Анализ и уровень социально-экономического развития Новосибирской области

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,54 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ и уровень социально-экономического развития Новосибирской области

Введение

Одним из основных и традиционных методов региональной экономики является анализ социально-экономического развития региона. Он основывается на использовании системы статистических показателей, характеризующих основные явления и пропорции, существующие в региональной социально-экономической системе. Методология полной экономической диагностики довольно сложна и пока еще не стандартизирована, поэтому ограничимся рассмотрением только наиболее распространенных приемов анализа.

Цель анализа социально-экономического развития региона - выявление диспропорций и неиспользуемых возможностей экономического роста для последующего обоснования вариантов стратегии социально-экономического развития региона.

Анализ социально-экономического развития региона, на примере Новосибирской области, нацелен на решение следующих задач:

¾оценка состояния природно-ресурсного потенциала региона;

¾выявление причин ухудшения состояния экономики региона;

¾изучение особенности динамики и половозрастной структуры населения, причины основных миграционных потоков;

¾оценка использования трудовых ресурсов в разрезе основных отраслей экономики;

¾раскрытие специфических особенностей незанятости (безработных) в регионе;

¾оценка достигнутого уровня и качества жизни населения, обеспеченности основными объектами социальной инфраструктуры;

¾оценка достигнутого уровня экономического развития региона (промышленности, сельского хозяйства, производственной инфраструктуры) с позиций возможности функционирования в условиях рынка;

¾анализ межрегиональных и внешнеэкономических связей региона;

¾выявление экспортных резервов производства;

¾оценка финансового положения территории, имеющихся источников доходной части бюджета и сложившихся направлений расходования финансовых ресурсов региона;

¾оценка возможностей использования предприятий различных форм собственности в интересах хозяйства и населения региона.

Решение всех перечисленных задач анализа нацелено, с одной стороны, на выявление возможностей усиления комплексности в хозяйственном развитии региона (включая его города и районы), а с другой стороны - на оценку условий его успешного функционирования в условиях рыночной экономики, исходя из рационального использования трудовых, материальных, природных и финансовых ресурсов.

Цель курсовой работы - рассмотреть анализ и уровень социально-экономического развития Новосибирской области. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

¾Раскрыть понятие уровня социально-экономического развития

¾Рассмотреть основные проблемы социально-экономического развития региона

¾Сделать оценку социально-экономического развития Новосибирской области

Объектом исследования является Новосибирская область. Предмет исследования - социально-экономическое развитие региона.

Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что можно на основе этих данных оценить уровень социально-экономического развития области на данном этапе, и, соотнеся основные экономические показатели за несколько последних лет, прогнозировать дальнейший путь развития региона, а так же подготовить рекомендации для стабильного экономического роста.

Во введении дается общая характеристика выполненной работы. В первой главе рассматривается теоретические основы анализа и уровня социально-экономического развития региона. Здесь даются основные определения по данной курсовой работе. Во второй главе, общая характеристика социально-экономического развития Новосибирской области, дается его анализ, рассмотрены механизмы и показатели уровня социально-экономического развития. В заключении сформулированы основные выводы по результатам выполненного исследования, а так же даны рекомендации по улучшению и поднятию экономической эффективности региона.

1.Теоретические основы социально-экономического развития

.1 Понятие социально-экономического развития

Регион - это целостная социально-экономическая система, которая имеет единую структуру, включающую физико-географическую, экономическую, политико-административную, этническую, социокультурную, правовую, политическую составляющие, а так же соответствующие им социальные институты, при определяющей роли институтов управления в организации жизни региона.

Понятие «регион» объединяет разнородные объекты с относительно автономными закономерностями развития: постоянно усложняющиеся технические системы, такие как сложные машины и оборудование, элементы инфраструктуры; производственно-экономические системы - производственные, торговые, финансовые и другие предприятия и их объединения; объекты социальной сферы - различные формы жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, науки, культуры; природные объекты - эксплуатируемые природные ресурсы, охраняемые природные объекты.

Социально - экономическое развитие региона - это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений.

Выход из этого состояния может оказаться весьма болезненным, если экономические процессы будут пущены на самотек; в то же время он может сопровождаться минимальными издержками, если администрация будет активно воздействовать на процессы экономического развития, используя имеющиеся местные преимущества и создавая новые.

Управление развитием региона может осуществляться с помощью широкого спектра конкретных действий, посредством которых местная администрация стимулирует развитие экономики региона, создает новые рабочие места, увеличивает налоговую базу, расширяет возможности для тех видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество. Важное значение имеет выявление факторов экономического развития регионов России.

Для формирования наиболее значимых факторов социально - экономического региональные правительства разрабатывают стратегии развития регионов, сроком на 5-20 лет.

Стратегия экономического развития регионов - это система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.

Стратегия экономического развития регионов меняется в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития.

Стратегия регионального развития государства неоднородна по отношению к регионам, его формирующим. Это обусловлено существенными различиями регионов в области обеспеченности ресурсами, структуры хозяйства, достигнутого уровня развития различных сфер экономики.

В последние годы увеличивается самостоятельность регионов, которые несут все большую ответственность за результаты регионального экономического развития. Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, отраслевая структура, географическое положение, природные ресурсы), так и субъективными факторами, и в первую очередь - методами регионального управления. В последние годы экономических реформ показали, что регионы, которые применяют прогрессивные методы управления своим развитием, в меньшей степени подвержены кризисным тенденциям. В сложных условиях выхода из кризиса относительное преимущество имели прежде всего те регионы, которые использовали адекватные методы и инструменты управления своим развитием.

.2 Современные инструменты социально-экономического развития

Экономическое развитие сегодня - это не столько количественный рост, сколько качественные изменения. Меняется суть деятельности коммерческих фирм.

Тенденции экономического развития современного общества позволяют сделать вывод о том, что нематериальное производство представляет собой преимущественную сферу занятости, преимущественное направление инвестиций и фактор процветания современного общества. Иными словами, нематериальное производство - это парадигма современного экономического развития.

В России в настоящее время происходят два противоположных по направленности процесса: деиндустриализация и рост удельного веса сектора услуг. Первая тенденция - падение удельного веса перерабатывающих отраслей с одновременным укреплением добывающих - является отчасти вынужденной и в целом с точки зрения перспектив дальнейшего развития отечественной экономики носит негативный характер. Эта тенденция смещает отечественную экономику с преимущественно индустриальной на до- индустриальную стадию развития, что свидетельствует не о прогрессе, а скорее о регрессе. В то же время в российской экономике происходит рост удельного веса услуг, торговли и финансовых учреждений, что характерно в целом для постиндустриальной стадии развития общества. В ближайшие годы в России прогнозируется весьма существенное перераспределение трудовых ресурсов.

Главным фактором становится не наличие ресурсов, а эффективность их использования.

В первые годы экономических реформ в России особое положение сложилось в сырьевых отраслях. Именно экспорт нефти, газа, черных, цветных металлов и леса обеспечивал основную массу валютных поступлений и не давал окончательно разрушиться всему промышленному потенциалу страны.

В России в 1990-е гг. экспорт расширялся в основном благодаря заниженному обменному курсу рубля, при этом увеличивался импорт сложных товаров. Это направление развития внешней торговли оказывало негативное воздействие на уровень жизни в стране, дополнительно снижая его.

Относительные преимущества сырьевых отраслей были обусловлены более низкими издержками, в первую очередь издержками на заработную плату. По мере укрепления реального курса рубля и повышения заработной платы в экспортных производствах данное преимущество постепенно стало сходить на нет. Поэтому ориентация экономического развития России на традиционные сырьевые экспортные отрасли бесперспективна: былые преимущества постепенно перестают быть таковыми.

Информационные технологии начинают играть ведущую роль. Эффективность общественного производства в значительной мере определяется степенью использования средств обработки информации (вычислительной техники, ксероксов, телефонов, программного обеспечения), плотностью потока изобретений новых продуктов и новых технологий с помощью компьютерных программ. Более того, весь современный бизнес представляет собой информационный процесс, создающий связи между организациями и людьми, для того чтобы продукт оказался в нужной точке, в нужное время и нашел своего потребителя.

В экономике любой развитой страны или развитого региона манипулирование информацией становится базисом любого продвижения вперед. Информационная компонента начинает доминировать в любом производстве и в любом бизнесе. Развитость информационной компоненты становится одновременно фактором, индикатором и результатом развития страны или региона. Другими словами, развитость информационной инфраструктуры (которая одновременно является инфраструктурой бизнеса) становится фактором притяжения и развития деловой активности. Компьютерные сети, вычислительная техника, компьютерный дизайн, средства связи сегодня становятся тем, чем были в конце XIX в. железные дороги, - катализатором и фактором социально-экономического развития всего общества. Информация становится сегодня ресурсом развития, а зрелость информационных технологий определяет темп этого развития.

Наиболее действенными на данном этапе инструментами управления экономическим развитием региона являются стратегическое планирование и региональный маркетинг.

Стратегическое планирование и стратегическое управление - испытанные методы современного менеджмента. Практика доказала высокую эффективность, а в ряде случаев настоятельную необходимость применения стратегического планирования не только в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, но и в других видах человеческой деятельности. Стратегическое планирование может успешно использоваться не только при разработке комплексных программ социально-экономического развития регионов, но и при осуществлении антикризисных мер в регионах и городах, в управлении масштабными инфраструктурными проектами и других направлениях развития в регионах.

Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития сегодня, - это как выйти из кризиса, повысить уровень благосостояния жителей и заложить прочные основы для его дальнейшего повышения. Приоритет отдается цели всех преобразований - созданию условий, обеспечивающих достойные уровень и качество жизни человека.

Цикл стратегического планирования экономического развития региона можно представить в следующем виде:

¾Определение целей развития.

¾Анализ внешней среды развития региона.

¾Определение сильных и слабых сторон региона.

¾Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ.

¾Разработка концепции развития.

¾Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии.

¾Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.

В современных условиях, когда в ряде регионов проявляются постиндустриальные тенденции социально-экономического развития, важно определить региональные преимущества не только в производстве материальной продукции, но и в сфере услуг. Регион должен научиться «экспортировать» услуги другим регионам. Производство услуг может притягивать ресурсы и содействовать благосостоянию так же, как и производство материальных ценностей. Финансовые, страховые, консультационные, аудиторские, услуги связи, информатики, образования, медицинские услуги - все эти виды экономической активности в современных условиях могут способствовать региональному развитию.

Важнейший современный фактор развития региона - наличие качественной инфраструктуры связи - современных коммуникационных линий региональных компьютерных сетей, свободного доступа в Интернет.

В рамках данной стадии стратегического планирования социально-экономического развития региона рассматриваются возможности максимально использовать сильные стороны региона, а слабые нейтрализовать или превратить в преимущества.

Планы стратегического развития региона служат основой для разработки программ социально-экономического развития. Такие программы составляются по основным сферам деятельности человека с учетом разумных соотношений государственного регулирования и рыночных отношений. Программы обычно содержат целевые проекты и поэтапные планы их реализации. Планирование экономического развития региона - это непрерывный процесс, задающий ориентиры для принятия любых, в том числе тактических, текущих решений. Наличие долгосрочного плана экономического развития позволяет осуществлять текущие решения на обоснованной и проработанной базе. Сам процесс планирования в качестве результата имеет отнюдь не план, а само экономическое развитие региона, которое, в свою очередь, является результатом конкретных управленческих действий, предпринятых в определенных рамках, определяемых стратегическим планом.

.3 Основные социально-экономические показатели Новосибирской области

К основным социально-экономическим показателям, как правило, относят:

¾ВВП

¾Объем производства

¾Инвестиции

¾Социальные показатели

¾Инфляция

¾Внешняя торговля

¾Бюджетные показатели

Рассмотрим численные показатели экономической стабильности Новосибирской области за 2011-2013гг.:


Таблица № 1. Основные социально-экономические показатели Новосибирской области

Новосибирская областьРоссияПоказатель% к январю-июню 2012% к январю-июню 2012Индекс промышленного производства-104,0100,1Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство"21,8 млрд.руб.105,298,1Ввод в действие жилых домов474,5 тыс. кв.м.113,5107,6Грузооборот транспорта общего пользования49,7 млрд.т/км99,399,1Пассажирооборот транспорта общего пользования11,3 млрд.пасс./км113,5н/дОборот розничной торговли204,1 млрд. руб.105,0103,7Оборот оптовой торговли299,4 млрд. руб.110,9н/дОбъем платных услуг населению52,1 млрд. руб.111,5102,0Реальные располагаемые денежные доходы населения-104,0104,4Реальная начисленная заработная плата-103,9105,5Индекс потребительских цен-102,8103,5Индекс цен производителей промышленных товаров-100,699,1Уровень безработицы-1,11,3

В 2012 году экономика Новосибирской области продемонстрировала стабильное развитие: по всем основным критериям уровень, достигнутый в 2012 году, превышает показатели 2011 года.

Таблица№2

Производство товаров и услугИндекс промышленного производства109,1Объем работ по виду деятельности «Строительство»101,2Ввод в действие общей площади жилых домов103Грузооборот предприятий транспорта102,9Пассажирооборот предприятий транспорта119,1

Таблица № 3

Рынки товаров и услугОборот розничной торговли101,9Оборот общественного питания111,3Объем платных услуг населению114,3

Реальные располагаемые денежные доходы составили 101,7%. При этом по отдельным видам деятельности эффективность производства в регионе оказалась выше, чем в среднем по Российской Федерации. Так, например, индекс промышленного производства в Новосибирской области в 2012 году составил 109,1% по отношению к предыдущему году, тогда как по России в целом - только 102,6%. Кроме того, по этому показателю Новосибирская область значительно опередила другие регионы Сибирского федерального округа.

В 2012 году предприятиями и организациями Новосибирской области было осуществлено инвестиций на сумму 162 миллиарда рублей, что на 5,2% превысило уровень 2011 года. Наибольшая часть вложений была произведена компаниями, работающими в отраслях транспорта и связи, недвижимого имущества и обрабатывающих производств.

Уровень подушевых доходов населения на март 2013г. составил:

¾Социально-трудовые нормативы.

·Действующий прожиточный минимум (IV кв. 2012года)

.В среднем на душу населения - 6989 руб.

2.Для трудоспособного населения - 7565 руб.

.Для пенсионеров - 5489 руб.

.4.Для детей - 6808 руб.

·Минимальный потребительский бюджет для населения области в целом:

.На 1 марта 2013 г. - 16057 руб.

¾Для городского населения - 18111 руб.

¾Для сельского населения - 11053 руб.

2.На 1 апреля 2013 г. - 16102 руб.

¾Для городского населения - 18164 руб.

¾Для сельского населения - 11082 руб.

¾Минимальный размер оплаты труда в РФ (с 1 января 2013 года) - 5 205 руб.

¾Минимальная месячная заработная плата для работников внебюджетной сферы, установленная Региональным соглашением о минимальной заработной плате - (с 1 января 2013г.) - 9030 руб.

¾Минимальная месячная заработная плата для работников предприятий сельского хозяйства, установленная Региональным соглашением о минимальной заработной плате (с 1 января 2013 года) - 6200 руб.

¾Минимальная месячная заработная плата для работников организаций бюджетной сферы, финансируемых из областного и местных бюджетов, установленная Региональным соглашением о минимальной заработной плате - (с 1 января 2013г.) - 9030 руб.

Индекс промышленного производства в январе - феврале 2013 года составил 107,1% к уровню января - февраля 2012 года (в январе - феврале 2012г. к уровню января - февраля 2011 года - 103,7%).

Индекс производства по добыче полезных ископаемых в январе - феврале 2013 года составил 113,7% к уровню января - февраля 2012 года (в январе - феврале 2012г. к уровню января - февраля 2011 года - 97,7%).

Индекс производства по виду деятельности «обрабатывающие производства» в январе - феврале 2013 года составил 108,5% к уровню января - февраля 2012 года (в январе - феврале 2012 года к уровню января - февраля 2011 года - 104,7%). По состоянию на конец февраля 2013 года предприятия обрабатывающих производств области, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, имели заказы (контракты) на поставку продукции в последующие периоды на сумму 36623,3 млн. рублей, в том числе на экспорт - 5179,4 млн. рублей.

Индекс производства по виду деятельности «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» в январе - феврале 2013 года составил 100,2% к уровню января - февраля 2012 года (в январе - феврале 2012 г. к уровню января - февраля 2011г. - 103%).

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по виду деятельности «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» в январе - феврале 2013 года в фактически действующих ценах вырос на 5,4% по сравнению с январем - февралем 2012 года и составил 13090,3 млн. рублей.

Индекс производства по виду деятельности «лесозаготовки» в январе - феврале 2013 года составил 100% к уровню января - февраля 2012 года.

Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», в январе - феврале 2013 года составил 3938,4 млн. рублей или 89,3% к соответствующему периоду 2012 года.

В январе - феврале 2013 года на территории области сданы в эксплуатацию 1,3 тыс. квартир общей площадью 115,1 тыс.кв. метров, что на 12,8% выше уровня января - февраля 2012 года (в январе - феврале 2012г. против января - февраля 2011г. ввод увеличился на 37,4%)

Населением за счет собственных и заемных средств построено 65,6 тыс.кв. метров общей площади жилых домов, или 57% от общего объема жилья, введенного в январе - феврале 2013 года.

Оборот розничной торговли в январе - феврале 2013 года составил 65952,2 млн. рублей, что в товарной массе на 12,8% больше, чем в январе - феврале 2012 года.

В феврале 2013 года по сравнению с предыдущим месяцем индекс потребительских цен составил 101,1%, в том числе на продовольственные товары - 101,3%, непродовольственные товары - 100,8% и платные услуги населению - 101,4%.

Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, рассчитанного по среднероссийским нормам потребления, в феврале составила 3005,79 рубля в расчете на месяц и по сравнению с декабрем 2012 года увеличилась на 0,8%.

В феврале 2013 года к предыдущему месяцу индекс цен производителей промышленных товаров составил 100,0%, в том числе добычи полезных ископаемых - 98,1%, производителей продукции обрабатывающих производств - 100,5%, производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 98,5%.

По данным Министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области, консолидированные бюджетные средства области в январе 2013 году сложились в сумме 7146,4 млн. рублей, расходы - 7312,6 млн. рублей. Дефицит составил 166,2 млн. рублей (2,3%).

По оперативным данным Федеральной налоговой службы по Новосибирской области, в бюджетную систему Российской Федерации в январе 2013 года поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей (без учета единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) на сумму 9226,9 млн. рублей, что на 22,2% больше, чем в январе 2012 года.

В январе 2013 года денежные доходы населения сложились в сумме 42417,2 млн. рублей (15653,1 рублей в расчете на душу населения) и увеличились по сравнению с январем 2012 годом на 10,6%. Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) увеличились на 2,3% к уровню января 2012 года. Средняя номинальная начисленная заработная плата за январь 2013 года работникам организаций составила 23125,1 рубля. По сравнению с январем 2012 года она увеличилась на 10,2%.

Реальная начисленная заработная плата (с учетом индекса потребительских цен) в январе 2013 года составила 104,8% к соответствующему периоду 2012 года.

.Анализ «Стратегии развития Новосибирской области»

.1 Краткий обзор «Стратегии развития Новосибирской области»

Новосибирская область - субъект Российской Федерации. Входит в состав Сибирского федерального округа.

Административный центр - город Новосибирск.

Новосибирская область образована 28 сентября 1937 года путём разделения Западно-Сибирского края на Новосибирскую область и Алтайский край. Впоследствии, в 1943 году, из состава области была выделена Кемеровская, а в 1944 году - Томская области.

Стратегия развития Новосибирской области была принята 3.12.2007г., однако вследствие мирового финансового кризиса 2008г., затронувшего в том числе Россию, эта стратегия оказалась не эффективной, так как не учитывала последствий кризиса. В 2013г. она была переработана и ее принятие планируется в I квартале 2014г..

За шесть лет многое изменилось. На развитие региона повлияли, как внешние, так и внутренние факторы.

Министр экономического развития Новосибирской области Галина Бабкина из внешних условий отметила финансовый кризис 2008-2009 года и вступление России в ВТО. К внутренним условиям отнесли изменения законодательства на федеральном уровне, реализацию таких региональных проектов, как промышленно-логистический парк (ПЛП) и технопарк. Изменившиеся экономические условия в области и стали причиной для решения актуализировать стратегию развития региона.

Уже в ходе актуализации было принято решение сделать документ более перспективным и расширить горизонты до 2030 года.

Об основных трендах актуализации стратегии доложил разработчик документа, президент московского ЗАО «АКГ «Развитие бизнес-систем» Андрей Максимов.

В первую очередь Максимов отметил тревожные тенденции, наблюдающиеся в области и нуждающиеся в корректировке. К 2030 году, по подсчетам специалистов, существующие демографические тенденции приведут к тому, что на одного занятого в экономике человека, будет приходиться более одного иждивенца, включая, как не трудоспособных по возрасту или здоровью, так и не работающих, трудоспособных. Нагрузка на тех, кто работает, возрастет до 1,6 человека. Поэтому краеугольным камнем стратегии стал принцип сбережения и эффективного использования человеческого капитала. Приоритет отдается инновационной экономике и повышению производительности труда.

Кроме того, Максимов остановился на этнической структуре населения области, отметив, что доля русских, немцев, белорусов и украинцев, занятых в высокоинтеллектуальной работе, снижается. Их эмиграция снижает общий культурный потенциал региона. В тоже время, количество мигрантов из стран Средней Азии, не являющихся высококвалифицированной рабочей силой, возрастает. Они склонны к созданию компактных этнических анклавов, которые не интегрируются в общую культуру региона. Дабы не допустить межэтнической напряженности, Максимов призвал к ряду мер. В первую очередь, привлекать в регион высококвалифицированных специалистов, а значит создавать для них привлекательные условия для жизни, работы и обучения.

Документ предполагает формирование на территории Новосибирской области шести межмуниципальных агломераций вокруг новосибирской агломерации. По мнению московских специалистов, ни один из районов области, кроме Новосибирска, и некоторых районов, находящихся на востоке области, не может стать драйвером экономического роста, поэтому эксперты пришли к другой концепции и выявили потенциальные точки роста на основе поселений: на западе области - Куйбышев, Барабинск, Татарск, на юге - Карасук, на востоке - Тогучин, Черепаново, Коченево.

В настоящий момент область делится на 30 сельских районов и четыре города областного подчинения без учета Новосибирска.

Однако пошаговых рекомендаций, как реализовать намеченный проект, эксперты не предоставили, сославшись лишь на то, что подобный проект в настоящий момент реализуется в Московской области.

Уже после доклада Максимова, вице-губернатор Виктор Козодой высказался категорически против поддержки проекта, чья реализация юридически не может ни на что опереться, так как противоречит ФЗ №131.

При разработке Стратегии учитывались "Требования (технический стандарт) к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ", разработанные в Министерстве регионального развития Российской Федерации.

При разработке Стратегии были проведены:

.Социологические опросы населения:

¾по качеству жизни (717 чел.);

¾жителей Академгородка о перспективах развития науки и научно-инновационной сферы (150 чел.).

.Опросы экспертов:

¾по развитию транспортной системы Новосибирской области (46 экспертов);

¾по проблемам иностранной миграции (19 экспертов).

.Опросы руководителей предприятий и фирм по перспективам развития:

¾промышленных предприятий (80 предприятий);

¾строительных фирм и компаний (распространено 60 анкет);

¾о внешнеэкономической деятельности (более 30 наиболее активных предприятий).

В ходе работ над Стратегией были также разработаны:

¾Концепция развития транспортно-логистического кластера Новосибирской области;

¾Концепция развития кластера электротехнического и энергетического машиностроения Новосибирской области;

¾Концепция развития АПК и сельских территорий Новосибирской области;

¾Стратегия развития туризма в Новосибирской области.

Предварительные материалы Стратегии и ее отдельные разделы обсуждались в цикле совещаний, проведенных в администрации Новосибирской области, в ИЭОПП СО РАН, на заседании Совета Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий, Директорского форума и т.д.

Проект Стратегии был обсужден и одобрен на заседании Межведомственной комиссии в Министерстве регионального развития Российской Федерации 6 марта 2007 года, на двух заседаниях Совета администрации Новосибирской области и на заседании Совета по стратегическому развитию Новосибирской области 20 июня 2007 г.

.2 Миссии и основные задачи стратегии развития Новосибирского региона

Благодаря проводимой в Новосибирской области активной инвестиционной политике на протяжении последних лет отмечается положительная динамика роста инвестиций в основной капитал, отмечается приток иностранных инвестиций в экономику области .

Результатом сбалансированной финансовой политики стало присвоение Новосибирской области международным рейтинговым агентством Fitch Ratings долгосрочного кредитного рейтинга в иностранной и национальной валюте "ВВ-". Региону присвоен национальный долгосрочный рейтинг A+(rus), при этом прогноз по всем долгосрочным рейтингам был зафиксирован как "стабильный". Эти рейтинги явились объективной оценкой диверсифицированной и растущей экономики Новосибирской области, обеспечивающей стабильный рост налоговых доходов и снижающуюся долговую нагрузку, а также того факта, что область все в большей степени полагается на собственные доходы бюджета.

Тем не менее в целом по соотношению среднедушевых доходов и среднедушевого прожиточного минимума, по доле населения с доходами ниже прожиточного минимума и другим важнейшим параметрам социального развития Новосибирская область находится лишь в середине списка всех субъектов Российской Федерации. Самой неблагоприятной тенденцией являются усиление социального расслоения и увеличение дифференциации населения региона по доходам. На долю 10% наиболее обеспеченного населения области приходится 28% всего объема денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченных граждан - всего 2,3%.

Хотя в последние годы Новосибирская область демонстрировала более высокие, чем в среднем по стране, темпы жилищного строительства (в 2006 г. область вышла на рубеж сдачи 1 млн кв. м общей площади, всего за два последних года сдано 1,7 млн кв. м), в регионе сохраняется отставание от среднероссийского уровня по обеспеченности жильем.

Разрыв между показателем производства ВРП на душу населения в Новосибирской области и его среднероссийским уровнем в последние годы сократился, однако остается достаточно ощутимым. Это весьма тревожный индикатор уровня и качества экономического роста в регионе. Хотя в области сохраняется более высокий, чем в среднем по стране, уровень производства сельскохозяйственной продукции на одного жителя, это опережение стало уменьшаться. Ситуация в сельском хозяйстве остается сложной, сокращаются посевные площади и поголовье скота, сохраняется значительная задолженность по оплате труда.

Отмеченные тенденции в существенной степени были связаны с недостаточным обновлением производственного аппарата Новосибирской области, значительная часть которого устарела как физически, так и морально, с низкими темпами инвестирования в экономику и социальную сферу региона. Несмотря на усиление инвестиционной активности в регионе в последние годы, в 2006 г. объем инвестиций в основной капитал, приходящихся на одного жителя области, был в 1,8 раза меньше, чем в среднем по стране.

По сравнению с другими регионами Сибирского федерального округа в Новосибирской области самый большой уровень износа основных фондов и самая низкая фондоотдача. Физический и моральный износ основных производственных фондов во всех сферах экономики области составляет около 50%, в промышленности - около 60%.

Таким образом, в настоящее время Новосибирская область столкнулась с необходимостью переломить отмеченные негативные тенденции, существенно усилить и стабилизировать позитивную динамику экономического роста, достигнутую в последние годы, и вернуть себе статус одного из наиболее динамично развивающихся и прогрессивных регионов России, отвечающего вызовам XXI в. Для этого необходимы:

¾Наличие долгосрочной стратегической программы действий, воплощенной в детальных инвестиционных проектах, региональных целевых программах и системах мероприятий;

¾Существенное совершенствование системы регионального управления; так чтобы она была способна реализовать поставленные задачи;

¾Эффективное взаимодействие власти, бизнеса, науки и институтов гражданского общества, нацеленное на реализацию стратегических планов регионального развития.

Все это указывает на особую актуальность разработки новой Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 г., направленной на решение этих задач.

Важнейшей составной частью разработки стратегии долгосрочного развития Новосибирской области является оценка стартовых условий, конкурентных позиций и специфических особенностей данного региона, выделяющих его среди остальных субъектов Федерации, расположенных на территории Сибирского федерального округа.

Для этих целей использовалась методика SWOT-анализа, который проводился в разрезе важнейших сегментов производства, финансов и социальной сферы. Он состоял в выявлении основных сильных и слабых конкурентных позиций области, установлении взаимосвязей этих позиций, их систематизации, определении возможностей области и существующих для нее внешних угроз.

Основные конкурентные преимущества (сильные стороны) Новосибирской области, определяющие специфику данного региона по сравнению с другими сибирскими территориями, состоят в следующем.

Главное преимущество и специфику области составляет уникальная даже по мировым масштабам концентрация научно-исследовательских институтов Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии медицинских наук и отраслевых НИУ (например ПО "Вектор"). По оценке руководства страны, Сибирское отделение РАН, ядром которого является Новосибирский научный центр, безусловно, находится на передовых рубежах отечественной, а по ряду направлений и мировой науки. Уже сегодня портфель готовых к практическому использованию научных разработок новосибирских ученых позволяет обеспечить прорывные технологии в ряде важнейших секторов российской экономики. Влияние новосибирского научного сегмента на все стороны развития региона трудно переоценить. Это проявляется в особом, уникальном имидже г. Новосибирска и всего региона как важнейшего центра науки, имеющего мировую известность. Новосибирский Академгородок является крупнейшим потенциальным источником инноваций. Креативность научного сообщества в существенной степени влияет на общий высокий интеллектуальный уровень населения региона.

Выгодное экономико-географическое положение Новосибирской области (расположение в центре России на пересечении важнейших транспортных коммуникаций), а также статус центра Сибирского федерального округа, где находятся резиденция Полномочного представителя Президента РФ, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, другие межрегиональные структуры, объективно определяют "столичный статус" г. Новосибирска и особую роль региона в федеративной системе России. Хотя столичный статус Новосибирска зачастую оспаривается другими крупными городами Сибири, тем не менее, это объективная экономическая и политическая реалия, что подкрепляется третьим местом Новосибирска в перечне крупнейших городов Российской Федерации.

Выгодное положение Новосибирской области определяется также ее граничным положением с Казахстаном, близостью к крупнейшим поставщикам топливных ресурсов (Тюменская область, Кузбасс), относительной близостью к северным территориям Китая. Срединное положение в Южной Сибири в окружении Омской, Томской и Кемеровской областей и Алтайского края при современном уровне транспортных средств и магистралей делает ее ядром экономической активности макрорегиона с населением 11,5 млн чел. и радиусом доступности 300 - 600 км.

Несмотря на то, что в два последних десятилетия резко усилилась позиция сферы услуг, Новосибирская область обладает достаточно диверсифицированной структурой реального сектора экономики. В нем сочетаются перерабатывающая и добывающая промышленность, тяжелая промышленность и производства, ориентированные на удовлетворение конечных потребностей населения, в достаточно гармоничной пропорции сочетаются промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт. В ряде отраслей промышленности имеются весьма конкурентоспособные производства. В экономике области хорошо представлены предприятия крупного бизнеса; основу промышленного комплекса Новосибирска составляют более 200 крупных и средних предприятий, производящих более 75% промышленной продукции области. По состоянию на 2005 г. в рейтинге 400 крупнейших компаний Сибири область имеет 80 позиций. В списке 200 крупнейших компаний Сибирского федерального округа регион представлен 40 компаниями, при этом он является явным лидером в тех производствах, которые работают на удовлетворение внутреннего спроса (пищевая промышленность, торговля, транспорт, телекоммуникации и связь).

Новосибирская область имеет весьма сильные позиции не только на фоне других районов Сибири, но и в масштабе всей страны по производству продукции сельского хозяйства. Она занимает третье место среди регионов Сибирского федерального округа по объему производства сельхозпродукции на душу населения. Область в состоянии полностью обеспечить себя продовольственной продукцией и участвовать в решении продовольственной проблемы для других территорий восточной части страны.

Выгодное экономико-географическое положение Новосибирской области поддерживается масштабным развитием транспортной отрасли и межрайонной транспортной инфраструктуры и логистики. Удельный вес транспортного комплекса в валовом региональном продукте Новосибирской области составляет 12,1%, что превышает общероссийские показатели на 4,5%. На долю транспортного комплекса области в 2006 году приходилось более четверти (26,4%) от стоимости основных фондов, пятая часть инвестиций в основной капитал. Новосибирская область формирует шестую часть общего грузооборота Сибирского федерального округа и занимает здесь лидирующие позиции. ОАО "Аэропорт Толмачево" входит в пятерку аэропортов с самым крупным пассажиропотоком. За последние 5 лет пассажиропоток аэропорта увеличивается в среднем на 7 - 15% в год, по итогам 2005 года Толмачево признано самым динамично развивающимся аэропортом СНГ. В 2006 году в Толмачево обслужено более 1,65 млн пассажиров, и его межрайонное и межстрановое значение все более усиливается.

Более интенсивное развитие в последние 10 - 15 лет сферы услуг повлияло на то, что в Новосибирской области стала весьма заметной роль предприятий малого и среднего бизнеса. По числу малых предприятий регион занимает шестое место в Российской Федерации; здесь сосредоточена примерно четверть малых предприятий Сибирского федерального округа.

Новосибирская область обладает огромным потенциалом в сфере профессионального образования, что существенно усиливает ее конкурентные преимущества по сравнению с другими территориями. Регион занимает 4-е место в РФ по числу студентов на 10000 населения. В масштабах Сибири лишь Томская область может конкурировать с Новосибирской областью по численности вузов, по их разнообразию и, главное, по качеству образования. В области работает 45 вузов и филиалов, 65 учреждений среднего специального профессионального образования, а также 70 профессиональных училищ и лицеев.

В сфере профессионального образования проходят обучение 237 тыс. чел., в ней работают более 30 тыс. чел. С учетом использования сильного потенциала новосибирской науки это дает возможность превращения Новосибирской области в перспективе из межрегионального профессионально-образовательного центра в крупный международный центр в области знаний.

Новосибирск является не только культурной столицей Сибири, но и третьим по значимости и масштабам культурным центром России. Развитые традиции оперного, балетного, драматического, изобразительного искусства и один из лучших в стране модернизированный Новосибирский театр оперы и балета сформировали в регионе особую культурную атмосферу. Симфонический оркестр, новосибирская скрипичная школа известны далеко за пределами России и отвечают самым высоким мировым стандартам.

Уже сегодня Новосибирская область имеет значительный потенциал строительного комплекса, при этом в последние годы идет массовое его наращивание (в том числе с участием иностранного капитала). Потери региона в производстве стройматериалов (цемент, стеновые материалы и др.) за последние 10 - 15 лет были ниже, чем в других сибирских субъектах Федерации.

В Новосибирской области на основе взаимодействия сильного профессионального состава медицинских учреждений и развитой инфраструктуры в виде системы специализированных медицинских центров и клиник сформирован мощный центр федеральной и межрегиональной значимости по оказанию высокотехнологичных видов медицинской помощи в области диагностики и лечения сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и заболеваний опорно-двигательного аппарата.

По показателю насыщенности учреждениями банковской системы Новосибирск входит в десятку ведущих регионов по России и лидирует в Сибирском федеральном округе. Это предопределяет специализацию области на оказании банковско-финансовых услуг в межрегиональном масштабе. Крупнейший банк Новосибирска - "Сибакадембанк" ("УРСА-Банк") вошел в число крупнейших банков России, его активы уже могут рассматриваться в качестве серьезных источников проведения кредитной политики в регионе.

Новосибирской области принадлежит явное лидерство в Сибири по развитию IT-компаний. В рейтинге регионального распределения крупнейших компаний на рынке российских информационных и коммуникационных технологий по итогам 2004 - 2005 гг. область занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга.

Новосибирская область характеризуется в целом хорошими природно-климатическими условиями, благоприятной экологической и этнокультурной ситуацией и толерантными межнациональными отношениями.

Таким образом, с точки зрения современного позиционирования среди регионов Сибирского федерального округа, Новосибирская область объективно характеризуется сегодня самым мощным институциональным, инновационным, инфраструктурным и культурным потенциалом. Это позиционирование влияет не только на межрегиональные позиции области в общероссийской экономической системе, но и на ее значимость, как в современных, так и в долгосрочных мирохозяйственных связях.

Отмеченные преимущества и сильные стороны социально-экономического развития Новосибирской области будут реализовываться в предстоящий период на фоне усиливающейся межрегиональной конкуренции на территории Сибири.

Во-первых, в настоящее время три субъекта Федерации (Омская, Новосибирская области и Красноярский край) реализуют свой геополитический потенциал в части развития транспортных комплексов (мультимодальных транспортных узлов). После постройки Северосибирской железнодорожной магистрали (за пределами 2015 г.) Томская область станет транзитной территорией и выйдет из сегодняшнего тупикового положения. Развитие аэропорта Емельяново (г. Красноярск) включено в список приоритетных проектов по реформированию и модернизации российской транспортной отрасли, финансируемых из федеральных источников.

Во-вторых, усиливается конкуренция между сибирскими регионами (Новосибирская и Томская области, Красноярский край) в сфере осуществления проектов развития инновационных центров федеральной значимости. В конкурентной борьбе за размещение особой экономической зоны технико-внедренческого типа. Новосибирская область реализует свой инновационный потенциал в виде технопарка в Академгородке с примерно аналогичной технико-внедренческой зоне Томской области специализацией (информационные технологии, биотехнологии, силовая электроника и приборостроение). Свои амбиции в сфере развития биотехнологий имеет Омская область. Кемеровская область в качестве приоритетной задачи в долгосрочной перспективе ставит переход от сырьевой экономики к инновационной. Статус наукограда недавно получил г. Бийск (Алтайский край).В-третьих, новые образовательные инициативы по созданию национальных университетов реализуют Новосибирская, Томская области и Красноярский край. Усиливающаяся конкуренция будет стимулировать администрацию Новосибирской области к поиску новых управленческих решений по максимальному использованию основных преимуществ региона.

При формировании стратегических альтернатив социально-экономического развития Новосибирской области на долгосрочную перспективу учитывались следующие характерные особенности региона:

¾Новосибирская область обладает специфической пространственной структурой: подавляющая часть ее экономического потенциала расположена в Новосибирской городской агломерации, куда наряду с Новосибирском входят также города Бердск, Искитим, поселки Кольцово, Краснообск, г. Обь. "Большой Новосибирск" составляет около 80% населения области, и подобная моногородская структура размещения оказывает серьезное влияние на тенденции и эффективность экономического развития региона. Отсутствие других крупных и средних городов снижает возможности диверсификации хозяйственной деятельности и объективно делит всю территорию на два полюса: относительно благополучную городскую агломерацию и в значительной своей части существенно менее развитые сельские территории.

¾Область практически независима от нефтегазовых источников бюджетных доходов, от доходов от добычи и переработки других полезных ископаемых. С одной стороны, это негативно сказывается на финансовых ресурсах региона. С другой стороны, отсутствие на территории области крупных месторождений невоспроизводимых природных ресурсов и соответствующая структура экономики снимают необходимость перепрофилирования хозяйства региона в долгосрочной перспективе ввиду истощения этих запасов. Новосибирская область не "привязана" ни к одной крупной вертикально интегрированной компании, и поэтому ей не страшны потери от перерегистрации крупных бизнес-структур, в существенной степени определяющих наполнение местного бюджета. То, что доходная часть бюджета региона формируется из множества источников, снижает потенциальные финансовые риски и обеспечивает большую стабильность при его формировании.

¾Имеется весьма характерная особенность в части формирования денежных доходов и расходов населения в Новосибирской области. Область входит в число немногих регионов России, где душевые расходы превышают душевые доходы, причем в течение последних лет область прочно удерживает лидерство в России по такому превышению (например, в 2004 г. оно составило 21%, тогда как в Москве - 4%, а в целом по России имела место обратная тенденция: среднедушевые доходы превышали расходы на 1,8%; в 2000 г. превышение расходов над доходами в области было еще более внушительным и составляло 34%). Это связано со структурой расходов, в которых в области особенно велика доля сбережений во вкладах, ценных бумагах, затрат на приобретение недвижимости, покупку валюты. На соотношении показателей денежных доходов и расходов населения в Новосибирской области сказывается также "миграция денег" из соседних регионов (покупка товаров и услуг нерезидентами данного региона).

В целом позиции Новосибирской области в экономике России характеризуются данными, представленными в табл. 1.

Серьезными и специфическими проблемами развития Новосибирской области (помимо отмеченных выше социальных проблем) являются:

¾Существенный разрыв между высоким научно-техническим потенциалом региона и реальной низкой восприимчивостью его производственной системы к инновациям. Занимая лидирующее место в России по основным характеристикам научного потенциала, по числу использованных в производстве передовых технологий область заметно отстает от таких регионов, как Москва, Санкт-Петербург, Московская, Самарская, Нижегородская области;

¾Несоответствие потенциала качественных услуг в области медицины, образования, бытового обслуживания, отдыха относительно низкому платежеспособному спросу населения региона;

¾Сильная загруженность основных транспортных артерий г. Новосибирска, соединяющих различные его районы, при резко возросшем парке легкового автотранспорта и одновременно слабое развитие транспортной сети в сельских районах. По густоте автодорог общего пользования с твердым покрытием (их наличие или отсутствие является показателем внутри- и межрегиональной интеграции, экономической активности и конкурентоспособности региона) область занимает место лишь в шестом десятке регионов Российской Федерации, и это заметно снижает ее потенциальные возможности роста.

Отмеченные выше благоприятные возможности перспективного развития Новосибирской области могут снижаться под воздействием следующих внешних и внутренних потенциальных угроз:

¾Дальнейшего неконтролируемого роста сферы торгово-посреднических услуг без надлежащего увеличения их качества, что приводит к острой конкуренции за трудовые и финансовые ресурсы, земельные площади и т.д., ослаблению возможностей развития реального сектора экономики региона и усилению социального расслоения общества;

¾Ускоренного развития Новосибирской городской агломерации без надлежащей поддержки и гармоничного развития других территорий и сельских поселений области;

¾Усиливающейся конкуренции российских регионов за привлечение финансовых ресурсов и инвестиций;

¾Возможного бурного экономического роста других регионов Сибири, что в условиях общего дефицита трудовых ресурсов может вызвать потенциальную угрозу перелива в эти регионы квалифицированных кадров из Новосибирской области (в случае предоставления им гарантий более высокой оплаты труда или обеспечения жильем);

¾Возможной смены парадигмы государственной поддержки отечественной науки, что может привести к резкому сокращению федерального финансирования институтов Сибирского отделения РАН, расположенных в Новосибирской области. При этом сохраняется угроза "утечки мозгов" из интеллектуальной сферы региона;

¾Отсутствия федеральной поддержки крупных инвестиционных проектов национального значения;

¾Роста неконтролируемой миграции из КНР и среднеазиатских стран СНГ.

Отмеченные потенциальные угрозы имеют разную степень вероятности и влияния на развитие региона в отдельные временные промежутки. Большинство из них имеет внешний по отношению к Новосибирской области характер. Две первых позиции (неконтролируемый рост сферы услуг и усиление диспропорций между развитием Новосибирской городской агломерации и остальных районов области), с одной стороны, отражают объективный характер роста доли сферы услуг в валовом выпуске стран и регионов и более интенсивное развитие мегаполисов по сравнению с окружающими их территориями. С другой стороны, в Новосибирской области эти процессы происходят гораздо более интенсивно, чем в других регионах страны и должен существовать объективный предел их "насыщения". Самое главное, они не сопровождаются адекватным ростом качества сферы услуг и уровня и качества жизни в сельских районах. Если эти тенденции будут продолжаться, то в целом они будут являться потенциальной угрозой для гармоничного развития всей социально-экономической системы региона. В настоящее время угроза смены парадигмы государственной поддержки российской науки сведена к минимуму (а она реально существовала в планах реформирования РАН со стороны отдельных ведомств и влиятельных групп). Однако никто не может дать гарантии, что подобные попытки "коммерциализации" науки и лишения господдержки фундаментальной науки, составляющей сердцевину СО РАН, не могут возобновиться в будущем. К таким (пусть даже весьма маловероятным) сценариям власти Новосибирской области должны быть готовы.

В целом проведенный SWOT-анализ позволяет сделать следующий вывод: хотя не по каждому отдельному направлению развития экономики, социальной сферы, ресурсному обеспечению и т.д. Новосибирская область сможет занять лидирующее место в масштабах Сибири в долгосрочной перспективе, принципиально важна именно совокупность всех потенциальных точек ее роста. Именно взаимосвязанность и взаимодополняемость всех потенциальных источников роста (ресурсы; территория; достигнутый уровень, структура и перспективы производства; научно-образовательный потенциал и др.) существенно повышают общую конкурентоспособность Новосибирской области и дают ей шанс на возрождение и быстрое развитие в новом тысячелетии.

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что сильными сторонами региона, несомненно, являются:

¾Уникальный научно-образовательный комплекс

¾Выгодное географическое положение

¾Развитый человеческий капитал

¾Высокие устойчивые темпы экономики

¾Состояние автодорожной сети

¾Диверсифицированная структура коммунальной инфраструктуры экономики

Ограничения в развитии региона вытекают из нижеприведенных причин:

¾Слабая ресурсно-минеральная база

¾Низкая восприимчивость реального потребителя к инновациям

¾Неравномерность развития районов Новосибирской области

¾Естественная убыль населения

¾Изношенность основных фондов

¾Рост межрегиональной конкуренции за мобильные ресурсы

¾Недостаточность федерального финансирования

¾Неконтролируемая миграция

Стратегия Социально-экономического развития Новосибирской области должна отражать специфику региона в экономической и политической системе России и быть направлена на реализацию его основных преимуществ. Стратегия должна учитывать возможные внешние влияния и воздействия на развитие области и одновременно:

¾Проецировать на территорию региона задачи по реализации федеральной социально-экономической политики и национальных проектов;

¾Являться блоком Стратегии социально-экономического развития Сибири;

¾Выступать ядром системы стратегического планирования, формируемой в настоящее время в Новосибирской области и состоящей из настоящей Стратегии, среднесрочной программы социально-экономического развития, Плана социально-экономического развития на 2007 - 2009 гг., схемы территориального планирования Новосибирской области, Стратегического плана устойчивого развития г. Новосибирска на период до 2020 г., Генерального плана г. Новосибирска, системы среднесрочных программ и ежегодных планов социально-экономического развития муниципальных образований =

¾Являться документом "общественного согласия" власти, бизнеса и населения в отношении перспектив развития данного региона.

Разработка и реализация Стратегии должны быть включены в процесс совершенствования системы регионального управления в Новосибирской области на основе:

¾Научного предвидения перспектив развития;

¾Модернизации процедур принятия решений;

¾Организации новых механизмов взаимодействия власти, бизнеса и науки;

¾Обучения и переподготовки кадрового состава исполнительных органов государственной власти Новосибирской области и администраций муниципальных образований.

В то же время Стратегия не является документом, предназначенным только для региональных (и федеральных) органов власти. Она адресована также бизнес-сообществу, интересы которого учитывались при разработке Стратегии и которое должно участвовать в ее реализации на принципах государственно-частного партнерства, и населению Новосибирской области, ради которого ставятся основные цели Стратегии и должны решаться ее основные задачи.

Миссия Стратегии развития Новосибирской области - превращение области в главный инновационный центр на Востоке России, отвечающий вызовам XXI в., и в один из наиболее комфортных для проживания, труда и отдыха регионов страны.

Генеральной целью разработки Стратегии является формирование научно обоснованной политики повышения уровня и качества жизни населения и устойчивого демографического роста за счет придания экономике Новосибирской области конкурентоспособности и инновационного качества развития, инвестиционной привлекательности и финансовой самодостаточности.

Реализация генеральной цели Стратегии определяется достижением следующих стратегических целей:

¾Обеспечение значительного роста валового регионального продукта и приближение к лучшим по стране показателям эффективности экономического роста;

¾Устойчивый рост благосостояния и качества жизни населения;

¾Создание и использование экономики знаний для становления Новосибирской области как одного из наиболее инвестиционно и социально привлекательных регионов Российской Федерации;

¾Развитие конкурентоспособных в российском и мировом масштабах территориально-отраслевых кластеров;

¾Создание на территории области одного из главных транспортно-логистических центров Востока России;

¾Оптимизация пространственного развития Новосибирской области на основе гармоничного сочетания развития новосибирского мегаполиса, других городов и сельских районов;

¾Формирование институциональных, финансовых и инфраструктурных условий для выполнения г. Новосибирском "столичных" и межрегиональных функций для Центрально-Сибирского макрорегиона;

¾Совершенствование институциональных и правовых условий для уменьшения рисков ведения бизнеса и для обеспечения безопасности экономических агентов.

Для реализации отмеченных целей необходимо решить следующие задачи:

¾Обеспечить качественный прорыв в уровне жизни населения; изменить демографическую ситуацию; обеспечить эффективную занятость наличного населения и стимулировать приток квалифицированной рабочей силы на территорию области;

¾Создать условия для эффективной реализации национальных проектов на территории региона и наполнить их новым качеством;

¾Возродить промышленность посредством придания ей инновационного характера; обеспечить организацию инновационных центров и технопарковых зон на территории области; обеспечить эффективную интеграцию новосибирских предприятий в отечественную и мировую экономику; создать комплекс современных производств, соответствующих стратегическим потребностям социального развития, обеспечения высокого качества жизни населения и национальной безопасности;

¾Реализовать принципы устойчивого развития региона в среднесрочной и долгосрочной перспективе с учетом решения задач по охране окружающей среды;

¾Создать современную транспортную и телекоммуникационную инфраструктуру, отвечающую требованиям XXI в. и резко увеличивающую транспортную и информационную доступность для всех жителей области;

¾Обеспечить стратегическое развитие г. Новосибирска в качестве мегаполиса международного уровня с современной социальной и рыночной инфраструктурой;

¾Обеспечить реализацию новой пространственной стратегии Новосибирской области, основанной на размещении ряда предприятий в административных районах и создании там новых промышленных зон и рекреационных центров;

¾Реализовать программы поддержки сельского хозяйства и повышения уровня жизни населения в сельской местности, разработать и реализовать новые формы взаимодействия города и села;

¾Поддерживать культуру, а также развивать индустрию отдыха и туризма для жителей Новосибирской области и других территорий с целью обеспечения им качественно иного уровня комфортности жизни (создание постиндустриальных "средовых зон" - торговых, развлекательно-образовательных, рекреационных, инновационно-образовательных и других ареалов, стимулирующих приток в область человеческого капитала);

¾Обеспечивать развитие институтов гражданского общества и участия граждан в принятии решений и реализации программ социального, экономического, культурного и общественного развития области и ее территорий как значимого условия обеспечения качества жизни населения.

Все отмеченные цели и задачи Стратегии должны по возможности учитывать переход в рассматриваемой перспективе на качественно новый уровень функционирования производственно-технологических систем, систем жизнедеятельности, медицины, коммуникации, транспорта и т.д., определяемых бурным распространением в XXI в. достижений научно-технического прогресса и новых технологий. Эти тенденции трудно прогнозировать, тем не менее, они могут и должны дать развитию Новосибирской области более сильный импульс, чем это мотивируется современным уровнем знаний и существующим производственным потенциалом региона. Должны произойти качественные изменения и в социально-трудовых отношениях, связанные с переходом к развитию на принципах "сетевой" экономики и "сетевого" общества. Развертывание научно-технического прогресса на транспорте и в системе телекоммуникаций значительно уменьшит негативное влияние удаленности Новосибирской области от западных и восточных границ страны, от развитых стран Европы, Азии и Америки, которая существенно удорожает производство и снижает конкурентоспособность региона в настоящее время.

Выделенные целевые установки и основные приоритеты долгосрочного развития Новосибирской области будут реализовываться через систему взаимосвязанных управляющих политик, инициируемых и осуществляемых администрацией региона: инновационной, социальной, промышленной, кластерной, инвестиционной, пространственной:

¾Разработка и реализация эффективной социальной политики, направленной на существенный рост человеческого потенциала региона, повышение уровня и качества жизни его населения;

¾Осуществление эффективной экономической и финансово-кредитной политики, направленной на поддержку реального сектора экономики в наиболее конкурентоспособных региональных кластерах с одновременным ужесточением технических, экологических и других требований к выпускаемой продукции и оказываемым услугам;

¾Реализация эффективной инновационной политики как главного направления преодоления технологической отсталости Новосибирской области;

¾Реализация эффективной пространственной политики, направленной на рациональное сочетание роста Новосибирской городской агломерации, всемерной поддержки региональных точек роста в других районах области и качественно нового развития сельских поселений;

¾Повышение уровня и качества регионального управления на основе модернизации системы выполнения государственных функций и оказания государственных услуг на основе регламентов, использования новейших информационных и телекоммуникационных технологий, технологий проектного управления, бюджетирования, ориентированного на результат.

Важным условием реализации Стратегии является создание, укрепление и пропаганда на межрегиональном и международном уровне конкурентоспособного бренда Новосибирской области как региона инновационного развития, обеспечивающего высокое качество жизни граждан через всемерную реализацию человеческого потенциала в экономике, социальном развитии, самоуправлении; региона, производящего и поставляющего высокотехнологичные товары и услуги, соответствующие международным стандартам качества.

Реализация отдельных мероприятий и целевых программ, инвестиционных проектов в Новосибирской области в среднесрочной и долгосрочной перспективе должна быть направлена на наиболее эффективную реализацию основных конкурентных преимуществ региона. При этом основным принципом отбора инвестиционных проектов должна быть ориентация на производство продукции с высокой добавленной стоимостью и/или имеющей высокую социальную значимость. Вопросы о размещении в области трудоемких и материалоемких производств и реализации проектов, отчуждающих большие площадки под промышленное строительство, должны прорабатываться и оцениваться с особой тщательностью и осторожностью.

Таким образом, основная концептуальная идея Стратегии сводится к следующему тезису. В условиях отсутствия крупных месторождений полезных ископаемых, Новосибирская область обладает, по сути, лишь двумя стратегическими ресурсами: научным, интеллектуальным и человеческим потенциалом и особым геополитическим и экономико-географическим положением в центре России. Цель предстоящего периода развития состоит в мобилизации и максимальном использовании этих ресурсов, на что должны быть направлены консолидированные усилия власти, бизнес-сообщества и населения региона.

Разработчики Стратегии исходили из того, что в современных условиях практически исчерпали себя традиционные подходы к разработке стратегических документов регионального развития, основанные на анализе современной ситуации и прогнозе перспективной отраслевой структуры хозяйства. Был предложен подход, суть которого отражена в нижеприведенной таблице.

Таблица № 4 Анализ подходов разработки Стратегии НСО

Традиционный подходПодход разработчиков Стратегии развития НСОАнализ современного состоянияАнализ современных тенденций социально- экономического развития региона. Используются традиционные методы экономического анализа и системы показателейАнализ прошлых и современных тенденций развития с акцентом на выявление основных конкурентных преимуществ Новосибирской области, оценки проблем и угроз и выбора стратегических альтернатив. Традиционный и SWOT-анализПрогноз на перспективуЭкстраполяционный прогноз частных показателей развитияИспользуется комплекс экономико-математических моделей (макроэкономических, межотраслевых)Сценарии развитияСтроятся как логические конструкции без использования прогнозных моделейФормируются и подтверждаются на основе расчетов по комплексу экономико-математических моделейБалансы ресурсов и продукцииКак правило, отсутствуютРассчитываются на основе использования комплекса моделейСоциальная политикаАнализ и прогноз отдельных показателей уровня жизни, экстраполяционный демографический прогнозПрогноз социальной структуры населения и индикаторов развития человеческого потенциала. Демографический прогноз на основе модельных расчетов. Модификация идеи "приоритетных национальных проектов" применительно к перспективам развития Новосибирской областиПромышленная и инвестиционная политикаАнализ и прогноз отраслевой структуры производстваПроектный подход - отбор и обоснование приоритетных инвестиционных проектов. Обоснование целесообразности создания приоритетных территориально-отраслевых кластеров как новых форм сетевой организации производства и реализации основных точек роста

Как отмечалось выше, Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года предназначена не только для региональных и федеральных органов власти.

Она адресована и бизнес-сообществу, интересы которого учитывались при разработке документа, и населению области, ради которого поставлены основные цели Стратегии и будут решаться ее основные задачи. Поэтому Стратегия должна базироваться на принципах государственно-частного партнерства и механизмах социальной ответственности бизнеса.

Центральное место в Стратегии занимают обоснование и расчет сценариев долгосрочного социально-экономического развития, которые выполнялись с использованием современного и оригинального экономико-математического инструментария и тщательно отработанной информационной базы. Сценарии долгосрочного развития пронизывают все разделы разработанного документа и увязывались с перспективными инвестиционными проектами, которые были предложены и отобраны в ходе разработки Стратегии.

Обоснованность всех программных документов регионального развития в существенной степени определяется тем, насколько полно проработаны ресурсные ограничения, которые связаны с расчетами укрупненных балансов производства и распределения продукции, балансов трудовых ресурсов и балансов топливно-энергетических ресурсов. В Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области расчет этих балансов осуществлялся с использованием комплекса макроэкономических и межотраслевых моделей.

Традиционные анализ и прогноз отраслевой структуры производства были заменены на обоснования и расчеты формирования на территории области территориально-отраслевых кластеров - новых сетевых форм организации производства, возникающих в наиболее конкурентоспособных секторах экономики Новосибирской области, являющихся основными точками роста в долгосрочной перспективе и формирующих имидж региона в масштабах России и в системе мирохозяйственных связей.

Более детализированные расчеты и обоснования развития основных отраслей и производств, социальной сферы, сферы услуг проводились применительно к первому 10-летнему периоду, в рамках которого существует большая определенность в отношении известных инвестиционных проектов.

Для адекватного отражения в Стратегии основных проблем социальной сферы региона и их решения было предложено использовать идею приоритетных национальных проектов как главных направлений решения наиболее острых социальных проблем, стоящих перед российским обществом, модернизировать и распространить на долгосрочную перспективу формы и механизмы реализации этих проектов с учетом специфики Новосибирской области, возможностей решения социальных проблем на принципах федерального и регионального софинансирования и возможного использования принципов корпоративной социальной ответственности бизнеса.

На первом этапе проводится детальный анализ конкурентных особенностей Новосибирской области, выявляются основные проблемы и угрозы и формулируются стратегические альтернативы. Это служит основой для разработки содержательных сценариев развития Новосибирской области, параметры которых рассчитываются с применением комплекса экономико-математических моделей, при этом особый акцент делается на расчет и обоснование различных балансов (трудовых ресурсов, топливно-энергетических ресурсов и др.). Параллельно осуществляется селекция инвестиционных проектов, сводные характеристики которых "встраиваются" в модельные расчеты. Параметры сценариев характеризуют материально-вещественные ограничения на будущий рост производства. Параллельно рассчитываются основные параметры социальной политики и делаются демографический прогноз, прогноз социальной структуры населения региона (с акцентом на изучение тенденций формирования "среднего класса") и прогноз основных показателей уровня жизни.

Предлагаются направления реализации наиболее важных социальных задач через призму приоритетных национальных проектов. Далее проводится обоснование главных направлений инновационной, промышленной, кластерной, пространственной политики перспективного развития Новосибирской области, которые должны обеспечить реализацию двух основных конкурентных преимуществ данного региона: уникального научно-образовательного и инновационного потенциала и выгодного геополитического и экономико-географического положения. На завершающем этапе формулируются необходимые институциональные условия и механизмы осуществления Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области.

К настоящему времени в Новосибирской области сложилась устойчивая, достаточно диверсифицированная структура экономики, каждый сектор которой имеет высокую значимость и хорошие перспективы развития.

Основным сценарием развития области предлагается мобилизационный (базовый) сценарий, который разрабатывался на трех уровнях:

¾сводном (макроэкономическом);

¾конкретном (в условиях учета наиболее важных ограничений и балансов);

¾проектном, наполняющем сводные показатели реальным содержанием по приоритетным направлениям развития региона.

Мобилизационный сценарий рассматривается в конусе сценарных возможностей (с вершиной в 2005 г.), ограниченном двумя крайними сценариями - минимальным и максимальным. В минимальном сценарии имитировалось развитие Новосибирской области по инерционному типу, воспроизводящему условия и ограничения 2000 - 2005 гг. Максимальный сценарий - это сценарий наиболее полного использования основных потенциальных возможностей области. Очевидно, что для реализации этих возможностей не всегда имеются конкретные условия.

¾укрупненных балансов населения и трудовых ресурсов;

¾межотраслевого баланса производства и потребления продукции;

¾балансов производства и потребления электро- и теплоэнергии.

По ряду крупных инвестиционных проектов было произведено их "встраивание" в систему межотраслевых взаимосвязей для полной оценки их влияния на экономику области.

Стартовыми условиями для анализа послужили итоги развития Новосибирской области в период 2001 - 2005 гг.. Рассчитанные по статистическим данным среднегодовые темпы прироста в этот период составили: по ВРП - 8,2%, по продукции промышленности - 7,7, по инвестициям в основной капитал 11,6, по реальным денежным доходам населения - 20,3%. Лишь в сельском хозяйстве имел место устойчивый (но затухающий) спад на уровне 0,7%. Потребительские цены прирастали в среднем на 12,6% в год, цены на продукцию промышленности - на 14,8%.

При инерционном сценарии развития перенесение основных тенденций развития Новосибирской области в 2011 - 2013 гг. на прогнозные периоды дает следующие результаты:

. Среднегодовые темпы прироста экономики области и ее отдельных секторов снизятся по сравнению с 2011 - 2013 гг. и останутся в интервале 4,5 5,7%.

. Численность населения Новосибирской области будет постоянно сокращаться и составит к 2030 г. 2420 тыс. чел. Соответственно будет сокращаться и численность населения в трудоспособном возрасте при одновременном росте спроса на рабочую силу. Напряженность баланса трудовых ресурсов будет сниматься одновременным действием ряда факторов: ростом производительности труда (за период 20013 - 2030 гг. в 2,9 раза); сохранением доли работающих пенсионеров; снижением безработицы и доли занятых внеэкономической деятельностью.

. Сохранение мотиваций и действующего механизма стимулирования инвестиций определит достаточно скромный их рост к 2030 г. (в 4 раза по сравнению с 2013 г.). При этом доля собственных средств предприятий и организаций в совокупных инвестициях останется на уровне 60 - 65%, а доля инвестиций за счет собственных средств (чистой прибыли и амортизации) не превысит 49 - 50% от амортизации и остающейся в распоряжении предприятий прибыли. Такие масштабы инвестиционной активности в регионе ограничивают возможности движения к экономике нового типа, определяя относительно скромные значения роста фондоотдачи, производительности труда, рентабельности производства.

При максимально сценарии развития численность населения стабилизируется к 2015 г. с нарастанием ее к 2030 г. до 2784 тыс. чел. Ожидаются более быстрый рост населения в дотрудоспособном возрасте и стабилизация численности трудоспособного населения. Рост экономики будет устойчиво превышать 8% в среднегодовом исчислении. Инвестиции в основной капитал увеличатся в 2030 г. по сравнению с 2005 г. в 7,8 раза. В расчеты заложено ускоренное выбытие устаревших основных фондов. Такого масштаба инвестиций будет достаточно для полного обновления активной части основных фондов и повышения на этой основе качественных характеристик экономики - фондоотдачи, рентабельности, производительности труда.

В среднем, динамика роста экономики Новосибирской области по максимальному варианту выше, чем по инерционному в 1,5 - 1,6 раза, в том числе рост производительности труда выше в 1,55 раза, инвестиций - в 1,95, реальной оплаты труда - в 1,8, душевого ВРП - в 1,2 раза.

Более высокая доля накопления в ВРП в максимальном варианте - 21,2% (против 19,6% в инерционном) достигается на фоне существенно больших масштабов роста экономики. Это весьма серьезные различия, которые дают возможность в этой "вилке" ориентироваться на разные комбинации типов экономического развития области в зависимости от сочетания тех или иных внешних и внутренних факторов и условий.

Главным выводом, вытекающим из анализа инерционного и максимального вариантов, является то, что экономике Новосибирской области, в силу ее достаточно диверсифицированного характера и адаптивных возможностей перестройки отраслевой структуры, фактически не грозят сценарии "алармистского" характера и сценарии экономических катастроф.

Основное структурное различие между рассматриваемыми крайними сценариями состоит в роли промышленности. В инерционном сценарии промышленность имеет темпы роста ниже, чем у всех остальных отраслей экономики области, кроме сельского хозяйства, а в максимальном - наоборот, выше, чем у остальных отраслей, кроме строительства.

В целом производство товаров в инерционном сценарии снизится с 37% до 33,8, а в максимальном - эта доля возрастет до 39,6%. Таким образом, именно реальный сектор экономики, а не сфера услуг должен рассматриваться основным звеном хозяйства, за счет которого возможно ускорение динамики производства в Новосибирской области.

В качестве отправных позиций для построения базового (мобилизационного) сценария развития Новосибирской области рассматриваются условия и параметры приближения к максимальному сценарию.

Мобилизационный сценарий отвечает задаче высокого и устойчивого роста экономики Новосибирской области во все периоды рассматриваемого периода. Только такие темпы роста могут обеспечить амбициозные, но реальные, планы существенного усиления места и роли региона в системе народного хозяйства России.

Таблица № 5 Среднегодовые темпы прироста в мобилизационном сценарии по периодам, %

Основные показатели2006 - 20152015 - 20202020 - 20252025 - 2030ВРП8,28,48,08,5Инвестиции в основной капитал12,810,410,39,7Инфляция по ВРП7,55,74,73,9Средняя заработная плата8,98,18,07,7Реальная бюджетная обеспеченность7,47,88,48,4Производство товаров и услуг, всего7,17,87,68,1В том числе: промышленность8,68,68,28,3сельское хозяйство4,05,44,55,1строительство9,49,38,98,8транспорт и связь6,46,56,77,1торговля и общественное питание7,47,67,47,9сфера нематериальных услуг6,88,58,29,1

Таблица № 6 Основные индикаторы развития Новосибирской области в мобилизационном сценарии (в ценах 2010 г.)

Показатели2010201520202030Доля занятых в населении, %46,446,646,746,6Средняя заработная плата, тыс. руб./чел.11,116,424,335,0Душевой ВРП, тыс. руб./чел.136,5202,8293,7431,7Производительность труда по ВРП, тыс. руб./чел.294,3435,2628,3926,9Средняя фондоотдача, коп./руб.96,9108,6116,8126,3Инвестиции на рубль ВРП, коп./руб.16,518,020,021,2Рентабельность основных фондов (по ВРП), коп./руб.53,561,767,574,3Доля добавленной стоимости в производстве товаров и услуг, %53,554,355,257,5Бюджетная обеспеченность региона, тыс. руб./чел.16,524,336,554,7

Численность населения Новосибирской области при данной траектории развития возрастет к 2030 г. до 2784 тыс. чел. Душевой ВРП увеличится в 2025 г. по сравнению с 2005 г. в 4,7 раза. Будет достигнут более чем двукратный рост реальной заработной платы (рассчитанной по индексу-дефлятору ВРП) в каждый десятилетний период (рост по периодам - в 2,3 - 2,1 раза).

В экономике Новосибирской области вследствие ее масштабной модернизации нормализуются основные производственные пропорции (уровень рентабельности и доля фонда накопления), снизится материалоемкость общественного производства, к концу периода сблизятся темпы роста заработной платы и производительности труда (рост последней отставал в первой половине прогнозного периода).

Заключение

Система показателей социально-экономического развития региона представляет собой сложную иерархическую структуру с множеством частных показателей, в которую в зависимости от задачи управления могут включаться критерии, отражающие социальный, экономический, градостроительный и другие эффекты варианта развития. В общем случае система показателей включает:

. Интегрированный критерий, отражающий уровень жизни населения в регионе (например, национальный доход на душу населения);

. На верхнем уровне этой иерархической структуры выделяют 3 группы агрегированных критериев, включающих: обобщающую оценку социальных параметров региона; показатели, характеризующие объективные экономические (производственные) условия региона, а также переменные, отражающие социальные характеристики внепроизводственной сферы, зависимые от развития производства.

В свою очередь агрегированные показатели дают общую оценку состояния социально-экономической структуры и включают демографические, социально-профессиональные, трудовые и общественно-политические параметры, а также параметры, отражающие условия жизни, труда и быта населения региона. Основными факторами, действующими в рассматриваемой системе являются: собственный ресурсный потенциал региона (трудовые, природные, производственные, финансовые ресурсы) и привлекаемые в регион ресурсы (как правило, в виде инвестиций и централизованных капитальных вложений),и реальные процессы общественного производства.

Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области является "ядром" формируемой в настоящее время в Новосибирской области и состоящей из настоящей Стратегии, среднесрочной программы социально-экономического развития, Плана социально-экономического развития на 2011 - 2015 гг., схемы территориального планирования Новосибирской области, Стратегического плана устойчивого развития г. Новосибирска на период до 2020 года, Генерального плана г. Новосибирска, системы среднесрочных программ и ежегодных планов социально-экономического развития муниципальных образований.

Стратегия определяет место и значение НСО среди других крупных центров Сибирского Федерального Округа и закрепляет лидирующее региональное значение.

На первое место в стратегическом управлении встают именно социальные показатели роста, подчеркивается особая роль инноваций в жизни реального потребителя.

В целом, задачи и цели курсовой работы полностью выполнены.

Дана краткая характеристика Новосибирской области, как субъекта Российской Федерации.

Выполнен анализ Стратегии социально-экономического развития НСО.

Необходимо так же особо выделить тот факт, что при всем оптимистическом прогнозе развития региона, Стратегия не предусматривает рецессивного или стагнатического сценария развития экономики РФ. Поэтому, при росте инфляции, падении курса рубля, либо других кризисных экономических явлений, Стратегия вновь, как и после кризиса 2008г., окажется не эффективной и не актуальной.

Список нормативно правовых актов и литературы

1.ФЗ № 131 Об общих принципах организации местного самоуправления

2.Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596-601

.Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596-606

.Постановление Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 № 474

.Программа социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы

.Закон Новосибирской области от 02.12.2012 № 10-ОЗ

.Постановление Правительства Новосибирской области от 29.12.2012 № 629-п

.Постановление правительства Новосибирской области от 14 марта 2013 года №98-п

.Гранберг А.Г. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. М.: Экономика. 2010. 375с.

.Дронов В.П., Максаковский В.М., Ром В.Я. Экономическая и социальная география. - М: Просвещение, 2009. - 349 с.

.Коваленко Е. Региональная экономика и управление. М.: Наука. 2007. 485с.

.Корчагин Ю.А. Региональная финансовая политика и экономика. Ростов-на-Дону: Феникс. 2009. 427с.

.Котилко В.В. Региональная экономическая политика: учебное пособие. М.: Гардарики. 2011. - 267с.

.Монден Я.: Методы эффективного управления.-М.:Экономика,2007.

.Рохчин В.Е. Стратегическое планирование развития регионов России. СПб: Прогресс. 2009. 415с.

.Шнипер Р.И. Регион: диагностика и прогнозирование. Новосибирск: Синяя птица. 2010. 509с.

Похожие работы на - Анализ и уровень социально-экономического развития Новосибирской области

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!