Уровень и качество жизни, их показатели

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    537,3 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Уровень и качество жизни, их показатели















Уровень и качество жизни, их показатели

качество жизнь социальный

Введение

Уровень жизни (благосостояние) населения - сложное социально - экономическое понятие. Знания об уровне жизни всего дает анализ условий (потребностей), удовлетворение которых необходимо для жизнедеятельности.

Важнейшие среди них (первая группа потребностей) - питание, потребление одежды, обуви и других предметов, составляющих физические элементы уровня жизни. Вторую группу потребностей образуют духовные условия жизни и, наконец, - третью - социальные потребности, удовлетворяемые в процессе общественной деятельности. Все три группы потребностей являются не только естественными, но и исторически сложившимися условиями жизни.

Под уровнем жизни понимают обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достижение приемлемого уровня их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения. Потребности людей многообразны. Наряду с материальными существуют (и не менее важны) потребности духовные и социальные. Потребность - это необходимость, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. В связи с этим различен набор потребностей каждого человека: один занимается спортом, другой - нет, один посвящает свой досуг чтению или посещению театров, другой проводит свое свободное время у телевизора или на дискотеках, и т.д. Одни имеют возможность покупать лишь отечественные автомашины, другие приобретать иномарки.

Для определения степени удовлетворения потребностей фактическое потребление товаров и услуг соотносят с минимальными и рациональными стандартами их потребления. Термин "уровень жизни" неразрывно связан с термином "качество жизни", который представляет собой показатель общего благополучия человека, являющийся более широким, чем материальная обеспеченность. Качество жизни может зависеть от состояния здоровья, свободы от стрессов и чрезмерной озабоченности, организованности досуга, уровня образования, доступа к культурному наследию.

Объектом исследования являются понятия уровня и качества жизни и их роль в национальной экономике.

Предметом исследования являются понятия уровня и качества жизни и их роль в национальной экономике Республики Беларусь.

Целью данной работы является изучение факторов, определяющих динамику уровня жизни населения, анализ степени их влияния и роли в повышении уровня жизни. Для достижения поставленной цели нужно:

1. Ознакомиться с понятием и показателями уровня жизни;

.Провести анализ факторов, влияющих на динамику уровня жизни;

. Выявить проблемы уровня жизни в Республике Беларусь и проанализировать пути их решения.

Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

1.Уровень и качество жизни: сущность, основные понятия, критерии и показатели

.1 Уровень жизни: критерии и показатели

Уровень жизни - это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей. [1, с.112]. Понятие «уровень жизни» в его современной трактовке является весьма емким, охватывающим все стороны деятельности человека, совокупность которых дает представление о благосостоянии общества в целом и отдельных его членов в частности. Уровень жизни населения определяется, с одной стороны, составом и величиной потребностей в различных жизненных благах (продукты питания, одежда, жилище, транспорт, различные коммунальные и бытовые услуги, образование, медицинское обслуживание, культурно - просветительные мероприятия и т.д.). С другой - возможностью их удовлетворения, исходя из предложений на рынке товаров и услуг и реальных доходов людей, их заработной платы. Таким образом под уровнем жизни понимается уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей.

Ряд исследователей для обозначения уровня жизни используют понятия «благосостояние», «благополучие». В зарубежных источниках применяются понятия «общественное благосостояние», «экономическое благосостояние» (economic welfare). Последнее тождественно понятию «уровень жизни». В отечественных источниках термином «благосостояние» обычно обозначают обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами. При этом акцент делается на экономической обеспеченности. В современной интерпретации термин «уровень жизни» не характеризует доходы людей как таковые, а отражает в денежной форме потребление ими разнообразных потребительских комплексов. Все составляющие потребления вытекают из экономического благополучия [4, стр. 183]. Для анализа, а также для оценки уровня жизни используют различные показатели, такие как величина валового внутреннего продукта, национального дохода и реального дохода на душу населения, величина товарооборота, объем услуг на душу населения и т.д. К показателям уровня жизни населения также можно отнести такие понятия, как продовольственная и потребительская корзины, прожиточный минимум, потребительский бюджет.

Продовольственная корзина - это набор продуктов питания одного человека в месяц, рассчитанный на основе минимальных норм потребления продуктов, которые соответствуют физическим потребностям человека, калорийности, содержанию основных пищевых веществ и обеспечивают соблюдение традиционных навыков организации питания [5, стр. 78]. Минимальные нормы потребления продуктов обычно включают в себя продовольственные товары 11 групп: хлеб и хлебопродукты, картофель, овощи и бахчевые, фрукты и ягоды, мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, сахар и кондитерские изделия, масло растительное и маргарин, прочие продукты (соль, перец, т.д.). Нужно учитывать, что в состав минимального набора продуктов питания не включены алкогольные напитки, табачные изделия, деликатесы. Совокупный минимальный объем потребностей человека в натуральной форме образует минимальную потребительскую корзину. Потребительская корзина - расчетный набор, ассортимент товаров и услуг, характеризующий уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи [2, стр. 338]. Потребительская корзина обычно включает в себя продовольственные и непродовольственные товары и услуги. Данный показатель зависит от достигнутого уровня и качества жизни, поэтому сильно различается по странам. Например, в США потребительская корзина включает свыше 250 различных наименований товаров и услуг [2, стр. 335]. В странах с переходной экономикой эти показатели ниже [2, стр. 335]. Что касается Республики Беларусь, то в потребительской корзине общая доля товаров, вошедших в перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются, является незначительной и составляет около 9%. Об этом говорится в комментарии Минэкономики к постановлению Совета министров №676 от 28 мая 2011 года, которым утвержден данный перечень [6]. При расчете потребительской корзины рекомендуется брать рациональный уровень потребления (наиболее благоприятный для человека), минимальный уровень потребления (на грани обеспечения нормальных условий существования) и физиологический минимум потребления (уровень физического существования). Прожиточный минимум - стоимость минимально необходимого человеку набора благ, жизненных средств, позволяющих поддерживать жизнедеятельность [7, стр. 335]. Этот показатель определяется в расчете на «среднестатистического» жителя и для различных социально-демографических групп населения на основе научно обоснованных норм потребления, рациональных и других особенностей и с учетом реальных возможностей экономики. Постановлением Совета Министров №974 от 26 октября 2012 утвержден бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах сентября 2012 года в расчете на один месяц. Период действия этих социальных нормативов - с 1 ноября 2012 года по 31 января 2013 года:

в среднем на душу населения - 880 030 рублей;

для трудоспособного населения - 963 130 рублей;

для пенсионеров - 727 250 рублей;

для детей-студентов - 884 100 рублей;

для детей в возрасте от 6 до 18 лет - 994 850 рублей;

для детей в возрасте 3 до 6 лет - 916 310 рублей;

для детей в возрасте до 3 лет - 749 950 рублей.

Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения с ноября составляет 880 030 белорусских рублей . Новый БПМ выше на 4,3% норматива, который действовал с 1 августа по 31 октября 2012 года.

Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах сентября 2012 года по статьям расходов следующая:

- продукты питания - 58%;

плата за пользование жилым помещением и коммунальные услуги - 7,6%;

предметы гардероба - 20,5%;

бытовые и транспортные услуги - 4,9%;

товары бытового и хозяйственного назначения - 4,6%;

взносы и платежи - 1,8%;

- предметы первой необходимости, санитарии и лекарства - 2,5%. [8].

В Беларуси существует еще один норматив - Минимальный потребительский бюджет, который не следует путать с БПМ. Минимальный потребительский бюджет (МПБ) - социальный норматив, установленный для оценки уровня и качества жизни в Беларуси. МПБ - это минимальные расходы, необходимые для приобретения набора потребительских товаров и услуг. По мнению разработчиков бюджета, этот набор способен удовлетворить основные физиологические и социально-культурные потребности человека.[22].

Таблица 1- Среднедушевые минимальные потребительские бюджеты для различных социально- демографических групп населения в 2012 году в белорусских рублях


Специалисты объясняют разницу между МПБ и БПМ так: если МПБ должен обеспечивать человеку уровень жизни, необходимый для воспроизводства, то БПМ всего лишь дает человеку возможность не умереть. Также, отличие бюджета прожиточного минимума от минимального потребительского бюджета заключается в том, что в первый не входят культурно-просветительные мероприятия и отдых. Так, в бюджет прожиточного минимума не входят конфеты, пирожные, варенье, мед, грибы, баранина и некоторые другие продукты, потребление которых предусмотрено минимальным потребительским бюджетом [9].

Важнейшая задача уровня жизни - выявление закономерностей изменения благосостояния населения. Для этого проводятся исследования, охватывающие как всю страну, так и ее регионы, социально-демографические группы населения и различные типы домашних хозяйств. Это позволит проследить различия в уровне жизни в зависимости от экономических, национальных, природно-климатических и других особенностей, а также от доходов населения. Результаты исследования могут носить либо общий характер, либо частный, связанные, например, с оценкой потребления населением конкретных благ и обеспеченности его различными услугами. Источниками информации для решения поставленных задач выступают: текущий учет и отчетность предприятий, организаций и учреждений, обслуживающих население; данные статистики труда, занятости населения, трудоустройства и оплаты, бюджетов домашних хозяйств, переписей населения, разного рода социологических и других обследований социальных условий жизни и деятельности людей. В Республике Беларусь данными исследованиями занимается Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Одним из примеров этих исследований может служить их исследование « Об изменении уровня жизни населения Республики Беларусь за 9 месяцев 2012 г.» Это исследование проводилось по данным выборочного обследования домашних хозяйств по уровню жизни.

После проведенного исследования были сделаны следующие заключения:

·        По данным выборочного обследования домашних хозяйств, в январе-сентябре 2012 года располагаемые ресурсы в расчете на домашнее хозяйство составили 4 511,2 тыс. рублей в месяц и с учетом индекса потребительских цен увеличились на 4,8% по сравнению с соответствующим периодом 2011 г. В среднем на члена домашнего хозяйства располагаемые ресурсы составили 1 879,1 тыс. рублей в месяц.

·        В городах и поселках городского типа среднедушевые располагаемые ресурсы на 16,3% превысили уровень среднедушевых располагаемых ресурсов сельских жителей и составили, соответственно, 1 950,4 тыс. рублей и 1 677,5 тыс. рублей в месяц.

·        В январе-сентябре 2012 года доля домашних хозяйств с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума (малообеспеченных домашних хозяйств) составила 5,1%, в городах и поселках городского типа - 4,2%, в сельских населенных пунктах - 7,4%.

·        Потребительские расходы в январе-сентябре 2012 года составили в расчете на домашнее хозяйство 3 395,9 тыс. рублей в месяц.

·        В структуре потребительских расходов домашних хозяйств доля расходов на питание составила 43,9%, на покупку алкогольных напитков - 2,5%, на покупку непродовольственных товаров - 36,4%, на оплату услуг - 17,2%

Графическую интерпретацию данных результатов можно увидеть в Приложении Ж, Приложении З, Приложении И.

Но исследования проводятся не только в рамках каждого государства, но и на глобальном уровне. Если говорить о международном исследовании показателей уровня жизни, то в данном случае лучше всего обращаться к подходу Организации Объединенных Наций (ООН).Исследованиями уровня и качества жизни в рамках ООН занимается Программа Развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). Начиная с 1990 года ПРООН ежегодно издает доклад о человеческом развитии. Группа независимых международных экспертов является его автором, и кроме аналитических разработок использует так же в своей работе статистические данные полученные от различных международных межправительственных организаций и международных агентств. В изданиях доклада традиционно содержится информация об Индексе человеческого развития (ИЧР). ИЧР - это совокупный показатель уровня развития человека в стране, поэтому иногда его используют в качестве синонима таких понятий как «качество жизни» или «уровень жизни».

В качестве примера исследований ИРЧ можно привести данные ИРЧ за 2011 год. ИЧР 2011 года отражает прогресс в области развития, достигнутый за последние пять лет, и позволяет увидеть актуальные тенденции в отдельных государствах. Так, на основе данных ИРЧ за 2011 год можно отметить следующие изменения: в период с 2006 по 2011 год повысили свой рейтинг 72 страны, во главе с Кубой (+10 позиций, вышла на 51 место), Венесуэлой и Танзанией (у каждой +7, вышли, соответственно, на 73 и 152 место). Вместе с тем, еще 72 страны, включая Кувейт (-8, вышла на 63 место) и Финляндию (-7, вышла на 22 место), понизили свой рейтинг. Что касается изменений в Республике Беларусь, то в 2011 году она сохранила свою позицию, а именно- 65 место, что соответствует высокому уровню человеческого развития.

1.2 Уровень жизни и бедность

Во многих странах для оценки уровня жизни используют показатель " благосостояния общества", который символизирует минимальный уровень потребления и является показателем черты бедности.

Бедность - состояние постоянного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни, приемлемого в данном конкретном случае [10, стр. 335].

В экономической теории выделяют 4 уровня жизни населения:

достаток - пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека [11, стр. 199];

нормальный уровень - рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее благоприятные условия для полного восстановления физических и интеллектуальных сил человека [11, стр. 199];

бедность - потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства ресурсов для труда [11, стр. 199];

нищета - минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддерживать жизнеспособность человека [11, стр. 199].

В мировой практике нации считаются бедными, если тратят на питание около половины своего бюджета. Бедность характеризуется следующими показателями:

число бедных;

коэффициент глубины бедности;

коэффициент остроты бедности [10, cтр. 339].

Обычно оценка бедности предполагает, что существует некоторый определенный, четко установленный уровень жизни, называемый чертой бедности, достижение которого необходимо для того, чтобы тот или иной человек не считался бедным. И поэтому можно сказать, что черта бедности - минимальный уровень жизни, по которому устанавливается граница бедности. Если население не располагает таким минимум, то оно относится к бедным слоям.

Число бедных колеблется в зависимости от того, каким образом определяется черта бедности. Коэффициент глубины бедности выражает среднее отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума. Коэффициент остроты бедности - средневзвешенное отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума [10, стр. 340]. Можно выделить 3 различных подхода к определению бедности: бедность по доходам, по невозможности реализации способностей, заложенных в человеке, бедность, определяемая существенной разницей в уровне жизни по сравнению с существующим окружением [10, cтр.18]. ]. В первом подходе обычно выделяют относительную и абсолютную бедность. . Абсолютная бедность возникает тогда, когда люди опускаются ниже этого уровня, то есть остаются без крова, одежды, пищи. Относительная бедность определяется относительно общепризнанного уровня жизни в конкретном обществе в конкретный период времени, а не только относительно минимальных физиологических потребностей.

Второй подход в определении бедности - невозможность реализации способностей, заложенных в самом человеке. Здесь люди относятся к категории бедных, если по каким-то причинам их возможности в развитии заложенного в них потенциала ограничены. Исходя из этой концепции, обычно выделяют так называемые уязвимые группы населения, которые в силу сложившихся обстоятельств наиболее подвержены бедности в связи с ограничением потенциальных возможностей: инвалиды, матери-одиночки, дети-сироты и т.д.

Третий подход относит к бедным тех людей, которые по уровню своего дохода, возможностям развития потенциала, другим характеристикам уровня жизни заметно отличаются от окружающих их людей и норм, которые приняты в данном обществе. К бедным, или малообеспеченным, относят те группы населения, доходы которых по независящим от них причинам ниже установленных границ прожиточного минимума. По мировым стандартам доля населения, находящегося на уровне прожиточного минимума, не должна превышать 10%. [10, стр. 340]. По данным ООН, бедность определяется доходом в 2 дол. в день, нищета - в 1 дол. в день [10, стр. 340]. Бедность, в первую очередь, связана с неравномерностью распределения доходов и имущества. Она различна между городским и сельским населением, в различных территориальных регионах, между различными этническими группами населения. То, что считается бедностью в одной стране, расценивается благополучием в другой.

1.3 Качество жизни: критерии и показатели

Качество жизни - это степень развития и полнота удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей, проявляющихся как в различных видах деятельности, так и в самом жизнеощущении. Проблема качества жизни включает в себя условия, результаты и характер труда, демографические, этнографические и экологические аспекты существования людей. Под качеством жизни в современных концепциях качества за рубежом понимают комплексную характеристику социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе.[4, с. 187]

Американский исследователь О. Тоффлер рассматривает данную категорию как логическое и историческое следствие стандарта жизни, переход от удовлетворения "основных материальных нужд потребителя" к этапу удовлетворения "утонченных, видоизмененных личных потребностей потребителя в красоте, престиже, индивидуализации и чувственных отношениях". В целом его точка зрения на категорию качества жизни сводится к равновесию между человеком и окружающей средой.[11, с. 21]

Вместе с тем наиболее распространенная точка зрения состоит в том, что качество жизни - это уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей людей. Качество и уровень жизни тесно взаимосвязаны, причем качество жизни как более широкое понятие отражает намного больший спектр потребностей людей [12, с.97]. Качество жизни объективно. Это предполагает, что критерием оценки данной категории выступают научно обоснованные нормативы потребления населения. Соотношение фактического удовлетворения потребностей с разработанными нормативами говорит о степени удовлетворения потребностей отдельных людей, их групп, общества в целом. Вместе с тем потребности субъективны. Каждый человек имеет свою шкалу предпочтений, вследствие чего одна и та же степень удовлетворения конкретной потребности по-разному оценивается разными индивидами.[11, с. 22]

Белорусские ученые предлагают при исследовании качества жизни опираться на следующие характеристики, дополняющие количественные показатели уровня жизни:

§  качество питания - его состав, ценность, вкусовые качества, свежесть и экологическая чистота продуктов, регулярность питания;

§  состояние образования и культуры - уровень обучения, степень овладения научными знаниями, доступность

§  библиотек, музеев и т.п.;

§  качество жилья - удобство планировки и благоустройство населенных пунктов, обустройство и обстановка жилища;

§  условия и характер труда - его напряженность и эффективность, уровень производственного травматизма, свобода в выборе профессии и специальности и др.;

§  качество свободного времени и условия отдыха - разнообразие занятий в свободное время, характер просмотра телепередач, наличие и характер хобби, время на самообразование, смысл свободного времени, достаточная продолжительность отдыха, доступность домов отдыха и санаториев;

§  благополучие семейной жизни - ощущение личного счастья и удовлетворенности.

В рамках международных сопоставлений особый интерес представляет система оценки качества жизни, предложенная в 1997 г. Мировым банком, согласно которой качество жизни в разных странах можно сопоставить посредством сравнения следующих показателей:

) плотность населения (чел. на км2);

) ВВП в долларах на душу населения: а) в долларах по курсу и б) в долларах по покупательной способности;

) бедность - процент населения, имеющего доход менее 1 дол. в сутки на человека;

) уровень детской смертности - число умерших на 1000 родившихся;

) общая фертильность женщин - число рождений на 1 женщину;

) доля грамотного населения старше 15 лет (в %); доля населения, имеющего доступ к санитарии, защите от эпидемии, пользующегося коммунальными удобствами [2, с.104].

Несмотря на разнообразие показателей, оценивающих качество жизни, следует заметить, что эта категория носит исторический характер и может варьироваться как в разрезе отдельных стран, так и по временным промежуткам. Рост общественного производства и уровня развития производительных сил изменяет потребности людей, их предпочтения и представления об окружающем мире, а, следовательно, должны изменяться и параметры измерения качества жизни.

2.Анализ динамики показателей уровня и качества жизни

.1 Динамика обобщающих показателей

В начале 90-х годов в международном лексиконе и терминологии специалистов появилось новое определение - индекс развития человеческого потенциала (ИРПЧ), или сокращённо - индекс человеческого развития (ИЧР), значение которого позволяет говорить о том или ином уровне жизни в стране. ИРЧП - показатель, разработанный специалистами Программы развития ООН для оценки степени оптимальности развития общества. Он показывает, насколько условия жизни в данной стране близки к таким общепринятым критериям благополучия отдельного человека и всей нации, как возможность жить долго, получить образование и иметь достойный уровень материального благосостояния. ИРЧП измеряют с помощью системы показателей, включающих:

ожидаемую продолжительность жизни (характеризует долголетие новорождённого, который проживёт жизнь в условиях ныне существующего уровня смертности);

уровень образования, измеряемый как совокупный индекс грамотности взрослого населения (старше 15 лет) и совокупной доли учащихся на всех ступенях обучения (начальной, средней, высшей) в общей численности населения в возрасте от 6 до 24 лет;

уровень жизни населения, который характеризует доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования; изменяется на базе реального валового внутреннего продукта на душу населения [14, стр. 487].

Для того чтобы рассчитать отдельные составляющие индекса, фактические показатели по той или иной стране сравнивают с фиксированными стандартами минимальных и максимальных значений. При определении индекса продолжительности предстоящей жизни в качестве минимального стандарта принят возраст 25 лет, максимального - 85 лет; для индекса уровня образования населения стандарты составляют соответственно 0 и 100%; для индекса среднедушевого реального ВВП - 100 и 40 тыс. долл. (ППС).

Индексы, характеризующие уровень образования и грамотности, рассчитываются по формуле:

, (1)

где ИРЧП - индекс развития человеческого потенциала;  - фактическое значение i-го показателя;  - минимальное значение i-го показателя; максимальное значение i-го показателя [2, с. 487].

С 1999 г. при расчёте индекса реального среднедушевого ВВП в данную формулу подставляют не сами значения, а их логарифмы:

, (2)

где Y - реальный ВВП на душу населения той или иной страны по ППС, в долларах США [2, с. 488].

Показатель достигнутого уровня образования вычисляется через совокупный индекс грамотности взрослого населения и совокупной доли учащихся, поступившие в учебные заведения всех уровней по формуле:

, (3)

где  - индекс достигнутого уровня образования, - индекс грамотности взрослого населении,  - доля учащихся, поступивших во все учебные заведения [2, с. 489].

Величина ИРЧП может изменяться от 0 до 1, при этом, чем ближе она к 1, тем выше развитие человеческого потенциала и короче путь, который надо пройти данной стране к достижению желаемых ориентиров. К странам с высоким уровнем человеческого развития относятся те, в которых ИРЧП > 0,8; к странам со средним уровнем человеческого развития - те, в которых ИРЧП< 0,8, но >0.5; к странам с низким уровнем человеческого развития - те, в которых ИРЧП< 0,5 [2, с. 488].

По последним данным Республика Беларусь по индексу человеческого развития занимает 65-е место из 187 стран мира, выше, чем другие страны СНГ. В численном выражении индекс человеческого развития с 2005-2011 год вырос с 0,723 до 0,756 или на 0,8% в среднегодовом исчислении [5]. . В этой же группе стран Российская Федерация - на 66-м месте, Казахстан - на 68-м, Грузия - на 75-м, Украина - на 76-м, Армения - на 86-м, Азербайджан - на 91-м. В республике сохраняется невысокая дифференциация в уровне доходов граждан. Так, на протяжении последних лет соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных групп населения находится в пределах 5,6-5,9 раза.

В Российской Федерации соотношение денежных доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных групп населения в 2009 году составило 16,7 раза. По последним опубликованным данным, соотношение доходов наименее и наиболее обеспеченных групп населения в США составило 16 раз, Молдове - более 12, Эстонии, Латвии и Литве - более 10, Польше, Франции - около 9, Германии - около 7, Норвегии, Швеции - более 6, Казахстане, Украине - около 5 раз. На сегодняшний день ВВП на душу населения является тем макроэкономическим показателем, который более точно и в полной мере отображает уровень жизни населения той или иной страны. Нет, валовый внутренний продукт, конечно же, достаточно точно характеризует экономическое развитие страны, но его большое значение еще не говорит о том, что экономика этой страны является эффективной. Ведь одно дело, когда ВВП равен 1,0 млрд. долларов у страны с населением 100 млн. человек, и совсем другое дело, когда эти деньги сгенерировала экономика страны, население которой составляет всего лишь 10 млн. человек. Так, согласно «Докладу о развитии человека» за 2010/2011 год такой важный показатель как ВВП на душу населения, рассчитанный в долларах по паритету покупательной способности, среди постсоветских республик распределился следующим образом: Эстония - 18519 долларов, Беларусь -13909, Украина -6712, Казахстан -12603, Армения -5110, Грузия -5114, Туркменистан - 6785, Россия - 15837, Литва -17185 [15].

2.2 Динамика показателей доходов населения и БПМ

Одним из важнейших направлений социальной политики является политика в области доходов населения.

Доходы - это средства в натуральной и денежной формах, получаемые субъектами (отдельными лицами, семьей, фирмами, государством) в результате их экономической деятельности.

Для оценки уровня доходов применяют понятия номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальный доход - это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и уровня цен.

Располагаемый доход - это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережение.

Реальный доход - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на располагаемый доход.

Реальные доходы населения определяются только в динамике за два года и более с использованием индекса потребительских цен, который рассчитывается за каждый месяц и за год в целом:

В Республике Беларусь изучение доходов опирается на Баланс расходов и доходов населения и выборочные обследования домохозяйств.

Структура денежных доходов населения Беларуси, согласно Балансу расходов и доходов населения, включает:

§  оплату труда всех работающих;

§  социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии и др.);

§  доходы от собственности (проценты по вкладам, ценным бумагам, дивиденды);

§  доходы от предпринимательской деятельности и др. [16, с.164].

В Приложении Б отображена структура денежных доходов.

Что же касается самих доходов в Республике Беларусь, то в I полугодии 2012 г. общий объем денежных доходов населения составил 135,5 трлн. рублей. Реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) составили 107,9% к уровню I полугодия 2011 г. (См Приложение В) Также, Денежные доходы в расчете на душу населения в I полугодии 2012 г. в целом по республике составили 2 386,8 тыс. рублей в месяц и превысили бюджет прожиточного минимума в 3,1 раза. (см.Приложение Г)

Также, если говорить о доходах населения нельзя не обратиться к упрощенной системе налогообложения в Республике Беларусь.

Обратимся сначала к структуре. Структура упрощенной системы налогообложения выглядит так:

Плательщики- организации, индивидуальные предприниматели.

Критерии:

ü  Численность сотрудников без уплаты НДС не более 15 человек, если платить НДС- не более 100 человек.

ü  Выручка за год не должна превысить 3400 млн. рублей без уплаты НДС, 12000 млн. рублей- при уплате НДС

Ставки налога:

ü  7% от выручки

ü  5% от выручки при уплате НДС

ü  5%- для сельских населенных пунктов от выручки

ü  3%- для сельских населенных пунктов от выручки с уплатой НДС

ü  2%- экспорт товаров и услуг

ü  15%- от валового дохода для розничной торговли, если в штате до 15 сотрудников.

Смягчение условий применения упрощенной системы налогообложения, по мнению представителей бизнес-сообщества, позволит в ближайшие годы существенно повысить заработную плату их работников, а также создать новые рабочие места. В Беларуси в 2013 году условия применения упрощенной системы налогообложения будут изменены. Во- первых будут снижены ставки. В 2013 году ожидается снижение с 7до 5% ставки при работе без уплаты налога на добавленную стоимость, и с 5 до 3% - ставки с уплатой налога на добавленную стоимость.[17] Следующее, чего стоит ожидать в 2013 году, это изменение критериев численности работающих на предприятиях, которые смогут принять упрощенную систему без уплаты НДС, а также расширение критериев валовой выручки. На сегодня право не выплачивать НДС при упрощенной системе налогообложения имеют предприятия с численностью не более 15 человек, валовая выручка за год у которых не превышает 3,4 млрд. бел. рублей. Со следующего года критерий численности будет расширен до 50 человек, критерий валовой выручки - более чем в 2 раза до 8,2 млрд. бел. рублей.[17] Это те базовые условия, которые, по мнению представителей бизнес-сообщества, необходимы для того, чтобы существенно повысить уровень заработной платы своих работников.

Также, в соответствии с программой социально-экономического развития до 2015 года предусматривается значительное увеличение доли малого бизнеса в создании ВВП, а также увеличение количества занятых в этой сфере. Поэтому со стороны бизнес-сообщества были взяты социальные гарантии о том, что расширение критериев применения упрощенной системы налогообложения в ближайшие 2 года позволит в малом бизнесе обеспечить как выход на показатель заработной платы $500-700, так и на создание новых рабочих мест. [17]

Законом Республики Беларусь "О прожиточном минимуме в Республике Беларусь" установлена правовая основа определения прожиточного минимума и его использования. Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную величину минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам, и ежеквартально утверждается постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

Бюджет прожиточного минимума (БПМ) как социальный норматив используется для анализа и прогнозирования уровня жизни населения; оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям); обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий.

Постановлением Совета Министров №974 от 26 октября 2012 утвержден бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах сентября 2012 года в расчете на один месяц. Период действия этих социальных нормативов - с 1 ноября 2012 года по 31 января 2013 года.

·        в среднем на душу населения - 880030 руб.;

·        для трудоспособного населения - 963130 руб.;

·        для студентов - 884100 руб.;

·        для детей в возрасте от 6 до 18 лет - 994 850 рублей;

·        для детей в возрасте 3 до 6 лет - 916 310 рублей;

·        для детей в возрасте до 3 лет - 749 950 рублей.

(см. Приложение Г)

Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах сентября 2012 года по статьям расходов следующая:

- продукты питания - 58%;

плата за пользование жилым помещением и коммунальные услуги - 7,6%;

предметы гардероба - 20,5%;

бытовые и транспортные услуги - 4,9%;

товары бытового и хозяйственного назначения - 4,6%;

взносы и платежи - 1,8%;

- предметы первой необходимости, санитарии и лекарства - 2,5%. (см.Приложение Д)

Показатель уровня малообеспеченности населения республики (доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума) определен Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы в качестве важнейшего индикатора экономической безопасности. Его пороговое значение установлено в размере не более 10% в целом по республике.[17] Принимаемые в текущем году меры по поддержанию доходов населения (повышение зарплаты работников бюджетной сферы, пенсий, пособий семьям с детьми, предоставление государственной адресной социальной помощи) позволили переломить негативную тенденцию роста уровня малообеспеченности населения в стране. В первом полугодии 2012 года доля населения с доходами ниже БПМ составила 7,6%. Этот показатель ниже уровней малообеспеченности населения, сложившихся в 2011 году в третьем квартале (7,8%) и четвертом квартале (10,1%).[21]

2.3 Качество жизни и его характеристика

К основными показателями качества жизни населения относятся: показатели естественного движения населения; показатели миграционного движения населения; показатели трудовых ресурсов; показатели занятости и безработицы; показатели уровня образованности; показатели здоровья.[4]

По показателям здоровья, к которым относятся продолжительность жизни, рождаемость, смертность, судят об уровне жизни общества, о его социальном прогрессе. Беларусь занимает по отдельным показателем (материнская смертность, смертность детей, уровень вакцинации) одно из самых высоких мест в Центральной и Восточной Европе. Одной из ключевых задач демографической политики является укрепление здоровья нации, минимизация заболеваемости и поступательное снижение смертности, формирование в обществе прочных устоев здорового образа жизни. Так, по сравнению с 2005 годом общий коэффициент рождаемости увеличился почти на  с 9,2 случая на 1 тыс. человек в 2005 году до 11,4 - в 2010 году. Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число рожденных детей, приходящихся на одну женщину) повысился с 1,29 в 2005 году до 1,44 в 2010-м году. Значение данного показателя в Беларуси несколько выше, чем в средне по Восточной Европе (1,39), а также в таких европейских странах, как Польша (1,28), Словакия (1,31), Германия и Румыния (по 1,33 в каждой), Австрия, Венгрия, Греция и Литва (по 1,39), Украина (1,40) [4].

Республика Беларусь относится к странам с низким уровнем младенческой и детской смертности. Показатель младенческой смертности (на 1 тыс. живорожденных детей) снизился с 12,4 в 1997 году до 6,4 - в 2005-м году и 4,0 - в 2010 году. Для сравнения: младенческая смертность на 1 тыс. живорожденных детей составляет: в Норвегии, Финляндии, Швеции и Японии - по 3 случая в каждой; Австрии, Бельгии, Германии, Дании, Италии, Нидерландах, Франции, Чехии, Швейцарии - по 4 случая, Великобритании, Израиле, Канаде - по 5, в США и Польше - по 6, Венгрии, Словакии, Эстонии - по 7, Болгарии, России и Сербии - по 11, Украине - 12, Молдове - 18, Китае - 22, Армении и Казахстане - по 24, Грузии - 33, Узбекистане - 46, Индии - 52 случая [4].

Одним из важных показателей, характеризующих качество жизни населения страны, является средняя продолжительность жизни граждан. Среди стран СНГ, ожидаемая продолжительность жизни мужчин в Беларуси, выше, чем в Казахстане (59,4 года), России (61,1 года), Украине (63,2 года). По ожидаемой продолжительности жизни женщин Беларусь уступает лишь Армении (77,2 года). К странам мира с самой высокой продолжительностью жизни мужчин относятся Исландия, Швейцария, Япония, Швеция, И талия, Кипр (80-78,4 года), женщин - Япония, Швейцария, Франция, Испания, Италия, Австрия (86,6 - 82,9 года) [4].

Важными качественными характеристиками населения являются показатели образовательного уровня. В связи с этим изучается состав населения по грамотности и уровню образования. Степень грамотности характеризуется коэффициентом грамотности, который рассчитывается как отношение численности лиц, умеющих читать или писать на каком-либо языке обычно в возрасте 9-49 лет, ко всей численности населения в этом же возрасте.

Среди стран СНГ Беларусь является лидером по охвату детей с дошкольным образованием. Высокий уровень охвата населения начальным, средним и высшим образованием.

По определению Министерства статистики и анализа Республики Беларусь экономически активное население - это часть населения, представляющая свой труд для производства товаров и услуг. К экономически активному населению относится все занятое население, безработные и женщины, находящиеся в отпусках по уходу за ребенком до 3 лет.

Наша республика относится к числу стран с высоким уровнем занятости населения.В экономике Беларуси в январе-сентябре 2012 года было занято 4570 тыс. человек, что на 2,1% меньше, чем в январе-сентябре 2011 года. По данным Национального статистического комитета РБ, чтсленность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец сентября 2012 года составила 26,3 тыс. человек, что на 12,8% меньше, чем на конец сентября 2011 года и на 5,5% меньше, чем на конец августа 2012 года. [23]. Уровень зарегистрированной безработицы на конец сентября 2012 года составил 0,6% от экономически активного населения. По данным последних выборочных обследований рабочей силы общее число безработных по методике Международной Организации Труда (МОТ) составило в первом полугодии 2012 года в Азербайджане 0,3 млн. человек (5,6% численности экономически активного населения), Армении - 0,3 (18,7%), Казахстане - 0,5 (5,3%), Кыргызстане - 0,2 (8,6%), Молдове - 0,1 (9,4%), России - 4,6 (6,1%), Таджикистан - 0,2 (11,5%), Украине - 1,9 (8,7%).[24].

В 1990 году ПРООН опубликовала первый доклад с оценкой экономического и социального прогресса стран мира, в котором было сформулировано понятие человеческого развития. В изданиях доклада традиционно содержится информация об Индексе человеческого развития, который ежегодно рассичтывается экспертами ПРООН совместно с группой независимых международных экспертов, использующими в своей работе, наряду с аналитическими разработками, статистические данные национальных институтов и международных организаций. Индекс человеческого развития (Human Development Index, HDI) был разработан пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком (Mahbub ul-Haq) в 1990 году и более 20 лет используется ООН как альтернативный показатель общественного прогресса, в противоположность чисто экономическим оценкам. Исходная идея исследования заключалась в следующем: общественное развитие следует оценивать не только по национальному доходу, как это долго практиковалось, но также по достижениям в области здоровья и образования, которые поддаются измерению в большинстве государств[25].

ИЧР - это совокупный показатель уровня развития человека в стране, поэтому иногда его используют в качестве синонима таких понятий как «качество жизни» или «уровень жизни». Индекс измеряет достижения страны с точки зрения состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан, по трем основным направлениям:

1.       Здоровье и долголетие, измеряемые показателем ожидаемой продолжительности жизни при рождении.

2.       Доступ к образованию, измеряемый уровнем грамотности взрослого населения и совокупным валовым коэффициентом охвата образованием.

.        Достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС).

Эти три измерения стандартизируются в виде числовых значений от 0 до 1, среднее геометрическое которых представляет собой совокупный показатель ИРЧП в диапазоне от 0 до 1. Затем государства ранжируются на основе этого показателя (см. ниже таблицу по странам). Все страны в рейтинге классифицируются четырьмя категориями:

1.       Страны с очень высоким уровнем ИЧР.

2.       Страны с высоким уровнем ИЧР.

.        Страны со средним уровнем ИЧР.

.        Страны с низким уровнем ИЧР.

В «Докладе о человеческом развитии» за прошлый год ,в дополнение к уже используемому ИЧР, который является сводным показателем, опирающимся на среднестрановые статистические данные и не учитывающим внутреннего неравенства, были введены три новых индикатора: Индекс человеческого развития, скорректированный с учетом социально-экономического неравенства (ИЧРН), Индекс гендерного неравенства (ИГН) и Индекс многомерной бедности (ИМБ).[25]


3.Социальная политика и ее роль в повышении уровня и качества жизни

.1 Основное направление политики доходов в Республике Беларусь

Главной целью социально-экономического развития Беларуси было и остается повышение уровня и качества жизни. Для этого была разработана «Программа социально-экономического развития Республики Беларусь», в которой дается оценка положения Беларуси и прогноз на 2010-2015 годы.

Важнейшими целями социальной политики должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики.

В качестве ориентиров государственной политики, направленной на увеличение доходов населения, предусматриваются:

§  рост реальных денежных доходов - 149-156 процентов;

§  повышение реальной заработной платы как основного источника формирования доходов и важного стимула трудовой активности работников - 152-158 процентов;

§  снижение уровня малообеспеченности в два раза;

§  совершенствование государственной адресной социальной помощи, поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей;

§  дальнейшее развитие системы пенсионного обеспечения, повышение реальной пенсии по возрасту не менее чем в 1,5 раза.[17]

Государственная политика в области оплаты труда предполагает превращение заработной платы в надежный источник доходов, повышение ее роли в стимулировании трудовой активности работников и будет основываться на сочетании государственных, рыночных и коллективно-договорных механизмов ее регулирования. Постепенно будут расширяться права субъектов хозяйствования в части формирования и начисления заработной платы.

Важнейшей функцией государства останется обеспечение государственных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда. Для этого необходимо обеспечить:

§  создание экономических предпосылок для роста заработной платы, легализации всех трудовых доходов;

§  опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом заработной платы;

§  поэтапное повышение размера минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета;

§  предотвращение необоснованной дифференциации по уровню заработной платы в разных сферах деятельности и на региональном уровне;

§  развитие рыночных и коллективно-договорных механизмов регулирования заработной платы.

В бюджетном секторе будет сохранено государственное регулирование оплаты труда на основе изменения тарифной ставки первого разряда и совершенствования Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.

В политике денежных доходов населения государство руководствуется двумя основными подходами:

§  создание условий для того, чтобы трудоспособные граждане могли своим добросовестным трудом и инициативой зарабатывать достойные, постоянно повышающиеся доходы для себя и своих семей;

§  обеспечение надежной социальной защиты и поддержка нетрудоспособных и тех категорий населения, которые по объективным причинам не в состоянии обеспечить минимально допустимый уровень жизни.

Главная составляющая доходов населения - заработная плата. Она призвана служить надежным источником доходов, выступая в то же время важнейшим экономическим фактором стимулирования трудовой активности работников.

Исходя из критерия социальной справедливости, важнейшим принципом организации системы оплаты труда в Республике Беларусь является обеспечение равной платы за равный труд. Это достигается на основе использования тарифной системы, включающей нормирование труда и Единую тарифную сетку. Тем самым обеспечивается одинаковый подход при формировании тарифных заработков работников с учетом их квалификации, профессионального уровня, сложности и общественной значимости их труда.

При этом предприятия могут самостоятельно устанавливать системы (повременно-премиальная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная и др.) и размеры оплаты труда. Бюджетные организации вправе устанавливать системы оплаты труда, а ее размеры устанавливаются правительством.

Заработная плата работника зависит от отработанного рабочего времени, выработки, качественных показателей труда, соблюдения технико-технологических стандартов, трудовой дисциплины и индивидуальными размерами не ограничивается.

Государственное регулирование роста заработной платы осуществляется путем увязки параметров ее повышения с увеличением объемов производства, реализации продукции (работ, услуг), эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. Этим достигается дифференциация размера тарифной ставки первого разряда и заработков работников одинаковой квалификации, работающих на разных предприятиях и в отраслях экономики, в зависимости от результативности функционирования субъекта хозяйствования.

По данным источников, реальные располагаемые денежные доходы населения Беларуси в январе- сентябре текущего года составили 116,1% к уровню января- сентября 2011 года.

Реальная заработная плата работников республики (без субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в январе-сентябре нынешнего года составила 115,4% к январю-сентябрю прошлого года. Реальная зарплата работников в сентябре нынешнего года составила 130,5% к уровню сентября 2011 года, а к уровню августа 2012-го - 99%. По статистическим данным, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников (без субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в январе-сентябре нынешнего года была 3 млн. 520,4 тыс. бел. рублей, что составляет 204,4% к уровню января-сентября минувшего года. Средняя зарплата в сентябре достигла 4 млн. 96,7 тыс. бел. руб - 181,2% к сентябрю 2011 года и 100,3% к августу 2012 года.

3.2 Основное направление политики социальной защиты и политики занятости в Республике Беларусь

Основной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и ввода новых рабочих мест;

постепенное приближение страны по уровню заработной платы к развитым европейским государствам;

укрепление здоровья, увеличение рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни населения;

повышение интеллектуального и культурного потенциала нации; улучшение качества и обеспечение доступности социальных услуг независимо от места жительства [17].

Главной целью демографической политики является повышение ожидаемой продолжительности жизни и уровня рождаемости населения. Для решения этой цели необходимо направить усилия государства:

на повышение устойчивости и ценности института семьи, усиление социальной защиты нуждающихся семей;

на укрепление здоровья и снижение смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте;

на формирование здорового образа жизни;

на государственную поддержку семейных форм устройства сирот, создание максимально благоприятных условий для национального усыновления, принятие протекционистских мер по отношению к отечественным и зарубежным бизнесменам и благотворительным организациям, которые строят и организуют работу детских деревень, семейных детских домов;

на оптимизацию внешних миграционных процессов, обеспечение положительного сальдо внешней миграции населения [17].

В целях повышения рождаемости и укрепления семьи предусматриваются поэтапное увеличение размеров пособий и иных выплат в связи с рождением детей, увязка величины пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет с очередностью рождения.

Особое внимание будет уделяться созданию условий для воспитания детей-инвалидов в семейной среде. Будут улучшены условия для сочетания родителями семейных и профессиональных обязанностей.

Предстоит усовершенствовать механизм помощи молодым семьям в улучшении жилищных условий на основе развития системы строительных сбережений и ипотеки.

В решении демографических проблем важное место отводится вопросам укрепления нравственных основ семьи и брачно-семейных отношений, ориентации общественного сознания на благополучную, крепкую семью с несколькими детьми.

Реализация названных направлений демографической политики позволит стабилизировать численность населения республики на уровне 9,4 млн. человек, увеличить ожидаемую продолжительность жизни с 71 года до 72 - 73 лет в 2015 году.

Основными задачами государственной политики в социально-трудовой сфере являются повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда. Исходя из поставленных задач определены следующие приоритетные направления политики занятости населения:

создание новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг;

стимулирование роста занятости в сфере услуг;

создание условий мотивации к высокоэффективному труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда;

повышение гибкости рынка труда за счет совершенствования системы переподготовки кадров;

формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы;

создание системы социального страхования населения от безработицы [17].

Результатами достижения поставленных задач станет рост уровня занятости населения до 80 процентов к трудовым ресурсам, повышение доли работающих в сфере услуг до 58 процентов от общей численности занятых в экономике [18]. Основная цель - не просто обеспечить граждан Республики Беларусь рабочими местами, а дать возможность максимально эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд. В области пенсионного обеспечения основными задачами являются финансовая устойчивость пенсионной системы и рост пенсионных выплат с учетом повышения жизненных стандартов.

Для этого необходимы:

ü  поддержание реального уровня пенсионных выплат, увязанного с ростом реальной заработной платы, изменением стоимости жизни и возможностями экономики в целом;

ü  определение минимальных государственных пенсионных гарантий на уровне, предусматривающем снижение малообеспеченности среди пожилых и инвалидов;

ü  повышение эффективности государственных пенсионных расходов, в том числе на основе рационализации пенсионных норм, ориентированной на усиление зависимости размера пенсий от личного участия в финансировании пенсионной системы;

ü  содействие развитию программ дополнительного добровольного пенсионного страхования в рамках коммерческого страхования и привлечению к активному участию в них работодателей и работников.

Выполнение поставленных задач будет содействовать финансовой стабильности национальной пенсионной системы, позволит работникам формировать доход на пенсионный период на соответствующем их ожиданиям уровне.

В условиях рыночных отношений в первую очередь будет оказываться поддержка тем, кто в силу своего социально-экономического положения не может самостоятельно обеспечить необходимый доход или находится в трудной жизненной ситуации. Повысится доступность социального обслуживания для нуждающихся в социальных услугах пожилых людей, ветеранов, инвалидов.

Главными задачами социальной защиты населения являются усиление поддержки наиболее нуждающихся граждан и создание условий для повышения уровня их жизни, обеспечение доступности социальной помощи, базирующейся на государственных социальных гарантиях и стандартах.

Повышение эффективности социальной поддержки населения будет обеспечено путем:

усиления мер социальной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей, в том числе путем повышения размера пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;

повышения адресности оказания социальной помощи;

создания условий для трудовой и социальной реабилитации инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития;

улучшения условий проживания граждан в стационарных учреждениях социального обслуживания: создания домов-интернатов малой вместимости, домов-интернатов повышенной комфортности для оказания социальных услуг на платной основе.

Намеченные меры позволят обеспечить рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 1,7 - 1,76 раза за пятилетие, повысить реальный размер пенсий по возрасту в 1,8 - 1,9 раза, усилить адресность социальной поддержки граждан [17].

Медицинская помощь для граждан Республики Беларусь останется общедоступной и бесплатной, а ее качество, техническая оснащенность учреждений здравоохранения будут соответствовать уровню развитых стран.

Основной задачей развития здравоохранения является улучшение показателей здоровья населения на основе дальнейшего повышения качества медицинских услуг, обеспечение за счет бюджетных средств единых социальных стандартов медицинской помощи каждому человеку независимо от его места жительства.

Решение поставленной задачи предусматривает:

§  развитие современной инфраструктуры медицинских услуг;

§  повышение качества медицинского обслуживания населения;

§  внедрение в медицинскую практику результатов отечественных научных исследований и разработок в области профилактики и лечения болезней системы кровообращения, злокачественных опухолей, инфекционных заболеваний, снижения хирургической патологии;

§  расширение использования в отечественной системе здравоохранения высокотехнологичных разработок в области кардиохирургии, онкологии, трансплантации, развитие компьютерных информационных технологий; обеспечение доступности медицинской помощи как для городского, так и для сельского населения, включая эффективные, безопасные и качественные лекарственные средства;

§  внедрение новых эффективных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний на основе передовых отечественных и зарубежных научных медицинских разработок;

§  рост экспорта медицинских услуг;

§  увеличение инвестиций в здравоохранение за счет расширения внебюджетной деятельности, роста платных медицинских услуг (за исключением оказываемых бесплатно), развития государственно-частного партнерства в решении проблем здравоохранения;

§  укомплектование медицинскими кадрами первичного звена, повышение уровня укомплектованности врачами и средним медицинским персоналом до 100 процентов.

Реализация основных направлений в области здравоохранения будет способствовать снижению уровня заболеваемости и сокращению смертности в 2015 году до 13 человек на тысячу населения (против более 14 человек в 2010 году) [17].

Что касается образования, то период реформирования в белорусской системе образования завершен. За следующие пять лет предусматривается обновить содержание и повысить качество образования, чтобы создать школу, откуда выходит интеллектуальная молодежь, владеющая информационными технологиями и иностранным языком.

Первоочередными задачами являются повышение качества образования, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями инновационного развития.

Для их решения предусматривается реализация следующих направлений:

развитие системы образования на основе внедрения современных коммуникационных и информационных технологий;

оптимизация объемов и структуры подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием и рабочих кадров в соответствии с потребностями развития экономики;

придание университетам функций центров научно-инновационной деятельности, создание и развитие при них субъектов инновационной инфраструктуры;

интеграция профессионального образования, науки и производства;

улучшение материально-технического и финансового обеспечения отрасли посредством многоканального финансирования учреждений образования;

повышение кадрового потенциала системы образования;

увеличение уровня обеспечения студентов дневной формы получения образования местами в общежитиях, расширение сети студенческих деревень;

интеграция национальной системы образования в единое Европейское пространство высшего образования, присоединение к Болонскому процессу, создание национальной системы оценки качества образования с учетом международных требований [17].

Решение поставленных задач в области образования позволит поднять престиж профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, обеспечить органичное вхождение в европейское образовательное пространство, не теряя достижений и традиций отечественной высшей школы.

Достижение намеченных целевых ориентиров призвано увеличить объем ВВП на душу населения по паритету покупательной способности с 14,3 тыс. долларов США в 2010 году до 26 - 27 тыс. в 2015 году, производительность труда в расчете на одного занятого - с 26,2 тыс. до 49 - 51 тыс. долларов США [8].

Намеченные меры приблизят качество жизни населения к европейскому уровню социальных стандартов. Позволят обеспечить рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 1,7 - 1,76 раза за пятилетие, повысить реальный размер пенсий по возрасту в 1,8 - 1,9 раза. Уровень обеспеченности жильем в расчете на одного жителя составит не менее 27 - 28 кв. метров в 2015 году, цены на услуги жилищно-коммунального хозяйства будут расти в жесткой увязке с ростом доходов населения[17].

Главным результатом реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь станет рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе модернизации экономических отношений, инновационного развития, повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики.

Будет предпринят комплекс эффективных мер для того, чтобы страна не позднее 2015 года вошла в число пятидесяти стран с наиболее высоким уровнем развития человеческого потенциала.

Заключение

Таким образом, в курсовой работе была раскрыта сущность уровня и качества жизни, рассмотрена структура показателей уровня и качества жизни, изучены факторы, определяющие динамику уровня жизни населения, проведен анализ степени их влияния и роли в повышении уровня жизни, а также проанализирована политика государства в направлении улучшения уровня и качества жизни в Республике Беларусь. Цель курсовой работы достигнута.

По результатам курсовой работы можно сделать следующие выводы:

) Уровень жизни - это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей. Важнейшая задача уровня жизни - выявление закономерностей изменения благосостояния населения. Для этого проводятся исследования, охватывающие как всю страну, так и ее регионы, социально-демографические группы населения и различные типы домашних хозяйств.

) Бедность - состояние постоянного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни, приемлемого в данном конкретном случае. В мировой практике нации считаются бедными, если тратят на питание около половины своего бюджета. Бедность, в первую очередь, связана с неравномерностью распределения доходов и имущества. Она различна между городским и сельским населением, в различных территориальных регионах, между различными этническими группами населения. То, что считается бедностью в одной стране, расценивается благополучием в другой.

) Качество жизни - это уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей людей. Качество и уровень жизни тесно взаимосвязаны, причем качество жизни как более широкое понятие отражает намного больший спектр потребностей людей.

) В Республике Беларусь за последние несколько лет можно проследить положительную динамику увеличения уровня развития человека.

5) Одним из важнейших направлений социальной политики является политика в области доходов населения. В Республике Беларусь денежные доходы в расчете на душу населения в 2012 г. в целом по республике превысили бюджет прожиточного минимума в 3,1 раза.Также, в сравнении с первым полугодием 2012 года, в Республике Беларусь увеличился БПМ по всем показателям и снизилась доля людей, доход которых был ниже БПМ.

) Беларусь занимает по отдельным показателям качества жизни одно из самых высоких мест в Центральной и Восточной Европе. Также в республике успешно проводятся различные программы по улучшению качества жизни.

7) В Республике Беларусь успешно проводится государственная политика по увеличению доходов, которая направлена на усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики.



Список использованной литературы

.Макроэкономика: учеб. пособие / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина.― М.: Дело и Сервис, 2006.―415 с.

.Социальная политика в РБ: Учеб. пособие/ Бондарь Н.Н., Терлиженко А.Н. ― Мн., 2005―206 с.

.Макроэкономика: учеб. пособие/ А.В. Бондарь [и др.].―М15 2-е изд.―Минск: БГЭУ, 2009.― 415 с.

.Экономика и социология труда: Учеб. пособие./ Рофе А.И.―Москва: РАГС, 2006―345 с.

.Бестивицкий Ю. Баланс интересов и возможностей/Ю. Бестивицкий // Республика.―2011.―№215 (5378)―10 ноября ―С. 5.

.www.belapan.com

.Социальная политика: Учебник. Изд/Под общ. Ред. Н.А. Волгина.― Изд. 2-е, перераб. и доп. ―М.: Изд-во РАГС, 2008.― 408 с.

.Бюджет прожиточного минимума в Беларуси с 1 ноября повышен на 4,3% до Br880 тыс. 30, 01 ноября 2012 г./Новости Беларуси. [Электронный ресурс]/Белорусское телеграфное агентство.― Режим доступа: #"699732.files/image012.gif">

Рисунок 1- Уровень ВВП на душу населения в странах СНГ

Приложение Б

Рис. 2- Структура денежных доходов населения (в процентах к общему объему денежных доходов)

Приложение В

Рис.3- Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения (в процентах к соответствующему периоду)

Приложение Г

Рис. 4- Размер бюджета прожиточного минимума в республике Беларусь в 2012-2013 г. в белорусских рублях

Приложение Д

Рис.5- Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в 2012 году по статьям расходов (бел. руб.)

Приложение Е

Рис.6- Среднедушевые денежные доходы населения по областям и г. Минске в 1 полугодии 2012 г. (тысяч рублей в месяц).

Приложение Ж

Рис.7- Распределение домашних хозяйств по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов в январе-сентябре 2012 г. (в процентах к итогу)

Приложение З

Рис.8- Структура малообеспеченных домашних хозяйств в январе-сентябре 2012 года. (в процентах к общему числу малообеспеченных домашних хозяйств)

Приложение И

Рис.9- Структура потребительских расходов домашних хозяйств с различным составом в январе-сентябре 2012 года. (в процентах к итогу)

Похожие работы на - Уровень и качество жизни, их показатели

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!