, направленная на восстановление потерь в природной среде. Следует отметить также и превентивное влияние подобных мер для предупреждения возможных уклонений от требований экологической безопасности при планировании, размещении и проектировании предприятий-загрязнителей и других объектов.
К экономическим мерам относятся различные виды хозяйственных платежей за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, платы за пользование природными ресурсами, компенсации потерь в природной среде. Как правило, они применяются в случаях правомерного причинения вреда в ходе хозяйственной деятельности. Размер таких платежей повышается, если природопользователь превышает установленные для него рамки воздействия на природную среду.
Наиболее распространенная мера экономического воздействия - хозяйственные платежи, которые устанавливаются за использование природной среды для сбора и выброса отходов производства. Они существуют в виде хозяйственных штрафов, взносов, сбросов с предприятий-ресурсопользователей. Хозяйственные платежи взыскиваются в установленном порядке за счет средств предприятия и направляются на проведение мер по охране природной среды.
Экономические нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду учитывают особенности природных комплексов, составы и свойства выбросов, затраты, необходимые для ликвидации или предотвращения загрязнения. Источником таких платежей является прибыль (доход) предприятия. За превышение допустимых выбросов, аварийное загрязнение природной среды размер платы повышается в кратном размере по отношению к нормативу. Плата за выбросы взыскивается в бесспорном порядке.
Экологические правонарушения меньшей степени опасности являются предметом административной ответственности. Наиболее распространенной мерой административной ответственности за экологические правонарушения является денежный штраф, налагаемый в соответствии с законом государственным природоохранным органом.
Кроме того, в числе мер административного воздействия применяются: предупреждение, замечание, общественное порицание, изъятие незаконно произведенной продукции, орудий, инструментов и других предметов, используемых для незаконного присвоения объектов природы. В качестве меры административного пресечения используется такое средство воздействия на нарушителя, как ограничение или запрещение, прекращение деятельности хозяйственного объекта, загрязняющего окружающую среду.
2. Организация и управление охраной окружающей природной среды на предприятиях нефтяной и газовой промышленности
Служба охраны окружающей среды на нефтедобывающих предприятиях создается с целью организации природо-охранной деятельности предприятий и всех его подразделений. На нее возлагается ответственность за обеспечение осуществления мероприятий по охране окружающей среды, регламентированных соответствующими нормативными актами. В своей работе служба руководствуется принципами управления охраной окружающей среды, в основе которых лежат целевой и комплексный подходы к проблеме.
Природоохранная деятельность предприятий строится с учетом единства цели и основных интересов охраны окружающей среды на всех уровнях хозяйствования от предприятия до народного хозяйства в целом. Основной целью природоохранной деятельности нефтегазодобывающих объединений и входящих в его состав предприятий и организаций является снижение отрицательного воздействия производственных процессов на. окружающую среду. Следовательно, основной задачей служб по охране окружающей среды является организация работ по снижению отрицательного воздействия предприятий на окружающую среду региона.
Охрана окружающей природной среды охватывает целый комплекс технических, технологических, организационных и экономических мероприятий, осуществляемых с одной целью - снижения воздействия производственных процессов на окружающую среду. Отсюда возникает необходимость разработки подхода к организации управления этой сферой деятельности предприятий.
Принцип комплексности в управлении охраной окружающей среды предполагает учет всех сторон природоохранной деятельности, включая вопросы определения окружающей среды в процессе производства, источников и масштабов загрязнения оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением среды, внедрения природоохранных мероприятий и определения их экономической эффективности, общей оценки природоохранной деятельности предприятий, разработки эффективных путей снижения отрицательного воздействия производственных процессов на окружающую среду. Определение путей повышения природоохранной деятельности нефтегазодобывающих объединений и его предприятий предполагает не только разработку и внедрение наиболее эффективных мероприятий, но и совершенствование нормирования и планирования затрат на охрану среды, совершенствование системы экономического стимулирования внедрения мероприятий, улучшение организации работ и материально-технического снабжения, повышение роли моральных стимулов, улучшение пропаганды и т.д.
Одним из важнейших принципов управления природоохранной деятельностью предприятий является учет специфики воздействия отрасли на окружающую среду. Основная специфика нефтедобывающей промышленности состоит в территориальной разбросанности промысловых объектов, большой протяженности нефтепроводов и водоводов, токсичности и экологической опасности применяемых материалов и химреагентов, нефтепромысловых сточных вод и отходов производства для окружающей среды, водоемкости технологических процессов и потреблении большого количества пресной воды. Это усиливает опасность загрязнения водоемов, земель и воздушного бассейна на значительных территориях и нанесения ущерба большому числу предприятий и хозяйств, расположенных на территории нефтедобывающего района. Поэтому охрана окружающей среды выдвигается в число основных производственных задач коллективов предприятий.
Важным принципом управления охраной окружающей среды является народнохозяйственный, государственный подход к проблеме. Суть народнохозяйственного подхода состоит прежде всего в том, что деятельность предприятий должна быть оценена с точки зрения того ущерба, который причиняется различным отраслям народного хозяйства загрязнением окружающей среды данным предприятием. Кроме того, при расчетах экономической эффективности мероприятий по охране окружающей среды необходимо учитывать народнохозяйственный эффект от предотвращения загрязнения. Мероприятия, осуществляемые нефтяными предприятиями, несмотря на большие затраты по их внедрению, являются эффективными с точки зрения народнохозяйственных интересов. Такой подход позволит преодолеть субъективную преграду на пути внедрения природоохранных мероприятий, выражающуюся в отношении к затратам на охрану окружающей среды со стороны производственников как к неэффективным, снижающим рентабельность собственного производства.
Для координации природоохранной деятельности всех предприятий и организаций, входящих в состав нефтегазодобывающего объединения, функционирует специальный отдел охраны окружающей среды в аппарате управления производственного объединения согласно существующему "Типовому положению об отделе охраны окружающей, среды и недр производственного предприятия".
Согласно типовому положению, отдел подчиняется генеральному директору или главному инженеру предприятия. Основной функцией отдела является руководство подразделениями службы охраны окружающей среды предприятий и организаций и ведомственный контроль за их деятельностью. На отдел возлагается ответственность за разработку и осуществление мероприятий, направленных на уменьшение вредного воздействия производственной деятельности предприятия на окружающую среду, за технически правильное и перспективное развитие предприятий и организаций в вопросах охраны окружающей среды.
В соответствии с основными задачами по охране и рациональному использованию природных ресурсов на отдел охраны окружающей среды производственного предприятия возлагаются следующие функции:
. Разработка и представление в установленном порядке в вышестоящую организацию, координирующим организациям сводных проектов комплексных программ, перспективных и годовых планов по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов по производственному предприятию и контроль за выполнением этих планов и программ.
. Разработка и согласование с природоохранными органами, а также с Государственным санитарным надзором, Государственной инспекцией рыбоохраны, Государственной инспекцией по регулированию использования и охране вод и Государственной инспекцией по контролю за работой газоочистных и пылеулавливающих установок в установленном порядке сводных комплексных программ, перспективных и годовых планов внедрения достижений науки и техники по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов производственного предприятия и контроль за осуществлением этих программ и планов.
. Определение соответствия техники и технологии, применяемой в производственном предприятии, современному уровню развития науки и техники в части требований охраны природы и рационального использования ресурсов.
. Согласование заказов, технических заданий и условий на создание и внедрение новых технологических процессов, технических средств в части охраны природы, в том числе и технологических процессов, заимствованных из других отраслей и закупаемых за рубежом,
. Участие в создании и внедрении новых технологических процессов, технических средств и организации оснащения источников загрязнения очистными сооружениями, обеспечивающими снижение выбросов вредных веществ в водоемы, атмосферу и в почву до нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов) или временно согласованных выбросов (сбросов). Осуществление контроля за эксплуатацией этих сооружений.
. Рассмотрение проектной документации и выдача заключений в части соблюдения правил охраны природы и рационального использования природных ресурсов, включая:
проекты новых технологических процессов, технических средств, препаратов;
проекты реконструкции технологических процессов, технических средств, в том числе на применение техники, технологических процессов; внедрение пусковых комплексов и т.д.
. Организация проведения конференций, совещаний, семинаров, школ передового опыта и выставок по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.
. Ведомственный плановый и выборочный контроль за деятельностью предприятий и организаций в части соблюдения правил охраны природы и рационального использования природных ресурсов.
. Участие в планировании и контроль за рациональным использованием материальных, финансовых и людских ресурсов на охрану окружающей среды и недр производственного предприятия.
С целью обеспечения эффективного контроля за состоянием природной среды на территории нефтегазовых месторождений, оперативного проведения мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды на всех предприятиях и подразделениях (НГДУ, УБР) созданы эффективные, активно действующие службы охраны окружающей среды. Основная обязанность такой службы - организация работ по охране окружающей среды.
Основной работой этого подразделения является ежегодная паспортизация всех источников загрязнения окружающей среды, разработка мероприятий по снижению отрицательного воздействия производственных процессов на окружающую среду, анализ и контроль результатов и их выполнения, привлечение к делу охраны среды всех руководителей предприятий, цехов и подразделений и общественных организаций.
2.1 Принципы управления охраной природы в нефтяной и газовой промышленности
Проблему охраны природы невозможно решить в отрыве от целого ряда вопросов, связанных с функционированием экономического механизма природопользования.
Основными функциями управления являются планирование, организация, контроль, регулирование, учет и т.п.
Функция планирования при управлении качеством окружающей среды приобретает первостепенное значение, причем в управлении окружающей средой различают две стороны: управление через организацию экономической деятельности и управление непосредственно объектами окружающей среды.
Главной целью управления должно быть развитие экономики при уменьшении потребления и использования ресурсов окружающей среды. При этом необходимо добиваться ограничения отрицательного воздействия производства на окружающую среду и, если возможно, улучшения состояния окружающей среды.
В соответствии с действующими принципами ответственность за состояние охраны окружающей среды возложена на главных инженеров предприятий и организаций производственных объединений, которые отвечают за:
организацию расследования и оперативное руководство ликвидацией загрязнений водоисточников и земельных угодий при залповых выбросах;
охрану окружающей среды и организацию расследования, оперативное руководство ликвидацией загрязнений водоисточников при залповых выбросах при бурении скважин;
охрану недр и окружающей среды при разведке и разработке нефтяных месторождений.
На предприятиях и организациях, входящих в состав производственных объединений, внедряется комплекс мероприятий по охране и рациональному использованию природных ресурсов.
При бурении скважин производятся следующие мероприятия:
внедрение кустового способа строительства скважин с целью сокращения занятия сельскохозяйственных земель;
- сохранение плодородного слоя почвы, рекультивация временно отведенных земель после окончания бурения;
- организация учета земель;
очистка и повторное использование буровых растворов;
изоляция поглощающих и пресноводных горизонтов для исключения их загрязнений;
применение нетоксичных реагентов для приготовления промывочных жидкостей;
применение соответствующих типов промывочных жидкостей для предотвращения нефтегазопроявлений;
цементирование скважин до устья для исключения загрязнения пресноводных горизонтов;
ликвидация буровых отходов и горюче-смазочных материалов без нанесения ущерба природе;
обеспечение цехов и подразделений УБР схемами подъездов к буровым, строительства ЛЭП и водоводов;
осуществление инструктажа водителей всех транспортных средств и спецтехники о маршрутах проезда к объектам и о недопустимости заезда на сельскохозяйственные угодья;
внедрение других мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
При добыче, подготовке и транспортировке нефти и газа осуществляются следующие мероприятия:
очистка и повторное использование нефтепромысловых сточных вод в системе поддержания пластового давления (ППД) нефтяных и газовых месторождений;
строительство мощностей по очистке и утилизации сточных вод;
организация предварительного сброса попутной воды на месторождениях;
защита трубопроводов и оборудования от коррозии, подбор и применение ингибиторов и бактерицидов;
регулярный контроль за техническим состоянием и герметичностью фонда скважин, трубопроводов и оборудования, своевременное обнаружение и ликвидация утечек;
всемерное сокращение расхода пресной воды;
сбор и утилизация попутного нефтяного газа;
использование сточных вод сторонних предприятий для заводнения продуктивных пластов;
ремонт и замена старых трубопроводов и оборудования нефтяных и нагнетательных скважин;
контроль за качеством строительства трубопроводов;
разработка мер по защите окружающей среды при ремонтных и восстановительных работах на скважинах;
охрана земельных ресурсов, восстановление земель после загрязнения; ликвидация нефтяного шлама без нанесения ущерба окружающей среде и т.д.
В нефтегазодобывающих управлениях (НГДУ) в составе цеха научно-исследовательских и промышленных работ (ЦНИПР) организованы лаборатории охраны окружающей среды. Лаборатория выполняет следующие работы:
- исследование химического состава вод из контрольных водопунктов, составление обзорных карт районов деятельности НГДУ и схемы бассейнов рек с нанесением возможных источников загрязнения, разработка мероприятий по предотвращению загрязнения водных источников;
- паспортизация нефтепроводов и водоводов, анализ их работы и причин аварийности, выявление опасных мест, разработка мероприятий по повышению их надежности и снижению аварийности;
определение и изучение скорости коррозии на установках и трубопроводах, разработка мероприятий по снижению аварийности:
испытание и внедрение новых ингибиторов коррозии и бактерицидов;
обоснование норм расхода ингибиторов, контроль за состоянием дозировки ингибиторов в систему трубопроводов;
контроль качества подготовки сточных вод, закачиваемых в продуктивные пласты;
исследование параметров рабочих зон (замеры уровня шума, вибрации, эффективности работы вентиляционных установок, освещенности рабочих мест, загазованности в цехах и на рабочих местах), разработка мероприятий;
определение потерь нефти при подготовке, внутрипромысловом сборе и транспортировке.
На службу охраны окружающей среды УБР возлагаются следующие обязанности:
организация учета земель;
составление графика и контроль за возвратом временно занимаемых земель;
обеспечение максимального внедрения кустового способа строительства скважин с целью сокращения занятия сельскохозяйственных угодий;
обеспечение цехов и подразделений УБР схемами подъездов к буровым, строительства ЛЭП и водоводов, согласованными с землепользователями;
осуществление инструктажа водителей всех транспортных средств и спецтехники о маршрутах проезда к объектам и о недопустимости заезда на сельскохозяйственные угодья;
осуществление контроля за выполнением всеми подразделениями и цехами УБР мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
В состав задач служб охраны окружающей среды входят также разработка плана природоохранных мероприятий, оперативные (квартальные или месячные) планы внедрения мероприятий, ежемесячный контроль за выполнением этих мероприятий. Каждый месяц в отдел труда и заработной платы представляется справка о выполнении мероприятий по охране окружающей среды, где расшифровываются причины невыполнения мероприятий. Сведения о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды учитываются при оплате труда инженерно-технических работников за результаты производственной деятельности предприятий.
Неудовлетворительным остается качество очистки нефтепромысловых сточных вод, что обусловлено, прежде всего, нехваткой очистных сооружений и аварийным состоянием имеющихся мощностей. Имеют место выбросы нефтяного газа в атмосферу и сжигание его в факелах из-за нехватки сооружений по его утилизации или отсутствия потребителей, особенно на сероводородсодержащий попутный газ. Не ликвидированы факты залповых сбросов загрязняющих промышленных стоков в водоемы, порчи земель в результате порывов нефтепроводов и водоемов сточных вод. Много аварийных случаев на нефтедобывающих. Не повсеместно организован учет водопотребления и водо-отведения, практически отсутствует учет потерь нефти и сточных вод при добыче, подготовке и транспортировке, выхода прочих загрязняющих веществ в окружающую среду.
2.2 Система информационного обеспечения
Система информационного обеспечения состоит из количественных показателей о ресурсах, загрязняющих агентах, их объемах, об источниках загрязнения, санитарном состоянии окружающей среды и т.п.
В настоящее время в отрасли данные по использованию ресурсов и загрязнению окружающей среды представляются в директивные органы как сводный отчет по формам статотчетности № 2-ТП (водхоз) "Отчет по охране атмосферного воздуха", № 2-ТП (водхоз) "Отчет об использовании воды", № З-ОС "Отчет о ходе строительства водоохранных объектов и прекращения сброса загрязняющих сточных вод". Содержащаяся в этих документах информация в достаточном объеме отражает количество и качество веществ, загрязняющих водоемы и атмосферу. Однако контроль за заполнением документов еще затруднен. Особую сложность в получении необходимой информации представляет первичный учет загрязнений. Слабая техническая оснащенность инструментальным оборудованием не позволяет подразделениям, ответственным в отрасли за охрану природы, проводить достаточно точный контроль. В связи с этим для отрасли особую важность имеют методические разработки по экологической и экономической оценке, построенные на укрупненных показателях с использованием минимума информации. Использование в качестве основы информационного обеспечения данных по отдельным мероприятиям позволит наряду с совершенствованием планирования организовать качественный контроль и учет.
2.3 Совершенствование системы экономического стимулирования природоохранной деятельности нефтегазодобывающих предприятий
Одной из причин имеющихся недостатков в работе предприятий по охране окружающей среды является отсутствие в настоящее время всеобщей, гибкой и достаточно эффективной системы экономического стимулирования внедрения природоохранных мероприятий.
Мероприятия по охране окружающей среды могут быть осуществлены, как известно, с помощью технических, организационных и экономических мер. Действенность этих мер зависит от экономического стимулирования, повышающего материальную заинтересованность коллективов предприятий в разработке и внедрении природоохранных мероприятий.
В настоящее время существуют следующие формы экономического стимулирования природоохранной деятельности предприятий: плата за водопотребление, штрафные санкции за загрязнение окружающей среды, банковские кредиты на строительство природоохранных объектов, освобождение от платы за производственные фонды по охране окружающей среды, материальное поощрение работников за внедрение природоохранных мероприятий. Их действенность и пути совершенствования можно рассмотреть на примере бывшего производственного объединения (ПО) "Башнефть".
С целью сокращения потребления пресной воды на производственные нужды с 1 января 1982 г. была введена плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. Расчеты с бюджетом производились согласно инструкции Министерства финансов СССР № 124 от 15 июня 1981 г. "О порядке начисления и сроках внесения в бюджет платы за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем".
Объединения централизованно вносили ежемесячно в бюджет плату за воду. Месячные нормативы (лимиты) забора воды исчислялись предприятиями-водопользователями в пределах годового норматива (лимита), установленного органами по регулированию использования и охраны вод (территориальными бассейновыми инспекциями).
Затраты промышленных предприятий на оплату воды в пределах лимита включались в плановую себестоимость продукции. Затраты за сверхлимитный забор воды относились на фактическую себестоимость продукции и учитывались по статье "Непроизводительные расходы".
В этот же период были законодательно введены штрафные санкции и компенсации за нарушение предприятиями установленных норм и правил водопотребления и водо-отведения, использования земельных и других видов природных ресурсов.
Одним из видов штрафов являлся штраф за ущерб, нанесенный сельскому хозяйству загрязнением земель.
Одним из экономических рычагов в стимулировании строительства природоохранных объектов являются налоговые льготы - освобождение от платы за производственные фонды. Плата за фонды не взимается с сооружений, предназначенных для предотвращения или уменьшения загрязнения водных и земельных ресурсов, воздушного бассейна и недр земли в процессе производства.
Система налоговых льгот, выражающаяся в освобождении от платы за пользование основными фондами природоохранного назначения, не в достаточной мере стимулирует предприятия к строительству новых и реконструкции действующих сооружений.
В настоящее время основная доля работ по охране окружающей среды требует больших затрат на их проведение. Эти мероприятия дают народнохозяйственный экономический эффект, связанный со снижением ущерба в других отраслях народного хозяйства в результате уменьшения загрязнения окружающей среды в целом.
3. Источники и масштабы техногенного загрязнения в нефтяной промышленности
При добыче нефти объем, качественный и количественный состав загрязняющих веществ определяются физико-химическими свойствами извлекаемого флюида, технологией разработки залежей, системой сбора и транспортировки нефти.
При проведении геологоразведочных работ, эксплуатации месторождений и транспортировке нефти происходит изъятие земельных площадей, загрязнение природных вод и атмосферы. Все компоненты окружающей среды в районах нефтедобычи испытывают интенсивную техногенную нагрузку, при этом уровень негативного воздействия определяется масштабами и продолжительностью эксплуатации залежей углеводородов. Процессы разведки, бурения, добычи, подготовки, транспортировки и хранения нефти и газа требуют больших объемов воды для технологических, транспортных, хозяйственно-бытовых и противопожарных нужд с одновременным сбросом таких же объемов высокоминерализованных, содержащих химические реагенты, поверхностно-активные вещества и нефтепродукты, сточных вод.
Источники загрязнения территории и водных объектов на нефтепромыслах присутствуют в той или иной мере на любом участке технологической схемы от скважины до нефтяных резервуаров нефтеперерабатывающих заводов.
Основными загрязнителями окружающей среды при технологических процессах нефтедобычи являются: нефть и нефтепродукты, сернистые и сероводородсодержащие газы, минерализованные пластовые и сточные воды нефтепромыслов и бурения скважин, шламы бурения, нефте- и водоподготовки и химические реагенты, применяемые для интенсификации процессов нефтедобычи, бурения и подготовки нефти, газа и воды.
3.1 Источники загрязнения
Для разработки природоохранных мероприятий, исключающих негативное влияние процессов строительства скважин на объекты природной среды, необходимо знание источников загрязнения окружающей среды. Под источником загрязнения понимаются технологические процессы, воздействующие на природную среду при строительстве скважин.
Источником геомеханических нарушений являются следующие технологические процессы:
-Устройство насыпной площадки под буровую (при кустовом строительстве скважин);
-Устройство шламовых амбаров (ША) (земляных котлованов) - для сбора и хранения отходов бурения;
-Сооружение технологических площадок под оборудование буровой;
-Засыпка ША при их ликвидации;
-Рекультивация территории буровой;
-Строительство дорог;
-Вырубка, корчевание леса.
Гидрогеологические нарушения связаны с процессом бурения и выражаются в поступлении в водоносные горизонты загрязнителей (поглощение буровых растворов) или водопроявлениях, что приводит к изменению гидрогеологического режима естественного функционирования водоносного комплекса.
Под самоочищающей способностью ПС понимают процессы, сопровождающиеся окислением (трансформацией) ЗВ, их разложением или распадом, а также нейтрализацией и биологическим превращением в другие, экологически чистые формы
.2 Характер загрязнения природной среды
Основными загрязнителями буровых сточных вод являются взвешенные вещества, нефть и нефтепродукты (НП), органические вещества, растворимые минеральные соли, а также различные примеси. Количественное соотношение между минеральными и органическими загрязнителями буровых сточных вод может изменяться в широких пределах. Оно зависит от: специфики обработки буровых растворов, системы водопотребления и др.
Загрязняющие вещества отработанного бурового раствора определяются: применяемыми хим. реагентами и материалами, а также составом разбуриваемых пород. Эти отходы сильно загрязнены нефтью, содержат в своем составе значительное количество органики и минеральных солей, в т.ч. токсичных для водоемов, почвогрунтов и почвенно-растительного покрова.
Загрязняющие свойства бурового шлама обусловлены минералогическим составом выбуренной породы и остающимися в ней остатками бурового раствора. Анализ состава и физико-химических свойств шлама показывает, что поверхность частиц шлама адсорбирует химреагенты из буровых растворов. За счет этого он проявляет загрязняющие свойства: в его составе имеется значительное содержание нефти и нефтепродуктов, опасной для объектов природной среды органики, растворимых минеральных солей.
Таким образом, отходы бурения представляют опасность для объектов природной среды.
В настоящее время характер и последствия загрязнения объектов природной среды при бурении скважин мало исследованы. Поэтому пока невозможно дать однозначную характеристику процессам, протекающим в природной среде вследствие ее загрязнения при бурении и оценить последствия этого негативного воздействия.
Но можно обобщить и систематизировать данные о характере и последствиях загрязнения ПС при бурении.
Если учесть, что все используемые при бурении материалы и химреагенты в конечном итоге уходят в отходы, то можно рассчитать, что в среднем на 1м3 отходов приходится до 68 кг загрязняющей органики, не считая нефти и НП и загрязнителей минеральной природы.
3.3 Влияние отходов на водные объекты
Установлено, что безвредная для рыб и беспозвоночных концентрация отработанного бурового раствора в условиях Каспийского моря составляет не более 12.1мг/л при содержании механических примесей до 1000 мг/л. в то же время показано, что концентрация отработанного бурового раствора в воде, превышающая 7мг/л, уже на седьмой день приводит к торможению развития икринок рыб, нормальное же их развитие возможно при разведении промывочной жидкости водой в 26 тыс. раз.
Наиболее опасны для рыб: баритовый утяжелитель; известь, каустич. сода, бихромат калия и др.
Особое внимание уделяется нефтяному загрязнению водоемов. По расчетам некоторых авторов, в водные объекты может поступать до 30% нефти, теряемой при строительстве скважины. Как закономерность, следует отметить повышенное содержание нефти и нефтепродуктов в реках основных районов бурения. Особенно это характерно для заболоченных местностей. Между объемами буровых работ и уровнем загрязненности объектов нефтью и нефтепродуктами имеется определенная взаимосвязь.
Так, точно известно, что в 1985г на объектах буровых работ только Главтюменьнефтегаза использовано 35 тыс.т. хим. реагентов, из которых более 90% попало на поверхность водосборов, реки и озера. Очевидно, что такие сбросы вредных веществ в окружающую среду вполне способны вызвать в ней необратимые экологические сдвиги.
3.4.Влияние отходов на почву
При этом следует рассматривать вопросы агроэкологической оценки загрязняющего влияния ОБР, БСВ, Ш и отдельных химреагентов.
Что касается воздействия ОБР на почву, то известно, что они снижают ее микробиологическую деятельность в 8-29 раз.
Изучение последствий загрязнения наземного растительного покрова отходами бурения показало, что:
) на всех пораженных участках наблюдаются лишь незначительное восстановление растительного покрова. Даже по истечении 15 лет растительность восстанавливается менее чем на половину;
) во всех случаях срезу после разлива отходов бурения, особенно содержащих нефть, растительный покров практически полностью уничтожается. Основной причиной гибели растений являются вытеснение кислорода из почвы.
Миграция нефтяного загрязнения зависит от сорбционной способности грунтов. В общем случае грунты могут сорбировать меньшее количество нефти, чем воды. Чем выше насыщенность грунтов водой, тем ниже их способность сорбировать нефть.
Значительное количество токсичных элементов поступает в биосферу при выбросах подземных минерализованных вод.
При поисково-разведочном бурении на нефть должны проводиться гидрогеологические исследования с целью предотвращения нарушения геологической среды.
Разведка и бурение на нефть на Крайнем Севере сопровождается нарушанием теплофизического равновесия в условиях многолетней мерзлоты и проявлением эрозионных процессов на поверхности земли.
Строительство скважн в районах многолетней мерзлоты приводит к развитию термокарста и просадкам, что вызывает нарушение природных ландшафтов. Известны случаи аварий из-за протаивания мерзлых пород в прискважинной зоне под действием тепла в процессе бурения. В результате разрушения многолетнемерзлых пород может начаться интенсивное фонтанирование нефти и газа через устье или по заколонному пространству. Возможно также образование приустьевых кратеров, размеры которых в поперечнике достигают 250 м.
Заключение
Возведение и эксплуатация нефтегазового комплекса вызывает негативные геоэкологические последствия как при аварийных, так и при штатных ситуациях. Область с постоянно нарушенным почвенно-растительным покровом составляет до 5-7%, а области с импульсным (одноразовым) нарушением покрова - до 50% площадей, вовлеченных в освоение. Зона сплошного уничтожения растительного покрова, где применяется планировка трасс трубопроводов, составляет 15% всей площади освоения.
Наибольшее нарушение земельного ландшафта наблюдается вдоль северных магистральных трубопроводов, проложенных в неустойчивых грунтах.
Хрупкость природы северных регионов общеизвестна. Этому способствует широкое распространение вечной мерзлоты, сильная заболоченность и заводненность территории, весьма тонкий мохорастительный покров, замедленное протекание биохимических процессов из-за долгой полярной зимы и другие факторы.
При нарушении растительного покрова, служащего теплоизоляцией, мерзлый грунт обнажается и активизируются термоэрозионные явления, нарушается гидрогеологический режим, деградирует ландшафт
Для восстановления нарушенных территорий в зонах вечной мерзлоты успешно используется технология технической рекультивации, а также технология инженерно-биологической стабилизации, которые позволяют остановить процессы деградации тундровых земель.
Главная задача проектировщиков, строителей и эксплуатационников - построить и эксплуатировать экологически безопасные трубопроводы. В соблюдении строгого экологического режима важную роль играют нормативы и проектные решения.
К сожалению, до сих пор проектирование трубопроводных систем ведется без предварительной оценки и анализа риска их эксплуатации, т.е. уровня потенциальной опасности для окружающей среды. Задача теории риска - не только выявлять «слабые» звенья технологической цепи, но и прогнозировать развитие событий в случае возникновения аварий.
Разведка, разбуривание и разработка нефтяных месторождений должны осуществляться при полном и строжайшем соблюдении мер по охране недр и окружающей среды.
Список использованных источников
1Булатов А.И., Волощенко Е.Ю., Кусов Г.В., Савенок О.В. Экология при строительстве и эксплуатации нефтяных и газовых скважин. Учебник для студентов. Краснодар. Издательство Просвещение-Юг. 2010
Абанина Е.Н., Зенюкова О.В., Сухова Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" - Система ГАРАНТ, 2005 г.
Хаустов А.П., Редина М.М. Охрана окружающей среды при добыче нефти. - М. Изд. «Дело». 2006. С.362.