Формирование расходов бюджета по отрасли 'Социальная политика'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    545,26 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование расходов бюджета по отрасли 'Социальная политика'














Курсовая работа

по дисциплине Финансы

на тему: Формирование расходов бюджета по отрасли «Социальная политика»











Содержание

Введение

. Исследование теоретического материала по теме социальная политика

.1 Изучение понятия социальной политики, ее задач и принципов

.2 Изучение истории возникновения социальной помощи в России

.3 Изучение особенностей планирования расходов на социальную политику

. Анализ планирования расходов бюджета по отрасли социальная политика в России на период с 2013 по 2015 гг.

.1 Планируемые расходы бюджета по отрасли социальная политика на период с 2013 по 2015 гг.

.2 Факторный анализ расходов бюджета по отрасли социальная политика с 2007 по 2011 гг.

. Проблемы и пути их решения

.1 Проблемы планирования расходов по отрасли социальная политика РФ

.2 Пути решения проблем планирования расходов социальной политики РФ

Заключение

Список источников

Введение

Социальная политика - одна и наиболее важных и центральных составляющих государственного строя. Она возникает практически сразу после появления государства, и ее отсутствие делает невозможным его существование.

История социальной помощи в Российской Федерации насчитывает уже тысячу лет. За это время помощь людям, существовавшая как «призрения» превратилась в социальную политику, с собственной правовой базой, методами и инструментами.

Закономерно сказать, что за это время назрело немало причин увеличения эффективности планирования социальной помощи. Среди них такие как: большое количество нуждающихся и малый объем бюджета, постоянные непредвиденные затраты на социальную политику, растущий уровень бедности. Теперь перед государством стоит не просто задача эффективного планирования, а изменения этого планирования, его методов и способов, что бы увеличить эффективность и даже постепенно уменьшать затраты на данную статью расходов.

Цель работы - изучить формирование расходов бюджета по отрасли социальная политика.

В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:

В 1 главе

Исследовать теоретический материал по теме социальная политика и планирование расходов бюджета в отрасли социальная политика.

.1. Изучить понятие социальной политики, ее задачи и принципы.

.2.Изучить историю возникновения социальной помощи в России.

1.3. Изучить особенностей планирования расходов бюджета по отрасли социальная политика.

Во 2 главе

Провести анализ планирования расходов бюджета по отрасли социальная политика

.1.Изучить планируемые расходы бюджета по отрасли социальная политика с 2013 по 2015

.2. Провести факторный анализ планируемых расходов и расходов в период с 2007 по 2011.

В 3 главе

Обозначить проблемы и предложить пути их решения.

.1. Обозначить проблемы и сложности планирования расходов бюджета по отрасли социальная политика.

.2.Предложить возможные пути решения проблем

1. Исследование теоретического материала по теме социальная политика

.1 Изучение понятия социальной политики, ее задач и принципов

Социальная политика - политика <#"662308.files/image001.gif">

Краткий вывод поможет обобщить и суммировать весь изученный материал первой главы моей курсовой работы.

Таким образом:

Социальная политика - политика <#"662308.files/image002.gif">

2.2 Факторный анализ расходов бюджета по отрасли социальная политика с 2007 по 2011 гг.

Проведем факторный анализ расходов бюджета по отрасли социальная политика с 2007 по 2011 год, с целью выявления закономерностей и причин изменения финансирования данной отрасли. [6]


2007

2008

2009

2010

2011

Поступление

1946817

2730172

3222649

4610084

5255643

Внебюджетные фонды

1016897

1254013

1273364

1929016

2385189

Федеральный бюджет

919879

1456930

1946726

2649581

1340964

Расход

1786457

2357793

4249235

4922109

Сначала определим общую тенденцию поступлений в государственный бюджет денежный средств и их расходования на социальную политику.


Тенденция к росту расходов выражена очень ярко.

Из графика видно, что существует расхождение в сумме планируемых расходов и расходов. Эта и другие проблемы будут рассмотрены в третьей главе.

Так - же, можно наблюдать явную тенденцию роста поступлений в бюджет, при этом поступления больше расходов примерно на пять процентов. За промежуток времени в пять лет, с 2007 по 2011 год, расходы, планируемые на социальную политику, выросли в 2,5 раза. Рассмотрим возможные факторы, которые могли повлиять на их рост.

)Рост уровня цен влечет за собой рост издержек на социальную политику, так как государство вынуждено увеличивать выплаты, что бы они соответствовали прожиточному минимуму.[7]


Инфляция (%)

Дефлятор

2007

11,9

1,119

2008

13,3

1,133

2009

8,8

1,088

2010

8,9

1,089

2011

6,1

1,061


=1,133 * 1,088 * 1,089 * 1,061 =1,42

В период с 2007 по 2011 год уровень цен вырос в 1,42 раза или на 142%.

)Другой причиной увеличения планируемых расходов может недостаток квалифицированных специалистов в наукоемких и высокотехнологичных сферах.

Такая причина может быть особенно актуальна в условиях современного общества и экономики, когда уровень технологий растет в геометрической прогрессии и работникам многих отраслей необходимы соответствующие навыки уже для использования технического оборудования, не говоря уже о его отечественной разработке.

)Аналогичные последствия вызывают затраты на развитие культуры.

)Стихийные бедствия вынуждают правительство выплачивать пособия и расходовать средства на ремонт и восстановление. Например, устранение последствий наводнения в Крымске повлекли за собой расходы в 20 миллиардов рублей. Так - же, засухи, повлекшие за собой серии лесных пожаров в течении нескольких лет, вынудили расходовать бюджетные средства на выплаты населению, пострадавшему в ходе катаклизма.

)Увеличение уровня безработицы в период мирового финансово - экономического кризиса 2008 года повлекло за собой рост объема выплат пособий по безработице.

)Участившиеся в последние годы эпидемии инфекционных и вирусных заболеваний - еще одна статья расхода бюджета, особенно если последствия массовой заболеваемости набирают государственные или даже мировые масштабы, с высокой заболеваемостью и смертностью.

)Убыль населения, имеющая место в последние несколько лет, вынуждает правительство стимулировать рождаемость различными выплатами и льготами, такими как материнский капитал и другие.

Итак, подведем итоги:

Социальная политика - одна из самых затратных статей государственного бюджета Российской Федерации. С ней может сравниться только оборона. Две эти отрасли делят самое большое количество затрат пополам. Планируемые расходы на социальную политику в 2013 году составляют почти 4 триллиона рублей, продолжая при этом расти.

Министерство финансов прогнозирует дальнейший рост расходов бюджета на социальную политику до 2015 года.

Причиной этому являются несколько важных факторов, многие из которых нужны для создания благоприятной обстановке в государстве. Так - же, немало факторов, вызванных стихийными бедствиями и кризисами. Средства бюджета в данном случае нужны для смягчения последствий этих событий.

3. Проблемы и пути их решения

.1 Проблемы планирования расходов по отрасли социальная политика РФ

социальный расход бюджет финансирование

Государственная система социальной защиты в России включает пенсионные пособия, пособия по безработице, пособия многодетным семьям, пособия по болезни, пособия по уходу за ребенком и жилищные пособия. Пособий по бедности в явной форме не существует; вместо этого имеются многочисленные категории пособий и льгот, выражающихся как в денежной, так и в натуральной форме, однако они почти не предусматривают адресную помощь малоимущим. Кроме того, имеются неофициальные источники поддержки - от приусадебных участков, на которых выращиваются продукты питания, до помощи семьям со стороны друзей и родственников.

Официальная система социальной защиты поглощает около 12 процентов ВВП и обеспечивает до 30 процентов семейного дохода. Выплата пенсионных пособий, пособий по болезни и по уходу за ребенком, а также пособия по безработице финансируется из внебюджетных фондов, а также налогов с заработной платы, в настоящее время составляющих 34 процента от общего фонда заработной платы. Выплаты семьям являются универсальным пособием, которое финансируется за счет поступлений в местные бюджеты, наряду с федеральными трансфертами. Такие трансферты поступают в виде безусловных грантов общего назначения, охватывающих целый ряд государственных обязательств, среди которых пособия семьям являются приоритетной (но не обязательной) статьей. Жилищные пособия, а также пособия и льготы специального назначения финансируются полностью из местных источников.

Существующая система оказалась неспособной в полной мере справиться с требованиями и, несмотря на многочисленные структурные изменения, по-прежнему не обеспечивает адекватную защиту малоимущих и уязвимых слоев населения.

Итак, проблемами планирования затрат бюджета по отрасли социальная политика являются:

) Практически все статьи финансируются в меньшем объеме, чем это необходимо для действительной поддержки населения, поэтому возникает необходимость очень тщательно распределять располагаемые средства, а иногда жертвовать одной статьей в пользу другой.

Недостаточный размер пособий: пособия по безработице в среднем составляют лишь около 15 процентов от прожиточного минимума; пособия семьям - в среднем 12 процентов от прожиточного минимума для детей; до недавнего времени минимальный размер пенсии соответствовал 45 процентам прожиточного минимума для престарелых, однако в результате проведенных недавно корректировок (последние приходятся на февраль месяц) этот минимум был увеличен до примерно 50 процентов прожиточного минимума для престарелых. К концу 2010 года планируемая дальнейшая корректировка индексации увеличит минимальный размер пенсий до примерно 60 процентов прожиточного минимума для престарелых. Средний размер пенсии составит 95 процентов прожиточного минимума для престарелых.

Система страдает низкой адресностью, в связи с чем имеющаяся помощь часто не достигает получателей, находящихся за чертой бедности - около 20 процентов малоимущих домашних хозяйств вообще не получают пособий, в то время как почти четыре из пяти семей, не относящихся к категории малоимущих, получают государственные пособия; малоимущими являются приблизительно 40 процентов населения, однако право на различные пособия и льготы 68 процентов; а основную часть жилищных субсидий, основанных на проверке доходов, продолжают получать те, кто бедным не является. Система не позволяет эффективно удовлетворять нужды занятого малоимущего населения: в то время как пенсионеры, безработные и многодетные семьи имеют возможность пользоваться помощью, хотя и недостаточной, в рамках программ, разработанных специально с учетом их потребностей, отсутствие адресных пособий по бедности оставляет многих среди занятого малоимущего населения за пределами системы социальной защиты.

Для того чтобы поднять доходы всех бедных домашних хозяйств до прожиточного минимума, дополнительно потребуется, по оценкам, около 4-5 процентов ВВП; едва ли дополнительные трансферты такого порядка для целей социальной защиты окажутся приемлемыми.

Два основных элемента государственной системы социальной защиты в России - Государственный пенсионный фонд и Федеральная службы занятости, через которые проходят ресурсы, эквивалентные 7 процентам ВВП, - нуждаются в радикальных мерах для повышения эффективности, улучшения финансового управления и усиления информационной открытости. Еще один канал помощи - жилищные пособия, на которые приходится еще 3,7 процента ВВП, - требует коренного пересмотра, для того чтобы снизить финансовые затраты и обеспечить более строгую адресность.

Несмотря на увеличение размеров и более регулярную выплату пенсий в последнее время, система государственного пенсионного обеспечения начнет испытывать хронический и растущий дефицит уже не в столь отдаленном будущем, в связи с чем предстоит решить сложные вопросы структурного характера, такие как увеличение пенсионного возраста и сокращение числа особых льгот.

Среднесрочная стратегия социальной защиты в России должна поддерживать реформы и экономический рост: стратегия должна предусматривать защиту от риска потери доходов (предотвращение и смягчение бедности), а также способствовать эффективному функционированию рынков труда и таким образом содействовать процессу реструктуризации предприятий. Поскольку возможности увеличения объема средств для целей социальной защиты ограничены, задача заключается в определении оптимального способа использования существующих ресурсов путем рационализации/закрытия программ, адресного предоставления пособий наиболее нуждающимся группам населения, а также использования полученной таким образом экономии для увеличения размера пособий до более реального уровня.

В этих условиях программа социальной защиты, способствующая перестройке и росту экономики, должна быть направлена на решение следующих задач:

Совершенствование программ пособий по безработице/выходных пособий. В то время как возможности для увеличения пособий по безработице - даже фиксированных - ограничены, новая программа пособий может сочетаться с программами выходных пособий, финансируемыми из бюджета, и предусматривать выплату работникам единовременных пособий в случае реорганизации или закрытия предприятия. Разработка простого в административном отношении пакета мер адекватной компенсации может оказаться полезной для ускорения реальной реструктуризации предприятий. Вместе с тем совершенно очевидно, что объем компенсационных выплат, сопряженных с крупной программой реструктуризации и приватизации предприятия, превышает возможности региональных бюджетов. Следовательно, есть все основания для федерального правительства вмешаться и предложить привлекательный пакет мер региональным руководителям, поддерживающим реформы. Помимо этих подходов, которые должны иметь широкое применение в масштабах страны, могут потребоваться специальные меры вмешательства в тех ситуациях, когда преобразования направлены на преодоление серьезных структурных диспропорций, например, в экономически отсталых районах, в случае градообразующих предприятий, в ходе перестройки районов Севера и т.п.

Хотя активные программы рынка труда (профессиональное обучение, содействие в поиске работы) часто считаются важным фактором, облегчающим смену работы, к ним следует относиться с осторожностью, поскольку результаты мирового опыта таких программ в лучшем случае неоднозначны. При разработке активных программ занятости в России (включая содействие в поиске работы и организацию обучения) следует учитывать результаты анализа рынка труда на региональном и местном уровнях, которые отражают изменение условий спроса и предложения.

Кроме того, учитывая ограниченность бюджетных ресурсов (в большинстве регионов финансовые ресурсы не позволяют обеспечить дополнительную поддержку сверх выплаты пособий), правительству придется определить оптимальное соотношение расходов на выплату пособий, развитие институтов рынка труда и активные программы. Таким образом, следует внимательно изучить действующие программы и предусмотреть внутренние механизмы оценки в новых программах и при внесении изменений в существующие.

Малые предприятия служат важными источниками занятости в странах с развитой экономикой, и именно развитию малого предпринимательства должно уделяться особое внимание в стратегии рынка труда, направленной на развитие предпринимательства, увеличение занятости и использование ресурсов на более продуктивные виды деятельности. В настоящее время основной объем такой деятельности, возможно, осуществляется в негосударственном секторе. Хотя это и необязательно является нежелательным явлением на ранних этапах переходного периода, доля негосударственного сектора в России особенно велика и продолжает расти. На этом фоне отчетливо проявляются проблемы предпринимательства в организованном секторе экономики, включая громоздкость нормативно-правового регулирования, высокие налоги и отсутствие доступа к капиталу и консультационным услугам для предпринимательства.

)Отсутствие механизма расчета реальной стоимости обеспечения социальных гарантий.

Точное планирование затрат напрямую зависит от уровня цен и экономического состояния в государстве. Цены имеют постоянные тенденция к повышению, однако повышение размеров пособий и выплат происходит намного реже.

) Отсутствие механизма оценки качества обеспечения социальных услуг.

Часто, происходят ситуации, когда пенсии и пособия слишком малы для того что бы люди могли прожить. Для таких случаев не предусмотрено никаких особых систем оценки качества и эффективности. Стоит признать что не существует и не будет существовать какой либо социальной выплаты, способной полностью удовлетворить потребности того или иного индивида, однако существуют случаи когда социальная помощь выплачивается в таком размере, что она даже не ощутима.

)Неправильно проведенные социальные программы, акции, реформы или инвестиции.

В последнее время государство часто встает перед проблемой потребностей инвестиций в спорт и образование, причем в очень крупном размере. Это происходит из - за многолетнего игнорирования этих отраслей. Когда государство испытывает, например, острую необходимость в квалифицированных работниках, она начинает тратить все большие средства на финансирование образования.

)Пожалуй, самая распространенная проблема Российской Федерации - это неготовность, к каким либо чрезвычайным и непредвиденным происшествиям.

Такая ситуация происходит на всех уровнях нашего государства - от снабжения энергией и отопления до локализации последствий эпидемий и чрезвычайных происшествий. Хотя, более эффективной стратегией был бы анализ и упреждение чрезвычайных ситуаций, а не их разрушительных последствий.

3.2 Пути решения проблем планирования расходов социальной политики РФ

Основными путями стабилизации социального положения граждан России и проведения в дальнейшем активной социальной политики являются:

)Планирование расходов исходя из достойного обеспечения важнейших потребностей человека в основных материальных благах, государственных гарантиях, и социально - бытовых услугах на основе стабилизации и подъема всех отраслей экономики страны.

)Постоянное укрепление единого социального пространства Российской Федерации и выравнивание уровня социального развития ее регионов.

)Укрепление правовой базы социально-культурной сферы путем скорейшей разработки и принятия системы минимальных государственных социальных стандартов и нормативов финансирования социально-значимых расходов из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.

)Концентрация ресурсов для реализации приоритетных направлений государственной социальной политики, строго целевое и эффективное их использование.

Безусловно, можно наблюдать положительные тенденции в эффективности планирования социальной помощи и различных выплат, но ситуация не изменится пока государство не решит проблемы. Система социальной помощи должна развиваться экстенсивно, а не интенсивно.

Заключение

Подытожим весь исследованный материал.

Социальная политика - политика <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0> в области социального развития <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5&action=edit&redlink=1> и социального обеспечения <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5>; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов.

История социальной помощи в России насчитывает более тысячи лет.

Планирование расходов на социальную политику очень важный и трудоемкий процесс. Он проходит в несколько этапов:

) Формирование целевых групп, то есть лиц, нуждающихся в социальной защите. Для этого применяется механизм контроля и критерии определения семейных доходов.

)На втором этапе происходит выбор методов, обеспечивающих целенаправленную помощь. Для этого помощь «привязывается» к конкретным регионам страны или определенным социальным группам.

) На следующем этапе проводится оценка уровня жизни, что необходимо для правильного определения целевых групп. Обследуются все семейные бюджеты с учетом всех доходов в денежной и натуральной форме.

) Далее четвертый этап, на котором осуществляется выбор способов предоставления пособий.

) На пятом этапе, который завершает весь процесс, происходит сбор информации о необходимых отчислениях из государственного бюджета на социальные нужды.

Факторный анализ расходов бюджета показал, что существует несколько причин, влияющих на планирование расходов на социальную политику.

В частности неправильное прогнозирование предстоящих затрат и экономического состояния изменяет планируемые расходы. Инфляция и непредвиденные события в экономике и мире приводят к реальному изменению расходов.

Однако чтобы повысить эффективность планирования расходов недостаточно выработки, каких либо дополнительных инструментов. Здесь необходимо равномерное и постепенное изменение, совершенствование и создание инструментов, механизмов и органов, позволяющих анализировать затраты на социальную политику.

На данном этапе развития нашего государства такие реформы невозможны из - за острого дефицита бюджета.

В такой ситуации государству необходимо привлекать дополнительные внебюджетные фонды или сокращать расходы на менее важные статьи бюджета.

В реальности ситуация выглядит намного менее приятно - в период с 2013 по 2015 государство планирует увеличивать социальные выплаты каждый год примерно на 9 процентов. Затраты на реформы данной отрасли остаются прежними. Стоит отметить что, рост валового внутреннего продукта с 2013 по 2015 перекрывает эти затраты, и вместе с темпом инфляции в 5-6% создаёт благоприятную среду для развития.

Список источников

1) ФЗ 216 от 20.09.12.

)Социальная политика. Учебник. Под редакцией: Волгин Н. А.

3) Материалы сайта <http://www.minfin.ru/ru/>

Материалы сайта <http://www.gks.ru/>

) Материалы сайта <http://www.consultant.ru/>

Похожие работы на - Формирование расходов бюджета по отрасли 'Социальная политика'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!