Подготовка лыжников-гонщиков на спринтерские дистанции
МИНИСТЕРСТВО
СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
МАССОВЫХ
ВИДОВ СПОРТА
Кафедра
лыжного и стрелкового спорта
ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА
На тему:
«ПОДГОТОВКА ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ
НА
СПРИНТЕРСКИЕ ДИСТАНЦИИ»
Исполнитель: студент 4 курса
группы СПФ МВС
Максимов Алексей Николаевич
Минск 2013
Содержание
Введение
Общая характеристика работы
Глава 1. Теоретические предпосылки
исследования
.1 Современная периодизация
тренировочного процесса в лыжных гонках
.2 Характеристика объема и
интенсивности тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки
лыжников-гонщиков
.3 Характеристика общей и
специальной физической подготовки лыжников-гонщиков
.4 Отбор и спортивная ориентация в
лыжных гонках
Выводы по первой главе
Глава 2. Методы и организация
исследования
.1 Методы исследования
.2 Организация исследования
Глава 3. Результаты исследования и
их обсуждение
.1 Исследование уровня общей и
специальной физической подготовленности лыжников-гонщиков 13-14 лет
.2 Методика развития спринтерских
качеств у лыжников-гонщиков 13-14 лет
.3 Апробация разработанной методики
тренировки лыжников-гонщиков 13-14 лет к спринтерским дистанциям
Выводы по третьей главе
Заключение
Список источников литературы
Приложение
Введение
Лыжный спорт - один из самых массовых видов
спорта культивируемых в нашей стране. Наибольшей популярностью пользуются
лыжные гонки на различные дистанции.
Вся многолетняя подготовка лыжника-гонщика
спринтера должна рассматриваться как управляемая система, нацеленная на
достижение наивысших результатов в соответствии с динамикой возрастного
развития, индивидуальными особенностями спортсмена и принципами и
закономерностями становления спортивного мастерства в лыжных гонках.
Процесс многолетней подготовки лыжника весьма
сложный и динамичный. В настоящее время благодаря усилиям практики лыжного
спорта и данным научных исследований вполне возможно (такие попытки уже
сделаны) разработать достаточно полную и объективную модельную характеристику
(во всех ее составных частях). Однако использование таких модельных
характеристик (сильнейших лыжников-гонщиков-спринтеров) в практике многолетней
подготовки чрезвычайно затруднено, так как в настоящее время не имеется
объективных промежуточных модельных характеристик на каждый год (или хотя бы
этап) многолетней подготовки от подростка-новичка до сильнейшего взрослого
лыжника-гонщика.
Современному этапу развития спорта присущ ряд
особенностей, которые оказывают существенное влияние на организацию подготовки
спортсменов и ставят перед тренером и спортсменами новые, очень сложные задачи
и требования, которые заставляют искать соответствующие формы организаций
тренировочного процесса.
Дальнейшее повышение высокого уровня достижений
современных спортсменов требует кардинального усовершенствования как системы
подготовки спортсменов высокой квалификации, так и всей
организационно-методической системы многолетней подготовки спортсменов. [12,
28]
Тренировочный процесс квалифицированных
спортсменов все в большей степени начинает приобретать характер
научно-практического поиска, требуя научно обоснованного подхода к организации
и планированию спортивной подготовки, к использованию достижений науки и
техники для получения и анализа информации о деятельности спортсменов.
Одним из перспективных направлений
совершенствования системы подготовки спортсменов являются разработка и
практическая реализация новых, высокоэффективных средств, методов, технологий
комплексного контроля и управления тренировочным процессом.
Если теперь обратиться к традиционным принципам
и формам построения тренировки, сложившимся много лет назад, то станет
очевидным, что определенная их часть утратила свое некогда прогрессивное
значение и не удовлетворяет требованиям и задачам подготовки спортсменов
сегодняшнего дня, следовательно тренер обязан разрабатывать такие планы,
которые бы наиболее продуктивно использовали двигательный потенциал спортсмена
и при меньших физических и нервных затратах способствовали более рациональному
и быстрому росту спортивных результатов спортсмена. [12, 28]
Общая характеристика работы
Актуальность
Современное состояние лыжного спорта, в
соответствии с социально-экономическими требованиями современного общества,
определяет динамику роста спортивных результатов и предъявляет высокие
требования к спортсменам. В то же время многие тренеры используют в своей
работе методики тренировки, не отходя от привычных ранее разработанных схем,
что часто приводит к замедлению роста спортивных результатов, а иногда и к их
снижению.
В настоящее время лыжные гонки характеризуются
все более высокой скоростью передвижения, постоянным усложнением рельефа трасс,
а также появлением новых соревновательных дисциплин. Так, за последние годы в
календаре соревнований, наряду с традиционными дисциплинами, появились
совершенно новые: индивидуальный и командный спринт, спринт-эстафета. Теперь
соревновательные дистанции в лыжных гонках находятся в диапазоне от 800 м до 50
км. Такие нововведения связаны в первую очередь с повышением зрелищности и
коммерциализацией лыжного спорта.
Спринтерская гонка - зрелищный и относительно
молодой вид программы в лыжных гонках, поэтому методика подготовки
лыжников-спринтеров представляет большой интерес в настоящее время.
Целью работы
является определение современных подходов к тренировочному процессу
лыжников-спринтеров.
Из поставленной цели, вытекают
следующие задачи:
. Содержание общей и специальной физической
подготовки лыжников-гонщиков.
2. Изучить процесс отбора и спортивную ориентацию
в лыжных гонках.
3. Разработать комплекс упражнений направленных
на развитие и совершенствование спринтерских качеств у лыжников-гонщиков 13-14
лет.
Объектом исследования
- лыжники-гонщики 13-14 лет спортивных школ Витебской области.
Предмет исследования
- учебно-тренировочный процесс лыжников-гонщиков 13-14 лет.
Гипотеза исследования:
предполагается, что использование правильного и оптимального подбора средств и
методов в тренировочном процессе лыжников-гонщиков будет способствовать
развитию спринтерских качеств спортсменов в данном виде спорта.
Для написания работы использовались следующие методы
исследования: анализ научно-методической литературы, тестирование,
педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Структура работы:
работа состоит из введения, общей характеристики работы, 3-х глав, выводов,
заключения, списка научно-методической литературы (39 источников) и приложения.
Работа изложена на 39 страницах печатного текста, включает 5 таблиц.
тренировочный лыжник гонщик
спринтерский
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования
.1 Современная периодизация тренировочного
процесса в лыжных гонках
Построение цикличности обычно начинают с больших
циклов, определяя годичную периодизацию тренировки. Периодизация тренировки в
лыжных гонках основывается на общих закономерностях развития тренированности и
становления спортивной формы. В связи с сезонностью занятий лыжными гонками
периодизация связана со временами года, календарем соревнований.
В лыжных гонках принято следующее построение
основного варианта периодизации-год составляет один большой цикл и делится на
три периода: подготовительный, соревновательный и переходный.
Подготовительный период тренировки является
важнейшим в подготовке лыжника-гонщика. На протяжении этого периода закладываются
основы будущих достижений в соревновательном периоде. Фундаментом успехов в
соревнованиях является большой объем нагрузки, приходящийся на развитие
функциональной подготовленности, совершенствование способов передвижения на
лыжах. Все это выполняется в подготовительном периоде. Кроме того, большое
внимание уделяется воспитанию волевых качеств, изучению теории лыжного спорта.
Подготовительный период делится на три этапа. [8]
I-й
этап - весенне-летний (в соответствии с задачами
тренировки его еще называют общеподготовительным). Он начинается с 1 мая и
продолжается обычно до 31 июля. Важнейшая задача подготовки в это
время-постепенное повышение уровня общей физической подготовленности. Здесь
большое внимание уделяется развитию физических качеств, повышению уровня общей
работоспособности, а также овладению или совершенствованию элементов техники.
II-й
этап - летне-осенний (этап предварительной специальной
подготовки). Он начинается с 1 августа и продолжается до начала тренировок на
лыжах (до выпадения снега). Важнейшей задачей подготовки на этом этапе
считается-создание специального фундамента для дальнейшего развития специальных
качеств уже при передвижении на лыжах. [8]
В это время идет продолжение совершенствования
элементов техники передвижения на лыжах с использованием специальных средств
подготовки в бесснежное время. Общий объем тренировочной нагрузки на этом этапе
продолжается постепенно повышаться, растет и интенсивность выполнения
циклических упражнений. [13, 34]
Однако, уровень увеличения общей интенсивности
нагрузки происходит несколько медленнее и чуть отстает от кривой роста объема.
Это принципиальная схема изменения объема и интенсивности, но в отдельные
микроциклы объем, а вслед ему и интенсивность могут значительно повышаться в
зависимости от поставленных задач. Такое повышение может иногда достигать
околопредельных величин, что допустимо только на основе высокого уровня ОФП.
Хотя объем средств ОФП на этом этапе постепенно уменьшается, а задача удержания
достигнутого уровня физических качеств должна быть решена полностью и снижение
достигнутого уровня недопустимо. Вместе с тем значительно увеличивается объем
средств СФП. [36]
III-й
этап - зимний (основной специальной подготовки).
Он начинается с момента занятий на лыжах (с выпадением снега) и продолжается до
начала основных соревнований. В зависимости от климатических условий, времени
установления снежного покрова в данной местности, квалификации лыжников:
сильнейшие лыжники выезжают на первый снег в северные и восточные районы
России, Европы сроки начала зимнего этапа различные. В средней полосе России он
обычно начинается в третьей декаде ноября или чуть позже. Оканчивается зимний
этап обычно в конце декабря - начале января с началом основных соревнований
сезона.
Во многом сроки зависят от календаря
соревнований и квалификации лыжников. На этом этапе решаются главные задачи -
развитие специальных качеств: в первую очередь скоростной выносливости и
скоростно-силовых качеств, а также обучение и совершенствование техники
способов передвижения на лыжах, совершенствование тактического мастерства и
воспитание морально-волевых качеств. [8, 24]
Подготовку на третьем этапе нужно строить так,
чтобы к его окончанию лыжники-гонщики достигли спортивной формы. Основным
средством является передвижение на лыжах. [32]
На третьем этапе выполняется наибольший объем
нагрузки. Пик объема приходится на первую половину этапа. В это время
проводятся длительные тренировки, направленные на развитие общей выносливости,
интенсивность нагрузки несколько снижается. В ходе занятий создается основа для
дальнейшего повышения интенсивности нагрузки и достижения спортивной формы.
Одновременно решаются задачи обучения подростков, юношей и совершенствования
техники способов передвижения на лыжах у сильнейших спортсменов.
За бесснежный период, несмотря на применение
средств специальной подготовки, лыжники, даже хорошо владеющие техникой
передвижения на лыжах, частично утрачивают навыки, теряют тонкие
координационные ощущения, «чувство» лыж, снега. Поэтому в первых длительных тренировках
обучению и совершенствованию отводится значительная часть времени. [8]
В дальнейшем в связи с увеличением нагрузки,
направленной на развитие скоростной выносливости, общий объем нагрузки
снижается, но остается достаточно высоким, а интенсивность тренировок
возрастает. На этом этапе параллельно развиваются и другие специальные
качества-быстрота и сила. Помимо тренировок на лыжах проводятся занятия по ОФП.
Основная их задача-поддержать достигнутый уровень ОФП. Изменение объема,
интенсивности специальной подготовки, а также поддержание уровня ОФП находится
в тесной связи с возрастом, подготовленностью и индивидуальными особенностями
лыжников.
Длительные тренировки с высокой интенсивностью в
течение целого ряда занятий, не обеспеченные предварительной подготовкой, а
также не соответствующие возрасту и квалификации занимающихся, могут привести к
перегрузке лыжников и в дальнейшем к переутомлению. Тренировки на этом этапе
должны быть построены так, чтобы лыжники достигли спортивной формы к окончанию
этапа. На зимнем этапе подготовительного периода лыжники выступают в ряде
контрольных соревнований.
Интенсивность на этом этапе в целом значительна,
но к концу подготовительного периода она не должна достигать предела,
характерного для соревновательного периода. [8]
Соревновательный период (с 1 января по апрель)
имеет главной целью достижение наивысшей спортивной формы и ее реализация. На
это время приходится ряд основных соревнований сезона, в которых лыжник-гонщик
должен показать наивысшие результаты. В подготовке лыжника в соревновательном
периоде ставятся следующие важнейшие задачи: дальнейшее развитие специальных
физических и морально-волевых качеств, сохранение ОФП на достигнутом уровне,
стабилизация навыков в технике способов передвижения на лыжах, овладение
тактикой и приобретение соревновательного опыта. [8, 25]
Подготовка в соревновательном периоде строится
на основе чередования недельных циклов тренировочного характера с
соревновательными. При построении тренировочного цикла объемы и интенсивность
повышаются. Соревновательный цикл предусматривает стабилизацию или некоторое
снижение объема нагрузки с увеличением ее интенсивности. В целом можно сказать,
что в связи с участием в соревнованиях тренировочная нагрузка, как по объему,
так и по интенсивности претерпевает значительные волнообразные изменения.
Однако, если старты на различные дистанции проходят каждую неделю, то
соревновательный недельный цикл, как правило, остается постоянным по
применяемым методам и направленности тренировочной нагрузки.
Иногда между ответственными соревнованиями важно
обеспечить восстановление и добиться затем нового подъема спортивной формы.
Такие волнообразные чередования подъемов и некоторых спадов в развитии
спортивной формы дают возможность показывать высокие результаты на всех
ответственных соревнованиях длительного зимнего сезона. По существу, спортсмен
должен находиться в спортивной форме 3,5 месяца. [11, 24, 34]
Переходный период продолжительностью до одного
месяца имеет цель вывести лыжника из состояния спортивной формы и подвести его
к новому году подготовки хорошо отдохнувшим и сохранившим достигнутый уровень
физических качеств. В этом периоде важно обеспечить активный отдых и
восстановление после соревновательного периода.
В этот период основное внимание обращается на
поддержание достигнутого уровня ОФП и частично специальной подготовки.
Такая периодизация применяется при планировании
тренировки лыжников-гонщиков различной квалификации. Сроки этапов, их
продолжительность не являются догмой. Они могут меняться исходя из конкретных
внешних условий, календаря соревнований и индивидуальных особенностей
спортсмена. [1, 8, 31, 38]
.2 Характеристика объема и интенсивности
тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки лыжников-гонщиков
Физическая нагрузка характеризуется двумя
основными компонентами - объемом и интенсивностью.
Под объемом следует понимать количественную
характеристику выполняемой лыжником тренировочной нагрузки. Объем можно оценить
общим временем работы, суммой пройденных километров (в беге, на лыжероллерах,
на лыжах), суммарным количеством повторений: упражнений за одно или несколько
занятий, за этап, период или годичный цикл.
Интенсивность выполнения работы во многом
определяет направленность нагрузки и сдвиги, проходящие в организме лыжника,
характер энергетического обеспечения работы.
Интенсивность-это количество работы, выполненной
в единицу времени. Однако приведенное определение дает только общее
представление об интенсивности. В циклических видах спорта за критерий
интенсивности чаще всего принимают скорость (в м/с) бега спортсмена.
Улучшить тренированность лыжников-гонщиков можно
различными путями. Один из них - увеличение годовых объемов тренировочных
нагрузок. Это наиболее простой способ. В настоящее время прочно утвердилось
мнение, что большой объем тренировочных нагрузок обеспечивает успех на лыжне.
Эти взгляды зачастую используются в ДЮСШ. Однако анализ становления мастерства
выдающихся лыжников-гонщиков показывает, что успеха добиваются те спортсмены,
которые в юношеском и юниорском возрасте не выполняли завышенный объем
тренировочных нагрузок, а поэтому и сохранили потенциал своих возможностей.
[31]
Для изучения данного вопроса были
проанализированы годовые объемы циклической нагрузки лыжников-гонщиков на
протяжении возрастного периода от 11 до 24 лет. Отмечена большая вариативность
объемов. Разница в объеме циклической нагрузки доходит до 2200 км в год. [34]
В увеличении объемов нагрузки выделяют несколько
основных путей. Первый - значительный прирост в раннем возрасте и
незначительный - в последующие возрастные периоды. Второй путь - небольшое
увеличение объемов в раннем возрасте и резкая прибавка их в более зрелом
возрасте. Третий путь - равномерное увеличение объемов нагрузки от 10-11 до
22-24 лет. [31]
В настоящее время, благодаря проведенным
исследованиям, можно дать убедительную характеристику объема нагрузок:
·
развивающая
нагрузка - сумма работы, выполняемая спортсменом до начала падения
запланированной тренировочной скорости;
·
поддерживающая
нагрузка - сумма работы, составляющая 80-85% от развивающей нагрузки;
·
восстанавливающая
нагрузка - 45-50% от развивающей нагрузки.
На I
этапе подготовительного периода объем и интенсивность физических нагрузок
увеличиваются из месяца в месяц. Затем, в августе, в начале II
этапа, объем снижается, а интенсивность продолжает увеличиваться.
На II
этапе, начиная с середины июля до октября, необходимо использовать развивающий
режим тренировки (85-95%). На данном этапе желательно в первые три недели
повышать объем нагрузки, а в последующей (четвертой) снижать.
На III
этапе уменьшаются объемы нагрузок в беге, ходьбе и в средствах общей физической
подготовки.
Объем общей нагрузки в соревновательном периоде
постепенно уменьшается. В марте объем достигает 400-500 км, но у некоторых
спортсменов может быть значительно меньше. [5, 6, 18]
В лыжных гонках для определения интенсивности
тренировочной работы рекомендуется использовать частоту сердечных сокращений.
Непосредственно при передвижении на лыжах условно можно выделить следующие
уровни интенсивности:
1. Слабая
интенсивность - частота пульса до 120 уд./мин.;
2. Средняя
интенсивность - частота пульса 120-150 уд./мин.
Передвижение с такой интенсивностью иногда
называют поддерживающим режимом.
3. Сильная
интенсивность - частота пульса 160-175 уд./мин.
Лыжник может увеличивать интенсивность только в
течение короткого времени.
4. Околопредельная
интенсивность - частота пульса 175-180 уд./мин, такое передвижение принято
называть высокоинтенсивным режимом.
5. Предельная
интенсивность - частота пульса около 200 уд./мин, и более, предельный режим.
[1, 7]
В подготовительном периоде белорусские лыжники
выполняют такой же объем работы, как и спортсмены других стран, однако, объем в
беге на лыжах у них значительно меньше рекомендованных. Большинство лыжников
(83,3%) тренируются в подготовительном периоде со слабой и средней
интенсивностью, при частоте сердечных сокращений - 140-160 уд./мин., и лишь
16,7% используют большие физические нагрузки при ЧСС, равной 160-180 уд./мин. В
соревновательном периоде 64,2% применяют большие нагрузки (ЧСС 160-180
уд./мин.), а 35,8% - средние (ЧСС 150-170 уд./мин.). [24]
.3 Характеристика общей и специальной физической
подготовки лыжников-гонщиков
Общая физическая подготовка (ОФП) спортсмена
направлена на развитие функциональных систем организма и укрепление здоровья
при постоянном развитии физических качеств: силы, быстроты, выносливости,
гибкости, ловкости, координационных способностей. Физическая подготовка
является фундаментом для развития и совершенствования физических качеств, направленных
на достижение высоких спортивных результатов. [2]
Сила - способность преодолевать или
противодействовать сопротивлению за счет напряжения мышц. Выделяют три основных
вида силовых способностей:
) Максимальная или абсолютная сила определяет
предельные возможности, которые спортсмен может проявить при мышечном
сокращении. Уровень развития максимальной силы является определяющим в таких
видах спорта, как тяжелая атлетика, борьба, армрестлинг, метание молота, диска,
толкание ядра.
Относительная сила - это максимальная сила на 1
кг веса спортсмена. Высокий уровень относительной силы имеет место в таких
видах спорта, как спортивная гимнастика, акробатика, прыжки в высоту, длину и
т. д.
) Взрывная или скоростная сила - это способность
преодолевать сопротивление с высокой скоростью. Особенно характерна в таких
видах спорта, как борьба, бег на короткие дистанции, спринт в лыжных гонках,
гребля и т. д.
) Силовая выносливость - способность спортсмена
длительное время удерживать оптимальные силовые характеристики движений. [4]
Выносливость - это способность противостоять
утомлению при преодолении соревновательных дистанций.
Уровень развития выносливости зависит от
энергетического потенциала организма спортсмена, уровня технико-тактического
мастерства, психических возможностей, которые обеспечивают определенный уровень
тренировочной и соревновательной деятельности и противодействует процессу
утомления.
Уровень выносливости зависит от множества
факторов. На основании конкретных признаков выносливость подразделяют на общую
и специальную, тренировочную и соревновательную, локальную, анаэробную,
мышечную и вегетативную, эмоциональную, статическую и динамическую, скоростную
и силовую.
Специфика лыжных гонок позволяет подразделить
выносливость на общую и специальную.
Общая выносливость (аэробная) - способность
спортсмена выполнять длительное время неспецифическую работу умеренной и
большой интенсивности. [24]
В лыжных гонках соревновательная программа
включает спринтерские, средние и марафонские дистанции. Поэтому общая
выносливость должна быть обеспечена в различных зонах энергообеспечения.
Основной механизм энергообеспечения - аэробный, кислородный.
В лыжных гонках средствами развития общей
выносливости являются ходьба, бег, гребля, плавание, велоспорт, передвижение на
лыжах и лыжероллерах, круговые тренировки, трудовые процессы и другие
циклические локомоции умеренной и переменной интенсивности. Продолжительность
нагрузки в одном тренировочном занятии от нескольких минут до 2-3 часов на
пульсе до 140-150 уд./мин.
В связи с появлением спринтерских дистанций
(спринт, спринтерская эстафета) процесс развития общей выносливости значительно
усложняется, поскольку общепринятая методика ее развития может препятствовать
развитию скоростных качеств и скоростной техники. Поэтому при развитии общей
выносливости необходимо использовать средства, направленные на развитие
скоростно-силовых качеств, аэробно-анаэробных возможностей, гибкости и
координационных способностей. [24]
Скоростные способности - это комплекс
функциональных свойств организма, обеспечивающих выполнение двигательных
действий в минимальный промежуток времени.
Возраст, благоприятный для развития быстроты
двигательных реакций - от 7-8 до 11-12 лет; скорости одиночного движения -
11-12 лет; частота движений - 12-13 лет. [9]
Для лыжника-гонщика очень важен максимально
возможный темп передвижения, при котором сохраняется техника движений. Для
воспитания высокого темпа используются короткие отрезки дистанции на равнине и
подъемах различной крутизны. Отрезки можно преодолевать с максимально возможной
частотой передвигаясь только за счет работы рук (попеременной или
одновременной) или конкретным ходом. Как правило, длина отрезков используется
от 50 до 500 метров на равнине и от 20 до 50 метров на подъемах. Количество
повторений от 3-х до 5-ти с восстановлением ЧСС до 120 уд./мин. и от двух до
пяти серий. Длина дистанции (отрезка) зависит от возраста, квалификации,
условий передвижения. Скорость ее прохождения и темп не должны снижаться к
концу отрезка. В зависимости от длины отрезка определяется интенсивность
прохождения. Во время отдыха между отрезками и сериями следует использовать
активный отдых. Пассивный интервал с нормализацией вегетативных функций снижает
уровень нервно-мышечного возбуждения, необходимого для мобилизации скоростных
возможностей. [24]
Гибкость - это способность человека выполнять
движения с максимальной амплитудой.
Различают следующие виды гибкости: активную и
пассивную.
В основе гибкости лежит режим работы мышц: 1)
динамический; 2) статический; 3) смешанный; 4) статодинамический.
Активная гибкость - способность достичь больших
амплитуд движения в каком-либо суставе за счет активности мышечных групп.
Пассивная гибкость определяется наивысшей
амплитудой, которой можно достичь за счет внешних сил.
Динамическая гибкость - гибкость, проявленная в
упражнениях динамического характера.
Статическая гибкость - гибкость, проявленная в
упражнениях статического характера.
Общая гибкость - способность выполнять движения
с большой амплитудой в суставах и направлениях, соответствующих особенностям
спортивной специализации. [4, 15]
Для воспитания гибкости широко используются:
общеразвивающие упражнения с предметами, с
собственным весом, с весом партнера, на гимнастических снарядах;
упражнения на растягивание (медленные движения,
ритмичные вращения, покачивания рук, туловища, ног, головы);
пружинистое выполнение упражнений (наклоны в
стороны, вперед, назад, махи руками, ногами);
с противодействием партнера, весом предмета;
систематические силовые упражнения в виде
максимальных напряжений (удержание конечности в отведенном до предела
положении);
пассивные движения на снарядах (за счет веса
тела). [16, 17]
Координационные способности - интегральное
понятие, которое объединяет ловкость, равновесие, способность дифференцировать
движения в пространстве, меткость (точность) движений, способность
дифференцировать мышечные усилия, движения по времени, напряжение и
расслабление, чувство ритма. [4]
Значительное место в системе подготовки
лыжника-гонщика отводится воспитанию равновесия, дифференцированию движения в
пространстве и времени, меткости и точности движений, способности чередования
напряжения и расслабления. [24]
Равновесие - способность обеспечивать
устойчивость позы в статическом и динамическом режиме.
При выполнении значительного количества
упражнений присутствует равновесие. В подготовке лыжников-гонщиков равновесие
является одним из определяющих факторов при обучении технике передвижения на
лыжах. Для воспитания равновесия применяются, как правило, упражнения и позы,
затрудняющие сохранения равновесия.
Дифференцирование движений в пространстве - это
способность к сохранению четких представлений об изменениях в пространственных
отношениях в конкретных условиях деятельности.
В лыжных гонках особое место отводится выработке
чувства снега, времени, пространства, темпа и ритма.
Меткость - это степень согласования деятельности
зрительного и двигательного анализаторов.
Средствами воспитания меткости являются
различные упражнения (ходьба, бег, прыжки, метания, обще-развивающие упражнения)
со строгой регламентацией.
Способность дифференцировать мышечные усилия -
это наличие четких представлений об изменениях в силовых отношениях в
конкретных условиях деятельности.
Основным методическим приемом воспитания
способности дифференцировать усилия является срочность точной информации о
величине развиваемого усилия. [4, 24, 32]
Специальная физическая подготовка (СФП)
направлена не только на развитие специфических двигательных качеств и повышение
функциональных возможностей организма применительно к условиям соревновательной
деятельности, но и овладение всеми способами передвижения на лыжах.
Основными средствами СФП являются:
передвижение на лыжах;
передвижение на лыжероллерах;
передвижение по искусственным трассам;
специализированные тренажерные устройства,
позволяющие моделировать тренировочную нагрузку;
специально подготовительные упражнения;
смешанное передвижение (бег с имитацией в
подъем). [24]
В тренировочном процессе лыжника-гонщика
необходимо оптимальное сочетание средств для развития специальной подготовки.
Доля использования средств СФП в годичном цикле постепенно возрастает по мере
приближения зимнего сезона и достигает максимальных величин на осенне-зимнем
этапе подготовительного периода. На соотношение ОФП и СФП и динамику их
изменения в годичном цикле тренировки влияют: квалификация, возраст,
индивидуальные особенности, функциональные возможности органов и систем. С
возрастом и ростом квалификации объем ОФП постепенно снижается, увеличивается
объем СФП и достигает следующих пропорций у лыжников высокого класса: 70-80 % -
СФП; 30-20 % - ОФП. На этапе начальной подготовки эти пропорции составляют: ОФП
- 70-80 %; СФП - 20-30 %.
Специальная физическая подготовка направлена на
воспитание физических качеств (с использованием средств СФП), необходимых для
их реализации в условиях соревновательной деятельности. Для этого используют
следующие методы тренировки:
повторный;
интервальный;
переменный;
равномерный (на развивающем режиме);
контрольный;
соревновательный.
Повторный метод направлен на воспитание
быстроты, силы, скоростно-силовой подготовки.
Интервальный метод направлен на воспитание
скоростной и силовой выносливости.
Переменный и равномерный методы используются при
воспитании специальной выносливости.
Использование контрольного и соревновательного
методов позволяет выявить недостатки в системе подготовки и определить в полном
объеме уровень специальной подготовленности лыжника-гонщика. [24, 36]
.4 Отбор и спортивная ориентация в лыжных гонках
В системе отбора юных лыжников-гонщиков
существует множество аспектов, на которые нужно обратить внимание.
При выборе объект не знает, что его оценивают.
Такая форма отбора позволяет оценивать способности детей в течение относительно
длительного периода времени на уроках физкультуры, школьных соревнованиях.
Специалист, проводящий отбор, имеет возможность ознакомиться с медицинскими
картами детей, побеседовать с родителями и учителями. В результате он получит
объективную информацию, необходимую для правильной оценки пригодности школьника
к занятиям лыжным спортом. [35]
Короткий срок приемных экзаменов в ДЮСШ,
отсутствие точных методик и критериев отбора снижают его эффективность.
Отчислять «непригодных» детей, самостоятельно пришедших на конкурс, с
общепедагогических позиций нежелательно. Выбор же детей тренером на уроках
физкультуры, школьных соревнованиях в пионерских лагерях сводит к минимуму
отчисление юных спортсменов в первые годы их спортивной подготовки.
Конечным этапом процесса отбора в форме выбора
является агитация детей. Специалисты отбора [26, 28] предпочитают личную и
очную агитацию детей и их родителей как наиболее действенную. Это вызвано тем,
что конкуренция со стороны других видов деятельности (техника, искусство), а
также конкуренция между различными видами спорта может значительно снизить приток
детей в лыжные отделения спортивных школ. В таких условиях специалисты
предпочитают выбор проводить параллельно с очной и личной агитацией детей. [19,
20, 30].
На практике при отборе требуется кропотливая
систематическая работа, с которой тренеру, имеющему многочисленные обязанности,
справиться будет трудно. Эту работу необходимо возложить на особого
специалиста, который должен отвечать за ведение постоянного отбора (в форме
выбора). В его обязанности должно входить: посещение уроков физкультуры, школьных
соревнований; проведение встреч и бесед с учителями, медицинскими работниками,
родителями; агитация и пропаганда среди детей и их родителей; связь с другими
спортивными школами родственного профиля; обеспечение и организация специальных
обследований, тестовых испытаний, контрольных соревнований, а также
мероприятий, необходимых для проведения отбора и ориентации.
Многие авторы [28, 35] указывают на
недостаточность разовой оценки спортивных способностей. Многие специалисты [10,
14, 37] придерживаются подобного мнения и предлагают создать в спортивных
школах общеподготовительные (отборочные) отделения со сроком обучения 2-4 года.
Тогда будут созданы условия для многоразовой оценки способностей, видна будет
динамика развития отдельных качеств у юных спортсменов. Средствами тренировки
должны быть упражнения из видов спорта, близких по характеру к лыжным гонкам.
Так, летом - это различные виды бега, велоспорт, гребля, специальные упражнения
лыжника в бесснежный период и др. Зимой - лыжи, бег, гимнастические упражнения,
коньки. При этом удельный вес лыжной подготовки с каждым годом должен
возрастать при общей направленности на разностороннюю физическую подготовку.
Не прошедшим отбор рекомендуются подходящие для
них виды спорта или самостоятельные занятия в школьных секциях, платных группах
и т. д.
Реализация на практике указанной проблемы
позволит избежать узконаправленной подготовки юных спортсменов, будет
способствовать развитию высокой общефизической подготовленности, предохранит
занимающихся от пресыщения однообразными упражнениями, создаст благоприятный
эмоционально - психологический фон для занятий конкретным видом спорта. Но она
требует определенной реорганизации ДЮСШ для создания общеподготовительных и
специализированных отделений с соответствующим материально техническим
оснащением, учебными программами, подготовленными тренерами - педагогами и т.
д. [14, 20] Изучение специальной литературы [20, 24] показало, что в настоящее
время детей отбирают в ДЮСШ в 10-12 лет.
По мнению авторов [20, 24, 35] необходимо
расширить возрастной диапазон детей, которые будут приняты в начальные группы
ДЮСШ для занятий лыжами с 2 до 5 лет. Широкий возрастной диапазон необходим для
естественного протекания переориентации и уменьшения потерь среди способных
«переростков».
Можно рекомендовать проведение отборов на
общеподготовительные отделения в 9-14 лет, на специализированные отделения с
13-15 лет.
Юные спортсмены, пришедшие из других видов
спорта, и «опоздавшие» на отбор переростки в зависимости от подготовленности,
возраста и других условий могут зачисляться на общеподготовительные или сразу
же на специализированные отделения.
Существует точка зрения, что поиск молодых
талантов необходимо вести в первую очередь среди сельской молодежи и в
небольших городах. [35]
Видимо, имеющиеся различия в укладе жизни города
и села определяют перспективность контингента из сел и небольших городов.
Развитие лыжного спорта на селе встречает ряд трудностей. Одна из них -
относительная малочисленность отдельных сельских поселений для создания в каждом
из них ДЮСШ по лыжному спорту. Вместе с тем необходимо организовать работу так,
чтобы, не открывая множества спортивных школ, охватить лыжным спортом сельскую
молодежь.
В настоящее время, видимо, целесообразно
развивать лыжный спорт в небольших городах и поселках. Это, с одной стороны,
позволит создать достаточно крупные, хорошо обеспеченные спортивные школы, а с
другой - охватить сельскую молодежь. Подобные крупные спортивные школы могут
иметь несколько филиалов в отдаленных селах. Организация крупных ДЮСШ создаст
предпосылки для расширения штатов специалистов в них. Например, введение таких
должностей, как специалист по отбору, врач и другие.
Осуществление подобной перестройки потребует
более рационального распределения средств на развитие лыжного спорта между
городом и селом.
Этапы отбора устанавливаются с учётом
закономерностей возрастно-полового развития спортсменов, так как с ними тесно
связаны особенности реактивности организма в различные периоды жизни, процессы
морфологического, функционального и двигательного развития.
Узловые этапы спортивного отбора решают
конкретные задачи, для чего подбираются педагогические и
врачебно-физиологические методы. В исследованиях ряда авторов [30, 37]
отмечено, что отбор в ДЮСШ состоит из 4 этапов:
1. этап
предварительного (первичного) отбора детей и подростков;
2. этап
углубленной проверки соответствия отобранного контингента занимающихся
требованиям, предъявляемым к успешной специализации в избранном виде спорта
(этап вторичного отбора);
3. этап
спортивной ориентации;
4. этап
отбора в сборные команды района, области, страны.
I этап - первичный
отбор.
Основными задачами первого этапа отбора являются
определение пригодности детей и подростков к спортивному совершенствованию
путем выявления их задатков, которые лежат в основе развития способностей,
оценка степени двигательной активности. На данном этапе основной задачей
являются отбор вообще моторно-одаренных детей и выявление их психомоторного
статуса. Основная цель врачебно-физиологического отбора - проверка состояния
здоровья и отсев детей с отклонениями в физическом развитии, не позволяющими
применять высокие тренировочные нагрузки. Определяется также физическое
развитие и степень физиологического созревания, что особо важно в тех случаях,
когда юные спортсмены с хорошими оценками по педагогическим данным
(первоначальное тестирование, спортивный результат, развитие физических
качеств) по сравнению со своими сверстниками одинакового паспортного возраста
отбираются из общей массы детей для специализированной подготовки.
Показано, что из всех отобранных на этом этапе
детей лишь 10-15% в дальнейшем (на 2-3 этапах) отбираются для спортивного
совершенствования.
Для большинства циклических видов спорта сроки
следующие: I этап относится к
возрасту 10-12 лет, что соответствует начальному этапу спортивной подготовки,
направленному на разностороннее физическое развитие, и, в частности, повышение
функциональных возможностей энергообеспечивающих систем организма, с которыми
связана важнейшая в этом возрасте аэробная производительность организма.
Недаром в этом возрасте наблюдается большой прирост общей выносливости. В этом
возрастном периоде, предшествующем пубертатному, величины роста как важные
критерии отбора коррелируют с завершающими ростовыми данными. Информативны
также показатели и абсолютный уровень максимального потребления кислорода.
К спортивным занятиям привлекается, возможно,
большее количество одаренных в спортивном отношении детей и подростков.
Целесообразно организовать спортивные секции в общеобразовательных школах, где
бы под руководством учителя физкультуры при участии тренера спортивной школы
проводились занятия по избранному виду спорта. В процессе занятий и
соревнований в течение учебного года выявляются перспективные учащиеся. На
уроках физической культуры и в ходе секционных занятий можно выявить устойчивое
стремление школьника к спортивному совершенствованию, успешность овладения им
двигательными навыками и умениями, интерес к выполнению физических упражнений.
Следует учитывать и отношение семьи к систематическим
занятиям спортом. С этой целью тренер должен проводить беседы с родителями или
анкетный опрос. Существенно пополнить информацию о школьниках может учитель
физической культуры. Важное значение имеют непосредственные беседы тренера с
детьми.
В конце первого этапа отбора проводятся
смотры-конкурсы по видам спорта, контрольные испытания и соревнования.
Целесообразно эти мероприятия приурочить к окончанию учебного года. [30]
II этап -
вторичный отбор.
У юных спортсменов оценивается степень
приближения индивидуального уровня физического развития и особенностей
телосложения, а также основных показателей работоспособности к «эталонным»
показателям спортсмена высокого класса в данном виде спорта. Для некоторых
видов спорта, например, для плавания, тип телосложения является особо важным
критерием ориентации (выбора соответствующего способа плавания и дистанции).
На этом этапе определяется, насколько устойчив у
юного спортсмена интерес к избранному им виду спорта, так как мотивация при
выборе спорта влияет на дальнейший рост результатов. Так, отмечено, что к
спринтерским видам более пригодны лица с высокой подвижностью нервных процессов
(сангвиники), к стайерским - флегматики.
Психологические особенности на этапах
перспективного отбора изучаются по проявлению трудолюбия, настойчивости,
целеустремленности.
Личностные качества имеют особое значение в
коллективных видах спорта. Важна совместимость с партнерами, способность
управлять своим эмоциональным состоянием, что нередко играет решающую роль в
успешных выступлениях в соревнованиях. В сложно-технических видах спорта
важными критериями являются абсолютный уровень и развитие анализаторных систем.
Этот динамический по своему характеру этап
спортивного отбора и ориентации должен быть достаточно продолжительным (2-3 года).
В ходе его (в условиях применения рациональной методики тренировки) проверяются
темпы прироста физических качеств (с помощью контрольных педагогических
тестов), показатели работоспособности энергообеспечения (с помощью лабораторных
и моделированных нагрузок). [29]
Считается [3, 4, 10, 24, 35] что темпы прироста
имеют особенно большое прогностическое значение на начальных этапах углубленной
спортивной подготовки. Интегральным критерием служит динамика спортивных
результатов. Важным показателем является степень напряженности физиологических
систем организма при адаптации к тренировочным нагрузкам, что определяется по
данным врачебно-физиологических и педагогических наблюдений. По этим данным
дают информацию для суждения о дальнейшей перспективе развития спортивного
мастерства. Важно знать, что у юных спортсменов в пубертатном периоде
корреляция между исходными показателями физического развития и
работоспособности и их значениями в завершающем периоде отбора выражено слабее,
чем на предыдущем этапе. Так, конечные размеры тела лучше коррелируют с данными
до начало пубертатного периода, так как перед пубертатным периодом происходит
наиболее выраженный «скачок» роста. На II
этапе целесообразно провести половой контроль, то есть проверку соответствия
генетического пола паспортному.
II этап
охватывает возраст 13-15 лет, что совпадает с этапом специализированной
тренировки (все циклические виды спорта). Юноши могут получить по многим видом
спорта III взрослый
разряд.
III этап - этап
спортивной ориентации.
Тренер должен выявить, в какой мере тренировка
обеспечила преимущество предпубертатного и пубертатного периодов при достижении
биологической зрелости, каковы абсолютный уровень развития физических качеств и
резервных возможностей организма, степень соответствия их «эталонным»
показателям ведущих спортсменов в данной спортивной специализации. [3]
На этом этапе особенно большое значение
приобретают методы проверки личностных качеств спортсмена, его устойчивости по
отношению к значительным физическим и эмоциональным напряжениям, связанным с
борьбой за высокие достижения. Об этом, в частности, свидетельствует
стабильность высоких спортивных результатов в различных условиях участия в
соревнованиях. В предолимпийском этапе спортивного совершенствования проводится
напряженная тренировка, и решаются вопросы спортивной ориентации (например, в
циклических видах - выбор основной соревновательной дистанции, в плавании -
стиль плавания).
В циклических видах спорта большое значение
имеет прирост специальной выносливости по всем характеристикам аэробной и
анаэробной энергопроизводительности.
В ациклических видах спорта (сложно -
технических, игровых) значение имеет совершенствование технических,
тактических, координационных и других специальных качеств в соответствии с
запросами конкретного вида спорта.
На III
этапе (возраст 16-17 лет) проводится целенаправленная углубленная
специализированная тренировка и решается вопрос о спортивной ориентации (в
беге, лыжах - выбор соревновательной дистанции). В этом этапе осуществляется
придельное развитие специальной выносливости (скоростно-силовой) и в связи с
этим широко применяются средства, направленные на развитие анаэробных
источников энергии. В этом возрасте определяется значительный прирост
показателей специальной выносливости, проводится отбор в сборные команды юношей
и юниоров. В данном возрасте юноши и девушки получают уже 1-2 спортивные
разряды.
IV этап -
завершающий (олимпийский) этап.
Его задачи:
1) подготовка
спортсменов к высоким спортивным достижениям;
2) выявление
способности спортсмена к эффективному проявлению достигнутой подготовки (в
частности, функциональной) в условиях воздействия выраженных стрессовых
факторов. Тем самым проявляется уровень развития качеств, обеспечивающих
биологическую и психологическую надежность спортсмена. Для этого проводится
также анализ предшествующего многолетнего периода его спортивной подготовки и
совершенствования. При отборе кандидатов в сборные команды ориентируются на
результаты мастеров международного класса.
IV этап
относится к возрасту 18-20 лет, когда юноши и девушки могут получить I
спортивный разряд или звание кандидата в мастера спорта и мастера спорта. Это
возраст отбора в сборные команды и для некоторых видов спорта - этап
олимпийского отбора. [4, 10, 24, 35]
Выводы по первой главе
Изучив научно-методическую литературу можно
сделать следующие выводы:
. Общая физическая подготовка (ОФП) спортсмена
направлена на развитие функциональных систем организма и укрепление здоровья
при постоянном развитии физических качеств: силы, быстроты, выносливости,
гибкости, ловкости, координационных способностей.
В связи с появлением спринтерских дистанций
(спринт, спринтерская эстафета) процесс развития общей выносливости значительно
усложняется, поскольку общепринятая методика ее развития может препятствовать
развитию скоростных качеств и скоростной техники. Поэтому при развитии общей
выносливости необходимо использовать средства, направленные на развитие
скоростно-силовых качеств, аэробно-анаэробных возможностей, гибкости и
координационных способностей.
. Специальная физическая подготовка (СФП)
направлена не только на развитие специфических двигательных качеств и повышение
функциональных возможностей организма применительно к условиям соревновательной
деятельности, но и овладение всеми способами передвижения на лыжах.
В тренировочном процессе лыжника-гонщика
необходимо оптимальное сочетание средств для развития специальной подготовки. С
возрастом и ростом квалификации объем ОФП постепенно снижается, увеличивается
объем СФП и достигает следующих пропорций у лыжников высокого класса: 70-80 % -
СФП; 30-20 % - ОФП. На этапе начальной подготовки эти пропорции составляют: ОФП
- 70-80 %; СФП - 20-30 %.
. Этапы отбора устанавливаются с учётом
закономерностей возрастно-полового развития спортсменов, так как с ними тесно
связаны особенности реактивности организма в различные периоды жизни, процессы
морфологического, функционального и двигательного развития.
Узловые этапы спортивного отбора решают
конкретные задачи, для чего подбираются педагогические и врачебно-физиологические
методы. Отбор в ДЮСШ состоит из 4 этапов:
этап предварительного (первичного) отбора
детей и подростков;
этап углубленной проверки соответствия
отобранного контингента занимающихся требованиям, предъявляемым к успешной
специализации в избранном виде спорта (этап вторичного отбора);
этап спортивной ориентации;
этап отбора в сборные команды района,
области, страны.
Глава 2. Методы и организация исследования
.1 Методы исследования
Для написания работы использовались следующие
методы исследования: анализ научно-методической литературы, тестирование,
педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Анализ научно-методической литературы
осуществлялся в процессе исследования научной литературы, методических пособий,
нормативных документов, протоколов соревнований и сети интернет.
В первой главе представлен аналитический обзор
литературных источников по теме исследования. Материалы изучения литературы
способствовали формированию гипотезы, постановке цели и задач исследования, подбору
методов исследования. Научная литература по смежным дисциплинам была
использована для обоснования применяемых методик, статистической обработки
полученных экспериментальных данных и их обсуждения.
В процессе работы было изучено 39 литературных
источников.
Тестирование проводилось для выявления уровня
общей и специальной подготовленности лыжников-гонщиков к спринтерским
дистанциям. Для определения уровня общей физической подготовленности, в
частности скоростно-силовых качеств, использовались следующие тесты [22]:
) бег 10 м, с;
) бег «змейкой» 10 м, с;
) прыжок в длину с места, см;
) прыжок вверх, см.
Для определения уровня развития специальной
физической подготовленности лыжников-гонщиков были использованы такие тесты,
как:
) передвижение на лыжероллерах свободным стилем
500 м, с;
) передвижение на лыжероллерах одновременным
бесшажным ходом 500 м, с.
Педагогический эксперимент был проведен с целью
улучшения методики подготовки лыжников-гонщиков 13 - 14 лет к спринтерским
дистанциям. Педагогический эксперимент был проведен с учащимися спортивных школ
Витебской области - СДЮШОР «Олимпиец» г.Витебск и УСУ «ДЮСШ отдела ФКСиТ
Городокского райисполкома», в котором приняли участие 12 лыжников-гонщиков 13 -
14 лет, имеющих 1 взрослый спортивный разряд. Испытуемые были разделены на две
группы - контрольную и экспериментальную по 6 человек в каждой. По уровню
развития физических качеств, в том числе специальной выносливости, и
техническим показателям группы в начале эксперимента не имели существенных
различий.
Контрольная группа тренировалась по общепринятой
методике в соответствии с программой по лыжным гонкам для ДЮСШ [22].
Экспериментальная группа занималась по разработанной методике подготовки к
спринтерским дистанциям (приложение).
Педагогический эксперимент продолжался 3 месяца
в подготовительном периоде с октября по декабрь 2012г.
Методы математической статистики
Все полученные результаты проведенного
исследования были обработаны математическими методами, которые нашли широкое
применение в различных науках, таких как физиология, психология, спортивная
метрология и т. д.
Статистический анализ позволил определить, есть
ли достоверные различия по изучаемым нами параметрам или нет.
В работе высчитывались следующие
статистические показатели: - среднее арифметическое; s (сигма) - среднее
квадратическое отклонение, которое определялось по формуле:
,(2.1)
где - сумма отклонений вариант от ; n - число
вариант в группе;
S -
стандартная ошибка средней арифметической, определяется по формуле:
(2.2)
Для достоверности различий двух
практических вероятностей использовались следующие формулы:
,(2.3)
где d - разница
между средними арифметическими;
,(2.4)
где Sd - средняя
ошибка разницы между средними арифметическими;
,(2.5)
где t -
нормированное отклонение (критерий достоверности различий по Стьюденту).
2.2 Организация исследования
Исследование проводилось в
сентябре-декабре 2012 года на базах спортивных школ Витебской области - УСУ
«ДЮСШ отдела ФКСиТ Городокского райисполкома» и СДЮШОР «Олимпиец» г.Витебск.
В начале основного эксперимента было
протестировано 25 лыжников-гонщиков 13-14 лет УСУ «ДЮСШ отдела ФКСиТ
Городокского райисполкома» и СДЮШОР «Олимпиец» г. Витебск. На основе показанных
результатов по общефизической подготовке были отобраны 12 спортсменов,
показавшие более высокие результаты в тестах скоростно-силовой направленности.
В основном исследовании приняли
участие двенадцать лыжников-гонщиков первого разряда в возрасте 13-14 лет,
которые были разделены на две группы по шесть человек в каждой. Одна группа
была контрольная (УСУ «ДЮСШ отдела ФКСиТ Городокского райисполкома»), другая -
экспериментальная (СДЮШОР «Олимпиец» г.Витебск). Данные группы лыжников
занимались у разных тренеров. Контрольная и экспериментальная группы до
исследования занимались по общей программе для ДЮСШ и СДЮШОР [22]. В ходе
исследования контрольная группа продолжила заниматься по данной методике, а
экспериментальная группа занималась по специально разработанной методике,
ориентированной на подготовку к спринтерским дистанциям (приложение).
В конце эксперимента испытуемые
также были протестированы по общей и специальной физической подготовленности.
Глава 3. Результаты исследования и
их обсуждение
.1 Исследование уровня общей и
специальной физической подготовленности лыжников-гонщиков 13-14 лет
Главной задачей первого этапа
исследования являлось выявление уровня развития скоростно-силовых качеств у
лыжников-гонщиков 13-14 лет.
Проведя подробный анализ
научно-методической литературы, мы пришли к выводу, что на практике развитие
скоростно-силовых способностей как отдельный комплекс упражнений, как правило,
не выделяется. Упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых
способностей присутствуют практически на всех тренировках. Но цели развития
этих способностей не ставится, следовательно, отсутствует систематичность и
направленность работы. Нас интересует в рамках нашего исследования именно
развитие спринтерских качеств у лыжников-гонщиков 13-14 лет.
Подобранный нами контрольный
комплекс упражнений позволяет выявить уровень развития скоростно-силовых
способностей.
Эксперимент проводился в 2012 году
на базах спортивных школ Витебской области - УСУ «ДЮСШ отдела ФКСиТ
Городокского райисполкома» и СДЮШОР «Олимпиец» г. Витебск. В исследовании
принимали участие 25 человек, из них 11 лыжников из СДЮШОР «Олимпиец» и 14
лыжников из Городокской ДЮСШ.
Проведя тестирование по общей и
специальной физической подготовке, нами были отобраны 12 лыжников-гонщиков - по
6 из каждой спортивной школы, у которых показатели подготовленности по тестам
были лучше.
Испытуемые были разделены на две
группы: контрольную - лыжники Городокской ДЮСШ и экспериментальную - лыжники
СДЮШОР «Олимпиец». Группы по своим показателям в начале эксперимента были
практически одинаковые (таблицы 3.1, 3.2).
При выполнении первого теста - бег
10 м - средний результат контрольной группы составил 2,28±1,2 с, у
экспериментальной - 2,29±1,1 с. Показатели теста № 2 - бег «змейкой» 10 м -
составили 2,45±1,3 с у лыжников-гонщиков контрольной группы и 2,45±1,1 с у
лыжников-гонщиков экспериментальной группы. При тестировании испытуемых в
прыжке в длину с места, средний результат составил: в контрольной группе -
190,33±0,9 см, в экспериментальной - 190,0±0,8 см. Результаты тестирования в
прыжке вверх составили: в контрольной группе - 40,0±0,8 см, в экспериментальной
- 39,67±0,9 см.
Таблица 3.1 - Уровень общей и
специальной подготовленности лыжников-гонщиков контрольной группы в начале
исследования
Испытуемые
|
Тесты
|
|
Бег
10 м, с
|
Бег
«змейкой» 10 м, с
|
Прыжок
в длину с места, см
|
Прыжок
вверх, см
|
500
м свободным стилем, с
|
500
м бесшажным ходом, с
|
1
|
2,30
|
2,41
|
187
|
39
|
102
|
393
|
2
|
2,32
|
2,43
|
190
|
38
|
101
|
394
|
3
|
2,22
|
2,47
|
194
|
42
|
100
|
391
|
4
|
2,23
|
2,44
|
188
|
42
|
100
|
392
|
5
|
2,34
|
2,45
|
193
|
39
|
98
|
391
|
6
|
2,26
|
2,48
|
190
|
40
|
103
|
394
|
2,282,45190,3340,00100,67392,50
|
|
|
|
|
|
|
σ
±
|
1,2
|
1,3
|
0,9
|
0,8
|
1,3
|
0,9
|
При исследовании уровня специальной физической
подготовленности использовались тесты на лыжероллерах. Так, при передвижении
свободным стилем 500 м средний результат контрольной группы составил 100,67±1,3
с, у экспериментальной - 100,83±1,2 с. При выполнении передвижения на
лыжероллерах бесшажным ходом 500 м средний результат контрольной группы
составил 392,5±0,9 с, экспериментальной группы - 392,5±1,0 с.
Таблица 3.2 - Уровень общей и специальной
подготовленности лыжников-гонщиков экспериментальной группы в начале
исследования
Испытуемые
|
Тесты
|
|
Бег
10 м, с
|
Бег
«змейкой» 10 м, с
|
Прыжок
в длину с места, см
|
Прыжок
вверх, см
|
500
м свободным стилем, с
|
500
м бесшажным ходом, с
|
1
|
2,31
|
2,45
|
192
|
41
|
105
|
2
|
2,29
|
2,43
|
189
|
37
|
99
|
390
|
3
|
2,30
|
2,46
|
191
|
43
|
101
|
394
|
4
|
2,28
|
2,44
|
188
|
42
|
101
|
395
|
5
|
2,27
|
2,47
|
190
|
36
|
97
|
390
|
6
|
2,30
|
2,47
|
190
|
39
|
102
|
394
|
2,292,45190,0039,67100,83392,50
|
|
|
|
|
|
|
σ
±
|
1,1
|
1,1
|
0,8
|
0,9
|
1,2
|
1,0
|
.2 Методика развития спринтерских качеств у
лыжников-гонщиков 13-14 лет
Разработанная нами методика совершенствования
спринтерских качеств включает средства и методы, направленные на развитие
быстроты, скоростной выносливости.
Наша методика развития совершенствования
спринтерских качеств состоит из комплекса упражнений, включающего в себя:
упражнения на развитие «стартовой» и «взрывной»
силы,
упражнения на развитие скорости бега.
Развитие скоростно-силовых способностей требует
строгого соблюдения принципа систематичности. Нельзя допускать перерывов между
занятиями, так как это приводит к потере мышечных ощущений и их тонких
дифференцировок при напряжении и расслаблении.
Общая установка при занятиях на быстроту должна
исходить из следующих положений:
- заниматься необходимо в хорошем психофизическом
состоянии;
- нагрузки не должны вызывать значительного
утомления, так как при утомлении (как физическом, так и психическом) сильно
снижается четкость мышечных ощущений, а в этом состоянии скоростные способности
совершенствуются плохо;
- в структуре отдельного занятия упражнения на
развитие скоростных способностей желательно планировать в начале основной
части;
- интервалы между повторениями отдельных
упражнений должны быть достаточными для восстановления работоспособности;
- воспитание различных видов скоростных
способностей должно происходить в тесной связи с развитием других двигательных
способностей.
Разработанный нами комплекс совершенствования
спринтерских качеств у лыжников-гонщиков 13-14 лет включает в себя следующие
упражнения:
1. бег на 30 метров с низкого старта;
2. бег на 30 метров с высокого старта;
. бег на 30 метров с максимальным
ускорением;
. бег за лидером;
. бег под уклон;
. бег с отягощениями;
. выполнение рывков спиной вперед, боком;
. бег с высоким подниманием коленей и с
максимальной частотой шагов;
. продвижение быстрыми скачками на 25-30 м с
отталкиванием с носка;
. прыжки через короткую и длинную скакалку с
максимальной частотой вращения; пробегание под вертящейся скакалкой;
. резкие перемены темпа бега при прохождении
средних дистанций;
. достижение максимальной скорости бега на
дистанции 20-30 м с предварительным разбегом (6-8 м).
3.3 Апробация разработанной методики тренировки
лыжников-гонщиков 13-14 лет к спринтерским дистанциям
Основным отличием методики, предложенной нами,
от методики, используемой в Городокской ДЮСШ и СДЮШОР «Олимпиец», является то,
что наша методика включает в себя те упражнения, которые максимально направлены
на развитие быстроты и скоростно-силовых качеств лыжников-гонщиков 13-14 лет.
Как показывает практика, методика тренировки в Городокской ДЮСШ и СДЮШОР
«Олимпиец» направлена в основном на развитие общей и специальной выносливости.
Задачей второго этапа исследования являлось
совершенствование спринтерских качеств у лыжников-гонщиков 13-14 лет. В
подготовительном периоде с октября по декабрь 2012 года испытуемые СДЮШОР
«Олимпиец» использовали в тренировочном процессе предложенные нами упражнения,
2-3 раза в недельном микроцикле у них были тренировки направленные на развитие
быстроты и скоростно-силовых качеств (приложение). Контрольная группа
спортсменов тренировалась по общепринятому плану для УТГ 3-го года подготовки
для ДЮСШ и СДЮШОР [22].
В конце педагогического эксперимента нами было
проведено контрольное тестирование (таблицы 3.3 и 3.4).
Проанализировав полученные данные тестов можно
сказать, что средние увеличения конечных результатов в контрольной группе были
незначительные (таблица 3.3), тогда как у лыжников-гонщиков экспериментальной
группы увеличение результатов по всем тестам было достоверно (таблица 3.4).
Что касается тестирования специальной физической
подготовленности, то результаты в передвижении на лыжероллерах свободным стилем
500 метров в контрольной группе в среднем сократились на 2,67 с (2,65%), а у
лыжников-гонщиков экспериментальной группы данный показатель сократился на 5,83
с (5,78%). При передвижении 500 метров бесшажным ходом, у лыжников контрольной
группы результаты сократились на 1,67 с (0,43%), у испытуемых экспериментальной
группы - на 9 с (2,29%). Изменение результатов тестирования как общей, так и
специальной подготовленности в экспериментальной группе является достоверным, а
в контрольной нет (таблица 3.5).
Таблица 3.3 - Уровень общей и специальной
подготовленности лыжников-гонщиков контрольной группы в конце исследования
Испытуемые
|
Тесты
|
|
Бег
10 м, с
|
Бег
«змейкой» 10 м, с
|
Прыжок
в длину с места, см
|
Прыжок
вверх, см
|
500
м свободным стилем, с
|
500
м безшажным ходом, с
|
1
|
2,23
|
2,32
|
195
|
44
|
100
|
391
|
2
|
2,25
|
2,33
|
194
|
46
|
98
|
393
|
3
|
2,22
|
2,37
|
197
|
47
|
98
|
390
|
4
|
2,20
|
2,33
|
198
|
47
|
97
|
390
|
5
|
2,19
|
2,35
|
197
|
45
|
95
|
389
|
6
|
2,21
|
2,38
|
195
|
44
|
100
|
392
|
2,222,35196,0045,5098,00390,83
|
|
|
|
|
|
|
σ
±
|
1,0
|
0,9
|
1,0
|
0,7
|
1,1
|
0,9
|
Таблица 3.4 - Уровень общей и специальной
подготовленности лыжников-гонщиков экспериментальной группы в конце
исследования
Испытуемые
|
Тесты
|
|
Бег
10 м, с
|
Бег
«змейкой» 10 м, с
|
Прыжок
в длину с места, см
|
Прыжок
вверх, см
|
500
м свободным стилем, с
|
500
м бесшажным ходом, с
|
1
|
1,98
|
2,20
|
211
|
49
|
94
|
386
|
2
|
1,99
|
2,19
|
208
|
50
|
95
|
385
|
3
|
1,96
|
2,21
|
210
|
51
|
95
|
383
|
4
|
1,98
|
2,20
|
209
|
50
|
96
|
384
|
5
|
1,96
|
2,22
|
210
|
49
|
96
|
382
|
6
|
1,99
|
2,19
|
209
|
50
|
94
|
381
|
1,982,20209,5049,8395,00383,50
|
|
|
|
|
|
|
σ
±
|
0,9
|
0,5
|
0,4
|
0,6
|
0,7
|
0,9
|
По критерию Стьюдента (таблица 3.5), показатели
результатов начального и конечного тестирования лыжников-гонщиков 13-14 лет
экспериментальной группы составляют от 2,2 до 3,0, т.е. больше 2, это означает,
что различия достоверны более чем на 95 %.
Таблица 3.5 - Анализ результатов начального и
конечного тестирования лыжников-гонщиков 13-14 лет
Тесты
|
Контрольная
группа
|
Экспериментальная
группа
|
|
В
начале исследования
|
В
конце исследования
|
Достоверность
|
В
начале исследования
|
В
конце исследования
|
Достоверность
|
Бег
10 м, с
|
2,28±1,2
|
2,22±1,0
|
t=1,0
|
2,29±1,1
|
1,98±0,9
|
t=2,5
|
Бег
«змейкой» 10 м, с
|
2,45±1,3
|
2,35±0,9
|
t=1,5
|
2,45±1,1
|
2,20±0,5
|
t=2,2
|
Прыжок
в длину с места, см
|
190,3±0,9
|
196,0±1,0
|
t=1,3
|
190,0±0,8
|
209,5±0,4
|
t=2,8
|
Прыжок
вверх, см
|
40,0±0,8
|
45,5±0,7
|
t=1,2
|
39,67±0,9
|
49,83±0,6
|
t=2,6
|
500
м свободным стилем, с
|
100,7±1,3
|
98,0±1,1
|
t=0,9
|
100,8±1,2
|
95,0±0,7
|
t=3,0
|
500
м бесшажным ходом, с
|
392,5±0,9
|
390,8±0,9
|
t=0,8
|
392,5±1,0
|
383,5±0,9
|
t=2,9
|
Анализируя начальные и конечные данные
контрольных тестов, мы видим значительное улучшение результатов у испытуемых
экспериментальной группы. Это свидетельствует об эффективности предложенной
методики предсоревновательной подготовки лыжников-гонщиков 13-14 лет к
спринтерским дистанциям.
Выводы по третьей главе
Анализ результатов исследований позволяет
сделать следующие выводы:
. Развитие общей и специальной физической
подготовленности лыжников Витебской области проводится по методике подготовки
лыжников-дистанционщиков.
. В настоящее время в разработанной
государственной программе по лыжным гонкам для детско-юношеских спортивных школ
(2004 г.) отсутствует учебный материал по подготовке лыжников-спринтеров.
. Для подготовки лыжников-спринтеров разработан
комплекс упражнений включающий:
. бег на 30 метров с низкого старта;
. бег на 30 метров с высокого старта;
. бег на 30 метров с максимальным ускорением;
. бег за лидером;
. бег под уклон;
. бег с отягощениями;
. выполнение рывков спиной вперед, боком;
. бег с высоким подниманием коленей и с
максимальной частотой шагов;
. продвижение быстрыми скачками на 25-30 метров
с отталкиванием с носка;
. прыжки через короткую и длинную скакалку с
максимальной частотой вращения; пробегание под вертящейся скакалкой;
. резкие перемены темпа бега при прохождении
средних дистанций;
. достижение максимальной скорости бега на
дистанции 20-30 метров с предварительным разбегом (6-8 м).
. Анализируя начальные и конечные данные
контрольных нормативов, мы видим достоверное улучшение результатов у
спортсменов экспериментальной группы, которые использовали в тренировочном
процессе предложенный нами комплекс упражнений. Это свидетельствует об
эффективности предложенной методики предсоревновательной подготовки
лыжников-гонщиков 13-14 лет к спринтерским дистанциям.
. Изменения результатов тестирования по общей и
специальной физической подготовленности в контрольной группе составили от 0,43%
(500 м бесшажным ходом) до 13,75% (прыжок вверх), что явилось недостоверным. В
экспериментальной группе результаты тестирования достоверно улучшились: в беге
на 10 м - на 13,68%; в беге «змейкой» 10 м - на 10,14%; в прыжке в длину с
места - на 10,26%; в прыжке вверх - на 25,62%; в передвижении на лыжероллерах
свободным стилем 500 м - на 5,78%; в передвижении на лыжероллерах одновременным
бесшажным ходом 500 м - на 2,29%.
Заключение
. Анализ литературных источников и обобщение
практического опыта подготовки лыжников-гонщиков массовых разрядов позволили
выявить отсутствие научных разработок, касающихся путей и методов подготовки
спортсменов данной специализации к соревнованиям на спринтерских дистанциях.
Недостаточно исследований, основанных на учёте закономерностей формирования
основных сторон подготовленности лыжников-спринтеров, особенно при воспитании
физических качеств силы и быстроты.
. Результаты исследования разработанной методики
предсоревновательной подготовки лыжников-гонщиков 13-14 лет к спринтерским
дистанциям показали, что комплекс упражнений, направленный на развитие и
совершенствование спринтерских качеств, является эффективным.
. Используемые в исследовании контрольные тесты
позволяют определить уровень общей и специальной физической подготовленности к
спринтерским дистанциям лыжников-гонщиков 13-14 лет и рекомендуются для
определения уровня развития специальных скоростно-силовых качеств
лыжников-гонщиков этого возраста.
. Разработанную в ходе исследования методику
рекомендуется использовать в учебно-тренировочном процессе в
предсоревновательном периоде подготовки в ДЮСШ, СДЮШОР по лыжным гонкам.
Список источников литературы
1. Аграновский, М.А. О
периодизации тренировки лыжников / М.А. Аграновский // Теория и практика
физической культуры. - № 2. - 1965. - С. 97-100.
. Артемьев, В.П. Общие основы
развития физических качеств и сопряженных с ними способностей / В.П. Артемьев.
- Брест: БГТУ, 2001. - 71 с.
. Артомонов, В.Н. Методические
рекомендации по спортивному отбору и ориентации (врачебно-физиологический
раздел) / В.Н. Артомонов, Р.В. Мотылянская. - М., 1986. - 65 с.
. Бальсевич, В.К. Что нужно
знать о закономерностях регулярных занятий физическими упражнениями / В.К.
Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1997.
- №7. - С. 52.
. Баранов, В.С. О результатах
применения общих и специальных дозированных упражнений с задержкой дыхания в
тренировочном процессе / В.С.Баранов // Проблемы физического воспитания и
физиологии спорта: сборник статей. - Челябинск, 1980. - С. 5-8.
. Баранов, В.С. Эффективность
развития скоростно-силовой выносливости у лыжников-гонщиков путем применения в
их тренировочном процессе / В.С. Баранов // Материалы научной конференции. -
Новосибирск, 1978. - С. 98-100.
. Бутин, И.М. Лыжный спорт /
И.М.Бутин. - М., 2000. - С. 170-240.
. Бутин, И.М. Распределение объема
нагрузки у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде / А.А. Бутин // Теория
и практика физической культуры. - № 2. - 1984. - С. 53-55.
. Верхошанский, Ю.В. Основы
специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М.:
Физкультура и спорт, 1998. - 331 с.
. Волков, В.М. Спортивный
отбор / В.М. Волков, В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 176 с.
. Волков, Н.М. Методика
тренировки лыжника-гонщика / Н.М.Волков // Теория и практика физической
культуры. - № 6. - 1974. - С. 15-16.
. Головачев, А.И. Актуальные
проблемы российского лыжного спорта / А.И. Головачев // Вестник спортивной
науки. - № 3.-2010.-С. 57-60.
. Григорьев, В.А. Исследование
структуры взаимосвязи показателей общей и специальной физической подготовки
лыжников I разрядов / В.А. Григорьев // Тезисы докладов XX Всесоюзной научной
конференции студентов по вопросам физической культуры и спорта. - М., 1973. -
С. 74-76.
. Демко, Н.А. Лыжные гонки:
Программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских
школ спортивного резерва / Н.А. Демко, А.А. Томанов, О.Л. Гракович. - Мн.,
2003. - 133 с.
. Донской, Д.Д. Физические
качества спортсмена / Д.Д. Донской, В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт,
1966. - 134 с.
. Иванченко, Е.И. Теория и
практика спорта: Учебное пособие, часть II / Е.И. Иванченко - Минск: ПКОО
«ПолиБиг», 1997. - 179 с.
. Карпова, Н.В. Общие основы
теории и методики физической культуры: Учебное пособие / Н.В. Карпова, Ю.А.
Мельникова, Н.Г. Еременко и др. - Омск: СибГАФК, 2001. - 72 с.
. Кобзева, Л.Ф. Планирование
спортивного совершенствования в лыжных гонках / Л.Ф. Кобзева. - Смоленск, 1998.
- С. 11-67.
. Коновалов, Г.Е.Исследование
индивидуальных особенностей развития быстроты и выносливости у детей 8-10 лет с
целью спортивной ориентации: Автореф. дисс. … канд. пед. наук / Г.Е. Коновалов.
- М., 1974. - 15 с.
. Кузнецов, В.К. Актуальные
вопросы отбора лыжников-гонщиков / В.К. Кузнецов, А.Т. Константинов, СВ.
Брянкин // Лыжный спорт: Сборник статей. - Вып. 1-й / Сост. Манжосов В.Н. и др.
- М.: Физкультура и спорт, 1983. - С. 42-47.
. Листопад, И.В. Лыжные гонки.
Методика преподавания: учеб. пособие / И.В.Листопад. - Минск: БГУФК, 2012. -
504 с.
. Лыжные гонки. Программа для
ДЮСШ, СДЮШОР / Под ред. Н.А. Демко, А.А. Томанова, О.Л. Гракович. - Минск,
2004. - 133 с.
. Лыжные гонки. Теория и
методика обучения в лыжных гонках: учеб. пособие / Под ред. Н.А. Демко. -
Минск: БГУФК, 2010. - 288 с.
. Лыжный спорт: Учебник для
ин-тов и техникумов физкультуры / Под ред. В.Д. Евстратова, Б.И. Сергеева, Г.Б.
Чукардина. - М., 1989. - 319 с.
. Маловичко, В.В. Проблемы
подготовки юных лыжников ДЮСШ / В.В. Маловичко // Лыжный спорт: Сборник статей.
- Вып. 1-й / Сост. Манжосов В.Н. и др. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - С.
80-81.
. Манжосов, В.Н. Тренировка
лыжников-гонщиков (Очерки теории и методики) / В.Н.Манжосов. - М., 1986. - 96
с.
. Матвеев, Л.П. Основы
спортивной тренировки / Л.П.Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1997. - 280 с.
. Михайловский, С.П.
Технология совершенствования двигательных действий лыжников-спринтеров Автореф.
дисс. … канд. пед. наук / С.П.Михайловский. - Хабаровск, 2011. - 22 с.
. Набатникова, М.Я.
Перспективы исследований проблем юношеского спорта / М.Я. Набатникова, А.В.
Хордин // Теория и практика физической культуры, 1979. - № 7. - С. 22-25.
. Огольцов, И.Г.
Индивидуальное планирование тренировочных нагрузок лыжника-гонщика в
подготовительном периоде / И.П. Огольцов, А.А. Кошкин, В.М. Маликов // Лыжный
спорт: Сборник статей. - Вып. 1-й / Сост. Огольцов И.Г., Ремизов Л.П. - М.:
Физкультура и спорт, 1973. - С. 60-64.
. Основы управления
подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и
спорт, 1982. - 280 с.
. Пальчевский, В.Н. Лыжные
гонки: Новичку, мастеру, тренеру / В.Н. Пальчевский, Н.А. Демко, С.В. Корнюшко.
- Минск: ООО «Четыре четверти», 1996. - 169 с.
. Пальчевский, В.Н. Лыжный
спорт: Учебное пособие для училищ Олимпийского резерва / В.Н. Пальчевский, В.М.
Киселев, Н.А. Демко. - Минск, 1994. - 155 с.
. Платонов, В.Н. Общая теория
подготовки спортсменов в Олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - Киев:
Олимпийская литература, 2000. - 583 с.
. Плохой, В.Н. Возрастная
динамика объемов циклической нагрузки / В.Н.Плохой // Лыжный спорт: Сборник
статей. - 1983. - Вып. 2. - С. 37-39.
. Плохой, В.Н. Отбор
перспективных юных лыжников-гонщиков / В.Н. Плохой // Лыжный спорт: Сборник
статей. - Вып. 2-ой / Сост. Манжосов В.Н. и др. - М.: Физкультура и спорт,
1979. - С. 54-57.
. Раменская, Т.И. Юный лыжник:
Учебно-популярная книга о многолетней подготовке лыжников-гонщиков / Т.И.
Раменская. - М.: СпортАкадемПресс, 2004. - 203 с.
. Филин, В.П. Теория и
методика юношеского спорта: Учебное пособие для институтов и техникумов
физической культуры / В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 125 с.
. Холодов, Ж.К. Теория и
методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов высш.
учеб. заведений - 2-е изд., испр. и доп. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.:
Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.
Приложение
Комплекс упражнений, направленный на развитие и
совершенствование спринтерских качеств у лыжников-гонщиков 13-14 лет,
применяется 2-3 раза в недельном микроцикле подготовительного периода:
. бег на 30 метров с низкого старта;
. бег на 30 метров с высокого старта;
. бег на 30 метров с максимальным
ускорением;
. бег за лидером;
. бег под уклон;
. бег с отягощениями;
. выполнение рывков спиной вперед, боком;
. бег с высоким подниманием коленей и с
максимальной частотой шагов;
. продвижение быстрыми скачками на 25-30 м с
отталкиванием с носка;
. прыжки через короткую и длинную скакалку с
максимальной частотой вращения; пробегание под вертящейся скакалкой;
. резкие перемены темпа бега при прохождении
средних дистанций;
. достижение максимальной скорости бега на
дистанции 20-30 м с предварительным разбегом (6-8 м).