Современные подходы к тренировочному процессу лыжников-спринтеров

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    74,70 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современные подходы к тренировочному процессу лыжников-спринтеров

Оглавление

Введение

Глава 1. Обзор литературы по теме исследования

.1 Как тренировать лыжников-гонщиков в связи с введением данного вида спорта в программу официальных соревнований на спринтерских дистанциях

.2 Взгляды профессионалов на тренировочный процесс лыжников-гонщиков

Глава 2 Задачи, методы и организация исследования

2.1 Задачи и методы исследования

.2 Организация исследования

Глава 3. Анализ результатов практического исследования

Выводы

Литература

Введение

Лыжный спорт является одним из популярнейших занятий в мире. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий.

За последнее двадцатилетие наука о спорте, в том числе и теория, и методика лыжного спорта, начала развиваться быстрыми темпами. Если раньше она в основном занимала объяснительную функцию и мало помогала практике, то в настоящее время ее роль существенно изменилась. Спортивные соревнования - это уже не просто индивидуальные поединки и не только соревнование команд, это, прежде всего, демонстрация силы и умения спортсмена, высокого тактического мышления преподавателя-тренера.

В традиционно сложившихся представлениях о структуре тренировочного процесса предусмотрены такие составляющие, как физическая, техническая, тактическая и психологическая подготовленности спортсменов. Практика спорта и выполненные в последние годы исследования заставили специалистов с несколько иных позиций подойти к проблеме разных видов подготовки, особенно при использовании специфичных для избранного вида спорта тренировочных средств. Невозможно утверждать, что на одном занятии совершенствовалось только техническое и тактическое мастерство, на другом - только физическая подготовленность, а на третьем, проведенном в ветренную снегодождливую погоду - только специфичная психологическая устойчивость к неблагоприятным природным явлениям, в которых лыжнику приходится зачастую тренироваться и, самое главное, соревноваться. Очевидным оказывается тот факт, что при применении специальных средств тренировки избирательного воздействия на совершенствование какой-либо одной составляющей подготовленности просто не существует. И если нагрузка лыжников высокой квалификации на 80% и более состоит из специализированных упражнений, то в тренировочных занятиях одновременно оказывается воздействие на развитие и совершенствование всех сторон подготовленности, объединенных понятием специальная подготовка.

Специальная подготовка лыжника предусматривает овладение более, чем 50 способами передвижения на лыжах, в числе которых разновидности классических и коньковых лыжных ходов, способы преодоления подъемов, спусков, поворотов, торможений и неровностей. Причем каждому лыжнику необходимо освоить почти все способы, т.к. выбор того или иного варианта передвижения определяется объективными внешними природными факторами и прежде всего рельефом местности, по которой проложена лыжная трасса, и состоянием снежного покрова в период тренировочного процесса. Реальность и доступность решения такой двигательной задачи не ограничена возрастом, принадлежностью к полу, исходным уровнем подготовки. Но, если при использовании лыж с преимущественно оздоровительной целью достаточно овладеть основами техники, то, чтобы войти в мировую лыжную элиту, надо достичь технического мастерства во всех известных на сегодня способах.

Целью курсовой работы является определение современных подходов к тренировочному процессу лыжников-спринтеров.

Из поставленной цели, вытекают следующие задачи:

. Изучить литературу по теме исследования;

. Сформулировать задачи, выбрать методы и организацию исследования;

3. Произвести анализ результатов практического исследования;

Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс лыжника.

Предметом исследования: современные подходы к тренировочному процессу лыжников, специализирующихся на спринтерских дистанциях.

Гипотеза исследования: в связи с этим мы предполагаем, что использование правильного и оптимального подбора средств и методов в тренировочном процессе лыжников-спринтеров будет способствовать достижению высоких результатов в данном виде спорта.

Теоретическая значимость исследования заключается в изучении структуры построения тренировочного процесса лыжников-спринтеров, описании прогрессивных методик подготовки лыжников-спринтеров в странах достигших наивысших результатов на спринтерских дистанциях.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и применении современных подходов в тренировочном процессе лыжников-гонщиков специализирующихся на спринтерских дистанциях. Также результаты исследования могут быть использованы в качестве рекомендаций тренерами детских спортивных школ

Глава 1. Обзор литературы по теме исследования

.1 Как тренировать лыжников-гонщиков в связи с введением данного вида спорта в программу официальных соревнований

С введением в программу официальных соревнований по лыжным гонкам коротких дистанций заставило многих тренеров и специалистов по-другому взглянуть на методику тренировки в лыжном спорте.

Используя различные методы и средства спортивной подготовки в лыжном спорте, тренер может направить тренировочный процесс на подготовку или лыжников - универсалов, или лыжников - специалистов. Лыжники - универсалы стартуют и завоевывают медали, как на спринтерских, так и на длинных дистанциях, лыжники - специалисты выступают и становятся призерами только на одной дистанции (короткой или длинной).

Анализ выступлений спортсменов на крупнейших международных соревнованиях в циклических видах спорта (коньки, гребля, лыжи, бег на выносливость, велосипед, плавание), связанных с проявлением выносливости свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве случаев выдающихся успехов добивались спортсмены - универсалы. Ярчайший пример такого выступления Э. Хайден (США), который выиграл на олимпийских играх все дистанции (500, 1000, 1500, 5000, 10000м) в коньках. Нельзя не отметить, что особенно в этом вопросе преуспели зарубежные пловцы (М. Спитц (США), Д. Шолландер (США), М. Фелпс (США), Г. Хэккетт (Австралия), Й. Торп (Австралия) и др.), а также бегуны - среднегорцы (Н. Морсели (Алжир), С. Аоиута (Марокко), Х. Гебресилассие (Эфиопия), П. Тергат ( Кения), М. Киптануи (Кения), Д. Комен ( Кения), К. Бекеле (Эфиопия), И. Эль Герруж (Марокко) и др. Аналогичная картина характерна и для других циклических видов спорта на выносливость. Иными словами, сегодня тон в циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости задают спортсмены - универсалы. В подготовке спортсменов - универсалов пальма первенства принадлежит зарубежным специалистам [5, с. 112].

Ввиду того, что направленность тренировки выражает закономерность, согласно которой характер адаптационных перестроек в организме спортсмена полностью зависит от характера тренировочных нагрузок то, очевидно, что методика подготовки спортсменов - универсалов должна отличаться от методики спортсменов - специалистов. Такая проблема в циклических видах спорта возникла не сегодня, а существует уже давно, но отечественная спортивная наука обходит ее стороной, так как нет даже элементарных научных рекомендаций для тренеров по этому вопросу.

Применяемая отечественными тренерами традиционная система тренировки ( с ее идеей периодизации) вот уже более трех десятков лет в циклических видах спорта предусматривает в основном в течение года, но особенно в так называемом подготовительном периоде в отдельном тренировочном занятии развивать одно основное физическое качество у спортсмена (имеется в виду быстрота или выносливость или сила и т. д.). (8). Однако зарубежные специалисты уже давно отказались от такой технологии тренировки и развивают в отдельном занятии, как в подготовительном периоде, так и в течение года все ведущие физические качества спортсмена. В подтверждение данного факта - несколько примеров [12, с.301].

Выдающийся американский ученый и тренер по плаванию Д. Каунсилмен еще в конце 60-х годов писал: «Сочетая различные методы тренировки в программе одного занятия, пловец может развивать скорость в одной фазе тренировки, а выносливость в другой. Основой системы тренировки Индианского университета является сочетание различных методов, применяемых в отдельном занятии» [12, с.303].

Другой известный английский тренер по бегу Д. Андерсон пишет: «Я верю, что скорость, силу и выносливость можно развивать одновременно, и этим моя программа отличается от той, которую применяют многие тренеры. Не думаю, что тренировку нужно разбивать на фазы для отдельного совершенствования каждого из этих качеств» [6, с. 121].

Другими словами, Д. Каунсилмен и Д. Андерсон одновременно сочетают аэробные и анаэробные режимы тренировочных нагрузок в отдельном тренировочном занятии, а также в тренировочном дне (при двух разовых тренировках), когда одна из них носит в основном аэробный характер, а другая - анаэробный

С этой целью рассмотрим механизм энергообеспечения в лыжных гонках. В лыжных гонках в большинстве соревновательных дистанций активно функционируют по крайней мере два энергетических механизма, а в некоторых случаях (например, во время прохождения дистанций 300м и короче) и все три механизма энергообеспечения. (табл.1.)

Таблица 1 - Механизмы энергообеспечения

Механизм энергообеспечения

Источник АТФ

Характер ресинтеза АТФ

Дистанция и скорость

Креатинфосфатный

Запасы АТФ и Кр Ф в мышцах

Анаэробный

50-60м - скорость максимальная

Гликолитический

Расщепление глюкозы и гликогена (сопровождается накоплением молочной кислоты и образованием кислородного долга)

Анаэробный

300-500-800-1000м скорость максимальная

Аэробный

Окисление глюкозы (накопление молочной кислоты и образованием кислородного долга отсутствуют)

Аэробный

1500-2000-3000 - 5000м, 10км, 15км, 30км, 50км и более - скорость умеренная


В соревнованиях продолжительностью до 2 минут (бег на лыжах на дистанции примерно до 800м) работа спортсмена носит преимущественно анаэробный характер. По мере увеличения длины дистанции, аэробный характер мышечной деятельности становится все более очевидным.

Хотя между бегом и плаванием имеются существенные различия, «развитие методов тренировки в беге и в плавании происходит параллельно, что является результатом их сходства и дает возможность применять многие общие принципы тренировки в обоих видах спорта», - утверждает известный тренер по плаванию Д. Каунсилмен [6, с.118]. Подобная картина наблюдается во всех циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости.

Как известно, изменения, наступающие в организме спортсмена при тренировке, направленной на развитие выносливости, носят совершенно иной характер, чем изменения, возникающие под воздействием тренировки, совершенствующей скоростные качества.

Во время тренировки в воде на скорость, считает Д. Каунсилмен, «спортсмен нагружает мышцы интенсивной силовой работой, до некоторой степени сходной с деятельностью человека, тренирующегося в поднятии тяжестей». Это положение было экспериментально проверено Д. Каунсилменом летом 1974 года, когда он готовил к летнему чемпионату США группу - спринтеров. В программе их подготовки были использованы дистанционный, интервальный и повторный методы тренировки, но совершенно отсутствовала спринтерская тренировка (плавание в полную силу на 25 и 50м), спринтерское плавание было заменено изокинетическими силовыми упражнениями, выполняемыми с высокой скоростью или почти с максимальной величиной отягощения. Пройдя такую подготовку, спортсмены успешно выступили на летнем чемпионате страны, заняв на дистанции 100м вольным стилем 1, 2 и 7 - е места и показав свои лучшие результаты - соответственно 51,1; 51,7 и 52,6 [15, с.84].

Приведя данный пример, Д. Каунсилмен не склонен утверждать, что это единственно правильная методика подготовки спринтеров. Но она была проверена на практике и может быть хорошо обоснована результатами фундаментальных научных исследований, излагаемых ниже.

Группа специалистов под руководством доктора К. Гордона провела лабораторные исследования по экспериментальной тренировке животных с применением дозированных нагрузок различной направленности. Было установлено, что структурные и функциональные элементы мышцы могут быть увеличены избирательно в зависимости от направленности упражнений на развитие выносливости и силы. Как известно, ферменты, составляющие часть белков саркоплазмы мышечного волокна и активно участвующие в выделении энергии для мышечного сокращения, обуславливают уровень выносливости мышц. Вместе с тем актомиозин, который является основой сократительных белков мышечных нитей, определяет силу мышц [15, с.89].

Рабочая гипотеза исследователей предполагала, что в процессе экспериментальной тренировки животных продолжительные «забеги» и «заплывы» должны повысить содержание белков саркоплазмы, в то время как силовые упражнения с отягощениями - увеличить количество сократительного белка мышц. Эксперимент длился несколько недель и был построен следующим образом. Среди животных (использовались крысы), запрограммированных на развитие выносливости, одна группа выполняла беговую нагрузку, преодолевая ежедневно на тредбане до 5 миль; другая выполняла нагрузку в виде 30 - минутного непрерывного плавания. Животные, запрограммированные на развитие силы, должны были ежедневно 50 раз взбираться по шесту высотой 40 см, поднимая отягощения весом 100г. По окончании экспериментальной тренировки были исследованы четырехглавая и икроножная мышцы животных. Было выявлено, что в мышцах «бегунов» и «пловцов» содержание белка саркоплазмы увеличивалось, а количество сократительного белка уменьшилось. В группе животных, тренировавшихся с отягощениями, отмечалось обратная картина [15, с.92]. Закономерен вопрос: как трактовать результаты рассмотренных выше исследований применительно к тренировке лыжников - гонщиков?

Если тренироваться только на выносливость (метод непрерывно длительных нагрузок и интервальный), уровень мышечной выносливости повысится, а сила мышц, вероятно, понизится (на это указывает уменьшение содержания сократительного белка актомиозина в мышечной ткани экспериментальных животных, выполнявших работу на выносливость). Такие изменения в организме отрицательно скажутся на скорости лыжника во время участия в соревнованиях на спринтерских дистанциях 800 - 1600м, а более правильнее надо сказать на средних. Вместе с тем одна только спринтерская тренировка или тренировка с отягощениями будет совершенствовать силу мышц и скоростные качества, но отрицательно скажется на развитии выносливости лыжника, его аэробных возможностях (на это указывает уменьшение содержания богатых энергией ферментов саркоплазмы мышечных волокон). Все это говорит о том, что, если лыжник - гонщик рассчитывает на высокие результаты на дистанциях 50км, 30км, 15км, 10км, 5км, 3км, 1500м (а иногда и на более короткие дистанции), он должен в отдельной тренировке или в тренировочном дне (при двухразовых тренировках в день) сочетать несколько различных методов тренировки [15, с.95]. Иными словами, по этой причине лыжникам- гонщикам надо тренировать многие функции организма, аэробные и анаэробные одновременно.

Как было уже приведено выше зарубежные тренеры по плаванию уже с конца 60-х гг. в отдельном тренировочном занятии сочетают несколько методов тренировки, т.е. в подготовке пловцов одновременно применяют тренировочные нагрузки как аэробного, так и анаэробного характера. В качестве подтверждения данного факта дан образец типичного тренировочного занятия пловца, который рекомендует использовать Д. Каунсилмен в середине полугодичного цикла (см. табл. 2.). [11, с.75].

Как видно из табл. 2., в одном тренировочном занятии пловец совершенствует как аэробный, так и анаэробный механизм энергообеспечения. Д. Каунсилмен считает: чтобы пловцы успешно выступали на всех соревновательных дистанциях, им необходимы и скорость, и сила, и выносливость. Иначе говоря, им приходится совершенствовать все три механизма энергообеспечения, правда, до определенного уровня, так как организм не в состоянии максимально адаптироваться и к аэробному, и к анаэробному режимам работы одновременно. Следовательно, пловец и тренер сами должны определить, совершенствованию каких сторон функциональных возможностей организма спортсмена следует уделить основное внимание. Такая же картина наблюдается и у лыжников - гонщиков.

Однако отечественные специалисты и тренеры в лыжном спорте придерживаются устаревшей технологии тренировки: рекомендуют в отдельном тренировочном занятии в основном развивать или поддерживать только аэробные или только анаэробные функции лыжника - гонщика. В подтверждение приведены тренировочные микроциклы (в соревновательном периоде), которые рекомендуют известные специалисты в лыжном спорте И. Огольцов, В. Евстратов, Г. Чукардин, Б. Сергеев и др. [17, с.401].

Таблица 2 - Комбинированная программа тренировочного занятия в середине полугодичного цикла подготовки пловца.

Тренировочные упражнения

Метод тренировки

Частота пульса уд/мин

Развиваемые качества (условно 100%)

 Скорость

1. 800 ярдов- разминка

Дистанционный

120

95

5

2. 8Х200 ярдов, паузы отдыха по 20с затем 8Х200 ярдов пауза отдыха 10с, далее 4Х200 ярдов, паузы отдыха по 5с

Интервальный

140-180

80

20

3. 500 ярдов с помощью движений ногами

Дистанционный

140

90

10

4. 5Х100 ярдов с помощью движений ногами, паузы отдыха по 15с

Интервальный

135-175

80

20

5. 500 ярдов с помощью движений руками

Дистанционный

140

90

10

6. 10Х50 ярдов с помощью движения руками, паузы отдыха по 10с

Интервальный (применяется гипоксическое дыхание)

135-175

80

20

7. 5Х150 ярдов, паузы отдыха по 3мин

Повторный

95-180

50

50

8. 8Х25 ярдов спринт

спринтерский

85-160

10

90


Примечание. Основная направленность тренировочного занятия - развитие выносливости, однако по сравнению с занятием в начале полугодичного цикла подготовки в данной программе тренировки заметно возрастает удельный весь в упражнениях на повышение скорости плавания. Общий объем плавания - 7500 - ярдов. В занятиях использовано четыре метода тренировки.

Приведем план тренировочных занятий, который рекомендует И. Огольцов в соревновательном периоде.

января. Равномерная тренировка на лыжах по сильнопересеченной местности - 25 км. Бег - 3 км. Упражнения на гибкость - 5 мин.

января. Равномерная тренировка на сильнопересеченной местности - 25 км. Бег с короткими ускорениями - 3 км. Общеразвивающие упражнения - 7 мин.

января. Переменная тренировка на сильнопересеченной местности (средне и сильно). Короткие ускорения в конце подъемов - 25 км. Бег (легко) - 2 км. Общеразвивающие упражнения - 3 мин.

января. Равномерная тренировка на среднепересеченной местности (средне) - 20 км. Общеразвивающие упражнения - 5 мин.

января. Отдых.

января. Переменная тренировка на сильнопересеченной местности (местами сильно)- 30 км. Бег - 3 км. Общеразвивающие упражнения - 5 мин.

января. Переменная тренировка на среднепересеченной местности - 25 км. Бег - 3 км. Упражнения - 10 мин [26, с.71].

Содержание недельного цикла для соревновательного периода (январь), который рекомендуют авторы учебника « Лыжный спорт».(4).

- й день (вторник). Продолжительность занятия - 2ч.

Задача - развитие специальной выносливости.

Средства тренировки: 1) переменная тренировка на круге протяженностью 2 - 3 км: прохождение кругов поочередно со средней, околосоревновательной и соревновательной интенсивностью (всего 10 - 12 км); 2) бег без лыж ( до 1км), общеразвивающие упражнения - 10 мин.

- й день (среда). Продолжительность занятия - 3ч.

Задача - поддержание уровня общей и специальной выносливости.

Средства тренировки: 1) переменная тренировка: прохождение отрезков 1 - 2 км поочередно со средней и околосоревновательной интенсивностью ( всего 18 - 20 км); 2) бег без лыж (1км), общеразвивающие упражнения - 10 мин.

- й день (пятница). Продолжительность занятия - 2 ч.

Задачи - развитие специальной выносливости, совершенствование технико - тактических навыков.

Средства тренировки: 1) интервальная или повторная тренировка на местности, схожей с местностью в районе соревнований, на кругах протяженностью 1 - 2 км. Общий объем - 8 - 12 км; 2) бег без лыж (1 км), общеразвивающие упражнения- 10 мин.

- й день (воскресенье). Продолжительность занятия - 2 - 3 ч.

Задача - проверить специальную выносливость в условиях соревновательной деятельности.

Средства тренировки: 1) разминка; 2) гонка на дистанции 10 км [26, с.77].

Хотя авторы не всегда указывают название методов тренировки или режимов тренировочной работы (аэробной и анаэробной) определить их в приведенных микроциклах специалистам не составит труда. В одном тренировочном занятии авторы рекомендуют использовать в основном один метод тренировки или только аэробные режимы тренировочных нагрузок или только анаэробные. А, как известно, именно адаптация организма, проявляющаяся в его ответной реакции на неоднократно применяемый раздражитель, играет ведущую роль в развитии двигательных качеств. Приспособившись к определенному раздражителю, к определенной мышечной работе, организм лыжника - гонщика отвечает в дальнейшем на данный раздражитель строго определенной реакцией, т. е. дальнейшего развития необходимого двигательного качества не происходит. Иными словами, чем однообразнее тренировочная лыжная нагрузка, чем она монотоннее, чем чаще применяется, тем быстрее организм привыкает к ней и тем меньше эффект в развитии функциональных систем спортсмена. Все это говорит о том, что с точки зрения современных научных знаний схема построения отдельного тренировочного занятия в приведенных микроциклах нерациональна [11, с.211].

Необходимо подчеркнуть, что, когда лыжники применяют в отдельном тренировочном занятии одновременно тренировочные нагрузки, направленные на совершенствование или поддержание аэробного или анаэробного энергообеспечения, такое занятие представляет собой не что иное, как многонаправленную (интегральную) тренировку. Ее суть заключается в том, что она может в одном случае иметь аэробную направленность, а в другом анаэробную. В основном это зависит от того, какие компоненты тренировочной нагрузки преобладают в данной тренировке - аэробные или анаэробные. Вот, например, как может выглядеть интегральная тренировка аэробного характера лыжника - универсала:

разминка 15 - 20 мин. Ускорение 150м Х3. Тренировочная работа: 1. 5 Х 1мин. ( стиль классический, в 1/2 силы отдых до пульсового режима 130 - 140 уд./мин., последний раз максимально на результат. Отдых 6 - 7 мин. 2. 10000м ( стиль свободный, в пульсовом режиме 160 - 170 уд./мин. Отдых до пульсового режима 130 - 140 уд./мин. 3. 5 Х 1мин. (стиль свободный, в 1/2 силы, отдых до 140 - 150 уд./мин. Заминка 2- 3км.

А вот пример интегральной тренировки анаэробного характера лыжника - универсала:

разминка 15 - 20мин. Ускорение 200м Х3. Тренировочная работа: 1. 5 Х 1 мин. (стиль свободный, в 3/4 силы., отдых до пульсового режима 120 - 130 уд./мин., последний раз максимально на результат. Отдых 6 - 7 мин. 2. 10000м (стиль классический, в пульсовом режиме 160 -170 уд./мин. Отдых до пульсового режима 100 - 110 уд./мин. 3. 1мин. 40сек (бег на лыжах, стиль свободный) максимально на результат. 4. Заминка 2- 3км [36, с.56].

Таким образом, можно сказать, что отдельные интегральные тренировки состоят из аэробных и анаэробных лыжных нагрузок, но точная граница между тем, какую направленную (аэробную или анаэробную) имеет данное занятие в основном зависит от интерпретации тренера. Следует отметить, что интегральные тренировки способствуют увеличению доли специфической нагрузки у лыжников в недельном, месячном циклах. Применять интегральные тренировки в недельном цикле следует от 2 до 3 раз и более раз. Они только тогда окажут наибольший тренировочный эффект, когда будут строиться по определенным правилам. Например, нельзя после разминки ставить первым короткий отрезок (400 или 600м) с заданием пробежать его максимально на результат. Это приведет к тому, что у лыжников образуется очень большой кислородный долг, а ведь им еще предстоит выполнять другую нагрузку, что может привести к сильному перенапряжению. Более правильным будет, если тренер в данном случае предложит лыжникам пробежать эти отрезки в самом конце интегральной тренировки, т. е. в последнем варианте они получат гораздо больше времени на восстановление после анаэробной работы по сравнению с первым. Кроме того, лыжники, специализирующиеся в классическом и свободном стиле, постоянно решают одну и ту же проблему - бегать на лыжах им на одной тренировке классическим, на другой свободным. Недельный или месячный план их подготовки должен предусматривать в принципе равное распределение тренировочного времени на эти два стиля. Но в каждом тренировочном занятии к такому равенству стремиться не следует. Желательно, по меньшей мере, хотя бы одна тренировка в неделю целиком должна быть отведена тому стилю, который тренер или лыжник считают в данное время послабее [36, с.58].

И еще о методике тренировки. Как известно, спортивный результат в лыжных гонках складывается из работы ног и рук. Но ведь можно получить спортивный результат за счет работы только ног или за счет работы только рук. Этот способ можно назвать раздельный. Иными словами, используя раздельный способ тренировки, тренер может его направить только на развитие или поддержания нижней части тела (т. е. ног) или на развитие или поддержания верхней части тела (т. е. рук). Кстати, раздельные тренировки с успехом используют в своей подготовке культуристы. Поделив тело лыжника примерно на две равные половины (ноги и руки), можно прорабатывать ноги в понедельник, среду, пятницу, а руки - во вторник и субботу [37, с.31]. Такой подход к тренировкам можно использовать как в летние месяцы, так и в зимние. Как нетрудно понять, таких вариантов тренеры и лыжники-гонщики могут создать практически бесчисленное множество.


1.2 Взгляды профессионалов на тренировочный процесс лыжников-гонщиков

Рассмотрим взгляд на тренировочный процесс лыжников-гонщиков кандидата педагогических наук, преподавателя Коломенского государственного педагогического института С. М. Лунькова, построенный на основании анализа соревновательной деятельности лыжника-гонщика

Занятое место и время в итоговом протоколе - интегральный показатель всей предшествующей подготовки спортсмена. Однако технический результат без глубокого анализа условий и соревновательной деятельности спортсмена в этих условиях недостаточен для оценки всех сторон его специальной подготовленности. Попытаемся определить, какую же информацию можно получить на базе изучения всех важнейших характеристик каждой гонки. Всю возможную информацию можно объединить по разным признакам. По времени поступления-до начала соревнований (гонки), накануне и до начала старта, затем информация, поступающая во время гонки, и информация, получаемая после гонки [41, с.32].

По источнику поступления информация может быть объективной и субъективной. По характеристикам деятельности-это информация о дистанции (рельеф, перепад высот, взаиморасположение подъемов, спусков, равнинных участков, длина, крутизна, наличие открытых, закрытых участков, роза ветров и т. д.), информация о конкурентах, состоянии самого спортсмена; информацией служат стартовый номер, оценка инвентаря, в первую очередь лыж, в плане соответствия динамических характеристик состоянию спортсмена, характеру дистанции и метеоусловиям.

Из всего многообразия описанной информации в настоящее время далеко не все ее виды и не в нужном объеме имеют заинтересованные лица, т. е. спортсмены, тренер и все те, кто работает с командой. Одним из очень значимых видов информации является как можно более подробное знание «внутреннего» содержания гонки.

В самом деле, сейчас стартовавший гонщик может получить по ходу гонки от 2 до 10 раз информацию о том, сколько времени он выигрывает и проигрывает ближайшим конкурентам. Тренер к этой информации может добавить лишь визуальную оценку техники передвижения на наблюдаемых 2-3 участках [41, с.34].

Можно смело утверждать, что это на сегодняшний день - скудная информация. Многолетние наблюдения, проводившиеся на соревнованиях самого различного ранга, убедили нас в том, что сегодня спортсменам и тренерам необходимо знать динамику скорости передвижения спортсмена по дистанции как личную, так и сравнительную с основными конкурентами Для этого необходимо на дистанции фиксировать время такое число раз, какое охватит все наиболее характерные участки, требующие от гонщика применения всего арсенала тактико-технических приемов.

Так, например, на всесоюзных соревнованиях сильнейших гонщиков СССР на призы спортклуба «Зоркий» «Красногорская гонка», которая проходит в конце декабря каждого года, на 15-километровой дистанции мы фиксировали время прохождения 5 наиболее характерных подъемов, находящихся на 3, б, 9, 12 и 14 км, на двух участках вели масштабную киносъемку и на одном спуске отмечали скорость скатывания [41, с.36]. Такие наблюдения проводились неоднократно на соревнованиях как мужчин, так и женщин. Анализ полученных и обработанных данных раскрывает содержание внутренней структуры гонки по изменению основного параметра - скорости передвижения лыжника-гонщика.

В подавляющем большинстве случаев скорость передвижения уменьшается от старта к финишу. Но наблюдается и обратная картина, когда некоторые гонщики увеличивают скорость на финишных километрах (от одного до пяти км). Чаще всего это бывает у гонщиков, идущих под первыми номерами. На крупных соревнованиях - это с 12-15-го номера по 25-35-й, т. е. гонщики, не попавшие в группу сильнейших [41, с.38].

Наблюдается рассогласование между показателями средней скорости, вычисленной на протяжении крупных участков-3-5-10 км, которая бывает очень близка к средней соревновательной по всей дистанции, и скоростью прохождения небольших участков [41, с.38].

Следовательно, истинная скорость движения неравномерна и ее неравномерность обусловлена не только пересеченностью дистанции. Наши наблюдения показывают, что скорость прохождения подъемов одной и той же длины и крутизны сильно отличается в зависимости от места на дистанции. Еще большая вариативность обнаружится, если мы сравним скорость на подъемах различной крутизны.

В гонке на 20 км в Загорске в 1982 г. дистанция состояла из 4Х5 км.

Наблюдения велись на 4-м подъеме, который состоял из 130 м под углом 5° и 160 м-10°.:

·        на 4-м км скорость на подъеме в 5° - 4,4 м/с,

·              на подъеме 10°-3,4 м/с, разница- 1 м/с;

·              на 9-м км соответственно 4,8 м/с и 3,25 м/с, разница - 1,55 м/с;

·              на 13-м км-4,8 м/с и 3,15 м/с, разница-1,65 м/с;

·              на 18-м км-4,64 м/с и 3,014 м/с, разница- 1,63 м/с.

Вариативность по кругам - от 1 м/с до 1,65 м/с [41, с.38].

Это у победителя гонки на 20 км. У других гонщиков тоже была большая вариативность. У одних наблюдается уменьшение разницы от круга к кругу, у других - увеличение, у третьих - чередование. Выявилось также, что если по средним математическим данным уменьшение скорости в зависимости от крутизны подъема имеет линейный характер, то у отдельных лиц эта линейность не наблюдается. Причем индивидуальные особенности уменьшения скорости в зависимости от угла подъема носят самый различный характер [41, с.39]

Причины этого явления разные, они имеют как объективный, так и субъективный характер. К первым относятся неправильно подобранные лыжи, неверно смазанные, изменившиеся условия скольжения. Ко вторым мы относим недостатки в технической подготовке и скоростно-силовой.

В последние 4-8 лет на соревнованиях чемпионатов мира, олимпийских игр и крупнейших международных (типа Холменколленских игр) на дистанциях встречаются участки подъемов круче 10° и длиной более 50 м. Такие участки гонщики преодолевают бегом «елочкой». Наблюдения показали большое различие в скорости преодоления подобных участков даже высококвалифицированными гонщиками.

Так, на участке 55 м крутизной 11° разница составляет до 1,2 м/с у гонщиков первой десятки, а это значит, что при наличии даже 2-3 таких участков один гонщик может выиграть у другого от 10 до 15 с. И это всего на 100-150 м. Вот наглядный пример имеющегося пробела в технической подготовке. Тем более что часто такие явления и гонщиками, и тренерами в силу их скоротечности, воспринимаются как досадная случайность. А ведь из-за незнания слабых и сильных сторон неверно строится вся подготовка. И вот вместо того, чтобы выявить максимально полную структуру соревновательной деятельности и в соответствии с данными анализа продумать очередность решения наметившихся задач, огулом предлагается из года в год повышать объемы и интенсивность нагрузки. Но ведь совершенно очевидно, что, сколько бы спортсмены ни тренировались на подъемах 6- 8°, они не научатся бегать быстро в подъем 12-14° [46, с.43

На современных дистанциях встречаются подъемы ровные, т. е. крутизна их не меняется на всем протяжении. Причем длина такого подъема может быть 500 м и более, а крутизна от 4-5 до 6-8°. Но бывают подъемы и иного рода - при такой же длине у них постоянно изменяется крутизна. По сути дела - это целая серия самых различных по длине (от 10 до 50 м) и крутизне (от 0-2 до 10-12°) подъемов [46, с.45].

Наблюдения показали, что некоторые гонщики быстрее преодолевают подъемы ровные; иные имеют преимущество на ступенчатых подъемах; есть и универсалы. Видимо, у первых более устойчивый стереотип техники, у вторых он более динамичен. Как в том, так и в другом случае выявляется резерв для увеличения скорости, который можно реализовать в целенаправленной подготовке

Из вышеизложенного следует, что при надлежащей организации наблюдений по заранее определенной программе в дополнение к интегральному показателю подготовки - техническому результату и занятому месту - тренер и спортсмен получают объективную информацию о структуре соревновательной деятельности, о ее основном показателе - динамике скорости передвижения. Анализ динамики скорости передвижения как индивидуальной, так и сравнительной с конкурентами с учетом условий передвижения и места в стартовом протоколе дает возможность объективно оценить техническую, тактическую, функциональную, физическую подготовленность, качество инвентаря и умение его готовить к старту.

Биомеханический анализ материалов масштабной киносъемки дает ответ на вопросы о глубинной структуре техники ходов. На крупных соревнованиях такие наблюдения должны организовать группы КНГ. На соревнованиях меньшего масштаба аналогичные наблюдения должны проводить тренеры и свободные от участия в гонке спортсмены [43, с.49].

Минусы традиционной системы подготовки лыжников-гонщиков.

Плохо в ней то, что все лыжники тренируются по стандартной схеме. Эта схема известна лет тридцать. И эти три десятка лет все делают одно и тоже. Не будем рассматривать летние тренировки, они чаще больше вреда приносят из-за подготовки к летним соревнованиям на лыжероллерах. Потом начинается период вкатывания, когда едут, например, в Воркуту. Первый сбор на снегу. Они начинают кататься, делают по 2-3 тренировки в день, набирают суммарный объем езды по 5, 6, 8 часов в день. И так на протяжении 2, 3, 4 месяцев, чем больше, тем лучше. Это и есть главный этап, если лыжник его не пройдет, то потом он из сборной команды вывалится. Что на самом деле они делают? Они не базу создают выносливости, они увеличивают, растягивают сердце [46, с.51].

Ну и что же в этом плохого, спрашивается? Плохо то, что используются одни и те же средства для всех, без детального учета индивидуальных особенностей спортсменов. Например, едут вместе 5 человек. И если из этих пяти при темповой тренировке у одного пульс будет 190 уд/мин, а у одного или двух пульс будет 150 уд/мин, то в результате тот, кто бежит на пульсе 190, через месяц будет "мертвым". Начнется дистрофия миокарда, будут перебои пульса, по утрам будет высокий пульс или может быть редкий, но на тренировке будет уже высокий пульс. Спортсмен будет перетренирован. А тот, кто бегал на пульсе 150 уд/мин, спокойно набирает спортивную форму. Затем наступает предсоревновательный период, начинают увеличивать объём работы высокой интенсивности. Начинают тренировки на пульсе 180-190 уд/мин уже для основного состава. Но этот период продолжается недолго, месяц, поэтому сердце еле-еле, но выдерживает. Потом начинаются соревнования, и объёмы снижаются. И люди могут еще пару месяцев кататься без особого вреда, но некоторые все равно теряют спортивную форму. В конце концов, остаются некоторые спортсмены с очень большими сердцами. А с точки зрения мышц никакой особой подготовки вообще не ведется. Сам период вкатывания приводит к тому, что мышцы "исчезают". Затем, когда начинают предсоревновательную подготовку, мышцы чуть-чуть начинают расти. И потом, если сердце выдержит, мышцы начинают расти во время соревнований. В это время чередуется работа и отдых, поэтому мышцы немножко наращиваются, и можно к концу сезона набрать приличную спортивную форму. Вот что обычно происходит. Все особенно хорошо получается, если спортсмены принимают запрещенные анаболические стероиды [41, с.52].

Длительная тренировка с техникой, наиболее близкой к соревновательной деятельности, уменьшает размер "лишних" мышц. В этом смысле есть польза от вкатывания. Всё, что тебе не нужно, уйдет. Посмотрите на фотографию Бьорна Дэли - вы увидите человека, у которого узкая специализация. На фотографии виден живот - квадратики, видна рука - бицепса нет, гипертрофии у передней дельтовидной нет, видна крупная трехглавая, причем не вся, а только одна головка (длинная) и широчайшие мышцы. У этого человека больше ничего особого нет, - ну, на спине еще мышцы есть, лопатку надо держать, там мышцы хорошие (ног на фотографии не видно) [41, с.52].

Почему выпал из сборной рассмотренный нами первый спортсмен?

У него были слабые ноги. На объёмных нагрузках он потерял мышцы. Высокопороговые двигательные единицы потеряли митохондрии, стали гликолитическими. Поэтому даже при небольшом повышении скорости спортсмен начинает закисляться. Сердце в этом случае работает на высоком пульсе. То есть он за счет сердца начинает бежать, и сердце начинает дистрофироваться. А причина - у него необходимые скелетные мышцы не развиты.

Всем известно, что на одинаковую тренировку разные спортсмены реагируют по-разному. Это не секрет, все это знают. Тем не менее, тренировочная программа для группы подгоняется под какой-либо определенный, удобный тип спортсмена или определенную модель. А что следовало бы делать? Вместо того, чтобы издеваться над всеми людьми одинаково, надо издеваться конкретно, индивидуально. То есть, берешь всю сборную, тестируешь, определяешь, у кого большая работоспособность сердца, у кого маленькая. Если сердце маленькое, то либо принимаешь медицинские меры, лечишь сердце, даешь ему возможность отдохнуть. Либо принимаешь решение: маленькое, потому что он мало тренировался, не был никогда на сборе в Воркуте. Теперь он должен пройти хотя бы один 4-месячный период вкатывания, чтобы сердце "раскачать". А кому-то сердце раскачивать больше не надо, а необходимо мышцами заниматься. При хорошо тренированном сердце объёмы не нужны, потому что смысл больших объёмов - увеличить размеры сердца. Внутри мышц при таких тренировках ничего не происходит. Всё время включаются одни и те же мышечные волокна, окислительные, они на пределе тренированности, они никогда лучше не будут от динамических упражнений. Это талантливые люди, у них и так полно ОМВ, они уже хорошо проработаны, а они эту часть мышц мучают и мучают. С этими, низкопороговыми двигательными единицами, всё в порядке, надо самые верхние "мучить". А как только начинаешь на них работать, выходишь на большой пульс, значит, можешь получить дистрофию миокарда. Все это знают, поэтому вкатывания на большом пульсе не делают. Все знают, что погибнет человек [44, с.38].

Поэтому возникает проблема тренировочных нагрузок для таких спортсменов. Лыжи должны использоваться для того, чтобы технику восстановить, еще для чего-то, а основная работа должна быть в зале. Они должны идти в тренажерный зал и увеличивать силу мышц ног, рук и т.д., прежде всего рук, живота. И заниматься проработкой мышц - переделкой высокопороговых МВ в окислительные. О том, как это лучше делать - немного ниже.

Интерпретация данных ступенчатого теста.

Как мы уже говорили, чтобы определить, что нужно делать с конкретным спортсменом, необходимо его тестировать. Основным инструментом тестирования служит так называемый ступенчатый тест. По его результатам можно многое сказать о состоянии спортсмена.

Основная идея теста - выполнение работы со ступенчато повышающейся мощностью до отказа. Длительность каждой ступеньки (работы с фиксированной мощностью) должна быть, например, 2 минуты. В этом случае к концу ступеньки возникает новое состояние, и показатели пульса будут соответствовать заданной мощности. В лабораторных условиях тест проводится на велоэргометре, на стадионе - это бег со ступенчато повышающейся скоростью. Число "ступенек" - до 20. В лабораторных условиях возможно попутно измерять легочную вентиляцию или уровень лактата в крови. В сочетании с данными пульса любой из этих показателей поможет установить уровни АэП и АнП.

По результатам теста строится график, по вертикальной оси откладываются значения ЧСС, по горизонтальной оси - мощность (или скорость). Теперь мы посмотрим, как можно интерпретировать такие графики.

При повышении нагрузки пульс будет изменяться следующим образом. Пока рекрутируются ОМВ и, соответственно, потребляются только жиры, дыхательный коэффициент очень низкий - 0,7-0,75. То есть кислорода потребляется больше, а углекислого газа выделяется меньше. Соответственно, лишнего углекислого газа в крови почти нет, только то, что образуется по ходу окисления жиров. А раз концентрация углекислого газа мала, то нет требования к дыханию, спортсмен дышит спокойно и, соответственно, сердце не стимулируется к работе. Когда рекрутируются только ОМВ, на этом участке на графике наблюдается прямая между пульсом и мощностью.

Когда мощность повышается, и спортсмен начинает рекрутировать ГМВ, мышцы и кровь начинают закисляться, и пульс сразу начинает повышаться быстрее, кривая графика резко уходит вверх. Этому моменту соответствует точка перегиба. Эта точка обычно соответствует АэП. Такая картина наблюдается у плохо подготовленных людей (на графике это красная сплошная линия).

У подготовленного спортсмена, имеющего много ОМВ, типовой график будет выглядеть иначе. У него начальная прямая графика будет продолжаться до пульса порядка 170-180, а затем начнет даже загибаться вправо от прямой. Выше 180-190 пульс просто не растет. Почему это происходит? Из-за того, что у спортсмена много ОМВ, закисление мышц, которое начинается в оставшихся гликолитических МВ, слишком мало. Сердечно-сосудистая система уже имеет слишком большое возбуждение из-за того, что большая мощность работы выполняется, мышцы сокращаются с очень большой силой. И сердце на такое слабое закисление просто не реагирует. Поэтому рекрутирование дополнительных двигательных единиц не приводит к росту ЧСС. Точку перегиба на таком графике (см. рис. 1, точка B) часто называют точкой Конкони, и связывают с АнП. На самом деле эффект Конкони никакой связи с АнП не имеет и, к сожалению, вошёл в практику спорта безо всяких на то оснований. Дело в том, что Конкони проводил свои исследования на квалифицированных бегунах, у которых подготовка была на уровне КМС и МС. Что такое бегун уровня МС - это человек, у которого неразвитые мышцы, а АнП практически равен МПК. Поэтому, как только он включил все свои ОМВ, а гликолитических у него очень мало, сердце больше не возбуждается, пульс при этом 170 -180 уд/мин. Чтобы сердце вышло на пульс 210-240, нужно очень сильно человека закислить, а эти люди не могут закислиться. Их сердце перестаёт увеличивать ЧСС, они еще две ступеньки лишние отработают и говорят: "всё, отказываюсь от работы, мышцы не тянут". А у спортсменов, имеющих хорошее сердце и неподготовленные мышцы, эффект Конкони не наблюдается, у них нет такого явления. У спортсменов, имеющих много ГМВ, пульс начинает расти вверх, никаких переломов и западений вниз нет. У 80% спортсменов эффект Конкони наблюдается, и точка Конкони даже совпадает с АнП, а у 20% либо она вообще отсутствует, либо нет никакого совпадения. В связи с тем, что на графике теста неподготовленного спортсмена нет эффекта Конкони, а АнП есть, то явление не воспроизводится, а значит, те причины, на которых это явление теоретически основывается, отсутствуют. Логика такая: если есть эффект Конкони, то есть АнП, есть 4 ммоль/л лактата. Где здесь это? Вообще нет никакого перелома, всё идет только вверх (см. рис. 1, красная сплошная линия). Отсюда вывод: эффекта Конкони не существует в природе, есть некто Конкони, который что-то увидел, обозвал это своим именем, приписал несуществующую в природе взаимосвязь [36, с.56].

Явление загиба графика вниз особенно выражено у спортсменов-ветеранов. Лыжники-ветераны, когда крутят педали велосипеда, вообще не могут выйти на большой пульс. Они регулярно тренируются, у них большие сердца, а ноги дряхлеют, они относительно мало тренируются. Сердце в этом случае хорошее, если ты сделал его большим, оно таким и останется. Если перестать тренироваться, оно может "скукожиться", но достаточно несколько тренировок сделать и оно опять большим становится. Начинаем тестировать такого лыжника, он начинает крутить педали - крутит, крутит, доходит до пульса 150 уд/мин, и говорит: "Всё, не могу." - "Как не можешь? Пульс всего 150!" - "Не могу". Не могу педаль продавить, темп падает, не могу темп держать". У него огромное сердце, которое может поставлять кислород, а мышцы его взять не могут, потому что в них кончились нерекрутированные МВ. Представьте себе, сначала мышца была большая, потребляла много кислорода, потом спортсмен стал старым, мышца атрофировалась, и не может взять кислорода больше 2 литров в минуту. Поэтому, как только он выходит на общее ПК порядка 3 - 4 литров - всё, уже все МВ включились, а пульс еще низкий. Отсюда это удивительное событие. Он при отказе субъективно на педаль очень сильно давит, а в общем, у него всё в порядке. Закисления нет, потому что он регулярно тренируется, регулярно МВ в работу включает, поддерживая митохондрии. Но чтобы мышечную массу держать, надо либо делать специальные силовые упражнения, а он их не делает, либо быть молодым, когда много гормонов и мышцы сами по себе растут. Если ты уже старый (50 - 60 лет), мышцы уже не растут, они всё меньше и меньше становятся [36, с.49].

Конечно, приведенными примерами графиков их разнообразие не исчерпывается. В реальном тесте переломы на кривой могут быть в любую сторону. Иногда на графике бывает до 4-х переломов. Для того, чтобы интерпретировать данные теста корректно, необходимо, прежде всего, определять легочную вентиляцию. По пульсу АнП почти невозможно определить. Надо дополнительную информацию получать либо в виде легочной вентиляции, либо концентрации лактата. Первый перелом (АэП) совпадает с переломом по легочной вентиляции. А вот второй перелом по легочной вентиляции соответствует анаэробному порогу, 4 ммоль/л лактата в крови. В большинстве случаев они совпадают [36, с.60].

Какие выводы можно сделать, анализируя графики ступенчатого теста?

Первое - можно определить потенциальные возможности сердца по доставке кислорода к мышцам. Если рекрутируются только ОМВ, и при этом фиксируются мощность и пульс, то наблюдается некая прямая между пульсом и мощностью. Если пренебречь последующим изменением кривой графика, и продолжить дальше прямую линию до пульса 190 уд/мин, то можно предсказать, что бы было с этим человеком, если бы он вышел на пульс 190, и при этом у него были бы только ОМВ. И тогда мы смогли бы определить потенциальные возможности сердца по доставке кислорода.

Определение потенциальных возможностей сердца по графикам ступенчатого теста достаточно корректно. После достижения максимума ударный объем сердца стабилизируется, и начинает падать только на стадии дефекта диастолы. То есть на очень высоком пульсе, гораздо выше АнП. Поэтому можно экстраполировать вплоть до пульса 190 (если он не максимальный). Как правило, максимальный пульс в лыжном спорте и бывает 180 -190 ударов в минуту. А это, в общем-то, низкий пульс. А почему больше пульс не бывает? Потому что у спортсменов высшей квалификации, которые в очень хорошей спортивной форме находятся, АнП находится на уровне 80 - 90% от МПК. И поэтому нет стимула для слишком большого увеличения ЧСС, и она как раз и составляет 180 - 190 ударов в минуту. Редко когда, тем более у лыжников, будет 200. Поэтому они и бегут близко к своему пределу, то есть чуть выше АнП. Это вполне нормальное явление, и ничего тут страшного нет. Но существует такой психологический момент: плохо подготовленные спортсмены бегут на очень высоком пульсе - 210, может быть, даже 220 ударов в минуту. Они не понимают, что бегать надо на меньшем пульсе. Чисто психологически они настроены на то, что нужно все силы отдать, вот поэтому выбирают не очень рациональный режим [36, с.70].

Как мы говорили выше, по характеру кривой можно оценить состояние мышц, соотношение ОМВ и ГМВ. Также многое может сказать сравнение графиков тестов, сделанных в разное время. Рост тренированности изменяет картину. Характер изменений показывает, рост каких компонентов произошел. Как правило, происходит рост всех компонентов тренированности. Но итоговые изменения на графике можно представить как композицию трех типов изменений, которые обусловлены различными составляющими.

Так, при увеличении силы ОМВ (их гипертрофии), точка первого перегиба сдвигается вправо по условной прямой. Можно предположить, что проводилась какая-то силовая работа, что-то случилось с ОМВ. Такие изменения достигаются в основном применением силовых статодинамических упражнений.

Когда сила ОМВ остается неизменной, а происходит увеличение количества митохондрий в ГМВ, их приближение по строению к ОМВ, точка перегиба стоит на месте, а оставшаяся часть графика "наклоняется" вниз, приближаясь к гипотетической "прямой". Такая адаптация характерна для традиционной системы подготовки лыжников. Та тренировка, которая делается по Грушинской системе и по любой другой традиционной системе, на окислительные МВ никак не воздействует. Поэтому эта точка должна стоять мертво, а постепенно угол наклона будет меняться, и тогда будет понятно, что происходит какой-то рост тренированности за счет ГМВ.

Реальный график, конечно, будет содержать все три составляющие в различной их степени.

Вопрос: Можно ли по тестам типа ступеньки определить приблизительное потребление кислорода? Если тест выполняется на велоэргометре, то КПД неизменный (около 23±1%), стабильный, и можно по механической мощности, которая выполняется и устанавливается экспериментально, сразу определить, сколько кислорода должно поступать в организм. Если достигнуто steady state (стабильное, установившееся состояние), то это действительно будет ПК. Для велоэргометра каждый литр потребленного кислорода (л/мин) соответствует примерно 20 л/мин легочной вентиляции и 75-80 ватт мощности. Если же для теста используется бег, то КПД сильно зависит от техники бега, от темпа бега, от того, как человек стопу ставит (это тоже к технике бега относится) [30, с.44]. И в итоге разобраться очень трудно. Очень большие вариации именно в КПД. Поэтому я бы не рисковала какие-то показатели определять, хотя что-то среднестатистическое можно найти. Но все равно будет сильно сказываться "беговой" талант. Люди могут быть одарены к бегу, вот как пловцы к воде - "скользят между молекулами".

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования

2.1 Задачи и методы исследования

Задачи исследования:

1) разработать анкету для проведения опроса;

2)      провести анкетирование тренеров Кемеровской области;

3) обработать результаты анкетирования, сформулировать основные выводы, рекомендации по теме исследования дипломной работы.

Основной метод практического исследования - анкетирование. Данный метод относится к опросным методикам, и очень часто применяют в исследовании. Анкетирование проводят с помощью опросных листов. На основании составленных вопросов анкеты происходит сбор информации по теме исследования. Для достоверности полученных данных в конце или начале текста респондента просят указать ФИО, возраст, профессия, род деятельности.

Анкета является наиболее удобным метод диагностики.

Разработанная нами анкета состоит из преамбулы, восьми основных вопросов, паспортички. Кроме того, для достоверности информации, в анкету были включены вопросы, в которых респондент указывал ФИО, образование и стаж тренерской деятельности.

.2 Организация исследования

Практическое исследование было проведено через анкетирование специалистов ФКиС и тренеров Кемеровской области на предмет изучения знания и использования в учебно-тренировочном процессе новых тенденций в связи с введением данного вида спорта в программу официальных соревнований

Разработанная анкета состоит из преамбулы, восьми основных вопросов, паспортички. Кроме того, для достоверности информации, в анкету были включены вопросы, в которых респондент указывал ФИО, образование и стаж тренерской деятельности.

Было существенным провести анкетирование в различных районах Кемеровской области. В анкетировании приняло участие 7 специалистов ФКиС и тренеров. Это были тренеры из лыжного спорта Кузбасса - шахтерского города Полысаево, из которого вышли лыжники, Поваляава Анна, Жмурко Артём неоднократные чемпионы зоны Сибири и Дальнего Востока , члены сборной России. Также было проведено анкетирование среди тренеров города Берёзовский, в котором проходили соревнования зонального первенства ДСО «Спартак», тренировалась сборная команда ЦС «Спартак», и которая в настоящее время принимает самые многочисленные и популярные традиционные соревнования для детей и подростков, посвященные памяти погибших Березовских лыжников - Сергея Тупицына, Владимира Радченко, Александра Бесмертных (4 возрастные группы).

В анкетировании приняли участие и тренеры из города Зеленогорска, где воспитанник тренера Крапивинской ДЮСШ Виталия Алексешникова. по результатам лыжных гонок на первом этапе кубка России на приз Сибири, вошел в состав сборной Кузбасса.

Результаты проведенного нами анкетного опроса представлены в следующем параграфе курсовой работы.

Таким образом, в данной главе были определены задачи эмпирического исследования, выбран метод исследования, представлена краткая характерисика организации исследования.

Глава 3. Анализ результатов практического исследования

Для удобства обработки результатов анкетирования, полученные данные были представлены на рисунках в виде диаграмм.

На диаграмме 1 представлены результаты ответов тренеров на первый вопрос: «Какое образовательное учреждение Вы заканчивали?

Рис. 1. Уровень образования тренеров

Из диаграммы 1 видно, что в основном тренеры лыжников-гонщиков имеют высшее и среднеспециальное образование, с небольшим преобладанием высшего профессионального образования. Так, 48% тренерского состава имеют высшее образование, 46% - среднеспециальное; со средним образованием представлен небольшой состав тренеров - 6%.

Данные об уровне профессионального образования свидетельствуют о достаточно высоком профессионализме тренеров Кемеровской области лыжников-гонщиков, участвующих в анкетировании. В последнее время в Кузбассе тренеры со среднеспециальным образованием стремятся получить высшее образование через очную и заочную форму обучения в Кемеровском государственном университете, Сибирской Государственной Академии физической культуры (СГАФК г. Омск).

Результаты ответов на второй вопрос анкеты: «Стаж Вашей тренерской деятельности» представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Стаж тренерской деятельности

Диаграмма 2 свидетельствует, что в основном тренеры лыжников-гонщиков имеют стаж тренерской работы более 25 лет. Это говорит о том, что люди на тренерской работе не случайные, работают по призванию. Так, 54% тренерского состава работают более 25 лет, это люди, которые прочно связали свою судьбу со спортом; 38% - стаж составляет более 10 лет; Работают менее 10 лет - 8%. Это те тренеры, кто недавно получил специальное физкультурное образование

Данные о стаже работы, как и ответы на первый вопрос говорят о достаточно высоком профессионализме тренеров лыжников-гонщиков Кемеровской области, участвующих в анкетировании.

Ответы на третий вопрос: «Как Вы считаете, изменились ли методы тренировки лыжников-спринтеров за последнее время?» представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Мнение тренеров по поводу изменения методов тренировки лыжников-спринтеров.

Диаграмма 3 свидетельствует, что в основном тренеры лыжников-спринтеров поддерживают новации в тренерской работе - ответили «Да» 56% опрошенных. Однако, значительная часть - 39% не стремится постигать, новшества в тренерской практике, надеясь добиваться результатов, исходя из личного опыта. Так, 5% тренерского состава затруднились ответить на поставленный вопрос. Это свидетельство того, что значительная часть - 44% опрошенных не признают, методов тренировки, наработанных в мировой практике. лыжник гонщик тренировка спорт

Ответы на четвертый вопрос: «Скажите, зависит ли эффективность спортивных достижений от антропометрических параметров тела?» в диаграмме 4.

Рис. 4. Мнение тренеров по поводу зависимости эффективности спортивных достижений от антропометрических параметров тела лыжников-спринтеров.

Диаграмма 4 свидетельствует, что в основном тренеры лыжников-спринтеров набирают будущих спортсменов по антропометрическим параметрам, - ответили «Да» 79% опрошенных; 19% тренеров работают одинаково со всеми спортсменами, не делая различия по вышеуказанным параметрам; только 4% опрошенных не определились по данному вопросу, что свидетельствует о недостатке опыта и личных наблюдений.

Ответы на пятый вопрос: «Поясните, пожалуйста, эффективнее ли новые методы тренировки?» представлен в диаграмме 5.

Рис. 5. Мнение тренеров по поводу эффективности новых методов тренировки

Диаграмма 5 свидетельствует о том, что в основном тренеры лыжников-спринтеров используют новые методы тренировки, - ответили «Да» 80% опрошенных; 18% тренеров работают «по старинке, отдавая предпочтение классическому стилю; только 2% опрошенных не определились по данному вопросу, что свидетельствует о пассивном отношении к избранной профессии.

Данные диаграммы 5, как и предыдущие вопросы показывает у абсолютного большинства тренеров высокий уровень самоподготовки, стремления постигать все новое и претворять постигнутое в практику тренерской работы.

Ответы на шестой вопрос: «Используете ли Вы современные источники для совершенствования тренировочного процесса?» в диаграмме 6.

Рис. 6. Использование тренерами современных источников для совершенствования тренировочного процесса лыжников-спринтеров

Диаграмма 6 свидетельствует о том, что в основном тренеры лыжников-спринтеров - это грамотные, образованные люди, активно ищущие и находящие современные источники для совершенствования тренировочного процесса. На поставленный вопрос ответили положительный ответ дали 67% опрошенных; 32% тренеров не интересуются источниками совершенствования мастерства, либо получают их от случая к случаю. 1% опрошенных не определились по данному вопросу, что, также как и предыдущая диаграмма свидетельствует о пассивном отношении к избранной профессии.

Данные диаграммы 6 показывают, что большинства тренеров находят время и желание для поиска информации по выбранной профессии. Все же значительный процент опрошенных не проявляет активности в поиске информации.

Ответы на седьмой вопрос: «Скажите, знаете ли Вы новые тенденции в методах тренировки?» представлены в диаграмме 7.

Рис. 7. Знание тренерами новых тенденций в методах тренировки

Диаграмма 7 информирует о том, что, несмотря на некоторую пассивность в поисках новой информации в основном тренеры лыжников-спринтеров все же находят и используют новые тенденции для совершенствования тренировочного процесса. На поставленный вопрос ответили «Да» 86% опрошенных; 13% тренеров не используют новые тенденции для совершенствования мастерства. 1% опрошенных не определились по данному вопросу, что, также как и предыдущая диаграмма свидетельствует о пассивном отношении к избранной профессии.

Данные диаграммы 7 демонстрируют, что абсолютное большинство тренеров ответственно относятся к тренировочному процессу и знают новые время тенденции тренировочного процесса лыжников-спринтеров. Только 1% опрошенных не определился в своем отношении к новым тенденциям.

Ответы на восьмой вопрос: «Знаете ли Вы, кто считается лучшим современным тренером и какие методы он использует?» представлены в диаграмме 8.

Рис. 8. Знание лучших тренеров современности и методы их работы

Диаграмма 8 свидетельствует о том, что большинство тренеров все же находят время и желание активно интересоваться всем, что относится к лыжному спорту. На поставленный вопрос ответили «Да» 66% опрошенных; 30% тренеров не знают лучших тренеров и не интересуются методами их достижений. 4% опрошенных не смогли ответить на поставленный вопрос, что свидетельствует об отсутствии стремления выходить за рамки должностных инструкций.

Обобщая данные опроса, можно сказать, что большинство тренеров, что тренеров-лыжников, имеют достаточно высокий уровень образования и профессионализма, ответственно относятся к тренировочному процессу, активно постигают и знают новые тенденции тренировочного процесса лыжников-спринтеров. Это та часть тренеров, которая пришла в лыжный спорт по призванию и стремится вырастить спортсменов высокого уровня.

Однако, к сожалению, очень большой процент тех, кто со скепсисом относится к своей новым веяниям в тренировочном процессе лыжников-гонщиков, надеясь на свои способности и не стремясь к самосовершенствованию, к новшествам в лыжном спорте.

Радует то, что, совсем случайных людей, не сумевших определиться в своей деятельности, совсем незначительный процент.

Выводы

1. Отечественные специалисты и тренеры в лыжном спорте придерживаются устаревшей технологии тренировки: рекомендуют в отдельном тренировочном занятии в основном развивать или поддерживать только аэробные или только анаэробные функции лыжника - гонщика.

. Ввиду того, что направленность тренировки выражает закономерность, из-за которой характер адаптационных перестроек в организме спортсмена полностью зависит от характера тренировочных нагрузок то, ясно, что методика подготовки спортсменов - универсалов должна отличаться от методики спортсменов - специалистов.

. Из всего многообразия описанной информации в настоящее время далеко не все ее виды и не в нужном объеме имеют заинтересованные лица, т. е. спортсмены, тренер и все те, кто работает с командой. Одним из очень значимых видов информации является как можно более подробное знание «внутреннего» содержания гонки. Сейчас стартовавший гонщик может получить по ходу гонки от 2 до 10 раз информацию о том, сколько времени он выигрывает и проигрывает ближайшим конкурентам. Тренер к этой информации может добавить лишь визуальную оценку техники передвижения на наблюдаемых 2-3 участках

. Можно смело утверждать, что это на сегодняшний день - скудная информация. Многолетние наблюдения, проводившиеся на соревнованиях самого различного ранга, убедили в том, что сегодня спортсменам и тренерам необходимо знать динамику скорости передвижения спортсмена по дистанции как личную, так и сравнительную с основными конкурентами. Для этого необходимо на дистанции фиксировать время такое число раз, какое охватит все наиболее характерные участки, требующие от гонщика применения всего арсенала тактико-технических приемов.

5. Лыжные гонки задействуют все конечности. Большие требования по выносливости также возлагаются на мускулатуру верхнего плечевого пояса, включая широчайшие мышцы спины, дельтовидные мышцы и трицепсы. Следовательно, лыжник-гонщик должен работать над максимальным увеличением выносливости этих обычно мало используемых мышц верхнего плечевого пояса. Некоторые исследователи предположили, что в таких специфических мышцах, как трицепсы лучше иметь больше быстрых волокон ради большей скорости движений руки во время "толчковой" фазы одновременного хода.

. В занятиях начинающими лыжниками следует широко использовать экскурсии, походы, подвижные игры на лыжах, эстафеты и простейшие соревнования на небольших дистанциях с целью успешного освоения техники, создания дружного коллектива и привития занимающимся прочного интереса к занятиям лыжными гонками.

. При подборе общеразвивающих и специальных упражнений надо иметь в виду, что воздействие упражнений зависит от методики их выполнения, то есть от количества повторений (или деятельности применения упражнения), изменения темпа или ритма: изменения исходных положений; усложнения форм движений; применения дополнительных отягощений; использования различных условий внешней среды; акцентирования отдельных фаз движений.

. Для контроля за ростом тренированности занимающихся необходимо каждый месяц организовывать соревнования по выполнению контрольных нормативов по общей физической и специальной подготовке лыжников-гонщиков.

Литература

1.   Аграновский М.А. Лыжный спорт: Учеб. для студентов физической культуры. - М.: ФиС, 2002.- 534 с.

2.   Ажиппо А.Ю. Ориентация тренировочного процесса квалифицированных лыжников-гонщиков с учетом индивидуально-типологических особенностей физической подготовленности.- Львов: Мистетство, 2003.- 289 с.

3.      Бережанский В.О. <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=бережанский%20в> Специальная физическая подготовка квалифицированных лыжников-двоеборцев <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=специальная%20физическая%20подготовка%20квалифицированных%20лыжников-двоеборцев>.- Р/Д.: Специальная литература, 2006.- 346 с.

.        Баранов В.Д., Болотских В. К., Орлов Д. П. Лыжные гонки: Правила соревнований. - М.: ФиС,2004.- 178 с.

.        Бергман Б. И. Лыжный спорт: Учеб. пособие. - М.: ФиС, 2005.- 480 с.

.        Бутин И. М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2006.- 620 с.

.        Гурский А.В., Кобзева Л.Ф., Ермаков В.В. Техника коньковых ходов/ Лыжный спорт. - 2006.- Вып. 6.- с.21-27.

8.  Демко Н.А. и др. Техника конькового хода и пути ее совершенствования: Методические рекомендации. -Минск: Колывань, 2005.- 378 с.

9.   Донской Д.Д. Специальные упражнения лыжника-гонщика. Издание 2-е, дополненное.- М.: ФиС, 2004.- 172 с.

10.    Донской Д.Д., Гросс Х.Х. Техника лыжника-гонщика. - М.:ФиС, 2001.- 246 с.

11. Евстратов В.Д., Виролайнен П. М., Чукардин Г. Б. Коньковый ход - но не только. - М.: Флинта, 2005.- 280 с.

12. Евстратов В.Д., Чукардин Г.Б., Сергеев Б.И. Лыжный спорт: Учебник для институтов и техникумов физической культуры. -М.: ФиС, 2003.- 532 с.

13. Ермаков В. В. Техника лыжных ходов. - Смоленск: СГФИК, 2006.- 312 с.

14. Кальюсто Ю.Х.А. Основы техники лыжных ходов. - Тарту: Талга, 2003.- 412 с.

15. Кондратов А.В., Манжосов В.Н. Методика совершенствования техники лыжника-гонщика.- М.: РИО ГЦОЛИФК, 2004.- 363 с.

16. Кондратов А. В. Техника коньковых лыжных ходов: - СПб.: Специальная литература, 2004.- 312 с.

17.    Лыжный спорт: Учебник для институтов физической культуры/Под общ. ред. М. -А. Аграновского. - М.: ФиС, 2003.- 612 с.

.        Лыжные гонки: Правила соревнований /под ред Р.Д. Агранкина. - М.: ФиС, 2006.- 456 с.

19. Лыжный спорт: Учебник для техникумов физической культуры/Под ред. Е. И. Кудрявцева и др. - М.: ФиС, 2003.- 570 с.

20.    Майстришин В.Д. Тактические варианты использования лыжных ходов в различных условиях скольжения//Сб. научных трудов "Вопросы управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов".- Омск: СГАФК, 2005.- с.-111- 119.

21. Манжосов В. Н., Раменская Т. И. Задания по специализации «Лыжные гонки» -М.: Дашков и К, 2002.- 279 с.

22. Манжосов В. Н. Тренировка лыжников-гонщиков. - М.: ФиС, 2006.- 265 с.

24. Манжосов В. Н., Огольцов И. Г., Смирнов Г. А. Лыжный спорт: Учебное пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 2001.- 620 с.

25.    Марищук В.Л., Серова Л.К. Информационные аспекты управления спортсменами. - М.: ФиC, 2003.- 111 с.

.        Огольцов И. Тренировка лыжника - гонщика. - М.: ФиС, 2001.- 378 с.

.        Пальчевский В. Н., Демко Н. А., Корнюшко С. В. Лыжные гонки: новичку, мастеру, тренеру. - Минск: Полымя, 2007.- 542 с.

.        Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование/ под ред. Г.Ш. Юдашкина. - М: Академия, 2002.- 367 с.

29.    Платонов В.Н. <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=платонов%20в> Адаптация в спорте <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=адаптация%20в%20спорте>.- М.: Спорт, 2007.- 346 с.

.        Профессиональная подготовка преподавателя физической культуры по лыжному спорту. Программа для педагогических факультетов институтов физической культуры. - М.: ФиС, 2002.- 356 с.

31. Раменская Т. И. Контрольные вопросы и задания по технической подготовке и определению спортивных результатов в лыжных гонках. - М.: ФиС, 2006.- 432 с.

32.    Раменская Т. И. Лыжные гонки. Программа специалиста физической культуры - третий уровень высшего профессионального образования. - М.: ФиС, 2005.- 566 с.

33.    Сахновский К.П. <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=сахновский%20к> Подготовка спортивного резерва <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=подготовка%20спортивного%20резерва>.- М.: Педагогика, 2006.- 216 с.

.        Система подготовки спортивного резерва/под общ. ред. В.Г. Никитушкина. -М.: Спорт, 2004. -320с.

35. Спиридонов К.Н. Техника лыжника-гонщика. - М.: ФиС, 2003.- 246 с.

36.    Фредерик Е., Страт П. К вопросу о повышении результативности в лыжных гонках. Экспресс-информация ВНИИФКЦООНТИ, 2004.- вып.1.- с.56-72.

.        Бриль М.С., Филин В.П. Перспективы совершенствования системы отбора юных спортсменов. Теория и практика физической культуры, 2007.- № 2.- с. 30-32.

.        Винантов В.В., Рыбаков В.В. и др. Заболеваемость и определяющие ее факторы у квалифицированных лыжников-гонщиков в годичном цикле подготовки // Теор. и практ. физ. культ. 2006.- №10.- с. 18 - 21.

39. Гужаловский А.А., Алабин А.В. Модельные характеристики физической подготовленности девушек-спринтеров и экспериментальное обоснование методики их индивидуальной подготовленности. // Теория и практика физической культуры. -2006. -№5. - с. 35-39.

40.    Дятлов Д.А. Состояние иммунной системы и прогнозирование инфекционных заболеваний у квалифицированных лыжников-гонщиков в течение годичного цикла подготовки // Теория и практика физической культуры, 2005.- N 9.- с.41-44.

.        Ермаков В.В., Кобзева Л. Приоритетные научные исследования кафедры лыжного спорта СГИФК// Теория и практика физической культуры, 2005.- N 9.- с.32-39.

42. Запоржанов ВА. Сахновский К.П., Кузьмин А.И. Методика оценки перспективности спортсменов в условиях центра отбора. //Теория и практика физической культуры. -2005.- № 9. - с. 27-29.

43.    Котляр С.М. <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=котляр%20с> Особенности предсоревновательной подготовки квалифицированных лыжников-гонщиков с учетом участия в классических и коньковых гонках <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=особенности%20предсоревновательной%20подготовки%20квалифицированных%20лыжников-гонщиков%20с%20учетом%20участия%20в%20классических%20и%20коньковых%20гонках>//Теория и практика физической культуры. -2004.- № 8. - с. 26-29.

.        Рыбаков В.В., Куликов Л.М. Влияние тренировочных программ годичного макроцикла на состояние иммунитета и уровень заболеваемости квалифицированных лыжников-гонщиков //Теор. и практ. физ. культ. 2006.- № 10.- c. 37-45.

.        Хохлов Г.Г. <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=хохлов%20г> Скоростно-силовая подготовка квалифицированных лыжников-гонщиков в подготовительном периоде с учетом их участия в соревнованиях по спринту <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=скоростно-силовая%20подготовка%20квалифицированных%20лыжников-гонщиков%20в%20подготовительном%20периоде%20с%20учетом%20их%20участия%20в%20соревнованиях%20по%20спринту>// Теор. и практ. физ. культ. 2006.- № 10.- c. 46-49.

.        Якимов А. М. О кризисе «официальной» методики тренировки в циклических видах спорта. // Теория и практика физической культуры, 2005.-№2.- с 43 -52.

.        Якимов А. М. Основы тренерского мастерства. -М.: Терра- спорт, 2007. - 340 с


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!