Анализ хозяйственной деятельности ООО 'Фаворитплюс'
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
Национальный
минерально-сырьевой университет "Горный"
Кафедра
организации и управления
ОТЧЕТ
по
преддипломной практике
Студента группы МФ-08 - 2
Семенова Ильи Викторовича
Руководитель практики
от кафедры Салихова Я.Ю.
Руководитель практики
от предприятия Петренко Е.В.
Санкт-Петербург
Содержание
Введение
1. Краткая характеристика предприятия
2. Особенности деятельности медицинских
компаний
3. Анализ эффективности деятельности
предприятия
4. Анализ внутренней среды предприятия
5. Анализ внешней среды предприятия
6. Swot - анализ ООО "Фаворитплюс"
7. Рекомендации по совершенствованию
маркетинговой политики ООО "Фаворитплюс"
Заключение
медицинский swot маркетинговый
Введение
Преддипломная практика является завершающим этапом учебного процесса и
служит целью закрепления теоретических знаний и умений, получения практических
навыков.
На основании прохождения практики пишется отчет, который содержит
практический материал исследования и изучения предприятия, получения знаний и
умений управления, закрепления навыков и применения на практике основных
методов оценки положения предприятия, его внутренней и внешней среды.
В качестве цели прохождения преддипломной практики можно назвать
получение информации об изучаемом предприятии, исследование его с позиции
полученных теоретических методов оценок, приобретения практической
направленности будущей профессии.
На основании поставленной цели в ходе прохождения практики был решен ряд
задач:
- дана краткая характеристика исследуемого объекта;
- оценены его внутренняя и внешняя среда;
- проведен анализ финансового состояния предприятия;
- дана характеристика маркетинговой среды предприятия;
- предложены мероприятия по совершенствованию маркетинговой
стратегии предприятия.
При написании отчета в качестве источников применялась учебная и научная
литература, актуальные статьи и монографии, статистическая и финансовая
отчетность предприятия, ресурсы сети интернет.
В ходе исследования были применены методы анализа, оценки,
систематизации.
1.
Краткая характеристика
предприятия
Общество с ограниченной ответственностью "ФаворитПлюс" является
официально зарегистрированным юридическим лицом, осуществляющим
предпринимательскую деятельность на территории российской Федерации на
основании действующего законодательства и нормативных актов.
Компания создана в 2008 году учредителями и функционирует на основании
Устава. На сегодняшний день, ООО "ФаворитПлюс" - одна из наиболее
стабильных и активно развивающихся компаний на российском рынке медицинской
техники.
Сфера деятельности компании - комплексное оснащение медицинских,
лечебно-оздоровительных, санаторно-курортных и других учреждений полным
спектром медицинского, стоматологического, лабораторного, гидротерапевтического
оборудования, оборудования для SPA-салонов, медицинской мебелью, а также
модернизация и переоснащение существующих объектов здравоохранения.
Организация находится по адресу: 196650, г. Санкт-Петербург, ул.
Финляндская, д. 9, офис 306.
ООО "ФаворитПлюс" является коммерческой организацией.
Предприятие действует на основе самофинансирования и самоокупаемости, является
юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, приобретает
гражданские права и несёт гражданские обязанности, необходимые для
осуществления своей деятельности. Общество несет ответственность по своим
обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, на которое по действующему
законодательству может быть обращено взыскание. Общество имеет самостоятельный
баланс.
Обеспечить постоянный спрос продукции позволяет совокупность мер по
созданию конкурентных преимуществ, связанных с успешным осуществлением
стратегий. Компания ООО "ФаворитПлюс" предоставляет более пяти тысяч
товарных позиций, отлаженная система доставки позволяет отправлять товар во все
регионы РФ и ближайшие страны, на складе поддерживается постоянный запас
медицинской техники различного профиля, индивидуальный подход к клиентам.
Поддерживаются различные формы оплаты (наличные, безналичные), гибкие условия
оплаты, возможность рассрочки на определённый период и определённый процент. За
счет сотрудничества с хорошими дилерами, можно позволить устанавливать низкие
цены на товары и услуги, по сравнению с другими компаниями. Достигнуть
увеличения товарооборота позволяет реклама, аукционы, ключевые партнёры.
Партнёры очень ценят надёжные компании, поэтому компания ООО
"ФаворитПлюс" никогда не подводит клиентов, даже в условиях кризиса
компания надёжно поставляла медицинское оборудование, тем самым получила статус
надежной компании а так же приобрела много постоянных партнёров. Это позволяет
компании активно реализовывать товар.
ООО "ФаворитПлюс" осуществляет продажи медицинского оборудования
ведущих российских и зарубежных производителей.
· Акушерство и гинекология: BTL (Чехия), Dixion, Горское,
кресла гинекологические (Россия), Heine (Германия) - светильники смотровые,
Bestman (ГонКонг), BioNet, (Корея) доплеры фетальные, Оптимед - кольпоскопы.
· Лабораторное оборудование: ELMI ltd (Латвия), BioSan ltd
(Латвия), BINDER GmbH, (Германия) - центрифуги, термостаты;
· Дозирующие устройства компаний Thermo Electron, BIOHIT;
· Анализаторы: DIESSE (Италия), TECHNO MEDICA (Япония), 77
ELEKTRONIKA (Венгрия), STAT FAX- AWARENESS TECHNOLOGY (США), APEL (Япония),
ABACUS - DIATRON (Австрия).
· УЗ диагностика: Mindray (Китай), Sonoscape (Китай), General Electric (США).
· Физиотерапия: Милта, Матрикс, Мустанг, УЗОР, УЛЕЙ.
Организация управления компании имеет линейно-функциональную структуру
(рисунок 1).
Центральным звеном на предприятии является генеральный директор. Им
осуществляется непосредственное управление и координация деятельности
предприятия, ставятся текущие и долгосрочные цели, определяется направление
стратегического роста и развития.
Рисунок 1 - Организационная структура управления ООО
"ФаворитПлюс"
Представленная структура имеет четкие разграничения и иерархию связи.
Отличительной чертой построения представленной структуры является четкое
распределение обязанностей, функциональность каждого отдельного звена по
отдельности, а также в целом по организации для осуществления основных целей и
поставленных задач. Связи в управлении линейные.
Основой линейно-функциональной структуры управления является
"шахматный" принцип построения и специализации управленческого
процесса по функциональным подсистемам организации (планирование, производство,
исследование и разработка, финансы и прочие). По каждой подсистеме формируется
иерархия служб, пронизывающая организацию сверху и до низу. Результатами работы
каждой службы аппарата управления осуществляется оценка полученных показателей
работы, характеризующих выполнение ими поставленных целей и задач. Конечный
результат деятельности каждого подразделения в целом является второстепенным,
так как все службы, филиалы и подразделения работают на общий результат
компании и помимо собственных целей придерживаются общих целей компании.
Использование линейно-функциональной структуры управления характерно для
производств, где аппарат управления выполняет рутинные, часто меняющиеся задачи
и функции. Особенностью этой структуры управления является тот факт, что
функциональные звенья функционируют только посредством функциональных связей с
сохранением принципа единоначалия.
Организация управления производством при этом может успешно
функционировать только в случае внедрения равномерных изменений. Однако
необходимо отметить, что данная система лишена гибкости во взаимоотношениях
рядовых сотрудников и системы управления из-за формальности правил и принципов,
имеет низкую реакцию на требования внешней среды.
На основании приведенной схемы структуры можно отметить тенденцию к
централизованному управлению в компании, то есть руководство высшего звена
оставляет за собой большую часть полномочий, необходимую для принятия важнейших
решений. Вывод об этом назревает на основании количества уровней управления, а
также на условии применения этой структуры.
Организационная структура управления ООО "ФаворитПлюс"
построена по бюрократическому типу, характеризующейся высокой степенью
разделения труда, цепью команд, подбором кадров на основании профессионализма и
деловых качеств, субъективностью в системе вознаграждения, неформальностью
отношений в коллективе. Данная компания стремится к достижению комфортного
расположения, нет определённого стиля в одежде, главное быть в хорошем
расположении духа.
Но с другой стороны, бюрократический тип структуры управления имеет ряд
отрицательных моментов, а именно: трудности связи с внешней средой, высокая
степень стандартизации, утрата гибкости поведения, сокращение поиска
альтернатив.
. Особенности деятельности медицинских
компаний
Прежде всего, следует сказать несколько общих слов о деятельности
медицинских компаний, так как она имеет свою специфику, что не может не
отразиться на последующем анализе.
В течение последних пяти лет, на фоне мифа о бесплатности и нищете
медицинских клиник стало приходить понимание, что медицинский бизнес (даже
платные услуги в гос. больнице) дело прибыльное, а рентабельность минимум 14%,
оказалась выше, чем в соседнем супермаркете.
В современных условиях высококачественное, надежное и эффективное
медицинское оборудование играет огромную роль. Благодаря большому количеству
видов, рынок медицинского оборудования представлен огромным множеством
производителей. Вследствие увеличения государственного финансирования
учреждений медицины в последние годы, российский рынок медоборудования
постоянно растет, достигая все более широких масштабов. В стране активно
функционируют компании по продаже медтехники, аптечные пункты, медицинские
выставки.
Оценивая рынок медицинского оборудования, следует остановиться на
некоторых его особенностях, весьма типичных для многих субъектов РФ: с одной
стороны, небольшой объем продаж, низкий покупательский спрос лечебных
учреждений, а с другой - большая перспективная емкость, как в стоимостном, так
и в количественном выражении, относительно невысокая конкуренция. В виду низкой
платежеспособности лечебно-профилактических учреждений, продавцы этот сегмент
рынка развивают не так активно, как, например, фармацевтический.
Основным показателем активности рынка является его покупательная
способность. На протяжении ряда лет основная нагрузка в приобретении
медицинского оборудования ложится на бюджетные источники финансирования. Доля
бюджета в общих расходах на приобретение медицинского оборудования составляет
55-60%. При этом за последние 1-2 года отмечается существенный рост
внебюджетных источников финансирования (до 25-30%). В последние годы оснащение
лечебных учреждений значительно улучшилось: так, за последний год отмечается
двукратный рост расходов на приобретение медицинского оборудования.
Постоянный мониторинг ситуации, складывающейся на рынке медицинской
техники - это один из ключевых элементов современных
организационно-методических подходов к планированию медико-технического
обеспечения государственного и муниципального заказов на оказание медицинской
помощи населению.
. Анализ эффективности деятельности
предприятия
В процессе анализа были использованы данные за последние два года.
Таблица 1. Основные финансовые показатели деятельности ООО
"ФаворитПлюс"
Показатели
|
2012 г. (тыс. руб/млн руб)
|
2011 г. (тыс. руб/млн. руб)
|
Темп роста %
|
10332
|
4945
|
2,1
|
Себестоимость продаж
|
9316
|
5440
|
1,7
|
Коммерческие расходы
|
78
|
126
|
0,6
|
Прибыль от продаж
|
1016
|
495
|
2,05
|
Прибыль до налогообложения
|
890
|
573
|
1,5
|
Чистая прибыль
|
890
|
573
|
1,5
|
Общий объем выручки от продаж за 2012 год вырос на 110% по отношению к предыдущему периоду.
Коммерческие расходы сократились практически на 62% по сравнению с предыдущим годом. Также произошел прирост
себестоимости продаж на 75 процентов. Произошло значимое увеличение чистой
прибыли на 55%, это связанно с получением дохода от
реализации государственного заказа. Увеличение данных показателей
свидетельствует об устойчивом финансовом положении фирмы за прошедший период.
. Анализ внутренней среды предприятия
Миссия компании - оказывать всестороннее содействие персоналу лечебных
учреждений в выполнении их высокого предназначения, обеспечивая необходимой
медицинской продукцией и новейшей информацией в сфере их профессиональных
интересов. Реализуя миссию, компания опирается на такие ценности, как общество,
клиенты и партнёры, сотрудники, развитие.
Таблица 2. Ценности компании
Общество
|
Мы работаем на благо общества. Взаимоотношения с обществом
мы строим на основе общечеловеческих нравственных принципов. Мы считаемся со
сложившимися условиями: политическими и социальными, экономическими и духовными.
Мы ценим окружающую среду. Мы участвуем в благотворительных акциях.
|
Клиенты и партнеры
|
Взаимовыгодное партнерство - принцип нашей работы,
основанный на доверии и взаимоуважении. Ориентируясь на долгосрочное
сотрудничество, мы гарантируем выполнение наших обязательств. Мы готовы
предоставить современную, экологически чистую продукцию высокого качества.
|
Сотрудники
|
Наиболее ценным капиталом компании являются люди. Мы
предоставляем каждому сотруднику возможность профессионального роста,
продвижения и обеспечения достойного уровня жизни.
|
Развитие
|
В своей работе мы делаем ставку на создание и
совершенствование конкурентных преимуществ в условиях меняющегося внешнего
окружения. Развитие для нас - это жизнь.
|
Стратегическим выбором компании является контролируемый рост за счет
собственных ресурсов и ресурсов контрагентов (поставщиков и потребителей) с
одновременным повышением чистой экономической рентабельности и
производительности труда работников. Стратегический план развития компании
предусматривает неизменное движение вперед в условиях меняющегося внешнего
окружения.
Цель компании - стать первыми на рынке медицинского оборудования,
расходных материалов и медицинской инженерии в России и СНГ, т.е. стать одним
из лидеров рынка.
Оперативная оценка выполнения стратегического плана осуществляется в
режиме реального времени с использованием системы сбалансированных показателей.
Данная система является эффективным инструментом корректировки стратегии и
своевременного принятия решения. Мониторинг деятельности компании производится
в четырех аспектах: маркетинг, финансы, бизнес-процессы, персонал.
Стратегическое видение компании: в течение 5 лет ООО
"ФаворитПлюс" планирует войти в тройку лидеров рынка поставок
медицинской продукции в РФ.
Операционную эффективность и размеры компании планируется увеличить за
счёт:
- Территориального развития (открытие филиалов в РФ и СНГ);
- Развития продуктовых групп, как существующих, так и новых (не
менее 3);
- Развития эксклюзивных и прямых контрактов и доведения их до
значимой доли в ключевых продуктовых группах;
- Внедрения новых управленческих, информационных и
логистических технологий.
Особенность работы с лечебно-профилактическими учреждениями требует
наличия не только деловых качеств и компетенции в области медицины, но и специфических
знаний, находящихся на стыке различных дисциплин. Опыт, накопленный за годы
существования компании, позволяет строить самые смелые планы и с уверенностью
смотреть в будущее.
5.
Анализ внешней среды
предприятия
Анализ внешней среды включает в себя анализ субъектов микросреды и
факторов макросреды.
Субъекты микросреды:
– поставщики;
– потребители;
– контактные аудитории;
– конкуренты.
На сегодняшний день портфель компании включает более 20 брендов.
Стратегическими партнёрами компании являются: General, ElectricUnomedical, K.
Storz GmbH, SCHILLER, "Сoloplast", B. Braun, 3M, Тюмень-Медико, Dräger, Medical AG & Co, Carl Zeiss,
Merivaara, Johnson & Johnson.
Контактная аудитория это любая группа, которая проявляет реальный или
потенциальный интерес к предприятию или оказывает влияние на его способность
достигать поставленных целей. Как известно, условно выделяют семь типов
контактных аудиторий: финансовые круги, средства массовой информации,
контактные аудитории государственных учреждений, гражданские группы действий,
местные контактные аудитории, широкая публика, внутренние контактные аудитории.
В контактную аудиторию ООО "ФаворитПлюс" входят частные и
государственные медицинские учреждения; средства массовой информации, в
частности специализированные издания; поставщики; собственные работники
компании.
Стратегические клиенты компании - лечебно-профилактические учреждения
(ЛПУ), расположенные по всей территории России. В работе с каждым из них
"ФаворитПлюс" придерживается своих основных приоритетов -
пунктуальности и порядочности. Это позволяет завоевать доверие клиентов,
достойно участвовать в крупных государственных тендерах и осуществлять по ним
поставки.
Основные конкуренты ООО "ФаворитПлюс": ООО "МедТорг",
компания "РосМедика", ООО "БалтМедика", ООО "Тримм
Медицина", ООО "РОСИМЕД", ООО "Медицинская компания",
где главным из них является ООО "БалтМедика".
6.
SWOT - анализ ООО
"ФаворитПлюс"
SWOT-анализ - метод стратегического планирования,
заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и
разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses
(слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы).
Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами
внутренней среды объекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен
повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то
есть тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется
объектом).
Объектом SWOT-анализа может быть не только организация, но и
другие социально-экономические объекты: отрасли экономики, города,
государственно-общественные институты, научная сфера, политические партии,
некоммерческие организации (НКО), отдельные специалисты, персоны и т. д.
Таблица 3. SWOT - анализ ООО "ФаворитПлюс"
Сильные стороны(Strengths)
|
Слабые стороны (Weaknesses)
|
– современный профессиональный подход к деятельности; –
надежные отношения с ведущими производителями медицинского оборудования; –
квалифицированный персонал; – доверительные отношения в коллективе; – широкая
клиентская база.
|
– высокая стоимость некоторых видов услуг; – большое
количество конкурентов; – молодой возраст предприятия; – низкий уровень
распространения в сети интернет; – нерегулярный мониторинг деятельности
конкурентов; – низкий уровень рекламной деятельности; – текучесть кадров.
|
Возможности (Opportunities)
|
Угрозы (Threats)
|
– осуществление деятельности в других странах и городах; –
регулярные розыгрыши больших государственных тендеров на закупку медицинского
оборудования; – выход на рынок косметологического оборудования; – развитие
медицины в России.
|
– появление новейшего оборудования у конкурентов; –
доступность специализированного оборудования; – конкуренты ведущие более
длительную деятельность на рынке медицинского оборудования.
|
По данным SWOT - анализа, формируются следующие выводы.
Сильными сторонами работы ООО "ФаворитПлюс", оказывающими
максимально позитивное влияние на результаты его работы, являются надежные
отношения с ведущими производителями медицинского оборудования, квалифицированный
персонал, а также современный профессиональный подход к деятельности.
Слабыми сторонами работы данного предприятия, оказывающими максимально
негативное влияние на результаты его работы, являются высокая цена на некоторые
виды товаров и услуг, большое количество конкурентов и молодой возраст
предприятия.
Наиболее значимой угрозой для эффективной работы ООО
"ФаворитПлюс", способной оказать интенсивное негативное влияние на
результаты его работы, являются предприятия конкуренты, ведущие более
длительную деятельность на рынке медицинского оборудования, а также более
раннее появление новых видов оборудования у конкурирующих фирм.
7.
Рекомендации по совершенствованию
маркетинговой политики ООО
"ФаворитПлюс"
Выявленные на предприятии ООО "ФаворитПлюс" проблемы можно
объединить в следующие группы:
- Проблемы товарной политики
- Проблема стратегического маркетинга
- Проблемы организационно-экономического характера
- Проблемы внешней рекламной деятельности
В таблице ниже даётся описание проблем и краткие пояснения.
Таблица 4. Проблемы внешней рекламной деятельности
|
Проблема
|
Рекомендации
|
Желаемый результат
|
1
|
Сайт Компании не проработан
|
Проработка структуры сайта и деталей, устранение имеющихся
недочётов
|
Более презентабельный, удобный и информативный сайт
|
2
|
Недостаточно высокая эффективность обслуживания клиентов
|
Внедрение программного обеспечения позволяющего иметь
полную информацию о движении товара
|
Повышение эффективности обслуживания клиентов
|
Предлагается реконструировать сайт ООО "ФаворитПлюс". Следует
расширить доступ к каталогам продукции, не ограничиваясь лишь некоторыми
производителями, и добавить рекламу брендовой продукции на сайте. Так же
рекомендуется осуществить идею интернет-магазина, для большего удобства
клиентов.
Таблица 5. Проблемы организационно-экономического характера
|
Проблема
|
Рекомендации
|
Желаемый результат
|
1
|
Потеря управляемости вследствие неконтролируемого роста
|
Сокращение персонала
|
Сокращение издержек на персонал
|
2
|
Высокая текучка кадров
|
Разработка системы мотивации
|
Сокращение текучки, укрепление корпоративной культуры
|
3
|
Отсутствие некоторых нормативных документов
|
Разработать нормативную базу
|
Новая структура внесёт ясность в отдельные аспекты работы
компании
|
4
|
Недостаток квалификации персонала
|
Обучение персонала
|
Повышение уровня профессионализма компании
|
На данный момент в компании работает 64 сотрудника. Предлагается
сократить небольшую часть персонала и перераспределить их обязанности между
оставшимися сотрудниками. Это позволит снизить издержки, устранить размытость
обязанностей и, тем самым, бороться с неэффективностью труда. Следует более
тщательно проводить отбор персонала при приёме на работу и проводить обучение
уже нанятых кадров. Возможно создание учебного центра при компании для
регулярного повышения квалификации кадров. Текущая ситуация показывает, что
отсутствие чёткой системы мотивации препятствует закреплению сотрудников на
месте. Требуется разработать эффективную систему мотивации и внедрить её в
кратчайшие сроки, чтобы сократить текучку кадров и тем самым избежать возможных
денежных потерь. Так же повышению лояльности персонала послужат корпоративные
мероприятия, поздравления с днем рождения, беспроцентные ссуды
Таблица 6. Проблема стратегического маркетинга
|
Проблема
|
Рекомендации
|
Желаемый результат
|
1
|
Отсутствие регулярного стратегического маркетинга
|
Назначить эксперта из отдела маркетинга ответственным
именно за это направление
|
Формирование чёткого видения происходящего на рынке, более
точный прогноз
|
2
|
Невысокая доля рынка
|
Захват новых территорий, открытие представительств компании
на территории РФ и стран бывшего СНГ
|
Расширение географического присутствия, увеличение доли
рынка
|
3
|
Недостаток конкурентных преимуществ
|
Создание комплексных решений по направлениям федеральных
программ
|
Увеличение конкурентоспособности
|
На данный момент в ООО "ФаворитПлюс" отсутствует регулярный
стратегический маркетинг, анализ конкурентной среды и рынков. Устранение данной
проблемы поможет определить чёткое стратегическое направление в этой области,
разработать цели, задачи и согласно плану выполнять их. Анализ рынка и
конкурентной среды позволит выявить незанятые ниши и возможности для увеличения
конкурентоспособности компании.
На данном этапе ООО "ФаворитПлюс" следует вести более
агрессивную политику с тем, что бы завоёвывать новые территории и прочно там
закрепляться, и увеличивать свою долю рынка для получения большей прибыли.
Таблица 7. Проблемы товарной политики
|
Проблема
|
Рекомендации
|
Желаемый результат
|
1
|
Недостаток эксклюзивных товарных позиций
|
Поиск новых партнёров
|
Повышение конкурентоспособности
|
Несмотря на то, что на данный момент ООО "ФаворитПлюс" является
эксклюзивным дистрибьютором некоторых производителей, всё же этого не
достаточно. Заключение договоров на поставку эксклюзивных позиций позволит
увеличить конкурентоспособность ООО "ФаворитПлюс".
Заключение
В результате пройденной преддипломной практики был не только получен опыт
работы в крупной компании, но также получены практические навыки аналитической
работы результатов маркетинговой деятельности.
Были рассмотрены направления деятельности, особенности построения организационной
структуры и иерархии подчинения на предприятии. Проведены анализ эффективности
деятельности, анализ внутренней и внешней среды, а также SWOT-анализ ООО "ФаворитПлюс".
В результате проведённого анализа были выявлен ряд проблем в компании и
предложены меры по их ликвидации. Таковыми являются:
Устранение недостатков и реорганизация структуры сайта компании;
оптимизация товарных потоков; меры по закреплению компании на собственных
территориях и захват новых территорий и рынков; поиска новых партнеров,
предоставляющих самое современное медицинское оборудование, разработка системы
мотивации и организация регулярного стратегического маркетинга.
Как показывает анализ, предприятие имеет устойчивое положение на рынке
медицинского оборудования, не смотря на свой молодой возраст.