Виды, классификация и проблемы применения финансовых санкций в современной экономике

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    58,28 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Виды, классификация и проблемы применения финансовых санкций в современной экономике

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра учета и финансов






КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

Виды, классификация и проблемы применения финансовых санкций в современной экономике




ЧЕЛЯБИНСК 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретико-правовые основы финансовых санкций

1.1    Понятие и сущность финансовых санкций

.2      Классификация и виды финансовых санкций

.3      Функции и роль финансовых санкций в экономике

2. Порядок применения финансовых санкций

2.1    Порядок применения бюджетных санкций

.2      Финансовые санкции в сфере уплаты налогов (сборов) и других обязательных платежей

.3      Объёмы применения финансовых санкций в РФ

3. Проблемы применения финансовых санкций

3.1 Проблемы применения финансовых санкций в РФ

.2 Совершенствование правовой базы применения финансовых санкций в РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Соблюдение финансово-правовых норм обеспечивается возможностью государства применять меры принуждения за нарушение обязанностей, предусмотренных финансовым законодательством. Ответственность за финансовые правонарушения находит свое выражение в соответствующей части нормы права, называемой санкцией.

На сегодняшний день в большинстве стран с развитой рыночной экономикой активно применяются финансовые санкции в случае правонарушений. Система финансовых санкций России существовала и в советский период, но именно, начиная с перехода экономики на рыночные отношения, санкции принимают более усовершенствованный вид в плане отношений между экономическими субъектами и государством.

Актуальность данной темы состоит в том, что она является теоретически недостаточно разработанной, хотя проблемы финансовых санкций находятся в фокусе внимания ряда научных исследований. Исследователи раскрывают отдельные составляющие содержания, видов и классификации финансовых санкций, однако анализ научной литературы и практики позволяет сделать вывод о том, что складываются противоречия между государственной политикой в отношении финансовых санкций и реальными условиями его осуществления. С финансовыми санкциями в современном мире могут столкнуться все субъекты правоотношений. Необходима чётко отлаженная система применения финансовых санкций для полноценного развития экономики, которая требует работы над выявлением и устранением недостатков.

Объектом курсовой работы является система применения финансовых санкций. Предметом данного исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе применения финансовых санкций.

Цель данной работы заключается в том, чтобы выявить все возможные проблемы и, изучив соответствующую литературу, найти варианты совершенствования действующей системы взимания финансовых санкций в Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

.        Изучить теоретико-правовые основы финансовых санкций.

.        Определить порядок применения финансовых санкций.

.        Проанализированть действующую систему применения финансовых санкций в РФ.

.        Определить пути совершенствования системы финансовых санкций в РФ.

Информационной базой послужили федеральные законы, научная литература и статьи по данной теме, труды отечественных и зарубежных ученых по теме исследования налоговых правонарушений на предприятиях и т.д. При написании данной курсовой работы были применены такие приемы и методы как анализ, сравнение, исследование и обобщение.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Введение включает в себя постановку проблемы, ее предназначение, ясно сформулированную цель, задачи исследования финансовых санкций, а также рассмотрение актуальности данной темы.

В первой главе определены теоретико-правовые основы финансовых санкций, проведён анализ понятия санкции в целом.

Во второй главе раскрывается порядок применения финансово-правовых санкций.

В третьей главе проведён анализ по совершенствованию применения финансовых санкций в РФ, а также выявление путей решения проблем по их применению.

В заключении приведены выводы, в соответствии, с поставленными целями и задачами.

1. Теоретико-правовые основы финансовых санкций

.1 Понятие и сущность финансовых санкций

Как всем известно, деньги издавна были, есть и остаются одним из главных стимулов, как отдельного человека, так и человеческих общностей, таких как организация или государство. Очень часто они выступают мотивом к определенному типу поведения, то есть имеют огромную побудительную силу, как к совершению каких-либо действий, так и к ограничению какой-либо деятельности. Именно на этой зависимости поведения от стимулов основывается механизм действия финансовых санкций. Вопрос о санкции правовой нормы связан с проблемой юридической ответственности. Санкции, предусматривающие юридическую ответственность, носят, как правило, относительно-определенный характер, что вытекает из принципа индивидуализации юридической ответственности в соответствии с тяжестью и последствиями правонарушения и характеристикой личности правонарушителя. Одной из наиболее важных и действенных гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина является юридическая ответственность. С ее помощью решаются задачи обеспечения стабильности в государстве, охраны общества от преступных посягательств и иных правонарушений, развития и укрепления демократических основ.

Слово это происходит от латинского «sanctio», что значит «строжайшее постановление». Понятие является сложным, во-первых, санкция, безусловно, является составной частью понятия «правовая норма», или, если говорить юридическим языком - ее элементом, в котором устанавливаются неблагоприятные последствия несоблюдения требований, предусмотренных этой нормой. Уже из этой формулировки можно сделать вывод что санкция - один из инструментов, оказывающих воздействие на поведение того или иного субъекта. Действительно, определение санкции, как самостоятельного явления, говорит, что правовая санкция - мера воздействия, применяемая к правонарушителю и влекущая для него неблагоприятные последствия. Здесь четко определен упомянутый выше субъект как правонарушитель, и это еще один из неотъемлемых признаков санкции - совершение определенных правонарушений, несоответствие правовым нормам, при этом санкции могут носить компенсирующий или карательный характер.

Первое упоминание на законодательном уровне термина «финансовые санкции» было в п. 8 ст. 7 Закона РСФСР от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О Государственной налоговой службе РСФСР», в то же время понятие «финансовая ответственность» впервые было упомянуто в Указе Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей».

Финансово-правовые санкции включены в общеправовую систему мер государственного принуждения, поэтому им свойственны все признаки юридических санкций. Согласно общей теории права санкцией признаются закрепленные в правовых нормах предписания о мерах принуждения за неисполнение обязанностей в целях защиты прав других лиц.

Вместе с тем финансово-правовая санкция представляет собой форму реагирования государства на нарушение законодательства, регулирующего порядок аккумулирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов и является внешним материальным выражением государственно-властного принуждения за совершение финансового проступка. Санкции в финансовом праве, тем самым, обладают рядом особенностей, обусловленных спецификой механизма правового регулирования отношений, складывающихся в процессе публичной финансовой деятельности.

Финансово-правовая санкция представляет элемент финансово-правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные финансово-имущественные последствия неисполнения либо несоблюдения финансовых обязанностей, сформулированных в диспозициях финансово-правовых норм, и применяемый в особом процессуальном порядке. [15,с.190] Также существует множество различных определений понятия «финансовые санкции»:

-       меры принудительного экономического воздействия на нарушение установленного порядка деятельности;

-       структурная часть общей нормы права, указывающая на возможные меры воздействия на нарушителя данной нормы;

-       постановление прокурора, разрешающее принудительные меры к лицу, подозреваемому в преступлении (заключение под стражу, обыск и др.);

-       в международном праве - это меры воздействия на государство, нарушившие нормы международного права, свои международные обязательства;

-       меры, применяемые к правонарушителю и влекущие для него определённые неблагоприятные последствия.[30]

Отличительной чертой санкций, закрепляющих меры юридической ответственности, выступают содержащиеся в них указания на неблагоприятный характер последствий, которые наступают в случае нарушения диспозиции. В таких санкциях закреплено государственное осуждение и государственное принуждение правонарушителя.

При рассмотрении финансово-правовых санкций следует уточнить сферу их действия. Финансово - правовые санкции закреплены в законодательстве о налогах и сборах, бюджетном законодательстве, в законодательстве о валютном регулировании и валютном контроле, в нормативных правовых актах о банковской деятельности, а также рынке ценных бумаг. За налоговые правонарушения финансово-правовые санкции предусмотрены в ст. 116-129, 132-135, а также в ст. 75 НК РФ. Действенность налоговых санкций во многом зависит от эффективности работы налоговых органов, а также судебных арбитражных органов. Правовые основы и практика их применения могут оказывать существенное влияние на финансовое состояние субъектов хозяйствования. [12,с.121]

За бюджетные правонарушения санкции предусматриваются в ежегодно принимаемых законах о бюджетах на очередной финансовый год. Финансово-правовые санкции предусмотрены и в ст. 124 Таможенного кодекса РФ.

Специфика общественных отношений также позволяет ограничить финансово-правовые санкции от административных. Специфические признаки, позволяющие отличить финансово-правовые санкции от административно - правовых:

-       применяются в сфере финансовой деятельности государства за нарушение финансовой дисциплины;

-       они предусмотрены нормами финансового права;

-       являются мерой финансовой ответственности. Ее применение предполагает оценку деяния как финансового правонарушения и его осуждение со стороны государства;

-       имеют имущественно-организационный характер, поскольку связаны с принудительным воздействием не просто на денежные средства правонарушителя (его имущество), а на фонды денежных средств, принадлежащие правонарушителю. При этом финансовые санкции необязательно предполагают, изъятие денежных средств правонарушителя. Они могут быть направлены, на ограничения возможности пополнять соответствующий денежный фонд или использовать его средства;

-       основанием применения является совершение финансового правонарушения, которое состоит в неисполнении виновным лицом определенной денежной обязанности, носящей публично-правовой характер;

-       могут применяться как к физическим лицам, организациям и к публично-правовым образованиям;

-       в основе применения лежит метод бесспорного списания денежных средств со счетов правонарушителей в банках и иных кредитно-финансовых учреждениях;

-       денежные средства, изъятые у правонарушителя при применении финансовой санкции, подлежат зачислению в бюджет соответствующего уровня или в государственный или муниципальный внебюджетный фонд, и таким образом финансовые санкции являются источником их формирования;

-       правовосстановительный и штрафной характер, который реализуется при устранении негативных последствий для публичных финансов, вызванных правонарушением, как правило, путем пополнения государственных и муниципальных централизованных фондов за счет взыскания денежных средств с правонарушителя.

-       имеют специфические виды принуждения;

-       для них характерен специальный порядок применения и круг органов, их применяющих;

Субъект финансового права, привлекаемый к финансовой ответственности, вправе оспаривать взыскание санкций любого вида, участвовать в производстве по исследованию обстоятельств совершения правонарушения.

Особенность финансово-правовых санкций проявляется в их предназначении в системе охранительных финансовых правоотношений. Поскольку финансовая ответственность выполняет правовосстановительную и карательную функции, то и финансово-правовые санкции нацелены, прежде всего, на восполнение финансовых потерь государства, принудительное выполнение обязанностей, устранение противоправных состояний.

Таким образом, к определению финансовых санкций выделяют два подхода: как санкции за нарушение финансового законодательства и как мера ответственности в денежной форме за нарушение законодательства. В современных условиях наблюдается огромное расширение круга видов финансово-правовых санкций, усложнение и большее разнообразие их по сравнению с допереходным к рыночным отношениям периодом.

.2 Классификация и виды финансовых санкций

Санкции в зависимости от способов, какими они служат охране финансовых правоотношений, подразделяются на два вида:

-       правовосстановительные санкции, реализация которых направлена на устранение вреда, причиненного противоправным деянием финансовым интересам государства. принудительное исполнение невыполненных финансовых обязанностей, а также на восстановление нарушенных имущественных прав государства;

-       карательные (штрафные) санкции, реализация которых направлена на предупреждение финансового правонарушения, а также на исправление и наказание нарушителей финансового законодательства.

Так, санкции, предусмотренные ст. 116, 117, 118, 125, 126, 128, 129 НК РФ, носят карательный характер, остальные санкции, предусмотренные HК РФ, направлены на восполнение финансовых потерь государства. Компенсационный характер носит большинство мер воздействия, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства. [15,с.192]

Все финансовые санкции, несмотря на различные способы исчисления, имеют общую юридическую природу и характерную особенность, заключающуюся в смене права собственности посредством принудительного изъятия денежных средств у физического лица или организации в пользу государства. Тем не менее, процессуальный порядок применения финансово-правовых санкций зависит от их вида. В финансовом праве применяются санкции, которые известны другим отраслям права и применимы для защиты имущественных интересов многих субъектов (штрафы и пени), а также меры государственного воздействия, свойственные только финансово-правовой сфере (взыскание недоимки, блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в кредитных организациях):

.        Штраф - вид наказания. денежное взыскание, как правило, в пользу государства, назначаемое за совершение проступка. За нарушения финансового законодательства взыскиваются только в судебном порядке и в законодательно установленной последовательности.

.        Недоимка - сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.[5,ст.11]

.        Неустойка - определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Разновидностью неустойки является пеня. [3,ст.330].

.        Пеня - денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. [5, ст.75]

Основные различия между штрафом (карательной санкцией) и недоимкой и пеней (правовосстановительными санкциями) сводятся в таблице 1.

5.      Блокировка счетов и расходов - приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей, прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 76 НК РФ. [5,ст.76]

Таблица 1 Различия между штрафом и недоимкой (пеней).


Штраф

Недоимка и пеня

Основание

Основанием является совершение финансового правонарушения, правильная его квалификация, индивидуализация суммы денежного взыскания.

Основанием является наличие финансовых обязанностей перед государством и в случае необходимости государственно-властное принуждение к их исполнению.

Характер

Носит абсолютно или относительно определенный характер, имеет низшие и высшие границы, которые также могут быть изменены в зависимости от наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств.

Размеры всегда абсолютно определенны и не изменяются от наличия каких-либо индивидуальных обстоятельств, поскольку сумма ущерба, причиненного государственной казне финансовым правонарушением, может быть подсчитана достаточно точно.

Взыскание

Взыскание штрафа является результатом правоохранительной деятельности государственных органов, и правонарушитель не может сам подвергнуть себя финансовой ответственности.

Правонарушитель может уплатить самостоятельно, без вмешательства государственных органов.

Поглощение другими санкциями

Не поглощаются никакими другими, взыскиваются по принципу сложения

Не поглощаются никакими другими, взыскиваются до полного (как минимум) возмещения причиненного государству ущерба.

В зависимости от правовых отношений начисления финансовых санкций подразделяют на законные (то есть определенные законом) и договорные (устанавливаются соглашением сторон, определяющим размер и условия взыскания).

По основаниям применения финансовые санкции можно подразделить на финансовые санкции, исходящие из норм Международного права, договора, национального нормативно-правового акта. Соответственно, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Конституция РФ А национальные нормативно-правовые акты, в свою очередь, первичны по отношению к договорам экономических субъектов.[27]

По основным отраслям права санкции можно подразделить на:

-       Гражданское право;

-       Налоговое право;

-       Таможенное право;

-       Административное право и т.д.

Выбор применяемых санкций определяется нормативно-правовым актом, в сфере которого правонарушение совершено - Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс и т.д. [27]

Источники возмещения финансовых санкций: прибыль и иные финансовые ресурсы предприятий, организаций. Суммы, уплаченные в виде финансовых санкций, относятся к непроизводительным расходам. Финансовые санкции взимаются с предприятий, организаций либо с их согласия, либо по решению суда.

От финансово-правовых санкций, являющихся мерами финансово-правовой ответственности, отличают иные меры государственного принуждения, применяемые компетентными органами в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Меры финансово-правовой ответственности направлены на устранение вреда, причиненного финансовым правонарушением, и наказание правонарушителя. Иные меры государственного принуждения в сфере финансовой деятельности направлены на предупреждение неправомерных действий субъектов финансовых правоотношений, а в случае необходимости - пресечение противоправных действий и привлечение нарушителя к финансовой или иной юридической ответственности. Они подразделяются на предупредительные и пресекательные.

Предупредительные меры государственного принуждения выполняют функцию предупреждения возможных неправомерных действий субъектов финансовых правоотношений. К предупредительным мерам относятся права, отраженные в статье 31 НК РФ:

-       вызывать налогоплательщиков и иных обязанных лиц для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими налогов;

-       осматривать (обследовать) любые производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, производить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

-       требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и иных обязанных лиц и инкассовых поручений (распоряжений) о списании сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения;

-       вызов в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

-       право органов казначейства получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов организаций, использующих средства федерального бюджета, государственных (федеральных) внебюджетных фондов, а также внебюджетные (федеральные) средства.[5]

Бюджетный кодекс РФ также предусматривает меры государственного принуждения предупредительного характера. В частности, за невозврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, предусматриваются не только финансово-правовые санкции, но и предупредительная мера в виде сокращения или прекращения всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет. Эта мера направлена на то, чтобы предупредить возможное аналогичное правонарушение со стороны получателей бюджетных ссуд в будущем и отражена в статье 290 БК РФ. Пресекательные меры государственного принуждения в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований выполняют функцию пресечения противоправных действий и создания условий для привлечения правонарушителя к финансовой или иной юридической ответственности. К данной группе мер относятся меры рассмотренные в статьях 31 и 94 НК РФ:

-       право налоговых органов изымать по акту при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или иного обязанного лица документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

-       право налоговых органов приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных обязанных лиц в порядке, предусмотренном НК РФ;

-       право налоговых органов в ходе налоговой проверки производить выемку документов и предметов и т.д.[5]

Таким образом, выделяют несколько классификация санкций: в зависимости от способов, какими они служат охране финансовых правоотношений, по видам, в зависимости от правовых отношений начисления финансовых санкций, по основным отраслям права и т.д. В теории основной считается классификация по видам (неустойки, штрафы и т.д.). Данная классификация используется в законодательстве для защиты имущественных интересов многих субъектов, а также для государственного воздействия. Независимо от видов, все финансовые санкции имеют большое значение и играют важную роль в экономической сфере.

.3 Функции и роль финансовых санкций в экономике

финансовый бюджетный санкция экономика

Роль и значение финансовых санкций можно выявить из выполняемых ими функций. Функции финансово-правовых санкций обусловлены целями, ради которых они осуществляются. Финансово-правовые санкции - это применение уполномоченными на то государственными органами и их должностными лицами к налогоплательщикам (юридическим и физическим лицам) за совершение налогового правонарушения в установленном административными и финансово-правовыми нормами порядке мер государственного принуждения, выражающихся в денежной форме и перечисляемых в бюджет, с целью:

) обеспечения общественных и государственных финансовых интересов.

) возмещения недополученных бюджетом и внебюджетными фондами денежных поступлений.

) наказания нарушителей.[26]

Как социальное явление финансово-правовая санкция носит характер самозащиты общества от посягательств на его устои. Эта цель определяет и основные функции. Среди них:

.        Штрафная функция. Реализуется в виде наказания и выступает как реакция государства на вред, причиненный общественным отношениям. Применение штрафных санкций должно соответствовать принципу индивидуализации ответственности и зависеть от характера и степени общественной опасности с учетом формы вины, мотива, цели, смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, что наиболее полно отражено в главе 15 Налогового кодекса РФ.

.        Превентивная (предупредительная) функция. Главная цель - недопущение нарушений норм, устанавливающих порядок осуществления финансовой деятельности. Эта функция ответственности проявляется в том, что возможное последующее в случае нарушения норм финансового права общественное осуждение виновного, выражающееся в виде претерпевания правонарушителем лишений имущественного либо организационного характера, является нежелательным последствием для него.

.        Защитная или правовосстановительная (компенсационная) функция. Часто меры финансово-правовой ответственности направлены не на фактическое наказание виновного, а на обеспечение защиты интересов общества и восстановление нарушенных противоправным поведением субъекта финансовых интересов государства и муниципальных образований. Наиболее отчетливо правовосстановительная (компенсационная) функция проявляется при реализации санкций, установленных бюджетным законодательством, когда устранение правонарушений приводит к восстановлению правопорядка (например, через взыскание сумм нецелевого использования).

.        Информационная (сигнализационная) функция. Проявляется при характеристике правонарушителя. Так, совершение финансового правонарушения может служить сигналом о необходимости более пристального внимания к данному субъекту со стороны органов, осуществляющих финансовый контроль.

5.      Воспитательная функция. Финансово-правовые санкции имеют цель не только наказать правонарушителя, но и дать некий урок, перевоспитать его. [23]

.        Охранительная функция. Финансово-правовые санкции применяются в целях охраны прав, свобод и иных законных интересов граждан, охраны собственности. [23]

.        Регулятивная функция. Поскольку санкции органически входят в процесс правового регулирования финансовых отношений, являются частью его механизма, можно сказать, что через них осуществляется регулятивная функция права. [23]

Для того чтобы указанные функции осуществлялись более эффективно и были достигнуты цели, необходимо осуществление принципов:

-       принцип законности проявляется в том, что ответственность осуществляется компетентными органами, на определенных финансовым законодательством основаниях, в определенном законом порядке и в соответствии с санкцией финансово-правовых норм;

-       принцип гуманизма. Процесс применения наказания и его меры должны быть гуманными. Они не должны унижать человеческое достоинство, носить характер истязания, повлечь физические муки наказуемого;

-       принцип ответственности за вину. К ответственности за нарушение финансового законодательства может быть привлечено только лицо, виновное в совершении правонарушения;

-       принцип равенства перед законом. Данный принцип означает, что лица, совершившие правонарушение, равны перед законом независимо от пола, возраста, должностного положения и других особенностей;

Финансовые санкции находят широкое применение в налоговом праве (несвоевременная уплата налогов, непредставление налоговой отчетности и др.), бюджетном праве (нецелевое использование бюджетных средств, нарушение бюджетной дисциплины и др.), экологическом праве (повышение нормативов загрязнения окружающей природной среды, несанкционированные сборы вредных веществ в водные объекты и др.), деятельности внебюджетных социальных фондов (несвоевременное перечисление во внебюджетные фонды страховых взносов по социальному страхованию и обеспечению, несвоевременное предоставление отчетности), и в других областях.

Финансовые санкции играют значимую роль в укреплении финансово-бюджетной дисциплины. Прежде всего, финансовые санкции оказывают мотивационное, устрашающее воздействие на потенциальных нарушителей финансово-правовых норм. Это мотивирует потенциальных нарушителей на соблюдение финансово-бюджетной дисциплины и заставляет их предпринимать необходимые действия по недопущению нарушений финансового законодательства.

Также финансовые санкции играют и восстановительную роль, поскольку позволяют восполнить потери от нарушения финансовой дисциплины. Восполнение потерь государственной и муниципальной казны может осуществиться в полной мере, если за ним стоит возможность применения особого рода государственного принуждения за нарушения порядка финансовой деятельности.

Таким образом, государство регулирует финансовые отношения посредством издания правовых норм, содержащих права и обязанности соответствующих субъектов. Предоставляя физическим и юридическим лицам экономические свободы, позволяя осуществлять операции с финансовыми средствами, государство требует от субъектов финансового права надлежащей реализации установленных правовых предписаний. Неисполнение финансово-правовых предписаний либо уклонение от их надлежащего исполнения влечет неблагоприятные имущественные последствия для правонарушителей.

2. Порядок применения финансовых санкций

.1 Порядок применения бюджетных санкций

Часть 4 Бюджетного Кодекса РФ под названием «Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации» содержит главу 28 «Общие положения», в которой прописаны составы правонарушений, предусмотренные в статьях 289 - 306. Необходимо также отметить, что большинство норм главы 28 Бюджетного кодекса, устанавливающих ответственность за совершение отдельных правонарушений, содержат отсылки к КоАП РФ, что также усложняет применение мер ответственности.

Перечень правонарушений бюджетного законодательства включает в себя:

-       нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным Кодексом Российской Федерации. В соответствии со статьёй 15.14 КоАП <#"658042.files/image001.gif">

Рис.1. Динамика задолженности по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям в консолидированный бюджет РФ

Недоимка по налоговым платежам, сведенная в таблицу в приложении 2, на 1 марта 2012г. составила 306,0 млрд. рублей (44,4% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2012г. она увеличилась на 5,8%, в том числе по налогу на добавленную стоимость - на 17,4%, налогу на добычу полезных ископаемых - на 13,1%, налогу на прибыль организаций - на 7,0%. Сократилась задолженность по акцизам в целом на 18,1%.

В конце финансового (бюджетного) года после заключения бюджета государство составляет отчет об исполнении бюджета. В данном отчете отражаются показатели доходов и расходов соответствующих бюджетов с необходимым анализом их исполнения. По данным отчета «Об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2011 год» и отчёта «Об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2010 год» разница в показателях заключена в таблице 4.

В динамике с 2009 года по 2011 год в целом уменьшились поступления в консолидированный бюджет РФ. Это вызвано тем, что в 2011 году юридические и физические лица наиболее ответственно уплачивали страховые взносы. Взносы поступали во внебюджетные фонды вовремя. Это говорит об улучшении ситуации в России, связанной с применением финансовых санкций.

Вместе с тем, территориальные органы для сокращения недоимки применяют и другие способы работы с должниками: проводят комиссии по платежной дисциплине, рассылают уведомления об уплате страховых взносов в срок до 15-го числа каждого месяца, обращаются в органы прокуратуры для применения к руководителям предприятий-должников мер прокурорского реагирования, участвуют в планерных заседаниях в администрациях местного самоуправления, комиссиях в налоговых органах по легализации заработной платы, организуют встречи с руководителями предприятий.

Задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2010 года по состоянию на 01 марта 2011 г. составила 359,3 млн. руб., или 2,8% от начисленных страховых взносов, в ФФОМС - 69,0 млн. руб. и в ТФОМС - 48,0 млн. рублей.

В «черном списке» числится около 8 тысяч неплательщиков, среди которых предприятия обрабатывающего производства, строительные организации, жилищно-коммунального и сельского хозяйства. При этом две трети должников - это действующие предприятия, остальные - предприятия-банкроты, а также ликвидированные организация.

Работа по взысканию задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование принципиально новой для ПФР не является. При этом Федеральным законом № 212 - ФЗ органам ПФР предоставлены дополнительные полномочия в ходе работы с должниками. Это право бесспорного взыскания денежных средств со счетов плательщиков страховых взносов.

По состоянию на 01.03.2012 года в целом было направлено в банки более 38 тысяч инкассовых поручений на сумму около 504,5 млн. руб., в том числе по задолженности на обязательное пенсионное страхование прошлых периодов - 66,0 млн. руб., по текущей задолженности на ОПС - 385,5 млн. руб., и на ОМС - 53,0 млн. рублей.

С расчетных счетов плательщиков было списано 273,1 млн. рублей, что составило 54,1 % от суммы выставленных инкассовых поручений. В том числе на ОПС за прошлые периоды - 40,8 млн. руб. или 61,8% от суммы выставленных инкассовых поручений, на текущую задолженность по ОПС - 205,7 или 53,4%, на текущую задолженность по ОМС - 26,6 млн. руб. или 50,2%. Данные показатели свидетельствуют о том, что взыскание задолженности по новому закону является наиболее эффективным рычагом по борьбе с недобросовестными плательщиками, для справки процент взыскания задолженности через службу судебных приставов в целом по году не превышал 20%.

Таким образом, исходя из проведенного анализа, следует отметить, что Россия имеет тенденцию к уменьшению задолженностей по уплате штрафов, пеней и других налоговых санкций. Санкции за несвоевременную уплату страховых взносов во внебюджетные фонды также идут на снижение. Это объясняется тем, что в 2012 году тариф страховых взносов уменьшился до 30% и с конца 2011 года изменился список тех, кто имеет право на пониженный тариф страховых взносов. Теперь в этот список дополнительно входят следующие организации:

-       хозяйственные общества, созданные после 13 августа 2009 года.

-       организации и ИП, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны.

-       организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, при условии соблюдения условий установленных законодательством о страховых взносах.

Таблица 4 Исполнение консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2009, 2010 и 2011 год.

Наименование показателя

Исполнение консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2009

Исполнение консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2010

Исполнение консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2011

Недоимка, пени и штрафы по страховым взносам

290256409,45

1729624259,13

1457421675,39

Недоимка, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации

2423740814,01

1567825537,62

1211284168,10

Недоимка, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации

91698942,68

87804693,18

40990008,89

Недоимка, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

15268043,03

14505470,95

9464949,81

Недоимка, пени и штрафы по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации,

81185158

55594307,88

29488313,84


Но в целом, задолженность по налогам и сборам остается на одном уровне. Штрафные санкции должны быть четко определены в налоговом законодательстве по составу, видам налоговых правонарушений и величине. Нечеткие формулировки в отношении отдельных налоговых правонарушений, спорность и неразработанность каких-либо положений позволяют налоговым органам достаточно вольно, в свою пользу и не всегда правильно, квалифицировать действия налогоплательщиков.

3. Проблемы применения финансовых санкций

.1 Проблемы применения финансовых санкций в РФ

Основная проблема финансовых санкций России, и не только финансовых санкций, - это несовершенство нормативно-правовой базы. Тот факт, что, например, в 2009 году в Налоговый Кодекс было внесено около 30 поправок, показывает, как остро стоит необходимость улучшать нормативно-правовое обеспечение. С другой стороны, финансовые санкции, равно как и задолженность по ним, носят характер бремени для экономического субъекта, и по этой причине государству необходимо это бремя уменьшать в особенно тяжелые для экономики периоды - например, во время финансового кризиса.

На сегодняшний день основной проблемой процесса применения финансовых санкций в налоговой сфере являются некорректные формулировки в отношении отдельных налоговых правонарушений, их спорность и неразработанность каких-либо положений.

Во-первых, в действующем налоговом законодательстве отсутствует расшифровка понятий сокрытого или заниженного дохода (прибыли), не определено значение умышленного сокрытия, которое влечет за собой повышенную налоговую ответственность. В результате, под заниженной прибылью может подразумеваться фактически неполученная (недополученная) прибыль или упущенная выгода. Например, по-разному можно понимать такой вид правонарушений, как «грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» (ст. 120 Налогового кодекса РФ), за которое установлено 3 вида штрафных санкций. Размыто содержание статей 128 «Ответственность свидетеля» и 129 «Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки...». Не ясен статус и контингент таких свидетелей, экспертов, переводчиков и специалистов.

Во-вторых, не отрегулированным, с правовой точки зрения, является вопрос о том, сколько и каких взысканий можно применить одновременно по одному нарушению. За рубежом в основном используется метод зачета ответственности при наложении взыскания за взаимосвязанные, вытекающие одно из другого нарушения по принципу поглощения большей мерой меньшей. В России же при наложении мер ответственности исходят из принципа их раздельного применения и сложения одновременно нескольких санкций. Например, если нарушение правил учета объекта налогообложения (ст. 120 HK РФ) повлекло за собой неполную уплату налогов (ст. 122 HK РФ), то налоговый орган вправе взыскать штрафы за оба нарушения одновременно, сложив суммы наложенных штрафов для одних налогоплательщиков, а может и взыскать только один штраф за одно правонарушение для других налогоплательщиков. То есть, метод сложения штрафных санкций создает почву для неоднозначного подхода должностного лица к разным налогоплательщикам в зависимости от личных симпатий, то есть, создает условия для допущения различного рода нарушений со стороны налоговых органов, в том числе в корыстных целях. Метод поглощения большей мерой ответственности меньшей исключает возможность волюнтаристского подхода должностных лиц налоговых органов к налогоплательщикам. Таким образом, принцип сложения штрафных санкций - это прямое ущемление прав налогоплательщиков.

Он является несправедливым, ни с правовой, ни с экономической точек зрения, учитывая и без того достаточную жесткость действующих налоговых санкций, а также высокое налоговое бремя и сложное финансовое положение основной массы налогоплательщиков. К тому же, как отмечалось ранее, нет достаточно жесткой связи между количеством, размерами налоговых санкций и количеством налоговых правонарушений, фактически совершаемых налогоплательщиками. Поэтому, видимо, необходимо перейти от принципа сложения к принципу зачета большей штрафной санкцией меньшей.

Ещё одной проблемой являются недостаточно высокие размеры штрафов, применяемых к физическим и юридическим лицам. Взять, к примеру, нарушение правил пользования объектами животного мира, рыболовства и другие правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования составляют менее 3000 рублей. Людям не составит труда заплатить такой штраф, принимая во внимание то, что доходы от браконьерской деятельности достаточно велики. В Кодексе об административных правонарушениях таких примеров очень много. Столь малый размер финансовых санкций приводит к тому, что эти меры недостаточно эффективны и не способны влиять на деятельность людей, нарушающих законодательство, а также выполнять предупреждающую роль.

Можно заметить, что в настоящее время работа органов государственного финансового контроля в России характеризуется несогласованностью и разобщенностью, отсутствием четкого взаимодействия. И связано это в первую очередь с несформированностью целостной системы контроля над государственными финансами. Статус и полномочия контрольных органов определяются многочисленными правовыми актами, зачастую допускающими дублирование и параллелизм при выполнении некоторых функций.

Кроме того, действия органов финансового контроля не скоординированы. Принципиальные полномочия по проведению проверок целевого и эффективного использования государственных средств ряда федеральных государственных органов, осуществляющих финансовый контроль (Счетная палата, финансово-надзорные органы Минфина РФ, ревизионные управления министерств и ведомств федерального уровня), как правило, повторяют друг друга.

Между тем абсолютное большинство контрольных органов имеют достаточно специфические задачи, и поэтому их сфера деятельности ограничена. Подобной спецификой характеризуются налоговые и таможенные органы, органы валютного контроля. Таким образом, можно констатировать, что слабым звеном в организации системы государственного финансового контроля является недостаточно проработанная нормативно-правовая база, имеющая ряд недочетов. Значимость государственного финансового контроля настолько велика, что Международная неправительственная организация высших контрольных органов (ИНТОСАИ) разработала целый ряд стандартов контрольно-ревизионной деятельности, которые рекомендованы к применению органами контроля разных стран в той мере, в какой они совместимы с национальным законодательством.

Анализ правовых норм, определяющих виды, формы и органы контроля, позволяет сделать вывод о том, что законодательно не определены:

понятия «финансовый контроль» и «система финансового контроля»;

единые принципы финансового контроля;

перечень контролирующих и надзорных органов, относящихся к органам финансового контроля;

порядок взаимодействия органов финансового контроля.

Обобщая вышесказанное, допустимо сформулировать основную задачу, стоящую перед правовым государством: создать на всей территории Российской Федерации единое поле финансового контроля, базирующееся на практичном (с точки зрения применимости) законодательстве с достаточно четко определенным понятийным аппаратом. Можно констатировать, что в России сложились основные элементы системы государственного контроля, однако они пока далеки до совершенства.

В числе особо актуальных проблем - отсутствие четкого определения основных признаков, которые применяются при квалификации нарушений, выявляемых в процессе реализации контрольных функций, незаконного, неэффективного и нерационального использования средств. К тому же в отсутствие механизма применения контрольными органами мер принуждения нарушители российского законодательства остаются безнаказанными.

Необходимо устранять существующие проблемы, чтобы российское законодательство было эффективным.

.2 Совершенствование правовой базы применения финансовых санкций в РФ

Нестабильность финансового законодательства, порядок его применения расширение круга субъектов финансовых правоотношений, рост количества финансовых правонарушений, которые наблюдаются в последние годы, свидетельствуют о наличии существенных проблем в финансово-правовой сфере. В этой связи любые исследования, особенно те, которые направлены на дальнейшее развитие и совершенствование финансового законодательства, в современных условиях приобретают важнейшее значение.

Как уже говорилось в прошлом параграфе Международная неправительственная организация высших контрольных органов (ИНТОСАИ) разработала целый ряд стандартов контрольно-ревизионной деятельности. Их цель - унификация контрольной деятельности и увеличение доверия к ее результатам. Международные стандарты аудита определяют основополагающие методы финансового контроля, способствуют повышению его качества в соответствии с возрастающими многообразными требованиями в области международной аудиторской деятельности, а также направлены на повышение эффективности в борьбе с коррупцией, финансовым мошенничеством.

Специфика переходного периода оказывает влияние на формирование контрольных органов и контрольной системы в целом. Проводимая в России в этом направлении работа пока не имеет четких ориентиров и в результате недостаточно эффективна. В то же время в стране продолжают развиваться и укрепляться органы государственного финансового и негосударственного (независимого аудиторского и общественного) контроля. Напрашивается вывод о том, что системного правового регулирования в области финансового контроля как такового нет. Следовательно, возникает объективная потребность разработки и принятия соответствующей законодательной базы, и важную роль здесь должен сыграть федеральный закон о государственном финансовом контроле. Необходимо ускорить подготовку и принятие такого закона, уточнить отдельные его положения, предусмотрев методологически определенное понятие о государственном финансовом контроле, формулировку видов выявляемых недостатков и нарушений, а также принимаемых по ним финансовых санкций, мер привлечения к ответственности виновных лиц. Кроме того, в законе следует четко обозначить систему органов государственного финансового контроля. Итак, перед разработчиками законодательной базы государственного финансового контроля стоит задача урегулировать следующие правоотношения:

контроль над федеральными финансовыми средствами, находящимися в распоряжении федеральных органов, а также передаваемыми в любых формах субъектам Федерации и органам местного самоуправления;

контроль над финансовыми средствами субъектов Федерации, в том числе передаваемыми органам местного самоуправления.

Следует решить и другой стратегический вопрос: нужно ли принимать всеобъемлющий закон о государственном финансовом контроле? Разделять сферы правового регулирования целесообразно только тогда, когда они абсолютно несовместимы. В данном случае такой несовместимости нет. Поэтому, видимо, требуется единый закон, в котором будут учтены все элементы и особенности контрольной деятельности. Такой закон мог бы лечь в основу соответствующего раздела Бюджетного кодекса, а также бюджетных и других финансовых законов субъектов Федерации.

Обобщая вышесказанное, допустимо сформулировать основную задачу, стоящую перед правовым государством: создать на всей территории Российской Федерации единое поле финансового контроля, базирующееся на практичном (с точки зрения применимости) законодательстве с достаточно четко определенным понятийным аппаратом.

Основная часть финансовых санкций в виде штрафов содержится в Кодексе об Административных правонарушениях и распространяется на различные сферы: от штрафов за нарушения правил дорожного движения до нарушений в области охраны имущества. Часть из них не эффективна, потому что, как уже доказывалось выше, размер штрафов недостаточен. Выход из этой ситуации может быть либо повышение штрафа, либо рассмотрение вопроса о применении нефинансовых санкций.

Однако есть отрасли права, где необходимо создать нормативно-правовую базу с четко указанными случаями применения финансовых санкций. Например, область интеллектуальной собственности. Принятый курс на инновационную экономику обязывает работать в направлении усовершенствования правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности.

Что касается бюджетной отрасли, то в бюджетном законодательстве и законодательстве о Счетной палате не содержатся конкретные виды нарушений, соответствующие конкретным видам санкций. В каждом случае нарушения санкции налагаются в результате отдельно принятого решения, которое может оказаться необъективным. Создание нормативно-правового акта с полномочиями Счетной палаты позволит не только исключить обязательную процедуру передачи данных Счетной палаты в Генеральную прокуратуру и другие органы, но и снизить показатели правонарушений в бюджетной сфере, где уже будет действовать полноценный орган государственного контроля.

Совершенствование законодательной базы необходимо и в области взысканий за налоговые правонарушения. Можно начинать с понятийного аппарата, где в налоговые санкции входят только штрафы и исключены пени, хотя обе санкции входят в понятие финансовых. Что касается проблем взыскания финансовых санкций, возникают проблемы с оформлением требований Налогового Кодекса со стороны налоговых органов. В статье 104 Кодекса установлен порядок обращения налогового органа в суд с исковым заявлением о взыскании налоговой санкции. Из пункта 1 данной статьи следует, что до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. Однако данная норма не содержит положений о форме соответствующего требования, в связи, с чем складывающаяся судебная практика показывает, что у некоторых арбитражных судов возникли затруднения с применением статьи 104 НК РФ. Как решение этой проблемы, можно только предложить ввести эту форму.

Необходимо повысить штрафные санкции в некоторых отраслях, чтобы люди не могли откупиться и продолжать свою деятельность. Такая мера будет эффективной и предупреждающей.

Основное направление совершенствования таможенных и валютных санкций следует видеть в упрощении процедур пересечения таможенной границы и оформления валютных сделок. В целом, они не являются такими крупными отраслями права, как бюджетная или налоговая.

На финансовые санкции за нарушение таможенного, валютного, бюджетного и налогового законодательства распространяется норма, указанная в КоАП в статье 2.9. «Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения». Оценка значимости должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

В обязанности административных органов входит установить не только установление формального сходства содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решение вопроса об общественной опасности деяния. Чтобы избежать возложения таких полномочий на административные органы, следует установить лимиты по данной статье в абсолютном или относительном выражении.

Таким образом, можно выделить основные меры по совершенствованию механизма применения финансовых санкций следующие:

упрощение процедур оформления валютных сделок;

создание комплекса мер по уменьшению налогового бремени субъектов хозяйствования от налоговых санкций с учетом современных экономических реалий;

уточнение механизма процедур применения финансовых санкций со стороны государственных органов;

четкое определение полномочий органов государственного финансового контроля;

исключение возможности осуществления органов государственного контроля в ведомственных интересах;

увеличение размеров финансовых санкций за административные правонарушения.

Сегодня органы государственной власти уделяют серьёзное внимание вопросам совершенствования системы финансовых санкций. Обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие исправно действующего механизма применения финансовых санкций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопросы, касающиеся финансово-правовой ответственности крайне актуальны в настоящее время в нашем государстве. С развитием рыночных отношений, назрела необходимость в обособлении этого вида ответственности, выделении вида правонарушений, влекущих ее, и санкций, через которые она реализуется.

Финансовые санкции являются мерой принудительного воздействия, выраженные в денежной форме, применяемые к предприятиям в результате нарушения ими действующего законодательства в финансово-хозяйственной деятельности.

Существуют различные классификации санкций. В зависимости от способов, какими они служат охране финансовых правоотношений, подразделяются на правовосстановительные и карательные санкции. Процессуальный порядок применения финансово-правовых санкций зависит от их вида: штраф, недоимка. неустойка. пеня. блокировка счетов и расходов. В зависимости от правовых отношений начисления финансовых санкций подразделяют на: законные и договорные.

Анализ задолженностей по уплате штрафов, пеней и других налоговых санкций в РФ показывает то, что с каждым годом уменьшается задолженность по уплате штрафов и финансовых санкций. Это благоприятная тенденция. Применение санкций ко страховым взносам в фонды РФ также идут на снижение. Объясняется данная тенденция снижением страховых взносов и более ответственным отношение юридических и физических лиц к уплате задолженностей.

Изучив теоретико-правовые основы финансовых санкций и рассмотрев порядок применения санкций в Российской Федерации, была проанализирвоана действующая система применения финансовых санкций и обозначены основные проблемы.

Среди таких проблем:

-       несовершенство законодательной базы;

-       некорректные формулировки в отношении отдельных налоговых правонарушений, их спорность и неразработанность каких-либо положений;

-       не отрегулирован вопрос о том, сколько и каких взысканий можно применить одновременно по одному нарушению;

-       недостаточно высокие размеры штрафов, применяемых к физическим и юридическим лицам;

-       несформированность целостной системы контроля над государственными финансами.

В связи с данными проблемами были найдены пути решения:

-       упрощение процедур оформления валютных сделок;

-       создание комплекса мер по уменьшению налогового бремени субъектов хозяйствования от налоговых санкций с учетом современных экономических реалий;

-       уточнение механизма процедур применения финансовых санкций со стороны государственных органов;

-       четкое определение полномочий органов государственного финансового контроля;

-       исключение возможности осуществления органов государственного контроля в ведомственных интересах;

-       увеличение размеров финансовых санкций за административные правонарушения.

Анализ задолженностей по уплате штрафов, пеней и других налоговых санкций в РФ показывает то, что с каждым годом уменьшается задолженность по уплате штрафов и финансовых санкций. Это благоприятная тенденция. Применение санкций к страховым взносам в фонды РФ также идут на снижение. Объясняется данная тенденция снижением страховых взносов и более ответственным отношение юридических и физических лиц к уплате задолженностей.

С абсолютной определенностью можно сказать, что оптимальные решения рассмотренных выше вопросов еще не сформулированы, это длительный процесс поиска консенсуса. При этом, безусловно, отлажено действующий механизм применения к нарушителям финансовых санкций, способен значительно улучшить финансовое положение государства, и обеспечить оздоровление экономики. На сегодняшний день органы государственной власти уделяют серьёзное внимание вопросам совершенствования системы финансовых санкций. Обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие исправно действующего механизма применения финансовых санкций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Конституция Российской Федерации. Принята всеобщим голосованием 12.12.1993. С учётом поправок внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ

.        Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011)

.        Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ - Часть 1 (ред. от 06.12.2011)

.        Кодекс об Административных Правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.03.2012)

.        Налоговый Кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31.07.1998 № 146-ФЗ - Часть 1 (ред. от 03.12.2011)

.        Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 18.06.1993 N 5221-1 (ред. от 26.06.2008)

7.      Закон РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" от 21.03.1991 N 943-1

8.      Указ Президента РФ «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» от 23 мая 1994 г. № 1006

.        Федеральный закон от 03.10.2010 N 255-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2009 год"

.        Федеральный закон от 07.10.2011 N 272-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2010 год"

11.    Горбунова О.Н. Финансовое право: Учебник / О. Н. Горбунова, Е. Ю. Грачева.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 536с.

12.    Грязнова А.Г. Финансы: Учебник / А.Г.Грязнова, Е.В.Маркина.- М.: Финансы и статистика, 2004. - 504с.

13.    Дробозина Л.А. Финансы: Учебник для вузов/ Л.А. Дробозина. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 527 с.

14.    Ковалёв В.В. Финансы: Учебник.-2 изд., перераб. и доп./ В.В. Ковалёв.- М.: Проспект, 2009. - 640с.

.        Крохина Ю. А. Финансовое право России: Учебник / Ю. А. Крохина. - 3е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008. - 720с.

.        Поляк Г.Б.Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Г.Б. Поялк.- М.:ЮНИТИ-ДАНА,2-е изд.2002. - 512с.

17.    Романовский М.В. Финансы, денежное обращение и кредит. /М.В. Романовский, О.В. Врублевская.- М.:Юрайт-Издат, 2006.- 543с.

.        Химичева Н.И. Финансовое право: Учебник / Н.И. Химичева. - Ф59 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. - 749 с.

19.    Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов /Н.Д. Эриашвили, Л.И. Булычева - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 606с.

.        Мусаткина А.А. Признаки финансово-правовых санкций //Финансовое право. - 2004, №1.

.        Пермяков А.Д. Разрушение системы неплатежей в России //Вопросы экономики. - 2000. - №3.

22.    Википедия [Электронный ресурс] // Свободная электронная энциклопедия. URL: <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0>

.        Кучеров И.И. Финансовое право: Учебник / И.И.Кучеров [Электронный ресурс] // Библиотека FictionBook.ru . URL: <http://fictionbook.ru/author/a_yu_ilin/finansovoe_pravo/read_online.html?page=6>

24.    Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: <http://info.minfin.ru/zkn_fed_bj_general.php>

.        Федеральная Налоговая Служба [Электронный ресурс] URL: <http://www.nalog.ru/>

.        Финансово-правовые санкции и их применение [Электронный ресурс] // Учебный портал Webarhimed. URL: <http://www.webarhimed.ru/>

.        Чингиз Иванов. Системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Журнал «Бюджет.ru» . URL: <http://bujet.ru/article/2980.php>

.        Энциклопедический словарь экономики и права [Электронный ресурс] // URL: <http://www.finance-times.ru/glossary/dic_economic_law/?dic_tid=13960>

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Штрафные санкции, применяемые за налоговые правонарушения в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Виды налоговых правонарушений

Ответственность

1

Ст. 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

1) 5 тыс. руб. 2) 10 тыс. руб. при сроке более 90 дней

2

Ст. 117. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе

1) 10% от доходов, полученных от этой деятельности, но не менее 20 тыс. руб. 2) 20% от доходов, полученных от этой деятельности без постановки на учет более 90 дней

3

Ст. 118. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке

5 тыс. руб.

4

Ст. 119. Непредставление налоговой декларации

1) 5% от суммы налога по декларации за каждый месяц, в т.ч. неполный, но не более 30% от суммы и не менее 100 руб. 2) 30% от суммы налога, подлежащей уплате, и 10% за каждый месяц, начиная со 181 дня

5

Ст. 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

1) 5 тыс. руб. 2) 15 тыс. руб. - если они совершены в течение более одного налогового периода 3) 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб. - при занижении налоговой базы

6

Ст. 122. Неуплата или неполная уплата суммы налога

1) 20% от неуплаченных сумм налога 2) 40% от неуплаченных сумм налога - если эти деяния совершены умышленно

7

Ст. 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов

20% от суммы, подлежащей перечислению

8

Ст. 124. Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда на территорию или в помещение

5 тыс. руб.

9

Ст. 125. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест

10 тыс. руб.

10

Ст. 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

1) 50 руб. за каждый непредставленный документ 2) 5 тыс. руб. при отказе организации 3) 500 руб. при отказе физического лица

11

Ст. 128. Ответственность свидетеля

1) 1 тыс. руб. 2) 3 тыс. руб. - отказ от дачи показаний, дачи заведомо ложных показаний

12

Ст. 129.1. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода

1) 500 руб. - при отказе от проведения налоговой проверки 2) 1 тыс. руб. - дача ложного заключения или перевода

13

Ст. 129. Неправомерное несообщение сведения налоговому органу

1) 1 тыс. руб. 2) 5 тыс. руб. за деяния, совершенные повторно в течение календарного года

14

Ст. 132. Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику

1) 10 тыс. руб. 2) 20 тыс. руб. - за несообщение банком сведений об открытии или закрытии счета

15

Ст. 133. Нарушение банком срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора

Пеня - 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки

16

Ст. 134. Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам

20% от перечисленной суммы, но не более суммы задолженности

17

Ст. 135. Неисполнение банком решения о взыскании налога

1) пеня - «но от ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки 2) 30% не поступившей суммы в результате создания банком ситуации отсутствия денежных средств у плательщика

18

Ст. 135.1. Непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков - клиентов банка

1)10 тыс. руб. при отсутствии признаков правонарушения 2)20 тыс. руб. за непредставление сведений в установленный срок


Приложение 2

Структура задолженности по налоговым платежам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 марта 2012 года


Задолженность

Из нее


млрд. рублей

в % к итогу

недоимка

урегулированная задолженность




млрд. рублей

млрд. рублей

в % к итогу

Всего

689,4

100

306,0

100

366,9

100

в том числе:  по федеральным налогам и сборам

574,0

83,3

225,3

73,6

333,5

90,9

в том числе:  налог на прибыль организаций

164,4

23,8

54,4

17,8

109,1

29,7

налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, ввозимые из Республики Беларусь и  Республики Казахстан

322,9

46,8

135,7

44,3

173,4

47,3

из него налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

321,6

46,6

135,1

44,2

172,7

47,1

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

4,6

0,7

2,2

0,7

2,3

0,6

из них налог на добычу полезных ископаемых

3,1

0,4

1,7

0,6

1,3

0,4

акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, ввозимым из Республики Беларусь и Республики Казахстан

34,0

4,9

9,4

3,1

24,5

6,7

остальные федеральные налоги и сборы

48,2

7,0

23,6

7,7

24,0

6,5

по региональным налогам и сборам

63,8

9,3

43,8

14,3

5,2

по местным налогам и сборам

31,0

4,5

22,5

7,3

8,2

2,2

по налогам со специальным налоговым режимом

20,6

3,0

14,5

4,7

6,0

1,6


Похожие работы на - Виды, классификация и проблемы применения финансовых санкций в современной экономике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!