Учет основных средств

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,52 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет основных средств

Введение

Тема курсовой работы: «Учет основных средств». Данная тема актуальна в современных условиях. Это объясняется тем, что основные средства в своей совокупности образуют производственно-техническую базу и определяют производственную цель хозяйства. Все предприятия в процессе хозяйственной деятельности используют основные средства.

Основные фонды являются одним из важнейших факторов повышения эффективности производства и играют огромную роль в производственной деятельности.

Их состояние и эффективность использования непосредственно влияют на конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности. Более полное и рациональное использование основных средств способствует улучшению всех основных технико-экономических показателей предприятия.

Целью написания работы является систематизация и закрепление теоретических знаний по организации бухгалтерского учета основных средств, овладение методикой аналитической работы, развитие умений выполнять основные экономические расчёты в области основных средств, анализировать их и делать выводы и предложения.

При написании работы использовались различные учебные пособия, периодические издания, федеральный закон «О бухгалтерском учете», Положение по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности, план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» и другие нормативные акты.

Задачей курсовой работы является изучение следующих вопросов:

. Изучить теоретические аспекты анализа и учета основных средств, определить их классификацию и оценку, описать аналитический и синтетический учет основных средств.

. Дать организационно экономическую характеристику исследуемого предприятия - ООО «НовоПласт», описать бухгалтерский учет выбытия, поступления и амортизации основных средств на исследуемом предприятии.

. Предложить пути совершенствования бухгалтерского учета основных средств в ООО «НовоПласт».

Объектом исследования является ООО «НовоПласт».

Общество является юридическим лицом и свою деятельность организует на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации. ООО «НовоПласт» - является стабильно развивающимся предприятием. Общество занимается производством и реализацией полипропиленовых труб и фитингов.

Основной целью исследования в данной работе является изучение действующей практики бухгалтерского учета основных средств на примере ООО «НовоПласт», ознакомление с законодательной базой, нормативными и первичными документами, а также выявление имеющихся недостатков на данном участке учетной работы и разработка конкретных рекомендаций по дальнейшему совершенствованию учетно-аналитического процесса на предприятии. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

В первой главе курсовой работы раскрыты теоретические аспекты учета основных средств, определены нормативно-правовые акты, регулирующие бухгалтерский учет основных средств, описаны аналитический и синтетический учет, объяснена классификация и оценка основных средств.

Во второй главе на примере ООО «НовоПласт» был рассмотрен учет основных средств: поступление, амортизация, инвентаризация, выбытие с примерами и с первичными документами (приложениями).

В связи с тем, что любой учет не совершенен, в третьей главе определены пути совершенствования организации бухгалтерского учета основных средств в ООО «НовоПласт».

. Теоретические аспекты учета основных средств

Основные средства - это часть имущества, совокупность производственных, материально-вещественных ценностей, которые действуют в процессе производства в течение длительного периода времени, сохраняют при этом на протяжении всего периода материально-вещественную форму и переносят их стоимость на продукцию по частям по мере износа в виде амортизационных отчислений.

Для обеспечения своей деятельности предприятия должны располагать соответствующей материально-технической базой. Основными составляющими материально-технической базы являются основные средства. В их составе отражаются различные материально-вещественные ценности, используемые как средства труда в натуральной форме в течение длительного времени в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг либо для управленческих нужд предприятия. Эти средства должны приносить доход предприятию и не могут быть использованы для перепродажи.

Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней среды они изнашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисления амортизации по установленным нормам.

Основные средства через экономический механизм амортизации, а также затраты на их ремонт участвуют в формировании себестоимости товаров (работ, услуг) и финансового результата деятельности организации. На финансовый результат оказывают значительное влияние и операции по выбытию основных средств.

Эффективность использования основных средств в значительной степени зависит от организации бухгалтерского учета, поскольку именно в системе бухгалтерского учета формируется большая часть информации, необходимой для принятия управленческих решений. К такой информации, в частности, относятся сведения о наличии и техническом состоянии объектов основных средств, получаемые в процессе инвентаризации. На основе указанной информации принимаются решения о списании с баланса неиспользуемых объектов основных средств путем продажи или ликвидации.

Основные средства признаются таковыми в момент их принятия к учету.

К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты. [13]

Сохраняя первоначальную натуральную форму, они переносят свою стоимость на изготовляемую или добываемую с их участием продукцию, выполняемые работы или оказываемые услуги частями в сумме начисленной амортизации.

В состав основных средств, кроме того, включаются осуществленные капитальные вложения в арендованные объекты, в коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы), а также земельные участки и объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), приобретенные организацией в собственность.

Независимо от срока службы не учитывают в составе основных средств специальные инструменты и приспособления, предназначенные для изготовления определенных изделий, машины и оборудование, предназначенные для монтажа, материальные объекты, учитываемые как товары на складах торговых, снабженческих и других посреднических организаций.

К основным средствам не относятся финансовые и незавершенные капитальные вложения.

Окончательное решение о том, какие предметы и объекты учитывать в составе основных средств, принимает руководитель организации в зависимости от характера и условии ее хозяйственной деятельности. Обычно оно принимается не по каждому предмету в отдельности, а применительно к группе (виду) объектов и оформляется как элемент учетной политики организаций.[14]

В соответствии с ПБУ 6/01 бухгалтерский учет основных средств ведётся в целях: [5]

а) формирования фактических затрат, связанных с принятием активов в качестве основных средств бухгалтерскому учету;

б) правильного оформления документов и своевременного отражения поступления основных средств их внутреннего перемещения и выбытия;

в) достоверного определения результатов от продажи и прочего выбытия основных средств;

г) определения фактических затрат, связанных с содержанием основных средств (технический осмотр, поддержание в рабочем состоянии, др.);

д) обеспечения контроля за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету;

е) проведения анализа использования основных средств;

ж) получения информации об основных средствах, необходимой для раскрытия в бухгалтерской отчетности.

.1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета основных средств

Правила формирования в бухгалтерском учете организации информации об основных средствах установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (от 27.11.2006 N 156н), и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.

Для принятия активов к бухгалтерскому учету в качестве основных средств необходимо одновременное выполнение четырех условий, установленных п. 4 ПБУ 6/01:

) использование объекта основных средств в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

) использование объекта основных средств в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Из этого можно сделать вывод, что в бухгалтерском учете нет стоимостного критерия отнесения активов к объектам основных средств;

) в будущем не предполагается перепродажа данного объекта основных средств. Если же организация предполагает перепродать этот объект, то она должна учесть его либо как товар, либо как готовую продукцию;

) способность объекта основных средств приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Все осуществляемые организацией хозяйственные операции должны оформляться согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете» первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы принимаются к учету в случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Постановлением от 21.01.2003 N 7 Госкомстат России утвердил унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств, которые распространяются на организации всех форм собственности, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (исключение составляют кредитные и бюджетные учреждения).

.2 Классификация и оценка основных средств

Существует несколько признаков классификации основных средств в зависимости, от которых осуществляется их группировка.

Для организации бухгалтерского учета предусмотрена укрупненная классификация основные средства по следующим признакам:

в зависимости от имеющихся прав на объекты основных средств;

по степени использования;

в зависимости от характера участия в хозяйственной деятельности;

по видам.

В зависимости от имеющихся прав на объекты основных средств выделяют:

объекты, принадлежащие организации на правах собственности, (в том числе и сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление);

находящиеся у организации на правах оперативного управления или хозяйственном ведении;

арендованные основные средства, т. е. находящиеся во временном пользовании за определённую плату;

основные средства, полученные организацией в безвозмездное пользование;

основные средства, полученные организацией в доверительное управление.

В учётном отношении все числящиеся на балансе организации объекты основных средств, в том числе временно не используемые, сданные в аренду или лизинг, учитываются как основные средства в эксплуатации. Данная классификация позволяет определить счета и субсчета, необходимые для учета объектов основных средств.

В зависимости от степени использования различают:

действующие в эксплуатации;

в запасе (резерве);

в ремонте;

в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации;

на консервации.

Для определения источника начисления амортизации необходима детализация информации в зависимости от характера участия основных средств в процессах хозяйственной деятельности.

В зависимости от характера участия основных средств в процессах хозяйственной деятельности они подразделяются на:

. производственные;

. непроизводственные;

. жилье.

Главным критерием группировки основных средств по этому признаку является вид деятельности данной организации или её подразделения. При этом классификационной единицей выступает вся совокупность основных средств, числящихся на балансе.

В состав производственных основных средств входят объекты, используемые при осуществлении хозяйственной деятельности. В частности, производственные здания, сооружения, передаточные устройства, силовые машины и оборудование, рабочие машины и оборудование и др.

К непроизводственным основным средствам относятся объекты, предназначенные для обслуживания социально-бытовых и культурных потребностей населения. В частности, здания клубов, дворцов и домов культуры, здания гостиниц, бань, санпропускников и др.

В состав жилья включаются объекты, предназначенные для проживания людей: жилые дома, общежития и пр.

При классификации основных средств по их видам и назначению бухгалтеру следует руководствоваться официально принятой для составления бухгалтерской и статистической отчетности группировкой основных средств. Классификация по видам в зависимости от натурально-вещественного состава и целей является основой аналитического учета основных средств. При определении состава и группировки основных средств по видам (здания, машины, оборудование и др.) необходимо руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов (ОК 013-94), утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации. [11]

Общая структура девятизначных кодов для образования группировок объектов в ОКОФ представлена в виде следующей схемы: X0 0000000 - раздел; XX 0000000 - подраздел; XX XXXX000 - класс; XX XXXX0XX - подкласс; XX XXXXXXX - вид.

Каждому виду основных средств поставлен в соответствие 7-значный код внутри следующих подразделов:

(11) Здания (кроме жилых),

(12) Сооружения,

(13) Жилища,

(14) Машины и оборудование,

(15) Средства транспортные,

(16) Инвентарь производственный и хозяйственный,

(17) Скот рабочий, продуктивный и племенной,

(18) Насаждения многолетние,

(19) Материальные основные фонды, не включенные в другие группировки.

Важное значение в бухгалтерском учёте имеет оценка основных средств, она влияет на определение общей стоимости этой части имущества предприятия, а, следовательно, на величину амортизации, себестоимости продукции, налогов на имущество и прибыль.

Необходимым условием учета основных средств является единый принцип их оценки. Принципы оценки основных средств одинаковы для всех предприятий независимо от форм собственности. При учете объектов основных средств различают первоначальную, восстановительную и остаточную стоимость.

Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости. В соответствии с требованиями налогового законодательства первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов. [1]

Первоначальная (балансовая) стоимость объекта основных средств складывается в момент передачи его в эксплуатацию на данном предприятий. По первоначальной стоимости объект учитывается в течение всего времени его нахождения на предприятии. Учтенная на бухгалтерских счетах первоначальная стоимость основных средств не подлежит изменению, за исключением следующих случаев:

·        переоборудования объекта (расширение, достройка, дооборудование, модернизация, реконструкция), произведенного, как правило, в порядке капитальных вложений;

· при частичной ликвидации объектов основных средств;

·        переоценки основных средств.[17, с. 128-129]

В зависимости от источника поступления основных средств под их первоначальной стоимостью понимается:[15]

стоимость внесенных учредителем основных средств в счет вклада в уставный (складочный) капитал предприятия, которая определяется по договоренности сторон, если иное не установлено законодательством;

стоимость изготовленных на самом предприятии, а также приобретенных за плату у других предприятии и лиц, рассчитываемая как сумма фактических затрат, включая расходы по доставке, монтажу и установке, сооружению или приобретению (за исключением НДС и других возмещаемых налогов);

стоимость обмениваемого имущества, по которой оно 6ыло отражено в бухгалтерском балансе - по полученным в обмен на другое имущество средствам;

стоимость полученных объектов основных средств, поступивших по договору дарения (безвозмездно) в сумме, определенной по рыночной оценке с учетом положений ст. 40 НК РФ, но не ниже устанавливаемой в соответствии с гл. 25 НК РФ остаточной стоимости.

Под восстановительной стоимостью основных средств понимается стоимость воспроизводства основных средств, т. е. приобретения или строительства объектов, исходя из действующих цен на момент ее определения. В действующей практике восстановительная стоимость основных средств определяется путем их переоценки. Организациям предоставлено право осуществлять переоценку в начале года с использованием индексного метода и метода прямой или экспертной оценки основных средств по рыночным ценам.[16]

Стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете (т. е. первоначальную, а после переоценки, проводимой в установленном порядке, - восстановительную), принято называть балансовой стоимостью.

.3 Аналитический учет основных средств

В соответствии с п. 10 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств от 13 октября 2003 года № 91Н единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, т. е. законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми принадлежностями и приспособлениями.

Инвентарные объекты делятся на простые (единичные) и сложные, состоящие из нескольких предметов. Признаком обособления одного вида инвентарных объектов от другого служит выполнение ими самостоятельных функций. В случае наличия у одного объекта нескольких самостоятельных частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией в составе основных средств соразмерно ее доле в общей собственности.

Каждому инвентарному объекту присваивается соответствующий номер. Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период эксплуатации объекта (нахождения в данной организации).

Инвентарные номера по выбывшим объектам основных средств не присваиваются вновь поступившим объектам в течение пяти лет по окончании года выбытия. Такой порядок препятствует возникновению возможных ошибок при отражении операций, относящихся к выбывшим и поступившим объектам.

Инвентарный номер обязательно указывается в первичных документах, которыми оформляется движение данного объекта (поступление, выбытие, внутренне перемещение и др.).

Учёт основных средств в бухгалтерии организуется по классификационным группам в разрезе инвентарных объектов. Например, в инвентарном номере № 15124 первые две цифры показывают, что данный объект основных средств относится к классификационной группе «Средства транспортные», а следующие три - означают его порядковый номер.

Все хозяйственные операции, связанные с движением основных средств, оформляются оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учётные документы должны быть надлежащим образом оформлены, с заполнением всех необходимых реквизитов и иметь соответствующие подписи.

Первичные учётные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

· наименование документа;

·        дата составления документа;

·        наименование организации, от имени которой составлен документ;

·        содержание хозяйственной операции;

·        измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

·        наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

·        личные подписи указанных лиц.[2]

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. В соответствии с Постановлением Государственного Комитета РФ по статистике от 21 января 2003 г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств», к первичным документам учета основных средств относятся следующие документы. [12]

Таблица 1 - Перечень унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств

Номер формы

Наименование формы

ОС-1

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)

ОС-1а

Акт о приеме-передаче здания (сооружения)

ОС-1б

Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)

ОС-2

Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств

ОС-3

Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств

ОС-4

Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)

ОС-4а

Акт о списании автотранспортных средств

ОС-4б

Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)

ОС-6

Инвентарная карточка учета объекта основных средств

ОС-6а

Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств

ОС-6б

Инвентарная книга учета объектов основных средств

ОС-14

Акт о приеме (поступлении) оборудования

ОС-15

Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж

ОС-16

Акт о выявленных дефектах оборудования


Первичные документы типовой формы на движение основных средств полномочна, оформлять комиссия организации, назначаемая его руководителем. Формы бланков, указанных в альбоме унифицированных форм учётной первичной документации, являются рекомендуемыми и могут изменяться. Если в форму требуется внести дополнительные реквизиты, бухгалтер вправе сделать это самостоятельно. Согласно пункту 5 Методических указаний, организация сама может разрабатывать и утверждать формы первичных документов по учету основных средств. Внесение изменений необходимо оформить организационно-правовыми документами (например, приказом руководителя).[5]

Главное, чтобы документы были оформлены по правилам статьи 9 Закона от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». То есть они должны содержать все необходимые реквизиты.

Для обобщения информации о наличии, а также операциях, связанных с движением, строительством, приобретением и выбытием основных средств предназначен активный, инвентарный счёт 01 «Основные средства». По дебету отражается поступление основных средств, по кредиту - их выбытие.

Основные средства учитываются в течение всего срока их полезного использования или обычного операционного цикла в оценке по первоначальной стоимости, периодически трансформирующейся в восстановительную стоимость, на счёте 01 «Основные средства». Их амортизация учитывается параллельно на счёте 02 «Амортизация основных средств». [7]

Аналитический учёт по счёту 01 «Основные средства» ведётся по группам и отдельным инвентарным объектам основных средств. При этом построение аналитического учёта должно обеспечить возможность получения данных о наличии и движении основных средств, необходимых для составления бухгалтерской отчётности (по видам, местам нахождения и т. д. ).

Каждый объект, которому присвоен инвентарный номер должен быть отражен в аналитических регистрах бухгалтерского учета. В регистрах должна быть предусмотрена группировка информации об основных средств по классификационным группам.. По принадлежности - определяет счет (балансовый, забалансовый) и субсчет учета.. По характеру использования - определяет, начисляется ли износ.. По назначению - определяет источник амортизации.. По видам - определяет нормы амортизации, состав и порядок уплаты налогов.

Каждый нижестоящий раздел классификационной группировки основных средств конкретизирует группу раздела более высокой степени обобщения. В учете при организации бухгалтерского регистра возможна более глубокая детализация групп каждого раздела. В качестве регистров аналитического учета основных средств могут использоваться: инвентарные карточки; книги аналитического учета; инвентарные описи.

На счёте 01 «Основные средства» учитываются только основные средства, принадлежащие организации. Арендованные основные средства (независимо от сроков их аренды) учитываются на забалансовом счёте 001 «Арендованные основные средства». Независимо от вида поступления принятие к бухгалтерскому учёту основных средств, а также изменение первоначальной стоимости их при достройке, дооборудовании и реконструкции отражается по дебету счёта 01 «Основные средства» в корреспонденции со счётом 08 «Вложения в во внеоборотные активы».

Конкретный порядок определения первоначальной стоимости основных средств, зависит от способа приобретения (получения) основных средства. В этой связи рассматриваются четыре возможных варианта приобретения (получения) основных средств:

. Приобретение основных средств за плату

. Сооружение основных средств

. Принятие объектов основных средств, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал

. Предоставление организациям объектов основных средств в безвозмездное пользование

Стоимость объектов основных средств, которые выбывают или постоянно не используются для производства продукции, выполнения управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского баланса.

Объекты основных средств могут выбывать в результате:

продажи (реализации) объекта другому юридическому или физическому лицу;

списания в случае морального и (или) физического износа;

передачи объектов основных средств в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций;

ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

передачи по договорам мены, дарения;

по другим причинам.

Для обобщения информации о результатах от реализации и прочем выбытии основных средств и определения финансовых результатов по этим операциям используется счет 91 “Прочие доходы и расходы”. Это операционно-результатный активно-пассивный счет. Аналитический учет по счету 91 “Прочие доходы и расходы” ведется пообъектно.

По дебету счета отражаются остаточная стоимость выбывших объектов, а также понесенные расходы, связанные с их выбытием. В кредит счета относится, выручка от реализации и стоимость материальных ценностей, поступивших в результате ликвидации объекта. Образовавшееся в текущем отчетном периоде сальдо по счету 91 “Прочие доходы и расходы” свидетельствует о финансовом результате операций по выбытию основных средств.

Ликвидация объектов основных средств производится в случаях невозможности или нецелесообразности использования объекта по причине: физического или морального износа; повреждения при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях. На основании утвержденного акта (ОС-4, ОС-4а) производятся записи списания объекта на счетах бухгалтерского учета.

.4 Синтетический учет основных средств

Бухгалтерский учет наличия и движения собственных основных средств ведется на активном инвентарном счете 01 "Основные средства".

Дебетовое сальдо отражает сумму первоначальной стоимости действующих или находящихся в запасе и на консервации основных средств организации, оборот по дебету - поступление, по кредиту - выбытие объектов по различным причинам.

Вся информация о расходах организации, касающихся объектов основных средств, отражается на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы".

Синтетический учёт наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности осуществляет на следующих счетах:

«Основные средства» (активный);

«Амортизация основных средств» (пассивный);

«Прочие доходы и расходы» (активно-пассивный).

Счёт 01 «Основные средства» предназначен для получения информации о наличии и движении основных фондов организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в текущую аренду.

Основные средства, приобретённые за плату у других организаций и лиц, а также созданные в самой организации, отражают:

Дебет 01 /Кредит 08

Основные средства, поступившие от других организаций и лиц безвозмездно, а также в качестве субсидий правительственного органа в соответствии с новым Планом счетов приходуют по:

Дебет /Кредит 98

при этом стоимость безвозмездно принятых основных средств можно отражать на финансовых результатах двумя способами:

в момент принятия основных средств к учёту в первоначальной стоимости;

по мере начисления амортизации по принятым основным средствам.

При выбытии основных средств вследствие продажи, по причине ветхости, морального износа, безвозмездной передачи остаточная стоимость объекта списывается со счёта 01 «Основные средства» в дебет счёта 91 «Прочие доходы и расходы». Кроме того, по дебету счёта 91 отражают все расходы, связанные с выбытием основных средств, а по кредиту - все поступления, связанные с выбытием основных средств (выручка от продажи объектов, стоимость материалов, лома, утиля, полученных при ликвидации объекта).

Таким образом, на счёте 91 «Прочие доходы и расходы» формируется финансовый результат от выбытия основных средств. По окончанию отчётного периода определяют разность между дебетовыми и кредитовыми оборота и по каждому субсчёту счёта 91 и списывают её на счёт 99 «Прибыли и убытки». Превышение дебетового оборота над кредитовым отражают по дебету счёта 99 и кредиту счёта 91, а превышение кредитового оборота над дебетовым - по дебету счёта 91 и кредиту счёта 99.

При выбытии основных фондов накопленная амортизация по объекту списывается в уменьшение его первоначальной стоимости. При этом дебетуют счёт 02 «Амортизация основных средств» и кредитуют счёт 01 «основные средства».

Неучтённые объекты основных средств, выявленные при инвентаризации, приходуются по рыночной стоимости бухгалтерской записью: Дебет 01/Кредит 91

Аналитический учет основных средств ведут по объектам и материально-ответственным лицам.

2. Организация бухгалтерского учета в ООО «НовоПласт»

.1 Организационно- экономическая характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «НовоПласт», именуемое в дальнейшем «Общество», создано в соответствии с Федеральными Законами «Об обществах с ограниченной ответственностью», Официальное наименование Общества:

Полное: общество с ограниченной ответственностью «НовоПласт».

Сокращённое: ООО «НовоПласт».

Юридический адрес Общества: 173518, г. Дзержинск, Нижегородской области, ул. Великая, д. 32, тел. 52-26-18.

Общество является юридическим лицом и свою деятельность организует на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации. Учредитель не отвечает по обязательствам Общества и несёт риск убытков, связанных с деятельностью Общества, в пределах своего вклада в уставный капитал. Принятие новых участников в состав Общества принимается учредителем.

Общество имеет расчётный, валютный и другие счета в банковских учреждениях, круглую печать со своим наименованием, товарный знак (знак обслуживания), эмблему, штампы, бланки и другие реквизиты.

Общество создано с целью извлечения прибыли. Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещённые законодательством Российской Федерации. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещённых федеральными законами.

Общество считается созданным как юридическое лицо. Может создавать филиалы и открывать представительства по согласованию с учредителем. Имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Реализация продукции, выполнение работ и оказание услуг осуществляется по ценам и тарифам, устанавливаемым обществом самостоятельно.

Организационная структура, представляющая собой определенную упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности, создает условия для осуществления предприятием своей деятельности и достижения установленных целей. Она развивается и изменяется под воздействием особенностей стратегии предприятия, его внутренней сложности и изменений во внешней среде. Совершенство организационной структуры управления предприятием во многом зависит от профессиональной и квалифицированной грамотности кадров.

На рисунке представлена организационная структура управления ООО «НовоПласт».

Рисунок 1 - Организационная структура управления ООО «НовоПласт»

Таблица 2 - Основные показатели деятельности ООО «НовоПласт»

Наименование показателей

Значения по годам

Отклонение


2008 год

2009 год


1

2

3

4

1. Объем произведенной (реализованной) продукции в текущих ценах, (тыс. руб.)

22889

33958

+11069

2. Численность работников, всего, в т.ч. рабочих Чел.

49 42

50 42

+1

3. Себестоимость продукции в текущих ценах всего:

272,3

299

+26,7

в т. ч. по элементам затрат: материальные затраты, (тыс.руб.)

 100

 120

+20

расходы на оплату труда, (тыс. руб.)

101

110

+9

отчисления на социальные нужды

26,3

28,6

+2,3

Амортизация, (тыс.руб.)

45

40

-5

5. Прибыль (тыс. руб.)

46

80,9

+34,9


ООО «НовоПласт» - является стабильно развивающимся предприятием. Оно ежегодно наращивает объёмы производства.

В соответствии с учётной политикой ООО «НовоПласт», бухгалтерский учёт на предприятии ведётся главным бухгалтером в соответствии с планом счетов бухгалтерского учёта.

Форма учёта - компьютерная, при использовании программы 1С Бухгалтерия.

ООО «НовоПласт» занимается производством и реализацией полипропиленовых труб и фитингов.

Перечень инвентаризаций, проводимых в ООО «НовоПласт», время проведения, сверка расчётов с поставщиками определяются распоряжениями руководителя с учетом обеспечения сохранности имущества.

Формы оплаты труда - повременная, сдельная.

Учёт товара в ООО «НовоПласт» ведётся по розничным ценам (скидки, накидки), отражается в отчётах отдельной строкой (счет 42 «Торговая наценка»). Выручка от реализации товара определяется по мере поступления денежных средств за товары на расчётный счёт или в кассу организации (лимит кассы 50 000 рублей) и ведётся счёт «Реализация товара». Резервные фонды на предприятии не создаются.

Проверка сохранности имущества предприятия и обеспечения достоверности, данных бухгалтерского учёта и отчётности осуществляется путём проведения обязательных инвентаризаций имущества (не менее двух раз в год) и кредиторская, дебиторская задолженность (финансовые обязательства) в порядке п.п. 14,17 «Положения о бухгалтерском учёте и отчётности в РФ».

В первичных учётных документах для хозяйственных операций должны содержаться реквизиты, перечисленные в ст.9 Федерального Закона от 21.09.96г. № 129 - ФЗ «О бухгалтерском учёте».

Способ амортизации основных средств - линейный, как в бухгалтерском, так и в налоговом учёте.

Предприятие отражает в учёте товар по продажным ценам на счёте 41 «Товары и тара в розничной торговле». Все затраты, связанные с покупкой товаров включаются в их продажную стоимость.

.2 Учет поступления основных средств

К учету, объекты основных средств принимаются по первоначальной стоимости, которая включает сумму фактических затрат на приобретение, сооружения и изготовление, за исключением возмещаемых налогов:

транспортные расходы, погрузо-разгрузочные, зарплата рабочих, командировочные расходы, когда они непосредственно связаны с приобретением и доставкой основных средств;

суммы, уплачиваемые поставщику, в соответствии с договорами;

суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

суммы, уплачиваемые за информационные, консультационные и посреднические услуги, связанные с приобретением основных средств;

сборы, государственные пошлины, и другие аналогичные платежи;

таможенные пошлины и иные платежи;

не возмещаемые налоги;

другие затраты, непосредственно связанные с приобретением, и затраты по доведению основных средств до рабочего состояния.

Операции по приобретению и сооружению объектов основных средств, включая затраты по доставке, по доведению объекта до состояния, пригодного к эксплуатации, отражаются в учете следующим образом:

Дебет 08/Кредит 60, 76

Дебет 19/Кредит 60 - отражен налог на добавленную стоимость, предъявленный поставщиком объектов основных средств к оплате.

Принятие к учету безвозмездно полученных объектов основных средств: Дебет 08/98 - отражена текущая рыночная стоимость безвозмездно полученных объектов основных средств.

При принятии основных средств к бухгалтерскому учету на основании надлежаще оформленных документов суммы, учтенные на счете 08, относятся на счет 01.

Недостача объектов основных средств в учете отражается следующими записями:

Дебет 01/Кредит 01 - отражена сумма первоначальной стоимости;

Дебет 02/Кредит 01 - отражена сумма начисленной амортизации;

Дебет 94/Кредит 01 - отражена сумма недостачи;

Дебет 73/Кредит 94 - сумма недостачи списана на виновное лицо;

Дебет 91/Кредит 94 - сумма недостачи списывается на финансовые результаты организации, если виновное лицо не установлено.

Выбытие объектов основных средств признается в бухгалтерском учете организации на дату единовременного прекращения действия условий принятия их к бухгалтерскому учету. Оно может иметь место при продаже, списании в случае морального и физического износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, передаче в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций, передаче по договорам дарения, недостаче и порче, выявленных при инвентаризации активов и обязательств, частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции, в иных случаях.

В бухгалтерском учете списание объектов основных средств отражается записями:

Дебет 01/Кредит 01 - списана первоначальная (восстановительная) стоимость объектов основных средств;

Дебет 02/Кредит 01 - списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 91/Кредит 01 - остаточная стоимость объектов основных средств списана на операционные расходы организации.

Сумма выручки от продажи объектов основных средств, а также стоимость оприходованных материальных ценностей, полученных от разборки объектов основных средств, учитываются в составе операционных доходов и отражаются по кредиту счета 91, субсчет 1 "Прочие доходы".

Если организация продала основное средство с убытком, то в бухгалтерском учете убыток от продажи признается единовременно в периоде реализации, а в налоговом учете - равными долями в течение оставшегося срока полезного использования.

.3 Учет выбытия основных средств

В соответствии с п.29 ПБУ 6/01 стоимость объекта основных средств, который выбывает или не используется постоянно для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Пунктом 76 Методических указаний установлено, что объекты основных средств могут выбывать из организации в результате:

продажи;

списания в случае морального и физического износа;

ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций, паевой фонд;

передачи по договорам мены, дарения;

передачи дочернему (зависимому) обществу от головной организации;

недостачи и порчи, выявленных при инвентаризации активов и обязательств;

частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции;

в иных случаях.

Для выбытия объектов основных средств(продажи, списания, частичной ликвидации, передачи безвозмездно и др.» к счету 01, может открываться субсчет « выбытие основных средств» операции по выбытию основных средств отражаются в учете следующими записями:

Д сч.01/К сч.01-списывается первоначальная стоимость выбывающего объекта основных средств;

Д сч. 02/К сч.01-списывается сумма накопленной амортизации по выбывающему объекту;

Д сч. 51, 62, 10/К сч. 91- отраженны поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств;

Д сч 91/К сч. 23, 70, 69 и др. - отражены расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств:

Д сч. 91/К сч. 01- списывается остаточная стоимость выбывающего объекта по окончании процедуры выбытия.

Согласно п. 79 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств детали, узлы и агрегаты выбывающего объекта основных средств, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются по текущей рыночной стоимости по дебету счета учета материалов в корреспонденции с кредитом счета учета прибылей и убытков в качестве операционных доходов.

Д сч.10/К сч.91- отражена стоимость ценностей, поступивших после ликвидации основного средства.

По завершении операции по ликвидации необходимо сделать следующую проводку:

Д сч. 99/К сч.91 - выявлен финансовый результат от ликвидации объектов основных средств.

.4 Амортизация основных средств

Под воздействием производственного процесса и внешней среды основные средства изнашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисления износа по установленным нормам. Денежное выражение уменьшения первоначальной стоимости объектами основных средств своих физических и технико-экономических качеств при их использовании называется амортизацией. Иными словами, амортизация - это процесс накопления денежных средств на замену ветшающих объектов путем включения амортизационных отчислений в издержки производства.[17, с. 138-145]

Амортизация начисляется по инвентарным объектам основных средств, учитываемым на балансе организации. Эти объекты могут находиться в организации на правах собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.

Чтобы рассчитать ежемесячную сумму амортизации, кроме срока службы основного средства, нужно знать также его первоначальную стоимость. Как ее определять в бухгалтерском учете, разъясняет пункт 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств». А порядок определения первоначальной стоимости основных средств в целях налогообложения излагается в статье 257 Налогового кодекса РФ.

Амортизация основных средств, подлежащая отражению в учете, определяется ежемесячно, исходя из установленных согласно действующему законодательству норм амортизационных отчислений на полное их восстановление. Амортизация начисляется с момента ввода объекта в эксплуатацию и до его выбытия.

И в бухгалтерском, и в налоговом учете амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, когда основное средство было введено в эксплуатацию. Амортизация на выбывший объект основных средств начисляется даже в том случае, если этот объект был списан с 6аланса предприятия в середине месяца.

Статьей 258 НК РФ предусматривается, что для целей налогообложения объекты основных средств распределяются по 10 амортизационным группам в соответствии со сроками их полезного использования. Для каждой группы установлен максимальный и минимальный срок полезного использования.[9]

Эти сроки определяются налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию того или иного объекта в пределах интервала, установленного Налоговым кодексом для соответствующей группы, на основании Классификации основных средств, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года № 1.[3]

Сроки, указанные в Классификации, необходимо использовать только в целях налогообложения. В отличие от налогового учета, в котором определены нижние и верхние границы срока полезного использования основных средств, в бухгалтерском учете этот срок никак не регламентируется. Поэтому в бухучете организация может устанавливать срок полезного использования по своему усмотрению. Так сказано в пункте 20 ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Однако рекомендуется устанавливать для бухгалтерского учета те же сроки, которые выбраны для налогового.[19]

Таким образом, зная срок полезного использования и первоначальную стоимость основного средства, можно рассчитать сумму его ежемесячной амортизации. Это можно сделать разными способами.

Согласно «Методическим указаниям по 6ухгалтерскому учету основных средств» амортизация начисляется линейным способом, способом уменьшаемого остатка; способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного действия; способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).[5]

В ООО «НовоПласт» амортизация в бухгалтерском и налоговым учете начисляется линейным способом.

При линейном способе годовая норма амортизации определяется в обычном порядке исходя из количества лет полезного использования объекта (1/Т*100%). Годовая сумма амортизации определяется путем умножения первоначальной (восстановительной) стоимости на годовую норму амортизации.

Рекомендуется начислять амортизацию и в бухгалтерском, и в налоговом учете линейным методом. Тогда данные бухгалтерского и налогового учета во многом будут совпадать, а, значит, работы у бухгалтера уменьшится. К тому же этот способ - самый простой.[19]

Для обобщения информации об амортизации объектов основных средств, принадлежащих организации на правах собственности или досрочного арендуемых им, накопленной за время их эксплуатации, предназначен счет 02 «Амортизация основных средств».

Аналитический учет по счету 02 «Амортизация основных средств» ведется по видам (группам) и отдельным инвентарным объектам основных средств. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения данных об амортизации основных средств, необходимых для управления организацией и составления бухгалтерской отчетности. Сумма амортизации по долгосрочно арендуемым объектам выделяется в бухгалтерском учёте отдельно.

Амортизационные отчисления, произведённые по объектам основных средств, отражаются в бухгалтерском учёте в том отчётном периоде, к которому они относятся, и начисляются независимо от результатов деятельности организации в этом периоде.

Таблица 3 - "Основные средства ООО «НовоПласт» и начисленная амортизация»

Наименование основных средств

2008 год

Начисленная амортизация в 2009 год


Первоначальная стоимость

Начисленная амортизация

Остаточная стоимость


1.Здание ООО "Новопласт"

2328775

698632

1630143

77625

2. Цех

85539

25661

59878

2851

3. Склад

68100

20430

2270

4. Офис

179904

53971

125933

5997

5. Магазин 1

318184

95455

222729

10606

6. Магазин 2

234990

70497

164493

7833

7. Станок

20000

19900

100

0

8. Ксерокс

20000

7000

13000

0

Итого:

3255492

991546

2263946

107182


.5 Инвентаризация основных средств

Порядок проведения инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерском учете регулируется «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств». [8]

Цель инвентаризации - подтвердить наличие основных средств в натуре по местам их эксплуатации или местонахождения по данным бухгалтерского учета.

Инвентаризация основных средств является обязательной процедурой в следующих случаях:

при реорганизации предприятия (слияние, разделение, присоединение, выделение, преобразование) на дату составления бухгалтерского баланса);

при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

после стихийных бедствий (немедленно после их окончания);

перед составлением годового отчета (не ранее 1 октября);

при выявлении фактов хищения, а также порчи такого имущества (сразу после установления таких фактов);

в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или нормативными актами Министерства финансов РФ.

Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а книжного фонда библиотек - один раз в пять лет.

Другие сроки проведения инвентаризации вправе устанавливать руководитель предприятия. Он же определяет состав инвентаризационной комиссии.

Перед проведением инвентаризации уточняется и правильность оформления первичной учетной документации по наличию и движению основных средств (инвентарные карточки или книги, технические паспорта, акты приема-передачи и т. п.).

Материально ответственные лица в письменной форме должны подтвердить, что все приходные и расходные документы на основные средства сданы в бухгалтерию. Принятые объекты оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Такой подход в дальнейшем позволит избежать возможных конфликтов между членами инвентаризационной комиссии и лицами с материальной ответственностью.

Фактическое наличие и техническое состояние объектов устанавливаются членами инвентаризационной комиссии совместно с материально ответственными лицами путем непосредственного осмотра по месту нахождения.

Итоги проверки заносятся в инвентаризационные описи (ф. № инв.-1) ручным способом или средствами вычислительной техники в разрезе каждого наименования объекта, с обязательным указанием их инвентарного номера.

Неучтенные основные средства, а также основные средства, по которым выявлена недостача, записываются в отдельную инвентаризационную опись (ф. № инв.-18).

На основные средства, используемые предприятием на условиях аренды, независимо от ее характера (краткосрочная или долгосрочная), составляется отдельная инвентаризационная опись в двух экземплярах. Один экземпляр остается у предприятия, а другой высылается в адрес арендодателя.

Объекты, которые в учете относятся к активной части основных средств (машины, оборудование, транспортные средства), показываются в инвентаризационной описи с подробной расшифровкой их технической характеристики и заводского инвентарного номера.

Оформленные соответствующим образом инвентаризационные описи комиссия передает в бухгалтерию для составления сличительной ведомости. Данная ведомость включает только те объекты, по которым имеются расхождения с бухгалтерской информацией.

Возможен вариант, при котором материалы результатов инвентаризационной комиссии с учетом ее предложений оформляются соответствующим протоколом. Он утверждается руководителем организации.

На основании приказа руководителя по материалам инвентаризационной комиссии в бухгалтерии составляются записи по результатам инвентаризации.

В ООО «Новопласт» в январе проведена инвентаризация, в результате которой выявлена недостача ксерокса. Первоначальная стоимость ксерокса 20 000 руб., начисленная амортизация равна 7 000 руб. Рыночная стоимость объекта 22 000 руб. В бухгалтерском учете недостача была отражена следующим образом:

а) Д-т 02/К-т 01 - 7 000 руб. - на сумму начисленной амортизации

б) Д-т 91/2 К-т 01 13 000 руб. - на сумму остаточной стоимости и одновременно Д-т 94 К-т 91/1 - 13 000 руб.

в) Списываем недостачу на виновное лицо:

Д-т 73/2 К-т 94 13 000 руб. - на сумму остаточной стоимости

Д-т 73/2 К-т 98/4 9 000 руб. - на разницу между рыночной и остаточной стоимостью

г) Д-т 50/К-т 73/2 - 4800 руб. - внесено в кассу в погашение недостачи Одновременно доля расходов будущих периодов списывается на внереализационные доходы.

000 : 22 000 * 4 800 = 1964 руб. Д-т 98/4 К-т 91/1.

3 Пути совершенствования учета основных средств в ООО «НовоПласт»

Для совершенствования учета основных средств рекомендуется проведение следующих мероприятий:

1.   Необходимо разработать рациональную систему документооборота;

Кроме того, необходимо усилить контроль за своевременным и правильным оформлением документации с заполнением всех обязательных реквизитов в них. Исправления должны быть оговорены в обязательном порядке лицом, сделавшим исправления в документе. Для устранения арифметических ошибок целесообразно автоматизировать бухгалтерский учет с использованием персональных компьютеров и современного программного обеспечения.

Рассмотрим данные мероприятий боле подробно.

Все хозяйственные операции, связанные с движением основных средств, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых обеспечения контроля за сохранностью основных средств. В ООО «НовоПласт» необходимо организовать инвентарный учет.

Пообъектный учет основных средств ведется бухгалтерской службой организации на инвентарных карточках учета основных средств.

Инвентарные карточки могут группироваться в картотеке применительно к Общероссийскому классификатору основных фондов, а внутри разделов, подразделов, классов и подклассов - по месту эксплуатации (структурным подразделениям организации).

Если основные средства однотипны, одинаковы по стоимости и приняты одновременно, то может быть составлен общий акт. Если совершается ввод в действие отдельных объектов, который требует составления других документов, документ на оприходование, первоначальная стоимость, срок полезного использования, принятый по объекту, способ начисления амортизации, норма амортизации, освобождение от начисления амортизации (если оно имеет место), а также индивидуальные особенности объекта. Инвентарные карточки, как правило, составляются в одном экземпляре и находятся в бухгалтерской службе.

Инвентарные карточки рекомендуется открывать на основные средства, принятые в аренду, для осуществления их забалансового учета в бухгалтерской службе организации-арендатора.

. В целях обеспечения сохранности должен быть организован соответствующий учет объектов основных средств в местах их эксплуатации.

. Также на предприятии необходимо организовать ведение налогового учета в части амортизационных отчислений.

Главная задача налогового учета - сформировать полную и достоверную информацию о каждой хозяйственной операции в целях налогообложения. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно. Порядок ведения учета должен быть закреплен в учетной политике организации. Подтверждением данных налогового учета являются первичные документы, регистры налогового учета и расчет налоговой базы. Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и любых машинных носителях.

Суммы начисленной амортизации для налогового учета ежемесячно следует отражать в аналитических регистрах, разработанных и утвержденных организацией самостоятельно, например, в регистре "Амортизация амортизируемого имущества". В бухгалтерском учете эти суммы начисленной амортизации отражаться никак не будут. МНС России предложило вариант ведения налогового учета и привело некоторые формы аналитических регистров налогового учета. Организации смогут использовать в своей деятельности разработки МНС разработать регистры учета или воспользоваться регистрами, рекомендуемыми МНС для исчисления прибыли. Регистр формируется для определения суммы амортизационных отчислений по объектам основных средств, необходимой при формировании прямых и прочих расходов, признаваемых в текущем (налоговом) периоде для целей налогообложения.

Записи в Регистре производится по каждому факту начисления амортизации ежемесячно нарастающим итогом по каждому объекту основных средств, отчетные данные формируются путем суммирования показателей с начала налогового периода до отчетной даты. Введение регистра должно обеспечивать возможность группировки информации отдельно по суммам. На основе соответствующих данных бухгалтерского и оперативного учета, а также технической документации может быть организован оперативный контроль за использованием основных средств.

В целях расширения производства и увеличения прибыли руководство ООО «НовоПласт» в 2010 году планирует открыть новую линию производства трехслойных труб, армированных стекловолокном. Данная продукция призвана облегчить труд монтажников, значительно ускорить монтаж и обеспечить экономию материала. А также планируется выпуск аксессуаров для монтажа теплоизоляции (зажимы, клей, алюминевая лента на бумажной основе).

Одним из важных путей совершенствования бухгалтерского учета является введение дополнительного контроля со стороны руководства предприятия. Просмотр руководителем бухгалтерских документов, изучение им нормативных актов, действующих в данной области позволит более рационально расходовать средства на приобретение основных средств, тратить меньше времени на убеждение руководства в необходимости приобретения того или иного объекта, повысить дисциплину использования основных средств сотрудниками предприятия.

. Нужно ввести анализ эффективности использования основных средств по данным бухгалтерского учета под непосредственным контролем руководителя предприятия. При этом руководитель будет получать более полную картину состояния дел на своем предприятии.

. Следующее из направлений совершенствования организации бухгалтерского учета основных средств является ориентация на Международные стандарты учета и отчетности.

Полное внедрение Международных стандартов учета позволит повысить качество учета основных средств и контроля за учетом. В то же время, предприятие получит более гибкую и обоснованную систему учета с возможностью учета особенностей его деятельности.

В таком случае можно предложить помимо введения стандарта на формы по первичному учету основных средств в условиях ведения бухгалтерского учета на компьютере, ввести стандарт на программное обеспечение бухгалтерского назначения.

Полагаю, что органом, компетентным для разработки такого решения может являться Минфин РФ в сотрудничестве с Комитетом по информатизации при президенте РФ.

Главное, что нужно учесть при разработке стандарта - возможность его изменения по мере совершенствования системы бухгалтерского учета и предоставление простора для улучшения программного обеспечения, чтобы не свернуть конкуренцию между фирмами, работающими в этой области.

амортизация основной средство синтетический

Заключение

Учёт основных средств - очень важное направления в бухгалтерском учёте. Получение достоверной информации об имуществе предприятия обретает первостепенную важность именно сейчас, на этапе становления и развития рыночных отношений, поскольку именно основные фонды являются основой хозяйственной деятельности любой организации.

В настоящее время предприятия получают возможность проявления инициативы в области постановки и ведения бухгалтерского учёта основных средств, что требует от бухгалтеров больших знаний для оптимизации учёта. Сегодня появляется всё больше и больше фирм, занимающихся разработкой и распространением интегрированных программ автоматизации бухгалтерского учёта в целом, и основных средств в частности, что позволяет избавиться от многих трудностей учёта основных средств.

Автоматизация учета основных средств отличается тем, что здесь наблюдается стабильность информации. Для автоматизации учета основных средств применяются коды:

1.      синтетических счетов и субсчетов аналитического учета;

2.      структурных подразделений предприятия;

.        инвентарных объектов;

.        норм амортизационных отчислений;

.        бухгалтерских операций и др.

При автоматизации учета основных средств используются типовые межотраслевые формы первичных документов.

Особенностью организации автоматизированного учета является создание постоянного файла (массива) информации, соответствующего картотеке инвентарных объектов. По данным первичных документов фиксируется движение основных средств амортизационного фонда. В результате обработки получают отчетные разработки, ведомости движения основных средств по счетам. На их основе получают оборотную ведомость основных средств по местам нахождения и эксплуатации, расчет амортизационных отчислений, ведомость амортизационных отчислений по кодам производственных затрат и начисления износа основных средств, обеспечивающих проведение инвентаризации, составление баланса и форм периодической и годовой отчетности.

В работе изложенные теоретические и практические вопросы, касающиеся основ учета основных средств, даны рекомендации по его совершенствованию.

В первом разделе раскрыты теоретические правовые вопросы, даны определения, классификация и оценка основных средств, рассмотрен аналитический и синтетический учет основных средств.

Во втором разделе работы изложена организационно-экономическая и правовая характеристика ООО «НовоПласт», описан бухгалтерский учет выбытия, поступления и амортизации основных средств на исследуемом предприятии.

В третьей главе предложены рекомендации по улучшению и совершенствованию бухгалтерского учета основных средств.

Список используемой литературы

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ

2. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996 г. № 129- ФЗ (в редакции федерального закона от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ).

3. Постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".

4. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 06 июля 1999 г. № 43н.

5. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 13 октября 2003г. № 91н.

6. Положение по бухгалтерскому учёту „Учёт основных средств“ (ПБУ 6/01). Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 30 марта 2001 г. № 26н (в ред. Приказов Минфина РФ от 18.05.2002 N 45н, от 12.12.2005 N 147н, от 18.09.2006 N 116н, от 27.11.2006 N 156н).

План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н <../LIB122/z24339.htm>. (в ред. Приказов Минфина РФ от 07.05.2003 N 38н, от 18.09.2006 N 115н).

1. Приказ Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. N 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

2. О порядке начисления амортизации на объекты основных средств. Письмо Министерства финансов от 2 июня 2006 г № 07-05-06-11/135.

3. Методические рекомендации по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ. Утверждены приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 26 февраля 2002 г. № БГ-3-02/98.

4. Общероссийский классификатор основных фондов (ОК 013-94). Утвержден постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994г. №359 (в редакции изменений 1/98 от 14.04.1998г.).

5. Постановление Государственного Комитета РФ по статистике от 21 января 2003 г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».

6. Бакаев А. С. Некоторые вопросы бухгалтерского учёта // Бухгалтерский учёт - № 3, 2007. - с. 6-8

7. Бухгалтерский учёт/ под ред. профессора П.С. Безруких. - 4-е изд.перер.и доп - М.: Бухгалтерский учёт, 2002. - 719с.

8. Елина Л. А. Оценка основных средств // Главбух. - № 1, 2002. - с. 16-20

9. Лунев С. С. Отражение в бухгалтерском учёте изменения стоимости объектов основных средств в результате переоценки // Главбух. - №6, 2006. - с. 18 -20

10.Середа К. Н. Бухгалтерский учёт в строительстве. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 448с.

11.Середа Т. П., Середа К. Н. Все основные бухгалтерские проводки. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 432с.

12.Семенова Ю.С. Амортизация основных средств, приобретенных в 2002 году // Главбух - №7, 2008. - с. 13-14.

Бочкарева И.И. Бухгалтерский учет <http://xoob.ru/id189114.html>.- М: Проспект, 2007

Семенихин В.В. Бухгалтерский учет и отчетность. Кратко и доступно <http://xoob.ru/id86968.html>- Эксмо, 2007.

Приложение А

 

Счет 01 «Основные средства»

Наименование операции

Корреспондирующие счета

 


Дебет

Кредит

 

1.Поступление ОС от учредителей в качестве вклада в уставный капитал



 

1.1. Отражены ОС, как взнос в уставный капитал

75

85

 

1.2. Оприходованы ОС, поступившие от учредителей

01/1

75

 

2.Приобретены не требующие монтажа ОС, предназначенные для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, не освобожденных от уплаты НДС (кроме легковых автомобилей, земельных участков и объектов природопользования), за счет собственных источников средств*



 

2.1. Образован фонд накопления для приобретения ОС**

81

88/3

 

2.2.Перечислено юридическим лицам за ОС, в том числе в порядке предоплаты

60, 61

51

 

2.3.Оплачен счет транспортной организации за доставку ОС

76

51

 

2.4. Получены ОС



 

2.4.1.Затраты, включаемые в первоначальную стоимость (вместе с доставкой, оплатой комиссионных и посреднических услуг и т.д.) без НДС

08/4

60, 61, 76

 

* ОС, используемые при изготовлении продукции и осуществления операций, освобожденных от уплаты НДС, отражаются в учете по стоимости приобретения, включая сумму уплаченных налогов. ** В плане рекомендации.

 

2.4.2. НДС

19/1

60, 61, 76

2.5. ОС приняты на балансовый учет



2.5.1. Оприходование ОС

01

08/4

2.5.2. НДС списывается на расчеты с бюджетом

68

19/1

2.5.3.Отражение использованного фонда накопления

88/3

88/4

2.6. Перечисленная предоплата относится на счет расчетов с поставщиками

60

61

3.Приобретены не требующие монтажа ОС, предназначенные для непроизводственных целей (за счет собственных источников), а также служебные автомобили



3.1.Образован фонд накопления для приобретения ОС

81

88/3

3.2.Перечислено юридическим лицам за ОС, в том числе в порядке предоплаты

60, 61

51

3.3.Оплачен счет транспортной организации за доставку ОС

76

51

3.4.Получены ОС



3.4.1.Первоначальная стоимость (см.2.4.1. без НДС)

08/4

60, 61, 76

3.4.2.НДС

19/1

60, 61, 76

3.5. ОС приняты на балансовый учет



3.5.1. Оприходование ОС

01

08/4

3.5.2. НДС списан за счет источников покрытия (финансирования)

88/4, 96

19/1

3.5.3. Отражение использования фонда накопления

88/3

88/4

3.6. Отражен налог на приобретение транспортных средств

08

67

3.7 .Уплачен налог на приобретение транспортных средств

67

51

3.8. Перечисленная предоплата относится на расчеты с поставщиками

60

61

4. Приобретены земельные участки и объекты природопользования*



4.1. Перечислено юридическим лицам

76

51

4.2.Оформлено приобретение объектов



4.2.1.Земельных участков

08/1

76

4.2.2.Объектов природопользования

08/2

76

4.3.Земельные участки и объекты природопользования приняты на балансовый учет

01/1

08/1, 08/2

5. Приобретены ОС у физического лица



5.1. Оформлен договор купли-продажи

08/4

76

5.2.Перечислено продавцу на счет в сбербанке или выдано наличными

76

51, 50

5.3. Оприходованы ОС

01/1

08/4

6. ОС получены безвозмездно от юридического лица



6.1. Первоначальная (восстановительная) стоимость

01/1

87/3, 88/4

6.2. Износ

87/3, 88/4

02

6.3. Расходы по доставке безвозмездно полученных ОС за счет чистой прибыли или фондов принимающей стороны

81 и др.

23, 50, 60, 67, 69, 70, 71, 76

6.4. Начислен налог на прибыль по безвозмездно полученным ОС

81

68

7. Объекты ОС, построенные хозяйственным способом



7.1. Списаны материалы на строительство

08/3

10

7.2. Отражен износ МБП, используемых при строительстве

08

13

7.3. Начислена заработная плата рабочим

08/3

70

7.4. Произведены отчисления от заработной платы рабочих в государственные фонды социального страхования и обеспечения

08/3

69

7.5. Оприходование (ввод в эксплуатацию) созданных объектов ОС (по первоначальной) стоимости



1-я операция

46

08

2-я операция

01

46

8. Объекты ОС построены подрядным способом



8.1.Акцептован счет строительно-монтажной организации

08/3

60

8.2. Оплачен счет подрядной строительно-монтажной организации

60

51

9. Начислен износ ОС

23, 25, 26, 29, 43, 44

02

10. ОС переведены в состав МБП



10.1.Первоначальная (восстановительная) стоимость

12

01/1

10.2. Износ

02

13

10.3.Доначисление износа

20, 26, 44

13

11. ОС переданы подразделению предприятия при его выделении на самостоятельный баланс



11.1. Первоначальная (восстановительная) стоимость

79/1

01

11.2. Износ

02/1

79/1

12. ОС переданы в текущую краткосрочную аренду



12.1. Первоначальная (восстановительная) стоимость

01/2

01/1

12.2. Начислен износ арендодателем

80

02/2

12.3. Начислена арендная плата за отчетный период у арендодателя

76

80

12.4. НДС по арендной плате

76

68

12.5. Получена арендная плата

51

76

13. Произведена переоценка ОС



13.1. Увеличение балансовой стоимости ОС производственного назначения до восстановительной стоимости

01/1

87/1

13.2. Уменьшение балансовой стоимости ОС производственного назначения до их восстановительной стоимости

87/1

01/1

13.3. Увеличение балансовой стоимости ОС непроизводственного назначения до их восстановительной стоимости

01/1

88/4

13.4. Уменьшение балансовой стоимости ОС непроизводственного назначения до их восстановительной стоимости

88/4

01/1

13.5. Индексация износа ОС производственного назначения

87/1, (02/1)

02/1, (87/1)

13.6.Индексация износа ОС непроизводственного назначения

88/4, (02/1)

02/1, (88/4)


Приложение Б

 

Счет 02 «Износ основных средств»

Наименование операции

Корреспондирующие счета


Дебет

Кредит

1.Начислен износ ОС



1.1.Производственных, находящихся:



1.1.1.В общехозяйственном пользовании

26

02/1

1.1.2.В общепроизводственном использовании

25

02/1

1.1.3.Во вспомогательном производстве

23

02/1

1.1.4.В обслуживающих производствах

29

02/1

1.2.Социальной сферы

81,88/4

02/1

1.3.Торговых, снабженческих, сбытовых фирм

44

02/1

1.4.Используемых в процессе сбыта (реализации)

43

02/1

1.5.В текущей аренде

80

1.6.Жилищного фонда

014


1.7.Внешнего благоустройства и других аналогичных объектов

015


2.Начислен износ ОС, используемых при освоении производства

32

02/1

3.Списан износ ОС



3.1. Ликвидированных

02/1

47

3.2. Реализованных

02/1

47

3.3.Переданных безвозмездно

02/1

47

3.4.Переданных в качестве взноса в уставный капитал другой фирмы

02/1

47

4.Сумма износа при переводе ОС в состав МБП

02/1

13

5.Индексация износа ОС при их переоценке



5.1.Производственного назначения:



увеличение

87/1

02/1

уменьшение

02/1

87/1

5.2.Непроизводственного назначения:



увеличение

88/4

02/1

уменьшение

02/1

88/4


Приложение В

 

Учет ремонта объектов основных средств производственного назначения.

Ремонт объекта основных средств (например машин, оборудования, транспортных средств и т.п.) осуществляется хозяйственным способом. Организация для проведения предстоящих ремонтов создает ремонтный фонд. Это имеет следующее отражение на счетах бухгалтерского учета:

№ п/п

Содержание хозяйственных операций

Дебет

Кредит

1.

Отражено создание резерва на проведение ремонтных работ по объектам основных средств (ремонтный фонд)

20

89-1

2.

Отражена стоимость поступивших и оприходованных материалов без учета НДС

10-1

60

3.

Отражена сумма НДС по приобретенным материалам

19-3

60

4.

Оплачено поставщику за поступившие материалы (включая НДС)

60

51

5.

Отражена стоимость поступивших и оприходованных запасных частей без учета НДС

10-5

60

6.

Отражена сумма НДС по приобретенным запасным частям

19-3

60

7.

Оплачено поставщику за поступившие запасные части (включая НДС)

60

51

8.

Отпущены материалы на ремонт объекта ОС

89-1

10-1

9.

Отпущены запасные части на ремонт объекта ОС

89-1

10-5

10.

Начислена зарплата работникам, выполнявшим ремонт объекта ОС

89-1

70

11.

Удержан подоходный налог из начисленной зарплаты

70

68-1

12.

Начислены взносы на социальное страхование от фонда зарплаты

89-1

69-1, 69-2, 69-3, 69-4

13.

Отнесены на расчеты с бюджетом суммы НДС, уплаченные при приобретении материалов и запасных частей

68-4

19-3

14.

Выплачена из кассы зарплата, начисленная работникам

70

50

15.

Перечислены налоги и взносы от зарплаты работников

68-1, 69-1, 69-2, 69-3, 69-4

51



Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!