Классификация и структура расходов федерального бюджета

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,74 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Классификация и структура расходов федерального бюджета

План

1.Охарактеризуйте понятие «расходы бюджета». По каким признакам классифицируются расходы бюджета

.Какие принципиальные изменения произошли в структуре расходов федерального бюджета в последние годы? Какова структура расходов федерального бюджета текущего финансового года и ее особенности

.Какие изменения происходят в системе бюджетного финансирования расходов на народное хозяйство в современных условиях

.Как изменяется роль федерального бюджета в финансировании образования, медицины, культуры

.На каких принципах финансируются научные исследования в условиях рынка

.Как финансируются расходы на оборону

Список использованной литературы

1. Охарактеризуйте понятие «расходы бюджета». По каким признакам классифицируются расходы бюджета

Бюджет - форма образования и расходования денежных средств предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления. Расходы бюджета - одна из важных его составляющих.

О расходах бюджета можно говорить в материальном, экономическом и правовом смыслах.

В материальном смысле, расходы бюджета это денежные средства, предоставляемые из бюджета на выполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них функций и задач.

В экономическом смысле расходы бюджета представляют собой отношения, возникающие в процессе распределения бюджета, как централизованного фонда Российской Федерации. Здесь речь идет об особой разновидности экономических отношений - отношениях по расходованию бюджета, как централизованного фонда денежных средств Российской Федерации, расходных бюджетных отношениях. С экономической точки зрения данные отношения, будучи разновидностью финансовых отношений, носят характер распределительных отношений.

В правовом смысле расходы бюджета представляют собой часть бюджета, как финансово - планового акта, а именно расходную часть бюджета. Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В этом смысле правовой акт об утверждении бюджета представляет собой роспись государственных доходов и расходов. Бюджет, будучи оформленным в виде правового акта, придает экономическим отношениям по расходованию бюджета характер правовых отношений.

Основное назначение расходов бюджета проявляется в использовании бюджетных средств органами государственной власти и местного самоуправления в ходе их деятельности, по управлению экономикой, регулированию социальной сферы, стимулированию научно - технического прогресса, обеспечению обороноспособности и правопорядка в государстве и тому подобное.

Расходы бюджета направляются, в первую очередь, в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование и т.п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности. Расходы бюджета, их объем и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы.

Согласно Приказу Минфина России от 21.12.2011 г. № 180н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» в России утверждены единый порядок применения бюджетной классификации. Бюджетная классификация включает, кроме прочих, функциональную классификацию расходов бюджета РФ. Экономическая классификация расходов бюджета Российской Федерации в настоящее время отсутствует, после отмены ФЗ «О бюджетной классификации», но в целом, фактически, она сохранилась.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ - это группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающих направление средств на выполнение основных функций государства. Первый уровень названной классификации - разделы. Разделы состоят из подразделов, конкретизирующих направление средств на осуществление деятельности государства в определенной области и образующих второй ее уровень.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ - это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию, подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства.

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи и другие платежи.

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета.

С точки зрения предметной направленности, расходная часть бюджета подразделяется на следующие группы: финансирование отраслей народного хозяйства, финансирование социально - культурных мероприятий, финансирование науки, финансирование обороны, содержание правоохранительных органов и органов государственной власти, расходы на внешнеэкономическую деятельность, создание резервных фондов, расходы по обслуживанию государственного долга, прочие расходы и выплаты.

2. Какие принципиальные изменения произошли в структуре расходов федерального бюджета в последние годы? Какова структура расходов федерального бюджета текущего финансового года и ее особенности

Формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2012-2014 год осуществлялось исходя из следующих основных подходов:

) определение «базовых» объемов бюджетных ассигнований на 2012-2013 годы на основе утвержденных Федеральным законом от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»;

) определение «базового» объема бюджетных ассигнований на 2014 год, исходя из необходимости финансового обеспечения «длящихся» расходных обязательств;

) уточнение базовых объемов бюджетных ассигнований на 2012 - 2014 годы с учетом:

осуществления с 2012 года финансового обеспечения полиции за счет средств федерального бюджета;

передачи субъектам Российской Федерации федеральных учреждений среднего профессионального образования и учреждений, осуществляющие дезинфекционную деятельность;

передачи субъектам Российской Федерации полномочий в области содействия занятости населения (за исключением социальных выплат безработным гражданам), в части выплат пособий при устройстве детей-сирот в семью;

передачи субъектам Российской Федерации финансового обеспечения содержания детей-сирот в семье опекуна и в приемных семьях, реализации мер по социальной поддержке реабилитированных лиц;

индексации с 1 апреля 2012 года на 6% денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, и выплат, зависящих от размера денежного довольствия, с 1 сентября 2012 года на 6 % стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях, с 1 октября 2012 года на 6% фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих;

индексации по уровню инфляции, учтенной в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, публичных нормативных и приравненных к ним обязательств;

компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов с учетом снижения на 2012-2013 годы тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34% до 30% (с установлением ставки тарифа страховых взносов сверх установленной облагаемой базы 512 тыс. рублей в 2012 году и 573 тыс. рублей в 2013 году в размере 10 %), а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, - до 20 %;

индексации с 1 января 2012 года на 6%, с 1 января 2013 года на 5,5%, с 1 января 2014 года на 5,0% расходов на обеспечение выполнения функций (содержание) федеральных государственных органов и обеспечение деятельности федеральных государственных учреждений, в том числе на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, продовольственного и вещевого обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц;

проведения реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;

увеличения пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц в связи с проведением реформы денежного довольствия;

формирования Федерального дорожного фонда;

завершения реализации отдельных проектов (подготовки к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, саммита АТЭС в г. Владивостоке в 2012 году, отдельных федеральных целевых программ и объектов капитального строительства, не входящих в федеральные целевые программы);

реализации новых федеральных целевых программ.


Таблица 1. Расходы федерального бюджета Российской Федерации млрд.руб.

Основные статьи расходов бюджетаИсполнение в 2011 годув % к итогуЗапланировано2014 год в % к 2012 годуна 2012 годна 2013 годна 2014 год1. Общегосударственные расходы844,67,6832,9831,0814,297,72. Национальная оборона1537,413,91853,32329,42737,4147,73. национальная безопасность и правоохранительная деятельность1242,111,31822,01981,32072,5113,74. национальная экономика1784,916,21797,21720,51653,092,05. жилищно-коммунальное хозяйство234,12,1136,0104,373,854,36. охрана окружающей среды17,60,221,722,623,6108,87. образование560,05,1603,5558,9499,582,88. культура, кинематография88,00,886,284,682,795,99. здравоохранение503,74,6551,1503,3461,883,810. социальная политика3135,328,43895,94155,34163,6106,911. физическая культура и спорт44,00,440,840,327,767,912. средства массовой информации61,30,673,570,665,589,113. обслуживание государственного и муниципального долга350,73,2388,4482,3579,2149,114. межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 623,45,6553,9503,0494,789,3Итого по основным статьям:11027,110012656,413387,413749,4108,6Условно утвержденные расходы:---343,3833,6-Всего:11027,110012656,413730,714582,9115,2

Если рассмотреть структуру расходов за 2011 год, то основная часть дохода бюджета направлена на финансирование таких разделов как: социальная политика - 28,4%; национальная экономика - 16,2%; национальная оборона - 13,9%; национальная безопасность и правоохранительная деятельность - 11,3%. На общегосударственные расходы было потрачено 7,6% бюджетных средств, на межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - 5,6%, а на образование и здравоохранение соответственно 5,1% и 4,6%. Остальные статьи занимают меньшую часть бюджета.

бюджет федеральный финансирование расход

3. Какие изменения происходят в системе бюджетного финансирования расходов на народное хозяйство в современных условиях

В целом по разделу национальная экономика, как видно из таблицы 1, запланировано снижение финансирования, например, к 2014 году, финансирование снизится на 8%. В таблице 2 приведены подразделы раздела «национальная экономика». Наибольшая часть денежных средств, выделенных на национальную экономику, планируется израсходовать на дорожное хозяйство, транспорт, прикладные научные исследования в области национальной экономики, сельское хозяйство и рыболовство.

Таблица 2. Национальная экономика

Наименование подраздела «Национальная экономика»Исполнено в 2011 годуЗапланированов % к предыдущему годуна 2012 годна 2013 годна 2014 год201220132014Общеэкономические вопросы96,825,324,621,826,197,388,4Топливно-энергетический комплекс42,546,318,73,2108,940,417,1Исследование и использование космического пространства23,034,133,930,0148,399,488,4Воспроизводство минерально- сырьевой базы22,329,236,643,5131,2124,5119,7 Сельское хозяйство и рыболовство143,0149,6137,2145,7104,691,7106,2Водное хозяйство15,621,723,922,1138,9110,292,5Лесное хозяйство34,527,429,430,279,4107,4102,7Транспорт269,4302,8244,8194,0112,480,879,3Дорожное хозяйство (дорожные фонды)366,9392,0450,1477,8106,9114,8106,1Связь и информатика43,946,642,737,8106,291,688,5Прикладные научные исследования в области национальной экономики185,0232,3266,8237,0125,6114,888,9Другие вопросы в области национальной экономики542,0489,7412,1409,990,484,199,5Итого:1784,91797,21720,61653,0100,795,796,1

И если по некоторым статьям идет увеличение финансирования, то по остальным снижение. Планируется увеличить финансирование прикладных научных исследований в области национальной экономики, что повлияет на структуру расходов национальной экономики в целом. Поэтому финансирование транспорта будет уже на третьем месте.

Существенно снизятся затраты на транспорт и топливно-энергетический комплекс. На последний в 2014 году запланировано самое минимальное количество денег из всех остальных статей. Существенно увеличится финансирование на воспроизводство минерально-сырьевой базы, в 2012 году на исследование и использование космического пространства, водное хозяйство. Сельское хозяйство и рыболовство финансировать планируется с незначительным увеличением.

Ситуацию со снижением финансирования национальной экономики в целом, объяснил глава Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, в интервью Российской газете: «Дело в том, что расходы по этой статье были резко увеличены в период кризиса - с 1,3 до 4,3 процента ВВП, то есть почти в три раза. И сейчас, по мере восстановления экономики они постепенно возвращаются к прежнему уровню».

4. Как изменяется роль федерального бюджета в финансировании образования, медицины, культуры

По данным статьям расходов бюджета так же произойдут изменения в сторону уменьшения. В таблице 1, заметны эти изменения. Планируется небольшое снижение финансирования статьи расхода - культура и кинематография. Так же 2014 году расходы будут несколько снижены на образование и здравоохранение. На это тоже есть причины, как объясняет Е. Гурвич. С 603 миллиардов рублей в 2012 году расходы на образование снизятся до 499 миллиардов рублей. В 2013 году заканчивается большая федеральная программа модернизации сети образовательных учреждений. А бюджетные расходы на здравоохранение частично сокращаются, потому что увеличены взносы в Фонд обязательного медицинского страхования. Здравоохранение выиграло от этого 0,4 процента ВВП.

Как видно из таблицы 3, внутри статьи «Образование» происходят следующие изменения: Существенно сокращается финансирование общего образования, если в 2012 году запланировано потратить на 64% больше, то в 2013 и 2014 годах сократится финансирование на 26,5% и на 55% соответственно в сравнении с предыдущим годом.

Увеличивается финансирование профессиональной подготовки и в 2012 году большое количество денежных средств запланировано потратить на молодежную политику и оздоровление детей. По данному подразделу в 2012 году финансирование увеличилось в 6,5 раз. К 2014 году совсем сократится финансирование прикладных научных исследований в области образования. Если к 2013 году это исполнение в 11,9%, то в сравнении с 2011 годом это исполнение всего в 3,4%. Финансирование среднего профессионального образование начиная с 2012 года сократится, будет исполнено в размере 14,6% от 2011 года, в последующие года резкого снижения не запланировано.

Так как и было написано выше, в целом финансирование образования сокращается.

Таблица 3. Образование

Наименование подраздела «Образование»Исполнено в 2011 годуЗапланированов % к предыдущему годуна 2012 годна 2013 годна 2014 год201220132014Дошкольное образование5484,36775,87043,46030,0123,5103,985,6Общее образование55 679,891 608,067 335,030 329,0164,573,545,0Начальное профессиональное образование3 770,34 665,34 293,54 394,7123,792,0102,4Среднее профессиональное образование33 855,74 937,94 258,54 213,014,686,298,9Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации7 336,97 126,98 093,67 441,897,1113,691,9Высшее послевузовское профессиональное образование405 400,5437 909,3434 183,9431 646,9108,099,199,4Молодежная политика и оздоровление детей830,75 454,75 414,85 518,6656,799,3101,9Прикладные научные исследования в области образования21 845,020 567,96 200,3737,694,230,111,9Другие вопросы в области образования25 812,324 469,322 059,49 189,494,890,241,7Итого:560015,5603515,0558882,4499501,3107,892,689,4

В 2014 году будут снижены затраты на спорт, которые тоже "зашиты" в этой статье расходов. Это связано с завершением программ по подготовке спортсменов к Олимпиаде в Сочи. "Тем не менее, в бюджете на 2013-2014 годы есть еще так называемые нераспределенные расходы - 0,5 и 1,1 процента ВВП, соответственно, - напоминает Гурвич. - Вполне вероятно, что часть этих средств будет направлена, в том числе на финансирование образования и здравоохранения".

Таблица 4. Здравоохранение

Из таблицы 4, так же видно структуру расходов на здравоохранение. На 2012 год запланировано на 9% больше в целом по разделу. По всем подразделам запланировано увеличение финансирования, кроме подраздела «Амбулаторная помощь», так же исключен подраздел «Скорая медицинская помощь». Запланировано к 2013 году оставить на прежнем уровне финансирование следующих подразделов: «Санаторно-оздоровительная помощь», «Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов», «Прикладные научные исследования в области здравоохранения». Затем снижается финансирование по остальным подразделам, в том числе существенно по «Амбулаторной помощи», на 29,7%. В 2014 году заметно снизится финансирование последнего подраздела «Другие вопросы в области здравоохранения», на 39%. Сюда входят различные Федеральные программы по оздоровлению: такие как программа «Туберкулез», программа «Онкология» и так далее, а так же проведение диспансеризации и прочее.

Далее в таблице 5 приведена расшифровка расходов на культуру и кинематографию. В целом по данному разделу идет снижение финансирования. Ежегодно запланировано снижать расходы на культуру и кинематографию в среднем на 2%. По структуре видно, что основная доля снижения направлена непосредственно на культуру в 2012 году. В 2013 году существенно снизится финансирование других вопросов в области культуры и кинематографии на 62,2%. А в 2014 году финансирование культуры и кинематографа снизится соответственно на 2,2% и на 2,7%.

Таблица 5. Культура и кинематография

Наименование подраздела «Культура, кинематография»Исполнено в 2011 годуЗапланированов % к предыдущему годуна 2012 годна 2013 годна 2014 год201220132014Культура78 746,473 668,875 151,873 054,293,6102,097,8Кинематография5 417,07 184,57 142,26 948,2132,699,497,3Прикладные научные исследования в области культуры и кинематографии320,5436,7438,3450,5136,3100,4102,8Другие вопросы в области культуры, кинематографии3 511,54 911,81 856,82 257,2139,937,8121,6Итого:87995,486201,984589,182710,198,098,197,8

5. На каких принципах финансируются научные исследования в условиях рынка

Принятый закон о федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов предусматривает существенный рост расходов на гражданскую науку: общий объем расходов федерального бюджета на гражданские исследования и разработки в этом году должен составить 323 млрд. рублей. Однако заметный рост расходов на исследования и разработки связан в первую очередь с поддержкой высокотехнологичных отраслей (авиастроение, судостроение, приборостроение, нанотехнологии и так далее) и научно - технических инноваций. Фундаментальной же науке ничего хорошего бюджет не сулит.

В этом году в бюджете не указано, сколько получат университеты и научные центры на фундаментальные исследования из федерального бюджета, указан только общий объем финансирования.

В целом по каждой статье расходов бюджета предусмотрено финансирование прикладных научных исследований по соответствующим отраслям. Но, как видно из предыдущих таблиц, данное финансирование находится на низком уровне. Поэтому можно сказать, что в настоящее время финансирование науки за счет бюджетных средств находится на низком ровне, и зачастую происходит за счет собственных средств.

Таким образом, слова о важности фундаментальных научных исследований, регулярно произносимые руководством страны, пока не находят отражения в законе о бюджете. Приоритет отдается разработкам и инновациям, часто - без ощутимой заботы о том, чтобы вложения дали реальную отдачу.

6. Как финансируются расходы на оборону

Благодаря проводимой реформе вооруженных сил в Российской Федерации, возросло и финансирование статьи расхода бюджета национальная оборона. В таблице 3 приведены подгруппы расходов на национальную оборону.

Таблица 6. Национальная оборона

Наименование подраздела «Национальная оборона»Исполнено в 2011 годуЗапланированов % к предыдущему годуна 2012 годна 2013 годна 2014 год201220132014Вооруженные силы РФ1140,91424,01846,52151,2124,8129,7116,5Мобилизационная и вневойсковая подготовка6,77,37,37,4109,299,9100,9Мобилизационная подготовка экономики4,94,94,94,9100100100Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности0,40,40,40,497,6102,4103,7Ядерно-- оружейный комплекс27,027,530,233,3101,9110,3110,0Реализация международных обязательств в сфере военно- технического сотрудничества4,44,54,64,8101,1102,4103,7Прикладные научные исследования в области национальной обороны161,3163,1201,7240,5101,1123,7119,2Другие вопросы в области национальной обороны191,8221,7233,6294,9115,6105,4126,2Итого:1537,41853,32329,42737,4120,5125,7117,5

Ежегодный прирост финансирования составляет примерно 20% от предыдущего.

Основная часть расходов на национальную оборону направлена на финансирование вооруженных сил РФ. В структуре расходов на оборону это примерно 77%. Сюда входят и все выплаты военнослужащим и обеспечение их жильем и так далее.

Список использованной литературы

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ

.Федеральный закон от 30.11.2011 «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» № 371-ФЗ

3.Финансы: Учебник/ под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2010.

4.Финансы: Учебник/ под ред. В. В. Ковалева, М., 2006

.<http://openbudget.karelia.ru/docs/prikaz152/part06.html>

7.<http://ria.ru/analytics/20111117/491091425.html>

8.<http://www.economica-upravlenie.ru/content/section/82/161/>

.<http://www.kadis.ru/kodeks.phtml?kodeks=2&paper=21>

.<http://www.klerk.ru/buh/articles/260542/>

11.<http://www.rg.ru/2011/12/07/budget.html>

Похожие работы на - Классификация и структура расходов федерального бюджета

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!